Cтороны горизонта (2 класс, окружающий мир)

Многие века назад люди придумали такое понятие, как стороны горизонта. Это четыре основных направления, которые помогают путешественнику сориентироваться на местности и не заблудиться в походе. Стороны горизонта называются севером, югом, западом и востоком. По другому стороны горизонта называют сторонами света.

Для того, чтобы яснее понять положение сторон света необходимо представить глобус. Самая северная точка земли — северный полюс — это льды в верхней части глобуса. Южный полюс находится внизу глобуса и является самой южной точкой земли. Если встать лицом строго на север,то за спиной останется юг,по правую руку — запад,а по левую — восток.  Достаточно легко определить стороны света по солнцу. Солнце встает каждое утро в определенном месте. В том направлении находится восток. С противоположной стороны от него расположен запад. Если встать так, чтобы с правой стороны был восток, а с левой — запад, тогда смотреть человек будет на север, а за спиной останется юг.

Север, юг, запад и восток — это основные направления. Есть еще северо-восток, северо-запад, юго-запад и юго-восток, эти направления расположены ровно посередине между теми сторонами света, в честь которых названы. Например, северо-восток располагается между севером и востоком.

Казалось бы, все сложно и непонятно. Еще более непонятно, зачем нужно это знать, и как определять стороны света. Эти знания важны при использовании карты и глобуса. Все значимые места, города, леса, реки и др. отмечены на картах в соответствии с расположением сторон света. Еще важнее эти знания были для людей, которые жили за много веков до нас, у них не было готовых карт и приходилось все открывать, а затем наносить на бумагу. Современному человеку эти знания нужны для того, чтобы сориентироваться на местности и найти выход, например, из леса. Но в лесу иногда не видно солнце. Поэтому есть некоторые приметы, которые помогают разобраться в сторонах света:

1. Деревья и камни покрываются мхом в той стороне, где север.

2. Ветки и цветы больше растут на той стороне, где юг.
3. У березы и сосны кора темнее и тверже на той стороне, где север.
4. У хвойных деревьев выступает смола именно с южной стороны.
5. Южная сторона холмов зарастает травой быстрее, а затем она раньше высыхает и желтеет.
6. Плоды и ягоды спеют раньше на южной стороне.
7. Снег держится с северной стороны возвышенностей более длительное время.
8. Муравейники расположены с южной стороны, а с северной расположен камень или дерево для защиты.
9. Ночью светит Полярная звезда, которая расположена на севере.

Также стороны света помогает определить компас. Это особый прибор, который похож на часы, но его стрелка указывает всегда только на север. Работает компас за счет взаимодействия магнитов самого прибора и магнитного поля Земли. Магнитная стрелка в компасе идет вдоль силовых линий магнитного поля. Есть самые разные виды этого компаса, например, магнитный, гирокомпас, астрономический и др.

dokladiki.ru

Урок окружающий мир «Стороны горизонта» (2 класс)

Учитель: Кладько Елена Михайловна

Предмет, класс: Окружающий мир — 2 класс

УМК «Школа России», автор – Плешаков А. А.

Тема урока: « Посмотри вокруг. Стороны горизонта»

Цели и задачи урока:

предметные:

-познакомить учащихся с понятиями «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны

горизонта», учить определять стороны горизонта

метапредметные:

-развивать устную речь, расширять кругозор учащихся, пополнять словарный запас,

— способствовать воспитанию интереса к предмету

Планируемые результаты:

— уч-ся должны знать названия сторон горизонта, уметь определять их

Ресурсы: мяч, индивидуальные рабочие листы для учащихся, учебники, таблички со словами,

слайды для интерактивной доски

Формирование универсальных учебных действий

Организационный момент

— Добрый день, дорогие ребята !

Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.

Пожалуйста, садитесь!

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Что-то новое узнать!

Личностные:

смыслообразование,

самоопределение

(формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности).

Регулятивные:

(управление своей деятельностью).

Коммуникативные:

развитие продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и учителем

Учебная ситуация

Целеполагание

— Ребята, мы планируем с вами пойти в поход. Но чтобы в походе нам не заблудиться, не сбиться с пути, дойти до нужной цели, нужно уже сегодня начать к нему готовиться.

-Какие знания и умения нам понадобятся в

походе?

-Как вы думаете, а что будет самым

главным, чему мы должны научиться?

— Какова же цель нашего урока?

— Назовите тему нашего урока.

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу урока, планирование, волевая саморегуляция.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

формулировать своё мнение и позицию.

Получение новых знаний

— Мы с вами живём на большой красивой планете. Как она называется?

— А задумывались ли вы над тем, какую форму имеет планета Земля?

— Уже в древности мудрецы размышляли об этом. Они думали, что Земля – плоский остров. Он лежит на спинах больших слонов, которые стоят на панцире огромной черепахи, плавающей в океане.

— Как вы думаете, правы ли были мудрецы?

— Какую же форму имеет Земля?

— В том, что Земля имеет форму шара, люди

убедились задолго до того, как поднялись в

космос.

— Подумайте, как, какими способами люди

могли исследовать Землю?

— Когда люди научились строить парусные

корабли и стали плавать по морям, они

заметили одну интересную особенность: когда

мореплаватели встречали другой корабль, то

вначале они видели лишь флаг на верхушке

мачты, затем мачту корабля, а лишь потом и

весь корабль.

— Как вы думаете, почему так происходило?

— Прошло много лет с тех пор, как отважный

капитан Фернан Магеллан и его товарищи

отправились в кругосветное путешествие.

— Всё время они плыли в одну и ту же

сторону на парусных кораблях в течение трёх

долгих лет и возвратились домой с

противоположной стороны.

— Что доказало это путешествие?

— Как вы думаете, какой вывод о форме Земли можно сделать после этого путешествия?

— Правильно. Это путешествие ещё раз доказало,

что Земля имеет форму шара.

— Отправляясь в путешествие, люди узнавали

всё больше нового. Земную поверхность,

которую они видели вокруг себя, люди стали называть горизонтом.

— Откройте учебник и найдите в нём определение горизонта, прочитайте.

— Прочитайте определение, которое даётся в учебнике.

-Проведём опыт. Какую форму имеет планета

Земля?

— Для опыта возьмём мяч, который имеет

почти такую же форму.

— Представьте, что вы стоите на огромном-

преогромном шаре. Вы не можете сразу

увидеть всю его поверхность, а только ту

часть, которая находится с вашей стороны,

вокруг вас.

— Вы увидите новые поверхности, но никогда не закончите своё путешествие. Ведь по шару, как по кольцу, можно ходить бесконечно.

Познавательные:

формирование умения самостоятельно выделять и формулировать тему урока, познавательную цель, проблему урока, проводить анализ и синтез, сравнение,

классификацию, извлечение необходимой информации, подведение под понятие.

Коммуникативные:

использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.

Регулятивные:

формирование умения ставить учебную задачу на основе соотнесения того что известно и усвоено учащимися и того, что неизвестно, составление плана и последовательности действий, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

-Что же называют горизонтом?

— А как будет называться линия, где небо

как бы сходится с землёй?

— Как вы думаете, можно ли добраться до

линии горизонта?

-Что вы увидите, если будете двигаться в каком – нибудь направлении?

— Сделайте вывод. Можно ли дойти до линии горизонта?

— Послушайте загадку, о чём она?

— Он и летом и зимой

Между небом и землёй.

Хоть всю жизнь к нему иди-

Он всё будет впереди. ( горизонт)

— Как догадались, что загадка о горизонте?

— По каким словам?

Физкультминутка:

— Мы сейчас все дружно встанем

И немного отдохнём.

Вправо, влево повернитесь,

Наклонитесь, поклонитесь.

Руки вверх и руки вбок

И на месте прыг да скок!

А теперь бегом вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Получение новых знаний

-Не заблудиться им помогало Солнце. Ведь оно каждое утро восходит с одной стороны, а закатывается, садится с противоположной.

— Ещё в глубокой древности люди научились

определять по Солнцу две стороны света –

восток и запад, а со временем ещё две –

север и юг.

-Это четыре основных направления, их

называют стороны света или стороны

горизонта.

-Посмотрите на схему.

— На схемах и картах север всегда вверху, юг – внизу, запад – слева, восток – справа.

-Послушайте сказку.

Сказка про Север, Юг, Запад, Восток.

(инсценирование сказки)

Ведущий: — Как-то раз встретились Север, Юг, Запад и Восток, чтобы решить, кто из них важнее.

Север: — Я холодными ветрами управляю, льдами да снегами. Я — самый важный и самый

главный! Я всех заморозить могу!

Юг: — А вот и не всех. Меня ты не заморозишь — такой я тёплый. Я твои льды своими тёплыми

ветрами растопить могу. Я – самый важный! Я тёплыми морями управляю.

Восток : — Откуда тепло исходит? От Солнца! А где оно встаёт? На востоке. Выходит, что самый

главный из вас – я!

Запад: — Встаёт-то оно на востоке, да вот потом на закате ко мне на запад уходит. Значит,

Больше ему там нравится. Поэтому самый важный – я!

Ведущий: — Но тут Солнце, которое за их спором с неба следило, улыбнулось и говорит:

Солнце: — Все вы одинаково хороши и важны – вы людям правильный путь находить помогаете!

— Как в старину мореходам удавалось плыть всё время в нужном направлении, не сбиваясь с пути?

-Подумайте, как будет называться та сторона, где солнце восходит, где заходит?

-Как обозначаются название сторон горизонта на русском языке?

-Как вы думаете, какая из сторон горизонта важнее?

-Сделайте вывод: какая из сторон горизонта важнее?

-Какие стороны горизонта вы знаете?

-Зачем нужно их знать?

Первичное закрепление

— В походе нам нужно быть внимательными. Проведём игру на внимание.

— Встань, пожалуйста, Люда.

— Поднимитесь те ребята, которые сидят севернее Люды, южнее, на западе, на востоке от неё.

— Молодцы, все были внимательными.

Самостоятельная работа

— А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно.

-Чтобы в буквах не заблудиться, нужно двигаться строго по маршруту, указанному ниже. Один шаг – одна клетка. Движение

начинайте от стрелки вверху таблицы.

— Какое слово у вас получилось?

-Среди этих букв «спряталось» слово.

-Как вы думаете, как его отыскать?

(самостоятельная работа учащихся с

самопроверкой на индивидуальных рабочих листах)

— Как вы думаете, почему именно это слово

«спряталось»?

Физкультминутка под музыку:

— Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Нам за парты сесть вели.

— Через какие стороны горизонта летел лепесток?

Получение новых знаний

— Расстояние от одной стороны горизонта до другой довольно велико. Это создавало трудности в ориентировании. Тогда люди договорились дать названия промежуточным сторонам и обозначить их двумя словами и буквами.

-Подумайте, какая сторона горизонта будет

находиться между севером и западом, севером и востоком, югом и западом, югом и востоком?

СЗ – северо-запад ЮЗ — юго-запад

СВ – северо-восток ЮВ – юго-восток

— Это промежуточные стороны горизонта. Подробнее вы будете их изучать на уроках географии в старших классах.

Домашнее задание

— Дома прочитайте статью в учебнике (стр. 70 – 73).

— Составьте и нарисуйте маршрут вашего движения из школы домой.

-Что нужно знать, чтобы правильно выполнить это задание?

— Для чего выполняем задания дома?

Итог урока

— Вот и подошёл к концу наш урок.

Напишите «Фишбоун».

— Я думаю, что мы можем смело отправляться в поход. Ведь у нас в классе много ребят, которые показали на уроке, что они внимательные, наблюдательные,

знают и умеют определять стороны горизонта, прокладывать маршрут движения.

— С какими новыми словами познакомились на уроке?

— О каких знаниях и умениях, которые понадобятся в походе, говорили на уроке?

-Что каждый из вас узнал сегодня на уроке?

— Где сможем применять свои знания?

Рефлексия

— У вас на партах лежат рисунки с изображением нашей красивой планеты.

— Если на уроке вам было интересно, вы узнали что-то новое – покажите мне цветную сторону рисунка.

— Если вам было неинтересно, вы ничего не узнали – покажите белую сторону рисунка

infourok.ru

Доклад Стороны горизонта 2, 3, 5 класс, окружающий мир

Люди очень много лет тому назад изобрели интересное представление, как стороны горизонта. Что же это такое. Попробуем разобраться. Это главные четыре назначения, они служат для ориентирования на местности. Когда мы с вами отправляемся в путешествие или небольшой поход, чтоб не заблудится нам и понадобятся эти знания. Главные стороны горизонта принято условно называть: север, юг, восток, запад. Еще иначе можно назвать их сторонами света.

Чтоб отчетливее представлять, что такое стороны горизонта, нужно взять глобус. Самая наивысшая, северная точка земли – север. Нижняя точка в низу глобуса – юг. Очень просто можно найти стороны горизонта по солнцу. Мы знаем, что солнце поднимается строго в определенном месте — это будет восход, противоположная сторона запад, справа будет юг, слева север. Это главные стороны горизонта. Но есть еще и промежуточные это: северо – восток, северо – запад, юго – восток, юго – запад. Промежуточные размещаются между главными. С первого взгляда, довольно все просто. Все эти знания необходимы при составлении карт, так как все города, леса, реки наносятся на карту строго с местоположением сторон горизонта. А обыкновенному человеку эти сведения необходимы, чтоб хорошо ориентироваться в незнакомых местах. Что же делать, если мы оказались в незнакомом месте. Существует множество примет, по которым можно найти стороны горизонта:

  • Мох прорастает на деревьях с северной стороны
  • Ориентирование , по звездам ( полярная звезда находится на севере)
  • На деревьях с северной стороны утолщенная кора
  • Южную сторону можно определить по ветвям, они гуще и зеленее
  • Там где север дольше тает снег на возвышенных местах
  • С южной стороны располагаются муравейники

Но правильней всего установить, где север, а где юг по специальному прибору, который называется компас. Компас схож с часами. В нем есть магнитная стрелка, которая взаимодействует с магнитным полем земли. Правильно помогает установить стороны горизонта. Есть множество различных компасов – это магнитный, всем нам известный, гирокомпас используется мореплавателями, астрономический, применяют в астрономии и другие. Как же правильно пользоваться компасом:

  • Расположить компас ровно и не трогать, не шевелить
  • Внутри компаса смотрим на шкалу с цифрами, которая показывает от 0 до 360 градусов
  • Большие стрелка укажет на стороны горизонта. Одна стрелка красная, другая красная. Синяя – север, красная – юг.

Север в компасе обозначен английской буквой N или русской С. Юг – S или Ю. запад – W или З, восток – буквой Е или В

2, 3, 5 класс, окружающий мир география

Стороны горизонта

Популярные доклады

  • Доклад-сообщение Немецкая овчарка для 1, 2 класс

    Сегодня по всему миру насчитывается несколько сотен пород собак, каждая из которых по-своему красива, мила и уникальна. Но есть такие собаки, которым уже много лет назад удалось завоевать признание среди людей. В данном случае речь пойдет

  • Доклад-сообщение про Растения 2, 3, 5, 6 класс по биологии

    К сожалению, как показали недавние исследования, растительная популяция очень сильно сократилась за последние триста лет. Причиной этого является безответственное и непростительное отношение людей к природе. Однако не стоит забывать,

  • Доклад на тему Коррозия метоллов 9 класс

    Коррозия (от лат. сorrodere – разрушать, разъедать, corrosion — разъедание) – реакция, выражающаяся в разрушении материалов, вызываемая воздействием окружающей среды. Для металлов чаще всего в повседневной жизни используется термин «ржавление».

more-dokladov.ru

Конспект урока для 2 класса «Горизонт. Стороны горизонта»

Окружающий мир 2 класс

Тема урока: Горизонт. Стороны горизонта.

Цель урока: 

Знакомство с понятиями: горизонт, линия горизонта, ориентирование. Закрепление и углубление представлений о пространстве. Развитие наблюдательности, любознательности, умений делать выводы.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учебник: Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» 2 класс

Ход урока.

1. Настрой на работу:

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.

 -Давайте мысленно выйдем из школы. Расскажите, что вы увидели.

(ответы детей)

— Вы увидели объекты, которые занимают какую-то долю пространства. Видимое пространство кажется нам особенно большим на ровном, открытом со всех сторон месте: на море, в поле, т.е. там, где нам не мешают ни дома, ни деревья, ни горы, видно далеко- далеко.

2. Определение темы и цели урока.

-Отгадайте загадку, а поможет вам ребус.

         Он и летом и зимой-

         Между небом и землёй.

         Хоть всю жизнь к нему иди-

         Он всё будет впереди.

                                                   (горизонт)

 

-О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Как вы думаете, чему мы сегодня должны научиться на уроке?

3. Новая тема.

— Что же такое горизонт вы сможете ответить просмотрев сюжет о мышке Шуне и ее друзьях ?

-Это слово не русское, оно пришло к нам из греческого языка и значило «намечать границу»

-Как вы поняли из слов мышки, что же такое горизонт?

 — А сейчас давайте посмотрим продолжение сюжета о мышке Шуне и волчонке Зубочке, и узнаем ещё кое-что интересное о линии горизонта.

-О каком секрете линии горизонта рассказал художник мышке Шуне и её другу Зубочке? (О том, что линию горизонта можно двигать).

-Правильно, при подъёме вверх линия горизонта будет от нас отодвигаться, а сам горизонт, то есть видимое пространство – расширяться.

-А теперь я предлагаю всем вам встать. Повернитесь, пожалуйста, на север; на юг; на восток; на запад.

-Почему вы затруднились выполнить мою просьбу? (Ответы детей).

-Чтобы её выполнить, нужно знать, чем являются север, юг, восток и запад и в какой стороне они находятся.

В мире ест четыре брата:
Север, Юг, Восток и Запад.
Братья эти — страны света,
Ну, а дом их — вся планета.

-А разобраться в этом нам опять поможет мышка Шуня и её друзья: Лёша и кот Коксик.

4. Работа с текстом учебника.

-С какими сторонами горизонта мы познакомились еще?

5. Физминутка.

-А теперь я предлагаю отдохнуть. Сейчас мы проведём физ. минутку, которую вы честно заслужили.

— Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли,

Нам за парты сесть вели.

 

6. Работа в парах (карточки)

-А сейчас я предлагаю вам поработать в парах (совместно друг с другом). Каждый из вас своему соседу по парте перечислит основные стороны горизонта, через которые летел наш лепесток.

( Дают ответы)

-А теперь, совместно, обозначьте на данных схемах основные стороны горизонта сокращённо, заглавными буквами. (Раздать схемы)

 7. Получение новых знаний (Продолжение)

-А зачем нужны стороны горизонта?  Зачем им дали названия?

(для ориентирования в пространстве, лётчикам, геологам, космонавтам, путешественникам, туристам, для похода в лес и т. д.)

-А что такое ориентирование, вы узнаете, прочитав текст на с. 70-71 в учебнике.

(самостоятельное чтение)

-Что значит умение ориентироваться?

(ответы детей)

-Ориентирование – Ориент — когда- то под ориентированием понимали нахождение востока, а сейчас понимают своё местоположение или местоположение предметов по отношению к известному предмету по сторонам горизонта.

— Кто знает, при помощи какого предмета мы можем определить стороны горизонта?

Знакомство с устройством и использованием компаса.

8. Самостоятельная работа в группах. Проверка усвоения новых знаний. Разгадывание кроссворда.

  2

1 О

 

По горизонтали

 

 

8. Самостоятельная работа. Тест.

9.Итог.

-Что нового узнали на уроке? Где будете применять полученные знания?

На прощание мышка Шуня приготовила вам подарок и надеется, что вы хорошо усвоили тему урока. Вспомните, пожалуйста, какую цель урока вы ставили и на стикерах напишите, достигли вы своей цели или нет и почему.

Р

И

Е

Н

Т

И

Р

 О

В

 А

 Н

 И

 Е

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

 

 

 

 

 

ю 

 

 

 

7

 3

С

 Е

 В

 Е

 Р

 

 

 4

 Г

 О

 Р

 И

З

О

 Н

Т

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А

 

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 5

 К

 О

 М

 П

 А

 С

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

 

 

 

1

Как называется умение находить стороны горизонта?

3

Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?

4

Как называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности?

5

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

7

Как называется сторона света, где заходит солнце?

По вертикали

2

Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?

6

Как называется противоположная северу сторона света?

doc4web.ru

Урок окружающего мира во 2 классе стороны горизонта

Учитель: Чочиева Анастасия Олеговна

Предмет, класс: Окружающий  мир – 2 «Б» класс

УМК «Школа  России», автор – Плешаков А. А.

Тема  урока: « Путешествия. Посмотри  вокруг»

Тип урока: ОНЗ (Открытие новых знаний)

Цель: сформировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными), учить обозначать их на схеме,  дать представление об умении ориентироваться, то есть находить главные направления – север, юг, запад, восток;

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

Развитие  познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Развитие осознания необходимости в изучении данной темы.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Умение находить и формировать проблему урока вместе с учителем.

Способность слушать, наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в учебнике.

Добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.

Развитие способностей к творческому мышлению.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной речи.

Совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.

Умение слушать и понимать других.

Предметные:

Развитие познавательного интереса, воображения, творческой деятельности учащихся.

Формировать представление о горизонте и линии горизонта; познакомить со сторонами горизонта (основными и промежуточными).

 

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки, карточки с заданиями для групповой работы, мяч, глобус.

Приложение:  презентация в программе Power Point

 

                                                 Ход урока:  I. Организационный момент 

— Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости!

Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам много нового, интересного и познавательного. Готовы трудиться? Отлично!

Чтоб природе другом стать,

тайны все её узнать.

Все загадки разгадать,

научитесь наблюдать.

Будем вместе развивать

у себя внимательность,

а поможет всё узнать

наша любознательность. Молодцы! Не забудем и про наш девиз « Хочу всё знать»! (слайд № 1)

Пожалуйста, садитесь!

2. Актуализация знаний

— Сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны окружающего мира и отправимся в небольшое путешествие по нашей планете.

— Как называется наша планета, на которой мы живем? Давайте вспомним, что вы знаете о нашей планете? (высказ.детей) – имеет форму шара! ( Запишите 1) мои достижения)

— Уже  в  древности  мудрецы  размышляли  об  этом. (Слайд №3) Они  думали, что  Земля – плоский  остров. Он  лежит  на  спинах  больших  слонов, которые стоят  на  панцире  огромной  черепахи, плавающей  в  океане. Другие представляли себе Землю в форме половинки яблока, которая плоской частью лежит на трёх китах, плавающих в океане.

— Как  вы  думаете, правы  ли  были  мудрецы?

— В  том, что  Земля  имеет  форму  шара, люди убедились  задолго до  того, как  поднялись  в космос (Слайд №4) 

.(Слайд №5,6) —  Когда  люди  научились  строить  парусные корабли  и  стали  плавать  по  морям, они заметили  одну интересную особенность: когда мореплаватели  встречали  другой  корабль, то вначале  они видели  лишь  флаг  на верхушке мачты, затем  мачту  корабля, а  лишь  потом  и  весь  корабль. Но кто же из первых мореплавателей обнаружил этот факт?! А расскажет нам об этом Лера.

(Слайд №7) —  Почти пять веков назад отважный капитан Фернан Магеллан снарядил пять судов.  Они должны были выйти из порта и плыть постоянно в одном и том же направлении, чтобы вернуться в этот же порт. Долгие месяцы плыли корабли. Один из парусников разбился о скалы, другой вернулся домой с полпути, третий сожгли, четвёртый попал в плен. Погиб Магеллан. И только одно маленькое судно под названием «Виктория» вернулось обратно в порт только через три года. Это и стало доказательством шарообразной формы Земли. (запишите 2) путешественника)

(Слайд 8) — И вот в наши дни, когда люди запустили в космос космические корабли, космонавты своими глазами увидели, что Земля имеет форму шара. Скажите, пожалуйста, а у нашей планеты есть край, до которого мы с вами можем дойти?! Ответы детей ( нет )

Действительно шарообразная форма нашей планеты объясняет, почему людям никогда не удавалось добраться до края Земли. У нее нет края.

-Предлагаю провести небольшой опыт: у меня в руках мяч? На что он похож? — Представьте, что  вы   стоите  на  огромном- преогромном  шаре. Вы  не можете  сразу увидеть  всю  его поверхность, а только  ту  часть, которая  находится  с  вашей  стороны, вокруг  вас.

Продолжите моё предложение-вывод:  «Путешествуя по Земле, вы увидите новые поверхности суши и воды, но никогда …  — Определить тему урока вам поможет ребус (работа в группах по отгадыванию ребуса)  (слайд№ 9) – ребус отгадка «горизонт»  — Знакомо ли вам это слово? Кто слышал его раньше?  Тема нашего урока «Посмотри вокруг». 

III.           Постановка учебной задачи

(слайд №10) дети находят в учебнике тему урока, формулируют задачи!

 IV.Формирование новых знаний

— (Слайд №11) — Отправляясь  в  путешествие, люди  узнавали  всё  больше  нового. Земную  поверхность, которую  они  видели  вокруг  себя,  люди стали  называть  горизонтом.

— Давайте с вами найдём определение в учебнике что  же  называют  горизонтом? (запишем в 3) горизонт – это..)

— А что такое линия горизонта? (Слайд№12) (запишем 4) линия горизонта – это…)

— Как  вы  думаете, можно  ли  добраться  до линии  горизонта? (нет, земля имеет форму шара, а линия горизонта, только кажется «воображаемая») (Слайд №13) (запишем 5) Можно ли дойти до горизонта?)

-Ребят, а как вы думаете, линия горизонта изменяется при подъёме, например, на какую – ни будь возвышенность? (ответы детей) – Предлагаю провести небольшой эксперимент, у вас на столах есть листы бумаги, положите их на стул и встаньте, ну что? Как вы видите теперь пространство (немного дальше, оно расширилось) (слайд №14)

-Молодцы, а теперь покажите друг другу в парах линию горизонта на фотографиях в учебнике (слайд №15)

Физкультминутка Ну, а теперь отдохнем. (вызываю помощников). (слайд №16)

V.  Получение   новых        знаний      (продолжение) — Все чаще жители древних стран надолго уплывали от своей родины, отправляясь в далекие путешествия по Земле. Как же они находили дорогу домой? (высказ. детей)  — Не  заблудиться  им  помогало Солнце. Ведь  оно  каждое  утро  оно восходит  с  одной стороны, а, садится  с противоположной.

-Подумайте, как  будет  называться  та  сторона, где  солнце  восходит, где  заходит?

— Ещё  в  глубокой  древности  люди  научились определять  по Солнцу  две  стороны  света –  восток  и  запад, а  со  временем  ещё  две – север  и  юг.

— Это  четыре  основных  направления, их  называют  стороны  света  или  стороны  горизонта.

-Как  вы  думаете, какая  из  сторон  горизонта  важнее?

— Давайте, послушаем сказку Сказка  про  Север, Юг, Запад, Восток. (инсценирование  сказки) (слайд №17)

Я: — Как-то раз  встретились Север, Юг, Запад  и  Восток, чтобы  решить, кто  из  них  важнее.

Север (Кирилл): — Я  холодными  ветрами  управляю, льдами  да  снегами. Я — самый  важный и  самый главный! Я  всех  заморозить  могу!

Юг (Соня Шелкова): — А  вот  и  не  всех. Меня  ты  не  заморозишь — такой  я  тёплый. Я  твои  льды  своими  тёплыми ветрами  растопить  могу. Я – самый  важный! Я  тёплыми  морями  управляю.

Восток (Дариус) : — Откуда  тепло  исходит?  От  Солнца! А  где  оно  встаёт? На  востоке. Выходит, что самый главный  из вас – я!

Запад (Настя): — Встаёт-то  оно  на  востоке, да  вот  потом  на  закате  ко  мне  на  запад  уходит. Значит, больше  ему  там  нравится. Поэтому  самый  важный – я!

Я: — Но  тут  Солнце, которое  за  их  спором  с  неба  следило, улыбнулось  и  говорит:

Солнце (я): — Все  вы  одинаково  хороши  и  важны – вы  людям  правильный  путь  находить  помогаете!

 -Ребята, делайте  вывод: какая  из  сторон  горизонта  важнее? (ответы детей)

— А как расположены эти стороны горизонта, мы с вами узнаем по схеме!

– Предлагаю поработать в группе, на столах у вас лежат схемы, такие же, как и у меня, и еще разного цвета квадраты, как вы думаете, что они обозначают? (ответы детей)

— Пожалуйста приклейте квадраты в соответствии с их направлением и подпишите (слайд №18) работа детей.

(слайд №19) кроме основных 4 сторон есть ещё и промежуточные (раздаю карточки) как вы думаете, как они будут располагаться?

-Какие  стороны  горизонта  мы  знаете? (запишите 6))

-Зачем  нужно  их  знать? (чтобы правильно определять свое местонахождение и найти путь домой) 

А теперь давайте, немного поиграем «Стороны горизонта»: север – руки верх и вниз , юг – присели и встали, запад – наклон влево, восток – наклон вправо. (с, ю, ю, с, з, в, з, ю, с, с, ю, з, в, с) (слайд №20)

— Молодцы, давайте закрепим наши полученные знания о сторонах горизонта, для этого я выдаю вам вот такие листочки, на которых вы должны заполнить маршрут вместе с соседом под   диктовку 1 кл – 1км.

Приготовились?! (от красной точки 3км на запад, 2 км на юг, 3 км на восток, 3 км на юг, 3 км на запад.) Что у вас получилось? (оценка 5) это говорит о том, что вы действительно хорошо и внимательно работали на уроке.

VI.. Подведение итогов урока  

 Итак, наш урок подходит к концу, и я хотела бы ещё раз от вас услышать. Какая тема сегодня была на нашем уроке? Что нового и интересного вы узнали?

— Я рада, что вам понравился урок, вы все хорошо поработали, но я хотела бы чтобы вы оценили себя ещё и сами. Если вы заметили, то в нашем листе достижений, есть кораблик, закрасьте ему парус в такой цвет, на который вы оцениваете свою работу.  1. Отлично работал (а) и многому научился (ась) — красный.  2.Хорошо работал(а) на уроке — синий.  3.Надо еще постараться – зеленый. (слайд №21)

— А вот закончить урок мне хотелось бы таким вопросом:

— Вы капитан корабля. Ваш корабль находится в море. Берегов не видно. Тучи закрыли солнце. Быстро темнеет. Как определить курс корабля? Как вы будете ориентироваться?

 — Вот на следующем уроке мы и узнаем, как ориентироваться на местности, зная стороны горизонта, по местным признакам и приборам. Следующий урок мы начнем с ответа на этот вопрос. Что для этого нужно иметь на корабле?

VIII. Домашнее задание.  Подготовить сообщение о приборе, который помогает определить стороны горизонта. Оценки за урок.

Чочиева Анастасия Олеговна МАОУ СОШ с. Среднебелая 16.03.2016 г.

multiurok.ru

Урок окружающего мира во 2 классе «Ориентирование,стороны горизонта»

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Встаньте. Все красиво. Улыбнитесь друг другу, и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

-О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

— Проверим ваши знания, выполнив тест.

Выбрать букву правильного ответа:

1) Атмосфера – это… К. твердая оболочка Л. водная оболочка

М. воздушная оболочка

2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая

3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора

4) Все живые организмы относятсяЗ. к биосфере

И. к гидросфере Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка

М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов составьте слово

-какое значение имеет слово — земля, Земля.

Мы говорили о строении земли, о ее оболочках

Получилось слово Земля.

Планета и верхний слой твердой поверхности планеты.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности (личностные УУД)

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны природы. Для этого мы отправимся в поход.

— Кто ходил в поход?

-Как называют таких людей?

Мы пойдем в виртуальный (воображаемый) поход в лес.

Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( Дети имитируют соответствующие движения.)

-Идем, идем, подошли к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»

-А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что Земля имеет форму шара)

-Молодцы. — А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что Земля шар)

-Молодцы.

— А на берегу озера лежит камень, а на нем написано:

Пойдёшь направо – конь падёт,

налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя успех

на всём твоём пути…»

Назовите, какие слова помогут нам понять, куда идти дальше?

Для чего нужны такие слова?

— Кто догадался чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Что такое ориентирование, как вы думаете?

Слайд 1.

— Туристы

— Пространство, видимое невооруженным глазом.

-Направо, налево, прямо

-Чтобы ориентироваться в пространстве.

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.

Уметь ориентироваться, знать стороны горизонта

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД).

Открытие нового знания

-Где и как можно получить ответ на интересующий нас вопрос?

Просмотр слайдов.

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причем она ложится в направлении на север.

Полярная звезда указывает на север.

Кроме того существовали и народные приметы, позволяющие ориентироваться на местности.

По муравейникам. В большинстве случаев они расположены

с южной стороны деревьев, пней, кустарников.

по стволу деревьев.

В большинстве случаев они расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников

По таянию снега.

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше, чем северная, соответственно, и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Лунки у стволов более вытянуты с юга.

-В интернете, из книг, фильмов, спросить у специалиста, спросить у другого человека, подумать самостоятельно, провести эксперимент, понаблюдать.

Высказывают предположения, делятся своими знаниями, отвечают на вопросы.

Осознанно строить речевое высказывание.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Применение нового знания

Дети самостоятельно читают статью в учебнике с.77.

Где восходит солнце? (на востоке)

— Где заходит? (на западе) Что знаете о полярной звезде? Когда солнце самое высокое?

2. Задание № 2 (Приложение 1).

Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению.

Организует фронтальную проверку.

Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентировались по сторонам горизонта. То направление, где солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ, противоположное югу направление, где солнце никогда не бывает, и откуда дуют холодные ветры – СЕВЕР. На востоке солнце всходит, на западе садится. Кроме основных сторон света, есть еще и промежуточные

. 16 Работа в парах.

— У вас на парте лежит набор карточек.

Прочитайте слова на карточках.

Разделите их на 3 группы.

Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы.

прямо час север

верх месяц

восток

неделя год запад

назад секунда юго-восток

3. Домашнее задание.

— К следующему уроку подготовьте рассказ о сторонах горизонта с.78-80

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, используя параграф и свой жизненный опыт.

Читают задание на листочках.

Выполняют самостоятельно на листочках 2-3 мин. Работают в парах.

Называть отличительные особенности земных оболочек.

Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД).

Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Рефлексия

-Какое открытие вы сделали сегодня для себя.

По желанию подготовьте рассказ о компасе.

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Меня удивило ….

Мне было трудно ….

Узнали, как можно ориентироваться.

Проговаривают вслух несколько человек по одному предложению.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

multiurok.ru

Урок окружающего мира во 2 классе «Ориентирование, стороны горизонта»

Здравствуйте, ребята. Встаньте. Все красиво. Улыбнитесь друг другу, и мне тоже. Садитесь.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок.

-О чем мы говорили с вами на прошлом уроке?

— Проверим ваши знания, выполнив тест.

Выбрать букву правильного ответа:

1) Атмосфера – это… К. оболочка жизни Л. водная оболочка

М. воздушная оболочка

2) Земная кора … Е. твёрдая Ё. вязкая Ж. мягкая

3) В центре Земли находится… А. мантия Я. ядро О. земная кора

4) Все живые организмы относятсяЗ. к биосфере

И. к гидросфере Й. к атмосфере

5) Гидросфера – это… К. воздушная оболочка Л. водная оболочка

М. оболочка жизни

Из выбранных букв ответов составьте слово

-какое значение имеет слово — земля, Земля.

Мы говорили о строении земли, о ее оболочках

Получилось слово Земля.

Планета и верхний слой твердой поверхности планеты.

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленнойпознавательной деятельности (личностные УУД)

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке мы продолжим открывать тайны природы. Для этого мы отправимся в поход.

— Кто ходил в поход?

-Как называют таких людей?

Мы пойдем в виртуальный (воображаемый) поход в лес.

Итак, приготовимся в путь. Встали, надели сапоги, куртку, шапку, взяли рюкзак на плечи и пошли. ( дети имитируют соответствующие движение)

-Идем, идем, подошли к большому озеру и на горизонте виднеется корабль……..

-А что такое «горизонт»

-А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что Земля имеет форму шара)

-Молодцы. — А что это за линия, где небо как бы сходится с землей? («линия горизонта»)

-Давайте до нее дойдем и сделаем привал. Сможем? (нет, линия горизонта всегда отдаляется).

-Почему? – (потому что Земля шар)

-Молодцы.

— А на берегу озера лежит камень, а на нем написано:

Пойдёшь направо – конь падёт,

налево – сгинешь сам,

А прямо – ждёт тебя успех

на всём твоём пути…»

Назовите, какие слова помогут нам понять, куда идти дальше?

Для чего нужны такие слова?

— Кто догадался чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Что такое ориентирование, как вы думаете?

Слайд 1.

— Туристы

— Пространство, видимое невооруженным глазом.

-Направо, налево, прямо

-Чтобы ориентироваться в пространстве.

Ориентирование – это умение определять своё местоположение в пространстве или определять направление сторон горизонта.

Уметь ориентироваться, знать стороны горизонта

Формулировать проблемный вопрос (Познавательные УУД).

Открытие нового знания

-Где и как можно получить ответ на интересующий нас вопрос?

Просмотр слайдов.

Солнце восходит на востоке, а заходит на западе. В полдень Солнце находится в направлении юга. В это же время предметы отбрасывают самую короткую тень, причем она ложится в направлении на север.

Полярная звезда указывает на север.

Кроме того существовали и народные приметы, позволяющие ориентироваться на местности.

По муравейникам. В большинстве случаев они расположены

с южной стороны деревьев, пней, кустарников.

по стволу деревьев.

В большинстве случаев они расположены с южной стороны деревьев, пней, кустарников

По таянию снега.

Известно, что южная сторона предметов нагревается больше, чем северная, соответственно, и таяние снега с этой стороны происходит быстрее. Лунки у стволов более вытянуты с юга.

-В интернете, из книг, фильмов, спросить у специалиста, спросить у другого человека, подумать самостоятельно, провести эксперимент, понаблюдать.

Высказывают предположения, делятся своими знаниями, отвечают на вопросы.

Осознанно строить речевое высказывание.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Применение нового знания

Дети самостоятельно читают статью в учебнике с.77.

Где восходит солнце? (на востоке)

— Где заходит? (на западе) Что знаете о полярной звезде? Когда солнце самое высокое?

2. Задание № 2 (Приложение 1).

Организует знакомство с содержанием задания. Даёт инструкцию по его выполнению.

Организует фронтальную проверку.

Отправляясь в далекие путешествия, люди ориентировались по сторонам горизонта. То направление, где солнце поднимается выше всего и сильнее греет – ЮГ, противоположное югу направление, где солнце никогда не бывает, и откуда дуют холодные ветры – СЕВЕР. На востоке солнце всходит, на западе садится. Кроме основных сторон света, есть еще и промежуточные

. 16 Работа в парах.

— У вас на парте лежит набор карточек.

Прочитайте слова на карточках.

Разделите их на 3 группы.

Подумайте, по какому основанию вы их разделите на группы.

лево час север

верх месяц

восток

неделя год юго-запад

назад секунда

\

3. Домашнее задание.

— К следующему уроку подготовьте рассказ о сторонах горизонта с.78-80

Работают с текстом учебника, отвечают на вопросы, используя параграф и свой жизненный опыт.

Читают задание на листочках.

Выполняют самостоятельно на листочках 2-3 мин. Работают в парах.

Называть отличительные особенности земных оболочек.

Сравнивать объекты по заданным критериям (Познавательные УУД).

Планировать учебное сотрудничество (определять функции участников) (Коммуникативные УУД).

Осуществлять контроль и коррекцию результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Рефлексия

-Какое открытие вы сделали сегодня для себя.

По желанию подготовьте рассказ о компасе.

Оцените свою работу на уроке, продолжив предложения:

Сегодня на уроке я узнал….

Меня удивило ….

Мне было трудно ….

Узнали, как можно ориентироваться.

Проговаривают вслух несколько человек по одному предложению.

Осуществлять оценку результатов деятельности (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *