Воздушная оболочка Земли — начальные классы, уроки

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 7

«Педагог – профессионал»

Методическая разработка урока по Окружающему миру для 3, 4 классов «Воздушная оболочка Земли».

Павленко Анжелика Георгиевна учитель начальных классов.

Данная методическая разработка раскрывает одну из ведущих содержательных линий программы по Окружающему миру « Природа» по УМК «Начальная школа 21 века». В разработке урока рассматриваются вопросы состава воздуха, его свойства, значение воздуха для жизни на Земле. Материал может быть полезен для учителей, работающих в 2- 4 классах при изучении тем «Воздушная оболочка Земли» (2класс), «От чего зависит погода», «Воздух- условие жизни на Земле», «Атмосфера Земли» (4 класс).

Ведение.Начиная с изучения темы «Земля- наш общий дом» дети получают представления о планете Земля, отличии Земли от других планет. Они приходят к выводу, что необходимое условие жизни на планете – это наличие воздуха, воды и солнечного света. На этих уроках воспитывается бережное отношение к чистоте воздуха и воды. В игровой форме ребёнок получает основы экологического воспитания, знакомиться с экологическими проблемами нашей планеты.

Экологические проблемы, возросшие в конце 20 столетия до глобальных, ставят перед педагогической наукой и школьной практикой серьезные задачи социальной и экономической значимости – воспитание экологически грамотного человека. В формировании экологических знаний ответственная роль принадлежит начальной школе, где дети знакомятся с целостной картиной окружающего мира, получают конкретные научные знания об основных компонентах и явлениях природы, где закладывается фундамент отношения человека с окружающим миром.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые актуализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологически ценностные ориентации, интересы и потребности, опыт экологической деятельности – беседа, общение на основе игры. Учитель обращается к фактам, цифрам, суждениям по поводу экологических проблем, которые вызывают эмоции удивления, волнения, интереса, стимулируя отношения к ним.

Реальные возможности для решения задач экологического образования в начальных классах имеет как самостоятельный учебный предмет «Окружающий мир». Уроки окружающего мира обеспечивают формирование естественной основы для понимания школьниками необходимости природоохранительной деятельности человека. В курсе окружающего мира осваиваем первоначальные представления о конкретных природных объектах и явлениях природы, о взаимосвязях мира природы и общества, мира природы и каждого человека, о правилах поведения в природной среде. Предмет включает элементы экологических знаний: организм и среда, цепи питания; сезонные изменения в природе, последовательность фенологических явлений; природная среда и здоровье человека и др.[1]

На уроках окружающего мира при изучении тем «Воздушная оболочка Земли» (2класс), «От чего зависит погода», «Воздух- условие жизни на Земле», «Атмосфера Земли» (4 класс) учитель реализует обучающие,развивающие и воспитывающие задачи:

обучающие –формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека

развивающие — развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

воспитывающие— бережное отношение к природе, расширить знания об экологии.


Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами.[2]

В данной разработке показаны методы и приемы работы учителя над темой урока: наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыты), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог),наблюдение, работа детей в группах.

Универсальные учебные действия обучающихся на уроке:

-описывают кратко свойства воздуха;

-демонстрируют опыты, подтверждая свои суждения;

-сопоставляют свои знания по теме с полученными знаниями о значении атмосферы на уроке;

-анализируют экологические проблемы Земли ;

-реализовывают правила совместной деятельности в групповой работе.

Урок окружающего мира 3 класс УМК «начальная школа 21 века»

Разделы программы: «Природа»

Тема урока: «Воздушная оболочка Земли».

Цель:Формировать начальные понятия о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека, систематизировать материал о воздухе за прошлые уроки, дополнить новыми сведениями.

Учить наблюдать, делать выводы, обобщать, читать схемы, развивать активность учащихся к познавательной деятельности, к предмету, изучаемой теме.

Задачи:обучающие – формировать начальные понятия о составе воздуха, о воздушном слое, функциях каждого слоя воздуха, связи между воздушным слоем, сушей и деятельностью человека

развивающие — развивать связную речь и воображение детей, умение работать в паре, в группе. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать, делать выводы;

воспитывающие – бережное отношение к природе, расширить знания об экологии

Методы обучения: наблюдение, наглядные (иллюстрации, презентация), практические (опыт), словесные (беседа, рассказ учителя, учебный диалог), групповая работа.

Ход урока:

1.Орг. Момент (учащиеся сидят в группах по 4 человека)

Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия.

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

2.Актуализация знаний, целепологание.

Методы и приёмы: проблемная ситуация.

Цель: постановка проблемной ситуации, сообщение темы урока.

Учитель: Давайте ещё раз посмотрим на нашу Землю из космоса. Какая она красивая. Почему она имеет такой цвет?(из-за большого количества воды)(слайд 1)

Правильно. А какие водные пространства дают нашей планете такой цвет? (реки, озёра, моря,океаны)

А сколько океанов находится на Земле?( 5)

Вы, конечно, правы. Но есть ещё и 6 океан. О нём мы будем сегодня говорить.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем

 (воздух)[3]

Учитель: О чём будем говорить сегодня на уроке?

Тема нашего урока: «Воздушная оболочка Земли.»(слайд 2)

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:(слайд 3)

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и частично-поисковой работы со свойствами воздуха, значением воздуха для существования жизни.

Методы и приёмы: наблюдения, исследовательская работа, работа в группах, поиск, анализ, сравнение, сопоставление.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств.

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 (проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.
1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

2.

– Посмотрите на доску. Какого она цвета?

– Зеленая

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?
В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет. [4]

3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.(слайд 4)

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

Физминутка

Мы немножко отдохнем 
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, внеред.
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети, 
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Цель: узнать о составе воздуха, выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, постановка проблемного вопроса, эвристическая беседа, показ видеофильма, работа в группах.

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например, у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.(слайд 5)

Воздух — это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Учитель:

— Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма .

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (формат mp4).(слайд 6)[5]

Время просмотра – 3мин 19 сек

5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.

Чтение и анализ текста «Чистый воздух»

Учитель: Я раздаю вам информацию, связанную с темой нашего урока, но там не вся информация правильная, вы должны подчеркнуть то, что на ваш взгляд является не верным.

Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его невозможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязныйвоздух. Загрязнение воздуха не угрожаетздоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. 

Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.(слайд 7)

 Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

— Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

— Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

— Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.(слайд 8)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Для обобщения пройденного материала, составляется кластер по теме «Воздух» (коллективная работа)

6.Домашнее задание.(слайд 9)

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха

(учебник, с. 28), нарисовать плакат «Берегите воздух!»

Заключение.Процесс изучения «Окружающего мира» оказывает развивающее и воспитывающее влияние на личность младшего школьника. Прежде всего на сенсорное развитие ребенка и формирование его интеллекта. Изучение данной темы ведёт к развитию познавательного интереса к изучению природных явлений, развивает стремление детей к самостоятельному поиску ответов на интересующие их вопросы. На таких уроках ребёнок получает первый исследовательский опыт. В совместной исследовательской деятельности учащиеся делают вывод о том , что окружающая нас среда нуждается в нашей помощи.

Таким образом, автор данной методической разработки постаралась с учетом последних достижений дидактики, методики обучения показать, что уроки «Окружающего мира» могут стать средством всестороннего развития младшего школьника, углубить его интерес к окружающей среде и её защите.

Использованная литература:

  1. http://uvd45.ru/11-klass/referat-uchitelia-nachalnykh-klassov-1-kategorii/

статья Экологическое образование и воспитание в начальной школе

  1. Программа «Окружающий мир: 1-4 классы». Н.Ф. Виноградова. Москва. Издательский центр, 2013 год.

  2. http://zagadka.yaxy.ru/zagadki_pro_vozduch.html

загадки для детей

  1. http://www.openclass.ru/node/79676

Воздух. Свойства воздуха.

5.http://www.youtube.com/watch?v=k1gPish0sEI

видео «Воздух- состав и строение»

Раздаточный материал.

1)1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

2)Текст «Чистый воздух»

Человек без воздуха может прожить 30 минут. Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом — водой. Воздуха нет– на улице, в комнате, в земле, и в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено водой. Воздух невидим, его невозможно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – это движение воздуха.

Человеку и другим живым существам для дыхания нужен грязныйвоздух. Загрязнение воздуха не угрожает здоровью людей, всей жизни на Земле. С заводов и фабрик, от работающих автомобилей в воздух попадают вредные вещества. Они не опасны для всего живого, поэтому необходимо заботиться о чистоте воздуха. Сейчас немало делается для охраны чистоты воздуха. На многих предприятиях работают установки, которые улавливают пыль, сажу, ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые автомобили, которые не будут загрязнять воздух. В разных местах созданы специальные станции, они постоянно следят за чистотой воздуха в больших городах. 

3) Экологические задачи

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

4) Кластер

5) Домашнее задание.

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха

kopilkaurokov.ru

Воздушная оболочка земли 3 класс


План — конспект урока по теме:
Урок «Воздушная оболочка Земли»»
Учитель: Мутагирова Гулия НаилевнаПредмет: Окружающий мир
Дата:
Тема урока: «Воздушная оболочка Земли»»
Класс: 3а
Предметная программа
и её автор: УМК «Начальная школа XXI века», Виноградова Н.Ф.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о воздушной оболочке Земли; дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны.
Задачи:
Расширить представления у обучающихся о воздухе.
Научить определять основные свойства воздуха.
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Личностные
Осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
Оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений.
Сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.
Метапредметные (УУД)
Познавательные умения:
Ориентироваться в учебнике;
Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;
Передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;
Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;
Пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений;
Определять правила улучшения самочувствия.
Регулятивные умения:
Определять цель учебной деятельности;
Работать по предложенному учителем плану;
Контролировать выполнение задания;
Определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Коммуникативные умения:
Участвовать в диалоге, в паре, группе;
Сотрудничать, договариваться;
Слушать собеседника и понимать речь других;
Выполнять порученную групповую роль;
Доказывать свою точку зрения;
Конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.
Предметные:
Расширение представление о воздухе;
Осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле;
Усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, групповые, ИКТ
Методы и приёмы: проблемный, частично- поисковый, системно-деятельностный подход.
Оборудование:
— Ноутбук
— Презентация
— Интерактивная доска
— Надувные игрушки. Для опыта: шарики, банка с водой, стеклянный стакан, мяч, свеча
Учебные пособия:
-Учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1 Н.Ф. Виноградова,
Г.С. Калинова, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.
План – конспект по окружающему миру
Этап Педагогические задачи Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1.Организационный момент.
Цель: эмоционально-по

educontest.net

Конспект урока по окружающему миру 3 класс Воздушная оболочка Земли УМК Начальная школа 21 века


План — конспект урока по теме:
Урок «Воздушная оболочка Земли»»
Учитель: Мутагирова Гулия НаилевнаПредмет: Окружающий мир
Дата:
Тема урока: «Воздушная оболочка Земли»»
Класс: 3а
Предметная программа
и её автор: УМК «Начальная школа XXI века», Виноградова Н.Ф.
Тип урока: открытие нового знания
Цель: создать условия для формирования представления о воздушной оболочке Земли; дать представление о воздухе, познакомить с некоторыми свойствами воздуха, значением воздуха для всего живого планеты и его охраны.
Задачи:
Расширить представления у обучающихся о воздухе.
Научить определять основные свойства воздуха.
Развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты
Личностные
Осознать потребность в изучении темы, проявляя интерес к поставленной проблеме;
Оценивать себя и свои поступки через соблюдение правил защиты воздуха от загрязнений.
Сопереживать, оказывать взаимопомощь одноклассникам.
Метапредметные (УУД)
Познавательные умения:
Ориентироваться в учебнике;
Отвечать на вопросы учителя, используя свой жизненный опыт;
Передавать содержание текста в соответствии с поставленной целью;
Перерабатывать полученную информацию, обобщая её;
Пытаться находить способы по экологической защите воздуха от загрязнений;
Определять правила улучшения самочувствия.
Регулятивные умения:
Определять цель учебной деятельности;
Работать по предложенному учителем плану;
Контролировать выполнение задания;
Определять степень успешности выполнения своей работы и работы других обучающихся.
Коммуникативные умения:
Участвовать в диалоге, в паре, группе;
Сотрудничать, договариваться;
Слушать собеседника и понимать речь других;
Выполнять порученную групповую роль;
Доказывать свою точку зрения;
Конструировать небольшие устные речевые высказывания, передавая содержание текста в соответствии с целью.
Предметные:
Расширение представление о воздухе;
Осознание пользы чистого воздуха для человека и всего живого на земле;
Усвоение некоторых экологических правил поддержания воздуха в чистоте.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение, групповые, ИКТ
Методы и приёмы: проблемный, частично- поисковый, системно-деятельностный подход.
Оборудование:
— Ноутбук
— Презентация
— Интерактивная доска
— Надувные игрушки. Для опыта: шарики, банка с водой, стеклянный стакан, мяч, свеча
Учебные пособия:
-Учебник «Окружающий мир» 3 класс, часть 1 Н.Ф. Виноградова,
Г.С. Калинова, Москва, «Вентана-Граф», 2010 г.
План – конспект по окружающему миру
Этап Педагогические задачи Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность ученика Время
1.Организационный момент.
Цель: эмоционально-положительный настрой на урок, создание успеха, доверия. Окружающий нас мир
Интересно познавать
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
— Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Подготовка к работе
1 мин.
2.Актуализация опорных знаний. Выявить уровень необходимых знаний обучающихся; активизировать ранее полученные знания обучающихся Уметь осуществлять анализ объектов; выделение существенных признаков; проводить сравнение, класси

profhelp.net

«Воздушная оболочка Земли»(работа с научным текстом. 3 класс УМК 21 век

Фамилия имя _____________________________________________________

Воздушная оболочка Земли

Работа с научным текстом (учебник стр.27)

  1. Основные газы, входящие в воздух: ____________________________

___________________________________________________________ .

  1. Атмосфера – это ____________________________________________

___________________________________________________________ .

  1. Какова толщина атмосферы? __________________________________ .

  2. Роль атмосферы для нашей планеты:

  1. _________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. _________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. _________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. _________________________________________________________

_________________________________________________________

Фамилия имя _____________________________________________________

Воздушная оболочка Земли

Работа с научным текстом (учебник стр.27)

  1. Основные газы, входящие в воздух: ____________________________

________________________________________________________________ .

  1. Атмосфера – это ____________________________________________

________________________________________________________________ .

  1. Какова толщина атмосферы? __________________________________ .

  2. Роль атмосферы для нашей планеты:

1)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

4)____________________________________________________________________

______________________________________________________________________

infourok.ru

Воздушная оболочка Земли — урок. Окружающий мир, 3 класс.

Вся планета Земля окутана толстым слоем воздуха. Воздушная оболочка простирается вверх на сотни километров.

Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.

Без воздуха жизнь на земном шаре была бы невозможна. Если бы Земля утратила воздух, планета превратилась бы в безжизненное небесное тело.

  

 

 

Воздух есть везде — на улице, в комнате, в почве, в воде, в живых организмах. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом.

 

Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Мы можем увидеть движение воздуха, когда пускаем мыльные пузыри или обмахиваемся веером.

  

 

Мы чувствуем воздух, когда на улице ветер.

Ветер — это движение воздуха.

 

www.yaklass.ru

Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему:

«Воздух-условие жизни на Земле».

Цель урока: Познакомить учащихся в ходе исследовательской работы и частично-поисковой деятельности с составом, свойствами воздуха, значением для существования жизни на планете; рассмотреть причины загрязнения воздуха и способы его охраны.

Задачи урока:

а) образовательные: учить выделять главное, применять полученные знания на практике; учить задавать вопросы, хорошо разбираться в теории, уметь излагать материал.

б) развивающие: развивать умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками.

в) воспитывающие: воспитывать коммуникативные умения (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование для учителя:

— презентация к уроку, видеофильм «Атмосфера Земли» (3 мин 19 сек), компьютер, медиапроектор;

— стакан и сосуд с водой

Оборудование для учеников:

— карточки для таблицы «Хочу узнать. Узнал» (по 1 на группу уч-ся)

— карточки – опоры для усвоения информации из видеофильма

— карточки с экологическими задачами

— карточки «тонких» и «толстых» вопросов

— баночки с водой;

— соломинки;

— учебник «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

— УМК «Начальная школа XXI век»; Рабочая тетрадь «Окружающий мир – 1 часть»/авт. Н. Ф. Виноградова/

Ход урока

1. Оргмомент (учащиеся сидят в группах по 4 человека).

Окружающий нас мир

Интересно познавать

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать.

Учитель: — Мы начинаем урок окружающего мира. Посмотрите на ребят своей группы, подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу. Выберите ведущего и секретаря в своей группе.

2. Актуализация знаний, целеполагание.

Учитель: Ребята, определить тему урока поможет загадка, послушайте её.

Он такой большой,

Что занимает весь мир,

Он такой маленький,

Что в любую щель пролезет.

(Воздух)

Учитель: – Кто сможет назвать тему урока?

Учащиеся: Мы будем изучать воздух.

Учитель: Тема сегодняшнего урока: «Воздух – условие жизни на Земле»

Сегодня на уроке вы будете исследователями и найдёте ответы на следующие вопросы:

1. Как обнаружить воздух?

2. Какие свойства есть у воздуха?

3. Значение воздуха для жизни на Земле?

4. Из чего воздух состоит?

5. Отношение человека к воздуху.

3. Объяснение нового материала. Совместное открытие знаний.

1 ступень – обнаружение воздуха с помощью органов чувств

Опыт №1 (делает учитель)

Пустой стакан переворачивается вверх дном и опускается в сосуд с водой. При наклоне появляются пузырьки.

Учитель: Что наблюдаем? (дети в группах обсуждают и обобщают увиденное: видим пузырьки, это воздух)

Результат фиксируется секретарями групп в таблицу, графу «Узнал», в презентации можно увидеть (по щелчку).

Учитель: О том, что все, что кажется нам пустым, на самом деле заполнено воздухом, люди догадались очень давно. Более 2000 лет назад знаменитый греческий ученый Аристотель говорил своим ученикам: «Природа не терпит пустоты».

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачным покрывалом- воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств: зрения, слуха, осязания.

Опыт №2 (проводят ученики)

При помощи соломинки дуют в сосуд с водой.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся: При помощи зрения в некоторых случаях можно обнаружить воздух.

Опыт № 3 ( проводят ученики)

Учащиеся машут друг на друга тетрадями.

Учитель: Что наблюдаем?

Учащиеся Воздух можно осязать, когда он движется.

(в таблицу записываем «можно осязать»)

Учитель: Вам приходилось слышать, как пронзительно свистит свисток. Это происходит потому, что воздух выталкивается (выдувается) через узкую щель и мы слышим свист.

Закончите вывод: Воздух можно …… (услышать)

( в таблицу записываем «можно услышать»)

Таблица:

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2 ступень – свойства воздуха

Учитель: Мы знаем, что воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде.

1.

– Поднимите тетрадь, видите ли вы через неё другие предметы?

– Нет.

– Через стену мы видим соседний класс?

– Нет.

– А предметы, которые находятся в классе, вы видите?

– Да.

– О каком свойстве воздуха это говорит?

Воздух прозрачен, поэтому мы видим через него все окружающие предметы.

2.

– Посмотрите на доску. Какого она цвета?

– Зеленая

– А какого цвета воздух?

– Он бесцветен.

– Верно, это еще одно физическое свойство воздуха.

3.

— Вы замечали, что в разных помещениях пахнет по-разному?

– В столовой, парикмахерской, аптеке частицы пахучих веществ смешиваются с частицами воздуха, и мы ощущаем разные запахи. А чистый воздух пахнет?

– Чистый воздух не пахнет.

Заполняется таблица

Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3 ступень – выяснение роли воздуха (атмосферы) для существования жизни на Земле.

Поиск ответа на вопрос № 3 по учебнику, с. 26

Учитель: Прочитайте статью в учебнике, ответьте на вопросы:

— что такое атмосфера

— какое значение для жизни имеет атмосфера

Просмотр слайда 4 с комментариями учителя

Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Её можно сравнить с голубой рубашкой планеты. В ней она не перегревается от солнечного жара днем и не стынет от космического холода ночью.

Атмосфера, словно бронежилет, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов и от опасных космических лучей – невидимок, которые могли бы убить все живое. И еще одну работу выполняет атмосфера, как толстое одеяло держит тепло и спасает от космического холода.

Учитель: Что нового узнали об атмосфере?

Учащиеся: Атмосфера словно голубая рубашка, она не дает Земле перегреваться. Ещё она, будто бронежилет, защищает нас от метеоритов и от губительных космических лучей. Укрывает от космического холода, словно толстое одеяло.

Учитель: Как называется воздушная оболочка Земли?

(ответы в графу «Узнал»)

Учащиеся: Атмосфера:

Учитель: Какое значение для Земли имеет атмосфера?

(запись в графу «Узнал»)

Таблица

1.Как обнаружить воздух?

Можно увидеть

Можно осязать

Можно услышать

2.Какие свойства есть у воздуха?

Прозрачен

Бесцветен

Не имеет запаха

3.Значение воздуха для жизни на Земле?

Атмосфера защищает:

— от метеоритов.

— от перегрева и от холода

— от губительных солнечных лучей.

Физкультминутка

Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперёд.

Влево, вправо поворот

Руки вниз, на пояс, вверх,

Ждут открытия нас всех

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

Продолжение работы по знакомству с новым материалом.

Учитель: Атмосфера есть и других планет, например у Венеры, Марса. А вот жизни на них нет. Как вы думаете, почему?

Оказывается, чтобы жизнь стала возможной нужна не любая, а пригодная для жизни атмосфера. Дышат все живые существа и человек. Для дыхания им нужен особый газ, который есть в земной атмосфере.

4 ступень – Воздух – смесь газов. Кислород – газ для дыхания.

Чтение статьи в учебнике, с. 26. Поиск ответа на вопрос № 4.

-Узнайте, какой газ нужен живым существам для дыхания. Какие газы входят в состав воздуха.

Просмотр слайда 6 с комментариями учителя:

Воздух — это смесь газов, который состоит из 78% азота, 21% кислорода и 1% углекислого газа и различных примесей. Для дыхания всему живому нужен кислород.

Учитель: Что нового узнали про воздух? Из чего состоит воздух? Какой газ нужен для дыхания?

Учащиеся: Воздух — это смесь газов. Он состоит из азота, кислорода и углекислого газа.

Выполнение задания в рабочей тетради «Окружающий мир» 1 часть

с. 12 № 28- заполнение схемы состава воздуха.

Учитель:

— Я предлагаю группам исследовать атмосферу. Запомните новую информацию, которую покажет фильм. После просмотра обсудите её в группе (1 мин), выберите товарища для ответа. В помощь вам даны карточки с опорными словами и предложениями. Просмотрите их и будьте внимательны при просмотре фильма:

Образец карточки

1. Атмосфера состоит из ………..

2. ….. отличаются (масса, название, высота)

3. Больше воздуха содержит ……. слой атмосферы, а меньше всего воздуха в …… слое атмосферы.

Слова для справок: меньше, больше

1. Озон …………………. лучи солнца

2. Водяные пары ……………… облака ……….. формы

3. Облака ……………………………

Слова для справок: высота, осадки, нести, предвещать

Просмотр видеофильма «Атмосфера Земли» (формат mp4)

Время просмотра – 3мин 19 сек

Ответы представителей групп:

1.Атмосфера состоит из слоев

2.Слои атмосферы отличаются названием, массой, высотой над землей

3.Больше всего воздуха содержит нижний слой, а меньше самый верхний

4.Озон задерживает губительные ультрафиолетовые лучи

5.Водяные пары атмосферы образуют облака разной формы

6.Облака могут отличаться высотой, нести осадки или предвещать их.

5 ступень – Зачем нужен чистый воздух? Источники загрязнения воздуха и его охрана.

Учитель:

— К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти». Жители города

Работа с фотоиллюстрациями учебника, с. 28

Учитель:

Перечислите основные источники загрязнения воздуха.

(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб, загрязнение земли непереработанным мусором)

Учитель: Вы уже знаете, что для дыхания нам нужен кислород. При дыхании мы поглощаем кислород, а выделяем углекислый газ. 600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на один день! А вот растения, наоборот, на свету поглощают углекислый газ и выделяют кислород в атмосферу. Не зря растения называют лёгкими нашей планеты. Чтобы очистить воздух, мы сажаем в городе деревья, кустарники: липы, клены, сирень.

Тополь и подсолнечник лучше всего очищают воздух от загрязнений. Как показали исследования на оживлённых магистралях, вдоль которых были высажены тополя и простирались поля подсолнечника, воздух оставался чистым.

Более активно «спасает» нас от вредных веществ трава, поэтому газоны в школьном дворе не надо затаптывать, обязательно ухаживать за ними, каждую весну подсевать, не бросать на них бумажки и другой мусор — всё это мешает траве делать свою важную для нас работу!

— Сегодня немало делается для охраны чистоты воздуха. Давайте выясним основные пути охраны воздуха, решив экологические задачи.

Работа в группах.

Карточка 1. Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)

— Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?

Учащиеся: установка очистных сооружений

Карточка 2. Клён выделяет в год 2 кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)

— Какой способ охраны воздуха указан в задачах?

Учащиеся: озеленение окружающей среды

Учитель:

— Сделайте вывод.

Вывод: воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

4.Обобщение по изученной на уроке теме.

Учитель: Я предлагаю группам поработать с «Тонкими» и «Толстыми» вопросами, составить для других групп по 2 вопроса.

Карточка — помощница

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему……..?

Почему вы считаете, ….?

Предположим, что будет, если…..?

Что….?

Как …?

Может…..?

Верно ли…?

(группы по очереди зачитывают свои вопросы)

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель:

— Назовите тему урока одним словом (воздух)

— Чьи ответы вам понравились больше всего?

Учитель: Какое слово наиболее точно определяет значение воздуха на Земле? (Жизнь!)

6.Домашнее задание.

Подготовить рассказ «Чистый воздух» по плану:

1.Как человек использует воздух

2.Источники загрязнения воздуха

3.Охрана чистоты воздуха

(учебник, с. 28), нарисовать плакат «Берегите воздух!»

infourok.ru

Воздушная оболочка земли — презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: [email protected]

Мы в социальных сетях

Социальные сети давно стали неотъемлемой частью нашей жизни. Мы узнаем из них новости, общаемся с друзьями, участвуем в интерактивных клубах по интересам

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru — это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей >

myslide.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *