«Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока

Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем». Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»).  Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».

Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир».  Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» — это мир, уродующий и губящий человека. В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни,  по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и  ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.

Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.

В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда. Например, в стихотворении Владимира Маяковского «Адище города» появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а  «ночь излюбилась, похабна и пьяна». Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке»: у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».

Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности. Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет», «умрешь», «бессмысленный свет».

Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях. Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц. Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде.  Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в

«ледяной ряби» канала.

В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти, ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:

Умрешь — начнешь опять сначала…

В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости. Использование формы 2 лица глаголов

«умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти.

  • «Незнакомка», анализ стихотворения
  • «Россия», анализ стихотворения Блока
  • «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
  • «Фабрика», анализ стихотворения Блока
  • «Русь», анализ стихотворения Блока
  • «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
  • «Рассвет», анализ стихотворения Блока
  • «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
  • «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
  • «Осенний день», анализ стихотворения Блока
  • «В ресторане», анализ стихотворения Блока
  • «Скифы», анализ стихотворения Блока
  • «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
  • «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока

По произведению: «Ночь улица фонарь аптека»

По писателю: Блок Александр Александрович


goldlit.ru

Ответы@Mail.Ru: пришлите на мэйл такие стихи Блока: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь

«Незнакомка»
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.

И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?) ,
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.

И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

В ресторане

Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер) : пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.

Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».

И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки.. .
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.. .

Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка.. .
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.

Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!.. «
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.

Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины!
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

otvet.mail.ru

Вечер, улица, фонарь / Головин Константин

Головин Константин

Вечер, улица, фонарь

Знакомый путь между автостоянкой и домом, я проходил им уже сотни раз.

Вернее, даже не проходил, а пролетал.

Хожу я очень быстро и когда я этак «прогуливаюсь» по аллее, «в кильватере» кружат опавшие листья…

Но это обычно, а сегодня мне некуда спешить. Вернее, незачем.

Время тихо убегает от меня вперед по аллее, привыкшее к рывку тело стремится следом — но я останавливаюсь и делаю пару глубоких вдохов, всматриваясь в облетевшие кроны над головой. Они сейчас еле видны на фоне ночного неба, затянутого, к тому же, низкой облачной пеленой.

Сыро…

Воздух пропитан туманом и, касаясь лица, оставляет на нем влажный след…

Кругом тишина, поздно уже. Машин практически нет, люди заперлись по домам и лишь неярко освещенные телевизорами окна мерцают в такт изнутри…

Как карусель заезжего балагана, сияет огнями автозаправка.

Оттуда едва-едва доносится приглушенная музыка, что еще более усиливает сходство. Только вот все машинки и лошадки уже разбежались по местам своего короткого ночлега, и моя тоже сейчас потихоньку охлаждается за решткой забора, перешептываясь о чем-то с соседями, да с проволочной собакой, иногда вяло проходящей вдоль длинного ряда машин…

Фонари молчаливо взирают сверху на всю эту тишину, заливая мертвенно-белым светом мостовую. То есть, это им так кажется, что заливая. На самом деле всё совсем иначе. Они лишь немного отодвигают сумрак ночи, укутавшей город пуховым одеялом… Стройный ряд огоньков с другой стороны проезжей части…

А на моей стороне — один-единственный фонарь. Он не белый, а желтый.

И зачем их только так называют — «лампы дневного света»? Наверно потому, что их свет — белый… Но разве дневной свет таков? Едва ли… Но тогда, мой фонарь — это «лампа ночного света»… Почему ночного? Наверно, потому, что этот желтый свет прочно связан в моей голове с ночными окнами домов, со светом настольной лампы из детства, с отблесками горящего костра… Он — теплый, этот «ночной» свет… В действительности, тепла фонарей с той и этой стороны улицы — одинаково мало, это тепло не ощущается кожей, под ним нельзя согреться. Но всё же…

Температура каления света белого фонаря намного выше, чем того, на который я смотрю сейчас. Но тот, что передо мной, он на самом деле, отдает больше энергии в виде тепла, при одинаковой мощности с соседом. Поэтому и светит не так ярко. Потому и смотреть на него приятнее.

Люди чем-то похожи на уличные фонари. Кто-то сгорел и теперь молчит, кто-то сияет ярко-белым светом, и пользы от него вроде бы больше, но он — холодный. Почему-то меня больше тянет к тем немногим, кто пусть светит не так ярко, но греет мои глаза. Греет по-домашнему…

Интересно узнать, каков мой собственный свет?…

writercenter.ru

Вечер, улица, фонарь — Константин Головин — Проза — Творчество СИ

  Но это обычно, сегодня мне некуда спешить. Вернее, незачем.

  Время тихо убегает от меня вперед по аллее, привыкшее к рывку тело стремится следом — но я останавливаюсь и делаю пару глубоких вдохов, всматриваясь в облетевшие кроны над головой. Они сейчас еле видны на фоне ночного неба, затянутого, к тому же низкой облачной пеленой.

  Сыро…
  Воздух пропитан туманом и, касаясь лица, оставляет на нем влажный след…
  Кругом тишина, поздно уже. Машин практически нет, люди заперлись по домам и лишь неярко освещенные телевизорами окна мерцают в такт изнутри…

  Как карусель заезжего балагана, сияет огнями автозаправка.
  Оттуда едва-едва доносится приглушенная музыка, что еще более усиливает сходство. Только вот все машинки и лошадки уже разбежались по местам своего короткого ночлега, моя тоже сечас потихоньку охлаждается за проволочным забором, перешептываясь о чем-то с соседями, да с проволочной собакой, иногда вяло проходящей вдоль длинного ряда машин…

  Фонари молчаливо взирают сверху на всю эту тишину, заливая мертвенно-белым светом мостовую. То есть, это им так кажется, что заливая. На самом деле всё совсем иначе. Они лишь немного отодвигают сурак ночи, укутавшей город пуховым одеялом… Стройный ряд огоньков с другой стороны проезжей части…
А на моей стороне — один-единственный фонарь. Он не белый, а желтый.

  И зачем их только так называют — «лампы дневного света»? Наверно потому, что их свет — белый… Разве дневной свет такой? Едва ли… Но тогда, мой фонарь — «лампа ночного света»… Почему ночного? Наверно, потому, что этот желтый свет прочно связан в моей голове с ночными окнами домов, со светом настольной лампы из детства, с отблесками горящего костра… Он — теплый, этот «ночной» свет… В действительности, тепла фонарей с той и этой стороны улицы — одинаково мало, это тепло не ощущается кожей, под ним нельзя согреться. Но всё же…

  Температура каления света белого фонаря намного выше, чем того, на который я смотрю сейчас. Но тот, что передо мной, он на самом деле, отдает больше энергии в виде тепла, при одинаковой мощности с соседом. Поэтому и светит не так ярко. Потому и смотреть на него приятнее.

  Люди чем-то похожи на уличные фонари. Кто-то сгорел и теперь молчит, кто-то сияет ярко-белым светом, и пользы от него вроде бы больше, но он — холодный. Почему-то меня больше тянет к тем немногим, кто пусть светит не так ярко, но греет мои глаза. Греет по-домашнему…

  Интересно узнать, каков мой собственный свет?…

jwww.ucoz.ru

Вечер, улица, фонарь….карета: appassionata_lr

...Фаэтон открытый,
Цокают копыта,
Закружил мне голову жасмин...(в моем слуыае магнолия))))
****
Господа, прокатимся по вечерне-ночному Нью Йорку на лошадке. а? Вы как? Согласны?
Тогда - поехали....

...Извозчик, отвези меня, родной!
        Я, как ветерок, сегодня вольный.
        Пусть стучат копыта дробью по мостовой,..

Стартуем отсюда — вход в Центральный парк

А вот и еще «кусочек» парка

Это напротив

 

Вдоль по Питерской по улице

А мы продолжаем движение)))

Яркие витрины

Можно и в магазин зайти, для разнообразия

В Амберкромби на каждом этаже вас встречают «пританцовывающие» продавцы))) А вот потолки над лестницей

Выходим из магазина

И едем дальше

Вот такое произведение авангардного, по видимому, искусства встречает нас по дороге

Наверно пока хватит. Припаркуем нашу лошадку

И в Метро — домой

Продолжение прогулки будет попозже обязательно…

P.S. Лошадки эти, честно говоря, вокруг парка центрального людей катают((( Это я так придумала их дальше «прокатить»)))))

appassionata-lr.livejournal.com

Бесплатное изображение: улица, фонари, вечер

Мегапиксели:
5 MP

Цвета изображения:


  • белый, улица, фонарь

  • традиционные, лампы накаливания, лампы

  • улица, свет, полоска, розовый цвет., закат, облако

  • улица, фонарь, Анси, Франция

  • ржавый, лампа, огонь, темный

  • старые, железо, работа, улица, фонарь

Больше информации:

Формат:
JPEG

Пиксели:
4915200

Ключевые слова:
улица, фонари, вечер

Обновлено:
2018-01-27. Загружено: 4 years назад.

Размер печати изображения в дюймах и сантиметрах:

Размер печати низкого (72), среднего (200), высокого (300), утра (450) и супер высокого качества (600) DPI — точек на дюйм.


Низкое:

26.7″ × 35.6″
67.7cm × 90.3cm

Среднее:

9.6″ × 12.8″
24.4cm × 32.5cm

Высокое:

6.4″ × 8.5″
16.3cm × 21.7cm

Ультра-качество:

4.3″ × 5.7″
10.8cm × 14.4cm

Супер-качество:

3.2″ × 4.3″
8.1cm × 10.8cmPIXNIO — Использование изображений:Изображение находится в общем доступе , не защищены авторским правом, с правом переиздания, бесплатные для любых нужд. Вы можете использовать изображения в любых личных или коммерческих целях без предварительного письменного разрешения, без взноса или обязательства.

pixnio.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *