Презентация по географии 5 класс на тему » Методы географических исследований».

Инфоурок › География › Презентации › Презентация по географии 5 класс на тему » Методы географических исследований».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Методы географических исследований 5 класс

2 слайд
Описание слайда:

Гимнастика для глаз

3 слайд Описание слайда:

Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза

4 слайд Описание слайда:

Что такое метод? Метод — способы и приемы исследования.

5 слайд
Описание слайда:

Рассмотри следующие рисунки и скажи, как человек познает мир?

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Первый метод исследования – ОПИСАТЕЛЬНЫЙ (описание)

8 слайд Описание слайда:

На какие вопросы отвечает исследование? Где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности ?

9 слайд Описание слайда:

Что изображено на этих рисунках?

10 слайд Описание слайда: 11 слайд Описание слайда:

Второй метод исследования – КАРТОГРАФИ- ЧЕСКИЙ КАРТОГРАФИЯ – наука о создании и использовании географических карт

12 слайд Описание слайда:

Развитие картографии

13 слайд Описание слайда:

Древний мир Помимо наскальных изображений, до нас дошли древнеегипетские и вавилонские карты, относящиеся к 3-1 тысячелетиям до н.э..

14 слайд
Описание слайда:

Средние века В середине 16 века началась эпоха Великих географических открытий. Из-за этого обострился и интерес к картографии.

15 слайд Описание слайда:

Карта Меркатора.

16 слайд Описание слайда:

Развитие картографии в конце XIX—начале XX веков Лишь в конце 19 века стали производиться точные инструментальные съёмки на больших пространствах и издаваться настоящие топографические карты различных государств в крупных масштабах.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда:

Третий метод исследования –Аэрокосми-ческий.

19 слайд Описание слайда:

Центр города Нефтяная плёнка 3. Новый айсберг 4. Циклон

20 слайд Описание слайда:

Сравнительно-географический метод Выяснить общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

21 слайд Описание слайда:

Объясните характерные особенности температур поверхности Индийского океана.

22 слайд
Описание слайда:

Статистический метод. Анализ количественных и качественных данных. (Таблицы, картосхемы, диаграммы и тд.)

23 слайд Описание слайда:

Таблица численности населения стран мира на январь 2016 год № п.п. Наименование страны Численность населения % 1 Китай 1 374 220 000 18,80% 2 Индия 1 282 790 000 17,60% 3 Соединенные Штаты 322 613 000 4,42% 4 Индонезия 258 705 000 3,55% 5 Бразилия 205 463 000 2,82% 6 Пакистан 192 457 328 2,64% 7 Нигерия 186 988 000 2,56% 8 Бангладеш 159 685 000 2,19% 9 Россия 146 495 530 2,01%

24 слайд
Описание слайда:

Перечислите методы географических исследований

25 слайд Описание слайда:

Подведем итоги: — Что нового узнали на уроке? Какая часть урока больше всего понравилась? Что хотели бы узнать по этой теме дополнительного? Что вызвало затруднение?

26 слайд Описание слайда:

Домашнее задание § 4. По желанию приготовить: сообщение о других методах географических исследований.

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-341917

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Технологическая карта урока по географии 5 класс «Географические методы изучения окружающей среды»

Технологическая карта урока №2

«Географические методы изучения окружающей среды»

Практическая работа №1. Анализ источников географической информации.

Цели урока:

— выяснить, как и какими способами изучают Землю;

— выявить значение географии для практической деятельности человека;

— выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли.

Оборудование: физическая карта полушарий, схема «Источники географической

информации», книги, справочники, журналы по географии.

Когнитивный компонент урока: космическая эра, навигационные системы, источники географической информации, географические информационные системы.

Деятельностный компонент урока: ознакомиться со способами получения современной географической информации; изучить основные способы получения географической информации; уметь находить географическую информацию в газетах, журналах, Интернете.

Эмоционально-ценностный компонент урока: показать ценность географической информации для человечества; раскрыть значимость современных технологий для

географической науки.

Работа с учебником: комментированное чтение; нахождение в тексте ответов на вопросы, работа с внетекстовыми компонентами.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

— самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Познавательные УУД:

— работать с текстом с целью поиска необходимой информации.

Личностные УУД:

обладать учебно-познавательной мотивацией и интересом к учению.

Коммуникативные УУД:

— осуществлять взаимный контроль правильности формулировки понятий;

— слушать и понимать речь других;

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предметные результаты:

Предметные УУД:

— выделять главные мысли в содержании текста, находит ответы на вопросы;

— усвоение новых терминов,

-отработка навыков работы с географическими картами и разнообразными источниками географической информации

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результат

Слайд, ТСО

1. Организационный

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Учащиеся приветствуют учителя

Подготовка к уроку

2. Ориентировано-мотивационный

География – наука о Земле.

Какие задачи стоят перед географами и как они их будут решать? Рассмотрим какие методы использует географическая наука для решения главных задач. Что нужно сделать ученым, что бы

-Описать территорию или явление?

Объяснить процессы, явление?

Составить прогноз, предположение о развитии процесса или явления?

Ст. 6 Описание, объяснение, прогноз, управление, проектирование новых объектов

-провести наблюдение, зафиксировать процессы, сфотографировать…

— сравнить с другими источниками информации и похожими объектами или явлениями

Определение основных вопросов урока

3. Планирование

Для ответ на эти вопросы ученые используют  научные методы. Определите на какие вопросы нам сегодня предстоит ответить с ними познакомимся.

Для реализации методов необходимо оборудование, ответим на вопрос – какое?

И что происходит с собранной информацией, где она хранится

Стр. 16-17

Как сегодня собирают информацию о Земле?

Откуда получают и где хранят?

Какие существуют источники географической информации.

4. Деятельностный

Изучение нового, знакомство с новыми терминами

Географы используют следующие научные методы:

1.       Описательный. Включает сбор фактических данных, оценку свойств территориальной системы, установление закономерностей, прогноз развития и изменения территориальной системы.
2.Аэрокосмический. Включает изучение внутренних и внешних связей территориальной системы и всестороннее изучение всей территориальной системы.
3.       Статистический метод. Включает обработку и анализ большого массива количественной информации.
3.       Картографический метод. Необходим для изучения размещения хозяйства и населения в разрезе стран и отдельных регионов.
4.       Сравнительно-географический метод. Предполагает сравнение различных территориальных систем по различным признакам.

С помощью чего собирают информацию о Земле

Путешествия, экспедиции

Авиаразведка, Космические

Корабли, Спутники Земли

Стационарные станции.

Как собирают информацию о Земле (заполняется

в ходе беседы на основе знаний учащегося)

Способ сбора информации Результат

1. Путешествия, полевые

исследования

Информация о сравнительно небольшой территории; о некоторых явлениях и процессах, на

основе которых создаются описания, карты

2. Авиаразведка Аэрофотоснимки обширных территорий. Создание на их основе более точных карт и описаний

3. Съёмка Земли из космоса

Непрерывное наблюдение за поверхностью Земли и процессами,

происходящими на ней. Прогноз

изменений в природе. Создание

навигационных информационных систем, ГИС

Практическая работа

Затем учащиеся работают в группе и анализируют один из

источников географической информации (атлас, научная книга, географический словарь, путеводитель и т. д.) по плану:

1. Название источника информации.

2. Объём (количество страниц).

3. Какую географическую информацию можно получить (название книги, статьи, карты, фотоснимки и т. д.).

4. Краткое описание информации

Работа в тетради

Ст. 17 источники географической информации

Краткий конспект

5. Рефлексивно-оценочный

1.Сегодня я узнал…….

2. Было интересно……

3. Было нелегко………

4. Я понял, что………..

5.Мне понравились задания……………….

6. Я научился…………

7. Меня удивило

infourok.ru

География 5 класс «Методы географических исследований»

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Методы географических исследований

Слайд 2

Что такое метод?
-это путь исследования, теория, учение

Слайд 3

1 ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ
Используют участники полевых исследований и экспедиций, изучающих рельеф, Мировой океан, атмосферу Земли, Арктику и Антарктику.

Слайд 4

Слайд 5

2. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

Слайд 6

Современные карты

Слайд 7

3.Сравнительно-географический метод
Основы его были заложены еще античными учеными (Геродотом, Аристотелем), однако в Средние века в связи с общим застоем науки методы исследований, применявшиеся учеными античного мира, были забыты. Основоположником современного сравнительно-географического метода считают А. Гумбольдта, применившего его первоначально для изучения связей между климатом и растительностью. Географ и путешественник, член Берлинской Академии наук и почетный член Петербургской Академии наук, Гумбольдт посетил в 1829 г. Россию (Урал, Алтай, Прикаспий). В России были опубликованы его монументальный пятитомный труд «Космос» и трехтомник «Центральная Азия».
«Исходя из общих принципов и применяя сравнительный метод, Гумбольдт создавал физическую географию, призванную выяснять закономерности на земной поверхности в ее твердой, жидкой и воздушной оболочках».

Слайд 8

Сравнительно географический метод
Позволяет сравнивать и выявлять общие и отличительные признаки.

Слайд 9

4. Аэрокосмический метод.

Слайд 10

5.Статистический метод

Слайд 11

Статистические таблицы

Слайд 12

Подумайте, применяют ли в век компьютерных технологий методы географических исследований, которыми пользовались ученые древности?

Слайд 13

Домашнее задание: 1. Пересказ § 4 2. Повторить основные понятия и термины по разделу (список терминов на стр. 26 в конце страницы) 3. Проект по теме «Разрушительные явления неживой природы» (по желанию)

lusana.ru

Методы географических исследований

Для каждого из вас, уже не секрет, что география – это одна из древнейших наук. Дословно переводится с древнегреческого как землеописание. География, как описательная наука, возникла ещё на ранних этапах развития человека.

Чтобы добыть себе пищу и обустроить жильё, первобытным людям было необходимо ориентироваться в окружающем их пространстве. Они создавали на скалах свои первые рисунки, где изображали охотничьи угодья. В то время, географические исследования и открытия не были главной целью.  Географические знания приобретались неосознанно, а в ходе освоения прилегающих к местам обитания пространств.

Человечество развивалось. Человек собирал знания о том, что его окружало. Он описывал равнины, горы, реки, озёра, страны, народы. Так, в географии возник метод описания. Пользуясь этим методом, исследователь отвечал на различные вопросы, например, где расположено озеро? На что похожа гора? Какие особенности имеет река?

Стоит отметить, что география, как описательная наука существовала и развивалось довольно долго, вплоть до конца семнадцатого века. На следующем этапе развития, география уже не ограничивалась описанием фактов, а пыталась дать им объяснения. Всё больше внимания уделялась поиску ответа не на вопрос: «где находится?», а вопросу – «почему находится именно здесь?».

Поиски ответов на эти и другие вопросы способствовали разделению географии на ряд самостоятельных дисциплин. Так, геология изучает горные породы, почвоведение – почвы, гидрология – водную оболочку Земли.

По мере развития общественных отношений и с ростом населения появилась потребность в расширении территорий. С этой целью в средние века совершались походы и путешествия для того, чтобы найти новые земли. Так с конца пятнадцатого века началась эпоха Великих географических открытий. В это время, особое значение и развитие приобрёл картографический метод.

Картографический метод – это метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных карт.

Карта – это есть не что иное, как чертёж земной поверхности, отображающий размещение различных объектов. В более сложном понимании, географическая карта – это уменьшенное, обобщённое изображение земной поверхности на плоскости, которое содержит координатную сетку с условными знаками.

Первая географическая карта появилась ещё в Древней Греции. Автором которой был древнегреческий философ — Анаксимандр Милетский. Он нарисовал карту в форме круга. В центре него находилась Греция. Её окружали известные в то время части света: Европа и Азия. По краям карты располагался океан.

Первая географическая карта Древней Греции

Карта – это важнейший источник географических знаний. Она отображает и систематизирует информацию, полученную путём наблюдений и описаний. 

Пользуюсь картой вы с лёгкостью определите своё местоположение. Сможете получить основные сведения о природе Земли, её рельефе, климате, животном и растительном мире.

Географическая карта незаменима при решении задач, связанных с установлением причинно-следственных связей как в природе, так и между социально-экономическими объектами. 

 Кроме этого, карты необходимы морякам, лётчикам, космонавтам, метеорологам и другим специалистам. Особое значение приобретают топографические карты в военном деле.

По мере развития картографического метода, особое внимание уделяется сравнительно-географическому методу. Этот метод позволяет определить общие черты и различия между географическими объектами, явлениями или процессами.

Всё в этом мире подлежит сравнению: больше или меньше, быстрее или медленнее! Сравнительно-географический метод позволяет более точно оценить черты сходства и различия тех или иных объектов. Также этот метод позволяет объяснить причины этих различий.

Вам всем уже хорошо известно, что география изучает не только природу Земли, но и страны, жизнь и хозяйство народов, населяющих нашу Землю! Этими вопросами занимается социально-экономическая география. Основным методом исследования которой является статистический метод. Это метод исследования, который основан на получении необходимой информации с помощью различных подсчётов.

Стоит отметить, что статический метод использовался ещё в глубокой древности. Так, например, в Древнем Китае проводились переписи населения.

Аэрокосмический метод исследования является самым современным в географии! Наблюдения из космоса, снимки с самолётов, спутников, космический станций, становятся важнейшими источниками информации. Благодаря спутниковым снимкам Земли создаются карты.

Так, например, популярные на сегодня карты — Google Maps. Это набор приложений, которые основаны на бесплатном картографическом сервисе и технологиях, предоставляемый компанией Google.

Google Maps

Также данный сервис включает в себя бизнес-справочник и карту автомобильных дорог, с поиском маршрутов, охватывающую многие страны мира. Используя это приложение, можно не выходя из дома, изучить улицы крупных городов мира.

Аэрокосмический метод исследования уникален в своём роде. Только представьте себе! Находясь в лаборатории, не выезжая в долгие экспедиции можно наблюдать за изменениями климата Земли. Следить за хозяйственной деятельностью людей. Можно изучать другие планеты Солнечной системы, наблюдать за звёздами.

Географические знания накапливались в течение очень долгого времени. Путешествуя по Земле, человек собирал сведения о её природе. В странствиях проводили свою жизнь купцы, моряки, солдаты и пираты. Их рассказы о далёких и неизведанных землях, на то время, были единственным источникам информации о Земле. 

Вначале информация передавалась в виде рисунков и описаний произвольной формы. Затем она стала приобретать более научную форму. Так, все знания о географии стали передаваться в виде трёх главных источников: картографических, статистических и литературных.

Картографические данные – это информация, которую получают с помощью работы с картой. Вы уже знаете, что очень много сведений о Земле можно получить с помощью различных географических карт. Умение работать с картой очень важно в изучении такого предмета как география!

Статистические данные – это информация, которая получена в результате различных подсчётов. В географии статистический материал представлен в виде таблиц, диаграмм, графиков и так далее.

Наиболее произвольные и по форме, и по содержанию источники географической информации – это литературные данные. Они могут быть как строго научными, так и популярными: например, энциклопедии.

Стоит отметить, что при исследовании географических объектов и явлений используют одновременно все виды источников информации. Это позволяет получить более полное представление о них.

К источникам географических знаний можно отнести фильмы и телепередачи о природе Земли. Увиденное в них тоже обогащает человека знаниями об окружающем мире.

videouroki.net

Разработка урока географии по теме «Методы географических исследований» (5 класс)

Урок разработала Лопкина Светлана Ивановна

учитель химии и географии

МОУ «Лажъяльская средняя школа» Республики Марий Эл

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Предмет: география

УМК: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. География. Начальный курс.

Класс: 5

Тема урока: Методы географических исследований

Цель урока: ознакомить учащихся с методами географического исследования

Планируемые результаты обучения:

Предметные – приводить примеры методов географических исследований (описание, картографический, сравнительный, аэрокосмический, статистический)

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение

Основные понятия: метод, описание, картография, аэрокосмический метод, сравнение, статистический метод

Межпредметные связи: география, биология, астрономия

Ресурсы: учебник «География. Начальный курс. 5 класс /И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин/, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника

Организация пространства: работа фронтальная, индивидуальная.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Формируемые УУД

1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности

(3 мин.)

Цель: создание положительного эмоционального фона на уроке.

Включает музыку от песни «Улыбка» из м/ф «Крошка Енот».

Заинтересовываются, улыбаются.

— Здравствуйте! Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки. Подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

Личностные УУД (самоопределение).

2. Формулировка темы урока, постановка цели.

(5 мин.)

Цель: организовать формулировку темы урока детьми;

организовать постановку цели урока

Организует формулировку темы урока детьми. Организует постановку цели урока.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.

— За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).

3. Изучение нового («открытие новых знаний»)

Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований

3.1. Что такое метод

(3 мин.)

Цель: организовать формирование понятия «метод»

3.2. Методы географических исследований. (20 мин.)

Цель: организовать формирование знаний о методах географических исследований

4. Физминутка. (3 мин.)

Цель: дать возможность отдохнуть, удержать умственную работоспособность детей

Организует формулировку понятия «метод».

Организует формирование знаний о методах географических исследований.

Показывает движения.

Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Отвечают на вопрос, рассказывают.

Записывают в тетрадь основные методы.

Отвечают, приходят к выводу, что объяснить словами достаточно сложно, проще нарисовать план.

Рассказ ученика о природе Горномарийского района

Обсуждение вопроса.

Выполняют задания.

Выполняют упражнения.

— Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).

— Что такое метод? (способы и приемы исследования) Слайд 2

География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся.

— Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 3

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

— Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 4

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

— Один из ваших одноклассников некоторое время проживал в Горномарийском районе. Коля, расскажи, пожалуйста, какова там природа? Такая же, как у нас? (Обсуждение)

— Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу Горномарийского и Сернурского районов Республики Марий Эл, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический. Слайд 5

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

— Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 6

5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 7

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

— Поработаем со статистичесчким материалом учебника. (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», с.24; таблицы «Площадь материков и океанов», с. 25).

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

Личностные УУД (смыслообразование).

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

(6 мин.)

Цель: организовать фронтальную проверку и исправление ошибок

Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах? Слайды 8-12

2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

Регулятивные УУД (контроль, коррекция, оценка)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (3 мин.)

Цель: зафиксировать содержание урока; организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности.

Организует фиксирование содержания урока.

Отвечают на вопросы учителя.

— Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

— Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 13

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

Регулятивные УУД (самооценка, саморегуляция).

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД (смыслообразование).

7. Домашнее задание.

(2 мин.)

Организует запись в дневник.

Записывают в дневник.

Прочитать §4. Выполнить задания по электронному приложению. Сделать географическое описание природы своего населенного пункта. Слайд 14

infourok.ru

Технологическая карта урока на тему «Методы географических исследований» (5 класс)

Технологическая карта урока.

ФИО педагога: Перегудова Наталия Михайловна, МКОУ БГО Боганская СОШ

Предмет: география.

Класс: 5

Общая информация об уроке

Дата:

24 сентября

2015 года

Тема: Методы географических исследований.

Цели:

создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся;

— формировать способности учащихся к анализу и самостоятельному сопоставлению;

— способствовать формированию собственного представления учащихся о методах географических исследований.

Задачи:

— формирование исследовательского подхода при изучении темы;

— формировать знания обучающихся о методах географических исследований.

— создать условия для развития умений и навыков самостоятельной работы с разными источниками информации.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

-уметь составлять простейшие географические описания объектов и явлений живой и неживой природы.

регулятивные

познавательные

коммуникативные

формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну;

-формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам;

-формирование умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

-умение самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и позновательной деятельности;

-умение самостоятельно планировать пути достижения целей;

— умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

-умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

— преобразовывать информацию из одного вида в другой;

умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей;

— умение отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами;

-умение понимать позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательства, факты.

Тип урока

Материально-технические средства

Технологии

Урок открытия новых знаний

-учебник «География. Начальный курс» И.И.Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин; атлас, контурные карты, презентация, рабочая тетрадь.

— технология критического мышления;

— технология системно-деятельностного подхода в обучении;

-технологии развивающего обучения;

— информационно-коммуникационные технологии.

Структурные параметры

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Задания, направленные на достижения результатов

Приёмы, формирующие УУД, используемые при выполнении заданий

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

  1. Приветствие учащихся, создание благоприятной психологической ситуации.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя.

Личностные УУД (самоопределение).

  1. Мотивация учебной деятельности

Постановка целей урока,

представьте себе, что вам выпала путевка на неделю отдыха на остров Мадагаскар. До поездки еще неделя.

— какую-то задачу вы должны выполнить за это время. Какую именно? (узнать как можно больше об этом острове – где находится, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований.

С помощью учителя формулируют тему урока. С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

Попытка формулировки темы.

С помощью учителя ставят цель. Записывают тему в тетрадь.

«Подводящий диалог»

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем учащиеся не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

Регулятивныуе УУД (целеполагание).

Коммуникативные УУД (планирование учебного сотрудничества).

3.«Открытие» нового знания. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель: создать условия для ознакомления учащимися методов географических исследований

3.1. Что такое метод?

Организует формулировку понятия «метод».

  1. Организация работы в малых группах.

Читают учебник, отвечают на вопрос, записывают в тетрадь.

Читают текст, знакомятся с информацией, отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

— Прочитайте первые два абзаца § 4 (с.22).

— Что такое метод? (способы и приемы исследования)

Прочитать текст на стр.22-25.

Задание 1группы:

-каким методом обычно пользовались землепроходцы?

-кто сейчас пользуется этим методом?

— как называется этот метод?

Задание 2 группы:

— что является особым источником географических знаний?

— что она отражает?

-кто такие картографы?

-что представляет собой картографический метод?

Задание 3 группы:

-какой метод позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах?

-каким является этот метод?

Задание 4 группы:

-какой метод позволяет летать на самолете и делать снимки?

-о чем можно узнать из этих снимков?

Задание 5 группы:

-какой метод используют для анализа количественных и качественных данных?

-кто в древности использовал этот метод?

Заполняют таблицу.

«Работа в малых группах»

Личностные УУД (смыслообразование).

Регулятивные (саморегуляция)

Коммуникативные (умение выражать свои мысли, слушать и понимать речь других).

Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации; уметь перерабатывать полученную информацию, находить ответы на вопросы, опираясь на жизненный опыт).

4.Первичная проверка понимания.

Первичное закрепление.

  1. Заслушиваются результаты работы групп.

Выступают, обобщают, делают выводы.

Результаты работы групп зафиксировать в таблице.

Метод «Своя опора»

Ученики составляют авторский опорный конспект изученной темы. Делятся полученными знаниями со своими одноклассниками, по мере выступления таблицы заполняются доконца.

Регулятивные:

— контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

— умение осознанно и произвольно строить высказывания.

5.Контроль и самооценка знаний и способов действий.

  1. Мини-диалог.

  2. Организует фронтальную проверку.

Отвечают на вопросы учителя.

1. Какие методы географических исследований изображены на слайдах?

2. Какие из изученных нами методов вы используете?

3.Какими методами вы будете пользоваться. чтобы узнать о природе острова Мадагаскар?

«Мини-диалог»

Регулятивные:

— контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Познавательные:

Формирование умений анализировать, сравнивать. обобщать.

6.Подведение итогов урока, информация о домашнем задании.

  1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке.

  2. Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Слушают, делают записи.

Параграф 4, стр. 22-25

Выполнить задание №4 на стр.10 в рабочей тетради.

Познавательные:

-умение структурировать знания;

— оценка процессов и результатов деятельности.

Регулятивные:

— волевая саморегуляция;

— осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

7.Рефлексия.

  1. Организация итогового диалога.

  2. Выводы по итогам работы на уроке.

Самооценка.

Фиксирование результатов на уроке.

Мне было интересно…

Я сегодня понял, что…

Я узнал…

Я понял, что могу…

Мне понравилось…

Для меня стало новым…

Меня удивило…

Мне захотелось…

Выбери одного или нескольких своих товарищей, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество.

Приём «Продолжи фразу»:

Коммуникативные:

-умение выражать свои мысли;

-оценивание качества своей и общей учебной деятельности.

infourok.ru

Урок «Методы географических исследований и источники географических знаний.»(5 класс)

Тема урока: Методы географических исследований

Цель: ознакомить учащихся с методами географического исследования

Планируемые результаты обучения:

Предметные – приводить примеры методов географических исследований (описание, картографический, сравнительный, аэрокосмический, статистический)

Личностные – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях

Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации,ее преобразование, сохранение

Оборудование: учебник, атласы, иллюстрации, рисунки, демонстрационная компьютерная техника.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте! Начинаем наш урок. Улыбнитесь друг другу, подарите друг другу свои улыбки, подарите мне свои улыбки. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение (Под музыку из мультфильма «Крошка Енот»). Спасибо!

Проверка домашнего задания (слайд 1)

2. Формулировка темы урока, постановка цели. (слайд 2)

Мы с вами сейчас окунулись в волшебный сказочный мир. Но сказка на этом не заканчивается: представьте себе, что вам выпал чудный приз – путевка на неделю отдыха на Гавайские острова. Ваш отдых начинается через две недели.

— За это время вы должны выполнить какую-то задачу. Какую именно? (узнать как можно больше об этих островах – где находятся, каковы природа, климат, обычаи и традиции населения и пр., т.е. провести исследование).

Проводить исследование помогают различные методы. Значит, цель нашего урока – ознакомиться с методами географических исследований. (Слайд 3)

3. Изучение нового («открытие новых знаний»). Организация и самообразование учащихся для дальнейшего усвоения знаний.

— Прочитайте введение § 4 (с.22).

— Что такое метод? (способы и приемы исследования) тетрадь задание 1 стр.9

Слайд 4 География обладает специальными методами исследования, с которыми мы сегодня ознакомимся. По ходу изучения нового материала заполняем тетрадь стр.10 задание 2.

— Ходили ли вы в прошлом году, по окончании 4 класса, в поход? Куда? Расскажите про природу этого места.

1) Сейчас вы как раз использовали один из методов географических исследований – географическое описание. Слайд 5

Этим методом обычно пользовались землепроходцы, путешественники, мореплаватели, записывающие сведения об открытых землях. Они пытались ответить на вопросы: где расположено? На что похоже? Какие имеет особенности? Сейчас этим методом широко пользуются участники исследований и экспедиций.

— Объясните мне, пожалуйста, как пройти к вашему дому (обращение к одному из ребят). (В результате обсуждения приходим к выводу, что проще всего нарисовать план).

2) Следующий метод географического исследования – картографический. Слайд 6

Картографический метод представляет собой использование карт как основного источника информации. Карта отражает информацию, полученную путем наблюдений и описаний. Первые географические карты появились в Древней Греции в VIII-VI вв. до н.э. Конечно, на этих картах было много неточностей. Со временем карты уточнялись, совершенствовались. В настоящее время широкое распространение получили компьютерные карты.

Слайд 7 — В какой области мы проживаем. Расскажи, пожалуйста, какая у нас природа? Чем она отличается от природы Гавайских остравов? (Обсуждение)

— Чем мы сейчас занимались? (Сравнивали природу, т.е. проводили исследование).

3) Следующий метод географического исследования – сравнительно-географический.

Он позволяет с помощью сравнения выявлять общее и особенное в географических объектах, явлениях, процессах.

— Нас очень интересует предстоящая погода. Каждый день мы смотрим прогноз погоды. Как, на основании чего, синоптики предсказывают погоду? (Обсуждение)

4) Значит, один из методов географического исследования – аэрокосмический. Слайд 8

5) Статистический метод – это анализ количественных и качественных данных (например, какова численность населения разных стран, какова площадь материков, стран и пр.). Слайд 9

Статистический материал представлен в виде диаграмм, таблиц, графиков.

— Поработаем со статистическим материалом учебника (Анализ круговой диаграммы «Площадь материков и океанов Земли», таблицы «Площадь материков и океанов» стр25 учебника).

4. Физминутка.

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку (руки на поясе)

Руки в сторону согнули

Вверх подняли, помахали,

Спрятали за спину их.

Оглянулись через правое плечо,

Через левое еще.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Проверка полученных результатов. Коррекция.

Фронтальная проверка:

  1. Задания стр.26 учебник

  2. Какие из изученных нами методов вы используете, чтобы узнать о природе Гавайских островов?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель ставили мы сегодня на уроке? Достигли ли цели?

— Расскажите, чему вы научились сегодня на уроке: Слайд 13

Я узнал (а) …

Я не понял (а) …

Мне было …

7. Домашнее задание.

Прочитать §4. Выполнить задания 3 и 4 в тетради с.9-10.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *