Конспект урока по обществознанию для 6 класса по теме «Человек познает мир»

Человек познает мир (2 часа).

Цели и задачи: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; выявить характерные черты самопознания; на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека; познакомить с понятиями самопознание, самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать процессы познания мира и самого себя; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; продолжат изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе; продолжат учиться работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД: предметные: определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы;

метапредметные – 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, дополнительный материал для работы в группе, видеофрагмент, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход урока:

1) проверка домашнего задания

2) мотивационно-целевой этап

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди эллинов. Радуйся!» на что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого».

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Где границы нашего познания? Насколько мы можем познать окружающий нас мир?

— Можем ли мы познать самих себя?

— Правы ли писатели-фантасты братья Стругацкие, которым принадлежит афоризм: «Чтобы покорить мир, надо его иначе назвать?»

Поразмышляем над этими вопросами в течение следующих двух уроков

Тема урока: «Человек познает мир».

Итак, план уроков:

  • Познание мира и себя

  • Что такое самосознание

  • На что ты способен

Проблемный вопрос урока – почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?

3) Введение в новый материал

Человека всегда волновал вопрос: сколько он может узнать о мире и о себе? Мдрейшие из философов – Сократ, Конфуций. Лао-Цзы и другие — говорили, что человеку открыта лишь ничтожная часть мироздания, что только невежда может считать себя всезнайкой. Чем больше человек познает, чем более он приобщается к мудрости, тем больше понимает, какая бездна непознанного его окружает. Поэтому особенно интересно исследовать наиболее общие принципы познания, его соотношение с реальным миром, границы между знанием и верой, увидеть пределы познавательных возможностей человека. Сегодня мы только начнем разговор на эту удивительную тему.

4) Работа по теме урока

1. Познание мира и себя (1 ч)

Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.

Творческое задание – разделим учеников по партам на 4 группы (1 парты , 2 парты и тд) – разделившись, обсудите, как происходит процесс познания мира. Какие 4 вида деятельности мы изучили?

1 парты – исследуют процесс познания мира в ходе трудовой деятельности

2 парты – в ходе игровой деятельности

3 парты – в ходе общения

4 парты – в ходе учебной деятельности

По итогу – все вместе заполняем схему в тетради и на доске письменно записывает учитель

Пространство, в котором мы живем и действуем:

  1. учебная деятельность – приобретение знаний о мире и себе; приобретение важных практических приемов; осознание своего места в мире

  2. трудовая деятельность – расширение представлений о мотивах трудовой деятельности; расширение представлений о труде; помогает в поиске трудового занятия

  3. общение – получение новой и значимой информации; попытки найти ответ на волнующие вопросы; помогает улучшить себя

  4. игровая деятельность – попытки повторить действия взрослых; приобретение первого опыта практической деятельности; приобретение первых навыков нравственного поведения

Интерес к окружающему миру и к себе у детей возникает с раннего детства.

Прослушайте стихотворение Татьяны Боковой «Липучка-почемучка».

Мама любит и жалеет.

Мама понимает.

Мама все моя умеет,

Все на свете знает!

— Почему кусают осы? –

Спрашиваю прямо.

И на все мои вопросы

Отвечает мама.

Скажет мне, откуда с неба

Снег зимой берется.

Почему буханка хлеба

Из муки печется?

Почему собака лает?

Что во сне приснится?

Почему сосулька тает

И дрожат ресницы?

Почему на небе тучка,

А в лесу – лужайка?

Я Липучка-Почемучка,

А она – Всезнайка!

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Для чего дети задают столько вопросов?

— Вели ли вы себя в детстве таким образом?

Стремление узнать человека, то есть самого себя, является важнейшей потребностью личности. Как вы думаете, почему? (и вместе заполняем схему по ходу ответов)

Почему важно узнавать себя?

  1. увеличивается полезность деятельности

  2. возрастает самооценка

  3. повышается настроение

  4. повышается точность в предсказании результатов деятельности

  5. находишь дело, которое нравится

  6. повышается эффективность работы

На одном из самых знаменитых храмов есть надпись: «Познай самого себя». Эти слова самые главные, самые важные в жизни, так как именно с познания самого себя все начинается. Никакие блага не могут заменить человеку удовлетворение от правильно выбранного места в жизни, занятия по душе.

А ведь многие люди сами для себя загадка. Они не понимают своих поступков, высказываний. А иногда и собственных мыслей. Они могут часами разговаривать о своих родителях, братьях, сестрах или друзьях, но если им необходимо рассказать что-то о себе, начинают спотыкаться на каждом слове.

Я знаю, как на мед садятся мухи,

Я знаю смерть, что рыщет, все губя,

Я знаю книги, истины и слухи,

Я знаю все, но только не себя.

Это стихотворение написал в 15 веке французский поэт Франсуа Вийон. Уж не про нас ли это?

Задание: вам необходимо письменно дать как можно больше ответов на вопрос «Кто я?»

2) что такое самосознание?

Английский писатель Дж. Рескин отметил: «Познай самого себя – есть высшее правило. Но неужели вы думаете, что можно познать себя, всматриваясь в себя? Нет. Вы можете познать себя, только присматриваясь к тому, что вне вас. Сравниваете ваши силы с силами других, ваши интересы с их интересами; стараетесь думать о своих интересах, как о чем-то второстепенном, преклоняетесь перед достоинствами других, исходя из уверенности, что в вас, вероятно, нет ничего особенного».

Следовательно, потребность понять и узнать себя способствует развитию самосознания, то есть сознания, направленного на самого себя.

Внимательно изучите и прокомментируйте предложенную схему (на слайде)

«К Равви пришел подросток и горестно застенал: «Равви! Почему меня никто не любит, особенно девушки?» И Равви ответил ему: «Потому что ты сам никого не любишь, особенно себя».

— В чем смысл притчи?

— Какое отношение она имеет к теме нашего урока?

Два разнонаправленных, даже противоположных стремления владеют подростками: страстный интерес к внешнему миру и столь же страстное, пристальное вглядывание в себя – в мир своих мыслей, чувств. Переживаний.

Интерес ребенка к своему я – к своим особенностям, возможностям, способностям – в каждом возрасте проявляется по-разному, на каждой ступени жизни обогащается новым содержанием. «Я сам!» — говорит трехлетний малыш. И это значит, что он выделил себя из окружающего предметного мира, отличил от других людей. Для нас такое отличие самоочевидно, иначе быть не может, но для малыша это заметный шаг в развитии.

Кто я? Каков я? Что я могу? – спрашивает себя подросток. Это уже иная форма и иной уровень развития самосознания.

Самосознание – сложный психический процесс, особая форма сознания, характеризующаяся тем, что оно направлено само на себя. В процессе самосознания человек выступает в двух лицах: он и познающий, и познаваемый.

Важной стороной самосознания и показателем достаточно высокого уровня его развития является формирование такого его компонента, как самооценка. Но об этом уже на след уроке.

Если остается время – дополнительный материал обсудить

Домашнее задание

1) Прочитать параграф 2, с. 17-20, ответить на вопрос 1 после параграфа (проверим себя),

2) Ответить на вопросы рубрики «Обсудим вместе»

2 урок – продолжение (1ч)

1) проверка домашнего задания

2. что такое самосознание – продолжениес

— на прошлом уроке мы остановились на том, что выяснили, что важной стороной и показателем любого самосознания является самооценка человека. Как вы думаете, что это такое? Как бы вы ответили на вопрос, что такое самооценка?

Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух ее факторов:

  1. рационального, отражающего знания человека о себе

  2. эмоционального, отражающего то, как человек воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог эти знания складываются

таким образом, самооценка отражает особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умений увидеть и оценить свои возможности и способности.

На начальных этапах развития ребенок оценивает преимущественно свои физические качества и возможности (я большой, я сильный), затем начинают осознаваться и оцениваться практические умения, поступки, моральные качества. Самооценка выступает уже как важнейший регулятор поведения человека, его активности в учении, труде, общении, самовоспитании.

В подростковом возрасте ребенок начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в конкретную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают обобщенный характер. Познавая себя в постоянном сравнении с другими людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны взаимоотношений; в сферу осознаваемого включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими. Самосознание становится своеобразным ядром личности, оно концентрирует в себе, как в фокусе, основные изменения в развитии индивида.

Самооценка имеет ряд измерений: она может правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Иногда в литературе используются и другие термины: высокая, средняя или заниженная самооценка.

-изучите таблицу (раздать по одной на парту, дополнительный материал в конце) и дайте характеристику типов самооценки, отнеся себя к какому-либо типу, картинки на слайде обсуждаем

Таким образом, и недооценка, и переоценка своих сил и возможностей – явление далеко не безобидное для школьника. Привычка к определенному положению в классном коллективе – слабого, среднего или сильного, задающего тон в учебе – постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Звездами, к которым больше всего тянутся сверстники, в начальной школе оказываются те ребята, у которых в дневниках преобладают пятерки. Лишь позже, в подростковом возрасте, оценки и самооценки учащихся будут менять свои основания и сами меняться. Ребята начнут высоко ценить и качества хорошего товарища, и смелость, и ловкость, и увлеченность чем-то, и глубину интересов.

Мы с вами поняли, что процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив.

— делимся на три ряда и выполняем творческие задания:

1 ряд – разработать рекомендации учителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростка

2 ряд — разработать рекомендации родителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростка

3 ряд — разработать рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут сформировать у них зрелую самооценку

3) на что ты способен?

Давайте посмотрим небольшой отрывок из всем известного мультика про незнайку на луне) до 4 минуты

ответить на вопрос на доске:

чем незнайка отличался от остальных жителей деревни? (был несуразный, за все брался и ничего не доводил до конца, не знал свои способности и таланты, поэтому у него не получалось ничего)

— что объединяло всех остальных жителей деревни? – у всех остальных жителей деревни были вои таланты, которые они развивали.

Ученые пришли к выводу, что неспособных людей в природе не существует. Конечно, не все из нас могут стать гениями, но каждый имеет свои таланты и должен развивать их в течение жизни.

— перечислим на доске свои таланты и способности, составив, таким образом, талантливую карту нашего класса (по одному к доске и записываем)

Великий американский изобретатель Эдисон говорил о своей работе: «Единственное мое стремление – работать, не думая о расходах…Мне не нужны обычные утехи богачей. Мне не нужно ни лошадей, ни яхт, на все это у меня нет времени. Мне нужна мастерская!»

Ученые утверждают: чтобы труд человека стал творческим, ему, во-первых, должна нравиться его профессия и, во-вторых, его дело должно соответствовать способностям.

— чем бы вы руководствовались при выборе будущей профессии?

По ходу на доске записываем вместе

Мотивация выбора профессии:

  • наличие способностей

  • престижность профессии

  • материальная обеспеченность

  • привлекательность содержания образования

  • желание родителей

  • традиции семьи

  • интерес к данной профессии

если есть время – обсуждаем информацию ниже

Прокомментируйте мнение исследователей:

«Если производительность труда работника, правильно избравшего профессию и выполняющего работу с желанием, принять за 100%, то у человека, неправильно выбравшего профессию, она будет равняться 50%, а у работающего без желания, да к тому же еще и неправильно выбравшего профессию, — 30%»

— насколько важен правильный выбор профессии для человека?

— всегда ли правильно люди делают свой выбор?

— что обязательно необходимо учитывать при выборе профессии?

Что нужно учитывать при выборе профессии:

  1. необходимо убедиться в том, что при выборе профессии вы не ошиблись в оценке собственных способностей и потребностей. На сегодняшний день существует пять вариантов деятельности человека

Группа профессий

Примеры

«Человек – природа»

Биологи, физики, геологи

«Человек – техника»

Инженеры, конструкторы, водители

«Человек – человек»

Учителя, психологи, журналисты

«Человек – знаковая система»

Филологи, программисты, статистики

«Человек – художественный образ»

Художники, актеры, поэты, музыканты

  1. вы должны хорошо себе представлять, где ваши знания впоследствии вам пригодятся, где они будет востребованы

  2. выбирая будущую профессию, вы должны хорошо знать, чем вам придется заниматься, представлять круг ваших обязанностей, плюсы и минусы будущей работы

  3. соотнесите понравившуюся вам специальность с потребностями общества

4) домашнее задание

1) Прочитать параграф 2, с. 18-23, ответить на вопросы после параграфа 2-5 (проверим себя), задания 2-5 (в классе и дома)

2) Рассмотреть картину на с. 22 учебника, устно ответить на вопросы к картине

3) Прочитать советы из рубрики «Учимся узнавать и оценивать себя» на с. 24-25 и ответить на вопросы после

Дополнительный материал к первому уроку

«Знаменитый драматург Л.Хелман утверждал: «Все неприятности в мире происходят от людей, которые сами не знают, кто они, или притворяются, что они – это не они». Приведем несколько аргументов в пользу этого утверждения.

Узнав себя, сможешь быть честным с самим собой, будешь способным сделать выбор и принять решение, которое подходит именно тебе. Ты сможешь строить планы на сегодня, на завтра, на всю жизнь сообразно собственным представлениям о себе.

Если кто-то попробует вовлечь тебя в какую-то компанию или предложить тебе покурить или будет наставиать на том, чтобы ты занимался неинтересным делом или выбрал профессию, не соответствующую твоему складу личности, ты сможешь твердо сказать: «Нет, это не для меня». Ведь нередко люди позволяют другим решать за себя, что делать и как думать. А хорошо ли это? Такой человек никогда не будет счастлив в жизни.

Располагая знаниями о себе, ты сможешь управлять своей жизнью, получишь свободу в выборе собственного пути.

Лучшее из того, что ты о себе узнал, поможет тебе пройти через любой сложный период. Это даст тебе опору или эмоциональный якорь.

Знание не лучших твоих сторон сможет уберечь от лишних проблем. Относись к каждой проблеме, как к возможности что-либо в себе изменить.

Познать себя – значит ответить на вопросы: «Какой я?», «Почему я такой?» знаменитый китайский философ Лао-Цзы учил: «Тот, кто познал других, учён. Тот, кто познал себя, мудр».

«Недоверие к себе – причина большинства наших неудач», — говорил американский писатель К.Боуви. но при самоанализе очень важно не ошибиться в оценке своих достоинств и недостатков. Говорят, что недостатки – это продолжение наших достоинств. Но если достоинства продолжаются больше, чем надо, и не там, где надо, то и они являются недостатками».

Дополнительный материал ко второму уроку

Тип самооценки

Сильные стороны

Слабые стороны

Высокая

Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляются новый взгляд на себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Уверенность в себе нередко переходит в чрезмерную самоуверенность, такие люди перестают уважать мнение друзей и родителей

Средняя

Человек осознает и выделяет те сферы жизни и области деятельности, в которых он может достигнуть высоких результатов, преодолеть значительные трудности, и те, где возможности его ограничены.

Осознавая свои особенности, подросток стремится что-то изменить в самом себе, в своих отношениях с окружающими: в его жизни появляются осознанные задачи самовоспитания

Развитие самосознания связано с потребностью найти ответы на вопросы: «Кто я?», «Каков я?», «Что я могу?» Человек сравнивает себя с окружающими – взрослыми и товарищами. Познание другого человека опережает самопознание. Суждения подростков о других людях часто более точны и критичны, чем их самооценка

Низкая

Человек имеет богатый внутренний мир, у него хорошо развито воображение. Рост реальной самостоятельности подростка ведет к тому, что у него появляется новый взгляд на самого себя, желание разобраться в себе, всесторонне себя оценить

Подростки застенчивы и чрезмерно уязвимы. Низкая самооценка способствует возникновению юношеской депрессии, связана с расстройством аппетита.

У таких подростков высокий уровень тревожности. Недоверчивы и редко любят других, так как их часто унижают. Они стремятся быть незаметными, не участвуют в общественной жизни школы, не умеют постоять за себя и не высказывают своего мнения, испытывают проблемы в общении с другими людьми, не уверены в себе и часто отстают в учебе. Им легко управлять, они позволяют другим принимать за себя решения. Это может привести к употреблению наркотиков

infourok.ru

Урок обществознания в 6 классе «Человек познает мир»

Урок обществознания в 6 классе

«Человек познает мир».

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; сформировать понятие о познании и его уровнях, самопознании, самооценки; охарактеризовать основные пути и способы познания; раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности.

Тип урока: Открытие нового знания

методы и формы обучения

Методы: словесный, наглядный, проблемный; частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия : Знания, познания, чувственное и рациональное познание, возможности, самосознание, самооценка.

Планируемые результаты:

Предметные: Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Метапредметные УУД:

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Личностные УУД: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор, распечатанный психологический тест.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой компонент.

Притча о знаниях. (Слайд 1)
Однажды к старцу пришел его послушник и спросил:
— Отче, объясни мне, почему я, имея такие же глаза, как и у тебя, часто не замечаю того, что замечаешь ты.
Старец вышел из комнаты и через какое-то время вернулся, держа в руках древнюю рукопись на незнакомом для послушника языке.

Развернув ее, он сказал:
— Что ты видишь?
Послушник, не желая выдавать свое незнание, ответил:
— Я вижу многовековую мудрость в этой рукописи. Тогда старец сказал:
— На самом деле перед тобой — записка греческого купца, — а знаю и вижу это потому, что однажды, не побоявшись признаться себе в том, что, я толком ничего не знаю, выучил этот язык.

Вопросы к классу:

(Ответы учеников).

Посмотрит

infourok.ru

Презентация к уроку обществознания в 6 классе «Человек познает мир»

Человек познает мир

Обществознание 6 класс

Булыгина Н.А.

Человек познает себя

  • Познание мира и себя
  • Что такое самопознание
  • На что ты способен

Большинство судят о людях по их личинам, чем они кажутся, и лишь не многие бывают в состоянии отличить кажущееся от действительного. Никколо Макиавелли

Какие вопросы чаще всего задают люди?

Что это такое?

Для чего это?

Почему? Зачем?

мир

Любознательные люди

познают

ПОЗНАНИЕ – это процесс мыслительной деятельности, направленный на получение нового знания об окружающем мире .

Через органы чувств:

-ощущения,

-восприятие

(целостный

образ мира или его

части)

Язык, речь(называются

предметы, описываются

их свойства и

признаки)

Познает мир

Суждения,

умозаключения

Формулирует вопросы,

выводы, теории

Истина

Работа в группах П-ф 2, с. 18 «Познание мира и себя»

1 группа : назовите каналы познания указанные в тексте. Какие еще каналы познания мира можно указать?

2 группа:- почему во все времена у человека возникает потребность познать себя? Поясните что такое потребность.

3 группа: — содержание процесса познания самого себя.

Жизненное пространство человека

Трудовая деятельность взрослых

Общение со сверстниками

Каналы познания мира

Язык, речь

Через органы чувств:

-ощущения,

-восприятие

Суждения,

Умозаключения

Формулирует вопросы,

выводы, теории

ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

Познание мира тесно связано с познанием человеком самого себя.

ПОЗНАНИЕ САМОГО СЕБЯ — это изучение человеком своих способностей (что умею) и возможностей (что могу сделать), поиск деятельнос­ти, которая будет им соответствовать.

Процесс познания самого себя

1. Исследование своих способностей и возможностей;

2. Оценка видов деятельности;

3. Осознание своих

особенностей;

4. Осознание своих качеств

как личности;

5. Стремление что – то изменить

в себе и в общении с людьми,

для достижения

своей цели

Познание самого себя является важной потребностью человека

Изучение себя как

Части природы,

выявление

своих биологических

особенностей

и потребностей

Понимание себя как

Части общества, группы

(осознание своего

духовного и

нравственного «Я»)

Исследование своих

возможностей и

Способностей, поиск

того вида деятельности,

который в наибольшей

мере будет им

соответствовать

Этапы самопознания

Пассивная фаза

Активная фаза

3-8 мес.

12-15 лет

познание направлено на внешний окружающий мир,

познание своего Я эпизодичес-кое

Фаза падения

активности

20-30 лет

большее внимание уделяется внешнему виду, облику (как я выгляжу?), одежде, физической подготовке

60-70 лет

конец жизни

внимание переключается к внутренней сущности, поиску места, смысла в жизни, самореализации

мудрец — считает, что знает о себе все, отчего к самопознанию отношение второстепенное

САМОСОЗНАНИЕ

Познать

свои сильные и слабые стороны

Перспективы деятельности

Взаимоотношения с людьми

Отношение людей к тебе

РТ.: П-ф 2, задания 1,2 (письменно)

«Что такое самопознание» (п-ф 2, с.18-20):

— Запишите в тетрадь в виде схемы какой может быть самооценка.

— Подумайте, почему необходимо адекватно оценивать себя?

Обсудим вместе:

— Какова роль самопознания в процессе взросления человека?

— Как правильно оценить себя?

— Что нужно знать для объективной самооценки?

— Каковы причины и следствия ложной (завышенной или заниженной) самооценки для личности, окружающих ее людей?

— Как обрести большую уверенность в себе?

Тренинг «Немного о себе»

Продолжи предложенные предложения .

• Больше всего я люблю…

• Я хотел бы…

• Я хотел бы быть…

• Я чувствую себя счастливым, когда…

• Я надеюсь, что когда-нибудь…

• Я хотел бы быть более…

• Мне очень грустно, когда…

• Я хочу познакомиться с…

• Я хотел бы больше узнать о…

У каждого человека есть сильные и слабые стороны, то что каждый любит и ценит в себе, что дает чувство внутренней свободы и уверенности в собственных силах, что помогает выстоять в трудную минуту. А есть слабые стороны, которые не дают уверенности, но от которых человек хочет избавиться. РТ.: П-ф 2, задания 3, 4 (письменно)

САМООЦЕНКА – оценка человеком собственных качеств, достоинств и недостатков.

Посмотри на рисунки Марины и Владимира. У кого из них низкая самооценка , а у кого — высокая ?

 

Рисунок Марины Рисунок Владимира

Тест «Знаешь ли ты себя»

Ответь на вопросы теста.

Подсчитай баллы.

И узнай на сколько ты знаешь самого себя.

1 .Если ты выбираешь какое-либо дело, то можешь ли ты объяснить себе, почему выбор именно таков?

                   А. Да         Б .  Трудно сказать     В .   Нет

2.Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе?

                   А . Да        Б . Трудно сказать      В . Нет

3. Были ли у тебя на прошлой неделе поступки, причины которых затрудняешься объяснить?

                   А . Были      Б. Не помню         В . Не были

4.Если время вернуть назад, то вчерашний день:

     А . Прожил бы точно также           Б .  Многое сделал бы лучше  

В . Не считаю нужным об этом думать

5. Можешь ли ты предсказать, как поступишь в сложной ситуации?

                   А . Да        Б. Нет            В.   Трудно сказать

6. Хорошо ли ты знаешь, что изменилось в тебе, если сравнить поведение сегодня и год назад?

                   А . Знаю        Б .   Не знаю        В . Не задумывался

7. Задумываешься ли ты , какие изменения могут произойти в тебе завтра?

                  А .  Задумываюсь    Б Не задумываюсь     В .Над этим мне предстоит подумать

8.Трудно ли выбрать то дело, которое соответствует твоему характеру?

                   А . Трудно       Б   Не трудно            В. Не знаю

9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности?

                   А.  Знаю       Б . Не знаю          В. Не задумывался

10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окружающих?

                     А . Знаю           Б . Не знаю         В. Не уверен

11.Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на которого похож?

                     А. Смог         Б.   Не смог         В.   Не задумывался

1

А

2

Б

3

В

4

5

6

7

8

9

10

11

  • 16 и более очков – ты себя знаешь достаточно хорошо.
  • 10 – 16 – следует более глубоко изучить свои качества.
  • Менее 10 очков – изучение самого себя следует начать немедленно, так как промедление приведёт к нежелательным результатам.

“ Психологический тип в общении”

Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 4, затем подсчитайте сумму.

1. Я легко сближаюсь с людьми.

2. У меня много знакомых, с которыми я охотно встречаюсь.

3. Я разговорчивый человек.

4. Я непринужденно чувствую себя с незнакомыми людьми.

5. Мне стало бы неприятно, если бы надолго исчезла возможность общения.

6. Когда мне надо что-то узнать, я предпочитаю спросить, а не копаться в книгах.

7. Мне удается оживить скучную компанию.

8. Я говорю быстро.

9. Когда я надолго оторван от людей, мне очень хочется поговорить с кем-нибудь.

1-12 баллов. Интроверт . Обращенный в себя, он с трудом вступает в контакт, в компании способен нагнать на всех тоску. Такой человек ориентирован в основном на собственные чувства, сдержан, застенчив, общению предпочитает книгу. В решениях серьезен, эмоциям не доверяет, любит порядок. Пессимистичен, и поэтому вряд ли из него получится хороший организатор.

13-24 балла. Амбаверт. Для него характерны спокойные, ровные отношения с людьми, ответственность за свои поступки. Именно такими качествами обладают, как правило, лучшие руководители, словом все, чья работа требует умения общаться с людьми.

25-36 баллов . Экстраверт. Словоохотливый , общительный оптимист, любит каверзные вопросы, острые шутки. Общение с кем бы то ни было для него не проблема, и тут он прекрасный импровизатор. Все у него получается легко и непринужденно. Но не менее легко относится и к собственным обязательствам, и поэтому хозяином своего слова его можно назвать лишь с иронией. Несдержан, потому что не считает нужным контролировать эмоции и чувства.

Информация предоставлена сайтом: http://eztea.ru С конспектами и презентациями по урокам истории и обществознанию Вы можете ознакомится на сайте http://eztea.ru

multiurok.ru

План-конспект урока обществознания «Как человек познаёт мир» 6 класс.

Реализация проекта

Важнейшими инструментами, с помощью которых человек познаёт мир, являются его органы чувств.

— Какие органы чувств из курса окружающий мир в начальной школе вам известны?

Схема: Чувственное познание

Органы чувств образно называют окнами в мир. Благодаря им мы ощущаем отдельные свойства предметов.

Опыт с шаром: даю в руки

Опишите, какой он.

Схема: ощущение

Когда вы играете в футбол. То не думаете о том, что мяч круглый, упругий, гладкий. Вы воспринимаете мяч как целостный предмет.

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие восприятие?

Схема: восприятие

Ощущение и восприятие называются формами чувственного познания мира. Но есть еще одна форма чувственного познания мира представление.

Опыт с шаром: прячу за спину.

— Вы видите сейчас шар?

— Каким он был?

Опишите пожалуйста.

Послушайте звуки. Что вы представляете.

Комфортно ли играть в мяч под дождём?

Схема: представление

Подумайте, как мы можем сформулировать понятие представление?

Давайте обратимся к схеме, о каких формах чувственного познания мы сегодня узнали?

Подумайте, это свойственно животным и человеку, или только человеку?

ФИЗМИНУТКА

Французский философ Рене Декар сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Объясните значение этих слов.

Правильно, так что не стоит пренебрегать этим великим даром природы.

Мышление – высшая форма деятельности мозга человека, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями.

Ещё одна ступень познания — рациональное познание (схема):

Мы замечаем, что многие предметы и явления, несмотря на свои особенности имеют общие черты, Мы объединяем их в группы и даём общие названия. Эти общие названия принято именовать понятиями. (Схема)

Практическое задание: Попробуйте на своих представлениях о ромашках, одуванчиках, колокольчиках и розах сформировать понятие цветок.

Схема: Суждение

О чём бы вы ни думали, всегда обнаруживаете, что мышление связано со словами. Мы говорим для того, чтобы выразить свои мысли. Передать ощущения и чувства.

Откроим учебник на стр.179 и прочитаем памятку 5. Как доказывать сои суждения.

Она нам пригодится при работе в группах.

Практическое задание

К какому выводу вы придете, основываясь на следующих суждениях?

— Все мальчики 6 класса школы села Вязовка хорошо играют в футбол.

— ______ учится в 6 классе школы села Вязовка

Следовательно…

Схема: Умозаключение

— Ребята, посмотрите на схему. Что является формами рационального познания. Подумайте, они свойственны только человеку или человеку и животным?

Слово рациональное произошло от (от латинского ratio – «разум», «рассудок»).

Ребята, пополнились ли ваши знания сегодня на уроке? Можем ли мы сейчас более полно ответить на вопрос Как человек познаёт мир?

Ответ: Глаза, уши, язык, кожа, нос.

СЛАЙД 4

Записывают в тетрадь название схемы

Ответ: Круглый, упругий, красный, гладкий

Формулируют и записывают в тетрадь:

Ощущение — отражение свойств предметов, возникающее в результате воздействия их на органы чувств.

СЛАЙД 5

Формулируют и записывают тетрадь:

Восприятие – это соединение ощущений, из которых в мозгу человека формируется целостный образ какого-либо предмета.

СЛАЙД 6

Отвечают на вопросы.

СЛАЙД 7

Слушают звуки природы. Отвечают на вопрос.

Формулируют и записывают в рабочую тетрадь:

Представление – это образ предмета или явления, который в данный момент сохранён в сознании и воспроизводится в памяти.

СЛАЙД 8

Ответ: ощущение, восприятие, представление.

Свойственно и животным и человеку, потому что у них есть органы чувств.

СЛАЙД 9

Ответ: При решении каких-то вопросов, задач, необходимо прежде подумать, потом принимать решение. Человек отличается от животных тем, что умеет думать.

Записывают в тетрадь под диктовку учителя.

Слайд 10

Переносят в тетрадь элемент схемы.

Цветы — прекрасное создание природы. В цветке происходит опыление (обычно насекомым), здесь развивается плод. Цветок заканчивает собой стебель. (Детская энциклопедия)

СЛАЙД 11

Записывают в тетрадь

Понятие – единство главных свойств предметов и явлений.

СЛАЙД 12

Переносят в тетрадь элемент схемы.

Суждение — форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предмете и его свойствах.

СЛАЙД 13

Читают и разбирают памятку.

Записывают в тетрадь

Ответ:________ хорошо играет в футбол.

Записывают в тетрадь

Умозаключение – это вывод, результат наших суждений.

СЛАЙД 14

Формулируют вывод: Понятие, суждение, умозаключение – это формы рационального познания. Свойственны только человеку.

Ответ: с помощью чувственного и рационального познания.

videouroki.net

Технологическая карта урока обществознание 6 класс по теме» Человек познает мир»

Технологическая карта урока обществознание 6 класс

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен

Цели урока

Способствовать изучению учащимися себя как части природы и общества, выявлению своих биологических
особенностей и потребностей; раскрыть роль знаний о собственных способностях и возможностях, их правильной оценки для успешной самореализации личности

Личностно значимая проблема

Важный спутник таланта – труд. Талант – это не более чем возможность осуществления творческих успехов,
но далеко еще не мастерство. Талант не освобождает человека от работы, а предполагает большой творческий напряженный труд. Люди, чья талантливость в глазах всего человечества была бесспорна, – это всегда,
без исключения, титаны труда

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Знания, познания, возможности, самосознание, самопознание, способности

Окончание табл.

Научатся: характеризовать свои
потребности и способности, прояв-
ление личностных свойств в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анали-зировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.

Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга,
понимают позицию партнера, в том числе и отличную
от своей, согласовывают действия с партнером.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия

Проявляют заинтересованность
не только в личном успехе,
но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают
причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Записи
в тетради

Продолжение табл.

II. Актуализация знаний

7

Беседа на тему «Подростковый возраст»

Организует беседу
по вопросам:

– Какой возраст мы называем отроческим?

– По каким характерным признакам можно определить, что ребенок переходит в подростковый
возраст?

– Какие возрастные границы подросткового возраста вы выделите?

Отвечают
на вопросы,
высказывают собственное мнение

Фрон-
тальная

Познавательные: само-стоятельно выделяют
и формулируют познавательную цель.

Коммуникативные:
проявляют активность
во взаимодействии для
решения коммуникативных и познавательных
задач, ставят вопросы

Устные ответы

III. Изу-чение

нового
мате-
риала

17

1. Обсуждение эпиграфа урока: «Что я такое? С тех пор как
существуют
люди, они отвечают на это
не словами,

1. Знакомит учащихся
с эпиграфом урока,
организует обсуждение
по вопросам:

– Как вы понимаете это
высказывание Л. Н. Тол-
стого?

1. Знакомятся
с эпиграфом, обсуждают его, раскрывают смысл слов
писателя,
отвечают
на вопросы,

1. Фронтальная.

Личностные: выражают устойчивую учебно-
познавательную мотивацию учения.

Регулятивные:совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему;

1. Устные ответы.

Продолжение табл.

то есть орудием разума, а всей жизнью». (Л. Н. Толстой.)

2. Работа
с учебником,
с. 18.

Знакомство
с рубрикой «Жил на свете человек», с. 21-22.

3. Задания
в рабочей
тетради:
№ 2, 5, 6, 8,
с. 15–16.

4. Тест на самопознание (см. Приложение)

– Как вы думаете, почему именно с этого высказывания мы начинаем наш урок?

– Почему человеку так важно осознавать свое «Я»?

– Почему важно осознавать, чем человек отличается
от других?

2. Организует работу
по прочтению нового материала в учебнике, проводит обсуждение прочитанного по вопросам в учебнике.

3. Формулирует задание, проводит выборочный
контроль.

4. Проводит с учащимися тестирование на определение самопознания

аргументируют свои ответы.

2. Выполняют задания, отвечают на вопросы, формируют собственное мнение.

3. Самостоятельно выполняют задания.

4. Отвечают
на вопросы
теста; определяют результаты

2. Индивидуальная.

3. Индивидуальная.

4. Фронтальная

самостоятельно опреде-
ляют промежуточные
цели урока.

Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для
решения учебной задачи.

Коммуникативные:

формулируют собственное мнение и позицию;
задают вопросы; строят понятные для партнёра высказывания

2. Задания в рабочей тетради.

3. Записи в рабочих тетрадях

Окончание табл.

Познавательные: само-стоятельноосуществ-
ляют поиск существенной информации.

Регулятивные: ориен-
тируются в учебнике
и рабочей тетради

Записи
в тетради

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщение
полученных
на уроке
сведений

Проводит беседу
по вопросам:

– Зачемчеловек познает
себя?

– Влияет ли самооценка
на поведение человека?

– Нужно ли сравнивать
себя с другими?

1. Отвечают
на вопросы.

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фрон-
тальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого
материала

Оценивание учащихся
за работу на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 2. Рабочая тетрадь: № 1, 2, 4, с. 13, 14

Конкретизирует домашнее задание

Записывают
домашнее
задание

Индивидуальная

Приложение

Тест «Какой у тебя характер?»

Ответь «да» или «нет».

1. Уважаешь ли ты дружбу? («Да» – 1, «нет» – 0.)

2. Привлекает ли тебя все новое? («Да» – 0, «нет» – 1.)

3. Предпочитаешь ли ты старую одежду новой? («Да» – 1, «нет» – 0.)

4. Притворяешься ли ты довольным безо всякой на то причины?
(«Да» – 0, «нет» – 1.)

5. Менял ли ты в детстве более трех раз выбор своей будущей профессии? («Да» – 0, «нет» – 1.)

6. Лишаешься ли ты уверенности в себе, когда предстоит решить трудное задание? («Да» – 0, «нет» – 1.)

7. Коллекционируешь ли ты что-нибудь? («Да» – 1, «нет» – 0.)

8. Часто ли ты меняешь свои планы в последний момент? («Да» – 0, «нет» – 1.)

Свыше 6 очков: Ты уравновешенный человек, редко создаешь хлопоты родителям, друзьям.

От 3 до 6 очков:У тебя изменчивое настроение и характер. Не забывай, что проявляя постоянство и настойчивость, ты будешь преуспевать в жизни.

Менее 3 очков: Внимание! Почему ты не веришь в свои силы? Нужно больше доверять своим родителям и поискать себе друзей среди одноклассников.

infourok.ru

Конспект урока по обществознанию «Человек познает мир» (6 класс)

Тема урока: Человек познает мир. Урок 1.

Учитель: Некрасова Лариса Михайловна, г. Орел

Тип урока: комбинированный

Цель: дать учащимся представление о процессе познания мира и самого себя; познакомить с понятиями: самосознание, самооценка, показав их роль в познании мира

Планируемые образовательные результаты

— дать определение понятий: самосознание, самооценка;

— назвать уровни самооценки

— назвать три фактора, влияющие на самооценку

познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности, систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы

— регулятивные: продолжить формирование умений планировать свою деятельность, действовать по алгоритму, осуществлять самоконтроль

— коммуникативные: продолжить формирование умения действовать в группе, овладевать нормами общения. выдвигать свои версии решения проблем, понять другие позиции ,взгляды , договариваться с другими людьми , для того чтобы сделать что –то сообща)

— сформировать и высказать собственное мнение о роли самопознания в жизни каждого человека

— учащиеся смогут научиться оценивать себя и окружающих себя людей

Словарь урока: самосознание, самопознание, самооценка

Ресурсы урока:

  • Учебник «Обществознание». 6кл. (под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой)

  • компьютер, мультимедийный проектор

  • рабочие листы (приложение1 – для группы; приложение 2 – для каждого ученика; приложение 3 – для группы)

  • лист А3, маркеры, клей

ХОД УРОКА.

Этап урока,

время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

30 сек

Здравствуйте, ребята. Посмотрите, пожалуйста, все ли необходимое есть у вас на столе: ручка, карандаш, тетрадь, учебник

Самоконтроль готовности к уроку

2 этап

5 мин.

Проверка домашнего задания

1. Выберите верное из двух суждений о личности:

А) личность возникает в результате биологического развития человека;

Б) огромное влияние на становление личности оказывает общество:

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны 4. Оба суждения неверны

2. Выберите верное из двух суждений о личности:

а) личность формируется в течение всей жизни,

б) личность формируется в детстве.

1. Верно только А 2. Верно только Б 3. Оба суждения верны

4. Оба суждения неверны

3. Что такое индивидуальность?

1) Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

2) Совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми

3) Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого

4. Отношение человека к миру, понимание того, что он делает, как живет, о чем мечтает.

1) индивидуальность 2) сознание 3) личность

5. Является ли Петр сильной личностью, если он много времени уделяет спорту, физически развит, ловок и быстр и лучше всех справляется с заданиями на уроках физкультуры?

1) да 2 ) нет

6. Пятиклассник Арсений хорошо учится, ставит школьные спектакли, занимается спортом и стремится выиграть детский городской чемпионат по плаванию, помогает маме ухаживать за маленьким братом. Все это характеризует Арсения как:
1) ученика  2) друга 3) личность 4) сына

Учащиеся отвечают на вопросы.

3 этап

Мотивация

4 мин

Послушайте рассказ и ответьте на вопросы

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды пришли к нему сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из Дельфийского оракула (святилища бога Аполлона в городе Дельфы) назвала тебя самым мудрым среди элинов. Радуйся!» На что Сократ ответил: «Меня признали самым мудрым только потому, что я знаю, что я ничего не знаю, а афиняне не знают даже этого»

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этого рассказа?

— Где границы нашего познания?

— Можем ли мы познать себя?

— Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на сегодняшнем уроке?

Вывод: мы будем говорить о познании человеком мира и самого себя

Тема урока : «Человек познает мир»

Знаменитый китайский философ Лао- Цзы учил: «Тот, кто познал других, учен. Тот, кто познал себя, мудр»

— Как вы понимаете слова китайского мудреца? Как они соотносятся с темой нашего урока? Какой вопрос возникает?

Проблемный вопрос: Почему процесс познания мира начинается с процесса познания самого себя?

Устно отвечают на вопросы

Записывают тему в тетрадь

Участвуют в формулировании проблемы урока

4 этап

Целеполагание и планирование

2- 3 мин

Вопрос к классу: Что нужно узнать, чтобы ответить на вопрос?

План урока

1. Познание мира и себя.

2. Что такое самосознание.

3. На что ты способен.

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей.

6 этап

20- 22 мин. Открытие нового знания (изучение новой темы)

1. Познание мира и себя.

Учитель: Человек, взаимодействуя с окружающим миром, одновременно познает его. Процесс познания происходит в ходе активной деятельности человека.

На доске появляется схема

Задания для групп

Первая группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе игровой деятельности.

Вторая группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе учебной деятельности.

Третья группа. Обсудите как происходит процесс познания в ходе трудовой деятельности.

Четвертая группа Обсудите как происходит процесс познания в ходе общения.

Обсуждение результатов. Учитель фиксирует на доске.

Учитель. Важнейшей потребностью личности является стремление узнать самого себя. Как вы думаете, почему?

Задание: заполните схему:

Работают с учебником стр. 18 и составляют схемы (приложение1) и презентую результаты своей работы

Учащиеся отвечают на вопрос

2. Что такое самосознание.

Потребность познать и узнать себя способствует развитию самосознания, т. е. сознания, направленного на самого себя

Чтение и анализ текста с использованием технологии «Заметки на полях»

Организация индивидуальной работы с текстом «Что такое самосознание». Каждый ученик получает текст (приложение №2), читает его, делая пометки на полях карандашом

Задание к тексту.

1. Внимательно прочитайте весь текст. Обратите внимание текст содержит и уже известную вам информацию, и новую.

2. По ходу чтения делайте пометки на полях:

«v» — знал;

«+» — узнал новое

«?» не понял, требуется дополнительное разъяснение.

После прочтения в группах обсуждается только один значок «?» не понял.

С этой целью учащиеся обсуждают вопросы, возникшие при чтении и стараются по возможности объяснить друг другу то, что было не понятно; выписывают вопрос, на который не знают ответа для обсуждения в классе

Проверка выполнения задания

— Что вы не поняли?

Учащиеся просматривают ролик «Гадкий Утенок» и отвечаю на вопрос:

— Что вы можете сказать о его самооценке? Почему у него заниженная самооценка?

Учитель по ходу ответов составляет схему

Учащиеся просматривают ролик из сказки «Морозко » и отвечаю на вопрос:

— Что вы можете сказать о самооценке Ивана? Почему у него завышенная самооценка?

— от чего зависит самооценка?

(По ходу ответов обучающихся учитель составляет схему)

— Самооценка определяет взаимоотношения с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. От самооценки зависит активность человека и стремление к самосовершенствованию

Процесс формирования самооценки весьма непрост и противоречив.

Выполнение мини – проекта.

Учащиеся получают рекомендации (приложение 3), которые помогут сформировать адекватную самооценку, им необходимо выполнить следующие задания:

Первая группа: Отберите три рекомендации учителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Вторая группа: Отберите три рекомендации родителям, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Третья группа: Отберите три рекомендации для подростков с низкой самооценкой, которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Четвертая группа: Отберите три рекомендации для подростков с завышенной самооценкой , которые помогут сформировать зрелую самооценку у подростков, дополните эти рекомендации еще одной

Алгоритм выполнения мини- проекта

1. Обсудите рекомендации и отберите те, которые наиболее подходят для выполнения задания вашей группе.

2. Дополните отобранные рекомендации своей (своими)

3. Подготовьте выступление – презентацию.

Презентация мини — проектов

Самостоятельно читают и анализируют текст, делают пометки

Анализируют и сравнивают информацию; формулируют выводы; задают вопросы;

— используют различные источники социальной информации

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работают в малых группах, вступают в диалог, отбирают необходимый материал, предлагают свои варианты ответов

Представляют мини — проект

7 этап Рефлексия

3-4 мин.

1. — Какую проблему мы ставили в начале урока?

— Удалось ли решить поставленную проблему?

2. Рефлексия (У детей на листочках (и на слайде в презентации) написаны данные вопросы, на которые они дают ответ.)

— Что я уже знаю о самооценке, о собственной личности?
— Что в том, что сегодня было, меня расстроило?
— Что хорошего было на уроке?
— Какие у меня возникли чувства?
— Дает ли урок возможности для творческого роста?
— Что мне даст этот урок для моей личной жизни?

Сравнивают цель урока и достигнутые результаты

8 этап домашнее задание

1 мин.

1. прочитайте П.2

2. Выполните одно задание

— задание 4 стр. 23 учебника

— задание 5 стр. 24 учебника

Приложение № 2

Задание к тексту.

1. Внимательно прочитайте весь текст. Обратите внимание: текст содержит и уже известную вам информацию, и новую.

2. По ходу чтения делайте пометки на полях:

«v» — знал;

«+» — узнал новое

«?» не понял, требуется дополнительное разъяснение.

После прочтения в группах обсуждается только один значок «?» не понял.

Что такое самосознание

Потребность понять и узнать себя позволяет развить самосознание — сознание, направленное на самого себя. Самосознание состоит из осознания и оценки человеком: своих сильных и слабых сторон; взаимоотношений с окружающими его людьми; своих моральных и физических качеств; практических умений и др.

Формированию самосознания способствует самооценка

Самооценка — это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, способностей, особенностей своей деятельности.

Самооценка формируется в единстве двух ее факторов: рационального, отражающего знания человека о себе и эмоционального, отражающего то, как человек воспринимает и оценивает эти знания, в какой общий итог эти знания складываются.

Самооценка имеет ряд измерений: она может быть правильной или ложной, относительно высокой или низкой, устойчивой или неустойчивой. Ложная или заниженная самооценка рождает неверие в себя, снижает удовлетворение от учебы, любимого занятия. Правильная самооценка помогает поверить в свои силы, выделить ту деятельность, в которой ты можешь достичь высоких результатов, преодолеть все трудности. Привычка к определенному положению в классном коллективе — «слабого», «среднего» или «сильного», задающего тон в учебе — постепенно накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка.

Для правильной самооценки важно знать свои положительные и отрицательные качества, стараться развивать одни и освобождаться от других. Человека с реалистичной самооценкой отличает независимость от мнений окружающих, высокий, но реальный уровень самоуважения. Он положительно относится к себе как к личности. Низкое самоуважение предполагает отрицательную оценку собственной личности. Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицание. При очень завышенной самооценке человек никогда не признаёт, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. Над такими раньше или позже начинают смеяться.

С уровнем самоуважения связано древнее выражение «не место красит человека, а человек место»

Приложение №3

Рекомендации учителям

  1. Учитывайте особенности самооценки у подростков, отдавайте предпочтение личностному общению, беседам.

  2. Помогайте ребятам с низкой самооценкой проявлять себя в учебе и в творчестве.

  3. Стройте взаимоотношения на равных, не принижая личностной значимости ваших подростков.

Рекомендации родителям

  1. Не навязывайте подростку свое мнение, учитывайте его интересы.

  2. Делайте все, что от вас зависит, для того, чтобы подросток не занижал свою самооценку и в то же время не выставлял себя напоказ.

  3. Прислушивайтесь к мнению подростка, не унижайте его и разговаривайте с подростком на равных.

Рекомендации подросткам с низкой самооценкой

  1. Твердо знайте, чего хотите добиться.

  2. Будьте уверены в себе.

  3. Имейте собственное мнение, несмотря на противоположное

Рекомендации подросткам с завышенной самооценкой

  1. Умейте уважать в каждом человеке личность.

  2. Уважай чувства и желания других людей, они имеют точно такое же значение, как и твои собственные.

  3. Старайся относиться к себе критичнее: разумная самокритичность способствует саморазвитию и более полной реализации потенциальных возможностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Обсудите как происходит процесс познания в ходе общения, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе трудовой деятельности, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе игровой деятельности, графически представьте сделанные выводы

Обсудите как происходит процесс познания в ходе учебной деятельности, графически представьте сделанные выводы

infourok.ru

Человек познает мир — ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ — Обществознание 6 класс — Поурочные разработки (к учебнику Л. Н. Боголюбова)

Глава I. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Уроки 5, 6. Человек познает мир

Цели и задачи: познакомить учащихся с процессом познания мира и самого себя; выявить характерные черты самопознания; на примерах выдающихся личностей проследить развитие способностей человека; познакомить с понятиями самопознание, самооценка, показав их роль в познании мира и жизни человека.

Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать процессы познания мира и самого себя; сравнивать социальные объекты, выясняя их общие черты и различия; продолжат изучать принцип работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы; приобретут умения и навыки анализа проблемы, проведения дискуссии и участия в эвристической беседе; продолжат учиться работать с документами, выполнять проблемные задания, вырабатывать навыки работы в группе.

Формируемые УУД: предметные: определять социальные факторы становления личности и конкретизировать их примерами; анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы познания; систематизировать информацию и представлять ее в виде схемы; метапредметные — 1) коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат; работать по алгоритму; 2) регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий; 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям; 4) личностные: развитие творческих способностей через активные формы деятельности; формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в общественной жизни.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Всем хорошо известно имя знаменитого древнегреческого философа Сократа. Однажды к нему пришли сограждане и сказали: «Сократ! Жрица из

compendium.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *