Действительные и страдательные причастия настоящего и прошедшего времени
Если Вы не знаете, что такое причастие, то первым делом советуем ознакомиться со статьёй «Что такое причастие» на данном сайте.
Действительные причастия
Действительное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый предметом/объектом. Пример: Девочка, прыгающая через скакалку. Действие совершает объект «девочка» — она прыгает через скакалку.
Действительные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:
- Человек, пишущий новость. Пишущий – действительное причастие настоящего времени. Человек пишет новость в данный момент. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ущ-, -ющ- (для первого спряжения глаголов) и -ащ-, -ящ- (для второго спряжения глаголов).
- Мужчина, сделавший комплимент. Сделавший – действительное причастие прошедшего времени. Мужчина уже сделал комплимент. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем времени при помощи суффиксов -вш-, -ш-.
Страдательные причастия
Страдательное причастие – это причастие, которое обозначает признак, производимый над одним предметом или объектом действиями другого. Пример: корабль, построенный жителями деревни. Жители деревни совершили действие над кораблём – построили его.
Страдательные причастия бывают настоящего и прошедшего времени. Рассмотрим на примерах:
- Стул, ломаемый учеником. Ломаемый – страдательное причастие настоящего времени. Ученик производит действие над стулом – ломает его. Образуются такие причастия от глаголов в настоящем времени при помощи суффиксов -ом-, -ем- (для глаголов первого спряжения) и -им- (для глаголов второго спряжения).
- Собака, побитая хозяином. Побитая – страдательное причастие прошедшего времени. Хозяин произвёл действие над собакой – побил её. Образуются такие причастия от глаголов в прошедшем при помощи суффиксов -нн-, -енн-, -т-, -от-.
действительные и страдательные причастия: таблица с суффиксами
Очень рекомендуем ознакомиться с материалом «причастные и деепричастные обороты в русском языке».
Похожие статьи
infoogle.ru
Таблица к уроку русского языка по теме «Действительные и страдательные причастия»
Действительные и страдательные причастия
Действительные причастия обозначают признак, который возник в результате действия самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который возник у предмета под действием другого предмета.
Действительные причастия
Настоящее время
глаголы несовершенного вида, переходные и непереходные
примеры
Нес ут
Работа ют
Улыба ют ся
I
-ущ- (-ющ-)
несущий
работающий
улыбающийся
Дыш ат
Крас ят
II
-ащ- (-ящ-)
дышащий
красящий
Прошедшее время
глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные
Строи ть
Засея ть
Расколо ть ся
-вш-
строивший
засеявший
расколовшийся
нести
-ш-
несший
Перед суффиксом причастия пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола
Страдательные причастия
Настоящее время
глаголы переходные несовершенного вида
Чита ют
Вед ут
I
-ем- (-ом-)
читаемый
ведомый
Гон ят
II
-им-
гонимый
Прошедшее время
глаголы переходные, совершенного и несовершенного вида
Прочита ть
Чита ть
Увиде ть
-нн-
прочитанный
читанный
увиденный
Построи ть
Реши ть
Принес ти
-енн- (-ённ-)
построенный
решенный
принесенный
Сжа ть
-т-
понятый
сжатый
infourok.ru
Действительные и страдательные причастия. Видеоурок. Русский язык 7 Класс
Тема: Причастие
Урок: Действительные и страдательные причастия
Причастия бывают страдательные и действительные.
Чтобы лучше понять, в чём разница между такими причастиями, обратимся к предложению: « прочитали «.
Возьмём существительные из этого предложения в качестве определяемых слов и
преобразуем глагол «прочитали» в причастие.
(какие?) книгу.
(какая?) детьми.
Причастие обозначает признак того предмета, который сам произвёл действие. Именно поэтому такие причастия называются действительными.
А вот причастие обозначает признак того предмета, над которым произвёл действие кто-то другой. Такие причастия называют страдательными.
от страдательного причастия всегда можно задать вопрос или . Например: «книга, прочитанная детьми», «небо, освещённое луной».
А от действительных причастий такого вопроса задать нельзя.
Действительные причастия бывают прошедшего и настоящего времени.
Действительные причастия настоящего времени образуются:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов –ущ / -ющ-;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффиксов —ащ/-ящ-.
Например: читать (І спр.) – читающий, писать (І спр.) – пиш
слышать (ІІ спр.) – слышащий, дышать (ІІ спр.) – дышащий.
Действительные причастия настоящего времени могут образовываться только от глаголов несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени могут образовываться от переходных и непереходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Действительные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов
-вш- и -ш-.
Например: продать – продавший, прибыть – прибывший, привести – приведший.
Если основа глагола, от которого образовано действительное причастие прошедшего времени, оканчивается на согласный, тогда мы используем суффикс -ш-.
Например: – .
Если основа глагола оканчивается на гласный, тогда мы используем суффикс -вш-. Например: – , – .
При написании действительных причастий прошедшего времени важно помнить, что перед суффиксом таких причастий сохраняется так же гласная, что и в неопределённой форме глагола перед -ть.
Например: увидеть – , заклеить – , посеять – .
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида:
от глаголов І спряжения с помощью суффиксов -ем- / -ом-
ведут – ведомый, управляют – управляемый;
от глаголов ІІ спряжения с помощью суффикса -им-
видят – видимый.
При образовании страдательных причастий прошедшего времени вид глагола не имеет значения. Такие причастия можно образовывать от переходных глаголов как совершенного, так и несовершенного вида.
Образуются страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов -нн-,
-енн-, -ённ-, -т-.
Например: понять – понятый, скосить – скошенный,
решить – решённый, продать – проданный.
Суффикс ‑нн‑ может присоединяться только к основе глаголов на –ать / -ять.
Например: засеять – , обещать – .
При использовании суффикса ‑енн- и -ённ- отсекается конечная гласная глагольной основы.
Например: – скошенный, – лишённый.
Итак, действительные и страдательные причастия имеют свои особенности. И важно помнить, что при образовании действительных и страдательных причастий настоящего времени выбор гласных в суффиксе зависит от спряжения глаголов.
Рис. 1. Образование причастий (Источник)
Рис. 2. Спряжение глаголов
Домашнее задание
Упражнения № 83 – 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.
1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка
1. Биометрика (Источник).
Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.
2. Русский язык (Источник).
Дидактические материалы. Раздел «Причастие»
3. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).
Правописание причастий.
4. Интернет-магазин издательства «Лицей» (Источник).
Образование причастий.
Литература
1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. — М.: Дрофа, 2009.
2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. — М.: Просвещение, 2012.
3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. — М.: Дрофа, 2012.
4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.
interneturok.ru
«Действительные и страдательные причастия» (7-й класс)
Разделы: Русский язык
Цели и задачи урока:
- дать понятие о действительных и страдательных причастиях; развивать пунктуационные навыки; повторить безударную проверяемую и непроверяемую гласную, времена глаголов;
- продолжить прививать навыки успешной сдачи ЕГЭ.
Методы: объяснение учителя, частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с учебником, таблицей.
Оборудование: таблица, индивидуальные карточки, учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Лингвистическая разминка (групповая работа).
– В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая ударением гласная в корне?
1 группа | 2 группа |
а) т…лежка, к…мпьютерный б) с…деющий, к…дировать в) пол…жение, прод…вать г) к…мпания (людей), докр…сна |
а) ст…нционный, пол…скать б) т…мнота, к…юта в) к.роткий, проб.рать г) ф…гурный, св…зать |
– В каком ряду во всех словах пропущена непроверяемая ударением гласная в корне?
3 группа | 4 группа |
а) р…скошный, в…риант б) к…мпьютер, пр…цедура в) д…агностика, амн…стировать г) проф…ль, в…льсировать |
а) р…вноправие, ин…циатива б) д…фицит, л…гион в) бл…стеть, натв…рить г) пл…вчиха, предпол…гать |
(Из каждой группы к доске по очереди выходят ученики, находят нужный ряд и объясняют правописание каждого слова.)
3. Презентация нового материала.
1) Опрос-повторение.
– Что такое причастие?
– Назовите признаки глагола и прилагательного у причастия?
2) Постановка целей урока.
– Сегодня мы узнаем, что причастия бывают действительными и страдательными, и научимся их различать.
3) Практикум.
Запись предложений под диктовку в тетрадях и на доске.
а) Солнце перед самым закатом вышло из-за туч, покрывающих небо.
б) Тайга источала густой запах прелой древесины, приправленный ароматом плесени.
– Назовите причастия (покрывающих, приправленных).
– Кто совершает действия в каждом причастии?
- Сам предмет.
- Действует другой предмет.
– Таким образом, признак, который возник в результате действий самого предмета – действительные причастия, а признак, который возник под действием другого предмета – страдательные причастия.
4) Чтение правила в учебнике на странице 38.
– Действительные и страдательные причастия могут быть только настоящего и прошедшего времени. Данные причастия образуются от глагола– инфинитива при помощи определенных морфем.
– При помощи какой морфемы образовалось действительное причастие покрывающих? (суффикс -ющ-)
– Страдательное причастие приправленных? (суффикс -нн-)
– Рассмотрим таблицу “Действительные и страдательные причастия”:
Таблица
Причастие | Настоящее время | Прошедшее время |
Действительное | -УЩ-; -ЮЩ- -АЩ-; -ЯЩ- |
-ВШ- -Ш- |
Страдательное | -ОМ-; -ЕМ-; -ИМ- | -НН-; -Т- -ЕНН-; -ЕНН- |
Продолжение таблицы
Примеры |
||
Несущий, дышащий | Засеявший, несший | |
Ведомый, гонимый | Читанный, увиденный, сжатый |
– Обратите внимание на то, что действительные причастия содержат шипящие суффиксы, а страдательные причастия их не содержат.
– Перепишите таблицу в общую тетрадь для ЕГЭ.
4. Практика под руководством учителя.
1) Записать в два столбика действительные и страдательные причастия, образованные от данных глаголов, обозначить суффикс.
Исполнять, сооружать, творить, облаивать, изменять, освежать.
2) Выполнение упражнения 83.
3) Работа по индивидуальным карточкам (групповая форма работы).
1-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) на пестреющем лугу;
б) о движущемся предмете;
в) опавшие с тополя;
г) отнятая игрушка;
д) разлившаяся по небу.
2-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) написанная учеником;
б) распиленная плотником;
в) ведущая в парк;
г) посаженные весной;
д) опрокинутый котенком.
3-я группа. Найти словосочетание с действительным причастием.
а) плескавшиеся волны;
б) построенный дом;
в) проверенная учителем;
г) летящим самолетом;
д) переданная людям.
4-я группа. Найти словосочетание со страдательным причастием.
а) засыпанные аллеи;
б) покрашенный забор;
в) сидящая девочка;
г) борющийся за свободу;
д) рассказывающий о путешествии.
5. Самоконтроль, самооценка, взаимооценка учащихся.
6. Подведение итогов урока.
– Какие причастия называются действительными?
– Какие причастия называются страдательными?
– От каких морфем образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени? Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени?
7. Домашнее задание. § 14, упражнение 84.
4.01.2010
Поделиться страницей:xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Конспект «Правописание суффиксов причастий» — УчительPRO
Орфограмма: правописание суффиксов причастий (образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени, страдательных причастий настоящего и прошедшего времени).
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глаголов настоящего времени несовершенного вида при помощи суффиксов -ущ (-ющ) от глаголов 1-го спряжения и суффиксов -ащ (-ящ) от глаголов 2-го спряжения: играют — играющий, пишет — пишущий, бреет — бреющий, строят — строящий, кричит — кричащий, видит — видящий.
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределённой формы при помощи суффиксов -вш- (-ш-). Суффикс -вш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на гласный: читать — читавший, смеяться — смеявшийся. При этом суффикс неопределённой формы сохраняется перед -вш- так же, как в прошедшем времени глагола перед -л: увидеть — увидел — увидевший, растаять —растаял —растаявший.
Суффикс -ш- используется, если основа неопределённой формы заканчивается на согласный, как, например, у всех глаголов на -чь. При этом происходит чередование ч/г, к. С помощью -ш- образуются причастия от глаголов с окончанием -ти (в этом случае тоже возможны чередования).
Образование страдательных причастий настоящего времени
Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов -ем- (-ом-) от глаголов 1-го спряжения и суффикса -им- от глаголов 2-го спряжения: ведут — ведомый, уважают — уважаемый, видят — видимый, хранят — хранимый. Нужно запомнить причастие с суффиксом -им- — движимый (в значении «побуждаемый»: «движимый чувством раскаяния»; также употребляется применительно к имуществу, которое может быть перемещено). Данное причастие образовано не от глагола двигать (I спряжение), а от устаревшего глагола «движити».
От многих переходных глаголов страдательные причастия настоящего времени не образуются (например, брать, ждать, жать, писать, мыть, лить, бить, пить и др.). В то же время есть несколько страдательных причастий, образованных от непереходных глаголов: предшествуемый, руководимый, управляемый.
Страдательные причастия настоящего времени не следует путать с отглагольными прилагательными с суффиксами -ем-, -им- (ископаемый, допустимый, несравнимый, непобедимый, неугасимый). Такие прилагательные могут образовываться и от непереходных глаголов (зависимый, неиссякаемый, непромокаемый, неумолкаемый, неувядаемый, несгораемый), и от глаголов совершенного вида (умолить — неумолимый). Большинство из них не употребляется без приставки не- (невозмутимый, невыносимый, незримый, неисчислимый, неисчерпаемый). Признаки, которые обозначены отглагольными прилагательными, являются постоянными, не протекают во времени (в отличие от признаков, обозначенных причастиями).
Образование страдательных причастий прошедшего времени
Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ неопределённой формы переходных глаголов при помощи суффиксов -нн-, -енн- (-ённ-), -т- (прочитанный, увиденный, решённый, понятый).
При помощи суффикса -нн- образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -атъ, -ять. При этом суффикс глагола -а- или -я- сохраняется перед суффиксом причастия —нн- (засеять — засеянный, замешать — замешанный).
С помощью суффикса -енн- (ённ-) образуются страдательные причастия прошедшего времени от глаголов на -итъ, -етъ. При этом суффикс глагола -и- или -е- отсекается (заклеить — заклеенный, увидеть — увиденный, обидеть — обиженный, спросить — спрошенный). Суффиксы причастий -енн- (-ённ-) используется также для образования причастий от глаголов с основой на согласный (глаголы на -чь: увлечь —увлечённый, сберечь — сбережённый; глаголы с окончанием -ти: привести — приведённый, сплести — сплетённый).
Таблица «Правописание суффиксов причастий»
Конспект урока «Правописание суффиксов причастий».
Следующая тема: «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи».
Разделы: «Орфография» и «Причастие»
Правописание суффиксов причастий
5 (100%) 1 voteuchitel.pro
Правописание суффиксов причастий настоящего времени
Грамматика русского языка → Орфография: Правописание суффиксов причастий настоящего времени
Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола.
Выбор суффикса причастия настоящего времени зависит от спряжения глагола, от которого оно образовано.
- Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1-го спряжения, имеют суффикс –УЩ- (-ЮЩ-): колыхать (глагол 1-го спр.) → колышущий, веять (глагол 1-го спр.) → веющий, стлать (глагол 1-го спр.) → стелющий.
- Действительные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2-го спряжения, имеют суффикс –АЩ- (-ЯЩ-): дышать (глагол 2-го спр.) → дышащий, видеть (глагол 2-го спр.) → видящий.
- Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 1-го спряжения, имеют суффикс –ЕМ- (-ОМ-): читать (глагол 1-го спр.) → читаемый, вести (глагол 1-го спр.) → ведомый.
- Страдательные причастия настоящего времени, образованные от глагола 2-го спряжения, имеют суффикс –ИМ-: зависеть (глагол 2-спр.) → зависимый, клеить (глагол 2-спр.) → клеимый.
Таблица:
Глаголы | Причастия настоящего времени | Глаголы | ||
3 л. мн. ч. | действительные I – -ущ-, -ющ-; II — -ащ-, -ящ- | страдательные I — -ом-, -ем-; II — -им- | 1 л. мн. ч. | |
I | ведут читают | ведущий читающий | ведомый читаемый | ведём читаем |
II | слышат строят | слышащий строящий | слышимый строимый | слышим строим |
Запомните: от глагола «брезжить» образуется причастие «брезжущий», от устаревшего глагола «движити» → «движущий», от глагола-исключения 1-го спряжения «зиждиться» → «зиждущийся».
polyidioms.narod.ru
Действительные причастия настоящего и прошедшего времени
Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам производит действие или испытывает определённое состояние.
Причастие является особой глагольной формой, которая содержит в себе признаки глагола и прилагательного. Более подробно об этом узнаем в статье «Какие основные признаки имеет причастие?»
Причастия бывают действительными и страдательными. Действительные причастия обозначают признак предмета, который сам совершает действие, например:
- поющий соловей — соловей, который поет;
- скачущая по тропинке лягушка — лягушка, которая скачет по тропинке;
- надеявшийся на удачу — тот, кто надеялся на удачу;
- растаявший от солнца лёд — лёд, который растаял.
Действительные причастия имеют время: настоящее или прошедшее.
Образование действительных причастий настоящего времени
Действительные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени переходных и непереходных глаголов. Основа настоящего времени — это форма глагола настоящего времени третьего лица множественного числа без окончания, например:
- беречь — люди берег-ут;
- играть — дети игра-ют;
- значить — слова знач-ат;
- гнать — они гон-ят.
Чтобы правильно написать безударный гласный в суффиксе действительного причастие настоящего времени, воспользуемся таким алгоритмом:
- таять (I спр.) — они та-ют — та—ющ-ий на солнце лёд;
- стелиться ( I спр.) — они стел-ют-ся — стел-ющ-ийся туман;
- зависеть (II спр.) — они завис-ят — завис-ящ-ие от обстоятельств;
- спорить (II спр.) — они спор-ят — спор-ящ-ий до хрипоты.
Чисто формально совпадают гласные личных окончаний основ настоящего времени глаголов и суффиксов действительных причастий настоящего времени.
Примеры:
- Грохочущий состав;
- мурлычущая кошка;
- щекочущая лицо травинка;
- больно колющие шипы ежевики;
- терпящий жажду путник;
- славящий поэта;
- верящий людям;
- хлопочущая у стола хозяйка;
- полющий сорняки;
- мелющий кофе;
- рокочущий прибой;
- едва брезжущий рассвет;
- издали машущий руками;
- движущиеся по озеру лодки;
- ненавидящий шум;
- лелеющий ребенка;
- пенящийся квас;
- дремлющий в кресле старик;
- готовящийся к поездке.
Видеоурок:
Образование действительных причастий прошедшего времени
Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глаголов, переходных и непереходных, при помощи суффиксов -вш- (обычно после гласного основы) и -ш- (после согласных основы), например:
- смотре-ть — смотре-вш-ий;
- приклеи-ть — приклеи-вш-ий;
- зада-ть — зада-вш-ий;
- лелея-ть — лелея-вш-ий;
- нес-ти — нёс-ш-ий;
- приполз-ти — приполз-ш-ий;
- отрас-ти — отрос-ш-ий.
Чтобы правильно написать безударный глагольный суффикс в составе действительного причастия прошедшего времени, обращаемся к неопределенной форме и сохраняем суффикс инфинитива перед суффиксом -вш- .
Примеры:
- виде-ть — видевшие молнию;
- почуя-ть — почуявший дичь;
- зависе-ть — зависевший от погоды;
- близи-ться — близившиийся рассвет;
- опротиве-ть — опротивевший всем;
- лакоми-ться — лакомившийся шоколадом;
- обиде-ть — обидевший сестрёнку;
- мери—ть — меривший шагами комнату;
- затея-ть — затеявший веселую игру клоун;
- выздорове-ть — выздоровевший ребёнок.
Видеоурок:
СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ
russkiiyazyk.ru