Первая русская революция 1905 -1907 её причины, этапы, события и итоги (Таблица)

Даты и этапы

Основные события

I этап революции (январь — сентябрь 1905 г.)

начало января 1905 г.

забастовка рабочих Путиловского завода

9 января

расстрел шествия рабочих (Кровавое воскресенье)

январь — февраль

массовые стачки рабочих и демонстрации протеста; 126 крестьянских выступлений

февраль — март

крестьянские бунты в 1/6 части уездов России

февраль — апрель

247 крестьянских выступлений и бунтов

май — июнь

всеобщая стачка рабочих в Иваново-Вознесенске; создание Совета рабочих уполномоченных; 721 крестьянское выступление

14-25 июня

восстание моряков на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический» в Одессе

6 августа 1905 г.

Манифест об учреждении Государственной думы

II этап революции (октябрь — декабрь 1905 г.)

октябрь — ноябрь 1905 г.

Всероссийская политическая стачка

17 октября

Манифест царя «Об усовершенствовании государственного порядка»; создание политических партий

ноябрь

захват матросами крейсера «Очаков» в Севастополе

ноябрь

восстания крестьян в 1/2 уездов Европейской части России

ноябрь — декабрь

создание в Москве, Петербурге и других городах Советов рабочих депутатов

7-9 декабря

всеобщая стачка в Москве

10—19 декабря

вооружённое восстание в Москве

декабрь 1905 — начало 1906 г.

вооружённое восстание в Нижнем Новгороде, Харькове, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Красноярске и Чите

III этап революции (январь 1906 — июнь 1907 г.)

23 апреля 1906 г. —

принятие новых «Основных законов Российской империи», определявших полномочия Государственного совета и Государственной думы

26 апреля 1906 г.

открытие I Государственной думы

9 июля 1906 г.

Роспуск I Государственной думы

июль 1906 г.

восстание в Кронштадте, Свеаборге и Ревеле

лето 1906 г.

массовые крестьянские волнения

20 февраля 1907 г.

открытие заседаний II Государственной думы

3 июня 1907 г.

Манифест царя о роспуске Думы и принятие нового избирательного закона. Поражение революции

infotables.ru

Конспект «Первая русская революция (1905-1907)»

«Первая русская революция (1905-1907)
Государственная дума»

Первая русская революция. Причины: существование абсолютной монархии, нерешенность крестьянского вопроса, неудачи в русско-японской войне, тяжелое экономическое положение населения.

Повод: расстрел мирной демонстрации в Петербурге 9 января 1905 г. — «Кровавое воскресенье» (организатор — поп Гапон).

Задачи (цели) революции — свержение самодержавия, созыв Учредительного собрания для установления демократического строя; ликвидация сословного неравноправия; введение свободы слова, собраний, партий и объединений; уничтожение помещичьего землевладения и наделение крестьян землей; сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов, признание права рабочих на стачки и создание профессиональных союзов; достижение равноправия народов России.

Первая русская революция (1905-1907). Причины и цели.

В революции участвовали: рабочие и крестьяне, солдаты и матросы, большая часть средней и мелкой буржуазии, интеллигенция и служащие. Поэтому по целям и составу участников она была общенародной и имела буржуазно-демократический характер.


Ход революции:

1-й этап. Развитие революции по нарастающей (январь — октябрь 1905):

  • январь-февраль — рост народного возмущения под лозунгом «Долой самодержавие!»;
  • май — всеобщая стачка иваново-вознесенских ткачей, создание Совета рабочих уполномоченных;
  • 14—25 июня — восстание на броненосце «Князь Потёмкин — Таврический»;
  • 6 августа — Манифест об учреждении Государственной думы.

2-й этап. Пик революции (октябрь-декабрь 1905):

  • всероссийская октябрьская политическая стачка;
  • 17 октября — Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» — начало парламентаризма в России;
  • ноябрь — восстание на крейсере «Очаков»;
  • декабрьское вооруженное восстание в Москве.

3-й этап. Затухание и поражение революции (январь 1906 — 3 июня 1907):

  • 23 апреля 1906 г. — принятие «Основных государственных законов» — прообраз Конституции;
  • 26 апреля — 9 июля 1906 г.—работа I Государственной думы (Булыгинская дума), председатель — кадет С.А. Муромцев;
  • лето 1906 г. — массовые восстания крестьян;
  • 20 февраля — 3 июня 1907 г. — работа II Государственной думы, председатель — кадет Ф.А. Головин;
  • 3 июня 1907 г. — Манифест о роспуске Государственной думы и принятие нового избирательного закона. Поражение революции.

Роспуск II революционной Государственной думы и введение недемократичного избирательного закона 3 июня 1907 г. произошли с нарушением основных государственных законов, которые не разрешали без согласия Думы менять избирательное законодательство. Эти события вошли в историю как «третье июньский государственный переворот», а установившийся после него реакционный консервативный режим, просуществовавший 10 лет до 1917 г., — «третье июньская монархия».

Первая Государственная дума

I Государственная дума (апрель — июнь 1906 г.). Среди ее депутатов было 34% кадетов, 14% октябристов, 23% трудовиков (фракция, близкая к эсерам и выражавшая интересы крестьянства). Социал демократы были представлены меньшевиками (около 4% мест). Черносотенцы в Думу не прошли. Большевики выборы бойкотировали.

Современники назвали I Государственную думу «Думой народных надежд на мирный путь». Однако ее законодательные права были урезаны еще до созыва, что противоречило обещаниям Манифеста 17 октября. Тем не менее некоторое ограничение самодержавия было достигнуто, так как Государственная дума получила право законодательной инициативы, новые законы не могли быть приняты без ее участия. Дума обладала правом направлять правительству запросы, выражать ему свое недоверие и утверждала государственный бюджет.

Дума предложила программу демократизации России. Главным в Думе стал аграрный вопрос. Через 72 дня после открытия Думы царь ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. Были усилены репрессии: действовали военно-полевые суды и карательные отряды. В апреле 1906 г. министром внутренних дел был назначен П.А. Столыпин, ставший с июля того же года председателем Совета министров (создан в октябре 1905 г.).

Вторая Государственная дума

II Государственная дума (февраль — июнь 1907 г,). При выборах новой Думы было урезано право рабочих и крестьян участвовать в них. Агитация радикальных партий запрещалась, их митинги разгонялись. Царь хотел получить послушную Думу, но он просчитался.

II Государственная дума оказалась еще более левой, чем первая. Кадетский центр «растаял» (19% мест). Усилился правый фланг — в Думу прошло 10% черносотенцев, 15% октябристов и буржуазно-националистических депутатов. Трудовики, эсеры и социал-демократы образовали левый блок, имевший 222 места (43%).

Как и раньше, центральным был аграрный вопрос. Черносотенцы требовали сохранить помещичью собственность в неприкосновенности, а надельные крестьянские земли изъять из общины и отрубами разделить между крестьянами. Этот проект совпадал с правительственной программой аграрной реформы. Кадеты отказались от идеи создания государственного фонда. Они предлагали выкупить часть земли у помещиков и передать ее крестьянам, поделив расходы поровну между ними и государством. Трудовики вновь выдвинули свой проект безвозмездного отчуждения всех частновладельческих земель и распределения их по «трудовой норме». Социал-демократы потребовали полной конфискации помещичьей земли и создания местных комитетов для ее распределения между крестьянами.

Проекты принудительного отчуждения помещичьей земли напугали правительство. Было принято решение разогнать Думу. Она просуществовала 102 дня. Предлогом для роспуска явилось обвинение депутатов социал-демократической фракции в подготовке государственного переворота.

3 июня 1907 г. одновременно с Манифестом о роспуске II Государственной думы был опубликован новый избирательный закон. 3 июня считается последним днем революции 1905—1907 годов.

Первая русская революция: ИТОГИ

Одним из главных итогов революции 1905—1907 гг. было создание Государственной думы и ограничение самодержавной власти. Народ получил опыт борьбы за свободу и демократию. Были отменены выкупные платежи, понизилась арендная и продажная цена на землю, крестьяне были приравнены к другим сословиям в праве на передвижение и выбор места жительства, поступление в вузы и на гражданскую службу. Однако в главном аграрный вопрос так и не был решен: крестьяне не получили земли. Часть трудящихся получила избирательные права. Пролетариат получил возможность образовывать профсоюзы. Рабочий день сократился до 9—10 часов, а иногда даже до 8 часов. Царизму пришлось умерить русификаторскую политику, национальные окраины получили представительство в Думе. Однако противоречия, вызвавшие революцию, были только смягчены, их полного разрешения не произошло.


Таблица «Ход революции 1905-1907 годов»

Первая русская революция (1905-1907). Ход революции

 


Конспект урока по Истории России «Первая русская революция (1905-1907)».

Следующая тема: «П.А. Столыпин. Аграрная реформа».

 

Первая русская революция (1905-1907)

5 (100%) 2 votes

uchitel.pro

Урок истории в 9-м классе по теме «Первая Российская революция 1905–1907 гг.»

Разделы:
История и обществознание


На доске: «Они (причины революции) – в нарушении равновесия между идейным стремлениями русского мыслящего общества и нынешними формами его жизни.
Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы»
(Витте С.Ю.)

Цели: Выяснить причины революции, цели, каковы результаты революции, характер революции, развивать навыки анализа документа, делать выводы, пополнять исторический словарный запас.

Задачи: Ответить на вопрос: «Всегда ли революция приводит к смене одного строя другим государственным строем? Были ли решены проблемы, которые её породили? Можно ли было избежать революции?

Оборудование: атласы, карта «Революция 1905-1907гг», раздаточный материал «Из петиции», портреты Александр II, Николай II, Зубатова, стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

Понятия: революция, петиция, манифест, хоругвь (полотнище с изображением Христа, святых)

Тип урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Россия отставала от Запада по уровню экономического развития.

— Какая задача стояла перед правительством?

Перед ним стояла историческая задача – выйти на передовые рубежи, модернизировать экономику и реформировать политический строй.

20 октября 1894г. Умер император Александр II. На престол вступил его сын Николай II. (портреты) Вступление Николая на престол вызвало волну ожиданий в обществе. Многие надеялись, что новый император доведёт до конца реформы, начатые его дедом Александром III и возьмётся за переустройство политической системы Российской империи.

Но уже в 1-й публичной речи 17 января 1895г. Николай II заявил, что будет охранять основы самодержавия твёрдо и неуклонно, как его « незабвенный покойный родитель».

Работа с учебником.

Найдите в учебнике:

Какие слои населения были недовольны и какие требования они выдвигали?

(учеб. С.31.)

На доске записаны (закрыто) участники антиправительственных движений, их требования, формы протеста и действия властей.

После работы с учебником открывается запись, прочитывается, можно записать в тетрадь.

Все эти антиправительственные движения волновали власти, поэтому было решено взять их под контроль. Эта идея принадлежала начальнику Московского охранного отделения полковнику С.В. Зубатову. (портрет)

Работа с документом.

Из записки С.В. Зубатова

За массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды…

Девизом внутренней политики должно быть «поддержание равновесия среди классов», злобно друг на друга посматривающих. Борясь с ними, помнить всячески: «бей в корень», обезоруживая массы путём своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения на почве их мелких нужд и требований. Внеклассовому самодержавию остаётся «разделять и властвовать». Только бы они не спелись…Для равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым двух зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян.

  1. Чем, по мнению Зубатова, опасна антиправительственная пропаганда?
  2. Что должно противопоставить ей правительство?

По замыслу Зубатова необходимо было внушить рабочим, что улучшить материальное положение они могут только в союзе с самодержавной властью. На фабриках были избраны старосты, но запрещалось рабочим участвовать в эконом. забастовках. Но в прокатившейся широкой стачечной волне активное участие приняли члены зубатовских организаций. Это вызвало протест фабрикантов. И Зубатов был отправлен в отставку.

Задачи революции.

С началом русско-японской войны ситуация в стране обострилась. Революция должна была ликвидировать самодержавный строй, установить парламентскую форму правления, предоставить народу демократические права и свободы, сокращение продолжительности рабочего дня, решить национальные вопросы, уничтожить помещичье землевладение.

В решении этих задач были заинтересованы самые широкие слои населения- крестьяне, рабочие, предприниматели, интеллигенция. Они приняли активное участие в революции.

Толчок к началу революции дала деятельность священника одной из петербургских церквей Георгия Гапона. Плохо разбираясь в политике, зная положение рабочих, своими проповедями Гапон пытался укрепить веру рабочих в «доброго царя».

3 января1905г. в ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе, её поддержали все крупные предприятия Петербурга. Забастовка становилась всеобщей. В этой ситуации у Гапона созрел план: устроить грандиозную манифестацию и передать царю «рабочую петицию». В воскресенье 9 января более 140тыс. рабочих, их жён и детей с хоругвами, портретами царя, царицы, отслужив торжественные молебны, колоннами двинулись к Зимнему дворцу.

— Как вы думаете, о чём могли просить рабочие царя?

Работа с документом.

Из петиции рабочих царю от 9 января 1905г.

(Петиция – коллективное письменное обращение к властям.)

Нет больше сил, государь. Настал тот страшный момент, когда лучше смерть, чем продолжение невыносимых мук…Разрушь стену м/у тобой и твоим народом, и пусть он правит страной вместе с тобой…

  1. Немедленное освобождение и возвращение всех пострадавших за политические и религиозные убеждения, за стачки и крестьянские беспорядки.
  2. Немедленное объявление свободы и неприкосновенности личности, свободы слова, печати, свободы собраний, свободы совести в деле религии.
  3. Общее и обязательное народное образование на государственный счёт.
  4. Ответственность министров перед народом.
  5. Равенство перед законом всех без исключения…
  1. Каков характер приведённых требований?
  2. О чём просят рабочие царя?
  3. Охарактеризуйте отношение рабочих к царю.
  4. Можно ли петицию назвать призывом к революции?
  5. Какой современный документ она вам напоминает?

Посмотрим как царь ответил на просьбу рабочих?

Стихотворное описание событий 9 января газеты «Вперёд».

«Мы мирно стояли пред Зимним дворцом,

Царя с нетерпением ждали,

Как вдруг между нами и царским крыльцом

На ружьях штыки заблистали.

И рота за ротой, всё супротив нас

Вмиг фронтом развёрнуты были.

Направили дула нам в лица как раз

И в грозном молчанье застыли…

Так тихо…так жутко…

Вдруг слышится: «Пли!»…

Опомниться мы не успели,-

Свалились уж многие на снег в крови,

За залпом же залпы гремели,

И ужас объял нас.

Безумно крича,

Мы с страшного места бежали,

Израненных, мёртвых с собой волоча,

А в тыл нам стрелять продолжали!»

Войска стали беспощадно расстреливать рабочие колонны; бегущих преследовала и рубила шашками кавалерия. Количество убитых не было установлено. Народ прозрел: «Видно от царя нам помощи не будет,- заявлял тогда же один из очевидцев.- Мы просили хлеба, а нам дали пули».

Во второй половине дня начались беспорядки. Рабочие, которые ещё утром, молились за здравие царя и членов его семьи, начали стихийное восстание против царской власти. Они вооружались как и чем могли, громили офицеров и полицейских, завязывали перестрелки с войсками. В разных районах города появились баррикады.

По справедливому замечанию А.М. Горького, 9 января погибли не только сотни рабочих, на петербургских улицах был « убит» престиж Николая II.

Вера в «доброго царя» рухнула бесповоротно.

Своими залпами царские войска дали сигнал к началу 1-й русской рев – ции. Кровавая безжалостная расправа с мирной демонстрацией вызвала гнев и возмущение в самых различных слоях населения.

— В той ситуации, которая сложилась в России, любой повод мог стать искрой.

— Это был повод или причина революции?

— Какие причины толкнули народ к революции?

Бастовали рабочие крупных промышленных центров страны. Революционная волна захлестнула деревню — крестьяне громили и жгли усадьбы помещиков. В революционное движение всё шире втягивались студенты и интеллигенция, армия, флот.

Революционные события в стране нарастали, осенью 1905г. центром революционного движения становится Москва. Московское восстание явилось высшей точкой революции.

Правительство было застигнуто врасплох этим революционным взрывом.

Оно теряло контроль над ситуацией. Традиционные меры борьбы – массовые аресты, ссылки, применение войск для разгона демонстраций – не приносили успеха.

В правительственных кругах заговорили о необходимости уступок. Серьёзность положения была наконец осознана и самим царём. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905г. царь подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

Работа с документом.

Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

  1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.
  2. …Привлечь к участию в Думе…те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав…
  3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной думой…
  1. Какие права получило российское население?
  2. Какой новый орган государственной власти был обещан в манифесте?
  3. Какими полномочиями он наделялся?
  4. Что нового вносил он в политический строй Российской империи?
  5. Оцените значение Манифеста.

Высшим законодательным органом стала Государственная дума. 19 октября 1905г. был создан Совет министров. Председателем стал С.Ю. Витте.

Эссе: «Милая мама, — обращался Николай II к матери через день после подписания Манифеста, — сколько я перемучился, ты представить себе не можешь. Единственное утешение, что такова воля Божия и что это тяжёлое решение выведет дорогую Россию из того невыносимого, хаотического состояния, в котором она находится почти год».

Почему для Николая II вопрос о Конституции был столь болезненным, ведь многие монархи Западной Европы пошли на ограничение своей власти?

(Высказывание партии «Союз 17 октября» о Манифесте)

учеб. с.45-46

Итоги революции.

(учащиеся выписывают в тетрадь)

Работа с учебником и в тетради.

Вывод: Революция имела незавершённый характер, так как она не могла разрешить все проблемы, которые её породили. Главным итогом революции было то, что она заставила верховную власть пойти на некоторые изменения политической системы страны и вплотную заняться аграрным вопросом.

В одной немецкой газете государственный строй России после революции1905г. был охарактеризован так: «Конституционная империя с самодержавным царём».

Предположите, что имел в виду автор статьи. Какие особенности государственного строя России это определение отражает? Разве может быть государство одновременно самодержавным и конституционным?

В современном мире есть такое государство?

III. Закрепление.

  1. Когда произошла первая русская революция?
  2. Что послужило поводом к революции?
  3. Назовите причины революции.
  4. Какие социальные слои участвовали в ней?
  5. Были ли решены проблемы, которые породили революцию?
  6. Какой главный итог революции?

Подведём итоги:

— Что изменилось в России после революции?

Таким образом, в ходе 1-й революции началось преобразование Российской империи из самодержавного государства в конституционную монархию.

— Можно ли было избежать революции?

Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф5.выписать основные этапы революции, итоги революции, знать основные понятия.

10.01.2010

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Презентация по истории России. 9 класс. ФГОС. Первая русская революция 1905-1907 гг.

Инфоурок › История России › Презентации › Презентация по истории России. 9 класс. ФГОС. Первая русская революция 1905-1907 гг.


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Первая российская революция. МБОУ «Глебычевская СОШ» Учитель истории Некачайло С.И.

2 слайд

Описание слайда:

Определите причины первой русской революции. Определите факторы, способствующие революции.

3 слайд

Описание слайда:

« Для того, чтобы народ не голодал, чтобы его труд сделался производительным, нужно ему дать возможность трудиться, нужно его освободить от попечительных пут, нужно ему дать общие гражданские права, нужно его подчинить общим нормам, нужно его сделать полным и личным обладателем своего труда — одним словом, его нужно сделать с точки зрения гражданского права — персоной. Человек не разовьет свой труд, если он не имеет сознания, что плоды его труда суть его и собственность его наследников» С. Витте.

4 слайд

Описание слайда:

«…Правители не понимали и не понимают той истины, что общество, народ двигается. Правительство обязано регулировать это движение и держать его в берегах, а если оно этого не делает, а прямо грубо загораживает путь, то происходит революционный потоп. В Российской Империи такой потоп наиболее возможен, так как более 35% населения не русского, а завоеванного русскими. Всякий же знающий историю знает, как трудно спаивать разнородные населения в одно целое, в особенности при сильном развитии в XX столетии национальных начал и чувств». С. Витте.

5 слайд

Описание слайда:

«Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности…, остаются глухими к народным нуждам» С. Витте. «Если не сделать либеральные реформы и не удовлетворить вполне естественные желания всех, то перемены будут и уже в виде революции… Россия обратилась в бочку пороха» П. Святополк-Мирский. «Пусть сильнее грянет буря!» М. Горький.

6 слайд

Описание слайда:

Причины революции. Аграрный вопрос. Рабочий вопрос. Национальный вопрос. Ограничение монархии, демократизация политической жизни.

7 слайд

Описание слайда:

Поражение в русско-японской войне ускорило революцию. «Не Россию разбили японцы, не русскую армию, а наши порядки, или правильнее, наше мальчишеское управление 140-миллионным населением в последние годы» С. Витте.

8 слайд

Описание слайда:

1. Заполните таблицу. Основные события революции. 2. Определите итоги революции. Даты События Значение 9 января 1905 г. Кровавое воскресение- расстрел шествия к Зимнему дворцу «Расстреляна» вера в доброго царя. Начало массового революционного движения. ….

infourok.ru

«Первая российская революция. Реформы политической системы»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №38

Конспект урока истории в 9 классе

Тема: «Первая российская революция. Реформы политической системы»

Учебник: История России, XX – начало XXI века, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина., М.Ю. Брандт

Вид урока: изучение нового материала.

Тип урока: комбинированный

Форма урока: традиционная

Цель урока: познакомить учащихся с причинами, основными событиями и итогами первой российской революции.

Задачи урока:

-образовательная: формирование исторических знаний по теме урока;

-обучающая: выработка умений самостоятельной работы с текстом, знать хронологию историческихсобытий;

-развивающая: развитие образных, логических, аналитических умений, умений анализа изученного материала.

Основные понятия: антисемитизм, петиция, трудовики, Государственная дума, кадеты, октябристы.

Оборудование: учебник; презентация Power Point;

Причины революции

• Противостояние самодержавия и общества, вызванное отсутствием политических свобод и парламента (от фр. parler — говорить) как формы представительной власти.

• Нерешённость аграрного вопроса: сохранение помещичьего землевладения, крестьянской общины, малоземелья крестьян, выкупных платежей.

• Обострение конфликта между трудом и капиталом — ухудшение положения рабочих: низкая заработная плата, высокие штрафы, продолжительный рабочий день.

• Кризис имперской системы отношений между центром и провинцией, между метрополией (государством, владеющим подчинёнными ему территориями) и национальными районами: ущемление прав национальных меньшинств, связанное с «русификацией», наступление на автономию Польши и Финляндии, непоследовательная политика в отношении Закавказья.

• Позорное поражение России в войне с Японией (1904-1905).

• Распространение марксизма в России, деятельность революционных организаций.

• Чрезвычайная активность либеральных политических объединений

Цели революции

• Свержение самодержавия и установление демократической республики, введение демократических свобод.

• Ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землёй.

• Сокращение продолжительности рабочего дня до 8 часов.

• Признание прав рабочих на стачки и создание профессиональных союзов.

• Решение национального вопроса

Характер революции

Буржуазно-демократический (по составу участников — общенародный)

Хронология событий революции 1905-1907г

I этап (9 января — сентябрь 1905 г.): Начало и развитие революции

9 января — «Кровавое воскресенье»: расстрел правительственными войсками организованной священником Г. А. Гапоном демонстрации петербургских рабочих, направлявшихся с петицией (коллективным прошением) к императору — начало революции.

Январь — массовые политические выступления в различных районах страны.

18 февраля — рескрипт Николая II: обещание реформ.

Май — июль — стачка рабочих в Иваново-Вознесенске (руководители Ф. А. Афанасьев, М. В. Фрунзе) (продолжалась 72 дня) и возникновение Совета рабочих уполномоченных— первого общегородского Совета рабочих депутатов.

14-25 июня — восстание на броненосце «Потёмкин» на Одесском рейде (руководители Г. Н. Вакуленчук, А. Н. Матюшенко).

Май — июль — съезды земских представителей и Всероссийский крестьянский съезд: требование конституционных реформ.

Лето — крестьянские волнения, в ряде районов перешедшие в восстания.

5 августа 1905 г. — положение об образовании Государственной думы с совещательными правами проект Думы был разработан под руководством министра внутренних дел А. Г. Булыгина и вошёл в историю под названием «Булыгинской»)

II этап (октябрь — декабрь 1905 г.): высший подъём революции

19 сентября — 25 октября — Всероссийская политическая стачка.

12-18 октября — создание конституционно-демократической партии (кадетов) (Партии народной свободы).

12 октября — первое заседание Петербургского Совета рабочих депутатов. Председателем исполкома избран Г. С. Хрусталёв-Носарь

17 октября — Высочайший манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»: дарование гражданских свобод; провозглашение неприкосновенности личности, свобода совести, слова, собраний, союзов; придание Государственной думе законодательных полномочий.

19 октября — образование Совета министров во главе с С. Ю. Витте.

8 ноября — создание «Союза русского народа».

9—10 ноября — создание партии «Союз 17 октября» (октябристы).

11-16 ноября — восстание на кораблях Черноморского флота и в Севастопольском гарнизоне (командующий революционным флотом П. П. Шмидт).

21 ноября — образование Советов рабочих депутатов в Москве.

8-19 декабря — вооружённое восстание в Москве. Уличные бои в районе Пресни.

II декабря — издание нового закона о выборах в I Государственную думу

III этап (январь 1906г.-3 июня 1907 г.): спад революционного движения

20 февраля — Высочайший указ: преобразование Государственного совета в верхнюю палату парламента.

4 марта — издание «Временных правил»: разрешение создавать профессиональные союзы.

23 апреля — издание «Основных законов Российской империи»: определены полномочия Государственного совета и Государственной думы.

27 апреля — начало работы I Государственной думы. (Работа с диаграммой на стр.39 и пунктом§)

5 мая — Думский адрес императору с требованием введения конституционного правления.

Июнь — массовые крестьянские волнения.

8 июля — назначение министра внутренних дел

П. А. Столыпина председателем Совета министров.

9 июля — роспуск I Государственной думы.

10 июля — Выборгское воззвание 182 депутатов в знак протеста против роспуска I Государственной думы — призыв к населению не платить налогов и не отдавать солдат в армию.

17-20 июля — восстания в Свеаборге и Кронштадте.

11 августа — покушение на П. А. Столыпина.

19 августа — создание военно-полевых судов.

9 ноября — начало аграрной реформы П. А. Столыпина.

20 февраля — 2 июня 1907 г. — деятельность II Государственной думы. (Работа с диаграммой на стр.40 и пунктом§)

3 июня 1907 г. — роспуск II Государственной думы и введение в действие нового избирательного закона — завершение революции

Итоги революции

• Начало превращения России в конституционную монархию.

Верховная власть в России — 1904 г. Император — 1907 г. — Император, Государственный совет, Государственная дума

• Легализация политических партий.

• Признание царизмом основных прав и свобод личности (хотя и не в полном объёме и без гарантий их соблюдения).

• Влияние революционных событий в России на революции в Иране (1905-1911), Турции (1908), Китае (1911-1913)

Д/З §5

kopilkaurokov.ru

Разработка урока по истории России 9 класс

Конспект урока.

Цель урока: Раскрыть причины возникновения революции 1905-1907гг, охарактеризовать этапы и основные события революции. Через просмотр видеоролика и работу с документами помочь учащимся прочувствовать настроения людей и способствовать сопереживать людям.

План урока

  1. Причины революции

  2. 9 января 1905г. – кровавое воскресение.

  3. Манифест 17 октября

  4. Монархисты и либералы

  5. Деятельность I и II Государственных Дум.

  6. Итог революции.

Ход урока

Орг.момент.

Проверка Д/З

Давайте вспомним, какие события или настроения могли вызвать волнения в России.

  1. Причины революции 1905-1907 гг.

1900 — 1903 гг.- экономический кризис

1904 — 1905 гг.- русско-японская война

Нерешённость крестьянского вопроса

Эксплуатация рабочих

Буржуазия не имела силы и не являлась оппозицией самодержавию

  1. 9 января 1905 года – «Кровавое воскресение»

3 января 1905 г. В ответ на увольнение нескольких рабочих вспыхнула забастовка на Путиловском заводе. Эту забастовку поддержали рабочие других предприятий Петербурга. Возник план организации мирного шествия к Зимнему дворцу для подачи царю петиции о нуждах рабочих. Мирную демонстрацию возглавлял священник Гапон. Несколько тысяч жителей Петербурга в нарядных одеждах с иконами и изображениями царя шли к Зимнему дворцу чтобы просить защиты у царя-батюшки от произвола чиновников. Но начальник городской полиции приказал открыть огонь по демонстрантам. Расстрел мирной демонстрации получил широкий резонанс и в тот же день возникли массовые беспорядки.

Просмотр видео ролика.

Какие чувства вызывает у вас этот ролик? Что вы можете сказать о действиях властей? О настроениях людей?

Работа с документом Из Петиции рабочих.

Петиция рабочих

Меры против нищеты народной:

Передача земли народу и отмена выкупных платежей;

Отмена косвенных налогов, замена подоходным;

Прекращение войны по воле народа.

Меры против бесправия русского народа:

Возвращение пострадавших за политические и религиозные убеждения;

Предоставление прав и свобод личности;

Всеобщее обязательное народное образование;

Равенство перед законом.

Меры против гнёта капитала над трудом:

Отмена института фабричных инспекторов;

Учреждение постоянных комиссий выборных рабочих;

Восьмичасовой рабочий день и нормальная рабочая плата.

Как вы думаете, мог ли пойти на такие уступки император? Почему?

Выделяется 3 этапа революции:

I этап. (9 января — сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

II этап. (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

III этап. (январь 1906-3 июля 1907 гг.) – поражение революции.

I этап (9 января — сентябрь 1905 г.) – начало и развитие революции.

9 января 1905 г. – расстрел мирной демонстрации рабочих. Массовые беспорядки в Петербурге. Вслед за ними забастовки объявили рабочие Москвы, Риги и ряд других городов Украины, Закавказья

весна 1905 г. – волна первомайских стачек (600 тыс. человек). Наиболее крупной стала стачка в Иваново – Вознесенске (72 дня), в ходе которой избран Совет рабочих уполномоченных, ставший органом власти в городе

лето 1905 г. – армия и флот охвачены революционным движением. 14 июня 1905 г. восстали матросы на броненосце «Князь Потемкин Таврический».

II этап (октябрь-декабрь 1905 г.) – высший подъем революции

октябрь 1905 г. – всеобщая октябрьская политическая стачка (2 млн. человек). Крестьянскими волнениями охвачено 1/3 уездов России. Николай II издает указ о прекращении взимания выкупных платежей за землю.

17 октября 1905 г. — император подписал Манифест

10-19 декабря 1905 г. – вооруженное восстание в Москве (6 тыс. человек).

В ответ на усиливающиеся беспорядки и боевые действия, Николай II подписал указ, который получил в истории название как «Манифест 17 октября 1905 года».

  1. Манифест 17 октября 1905 года.

Работа с текстом. (см. приложение)

Какие права получило российское население?

Какой новый орган государственной власти был обещан в Манифесте?

Какими полномочиями он наделялся?

Оцените значение манифеста.

Итак. Сделаем вывод, что согласно манифесту 17 октября царь шел на уступки в отношении ограничения собственной власти, так как соглашался с созданием государственной думы и признавал законное существование оппозиции, т.е. политических партий. Манифест гарантировал населению свободу слова, совести, вероисповеданий, выбора., а так же вводил всеобщее избирательное право, но равным ли было это право?

Таким образом, формируются три основные партии: либеральные, монархические, социалистические. Они имели свои взгляды по различным вопросам.

1 гос дума была распущена императорам, так как в ней не было согласия и она только распаляла огонь внутри страны. Сравните соотношений представителей различных партий. Эта дума не могла решить крестьянского вопроса и нужд населения.

Приложение.

infourok.ru

Заполните таблицу «Революция 1905—1907 гг.».

ДатаСобытие
3 января 1905Начало стачки рабочих Путиловского завода в Петербурге. Для успокоения бастующих Обществом фабрично-заводских рабочих готовится мирное шествие к царю для подачи петиции о нуждах рабочих.
9 января 1905«Кровавое воскресенье» – расстрел рабочей демонстрации в Петербурге. Начало революции.
Январь-апрель 1905Нарастание стачечного движения, число бастующих по России достигло 800 тыс. чел.
18 февраля 1905Выходит рескрипт Николая II на имя министра внутренних дел А.Г. Булыгина с предписанием разработать закон о создании выборного представительного учреждения (Думы).
12 мая 1905Начало всеобщей стачки в Иваново-Вознесенске, в ходе которой был создан первый совет рабочих уполномоченных.
Май 1905Образование Всероссийского крестьянского союза. Первый съезд прошел 31 июля – 1 августа.
14 июня 1905Восстание на броненосце «Потемкин» и начало всеобщей забастовки в Одессе.
Октябрь 1905Начало Всероссийской политической стачки, в течение месяца стачечное движение охватило Москву, Санкт-Петербург и другие промышленные центры империи.
17 октября 1905Николай II подписал Манифест о даровании населению «незыблемых основ гражданской свободы». Манифест послужил толчком к образованию двух влиятельных буржуазных партий – кадетов и октябристов.
3 ноября 1905Под влиянием крестьянских выступлений подписан манифест об уменьшении выкупных платежей и их полной отмене с 1.01.1907
11-16 ноября 1905Восстание на Черноморском флоте под руководством лейтенанта П.П. Шмидта
2 декабря 1905Начало вооруженного восстания в Москве – выступление 2-го гренадерского полка. Восстание было поддержано всеобщей стачкой рабочих. Наиболее ожесточенные бои шли в районе Пресни, где сопротивление вооруженных рабочих-дружинников правительственным войскам продолжалось до 19 декабря.
11 декабря 1905Издан новый избирательный закон в Государственную думу, разработанный С.Ю. Витте
20 февраля 1906Издано «Учреждение Государственной думы», определявшее регламент ее работы.
Апрель 1906В Швеции начал работу IV (Объединительный) съезд РСДРП, в работе которого участвуют представители 62 организаций РСДРП; из них большевиков 46, меньшевиков — 62 (23.04-8.05.1906 г).
Апрель 1906Прошли выборы в I Государственную думу
23 апреля 1906Император Николай II утвердил Основной государственный закон Российской империи
27 апреля 1906Начало работы Государственной думы первого созыва
9 июля 1906Роспуск Государственной думы
Июль 1906Восстание в крепости Свеаборг, поддержанное флотом. Подавлено правительственными войсками через три дня. Организаторы расстреляны.
12 августа 1906Взрыв эсерами дачи премьер-министра П.Столыпина на Аптекарском о-ве; убито 30, ранено 40 человек, в том числе дочь Столыпина.
19 августа 1906Николай II подписал разработанный премьер-министром П.Столыпиным указ о введении на территории России военно-полевых судов (упразднены в марте 1907)
9 ноября 1906По инициативе П.Столыпина Николай II издал указ, регламентирующий порядок выхода крестьян из общины и закрепление в личную собственность надельной земли.
Январь 1907Забастовки в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Ростове и других городах в связи со 2-й годовщиной «Кровавого воскресенья»
1 мая 1907Первомайские забастовки в Киеве, Полтаве, Харькове. Расстрел рабочей демонстрации в Юзовке
10 мая 1907Речь премьер-министра П.Столыпина на заседании II Государственной Думы «Дайте России покой!»
2 июня 1907Полицией арестованы члены социал-демократической фракции в Государственной Думе по обвинению в подготовке военного заговора.
3 июня 1907Обнародован манифест Николая II о роспуске II Государственной думы, избранной в конце 1906 г. Обнародованный одновременно с манифестом новый избирательный закон давал преимущество на новых выборах представителям дворянства и крупной буржуазии

www.soloby.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о