Ответы 1 варианта | № | Ответы 2 варианта | |||||||||||||||||||
1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||||||||||
2 | 3 | 2 | 3 | ||||||||||||||||||
3 | 1 | 3 | 2 | ||||||||||||||||||
4 | 2 | 4 | 4 | ||||||||||||||||||
5 | 1 | 5 | 3 | ||||||||||||||||||
6 | 4 | 6 | 1 | ||||||||||||||||||
7 | 4 | 7 | 2 | ||||||||||||||||||
8 | 3 | 8 | 1 | ||||||||||||||||||
9 | 3 | 9 | 3 | ||||||||||||||||||
10 | 2 | 10 | 4 | ||||||||||||||||||
11 | 2 | 11 | 2 | ||||||||||||||||||
12 | 3 | 12 | 4 | ||||||||||||||||||
13 | 2 | 13 | 3 | ||||||||||||||||||
14 | 4 | 14 | 4 | ||||||||||||||||||
15 | 1 | 15 | 2 | ||||||||||||||||||
16 | 3 | 16 | 2 | ||||||||||||||||||
17 | 1 | 17 | 4 | ||||||||||||||||||
18 | 4 | 18 | 1 | ||||||||||||||||||
19 | 1 | 19 | 1 | ||||||||||||||||||
20 | 2 | 20 | 3 | «5» | «4» | «3» | «2» | Качество знаний | Уровень обучен. | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | всего | |
Всего ошибок | Количество | ||||||||||||||||||||
Определение союза | |||||||||||||||||||||
Определение союзного слова | |||||||||||||||||||||
Определение типа подчинения | |||||||||||||||||||||
Определение лишнего предложения | |||||||||||||||||||||
Определение частей в сложном предложении | |||||||||||||||||||||
Характеристика предложения | |||||||||||||||||||||
Определение вида придаточной части: | |||||||||||||||||||||
Времени | |||||||||||||||||||||
Места | |||||||||||||||||||||
Уступки | |||||||||||||||||||||
Изъяснительного | |||||||||||||||||||||
Условия | |||||||||||||||||||||
Определительного | |||||||||||||||||||||
Причины | |||||||||||||||||||||
Следствия | |||||||||||||||||||||
Степени | |||||||||||||||||||||
Сравнения | |||||||||||||||||||||
Образа действия | |||||||||||||||||||||
Цели |
doc4web.ru
Тест по русскому языку на тему СПП (9 класс)
Тест «Сложноподчиненные предложения» 9 класс
1 вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Грачи давно расхаживали по двору, скворцы и жаворонки тоже прилетели.
Б. В Мещерском крае нет никаких богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
В. Живопись Левитана, как считают искусствоведы, отражает неброскую красоту средней полосы России.
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
2. Прочитайте предложение Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с причастным оборотом сложноподчиненным предложением.
На речной пойме, заливаемой в половодье, бывают богатые урожаи кукурузы.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Вечерняя заря погасла. Мы вернулись из леса.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
На севере суровый климат, но там произрастает много редких растений.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
А. придаточное времени
Б. придаточное определительное
В. придаточное условное
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ),[ ],( )?
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Б. Легко работать, когда знаешь, что труд твой ценят.
9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Умение сказать именно то что нужно и именно так чтобы нас слушали и понимали есть без сомнения великое умение которое дается очень немногим и которым никто не имеет права пренебрегать.
ОТВЕТЫ
Г. В ком добра нет, в том правды мало.
В. в середине главного предложения
На речной пойме, которая заливается половодьем, (определит.) бывают богатые урожаи кукурузы
Вечерняя заря погасла, когда мы вернулись из леса.
На севере суровый климат, хотя там произрастает много редких растений
А. придаточное времени
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
А. Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.
Умение сказать именно то() что нужно и именно так() чтобы нас слушали и понимали() есть без сомнения великое умение() которое дается очень немногим() и которым никто не имеет права пренебрегать. (5)
2 вариант
1. Найдите сложноподчиненное предложение.
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)
Б. Мост снесло во время половодья, и нам пришлось делать большой крюк.
В. Аист, как говорит народное поверье, стережет счастье, не подпуская беду.
Г. Кто пахать не ленится, у того хлеб родится.
2. Прочитайте предложение Только исследуя какой-нибудь клочок нашей земли, можно понять, как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже робкому попискиванию лесной пичуги. Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
3. Сделайте синонимическую замену простого предложения с обособленными членами сложноподчиненным предложением.
Войдя в комнату, я увидел брата, приехавшего из города.
4. Составьте из двух простых предложений сложное с придаточным времени.
Я учился в школе. Мой брат уже работал на заводе.
5. Сделайте синонимическую замену сложносочиненного предложения сложноподчиненным с придаточным уступительным.
Кулибин не получил специального образования, но он был одаренным механиком.
6. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении Когда командир не робеет, бойцы за ним в огонь и в воду пойдут.
А. придаточное сравнительное
Б. придаточное условия
В. придаточное времени
7. Найдите среди данных предложений сложноподчиненное с придаточным места.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
8. Какое предложение соответствует схеме: ( ), [ ], ( ) ?
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Б. Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.
9. Спишите предложение, расставьте знаки препинания.
Я накинул на плечи шинель потому что несмотря на теплый день озяб от холода и усталости и пошел искать машину.
ОТВЕТЫ
А. Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь. (сравнение)
Б. после главного предложения
Войдя в комнату, я увидел брата, который приехал из города. (определ.)
Я учился в школе, в то время как мой брат уже работал на заводе.
Кулибин не получил специального образования, хотя он был одаренным механиком.
В. придаточное времени
А. Это и была школа, куда меня направили.
А. Чем больше знает человек, тем сильнее он видит поэзию земли там, где ее никогда не найдет человек, обладающий скудными знаниями.
Я накинул на плечи шинель ()потому что() несмотря на теплый день ()озяб от холода и усталости и пошел искать машину. (3)
infourok.ru
Тест по теме: «Сложноподчиненное предложение» для 9 класса
ТЕСТ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
9 класс
А1. Укажите верное утверждение.
1) Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним.
2) Придаточное предложение всегда стоит после главного предложения.
3) Придаточное предложение не может стоять в середине главного предложения.
А2. В каком предложении ЧТО является союзным словом?
1) Спасибо, что не забываете старика.
2) Знаю я, что не цветут там чащи, не звенит лебяжьей шеей рожь.
3) Петя оказался ниже всех ростом и не видел, что делается впереди.
А3. Определите тип подчинения придаточных предложений.
1) Однородное. 2) Неоднородное. 3) Последовательное.
С самого начала вы должны так поставить дело, чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось вам рассказать, чтобы они были заинтересованы в вашем знании.
А4. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени.
1) Мы узнали, когда был создан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2) Я вернусь, когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.
3) Я помню тот день, когда впервые побывал в театре.
4) А бывают случаи, когда книга, мирно лежащая у вас на полке, постепенно теряет свое обаяние.
А5. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным места.
1) Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
2) Капитан их не принял, хотя бойцы желали его видеть.
3) Он такие обиды чинит, что описать невозможно.
4) Они назвали залив, где мы стояли, именем известного полководца.
А6. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным уступки.
1) Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка.
2) Он ветреный человек, на которого нельзя надеяться.
3) Где роскошь, там нет торговли.
4) Хотя я отопру темницу, мне всё равно не расковать твоих цепей.
А7. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.
1) В ту минуту, когда готовился я пуститься в дорогу, вошёл Зурин.
2) Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться.
3) Я сяду заниматься, чтобы не терять времени.
4) Я знаю, что он шутит.
А8. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
1) Когда бричка была уже на краю деревни, Чичиков подозвал к себе первого мужика.
2) Он тоже был несколько смущён, хотя старался не показывать этого.
3) Враг был вчетверо сильнее, если считать скопление его резервов.
4) Вы поймёте это, когда поживёте здесь ещё какое-то время.
А9. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
1) Я почувствовал, что состояние моего здоровья улучшилось.
2) Если хочешь быть счастливым, будь им.
3) Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях.
4) Даша забыла, зачем пришла.
А10. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным причины.
1) Тому, что было, уже не бывать.
2) Я не должна его любить, ибо я замужем.
3) А вечером, когда стемнело и возница уже отправился запрягать лошадь, старик на прощанье сам спел нам несколько песен.
4) Под полом, в том месте, где он сидел, что-то негромко щёлкнуло.
А11. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным следствия.
1) Все толпились, суетились, неторопливо спрашивая, когда и куда пойдут поезда.
2) Лед уже тронулся, так что переправиться на другой берег было невозможно.
3) Я, как только вошёл, успел заметить сумрачное расположение Ерофея.
4) По мере того как поднималось солнце, день теплел и веселел.
А12. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным степени.
1) И хоть бесчувственному телу равно повсюду истлевать, но ближе к милому пределу мне всё б хотелось почивать.
2) В той комнате, где я живу, почти никогда не бывает солнца.
3) Ученик обтачивал детали настолько старательно, что не делал брака.
4) Уж моя шляпа была почти полна орехами, как вдруг услышал я шорох.
А13. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения.
1) На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером.
2) Князь Василий говорил всегда лениво, как актер говорит роль старой пьесы.
3) Я не знаю, хочу ли я идти с ними.
4) Что он не придет, мне было ясно сразу.
А14. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным образа действия.
1) Но вот с океана долетел широкий и глухой звук, будто в небе лопнул пузырь.
2) Время шло медленнее, чем ползли тучи по небу.
3) Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.
4) Гастон только стиснул челюсти, но вел себя так, как было нужно.
А15. Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным цели.
1) Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие.
2) Так как мы все как один и за технику, и за ее разоблачение, то попросим господина Воланда!
3) Пошел дождь, поэтому нам пришлось уйти.
4) Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду.
А16. Найдите лишнее предложение.
1) И через силу скачет конь туда, где светится огонь.
2) Мой дом везде, где есть небесный свод, где только слышны звуки песен.
3) В приемной комиссии меня спросили, где я теперь работаю.
4) Мы стояли там, где жила наша бабушка.
А17. Сколько частей в сложном предложении (знаки не расставлены)? На местности показывал он молодым солдатам как надо переползать как войлоком обматывать сапоги чтобы шаг был бесшумен как по моховым наростам на дереве по годовым кольцам на пнях определять стороны света как с помощью поясного ремня лазить на самые высокие голые сосны как сбивать собак со следа как в снегу прятаться от холода.
1)8 2) 7 3) 4 4) 6
А18. Какая характеристика соответствует данному предложению?
Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось.
1) сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью
2) сложносочиненное предложение
3) сложное предложение с бессоюзной и подчинительной связью
4) сложное предложение с подчинительной связью
А19. Найдите предложение, части которого соединены союзом (знаки не расставлены).
1) Понятно что зайдя в лес я то и дело натыкался на следы грибов.
2) Ему хотелось сделать так как никто ещё не пробовал.
3) Мы знали что завтра будет не сделано.
4) Мы подошли к дому где располагалась бухгалтерия.
А20. Найдите предложение, части которого соединены союзным словом (знаки не расставлены).
1) Я понимал что он только может верить мне в эти минуты.
2) В бараке куда затиснулся на ночь Сергей вытянулся желто-белый круг льда и снега.
3) Хотя моросил холодный дождь уборка картофеля продолжалась.
4) Несмотря на то что ветер свободно носился над морем тучи были неподвижны.
kopilkaurokov.ru
Тест по русскому языку для 9 класса «Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения»
Тест по русскому языку для 9 класса.
Тема: «Сложносочиненные и сложноподчинённые предложения».
Тест состоит из 15 вопросов, в каждом представлено четыре варианта ответов, один из которых является верным. Ответы занесите в таблицу:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
1. Какое утверждение ошибочно?
а) Части сложносочинённого предложения не зависят друг от друга.
б) Между частями сложносочинённого предложения обычно ставится запятая, реже — точка с запятой, иногда — тире.
в) Связь между частями сложносочинённого предложения передаётся с помощью интонации и сочинительных союзов.
г) Перед союзом И в сложносочинённом предложении всегда ставится запятая.
2. Какое предложение не является сложносочинённым?
а) В лесу тихо-тихо, и пахнет сосняком и травой.
б) Открыли дверь в сад, и оттуда повеяло тонким и вязким запахом.
в) Тихо дышит зимний лес, почуяв приближение весны, и постепенно пробуждается ото сна.
г) Погода изменилась, и нам пришлось отменить поход в лес.
3. Укажите сложносочинённое предложение, части которого соединены разделительным союзом (знаки препинания не расставлены).
а) В глубине дупла послышался шорох, и мы увидели там толстую змею.
б) Мы подолгу беседовали и подолгу молчали или же она играла мне на рояле.
в) Приходилось стоять, закрыв глаза или присаживаться на сугроб и отдыхать.
г) Солнце ещё грело по-летнему но в воздухе уже висело предчуствие осени.
4. Определите, сколько грамматических основ в предложении?
Я слышу гуд тяжёлого шмеля, медлительный полёт пчелы, несущей добычу, приготовленную пущей, и веет ветер, травы шевеля.
а) 1
б) 2
в) 3
г) 4
5. Найдите сложноподчинённое предложение.
а) А за окном расплавленное море горит парчой в лазоревом просторе.
б) Гром грохотал над крышей, гулко возрастая и разражаясь треском.
в) Затихли в лозняке дрозды, померкли на рябинах гроздья.
г) Листья исполнены страха, плачут, что лето прошло.
6. В каком предложении придаточное стоит в середине?
а) Чтобы не заблудиться в лесу, надо знать приметы.
б) Всю ночь мы лежали у костра и слушали, как шумит море.
в) Вид кабинета, если осмотреть там всё повнимательнее, поражал запущенностью и небрежностью.
г) Я остановился в гостинице, где останавливались все проезжие.
7. Укажите предложение, в котором придаточное связано с главным союзным словом.
а) Мне и в голову не приходило, что я счастливый!
б) Старик был так поражён его словами, что всплеснул руками.
в) И на этой на земле угрюмой счастлив тем, что я дышал и жил.
г) Улыбнувшись, она вместе с зубами показала бледные дёсны, что тоже ему не понравилось.
8. При помощи чего соединяются части данного предложения?
Тогда Маргарита поняла, откуда шёл бальный звук.
а) простым подчинительным союзом
б) составным подчинительным союзом
в) союзным словом — относительным местоимением
г) союзным словом — местоимённым наречием
9. Каким членом предложения является союзное слово в предложении:
Обратите внимание на почки ивы, которые слегка набухли.
а) подлежащим
б) сказуемым
в) обстоятельством
г) определением
10. Найдите сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.
а) Она не знала, каким образом её отыскала мать.
б) Чёрная нить ползла из-под шкафа к стулу, где остались спицы и недовязанный чулок.
в) Поначалу я не сомневался, что тут же найду дорогу.
г) Скоро мышонок так привык к ребятам, что совсем перестал их бояться.
11. Определите, чем выражено поясняемое слово в сложноподчинённом предложении с придаточным изъяснительным: Я доволен, что я человек.
а) глаголом
б) прилагательным
в) наречием
г) существительным
12. Укажите значение придаточного обстоятельственного в данном предложении:
Чтобы не заблудиться в лесу, собирая грибы, я беру с собой компас.
а) значение времени
б) значение условия
в) значение цели
г) значение следствия
13. Какая конструкция используется в данном предложении для выражения сравнения?
Маленькая Вика была как две капли воды похожа на свою бабку.
а) сравнительный оборот
б) фразеологизм
в) сочетание глагола с существительным в форме творительного падежа
г) сложноподчинённое предложение с придаточным сравнения
14. Укажите предложение с придаточным сравнения.
а) Я же подумал, будто я ей надоел.
б) Чем дольше мы живём, тем и дружить с поэзией труднее.
в) Надворные постройки обветшали и выглядели так, будто много лет не касались их заботливые руки.
г) Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
15. Определите тип соподчинения в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.
Вечером, когда это облако освещено вестибюльными огнями, кажется, будто подземная станция горит, густыми клубами выбрасывая дым.
а) однородное соподчинение
б) неоднородное соподчинение
в) последовательное подчинение
г) сочетание соподчинения и последовательного подчинения
Ключ к тесту:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
г | в | б | б | г | в | г | г | а | б | б | в | б | б | б |
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Контрольный тест по теме «Сложноподчинённое предложение» 9 класс
Контрольная работа
Тест по русскому языку
« Пунктуация в сложноподчинённом предложении»
9 класс
Составитель:
Клюшменко Е.В.
Учитель русского языка
МКОУ «Липчинская СОШ»
Свердловская область
Начало формы
1. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Проходя мимо злополучного места, (1) с которого начинались его вчерашние страдания, (2) Тема увидел цветок, (3) лежавший опрокинутым на земле. (Гарин-Михайловский Н.)
2. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Когда теплоход отошел от берега и развернулся, (1) лётчик спустился в свою каюту, (2) открыл иллюминатор и в последний раз окинул взглядом город, (3) амфитеатром лежавший над бухтой. (Гребенюк И.)
3. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Такой дружный топот сотен ног мне доводилось слышать только в театре, (1) когда зрители, (2) сшибая друг друга, (3) неслись в гардероб. (Санин В.)
4. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, (1) что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, (2) где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, (3) как деготь. (Паустовский К.)
5. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Свистели со всех сторон бурундуки, (1) роса до полудня не высыхала на бруснике, (2) на мшистых валунах, (3) и цвел на этих камнях такой красный цветок, (4) будто горели среди мха маленькие костры. (Паустовский К.)
6. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Серая, (1) застывшая по-осеннему, (2) уже затянутая туманцем вода не отражала высоких звезд, (3) кусты на берегу, (4) откуда всю ночь стреляли пулеметы, (5) стояли затаённо, (6) неподвижно. (Бондарев Ю.)
7. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Июльским полднем тропой,(1) пробитой по берегу, (2) торопливо ехал всадник с закинутым за спину ружьем. На одном из поворотов тропы он становился, (3) опустил повод и, (4) прищурив глаза, (5) внимательно смотрел на залитую полуденным солнцем реку, (6) точно ожидая, (7) не появится ли кто на ней из-за крутого поворота. (Куликов А.)
8. В приведённом ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
И вот гимнаст повисает вниз головой, (1) а его партнерша ловко соскользнула с ракеты и в какое-то мгновение ловит его руки, (2) вкладывает ладонь в ладонь, (3) чтобы крутиться под куполом, (4) сжиматься и разжиматься, (5) как пружина, (6) отбрасывая на стены легкие, (7) стремительные тени, (8) вызывая то мертвую тишину, (9) то вздох облегчения, (10) то бешеные аплодисменты. (Велтистов Е.)
9. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Директор с тремя помощниками взялись за ручки и отнесли чемодан на второй этаж. Поднявшись за ними, (1) профессор с удовольствием оглядел голубоватые стены гостиной, (2) удобную мебель, (3) маленький рабочий стол у широкого, (4) во всю стену, (5) окна. Он почувствовал, (6) что в комнате пахнет сосновым лесом, (7) и улыбнулся. (Велтистов Е.)
10. В приведённом ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения:
Засунув руки в карманы,(1) отчужденно осматриваясь, (2) полковник медленно обошёл всю свою квартиру. Кроме обоев, (3) тут, (4) кажется, (5) ничто не напоминало того места,(6) где они с Шурой когда-то жили. Квартира ничем не отличалась от других случайно уцелевших квартир в других городах, (7) куда ему приходилось входить в последнее время. (Кнорре Ф.)
11Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение. Запишите номер.
1) (7) Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть — прячут в свои подклювные мешки.
2) (16) Где на глубоком месте кормятся в море, ныряют, достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, там обязательно плавают бабуры.
3) (25) Каспийские рыбаки часто видят, как посреди открытого моря, далеко от берегов, на спинах больших белых птиц стоят чёрные птицы, раскинувши мокрые крылья, точно чёрные паруса.
4) (27) А ленивые бабуры преспокойно плавают наверху, опустивши над водою длинные носы, — ждут новой подачки.
12 Замените разговорное слово «до отвала» в предложении стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Наглотаются рыбы до отвала, а чего сразу не могут съесть — прячут в свои подклювные мешки.
13Замените словосочетание «с морского дна» , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
14Укажите количество грамматических основ в предложении . Ответ запишите цифрой
Так на спинах бабур сушатся и отдыхают в открытом море прожорливые бакланы и, хорошо обсушившись, начинают снова нырять.
15 Прочитайте предложение
Никогда не забывайте, что театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга.
Придаточное предложение в нем стоит…
А. перед главным предложением
Б. после главного предложения
В. в середине главного предложения
16. Нарисуйте схему. Определите вид придаточного.
А. Я рассказал, где прошло мое детство.
Б. Я поехал туда, где прошло мое детство.
В. Я побывал в городе, где прошло мое детство.
17. Определите вид придаточного обстоятельственного в сложноподчиненном предложении
Надо поймать тот час, когда косые лучи начнут пронизывать лес.
18. Нарисуйте схему. Определите вид придаточного.
А. Это и была школа, куда меня направили.
Б. Я знал, куда меня направили.
В. Я приехал туда, куда меня направили.
19.Среди предложений 18-24 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.
(18)Поныряет, поныряет баклан, крылья обмокнут — пора бы и посушиться. (19)А до берега лететь далеко. (20) Вот поймает баклан рыбёшку, подплывет к бабуре, и такой будто происходит разговор:
(21)«Разреши мне, дружок, на твоей спине обсушиться».
(22)«Если рыбку дашь, разрешу».
(23)«Пожалуйста, вот тебе рыбка!..»
(24)Отдаст баклан рыбку приятелю, а бабура за это ему свою широкую спину подставит: пожалуйста, мол, влезай!..
20.В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Много дорогой рыбы уничтожают бакланы, (1) поэтому рыбаки бакланов очень не любят. Где на глубоком месте кормятся в море, (2) ныряют, (3) достают с морского дна рыбу прожорливые бакланы, (4) там обязательно плавают бабуры.
Ключ к проверке
1.12
2.1
3.1
4.12
5.4
6.45
7.7
8.3
9.67
10.67
11.3
12.досыта ( или много)
13.со дна моря
14.1
15.б
16.а)СПП с изъяснительным придаточным
Б)СПП с обстоятельственным придаточным
В)СПП с определительным придаточным
17.времени
18. а)СПП с определительным придаточным
Б)СПП с изъяснительным придаточным
В)СПП с обстоятельственным придаточным
19.22
20.14
kopilkaurokov.ru
9 класс. Тест по теме: Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными | Тесты по русскому языку
9 класс. Тест по теме: Сложноподчинённые предложения с обстоятельственными придаточными
25.08.2014 37164 0
1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.
1) И вечером новость, что я приехал, в Москве все уже знали.
2) Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.
3) Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.
4) Веревка была длиной почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.
2. Укажите лишнее предложение.
1) Юной афганке, ставшей виновницей ссоры царя и поэта, трудно было понять, что будет с ней дальше. (А. Алимжанов)
2) Успешно закончив своеё путешествие, которое длилось 10 месяцев и 14 дней, Шокан Уалиханов прибыл в Верное.
3) Земляные курганы, о которых я уже говорил, лежат по левому берегу Ишаната… (Ш.Уалиханов)
4) Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, так что слушали его всегда с оживлённым вниманием.
3. Придаточное предложение стоит перед главным в предложении (знаки препинания не расставлены)
1) Лишь темно-зеленые почти черные водоросли начнут заполнять мелкий берег извиваясь как змея появляются небольшие косяки угря рыбы похожей на отрезки каната.
2) Спасенный мальчик оказался в Кабуле где правил его родственник основатель государства Великих Монголов Бабур.
3) А есть ещё быстрины где река течёт сильнее с напором и видно глубокое дно.
4) Я слышал что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей. (Р. Гамзатов)
4. Если посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, она не развалится.
В сложноподчиненном предложении придаточное
1) образа действия, меры и степени;
2) условия;
3) причины;
4) уступки.
5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.
1) Если не показать сейчас людям, что он решился на большое дело, они отшатнутся от него, пойдут своим путём… (И. Есенберлин)
2) Друзья намекнули Махамбету, что многие жигиты мечтают о ней. (А. Алимжанов.)
3) Махамбет после приезда из Петербурга по- прежнему не вникал в дела хана, пока не был однажды приглашен в ставку старшина Исатай. (А. Алимжанов.)
4) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. (А. Пушкин)
6. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.
(1) В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества… (2) Какой вывод можно сделать из сказанного? (3)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (4) Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (5) Чтобы потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности
7. Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены)
1) Дом где я живу стоит в начале улицы.
2) Лед уже тронулся так что переправиться на другой берег было невозможно.
3) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький)
4) Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)
8. Найдите предложение с придаточным места.
1)
Боль в груди была такой сильной, что словно сквозь сон слышал он голос
продолжавшего петь Умбетея-жырау. (И.Есенберлин)
2) Он не сказал, когда приходить.
3) В первый же день Махамбет увидел Макбал,
вместе с которой провел детство. (А.Алимжанов.)
4) Он посмотрел туда, где играл сын. (И.Есенберлин)
9. Укажите лишнее предложение.
1) Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев.)
2) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это… ( К. Паустовский)
3) Размышления- это изречения, в которых раскрываются взгляды на явления природы и общественные отношения, обобщаются знания много повидавшего, прожившего долгую жизнь человека.
4) Не вздумай в воздушный стрелять караван, коль нужной стрелы не хранит твой колчан. (Шалкиз-жырау)
10. Укажите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным уступки.
1)…Если мать хоронит сыновей, плачет мать и слез унять не может. (Р. Гамзатов)
2) Тогда Макар увидел, что они стоят у большой двери, которую раньше скрывали туманы. (В. Короленко)
3) Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями.
4) Когда армия Кира увидела надвигающуюся на нее с диким воем конницу кочевников, у многих, даже закаленных в боях, воинов дрогнуло сердце. (Б.Жандарбеков)
Ответы
Задание | Ответ |
1 | 4 |
2 | 4 |
3 | 1 |
4 | 2 |
5 | 1 |
6 | 4 |
7 | 2 |
8 | 4 |
9 | 3 |
10 | 3 |
tak-to-ent.net
Тест по русскому языку Строение сложноподчинённого предложения 9 класс
Тест по русскому языку Строение сложноподчинённого предложения 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 7 заданий (5 заданий части А, 1 задание части В и 1 задание части С).
Вариант 1
A1. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны союзным словом?
1) В предисловии к своим законам древний правитель обязательно указывал, что они существовали вечно и дарованы богами.
2) Чтобы много знать, необходимо много читать.
3) Когда одно племя покоряло другое, то заставляло его забыть свои законы и жить по чужим.
4) Бунин одинаково остро и тонко видел всё, что привелось ему наблюдать в жизни.
А2. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны двойным союзом?
1) Ни когда не говори того, чего не знаешь.
2) Если президент избирается прямым голосованием всего народа, то он должен заручиться поддержкой всех или самых крупных электоратов.
3) О Байкале есть древняя легенда, которую знает в тех краях и стар и млад.
4) Приведите примеры слов, которые считаются устаревшими.
А3. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?
1) Там, где небо сходится с землёй, пламенела полоса заката.
2) Не нужно говорить, что тогда во мне происходило.
3) Диктант, который мы только что написали, необычный.
4) Если останется время, разберём письменную работу.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) В автобиографическом рассказе описано то, как герой едва не погиб.
2) И то, о чём давно молчим, само собою скажется.
3) Лучше выучить всё самому, нежели чем надеяться на подсказки.
4) Те, кто купят телевизор в нашем магазине, второй получат в подарок.
А5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Линия, по которой движется тело, называется траекторией движения.
2) Чтобы увеличить трение, дорогу посыпают песком, а поверхность шин делают с ребристыми выступами.
3) Часто можно наблюдать, как движется разогнавшийся велосипедист, не работая педалями.
4) Площадь Байкала так велика, что местные жители называют его морем.
B1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном предложении.
Блажен, кто верует, тепло ему на свете!..
C1. Как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (см. задание B1)?
Вариант 2
A1. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны союзным словом?
1) В древности юристы приравнивались к жрецам, ибо могли творить правосудие, отделять справедливое от несправедливого.
2) Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке.
3) Бывали случаи, когда часть территории получала независимость от своего государства полюбовно, без войны, по обоюдному согласию сторон.
4) В начале 1816 года Карамзин выехал в Петербург, чтобы отдать в типографию для издания восемь томов своего исторического труда.
А2. В каком сложноподчинённом предложении простые предложения связаны двойным союзом?
1) Что вы знаете о происхождении названия города, где вы живёте?
2) Столько блеска было вокруг, что он невольно прищурил глаза.
3) Чем больше мы разберём примеров, тем легче нам будет на экзамене.
4) Демократия означает такое устройство, при котором все граждане влияют на общественную жизнь.
А3. В каком сложноподчинённом предложении место придаточного нельзя изменить?
1) Когда приближается весна, меня не покидает ощущение праздника.
2) Тот, кто однажды стоял на краю гибели, будет особенно ценить жизнь.
3) Попрошу твоей помощи, если сам не справлюсь.
4) Прочитайте рассказ Юрия Нагибина «Почему я не стал футболистом», где он вспоминает о своих первых литературных опытах.
А4. В каком предложении нет речевых ошибок?
1) Несмотря на то что наш спортсмен ещё не совсем восстановился после травмы, однако он сумел занять призовое место.
2) Встречаются среди нас такие, кто хотят жить за чужой счёт.
3) Всё, о чём мы говорили, должно остаться между нами.
4) Мне кажется то, что ты преувеличиваешь.
А5. В каком предложении есть пунктуационная ошибка?
1) Маятник, время качания которого равно одной секунде, называется секундным.
2) Чтобы определить пройденный путь, надо скорость тела умножить на время его движения.
3) Сжатая пружина, так же как и поднятый над Землёй камень или стальной шарик, притягиваемый магнитом, обладает возможностью совершать работу.
4) Параллелограмм, у которого все стороны равны, называется ромбом.
B1. Напишите цифрой количество грамматических основ в данном предложении.
Когда ж постранствуешь, воротишься домой, и дым отечества нам сладок и приятен!
C1. Как вы понимаете это крылатое выражение из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» (см. задание B1)?
Ответ на тест по русскому языку Строение сложноподчинённого предложения 9 класс
Вариант 1
А1-4
А2-2
А3-3
А4-2
А5-3
В1. 3
Вариант 2
А1-2
А2-3
А3-4
А4-3
А5-3
В1. 2
testytut.ru