Урок биологии в 7 классе Классификация животных Основные систематические группы животных
Урок биологии 7 класс
Учитель КГУ «СОШ № 15»г.Семей
Тема: «Классификация животных.
Основные систематические группы животных».
Цель: Познакомить учащихся с основными систематическими категориями (вид, род,
отряд, тип) и ролью животных в природе и для человека.
Задачи: Образовательные: способствовать формированию представлений о науке систематика, бинарной номенклатуре;
— способствовать формированию понятий – вид, род, отряд, семейство, класс, тип.
Развивающие: способствовать развитию общеучебных умений и навыков, а также интеллектуальных способностей учащихся;
— способствовать развитию интереса к биологическим знаниям;
— способствовать формированию умения применять знания в решении учебных и
жизненных задач.
Воспитательные: способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения и понимания необходимости бережного отношения к природе, на примере значения животных;
— способствовать созданию комфортной образовательной среды по сохранению здоровья
учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Ход урока:
I. Организационный этап.
II. Повторение пройденного материала:
1) Выполните тест: «Многообразие животного мира»
1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;
2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;1
б) чибис;3
в) окунь;1
г) кит;1
д) дождевой червь;2
е) рак;1
ж) заяц;4
з) крот;2
и) страус;4
к) волк;4
л) жаворонок.3
4. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) в теле хозяина;
г) наземно-воздушная.
5. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
6. основной структурной единицей животного является:
а). ткань;
б). орган
в). Клетка
г). Система органов.
2) проверка схем и таблиц в тетрадях
III. Усвоение новых знаний
1. Классификация животных
Известно очень много видов животных, более ____(2-х) миллионов. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача – это распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации – это вид животных. Под видом животных понимается совокупность организмов или особей, имеющих сходное строение, образ жизни, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства и населяющих определенную территорию.
Дог
Сербернар вид — Собака
Такса
…
Близкородственные виды животных объединяют в особую группу – род.
Вид Собака
Вид Волк род Волк
Близкие, сходные роды животных относят к одному семейству.
Род Волк
Род Енотовидная собака семейство Собачьи
Род Лисица
Род Песец
Близкие, сходные семейства объединяют в отряд, отряды – в класс, классы – в тип, типы – в подцарство, подцарства – в царство.
По сходству строения животных можно разделить на 2 типа: беспозвоночные и позвоночные(хордовые).
Простейшие (одноклеточные)Кишечнополостные
Черви
Моллюски (мягкотелые)
Иглокожие
Насекомые
РыбыЗемноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Царство: Животные.
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые.
Класс: Млекопитающие.
Отряд: Хищные.
Семейство: Собачьих (псовых).
Род: Волки.
Т.о., основные систематические группы животных выглядят так:
Царство
Подцарство
Тип
Класс
Отряд
Семейство
Род
Вид
Царство – самая высшая и самая крупная систематическая группа животных, а вид – основная мелкая группа.
Объединение животных в группы делается не произвольно, а в соответствии с научными данными, основанными на детальном изучении.
Основоположником систематики животных считается Карл Линней (ввел бинарную номенклатуру).
IV
1. Назовите известные вам систематические группы растений и выясните, чем названия их отличаются от названий систематических групп животных.
2. Какое значение для человека имеет систематика животных?
3. Ознакомьтесь с примерами классификации животных на форзаце в конце книги.
V. Итог урока. Д/з. §40, к
«Многообразие животного мира» _____________________1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;
б) чибис;
в) окунь;
г) кит;
д) дождевой червь;
е) рак;
ж) заяц;
з) крот;
и) страус;
к) волк;
л) жаворонок.
4. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) в теле хозяина;
г) наземно-воздушная.
5. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
6. основной структурной единицей животного является:
а). ткань;
б). орган
в). Клетка
г). Система органов.
«Многообразие животного мира» ______________________
1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;
б) чибис;
в) окунь;
г) кит;
д) дождевой червь;
е) рак;
ж) заяц;
з) крот;
и) страус;
к) волк;
л) жаворонок.
4. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) в теле хозяина;
г) наземно-воздушная.
5. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
6. основной структурной единицей животного является:
а). ткань;
б). орган
в). Клетка
г). Система органов.
«Многообразие животного мира» ______________________
1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;
б) чибис;
в) окунь;
г) кит;
д) дождевой червь;
е) рак;
ж) заяц;
з) крот;
и) страус;
к) волк;
л) жаворонок.
4. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) в теле хозяина;
г) наземно-воздушная.
5. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
6. основной структурной единицей животного является:
а). ткань;
б). орган
в). Клетка
г). Система органов.
«Многообразие животного мира»_______________________
1. Наука о животных:
а) ботаника;
б) микология;
в) анатомия;
г) зоология.
2. Соотнесите перечисленных ниже животных со средами обитания:
1 – водная;2 – почвенная;
3 – наземно-воздушная;
4 – наземная.
а) тюлень;
б) чибис;
в) окунь;
г) кит;
д) дождевой червь;
е) рак;
ж) заяц;
з) крот;
и) страус;
к) волк;
л) жаворонок.
4. Среда обитания аскариды:
а) почвенная;
б) водная;
в ) в теле хозяина;
г) наземно-воздушная.
5. Взаимовыгодное сожительство двух организмов – это:
а) хищничество;
б) паразитизм;
в) аменсализм;
г ) симбиоз.
6. основной структурной единицей животного является:
а). ткань;
б). орган
в). Клетка
г). Система органов.
infourok.ru
Урок 7. Классификация животных | Поурочные планы по биологии 7-8 класс
Урок 7. Классификация животных
08.01.2015 6712 957Цели урока: продолжить формирование представления о виде как систематической категории, показать принципы классификации животных, на основе чего сформировать умения определять место животного в системе органического мира.
Оборудование: таблица «Систематические категории в зоологии», набор магнитных карточек «Классификация растений и животных» (или самодельные карточки с названием систематических категорий) в качестве динамической модели, животные уголка живой природы (хомячки сирийские и джунгарские, мыши, свинки).
С понятиями, терминами темы «классификация», «систематика», «вид», «систематические категории» учащиеся знакомились в курсе ботаники в 7 классе. Поэтому работу по теме лучше начать с актуализации опорных знаний с логическим переходом на вопросы новой темы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка усвоения материала прошлого урока
Вариант I: выполнить все задания (кроме задания 7) тематической карты урока-конференции (см. урок 6).
Вариант II: разгадать кроссворд «Охрана животных» (см. Приложение).
Тихий опрос (беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, вто время, как класс занят другим делом). Беседа осуществляется по вопросу 7 тематической карты. Лучший ответ можно прослушать всем классом.
III. Актуализация опорных знаний
О Узнать по описанию, что за слово написано на доске (слово закрыто листом). Можно использовать как соревновательный момент — кто первый?
• это наука;
• это очень древняя наука, наука кипящая, рождающая споры и многочисленные гипотезы;
• наука, которая всю свою историю находится в непрерывном становлении;
• это своеобразная наука, принципы которой до сих пор подвергаются сомнениям;
• объект ее исследования знаком ученым далеко не полностью;
• с ней связаны этикетки с труднопроизносимыми латинскими названиями;
• результат ее поиска — это сложнейшие таблицы классификации и многотомные определители;
• предмет исследования — разнообразие живых организмов;
• она ищет систему, в которую бы уложилось все живое в окружающем мире.
Да, эта наука — систематика. (Характеристика науки зачитывается полностью, даже если учащиеся узнали слово заранее, не доходя до последнего пункта описания). Учащиеся с помощью учителя вспоминают определение систематики.
Систематика — это наука о многообразии живых организмов, занимающаяся распределением их в разные группы по степени их родства (родства в строении и происхождении). А распределение живых организмов по группам есть классификация. Таким образом, систематика — наука, которая классифицирует живое.
В ходе беседы с учащимися следует вспомнить следующие моменты:
1. Карл Линней — основоположник систематики.
2. Описал большое количество растений и животных и дал им научное название.
3. Линней предложил для каждого из живых организмов «фамилию» и «имя», отныне они стали называться двумя латинскими словами: одно обозначает род, другое — вид. Такая система двойных названий живых организмов носит название бинарная номенклатура.(Здесь учащиеся приводят примеры из ботаники: ландыш майский, василек синий, горох посевной).
4. Впервые построил из хаоса стройное здание, в котором все известные в XVIII веке растения и животные заняли свои места. То есть Карл Линней предложил научную классификацию живых организмов. Правда, классификация эта была искусственной, так как ученый ничего не знал о сложной системе родства и даже не подозревал, какую сложную и запутанную историю имеет животный и растительный мир планеты.
5. Предложил свое определение вида. Карл Линней считал, что вид — это совокупность особей, похожих между собой, беспрепятственно скрещивающихся между собой, дающих плодовитое потомство и не имеющих переходов к другим (сходным) видам, занимающих определенную территорию — ареал (приводим пример с комнатными растениями).
6. К. Линней предложил объединять сходные виды в более крупные группы — роды, роды — в отряды, отряды — в классы.
— Определите количество особей, видов и родов животных, указанных в списке (задание на доске или в тематической карте).
1. Лисица обыкновенная. 6. Медведь белый
2. Медведь бурый 7. Тюлень обыкновенный
3. Ласточка береговая 8. Сельдь атлантическая
4. Тюлень гренландский 9. Ласточка деревенская
5. Лисица обыкновенная 10. Медведь бурый
Ответ: особей — 10; видов — 8; родов — 5
IV.Изучение нового материала
Возникает вопрос: как обстоит дело с наиболее старым разделом зоологии — с систематикой животных? Продолжаются ли и в наше время научные исследования в этой области, или она уже выполнила свою задачу, зарегистрировав, описав и распределив по степени родства все существующее многообразие животного мира?
Приходится признать, что и через два века после того как Линней заложил ее основы, систематика еще далека от того, чтобы считать свою работу завершенной и спокойно отойти в сторону. Исследования в области систематики продолжаются и теперь, и идут в различных направлениях. Пользуясь всем многообразием современных методов исследования, систематика стремится наиболее полно отразить основные пути, по которым шло историческое развитие мира животных (совершенствует общую систему животного мира в его крупных подразделениях). Рис. 341, стр. 234 — схема развития животного мира.
В области систематики отдельных групп и по настоящее время продолжается работа по выявлению, описанию и изучению новых для науки видов животных, которые оставались неизвестными прежним исследователям. Естественно, что большую часть таких новинок дает изучение морских глубин и дебрей, тропических лесов. Число новых для науки видов ежегодно растет и в фауне давно исследованных стран, в том числе и на территории России. Много новых видов обнаруживается среди мелких и невзрачных существ и различных групп беспозвоночных, которые либо не попадались на глаза прежде, либо смешивались под одним названием со своими родичами.
— Какие систематические категории используются в зоологии?
Вспомним систему растительного царства (работа с магнитными карточками или просто на доске). Рассмотрим пример:
Царство Растения
Отдел Цветковые
Класс Двудольные
Семейство Сложноцветные Рол Василек
Вид Василек синий
Успехи в зоологии привели к тому, что систематических групп стало недоставать для классификации животных, (видов животных известно более чем в 3 раза больше, чем видов растений).
О Написать систематические категории, используемые в зоологии по рис. 31 стр. 23 и выделить систематические категории, которые ученые стали вводить в классификацию животных.
Работа по таблице «Систематические категории в зоологии».
На примере крысы серой и крысы черной рассмотрите видовые признаки животных, определите их место в системе органического мира.
Если таблицы в школе нет, то точно такую же работу можно провести по схеме, подготовленной к уроку самостоятельно или рассмотреть пример с зай- цем-русаком, зайцем-беляком, зайцем-толаем, приведенный на рис. 30, стр. 23.
Вариант I
Видовые признаки крысы серой, или пасюка.
Хвост короче туловища, ухо, если его пригнуть вперед, не достигает глаза, буровато-серая окраска верхней стороны довольно резко отделяется от беловатого брюха, размножается круглый год, питается в основном животным кормом (хищнические наклонности связаны с особенностями строения кишечника), широкое распространение на территории нашей страны, обитает на полях, в хозяйственных постройках.
Видовые признаки крысы черной.
Хвост всегда длиннее туловища, ухо, пригнутое к морде, достигает глаза, окраска спины темноватая, постепенно светлеющая к брюшной стороне, размножается 2—3 раза в год, обитает в селах, лесу, питается растительными кормами.
& Рассмотренные крысы относятся к разным видам, которые характеризуются определенными признаками.
& Вид — это группа сходных по строению, образу жизни и распространению особей, способных скрещиваться между собой и давать плодовитое потомство.
Черты сходства серой и черной крыс: образ жизни, ночная активность, общее сходство внешнего облика и размеров.
На основании общих признаков эти виды объединяются в более крупную группу — род Крысы.
Помимо рассмотренных видов крыс, в природе встречаются животные многих других видов, например, домовая мышь. Она менее похожа на крыс, поэтому ее относят к другому роду — роду Мыши. Белку обыкновенную относят к роду Белки и семейству Беличьи. А род Крысы и род Мыши на основании общих признаков (роговые чешуйки на хвосте, ночная активность, раннее половое созревание, очень большая плодовитость и т.д.) объединяют в семейство Мышиные. Семейства мышиных и беличьих входят в отряд грызунов по сходным признакам. (К мышиным относятся и мыши белые (домашние). Их можно показать для знакомства с признаками семейства мышйных). Свинка морская, хомячок, как крысы и мыши, также принадлежат к отряду грызунов. На их примерах можно увидеть яркие черты грызунов. Сходные отряды на основании общих черт их представителей объединяются в классы.
Так, отряды грызунов и отряд хищных относят к классу млекопитающих, поскольку представители этих отрядов, несмотря на многочисленные различия, имеют важные общие признаки: волосяной покров, живорождение, вскармливание детенышей молоком. Сходные классы, в свою очередь, объединяют в наиболее общие группы — типы. Например, млекопитающие, птицы, рыбы на основе сходства строения принадлежат к типу хордовых.
О Определите место крысы серой и крысы черной в системе органического мира.
Таким образом, мы еще раз убедились в том, что и растения и животные имеют свое определенное место во всей системе органического (живого) мира. Система эта помогает нам ориентироваться во всем многообразии живых организмов. Точно знать, с кем или с чем имеют дело, кроме школьников, важно знать и хозяйственникам, и врачам, и работникам санитарной службы, да и вообще всем, кто так или иначе.сталкивается с «братьями нашими меньшими». Ошибки, когда совершенно безвредная тварь принимается за похожего на нее врага человеческого рода, иногда непоправимы. Систематика и призвана помочь им их избежать.
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
tak-to-ent.net
Конспект урока по биологии в 7 классе «Многообразие растений и животных, принципы их классификации»
Поурочное планирование. Биология – 7 класс. Разнообразие живых организмов
Тема: Эволюция живой природы.
Урок № 7
Дата урока:
Тема урока: Многообразие растений и животных. Принципы их классификации..
Цель урока:
Учебная: рассмотреть отличительные признаки представителей разных царств живой природы.; изучить систему растений и животных как отображение эволюции.
Развивающая: развивать навыки самостоятельной работы обучающихся на уроке, умения работать с компьютерной техникой, проводить сравнительный анализ развивать логическое и критическое мышление у учащихся, устную речь, самостоятельность, формулировать выводы. Развивать умения и навыки работы в группах; с дополнительной литературой. Развивать творческие способности детей на уроке биологии.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение обучающихся к природе, воспитывать культуру общения, порядочность, внимание, наблюдательность, прилежность, аккуратность, экологическую культуру, любовь к природе, дисциплинированность
Планируемее результаты:
Определять предмет изучения систематики, естественной классификации.
Называть отличительные систематические признаки царств живой природы- Бактерий, грибов. Растений, Животных.
Характеризовать вклад К. Линнея в развитие биологической науки.
Оборудование: РТПБ, электронное приложение к учебнику, таблица « Систематика организмов», коллекция таксономических единиц разных систематических групп.
Базовые понятия и термины: систематика, вид, род, семейство, порядок, отряд, царство, систематические группы.
Тип урока: изучения нового материала
Структура урока
Организационный этап ……………………………1—2 мин.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности …..…7 мин.
III. Изучение нового материала …………35 мин.
IV.Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся- 10 мин.
Домашнее задание …………………………… 1—2 мин.
Подведение итогов урока …………………………3 мин.
Ход урока
I. Организационный этап. .
П. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.
Каковы представления о возникновении жизни на Земле7
Какие важные события для дальнейшей эволюции живой природы произошли в архее и протерозое?
Как изменилась жизнь в палеозое?
Какие группы организмов достигли расцвета в мезозое и кайнозое?
111.Мотивация учебной деятельности. Сегодня на уроке вы узнаете:
Для чего необходима систематика как наука.
Вспомните
3. Изучение нового материала. Рассказ учителя с элементами беседы по плану, используя презентацию и видеоролики:
Запись в тетрадь:
Аристотель родился в Северной Греции, в городе Стагире. Его отец, придворный врач македонского царя, сам обучал мальчика врачебному искусству и философии.В 15 лет Аристотель потерял родителей, и заботы о нём принял его опекун, Проксен, под руководством которого Аристотель продолжил своё образование. В этот период Аристотель начал изучать растения и животных.
В семнадцатилетнем возрасте Аристотель уезжает в Афины, где становится учеником великого философа Платона. После смерти своего учителя Аристотель покидает Афины и уезжает в Малую Азию, где его застаёт предложение от македонского царя Филиппа стать учителем его сыну — Александру, будущему Александру Македонскому.
В 335 году до н. э. Аристотель вернулся в Афины и создаёт там свою школу (Ликей или лицей).
Аристотелем было написано достаточно много трактатов по различным наукам. Философия Аристотеля стремилась охватить различные области живой и неживой природы. Изучению растительного мира он посвятил свой труд «Теория растений». Аристотель признавал существование в мире двух царств: царства неодушевлённой природы и царства живых, или одушевлённых, существ.
Аристотель
384–322 до н. э.
древнегреческий философ
Теофраст родился в Эресе на острове Лесбос, учился в Афинах у Платона, а затем у Аристотеля и сделался его ближайшим другом.Теофраст определял ботанику как науку о растениях. Это и запечатлено в её названии. Говоря о растениях, он несомненно имел в виду особей растений, а не виды, поскольку систематики растений в нашем понимании тогда просто ещё не существовало. Мир растений делили на деревья, травы, кустарники, лианы и более дробные подразделения в пределах этих групп.
Разносторонний учёный, Теофраст наряду с Аристотелем является основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе он выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).
Теофраст автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии и других науках).
Теофраст
372–287 до н. э.
древнегреческий философ
Число видов разных групп живых организмов
Система живой природы БактерииСинезелёные
Грибы
Грибы
Надцарство ядерные (эукориоты)
Растения
Водоросли (сборная группа отделов)
Лишайники
Моховидные
Папоротниковидные
Хвощевидные
Плауновидные
Голосеменные
Покрытосеменные
Двудольные
Однодольные
Животные
Простейшие
Корненожки
Жгутикове
Инфузории
Кишечнополостные
Гидроидные
Медузы
Полипы
Плоские черви
Ресничные черви
Ленточные черви
Круглые черви
Круглые черви
Кольчатые черви
Малощетинковые
Многощетинковые
Моллюски
Брюхоногие
Двустворчатые
Членистоногие
Ракообразные
Паукообразные
Насекомые
Хордовые
Ланцетники
Рыбы
Земноводные
Пресмыкающиеся
Птицы
Млекопитающие
Класс — одна из высших систематических категорий, в которую объединяют родственные порядки или отряды.
Род — основная надвидовая систематическая категория, объединяющая близкородственные виды.
Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.
Семейство — систематическая категория, объединяющая близкие роды, имеющие общее происхождение.
Царство — самая высшая систематическая категория в классификации организмов.
Линней родился в Швеции, в деревеньке Розгульт в семье пастора 13 мая 1707 года.Отец был большим любителем цветов и садоводства. В живописном Стенброгульте он развёл сад, который вскоре сделался первым во всей провинции. Мальчику отвели особый уголок в саду, несколько грядок, где он считался полным хозяином. Это место так и называли — «садик Карла».
Когда Карлу минуло десять лет, его отдали в начальную школу в городке Вексие. По окончании гимназии Карл поступил в Лундский университет, но вскоре перешёл оттуда в один из самых престижных университетов Швеции в городе Упсала. Линнею было всего 23 года, когда он начал преподавать в университете.
Основным делом своей жизни Линней считал систематизацию растений. Главная работа «Система растений» заняла целых 25 лет, и только в 1753 году Линней опубликовал свой главный труд.
Линней предложил бинарную номенклатуру — систему научного наименования растений и животных. Каждое название, по его мнению, должно было состоять из двух слов — родового и видового обозначений.
Применённый им принцип оказался очень удобным и стал общепринятым в научной классификации, сохранив своё значение и в наше время.
Линней Карл
1701–1778
шведский врач и натуралист, заложил основы научной классификации живых организмов
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся
Какие задачи решает систематика?
Какие систематические группы приняты в современной классификации растений, грибов и животных?
Что обозначает двойное название вида?
Определите, к какому роду принадлежат виды тполь белый, или серебристый, и осина, или Тополь дрожащий.
Выполнить 1- 5 упрж в РТПБ на стр 10
V. Домашнее задание
По учебнику прочитать §8, стр 24- 25 повторить § 7, ответить на вопросы в конце параграфа на стр 25, выучить термины . электронное приложение к учебнику, выполнить в РТПБ – упрж 6- 8 на стр 10- 11.
VI Подведение итогов урока
Школьники самостоятельно подводят итог урока, обращая внимание те новые знания, которые они приобрели в процессе урока.
infourok.ru
Почему учителям и воспитателям следует проходить курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в учебном центре «Инфоурок» ?• Огромный каталог: 677 курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации;• Очень низкая цена, при этом доступна оплата обучения в рассрочку – первый взнос всего 10%, оставшуюся часть необходимо оплатить до конца обучения; • Курсы проходят полностью в дистанционном режиме (форма обучения в документах не указывается); • Возможность оплаты курса за счёт Вашей организации. • Дипломы и Удостоверения от проекта «Инфоурок» соответствуют всем установленным законодательству РФ требованиям. (Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года). |
infourok.ru
Многообразие видов животных. Классификация животных — БИОЛОГИЯ 7 класс — Поурочное планирование по биологии — разработки уроков — авторские уроки — план-конспект урока
Многообразие видов животных. Классификация животных
Цель урока:
· Обуч. В ходе урока ознакомить учащихся с классификацией животных, а так же историей изучения животных в Казахстане.
· Развив. Развивать логическое мышление, мировоззрение, память, речь.
· Воспит. Воспитывать бережное отношение к природе.
Методы активизации мыслительной деятельности 3-5 мин.
Орг. момент. План урока.
Основная часть.
Кто такие животные?
Какими признаками они обладают?
Где можно встретить животных?
Вот это огромное разнообразие для удобства можно разделить на группы.
Какие существуют группы животных? (простейшие (одноклеточные) и многоклеточные (беспозвоночные, позвоночные)).
Систематика — упорядочение всех живых организмов.
Классификация — объединение животных в систематические группы с учетом их строения, особенностями жизнедеятельности, местом обитания. Но в независимости от этого все животные без исключения объединяются — царство животных.
ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ:
· ПРОСТЕЙШИЕ (ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ). Тело состоит из одной клетки, являясь при этом целым живым организмом.
· МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ. Тело состоит из множества клеток и они выполняют разные функции. (Какие функции в организме могут выполнять клетки?)
ПО СХОДСТВУ СТРОЕНИЯ:
· БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ. Нет скелета и позвоночника. Могут быть одноклеточными и многоклеточными.
· ПОЗВОНОЧНЫЕ. Появляется хорда, которая затем сменяется позвоночником, (рыбы, птицы и т. д.). У низших хордовых хорда сохраняется в течении всей жизни.
Гиппократ — по среде обитания.
Аристотель — систематизировал на основные группы: звери, птицы, рыбы, киты, насекомые.
К. Линней — вид – род – семейство – отряд – класс – тип – царство (таблица на стр. 120).
Текущий контроль, закрепление материала, проверка понимания.
Составление таблицы.
Физминутка.
История изучения животных в Казахстане.
Ученый и дата исследования | Вклад ученых в исследования |
Махмуд Кашгари | Первые письменные сведения о животных |
Отейбойдак Тлеукабылулы | Создал оспенную вакцину |
Шокан Уалиханов | Первые зоологические исследования |
Северцев Н. А. | Созданы научные сборники о распространении животных |
Никольский Г. В. | Созданы научные сборники о позвоночных животных |
Берг Л. С. | Изучал рыб |
Зарудный Н. А. и Сушкин П. П. | Изучали птичью фауну |
Скрябин К. И. | Изучал кишечных паразитов |
Мариковский П. И. | Изучение насекомых |
Работа с переменой мест.
Итоговый контроль.
Анализ урока.
Д\3 П. 40
compendium.su
Презентация по биологии для 7 класса на тему: » Классификация животных».
Повторим термины
- Наука о многообразии животных на земле
- Раздел науки зоологии, изучающий ископаемые остатки организмов
- Раздел зоологии, изучающий внутренне строение животных
- Среда жизни с наиболее изменяющимся ходом температур, давления, влажности
- Среда обитания, которую населяют рыбы, киты, дельфины
- Вид взаимоотношений организмов, когда один умерщвляет и съедает другого
- Тип взаимоотношений между человеком и вшами
- Тип взаимоотношений между кошкой и человеком
- Мухоловки и синицы питаются одними и теми же насекомыми, ловя их в воздухе. Назовите тип взаимоотношений между этими птицами
- Лист яблони- гусеница бабочки березовой пяденицы – синица – ястреб. Данную последовательность можно назвать …
Заполните схему:
Царства органического мира
Царства живой природы
Царство
Грибы
Царство растения
Царство Бактерии
Царство Животные
На Земле существует около 2 млн. видов животных.
Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.
Многообразие животных
- На Земле распространено множество различных видов животных, и ежегодно ученые-зоологи открывают новые виды.
- Чтобы ориентироваться в многообразии животных, существует наука систематика , целью которой является распределение животных по различным группам – их классификация .
Систематика – наука, главной задачей которой является классификация живого мира
Карл Линней (1707 – 1778гг) – шведский биолог, основоположник современной классификации
- предложил латинский язык в качестве международного научного языка
- ввел бинарную номенклатуру (двойное наименование)
Систематика — раздел биологии, призванный создать единую стройную систему животного мира на основе выделения биологических таксонов , выстроенных по определенным правилам.
Таксон – единица классификации
Центральное понятие классификации — это ВИД
Словарь
Вид – это совокупность особей, населяющих определенную территорию, имеющих сходное строение, образ жизни, способных скрещиваться и давать плодовитое потомство. Состоит из популяций .
Понятие «вид» в качестве единицы
классификации ввел Карл Линней
Вид
Мул – гибрид осла и лошади
Зеброид — гибрид зебры с лошадью, пони или ослом.
Интересно
Лигры Звери, появившиеся на свет от матери-тигрицы и отца-льва, считаются самыми крупными котами в мире. Рост лигра Геркулеса, обитающего в Майами, составляет около 3 метров. Хотя эти животные редко приносят потомство, в 2004 году двое маленьких лигрят родились в зоопарке Новосибирска.
Интересно
- Кстати, тигрольвы, ставшие результатом скрещивания львицы и тигра, наоборот, отличаются миниатюрностью .
Вид состоит из популяций
Словарь
Популяция — это совокупность особей одного вида, длительное время обитающих в определенной части видового ареала относительно изолированно от других популяций.
Ареал – место распространения данной популяции
Название.
- Открывая новые виды, ученые не только детально описывали их, но и присваивали каждому из них название.
- Сначала такое название давалось только на родном языке открывшего вид зоолога. Линней предложил пользоваться для этого единым международным языком – латинским , чтобы зоологи разных стран могли понимать, о каком животном идет речь
Бинарная номенклатура — способ наименования видов животных и растений
клевер красный
- Собака домашняя
- ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов;
- предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов.
- Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду , второе слово – к определенному виду .
— в XVIII веке шведский ученый Карл Линней ввел бинарную номенклатуру для обозначения видов. То есть, он предложил присваивать каждому виду животных латинское название, состоящее из двух слов. Первое слово обозначает принадлежность животного к определенному роду, второе слово – к определенному виду.
Карл Линней (1707-1778)
Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.
Карл Линней
Язык систематики — латинский
Видовое название – бинарное
( состоящее из двух слов)
Чайка озерная — Larus ridibundus
это название принадлежит только ей, не встречается больше ни у кого из огромного числа видов животных нашей планеты
Классификацию животных выстраивают по степени сходства организмов друг с другом. Чем более похожи друг на друга два живых организма, тем ближе они располагаются в классификации
Род белки
Белка обыкновенная
Белка краснохвостая
Белка лисья
Эти два вида схожи между собой. Родственные виды объединяют в роды
СОРОКА
ВОРОН
- Например: ворона, ворон, галка и грач объединены в род Ворон (Corvus).
- Близкие роды объединяются в семейства : род Ворон , род Сорока , род Сойка , род Кедровка объединены в семейство Врановые (Corvidae).
- В свою очередь, близкие семейства объединяются в отряды .
Галка. Грач. Серая ворона. Ворон. Болыпеклювая ворона
Отряд. Класс.
- Так, семейство Синицевые , семейство Врановые , семейство Ласточковые принадлежат к отряду Воробьинообразные (Passeriformes).
- Близкие отряды составляют класс . Так, отряд Воробьинообразные , отряд Совообразные , отряд Гусеобразные принадлежат к классу Птицы (Aves).
Рис. 12 стр.17 учебник
СИСТЕМАТИКА ЖИВОТНЫХ
ЖИВОТНЫЕ
ЦАРСТВО
ХОРДОВЫЕ
ТИП
ПТИЦЫ
КЛАСС
ВОРОБЬИНООБРАЗНЫЕ
ОТРЯД
ВРАНОВЫЕ
СЕМЕЙСТВО
- близкие виды объединяют в один род, например: ворона, галка и грач принадлежат роду Ворон. Близкие роды – в семейства, например: род сорока, род сойка, род кедровка – в семейство Врановые. Близкие семейства – в отряды, например: семейства Врановые, Синицевые, Ласточковые – объединяют в отряд Воробьинообразные. Далее, отряды составляют класс, например: отряды Воробьинообразные, Совообразные и Гусеобразные принадлежат классу Птицы. Близкие классы, такие как, Птицы, Амфибии, Млекопитающие входят в тип Хордовые. В настоящее время выделяют до 25 типов животных. Все типы животных объединяются в Царство Животные.
— объединение в различные систематические группы делается на основе детального изучения строения животного, его физиологии, генетики, поведения и многих других факторов.
— существуют промежуточные категории в названии животных: надотряд, подтип, подкласс.
ВОРОН
РОД
ВИД
ВОРОНА, ГАЛКА И ГРАЧ
Тип.
- Близкие классы объединены в типы . Так, класс Птицы , класс Амфибии , класс Млекопитающие входят в тип Хордовые (Chordata).
- В настоящее время выделяют до 25 различных типов животных. Все они объединены в царство Животные .
Царство.
- Иногда простейшие, одноклеточные водоросли и некоторые другие группы микроорганизмов выделяют в особое царство Протисты (что в переводе с греческого означает «самые первые»), сочетающие в своем строении и жизнедеятельности черты животных и растений.
царство Животные
- В настоящем учебнике простейшие рассматриваются в составе отдельного подцарства царства Животные , как принято в большинстве отечественных научных книг и вузовских учебников.
C овременная иерархия таксонов
Классификация животных
Царство — Животные
Тип — Хордовые
Класс — Млекопитающие
Отряд — Хищные
Семейство — Собачьи
Род — Волчьи
Вид — волк обыкновенный
Значение классификации
- Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения.
Значение классификации
- Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация животных – естественная .
- Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними. Типы животных расположены от простых (низших) к более сложным (высшим) по всем признакам.
В чем смысл классификации живого?
- Наведение «порядка» в многообразии живых организмов на Земле
- Установление родственных связей, т.е. исторического происхождения организмов
Задание
Распределите в правильном порядке таксоны и запишите результат в тетрадь (разрезные карточки).
Домашнее задание
- § 3 учебник и печатная тетрадь.
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ЖИВОТНЫХ
Человек
Человек
Осушение болота
Зубр кавказский
Болотная черепаха
Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.
Вырубка лесов, распашка земель, применение удобрений и ядохимикатов ухудшают условия обитания животных. Так человека оказывает на животных косвенное влияние.
Стеллерова корова
Странствующий голубь
Степной тарпан
Лесной тарпан
Зебра квагга
Европейский ибис
Сумчатый волк
Сумчатый волк
Стеллерова корова
Дронт
Странствующий голубь
Зебра квагга
— примеры прямого влияния: чрезмерная охота привела к исчезновению многих видов животных. Всего за 27 лет была уничтожена стеллерова корова. К середине XVIII века исчезли крупные нелетающие голуби — дронты (массой до 20кг).
в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.
— таким образом, понимая, что исчезновения любого вида животных – невосполнимая потеря, люди стали охранять редкие виды. Так в 1966 г. Всемирным союзом охраны природы и природных ресурсов была издана Красная книга, содержащая список редких и исчезающих видов животных.
Астраханский биосферный заповедник
— так в России, в дельте Волги, с 1919 г. Существует Астраханский заповедник по охране гнездовий редких водных и околоводных птиц.
Красная книга
Заповедники
Питомники
Сообщения:
- вклад Аристотеля
- Антони ван Левенгук
- Карл Линней
- Паллас
- Чарльз Дарвин
- Миддендорф
- Семенов-Тян-Шанский Пржевальский
- Ковалевский
- Мечников
- Сеченов Павлов
videouroki.net
Классификация животных и основные систематические группы — ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ — ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО БИОЛОГИИ 7класс к УМК В.М. Константинова
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МИРЕ ЖИВОТНЫХ
Урок 4. Классификация животных и основные систематические группы
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой деятельности, интерактивные.
Формируемые УУД: к. — строить речевые высказывания в устной форме; адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции; сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; р. — формулировать цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности; п. — работать с различными источниками информации; сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций; составлять план параграфа; л. — формировать и развивать познавательный интерес к изучению природы; применять полученные знания в практической деятельности.
Планируемые результаты: объяснять значение понятий: систематика, вид, популяция, арест, род, семейство, отряд, класс, тип, царство; называть принципы, являющиеся основой классификации организмов; характеризовать критерии основной единицы классификации; устанавливать систематическое положение (соподчинение) различных таксонов на конкретных примерах.
Оборудование: учебник, магнитная или интерактивная доска, три комплекта карточек (30 х 15 см) с названиями систематических единиц животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; карточки с заданиями для работы в группах.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
II. Проверка домашнего задания
(Комментированный разбор домашнего задания. Опрос по материалу учебника.)
— Расскажите о приспособлениях к условиям обитания у животных. Приведите примеры.
— Расскажите о взаимосвязях животных в природе. Приведите примеры.
III. Работа по теме урока
— Сколько видов животных обитает на нашей планете? (Около 1,2млн видов животных (по другим данным около 2млн).)
Согласитесь, что это огромное число. Как мы знаем, разные животные приспособлены к различным условиям существования. Как можно упорядочить всю информацию о животных? Необходимо провести их классификацию, распределить их по группам. Этим занимается наука систематика.
(Учитель напоминает, что определения рассматриваемых на уроке новых биологических понятий необходимо записать в словарь терминов.)
Группы — это систематические единицы, или таксоны. Наименьшая и основная систематическая единица — вид. К одному виду принадлежат организмы, сходные по строению, происхождению, особенностям жизнедеятельности, способные скрещиваться и давать потомство, которое, в свою очередь, оставит свое потомство.
Каждый вид животных состоит из популяций, обитающих на определенных территориях — ареалах.
Впервые вид как систематическая единица был введен в науку шведским ученым-естествоиспытателем Карлом Линнеем. В 1735 г. Линней издал книгу «Система природы», в которой представил классификацию растений, животных и даже минералов. Ученый описал большое количество растений и животных, которые были ему известны. Он рассказал, как они выглядят, в чем проявляются их особенности и отличия друг от друга.
Но заслуга Карла Линнея состоит не только в этом. Благодаря ему каждое растение и животное получило не только имя, но и «фамилию», — этим организмам были присвоены названия, состоящие из двух слов (первое слово — принадлежность к определенному роду, второе — индивидуальное название вида). Поэтому Линней считается основоположником науки систематики.
Сходные по происхождению и внешнему строению виды объединяют в рода. Если мы более подробно разберем двойные названия животных, то сможем обнаружить много интересного. Например, названия видов: медведь бурый, медведь белый, медведь белогрудый — имеют общее слово «медведь». Это говорит о родстве этих животных между собой, т. е. эти животные объединяются в общую группу — род Медвежьи.
В биологической литературе наравне с двойными русскими наименованиями указаны и названия на латинском языке (также двойные). Введение латинских названий является заслугой Карла Линнея. В любом определителе, вне зависимости оттого, в какой стране он был выпущен, рядом с обозначением на местном языке обязательно будет надпись на латинском.
— Как вы думаете, для чего это делается? (Благодаря латинским названиям зоологи всего мира понимают, о каком животном идет речь, ведь в разных странах одно и то же животное может иметь различные названия.)
Несколько близких родов составляют семейство, а несколько семейств образуют отряд. Из отрядов формируются классы, а из нескольких классов слагается тип. Типы образуют самую крупную систематическую группу — царство.
IV. Рефлексивно-оценочный этап
Друзья! Я предлагаю вам выступить в роли ученых-систематиков.
(Ученики делятся на три группы. Каждая группа должна распределить карточки с названиями таксонов в правильной последовательности. Побеждает та группа, которая быстрее всех остальных верно выполнит задание.)
Карточка 1
1. Определите правильную соподчиненность начиная с наибольшей систематической единицы.
1) род Ворон
2) тип Хордовые
3) вид Серая ворона
4) семейство Врановые
5) отряд Воробьинообразные
6) класс Птицы
Ответ: 265413.
2. Дайте определение понятия «популяция».
Карточка 2
1. Определите правильную соподчиненность начиная с наименьшей систематической единицы.
1) род 4) семейство
2) тип 5) отряд
3) вид 6) класс
Ответ: 314562.
2. Дайте определение понятия «ареал».
Домашнее задание
1. Прочитать § 3, повторить основные термины.
2. Подготовить сообщение в формате устного журнала, подобрать иллюстративный материал.
compendium.su