И скучно и грустно — Лермонтов: стихотворение, читать стих Михаила Лермонтова
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка…
Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова
В поздний период творчества Лермонтов заново переосмыслил свою жизнь и ее результаты. Его творчеству всегда были присущи мотивы одиночества и тоски. Постепенно к ним примешивается излишняя самокритичность и пессимизм в оценке собственной деятельности. Плодом мучительных размышлений стало стихотворение «И скучно, и грустно», написанное в 1840 г., незадолго до трагической гибели поэта.
В произведении продолжают свое развитие идеи, изложенные Лермонтовым в «Герое нашего времени». Оно вполне может являться искренним монологом Печорина. На этот раз поэт переносит душевное состояние своего персонажа на себя. Стихотворение можно считать своеобразным признанием поэта в том, что все качества вымышленного героя применимы к нему самому.
Лермонтов рано охладел к жизни. Юношеские надежды и мечты были отравлены непониманием окружающих. Он стремился к лучшему, над ним смеялись и презирали. Осквернение памяти Пушкина, которого поэт буквально боготворил, нанесло серьезный удар по мировосприятию поэта. Гневная защита своего учителя окончательно рассорила поэта с обществом. Высший свет считал его опасным и неблагонадежным человеком. Лермонтов все больше замыкался все себе. Его творчество приобретает мрачный и зловещий характер. Возникает тщательно разрабатываемая тема демонизма.
«И скучно, и грустно» — итог серьезного самоанализа. Презирая общество, Лермонтов все же не мог избавиться от влияния его оценок. Он считал, что не смог даже приблизиться к славе Пушкина.
Критика его произведений подкрепляла это ошибочное мнение. Поэт убежден, что стал неудачником. Это породило в нем безверие в собственные силы. Он потерял цель и смысл жизни. Ему больше нечего желать и не к чему стремиться. Страсти больше не имеют над ним власти, так как имеют преходящий характер («вечно любить невозможно»).
Развивая собственную мысль, поэт отрицает свой вклад в поэзию («все там ничтожно»). Высокие цели остались в мечтах, впереди – неизбежная старость и смерть.
Лермонтову было всего лишь 27 лет в момент написания этого стихотворения. Безусловно, он находился в состоянии глубокого душевного кризиса. Лишь после смерти поэта его творчество было оценено по достоинству и приравнено к гению Пушкина. «И скучно, и грустно» — трагическая исповедь талантливого человека, доведенного обществом до крайней степени пессимизма и отчаяния.
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — И скучно и грустно на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
rustih.ru
Анализ Стихотворения Лермонтова «И скучно и грустно…»
Стихотворение «И скучно и грустно…».
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «И скучно и грустно…» было написано М.Ю. Лермонтовым в 1840 году. В этом произведении поэт выразил настроение передовых, мыслящих людей эпохи тридцатых годов, живших в атмосфере трагических противоречий, безвременья, общественного застоя, кризиса вечных ценностей.
Основная тема произведения — размышления о времени и о себе, своем поколении и об отношении к жизни. Стихотворение мы можем отнести к гражданской и философской лирике. Оно построено в виде лирического монолога, напоминающего нам элегию, хотя В.Г. Белинский называл «И скучно и грустно…» сатирой, считая, что это стихотворение стоит в одном ряду с «Думой».
В этом произведении поэт вновь создает образ «героя своего времени», выступая от лица целого поколения. Лирический герой Лермонтова уже не является романтиком, противопоставившим свой внутренний мир и свои жизненные ценности пошлым интересам толпы. Теперь этот герой — реалист, беспощадно анализирующий состояние собственной души, это фигура, отличающаяся скептическим взглядом на мир и на человека в целом. В этом стихотворении звучит мотив безверия, душевной усталости, разочарования человека в жизни.
В первой строфе герой говорит о своем одиночестве, бесполезно прожитой жизни:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды….
Желанья!., что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Затем он размышляет о любви и понимает обреченность ее: «вечно любить невозможно». В себе же он не находит ни любви, ни радости, ни мук. Все желания его мелки, ничтожны, никчемны. Страсти сгорают, побежденные силой холодного рассудка. В финале стихотворен ия разочарование лирического героя в жизни достигает своего апогея: сама жизнь оказывается «пустой и глупой шуткой». Совмещение бытового плана и философских раздумий достигается в произведении использованием и разговорной, и высокой лексики: «И некому руку подать», «что пользы…», «там прошлого нет и следа»; «В минуту душевной невзгоды», «сладкий недуг».
Таким образом, это стихотворение — беспощадный суд героя над самим собой и собственной жизнью. «Страшен этот глухой, могильный голос подземного страдания, нездешней муки, этот потрясающий душу реквием всех надежд, всех чувств человеческих, всех обаяний жизни! От него содрогается человеческая природа, стынет кровь в жилах, и прежний светлый образ жизни представляется отвратительным скелетом… Это не минута духовной дисгармонии, сердечного отчаяния: это похоронная песня всей жизни!
Стихотворение написано сочетанием пятистопного и четырехстопного амфибрахия. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («сладкий недуг», «с холодным вниманьем»), метафору и риторические вопросы («что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка»), риторические восклицания и лексический повтор («А годы проходят — все лучшие годы!»), многосоюзие и ряды однородных членов («И радость, и муки, и все там ничтожно…»).
Таким образом, в этом произведении поэт говорит от лица целого поколения. Это было отмечено В.Г. Белинским, увидевшим в герое этого стихотворения Печорина.
Здесь искали:
- анализ стихотворения и скучно и грустно
- и скучно и грустно анализ
- анализ стихотворения лермонтова и скучно и грустно
sochineniye.ru
Анализ стихотворения «И скучно и грустно» Михаила Лермонтова
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Михаил Лермонтов
- И скучно и грустно
Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.
Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества, так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.
Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».
Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.
Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы. Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.
Анализы других стихотворений
И скучно и грустно
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят – все лучшие годы!
Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг –
Такая пустая и глупая шутка…
1840
- Анализ стихотворений русских поэтов
- Михаил Лермонтов
- И скучно и грустно
45parallel.net
Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно 9 класс
Михаил Юрьевич Лермонтов – один из самых талантливых поэтов 19 века. Его произведения изучаются по сей день и, вероятно, никогда не устареют. Читая произведения этого великого поэта, можно увидеть настоящую исповедь человека, все стихотворения являются личными историями, в них скрывается его переживания, душа. Мотив одиночества и тоски как нельзя близок Лермонтову. Многие произведения посвящены этой теме. Михаила Юрьевича можно также назвать последователем Пушкина, он всегда восхищался творчеством и позицией Александра Сергеевича. И после смерти своего кумира написал стихотворение «Смерть поэта», где выразил свое негодование и протест.
Возвращаясь к теме одиночества и тоски, нельзя не упомянуть стихотворение «И скучно и грустно», которое было написано за год до смерти Лермонтова. В данном произведении автор подводит итоги своей жизни, выражает личную грусть и одиночество. Он считает, что «некому руку подать», возле него нет человека, который бы смог помочь и поддержать. Лирический герой выражает разочарование в мире и в людях, совершенно не видит счастья в жизни.
Композиция: стихотворение состоит из трех четверостиший. Постепенно увеличивается грусть, чувства, унынье лирического героя. Размер произведения – амфибрахий. В своем произведении автор практически не использует эпитеты. Основное ударение устанавливается на постановке знаков препинания. Риторические вопросы выражают всю безысходность героя, непонимание окружающего мира. Жанром произведения является философская лирика. Главная мысль – жизнь поэта пуста и бесполезна в его понимании, он выражает грусть и уныние, для него окружающий мир жесток. Автор презирает своих современников, не видит счастья и смысла, а также выражает протест против окружения. Данное стихотворение можно назвать своеобразной исповедью одинокого человека. Произведение наполнено чувством грусти, мы слышим тихий зов уставшего человека, который больше не может бороться.
Стихотворение отображает чувства, переживания автора. Он «изливает» душу перед читателем, рассуждает о своей жизни, подводит итог. Данное произведение было написано за год до смерти Лермонтова и относится к его зрелой лирике. Михаил Юрьевич делится своими мыслями, высказывает негодование, видно, что он так и не определился и все еще мечется на своем жизненном пути. Многие называют стихотворение «И скучно и грустно» своеобразной исповедью великого человека, где он открывает свои искренние чувства и переживания. Михаил Юрьевич Лермонтов – выдающийся русский писатель, невероятно талантливый человек, но при этом он чувствовал себя «лишним» в своем мире и той эпохе.
Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова
Стихотворение «И скучно, и грустно». Анализ. Знаменитый писатель – Михаил Юрьевич Лермонтов, известен своими великолепными произведениями и стихами. Стихотворение «И скучно, и грустно» — яркий пример его перв, умения выразить свои эмоции и чувства на бумаге, через многочисленные литературные приёмы. Что же хотел сказать этим стихотворением поэт? Это стихотворение Михаил Юрьевич написал за год до своей смерти. Оно носит лирический характер, автор как бы размышляет о всей своей жизни, подводит неутешительные итоги.
Если в начале своего творчества, герой произведений Лермонтова – романтический, то в данном стихотворении уже нет былой легкости, чувствуются ноты разочарования и усталости. Герой рассуждает о смысле жизни, одиночестве и понимает, что у него за всю жизнь не появилось человека, который поддержал бы в трудный период жизни, выслушал. Печальные мысли и уныние берет вверх и герой понимает, что лучшие годы прошли и уже ничего не вернуть обратно – «а годы проходят – все лучшие годы!». Восклицательные предложения автор использует для усиления. Не принесла радости и любовь, он устало размышляет, временно любить – бессмысленно, а вечной любви – не существует, так считает герой. Он делает выводы, что вся жизнь – это осуществление желаний, которые, в принципе, не сбудутся. Это все усиливает чувства уныния и безысходности и герой с сожалением понимает, что уже ничего не изменить.
Стихотворение поэт построил из трёх четверостиший, используя амфибрахий. Автор использует различные литературные приёмы, для усиления он использует пунктуацию, применяя многоточие. Такой приём подчеркивает раздумья героя и даёт возможность подумать для читателя. Эпитетов в стихотворении мало и в основном они используются для противопоставления – «сладкий недуг», «пустая и глупая шутка». Используя вопросительные предложения, автор не даёт на них ответа, тем самым предоставляя возможность читателю додумать и поразмыслить вместе с лирическим героем. Данное стихотворения отражает позицию писателя, заставляет задуматься над смыслом жизни. С грустью автор вмещает в несколько четверостиший итоги своей жизни. Он противопоставляет себя остальному миру, но к сожалению ничего не приносит желаемые результаты.
9 класс кратко по плану
Картинка к стихотворению И скучно и грустно
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Есенина Буря
Почти пятьдесят лет существовал Суриковский литературно-музыкальный кружок, членом которого был и Сергей Есенин. Основателем кружка был не художник Суриков, как можно было подумать, а поэт Иван Суриков, самоучка.
- Анализ стихотворения Некрасова Плач детей
Наверное, детство дается нам для того, чтобы набраться энергии перед началом взрослой жизни. Когда ты мал, мир представляется полным загадок, которые хочется познать. Кажется, что вокруг сказка и радость.
- Анализ стихотворения Есенина Мелколесье степь и дали 6 класс
Автор очень хотел раскрыть свой талант, но это было невозможно сделать в Константиново. Есенин уезжает в Москву, но он даже не мог подумать о том, что настолько сильно будет скучать по своей родине. Определенно Сергей добился успеха,
- Анализ стихотворения Лермонтова Смерть поэта 9 класс кратко по плану
Лермонтов написал данное произведение после довольно трагических и нелепых событий. В 1837 году погиб Пушкин, и это событие сильно затронуло поэта. На этом фоне Лермонтов пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в некотором роде
- Анализ стихотворения Некрасова Прощанье
В 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего
analiz-stihov.ru
«И скучно и грустно»: анализ стихотворения (подробный) / Лермонтов М.Ю.
В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.
Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.
Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («…на время — не стоит труда…»).
Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен…», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.
В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все так ничтожно…
Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить… но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.
В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка…
Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».
Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:
И скучно и грустно и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
…
Такая пустая и глупая шутка…
Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:
И скучно и грустно и…
В минуту душевной…
…
Такая пустая и глупая…
Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.
Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.
В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:
И скучно и грустно и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!… что пользы напрасно и вечно желать?..
…
Любить… но кого же?.. на время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа…
…
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем…
На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.
Источник: Буслакова Т.П. Как анализировать лирическое произведение. — М.: Высш. шк., 2005
classlit.ru
Анализ стихотворения Лермонтова И скучно и грустно, и некому руку подать 9 класс
Тема одиночества в произведениях Лермонтова имеет свои особенности, его одиночество это следствие того, что его герой не просто противопоставлен обществу, он разочарован в нем, это лишний человек. И именно такого лирического героя мы видим в этом стихотворении.
Перед нами стихотворение-рассуждение героя о бессмысленности жизни, об окружающем его одиночестве. У него не осталось мечтаний, идеалом, стремлений и желаний. Смысл жизни для него потерян.
что пользы напрасно и вечно желать?..
Эпитеты «скучно» и «грустно» являются определяющими все настроение стихотворения. Он не видит человека, способного быть рядом с ним. Именно поэтому и любить ему некого, и некому «руку подать». Он чужд для любви, и дружбы.
Эпитет «ничтожно» подводит итог размышлениям героя о своей жизни, который не видит в ней никаких значительных событий, которые бы трогали его душу. И это вызывает в нем еще большую волну сожаления и уныния.
В конце произведения разочарование лирического героя достигает своего пика, потому что в с своих рассуждениях он делает вывод о бессмысленности жизни вообще. Это всего лишь чья-то «Пустая и глупая шутка». При помощи этой метафоры автор иронизирует над собой, и своими устремлениями, и как бы задает себе вопрос, зачем стараться что-то изменить, если шутка рано или поздно закончится?кСтихотворение написано амфибрахием, размер колеблется от трех до пяти стоп, использование этого размера позволяет передать рассуждение и изменение мысли героя, придать стихотворению плавность.
Интересно и композиционное построение в виде вопросов и ответом на него. Перед нами возникает образ человека, задающего себе вопросы и честно отвечающего на них.
Анализ стихотворения И скучно и грустно Лермонтова для 9 класса
Тема одиночества нередко встречается в произведениях поэтов и писателей, но в лирике Лермонтова эта тема звучит особенно. Одиночество героя лермонтовской поэзии — это следствие его разочарования в жизни, в обществе, в идеалах. Лермонтовский герой не просто одинокий — он потерянный, лишний человек, разочарование которого достигает своего апогея. Именно такой герой представлен в стихотворении Лермонтова «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
Стихотворение «И скучно, и грустно, и некому руку подать» — это рассуждение лирического героя о своем одиночестве, о бренности всего вокруг и бессмысленности жизни в целом. Автор произведения раскрывает перед читателем внутренний мир и размышления человека, который растерял все свои идеалы и теперь он не видит смысла ни в страстях, ни в чувствах, ни в желаниях.
В произведении 12 стихов (строк), которые разделены на три строфы (четверостишья). В первой строфе лирический герой осознает, что рядом с ним нет никого, он одинок, он разочаровался в желаниях, в них нет больше пользы. Одиночество героя передано через эпитеты «скучно», «грустно», именно такие чувства сейчас в душе героя. А повторяющийся союз И (многосоюзие) еще больше усиливает эти чувства, показывая градацию одиночества героя: «И скучно, и грустно, и некому руку подать».
Во второй строфе это разочарование увеличивается: лирический герой приходит к тому, что и в любви нет смысла, она рано или поздно тоже пройдет. Герой стихотворения оглядывается на свое прошлое, и понимает, что и в прошлом не было ничего важного. Усиливает эти чувства, как и в первой строфе, многосоюзие (повторяющийся союз И): «И радость, и муки, и все там ничтожно». Но если в первой строфе при помощи повторяющегося союза создавалась градация чувства одиночества, то во второй строфе показана градация бессмысленности всего, что было в прошлом. Эпитет «ничтожно» — это своеобразный итог, который подводит герой тому, что было им пережито и прочувствовано.
В третьей строфе разочарование лирического героя достигает своей кульминации, он приходит к выводу, что жизнь сама по себе бессмысленна, о чем говорит метафора «шутка» и эпитеты «пустая и глупая». Лирический герой иронизирует над всем, и это явно чувствуется именно в последних строках:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг
Такая пустая и глупая шутка.Но ирония эта горькая. Ирония над собой, над чувствами, сейчас герой руководствуется только «холодным вниманием». Эпитет «холодный» передает не только отрезвленность героя, но и его самого, он стал холодным, холодным ко всему вокруг. Возможно даже в каком-то смысле циничным.
Написано стихотворение разностопным амфибрахием: 1-3-5-7-9-11 строки написаны 5-стопным амфибрахием, 2-6-10 строки — 3-стопным амфибрахием, 4-8-12 строки — 4-стопным амфибрахием. Использование такого размера придает мыслям героя произведения живость, автор не просто передает мысли своего героя, а он помогает прочувствовать их течение.
Разностопный амфибрахий позволяет читателю окунуться во внутренние рассуждения лирического героя, думать как он и еще более глубоко прочувствовать его переживания. Еще больше прочувствовать настроения героя позволяет строение произведение: вопрос — ответ. Лирический герой задается вопросом и сам же на него дает ответ: как будто в вопросе он пытается найти то, что могло бы в жизни быть ценным, но в ответах приходит к выводу, что ничего в его жизни ценного и важного нет. Автор произведения использовал в стихотворении прием эллипсиса, который создает задумчивость лирического героя, он что-то вспоминает, он представляет. В этих многоточиях перед его глазами проносится его жизнь, его мысли.
Рифма в стихотворении перекрестная: подать — желать, невзгоды — годы, труда — следа, невозможно — ничтожно, недуг — вокруг, рассудка — шутка. В нечетных стихах рифма точная мужская (ударение падает на последний слог), в нечетных — точная женская (ударение падает на предпоследний слог).
Настроения и мысли лирического героя переданы настолько тонко и точно, что читатель невольно вовлекается в размышления героя произведения, сам начинает задаваться вопросами и искать на них ответы, оглядываться в прошлое, вспоминать, размышлять, через жизнь лирического героя читатель начинает оценивать свою собственную жизнь, вглядываться в уголки своей собственной души.
9 класс
Анализ стихотворения И скучно и грустно по плану
И скучно и грустно
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Пушкина Деревня 6, 9 класс
Это большое и красивое стихотворение. Здесь красиво и романтично показана деревня. Для поэта деревня — замечательное место. Оно замечательно не только для отдыха, как для меня летом у бабушки, но и для работы
- Анализ стихотворения Пушкина Дар напрасный дар случайный
Это произведение было написано, 26 мая 1828г – в не самый благополучный для поэта промежуток времени. Кажется, уже в прошлом его гонения по ссылкам, восстание декабристов и трагические события, которые последовали за этим
- Анализ стихотворения Мандельштама В тот вечер не гудел стрельчатый лес органа
Стихотворение написано в 1917 году. Оно посвящено революционным событиям, которые произошли в Российской империи в то время. Мандельштам был одним из тех, кто критиковал новый общественный и политический строй
- Анализ стихотворения Есенина Письмо матери
Сергей Есенин – знаменитый русский поэт, чьи стихотворения до сих пор читают и любят. Стихотворение «Письмо матери» было написано в 1924 году – в последний период творчества поэта, который считается самым ярким и запоминающимся.
- Анализ стихотворения Лермонтова Молитва (В минуту жизни трудную…) 7 класс
Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную») появилось в 1839 г., в зрелый период творческой жизни Лермонтова. Поэт уже имел недобрую славу безбожника и вольнодумца
sochinite.ru
| / Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…» М.Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте сопутствовала обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова – гордая, одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике поэта выразился протест против внутреннего внешнего рабства. Одиночество – центральная тема многих его стихов. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе, ни в отчизне. В стихотворении «И скучно, и грустно», написанном поэтом в 1840 году, внутренние противоречия определены в первых и последних строках. Мотив одиночества, «красной нитью» проходящий через все произведение, подводит к скептическому сознанию бренности жизни. Она оказывается всего лишь «пустой и глупой шуткой». Рядом с мотивом одиночества присутствует еще один мотив. Если раньше одиночество романтического героя рассматривалось как естественная позиция избранной личности, то теперь во внутреннем мире герой не видит никаких идеалов: Любить… но кого же?.. на время – не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и все там ничтожно… Желания, любовь, страсти, то есть те переживания, в которых герой хотел бы найти себя, и таким образом найти смысл жизни, отвергаются из-за их временности, конечности, а не потому, что они не представляют никакой ценности. Жизнь – не только поэзия, в ней много прозаического. Автор подчеркивает это, используя в стихотворении обе эти формы. К сожалению, прозаическая действительность преобладает над идеальными мечтами героя, слабые отголоски которых еще видны в строках. Той же цели служит интонационное строение стиха с его восклицаниями, вопросами, недомолвками. Душа лирического героя мечется, ищет смысл существования – и не находит. Герою не важны приземленные вещи, ему необходимо высокое оправдание жизни. Предшествующий опыт и размышления приводят к страшному выводу: жизнь, если отбросить проходящие эмоции и восторг, всего лишь «пустая и глупая шутка». Усталость, разочарование, одиночество захлестывают поэта. Его душа уже не рвется и не плачет, а с «холодным вниманьем» говорит о своем бесцельном существовании. Поэзия Лермонтова являет собой тончайший лиризм, небывало глубокое проникновение во внутренний мир человека и в жизнь общества, протест и гармонию, нежность и силу. Страстная, увлекательная, покоряющая сила творчества Лермонтова заключается в том, что она, обращаясь к сердцу, к внутреннему миру человека, будит мысль, открывает все новые и новые стороны жизни и искусства, новые идеи и истины.
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно…» | Смотрите также по разным произведениям Лермонтова: Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре. 100% гарантии от повторения! |
www.litra.ru