Бал — Говорим и пишем правильно
Спасибо, отличный вопрос!Ответ зависит от того, когда вы пишете. Если в самом начале XVIII века, то такого слова еще нет. Если в самом начале XIX (например, если вы Пушкин), то основная форма на ба́ле, но у мэтров кое-где проскакивает и на балу́ (ЛНТ, Некрасов используют обе формы). Но если вы пишете в конце XIX или начале XX в., то ?на ба́ле больше уже не говорят. Как образец грамотности для меня очень авторитетен Бунин — а он пишет на балу́, и только так; как и Маяковский, язык чувстовавший очень хорошо.
Пример со словом бал замечатально показывает, как язык идет по пути усложнения, накопления исключений!
Слово бал было заимствовано сравнительно недавно, а в широкое употребление вошло только в самом конце XVII века; до того давали бал только в переводных романах. Совершенно естественно, что первоначальное заимствование склонялось «по-правильному» для слова м. р.: нарва́л (морское животное), нарва́ле; авра́л (свистать всех наверх), авра́ле; хура́л (монгольский сенат), хура́ле; не припомню русских слов на -а́л. Однако, по фонетическим парадигмам звуки л и р очень похожи, а с —а́р парадигма гораздо шире.
А что значит «по-правильному», зачем было мне уточнять? Затем, что в русском есть, по разным подсчетам, от 200 до 500 слов, у которых различаются предложный и местный падежи. У большинства слов эти падежи совпали по звучанию; в школе местный падеж даже и не упоминается. Все эти слова, если не ошибаюсь, односложные, и среди них есть и исконные русские слова на -а́р: жар, о жа́ре, в жару́; пар, о па́ре, на пару́. Кроме того, интересны (возможным влиянием) и слова на -о́л из этой группы: кол, о ко́ле, на колу́; пол, о по́ле, на полу́.
Интересно, что эта группа «втягивает» в свбя новые слова, тем самым увеличивая число исключений из правила в языке! Таковы слова вал (напр., карданный, из нем. Wahl), о ва́ле, на валу́; мол (вид волнолома, из ит. molo), о мо́ле, на молу́. В эту же категорию попал и наш бал (из фр. bal, теперь уже устар.).
Другие же слова, и русские, и заимствованные, не имеют отдельного местного падежа. Таковы, например, древнее исконное слово дар, а из заимствований — кар (погрузчик), кал, фал (страховочный канат), трал (большой невод). Никакого правила, разделяющего две группы, нет, и группа исключений вовсе не стремиться перейти в регулярное склонение, хотя слова-«перебежчики» тоже есть, например, мозг: правильно в мозгу зародилась идея, но в научной литературе говорят о процессах в мозге.
pishu-pravilno.livejournal.com
Бал — Википедия. Что такое Бал
Бал в Петербургском Дворянском собрании 1913 года в честь 300-летия династии РомановыхБал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
История
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Однако неизвестно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. Для записи номера танца и имён ангажировавших её кавалеров дама использовала особую бальную книжку.
С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.
Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где нашли убежище и многие французские аристократы.
Балы в Российской империи
Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.
Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.
Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783—1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данного на имя Адама Олсуфьева от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц.
Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. Подобная роль официальных балов (придворных или организуемых наместниками провинций и губернаторами для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. Балы в честь определённых лиц или событий могли даваться и в порядке частной инициативы. Так, в 1812 году в Вильно местное дворянство за небольшой промежуток времени дало два бала: в честь российского императора Александра І, а после занятия города французами — в честь императора Наполеона [1].
Во времена Николая I в Петербурге, в отличие от Парижа, публичные балы не были дозволены — разрешались лишь балы, даваемые у себя частными лицами.
Одним из самых необычных и зрелищных балов в Зимнем дворце был костюмированный бал 1903 года, на который царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени. Последний императорский бал, проходивший в 1913 году в Большом Николаевском зале Зимнего дворца, воссоздан в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002)
Балы в XXI веке
За границей России балы в XX и XXI веке не прекращались. Так, французы привычно проводят балы, посвященные открытию выставок во дворце Трокадеро (Париж). Венские балы славятся по всему миру. В частности, с 1936 г. в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере проводится т. н. венский бал. В России, после длительного забвения, когда балы заменили «ёлками», бальные традиции начали возобновляться. Проводятся исторические балы, где исполняют старинные танцы разных эпох, обычно в исторических костюмах. Эти танцы изучаются в клубах исторических танцев. Действует Международная ассоциация исторического танца.
См. также
Примечания
Литература
wiki.sc
Балу ударение, как правильно пишется слово балу
Слово балу может употребляться в 2-х разных значениях:
I. ба́лу — дательный падеж слова бал
В указанном выше слове ударение следует ставить на слог с буквой А — бАлу.
II. балу́ — местный (второй предложный) падеж слова бал
В упомянутом выше варианте ударение должно быть поставлено на слог с буквой У — балУ.
А вы знаете, как правильно ставить ударение в слове ?
Расскажите друзьям — поделитесь грамотностью!
Примеры предложений, как пишется балу
– Маугли, – сказал Балу, – ты разговаривал с Бандар-логом, с Обезьяньим Народом?
Поразило Маргариту то, что Воланд вышел в этот последний великий выход на балу как раз в том самом виде, в каком был в спальне.
Но вообще, – тут голос кота обидчиво дрогнул, – я вижу, что ко мне применяют кое-какие придирки, и вижу, что передо мною стоит серьезная проблема – быть ли мне вообще на
– Заметь мой путь, – закричал Маугли. – Скажи обо мне Балу из сионийской стаи и Багире со Скалы Совета!
Иногда чёрная пантера Багира приходила через джунгли посмотреть, как подвигаются дела у её любимца и, потирая голову о дерево, мурлыкала, пока Маугли отвечал Балу заданный ему на этот день урок.
На текущей странице размещена информация о том, на какой слог правильно ставить ударение в слове балу. Слово «балу» может употребляться в разных значениях, в зависимости от которых ударение может падать на разные слоги. В слове ба́лу, дательный падеж слова бал, ударение следует ставить на слог с буквой А. В слове балу́, местный (второй предложный) падеж слова бал, ударение падает на слог с буквой У. Надеемся, что теперь у вас не возникнет вопросов, как пишется слово балу, куда ставить ударение, какое ударение, или где должно стоять ударение в слове балу, чтобы верно его произносить.
xn—-8sbhebeda0a3c5a7a.xn--p1ai
Бал — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бал в Петербургском Дворянском собрании 1913 года в честь 300-летия династии РомановыхБал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Однако неизвестно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. Для записи номера танца и имён ангажировавших её кавалеров дама использовала особую бальную книжку.
С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность ли
ru.wikipedia.orgБал — Википедия
Бал в Петербургском Дворянском собрании 1913 года в честь 300-летия династии РомановыхБал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Однако неизвестно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. Для записи номера танца и имён ангажировавших её кавалеров дама использовала особую бальную книжку.
С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.
Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где нашли убежище и многие французские аристократы.
Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.
Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.
Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783—1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данного на имя Адама Олсуфьева от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц.
Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. Подобная роль официальных балов (придворных или организуемых наместниками провинций и губернаторами для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. Балы в честь определённых лиц или событий могли даваться и в порядке частной инициативы. Так, в 1812 году в Вильно местное дворянство за небольшой промежуток времени дало два бала: в честь российского императора Александра І, а после занятия города французами — в честь императора Наполеона[1].
Во времена Николая I в Петербурге, в отличие от Парижа, публичные балы не были дозволены — разрешались лишь балы, даваемые у себя частными лицами.
Одним из самых необычных и зрелищных балов в Зимнем дворце был костюмированный бал 1903 года, на который царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени. Последний императорский бал, проходивший в 1913 году в Большом Николаевском зале Зимнего дворца, воссоздан в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002)[2].
За границей России балы в XX и XXI веке не прекращались. Так, французы привычно проводят балы, посвященные открытию выставок во дворце Трокадеро (Париж). Венские балы славятся по всему миру. В частности, с 1936 г. в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере проводится т. н. венский бал. В России, после длительного забвения, когда балы заменили «ёлками», бальные традиции начали возобновляться. Проводятся исторические балы, где исполняют старинные танцы разных эпох, обычно в исторических костюмах. Эти танцы изучаются в клубах исторических танцев. Действует Международная ассоциация исторического танца.
ru.wikiyy.com
бал — это… Что такое бал?
I.
БАЛ -а м. bal m., > нем. Ball, ит. ballo.1. Праздник, собрание с танцами; танцевальная часть праздника. Сл. 18. Я был на бале у графини Лизабеты Кирилловны .. Никогда мне не было так весело, для того что я танцовал с Катериной Ларивоновной Овцыной. АК 7 270. Потом сели за столы кушать .. по окончании же столов учинен бал или танцы, которые даже до ночи продолжалися. Потом же преизрядный фейерверк презентован. 1721. ПСЗ 6 447. В то время <Ек. II> были прекрасные публичные балы под названием дворянских; число членов было ограничено. и лучшая публика на оные съезжалась. Также были балы, называемые английскими, в них участвовали и иностранные негоцианты. Комаровский Зап. 41. Бал. Собрание, в котором молодые люди в танцах выставляют свою фигуру, а старики за картами прячут. Княжнин. // Николина 2000. Бал: черт с печки упал. Даль. Бал предвещает удовольствие; быть на балу и принимать в нем участие — приятные вести, радости, счастье и поправление состояния. Сонник 1829. ♦ Давать балы. Мосио хочет дать бал. Ит. ком. 185. ♦ Концертный бал? За день до смерти она страшно волновалась по поводу «концертного бала», на котором доктора позволили ей присутствовать. Д. Позняк Жемчуг королевы. // РВ 1884 11 180. ♦ Бал цветных париков. Особенным шиком считались золотые и серебряные волосы. Вызывающая поначалу сенсации и скандалы, эта мода в 1913-194 годах получила самое широкое распространение благодаря «балам цветных париков», которыми увлекались в петербургском свете. НН 2002 63-64 52. ♦ жарг. Бал поднимать. Поднимать шум, крик, создавать громкое дело. Лихачев Сб. 85. Гостинодворская молодежь развивается более за карточным столом и на шпиц-баликах, толкует обо всем, читает все без разбора. А. Ф. Иванов Беспутные дети. // Дело 1868 8 1 40. ♦ Бал жизни. Мир ирреален. Мистика сплошна, Где балом жизни правит сатана. А. Мосинцев. // НС 2002 7 29. 2. Место, где происходит бал. Буфеты, поставленные разновидными заедками, стояли посреди бала. Танц. сл. // Сл. 18, буфет. 3. обл. Встреча, собрание друзей, родных с угощением. На этих вечеринках, или как их здесь <в Красн. Яру> называют балах, все очень прилично одеты. П. Якушкин Путев. Письма. // ОЗ 1871 199 2 109. Именины. Маленький «бал» в Лосинке.. чай, ужин, беседа друзей. 18-19. 1936. Н. В. Устрялов Дн. // Источник 1998 5-6 62. Я сама люблю выпить, только на балу, приехал сродственник, наварили пиво, пригласили гостей, делают бал. 1960. + У нас когда крестить ребенка, делают бал. Псков. сл. Шидели <сидели> на балу, вше пили, опьянели, а Голи кабацкому даже румку не подают. О Голи кабацкой. ЛСБ 129. Вы увидите что по желанию кузины раут обратится в бал или вернее в танцовальный вечер, который у бедных чиновников в Костроме называется подбалок. Н. Крыжановский Дочь Алаяр-хана. // РВ 1884 9 295. ♦Кончен бал. С корабля на бал. В институте сразу попадаю «с корабля на бал». Собрание с участием представителей антисионистского комитета. Ф. Горенштейн Мал. фрукт. садик. // ДН 2003 10 143.4. обл. Помещение, снятое для гуляний молодежи зимой. Балы где-нибудь откупили, это зимой: летом некогда. + Девчонки, пойдемти откупать бал. + По пирогу а денег по гривеннику, ходим попы по очереди из избы в избу.
5. обл. Гулянье молодежи зимой. Балыв с годовых больших только праздников. + Были у нас и балы крашены, собирали чужих девок с разных деревень и гуляли два вечера и день. ♦ Завести балы. Рассказывать что-л. Ну завел балы. НОС.
6. устар., простореч. Свадьба. Тогда племянник Вовка совместно с Борисом Андреевичем моментально переносят вещи к Фенечке и там весь вечер празднуют пышный бал. Трагикомедия. // Зощенко 2003 370.
— Норм. Балом называется собрание, в котором танцуют; называть этим словом большой обед, пирушку, ужин или даже дружескую попойку, неправильно. Так же должно говорить на бале, а не на балу. Справочное место рус. слова 1839-1843. // Виноградов Очерки 1982 342. — Лекс. Нордстет 1780: бал; Сл. 18: бал 1705, балл 1728.II.
БАЛ II См. Балл II.
Исторический словарь галлицизмов русского языка. — М.: Словарное издательство ЭТС http://www.ets.ru/pg/r/dict/gall_dict.htm. Николай Иванович Епишкин [email protected]. 2010.
gallicismes.academic.ru
Бал — Википедия
Бал в Петербургском Дворянском собрании 1913 года в честь 300-летия династии РомановыхБал (от фр. bal, итал. ballo, нем. Ball) — собрание многочисленного общества лиц обоих полов для танцев. Балы отличаются от обычных танцев или дискотеки повышенной торжественностью, более строгим этикетом и классическим набором танцев, следующих в заранее определённом порядке.
История
Начало балов восходит к празднествам при французском и бургундском дворах. Первый бал, о котором имеются сведения в истории, был дан в 1385 году в Амьене, по случаю бракосочетания Карла VI с Изабеллой Баварской. Однако неизвестно, участвовали ли тогда сами принцы и приглашённое высшее дворянство в танцах.
В XV и XVI веках большие танцевальные увеселения при дворах и дворянских замках происходили очень редко, и только при Марии Медичи, которая впервые перенесла также во Францию маскарады, и ещё более при галантном короле Генрихе IV, балы получили широкое распространение. Настоящую свою форму балы сохраняют со времён Людовика XIV, когда они привились и во всех немецких резиденциях. С тех пор балы составляют существенную часть большинства придворных празднеств.
Для балов выработался мало-помалу, первоначально во Франции, определённый церемониал, который, несмотря на свою стеснительность, с небольшими изменениями был принят повсеместно, и лишь в XIX веке несколько упрощён. Для записи номера танца и имён ангажировавших её кавалеров дама использовала особую бальную книжку.
С 1715 г. в Париже стали устраиваться балы в здании оперного театра (Bal de l’Opèra), и вместе с тем дана возможность лицам третьего сословия, за известную плату, принимать участие в этих посвящённых исключительно танцам увеселениях. С тех пор балы становятся общественным развлечением для всех сословий.
Как и во всех предметах роскоши и моды, Париж давал тон в устройстве балов и выборе бальных туалетов. В годы Великой французской революции центр бальной культуры переместился в Вену, где нашли убежище и многие французские аристократы.
Видео по теме
Балы в Российской империи
Бал как культурное явление является исключительной принадлежностью европейской традиции, а потому был привнесен на русскую почву Петром Первым вместе с прочими приметами европеизации в директивном порядке. Соответственно, допетровская Россия балов не знала. Петровские ассамблеи всегда открывались полонезом, за которым следовал менуэт и другие модные в то время танцы. В мемуарах голштинского камер-юнкера Ф. В. Берхгольца, относящихся к последним годам царствования Петра Великого, можно найти любопытные сведения о тогдашних ассамблеях.
Императрица Елизавета Петровна, будучи хороша собою, особенно любила танцевать, а потому танцевал и весь её двор. Исключение составляет разве что самые последние годы её правления, когда стареющая государыня по болезни прекратила посещать придворные развлечения. В результате балы стали проводиться реже, а то и вовсе отменялись.
Немалое внимание уделялось балам с танцами и в эпоху правления Екатерины II, поощрявшей благоразумные светские развлечения. Говорят, императрица любила повторять: «Народ, который поёт и пляшет, зла не думает». Екатерининские балы отличались особенным блеском и пышностью, что подчёркивали даже люди, видавшие великолепие Версаля. Провинциальное дворянство посещало балы в губернском дворянском собрании; особенно славились балы в Московском Благородном собрании.
Монополия театральных представлений дирекции императорских театров (1783—1883 гг.) касалась также и балов, так как в 26-м пункте высочайшего указа, данного на имя Адама Олсуфьева от 12 июня 1783 г., сказано: «В театральных залах дозволяется давать для приращения доходов дирекции театральной: балы в масках и без масок», вследствие чего дирекция стала получать часть сборов также с балов, даваемых в частных залах столиц.
Важной особенностью придворных балов служило то обстоятельство, что они выполняли функцию официального приема, чествования, встречи гостей, послов. Подобная роль официальных балов (придворных или организуемых наместниками провинций и губернаторами для местных дворян), просуществовала до Октябрьской революции, после чего она была заменена на разного рода торжественные собрания, концерты. Балы в честь определённых лиц или событий могли даваться и в порядке частной инициативы. Так, в 1812 году в Вильно местное дворянство за небольшой промежуток времени дало два бала: в честь российского императора Александра І, а после занятия города французами — в честь императора Наполеона[1].
Во времена Николая I в Петербурге, в отличие от Парижа, публичные балы не были дозволены — разрешались лишь балы, даваемые у себя частными лицами.
Одним из самых необычных и зрелищных балов в Зимнем дворце был костюмированный бал 1903 года, на который царское окружение явилось в тщательно воссозданных нарядах допетровского времени. Последний императорский бал, проходивший в 1913 году в Большом Николаевском зале Зимнего дворца, воссоздан в фильме Александра Сокурова «Русский ковчег» (2002)[2].
Балы в XXI веке
За границей России балы в XX и XXI веке не прекращались. Так, французы привычно проводят балы, посвященные открытию выставок во дворце Трокадеро (Париж). Венские балы славятся по всему миру. В частности, с 1936 г. в четверг, предшествующий пепельной среде, в Венской государственной опере проводится т. н. венский бал. В России, после длительного забвения, когда балы заменили «ёлками», бальные традиции начали возобновляться. Проводятся исторические балы, где исполняют старинные танцы разных эпох, обычно в исторических костюмах. Эти танцы изучаются в клубах исторических танцев. Действует Международная ассоциация исторического танца.
См. также
Примечания
Литература
wiki2.red