Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

 


1. Деепричастия несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида обозначают незакон­ченное добавочное действие, которое происходит одновре­менно с действием, выражаемым глаголом-сказуемым: Разглядывая эту фотографию, я о многом вспомнил.

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глагола при помощи суффикса –а– (–я–). Суффикс –а– пишется после шипящих, суффикс –я– во всех остальных случаях (дыша, держа, гуляя, смеясь). От глагола быть деепричастие несовершенного вида образуется с помо­щью суффикса –учи (Будучи в гостях, я познакомился с инте­ресными людьми).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! От некоторых глаголов деепричастия несовершенного ви­да не образуются: бить, рвать, шить, жечь, ждать, лгать, писать, хлестать, резать. Не образуются подобные деепри­частия от глаголов на –

чь (беречь, мочь, стеречь, течь и др,), от глаголов с суффиксом –ну–  (блёкнуть, мокнуть, тянуть, гаснуть и др.).

2. Деепричастия совершенного вида

Деепричастия совершенного вида обозначают законченное добавочное действие, которое совершается до начала действия, выраженного глаголом-сказуемым (Увидев меня, мой друг подошёл ко мне).

Деепричастия совершенного вида образуются обычно от основы неопределённой формы глагола при помощи суффик­сов –в, –вши–, –ши– (прочитав, рассмеявшись, запершись). С помощью суффиксов –вши(съ) и –ши(сь) образуются дееприча­стия от возвратных глаголов (умывшись). К суффиксу –в возвратный суффикс –ся (–сь) не присоединяется. С помощью суффикса –ши

образуются деепричастия от глаголов с основой на согласный: истечь — истекши, принести — принесши, влезть — влезши.

У некоторых глаголов деепричастия совершенного вида образованы с суффиксами –а– (–я–) встретясь, возвратясь, нахмурясь, приобретя, прочтя, придя и др. Параллельно в языке существуют деепричастия от этих глаголов с суффикса­ми –в, –вши–, –ши– (встретившись, возвратившись, настроившись, пришедши, простившись, приобретши и др.). Если су­ществуют двойные формы, чаще употребляются деепричастия с суффиксом –а– (–я–) как менее громоздкие.

3. Образование деепричастий

4. Нужно запомнить!

 Баловаться — балуясь. Клеветать — клевеща. Начать — начав. Отнять — отняв. Ржаветь — ржавея. Отречься — отрёкшись. Понять — поняв. Принять — приняв. Щебетать — щебеча. Щекотать — щекоча. Черпать — черпая. Поднять — подняв.


 

Конспект урока «Деепричастия совершенного и несовершенного вида«.

Проверить знания: Тест по теме «Деепричастия совершенного и несовершенного вида»

Следующая тема: Морфологический разбор деепричастия

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

4.8 (96%) 5 votes

uchitel.pro

Образование деепричастий несовершенного вида

Деепричастия несовершенного вида образуются:

 

От основы настоящего времени + суффиксы —а-, —я-:

несут — неся, напевают — напевая, спешат — спеша

 

От ряда глаголов с помощью суффиксов —учи-, —ючи-:

будучи, играючи

 

От основы инфинитива или прошедш. вр. + суффиксы —в-, —вши-:
быть — бывши, знать — знавши

 

Примечание:

Современные деепричастия по происхождению восходят к древнерусским кратким причастиям действительного залога настоящего и прошедшего времени.

 

1. Деепричастия несовершенного вида с суффиксами —учи-, —ючи— используются преимущественно в разговорной и народно-поэтической речи. Для литературного языка свойственна только форма будучи: Никого не осуждаючи.

 

 

3. У писателей XIX в. встречаются деепричастия несовершенного вида с суффиксами —в-, —вши-, типичными для деепричастий совершенного вида. В настоящее время эти деепричастия вышли из употребления.
  • Волк, евши, никогда костей не разбирает.
  • (И. А. Крылов)
  • Она, хохотав и вязав чулок, жила себе беззаботно и припеваючи.
  • (А. И. Герцен)

Не образуют деепричастия следующие глаголы несовершенного вида:

 

 

  • а). глаголы с односложной основой с суффиксом —а— в инфинитиве: ждать — ждут, ткать — ткут;
  • б). глаголы с односложной основой на —и-: бить — бьют, пить — пьют, лить — льют;
  • в). глаголы с основой инфинитива на —а-, —я-, чередующиеся с сонорными м, н: жать — жнут (а//н), жать — жмут (а//м), мять — мнут (я//н).

 

4. Глаголы с чередованием свистящих з, с, ст, х с шипящими: вязать — вяжут (з//ж), писать — пишут (с//ш), свистать — свищут (ст//щ), пахать — пашут (х//ш).

 

5. Ряд отдельных глаголов: лезть, ехать, брать, звать, колоть, ковать и др.

 

 


Поделиться публикацией:

goldrussian.ru

Грамотно образуем и употребляем деепричастия

Термин «деепричастие» появился еще в XVII веке. В его составе две части: дее- (действие) и причастие. То есть это форма, «причастная» к действию. И правда: деепричастие обозначает в предложении добавочное действие глагола, сочетая в себе грамматические признаки глагола и наречия,

поэтому иногда эту форму называют отглагольным наречием.

Образование деепричастий имеет свои особенности, которые необходимо учитывать.

1. От основы настоящего времени глаголов несовершенного вида образуются деепричастия несовершенного вида. Используется суффикс -а (-я). Начинают – начиная, делают – делая, играют – играя.

Некоторые глаголы несовершенного вида образуют деепричастия с помощью суффикса -учи (-ючи): идучи, едучи, будучи, играючи, жалеючи, крадучись.

Но в литературном языке формы на -учи (-ючи) не получили широкого распространения. Чаще всего такие формы используются нами для стилизации народной и старинной речи и воспринимаются как устаревшие.

Необходимо обратить внимание на то, как образуются формы деепричастий от некоторых глаголов: сыпать – сыпля

(допускается – сыпя), плыть – плывя, лазать – лазая, страдать – страдая (в художественном стиле речи можно встретить – страждя), внимать – внимая и внемля (устаревшее), махать – махая (допускается – маша), щипать – щипля.

Некоторые глаголы несовершенного вида не могут иметь формы деепричастия. Как правило, от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных, деепричастия не образуются (например, гнать – гнут – гня). Форма гня – неблагозвучная, поэтому не употребляется в современном русском языке.

К таким глаголам относятся: шить, бить, тереть, вить, ткать, врать, спать, гнуть, слать, есть, рвать, жать (руку), пить, жать (рожь), мять, ждать, лить, жечь, лгать.

От глаголов с чередованием согласных з–ж, с–ш в основах настоящего времени и инфинитива формы деепричастий образовать невозможно либо же эти формы являются малоупотребительными (например,

чесать – чешут – чеша). Форма чеша не является грамматически правильной.

Это касается таких глаголов, как чесать, весить, резать, вязать, плясать, казаться, лизать, косить.

От глаголов несовершенного вида на -нуть и на -чь формы деепричастий не образуются.

Это глаголы тянуть, беречь, тонуть, жечь, пахнуть, мочь, мокнуть, печь, мёрзнуть, сечь, крепнуть, стеречь, глохнуть, стричься, гаснуть, течь, вянуть.

Также деепричастия несовершенного вида не следует образовывать от следующих глаголов: хотеть, арестовать, стыть, бежать, родиться, колоть, петь, лезть, пахать.

2. От основы прошедшего времени или инфинитива глаголов совершенного вида образуются деепричастия совершенного вида. Обычно используется суффикс -в: продал – продав, сделал – сделав.

Может использоваться также суффиксы -а (-я) или -вши, -ши (делил – деля, войти – войдя; влюбиться – влюбившись, обернуться — обернувшись).

В абсолютном большинстве случаев в литературном языке используются формы с суффиксом , потому что они являются более краткими и благозвучными. М. Горький выступал против чрезмерно частого употребления форм с суффиксами -вши, -ши, сравнивая эти суффиксы с «вшами», которые ползают по странице, и настоятельно советовал избегать подобных форм. Однако нужно учитывать, что возвратные глаголы обычно имеют только одну форму – оглянувшись, задумавшись. Суффикс -ши употребляется вместо суффикса при образовании деепричастий от многих глаголов с основой на согласную: подрасти – подросши; пасти – пасши.

В ХIX–начале XX

в суффикса -а (-я) использовался довольно часто для образования деепричастий совершенного вида (заметив – заметя, наклонив – наклоня, положив – положа). В современном русском языке многие из этих форм вышли из употребления, однако их можно встретить в художественных текстах той эпохи, например, у М. Горького.

3. При образовании деепричастий одной из основных ошибок является использование одного суффикса вместо другого.

Рассмотрим предложение. Положа вилки на стол, она отправилась посмотреть, готово ли горячее. Использована форма положа с суффиксом вместо правильной формы положив с суффиксом .

Довольно часто ошибки такого рода встречаются при употреблении фразеологизмов. В некоторых фразеологизмах мы можем  встретить устаревшие формы деепричастий (очертя голову, положа руку на сердце). И здесь часто допускают неправильную форму, говоря «очертив голову» или «положив руку на сердце».

Также в разговорной речи регулярно можно наблюдать грамматически неверное образование деепричастий от глаголов, от которых вообще нельзя образовать деепричастные формы в литературном языке (Спя, щенок как будто бежал куда-то).

4. И, конечно, нельзя забыть о теме использования деепричастного оборота в речи.

Сколько уже было написано о том, что деепричастие обозначает добавочное действие, значит, основное и добавочное действие должен совершать один и тот же объект, но ошибки все равно встречаются с пугающей регулярностью.

Прочитайте следующие примеры. В каждом из них одна и та же ошибка: неверное употребление деепричастного оборота.

Читая, мне было интересно. (Кто читал? В предложении нет местоимения «я», а форма «мне» не является действующим лицом)

Сидя у окна, в комнату влетел воробей. (Воробей сидел у окна?)

Занимаясь с учителем, ему очень хотелось есть (Кто занимался? В предложении нет местоимения «он», а форма «ему» не является действующим лицом)

Спеша домой, у него потерялась варежка. (Варежка спешила домой?)

Работая на станке, у него болела голова. (Голова работала на станке?)

Надеюсь, Вы улыбнулись, прочитав данные предложения, и сами не будете допускать ошибок при образовании и употреблении деепричастий.

Удачи Вам и красивого, богатого, правильного русского языка!

 Остались вопросы? Не умеете правильно образовывать формы деепричастия?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

Зарегистрироваться

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

blog.tutoronline.ru

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Презентация к уроку русского языка в 7 классе

Повторим

  • 1. Что такое деепричастие?
  • 2. Признаки каких частей речи включает в себя деепричастие?
  • 3. Какие признаки деепричастие взяло у наречия?
  • 4. Какие признаки деепричастие взяло у глагола?
  • 5. Что такое деепричастный оборот?
  • 6. Как пишется деепричастие с отрицательной частицей НЕ?

Сформулируем тему урока

Улыбаясь Улыбнувшись

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

Несовершенный вид обозначает незаконченное добавочное действие и отвечает на вопрос «что делая?»

Совершенный вид   обозначает, что действие уже совершено, и отвечает на вопрос «что сделав?»

Деепричастия несовершенного вида

Глаголы

несовершенного вида

Суффикс деепричастий несовершенного вида

гляд ят

-а (-я)

Деепричастия несовершенного вида

крич ат

гляд я

улыба ют ся

крич а

улыба я сь

Деепричастия совершенного вида

Глаголы совершенного вида

Суффиксы деепричастий совершенного вида

выскочи ть

Деепричастия совершенного вида

-в, -вши

испечь

прищур ят ся

замахну ть ся

выскочи в

-ши

-а,(-я)

выскочи вши

испёк ши

замахну вши сь

прищур я сь

Рабочий лист

Задание №

1

2

3

4

5

Итого:

Задание №1 Выборочно – распределительный диктант

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

  • Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая, погрузившись в раздумья.
  • с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам.

Ключ (обменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга)

Деепричастия совершенного вида

Деепричастия несовершенного вида

пригорюнившись

отражаясь

убежав

качая

устремив

облетая

погрузившись

ощущая

прислушиваясь

Задание №2

Замените глаголы деепричастиями несовершенного вида, если это возможно.

Производить гребки правой и левой рукой, отталкиваться от стенки бассейна, плавать без заметной усталости, выполнять движения в воде, ждать сигнала, держаться горизонтально, приближаться к финишу, показываться над водой, лить воду.

-С помощью каких суффиксов образовали деепричастия несовершенного вида?

-От каких глаголов не образовали деепричастия?

Обменяйтесь тетрадями.

Задание № 3 Викторина

Вставить недостающее деепричастие с зависимыми словами, назвать автора, произведение, определить вид деепричастия.

Буря мглою небо кроет, _________________ …

Ключ

Обменяйтесь тетрадями

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя…

(А. С. Пушкин «Зимний вечер»),

крутя – деепричастие несовершенного вида

Задание №4

Найдите деепричастия, выпишите, укажите их вид.

Рыдая, глядела она им в очи, когда всемогущий сон начинал уже смыкать их, и думала: «Авось – либо Бульба, проснувшись, отсрочит денька на два отъезд».

Ключ. Обменяйтесь тетрадями

  • Рыдая – несовершенный вид
  • Проснувшись – совершенный вид

Задание №5 Выпишите деепричастия несовершенного и совершенного вида. Выделите суффикс.

  • В государстве ромашек, у края, где ручей, задыхаясь, поёт, 

пролежал бы всю ночь до утра я, запрокинув лицо в небосвод.

  •   Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел. 
  • У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.
  •   Вот ветер, тучи нагоняя, дохнул, завыл — и вот сама идет волшебница зима.
  • Каштанка, поцарапав дверь, налегла на неё грудью, отворила и 

тотчас же почувствовала странный запах. 

Ключ. Обменяйтесь тетрадями.

  • Задыхаясь – несовершенный вид
  • Запрокинув – совершенный вид
  • Вздохнув– совершенный вид
  • Не чувствуя – несовершенный вид
  • Нагоняя – несовершенный вид
  • Поцарапав – совершенный вид

Выставление отметок

Сначала сосед по парте ставит Вам отметку, затем Вы на основании самооценки и оценки напарника определяете итоговую отметку.

Подведем итоги

  • О чём мы сегодня говорили?
  • Что нового узнали?
  • Какие суффиксы имеют деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Домашнее задание:

Спасибо за урок!

multiurok.ru

Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Урок общеметодологической направленности

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  русский язык
Класс:  7-А Учащихся-15

Тема урока: Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Тип урока:  общеметодологической направленности.
Технология: смешанное обучение (направленность: перевёрнутый класс), мультимедиа-технология.

Цели урока:

Деятельностная цель:  сформировать способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: отработать практические навыки определения видов деепричастий посредством самообразовательной деятельности в процессе изучения теоретического материала;
сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие

Воспитательная цель: организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.  

Планируемые результаты: 

В процессе деятельности учащиеся научатся оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствуют навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобретут навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубят знания по обработке и анализу информации. Продолжат развивать умение делать выводы.

Методическое и техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 7 класс, часть 1, «Просвещение», 2016г.; тетради «Работа по материалам мультиурока»; презентация Power Point; проектор, компьютер.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 
— выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствие учащихся, гостей.

Приём «Удивляй»

— Ещё Ломоносов в 1755 году в «Российской грамматике» писал о том, что эта часть речи должна согласовываться с глаголом. Языковеды и сегодня не могут прийти к согласию насчёт того, чем является эта часть речи. Часть из них говорит, что это одна из форм глагола, другие, напротив, твердят, что это самостоятельная часть речи, имеющая признаки глагола и причастия..
Носители русского языка зачастую стремятся использовать другие языковые средства вместо этой части речи. О чём идёт речь? Какую работу выполняли дома? Чем предлагаете заниматься сегодня?

Ученики высказывают свои предположения, о

Какой части речи говориться.

О домашней работе, возникших вопросах. Ставят перед собой цель на уроке. Пишут на листах.

Личностные. 
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
— умение  слушать
— умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации 
Познавательные: 
— умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-знание алгоритма выбора правильного ответа.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
актуализация знаний через пробное учебное действие.

Приём «Магазин»

-_ Я приглашаю вас посетить магазин и приобрести один из товаров. Каждый свой товар должен положить на соответствующую полку. Эти полки расположены на столах для групповой работы.

(сопровождается презентацией)

Игра в магазин. Обучающиеся подходят к парте- «магазину», выбирают одну карточку- «товар» и выбирают нужный стол.

 

 

 

 

После того, как все разместились, учащиеся объясняют свой выбор, опираясь на теоретический материал.

Личностные. 
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
— умение договариваться, приходить к общему решению. 
Предметные умения:
-работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Приём «Три конверта».

-Предлагаю объединиться в группы и выбрать себе любой конверт с заданиями.

В группах выполняются задания.

Приёмы:

«Кластер»,

«Фишбоун»,

«Кубик Блума».

 Работа в группах.

Учащиеся выбирают в конверты.

Выполняют задания в группах.

Презентация работы каждой группы.

Личностные. 
-проявлять эмоционально — ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.   
— определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.   
— адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
— адекватно взаимодействовать в группах  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
— читать текст 
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний. (сокращённый)

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Приём «Распределитель-ная работа».

Приём «Взаимопроверка»

Ребятам предлагается на слайде две колонки слов. Нужно распределить деепричастия по виду в разные колонки.

Контроль путём взаимопроверки.

Личностные. 
-проявлять эмоционально — ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.   
— определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.   
— адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
— адекватно взаимодействовать в группах  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
— читать текст 
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке                      

Цель этапа: 
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

.

— Достигли ли вы поставленной цели?

— Что помогло вам понять материал?


— Оцените свою работу на уроке.   

Ребята высказываются по поводу достижения цели.

Самостоятельная работа над теорией и практическая работа в классе. Групповая работа.

Оценивают, сделав пометки на листике с целью урока.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.

Самоанализ урока

Класс 7-А

Предмет русский язык

Тема урока Суффиксы деепричастий.

Тип урока и его структура: урок общей методологической направленности: состоит из пяти этапов. Уроки  призван формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитиеТак, на данном уроке организовывалось понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Данный урок является пятым в изучении темы, непосредственно связан с предыдущими, так как на предыдущих изучалась тема «Деепричатие как часть речи», «Деепричастный оборот», «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Урок проводился в 7-а классе. 15 учащихся, 5- с высоким уровнем знаний. При подготовке урока были учтены деятельностные способности учащихся.

Была поставлена ТДЦ урока, для достижения которой были выбраны следующие методы и приёмы.

Этапы урока были выстроены в соответствии к уроку общей методологической направленности. Были использованы следующие методы (наглядные, словесные, практические) и приёмы ( «Удивляй» , «Три конверта»; групповая работа, «Кластер», «Фишбоун», «Кубик Блума», «Распределительная работа», «Взаимопроверка».)

Во время урока использовались технические средства.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, дети положительно реагировали на смену видов деятельности, выполняли задания.

В процессе деятельности учащиеся научились оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствовали навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобрели навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубили знания по обработке и анализу информации. Продолжили развивать умение делать выводы.

Таким образом, на уроке были достигнуты все поставленные задачи.

multiurok.ru

Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Урок общеметодологической направленности

Технологическая карта урока

Учебный предмет:  русский язык
Класс:  7-А Учащихся-15

Тема урока: Суффиксы деепричастий совершенного и несовершенного вида.

Тип урока:  общеметодологической направленности.
Технология: смешанное обучение (направленность: перевёрнутый класс), мультимедиа-технология.

Цели урока:

Деятельностная цель:  сформировать способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: отработать практические навыки определения видов деепричастий посредством самообразовательной деятельности в процессе изучения теоретического материала;
сформировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие

Воспитательная цель: организовать понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.  

Планируемые результаты: 

В процессе деятельности учащиеся научатся оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствуют навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобретут навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубят знания по обработке и анализу информации. Продолжат развивать умение делать выводы.

Методическое и техническое обеспечение: учебник «Русский язык» 7 класс, часть 1, «Просвещение», 2016г.; тетради «Работа по материалам мультиурока»; презентация Power Point; проектор, компьютер.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1 этап. Мотивации.

Цель этапа: 
— выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Приветствие учащихся, гостей.

Приём «Удивляй»

— Ещё Ломоносов в 1755 году в «Российской грамматике» писал о том, что эта часть речи должна согласовываться с глаголом. Языковеды и сегодня не могут прийти к согласию насчёт того, чем является эта часть речи. Часть из них говорит, что это одна из форм глагола, другие, напротив, твердят, что это самостоятельная часть речи, имеющая признаки глагола и причастия..
Носители русского языка зачастую стремятся использовать другие языковые средства вместо этой части речи. О чём идёт речь? Какую работу выполняли дома? Чем предлагаете заниматься сегодня?

Ученики высказывают свои предположения, о

Какой части речи говориться.

О домашней работе, возникших вопросах. Ставят перед собой цель на уроке. Пишут на листах.

Личностные. 
-проявлять интерес к изучению темы
Коммуникативные:
— умение  слушать
— умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации 
Познавательные: 
— умение  строить речевое высказывание.
Регулятивные:
-предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.
Предметные.
-знание алгоритма выбора правильного ответа.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

2 этап.      Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель этапа:    
актуализация знаний через пробное учебное действие.

Приём «Магазин»

-_ Я приглашаю вас посетить магазин и приобрести один из товаров. Каждый свой товар должен положить на соответствующую полку. Эти полки расположены на столах для групповой работы.

(сопровождается презентацией)

Игра в магазин. Обучающиеся подходят к парте- «магазину», выбирают одну карточку- «товар» и выбирают нужный стол.

 

 

 

 

После того, как все разместились, учащиеся объясняют свой выбор, опираясь на теоретический материал.

Личностные. 
-оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
-планировать и выполнять задания в соответствии с целью.
Коммуникативные умения:
— адекватно взаимодействовать в группе при выполнении учебного задания.
— умение договариваться, приходить к общему решению. 
Предметные умения:
-работать с содержанием произведения, анализировать лирическое произведение.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

3 этап.  Этап закрепления с проговариванием во внешней речи.

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Приём «Три конверта».

-Предлагаю объединиться в группы и выбрать себе любой конверт с заданиями.

В группах выполняются задания.

Приёмы:

«Кластер»,

«Фишбоун»,

«Кубик Блума».

 Работа в группах.

Учащиеся выбирают в конверты.

Выполняют задания в группах.

Презентация работы каждой группы.

Личностные. 
-проявлять эмоционально — ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.   
— определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.   
— адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
— адекватно взаимодействовать в группах  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
— читать текст 
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

                        4 этап  Этап включения изученного в систему знаний. (сокращённый)

Цель этапа:
обеспечение  систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.

Приём «Распределитель-ная работа».

Приём «Взаимопроверка»

Ребятам предлагается на слайде две колонки слов. Нужно распределить деепричастия по виду в разные колонки.

Контроль путём взаимопроверки.

Личностные. 
-проявлять эмоционально — ценностное отношение поэтическому произведению.

Познавательные.   
— определять тему
текста и обосновывать своё мнение;
Регулятивные.   
— адекватно оценивать
результат выполнения
учебного задания.
Коммуникативные.
— адекватно взаимодействовать в группах  
при выполнении учебного задания.
Предметные.
— читать текст 
осознанно,
выразительно и без ошибок;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

 5 этап. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке                      

Цель этапа: 
самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.

.

— Достигли ли вы поставленной цели?

— Что помогло вам понять материал?


— Оцените свою работу на уроке.   

Ребята высказываются по поводу достижения цели.

Самостоятельная работа над теорией и практическая работа в классе. Групповая работа.

Оценивают, сделав пометки на листике с целью урока.

Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности.
Познавательные умения:
-определять языковые особенности произведения, передающие настроение,   и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— соотносить поставленную цель и полученный  результат деятельности.
Коммуникативные умения:
— использовать речевые средства
для представления результата деятельности.

Самоанализ урока

Класс 7-А

Предмет русский язык

Тема урока Суффиксы деепричастий.

Тип урока и его структура: урок общей методологической направленности: состоит из пяти этапов. Уроки  призван формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему и о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитиеТак, на данном уроке организовывалось понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.

Данный урок является пятым в изучении темы, непосредственно связан с предыдущими, так как на предыдущих изучалась тема «Деепричатие как часть речи», «Деепричастный оборот», «Деепричастия совершенного и несовершенного вида».

Урок проводился в 7-а классе. 15 учащихся, 5- с высоким уровнем знаний. При подготовке урока были учтены деятельностные способности учащихся.

Была поставлена ТДЦ урока, для достижения которой были выбраны следующие методы и приёмы.

Этапы урока были выстроены в соответствии к уроку общей методологической направленности. Были использованы следующие методы (наглядные, словесные, практические) и приёмы ( «Удивляй» , «Три конверта»; групповая работа, «Кластер», «Фишбоун», «Кубик Блума», «Распределительная работа», «Взаимопроверка».)

Во время урока использовались технические средства.

Психологическая атмосфера на уроке была благоприятной, дети положительно реагировали на смену видов деятельности, выполняли задания.

В процессе деятельности учащиеся научились оперировать понятиями «вид деепричастий», усовершенствовали навыки определения вида деепричастий по суффиксам, приобрели навыки правильного употребления деепричастий в речи; углубили знания по обработке и анализу информации. Продолжили развивать умение делать выводы.

Таким образом, на уроке были достигнуты все поставленные задачи.

multiurok.ru

Деепричастия несовершенного и совершенного вида — Русский язык — 7 класс


На уроке мы изучим значение и образование деепричастий несовершенного и совершенного вида.Деепричастия несовершенного вида обозначают незавершённое добавочное действие и отвечают на вопрос что делая?Например: напевая, очаровываяДеепричастия совершенного вида обозначают завершённое добавочное действие и отвечают на вопрос что сделав?Например: допев, очаровав
Перейдём к образованию деепричатий.Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного видаНапример:дышат → дышастроят → строябудут → будучи
От глаголов несовершенного вида с суффиксом -ва- деепричастия образуются от основы инфинитива.Например:придавать → придавая поливать → поливая
Как вы уже заметили, деепричастия несовершенного вида образуются от глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а (-я), -учи.Суффикс деепричастий -учи, сохраняющийся в фольклоре, в современном русском языке употребляется только в словах будучи (нейтр.) и крадучись (разг.).Деепричастия с суффиксами -учи, -ючи (глядючи, греючи, гуляючи, едучи, жалеючи, живучи) являются стилистически окрашенными под народную или старинную речь.
Деепричастия несовершенного вида образуются не от всех глаголов несовершенного вида.Деепричастия не образуются:1) от глаголов, не имеющих в основе настоящего времени гласных (исключение: мчаться — мчась), например: льют, шьют, жмут, ткут;2) от глаголов с основой настоящего времени на г, к, например: бегут, берегут, пекут, текут; 3) от глаголов с чередованием согласных з-ж, с-ш в основах инфинитива и настоящего времени, например: мажут, режут, пишут, пляшут; 4) от глаголов несовершенного вида, оканчивающихся на -нуть, например: крепнуть, мёрзнуть, тянуть, пахнуть.Не употребляются в речи деепричастия от глаголов лезть, бежать, звать, петь, мочить. Они заменяются соответствующими по значению приставочными образованиями: вылезая, убегая, называя, распевая, замачивая
Перейдём к особенностям образования деепричастий совершенного видаОбратите внимание на основу глагола, от которого образуется деепричастие совершенного вида дополнить → дополнивзадуматься → задумавшись привлечь (привлекут) → привлёкшизаплести (заплетут) → заплетяБольшинство деепричастий совершенного вида образуются от основы инфинитива глаголов совершенного вида. Некоторые деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени глаголов совершенного вида.
деепричастия совершенного вида образуются от глаголов совершенного вида с помощью суффиксов-в, -вши, -ши, -а (-я)
От некоторых глаголов совершенного вида образуются два деепричастия совершенного вида, например:наклонить →наклоня, наклонивпоклониться →поклонясь, поклонившисьпростереть → простере́в, простёрши
Выделите суффиксы, с помощью которых от глаголов образованы деепричастия.

resh.edu.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *