«Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем». Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха. Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».
Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир». Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» — это мир, уродующий и губящий человека. В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.
Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.
В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда. Например, в стихотворении Владимира Маяковского «Адище города» появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а «ночь излюбилась, похабна и пьяна». Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке»: у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».
Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…», которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности. Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет», «умрешь», «бессмысленный свет».
Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях. Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц. Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде. Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в
В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти, ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:
Умрешь — начнешь опять сначала…
В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости. Использование формы 2 лица глаголов «умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти.
- «Незнакомка», анализ стихотворения
- «Россия», анализ стихотворения Блока
- «Двенадцать», анализ поэмы Александра Блока
- «Фабрика», анализ стихотворения Блока
- «Русь», анализ стихотворения Блока
- «Летний вечер», анализ стихотворения Блока
- «Рассвет», анализ стихотворения Блока
- «На железной дороге», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Ветер принес издалека…», анализ стихотворения Блока
- «Коршун», анализ стихотворения Блока, сочинение
- «Осенний день», анализ стихотворения Блока
- «В ресторане», анализ стихотворения Блока
- «Скифы», анализ стихотворения Блока
- «Соловьиный сад», анализ поэмы Блока
- «Ветхая Избушка», анализ стихотворения Блока
По произведению: «Ночь улица фонарь аптека»
По писателю: Блок Александр Александрович
goldlit.ru
Ответы@Mail.Ru: пришлите на мэйл такие стихи Блока: «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь
«Незнакомка»По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины
И раздается женский визг,
А в небе, ко всему приученный
Бесмысленно кривится диск.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен
И влагой терпкой и таинственной
Как я, смирен и оглушен.
А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
«In vino veritas!»1 кричат.
И каждый вечер, в час назначенный
(Иль это только снится мне?) ,
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И странной близостью закованный,
Смотрю за темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.
***
Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
В ресторане
Никогда не забуду (он был, или не был,
Этот вечер) : пожаром зари
Сожжено и раздвинуто бледное небо,
И на желтой заре — фонари.
Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе черную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблен».
И сейчас же в ответ что-то грянули струны,
Исступленно запели смычки.. .
Но была ты со мной всем презрением юным,
Чуть заметным дрожаньем руки.. .
Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка.. .
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.
Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала
И, бросая, кричала: «Лови!.. «
А монисто бренчало, цыганка плясала
И визжала заре о любви.
Фабрика
В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины!
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.
otvet.mail.ru
Вечер, улица, фонарь / Головин Константин
Головин Константин
Вечер, улица, фонарь
Знакомый путь между автостоянкой и домом, я проходил им уже сотни раз.
Вернее, даже не проходил, а пролетал.
Хожу я очень быстро и когда я этак «прогуливаюсь» по аллее, «в кильватере» кружат опавшие листья…
Но это обычно, а сегодня мне некуда спешить. Вернее, незачем.
Время тихо убегает от меня вперед по аллее, привыкшее к рывку тело стремится следом — но я останавливаюсь и делаю пару глубоких вдохов, всматриваясь в облетевшие кроны над головой. Они сейчас еле видны на фоне ночного неба, затянутого, к тому же, низкой облачной пеленой.
Сыро…
Воздух пропитан туманом и, касаясь лица, оставляет на нем влажный след…
Кругом тишина, поздно уже. Машин практически нет, люди заперлись по домам и лишь неярко освещенные телевизорами окна мерцают в такт изнутри…
Как карусель заезжего балагана, сияет огнями автозаправка.
Оттуда едва-едва доносится приглушенная музыка, что еще более усиливает сходство. Только вот все машинки и лошадки уже разбежались по местам своего короткого ночлега, и моя тоже сейчас потихоньку охлаждается за решткой забора, перешептываясь о чем-то с соседями, да с проволочной собакой, иногда вяло проходящей вдоль длинного ряда машин…
Фонари молчаливо взирают сверху на всю эту тишину, заливая мертвенно-белым светом мостовую. То есть, это им так кажется, что заливая. На самом деле всё совсем иначе. Они лишь немного отодвигают сумрак ночи, укутавшей город пуховым одеялом… Стройный ряд огоньков с другой стороны проезжей части…
А на моей стороне — один-единственный фонарь. Он не белый, а желтый.
И зачем их только так называют — «лампы дневного света»? Наверно потому, что их свет — белый… Но разве дневной свет таков? Едва ли… Но тогда, мой фонарь — это «лампа ночного света»… Почему ночного? Наверно, потому, что этот желтый свет прочно связан в моей голове с ночными окнами домов, со светом настольной лампы из детства, с отблесками горящего костра… Он — теплый, этот «ночной» свет… В действительности, тепла фонарей с той и этой стороны улицы — одинаково мало, это тепло не ощущается кожей, под ним нельзя согреться. Но всё же…
Температура каления света белого фонаря намного выше, чем того, на который я смотрю сейчас. Но тот, что передо мной, он на самом деле, отдает больше энергии в виде тепла, при одинаковой мощности с соседом. Поэтому и светит не так ярко. Потому и смотреть на него приятнее.
Люди чем-то похожи на уличные фонари. Кто-то сгорел и теперь молчит, кто-то сияет ярко-белым светом, и пользы от него вроде бы больше, но он — холодный. Почему-то меня больше тянет к тем немногим, кто пусть светит не так ярко, но греет мои глаза. Греет по-домашнему…
Интересно узнать, каков мой собственный свет?…
writercenter.ru
Вечер, улица, фонарь — Константин Головин — Проза — Творчество СИ
Но это обычно, сегодня мне некуда спешить. Вернее, незачем.Время тихо убегает от меня вперед по аллее, привыкшее к рывку тело стремится следом — но я останавливаюсь и делаю пару глубоких вдохов, всматриваясь в облетевшие кроны над головой. Они сейчас еле видны на фоне ночного неба, затянутого, к тому же низкой облачной пеленой.
Сыро…
Воздух пропитан туманом и, касаясь лица, оставляет на нем влажный след…
Кругом тишина, поздно уже. Машин практически нет, люди заперлись по домам и лишь неярко освещенные телевизорами окна мерцают в такт изнутри…
Как карусель заезжего балагана, сияет огнями автозаправка.
Оттуда едва-едва доносится приглушенная музыка, что еще более усиливает сходство. Только вот все машинки и лошадки уже разбежались по местам своего короткого ночлега, моя тоже сечас потихоньку охлаждается за проволочным забором, перешептываясь о чем-то с соседями, да с проволочной собакой, иногда вяло проходящей вдоль длинного ряда машин…
Фонари молчаливо взирают сверху на всю эту тишину, заливая мертвенно-белым светом мостовую. То есть, это им так кажется, что заливая. На самом деле всё совсем иначе. Они лишь немного отодвигают сурак ночи, укутавшей город пуховым одеялом… Стройный ряд огоньков с другой стороны проезжей части…
А на моей стороне — один-единственный фонарь. Он не белый, а желтый.
И зачем их только так называют — «лампы дневного света»? Наверно потому, что их свет — белый… Разве дневной свет такой? Едва ли… Но тогда, мой фонарь — «лампа ночного света»… Почему ночного? Наверно, потому, что этот желтый свет прочно связан в моей голове с ночными окнами домов, со светом настольной лампы из детства, с отблесками горящего костра… Он — теплый, этот «ночной» свет… В действительности, тепла фонарей с той и этой стороны улицы — одинаково мало, это тепло не ощущается кожей, под ним нельзя согреться. Но всё же…
Температура каления света белого фонаря намного выше, чем того, на который я смотрю сейчас. Но тот, что передо мной, он на самом деле, отдает больше энергии в виде тепла, при одинаковой мощности с соседом. Поэтому и светит не так ярко. Потому и смотреть на него приятнее.
Люди чем-то похожи на уличные фонари. Кто-то сгорел и теперь молчит, кто-то сияет ярко-белым светом, и пользы от него вроде бы больше, но он — холодный. Почему-то меня больше тянет к тем немногим, кто пусть светит не так ярко, но греет мои глаза. Греет по-домашнему…
Интересно узнать, каков мой собственный свет?…
jwww.ucoz.ru
Вечер, улица, фонарь….карета: appassionata_lr
...Фаэтон открытый, Цокают копыта, Закружил мне голову жасмин...(в моем слуыае магнолия)))) **** Господа, прокатимся по вечерне-ночному Нью Йорку на лошадке. а? Вы как? Согласны? Тогда - поехали....
...Извозчик, отвези меня, родной! Я, как ветерок, сегодня вольный. Пусть стучат копыта дробью по мостовой,..
Стартуем отсюда — вход в Центральный парк
А вот и еще «кусочек» парка
Это напротив
Вдоль по Питерской по улице
А мы продолжаем движение)))
Яркие витрины
Можно и в магазин зайти, для разнообразия
В Амберкромби на каждом этаже вас встречают «пританцовывающие» продавцы))) А вот потолки над лестницей
Выходим из магазина
И едем дальше
Вот такое произведение авангардного, по видимому, искусства встречает нас по дороге
Наверно пока хватит. Припаркуем нашу лошадку
И в Метро — домой
Продолжение прогулки будет попозже обязательно…
P.S. Лошадки эти, честно говоря, вокруг парка центрального людей катают((( Это я так придумала их дальше «прокатить»)))))
appassionata-lr.livejournal.com
Бесплатное изображение: улица, фонари, вечер
Мегапиксели:Цвета изображения:
-
белый, улица, фонарь -
традиционные, лампы накаливания, лампы -
улица, свет, полоска, розовый цвет., закат, облако -
улица, фонарь, Анси, Франция -
ржавый, лампа, огонь, темный -
старые, железо, работа, улица, фонарь
Больше информации:
Формат:
JPEG
Пиксели:
4915200
Ключевые слова:
улица, фонари, вечер
2018-01-27. Загружено: 4 years назад.
Размер печати изображения в дюймах и сантиметрах:
Размер печати низкого (72), среднего (200), высокого (300), утра (450) и супер высокого качества (600) DPI — точек на дюйм.
Низкое:
26.7″ × 35.6″67.7cm × 90.3cm
Среднее:
9.6″ × 12.8″24.4cm × 32.5cm
Высокое:
6.4″ × 8.5″16.3cm × 21.7cm
Ультра-качество:
4.3″ × 5.7″10.8cm × 14.4cm
Супер-качество:
3.2″ × 4.3″8.1cm × 10.8cmPIXNIO — Использование изображений:Изображение находится в общем доступе , не защищены авторским правом, с правом переиздания, бесплатные для любых нужд. Вы можете использовать изображения в любых личных или коммерческих целях без предварительного письменного разрешения, без взноса или обязательства.
pixnio.com