Группы тканей человеческого организма, таблица

Название группы тканей

Виды тканей группы

Строение ткани

Местонахождение ткани

Функция ткани

Эпителиальная ткань или эпителиальная ткань (межклеточное вещество в ткани отсутствует почти полностью и клетки её плотно примыкают друг к другу)

Плоский вид ткани

Клетки плотно примыкают друг к другу, межклеточное вещество не развито

Поверхность кожи человека, его ротовая полость, пищевод, а также альвеолы и капсулы нефронов

Покровная, защитная, газообмен, мочевыделительная (моча)

Железистый вид ткани

Клетки неплотно примыкают друг к другу и вырабатывают секрет

Органы пищеварительной системы (желудок, кишечник, слюнные железы), потовые железы кожи, а также железы внутренней секреции

Выделительная

Мерцательный вид ткани

Плотно примыкающие друг к другу клетки с многочисленными ресничками, которые двигаются в одном направлении

Дыхательные пути, а также, у женщин маточные трубы

Защитная (реснички клеток задерживают частички пыли).

Продвижение яйцеклеток по трубам

 

Соединительная ткань (межклеточное вещество развито сильно)

Плотная волокнистая ткань

Ткань образована коллагеновыми волокнами межклеточного вещества, собранными пучками, между которыми редко расположены немногочисленные клетки

Сухожилия и связки, сама кожа, оболочки сосудов и роговица глаза

Ткань служит покровом, защитой и, частично, выполняет двигательную функцию

Рыхлая волокнистая ткань

Ткань состоит из рыхло расположенных звездчатых клеток, переплетающихся волокон и бесструктурной тканевой жидкости

Участвует в образовании прослоек между органами, проводящих путей нервной системы и подкожной жировой клетчатки

Служит для соединения кожи с мышцами, для заполнения промежутков между органами и для терморегуляции

Хрящевая ткань

Ткань состоит из живых округлых клеток, лежащих в капсулах среди такого плотного и твердого межклеточного вещества, что его можно резать

Участвует в образовании хрящей, входящих в состав скелета, гортани и трахеи

Служит для сглаживания трущихся поверхностей костей и защиты дыхательных путей от деформации

Костная ткань

Состоит из животных костных клеток – остеоцитов, которые расположены в виде концентрических кругов вокруг каналов и связываются между собой плазматическими отростками. Межклеточное вещество ткани содержит соли кальция и, поэтому, твердое. В нем присутствуют специальные каналы, в которых расположены кровеносные сосуды и нервы

Ткань образует скелета человека

Выполняет функции опорные, защитные и двигательные

Кровь и лимфа

Ткань жидкая, состоит из клеток крови и жидкого межклеточного вещества, называемого плазмой

Находится внутри организма, в его кровеносной и лимфатической системах

Ткань разносит кислород и углекислый газ по организму и обеспечивает постоянство его внутренней среды.

Обеспечивает иммунитет организма (защитная функция).

Обеспечивает регуляторную (гуморальную) функцию

Мышечная ткань (состоит из мышечных волокон – вытянутых клеток)

Поперечно-полосатая ткань

Ткань состоит из собранных в пучки многоядерных волокон (клеток), имеющих длину от 1 до 40мм. Благодаря чередованию темных и светлых дисков ткань имеет полосатую исчерченность

Ткань образует скелетные мышцы, которые прикреплены к костям скелета

Обеспечивает движение тела и мимику лица, обладает свойствами возбудимости и сократимости

Сердечная ткань

Ткань также имеет полосатую исчерченность, но её ветвящиеся волокна образуют единую сеть, которая позволяет мышечной массе сокращаться и расслабляться одновременно

Ткань образует основную массу сердца

Ткань обеспечивает автоматические сокращения сердечной мышцы под управлением вегетативной нервной системы

Гладкая ткань

Поперечная исчерченность ткани отсутствует, образована она маленькими веретенообразными клетками, у которых имеется только одно ядро

Из клеток ткани образованы мышцы внутренних органов (сосудов, пищеварительных органов, матки, мышц кожи)

Под управлением высшей нервной системы ткань обеспечивает непроизвольные сокращения стенок внутренних органов

Нервная ткань (обладает свойствами возбудимости и проводимости)

Состоит из нервных клеток, которые называются нейронами

Нейроны имеют разнообразную форму и отростки: длинные – аксоны и короткие – дендриты. Диаметр нервных клеток до 0,1мм.

Из клеток ткани состоит серое и белое вещество головного мозга, а также мозга спинного

Обеспечение высшей нервной деятельности организма, его связи с внешней средой, а также центров условных и безусловных рефлексов

www.vseznayem.ru

Ткани и органы. Биология 8 класс рабочая тетрадь Сонин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Урок-лаборатория по биологии в 8 классе "Ткани человека"

Муниципальная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок-лаборатория в 8 классе

«Ткани человека»

Подготовила учитель биологии 1 категории

Павлова Татьяна Николаевна

Омская область, г.Исилькуль 2013

Цель: изучить ткани человека.

Задачи: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать

на примерах взаимосвязь строения и функции;

2) развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию,

делать выводы;

3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая

соединительная ткань, нервные клетки).

Ход урока: Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени.

Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

Можно ли выращивать новые зубы?

Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

Что вы знаете о трансплантации?

С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Всё необходимое для исследования тканей человека у вас есть. Мы увидим, что представляют собой ткани человека, какие функции они выполняют в нашем организме, а также поговорим о том, как сохранить собственное здоровье на клеточном уровне. Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах.

Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет.

Ткани – группы клеток и межклеточное вещество, объединённые общим строением, функциями и происхождением.

У человека, как и у всех животных, существует 4 типа тканей:

1) эпителиальная;

2) соединительная;

3) мышечная;

4) нервная.

  1. Каковы особенности строения эпителиальных тканей? (Учащиеся работают с таблицей «Характеристика тканей», учитель показывает особенности строения на таблице «Ткани человека»).

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.

Практикум: рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.

Фронтально (устно) сделать описание ткани по таблице на стр. 24.

Инсерт (маркировка текста).

Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

-(то, что противоречит представлению)

+(то, что является интересным, неожиданным)

?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Регенерация тканей.

Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.

Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта ткань станет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа - прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это - стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами - в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.

2) Что такое соединительные ткани?

Это связующее звено между всеми тканями организма. 85% от массы тела человека – это соединительная ткань.

Цитата из книги д.м.н Алексеева Александра Алексеевича :

«В полноценном питании особенно остро нуждается соединительная ткань нашего организма.

Вспомните: хоть однажды зубной врач или окулист спрашивал вас, страдаете ли вы каким-либо другим заболеванием? Конечно, нет. А ведь зубы и глаза испокон веков были признаком хорошего или плохого здоровья всего организма. Когда покупают лошадь, всегда оценивают состояние ее зубов, глаз, "хребта" и копыт. А ведь все эти органы почти на 100 процентов представлены соединительной тканью! … Нарушение прочности соединительнотканных компонент в результате наследственного или приобретенного нарушения обмена веществ ведет одновременно к сотням различных заболеваний.

Соединительная ткань состоит из:

Межклеточного вещества:

- Волокна (структурные белки – коллагены и эластины). Это «пружины». Женщины хорошо знают, что именно от их здоровья упругости зависит внешний вид;

- Основного (аморфного вещества). Это «гель», выполняющий важнейшие функции.

Соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества.

Соединительная ткань различных органов имеет различное соотношение своих элементов – где-то больше волокон, где-то больше основного вещества; в костях и зубах дополнительно присутствуют белки, способные связывать металлы и минералы (кальций, магний, фосфор т.д.).

Функции соединительной ткани – опорная, защитная. Особое внимание я хочу уделить трофической функции– то есть регуляции питания различных тканевых структур и участии в обмене вещества. Имеется в виду, что через основное вещество соединительной ткани осуществляется транспорт воды и питательных веществ. Не будем забывать и про транспорт гормонов.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

Практикум: рассмотрите клетки гиалинового хряща или рыхлой соединительной ткани, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1)______________________

2) ______________________

3) ______________________

4) ______________________

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 процентов, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма.

Как сохранить здоровье соединительной ткани? (Участники ролевой игры в подарок получают карточки с названиями полезных элементов).

Витамин С – участвует в синтезе коллагена путем содействия специальным ферментами. Организм человека не вырабатывает витамин С и он должен поступать с пищей. Следствием нарушения синтеза коллагена является повышение проницаемости стенок кровеносных сосудов, что ведет к кровоизлияниям в кожу, суставы, кровоточивости десен и т.д.

Сера – входит в состав структурных белков (коллагенов), в состав определенных гликозамингликонов которые присутствуют в хряще, в склере глаза (придают прочность склере, участвуя в поддержке формы глаза), в роговице глаза (обеспечивают прозрачность роговицы), а также препятствуют образованию тромбов.

Кремний - включается в состав эластина - вещества, определяющего прочность, эластичность и проницаемость кровеносных сосудов.

Медь – упрочняет поперечные «сшивки» коллагена (коллагеновое волокно состоит из «ниточек» - коллагеновых фибрилл, для «сшивки» которых нужен фермент, активируемый ионами меди)

Цинк влияет на все процессы в соединительной ткани – как на синтез, так и на распад. Он способствует быстрому заживлению ран.

3) Какие существуют разновидности мышечных тканей человека?

Мы́шечными тка́нями (textus muscularis) называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких сантиметров) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер; в световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления и произвольность (то есть ее деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения — вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца. Особым свойством этой ткани является автоматия — способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

Практикум: рассмотрите клетки поперечно-полосатых мышц, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой продолжает заполнять кластер.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).

4) Что такое нервная ткань?

Это огромное скопление связанных между собой и влияющих друг на друга микроскопически малых нервных клеток. Общее число клеток огромно. Приближенные расчёты показывают, что нервная система человека содержит раз в десять больше клеточек, чем число всех людей на земном шаре.

Нейроны

Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации. Нейрон имеет тело и отростки различной длины, а также нервные окончания.

Аксоны (нейриты)

Это отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке.

Дендриты

Это отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.

Виды нервных окончаний

По функциональному значению нервные клетки делятся на:

рецепторные нейроны, или афферентные - чувствительные.

эффекторные, или эфферентные - двигательные, т.е. передающие импульс на сократительные, или секреторные, элементы рабочего органа.

ассоциативные, или вставочные - межнейронные,т.е. осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так,

как располагаются нервные клетки.

Синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Практикум: рассмотрите нервные клетки, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой – заканчивает заполнять кластер. Затем меняются ролями.

5) Мы изучили ткани человека, прежде всего, чтобы сохранить их здоровыми. Но вы также должны знать, что существует трансплантация - средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в

соответствие с гуманными принципами, провозглашенными

международным сообществом, при этом интересы человека должны

превалировать над интересами общества или науки.

ЗАКОН

22 декабря 1992 года N 4180-1

О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

(в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или)

тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или

трупа может быть применена только в случае, если другие

медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни

больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо

только в случае, если его здоровью по заключению консилиума

врачей - специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается

исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия

реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -

продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также

реклама этих действий влекут уголовную ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам

производятся на основе медицинских показаний в соответствии с

общими правилами проведения хирургических операций.

  1. Рефлексия. Заполните анкету.

  1. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

  2. Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________

  3. Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________

  4. Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Домашнее задание. П.4, ответить на вопросы, подготовить описание микропрепаратов тканей по таблице на стр. 24.

Литература:

Учебник «Биология» 8 класс, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, М. «Вентана-Граф», 2010

Биология «Справочник школьника»

http://compagniailsogno.com

http://anatomka.ru

http://medinfo.ru

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Эпителий:

Плоский

(многослойный и однослойный)

Железистый

Мерцательный

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Железистые клетки вырабатывают секрет.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички).

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути.

Покровная, защитная, выделительная.

Выделительная (пот, слёзы), секреторная (слюна, пищеварительные соки, гормоны).

Защитная (реснички удаляют частички пыли).

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Соединительная:

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая

Костная

Кровь и лимфа

Группы волокнистых, плотно прилегающих клеток без межклетников.

Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой; межклеточное вещество не имеет структуры.

Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное.

Живые клетки с длинными отростками, соединённые между собой, межклеточное вещество твёрдое (соли кальция).

Жидкое межклеточное вещество.

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза.

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы.

Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов.

Кости скелета.

Внутренняя среда организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединение кожи с мышцами, поддерживание органов в организме, заполнение промежутков между органами; осуществление регуляции температуры.

Сглаживание трущихся поверхностей костей; защита от повреждения дыхательных путей, ушных раковин.

Опорная, двигательная, защитная.

Транспортная.

ЧЕМ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?

  1. _____________________

  2. _____________________

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.

  1. гладкая мышечная ткань: ______________________________

  2. поперечнополосатая мышечная ткань: _________________________

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Мышечные:

Поперечно-полосатая скелетная, сердечная

гладкая

Многоядерные клетки цилиндрической формы

до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами.

Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заострёнными концами

Скелетные мышцы, сердечная мышца

Стенки пищеварительного канала, кровеносных и лимфатических сосудов

Произвольное движение тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения сердечной мышцы.

Непроизвольные сокращения стенок внутренних органов. Поднятие волос на коже.

doc4web.ru

Урок-лаборатория по биологии в 8 классе "Ткани человека"

Здесь Вы можете скачать Урок-лаборатория по биологии в 8 классе "Ткани человека" для предмета : Биология. Данный документ поможет вам подготовить хороший и качественный материал для урока.

Муниципальная образовательная организация

«Средняя общеобразовательная школа №3»

Урок-лаборатория в 8 классе

«Ткани человека»

Подготовила учитель биологии 1 категории

Павлова Татьяна Николаевна

Омская область, г.Исилькуль 2013

Цель: изучить ткани человека.

Задачи: 1) дать общее представление о тканях, раскрыть принцип их строения, показать

на примерах взаимосвязь строения и функции;

2) развивать умение работать с микроскопом, анализировать информацию,

делать выводы;

3) воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Оборудование: микроскопы, препараты тканей человека (однослойный эпителий,

гиалиновый хрящ, поперечно-полосатые мышцы, рыхлая

соединительная ткань, нервные клетки).

Ход урока: Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Более того, у них восстанавливаются и поврежденное сердце, и глазные ткани, и спинной мозг.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени.

Есть ли шансы на то, что человеческое тело обретет способность регенерировать недостающие части? Или подобное остается уделом научной фантастики?

Можно ли выращивать новые зубы?

Что нужно человеку, чтобы сохранить ткани?

Что вы знаете о трансплантации?

С этими вопросами мы обратились в НИИ «Цитологии и генетики» и сейчас представьте себе, что вы сотрудники научной лаборатории. Всё необходимое для исследования тканей человека у вас есть. Мы увидим, что представляют собой ткани человека, какие функции они выполняют в нашем организме, а также поговорим о том, как сохранить собственное здоровье на клеточном уровне. Самые свежие новости Интернет ресурса помогут вам разобраться в этих сложных вопросах.

Примерный подсчёт показывает, что тело взрослого человека состоит из 10 триллионов клеток, не считая клеток крови, которых около 25 триллионов. И все эти клетки, все состоящие из них ткани и органы, весь целостный организм работают согласованно. Эта согласованность – результат длительной эволюции, продолжавшейся сотни миллионов лет.

Ткани – группы клеток и межклеточное вещество, объединённые общим строением, функциями и происхождением.

У человека, как и у всех животных, существует 4 типа тканей:

1) эпителиальная;

2) соединительная;

3) мышечная;

4) нервная.

  1. Каковы особенности строения эпителиальных тканей? (Учащиеся работают с таблицей «Характеристика тканей», учитель показывает особенности строения на таблице «Ткани человека»).

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Эпителий:

Плоский

(многослойный и однослойный)

Железистый

Мерцательный

Поверхность клеток гладкая. Клетки плотно прилегают друг к другу.

Железистые клетки вырабатывают секрет.

Состоит из клеток с многочисленными волосками (реснички).

Поверхность кожи, ротовая полость, пищевод, альвеолы, капсулы нефронов.

Железы кожи, желудок, кишечник, железы внутренней секреции, слюнные железы.

Дыхательные пути.

Покровная, защитная, выделительная.

Выделительная (пот, слёзы), секреторная (слюна, пищеварительные соки, гормоны).

Защитная (реснички удаляют частички пыли).

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки эпителиальной ткани (плотно друг к другу). Ещё один ученик изображает чужеродный объект, пытающийся проникнуть через клетки эпителия. В каком случае ему это удастся?

Вывод: клетки микроорганизмов не проникнут через неповреждённые покровы. Эпителиальные ткани выполняют защитную функцию в нашем организме.

Практикум: рассмотрите клетки плоского эпителия, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, 2-й в это время выполняет маркировку текста «Регенерация тканей». Затем меняются ролями.

Фронтально (устно) сделать описание ткани по таблице на стр. 24.

Инсерт (маркировка текста).

Читая текст, пометьте соответствующим значком на полях отдельные предложения.

V «галочка» (то, что уже известно)

-(то, что противоречит представлению)

+(то, что является интересным, неожиданным)

?(если что-то неясно, возникло желание узнать больше)

Регенерация тканей.

Ученые давно пытаются понять, каким образом земноводные - например, тритоны и саламандры - регенерируют оторванные хвосты, конечности, челюсти. Оказывается, на ранних стадиях развития клетки будущего существа незрелы, их участь вполне может измениться.

Это показали эксперименты над эмбрионами лягушек. Когда эмбрион имеет всего лишь нескольких сотен клеток, из него можно вырезать часть ткани, которой уготована участь стать шкурой, и поместить ее в область мозга. И эта ткань станет частью мозга. Если же подобная операция производится с более зрелым эмбрионом, то из клеток кожи все равно развивается кожа - прямо посреди мозга. Потому что судьба этих клеток уже предопределена.

А как у человека? Известно только два вида клеток, которые могут регенерировать, - это клетки крови и клетки печени. Но здесь принцип регенерации иной. Когда эмбрион млекопитающего развивается, немножко клеток остается в стороне от процесса специализации. Это - стволовые клетки. Они обладают способностью пополнять запасы крови или отмирающих клеток печени. Костный мозг тоже содержит стволовые клетки, которые могут становиться мышечной тканью, жиром, костями или хрящами - в зависимости от того, какие питательные вещества им даются.

2) Что такое соединительные ткани?

Это связующее звено между всеми тканями организма. 85% от массы тела человека – это соединительная ткань.

Цитата из книги д.м.н Алексеева Александра Алексеевича :

«В полноценном питании особенно остро нуждается соединительная ткань нашего организма.

Вспомните: хоть однажды зубной врач или окулист спрашивал вас, страдаете ли вы каким-либо другим заболеванием? Конечно, нет. А ведь зубы и глаза испокон веков были признаком хорошего или плохого здоровья всего организма. Когда покупают лошадь, всегда оценивают состояние ее зубов, глаз, "хребта" и копыт. А ведь все эти органы почти на 100 процентов представлены соединительной тканью! … Нарушение прочности соединительнотканных компонент в результате наследственного или приобретенного нарушения обмена веществ ведет одновременно к сотням различных заболеваний.

Соединительная ткань состоит из:

Межклеточного вещества:

- Волокна (структурные белки – коллагены и эластины). Это «пружины». Женщины хорошо знают, что именно от их здоровья упругости зависит внешний вид;

- Основного (аморфного вещества). Это «гель», выполняющий важнейшие функции.

Соединительная ткань характеризуется большим количеством межклеточного вещества.

Соединительная ткань различных органов имеет различное соотношение своих элементов – где-то больше волокон, где-то больше основного вещества; в костях и зубах дополнительно присутствуют белки, способные связывать металлы и минералы (кальций, магний, фосфор т.д.).

Функции соединительной ткани – опорная, защитная. Особое внимание я хочу уделить трофической функции– то есть регуляции питания различных тканевых структур и участии в обмене вещества. Имеется в виду, что через основное вещество соединительной ткани осуществляется транспорт воды и питательных веществ. Не будем забывать и про транспорт гормонов.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Соединительная:

Плотная волокнистая

Рыхлая волокнистая

Хрящевая

Костная

Кровь и лимфа

Группы волокнистых, плотно прилегающих клеток без межклетников.

Рыхло расположенные волокнистые клетки, переплетающиеся между собой; межклеточное вещество не имеет структуры.

Живые круглые или овальные клетки, лежащие в капсулах, межклеточное вещество плотное, упругое, прозрачное.

Живые клетки с длинными отростками, соединённые между собой, межклеточное вещество твёрдое (соли кальция).

Жидкое межклеточное вещество.

Собственно кожа, сухожилия, связки, оболочки кровеносных сосудов, роговица глаза.

Подкожная жировая клетчатка, околосердечная сумка, проводящие пути нервной системы.

Межпозвоночные диски, хрящи гортани, трахей, ушная раковина, поверхность суставов.

Кости скелета.

Внутренняя среда организма.

Покровная, защитная, двигательная.

Соединение кожи с мышцами, поддерживание органов в организме, заполнение промежутков между органами; осуществление регуляции температуры.

Сглаживание трущихся поверхностей костей; защита от повреждения дыхательных путей, ушных раковин.

Опорная, двигательная, защитная.

Транспортная.

Практикум: рассмотрите клетки гиалинового хряща или рыхлой соединительной ткани, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой начинает заполнять кластер «Ткани человека». Затем меняются ролями.

ТИПЫ ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

1)______________________

2) ______________________

3) ______________________

4) ______________________

ЧЕМ ЭПИТЕЛИАЛЬНЫЕ ТКАНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ СОЕДИНИТЕЛЬНЫХ?

  1. _____________________

  2. _____________________

НАЗОВИТЕ СВОЙСТВА ГЛАДКОЙ И ПОПЕРЕЧНОПОЛОСАТОЙ МЫШЕЧНЫХ ТКАНЕЙ.

  1. гладкая мышечная ткань: ______________________________

  2. поперечнополосатая мышечная ткань: _________________________

ПЕРЕЧИСЛИТЕ ТИПЫ НЕЙРОНОВ:

  1. __________________________

  2. __________________________

  3. __________________________

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки соединительной ткани (на расстоянии друг от друга). Показать, как происходит транспорт элементов в клетку и из клетки через межклеточное вещество.

Вывод: соединительная ткань в общей массе любого органа не только составляет 60-90 процентов, но и обеспечивает правильное питание и очищение основных клеток нашего организма.

Как сохранить здоровье соединительной ткани? (Участники ролевой игры в подарок получают карточки с названиями полезных элементов).

Витамин С – участвует в синтезе коллагена путем содействия специальным ферментами. Организм человека не вырабатывает витамин С и он должен поступать с пищей. Следствием нарушения синтеза коллагена является повышение проницаемости стенок кровеносных сосудов, что ведет к кровоизлияниям в кожу, суставы, кровоточивости десен и т.д.

Сера – входит в состав структурных белков (коллагенов), в состав определенных гликозамингликонов которые присутствуют в хряще, в склере глаза (придают прочность склере, участвуя в поддержке формы глаза), в роговице глаза (обеспечивают прозрачность роговицы), а также препятствуют образованию тромбов.

Кремний - включается в состав эластина - вещества, определяющего прочность, эластичность и проницаемость кровеносных сосудов.

Медь – упрочняет поперечные «сшивки» коллагена (коллагеновое волокно состоит из «ниточек» - коллагеновых фибрилл, для «сшивки» которых нужен фермент, активируемый ионами меди)

Цинк влияет на все процессы в соединительной ткани – как на синтез, так и на распад. Он способствует быстрому заживлению ран.

3) Какие существуют разновидности мышечных тканей человека?

Мы́шечными тка́нями (textus muscularis) называют ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Состоят из вытянутых клеток, которые принимают раздражение от нервной системы и отвечают на него сокращением. Они обеспечивают перемещения в пространстве организма в целом, его частей и движение органов внутри организма (сердце, язык, кишечник и др.) и состоят из мышечных волокон. Свойством изменения формы обладают клетки многих тканей, но в мышечных тканях эта способность становится главной функцией.

Гладкая мышечная ткань

Состоит из одноядерных клеток — миоцитов веретеновидной формы длиной 20 — 500 мкм. Их цитоплазма в световом микроскопе выглядит однородно, без поперечной исчерченности. Эта ткань обладает особыми свойствами: она медленно сокращается и расслабляется, обладает автоматией, является непроизвольной (то есть ее деятельность не управляется по воле человека). Входит в состав стенок внутренних органов: кровеносных и лимфатических сосудов, мочевыводящих путей, пищеварительного тракта (сокращение стенок желудка и кишечника).

Поперечно-полосатая скелетная мышечная ткань

Состоит из миоцитов, имеющих большую длину (до нескольких сантиметров) и диаметр 50-100 мкм; эти клетки многоядерные, содержат до 100 и более ядер; в световом микроскопе цитоплазма выглядит как чередование темных и светлых полосок. Свойствами этой мышечной ткани является высокая скорость сокращения и расслабления и произвольность (то есть ее деятельность управляется по воле человека). Эта мышечная ткань входит в состав скелетных мышц, а также стенки глотки, верхней части пищевода, ею образован язык, глазодвигательные мышцы.

Поперечно-полосатая сердечная мышечная ткань

Состоит из многоядерных кардиомиоцитов, имеющих поперечную исчерченность цитоплазмы. Кардиомиоциты разветвлены и образуют между собой соединения — вставочные диски, в которых объединяется их цитоплазма. Этот вид мышечной ткани образует миокард сердца. Особым свойством этой ткани является автоматия — способность ритмично сокращаться и расслабляться под действием возбуждения, возникающего в самих клетках. Эта ткань является непроизвольной.

ТКАНИ И ИХ ВИДЫ

СТРОЕНИЕ ТКАНИ

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ В ОРГАНИЗМЕ

ФУНКЦИИ

Мышечные:

Поперечно-полосатая скелетная, сердечная

гладкая

Многоядерные клетки цилиндрической формы

до 10 см длины, исчерченные поперечными полосами.

Одноядерные клетки до 0,5 мм длины с заострёнными концами

Скелетные мышцы, сердечная мышца

Стенки пищеварительного канала, кровеносных и лимфатических сосудов

Произвольное движение тела и его частей, мимика лица, речь. Непроизвольные сокращения сердечной мышцы.

Непроизвольные сокращения стенок внутренних органов. Поднятие волос на коже.

Практикум: рассмотрите клетки поперечно-полосатых мышц, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой продолжает заполнять кластер.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так, как клетки гладкой мускулатуры (взявшись за вытянутые руки, образовав ряд). Как будет происходить сокращение гладкой мускулатуры (рукопожатие передаются от одного к другому). А теперь как клетки поперечно-полосатой мышечной ткани (взявшись за руки, образовав кольцо). Все одновременно пожали друг другу руки.

Вывод: гладкая мускулатура сокращается медленно и непроизвольно, а поперечно-полосатая – быстро и произвольно (сердечная автономно).

4) Что такое нервная ткань?

Это огромное скопление связанных между собой и влияющих друг на друга микроскопически малых нервных клеток. Общее число клеток огромно. Приближенные расчёты показывают, что нервная система человека содержит раз в десять больше клеточек, чем число всех людей на земном шаре.

Нейроны

Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения, вырабатывать и передавать нервный импульс. Они участвуют в переработке, генерации, хранении и извлечении из памяти информации. Нейрон имеет тело и отростки различной длины, а также нервные окончания.

Аксоны (нейриты)

Это отросток, по которому нервный импульс движется от тела нервной клетки к концевым аппаратам, к рабочим органам (мышце, железе) или к другой нервной клетке.

Дендриты

Это отростки (один или несколько), обычно древовидно ветвящиеся, по которым нервный импульс направляется к телу клетки. Их окончания получают нервный импульс от другой нервной клетки или воспринимают различного вида внешние воздействия.

Виды нервных окончаний

По функциональному значению нервные клетки делятся на:

рецепторные нейроны, или афферентные - чувствительные.

эффекторные, или эфферентные - двигательные, т.е. передающие импульс на сократительные, или секреторные, элементы рабочего органа.

ассоциативные, или вставочные - межнейронные,т.е. осуществляющие связь между приносящими и выносящими нейронами.

Ролевая игра «Живая скульптура». Несколько учащихся должны расположиться так,

как располагаются нервные клетки.

Синапс – это такой участок, где одна нервная клетка соприкасается или почти соприкасается с другой. Нервные импульсы распространяются с большой скоростью и являются электрохимической реакцией.

Практикум: рассмотрите нервные клетки, зарисуйте, отразив особенности строения, подпишите рисунок.

1-й учащийся работает с микроскопом, а другой – заканчивает заполнять кластер. Затем меняются ролями.

5) Мы изучили ткани человека, прежде всего, чтобы сохранить их здоровыми. Но вы также должны знать, что существует трансплантация - средство спасения жизни и восстановления здоровья граждан и должна осуществляться на основе соблюдения законодательства Российской Федерации и прав человека в

соответствие с гуманными принципами, провозглашенными

международным сообществом, при этом интересы человека должны

превалировать над интересами общества или науки.

ЗАКОН

22 декабря 1992 года N 4180-1

О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА

(в ред. Федерального закона от 20.06.2000 N 91-ФЗ)

Статья 1. Условия и порядок трансплантации органов и (или)

тканей человека

Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или

трупа может быть применена только в случае, если другие

медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни

больного (реципиента) либо восстановления его здоровья.

Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо

только в случае, если его здоровью по заключению консилиума

врачей - специалистов не будет причинен значительный вред.

Трансплантация органов и (или) тканей допускается

исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия

реципиента.

Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -

продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также

реклама этих действий влекут уголовную ответственность в

соответствии с законодательством Российской Федерации.

Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам

производятся на основе медицинских показаний в соответствии с

общими правилами проведения хирургических операций.

  1. Рефлексия. Заполните анкету.

  1. Что нового вы узнали на уроке? ___________________________________________

  2. Где в жизни вам пригодятся эти знания? ____________________________________

  3. Какую оценку за работу на уроке вы поставите вашему соседу по парте? Почему? _______________________________________________________________________

  4. Какую оценку вы поставите себе? __________________________________________

Домашнее задание. П.4, ответить на вопросы, подготовить описание микропрепаратов тканей по таблице на стр. 24.

Литература:

Учебник «Биология» 8 класс, А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш, М. «Вентана-Граф», 2010

Биология «Справочник школьника»

http://compagniailsogno.com

http://anatomka.ru

http://medinfo.ru

docbase.org

Ткани и органы. Биология 8 класс Сонин, Сапин

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык

resheba.me

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс | Уроки по Биологии

Конспект к уроку биологии «Основные ткани человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная» 8 класс