Итоговый тест для 5 класса по разделу «Мир, в котором мы живем»

Тест по разделу «Что изучает география»

Вариант 1

1. К объектам живой природы относится

А) кристалл

Б) сосулька

В) гриб

Г) звезда

2. К объектам неживой природы относится

А) краб

Б) жук

В) дуб

Г) луна

3. К биологическим явлениям относится

А) дождь

Б) смена дня и ночи

В) снег

Г) листопад

4. К естественным наукам не относят

А) физику

Б) историю

В) географию

Г) биологию

5. Наука о живых организмах называется

А) физика

Б) биология

В) химия

Г) экология

6. Самым древним методом географических исследований является

А) картографический

Б) статистический

В) описание

Г) аэрокосмический

7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения

НАУКА

ОБЪЕКТ

1. биология

А) население

2. геоморфология

Б) планеты

3. астрономия

В) молния

4. демография

Г) грибы

5. физика

Д) рельеф

Тест по разделу «Что изучает география»

Вариант 2

1. К объектам живой природы относится

А) луна

Б) бактерия

В) снег

Г) камень

2. К объектам неживой природы относится

А) акула

Б) осина

В) облако

Г) бактерия

3. К физическим явлениям относится

А) листопад

Б) изменение окраски меха у зайцев

В) гроза

Г) цветение яблонь

4. К естественным наукам не относят

А) химию

Б) технологию

В) экологию

Г) географию

5. «География» в переводе с греческого языка означает

А) «природа»

Б) «смешивание»

В) «землеописание»

Г) «наука о жизни»

6. Применение карт для научного и практического познания является …… методом

А) картографическим

Б) статистическим

В) описательным

Г) аэрокосмическим

7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения

НАУКА

ОБЪЕКТ

1. геология

А) количество осадков

2. океанология

Б) полезные ископаемые

3. астрономия

В) население

4. демография

Г) морские течения

5. климатология

Д) комета

Тест по разделу «Что изучает география»

Вариант 3

1. К объектам живой природы относится

А) дуб

Б) небо

В) солнце

Г) кристалл

2. К объектам неживой природы относится

А) звезда

Б) подберезовик

В) блоха

Г) фиалка

3. К биологическим явлениям не относится

А) созревание клубники

Б) снегопад

В) листопад

Г) изменение окраски меха у зайцев

4. К естественным наукам не относят

А) медицину

Б) астрономию

В) химию

Г) географию

5. Наука о веществах и их превращениях

А) физика

Б) биология

В) химия

Г) экология

6. Метод, который используется для анализа статистических данных называется

А) картографический

Б) статистический

В) сравнительно-географический

Г) аэрокосмический

7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения

НАУКА

ОБЪЕКТ

1. химия

А) молния

2. геоморфология

Б) поваренная соль

3. физика

В) рельеф

4. демография

Г) бактерии

5. биология

Д) население

Тест по разделу «Что изучает география»

Вариант 4

1. К объектам живой природы относится

А) свет

Б) воздух

В) вода

Г) мухомор

2. К объектам неживой природы относится

А) ромашка

Б) вода

В) червяк

Г) дуб

3. К физическим явлениям не относится

А) снегопад

Б) дождь

В) ураган

Г) листопад

4. К естественным наукам не относят

А) географию

Б) астрономию

В) психологию

Г) экологию

5. Наука о небесных телах называется

А) физика

Б) биология

В) химия

Г) астрономия

6. Метод, позволяющий следить за погодой, основываясь на снимки со спутников называется

А) картографический

Б) статистический

В) сравнительно-географический

Г) аэрокосмический

7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения

НАУКА

ОБЪЕКТ

1. демография

А) рельеф

2. геоморфология

Б) радуга

3. геология

В) население

4. физика

Г) сахар

5. химия

Д) полезные ископаемые

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1. в

2. г

3. г

4. б

5. б

6. в

7. 1-г; 2-д; 3-б; 4-а; 5-в

1. б

2. в

3. в

4. б

5. в

6. а

7. 1-б; 2-г; 3-д; 4-в; 5-а

1. а

2. а

3. б

4. а

5. в

6. б

7. 1-б; 2-в; 3-а; 4-д; 5-г

1. г

2. б

3. г

4. в

5. г

6. г

7. 1-в; 2-а; 3-д; 4-б; 5-г

Мах 11 баллов

«5» — 10 – 11 б.

«4» — 8-9 б.

«3» — 5-7 б.

infourok.ru

Итоговый тест для 5 класса по разделу Мир, в котором мы живем


Тест по разделу «Что изучает география»
Вариант 1
1. К объектам живой природы относится
А) кристалл
Б) сосулька
В) гриб
Г) звезда
2. К объектам неживой природы относится
А) краб
Б) жук
В) дуб
Г) луна
3. К биологическим явлениям относится
А) дождь
Б) смена дня и ночи
В) снег
Г) листопад
4. К естественным наукам не относят
А) физику
Б) историю
В) географию
Г) биологию
5. Наука о живых организмах называется
А) физика
Б) биология
В) химия
Г) экология
6. Самым древним методом географических исследований является
А) картографический
Б) статистический
В) описание
Г) аэрокосмический
7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения
НАУКА ОБЪЕКТ
1. биология А) население
2. геоморфология Б) планеты
3. астрономия В) молния
4. демография Г) грибы
5. физика Д) рельеф
Тест по разделу «Что изучает география»
Вариант 2
1. К объектам живой природы относится
А) луна
Б) бактерия
В) снег
Г) камень
2. К объектам неживой природы относится
А) акула
Б) осина
В) облако
Г) бактерия
3. К физическим явлениям относится
А) листопад
Б) изменение окраски меха у зайцев
В) гроза
Г) цветение яблонь
4. К естественным наукам не относят
А) химию
Б) технологию
В) экологию
Г) географию
5. «География» в переводе с греческого языка означает
А) «природа»
Б) «смешивание»
В) «землеописание»
Г) «наука о жизни»
6. Применение карт для научного и практического познания является …… методом
А) картографическим
Б) статистическим
В) описательным
Г) аэрокосмическим
7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения
НАУКА ОБЪЕКТ
1. геология А) количество осадков
2. океанология Б) полезные ископаемые
3. астрономия В) население
4. демография Г) морские течения
5. климатология Д) комета
Тест по разделу «Что изучает география»
Вариант 3
1. К объектам живой природы относится
А) дуб
Б) небо
В) солнце
Г) кристалл
2. К объектам неживой природы относится
А) звезда
Б) подберезовик
В) блоха
Г) фиалка
3. К биологическим явлениям не относится
А) созревание клубники
Б) снегопад
В) листопад
Г) изменение окраски меха у зайцев
4. К естественным наукам не относят
А) медицину
Б) астрономию
В) химию
Г) географию
5. Наука о веществах и их превращениях
А) физика
Б) биология
В) химия
Г) экология
6. Метод, который используется для анализа статистических данных называетсяА) картографический
Б) статистический
В) сравнительно-географический
Г) аэрокосмический
7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения
НАУКА ОБЪЕКТ
1. химия А) молния
2. геоморфология Б) поваренная соль
3. физика В) рельеф
4. демография Г) бактерии
5. биология Д) население
Тест по разделу «Что изучает география»
Вариант 4
1. К объектам живой природы относится
А) свет
Б) воздух
В) вода
Г) мухомор
2. К объектам неживой природы относится
А) ромашка
Б) вода
В) червяк
Г) дуб
3. К физическим явлениям не относится
А) снегопад
Б) дождь
В) ураган
Г) листопад
4. К естественным наукам не относят
А) географию
Б) астрономию
В) психологию
Г) экологию
5. Наука о небесных телах называется
А) физика
Б) биология
В) химия
Г) астрономия
6. Метод, позволяющий следить за погодой, основываясь на снимки со спутников называетсяА) картографический
Б) статистический
В) сравнительно-географический
Г) аэрокосмический
7. найдите соответствие между науками и объектами их изучения
НАУКА ОБЪЕКТ
1. демография А) рельеф
2. г

weburok.com

Мир, в котором мы живём

Человек живёт на планете Земля. Это удивительная планета, так как из всех планет только на ней есть жизнь.

Первые живые организмы на Земле возникли предположительно около 4 млрд лет назад. Жизнь представлена в разнообразных формах, размерах и местах обитания. Разберёмся в этом более детально.

Формы жизни бывают клеточные (большинство живых организмов на Земле, а именно животные, растения, грибы и бактерии) и неклеточные (вирусы). Они настолько малы, что видны только под электронным микроскопом. Вирусы являются возбудителями многих болезней растений и животных.

Клеточные

Неклеточные

Размеры живых организмов очень разнообразны: от бактерий, которые очень-очень малы и невидны невооружённым глазом до огромных животных, например, синий кит − самое большое млекопитающее на Земле (он больше человека более чем в 17 раз), в растительном мире: от грибов до деревьев.

И нет уголка на нашей планете, где не было бы жизни. Она есть на суше и в океане, в засушливых жарких районах и на крайнем севере, на большой высоте и на большой глубине. Все живые организмы на Земле объединяет то, что они рождаются, питаются, дышат, размножаются и умирают. Они все живые, как и мы с вами. Это и есть мир живой природы, который состоит из живых организмов и человека.

А что тогда относится к неживой природе? Объекты неживой природы: горы, реки, болота, осадки, почва, горные породы и прочее. Неживая природа заставляет живые организмы приспосабливаться к разнообразным условиям. Они находятся в тесной взаимосвязи и неотделимы друг от друга.

А знаете ли вы, что все тела на Земле непрерывно изменяются. Только одни изменения мы можем заметить, а другие происходят очень медленно. Нет ничего вечного: звезды рождаются и гаснут, горы появляются и разрушаются, живые тела рождаются и умирают. Постоянное изменение – основной закон, действующий в мире. «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» – так выразил идею непрерывного изменения древнегреческий философ Гераклит.

Явление −любое изменение, которое происходит с телом.

Явления происходят со всеми телами: с живыми и неживыми, с природными и искусственными. Давайте с вами рассмотрим примеры явлений.

Ветер – это атмосферное движение воздуха, как правило, параллельное поверхности земли, характеризующееся скоростью и направлением.

Град – это вид ливневых осадков, представляющий собой частички непрозрачного льда размером до нескольких сантиметров.

Гроза – это атмосферное явление, при котором возникают молнии, сопровождаемые громом.

Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

Туман – это атмосферное явление, делающее воздух менее прозрачным, мутным, и предметы становятся плохо видимыми. Другими словами, это облако у поверхности земли.

Радуга – это атмосферное оптическое явление, наблюдаемое после дождя или перед ним.

Роса – это вид атмосферных осадков, проявляющийся в виде капель жидкой воды, появляющихся на стеблях и на листве растений, а также на других предметах вблизи земной поверхности.

Одно явление неизбежно вызывает другое. Таяние снега весной вызывает подъем воды в реке. Понижение температуры воздуха осенью приводит к тому, что с деревьев опадают листья.

Понимание связей между телами и явлениями позволяет предсказать изменения всей природы. Занимаются этим на метеостанциях. С помощью метеоприборов составляют метеокарты.

Одни и те же тела могут состоять из разных веществ. Например, стакан может быть стеклянным, пластмассовым, керамическим, алюминиевым. А разные тела могут состоять из одного и того же вещества. К примеру, из металла состоит и дверной замок, и ключ, которым этот замок открывают, деревянные стул и стол, стеклянная посуда. Многие вещества необходимы для нашей жизни. Без воды человек может прожить меньше недели, а без воздуха – всего несколько минут.

Различают вещества органические и неорганические.

Органические вещества в прошлом получали только из организмов. Отсюда их название. Число таких веществ огромно – более 10 миллионов. И в каждом есть углерод. В чистом виде углерод вам известен уже давно – это грифель карандаша, сделанный из графита.

Графит

К органическим веществам также относят различные углеводы, белки, жиры. Углеводы – это сахар, крахмал. Крахмал образуется в клубнях картофеля и зёрнах пшеницы. Белка много в курином яйце, мясе животных. Углеводы и белки – основная пища человека. Жир содержится во всех маслах (подсолнечном, льняном, оливковом и других).

Живые тела состоят не только из органических веществ. Вы знаете, что растения могут гореть. Наверняка видели, как горят сухие ветки в костре или дрова в печке. В огне органические вещества сгорают. На их месте остаётся зола. Зола состоит из неорганических (минеральных) веществ.

Неорганических веществ намного меньше, чем органических, – около 100 тысяч. Тем не менее тел неживой природы значительно больше, чем живых организмов.

Из неорганических веществ состоят тела неживой природы. Воду, поваренную соль и соду причисляют к неорганическим веществам. К ним также относят строительные материалы: природный камень, песок, глину, стекло.

Человек оказывает наибольшее влияние на изменение внешнего облика нашей планеты. Люди используют объекты и силы природы с целью удовлетворения своих потребностей, создания средств для своей жизни. В процессе этой деятельности на протяжении многих веков люди оказывали активное преобразующее воздействие на природу. Хозяйственная деятельность человека превратилась в фактор глобального характера, а именно человек воздействует на всю планету.

В земной коре человек находит природные богатства и использует их в своих целях. Истощаются минеральные ресурсы на Земле, но это не останавливает человека и потребление их растёт с каждым годом. Населения становится все больше с каждым годом, а, следовательно, возрастает необходимость использования все большего количества природных богатств.

Мы с вами дышим воздухом, и он нам жизненно необходим. Но и к нему человек приложил свою руку. Из печей, топок, выхлопных труб автомобилей в воздух попадает целый ряд загрязняющих веществ.

Один из самых страшных пожирателей кислорода – автомобиль. За одну только поездку он может поглотить кислорода столько, что хватит одному человеку на целый день. При сжигании топлива в атмосфере образуется углекислый газ, который задерживает тепло, излучаемое Землёй. Следовательно, температура у поверхности Земли увеличилась, что привело к таянию льдов в Антарктиде и поднятию уровня Мирового океана.

Вода − основа всех жизненных процессов на Земле. Масштабы использования водных ресурсов быстро увеличиваются, так как растёт население и улучшаются условия жизни человека, развивается промышленность и орошаемое земледелия. Каждый год в водные бассейны попадают тысячи химических элементов. Вредные вещества, поступающие в воды – это нефть, нефтепродукты, токсичные синтетические вещества, металлы.

Бытовые свалки являются ещё одной бедой человечества. Каждый человек в год производит в среднем 300-500 кг мусора, скопление отходов на окраинах крупных городов способно полностью уничтожить экосистему данной местности.

Воздействие человека на живую природу складывается из прямого влияния на изменения природной среды. Вырубаются леса, истребляются виды животных, что приводит к уменьшению разнообразия растительного и животного мира.

videouroki.net

Тест по теме «Что изучает география» 5 класс

Что изучает география

1 вариант

1. Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберете объекты живой природы.

а б в г

Ответ:___________

3. Какие свойства отличают живую природу от неживой? Дополните предложение:

Объекты живой природы питаются, ___________________, _________________, _________________. Они – живые организмы.

4. Выберете физические явления природы

а) изменение окраски меха у зайцев; б) смена времён года; в) листопад; г) рассвет и закат солнца

Ответ:__________

5. Приведите три примера географических объектов

__________________________, ____________________________, _______________________

6. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

НАУКА

ОБЪЕКТЫ

1) физика

а) небесные тела;

2) химия

б) разнообразные явления природы;

3) астрономия

в) взаимодействие человека и природы;

4) экология

г)взаимодействие веществ, их свойства и превращения

Ответ:

7. Назовите отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками

_______________________________________________________________________________________

8. Перевод слова «география» (с греческого языка) обозначает

а) землеописание; б) землеустройство; в) землепользование; г) земледелие Ответ:______

9. Основоположник науки «география» —

а) Геродот; б) Эратосфен; в) Аристотель; г) Пифагор Ответ: ________

10. Современная наука география занимается:

а) описанием открытых и известных земель; б) изучением законов, по которым живет планета Земля;

в) обеспечением человечества всем необходимым; г) законами, по которым должен жить человек на планете. Ответ: ____________

11. Последовательность развития науки географии

а) описание открытых и известных земель;

б) установка связи между элементами природы и законов, по которым развивается природа;

в) организация экспедиций в неизвестные районы Земли.

Ответ:______________________________________________________________________

12. Выберете все объекты, являющиеся объектом изучения физической географии

а) народы; б) реки и озёра; в) транспорт; г) промышленность; д) погода и климат

Ответ:_______________

13. Сопоставьте названия метода географического исследования с его определением

1) сравнительно-географический метод

а) метод используется для выявления общего и особенного в географических объектах и явлениях;

2) аэрокосмический метод

б) метод, используемый для анализа количественных и качественных данных;

3) статистический метод

в) метод используется для составления карт, изучения погоды, нахождения месторождений полезных ископаемых, для осуществления контроля за окружающей среды.

Ответ:

Что изучает география

2 вариант

1. Почему Земля – уникальная планета? Чем она отличается от других планет?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберете объекты неживой природы.

а б в г

Ответ:___________

3. Какие свойства отличают живую природу от неживой? Дополните предложение:

Объекты живой природы питаются, ___________________, _________________, _________________. Они – живые организмы.

4. Выберете биологические процессы, происходящие в природе

а) изменение окраски меха у зайцев; б) смена времён года; в) листопад; г) рассвет и закат солнца

Ответ:__________

5. Приведите три примера наук, относящихся к физической географии

__________________________, ____________________________, _______________________

6. Установите соответствие между науками и объектами их изучения:

НАУКА

ОБЪЕКТЫ

1) физика

а) природа. Жизнь и хозяйственная деятельность людей;

2) химия

б) разнообразные явления природы;

3) география

в) взаимодействие человека и природы;

4) экология

г)взаимодействие веществ, их свойства и превращения

Ответ:

7. Назовите предмет изучения биологии:

_______________________________________________________________________________________

8. Перевод слова «география» (с греческого языка) обозначает

а) землеописание; б) землеустройство; в) землепользование; г) земледелие Ответ:______

9. Основоположник науки «география» —

а) Геродот; б) Эратосфен; в) Аристотель; г) Пифагор Ответ: ________

10. Современная наука география занимается:

а) описанием открытых и известных земель; б) изучением законов, по которым живет планета Земля;

в) обеспечением человечества всем необходимым; г) законами, по которым должен жить человек на планете. Ответ: ____________

11. Последовательность развития науки географии

а) описание открытых и известных земель;

б) установка связи между элементами природы и законов, по которым развивается природа;

в) организация экспедиций в неизвестные районы Земли.

Ответ:______________________________________________________________________

12. Выберете все объекты, являющиеся объектом изучения социально-экономической географии

а) народы; б) реки и озёра; в) транспорт; г) промышленность; д) погода и климат

Ответ:_______________

13. Сопоставьте названия метода географического исследования с его определением

1) картографический метод

а) отражает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и писаний;

2) аэрокосмический метод

б) метод, используемый для анализа количественных и качественных данных;

3) статистический метод

в) метод используется для составления карт, изучения погоды, нахождения месторождений полезных ископаемых, для осуществления контроля за окружающей среды.

Ответ:

multiurok.ru

«Мир, в котором мы живём»

Содержание учебного материала

Методы

и приемы

ФОУД

Деятельность

ученика и учителя

Этап

Организационный

Время этапа

5 мин

Проверка готовности учащихся к уроку, приветствие, первичное знакомство с учащимися класса, проверка присутствующих на уроке.

Знакомство учащихся с учебно-методическим комплексом, а также необходимым оборудованием на уроке. Объяснение требований учителя к дисциплине, к выполнению домашнего задания, к устному ответу и к письменным работам.

Рассказ

Ф

Учащиеся слушают учителя, при необходимости задают вопросы.

Этап

Актуализация знаний

Время этапа

2 мин

Мы живем на планете Земля. Это уникальная планета, так как пока только на ней ученым удалось обнаружить жизнь. Сегодня, и на последующих уроках, мы будем знакомится с местом, где мы живем – с нашей планетой Землей. Как вы думаете какая тема урока будет у нас сегодня.

Тема сегодняшнего урока: «Мир, в котором мы живем», и цель которую мы перед собой поставили: «познакомится с окружающим нас миром, определить из чего он состоит».

Беседа

Ф

Учащиеся определяют тему и цель урока. Учитель наводит учащихся на тему и цель урока.

Этап

Изучение нового материала

Время этапа

25 мин

Все что окружает нас с вами принято называть «природой». Природа бывает живой и неживой.

Беседа

Ф

Учащиеся вместе с учителем заполняют схему.

ЗАДАНИЕ

Укажите, что из перечисленного является объектом живой, а что объектом неживой природы.

Слон; дуб; река; ягоды

Гриб; река; собака; облако

Бактерии; жук; мох; папоротник

Камень; горы; рыба; песок

Классификация объектов

Ф

Учащиеся классифицируют объекты по двум категориям, учитель корректирует ответы учащихся.

Живая и неживая природа находиться в тесной взаимосвязи. Их невозможно разделить. Давайте посмотрим на водоем. Здесь есть и объекты живой природы (водоросли, рыбы, моллюски, беспозвоночные), и объекты неживой природы (песок, камни, вода).

Попробуйте самостоятельно найти взаимосвязи живой и неживой природы в лесу (в почве).

 

Ф

Учащиеся определяют взаимосвязи живой и неживой природы, учитель помогает ученикам, корректирует ответы.

Природа, как живая, так и неживая, включает в себя тела, вещества и явления.

Тело – это объект живой или неживой природы. Давайте подумаем, что мы можем назвать телом живой природы (телом неживой природы).

Вещество – это то, из чего состоит любое тело. Приведите примеры.

Явления – это процессы, происходящие в природе и изменяющие ее. Все явления можно разделить на две группы: физические (явления неживой природы) и биологические (явления живой природы). Приведите примеры.

Беседа

Ф

Учащиеся приводят примеры тел, веществ и явлений.

ЗАДАНИЕ

Определите, что из списка является телом, что веществом, а что явлением. Если явление, укажите физическое или биологическое.

Дождь, бабочка, вода

Цветок, листопад, линька

Песок, рассвет, Солнце

Скала, древесина, гроза

Классификация объектов и явлений

Ф

Учащиеся классифицируют объекты по трем категориям, учитель корректирует ответы учащихся.

Особое влияние на изменения облика Земли оказывает человек. Подумайте каким образом человек изменяет Землю? (строит дома, организует парки и заповедники, из-за человека происходят пожары, взрывы газа и разливы нефти…)

Беседа

Ф

Учащиеся приводят примеры воздействия человека на Землю.

Этап

Закрепление изученного материала

Время этапа

5 мин

Охарактеризуйте объект живой или неживой природы (название тела, к какой природе относиться, из чего состоит, какие явления возможны с этим телом):

Скала

Береза

Река

Составление характеристики объекта

Ф

Учащиеся устно дают характеристику объектам, учитель помогает с ориентироваться, проводит корректировку ответов.

Этап

Рефлексия

Время этапа

2 мин

Составить синквейн по изученной теме.

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн

И

Учащиеся составляют синквейн, декламируют по желанию

Этап

Домашнее задание

Время этапа

1 мин

§ 1 (стр. 4-10) – прочитать

  

 Учитель объясняет домашнее задание.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Урок географии 5 класс Мир, в котором мы живём

Земля-это уникальная планета. В чём её уникальность, как вы думаете?

Правильно, уникальность её в том, что только на планете Земля есть жизнь. На нашей планете есть все условия для жизни. Какие?

-воздух с кислородом

-вода

— Посмотрите на картинки стр. 5 учебника. Изображённые объекты относятся к природе?

— Посмотрите внимательно и попробуйте классифицировать (разделить на группы) изображённые объекты природы.

ПРИРОДА

ЖИВАЯ НЕЖИВАЯ

— Какие объекты живой природы приведены на картинке? Чем они отличаются? (размерами, строением)

— Живые организмы разные. Но что же их объединяет? Что у них у всех общего? ( они дышат, питаются размножаются, растут).

— Что относится к неживой природе. Приведите примеры. (Реки, горы, воздух, почва, океаны.)

Задание: выполните задание № 2, 3 в РТ стр. 3 ( Проверка )

– Как связаны между собой живая и неживая природа?

Задание: Прочитайте текст учебника на стр. 6-7. И устно выполните задание № 4 в РТ

(Вывод. Объекты неживой природы являются средой обитания для живой природы.)

Окружающая нас природа изменяется или находится в неизменном виде?

Природа постоянно меняется в результате происходящих в ней процессов. Что же это за процессы?

Задание: Прочитайте определение на стр. 8 и запишем определение в задании № 5 в РТ

– Какие изменения могут происходить в неживой природе? (Дождь, ветер, смена дня и ночи…)

– Как называются такие явления? (Физические.)

– Какие изменения могут происходить в живой природе?

(Листопад, изменение окраски меха у некоторых животных…) – Как называются такие явления? (Биологические.)

Задание: Чтобы ответить на эти вопросы, прочитайте текст на стр. 8 2 абзаца и выполните задание № 6 в РТ

Человек тоже относится к природе. Значит и он оказывает влияние на природу.

– Какое влияние на природу оказывает человек? Он может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на природу. Приведите примеры каждого влияния человека на природу. Рассмотрите рис. на стр. 9 учебника. Как влияет на природу человек?

Задание: прочитайте текст на стр. 10 первый абзац.

-Какая наука поможет ответить на эти вопросы? (география, нам нужны знания о Земле, о природе, о связи человека и природы.)

multiurok.ru

Урок географии в 5 классе «Мир, в котором мы живем»

Урок географии в 5 классе «Мир, в котором мы живем»

Оборудование: таблица «Земля – планета Солнечной системы», глобус; слайды с изображением тел живой и неживой природы.

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

1.Орг. момент

Здравствуйте! Подравнялись, подтянулись и друг другу улыбнулись! Я рада вас видеть. Садитесь.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.

2. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

3. Вычитывать все уровни текстовой информации.

4. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.

5. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

3. Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

2.Определение темы

? Как называется наша планета? Обнаружена ли жизнь ещё на какой-нибудь планете? Разные ли на Земле живые организмы? Какие, например? Чем они похожи? (Перечислить признаки живых организмов). Все они вместе – это какая природа? (Живая). А что относится к неживой? (!Водоёмы, формы рельефа, недра, воздушное пространство).

! Вот обо всем этом мы и поговорим сегодня.

? Так как же называется тема нашего урока?

(Мир, в котором мы живем)

Рис стр 5

3. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

— Какая перед нами встает проблема?

1. ! Доказать, что живая и неживая природа тесно взаимосвязаны.

Совершим для этого заочную экскурсию.

? Есть ли живые организмы в лесу? Как лес влияет на них и они на лес? В почве? -//-? В водоёме? -//-? На камнях? -\\-?

Рис стр 6-7.

? Какой вывод вы можете сделать?

(!Живая и неживая природа тесно взаимосвязаны).

2. ! Вспомнить, что такое явления природы и на какие группы они делятся.

? Природа – это что-то неизменное? (!Нет, изменения постоянно происходят).

? Примеры этих изменений? На какие 2 группы их можно разделить? (!Физические и биологические).

? Так что же такое явления природы? (!Это все изменения, происходящие в природе).

Задание 1.

Письменно разделить на 2 колонки явления физические и биологические.

  1. Смерч 3. Листопад

  2. Изв вулк 4. Созрев яблока

5. Наводнен 7. Линька у волка

6. Цунами 8. Всходы огурцов

10. Землетр 9. Вылупл птенца

Рис стр 8.

Физминутка

Мы про космос сегодня говорили? (потянулись вверх). А в лесу животных искали? (двигаем головой в стороны). А в почве жизнь обнаружили? (наклоны вниз). Про сильный ветер – смерч писали? (вращение). А ещё про что? (дети предлагают движения).

3.! А можно ли к явлениям природы отнести строительство дорог, домов, создание ракет, взрывы газа, пожары? (!Да, но это происходит из-за деятельности человека).

? Из-за его деятельности природа становится лучше? Всегда? А техногенные катастрофы? Рис стр 9.

? Почему же происходят природные явления? Можно ли их спрогнозировать? А управлять ими? Как защитить людей от опасных явлений? Как обеспечить землян всем необходимым?

! Каждый человек должен быть обеспокоен этими вопросами. Но чтобы на них ответить, нужны знания по многим предметам, в том числе и по географии!

ΙV. Итог урока.

– Сделайте вывод по уроку.

Какие проблемные вопросы мы сегодня решали?

– Какую работу мы сегодня выполняли?

– Чему научились?

– Кто или что вам помогало справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто получил отметку в дневнике? За что?

Домашнее задание: §1, выводы параграфа; по желанию задание 2 стр 10.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *