Характеристики | Век нынешний | Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам | «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» | «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе
| «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» | «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному | «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» | «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию | «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» | «Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву | «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» | Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению | «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» | «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции | «А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» | “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений | «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» | Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви | Искренность чувства | «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы | Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. | Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
resoch.ru
Характеристики |
Век нынешний |
Век минувший |
Отношение к богатству, к чинам |
«Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели…» |
«Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених» |
Отношение к службе |
«Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть…» |
«А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» |
Отношение к иностранному |
«И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты.» «Как с ранних пор привыкли верить мы,что нам без немцев нет спасенья.» |
«Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных.» |
Отношение к образованию |
«Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?…нам каждого велят признать историком и географом.» |
«Забрать все книги бы да сжечь», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений» |
Отношение к крепостному праву |
«Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!!» |
Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества. |
Отношение к Московским нравам и времяпрепровождению |
«Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы?» |
«К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели», «В четверг я зван на погребенье», «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить.» |
Отношение к кумовству, протекции |
«А судьи кто?- За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима…» |
“При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки” |
Отношение к свободе суждений |
«Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы?» |
Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений |
Отношение к любви |
Искренность чувства |
«Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых,- тот и жених» |
Идеалы |
Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности. |
Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» |
kuzmenkoev.ru
Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума сочинение
«Век нынешний» в комедии представляет Чацкий, а «век минувший» — это Фамусов и компания. Самое главное противоречие между ними — это отношение к богатству и чинам. Чацкий готов служить во благо России, но никак не прислуживаться перед чиновниками. У Фамусова — служба передаётся из поколения в поколение, от отца к сыну. Для него идеалом является дядя Максим Петрович, который служил ещё при императрице Екатерине почти что шутом, зато кушал на золотых блюдах. Ещё и учит этому молодых. Чацкий называет прошлый век веком покорности и страха.
Не сошлись они во мнении и в вопросах воспитания. Фамусов считает, что образование ни к чему, сравнивает учение с чумой, ему не нравятся образованные люди. Ведь их труднее обмануть, напугать и заставить что-то делать для себя. Чацкий, конечно же, за Россию образованную и просвещённую. Поэтому, умного и образованного Чацкого объявили сумасшедшим, чтобы было легче манипулировать и настроить против него всё московское общество.
Следующее разногласие между «веками» — отношение к крепостному праву. Чацкий с негодованием рассказывает о том, что крепостных могут, как вещь продать, обменять, проиграть в карты, высечь на конюшне, сослать в Сибирь. Для Фамусова и компании это в порядке вещей.
«Минувший век» преклоняется перед всем иностранным, нанимает иностранцев учителями к своим детям. Чацкий — за развитие российской культуры.
К минувшему веку относятся не только люди в возрасте, как Фамусов или Скалозуб, но и молодые — Софья Фамусова, Молчалин. Они уже насквозь пропитались духом фамусовского общества и их оттуда не вытянуть. Есть ещё парочка странных молодых людей, которые не хотят жить по законам «века минувшего». Это двоюродный брат Скалозуба, князь Фёдор, которого пренебрежительно называют «химик и ботаник». И, оказывается, даже странный Репетилов состоит в каком-то тайном обществе. Члены которого, пока не понять, чем занимаются, только шумят. Но эти люди пока не могут быть идейными противниками «века минувшего», они до этого ещё не «созрели».
Для этого надо было побывать в Европе того времени, в которой уже назревала революционная ситуация, глотнуть свежего воздуха, а не сидеть в деревне и читать взаперти книги. Не зря Грибоедов дал главному герою фамилию, напоминавшую фамилию Чаадаев.
«Век минувший» ещё не понимает, что его время прошло. Он цепляется за старые традиции и устои. «Век нынешний», с присущей ему пылкостью и страстью, максимализмом молодости, получивший образование за границей, вдохнувший воздух просвещения, пытается «взять быка за рога». Чацкий хоть сейчас готов начать реформы, были бы только союзники. Но их нет. Они ещё только «шумят» да в деревне книги читают, закрывши двери. Он не добился своего. «Век минувший» не сдаст так просто свои позиции. Потребуется ещё не одно десятилетие, чтобы реформы в России начали «работать». Семена, посеянные такими людьми, как главный герой, дадут свои всходы. При смене одного века другим всегда найдутся Чацкие, которые борются с отжившим, ускоряют процесс выздоровления общества.
Сочинение Век нынешний и век минувший в Горе от ума Грибоедова
В комедии «Горе от ума» очень хорошо представлен конфликт людей взглядов консервативных и новых. Вернее, показаны в ней не только сам конфликт и разногласия сторон, но само преобразование общества, начало этого процесса. Ведь ничто не охватывает сразу общественные массы. Происходит это постепенно. Так и в комедии Грибоедова предстает перед читателем то время, когда еще большинство дворян жило, согласно устоявшимся взглядам, в том числе и молодежь. И, лишь немногие из них мыслили и по-новому и иначе смотрели на вещи.
К числу этого меньшинства принадлежал герой комедии – Чацкий. Однако, такие как он считаются в консервативном обществе ненормальными, едва ли не слабоумными. Вольнодумие и вовсе порицается.
Чем же отличаются эти две противоборствующие стороны – «век минувший» и «век нынешний»? Разнятся они своими взглядами и тем, какой ведут образ жизни. Люди «минувшего века» ориентируются лишь на личную выгоду и общественное мнение. То, что подумают в свете о них – это превыше всего. И, не так важно, соответствуют ли они этому мнению на самом деле. Красноречивы слова служанки Лизы о том, что согрешить – можно, лишь бы никто не знал. Гораздо важнее прослыть хорошим и добропорядочным человеком, нежели являться таковым в действительности.
Но, это далеко не единственный порок «консервативного» общества. В цене у него услужливость ради собственной выгоды, и ради все того же общественного мнения. Расчет же присутствует у них везде. Именно исходя из этого считает Фамусов Чацкого недостойным женихом для Софьи. Ведь тот не желает прогибать спины для того, чтобы добиться успехов. Поколение людей взглядов новых являлось полной противоречивостью старых ценностей. Таковым и был Чацкий. Он жил своим умом и своими силами. Порицая все старое, как уже отжившее себя, он смеялся над этим обществом.
Так поставлен в пьесе конфликт между поколениями. Однако, слово «поколения» здесь означает вовсе не молодых и пожилых людей, а символизирует старые взгляды и новые. Старые – это и есть «век минувший», который пока еще довольно твердо стоит на ногах и уверен в своей непоколебимости. Но уже идет ему на смену «век нынешний», встречая на своем пути препятствия и непонимание.
Век нынешний и век минувший Сейчас читают:- Сочинение Влияние природы на человека
Несмотря на окружающую нас загрязненную экологию, которая состоит из воздуха, воды, еды и др. Одаренные люди находили в природе вдохновение для своего творчества во все времена. В основном великие поэты и писатели в своих произведениях описывали
- Обломов и лишний человек по роману Гончарова сочинение
Начать наверное можно с того факта что роман «Обломов» был создан в далеком 19 веке, а так же стоит отметить что данный роман задевает некоторые социальные и психологические проблемы. В данном романе основной задачей было показать, как человеком
- Сюжет романа Обломов Гончарова сочинение
Данное произведение начинается с описания одного из дней жизни главного героя, а также описания самого героя. Он предстает перед читателями немного ленивым и безучастным, но крайне добродушным и мечтательным персонажем. Имя этого героя Илья Ильич Обломов.
- Воспитание и образование Обломова сочинение
Илья Ильич Обломов родился в семье сельских помещиков, которые обитали в усадьбе Обломовка. Деревеньку окружали чистые, свежие пейзажи природы. Все в поместье жили в состоянии лености, бездействия. Никто не стремится улучшить среду обитания.
- Сочинение на тему Прогулка в парке 4 класс
В выходные мы с родителями и друзьями ходим отдохнуть в нашем городском в парке. Сейчас лето и на улице очень жарко, но в парке в тени деревьев очень приятно прятаться от жгучего солнца. Вокруг огромное количество палаток
- Образ Петербурга в романе Преступлении и наказании сочинение
Каким представлен Санкт-Петербург в романе Ф.М. Достоевсккого «Преступление и наказание»?Перед прочтением романа я слышал, что в этом произведении Достоевский, так сказать, шикарно описал образ Петербурга. Я уже думал, что сейчас моим глазам
uchim-klass.ru
А.С.Грибоедов «Горе от ума». «Век нынешний и век минувший…» (Чацкий и Фамусовское общество)
Подумаем!
- Как вы понимаете высказывание «век нынешний»?
- Что значит «век минувший»?
- Кого из героев можно отнести к «веку нынешнему», а кого к «веку минувшему»? Почему вы так решили?
- Можно ли перефразировать нашу тему урока?
- Как она тогда будет звучать?
- «Чацкий и Фамусов», «Чацкий и Фамусовская Москва» «Чацкий и Фамусовское общество» и т.д.
- Т.е. сегодня мы должны сопоставить этих героев (эти полярности) и выявить основные критерии, по которым они расходятся, т.е. выяснить причины деления «веков» на «нынешний» и «минувший»
- В каком эпизоде наиболее впервые раскрывается разное отношение героев в вещам (явлениям) в той или иной области?
- Разговор Фамусова с Чацким – действие 2 явление 2 .
Сравнительная таблица
- Отношение к богатству, к чинам.
Чацкий: « Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве , Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве , И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты», « А тем, кто выше, лесть , как кружево плели…»
Фамусов: « Будь плохонький , да если наберется, Душ тысячки две родовых, тот и жених »
Сравнительная таблица
2. Отношение к службе.
Чацкий: «Служить бы рад, прислуживаться тошно », «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, Расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
Фамусов: « А у меня, что дело, что не дело , обычай мой такой: подписано, так с плеч долой »
Сравнительная таблица
3. Отношение к иностранному.
Чацкий: «И где не воскресят клиенты-иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты », «Как с ранних пор привыкли верить мы, Что нам без немцев нет спасенья ».
Фамусов: « Дверь отперта для званных и незванных, Особенно для иностранных».
Сравнительная таблица
4. Отношение к образованию.
Чацкий: « Что, нынче, так же, как издревле, Хлопочут набирать учителей полки Числом по более , ценою подешевле ?… Нам каждого велят признать историком и географом»
Фамусов: « Забрать все книги бы да сжечь », «Ученье — вот чума , ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений».
Сравнительная таблица
5. Отношение к крестьянам.
Чацкий: «Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, На них он выменял борзые три собаки !!!»
Фамусов: Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества ( приведите примеры из текста его отношения в слугам и крестьянам, возможно, не только и его ).
Сравнительная таблица
6. Отношение к Московским нравам.
Чацкий: «Да и кому в Москве не зажимали рты , обеды, ужины и танцы?»
Фамусов: «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели », «В четверг я зван на погребенье », «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить …»
Сравнительная таблица
7. Отношение к кумовству, протекции*
Чацкий: «А судьи кто ? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима …»
Фамусов: «При мне служащие чужие очень редки , Все больше сестрины, свояченицы детки »
*покровительство, влиятельная поддержка со стороны кого-либо, содействующая устройству чьих-либо дел
Сравнительная таблица
8. Отношение к свободе суждений
Чацкий: «Помилуйте, мы с вами не ребята, Зачем же мнения чужие только святы ?»
Фамусов: «*Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений »
Сравнительная таблица
9. Отношение к любви
Чацкий: «И я чего хочу, когда все решено? Мне в петлю лезть , а ей смешно».
Фамусов: «* Будь плохенький , да если наберется Душ тысячки две родовых,- тот и жених »»
Сравнительная таблица
10. Идеалы.
Сделайте, пожалуйста, вывод, что же является идеалом для каждого? Подтвердите свое мнение.
Чацкий: Идеал Чацкого – свободная независимая личность , чуждая рабской приниженности.
Фамусов: Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, « охотники поподличать»
Вывод:
- Что лежит в основе, по вашему мнению, в основе такой разницы между героями (представителями)?
- С кем из них вы более согласны? Кто вам ближе? Почему?
- Актуальна ли комедия сейчас?
Домашнее задание.
- Работа с текстом комедии. Характеристика А.Молчалина.
- Найдите цитаты , по которым можно сравнить Чацкого и Молчалина.
- По каким характеристикам вы бы их сравнили? ( примерные ваши критерии)
multiurok.ru
Век нынешний и век минувший
17 Февраль 2013 админ Главная страница » Сочинения Просмотров: 22437«ВЕК НЫНЕШНИЙ» И «ВЕК МИНУВШИЙ» В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»
План.
1. Вступление.
«Горе от ума» — одно из самых злободневных произведений в русской литературе.
2. Основная часть.
2.1 Столкновение «века нынешнего» И «века минувшего».
2.2. Фамусов — представитель старого московского дворянства.
2.3 Полковник Скалозуб — представитель аракчеевской армейской среды.
2.4 Чацкий — представитель «века нынешнего».
3. Заключение.
Столкновение двух эпох рождает перемены. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей.
И. Гончаров
Комедию Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» можно назвать одним из самых злободневных произведений в русской литературе. Здесь автором затронуты острые проблемы того времени, многие из которых продолжают занимать умы общественности даже много лет спустя после создания пьесы. Содержание комедии раскрывается через столкновение и смену двух эпох — «века нынешнего » и «века минувшего» .
После Отечественной войны 1812 года в русском дворянском обществе произошёл раскол: сформировались два общественных лагеря. Лагерь феодальной реакции в лице Фамусова, Скалозуба, других людей их круга воплощает «век минувший». Новое время, новые убеждения и позиции передовой дворянской молодёжи представлены в лице Чацкого. Столкновение «веков » Грибоедов выразил в борьбе этих двух групп героев.
«Век минувший » представлен автором людьми разного положения и возраста. Это Фамусов, Молчалин, Скалозуб, графиня Хлёстова, гости на балу. Мировоззрение всех этих, персонажей сформировалось в «золотой» екатерининский век и с тех пор никак не изменилось. Именно этот консерватизм, стремление сохранить всё так, «как делали отцы», объединяет их.
Представители «века минувшего» не приемлют новизны, а в просвещении видят причину всех проблем настоящего времени:
Ученье — вот чума, учёность — вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
Фамусова принято называть типичным представителем старого московского дворянства. Он убежденный крепостник, не видит ничего предосудительного в том, чтобы для достижения успехов по службе молодые люди учились «сгибаться вперегиб», прислуживаться. Павел Афанасьевич категорически не приемлет новых веяний. Он преклоняется перед дядей, который «на золоте едал», и читатель прекрасно понимает, как получены его многочисленные чины и награды — конечно, не благодаря верной службе Родине.
Рядом с Фамусовым полковник Скалозуб — «золотой мешок и метит в генералы». На первый взгляд его образ карикатурен. Но Грибоедов создал вполне правдивый исторический портрет представителя аракчеевской армейской среды. Скалозуб так же, как и Фамусов, руководствуется в жизни идеалами « века минувшего», но только в более грубой форме. Цель его жизни не в служении Отечеству, а в достижении чинов и наград.
Все представители фамусовского общества — эгоисты, лицемеры и корыстолюбцы. Их интересуют только собственное благополучие, светские развлечения, интриги и сплетни, а их идеалы — богатство и власть. Грибоедов разоблачает этих людей в страстных монологах Чацкого. Александр Андреевич Чацкий — гуманист; он защищает свободу и независимость личности. В гневном монологе «А судьи кто?« герой обличает ненавистный ему крепостнический строй, высоко оценивает русский народ, его ум, свободолюбие. Низкопоклонство перед всем иностранным вызывает у Чацкого резкий протест.
Чацкий — представитель передовой дворянской молодёжи и единственный герой в комедии, воплощающий «век нынешний». О том, что Чацкий — носитель новых взглядов, говорит всё: его поведение, образ жизни, речи. Он уверен, что «век покорности и страха» должен уйти в прошлое вместе с его нравами, идеалами и ценностями.
Однако традиции минувших дней всё ещё сильны — в этом Чацкий убеждается очень быстро. Общество резко ставит героя на место за его прямоту и дерзость. Конфликт между Чацким и Фамусовым только на первый взгляд видится обычным конфликтом отцов и детей. На самом же деле это борьба умов, взглядов, идей.
Так, наравне с Фамусовым, к «веку минувшему» принадлежат и сверстники Чацкого — Молчалин и Софья. Софья не глупа и, может быть, в дальнейшем её взгляды ещё могли бы перемениться, но она была воспитана в обществе отца, на его философии и морали. И Софья, и Фамусов жалуют Молчалина, и пусть « нет в нём этого ума,/ Что гений для иных, а для иных чума » ..
Он, как и положено, скромен, услужлив, молчалив и никого не обидит. Они не замечают, что за маской идеального жениха скрываются лживость и притворство, направленные на достижение цели. Молчалин, продолжая традиции «века минувшего», безропотно готов «угождать всем людям без изъятия», чтобы добиться выгоды. Но именно его, а не Чацкого, выбирает Софья. Дым Отечества «сладок и приятен» Чацкому.
По прошествии трёх лет он возвращается в родной дом и поначалу настроен очень доброжелательно. Но его надежды и радости не оправдываются — на каждом шагу он упирается в стену непонимания. Чацкий одинок в своём противостоянии фамусовскому обществу; его отвергает даже любимая девушка. Более того, конфликт с обществом тесно переплетается с личной трагедией Чацкого: ведь именно с подачи Софьи в обществе начинаются разговоры о его сумасшествии.
Итак, Чацкий, возмутитель спокойствия и насмешник, отвергнут и изгнан фамусовским обществом. Его трагедия масштабна: герой переживает любовное разочарование, он понял, что потерял связь с родными местами, не находит дружеского участия. Но эта ситуация только на пользу герою, потому как он ратует за новые нормы жизни. В комедии сталкиваются «век нынешний» и «век минувший». И хотя время минувшее ещё слишком сильно и продолжает порождать себе подобных, перемены осуществляются и настают.
Век нынешний и век минувший
4.8 (95%) 24 votes
info-shkola.ru
Таблица по грибоедову горе от ума век нынешний и век мину… -reshimne.ru
Век нынешний» и «век минувший» по следующим характеристикам: 1.Отношение к богатству, к чинам 2.Отношение к службе 3.Отношение к иностранному 4.Отношение к образованию 5.Отношение к крепостному праву 6.отношение к московским нравам и времяпрепровождению 7.отношение к кумовству, протекции 8.отношениек свободе суждений 9.отношение к любви 10.идеалы.
Век нынешний:
1. «Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, великолепные соорудя палаты, где разливаются в пирах и мотовстве, и где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты» , «А тем, кто выше, лесть, как кружево плели… »
2. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» , «Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту когда-то укрывал, расшитый и красивый, их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся? ! Теперь уж в это мне ребячество не впасть… »
3. «И где не воскресят клиенты-иностранцы прошедшего житья подлейшие черты. » «Как с ранних пор привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья. »
4. «Что, нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки числом по более, ценою подешевле?… нам каждого велят признать историком и географом. »
5. «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженный слуг; усердствуя, они в часы вина и драки и честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг, на них он выменял борзые три собаки!!! »
6. «Да и кому в Москве не зажимали рты, обеды, ужины и танцы? »
7.«А судьи кто? — За древностию лет к свободной жизни их вражда непримирима… »
8. «Помилуйте, мы с вами не ребята, зачем же мнения чужие только святы? »
9. Искренность чувства
10. Идеал Чацкого – свободная независимая личность, чуждая рабской приниженности.
Век минувший:
1. «Будь плохонький, да если наберется, душ тысячки две родовых, тот и жених»
2 «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой»
3. «Дверь отперта для званных и незванных, особенно для иностранных. »
4. «Забрать все книги бы да сжечь» , «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений»
5. Фамусов – защитник старого века, времени расцвета крепостничества.
6. «К Прасковье Фёдоровне в дом во вторник зван я на форели» , «В четверг я зван на погребенье» , «А может в пятницу, а может и в субботу я должен у вдовы, у докторши крестить. »
7. “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”
8. Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей и дел, и мнений
9. «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, — тот и жених»
10. Идеал Фамусова – вельможа екатерининского века, «охотники поподличать» .
reshimne.ru
Сочинение на тему Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедов читать бесплатно
Век нынешний и век минувший
Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди «века минувшего» продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди «века нынешнего» стремились к новым переменам.
К представителям «века минувшего» относились Фамусов и окружающее его дворянское общество. Они боготворили старые порядки и их устраивали такие нормы жизни. Фамусов чувствовал, что минувший век заканчивается, поэтому он с сожалением говорил: «Тогда не то, что ныне…»
А к «веку нынешнему» относился молодой дворянин Александр Андреевич Чацкий. Он, живший по законом нового поколения, хотел изменить устои старого света в лучшую сторону. После трёхлетнего отсутствия Чацкий вернулся в Москву, в которой родился и вырос. За время своего путешествия он увидел, как живёт народ в разных городах, общался с декабристами, что сильно повлияло на его взгляды и убеждения.
Первые противоречия между Чацким и фамусовским обществом случились по поводу отношения к службе. Все считали, что служить надо ради денег, наград, чинов и славы, притом не имело значения, каким путём это достигнуто. А Чацкий пытался им доказать, что служить надо делу, а не людям, служить на благо народу, «служить бы рад, прислуживаться тошно».
Чацкий осуждает их невежество, ничтожность интересов, нежелание учиться и читать книги. Хлестова, когда узнала о том, что в городе открылся новый институт, говорит: «И впрямь с ума сойдёшь от этих, от одних, от пансионатов, школ, лицеев, как бишь их;» Чацкого объявили сумасшедшим только потому, что он умный, честный, прямой и не боялся отстаивать свою точку зрения.
Не сошлись взгляды Чацкого и фамусовского общества и на крепостное право. В обществе ценили человека только по богатству наличию крепостных. Хлестова ставит на одну ступень свою девку — арапку и собачку. Для Чацкого это дико, он возмущается таким пренебрежением к людям, ведь он борется за свободу человека.
Люди «века минувшего» преклоняются перед всем иностранным, а Чацкий считает, что нужно развивать свою национальную культуру. Чацкий становится возмутителем спокойствия в фамусовском обществе, и оно его отвергает.
Различие мировозрений старых московских дворян и передового дворянства привели к столкновению «века минувшего» и «века нынешнего». Фамусовское общество ещё очень сильное, но и у Чацкого есть единомышленники. По закону жизни «век нынешний всё равно сменит «век минувший».
см. также:
Другие сочинения по произведению Горе от ума, Грибоедов
Характеристики главных героев произведения Горе от ума, Грибоедов
Краткое содержание Горе от ума, Грибоедов
Краткая биография Александра Грибоедова
www.sdamna5.ru