Урок №1 «Природа. Ценность природы для людей», ФГОС
Кинопособие уроков « Окружающий мир» 3класс
Тип урока: введения в новую тему.
Цель
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
Проблема: что такое природа?
Задачи:
познакомить с разнообразием природы и ее классификацией;
научить разделять объекты живой и неживой природы;
формирование представления о взаимосвязи в природе и ценности природы для людей
Предметные результаты
Научится
-отличать предметы живой природы от неживой природы;
-классифицировать объекты живой природы;
-находить взаимосвязи в природе.
Универсально учебные действия (УУД)
Регулятивные:
Познавательные: умение распознавать объекты, выделяя существенные признаки; раскрывать ценность природы для человека и необходимость бережного отношения к ней.
Коммуникативные:
умение работать в парах, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, формировать собственное мнение и позицию.
Личностные результаты
Ценностное отношение к окружающему миру природы
Понятия
Живая и неживая природа. Биология-наука о живой природе. Ценность природы для людей.
Природу делят на царства: растения, животные, грибы, бактерии.
Проверка готовности к усвоению нового материала
1.Узнаем, на какие царства учёные делят живую природу. Будем учиться классифицировать объекты природы. Постараемся осознать ценность природы для людей.
2.Вспомни, что относится к неживой и живой природе. Какие растения называются дикорастущими, а какие — культурными? На какие группы делят животных?
живая и неживая природа
Изучение нового материала
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ
Используя иллюстрацию, докажи, что природа удивительно разнообразна
Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы.
Как ты уже знаешь, природу делят на живую и неживую. Живую природу изучает особая наука —
Всё живое учёные-биологи делят на большие группы — царства. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий. Бактерии — крошечные организмы. Многие из них в тысячи раз меньше песчинки! Бактерии живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека. Но впервые их увидели только тогда, когда изобрели увеличительный прибор — микроскоп.
Биология наука о жизни
Царства живой природы
Царство животных
Царство Растений
ЦЕННОСТЬ ПРИРОДЫ ДЛЯ ЛЮДЕЙ
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажи.
Природа — важнейшее условие жизни людей. Нам нужны тепло и свет солнца, воздух, вода, пища. Всё это даёт нам природа. Природа даёт людям хлопок и шерсть, древесину и металлы, уголь и нефть и многое-многое другое. Природа радует, восхищает нас своей красотой. Она охраняет наше здоровье. Знаешь ли ты, что зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость? Отлично закаляют игры на свежем воздухе, купание в реке, прогулки на лыжах по зимнему лесу… Любовь к природе, забота о ней делают человека добрее.
И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок — только разгадывай!
Презентация Царства природы
JPG / 28.51 Кб
Осмысление и понимание полученных знаний
Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
Презентация викторина
PPTX / 4.82 Мб
Самостоятельное применение знаний
1.Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
2.На какие царства делят живую природу? Найди их представителей на рисунке.
3. Раскрой ценность природы для людей.
Источники информации:
А. А. Плешаков учебник, рабочая тетрадь Окружающий мир 3 класс Москва
«Просвещение» 2014
Сайт YouTube: https://www.youtube.com /
Хостинг презентаций окружающий мир
— http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html
xn--j1ahfl.xn--p1ai
Конспект урока по природоведению 3 класс: Что такое природа.Какой бывает природа. Ценность природы для людей.
Урок по предмету «Природоведение»
3 класс.
Тема урока :Что такое природа.Какой бывает природа.
Ценность природы для людей.
Урок составила :
учитель начальных классов
Амвросиевской общеобразовательной
школы 1-3 ступеней №2
Яценко С.Н.
Природоведение
3 класс
Тема урока :«Что такое природа. Какой бывает природа. Ценность природы для людей.
Цель урока :
. Формировать понятия «природа», «неживая природа», «живая природа», представления о ценности природы для людей, продолжить формировать навыки работы с учебником, рабочей тетрадью,
· Развивать познавательный интерес к изучению природоведения, навыки наблюдения за природой, критическое мышление;
· Воспитывать эстетические чувства, чувство принадлежности к природе.
Оборудование урока:
· слайдовые презентации к уроку,
· иллюстрации предметов «живой» и «неживой» природы.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
Сообщение цели и темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем ,что называют природой, какой бывает природа и попробуем сформулировать вывод : в чем ценность природы?
Первичное восприятие и осознание нового материала.
Разминка.
Разгадывание загадок.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже
Который год
Все никак
Не упадет. (Водопад)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
— Как, одним словом объединить все отгадки? (Природа).
— Из каких двух слов образовалось слово природоведение?
Ведать-знать . Природоведение- знания, наука о природе.
Посмотрите вокруг себя и попробуйте ответить на вопрос : что такое природа? (слайд 2)
Чтение статьи в учебнике «Что такое природа» и сравним наши ответы с ответом учебника.(с.74)
Стратегия «Читаем и спрашиваем».
Чтение текста и составление вопросов к ключевым понятиям текста.
Подготовьте вопросы к прочитанному тексту и задайте их своим одноклассникам.
-Как называется планета на которой мы живем?
-Без чего не могла бы существовать жизнь на нашей планете?
-Как изменилась наша планета с течением времени?
-Расскажите о своих наблюдениях за растениями в течении года.
-Как изменяется жизнь животных в течении года?
-Что обнаружили ученые ,когда был изобретен микроскоп?
-Почему человек-существо разумное?
-Что же такое природа?
Физминутка
Учитель (ученики)
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Ученики тихонько за парты садятся. (Садятся за парты.)
Закрепление и осмысление знаний
Работа по учебнику (с.75-76)
Моделирование
-Какой бывает природа? (слайд 3)
-Что относится к живой природе?
-Что относится к неживой природе?
-Чем живая природа отличается от неживой?(слайд 4)
Игра- физминутка : «Живое – неживое».
-Я называю слова. Если это объект живой природы, вы показываете, как он двигается, а если – объект неживой природы – стоите на месте.
(Дождь, снег, ворона, подсолнух, белка, мальчик, листик, гора, солнце…)
Работа в группах:
1 группа составить логическую цепочку : что дает природа людям для жизни?(еда,тепло,свет,воздух,вода сырье для изготовления одежды )
2 группа : Как природа может помочь в укреплении здоровья?(закаливание,купание в водоемах,катание на санках,коньках,лыжах,роликах)
3 группа :Как вы понимаете выражение : «Природа нас пленит красотой?»(очаровывает,приывлекает,удивляет, своей красотой,первозданностью,неповторимостью,загадочностью, вызывает чувство восторга )
4 группа Какие чувства испытывает человек,когда видит кучи мусора,засоренный родник, убитое животное? (сострадание, возмущение, гнев, любовь, жалость к животным)
Итак, давайте подведем итог сказанному (слайд 5)
-А кто из вас любит наблюдать за природой?
-А какие книги о природе вы читали?
Знания о природе помогают приумножать ,охранять природные богатства..делают нашу жизнь интересней. И это является познавательной ценностью природы для людей.
Работа над рубрикой : «Понаблюдай»(с.76)
Работа с текстом (слайд 6 )
Прочитайте текст и сформулируйте, что дает человеку природа.
Природа целебна. Она играет большую роль в оздоровлении человека. Растения выделяют особенные вещества – фитонциды, которые убивают болезнетворные бактерии, очищают воздух от пыли и вредных газов, влияют на климат. Растения поглощают индустриальные шумы, вредные для здоровья. Аромат и яркие краски. Во все времена природа привлекала к себе внимание человека. Иначе и быть не может, ведь она дает нам все: одежду, пищу, жилье… И ничего прекраснее природы не существует. Люди стремятся передать эту красоту с помощью звуков, красок, слов.
Перед вами репродукции картин известных художников: И. Шишкина, И. Левитана.(слайд 7)
Посмотрите на картины. Понравились они вам?
— Что изображено на картинах?
— Какое настроение вызвали у вас эти картины?
— С помощью чего художник сумел передать свое настроение?
— При помощи красок художник передал всю красоту природы.
— А теперь послушайте музыку. Соответствует ли эта мелодия тому, что изображено на картине?
— Давайте закроем глаза и нарисуем в своем воображении картину.
(Звучит музыка П.И. Чайковского.) Что вы представили, слушая музыку?
— Какие образы возникли у вас?
5. Итог урока.
-Давайте сделаем вывод, может ли человек обойтись без природы?
Мини-тест (слайды 8-9)
Домашнее задание (слайд 10)
kopilkaurokov.ru
-Ценность-природы-для-людей.-3-класс-окр.-мир — Начальные классы — 3 класс
Тема: Природа. Ценность природы для людей
Цель: познакомить с разнообразием природы.
Планируемые результаты: учащиеся познакомятся с разнообразием природы; научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой; осознают ценность природы для людей; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: картинки с изображением объектов природы н предметов рукотворного мира.
Ход урока
I Организационный момент
II Знакомство с учебником
Перед вами новый учебник по курсу «Окружающий мир» . Рассмотрите его обложку.
Назовите автора учебника. {Андрей Анатольевич Плешаков.)
Откройте учебник на второй странице. Посмотрите на условные обозначения. Прочитайте, какие виды заданий мы будем выполнять на уроках.
III. Самоопределение к деятельности
Прочитайте на с. 3 название первого раздела. («Как устроен мир».)
Прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел.
— Прочитайте на с. 4 название темы урока.
— Что мы узнаем на уроке? (На какие царства ученые делят живую природу.)
— Чему научимся? (Классифицировать объекты природы.)
Итак, на уроке мы познакомимся с разнообразием природы, научимся классифицировать объекты природы, будем говорить о ценности природы для людей.
IV. Работа по теме урока
Беседа
Классификация объектов природы
— Отгадайте русские народные загадки.
• Не княжеской породы, а ходит с короной; не ратный ездок, а с ремнем на ноге; не сторожем стоит, а всех рано будит. (Петух.)
• Тонка, длинна, одноуха, остра, всему свету красна. (Игла.)
• Встаю я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город — и человек, и зверь возрадуются. (Солнце.)
— В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зеленом кафтане. Богач не велик, а орешками наделит. (Орешник.)
— По веткам скачет, да не птица, рыжая, да не лисица. (Белка.)
— Ходит скалка по дороге, грузная, огромная. И теперь у нас дорога, как линейка, ровная. (Дорожный каток).
— Этой бабке сто лет, горба у неё нет, высоконько торчит, далеконько глядит. придет смерть за старушкой, станет бабка избушкой (сосна)
— Черен, да не ворон, рогат, да не бык. (Жук)
— Шапка набекрень, спрятался за пень. Кто приходит близко, кланяется низко. (Гриб)
— Крупно, дробно зачастило и всю землю напоило (Дождь)
— На какие группы можно разделить природные объекты? (На живую и неживую природу.)
— Назовите объекты живой природы. (Петух, орешник, белка, жук, гриб, сосна.)
— Назовите объекты неживой природы. (Солнце, дождь.)
— Природу распределяют по группам на живую и неживую. Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
Живую природу изучает наука биология (от греческих слов «биос» — жизнь, «логос» — наука).
(Учитель на доске записывает термин и развешивает картинки.) Внимательно рассмотрите объекты живой природы на доске. На какие группы их можно разделить? (Животные, растения, грибы.)
Ученые-биологи такие группы животных называют царствами: царство животных, царство растений, царство грибов.
(Учитель записывает термин на доске.)
Есть еще одно царство, в котором живут крошечные организмы бактерии. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячи |м I меньше песчинки. Бактерии — это царство живой природы. Назовите объекты царства животных.
— Назовите объекты царства растений.
— Назовите объекты царства грибов.
— Назовите объекты царства бактерий.
— Нарисуйте схему.
Связи в природе
Мы с вами определили, что все объекты природы можно разделить на живые и неживые.
— Связаны ли между собой эти группы?
— Приведите примеры связей, используя картинки с изображением предметов, развешенные на доске. (Белка питается орехами и грибами. Солнце и дождь помогают расти орешнику.)
Благодаря солнцу, дождю, воде, воздуху живут и растут растении. Растения служат животным пищей. Живая и неживая природа связаны между собой.
— Приведите еще примеры связей в природе.
Ценность природы для людей
— Откройте учебник на с. 6. Найдите и прочитайте предложении, которые говорят о том, что дает нам природа.
— Может ли человек обойтись без природы? Докажите.
— Прочитайте вывод в учебнике на с. 7.
V. Физкультминутка
Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветви и пенечки.
Кто из нас вот так шагал —
Не споткнулся, не упал.
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок.
Положу их в кузовок.
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 1 (с. 3).
— Объекты какой природы изображены на рисунке? (Живой природы.)
— О каком признаке живой природы говорит первый рисунок? (О дыхании.)
(Аналогично разбираются следующие рисунки.)
(Ответы: рис. 2 — питаются; рис. 3 — растут; рис. 4 — развиваются; рис. 5 — приносят потомство; рис. 6 — умирают.)
— Как отличить живую природу от неживой? (Живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, дают потомство, умирают.)
№ 2 (с. 3).
Заполните схему.
— К какому царству относится цветок? {К царству растений.)
— А заяц? (К царству животных.)
— А гриб? ( К царству грибов.)
— Что вы можете сказать о последнем рисунке? (Это царство бактерий.)
№ 3 (с. 4).
— Приведите примеры для каждого царства. Запишите. Прочитайте.
№ 6 (с. 5).
— Расшифруйте схему.
— Рассмотрите первый рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа охраняет наше здоровье.)
— Рассмотрите второй рисунок. Найдите предложение, соответствующее этому рисунку. (Природа восхищает нас своей красотой.)
— Продолжите работу самостоятельно.
(Учащиеся проводят самопроверку. Один ученик читает ответы, другие проверяют.)
(Ответы: рис. 3 — дает нам тепло, свет, воздух, воду и пищу; рис.. 4 — дает нам разные материалы для хозяйства; рис. 5 — дарит мим радость открытий; рис. 6 — учит нас доброте.)
— Как вы понимаете выражение «Природа дарит нам радость открытий»?
Природа вдохновляет нас на разработку новых технологий и современной техники. В 1957 г. обыкновенный репейник намекнул швейцарского инженера Жоржа де Местраля на мысль, в результате появились застежки-липучки. Однажды ученый обрати внимание на репейник, приклеившийся к его одежде. Растение Гнало покрыто крохотными крючочками, ими оно цеплялось за шерсть животных и одежду людей. Потратив на свое изобретение восемь лет, Жорж де Местраль создал так называемую липучку синтетический материал, сделанный из двух нейлоновых полосок. Одна полоска покрыта крошечными петельками, а вторая — мельчайшими крючочками. Когда их соединяют вместе, они крепко прилипают друг к другу, но легко могут снова разделиться.
VII. Рофлексия
Откройте учебник на с. 6.
(Учащиеся работают в парах, отвечают на вопросы учебника.) Какое задание вы придумали для ребят? Кто будет выполни п. ваше задание?
(Ученики выполняют придуманные для них задания, учитель)
VIII Подведение итогов урока
— Что такое природа?
— На какие группы делят природу?
— Назовите царства живой природы.
— Назовите значение природы для людей.
— Какое задание на уроке было для вас самым интересным?
Домашнее задание
Учебник: прочитать текст на с. 4—6, ответить на вопросы на с. 7.
Рабочая тетрадь: № 4—5 (с. 4).
multiurok.ru
| — Работу с первой частью учебника «Окружающий мир» мы начнём с раздела «Как устроен мир». В учебнике на странице 3 прочитайте, чему мы будем учиться, изучая этот раздел. — послушайте стихотворение и определите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Посмотри, мой милый друг, что находится вокруг? Небо светло-голубое, солнце светит золотое, Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава, горы, воздух и листва, Птицы, звери и леса, гром, туманы и роса. Человек и время года — это всё вокруг … — Сегодня мы будем говорить о природе. | Читают текст в учебнике. Природа |
| — Что такое природа? — Назовите объекты природы, которые вы видите на доске. — На какие две группы их можно разделить? — Назовите признаки, по которым можно определить, что перед нами объект живой природы. — Учитель демонстрирует объекты живой и неживой природы. — Заполните карточки, записав названия данных объектов в нужную группу, придумайте и запишите еще по три примера:
— Выполните в рабочей тетради на с. 3 — 4 задания 1, 2, 3. | Все, что нас окружает и не сделано руками человека. Река, дождь, солнце, роза, лиса. На объекты живой и неживой природы. Объект дышит, питается, размножается, растёт, умирает. Выполняют задание на карточках. | Познавательные: владеть логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения; умением устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения; выполнять задания с целью поиска ответа на вопрос. |
| — Изучая природу, мы с вами уже поняли, что в ней всё взаимосвязано. Например, гусеница питается травой, а гусеницей питается птица. Когда наступают холода, исчезают насекомые, улетают птицы на юг. — Ребята, а человек связан с природой? Приведите пример связи человека с природой. — Есть особая наука, которая изучает живую природу, и называется она – биология. Это слово произошло от двух греческих слов «биос» – жизнь, «логос» – наука. Чтобы удобнее было изучать живой мир, ученые-биологи разделили всё живое на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий. — Но все-таки они отличаются друг от друга. Чем же растения отличаются от животных? — Но есть главное отличие растений от животных – растения вырабатывают кислород, а животные его потребляют. Растения называют «легкие планеты». — С помощью учебника с. 5 заполните схему в рабочей тетради в задании 4. — О растениях и животных мы с вами знаем очень много, а вот как выделили царство грибов? Узнать об этом поможет статья из книги «Зелёные страницы». — С грибами мы знакомы. Многие собирали их в лесу. А что такое бактерии? Что это за царство? — Ребята, а почему мы с вами постоянно говорим о природе, о заботе о ней? Для чего человеку нужна природа? — Прочитайте в учебнике на с. 6 статью «Ценность природы для людей». — Выполите в рабочей тетради на с. 8 задание 6. Расшифруйте схему. — Послушайте стихотворение. Мы приехали на речку воскресенье провести, А свободного местечка возле речки не найти! Тут сидят и там сидят: загорают и едят. Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли и поляночку нашли. Но на солнечной полянке тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, даже битое стекло! Мы по бережку прошли, место новое нашли. Но и здесь до нас сидели; тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – насорили и ушли! Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж! Мы купались, загорали, жгли костер, в футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, консервы ели, Хоровые песни пели. Отдохнули – и ушли! И остались на поляне у потухшего костра: Две разбитых нами склянки, две размокшие баранки – Словом, мусора гора! Мы приехали на речку Понедельник провести, только чистого местечка Возле речки не найти! (С. Михалков) — Правильно ли вели себя ребята? — Какой вред наносят природе люди таким поведением? | Приводят примеры. У них разный внешний вид, растения не двигаются, а только раскачиваются, а животные ходят. Выполняют задание в рабочей тетради. Читает статью хорошо подготовленный ученик. Слушают рассказ о бактериях. Отвечают на вопросы учителя. Читают статью в учебнике. Выполняют задание в рабочей тетради. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять поиск средств ее достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия. Личностные: проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. |
multiurok.ru
Конспект урока по окружающему миру 3 класс » Разнообразие природы»
Пушкинского района г.Санкт-Петербурга
РАЗНООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ
3 класс
подготовила
Буцанец Татьяна Николаевна
учитель начальных классов
2013 год
Санкт-Петербург
г.Пушкин
Учитель: Буцанец Татьяна Николаевна
Предмет: окружающий мир
3 класс
Урок: Разнообразие природы.
ТРКМ
Цели урока:
Образовательные: ознакомить с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе.
Развивающие
Формировать умение работать с текстом учебника, дополнительной информацией, рисунками.
Развитие творческих способностей.
Воспитательные
Формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.
Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний с применением ИКТ и технологии развития критического мышления.
Задачи урока: закрепить знания о природе живой и неживой, формировать коммуникативные умения учащихся, развивать мыслительную деятельность учащихся, определить значение природы для человека.
Оборудование урока: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир. 3 класс» 1 часть, мультимедийная презентация урока.
Ход урока
I. Организационный момент
I I. Постановка учебной задачи( вызов). Слайд№1,2, 3
Отгадайте загадки:
Что выше леса,
Краше света,
Без огня горит?
Ответ:Солнце
Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули поутру — нет ничего.
Ответ:Звезды
Кто с высоких толстых сосен
В ребятишек шишку бросил,
А в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонёк?
Ответ: Белка
На поляне возле ёлок
Дом построен из иголок.
За травой не виден он,
А жильцов в нём миллион.
ОТВЕТ:Муравьи
Что не сеяно родится?
Ответ (Трава)
Состоит он из морей.
Ну, давай, ответь скорей.
Это – не воды стакан,
А, огромный … (ОКЕАН).
Утром ползает,
В полдень недвижимо,
А вечером летает.
ОТВЕТ:Бабочка
Какие ассоциации возникли у вас?
Что объединяет все ответы?
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года —
Это всё вокруг….(природа).
О чем же мы с вами будем говорить на уроке?
Правильно, тема нашего урока: » Разнообразие природы».
Сегодня мы познакомимся с разнообразием природы и её классификацией. Рассмотрим взаимосвязи в природе и значение природы для человека.
А сейчас полюбуйтесь красотой природы России. Слайд№ 4-12
III. Осмысление.
— Верите ли вы, что мы живем в сразу в нескольких царствах?— Верите ли вы ,что в организме человека живет очень много живых существ?
-Верите ли вы, что дрожжи-это грибы?
— Знаю, но не согласен
+ согласен
? неясно
Сравните ваши ответы в таблице после прочтения текста.
Чтение текста детьми.
Слайд № 13.
Теперь мы разделимся на группы и вы обсудите следующие вопросы:
( Каждый вопрос обсуждается )
Прочитайте слова на экране ( радуга, книга, дуб, трактор, медведь, кирпич, глина).
Подумайте, что можно отнести к природе, а что создано руками человека?
(Убираются слова рукотворных объектов: книга, трактор, кирпич).
Прочитайте названия объектов природы ( радуга, дуб, медведь, глина).
Подумайте, как распределить эти слова на две группы? (Живая и неживая природа). Слайд № 14.
Схема — опора: природу классифицируют или распределяют по группам на живую и неживую.
Вывод: живые организмы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомства и умирают.
IV. Выведение нового понятия. Слайд №15
Живую природу изучает особая наука — биология. Биология — совокупность наук о живой природе. Это слово произошло от двух греческих слов: «биос » — жизнь и «логос» — наука.
Разгадайте кроссворд.
Домашняя птица. Несёт яйца. (Курица).
Домашнее животное с густой, вьющейся шерстью. (Овца).
Дерево с белым стволом и тонкими ветвями. (Берёза).
Гриб, который следует искать вблизи осин. (Подосиновик).
Грызун; живёт в земле, копает ходы и норы. (Крот).
Травянистое растение, весной с жёлтыми цветками, летом — с белыми парашютиками. (Одуванчик).
Ядовитый гриб с белыми крапинками.(Мухомор).
Прочитайте, какое слово мы получили ещё? (Царство).
Как вы представляете себе «царство»?
В природе люди условились выделять особые «царства».
V. Решение учебной задачи с опорой на схему. Слайд №16
Царства — это большие группы органического мира. Учёные-биологи делят живую природу на большие царства: царство растений, царство животных, царство грибов и царство бактерий.
Слайд№17.
Бактерии — это особое царство живой природы. Впервые их увидели только тогда, когда изобрели микроскоп. Микроскоп — увеличительный прибор. Многие бактерии в тысячу раз меньше песчинки. Бактерии — это микроорганизмы. Они живут повсюду — в воде, в воздухе, даже во рту человека.
VI.Физкультминутка. Игра «Живое — неживое».
Я называю слова. Если это объект живой природы, вы прыгаете и хлопаете в ладоши. а если неживой природы — стоите на месте. (Рыбка, дождь, гора, сова, рябина, ветер, маслёнок, ученик, подсолнух, гром).
VII. Значение природы для человека. Слайд №18.
Человек — часть живой природы.
Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Вот это мы сейчас попытаемся доказать .( Каждая группа приводит свои доказательства)
Продолжите фразу ПРИРОДА-ЭТО…
Значит, природа – источник воздуха, пищи, воды.
Что вам ещё нравится в природе?
Вам нравится купаться в реке, озере? Почему? (Становишься здоровее, укрепляется мускулатура)
Значит, природа – источник здоровья.
Значит, природа – источник красоты.
Что даёт природа человеку для жизнедеятельности? (Хлопок, нефть, древесину, шерсть, металлы).
Значит, природа – источник материалов для хозяйственной деятельности.
Природа вызывает различные чувства: восторг, удивление, радость, а иногда печаль. Когда мы видим сломанную ветку, засорённый родник, какие чувства у вас возникают? ( Нам их жаль).
А когда мы полюбовались красотой осеннего леса, какое чувство у нас появилось?(Радости, восторга).
Смогли бы вы нанести вред природе, сделать что-то плохое? (Нет. Хочется сделать что-то хорошее, не хочется ни с кем ссориться. Любовь к природе делает человека добрее).
Значит, природа – источник доброты.
Изучая природу. Мы узнаём, почему летом идёт дождь, а зимой – снег, как образуется почва, из чего она состоит и многое другое.
Значит, природа – источник познания.
Прочитайте текст на с.6 учебника. Найдите фразу, которой можно заменить предложение «Природа – источник познания». (Природа дарит нам радость открытий).
VIII. Выделение взаимосвязей.
Рассмотрите иллюстрацию на с. 7 . . Слайд №19
Приведите примеры живой природы (олень, грибы, ястреб, деревья).
А теперь неживой (камень, вода, воздух).
Я знаю, что эти объекты живой и неживой природы тесно взаимосвязаны, но не знаю, как это доказать. Помогите. (Тепло и свет солнца, воздух, вода необходимы для жизни деревьев, грибов, трав. Благодаря этим условиям они живут и растут. Под деревьями растут грибы – пища для животных. Грибы получают от деревьев питательные вещества, а деревья от грибов – воду с растворёнными в ней солями. Грибами питаются белки, а ястреб охотится на белок, добывая себе пищу).
Какой же можно сделать вывод? (Живая и неживая природа связаны друг с другом).
IX. Углубление знаний по теме урока. Слайд №20.
Эта страничка для самых любознательных. Мы попробуем найти ответ на вопрос «Кто такие микробы?».
Слово «микробы» произошло от греческого слова «микрос» — малый. Микробы – это крошечные микроорганизмы, невидимые простым глазом. К микробам относятся бактерии и крошечные грибы, но не те, которые мы видим в лесу.
Картинка №1. Бактерии появились на Земле много лет назад. Сначала образовалась Земля, возник кислород и водород. Около 3,5 млрд. лет назад появились крохотные бактерии и водоросли. Вот так выглядят бактерии и микробы под микроскопом.
Каринка №2. Если бы не было бактерий на Земле, не было бы никакой жизни. Был бы один песок, как на Луне.
Картинка №3. И только 700 млн. лет назад появились в море первые живые организмы: черви и медузы.
Картинка №4. Но есть и полезные бактерии. Например, в кишечнике человека есть множество бактерий, которые помогают справиться с пищей, переваривая её.
Картинка №5. Тысячелетиями человек использовал бактерии для создания молочных продуктов. Если в молоко добавить разные бактерии, получится сыр, простокваша, кефир, йогурт, творог.
Картинка №6. Самые известные микроскопические грибы – это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.
Одной бактерии достаточно, чтобы серьезно заболеть, поэтому нужно регулярно мыть руки с мылом и нельзя брать грязные предметы в рот.
X. Рефлексия.
КУБИК БЛУМА.
— Попробуйте задать друг другу вопросы при помощи кубика Блума.
— Что нового вы открыли для себя на уроке?
— Какие новые понятия вы запомнили из урока?
— Что больше всего вам понравилось на уроке?
XI. Домашнее задание.
1. Прочитать статью «Природа» (учебник, с. 4 – 6)
2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник с.7).
Использованная литература
1. Ахмалишева А.Х. Естествознание в таблицах и схемах/ А.Х.Ахмалишева. – М.: Лист, 1998 – 143 с.
2. Голубева Е.Б. Занимательное естествознание/ Е.Б.Голубева – СПб.: Тригон, 1997 – 368 с.
3. Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс/ О.И.Дмитриева. – М.: ВАКО, 2009. – 400 с.
4. Муковникова О.Г. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас»/ О.Г.Муковникова. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002 – 136 с.
infourok.ru
Конспект урока по окружающему миру для 3 класса «Природа в опасности»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Крюковская средняя школа»
Островского района Псковской области.
Конспект урока по окружающему миру
в 3 классе
«Природа в опасности! Охрана природы»
подготовила учитель начальных классов
Васильева Татьяна Владимировна
Крюки-2016
Тема урока: Природа в опасности! Охрана природы.
Цель: познакомить учащихся с влиянием человека на окружающую природу.
Планируемые результаты:
— учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе;
— узнают о Красной книге;
— познакомятся с влиянием человека на природу;
— научатся аргументированно отвечать, делать выводы.
Оборудование: карточки с заданиями, картинка Лесовичка, рисунки и фотографии животных, растений, карточки с буквами, карандаши, запись вращения барабана «Поля чудес «.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Психологический настрой.
Закройте глаза. Как приятно вернуться в лето и оказаться на залитой ярким ласковым солнцем лесной опушке. Смотрите, там у лесного ручейка голубое облако нежных фиалок. Мы наклоняемся к ним и вдыхаем их свежий аромат. (Делаем глубокий вдох и выдох) Выдыхаем все обиды, злость, ссоры и неприятности. Пусть они здесь, у лесного ручейка, превратятся в маленькую тучку и улетят далеко в небо. И теперь с хорошим, позитивным настроем мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.
Игра » Поле чудес «
Природа, как израненная птица, кричит, просит о помощи! Мы должны знать о том, как сохранить природные богатства для тех, кто будет жить после нас. Я предлагаю вам сейчас поиграть в известную игру » Поле чудес «. Выполняя задания, находя правильные ответы, каждый сможет открыть одну букву. Зашифрованное слово назовёт вам имя нашего гостя. Кто же он расскажет игра.
1.Что изучает наука » экология «?
2.Приведите примеры экологических связей:
неживое — живое (Солнце — цветы, вода — рыба, земля-дерево)
растение — животное (Дуб — кабан, сосна — белка)
3.Составьте цепь питания из списка живых организмов: кузнечик, сокол, растение, скворец. (Растение — кузнечик — скворец-сокол)
4. Какое значение имеет экология для людей?
Давайте прочтём слово, которое у нас получилось.
ЛЕСОВИЧОК
Ребята, где живёт наш гость? Как вы думаете, а почему именно он пришёл к нам на урок?
Лесовичок уже очень давно живёт в лесу, он сторож и защитник леса.
3. Самоопределение темы урока.
-Вместе с Лесовичком на уроке мы будем говорить об охране природы.
4. Работа по теме урока.
Беседа.
Природа в опасности!
Природа находится в опасности. Она просит нас о помощи. Проблема охраны природы привела к нам на урок Лесовичка и мы вместе её расследуем. Как называются люди, которые следят за охраной и чистотой нашего Зелёного дома? (Экологи) Вот и мы сегодня станем экологами.
Если умрёт природа, что будет на земле?
Работа в группах.
А теперь мы разделимся на группы.(3 группы )
1 группа прочитает в учебнике на стр.29 » О маленьких ранах…» и ответит на вопросы. (Вопросы для групп заранее готовятся на карточках)
-Что такое маленькая рана у природы?
-Приведите примеры таких маленьких ран, которые мы наносим природе .
2 группа прочитает на с.29 «О ранах больших…»
-Что такое раны большие? (Загрязнение воздуха, воды, вырубка лесов — исчезновение животных, рыб, птиц, растений)
-Приведите примеры больших ран. (По вине людей уже исчезли морские коровы, странствующие голуби)
3 группа прочитает подготовленный к уроку рассказ и ответит на вопрос: Почему сердится учительница?
Текст рассказа.
Пошли дети гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а учительница сердится:
-Зачем ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные колокольчики нельзя! И вот эту душистую лесную фиалку и эти жёлтые купальницы, и…
-Но почему?- чуть не плачут ребята.
— Они же такие красивые.
Вот — вот, красота их и губит. Кто не увидит — всякий сорвёт. Оттого цветов этих и стало так мало и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. И правильно, а то ведь вскоре ни ландыша, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не останется.
-А ромашку рвать можно? — спросила одна девочка,- она тоже такая красивая …
— Вот так и получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся, множатся, а самые крупные, самые сильные растения потомство дать так и не успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое — самое: самое красивое, самое крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и грабим.
Проверка выполненных заданий в группах. (Ребята отвечают на заданные вопросы)
Учитель вывешивает на доску картинки растений.
-О каких ранах нам рассказали ребята из 3 группы: больших или маленьких? (О маленьких)
— Почему нельзя рвать полевые цветы? (Дома они завянут, в природе -дадут семена, из которых вырастут новые растения)
— Что можно сделать, чтобы у вас дома появились полевые цветы?
( Вырастить их в саду, нарисовать, сфотографировать и повесить в рамочке на стену)
-За ваши ответы Лесовичок откроет 2 буквы в зашифрованном слове, которое заранее подготовил.
-Юные экологи молодцы. А теперь пора поговорить о животных.
Работа по учебнику.
— Прочитайте в учебнике на с.30-31 о животных, которые исчезли навсегда.
Работа по тексту.
-Как называются эти исчезнувшие животные? (Морские коровы, странствующие голуби )
— По чьей вине исчезают растения и животные?
Работа в группах.
Каждая группа подготовит правило поведения на природе.
(Учащиеся выполняют задания)
Проверка выполненных заданий.
-Ребята, вы запомнили эти правила? Кто их будет выполнять?
Охрана воды.
Давайте проведём исследование одной истории и ответим на вопрос: Как Прозрачная речка превратилась в Разноцветную?
( На доску вывешивается картинка с Прозрачной рекой )
Работа в группах.
1 группа исследователей получит картинку с заводом игрушек и красную трубу;
2 -картинку завода резиновых сапог и чёрную трубу;
3- картинку с ситцевым заводом и пёструю трубу;
А теперь послушайте рассказ о Прозрачной реке и давайте попробуем изобразить на картинке её превращение в Разноцветную.
Рассказ
Текла по равнине речка с чистой — пречистой водой — речка Прозрачная. Построили на её берегу завод игрушек. Для работы ему нужно много воды — вот и проложили от завода к речке две трубы. По одной вода на завод вливается (1 группа прикрепляет свой завод), по другой — обратно выливается. (Ребята прикрепляют красную трубу)
Вливается чистая вода, прозрачная, выливается — грязная, отработанная. Удивительно ли, что речка стала здесь, словно от стыда за творимые безобразия, алее мака .(Ребята закрашивают часть реки красным карандашом)
Ниже по течению построили ещё один завод — резиновых сапог (2 группа прикрепляет свой завод) И он чистую, прозрачную воду пьёт, сбрасывает по трубам обратно грязную, отработанную воду ( Ребята прикрепляют чёрную трубу и закрашивают часть реки чёрным цветом)
И стала речка здесь, словно от досады, чернее сходящих с заводского конвейера чёрных резиновых сапог.
Ещё дальше вырос на берегу третий завод- ситцевый (3 группа вывешивает свой завод) отчего речка сделалась серо — буро -малиновая, пестрее самого пёстрого ситца. (Ребята прикрепляют пёструю трубу и закрашивают часть реки разными карандашами)
Так вот была речка чистой, называлась даже Прозрачной, да стала грязной — Разноцветной. Была многоводной — стала маловодной: уж больно много заводы воды выпивают. Люди сердятся: ни умыться, ни постирать, ни жажду утолить, ни рыбы половить.
Однажды пожаловал на берег реки Самый главный Санитар. (В его роли будет у нас Лесовичок) На заводах побывал, всё разузнал и очень рассердился. Заводы — это, говорит, хорошо, но про людей и окружающую их природу тоже нельзя забывать.
-Как вы думаете, что предложил сделать санитарный врач?
Поставить водоочистительные сооружения. Пусть вода в них очищается и снова поступает на заводы.
Лесовичок остался доволен вашими ответами и открывает ещё 2 буквы в слове.
-Речку мы с вами спасли.
( Прикрепляется картинка чистой реки)
-Чему ещё может угрожать опасность?
(Почве, воздуху)
Охрана природы.
-Расскажите, какие меры предпринимает человек, чтобы спасти природу. (Сажает деревья, создаёт заповедники, ставит водоочистительные сооружения, строит заводы по выращиванию рыбы)
-Прочитайте об этих мерах в учебнике на с. 31-32.
-Куда относятся сведения о редких животных и растениях? (В «Красную книгу»)
-Как называются охраняемые территории? (Заповедники, национальные парки)
Физкультминутка
По тропинке лесной как — то
Шли мы все домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
По тропинке шли домой.
Вдруг лисичку увидали,
За лисичкой побежали.
Мы лисичку не догнали,
Вновь домой мы зашагали.
По тропинке по лесной
Шли мы дружно домой.
Меж осинок и берёзок,
Между клёнов и дубов,
Меж пенёчков и сосёнок
Наконец пришли домой.
-Что такое заповедники? (Участок земли, вся территория которого находится под строгой охраной.)
-Что охраняется в заповеднике? (Растения, животные, вода, почва, минеральные источники, горные породы)
-Что такое национальный парк?
-Существуют ещё охраняемые территории, которые называются заказниками. Это участки земли, которые подлежат охране в течение только определённого времени. (5 -10 ЛЕТ)
Учитель записывает на доске:
ЗАПОВЕДНИКИ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ ЗАКАЗНИКИ
Лесовичок доволен, что вы познаёте много нового и откроет ещё одну букву в слове.
Красная книга.
-Что вы знаете о красной книге?
Полностью он называется так: «Книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений: Красная книга России». Её обложка красного цвета, и выбран он не случайно. Ведь красный цвет — светофор тому пример — сигнал тревоги, опасности.
Книга предупреждает об опасности исчезновения с лица Земли многих видов животных и растений. В Красную книгу внесены животные, которых на Земле осталось очень мало. Давайте охранять животных и растения, оберегать их, а если надо, то помогать им!
Мы охраняем не только животных, растения, но и всю окружающую нас природу — реки, озёра , леса. Заботимся о чистоте воды — ведь нам её пить. Думаем о чистоте воздуха — ведь нам им дышать. У нас есть Закон об охране природы, и нарушать его никому не разрешается. Закон этот должны соблюдать и дети. Тут очень важно знать, что можно, а чего нельзя.
Издали наблюдать за птичьими гнёздами можно, а вот трогать их и близко подходить — нельзя!
Наблюдать за муравейниками — можно, а разрушать — нельзя!
От муравьёв для леса большая польза: они уничтожают личинок насекомых, которые вредят деревьям.
Мастерить кормушки для животных — можно, а делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!
-Расскажите, что ещё можно делать в природе, а чего нельзя.
-Можно сажать деревья, а ломать — нельзя.
— Можно строить кормушки для птиц, а ловить птиц нельзя.
5. Закрепление изученного материала.
Выполнение заданий в рабочей тетради.
№1(с. 10 )
-Прочитайте задание .
-Какое влияние на природу может оказывать человек? (Отрицательное и положительное )
-Приведите свои примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу.
№ 2 (с.11)
-Прочитайте задание. Выполните его.
-Напишите, как ещё называются охраняемые территории?
№ 4 ( с.12 )
-Прочитайте задание.
Разгадайте кроссворд.
Взаимопроверка.
6.Рефлексия
Работа в парах.
-Прочитайте первое задание в учебнике на с. 32.
Выполните его.
-Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины — словом, превратить Землю в один огромный заповедник?
7.Подведение итогов урока .
-Какие эмоции вы испытывали на уроке? Почему?
Лесовичок доволен вашей работой.
Сейчас он откроет последние буквы и получилось слово:
МОЛОДЦЫ
-Молодцы, ребята ! Я тоже благодарна за ваше старание и помощь мне в нашем очень важном расследовании. Я думаю, что теперь вы будете бережно относиться к окружащему нас миру.
Домашнее задание.
Учебник: прочитать текст на с. 29-34.
2.Индивидуальное задание:
1)рабочая тетрадь :№3 с.11
2)приготовить сообщения о растениях и животных своего края,занесённых в Красную книгу.
3)Групповое задание: Рабочая тетрадь, №1-2(с.13)
Использованная литература:
Запись вращающегося барабана сделана из программы «Поле чудес».
О. Т. Поглазова, «Окружающий мир «1 класс. — М.: Просвещение
Поурочные разработки по курсу » Окружающий мир» к учебнику А. А. Плешакова » 3 класс
Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир » для 3 класса +Азбука природы в стихах, загадках, считалках, подвижных играх. М.:»ВАКО»,200, 320с.
Учебник по предмету » Окружающий мир » 3 класс, автор: А. А. Плешаков
Картинки для оформления урока нарисованы учителем. (Река, заводские трубы, заводы, картинка Лесовичка)
Фотографии и рисунки животных и растений использованы из личного архива и принесены детьми на урок.
infourok.ru
Конспект урока и презентация по природоведению для начальных классов «Что такое природа. Какой бывает природа. Ценность природы для людей»
Цель урока:
Формировать понятия «природа», «неживая природа», «живая природа», представления о ценности природы для людей, продолжить формировать навыки работы с учебником, рабочей тетрадью,
Развивать познавательный интерес к изучению природоведения, навыки наблюдения за природой, критическое мышление;
Воспитывать эстетические чувства, чувство принадлежности к природе.
Оборудование урока:
слайдовые презентации к уроку,
иллюстрации предметов «живой» и «неживой» природы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Сообщение цели и темы урока.
Сегодня на уроке мы узнаем,что называют природой, какой бывает природа и попробуем сформулировать вывод: в чем ценность природы?
4. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Разминка.
Разгадывание загадок.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним проходу не дает,
Других он подгоняет. (Ветер)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Вот так чудо!
Вот так диво!
Как сорвался он
С обрыва,
Так уже
Который год
Все никак
Не упадет. (Водопад)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
— Как, одним словом объединить все отгадки? (Природа).
— Из каких двух слов образовалось слово природоведение?
Ведать-знать. Природоведение- знания, наука о природе.
Посмотрите вокруг себя и попробуйте ответить на вопрос: что такое природа? (слайд 2)
Чтение статьи в учебнике «Что такое природа» и сравним наши ответы с ответом учебника.(с.74)
Стратегия «Читаем и спрашиваем».
Чтение текста и составление вопросов к ключевым понятиям текста.
Подготовьте вопросы к прочитанному тексту и задайте их своим одноклассникам.
— Как называется планета на которой мы живем?
— Без чего не могла бы существовать жизнь на нашей планете?
— Как изменилась наша планета с течением времени?
— Расскажите о своих наблюдениях за растениями в течении года.
— Как изменяется жизнь животных в течении года?
— Что обнаружили ученые,когда был изобретен микроскоп?
— Почему человек-существо разумное?
-Что же такое природа?
Физминутка
Учитель (ученики)
Трава маленькая-маленькая. (Делают приседания.)
Деревья высокие-высокие. (Поднимают руки вверх.)
Ветер деревья качает-качает. (Вращаются.)
То направо, то налево наклоняет. (Наклоняются вправо, влево.)
То вверх, то назад. (Потягиваются вверх, назад.)
То вниз сгибает. (Наклоняется вперед.)
Птицы летят-улетают. (Машут руками-«крыльями».)
Весь материал — в архиве.
videouroki.net