Обществознание Тема «Человек и общество»
Тема 1. « Человек и общество» Лекция.
Способности человека — Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта
Деятельность — Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.
В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.
Познание — форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.
Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина — безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.
Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.
Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.
Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова — группа людей с общими интересами.
Общество — динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.
Общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира
Социальные сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.
Социальный институт (общественный институт , институт общества) – некая форма организации деятельности людей , которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство , право , производство, религия , образование, армия , наука и пр.
Культура — «вторая природа». В широком смысле культура — это все созданное человеком. В узком смысле слова — искусство (живопись ,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)
Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.
Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур
Глобальные проблемы — современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны
Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. ( СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное ( аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).
Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.
Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологи же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.
Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей
Религия – вера в сверхъестественное
Наука -систематизированное представление о мире
Образование — приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него .
Социализация — (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Искусство — отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов
СМИ — «четвертая власть»
Тенденции в современном образовании — Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).
Мораль — Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм
multiurok.ru
ЕГЭ по обществознанию — Человек и общество
Теоретический материал для подготовки к ЕГЭ по обществознанию, раздел кодификатора «Человек и общество».
1.1 Природное и общественное в человеке. (Человек как результат биологической и социокультурной эволюции)
Основные понятия: человек, антропогенез, индивид, индивидуальность, личность, структура личности
1.2 Мировоззрение, его виды и формы
Основные понятия: мировоззрение, структура мировоззрения, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, убеждение, направленность личности, теоцентризм, природоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм, знаниецентризм (наукоцентризм)
1.3 Виды знаний
Основные понятия: знание, познание, уровни (ступени) познания, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, житейское знание, научное знание, практическое знание, художественное знание, рациональное знание, иррациональное знание, личностное знание, донаучное знание, ненаучное знание, паранаучное знание, лженаучное знание, антинаучное знание
1.4 Понятие истины, её критерии
Основные понятия: объективная истина, абсолютная истина, относительная истина, практика
1.5 Мышление и деятельность
Основные понятия: мышление, образное мышление, понятийное (теоретическое) мышление, знаковое мышление, деятельность, субъект деятельности, объект деятельности, мотив деятельности, цель деятельности, методы и средства деятельности, процесс деятельности, результат (продукт) деятельности, игра, общение, структура общения, учение, труд, творчество
1.6 Потребности и интересы
Основные понятия: потребность, биологические (органические, материальные) потребности, социальные потребности, духовные (идеальные, познавательные) потребности, разумные потребности, интерес
1.7 Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность
Основные понятия: свобода, выбор, социальные условия реализации свободы, необходимость
1.8 Системное строение общества: элементы и подсистемы
Основные понятия: общество, основные сферы общественной жизни, специфические черты общества как системы
1.9 Основные институты общества
Основные понятия: социальный институт, экономические институты, политические институты, институты, действующие в духовной области
1.10 Понятие культуры. Формы и разновидности культуры
Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура
1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Основные понятия: наука, функции науки, научное познание, уровни научного познания, формы научного познания, научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория, методы научного познания, наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, естественные науки, социальные науки
1.12 Образование, его значение для личности и общества
Основные понятия: образование, функции образования, непрерывность образования, гуманизация образования, гуманитаризация образования, интернационализация процесса образования, компьютеризация процесса образования
1.13 Религия
Основные понятия: религия, вера, тотемизм, фетишизм, анимизм, мировые религии, буддизм, христианство, ислам, функции религии, церковь
1.14 Искусство
Основные понятия: искусство, предмет искусства, форма бытия искусства, виды искусства, функции искусства
1.15 Мораль
Основные понятия: мораль, моральные качества человека, моральные принципы, моральные ценности, морально-психологические механизмы, функции морали
1.16 Понятие общественного прогресса
Основные понятия: прогресс, критерии прогресса, регресс, стагнация, реформа, революция, инновация, модернизация
1.17 Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Основные понятия: традиционное (доиндустриальное) общество, индустриальное общество, постиндустриальное (информационное) общество
1.18 Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Основные понятия: глобальные проблемы, интерсоциальные проблемы, проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы, проблемы, возникающие в системе отношений человека и общества, способы решения глобальных проблем
socialstudies.ru
Человек и общество. » Рустьюторс
Итоговое сочинение по литературе 2018. Тема итогового сочинения по литературе. «Человек и общество».
Все аргументы к итоговому сочинению по направлению «Человек и общество».
Комментарий ФИПИ: «Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации».
Итак, давайте попробуем разобраться, с каких позиций можно рассматривать эти два понятия.
1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.
2. Общественные нормы и законы, мораль. Ответственность человека перед обществом и общества перед человеком за все происходящее и будущее. Решение человека принять или отвергнуть законы общества, в котором он живет, следовать нормам или нарушать законы.
3. Человек и общество в историческом, государственном плане. Роль личности в истории. Связь между временем и обществом. Эволюция общества.
4.Человек и общество в тоталитарном государстве. Стирание индивидуальности в обществе. Равнодушие общества к своему будущему и яркая личность, способная бороться с системой. Противопоставление «толпы» и «личности» в тоталитарном режиме. Болезни общества. Алкоголизм, наркомания, отсутствие толерантности, жестокость и преступления
ЧЕЛОВЕК — термин, употребляемый в двух основных смыслах: биологическом и социальном. В биологическом смысле человек — представитель вида Homo sapiens, семейство гоминид, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития органической жизни на Земле.
В социальном смысле человек — существо, возникшее в коллективе, воспроизводящееся и развивающееся в коллективе. Исторически сложившиеся нормы права, морали, быта, правила мышления и языка, эстетические вкусы и т.д. формируют поведение и разум человека, делают из отдельного человека представителя определенного образа жизни, культуры и психологии. Человек — элементарная единица различных групп и общностей, в том числе этносов, государств и т. д., где он выступает как личность. Признанные в международных организациях и в законодательстве государств «права человека» есть прежде всего права личности.
Синонимы: лицо, личность, особа, персона, индивидуум, индивидуальность, душа, единица, двуногий, человеческое существо, индивидуум, царь природы, некто, рабочая единица.
ОБЩЕСТВО — в широком смысле — большая группа людей, объединенных какой-либо единой целью с устойчивыми социальными границами. Термин общество может быть применен ко всему человечеству (человеческое общество), к историческому этапу развития всего человечества или отдельных его частей (рабовладельческое общество, феодальное общество и т. п. (см. Формация общественно-экономическая) , к жителям государства (американское общество, российское общество и т. п.) и к отдельным организациям людей (спортивное общество, географическое общество и т. п.).
Социологические концепции общества различались прежде всего толкованием природы совместности человеческого существования, объяснением принципа образования социальных связей. О. Конт усматривал такой принцип в разделении функций (труда) и в солидарности, Э. Дюркгейм — в культурных артефактах, называемых им «коллективными представлениями». М. Вебер объединяющим началом называл взаимно ориентированные, т. е. социальные, действия людей. Структурный функционализм основанием общественной системы считал социальные нормы и ценности. К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие общества как закономерный естественно-исторический процесс смены общественно-экономических формаций, в основании которых лежит определенный способ производственной деятельности людей. Его специфику определяют не зависимые от сознания людей производственные отношения, соответствующие достигнутому уровню производительных сил. На базисе этих объективных, материальных отношений надстраиваются системы соответствующих социальных и политических институтов, идеологических отношений, форм сознания. Благодаря такому пониманию каждая общественно-экономическая формация предстает как целостный конкретно-исторический социальный организм, характеризующийся своей экономической и социальной структурой, ценностно-нормативной системой социальной регуляции, особенностям и духовной жизни.
Для современного этапа развития общества характерно нарастание интеграционных процессов на фоне усиливающегося многообразия экономических, политических и идеологических форм. Научно-технический и социальный прогресс, разрешив одни противоречия, породил другие, еще более острые, поставил человеческую цивилизацию перед глобальными проблемами, от решения которых зависит само существование общества, пути его дальнейшего развития.Синонимы: социум, люди, община, стадо; толпа; общественность, окружение, среда, публика, человечество, свет, род людской, род человеческий, братство, братия, ватага, группа.
Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению «Человек и общество».
Люди думают о нас то, что мы хотим им внушить. Т. Драйзер
Легкомысленный свет беспощадно гонит на самом деле то, что дозволяет в теории. (А.С. Пушкин)
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
Мы рождены затем, чтобы объединиться с нашими братьями – людьми и со всем родом человеческим (Цицерон)
Мы нуждаемся в общении более, чем в чем-либо другом. (Д. М. Кэйдж)
Человек становится человеком только среди людей. (И. Бехер)
Отдельные люди соединяются в одно целое – в общество; и поэтому самая высшая сфера прекрасного – человеческое общество. (Н. Г. Чернышевский)
Если ты хочешь оказать влияние на других людей, то ты должен быть человеком, действительно стимулирующим и двигающим вперед других людей. (К. Маркс)
Человек не начинает жить прежде чем он не поднимется над узкими рамками своих личных мнений и убеждений и не приобщится к убеждениям всего человечества. (М. Л. Кинг)
Характеры людей определяются и формируются их взаимоотношениями. (А. Моруа)
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
Общество – это капризное существо, расположенное к тем, кто потакает его прихотям, а вовсе не к тем, кто способствует его развитию. (В. Г. Кротов)
Общество деградирует, если не получает импульсов от отдельных личностей; импульс деградирует, если не получает сочувствия от всего общества. (У. Джеймс)
Общество состоит из двух классов людей: тех, у которых есть обед, но нет аппетита; и тех, у которых отличный аппетит, но нет обеда. (Н. Шамфор)
Истинно честный человек должен предпочитать себе – семейство, семейству – отечество, отечеству – человечество. (Ж. Д’Аламбер)
Чтобы совершать великие дела, не нужно быть величайшим гением; не нужно быть выше людей, нужно быть вместе с ними. (Ш. Монтескье)
Оторваться от народа – все равно что разум потерять. (Карак)
Человек без людей – что тело без души.
С народом никогда не погибнешь.
…Самая прекрасная жизнь – это жизнь, прожитая для других людей. (Х. Келлер)
Есть люди, которые, как мостик, существуют для того, чтобы по нему перебегали другие. И бегут, бегут; никто не оглянется, не взглянет под ноги. А мостик служит и этому, и другому, и третьему поколению. (В. В. Розанов)
Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода – единство, которым поддерживается жизнь… (Сенека Младший)
Человек не может жить в уединении, ему нужно общество. (И. Гёте)
Лишь в людях себя познать способен человек. (И. Гёте)
Всякий, кто любит одиночество, – либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
В одиночестве человек – либо святой, либо дьявол. (Р. Бёртон)
Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем. (Л. Н. Толстой)
Без многого человек может обойтись, только не без человека. (К. Л. Бёрне)
Человек существует лишь в обществе, и общество формирует его только для себя.
(Л. Бональд
В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа. (Г. Фрейтаг)
Человеческое общество… похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди, подобно волнам,
окруженные себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает… (П. А. Сорокин)
Живой человек носит в своем духе, в своем сердце, в своей крови жизнь общества: он болеет его недугами, мучится его страданиями, цветет его здоровьем, блаженствует его счастьем… (В. Г. Белинский)
Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни. (Д. И. Писарев)
В каждом человеке есть что-то от всех людей. (К. Лихтенберг)
Объединяйтесь, люди! Смотрите: ноль – это ничто, но два ноля уже кое-что значат. (С. Е. Лец)
Сообща искать – все отыскать.
У плывущих в лодке судьба одна.
Человек – это существо столь гибкое и в общественном быту столь восприимчивое к мнениям других людей… (Ш. Монтескье)
Бежавший от народа без погребения остается.
Среди людей и лиса с голода не сдохнет.
Человек – опора человеку.
Кто не любит своего народа, тот не любит и чужого.
Работать для народа – вот самая неотложная задача. (В. Гюго)
Человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева. (М. М. Пришвин)
Как бы ни была богата и роскошна внутренняя жизнь человека, каким бы горячим ключом ни била она во
вне и какими бы волнами ни лилась через край,- она не полна, если не усвоит в свое содержание интересов внешнего ей мира, общества и человечества. (В. Г. Белинский)
Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
Быть человеком — значит не только обладать знаниями, но и делать для будущих поколений то, что предшествовавшие делали для нас. (Г. Лихтенберг)
Каждый человек — отдельная определенная личность, которой вторично не будет. Люди различаются по самой сущности души; их сходство только внешнее. Чем больше становится кто сам собою, тем глубже начинает понимать себя, — яснее проступают его самобытные черты. (В.Я. Брюсов)
Люди рождены друг для друга. (М. Аврелий)
Лучший среди людей тот, кто больше приносит пользы другим. (Джами)
Человек человеку — волк. (Плавт)
В природе человеческой два противоположных начала: самолюбие, влекущее нас к себе самим, и добродетель, толкающая нас к другим. Если бы одна из этих пружин сломалась, человек был бы злым до бешенства или великодушным до безумия. (Д. Дидро)
Принести спасение человечеству мы можем только собственным хорошим поведением; иначе мы промчимся, подобно роковой комете, оставляя повсюду за собой опустошение и смерть. (Э. Роттердамский)
Земное назначение человека — быть разумным и храбрым, свободным, имущим и счастливым…
Гуманистам надо быть непримиримыми и поднимать оружие всякий раз, когда враждебные силы хотят воспрепятствовать назначению человека. (Г. Манн)
Где бы ты ни очутился, люди всегда окажутся не глупее тебя. (Д. Дидро)
Каждый человек несет ответственность перед всеми людьми за всех людей и за все. (Ф. М. Достоевский)
Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)
Ни одно общество не может быть хуже, чем люди, из которых оно состоит. (В. Швебель)
Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
Все общества похожи друг на друга как коровы в стаде, только у некоторых рога позолочены. (В. Швебель)
Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Л. А. Сенека)
Террор не придумал для уравнения общества никаких других средств, как только рубить головы, поднимающиеся над уровнем посредственности. (П. Буаст)
Общество всегда находится в заговоре против человека. Конформизм считается добродетелью; уверенность в себе — грехом. Общество любит не человека и жизнь, а имена и обычаи. (Р. Эмерсон)
Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. (В.И. Ленин)
Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)
Общество не может освободить себя, не освободив каждого отдельного человека. (Ф. Энгельс)
Общество виновато во всем том, что совершается в его пределах; всякая дрянная личность самим фактом своего существования указывает на какой-нибудь недостаток в общественной организации. (Д.И. Писарев)
Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера. (Ж. Д’Аламбер)
Двое-трое — это уже Общество. Один станет Богом, другой — дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой
— болтаться под перекладиной. (Т. Карлейль)
Общественное мнение не может не быть банальным. (К. Кушнер)
Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть. (Г. Мабли)
Наказание есть не что иное, как средство самозащиты общества против нарушений условий его
существования. (К. Маркс)
Общество, окружающие убавляют душу, а не прибавляют. “Прибавляет” только теснейшая и редкая
симпатия, “душа в душу” и “один ум”. Таковых находишь одну две за всю жизнь. В них душа расцветает. И ищи ее. А толпы бегай или осторожно обходи ее. (В.В. Розанов)
В каждом человеке и его поступках всегда можно узнать самого себя. (Л.Н. Толстой)
Из-за обособленного образа жизни, который мы ведем, мало кто из нас хорошо знаком с природой человека. (А. Адлер)
Одиночество — убежище сильных. Слабые всегда жмутся в толпе….
Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н.А. Бердяев)
Мысли лучших умов всегда становятся в конечном счете мнением общества. (Ф. Честерфильд)
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
Каждый человек — центр мира, но именно каждый, и мир только тем и ценен, что полон таких центров. (Э. Канетти)
Всякое ослабление умственной жизни в обществе неизбежно влечет за собой усиление материальных наклонностей и гнусно-эгоистических инстинктов. (Ф.И. Тютчев)
Публика — это безвольный и беспомощный потребитель того, чем ее снабжают. (Дж. Голсуорси)
Каждый рассуждает об общественном мнении и действует от имени общественного мнения, то есть от имени мнения всех минус его собственное. (Г. Честертон)
Всякий, кто пытается выйти из общего стада, становиться общественным врагом. Почему, скажите на милость? (Ф. Петрарка)
Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)
Пoдaвляющее бoльшинствo людей… не спoсoбнo сaмoстoятельнo думaть, a тoлькo верoвaть, и… не спoсoбнo пoдчиняться рaзуму, a тoлькo влaсти. (А. Шопенгауэр)
Человек вне общества — или бог, или зверь. (Аристотель)
Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества. (М. Арнольд)
Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения. (А. де Сталь)
Не имеет значения, кто перед вами: толпа академиков или толпа водовозов. И то и другое — толпа. (Г. Лебон)
Я никогда не говорила: «Я хочу быть одна». Я только сказала: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое», а это не то же самое. (Г. Гарбо)
rustutors.ru
Тема: «Человек и общество»
Диагностическая работа по обществознанию.Тема: «Человек и общество».
ГИА
1 — вариант.
Часть I.
При выполнении заданий этой части выберите один правильный ответ. |
А1. Общество в узком смысле слова — это:
1) определённый этап исторического развития человечества
2) часть окружающей среды, которая создана человеком
3) совокупность элементов живой и неживой природы
4) способ отношения человека к внешнему миру
А2. Верны ли следующие суждения о соотношении общества и природы?
А. Природа является частью общества.
Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А3. В экономике государства А. господствует натуральное хозяйство, преобладание коллективные формы собственности. В политической сфере преимущества имеют армия и церковь. К какому типу относится общество А.?
1) информационное 2) индустриальное
3) постиндустриальное 4) аграрное
А4. Какой признак характеризует понятие «личность»:
1) биологические потребности 2) сознательные цели
3)физиологические особенности 4) природные задатки
А5. В семье А. часто возникают конфликтные ситуации. Однако жена И. старается не допустить открытых признаков конфликта и ожесточённости. В результате в семье наступает мир, гармония и тепло, но проблема остаётся. О каком стиле разрешения межличностного конфликта идёт речь?
1) принуждение 2) соперничество 3) сглаживание 4) компромисс
А6. Верны ли следующие суждения о сферах общественной жизни?
А. Развитие каждой сфер общественной жизни подчиняется собственным закономерностям.
Б. Неполадки в функционировании одной из сфер общественной жизни сказываются на состоянии других.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А7. Открытия М.В. Ломоносова, изобретения И.П. Кулибина, труды Д.И. Менделеева представляют собой пример деятельности:
1) политической 2) интеллектуальной
3) художественной 4) государственной
А8. Что свойственно обществу индустриального типа?
1) механизация и автоматизация производства
2) преобладание сельского хозяйства в экономике
3) господство церкви и армии в политической сфере общества
4) сословная структура общества
А9. Верны ли следующие суждения о социальных последствиях научно-технической революции (НТР)?
А. НТР сокращает зависимость человека от техники.
Б. НТР превращает образование в необходимое условие полноценного человеческого существования.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А10. Верны ли следующие суждения о единстве в современном мире?
А. Единство мира означает устранение различий между народами.
Б. Единство мира предполагает сохранение и преумножение самобытности народов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А11. В детском оздоровительном лагере «Огонёк» был проведён конкурс на лучшую карикатуру, сатирический или юмористический рисунок. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об игре?
1) является формой деятельности человека 2) предполагает наличие цели
3) даёт человеку опыт действия с предметами 4) может носить коллективный характер
А12. К формам самопознания не относится (-ятся):
1) ведение личного дневника 2) заполнение профориентационной анкеты
3) выполнение психологических тестов 4) написание сочинения по литературе
А13. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах современности?
А. К числу глобальных проблем относят проблему сохранения мира.
Б. К числу глобальных проблем относят проблему борьбы с международным терроризмом.
1) верно только А 2) верно только Б
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А14. Человек как один из людей:
1) индивид 2) гражданин 3) индивидуальность 4) личность
А15. Верны ли суждения о социализации?
А) К агентам первичной социализации относят формальное окружение человека;
Б) Процесс социализации продолжается в ходе всей его жизни?
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А16. Верны ли суждения о реформе?
А) Реформа — это попытка законсервировать сложившийся в обществе порядок вещей.
Б) Чаще всего реформы проводят верхи общества.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А17. К числу основных сфер общественной жизни относится:
1) материальное производство 2) экономика 3) конституционное право 4) государство
А18. Верны ли суждения о конформизме?
А) Конформизм – осознанное внешнее согласие при внутреннем расхождении с мнением группы.
Б) Конформизм – сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание её ценностей, норм, идеалов.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А19. Общей чертой общества и природы является:
1) существование независимо друг от друга 2) наличие признаков системы
3) сознательная и волевая деятельность 4) действие в качестве создателя культуры
А20. Признаком общения не является:
1) обмен информацией 2) обмен опытом 3) обмен сувенирами 4) обмен впечатлениями
Часть II.
При выполнении заданий с кратким ответом (В1-В5)запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В1. Ученик М. выступая с докладом на уроке о межличностных отношениях, подробно остановился на деловых и личных отношениях. Сравните два вида межличностных отношений, упомянутых в уловии задания, — деловые и личные. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку порядковые номера черт отличия.
1) носят официальный характер
2) строятся на взаимосвязи, взаимодействии и взаимопонимании людей
3) возникают как среди больших, так и среди малых социальных групп
4) складываются на основе частных взаимоотношений
Ответ:
Черты сходства | Черты отличия |
В2. Установите соответствие между примерами потребностей человека и их видами. К каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
ПРИМЕРЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА ВИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
А) алкоголь, курение 1) биологические
Б) признание в обществе, общение 2) социальные
В) пища, одежда 3) духовные
Г) творчество, знания 4) ложные
Д) самореализация, самоутверждение
Запишите в таблицу выбранные цифры:
В3. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А) В античной философии господствовало представление о том, что общество с прогрессом цивилизации деградирует. (Б) Существуют также теории, рассматривающие историю как поступательное развитие общества. (В) Представляется, что оно осуществляется посредством перехода от низших к более совершенным формам жизни. |
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений:
Прочитайте текс. Проанализируйте данные диаграммы и выполните задания В4 — В5. |
Учёные опросили 20-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «Какой фактор вы считаете основным в формировании личности?». Через 20 лет учёные вновь задали это вопрос тем же опрошенным. Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы:
В4. Найдите в приведённом ниже списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны:
1) основными факторами развития личности опрошенные в 20-летнем возрасте признают семью и родственников, а также влияние друзей.
2) основным фактором развития личности половина опрошенных 40-летнего возраста считают семью и родственников.
3) основным фактором развития личности каждый четвёртый опрошенный, независимо от возраста, называет школу.
4) основным фактором развития личности большая доля 20-летних, по сравнению с 40 летними, считают наследственность.
5) основным фактором развития личности одинаковый процент опрошенных, независимо от возраста, признают деятельность СМИ.
В5. Результаты опроса, отражённые в диаграмме были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
Запишите цифры, под которыми они указаны:
1) Граждане страны Z. мало читают.
2) Среди опрошенных преобладают те, кто плохо учился в школе
3) По мере взросления опрошенные более высоко стали ценить роль семьи в процессе формирования личности.
4) С возрастом люди начинают больше доверять своим близким.
5) Люди правильно понимают, что личность формируется под влиянием многих факторов.
Ответ:______________
Часть III.
Для ответов на задания этой части запишите сначала номер задания, а затем ответы к нему. |
Прочтите текст и выполните задания С1- С6 |
«Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего развития человечества, а представляют собой небывалое обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Прежде всего в основе их обострения лежат два взаимосвязанных процесса. С одной стороны, это результат совершенствования и развития производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества. С другой – возникновение и углубление глобальных проблем есть результат социального прогресса. Эти две основные причины возникновения глобальных проблем обусловили их углубление. Если на первых ступенях развития человеческой истории эти два процесса носили локальный, затем региональный характер, то в современных условиях они приобрели глобальный характер.
Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности.
Значительное влияние на углубление глобальных противоречий оказало совпадение во времени бурного развития научно-технической революции и крупнейших социальных перемен в мире. Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях.
Все глобальные проблемы находятся в неразрывной связи друг с другом. Каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как элемент структуры всей системы глобальных проблем. Системность глобальных проблем современности предполагает их комплексное исследование и рассмотрение в неразрывной связи друг с другом.
Основные группы глобальных проблем вырастают из отношений между человеком и природой, человеком и обществом.
Первая группа. (…) Общемировые глобальные проблемы современности. Они связаны с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества (…)
Вторая группа. Общепланетарные глобальные проблемы (ресурсные). Они связаны с проблемами гармонизации и гуманизации отношений общества к природе.(…)
Третья группа. Общечеловеческие (…) проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности».
(Адаптировано по книге: Обществознание: Пособие для поступающих в вузы /В.В Барабанов, АА. Дорская, В.Г. Зарубин и др. ; под ред. В. В. Барабанова СПб. 2001 . С. 134 – 135, 138)
С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
С2. Что, согласно тексту, представляют собой глобальные проблемы современности? Каковы основные причины их возникновения?
С3. Почему, по мнению автора, глобальные проблемы современности требуют комплексного исследования и рассмотрения в неразрывной связи друг с другом?
С4. Используя содержание текста и обществоведческие знания, заполните таблицу.
Наименования основных групп глобальных проблем современности | |||
Примеры (два для каждой группы) |
С5. Познакомьтесь со следующими точками зрения.
Ф. Бэкон, английский философ | Г.В. Плеханов, русский философ |
«Знание и могущество человека совпадают, ибо незнание причины затрудняет действие. Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии является правилом». | «Пока люди не знают законы природы, они слепо подчиняются им, а раз они узнали их, тогда силы природы подчиняются людям». |
Какая из этих точек зрения отражена в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.
С6. Авторы отмечают, что глобальные проблемы с небывалой остротой поставили вопрос «сохранения и выживания» человеческой цивилизации. Согласны ли с точкой зрения, что разрешить глобальные проблемы современности не представляется возможным, поэтому человечество идёт к своему концу. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите аргумент (объяснение) в защиту своей позиции.
Диагностическая работа по обществознанию.
eco.na5bal.ru
Обществознание Тема «Человек и общество»
Тема 1. « Человек и общество» Лекция.
Способности человека — Присутствуют как задатки в любом индивиде, Развиваются в способности в личности, Могут дойти до степени таланта
Деятельность — Присущий только человеку способ преобразования окружающего мира и способ существования. Выделяют виды деятельности: труд , познание, творчество, игра, общение. Важным вопросом является свобода и ответственность личности в деятельности. Личность не свободна в своих действиях , будучи постоянно сдерживаема законом, понятиями морали и нравственности, чувством долга и пр.
В структуру деятельности входит: цель , способы(технология), средства (техника) , результат, субъект , объект.
Познание — форма деятельности человека, направленная на постижение истины. Истина – соответствие представления человека реальности. Истина бывает абсолютная и относительная. Критерии истины – логика и практика.
Абсолютная истина недостижима, но к ней стремимся. Абсолютная истина – полное, всеобъемлющее, непротиворечивое знание об объекте познания. Абсолютная Истина — безусловная, неопровержимая истина; Относительная истина всегда отражает текущий уровень нашего знания о природе явлений. Относительная истина – объективная истина, которая содержит в себе неполное, относительное знание сущности предметов и явлений материального мира.
Недостижимой абсолютная истина является по причине: 1. Ограниченности наших возможностей, 2. Недостаточной развитости науки, 3. Постоянной изменчивости окружающего нас мира.
Формы познания: чувственное и рациональное. Уровни познания – эмпирический (опытным путем) и теоретический. Виды познания: обыденное, научное, художественное, социальное и пр. Мир может быт познаваем любым видом. Наиболее актуальны с помощью науки и с помощью искусства.
Общество – в широком смысле слова- все человечество в прошлом, настоящем и будущем. В узком смысле слова — группа людей с общими интересами.
Общество — динамическая саморазвивающаяся система, состоит из сфер и социальных институтов.
Общество — обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира
Социальные сферы – социальная , экономическая, политическая, духовная. Все сферы взаимосвязаны, постоянно находятся в развитии.
Социальный институт (общественный институт , институт общества) – некая форма организации деятельности людей , которая необходима для удовлетворения потребностей и регулирует отношения в обществе. Выделяют такие институты общества как семья, государство , право , производство, религия , образование, армия , наука и пр.
Культура — «вторая природа». В широком смысле культура — это все созданное человеком. В узком смысле слова — искусство (живопись ,литература, кино, музыка, архитектура, скульптура, цирк…..)
Пути общественного развития – Прогресс, Регресс, Революция, Эволюция, Перманентное реформирование.
Глобализация – это процесс всевозрастающего воздействия различных факторов международного значения (например, тесных экономических и политических связей, культурного и информационного обмена) на социальную действительность в отдельных странах. Глобализация – процесс объединения мировой культуры. Глобализация проявляется в 2 разноречивых тенденциях: 1. Интеграция национальных культур; 2. Дифференциация национальных культур
Глобальные проблемы — современности — это совокупность социоприродных проблем, от решения которых зависит социальный прогресс человечества и сохранение цивилизации. Они носят глобальный характер , появились во второй половине XX века, могут быть решены совместными усилиями стран. Проблемы: Экологическая, Демографическая, Терроризм, Экономический разрыв стран «Севера» и «Юга» ,Угроза нехватки продовольствия, Сырьевое и энергетическое истощение, Угроза третьей мировой войны
Типология обществ: традиционное, индустриальное, информационное. ( СМ. таблицы) . Полезно помнить, что традиционное общество – «восточное». Также оно наиболее древнее. Информационное общество отличается от индустриального тем, что в экономике основной продукт – в сфере услуг и информации. Также важно: традиционное ( аграрное, доиндустриальное), индустриальное, информационное (постиндустриальное).
Формы культуры: народная, массовая, элитарная. Народная – исходит из народных традиций. Массовая – простое содержание, не требует специальной подготовки, невысокий уровень, всегда ориентирована на прибыль. Элитарная культура – для элиты, требует спец. Подготовки, высокий уровень (вся классическая музыка, литература, живопись и т.д.). Все формы культуры взаимосвязаны, могут переходить в другое положение.
Субкультура- система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологи же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям общества.
Контркультура – противоречит ценностям общества. Контркультура — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологи контркультура — это течение в рамках традиционной культуры, которое направлено против отдельных ценностей традиционной культуры. Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет себя доминирующей культуре, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей
Религия – вера в сверхъестественное
Наука -систематизированное представление о мире
Образование — приобщение человека к знаниям и ценностям, накопленным до него .
Социализация — (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Искусство — отображение мира и его отдельных элементов посредством художественных образов
СМИ — «четвертая власть»
Тенденции в современном образовании — Гуманитаризация (внимание у гуманитарным предметам), Гуманизация (внимание к интересам учащихся, их способностям и индивидуальным особенностям), Информатизация (процесс информатизации обучения).
Мораль — Представление о добре и зле. Зависит от эпохи, зависит от культуры ее представителей, является социальным институтом, является одним из видов социальных норм
multiurok.ru
Человек и общество
О человеке говорят и пишут многие: писатели, ученые разных специальностей, религиозные деятели, философы… Писатели-художники изображают человека исключительно с субъективной стороны. Ученые исследуют его как объект. Они — объективисты. Религиозные деятели говорят и пишут о человеке лишь в связи со своей верой в сверхъестественное; для них человек — деятель-субъект постольку, поскольку воплощает, реализует потустороннее, надчеловеческое начало. Это всё односторонние точки зрения. Лишь философу по плечу всеохватный взгляд на человека. Для него человек — и субъект, и объект, и един, и неедин, и «я», и «мы», и индивид, и человеческий род. Такой взгляд на человека обусловлен спецификой философа как универсального мыслителя.
Конечно, и философы могут специализироваться и быть ограниченными в своих предпочтениях. Тем не менее по сравнению с другими «человековедами» они в большей степени ориентированы на универсализм во взгляде на человека. По крайней мере, именно среди них встречаются мыслители, которые стремятся к этому универсализму.
Человек — субъект, в единстве двух значений: разделительном и собирательном. В разделительном смысле человек — индивидуум, личность, живое существо. В собирательном смысле человек — человечество, человеческий род, человеческое общество.
Между тем и другим «человеком» существует определенная дистанция, которая в практике словоупотребления обозначается как противоположность «человек— общество» (или: «личность—общество», «индивид—род», «я — мы» и т. п.). Слово «человек» чаще всего употребляется в разделительном смысле. В собирательном же смысле обычно употребляется слово «общество».
Человек-общество — двойной субъект, в котором определяющую роль играет человек. Человек — первичный субъект, общество — вторичный. Человек «светит» своим светом, общество — отраженным. С другой стороны, эти два субъекта, как два магдебургских полушария, неразделимы. Человек для себя — субъект во всех отношениях. Общество не является субъектом для себя и тем более субъектом во всех отношениях. Для человека общество — отчасти объективная реальность, отчасти часть его самого. По отношению к природе общество— субъект; оно действует, преобразует природу, но по отношению к человеку оно и объективно, и суть нечто зависимое, являющееся, как я уже говорил, частью человека. Например, наука, часть общества, не может существовать без отдельных ученых. Последние делают науку наукой!
Наибольшая реальность — не в отдельном человеке и не в обществе, а в чем-то среднем между тем и другим: в человеке-обществе или в обществе-человеке. Человек-общество — это человек, живущий в обществе; общество-человек — это общество, реализующее себя в отдельном человеке, живущее благодаря человеку.
Итак, человек по сути — индивид, индивидуальность, личность и в то же время представитель рода homo sapiens, член общества. С одной стороны, он хочет быть как все, а, с другой, не быть похожим на других, чем-нибудь выделяться. Это — вечное противоречие жизни. Человек — не коллективист и не индивидуалист, а то и другое вместе. Отсюда все проблемы…
psyera.ru
конспект урока по обществознанию на тему «Человек и общество» 11 класс
Обществознание 11 класс
Тема урока: «Человек и общество»
Цель: повторить и обобщить материал модулей
Задачи: формировать умения вести дискуссию, формировать и отстаивать собственное мнение, развивать коммуникативные навыки обучающихся.
Ход урока
Организационный момент
Работа с терминами и понятиями
-Объясните значение терминов и понятий:
Человек, индивид, личность, деятельность, сознание, природа, культура, общество, общественные сферы, первая сигнальная система, вторая сигнальная система, формация, цивилизация, прогресс, регресс, типология обществ, теория локальных цивилизаций, теория стадиального развития, закон ускорения истории, урбанизация, модернизация, глобализация, революция, эволюция, реформа, органическая модернизация ,неорганическая модернизация, мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия мировой системы, периферия мировой системы, третий мир, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество.
Терминологический диктант
Прогресс, человек, реформа, сознание, деятельность и т.п.
Предполагается набор терминов, которые нужно сгруппировать на основе существующих между ними взаимосвязей, выделить критерий классификации.
Природа, культура, общество, типология обществ, традиционное общество, постиндустриальное общество, ядро мировой системы, прогресс. (возможны ответы:1) среды обитания человека – природа и культура; 2) типология обществ – традиционное, индустриальное, постиндустриальное. Остальные термины являются лишними)
Мини- дискуссии
— «Когда мыслят все одинково, значит, никто не мыслит».(Г.Гегель)
— «У философов и детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним.» (А.Аверченко)
— «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству» (В.Белинский)
4. Работа с текстами
Вариант 1
Прочитайте текст и ответьте на следующие вопросы:
Почему автор с грустью вспоминает свои детские восторги и печали?
Что нужно сделать, чтобы стать личностью?
В какой степени детство и судьба могут определять личностные качества?
Какие личностные качества ты больше всего ценишь в людях?
Детство.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений…
Вернется ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели – невинная веселость и беспредельная потребность любви – были в жизни единственными побуждениями? Где те горячие молитвы? Где лучший дар – те чистые слезы умиления? Прилетел ангел-утешитель, с улыбкой утирал слезы эти и навевал сладкие грезы неиспорченному детскому воображению.
Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Неужели остались одни воспоминания?
Л.Н.Толстой
Вариант 2
Прочитайте и ответьте на следующие вопросы:
Каким видит человека Р.Киплинг?
Предложи почему именно такие качества выделяет Р. Киплинг?
В чем ты согласен или не согласен с автором? Свой ответ аргументируй.
Насколько актуально стихотворение Р.Киплинга для современного общества?
Приведи соответствующие примеры из истории или из реальной современной жизни.
Заповедь.
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за метенье всех,
Верь сам в себя, наперекор вселенной,
И маловерным отпусти их грех;
Пусть час не пробил – жди, не уставая,
Пусть лгут лжецы – не снисходи до них;
Уме прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
И мыслить, мысли не обожествив;
Равно встречай успех и поруганье,
Не забывая, что их голос лжив;
Останься тих, когда твое же слово
Калечит плут, чтоб уловлять глупцов,
Когда вся жизнь разрушена и снова
Ты должен все воссоздавать с основ.
Умей поставить, радостной надежде,
На карту все, что накопил с трудом,
Все проиграть и нищим стать, как прежде,
И никогда не пожалеть о том,
Умей принудить сердце, нервы, тело
Тебе служить, когда в твоей груди
Уже давно все пусто, все сгорело
И только Воля говорит: «Иди!»
Останься прост, беседуя с царями,
Останься честен, говоря с толпой;
Будь прям и тверд с врагами и друзьями,
Пусть все, в свой час, считаются с тобой,
Наполни смыслом и каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,-
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
Р.Киплинг
5. Фронтальная работа
М.В. Ломоносов писал: «Если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением наших мыслей управляется, но едва бы не хуже ли были мы диких зверей…»
— назовите три отличия человека от животных, о которых говорится в этой фразе. Свои ответы подкрепите словами из текста.
6. Работа над ошибками.
www.metod-kopilka.ru