«Приставки пре и при» (6 класс)

Приставки пре и при

Упражнение № 1

Вставьте буквы.

Пр…седание, пр…вращение, пр…писка, пр…говор, пр…имущество, пр…ставала, пр…ступление, пр…вычка, пр…ображение, пр…ближение, пр…сутствие, пр…ход; пр…встать, пр…высить, пр…открыть, пр…шить, пр…поднять; пр…мчаться, пр…смешной, пр…цепить.

Упражнение № 2

Вставьте буквы.

Пр…дорожный, пр…вязывать, пр…озёрный, пр…пугнуть, пр…вокзальный, пр…скакать, пр…морский, пр…клеить, пр…гореть, пр…интересный, пр…поднять, пр…бежать, пр…брежный, пр…плыть, пр…скучный, пр…ехать, пр…городный, пр…быть, пр…дворный, пр…кусить.

Упражнение № 3

Вставьте буквы.

Пр…неприятный, пр…йти, пр…забавный; пр…соединиться к друзьям, пр…сесть на краешек стула, пр…быть вовремя, пр…бежать мгновенно, пр…едет на днях, неожиданно пр…умолк, пр…увеличить значение события, пр…лечь на четверть часа, пр…клеить аппликацию, пр…морский город, пр…подаватель университета, пр…поднять голову, пр…забавное происшествие, пр…мчаться сразу, пр…колоть брошку, пр…городная электричка.

Упражнение № 4

Вставьте буквы.

Пр…мудрый старик, пр…землиться на поле, пр…брежная улица, пр…опасный зверь, пр…держать дверь, оперная пр…мьера, пр…вокзальное кафе, пр…косновение к руке, пр…скакать на коне, пр…неприятное событие, пр…двинуть поближе, пр…седать от боли, пр…бить к стенке, пр…плыть на корабле, пр…скучный рассказ, пр…красный собеседник, пр…близиться незаметно, плотно пр…жать, пр…кусить щеку.

Упражнение № 5

Вставьте буквы.

Русский человек пр…даёт особое значение слову «семья». Пр…дать семью означает пр…дать самого себя. И подобное пр…дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр…быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр…бывают в недоумении: где же их носит. Пр…ступая к работе, не пр…ступайте закон!

Упражнение № 6

Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.

Слова для справок:
прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить.

  • Глава государства.

  • Подарить что–либо.

  • Оперная певица, исполняющая главные роли.

  • Вступление к музыкальному произведению.

  • Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.

  • Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.

  • Человек с прихотями, капризами.

  • Печальный, горестный.

  • Простейший, несложный по устройству.

  • История, передающаяся из поколения в поколение.

  • Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.

  • Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.

  • Оказаться выше, сильнее.

  • Близкий знакомый.

  • Гнаться, следовать за кем-нибудь.

  • Нарушить правила.

  • Тот, кто нарушает правила.

infourok.ru

Упражнения (приставки ПРЕ- и ПРИ-)

Спишите, вставляя пропущенные гласные е или и.

А.

1) пр..мьер-министр, 2) пр..твориться непонимающим, 3) пр..зрительный взгляд, 4) пр..бить доску, 5) пр..ступить к работе, 6) поехать в Пр..балтику, 7) пр..старелая пара, 8) пр..открыть глаза, 9) чудесное пр..вращение, 10) пр..менять силу, 11) пр..пухшая щека, 12) надолго пр..смиреть, 13) отвергнуть пр..тязания, 14) визит пр..зидента, 15) пр..образованное хозяйство.

Б.

1) пр..терпеться к неудобствам, 2) пр..уменьшить расходы, 3) пр..жизненное пр..знание, 4) пр..одолеть пр..пятствие, 5) пр..даное невесты, 6) пр..пираться со старшими, 7) пр..терпеть лишения, 8) пр..открывать завесу, 9) непр..рывные исследования, 10) пр..клониться перед гением, 11) пр..творить планы в жизнь, 12) непр..рывный процесс, 13) пр..восходный коммерсант, 14) пр..рвать отношения.

В.

1) У меня с собой оказался бинокль. Пр..красный морской бинокль с двенадцатикратным пр..ближением. 2) Когда я готовил поход, то специально пр..обрел пр..красный ручной хронометр. Пр..обрел и положил в каюте. Пользоваться им не приходилось: шли все время вблизи берегов. 3) Я пр..встал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. 4) Все яростнее разливалась огненная река, пр..вращая труды рук людских в прах. 5) Если улыбка пр..бавляет пр..лести лицу, то оно пр..красно. 6) Я хлопотал за него и пр..зрел его, помог ему. 7) В моем взоре Швабрин мог прочесть пр..зрение. 8) На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев.

Спишите, вставляя пропущенные гласные е или и.

А.

1) пр..мьер-министр, 2) пр..твориться непонимающим, 3) пр..зрительный взгляд, 4) пр..бить доску, 5) пр..ступить к работе, 6) поехать в Пр..балтику, 7) пр..старелая пара, 8) пр..открыть глаза, 9) чудесное пр..вращение, 10) пр..менять силу, 11) пр..пухшая щека, 12) надолго пр..смиреть, 13) отвергнуть пр..тязания, 14) визит пр..зидента, 15) пр..образованное хозяйство.

Б.

1) пр..терпеться к неудобствам, 2) пр..уменьшить расходы, 3) пр..жизненное пр..знание, 4) пр..одолеть пр..пятствие, 5) пр..даное невесты, 6) пр..пираться со старшими, 7) пр..терпеть лишения, 8) пр..открывать завесу, 9) непр..рывные исследования, 10) пр..клониться перед гением, 11) пр..творить планы в жизнь, 12) непр..рывный процесс, 13) пр..восходный коммерсант, 14) пр..рвать отношения.

В.

1) У меня с собой оказался бинокль. Пр..красный морской бинокль с двенадцатикратным пр..ближением. 2) Когда я готовил поход, то специально пр..обрел пр..красный ручной хронометр. Пр..обрел и положил в каюте. Пользоваться им не приходилось: шли все время вблизи берегов. 3) Я пр..встал с порога и, если бы не схватился за деревянную скобу, упал бы. 4) Все яростнее разливалась огненная река, пр..вращая труды рук людских в прах. 5) Если улыбка пр..бавляет пр..лести лицу, то оно пр..красно. 6) Я хлопотал за него и пр..зрел его, помог ему. 7) В моем взоре Швабрин мог прочесть пр..зрение. 8) На холмах пушки, пр..смирев, пр..рвали свой голодный рев.

multiurok.ru

ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК ПРЕ-, ПРИ-


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 18Следующая ⇒

Чтобы не ошибиться в правописании приставок пре-, при — необходимо, во-первых, уметь выделять в словах такие приставки, во-вторых, иметь в виду те значения, которые они придают словам.

Кроме того, надо учитывать, что значение приставки не всегда можно легко определить. В одних словах в современном русском языке эти приставки не выделяются (престол, привет), в других значение приставки не вполне ясно (преследовать), в иноязычных словах они могут иметь иное значение (президент – сидящий во главе, впереди).

Приставки пре-, при— следует различать по значениям.

Значение приставки при- Примеры
Присоединение Привинтить, пришить
Приближение, прибавление Приписать, придвинуть, пристроить
Территориальная близость Пришкольный, приморский
Неполнота действия, ограниченность Приглушить, приоткрыть
Исчерпанность и конечность результата Приговорить, придумать, приготовить
Пре-   Примеры
Видоизмененное значение приставки пере- Прервать (переговоры), преградить (дорогу)
  Сходно со значением очень Преумный, премудрый, премилый  
     

 

В тех случаях, когда, пользуясь правилом, трудно определить, какую приставку нужно писать, можно воспользоваться следующими сведениями. Так, следует помнить, что слова с приставкой при со значением приближения и присоединения требуют пояснительных слов с предлогами в или ки отвечающих на вопрос куда?, к чему? – прибыть – куда? – на заседание, призвание – к чему? – к филологии.

Однако правописание значительного количества слов проверить указанными правилами нельзя (знаки препинания, презентовать, приют и т.д.), их правописание следует запомнить или проверить по словарю.

 

Упражнение 14.Распределите слова по группам, учитывая их значение.

Пригородный поезд, превышение скорости, преодоление препятствия, пригвоздить к стулу, престарелая бабушка, пренебрегать опасностями, придвинуть кресло, пришкольный участок, приударить за девушкой, придумать ситуацию, пришить пуговицу, пригладить волосы, превозносить до небес, прикрепить значок, посетить Приднестровье, пренеприятное известие, преломление лучей, приподнять завесу, прислушаться к шороху, приложить руку, прерывистая линия, приступит к работе.

Упражнение 15.Выделите в словах, где возможно, приставки. Подберите к каждому слову по два родственных, составьте словосочетания. Перепишите, вставив пропущенные буквы.

Пр_влекательность, пр_вязанность, пр_винтить, пр_дательство, пр_морье, пр_строить, пр_жать, пр_ломление, пр_ображать, пр_задуматься, пр_успевать, пр_творяться, пр_надлежность., пр_лестный, пр_смыкаться, пр_дел, пр_ятный.

 

Тесты

1.Буква и пишется в словах:

пр_клонный пр_права

пр_сутствовать пр_поднести

пр_шептывать пр_щемить

пр_пираться пр_провождать

пр_манка пр_менить

пр_людия пр_звание

2. Буква е пишется в словах:

пр_смыкающийся пр_бой

пр_близительно пр_следовать

пр_мирить пр_щепка

пр_кословить пр_емник ( наследник)

пр_подаватель пр_страстный

пр_стань пр_стиж

 

Упражнение 16.Объясните значения слов, составьте словосочетания.

Претворить — притворить, пребывать — прибывать, преемник — приемник, преходящий — приходящий, предать – придать, преступить – приступить, преуменьшить — приуменьшить.

Упражнение 17. Замените данные словосочетания словами с приставкой пре- или при-.

Придать иной вид, перевести в другое состояние; внимательно разглядеть что-нибудь, освоиться с чем- нибудь; не допускать чего-нибудь; совершенно переделать,. изменить к лучшему; дать приют, пропитание; не уважать, смотреть свысока на кого-нибудь; торжественно подарить; воплотить в каком-нибудь виде, осуществить; занимать господствующее положение; возражать, говорить наперекор; перестать делать что-нибудь; осуществить на деле; гнаться за кем-нибудь, не оставлять в покое.

Упражнение 18.Перепишите, вставив пропущенные буквы.

1.Вынослив тот, кто способен, пр…одолевая чувство усталости, непр_рывно и долго работать. 2.Пришлось поковылять по кочкам, чтобы установить пр_близительное место сторожки. 3.Резкий стук маятника пугал своей настойчивостью и неумолимой непр_рывностью. 4.Пчела намокла, полезла по стебельку вниз и пр_таилась под зеленым листочком. 5.Море шумно дышало, каждый вздох пр_носил прохладу. 6.Сообщение часто пр_рывалось вопросами слушателей. 7.Мой собеседник явно пр_уменьшал опасности предстоящего восхождения на вершину. 8.Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пр_неприятное известие: к нам едет ревизор. 9.Дорога пр_вратилась после дождя в глиняную кашу, пр_пятствовала нашему передвижению. 10.За пр_дорожным кустарником поднимался смешанный лес. 11.В Мезенском заливе, где пр_лив достигает шестиметровой высоты, нельзя построить мостки и пр_стань, как это делается на беспр_ливных морях — Черном и Балтийском.

 

Упражнение 19.Перепишите, вставляя пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

1) Ревела буря дождь шумел.

Во мраке молнии бл_стали.

И беспр_рывно гром гремел

И ветры в дебрях бушевали. (К. Рылеев)

 

2) Пр_ветствую тебя пустынный уголок

Пр_ют спокойствия трудов и вдохновенья… (А.Пушкин)

 

3) На холмах пушки пр_смирев

Пр_рвали свой голодный рев. (А.Пушкин)

 

4) Пр_ми с улыбкою мой друг

Свободной музы пр_ношенье. (А.Пушкин)

 

5) Кудесник ты лживый безумный старик

Пр_зреть бы твое пр_дсказанье. (А.Пушкин)

 

6) Здесь барство дикое без чувства без закона

Пр_своило себе насильственной лозой

И труд и собственность и время земледельца. (А.Пушкин)

 

7) Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты пр_возмочь

Не хочет воздух. (А.Пушкин)

 

Упражнение 20.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Въехав в Пр_вольный, грузовик пр_тормозил, замедлил бег, я на ходу выпрыгнул из кузова и зашагал по хутору с чемоданом в руке. Я хочу пожить на хуторе. Там моя пр_старелая бабушка, тянет меня туда. Пр_волье там такое – дух захватывает. Хуторок степной, чабанский, но красивый. Вокруг него раскинулось такое р_здолье, что и словами не передать.

В Пр_вольном я вырос, окончил десятилетку, о_туда пр_ехал в Москву учиться. Пожалуй, ничто нас так не радует и ничто так не волнует, как встреча с отчим краем. Вот он весь перед тобой, раскинулся во все стороны, от одного г_ризонта до другого, смотри на него и радуйся, радуйся и смотри. И сколько я ни ехал (в)глубь степи, сколько ни всматривался в распахнутую настежь даль, а насмотреться так и не мог, и странное чувство тр_воги не покидало меня. Да и что может быть пр…краснее вас, родные весенние поля под высоким южным небом.

Тут, на хуторе, мне удалось установить некоторые подробности о первых поселенцах Пр_вольного. Это были мои далекие пре_ки, скотоводы из Таврии. Пр_ехали они сюда еще в середине прошлого века на мажарах в бычьей упря_ке. Мажары, а по-нашему арбы, имели высокие боковые гряды и были доверху загружены д_машним скарбом. Пр_ехало всего восемь семей. Один из братьев Чазовых, Антип, самый младший из братьев, является моим пр_пр_дедом. Вместе с п_житками пр_везли сюда ораву детишек, пр_гнали стадо коров с телятами, на тех же мажарах пр_везли с десяток , на р_звод, грубошерстных овец…

Не долго думая, братья Никита, Федор и Антип вырыли три з_млянки, _глянулись , п_смотрели вокруг во все стороны – а была пора ранней весны, степь не только цвела и зеленела, и нап_лнялась птичьими голосами – и сказали:” Пр_волье! Лучшего места и желать не надо!”

(По С.П. Бабаевскому)

ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

 

ПИШЕТСЯ Ё ПИШЕТСЯ О
1)В корнях слов, если Ё чередуется с Е в родственных словах: шёл-шедший, чёрт-черти 1) В корнях слов, если отсутствует чередование Ё и Е: шорох, крыжовник
2) В окончании глаголов: течёт, течём 3) В окончании имён существительных, прилагательных и на конце наречий: гаражом, блиндажом, большого, горячо, свежо
4) В суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных: напряжённый, кипячёный 5) В суффиксах существительных – ок, -онк, -онок, и суффиксах прилагательных –оф, -он (с беглым о): медвежонок, сучок, парчовый, смешон
4)В суффиксах глаголов и существительных, образованных от этих глаголов: затушевывать, затушёвка 6) В некоторых иноязычных словах: шоколад, жокей, шоссе

 

Упражнение 21.Объясните правописание о, е в следующих словах, используя образец:

а) имеется однокоренное слово — дешевый – дешевле;

б) однокоренного проверочного слова нет – шорох;

в) в заимствованном слове – шоколад;

г) служит для разграничения грамматических форм – ожёг руку – ожог руки.

Шепот, бечевка, желоб, печенка, жокей, жердочка, капюшон, трущоба, прожорливый, чопорный, черствый, поджег сарай, танцор , расческа, кошелка, пчелы, расчет, защелка, жернов, дирижер, тяжелый.

 

 

Упражнение 22.Вставьте пропущенные буквы.

а) Ч_рное море, упавшие ж_луди, удивительная ш_велюра, ржавый ш_мпол, подж_г солому, новые ш_рты, плюшевый медвеж_нок, ш_коладное мороженое, расч_ты батареи, ш_лковый платок, ж_лтый песок, модная прич_ска, отплясывать чеч_тку, сладкий крюш_н, румяные щ_ки, вкусный пирож_к.

б) Где ч_рт не скакал, там и сеять не станет. У кого ж_лчь во рту, тому все горько. Пожалеешь лычка, отдашь ремеш_к. Вьется уж_м, топорщится

еж_м. Уч_ный водит, а неуч сзади ходит. В чуж_м доме не будь приметлив, а будь приветлив. Клевета что уголь: не обожж_т, так замарает. Хорош садовник – крупен крыж_вник. (Пословицы)

Тест

Буква о пишется в словах:

Трусливая собач_нка чуж_й дом

ч_рная тушь мальчик-пастуш_к

взглянуть угрожающ_ печ_ные яблоки

на улице свеж_ спелый крыж_вник

чугунная реш_тка кусоч_к счастья

ударить в плеч_ крепкий ореш_к

возвращ_нный на Родину перц_вый пластырь

ситц_вый платок парч_вая скатерть

 

Упражнение 23.Образуйте от данных существительных однокоренные слова с гласными о, е, ё после шипящих.

Дочка, червяк, одежда, овраг, сук, медведь, бечева, печенье, петух, подушка, рубашка, луч, грач, замок, круг, горох, шапка, человек, мышь, старик, холст.

Упражнение 24.Образуйте от данных глаголов формы 2 лица единственного и множественного числа по следующему образцу: печь – печешь, печете.

Течь, стеречь, беречь, стричь, сечь, завлечь, уберечь.

Упражнение 25.Вставьте в предложения подходящие по смыслу антонимы (в 1 части) и синонимы (во 2 части), употребив в одном из них гласные о, е, ё после шипящих и ц.

1.Параллельно___________ миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует _________ мир с маленькими людьми и маленькими вещами. Земелька __________, а хлебец родит. Но вот, оказывается, есть человек, который сочувствует не ________ , а _________ , не убитому, а убийце. Роман Сергеевич покупает два самых _________ билета, но сам садится с Андреем на самые _________ места. Вот толпа расходится с лестниц по квартирам, ахают. Спорят, перекликаются, то возвышая речь до _________ , то понижая до ________. Кожа на его лице постепенно превратилась из _______ в ________ . __________ хлеб сытнее ________ , в нем меньше влаги. Или тебе ничто не мило на _________ стороне; видно, на ________ милей. А кому ________ жить, всем ________ .

Слова для справок:

Ж_сткий – мягкий; больш_й – маленький; деш_вый – дорогой; ч_рный – белый; безоружный – вооруженный; ч_рствый – свежий; хорош_ — плохо; родной – чуж_й; крик – ш_пот.

2. И смоляные пряди густых волос спадали на глаза. Раздался далекий, но ясный звук колокола. Церемонная Прасковья решилась, наконец, напиться у него чаю. Мотыльки с беспокойным шелестением носились по комнате. Стукнула калитка и звякнула щеколда. Лязгая зубами, я вылез на берег и стал растирать онемевшие икры. Вечерами свет скрадывал желтизну его лица. Запомнил Коля и городского сумасшедшего, молодого парня по прозвищу Цапля. Гордей Евстратыч приехал уже совсем модником: в длинном сюртуке, в крахмальной сорочке. В комнате прохладно.

 

Упражнение 26.С данными фразеологизмами составьте предложения. Выпишите из фразеологического словаря 10 фразеологизмов, в состав которых входят слова с гласными о, е после шипящих.

Вновь испеченный, болеть душой, в ежовых рукавицах, держать в черном теле, брать в шоры, огнем и мечом, золотой мешок.

Упражнение 27.Дополните пословицы, употребив слова с гласными о, е после шипящих.

Был бы _________ , так скатаем комок. Каково________ ,таково и съешь. Без матки- ________ пропащие детки. Прожил век ни за _________ мешок. _________ тонка, да козочка прытка. Всяк ________ знай свой шесток. Мягко стелет, да ________ спать. Бегает от дому, будто ________ от грому.

Слова для справок:

Сверч_к, ч_рт, снеж_к, пч_лка, испечь, ж_рдочка, холщ_вый.

Упражнение 28.Перепишите. Объясните правописание и, ы после ц, составьте словосочетания.

Аукц_он, на ц_почках, ц_вилизация, экспедиц_я, ц_гейка, панц_рь, ц_гане, ц_кады, ц_новка, ц_линдр, ц_пленок, ц_корий, ц_мбалы, ц_ничный, ц_стерна, ц_тадель, ц_тата, станиц_, электростанц_я, спец_фический, учительниц_н, сестриц_н, мультипликац_я, круглолиц_й, знаменосц_, офиц_альный.

Упражнение 29.Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы, ответьте на вопросы, данные в конце текста.

Суворов был ниже среднего роста, сухощ_в, немного сутуловат.

Лиц_ его отлич_лось чрезвыч_йной выразительностью Лоб – высокий, глаза – большие, г_лубые, искрившиеся умом и энергией. Вся фигура, взгляд, сл_ва, дв_жения – все отличалось ж_востью и проворством; не было той солидности и важности, которые его современники пр_выкли считать об_зательным признаком крупного деятеля.

Во всех своих пр_вычках Суворов был необыкновенно скромен. Не говоря уже о предметах роскоши – к_ртинах, д_рогих с_рвизах, н_рядах, он лишал себя даже элементарного к_мфорта. Спал он на покрытой простыней охапке сена, укрываясь вместо одеяла плащ_м. Вставал в четыре часа утра, пр_чем слуге было велено тащить его за ногу, если он проспит. Шубы, п_рчаток никогда не носил. Ездил он всегда в простой таратайке, пользовался самой простой мебелью. Пуще всего боялся изнеженности. «Чем больше удобства, тем меньше храбрости, г_варивал Суворов. Он считал необходимым поддерж_вать физическую и духовную стороны ч_ловека в п_стоянной готовности к л_шениям и опасности.

Суворов был одним из самых обр_зованных русских людей своего времени…Он изучил мат_матику, историю, географию; владел немецким, французским, итальянским, польским, турецким и финским языками, был осн_вательно знаком с древней и новой л_тературой. Военная эрудиц_я его изумит_льна. Он пр_штудировал все в_жнейшие военные книги, нач_ная с древних авторов вплоть до своих с_временников. Ум Суворова не знал о_дыха.. Страс_ная любознат_льность соч_талась в нем с огромной жажд_й деятельности. “ Ист_нно не могу ут_лить пожара в душе моей, -“ воскликнул однажды Суворов.

Военное д_рование – та сторона его облика, в которой наиболее ярко отразилась его инт_ллектуальная и в_левая мощь. Суворов еще при ж_зни стал л_гендой. Он со своими “ч_до – б_гатырями” не знал поражений. Его имя и сегодня хр_нится в памяти каждого русского человека

(По К.Осипову)

 

1) К какому стилю можно отнести данный текст?

2) Каков его жанр?

3) Какова композиция текста?

4) Как можно озаглавить текст?

5) Дополните текст небольшим вступлением.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

«Правописание приставок пре- и при-«. Урок-практикум

Разделы: Русский язык


Тема урока: «Правописание приставок  ПРЕ- и ПРИ-. Урок-практикум».

Цель урока: отработка навыков  правописания приставок третьей группы

Задачи:

  • Обучающие – закрепить знания об употреблении приставок ПРЕ- и ПРИ- в зависимости от их лексического значения; повторить правописание слов с трудно определяемым значением данных приставок; продолжить формирование умения определять условия выбора гласных в приставках, правильно писать слова с приставками неясного значения
  • Развивающие – развивать умение находить слова с данными приставками в тексте, вставлять такие слова в текст по смыслу, употреблять в конкретной речевой ситуации
  • Воспитывающие – воспитывать любовь к родному языку.

Ученики должны:

Знать: о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их лексического значения, о правописании слов с неясным значением приставок ПРЕ- и ПРИ-.

Уметь: определять лексическое значение приставки ПРИ-: «приближения, прибавления», «присоединения», «неполноты действия», «территориальной близости» и значение приставки ПРЕ-, близком к  слову «очень» и приставке «пере-»; различать на письме приставки ПРЕ- и ПРИ-; находить в тексте, подбирать слова по смыслу, употреблять в речевой ситуации.

Тип урока: урок повторения и обобщения полученных знаний

Методы: коммуникативно-ситуативные, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, продуктивные, практические.

Оборудование урока: таблица третьей группы приставок, карточки с текстом для творческого диктанта, учебный материал на электронном носителе.
ТСО: компьютер, экран (интерактивная доска).

ХОД УРОКА

I этап. Актуализация знаний

1. Разминка. Мини-тест

Задание: назвать приставки.

  • Эта приставка имеет значение «очень».
  • Эта приставка пишется в словах «приблизиться», «пришить».
  • Эта приставка имеет значение неполноты действия.
  • Эта приставка имеет значение «пере-».
  • Эта приставка пишется в словах «прекрасная», «премудрая».

2. Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О приставках ПРЕ- и ПРИ-.)
– Сколько групп приставок существует в русском языке? (3 группы)
– Какие это группы приставок? (1 группа приставок – неизменяемые, 2 группа – приставки, оканчивающиеся на -з(-с) и третья группа  – приставки ПРЕ- и ПРИ-)

II этап. Целеполагание

Презентация. Слайд 1

Запись темы урока.

III этап. Повторение теоретического материала

1. Работа с опорой на таблицу «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-».

ПРИ- или ПРЕ-? ПРЕ- или ПРИ-?
Это совсем не секрет.
На содержание слова смотри –
Сразу получишь ответ.

Устный рассказ по таблице: каждое положение таблицы сопровождается практическим выполнением заданий, предложенных учителем.

Приставка ПРИ-.

1) Значение «приближения»
Запишите слова, обозначающие приближение: человека, птицы, рыбы, змеи, автомобиля.
2) Значение «присоединения»
Присоедините с помощью верёвки, молотка и гвоздей, иголки с ниткой.
3) Значение «территориальной близости»
Как называют край при море, канаву при дороге, огород при усадьбе, участок при школе.
4) Значение неполноты действия
Устная работа: немного поднял, немного хромает, ненадолго остановился, слегка дотронулся, ненадолго лёг.

Приставка ПРЕ-.

Задание: выписать слова с приставкой ПРЕ- из данного стихотворения:

В прекрасном замке на горе
Жила-была приставка ПРЕ-.
Особа преотважная,
Важная-преважная,
Гордая-прегордая,
Добрая-предобрая.
Её считали очень мудрой
И называли все Премудрой.
Был у неё прелестный пудель.
Прекрасный пёс по кличке Дудель.
Он преспокойно спал у двери,
Когда вошла приставка ПЕРЕ-.
Она сказала: «На заре
Я уезжаю, друг мой ПРЕ-,
Меня не будет два-три дня,
Ты поработай за меня.
Позаменяй меня, прошу.
Спокойной ночи, я спешу».

– О каком значении приставки ПРЕ- говорится в стихотворении?
– Итак, мы повторили все значения приставок третьей группы.

Презентация. Слайд 2

2. Речевая ситуация: один из ваших товарищей болен. Как бы вы могли рассказать ему о том, что было на уроке? Составьте устное монологическое высказывание.

3. Трудные случаи написания.

– Скажите, пожалуйста, все ли слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- можно объяснить?
– В чём сложность написания слов  с ПРЕ- И ПРИ-? 
– Назовите такие слова.

IV этап. Закрепление материала

1. Работа с учебником (номера упражнений даны по учебнику русского языка под редакцией М.М.Разумовской, 2006 г.): упр. № 282 (устно)

Определите, какие значения имеют приставки ПРЕ- и ПРИ- в данных словах.

Приставки Их значение Примеры
пре- (= «очень»)

(= «пере»)

Прехорошенький
Прескучный
Преградить
Прервать
при- («неполнота действия»)

(«присоединение»)
(«приближение»)

Приоткрыть
Придержать
Приумолкнуть
Приросли
Придвинуть
Приехать

2. Словарный диктант по картинкам

Один ученик у доски.
Задание: записать слова в составе словосочетаний.

Презентация. Слайд 3

1) Какой глагол: ПРЕБЫВАТЬ или ПРИБЫВАТЬ – можно использовать для описания рисунка? (прибывать)

Презентация. Слайд 4

2) Этому мальчику одна книга очень нравится, другую он читает без интереса. Подберите к рисункам прилагательные-антонимы с приставкой ПРЕ- (преинтересная книга, прескучная)

Презентация. Слайд 5

3) Какие глаголы с приставкой ПРИ- можно использовать для описания поезда? (прибывает, приезжает)

Презентация. Слайд 6

4) Вспомните глаголы с приставками, обозначающими неполноту действия, которыми можно воспользоваться для описания рисунков (присесть, приоткрыть, приподнять)

Презентация. Слайд 7

5) Подберите слово, близкое по значению к глаголу здороваться(приветствовать)

3. Работа в рабочей тетради

Задание: Вставьте в слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- пропущенные буквы.

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

Взаимопроверка.

– Проверьте, правильно ли вы вставили буквы?

Презентация. Слайд 8

Оценивание (без ошибок – «5», 1 ошибка – «4», 2-3 ошибки – «3»).

– Из каких произведений взяты эти строки? («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке»)
– Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин.)

4. Словарная работа

– В двух предыдущих заданиях было использовано слово «приветствовать». Сейчас мы с вами поработаем с этимологией данного слова.
– Что такое этимология? (Этимология (с греч.) – раздел языкознания, в котором изучается происхождение и история слов.)
– Какой словарь нам необходимо открыть? (Этимологический словарь.)
– Открыли этимологический словарь в справочнике.
Презентация. Слайд 9
Записываем: приветствовать (общеславянское) – образовано от слова vetiti  «говорить».
Познакомимся с этимологией ещё одного слова.
Презентация. Слайд 10
Пресмыкаться (заим. из старославянского языка) – производное от смыкатися «ползать». В древнерусском языке смокъ – змей.
– Кого называют пресмыкающимися?
– Составьте предложения с данными словами. Запишите.

5. Работа с текстом.

Творческий диктант

Задание дифференцированное: вставить слова с приставками ПРЕ- и ПРИ- и выполнить задания к тексту.

1 группа (сильные, карточки красного цвета)

1. Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ- по смыслу.
2. Определить тип речи (повествование). Доказать.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

2 группа (средние, карточки зелёного цвета)

1. Заменить данные в скобках слова словами с приставками ПРЕ- и ПРИ-.
2. Определить тему текста. (Об удавах. Об интересном случае из жизни пресмыкающихся.)

В зоопарк из-за границы (доставили) два (очень огромных удава). Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (не совсем закрытой): её плохо (закрепили гвоздями). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их (примерно) метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. (Доставили) в помещение – никаких (знаков) жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. (Добавили) тёплой воды – удавы (изменились), ожили.

3 группа (слабые, карточки синего цвета)

1.   Вставить слова приставками ПРЕ- и ПРИ-, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прибыть, преогромный, приоткрытый, прибить, приблизительно, принести, признак, прибавить, преобразиться.
2. Озаглавить текст.

В зоопарк из-за границы () два () удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась (): её плохо (). Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их () метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. () в помещение – никаких () жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. () тёплой воды – удавы (), ожили.

Презентация. Слайд 11

Окончательный вариант.

В зоопарк из-за границы прибыли два преогромных удава. Был зимний поздний вечер, и сотрудники решили змей оставить в изоляторе. Утром обнаружили, что удавы исчезли. Крышка ящика оказалась приоткрытой: её плохо прибили. Бросились искать. На снегу две широкие зигзагообразные полосы – следы беглецов. Нашли их приблизительно метрах в пятнадцати от окна. Удавы закоченели. Принесли в помещение – никаких признаков жизни. Змей поместили в воду. Минут через десять они зашевелились. Прибавили тёплой воды – удавы преобразились, ожили.

Задание для всех:

1. Определите значение приставок ПРЕ- и ПРИ- в использованных нами  в данном тексте словах.
2. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова «преогромный».

V этап. Тест

I вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕуспевать – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…образовать, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…льщать, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

VI этап. Домашнее задание

Творческая работа: написать сказку о приставках ПРЕ- и ПРИ-.

VII этап. Итог урока

– О чём мы говорили на уроке?
– Что нового узнали?

Оценка деятельности учеников. Выставление отметок.

20.08.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

§ 5. Правописание приставок.

Неизменяемые приставки

Изменяемые приставки

Гласные и согласные в приставках В-, ДО-, ЗА-, НА-, О-, ПЕРЕ-, ПО-, ПРО-, С-, ОБ-, ОТ- НАД-, ПОД-, ПОДО-, ПРЕД- и др. на письме не изменяются, независимо от произношения.Нужно запомнить

Без-(с), раз-(с), из-(с)

При-, пре-

Нужно знать правило

Приставки на …з (с)

Приставки

Правило

Примеры

На …З

Пишется …З-, если после корня следует звонкий согласный

Разбудить, извержение

На …С

Пишется …С -, если после корня следует глухой согласный

Расколоть, исчезнуть

Приставки при- и пре

Приставки

Правило

Примеры

При-

1. Присоединение, прибавление, приближение

Пришить, прибить, привязать, прийти, приехать

2. Близость

Пригородный, приморский

3. Неполнота действия

Приоткрыть, припрятать

4. Сопутствующее действие

Присвистывать, притопывать

Пре-

1. Высшая степень (=очень)

Предобрый, преуспевать

2. Близко по значению к приставке =пере=

Пресечь, преодолеть

Примеры для орфографической разминки:

Дошел, зашел, нашел, пошел, вошел, прошел, обошел, перешел, подбил, подъехал, обвил, оттолкнул, подсчитал, предвоенный,вбежал,сбежал, обжигать,озарить, отбирать, отдать, отрастить, перебирать, подстелить, представить,сбегать,сбить,сгонять,сгореть,сделать, надписать, обслужить, отдохнуть, оттолкнуть, подбросить, поддержать, подписать, подточить,сдуть,сгустить,сжимать,срослись две березки. Раззадорить, расстроиться, рассечь, рассчитать, разбрызганный, развлечься, раздаривать, разгорячённый, раскалённый, раскопанный, раскормленный, распевать песни, рассеянный, рассказчик, растерянный, расцеловать, расхаживать, расчёсывать, расшибиться приехать, прибытие, прибывает (вода, поезд), прислоняться, приклонить (ухо к чему-нибудь), припасть, прием, прибрежный, прибежать, привезти, приморье, привязать, прирасти, пристроить, приобрести, пресильный, пренеприятный, предлинный, преуменьшать, преувеличивать, пресытиться, преобладать, преимущество, превзойти, преисполненный, превознести, престарелый, преинтересный

Диагностический набор №2

                Рабочая часть

Контрольная часть

Колонка №1

Колонка №2

 

1 бе_граничный

2 и_писать

3 в_бираться

4 во_стание

5 и_копаемые

6 ра_писание

7 в_бираться

8 в_кормить

9 _борная

10 ра_гадать

1 бе_страшный

2 предра_светный

3 _жечь дотла

4 ра_пахнуть

5 бе_кровный

6 ни_ложить

7 _дешний житель

8 бе_мятежный взгляд

9 во_становить здоровье

10 и_чезнуть

 

З С

С С

З С

С С

С С

С З

З З

С З

С С

З С

Колонка №3

Колонка №4

 

1 бе_системное питание

2 бе_болененная операция

3 бе_дарный писатель

4 бе_характерный человек

5 бе_вредное средство

6 бе_жизненный взгляд

7 бе_людная улица

8 бе_шовный рукав

9 ра_считаться

10 ра_чётливый хозяин

1 бе_форменная груда

2 бе_вкусная пища

3 бе_ценный подарок

4 _беречь силы

5 и_пепелять взглядом

6 в_кипеть в чайнике

7 во_главить колонну

8 ра_везти по домам

9 ра_гребать мусор

10 бе_голосый певец

С С

З С

З С

С С

З С

З С

З З

С З

С З

С З

Упражнение № 1. Обозначьте орфограммы-буквы в неизменяемых приставках

описать

подступать

передать

обжигать

подошёл

замер

отпереть

отобрать

пропускать

доверять

надколоть

влезать

сбежал

поддаваться

добраться

Упражнение № 2. От следующих слов образуйте слова с приставками из-(ис-), раз-(рас-)

чертить

топка

сушить

жарить

пытать

графить

писать

править

Упражнение № 8. Замените сочетания слов одним словом.

Очень добрый

Очень богатый

Очень спокойный

Очень тихий

Очень мудрый

Очень скучный

Очень весёлый

Очень забавный

Очень глупый

Очень опасный

Очень смешной

Очень неприятный

Очень важный

Очень милый

Очень серьёзный

Очень старый

Упражнение № 9. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограмму.

Пр_мчаться, пр_украсить, пр_терпевать, пр_мётывать, пр_лунный, пр_неприятный, пр_одолевать, пр_добрый, пр_скакать, пр_секать, пр_рывистый, пр_забавный, пр_клеивать, пр_смешной, пр_вязывать, пр_таскивать, пр_града, пр_ползать, пр_вёртывать, пр_голубить, пр_бывать (в неволе), пр_высить, пр_скверный, пр_станционный, пр_землиться, пр_порошить, пр_школьный, пр_ступник, пр_зидиум, пр_зирать, пр_смыкаться, пр_имущество, пр_бывать (на вокзал), пр_вилегия, пр_зирать (нищих)

Упражнение № 10. Подберите антонимы с приставками при- и пре-, составьте предложение с выделенным словом.

удаляться

отбавлять

уважать

отдалять

уродливый

последующий

презирать

studfiles.net

«Упражнения на тему: «Приставки пре и при» (6 класс)»


Приставки пре и приУпражнение № 1
Вставьте буквы.
Пр…седание, пр…вращение, пр…писка, пр…говор, пр…имущество, пр…ставала, пр…ступление, пр…вычка, пр…ображение, пр…ближение, пр…сутствие, пр…ход; пр…встать, пр…высить, пр…открыть, пр…шить, пр…поднять; пр…мчаться, пр…смешной, пр…цепить.
Упражнение № 2
Вставьте буквы.
Пр…дорожный, пр…вязывать, пр…озёрный, пр…пугнуть, пр…вокзальный, пр…скакать, пр…морский, пр…клеить, пр…гореть, пр…интересный, пр…поднять, пр…бежать, пр…брежный, пр…плыть, пр…скучный, пр…ехать, пр…городный, пр…быть, пр…дворный, пр…кусить.
Упражнение № 3
Вставьте буквы.
Пр…неприятный, пр…йти, пр…забавный; пр…соединиться к друзьям, пр…сесть на краешек стула, пр…быть вовремя, пр…бежать мгновенно, пр…едет на днях, неожиданно пр…умолк, пр…увеличить значение события, пр…лечь на четверть часа, пр…клеить аппликацию, пр…морский город, пр…подаватель университета, пр…поднять голову, пр…забавное происшествие, пр…мчаться сразу, пр…колоть брошку, пр…городная электричка.
Упражнение № 4
Вставьте буквы.
Пр…мудрый старик, пр…землиться на поле, пр…брежная улица, пр…опасный зверь, пр…держать дверь, оперная пр…мьера, пр…вокзальное кафе, пр…косновение к руке, пр…скакать на коне, пр…неприятное событие, пр…двинуть поближе, пр…седать от боли, пр…бить к стенке, пр…плыть на корабле, пр…скучный рассказ, пр…красный собеседник, пр…близиться незаметно, плотно пр…жать, пр…кусить щеку.
Упражнение № 5
Вставьте буквы.
Русский человек пр…даёт особое значение слову «семья». Пр…дать семью означает пр…дать самого себя. И подобное пр…дательство не прощается ни людьми, ни Богом. Если русские гости обещают пр…быть минут через пять, то иностранцы ближайшие полчаса-час пр…бывают в недоумении: где же их носит. Пр…ступая к работе, не пр…ступайте закон!
Упражнение № 6
Замените слова одним словом, пользуясь словами для справок.
Слова для справок: прелюдия, прискорбный, преследовать, премьера, примитивный, приятель, преступник, презентовать, преувеличить, предание, президент, превосходить, препятствие, привилегия, примадонна, привередливый, преступить. Глава государства.
Подарить что–либо.
Оперная певица, исполняющая главные роли.
Вступление к музыкальному произведению.
Помеха, то, что преграждает путь или мешает совершению чего–либо.
Первое представление пьесы, оперы, балета, фильма.
Человек с прихотями, капризами.
Печальный, горестный.
Простейший, несложный по устройству.
История, передающаяся из поколения в поколение.
Исключительное право, предоставляемое кому–либо в отличие от других.
Представить в больших размерах, чем есть на самом деле, придать чему–либо очень важное значение.
Оказаться выше, сильнее.
Близкий знакомый.
Гнаться, следовать за кем-нибудь.
Нарушить правила.
Тот, кто нарушает правила.

schoolfiles.net

Тест «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Тест 1 «Правописание  приставок ПРЕ- и ПРИ-»

1 вариант

  1. Укажите неправильное объяснение значения

приставки.

1) ПРИшить – «присоединение»
2) ПРИоткрыть – «неполнота действия»
3) ПРИморский – «близость к чему-либо»
4) ПРЕкрасный – «неполнота действия»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1)пре..милый, пр…волжский, пр..близить
2) пр… смотреться, пр…ключение, пр…готовит
3) пр…городный, пр…ставить, пр…кратить
4) пр…обрести, пр…ятный, пр…подаватель

3. В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…ладить, пр…влечь,пр…забавный
2) пр…увеличить, пр…мудрый, пр…неприятный
3) пр…сесть, пр…винтить, пр…спокойный
4) пр…брежный, пр…ползти, пр…градить

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРИ-.

1) пр…следовать, пр…одолеть, пр…крутил
2) пр…делать, пр…образиться, пр…грады
3) пр…храмывал, пр…вести, пр…расти
4) пр…подняться, пр…ключение, пр…лететь

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют приставку ПРЕ-.

1) пр…красная, пр…рвать, пр…бежать
2) пр…зрение, знаки пр…пинания, пр…пятствие
3) пр…милый, пр…добрый, пр…восходить
4) пр…глушить, пр…задуматься, пр…сложная

Тест 1 по теме «Правописание  приставок ПРЕ- и ПРИ-»

II вариант

1. Укажите неправильное объяснение значения приставки.

1) ПРИпаять – «присоединение»
2) ПРИсесть – «приближение»
3) ПРИшкольный – «близость к чему-либо»
4) ПРЕувеличить – равно значению «очень»

2. В какой строке все слова пишутся с И:

1) пр…гнать, пр…хорошенький, пр…топывать
2) пр…винтить, пр…ехать, пр…строить
3) пр…одолеть, пр…седать, пр…пухнуть
4) пр…мирить, пр…мёрзнуть, пр…огромный

3. . В какой строке все слова пишутся с Е:

1) пр…выкать, пр…вратить, пр…клеить
2) пр…неприятный, пр…интересный, пр…рвать
3) пр…нарядить, пр…усадебный, пр…терпевать
4) пр…града, пр…дорожный, пр…тронуться

4. Укажи ряд, в котором все слова имеют

приставку ПРИ-.

1) пр… крываешься, пр…зирать, пр…личный
2) пр…баутка, пр…вивка, пр…рода
3) пр…открыть, пр…давить, пр…ползти
4) пр…метный, пр…вратить, пр…чудливый

5. Укажи ряд, в котором все слова имеют

приставку ПРЕ-.

1)пр…стиж, пр…зидент, пр…мьера
2) пр…противный, пр…злой, пр…отличный
3) пр…уральский, пр…возносить, пр…возмочь
4) пр…весёлый, пр…теснять, пр…надлежать

Тест 1 по теме «Правописание  приставок ПРЕ- и ПРИ-»

Ответы:

I вариант: 1. 4), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 3)
II вариант: 1. 2), 2. 2), 3. 2), 4. 3), 5. 2)

Тест 2 «Приставки ПРЕ-и ПРИ»

1. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр_брежный;
2) пр_остановиться;
3) пр_прятать;
4) пр_увеличить.

2. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр_успеть;
2) пр_вращать;
3) пр…жать;
4) пр_провождать.

3. Найдите вариант с орфографической ошибкой.

1) Президент

2) презирать

3) преоритет

4) президиум

4. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…морский

2) пр…землиться

3) пр…пятствие

4) пр…сесть

5. В каком слове пишется приставка при-?

1) Пр…умолкла

2) пр…рвали

3) пр…лестный

4) пр…клонить колени

6. В каком слове пишется приставка пре-?

1) Пр…бирать

2) пр…растать

3) пр…влекательный

4) пр…большой

7. В каком слове пишется приставка при-?

1) пр…возносить

2) пр…вратиться

3) пр…сесть

4) пр…уменьшить

8. В каком слове приставка обозначает «неполное действие»?

1) Пр…хорошенький

2) пр…брежный

3) пр…стегнуть

4) пр…открыть

9. В каком слове приставка обозначает «приближение»?

1) Пр…хлынут

2) пр…лечь

3) пр..милый

4) пр…пятствие

10. В каком слове написание пре-/при- зависит от контекста?

1) Пр…слушиваться

2) пр…нахмурилась

3) пр…давать

4) пр…летел

Тест 2 по теме «Правописание  приставок ПРЕ- и ПРИ-»

  1. — 4)
    2. — 3)
    3. — 3)
    4. — 3)
    5. — 1)
    6. — 4)
    7. — 3)
    8. — 4)
    9. — 1)
    10. — 3)

Доп задание

1) Час обеда пр…ближался, топот по двору раздался.

2) Там о заре пр…хлынут волны на брег песчаный и пустой…

3) Кто-то терем пр…бирал да хозяев поджидал.

4) Пирожок лишь разломила да кусочек пр…кусила.

5) Вмиг тогда мой петушок
Пр… подымет гребешок…

6) Все бегут за колесницей,
За Дадоном и царицей;
Всех пр…ветствует Дадон…

7) «Здравствуй, князь ты мой пр…красный!
Что ты тих, как день ненастный?»

8) …А князь в окошко,
Да спокойно в свой удел
Через море пр…летел.

doc4web.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *