Основные типы общества. Ступени развития общества

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык

resheba.me

Типы общества и их характеристика

Общество в широком смысле – это часть материального мира, отделённая от природы, включающая в себя людей, а также различные отношения и связи между ними. В узком – группа лиц, объединённых общими задачами, интересами, целями, взглядами. Любой социум так или иначе развивался, в противном случае он бы не выжил. Общественное развитие подразумевало прохождение определённых этапов, которые чаще всего называют формациями и периодически оформляют в таблицу.

Ключевым стало отношение к производству материальных благ. Таких формаций всего 4 или 5, в зависимости от подхода:

1. Первобытный

Характерные признаки – наличие общей собственности, меньшее, по сравнению с остальными, неравенство по имущественному признаку. Период накопления первичного богатства в обществе.

2. Рабовладельческий

Не является обязательным для любого социума. Происходит насильственный захват и перераспределение имущества.

3. Феодализм

Традиционное или натуральное сельское хозяйство, раздробленность, постоянные стычки, эпидемии, низкий уровень культуры и медицины.

4. Капитализм

Начинается прогресс науки и техники, на смену ручному труду приходит машинный, уровень производства вырастает в несколько раз, увеличивается количество производимых благ на душу населения. Войны в истории приобретают больший размах. Усиливается неравенство между разными классами.

5. Коммунизм

Признаётся далеко не всеми как самый прогрессивный. Декларируется справедливое распределение имущества.

Это то, что преподавали в рамках советской истории и советского взгляда на формирование общества. Получил название формационного подхода. Разработан Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом.

Однако, как можно догадаться, на Западе существуют другие подходы. Во-первых, оснований деления намного дальше. К примеру, исторические типы общества рассматриваются в зависимости от наличия письменности, то есть различаются те, у которых письменность была в том или ином виде и те, у кого её не было. Во-вторых, признаётся многовариативность общественного развития, подразумевающая, помимо прочего, ещё и регресс, а не только прогресс.

По структуре типы общества делят на простые и сложные. В первых всё довольно однородно, отношения простые. Во вторых есть классы, которые, в свою очередь, тоже могут отличаться сложной организацией.

Вообще типы общества и их характеристика – непростая тема. Например, встречаются открытые и закрытые. В первых человек может подняться наверх по особым социальным лифтам. Второе лишает такой возможности, принадлежащим к привилегированной части общества можно только родиться. Крайний пример – это касты в Индии.

Цивилизационный подход

Поскольку формационный подход неоднократно подвергался критике, в том числе и за то, что поставил на вершину утопическую и сомнительную идею коммунизма, то альтернатива не могла не возникнуть. И она действительно появилась. Цивилизационный подход разработали Данилевский, Шпенглер и Тойнби. По их представлению, цивилизация является закрытым миром культуры, как духовной, так и материальной, которая существует определённое время, а потом рушится. Они выделяли романо-германскую, древнеегипетскую, древнеримскую, российскую (имелась в виду Российская империя) и так далее.

Сегодня эти взгляды претерпели некоторое изменения. В частности, считается, что цивилизация – это ступень развития, которая либо приводит к переменам и переоценке этносом самого себя, либо к распаду на разные народности, что случилось с Римской империей, либо к ассимиляции, что произошло с Египтом.

Известный американский профессор Белл рассматривает такие основные типы общества:

1. Доинструстриальная цивилизация

Второе название – традиционное общество. Просуществовала вплоть до XIX века. Некоторые государства всё ещё находятся на этой стадии развития, но их количество в мире постепенно сокращается. Господство одной династии или небольшой группы (аристократические республики). Экономическая основа – сельское хозяйство и скотоводство, сильно развит ручной труд. Распределение благ зависит напрямую от положения в обществе. Большинство социумов закрыты, продвижение наверх отсутствует или крайне затруднено, возможно только в исключительных случаях. Культура слабо развита, большая часть населения не получает нормальной медицинской помощи, образования, не защищена от произвола, ограничена в юридических правах.

2. Индустриальная цивилизация

Промышленное общество, также известно как развивающееся. Появилось около 200 лет тому назад. Образование тесно связано с промышленной революцией и научно-техническим прогрессом. На этой стадии находятся многие государства, включая СНГ. Благодаря науке человек перестал настолько зависеть от природы. В экономике стали доминировать рыночные отношения, увеличилось количество разных форм собственности. Производство стало машинным, были наращены мощности. В политической сфере господствует демократия. Наличие власти не рассматривается как само собой разумеющееся, лидер должен доказать, что он имеет на неё право. Поднимается вопрос о легитимности власти.

Разные группы социума получают гражданские права. Положение личности непосредственно связано с тем, что она может дать обществу, произвести. Многие структуры заметно упрощаются. Ценностью становится защита прав, равенство и прогресс, всеобщая грамотность. В связи с чем происходит модернизация образования, оно оказывается доступным всем. Обоснованность многих традиций пересматривается.

3. Постиндустриальная цивилизацию

Часто известна как информационное общество. Считается, что на этой стадии развития сейчас находятся США, Япония и ряд стран ЕС. Возрастает роль интеллектуального труда, генерации новых идей. Информация приобретает самостоятельную экономическую ценность. В политическом плане важным становится достижение консенсуса. Модернизация образования выходит на новый уровень, активно обсуждается вопрос его качества, а не только доступности. Пересматривается терминология, в том числе и в науке, а также в искусстве, в том числе и основная. Самое понятие модернизация, впрочем, как и многие другие, может быть подвергнуто переоценке и переосмыслению. Контроль над базами данных становится способом управлять значительными ресурсами.

Необходимо отметить, что в рамках цивилизационного подхода формирование всех возможных типов не закончено. Во-первых, учёные ещё пока что изучают информационную разновидность. Во-вторых, непонятно, что ждёт в будущем. Этим

вопросом занимается специальная наука – футурология. Интересные предположения на такую тему можно найти, если поискать данные по вопросам «многовариативность общественного развития типы обществ». Только учтите, что это всё – гипотезы.

Похожие статьи

Рекомендуем почитать:

karate-ege.ru

ЕГЭ. Общество. Тема 13.Типы общества |

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

                                                                 1.ЭКОНОМИКА.  
Натуральное сельское хозяйствоВ основе — промышленность, в сельском хозяйстве — повышение производительности труда. Разрушение натуральной зависимости.Основа производства- информация.На первый план выступает сфера услуг.
Примитивные ремёслаМашинная техникаКомпьютерные технологии
Преобладание коллективной формы собственности. Защита собственности только высшего слоя общества. Традиционная экономика.Основа экономики  — государственная и частная собственность, рыночная экономика.Наличие разных форм собственности. Смешанная экономика.
Производство товаров ограничено определённым их видом, перечень органичен.Стандартизация —  это однородность в производстве и потреблении товаров и услуг.Индивидуализация производства, вплоть до эксклюзива.
Экстенсивная экономикаИнтенсивная экономикаУвеличение удельного веса мелкосерийного производства.
Ручные орудия трудаМашинная техника, конвейерное производство, автоматизация, массовое производствоРазвит сектор экономики, связанный с производством знаний, обработкой и распространением информации.
Зависимость от природно-климатических условийНезависимость от природно-климатических условийСотрудничество с природой, ресурсосберегающие, экологически чистые технологии.
Медленное внедрение в экономику инноваиций.Научно-технический прогресс.Модернизация экономики.
Уровень жизни основной массы населения невысокий.Рост доходов населения.Меркантилизм сознания.Высокий уровень и качества жизни людей.
                                                              2. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА. 
Зависимость положения от социального статуса.Основные ячейки общества — семья, общинаПоявление новых классов — буржуазии и промышленного пролетариата. Урбанизация.Стирание классовых различий.Рост удельного веса среднего класса. Значительно возрастает доля населения, занятого в обработке и распространении информации, над рабочей силой в сельском хозяйстве и промышленности
Стабильность социальной структуры, границы между социальными общностями устойчивые, соблюдение строгой социальной иерархии. Сословность.Мобильность социальной структуры велика, возможности социального перемещения не ограничены.Появление классов.Ликвидация социальной поляризации. Стирание классовых различий.
                                                               3. ПОЛИТИКА.  
Господство церкви и армииВозрастает роль государства.Политический плюрализм
Власть наследственная, источник власти — воля Божья.Господство права и закона( правда, чаще на бумаге)Равенство пред законом. Права и свободы личности законодательно закреплены. Главный регулятор отношений- нормы права.Гражданское общество.Отношения между личностью и обществом строятся на принципе взаимной ответственности.
Монархические формы правления, политические свободы отсутствуют, власть выше закона, поглощение личности коллективом, деспотическое государствоГосударство подчиняет себе общество, общество вне государства и его контроль не существует.Предоставление политических свобод, республиканская форма правления преобладает. Человек- активный субъект политики.Демократические преобразованияЗакон, право —  не на бумаге, а на деле. Демократия.Демократия «консенсуса».Политический плюрализм.
                                                              4.ДУХОВНАЯ СФЕРА.         
Нормы, обычаи, верования.Непрерывное образование.
Провиденциализм сознания, фанатичное отношение к религии.Секуляризация сознания.Появление атеистов.Свобода совести и вероисповедания.
Индивидуализм и самобытность личности не поощрялись, коллективное сознание преобладает над индивидуальным.Индивидуализм, рационализм, утилитаризм сознания.Стремление проявить  себя, достичь успехов в жизни.
Мало образованных людей, не велика роль науки. Образование элитарное.Велика роль знаний, образования. В основном- среднее образование.Велика роль науки, образования, век информации.Высшее образование. Формируется глобальная сеть телекоммуникаций — Интернет.
Преобладание устной информации над  письменной.Господство массовой культуры.Наличие разных видов культуры
                                                                ЦЕЛЬ.  
Приспособление к природе.Освобождение человека от прямой зависимости от природы, частичное подчинение её себе.Появление экологических проблем.Антропогенная цивилизация, т.е. в центре — человек, его индивидуальность, интересы.решение экологических проблем.

Выводы

Традиционное общество – тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения

( существовало до капитализма).

Индустриальное общество —тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом , секуляризацией сознания( период капитализма)

Постиндустриальное общество – современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, демократии консенсуса, формировании гражданского общества.

ТИПЫ ОБЩЕСТВА

1.По степени открытости:

закрытое общество – характеризуется статичностью социальной структуры, ограниченной мобильностью, традиционализмом, очень медленным введение инноваций или их отсутствием, авторитарной идеологией.

открытое общество – характеризуется динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом, отсутствием государственной идеологии.

  1. По наличию письменности :

дописьменные

письменные (владеющие алфавитом или знаковым письмом)

3.По степени социальной дифференциации ( или расслоения):

простые  — догосударственные образования, нет руководителей и подчинённых)

сложные – несколько уровней управления, слоёв населения.

Пояснение терминов

Термины, понятияОпределения
индивидуализм сознаниястремление человека к самореализации, проявлению своей личности, саморазвитию.
меркантилизмцель – накопление богатства, достижение материального благополучия, денежные вопросы стоят на первом месте.
провиденциализмфанатичное отношение к религии, полное подчинение ей жизни как отдельного человека, так и всего общества, религиозное мировоззрение.
рационализмпреобладание разума в поступках и действия человека,  а не эмоций, подход к решению вопросов с точки зрения разумности – неразумности.
секуляризацияпроцесс освобождения всех сфер общественной жизни , а также сознания людей из-под контроля и влияния религии
урбанизациярост городов и городского населения

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

obschestvoznanie-ege.ru

Исторические этапы развития человечества (Таблица)

Справочная таблица содержит основные этапы развития человечества от первобытного общества до новейшей истории, с указанием хронологических рамок, длительности каждого из этапов и краткой характеристики. Данный материал будет полезен школьникам, студентам, при выполнении домашних заданий, экзаменов и ЕГЭ.

Этапы (период) истории

Хронологические рамки

Длительность периода

Краткая характеристика

Первобытное общество

около 2 млн. лет назад — 4-е тысячелетние до н.э.

около 2 млн. лет (20000 веков)

Становление человека, совершенствование орудий труда, переход к земледелию и скотоводству от охоты и собирательства.

Древний мир

4-е тысячелетие до н.э. -середина 1-го тысячелетия н.э.

около 4 тыс. лет (40 веков)

Раскол общества на управляющих и управляемых, распространиение рабства, культурный подъем, падение Римской империи

Средние века

476г. — середина 17в.

около 1200 лет (12 веков)

Начало эпохи великих географических открытий. Утверждение сословного строя в Европе, большое значение приобретает религия, урбанизация, становление крупных феодальных государств.

Новое время

середина 17в. — начало 20в.

около 300 лет (3 века)

Становление промышленной капиталистической цивилизации, появление колониальных империй, буржуазная революция, промышленный переворот, развитие мирового рынка и его падение, кризисы производства, соц. противоречия, передел мира, окончание первой мировой войны.

Новейшая история

1918г. — начало 21в.

около 100 лет (менее века)

Державное сопернечиство, Вторая мировая война, изобретение ядерного оружия, распространение компьютеров, изменение характера трудовой деятельности, восстановление целостности мирового рынка, формирование общемировой системы инфокоммуникаций



infotables.ru

Ступени развития общества по Марксу и Тоффлеру

Современный мир, который мы знаем сегодня, создавался на протяжении тысячелетий и возник вовсе не только и не столько благодаря техническим инновациям. В не меньшей степени на его становление повлияло общественное развитие. Каждый период в истории человеческой цивилизации имеет характерные для себя особенности. В социально-политической и экономической мысли последних столетий имелось множество самых различных взглядов и подходов разделению исторического процесса на различные ступени развития человеческого общества. На сегодняшний день наиболее популярна классификация американского футуролога Элвина Тоффлера. Последний выделял следующие ступени развития общества в истории:

  • Аграрное общество. Представленное практически полностью крестьянским населением. Именно натуральное хозяйство и бестоварный характер производства характеризует этот период развития.
  • Индустриальное общество. Оно возникло в результате массовых технических инноваций Нового времени: замены ручного труда на машинный и промышленной революции. Эти процессы оказали сильное влияние на общественное развитие, вызвав интенсификацию товарно-капиталистических отношений, а также социальной стратификации.
  • Постиндустриальное общество. Следует помнить, что ступени развития общества вовсе не равномерно проникают во все уголки планеты. Целый ряд стран «третьего мира» на сегодняшний день едва переживает индустриализацию. В то же время, многие государства Запада уже миновали этот этап, войдя в информационную стадию. Постиндустриальное общество характерно тем, что основная часть людей в нем уже не заняты производством материальных благ. Эти процессы автоматизированы. Теперь подавляющее количество населения занимается разного рода интеллектуальным трудом.

Марксистский взгляд на ступени развития общества

Типы обществ в исторической перспективе, пожалуй, еще более глубоко и полноценно были исследованы немецким ученым Карлом Марксом. А позднее множеством его последователей. Собственно, именно в этой методологии впервые и было предложено взглянуть на общество, как на результат производственных отношений. И этот подход сегодня является самым передовым и популярным (не только в коммунистических или социалистических концепциях). Ступени развития общества Марксом были разделены на пять основных формаций.

  • Первобытно-общинная. На этом этапе общество вовсе не имело никакого излишнего продукта. Все потреблялось сразу без остатка. А значит, и не могло возникнуть имущественного расслоения.
  • Рабовладельческая. Благополучие общества фундаментально покоилось на принудительном рабском труде.
  • Феодальная, где существовала весьма специфичная иерархия вассалов и сюзеренов. Низовые структуры такого социума являются фундаментом его жизнедеятельности. Важной характеристикой феодальной формации является распространенность натурального, бестоварного хозяйствования. Интересно, что ступени развития общества вырисовывались в работе Маркса исходя из европейского опыта. Теоретик полагал, что такое историческое развитие универсально. Однако, как оказалось, это не так. На Востоке существовал совершенно отличный, политарный способ производства. Здесь не наблюдалось ни отношений вассал-сюзерен, ни частной собственности (что еще важнее). Таким образом, феодализм оказался строго европейским явлением.
  • Капитализм. Согласно Марксу, капитализм приходит на смену феодализму, когда насильственные методы принуждения сменяются экономическими рычагами, возникает понятие коммерческой деятельности, новые классы и т.д.
  • Коммунистическая формация. Однако же капитализм тяготеет к нарастанию эксплуатации рабочих и постоянному ухудшению их положения. По мнению марксистов, такое положение дел должно было рано или поздно закончится революцией и установлением более справедливого общества. Эти идеи оказали важнейшее влияние на историю XX нашей планеты. Вместе с тем опыт, как всегда, внес существенные корректировки и в оценки жизнеспособности коммунизма, и в развитие капиталистических государств.

fb.ru

Общество как форма жизнедеятельности людей

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 5 Класс

resheba.me

§ 3. Исторические ступени развития общества.

1. Перед вами схема «Исторические ступени развития общества»

А. Дайте название каждой ступени развития.

Б. Перечислите важнейшие открытия и умения человека на каждой ступени,

В. Придумайте и нарисуйте символы для каждой стадии развития.

Ответы даны в следующем порядке: название — открытия и умения — символ этапа. Впишите их в схему, начиная с левого столбца.

(I ступень) Первобытное общество: изобретение лука и гарпуна, добывание огня. Символ — гарпун или каменный топор.

(II ступень) Аграрное общество: колесо, письменность, алфавит, бумага, книгопечатание, земледелие, ремесла, искусство, наука. Символ — колосок.

(III ступень) Индустриальное общество: паровая машина, телеграф, телефон, радио, строение атома. Символ — паровая машина или заводская труба.

(IV ступень) Постиндустриальное общество: интернет, генная инженерия, открытия в области высоких технологий. Символ — спираль ДНК или изображение атома.

2. В книге Э. Д’Эрвильи «Приключения доисторического мальчика» описываются странствия девятилетнего Крека, который не сумел сберечь огонь, пока племя охотилось. Сначала его приговорили к смерти, но потом, когда огонь вновь удалось разжечь, наказание смягчили, изгнав мальчика из племени. Подумайте над ситуациями и ответьте на вопросы.

А. Когда старейшины племени судили Крека и его младшего брата, один из них сказал: «Огонь умер. Виновники тоже должны умереть. А всем остальным да будет их судьба уроком».

Почему огонь играл большую роль в жизни первобытных людей?

При помощи огня люди готовили пищу, спасались от холода, охраняли жилище от диких зверей и пока не научились добывать его, сохранение огня играло исключительную роль для выживания.

Б. Когда решали судьбу Крека, старейшина племени сказал: «Кто хоть однажды изменил своему долгу, тот и позднее сможет изменить ему. Никто не может больше доверять Креку. Он должен быть изгнан».

Какие отношения существовали между членами племени? Считаете ли вы их необходимыми?

В племени существовали четкая иерархия и дисциплина. В тяжелых и суровых условиях выживания первобытных людей подобный подход необходим и оправдан.

В. Когда Крек покидал племя, он думал: «Много опасностей таит лес, и что может сделать один человек, как бы храбр и находчив он ни был?»

Мог ли первобытный человек выжить в одиночку? Почему?

Выжить в одиночку было практически невозможно, так как нельзя было решить проблему добывания пищи (охота была коллективным занятием, а собирательство сезонным), защиты от врагов и диких зверей, а также защиты от холода.

3. В XX в. в Центральной Австралии ученые открыли племя охотников и собирателей биндибу. В раннем возрасте девочки и мальчики этого племени начинают помогать родителям и учатся всему, что умеют делать взрослые. Девятилетний мальчик, будущий охотник, может часами ждать, когда рядом опустится птица, чтобы поразить ее метательной палицей.

Составьте рассказ о том, что должны знать и уметь дети в первобытном племени. Как они этому учатся?

В первобытном племени, как и в любом другом обществе, девочкам и мальчикам присущи определенные навыки и умения. Мальчики должны уметь изготавливать орудия труда и оружие для охоты, уметь охотиться или ловить рыбу, защищать свое племя, уметь выживать в суровых условиях дикой природы. Девочки должны уметь готовить пищу, изготавливать одежду, выполнять любую работу по «хозяйству», присматривать за младшими и стариками.

Учились всему дети у взрослых, наблюдая или участвуя вместе со взрослыми в той или иной деятельности, Большое значение придавалось и играм, имевшим прикладной характер.

4. Выберите верное окончание предложения.

Земледелие появилось примерно:
а) 50—40 тыс. лет тому назад;
б) 12—10 тыс. лет тому назад;
в) 3—2 тыс. лет тому назад.

Земледелие появилось:
а) раньше огородничества;
б) одновременно с огородничеством;
в) позже огородничества.

Первые земледельцы и скотоводы появились в:
а) Азии;
б) Африке;
в) Европе.

Развитие земледелия и скотоводства способствовало:
а) уменьшению численности населения;
б) сохранению постоянной численности населения;
в) увеличению численности населения.

5. Используя знания по обществознанию и истории Древнего мира, решите кроссворд.

1. Название территории, где появилось земледелие. 2. Растение, которое одним из первых стал выращивать человек. 3. Палка с сучком или прикрепленным наконечником, которая использовалась для рыхления земли. 4. Изображения богов и духов, сделанные из дерева, глины или камня. 5. Подношения богам или духам. 6. Процесс изготовления нитей. 7. Опытные и уважаемые люди, управляющие племенем. 8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной местности. 9. Материал, из которого делали посуду. 10. Ручное костяное или деревянное орудие для скашивания хлебов.


Нажми, чтобы увеличить

Ответы: 1. Азия. 2. Пшеница. 3. Мотыга. 4. Идол. 5. Жертва. 6. Прядение. 7. Старейшины. 8. Племя. 9. Глина. 10. Серп.
Ответ по вертикали: Земледелие.
Дайте определение термина, который получился под номером 11 в вертикальном столбце (земледелие):

Земледелие — система приемов обработки и возделывания земли для выращивания сельскохозяйственных растений и получения высоких, устойчивых урожаев.

6. И в наши дни в различных частях мира живут первобытные племена.

А. Почему эти племена остаются на стадии первобытного общества?

Вероятно, причин несколько, к примеру, специфические условия обитания, удаленность и, следовательно, изолированность от цивилизованного мира, традиционализм и консерватизм общинного уклада, особое восприятие окружающего мира.

Б. Как вы думаете, каково их значение в современном мире?

Эти племена представляют собой наглядный пример одной из ступеней развития человеческого общества и дают возможность всестороннего изучения жизнедеятельного первобытного человека.

7. Заполните таблицу. Что полезного и опасного принес прогресс людям?

Что полезного принес технический прогресс людям? Какие опасности для человека несет прогресс?
Развитие науки и техники; улучшение условий жизни, быта, труда; увеличение продолжительности жизни; возможность преобразования окружающей среды; защита от эпидемий и болезней. Техногенные катастрофы; загрязнение окружающей среды; уничтожение флоры и фауны; демографический кризис; угроза ядерной войны.

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

gdzplus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *