Урок «Что значит жить по правилам» (7 класс)
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тема урока: Что значит жить по правилам…
Школа: МОУ СОШ №5 г.Валуйки
Класс: 7
Цель: дать представление о нормах социального поведения; рассказать о привычках и обрядах; сформировать представление о правилах этикета и хороших манерах.
Основные понятия и термины: правило, привычка, обычай, норма, закон, обряд, ритуал, церемония, этикет, манеры.
Тип урока – лекция.
СодержаниеОрг.момент
МНОГООБРАЗИЕ ПРАВИЛ
Правило – закон, постановление, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах (Словарь В.И. Даля).
Правила (нормы) регулируют жизнь людей, такое поведение общество признаёт правомерным и считает нормой. Некоторые применяемые правила становятся привычкой и выполняются автоматически.
Что устанавливают
Пример
1. по направленности
предписывающие, запрещающие
Какое поведение желательно, какое недопустимо
Дорожные знаки
2. по степени обязательности
Нормы-правила
Нормы-ожидания
Обязательное поведение для группы людей
Поведение допустимое, но нежелательное
опоздание
3. по форме
Формальные
неформальные
Зафиксированные письменно
Обеспечиваются обычаями, привычкой
Закон
этикет
ПРИВЫЧКА — стереотип поведения. Привычки приобретаются стихийно. Существуют полезные и вредные привычки.
Привычки действующие в больших группах людей – обычаи – правила и образцы поведения одобряемые обществом.
Обряд – совокупность действий установленная обычаем или ритуалом.
ПРАВИЛА ЭТИКЕТА И ХОРОШИЕ МАНЕРЫ.
ЭТИКЕТ — принятая система правил поведения, составляющая единое целое.
Манеры – внешние формы поведения человека.
Какие правила поведения людей существуют?
Что такое привычка? Приведите примеры
Что такое обычаи и ритуалы? Какие древние ритуалы существуют и сегодня?
Зачем существуют правила этикета?
Учебник §1. Задания с.21-22, задание №5 письменно
Конспект урока обществознания «Что значит жить по правилам»,7 класс
Технологическая карта урока №
Предмет: ____________________ Класс:_______ Дата проведения___________
ТЕМА I. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ
ЛЮДЕЙ В ОБЩЕСТВЕ
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи
познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты
предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды,выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные —
1) коммуникативные: развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи;
личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Основные понятия
правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды.
Межпредметные связи
социология, психология, культурология, философия, история, этика
Ресурсы
учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация
Тип урока
усвоения новых знаний
Ход уроков
Организационный момент
Приветствие, учитель настраивает детей на положительное сотрудничество.
Дежурный по классу докладывает учителю об отсутствующих в классе и готовности учащихся к уроку.
Учитель заполняет классный журнал и тетрадь приёма-передачи.
Мотивационно — целевой этап
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, сожаление, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда, истина). Внук задумался, а потом спросил:
Старик улыбнулся и ответил:
Вопросы к классу
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
Предположите, о чем мы будем говорить.
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения, определяя цели уроков.)
План уроков
Многообразие правил.
«Привычка свыше нам дана…».
Правила этикета и хорошие манеры.
Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек—это социальное существо.
(Ответы учеников.)
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами. В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
Работа по теме уроков
Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы)на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило».( Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
это общие правила,
регламентируют формы социального взаимодействия
возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
(Проверка выполнения задания.)
ПравилаСоциальные нормы
по направленности
по степени обязательности
Предписа
ния
Запреще
ния
Нормы-
правила
Нормы-
ожидания
Гигиены
Дорожного движения
Поведения в общественном транспорте
Этикета
Поведения в школе
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
Физминутка
Физминутка «Близнецы»
Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По моему сигналу они выполняют следующие команды:
присесть
встать
встать на пальчики, опуститься
наклониться влево
наклониться вправо
прогнуться назад
постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене
постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене
открыть глаза и тихо сесть.
«Привычка свыше нам дана…»
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Эти встречи всегда сопровождаются веселой дружеской беседой за бокалом вина или пива с национальными закусками тапас. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).
Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этопз действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что Они — это История, а человек — существо Историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
«Допросы» арабов
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье…
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
«Ты пришел в мир…»
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
— Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
—Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Привычка — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них. «Когда состаришься, то плохие привычки становятся твоими тиранами» (Г. Флобер).
Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений. Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, организаций, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.). Значительную роль традиции играют в международных отношениях (дипломатический протокол).
Ритуал — это церемония, демонстративное действие, имеющее целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна). Обряды, в отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
(Ответы учеников.)
Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Мир этикета
Слайд 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.
Слайд 2. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Слайд 3. Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Слайд 4. В Древнем Китае насчитывалось около 30 тыс. церемоний. Было строго определено, как следует стучаться в двери дома, входить, сидеть за столом, пить чай. Для выполнения этих правил поведения требовалось столько времени, что позволить себе «церемониться» мог лишь не обремененный заботами и работой человек. В народе до сих пор сохранилось воспоминание об этих сложных правилах («развели китайские церемонии»).
Слайд 5. В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них: кто у ниши с картиной — на самом почетном месте, кто первый по левую руку от него, кто второй и кто у входа. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение. Именно это происходит, когда иностранец, желая прослыть скромным, упрямо отказывается от предназначенного ему за столом места.
Слайд 6. Заметив знакомого, японец считает своим долгом замереть на месте. Затем он наклоняется, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Со стороны эта сцена производит забавное впечатление. Токийские газеты подсчитали, что каждый служащий ежедневно отвешивает около 36 официальных поклонов, агент торговой фирмы — 123, девушка у эскалатора в универмаге — 2560.
Слайд 7. В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Понятия нравственности и этики тесно переплетались в подобных учебниках жизни. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.
Слайд 8. По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе.
Задание: выполните задание на с. 12 учебника.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него..
(Проверка выполнения задания.)
Рефлексия
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.
Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Творческое задание. Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? (Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание. Прочитайте высказывания и ответьте на вопросы. Свою позицию объясните.
Лучшие законы рождаются из обычаев (Ж. Жубер).
Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первых трудно научиться последней (Сенека).
Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободного проявления своих недостатков (Ш. Монтескье).
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически (А. Чехов).
Не забывай, что рядом с тобой мысли и чувства людей (В. Сухомлинский).
Ничего слишком (Солон).
В человеке плохо воспитанном отвага становится грубостью, ученость — педантизмом, остроумие — шутовством, простота — неотесанностью, добродушие — лестью (Дж. Локк).
Не гляди на лицо, а гляди на обычай (русская пословица).
Вопросы к классу
Домашнее задание
Прочитать § 1 учебника.
Выполнить одно из трех заданий на выбор:
провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;
провести социологический опрос на тему «Почему люди нарушают социальные нормы?»;
подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества».
infourok.ru
Урок обществознания в 7 классе «Что значит жить по правилам»
Тема урока. Что значит жить по правилам
Цели и задачи: познакомить учащихся с видами социальных норм; исследовать причины возникновения правил поведения в обществе; воспитать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе.
Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять значение понятий правила, социальные нормы, привычки, манеры, обычаи, этикет, традиции, обряды’, выявлять характерные черты социальных норм; осмысливать значение социальных норм для жизни общества; метапредметные — 1) коммуникативные: развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; 2) регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности; 3) познавательные: анализировать результаты исследований и фиксировать их; структурировать найденную информацию, устанавливать причинно-следственные связи; личностные: формирование социальных норм, правил поведения, умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытия нового знания.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Мотивационно-целевой этап
Старик открыл внуку одну жизненную истину: в каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло (зависть, ревность, эгоизм, ложь), а другой — добро (мир, любовь, верность, надежда). Внук задумался, а потом спросил:
Старик улыбнулся и ответил:
Вопросы к классу
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Что значит жить по правилам».
План урока
1.Многообразие правил.
2.«Привычка свыше нам дана…».
3.Правила этикета и хорошие манеры.
3.Введение в новый материал
В процессе своей жизнедеятельности люди постоянно взаимодействуют друг с другом. Ведь человек — это социальное существо.
Задание: представьте, что вы оказались на необитаемом острове, на котором не существует никаких правил поведения. Подумайте, как живут люди на этом острове, как они взаимодействуют между собой. Свои ответы аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Вы верно предположили, что без определенных правил жизнь в обществе невозможна.
Проблемное задание. Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
В конце урока вы должны определить, чья позиция и почему вам более близка.
4.Работа по теме урока
1. Многообразие правил
Какие ассоциации у вас вызывает слово «правила»? (Ученики называют ассоциации, учитель фиксирует ответы на доске. Из всех выписанных слов выделяются ключевые, которые помогают ученикам сформировать определение понятия «правило». Составляется логическая схема.)
Внимательно прочитайте определения понятия «правила» из словаря В.И. Даля на с. 8 учебника. Правила по-другому называют нормами. Норма (от лат. norma — руководящее начало, правило, образец) указывает те границы, в пределах которых тот или иной объект сохраняет свою сущность, остается самим собой. В обществе действует множество социальных норм.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
(Проверка выполнения задания.)
Признаки социальной нормы:
1)это общие правила;
2)регламентируют формы социального взаимодействия людей, т. е. направлены на регулирование общественных отношений;
3)возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
Ответы:
Регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает
Помогают охранять порядок. Когда человек выполняет эти правила, он уверен, что его действия не причинят неудобства другим людям.
Задание: работая в парах, заполните таблицу.
(Проверка выполнения задания.)
-Приведите пример формальных и неформальных норм.
-Чем они различаются между собой?
2. «Привычка свыше нам дана…»
Вся наша жизнь подчинена различным правилам. Одни из них возникли в глубокой древности, другие — совсем недавно.
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Определите значение понятий привычка, обряды, обычаи, ритуал, церемонии.
Привычка(стереотип поведения) — вторая натура, ведь привычки становятся частью характера человека. Многие из них формируются в детском возрасте. Плохие привычки мешают нам жить, поэтому надо избавляться от них.
Обычаи — это правила поведения, исторически сложившиеся на протяжении жизни нескольких поколений(правила, одобряемые обществом и передающиеся по наследству). Обычаи имеют социальное основание (причину возникновения), которое в дальнейшем может быть утрачено. Однако и в этом случае они могут продолжать действовать в силу привычки. Так, современный человек часто во время встреч жмет руку собеседнику. Обычай этот сложился в Средние века при заключении рыцарями мира как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке.
Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения мероприятий, связанных с какими-либо значительными событиями в жизни человека, государства и общества (например, традиции проведения демонстраций, торжественных проводов сотрудника на пенсию и т. д.).
Ритуал — обычаи, тесно переплетающиеся с особыми действиями, совершаемыми специальными людьми в строгой последовательности. Это церемония, имеющая целью внушить людям определенные чувства. Ритуал акцентирует внимание на внешней форме поведения (например, ритуал исполнения гимна).
Обряд— совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом. В отличие от ритуалов, глубже проникают в психологию человека (например, церемония заключения брака).
Церемония-установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь.
Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
-Что тебе известно об обычаях славян?
-Какие правила носят ритуальный характер?
(Проверка выполнения задания.)
Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.
Рабочий материал для первой группы
Традиции, обычаи и ритуалы испанского народа
Национальные привычки испанцев — свидетельство их любви к удовольствиям. Это темпераментные, шумные, доброжелательные и открытые люди. Они очень галантны — вежливы, любезны и обходительны. Демонстрировать обиду или огорчение у них не принято. Испанцы любят пошутить и ценят чувство юмора. А вот склонность к опозданиям — это норма. Пунктуальность для испанцев — тема болезненная. Очевидно, что это не та черта характера, которую они ставят на первое место, даже при деловых взаимоотношениях с людьми.
Большую часть свободного времени испанцы проводят на улице. Прогулка для них — особый ритуал. Они тщательно готовятся даже к выходу в магазин за углом, не говоря уже о встрече с друзьями. Это так называемая неформальная опрятность. Испанцы тратят значительную часть дохода на улучшение своего внешнего вида. Им нравится, когда на них обращают внимание окружающие. Они и себя рады показать, и других с любопытством рассматривают.
Другой значимый ритуал — посещение баров и кафе. Для испанцев бар — храм общения. В их жизненном укладе четко распределено рабочее время, время на еду, на сон и на отдых. В барах испанцы играют в карты или в домино, общаются с друзьями. Бары становятся эпицентром общественной жизни. В них обязательно есть телевизор, по которому транслируются футбольные матчи (обычно звук установлен на максимальную громкость). А если учесть, что в барах есть также и игровые автоматы, то к подобному шуму привыкнуть довольно сложно. Еще один немаловажный факт: испанцы тратят значительные деньги на лотереи (больше, чем другие европейцы).
Сиеста — двухчасовой отдых или сон после обеда — культурный обычай, который соблюдают абсолютно все, поэтому жизнь в стране в эти часы замирает. Другая старинная традиция — пасео — вечерняя прогулка, цель которой — навестить друзей. Этим традициям не одна сотня лет. Их бережно хранят и соблюдают все поколения.
В Испании вы не встретите в транспорте стоящего пожилого человека — уважение к старшим здесь высоко ценится. Вежливость проявляется и в привычке придерживать дверь за идущим позади человеком, пропускать вперед женщину.
Безусловно, визитной карточкой страны, ее символом и душой является коррида — бой быков. Немало споров возникало из-за этого действа: некоторые считают корриду жестоким зрелищем. Однако сами испанцы высоко ценят эту древнюю традицию.
Испанцы глубоко уважают королевский двор, и если иностранец в разговоре критикует правящую королевскую династию, то тем самым он, по их мнению, наносит оскорбление всему испанскому народу.
Среди запретных тем, которых не следует касаться в разговоре, тема смерти, религии, денег, политики и возраста (не обсуждается возраст и женщин, и мужчин). В Испании не принято говорить об уровне доходов и жаловаться на бедность.
Испанцы свято соблюдают семейные обычаи. Замечательная традиция выходного дня — семейные обеды. Три, а то и четыре поколения испанской семьи (от бабушек до грудных младенцев) собираются в каком-нибудь ресторане или кафе.
Испанцы очень любят детей. Дети — это центр семьи. Принято отмечать дни рождения и именины (день ангела), причем именины проходят особенно ярко и бурно.
Вопросы для первой группы
О каких привычках, традициях и ритуалах испанского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для второй группы
Традиции, обычаи и обряды китайского народа
Традиционные китайские праздники имеют многовековую историю. В древности китайцы совершали религиозные жертвоприношения в определенные дни лунного календаря. Деревенские жители выполняли ритуалы, призванные обеспечить им счастливую судьбу, а после их завершения усаживались за праздничный стол. Многие из этих пиршественных дней впоследствии были объявлены государственными праздниками.
Начало года отмечается в первый день лунного календаря (январь- февраль). Китайцы считают, что в этот день начинается пробуждение природы, оживают земля и хранимые ею ростки жизни. В тесном семейном кругу китайцы зажигают благовония и фейерверки, которые должны отпугнуть злых духов.
Праздник драконьих лодок приходится на 5-й день 5-го месяца по лунному календарю. В этот день устраиваются речные гонки на национальных лодках.
Традиция стала составной частью структуры национальной психологии, национальной культуры и национального характера китайцев. Современный китайский философ Ли Цзехоу пишет: «Сила традиций в том, что они — это история, а человек — существо историческое. Поэтому традиции стали моделью нашего поведения и чувств, вошли в нашу плоть и кровь. Мы должны спокойно осознать себя, понять сущностные характеристики китайского самосознания».
Особо следует отметить трудолюбие китайцев, их деловитость. Национальная черта характера китайцев — способность упорно трудиться — позволила стране совершить так называемый прыжок китайского тигра — быстрый рост экономики.
Отмечают непритязательность, неприхотливость китайцев, а также их бережливость. Это объясняется тем, что на протяжении нескольких столетий большинство жителей этой страны были очень бедны.
Особое место в жизни китайцев занимает чайная церемония. Для них чаепитие — это способ достижения внутренней гармонии. В переводе с китайского слово «чай» означает «самое мудрое из всех растений». Его пьют в уютной обстановке под нежную мелодичную музыку из изящных маленьких чашек.
К сожалению, в современном Китае множество людей подвержено пагубной привычке к табакокурению. Установлено, что средний китайский курильщик выкуривает в день больше пачки сигарет.
Важный нравственный принцип китайского общества — уважение к старшим. Дети должны чтить своих родителей, жена — прислушиваться к мужу, а он обеспечивать ей комфортное проживание и следить за продолжением рода. Однако в современном Китае из-за сложной демографической ситуации разрешается иметь только одного ребенка.
Китайцы могут пристально рассматривать иностранцев. Возможно, они просто хотят, чтобы их образ запечатлелся в глубинах их памяти. Испытанный прием — пристально посмотреть на китайца и улыбнуться ему.
В Китае, когда знакомые встречаются, то приветствуют друг друга не обычными для европейцев вопросами: «Как дела? Как здоровье?», а интересуются: «Ты уже поел?»
За праздничным обедом в Китае меняют несколько блюд. Отказ от любого блюда считается проявлением невежливости. «Спасибо» говорят только после еды.
Вопросы для второй группы
О каких привычках, традициях и ритуалах китайского народа вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
Рабочий материал для третьей группы
Горский этикет
В горах Дагестана за долгие века выработались своеобразные правила хорошего тона, основанные на чувстве собственного достоинства.
Нет такого аула в Дагестане, в котором соседи не пришли бы приветствовать горца, вернувшегося из далекой поездки. Каждый, кто приходил в дом, здоровался и по приглашению хозяев садился. Задав несколько вопросов присутствующим, он уступал место новому гостю и переходил к беседе с ближайшим соседом. Каждый при выходе из комнаты говорил: «Куда бы ни поехал, а возвратишься ты целым и здоровым». Если прощалась женщина, то добавлялось пожелание: «Да исполнятся желания твоей души».
Приехавший в аул после долгой разлуки с родными местами должен был вместе с двумя-тремя ближайшими родственниками посетить все дома, в которых за это время случилось какое-либо несчастье. Расставаясь с тем, кого он посетил, горец должен был произнести: «Да сохранитесь вы в здравом уме и благополучии». Пока горец не нанесет этот визит, ни переживший несчастье, ни его ближайшие родственники не посетят его и будут считать себя оскорбленными.
«Допросы» арабов
На переговорах арабы стараются установить атмосферу взаимного доверия. Оказывая радушный прием другу, деловому партнеру или просто постороннему человеку, они рассчитывают на такое же ответное внимание.
Вступительная часть деловой встречи — приветствия, расспросы, обмен дежурными фразами — длится довольного долго. Согласно арабскому этикету принято постоянно расспрашивать своего собеседника о его успехах, здоровье, семье…
Подобный «допрос» может раздражать европейца, но для арабов он очень важен. Это основа их этикета и культуры. Причем подобные вопросы ни в коей мере не предполагают развернутых ответов. Ответы должны быть краткими.
Красота требует жертв
В Африке практически каждое племя имеет собственные традиции художественного оформления тела. Только на этом континенте еще в древние времена можно было наблюдать все существующие сегодня способы украшения тела: живопись, шрамирование, татуирование, пирсинг. Нательные знаки говорили о социальном статусе человека, выражали его мировоззрение, а также отражали этапы жизни (переход от детской жизни к взрослой, вступление в брак и т. д.). Нательные знаки наносили как мужчинам, так и женщинам.
Так, татуировки были особенными для каждого племени или семейства. Во многих племенах было принято наносить женщинам татуировки, говорящие об их семейном положении (замужем, есть дети и др.). Мужские нательные знаки обычно характеризовали их обладателя как охотника или воина.
В ряде африканских племен молодым супругам на коже делали надрезы, которые затем натирали смолой. Рубцы наносили на все части тела: грудь, спину, руки и ноги. Например, в роду Убанги-банда было принято украшать грудь, спину и руки симметрично расположенными шрамами.
«Ты пришел в мир…»
У народа суахили в Восточной Африке принято говорить на седьмой день после рождения ребенку следующие слова:
-Ты пришел в мир. Закрой уши и не слушай, что говорят злые люди.
-Ты пришел в мир. Пусть то доброе, что тебе дано, у тебя останется, а злое прогони прочь.
-Ты пришел в мир. Не ищи ссор, не враждуй с людьми. Еще отцы наши говорили: что нужно объяснить, объясни, остальное проглоти.
-Ты пришел в мир. Укроти свое сердце и приходи к людям только с миром…
Вопросы для третьей группы
О каких привычках, традициях и ритуалах разных народов вы узнали?
Какие из них вам понравились? Почему?
Какие из них не понравились? Почему?
(Проверка выполнения задания.)
Как вы думаете, почему многие обычаи, возникшие в далеком прошлом, продолжают существовать и в наши дни?
(Ответы учеников.)
3. Правила этикета и хорошие манеры
Задание: работая с п. 3 § 1 учебника и используя предложенную схему, объясните значение понятий этикет, манеры.
(Проверка выполнения задания.)
Этикет-принятая в особых социальных кругах система правил поведения.
Манеры-внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.
Предлагаю совершить экскурсию в мир этикета.
Мир этикета
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом. Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
Вернемся к проблемному заданию
Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» на с. 8 учебника. Представьте, что вы стали свидетелями спора между двумя товарищами.
Петр. Правила мешают людям жить, поэтому их люди часто нарушают.
Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы, как поступать.
Чья позиция и почему вам более близка?
Рефлексия
Упражнение «Радуга». Семь цветов радуги — это семь оценок прошедшего урока.
Класс делится на семь групп, и каждая с помощью цвета оценивает урок — прикрепляет бумажные полоски на изображение радуги.
Подведение итогов уроков
Проверим, насколько хорошо вы усвоили новые знания.
Проведем конкурс знатоков этикета.
Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший.)
Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком и остановился возле него на несколько секунд. Надо ли тебе здороваться с незнакомцем? (Да.)
Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними и как это сделать? (Да. Можно им кивнуть, но нельзя громко выкрикивать приветствие.)
Если вы часто встречаете незнакомого вам человека (например, во дворе своего дома), то полагается ли с ним здороваться? Да.)
Кто подает первым руку — старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (Первым подает руку старший младшему, женщина — мужчине, начальник — подчиненному.)
Проблемное задание.
Домашнее задание
Прочитать § 1 учебника.
Выполнить задание 1,3 «В классе и дома»
multiurok.ru
Разработка урока обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам»
Тема: Что значит жить по правилам
Цель: формирование представления о разнообразии социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Основные понятия: Правило Социальные нормы Привычка Обычай Ритуал Обряд Церемония Этикет Манеры
План:
1. Что такое социальные нормы
2. Привычка, ритуал, обряд
3. Правила этикета и хорошие манеры
ХОД УРОКА
Оргмомент
Мотивация . Разгадывание ребуса
2.Определение темы и целей урока
Так какая будет тема урока? Что мы должны изучить?
— что такое правила (понятие)
-какие бывают правила (виды)
— особенности различных правил поведения
Актуализация
— какие правила общения вам известны
Правило-Это закон, постановление или указание, основанное для действия в данных случаях при известных обстоятельствах.
1.По направленности: (предписывающие, запрещающие)
Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо.
дорожные знаки.
2. По степени обязательности: (нормы- правила, нормы- ожидания)
Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей.
Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно
при встрече со старшим по званию военные отдают честь.
опоздание на встречу.
3.По форме: (формальные, неформальные)
Четко зафиксированы в письменной форме. Обеспечиваются обычаями и привычкой
закон или предписание. этикет.
Виды правил | Что устанавливают | ||
Поведение желательно | Поведение обязательно | Поведение недопустимо | |
По направленности: 1.предписывающие, запрещающие | Уступить место в транспорте | Заплатить за проезд | Курить в салоне автобуса |
По степени обязательства 1.Нормы-правила 2. Нормы ожидания | Приветствовать всех учителей. | Посещать уроки | Прогуливать уроки |
Учиться на «4» и «5» | Выполнять правила поведения по уставу школы | Часто опаздывать на уроки | |
По форме
| — | Школьная форма | Нарушать правила |
Поздравлять учащихся с днем рождения | Участие в делах класса | Агрессивное поведение |
Физиминутка. Составить из набора букв слова, связанные с темой урока, разложенные в разных частях классной комнаты. У каждой группы буквы своего цвета( по жетончику на парте).
А теперь наклейте полученное слово на лист и закрепите на доске магнитами.
Сейчас каждая группа должна найти в словарике определение своего слова в тетради, записать на маршрутном листе под необходимым изображением. После вы рассказываете, что у вас получилось своим одноклассникам.
Привычка- сложившийся способ поведения(стереотип) в определенных ситуациях.
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения
Обычай ритуал обряд
Привычка – стереотип поведения
Обычаи – правила или образцы действий, одобряемые обществом
Ритуал – обычай, совершаемый специальными людьми в строгой последовательности
Обряд – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом
Церемония – торжественный обряд, порядок совершения чего-либо
церемония
Этикет — принятая в определенных кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где –либо
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
Выводы:
1.Правила регулируют отношения между людьми.
2.Служат эталонами, образцами поведения
Социальные нормы- Это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которых ожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций
2.Санкция-
____________Санкции _________________
Носят
наказательный характер_ __пощрительный характер
штраф, выговор, обыск аплодисменты, награждение, премия
IV Домашнее задание &5 стр.64, 66-67, пересказ
Практическое задание. Составьте аналогичную таблицу
По направленности (предписывающие, запрещающие) на примере « Правила поведения за столом».
По обязательности ( нормы- правила, нормы- ожидания) на примере «Правила поведения в оздоровительном лагере)
По форме (формальные, неформальные)
на примере «Правила поведения в библиотеке».
Тест
1.Наказание за нарушение установленных правил:
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
1.Этикет – чётко зафиксированное в письменной форме правило;
2.Этикет – привила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
А. верно только 1 Б. верно только 2
В. оба верны Г. оба неверны
Тест
1.Наказание за нарушение установленных правил:
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
1.Этикет – чётко зафиксированное в письменной форме правило;
2.Этикет – привила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
А. верно только 1 Б. верно только 2
В. оба верны Г. оба неверны
Тест
1.Наказание за нарушение установленных правил:
А. мораль Б. санкции
В. конституция Г. Действие
2. Внешние формы поведения, получившие оценку окружающих:
А. этикет Б. правила
В. манеры Г. обычаи
3. Какой вариант определения этикета вы считаете верным?
1.Этикет – чётко зафиксированное в письменной форме правило;
2.Этикет – привила, обеспечиваемые обычаями и привычками.
А. верно только 1 Б. верно только 2
В. оба верны Г. оба неверны
multiurok.ru
презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам»
Просмотр содержимого документа
«презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме «Что значит жить по правилам»»
ЧТО ЗНАЧИТ ЖИТЬ ПО ПРАВИЛАМ.
Урок обществознания в 7 классе
Цель урока
- Выяснить, для чего нужны правила поведения
- Выяснить какие правила общения между людьми известны учащимся
- Научиться пользоваться правилами поведения в сети Интернет
Новые понятия и термины
- Правило
- Социальные нормы
- Привычка
- Обычай
- Ритуал
- Обряд
- Церемония
- Этикет
- Манеры
Многообразие правил
- Правило – закон, или постановление, или узаконение, основание для действия в данных случаях, при известных обстоятельствах .
В. И. Даль
Правила – нормы, регулирующие поведение людей
Социальные нормы
- По направленности : (предписывающие, запрещающие)
Устанавливают какое поведение желательно или обязательно, какое поведение недопустимо.
дорожные знаки.
По степени обязательности: ( нормы- правила, нормы- ожидания )
Устанавливают, какое поведение обязательно для данной группы людей.
Устанавливают, какое поведение допустимо, хотя и нежелательно
при встрече со старшим по званию военные отдают честь.
опоздание на встречу.
По форме: ( формальные, неформальные )
Четко зафиксированы в письменной форме.
Обеспечиваются обычаями и привычкой
закон или предписание.
этикет.
Привычка
- Привычка- сложившийся способ поведения(стереотип) в определенных ситуациях.
- Русская пословица: « Посеешь привычку- пожнешь характер ».
Обычай — традиционно установившийся порядок поведения
Ритуал – выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего –либо .
Обряд- совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
Церемония- торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок — церемониал (последовательность действий, имеющих символическое значение)
Этикет — принятая в определенных кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где -либо
- Поведение в общественных местах
- Поведение в школе
- Поведение за столом
- Поведение в столовой
- Поведение в гостях
- Поведение на улице
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих
Жил на свете человек
« Борис Петрович Шереметьев – самый вежливый в стране человек и самый культурный »
Английский посол Витворт
Путешествие в прошлое
- «Наставление к воспитанию внуков»
Екатерина Вторая
Учимся общаться в Интернете
Выводы
- Правила ( или социальные нормы) служат эталонами, образцами поведения.
- Правила регулируют отношения между людьми, помогают совершать одобряемые обществом действия и избегать того, что общество не признает и осуждает.
- Правила помогают охранять порядок и позволяют предвидеть реакцию других на твои действия .
- Правила поведения в обществе могут быть как мягкими пожеланиями, так и жесткими запретами, за нарушение которых отвечать приходится перед государством
multiurok.ru
Урок «Что значит жить по правилам» (§ 5) | Поурочные планы по обществознанию 7 класс к учебнику Боголюбов
Урок «Что значит жить по правилам» (§ 5)
04.11.2013 15798 0Задачи урока: познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе; раскрыть некоторые основания для классификации социальных норм; создать условия для практического освоения отдельных социальных норм (правил этикета или любых других по выбору учителя).
План изучения нового материала
1. Что такое социальные нормы.
2. Привычка, обычай, ритуал, обряд.
3. Правила этикета и хорошие манеры.
Оборудование урока может включать рисунки и плакаты, заранее выполненные учащимися на тему урока, карточки с описаниями ситуаций, требующих применения правил этикета.
Вариант 1. Работа с текстом учебника
В начале первого урока может быть организована вводная беседа по вопросам рубрики «Вспомни».
Мнения ребят, указанные в рубрике «Обсудим вместе», являются достаточно типичными. Обсуждение рубрики желательно провести в конце урока, когда его основное содержание будет усвоено учащимися.
Первый фрагмент текста параграфа может быть кратко изложен учителем, поскольку его основная мысль связана с разнообразием отношений в обществе, которые требуют от людей определённости в поведении.
В дополнение к рассказу учителя можно с помощью комментированного чтения разобрать фрагмент о словарном значении термина «правила», а также внимательно рассмотреть таблицу в тексте (с. 59).
Комментируя таблицу, полезно обратить внимание ребят на то, по каким причинам правила (нормы) включены в каждую графу.
Для закрепления этого фрагмента уместно обратиться к заданию 2 рубрики «В классе и дома».
Второй раздел параграфа посвящён социальным нормам, которые формировались в достаточно далёкие времена и продолжают сохраняться в обществе, обладая устойчивостью благодаря тому, что в них воплощён опыт поколений.
В данной части урока уместны примеры из истории, привлечение знаний ребят о традициях, об обычаях, обрядах разных народов мира. Особенно ценно, если ребята расскажут об этих видах социальных норм на примере истории того народа, к которому они себя относят. Если в классе есть представители разных национальностей, учителю желательно заранее поручить им подготовить рассказ о национальных традициях, об обрядах, о ритуалах.
Разговор о привычках следует выделить отдельно. Особенно важно уделить внимание тезису о вреде таких привычек, которые не только вредят здоровью или мешают нормальным взаимоотношениям, но и представляют социальную опасность, — пьянство, курение, наркомания.
Учитывая возраст учащихся и зная реальную социальную ситуацию ближайшего окружения, учитель может уделить больше внимания тем вредным привычкам, которые наиболее актуальны для данного класса.
Материал рубрики «Жил на свете человек» можно предложить ребятам прочитать дома самостоятельно. Можно спросить, чем интересна судьба Б. П. Шереметева? Какие события из жизни Б. П. Шереметева связаны с правилами поведения в обществе?
Второй урок темы можно целиком посвятить изучению фрагмента о правилах этикета. Текст не вызовет затруднений у школьников. Поэтому можно заменить чтение более активными формами работы: разыграть сценки, обратиться к шуточным стихам рубрики «Поэтическое слово», рассмотреть и прокомментировать рисунки, обсудить задание 5 рубрики «В классе и дома».
В классе можно также разобрать с учащимися фрагмент документа в рубрике «Путешествие в прошлое», причём важно, чтобы текст был понят ребятами. Убедиться в
этом можно, предложив им своими словами пересказать смысл прочитанного и прокомментировать.
В конце урока уместно вернуться к обсуждению задания «Обсудим вместе». При этом могут быть использованы правила дискуссии. Если они уже знакомы ребятам, их стоит вспомнить, если нет — предложить.
Материал рубрики «Учимся общаться в Интернете» может быть использован для домашнего чтения, особенно если в классе есть ребята, увлекающиеся компьютерными технологиями и владеющие техникой работы в сети Интернет.
В иных случаях можно предложить школьникам в качестве творческого домашнего задания придумать собственные правила этикета для современного семиклассника или придумать Правила семиклассника на каждый день. Обсуждение предложенных вариантов на следующем занятии можно совместить с проверкой других вопросов и заданий домашнего задания.
Вариант 2. Урок с элементами игры Упражнение 1. «Знакомство»
Учитель просит ребят назвать по одному правилу знакомства, принятому среди воспитанных людей. Правила называют все по очереди, пропуская тех, кто по каким-либо причинам не хочет этого делать.
Затем каждый участник занятия представляется по правилам этикета.
По итогам выбирается «Самый, самый…» — тот, кто лучше всех выполнил все принятые правила этикета.
Упражнение 2. «Кто больше?»
Кратко рассказав классу о многообразии различных правил и норм, существующих в обществе, или предложив учащимся самостоятельно прочитать соответствующий фрагмент параграфа, учитель просит учащихся назвать как можно больше видов правил (социальных норм). Для определения победителя вырабатываются правила, например, такие:
— Каждый может называть правила только после того, как получит разрешение учителя.
— Запрещается подсказывать или мешать отвечающему. За нарушение правила — штраф 1 балл.
— Тот, кто закончил называть правила, должен сказать слово «Всё!».
— Разрешается повторять то, что названо предыдущим участником упражнения, но этим нельзя ограничиться.
— Победителем является тот, кто назовёт больше всего правил или норм.
Упражнение 3. «Угадай обычай»
Желающим предлагается рассказать (или показать) один из обычаев. Остальные участники упражнения должны угадать, какой обычай представлен, и своими словами объяснить его смысл и значение.
Например, учащиеся могут показать сценку, иллюстрирующую обычай встречи почётных гостей хлебом-солью или поздравления с днём рождения (дергать за уши) и т. п. Упражнение 4. «Привычки полезные, бесполезные, вредные»
Учитель предлагает ребятам объединиться в несколько групп и за отведённое время (5—7 минут) придумать плакат (формат может быть небольшим) на тему упражнения. На плакате за отведённое время нужно нарисовать сюжет, посвящённый каждому виду привычки, и ясно выразить коротким текстом, какая это привычка — вредная, полезная или бесполезная.
Результаты упражнения обсуждаются сообща.
Важно, чтобы учитель не навязывал своего мнения и отношения к представленным работам ребят.
Упражнение 5. «Правила для джентльменов»
Для его выполнения предлагается пяти участникам (по желанию) выйти перед классом. Задание сообщается всему классу. Нужно в короткой сценке представить одно из
правил этикета. Правила, написанные на специальных карточках, заготавливаются заранее учителем и участникам не сообщаются. Участник достаёт карточку из лототрона (ящика, коробки, мешка), выбирает себе ассистентов из класса. Г руппа, сформированная таким образом, получает 1—2 минуты на обсуждение, а затем представляет короткую сценку. Класс по демонстрации сценки должен определить, какое правило было записано на карточке.
Примерные задания на карточках могут быть такие:
— Вас пригласили в гости к однокласснику на день его рождения. Г ости уже собрались. Входите вы, здороваетесь…;
— Подруга звонит по телефону. Во время разговора связь прервалась. Что вы будете делать?
— Получая справку или иной официальный документ в официальной организации, вы уходите … (что надо сделать перед уходом?).
— Вы решаете, чем занять гостей, которые мало знакомы друг с другом (предложите и покажите, как действовать в этой ситуации).
— За столом к чаю подали мёд. На столе есть ложка, хлеб, розетка. Как поступить по правилам этикета?
В заключение игры учитель подводит общий итог, обсуждаются позиции ребят, обозначенные в рубрике «Обсудим вместе», и определяются наиболее активные участники работы на уроке.
Домашнее задание при таком варианте урока полезно сосредоточить на тексте параграфа и фрагментах документов, включённых в него.
При подготовке карточек с заданиями учитель может использовать книгу: Панкеев И. А. Энциклопедия этикета для детей. — М., 2002.
tak-to-ent.net
Презентация и конспект по обществознанию на тему «Что значит жить по правилам» (7 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока № 3 по обществознанию
( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)
Тема урока: Что значит жить по правилам
Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.
Задачи урока:
1.Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.
2.Создать условия для практического освоения социальных норм (правил работы на уроках обществознания)
3.Способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель урока:
Цели урока:
подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения, установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета
Мета предметные
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу
Личностные
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, схематический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: учебник, таблица, презентация
1. Мотивация. (Слайд 1)
(проанализируйте представленный видеоряд). Какой темой можно объединить все картинки?
Слайд 2
Вырази своё мнение о споре Кирилла и Ларисы
-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?
-Как сформулируем тему урока?
(Слайд 3)
2. Целеполагание
3. Усвоение новых знаний
Что же такое правила? Обратимся к словарю (Слайд 4,5)
Правил огромное множество, мы с ними сталкиваемся ежедневно, все они имеют определенную классификацию (Слайд 7)
Что они означают? Обратимся к учебнику. Страница 9. Обратите внимание!!!! Таблица называется социальные нормы. Почему?
Первичная рефлексия
(Слайды 8 – 10) определяют по картинкам виды правил
Многие правила возникли очень давно, кажется, были всегда, при их выполнении мы даже не задумываемся, почему так поступаем. Приведи примеры.
Такие правила называются привычки.
Далеко не все привычки полезны. Подумай, какие привычки ты можешь назвать вредными?
А опасными?
Привычки, как правило, индивидуальны, но есть и коллективные, к ним относят…
(Слайд 11)
Работа в группах.
Задание: Найдите в тексте учебника (стр. 11), сформулируйте и приведите примеры обряда, церемониала, обычаев.
Учитель обобщает ответы учащихся, используя слайды 12 — 15
Промежуточная рефлексия
Соотнесите понятия и определения (Слайд 16)
4. Конечная рефлексия
Вернёмся к спору Кирилла и Ларисы.
Поменялось ли Ваше мнение, можете ли вы теперь доказать аргументировано свою точку зрения.
5. Подведение итогов урока. Оценивание деятельности учащихся.
6. Домашнее задание
§-1 (пункт 1,2) прочитать,
ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 — 3)
Р/т №3 (с. 5), № 5 (с. 6)
*** 1.Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.
2. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов, что больше всего вас в них удивило?
Анализируют видеоряд. Приходят к выводу, что он показывает различные правила
Выражают мнения, учитель фиксирует результаты «опроса» на доске.
Принимают участие в выводе темы урока
Анализируют определение из словаря Даля и из учебника, строят первичную схему – ассоциацию: правила – это закон, нормы, записывают в тетрадь.
Учащиеся вспоминают значение слова социум, говорят, что правила необходимы для жизни в обществе (социуме).
По таблице изучают определения видов правил, работая в парах (группах)
Определяют по картинкам виды правил
«Мозговой штурм»
«Мозговой штурм»
Работают в группах, презентуют результаты своей деятельности
Выполняют задание, записывают определения в тетрадь
Высказывают своё мнение, анализируют поменялось мнение или нет
Участвуют в оценивании
Записывают задание в дневники
infourok.ru