Содержание

Конспект «Слог. Ударение» — УчительPRO

«Слог. Ударение»

Слог. Ударение. Слова делятся на слоги. Слог — это звук (или сочетание звуков) в слове, произносимый одним толчком выдыхаемого воздуха. Слог может состоять как из одного звука, так из двух и более: стол — 1 слог, мол-ва (мо-лва) — 2 слога, ка-пус-та (ка-пу-ста) — 3 слога. Определить количество слогов в слове несложно: сколько гласных в слове, столько и слогов. Без гласного звука нет слога.

Открытый с. — слог, оканчивающийся на гласный звук: [ва-да], [ка-ро-ва]. Закрытый с. — слог, оканчивающийся на согласный звук: [стол], [ком-пас].

Если слово состоит из нескольких слогов, то один из них ударный (т.е. произносится с большей силой), а на который не падает — безударным. Ударение — выделение слога в слове силой голоса или повышением тона.

Обычно ударение на письме не обозначается. Однако, когда при чтении возникает затруднение, над соответствующей гласной ставят значок «

».

Иногда слова имеют не одно, а два и даже больше ударений. Такое явление наблюдается в сложных словах (ки́нокарти́на, а́вто́мо́тове́лого́нки).

Ударение позволяет различать слова за́мки — замки́ и разные формы одного и того же слова ле́са — р.п., ед.ч. и леса́ — им.п., мн.ч.

В русском языке ударение не закреплено за определённым слогом (разноместное ударение) и может переходить в слове с одного слога на другой. Ударение в слове может быть постоянным, когда при изменении слова ударным всегда остаётся один и тот же слог (аге́нт, аге́нта), но может быть и подвижным, то есть с изменением слова переносится на другой слог (при́нял — приняла́).



Сложные случаи. Нужно запомнить!


звОнит или звонИт ?


Конспект урока «Слог. Ударение». Следующая тема:

Слог. Ударение

3.7 (73.33%) 9 votes

uchitel.pro

Как правильно: слОги или слогИ?

 

Припомнимъ снова и то, что всѣ мы плохо знаемъ по-руски…

Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка

 

***

…Намедни меня спросили, к

ак правильно, где поставить ударение

– сло́ги или слоги́ (мн.ч. сущ. 2м слог)?

 

Правильно –

сло́ги, слого́в, слога́м, слога́ми, слога́х (ед.ч. – сло́га, сло́гу, сло́гом).

 

Поэтическая иллюстрация правильного ударения:

• Ну, женские и мужеские сло́ги!

Благословясь, попробуем: слуша́й!

Равняйтеся, вытягивайте ноги

И по три в ряд в октаву заезжай!

(Александр Пушкин. Домик в Коломне).

 

 

 

 

***

Список словарей, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка РФ:

1. Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 1288 с.

2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 794 с.

3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л. – М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 943 с.

4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. – М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. – 782 с.

 

 

***

Дополнения к фундаментальным словарям русского языка

• Как правильно?..

Новейшая фразеология. Дополнения к сборникам фразеологии и крылатых слов

Новейший словарь аббревиатур русского языка

Ономастикон (Словарь личных имён)

Словарь названий цветов и цветовых оттенков

netler.ru

Слог. Ударение. Перенос слов. | интернет проект BeginnerSchool.ru

Ранее мы разбирали, что же такое звук и буква и делали звуко-буквенный разбор. Когда ребенок твердо усвоил, что такое звук и буква, перейдем к изучению слога.

Как разбить слова на слоги, где в слове поставить ударение и как перенести слово? –  это основные понятия, которые будут встречаться в изучении русского языка в начальной школе.

Усвоив эти, казалось бы, простые истины, ребенок будет легко понимать основные правила правописания в русском языке.

Итак, ранее мы договорились о том, что слово состоит из звуков. А как можно поделить слово на части?  Когда мы хотим прокричать слово кому-то находящемуся далеко, мы стараемся разбить слово. Попробуйте вместе с ребенком прокричать слово мама. Как у вас получилось?

ма-ма

Вот вы и разбили это слово на два слога. Попробуйте ещё, например, слова весна и ручейки.

Получилось: вес-на и ру-чей-ки. То есть в слове весна 2 слога, а в слове ручейки 3 слога.

Давайте попробуем пропеть слово мама. Получается м-а-а—м-а-а.

Гласные звуки мы произносим, раскрыв рот – звук свободно выходит изо рта. Произнося согласные звуки, мы ставим речевым аппаратом препятствия звуку. Таким образом, мы разбиваем слова на части, отсюда основное правило:

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Пример слов с одним, двумя и тремя слогами:

Теперь попробуйте сами придумать слова, которые впишутся в предложенные схемы, в каждую ячейку можно вставить только один слог:

Слова, состоящие из одного слога, называются односложными, из двух слогов – двухсложными, из трех – трехсложными и так далее.

Примеры односложных слов: снег, их, птиц, по.

Двухсложных: тихо, ветку, стали.

Трехсложных: гуляет, березы.

Каждое слово произносится с акцентом, на каком ни будь слоге. Для примера возьмем, опять, слово мама.

Мы делаем акцент на первом слоге этого слова: мА-ма. А точнее на первой гласной букве этого слога. Этот акцент и называется ударением и обозначается следующим образом: 

А буква, на которую ставится ударение, называется ударной.

Зачем же нужно ударение в слове? Давайте возьмем слово машина: 

Мы ставим ударение на гласную букву второго слова. Попробуйте поставить ударение на гласную букву первого слога, получается совсем другое слово, не относящееся ни как к средству передвижения.

Из этих слов можно составить предложение:

Как видно это два разных слова. Ну а если поставим ударение на последний слог, то получится вовсе бессмыслица.

А гласные буквы, на которые не падает ударение, называются безударными.

Теперь потренируйтесь, вместе с ребенком, правильно ставить ударение в словах:

Морозы, пенёк, крыжовник.

Получается, что роль ударения в произношении слов очень важна, а в дальнейшем мы узнаем, что с помощью ударения мы можем узнать, как правильно писать безударные гласные в словах.

При написании слов мы сталкиваемся с тем, что иногда слово полностью не помещается в строке. Тогда это слово можно перенести на другую строку. Как же это сделать? Очень просто: надо разбить слово на слоги и перенести.

Например, слово карандаш можно перенести так:

ка-

ран-

даш

Просто? Но есть несколько правил, которыми нельзя пренебрегать:

  1. Одну букву нельзя оставлять на строке. Например, слово иней не переносится.
  2. Слово, состоящее из одного слога, не переносится. Например: труд.
  3. Одну букву слова  нельзя оставлять на предыдущей строке. Также нельзя одну букву переносить на следующую строку. Например, слова
    аист
    и идея не переносятся.
  4. Нельзя оставлять на предыдущей строке или переносить на следующую одну согласную без гласной. Например, слово круглый можно перенести так круг-лый. Неправильно перенести так: к-руглый или кр-углый.
  5. Буквы й, ы, ъ, ь нельзя отделять от предшествующей буквы: вой-на, подъ-езд, рай-он.

Есть еще несколько правил переноса, но их мы будем изучать по мере усваивания дальнейшего материала.

Спасибо, что Вы с нами.

Понравилась статья — поделитесь с друзьями:

Подпишитесь на новости сайта:

Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже

beginnerschool.ru

1 класс. Русский язык. Слоги и ударение — Слоги и ударение

Комментарии преподавателя

§1. Слоги

Наша речь состоит из предложений, предложения – из слов. А из чего состоят слова? Постараемся выяснить это на нашем уроке. Прочтите стихотворение Н.Г. Агаркова:

Из стихотворения становится ясно, что все слова состоят из слогов.

Отчетливо мы слышим слоги, когда хотим что-либо внятно произнести или прокричать. Например, в лесу, если заблудимся, громко и по слогам кричим МА-ША!

Очень интересно считать количество слогов в слове. Здесь есть разные способы. Рассмотрим первый способ. Он опирается на артикуляционных особенностях, когда происходит подсчитывание ударов подбородка о ладонь. Сколько раз ваша ладошка будет опускаться вниз, столько слогов в слове. Например, КО-РО-ВА. Подбородок о ладошку стукнулся три раза, значит, в слове три слога. Однако этот способ научным не назовешь.

Второй способ основан на счете гласных в слове, потому что действует правило русского языка: в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Давайте проверим это правило. В слове ЛИ-СА мы слышим два гласных звука [и], [а], значит, в слове два слога.

Следовательно, гласные звуки являются слогообразующими, а согласные звуки при произношении слова как бы «прикрепляются» к гласным. Значит, слог может состоять либо из одного гласного звука, либо из нескольких звуков (в этом случае в слоге, кроме гласного, есть согласный или группа согласных).

§2. Ударение

В слове один гласный звук выделяется особым звучанием. Его называют ударным гласным. Он произносится более высоким тоном, дольше и громче, с большей  силой голоса. В зависимости от гласных – ударных или безударных – слоги также делятся на ударные и безударные. В слове бывает только один ударный слог.

Ударение в речи схоже с биением сердца. Оно имеет большое значение для всего русского языка, делает его таким певучим и музыкальным, а в некоторых случаях помогает различить слова.          Прочтите стихотворение Агнии Барто и определите, почему произошла путаница.

Поработаем с парой слов «а́тлас» и «атла́с».

А́ТЛАС – книга, в которой собраны географические карты;

АТЛА́С – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.

С чем связано разное значение слов «а́тлас» и «атла́с»?

Это связано с различием ударных звуков [а]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором – на второй.

Значит, чтобы осознать и понять значение слова, его нужно прочитать с правильным  ударением.Речь, в которой многие слова произносятся с неправильным ударением, сложна для восприятия, поэтому правильная постановка ударения – один из признаков грамотного и образованного человека.

Однако в русском языке есть одна гласная буква, на которую всегда падает ударение в слове. Это буква ё. Например, ёж, черёмуха, мёд и т.д.

В безударном положении гласные находятся в слабой позиции, поэтому можно ошибиться в их написании. Чтобы проверить безударную гласную в корне, нужно изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной. Например, трава́ – тра́вка.

§3. Краткие итоги по теме урока

В русском языке все слова состоят из слогов. В слове столько слогов, сколько гласных звуков. Слоги бывают ударные и безударные в зависимости от гласных – ударных или безударных. Чтобы  понять значение слова, его нужно прочитать с правильным  ударением. Если в слове есть буква ё, то на нее всегда падает ударение.

 ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/1-klass/russian/Slogi-i-udarenie

Для визуального оформления использовались источники:

http://mishkamasha.ru/i/masha.png

http://udm-zoo.ru/upload/medialibrary/3bb/0_7ebee_7f8cde45_L.jpg

http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/360/w256h3561372343134Thunderstorms.png

http://dspolovinka.ru/attachments/Image/L2.png?template=generic

http://i53.fastpic.ru/big/2013/0227/a6/8388adf3b8aa25e5eec742d151098da6.png

https://img-fotki.yandex.ru/get/15493/134091466.223/0_117c49_f8cd4f85_orig

http://www.1366×768.ru/texture/80/80-seraya-tkan-oboi-tekstura-1366×768.jpg

https://www.youtube.com/watch?v=hcV8PB_R9vE

www.kursoteka.ru

Деление на слоги и ударение в словах

Деление на слоги и ударение в словах

Цели:

  • повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро;
  • повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги;
  • воспитывать любовь к русскому языку; повторить правописание словарных слов;
  • работать над развитием связной речи детей.

Оборудование:

  • картинки с животными,
  • листочки с текстами,
  • карточки со словами-омографами,
  • таблица, красные,
  • зелёные и жёлтые фишки,
  • карточки с вопросами Почемучки,
  • мягкая игрушка – кот.

Ход занятия

1. Организационный момент.

На доске картинки животных.

К нам в гости пришёл Почемучка. Он приготовил нам свои вопросы.

  1. вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв больше, чем звуков. (Лось, конь, олень, медведь.) Почему?
  2. вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв и звуков поровну. (Игра “Четвёртый лишний”.) Почему?
  3. вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв меньше, чем звуков. (Ёжик, ёрш, ящерица, ягуар. Почему? (Буква ё состоит из звуков j,о.)
  4. вопрос. — На какой вопрос отвечают названия этих животных? (Кто.) Почему? (Одушевлённые.)
  5. вопрос. — К какой части речи относятся? (К существительным.) Почему?

Дети оценивают себя фишками.

2. Работа над ударением.

Вопросы Почемучки.

  1. Сколько слогов в словах: конь? тигр? лев? Почему?
  2. Какой гласный звук в слове конь? тигр? лев?
  3. Ударение ставится в словах, в которых один слог?
  4. В каком случае ещё ударение не ставится? (Если ударная буква ё.)
  5. Назовите животных, в названии которых два слога. (Заяц, кошка, медведь, овца, лиса, баран.)
  6. Объясните, почему в этих словах два слога?
  7. Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадке.

Загадки Почемучки

Зверька узнаем мы с тобой Кто в беретке ярко-красной, По двум таким приметам: В чёрной курточке атласной? Он в шубе серенькой зимой, На меня он не глядит, А в рыжей шубке летом. Всё стучит, стучит, стучит. (Бел-ка) (Дя-тел)
Трав копытами касаясь, Сер, но не волк.
Ходит по лесу красавец; Длинноух, да не заяц.
Ходит смело и легко, С копытами, да не лошадь.
Рога раскинув широко. (О-сёл)
(О-лень)

Вопросы Почемучки к отгадкам.

  1. Какой ударный слог?
  2. Назовите первый гласный звук.
  3. Назовите второй гласный звук.
  4. Запишите названия этих животных, деля слова на слоги и ставя ударение.
  5. В слове осёл будем ставить ударение? Почему?
  6. Назовите животных, в названии которых три слога. (Муравей, носорог, бегемот, курица.)
  7. Почему в этих словах три слога?
  8. Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадках.

Загадки Почемучки

Маленький мальчишка Шевелились у цветка
В сером армячишке Все четыре лепестка.
По дворам шныряет, Я сорвать его хотел,
Крохи собирает. Он вспорхнул и улетел.
(Во-ро-бей) (Ба-боч-ка)
Сама пёстрая, ест зелёное, Гладишь – ласкается,
Даёт белое. Дразнишь – кусается.
(Ко-ро-ва) (Со-ба-ка)

Вопросы Почемучки.

  • Что вы можете сказать о словах воробей, сорока, ворона, корова?
  • Что у них общее?

На доске сочетание -оро- .

  • Назовите в слове собака гласные звуки.
  • Назовите ударный слог.
  • На какой гласный звук падает ударение?
  • Запишите по слогам любые три названия животных, в названии которых три слога. Поставьте ударение.

Один ученик у доски.

Проверка.

Дети оценивают себя фишками.

  • Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из одного слога. (Устно.)
  • Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из двух слогов. (Устно.)
  • Назовите в слове ударный слог.
  • Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из трёх слогов. (Устно.)
  • А каких вы знаете животных, в названии которых четыре слога?

На доске картинки-подсказки: черепаха, поросёнок, жаворонок, гусеница, куропатка, обезьяна, гиппопотам.

  • Составьте предложение с одним из названных животных.
  • Запишите своё предложение, а название животного подчеркните.

Дети оценивают себя фишками.

3. Физкультминутка

Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час, Тик-так, тик-так, тик-так. Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Чтоб стать похожим на орла И запугать собак, Петух расправил два крыла… Мы тоже можем так. Пастух в лесу трубит в рожок – Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок… Мы тоже можем так. Идёт медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг… На двух ногах, на двух руках. Мы тоже можем так. Конь через мост идёт шажком… Мы тоже можем так. Теперь пора и отдохнуть, Устали как-никак. — Покажите, как ходит медведь. — А как прыгает зайчик? — А как крадётся лиса? 3. Работа над развитием речи.

Учитель-логопед раздаёт детям листочки от Почемучки.

Волк лукавая
Рыбка волнистый
Лиса косолапый
Медведь серый
Ёжик золотая
Попугай колючий

Составьте словосочетания, используя слова из двух столбиков. Слова надо соединять стрелочкой.

4. Работа над омографами. На доске карточка со словами:

Стоит – стоит

Вопросы Почемучки.

  • В первом слове поставьте ударение на первый слог.
  • Какое значение имеет слово?
  • Во втором слове поставьте ударение на второй слог.
  • Какое значение имеет слово?
  • Может ли от места ударения зависеть смысл слова?
  • Давайте убедимся в этом ещё раз.

На каждой парте лежат листочки со следующими текстами от Почемучки.

В ведёрко руку окуни, Не бойся: это окуни.
Косит косец,А зайчишка косит.Трусит трусишка,А ослик трусит.
На двери замкаНет замка.Живёт щегол здесь –Первый щёголь.

Дети в парах быстро расставляют ударение в словах-омографах. Объясняют значение слов. Учитель-логопед помогает ученикам.

Окуни – опусти руки в воду;

Окуни – пресноводная рыба;

Косит – срезает траву косой или косилкой;

Косит – имеет косые глаза;

Трусит – боится, испытывает страх;

Трусит – бежит мелкой рысью;

Замок – дворец, крепость;

Замок – приспособление для запирания чего-нибудь ключом;

Щегол – певчая птичка из отряда воробьиных;

Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.

Запишите эти слова в тетрадь.

Учитель-логопед пишет на доске с комментированием:

Окуни – окуни, косит – косит, трусит – трусит, замка – замка, щегол – щёголь.

Дети оценивают себя фишками.

5. Работа над развитием связной речи. Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Барсик. Давайте с помощью таблицы составим о нём рассказ.

Дети рассказывают о Барсике, учитель-логопед оценивает их фишками.

Теперь послушайте рассказ Почемучки.

Учитель-логопед сам рассказывает о Барсике.

6. Итог занятия.


Поделиться новостью в соцсетях « Предыдущая запись Следующая запись »

mei-sonnen.ru

Ударение и количество слога

Ударение в латинском языке обычно падает или на второй или на третий от конца слоги. Ударение стоит на третьем от конца слоге, если второй от конца слог краткий.

Количество слога, то есть долгий он или краткий, можно узнать из следующих правил:

  1. В многосложных словах (с двумя слогами и более) любой долгий

гласный в з а к р ы т о м (то есть оканчивающемся на согласный) к о н е ч н о м с л о г е сокращался, если слог не заканчивался на согласный s. Например, основа глагола orna (ornāre «украшать»), 2-е л. ед.ч. ornas, 3-е л. ед.ч. ornăt (надбуквенные значки ˉ и ˘ обозначают долготу гласного: ˉ — звук долгий, ˘ — звук краткий).

  1. В односложных словах сокращался только тот слог, который заканчивался на m и t: flet 3-е л. ед.ч. глагола flere «плакать».

  2. Краток, как правило, г л а с н ы й п е р е д г л а с н ы м или h. Например: moneo я убеждаю (основа mone-).

5

  1. Краток гласный перед nt и nd: videntur их видят (основа vide-).

Все остальные слоги – д о л г и е.

Упражнения в чтении

  1. amica, ancilla, tunĭca, cum, canto, cena, clarus, amicus, recĭto, cella, medĭcus, curo, doctus ;

  2. filia, iam, filius, bestia, varius, dormio, memoria, matrimonium, familia, servio, pecunia ;

  3. silva, respondeo, sunt, salto, sed, sordĭda, monstro, visĭto, situs, parvus, dispŭto, sapĭdus, senatus, usus, studium, miser ;

  4. exemplum, rixa, sexaginta, prex, felix, cinxi, edax, pontifex, velocĭter, laboriosus, indico ;

  5. carĭtas, celebro, gloria, formosus, discipŭla, procella, irrisor, saluto, rexi ;

  1. color цвет, centum сто, civis гражданин, littĕra буква, exemplum пример ;

  2. filia дочь, terra земля, victoria победа, memoria память, nihil ничто ;

  3. numero считать, orno украшать, patria родина, fabŭla молва, рассказ, varius разнообразный ;

  4. natura природа, avis птица, plebs простой народ, manus рука, fatum рок.

Подумайте и скажите, какие русские слова заимствовали соответствующие латинские корни (упражнения 6 − 9). Например: finis конец, цель – финал, финиш.

10. Per aspĕra ad astra. − Через тернии к звездам.

11. Alea iacta est. − Жребий брошен.

12. Ars longa, vita brevis. − Искусство вечно, жизнь коротка.

Урок 2.

Правила чтения дифтонгов и диграфов.

Правила чтения буквосочетаний.

Упражнения в чтении.

Sententiae

Правила чтения дифтонгов и диграфов

6

Кроме монофтонгов (долгих и кратких гласных латинского

алфавита), существовали еще д и ф т о н г и (двугласные, произ-

носимые в один слог): au, eu, ae, oe. Дифтонг, в отличие от монофтонга, всегда долог. Читались дифтонги следующим образом:

  1. Au  произносится как односложное [´ау] с энергичным ударением на первом гласном: aurum [´аурум] золото.

  2. Дифтонг eu произносится как односложное [´эу]: Europa [эу´ропа] Европа.

  3. Дифтонги ae и oe (возникшие из ai и oi) превратились в монофтонги, сохранившие, однако, написание двумя буквами. Поэтому их называют д и г р а ф а м и.

Диграф ae означает звук [э]: prаemium [´прэмийум] награда.

  1. Диграф oe можно читать как [э], но такое прочтение будет считаться русифицированным, поэтому лучше произносить немецкое и французское [ё] или аналогичное английское [ё]: poena [´пёна] наказание.

  2. Иногда ae и oe произносится раздельно, образуя особый слог. Тогда над e будет стоять особый значок ¨ (трема): aër [´аэр] воздух или знак, указывающий на долготу гласного: aēr.

studfiles.net

ударение и слоги

Documents войти Загрузить ×
  1. No category
advertisement advertisement
Related documents
Тест по теме «Орфоэпия»
Знаете ли вы такие слова?
Занятие 7
Размеры стиха: ЯМБ — безударный – ударный Хорей – ударный
УДАРЕНИЕ
Document 3721942
оригинальный файл 17.6 Кб
Формируем
Программа «Гармония» День открытых дверей 09.10.2007г.
КОНСПЕКТ Индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию слоговой структуры слова, с применением мультимедийного
otkrytyj_urok_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse
ударение
Сколько букв в слове?
Скачать advertisement StudyDoc © 2019 DMCA / GDPR Пожаловаться

studydoc.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *