Содержание

Связи живой и неживой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы

Всё, окружающее нас, – воздух, вода, земля, растения и животные – это природа. Она может быть живой и неживой. Живая природа – это человек, животные, растительный мир, микроорганизмы. То есть это все, что способно дышать, питаться, расти и размножаться. Неживая природа – это камни, горы, вода, воздух, Солнце и Луна. Они могут не изменяться и оставаться в одном и том же состоянии многие тысячелетия. Связи живой и неживой природы существуют. Все они взаимодействуют друг с другом. Ниже схема живой и неживой природы, о которых и пойдет разговор в этой статье.

Взаимосвязь на примере растений

Наш окружающий мир, живая, неживая природа не могут существовать по отдельности друг от друга. Например, растения относятся к объектам живой природы и не могут выживать без солнечного света и воздуха, так как именно из воздуха растения получают для своего существования углекислый газ. Как известно, он в растениях запускает процессы питания. Получают питательные вещества растения из воды, а ветер помогает им размножаться, разнося их семена по земле.

Взаимосвязь на примере животных

Животные также не могут обходиться без воздуха, воды, еды. Например, белка питается орехами, которые растут на дереве. Она может дышать воздухом, она пьет воду и так же, как растения, не может существовать без солнечного тепла и света.

Наглядная схема живой и неживой природы и их взаимосвязь приведены ниже.

Появление неживой природы

На Земле изначально появилась неживая природа. Объекты, относящиеся ней, – это Солнце, Луна, вода, земля, воздух, горы. Со временем горы превратились в почву, а солнечное тепло и энергия позволили первым микробам и микроорганизмам появиться и размножаться сначала в воде, а затем и на земле. На суше они учились жить, дышать, питаться и размножаться.

Свойства неживой природы

Неживая природа появилась вначале, и ее объекты являются первичными.

Свойства, которые характерны для объектов неживой природы:

  1. Они могут находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном. В твердом состоянии они устойчивы к воздействиям окружающей среды и крепки по своей форме. Например, это земля, камень, гора, лед, песок. В жидком состоянии они могут находиться в неопределенной форме: туман, вода, облако, нефть, капли. Объекты в газообразном состоянии – это воздух и пар.
  2. Представители неживой природы не питаются, не дышат и не могут размножаться. Они могут менять свой размер, уменьшать или увеличивать его, но при условии, что это происходит при помощи материала из внешней среды. Например, кристалл льда может увеличиться в размере за счет присоединения к нему других кристаллов. Камни могут терять свои частицы и уменьшаться в размерах под воздействием ветров.
  3. Неживые объекты не могут рождаться, а соответственно, и умирать. Они появляются и никуда уже не исчезают. Например, горы не могут никуда пропасть. Несомненно, что некоторые объекты способны переходить из одного своего состояния в другое, но не могут умереть. Например, вода. Она способна находиться в трех разных состояниях: в твердом (лед), жидком (вода) и в газообразном (пар), но она так и остается существовать.
  4. Неживые объекты не могут передвигаться самостоятельно, а только при помощи внешних факторов окружающей среды.

Отличия неживой природы от живой

Отличием от живых организмов, признаком неживой природы является то, что они не могут воспроизводить потомство. Но, появляясь в мире однажды, неживые объекты никогда не исчезают и не умирают – кроме случаев, когда под влиянием времени они переходят в другое состояние. Так, камни через какое-то количество времени вполне могут превратиться в пыль, но, изменяя свой вид и свое состояние и даже распадаясь, своего существования не прекращают.

Появление живых организмов

Связи живой и неживой природы возникли сразу же после появления объектов живой природы. Ведь природа и объекты живой природы смогли появиться только при определенных благоприятных условиях внешней среды и непосредственно при особом взаимодействии с объектами неживой природы – с водой, с почвой, с воздухом и Солнцем и их сочетанием. Взаимосвязь живой и неживой природы неразрывна.

Жизненный цикл

Все представители живой природы проживают свой цикл жизни.

  1. Живой организм может питаться и дышать. Связи живой и неживой природы, конечно же, присутствуют. Так, живые организмы способны существовать, дышать и питаться при помощи объектов природы неживой.
  2. Живые существа и растения могут рождаться и развиваться. Например, растение появляется из маленького семени. Животное или человек появляется и развивается из эмбриона.
  3. Все живые организмы имеют способность размножаться. В отличие от гор, растения или животные могут бесконечно сменять жизненные циклы и смену поколений.
  4. Жизненный цикл любого живого существа всегда заканчивается смертью, то есть они переходят в другое состояние и становятся объектами неживой природы. Пример: листья растений или деревьев уже не растут, не дышат и им не нужен воздух. Труп животного в земле предается разложению, его составляющие становятся частью земли, минералами и химическими элементами почвы и воды.

Объекты живой природы

Объектами живой природы являются:

  • люди;
  • животные;
  • птицы;
  • растения;
  • рыбы;
  • водоросли;
  • паразиты;
  • микробы.

Объекты неживой природы

К объектам неживой природы относятся:

  • камни;
  • водоемы;
  • звезды и небесные светила;
  • земля;
  • горы;
  • воздух, ветер;
  • химические элементы;
  • почва.

Связи живой и неживой природы присутствуют повсюду.

Например, ветер срывает листву с деревьев. Листья – это объект живой природы, а ветер относится к неживым объектам.

Пример

Взаимосвязь живой и неживой природы можно увидеть на примере утки.

Утка – живой организм. Она – объект живой природы. Утка создает свой дом в камышовых зарослях. В этом случае она связана с растительным миром. Пищу утка себе ищет в воде – связь с неживой природой. При помощи ветра она может летать, солнце согревает и дает свой свет, необходимый для жизни. Растения, рыбы и другие организмы являются для нее пищей. Солнечное тепло, солнечный свет и вода помогают жизни ее потомства.

Если в этой цепи убрать хоть одну составляющую, то жизненный цикл утки нарушается.

Все эти взаимосвязи изучает живая, неживая природа. 5 класс в средней общеобразовательной школе по предмету "естествознание" полностью посвящен этой теме.

fb.ru

Связь живой и неживой природы

Все, что нас окружает: земля, воздух, вода, животные, растения — это природа. В природе существуют как живые организмы (растения, животные), так и неживые тела (горы, вода, Луна и Солнце). Одни живут, размножаются, растут и питаются, другие не изменяются тысячелетиями.

Но все они — объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности. Так, растение — это объект живой природы, но Солнце обогревает его лучами, из воздуха оно получает углекислый газ, который запускает процесс питания, вода наполняет растение питательными веществами, а ветер разносит его семена, помогая размножению.

Объекты живой и неживой природы

Первыми на нашей планете появились объекты неживой природы. Под влиянием Солнца, ветра и воды горные породы постепенно превращались в почву, солнечная энергия позволила образоваться в воде первым микроорганизмам, которые постепенно учились дышать, питаться, размножаться.

Поскольку объекты неживой природы первичны, то для начала определим свойства, характерные для них.

  1. Для тел, составляющих неживую природу, характерны три состояния: твердое, жидкое и газообразное. Твердые — статичны в своих формах, очень устойчивы к воздействию окружающей среды. Это камни, почва, скалы, горы, ледники, айсберги, сосульки и снежинки, градины или песчинки. Жидкие не имеют определенной формы: вода, нефть, капли дождя, туман, облака. К газообразным относят воздух, воздушные массы, пары.
  2. Все объекты неживой природы не нуждаются в питании, им не нужно дышать, они не размножаются. Да, они способны увеличиваться в объеме или уменьшаться, но только за счет добавления или отделения материалов извне. Например, кристаллы увеличиваются, присоединяя такие же кристальные структуры. Или камень под воздействием ветра постепенно теряет свои частички, уменьшаясь в размерах.
  3. Однажды появившись на Земле, эти объекты уже никуда не исчезают, то есть тела неживой природы бессмертны. Со временем они могут переходить из одного состояния в другое, но при этом не умирают. Яркий пример — вода: зимой, от воздействия холодной температуры она становится твердой (лед), в обычное время — жидкая (вода), под жаркими лучами Солнца испаряется, превращаясь в пар.
  4. Объекты неживой природы очень устойчивы. А наиболее крупные по размерам практически не изменяются на протяжении многих тысячелетий.
  5. Двигаться объекты неживой природы могут только при воздействии извне.

Живая природа возникла на нашей планете благодаря особому сочетанию условий внешней среды и особому, уникальному взаимодействию объектов неживой природы — почвы, воды, Солнца.

Главные отличительные признаки объектов живой природы — это те, которые определяют их жизненный цикл.

  1. Все живые организмы питаются и дышат.
  2. Они рождаются, растут и развиваются. Так, из семечка вырастает целое дерево, из эмбриона развивается и появляется на свет детеныш животного или человека.
  3. Объекты живой природы способны к размножению — то есть могут воспроизводить себе подобных. Так, например, гора не способна образовать такую же гору, а растение или животное находится в бесконечном цикле смены поколений.
  4. Завершив свой жизненный цикл, объекты живой природы переходят в класс объектов неживой. Опавшие листья уже не нуждаются в солнце и воде, труп животного разлагается, трансформируясь в молекулы и атомы, которые потом составят минералы и элементы почвы или воды.

Примеры объектов живой природы: растения, водоросли, грибы, бактерии, паразиты, рыбы, птицы, животное и человек.

Схема взаимодействия между живой и неживой природой

Схема показывает, насколько тесно связаны в нашем мире все объекты живой и неживой природы. Возьмем для примера птицу — утку. Она строит гнездо в зарослях камыша и этим связана с растениями. Она добывает пищу в воде — связь с объектом неживой природы. Ветер помогает ей летать, солнце и звезды помогают определять свой путь. Растения и микроорганизмы служат для нее пищей, солнечный свет и вода способствую росту птенцов. Уберите из этой системы хоть одну связи и сразу нарушится жизненный цикл утки.

xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Живая и неживая природа, ее объекты

Оглянитесь вокруг. Как красиво! Ласковое солнышко, голубое небо, прозрачный воздух. Природа украшает наш мир, делает его радостнее. А задумывались ли вы когда-нибудь, что такое природа?

Природа – это всё, что нас окружает, но при этом НЕ создано руками человека: леса и луга, солнце и облака, дождь и ветер, реки и озёра, горы и равнины, птицы, рыбы, звери, даже сам человек относится к природе. 

Природа делится на живую и неживую.

Живая природа: животные (в том числе звери, птицы, рыбы, даже черви и микробы), растения, грибы, человек.

Неживая природа: солнце, космические объекты, песок, почва, камни, ветер, вода.

Признаки живой природы:

Все объекты живой природы:

- растут,
- питаются,
- дышат,
- дают потомство,
а еще они рождаются и умирают.

В неживой природе все наоборот. Её объекты не способны расти, питаться, дышать и давать потомство. Тела неживой природы не умирают, а разрушаются или переходят в другое состояние (пример: лед тает и становится жидкостью).

Как отличить, к какой природе относится тот или иной объект?

Давайте попробуем вместе.

Частью какой природы является подсолнух? Подсолнух рождается  - из семечка проклевывается росточек. Росток растёт. Корни достают из земли питательные вещества, а листья из воздуха берут углекислый газ - подсолнух питается.  Растение дышит, поглощая из воздуха кислород. Подсолнух дает семена (семечки) - значит он размножается. Осенью он засыхает - умирает. Вывод: подсолнух - часть живой природы.

Человек рождается, растет, ест, дышит, заводит детей, умирает, значит нас тоже можно смело отнести к живой природе. Человек - часть природы.

Луна, Солнце, родник, камни не растут, не питаются, не дышат, не дают потомство, значит это тела неживой природы.

Снеговик, дом, машины сделаны руками человека и не относятся к природе.

Но существуют и тела неживой природы, которые обладают отдельными признаками живых организмов.

Например, кристаллы рождаются, растут, разрушаются (умирают). 
Река рождается из таяния ледника, растет, когда в нее впадают мелкие речки, она умирает, впадая в море.
Айсберг рождается, растет, движется, умирает (тает в теплых морях).
Вулкан рождается, растет, умирает с прекращением извержений.

Но все они НЕ питаются, НЕ дышат и НЕ дают потомство.

Если сломать кусочек мела пополам, получится 2 кусочка мела. Мел остался мелом. Мел - предмет неживой природы. Если сломать деревце или разделить на части бабочку, они погибнут, потому что дерево и бабочка - предметы живой природы.

В начальной школе возникают трудности в определении принадлежности предмета не только к живой и неживой природе, но и к природе вообще. Сможете ли вы правильно выполнить задание? 

Найдите группу, в которой все предметы относятся к неживой природе:

а) солнце, вода, земля, камни.
б) луна, воздух, луноход, звёзды.
в) лёд, земля, вода, корабль.

Правильный ответ а). Луноход и корабль не относятся к неживой природе, они не относятся ни к какой природе, потому что созданы руками человека.

Связь живой и неживой природы

Несомненно, живая и неживая природа связаны между собой. Давай убедимся вместе.

Например, СОЛНЦЕ: без тепла и солнечного света не смогут жить ни человек, ни растения, ни птицы, ни даже рыбы.

Продолжаем убеждаться дальше. ВОДА: без неё погибнет всё живое. Ни человек, ни животные не могут жить без воды, растения тоже засохнут и погибнут.

Продолжаем. ВОЗДУХ. Все живое дышит. И никто не может без него жить.

И, наконец, ПИЩА. Человек питается разными предметами живой природы: растениями, грибами и продуктами, которые он получает от животных.

С другой стороны, живые организмы тоже неизменно влияют на объекты неживой природы. Так, микроорганизмы, рыбы и животные, обитающие в воде, поддерживают ее химический состав; растения, умирая и сгнивая, насыщают почву микроэлементами.

На основании наших с вами наблюдений мы делаем вывод, что вся наша жизнь тесно связана с природой.

Человек многому учится у природы и даже создает предметы, похожие на природные объекты. К примеру, наблюдая за стрекозой, человек создал вертолет, а птицы вдохновили на создание самолета. В каждом доме есть искусственное солнышко - это лампа.

Заключение

Природа – это всё, что нас окружает и не сделано руками человека. Природа имеет две формы: живая природа и неживая природа. Живая и неживая природа тесно связаны между собой, потому что всё живое дышит воздухом, всё живое пьёт воду, человек не может жить без пищи, а пищу нам дают животные и растения. Природа - наш дом. Человек должен беречь и охранять его, разумно использовать природные богатства.

7gy.ru

Компоненты экосистемы. Пример связи живой и неживой природы.

Мир живой и неживой природы всегда находится в тесном взаимодействии. Растения и животные являются живыми существами. Растениям для выживания нужен воздух, вода, свет, питательные вещества, пространство и оптимальная температура. Животные нуждаются в воздухе, пище, воде, укрытии и пространстве. Все живое на Земле способно размножаться и создавать себе подобных. Неживые природные объекты, такие как солнце, камни, вода и земля, не растут и не размножаются. Несмотря на очевидные отличия, живая и неживая природа (картинки ниже) тесным образом связаны между собой.

Живая и неживая природа

Земля наполнена биологическим разнообразием огромного количества форм жизни. Сюда относятся все живые организмы: растения, животные, люди. Мир также наполнен неживыми объектами. Неживые вещи не состоят из живых клеток, как правило, они не растут и не могут создавать себе подобных. Солнечный свет, воздух, горные породы, вода и формы рельефа (холмы, долины, горы) - все это примеры неживых объектов природы. Однако то, что они неживые, вовсе не означает, что они не важны для выживания других организмов.

Можно встретить следующий пример связи живой и неживой природы. Организмы нуждаются в почве, которая состоит из крошечных каменных кусочков и небольших фрагментов мертвых растений и животных. Живущие в почве существа чаще всего слишком малы, чтобы увидеть их без микроскопа.

Свойства живых организмов

Все живые организмы могут совершать движения, некоторые из них могут двигаться активно, бегать, ходить, плавать, летать (животные), а некоторые показывают незначительные перемещения в пространстве (растения). Все живое обменивается газами с окружающей их средой. Животные потребляют кислород и выдыхают углекислый газ. Этот процесс называется дыханием. Еще одним признаком, отличающим живую природу от неживой, является экскреция, или удаление продуктов обмена из организма. Если эти отходы будут долгое время оставаться в организме, они могут постепенно отравить его.

Когда живые существа питаются, они получают энергию. Часть этой энергии используется для роста. Организмы становятся крупнее и имеют более сложную организацию по мере своего взросления. Яркий пример связи живой и неживой природы демонстрирует зависимость животных и растений от окружающей их среды. Они реагируют на солнечный свет, тепло, холод и различные звуки, производимые неживой природой. Среди свойств живой природы важное место занимает способность к размножению. Причем этот признак характерен как для животных, так и для растений.

Компоненты экосистемы

Что такое экосистема? Это сообщество организмов, взаимодействующих друг с другом, а также с неживыми компонентами природы с целью устойчивого развития и адаптации к меняющимся условиям окружающей среды. Живая, неживая природа (2 класс в школе - время для изучения этой темы по природоведению) - все это компоненты экосистемы. Все живое в экосистеме является либо производителями, либо потребителями. Они называются еще биотическими компонентами.

Производители могут производить органические компоненты, например, растения с помощью фотосинтеза могут производить крахмал, углеводы, целлюлозу. Потребителями являются компоненты, которые зависят от производителей в зависимости от способа питания. Среди неживых объектов природы выделяются физические и химические факторы, которые непосредственно или косвенно влияют на живые организмы, например, воздух, вода, земля, камень и другие. Их еще называют абиотическими компонентами. Физические факторы включают в себя солнечный свет, воду, огонь, почву, воздух, температуру и другие. Химические факторы включают влажность, соленость воды, минералы, химические элементы и так далее.

Классификация экосистем

Можно привести такой пример связи живой и неживой природы, где благодаря абиотическим факторам различные экосистемы развиваются по-разному. Эти факторы, их взаимодействие друг с другом и с биотическими составляющими привели к формированию различных типов экосистем. Среди них есть наземная (леса, луга, тундра, пустыня), почвенная и водная (море, океан, реки, озера и так далее) экосистемы.

Мир неживой природы

В мире природы любой объект, который не обладает всеми характеристиками живых существ, является неживым компонентом экосистемы. Живая клетка состоит из ряда органических и неорганических химических веществ, которые сами по себе неживые, но в живом организме они становятся жизненно важными составляющими. Важнейшей характеристикой неживых вещей является отсутствие протоплазмы, которая является фундаментальной основой жизни.

Основные характеристики неживой природы

Неживая природа не состоит из клеток, для нее не свойственна структурная организация тканей, органов или систем органов. Как таковых размеров неживая природа также не имеет. Жидкости принимают форму емкости или контейнера, в котором они находятся. Вода при нагревании переходит в газообразное состояние или может быть даже заморожена до твердого состояния.

Движение никогда не происходит само по себе, оно возможно только при внешнем воздействии. Рост возможен только путем добавления материалов извне. Например, кристалл в растворе или снежинка может увеличиваться в размере за счет накопления частиц собственного блока на наружной поверхности исходного тела.

Отсутствие питания, выделения, дыхания, размножения, чувствительность и адаптация являются характеристиками неживых объектов. Одним из главных свойств является неограниченный срок существования, иначе говоря, бессмертие. Все неживое на Земле можно разделить на два основных типа:

  • Неживые вещи, которые никогда не были частью живого существа. Например, стекло, камень, золото, любые химические элементы и другие подобные примеры.
  • Неживые вещи, которые когда-то были частью живого существа. Лучший тому пример – уголь, который образовался в результате гибели и разложения живых растений. Бумага сама по себе не живое существо, но она также сделана из деревьев. Этот пример связи живой и неживой природы наглядно показывает, что при наличии определенных обстоятельств и времени возможен постепенный переход от живого к неживому.

Экосистема представляет собой богатый природный мир. Живая и неживая природа, картинки и примеры связи которых можно встретить повсюду, находятся в сложных отношениях. Эта активность показывает взаимосвязь всех элементов экосистемы. Например, незначительное загрязнение воздуха может повлиять на амфибий, которые очень чувствительны к внешним воздействиям, так как они дышат через кожу. Это может привести к увеличению числа насекомых в пищевой цепи. Повышенная популяция насекомых может изменить состояние растений, вплоть до тотального уничтожения определенных разновидностей, и так далее. Таким образом, одно небольшое изменение в экосистеме может вызвать настоящую экологическую проблему. В здоровой экосистеме всегда имеется достаточное биоразнообразие растений, животных и мест их обитания, а также существует баланс между живыми и неживыми ее компонентами.

fb.ru

Взаимосвязь живой и неживой природы — МегаЛекции

Вопрос

С точки зрения иерархии уровней организации живых систем высший уровень занимает биосфера, представляющая собой наиболее общую систему живых сообществ, или биоценозов. Термин «биосфера», означающий в буквальном переводе сферу жизни, был введен в 1875 г. австрийским геологом и палеонтологом Эдуардом Зюссом. Первоначально под биосферой подразумевалась вся совокупность живых организмов, населяющих нашу планету, хотя еще Ж. Б. Ламарк в конце ХVIII в. обращал внимание на то, что вещество, образующее земную кору, сформировалось благодаря жизнедеятельности организмов.

Со временем представления о глубокой взаимосвязи живой и неживой природы, о воздействии живых организмов на окружающую среду стали играть важную роль в развитии целостного подхода к изучению процессов, происходящих в природе. Сегодня очевидным считается то обстоятельство, что состав атмосферы, воды, почвы определяется деятельностью живых организмов. Биосфера, находясь в зависимости от неживой природы, как части окружающей среды, сама активно воздействует на нее. Поэтому развитие концепции биосферы немыслимо без всестороннего изучения того, как и в какой степени живое вещество влияло и влияет на геологические и физико-химические процессы в земной коре и на ее поверхности.

Геологическая история Земли насчитывает, как уже отмечалось, около 4,6 млрд. лет. Это геологическое время принято, в соответствии с последовательностью залегания осадочных пород, подразделять на четыре эры, которые, в свою очередь, делятся на более короткие периоды и эпохи. Первая, наиболее древняя, эра носит название археозойской (в ряде изданий можно встретить название «докембрийская»). Она охватывает временной промежуток от 4,6 до 0,6 млрд. лет назад. Следующая эра – от 0,6 до 0,25 млрд. лет назад – называется палеозойской. Далее следует мезозойская эра, которая продолжалась от 250 до 65 млн. лет назад. Последняя, кайнозойская, эра, по принятой классификации, началась 65 млн. лет назад. Кайнозойская эра делится на периоды: третичный, состоящий из палеогена и неогена, и четвертичный. Для этих перидов характерны высокий темп эволюции живой природы и возрастание влияния живой материи на состав литосферы, атмосферы и гидросферы.



В свое время основоположники палеонтологии Жорж Кювье и Этьен Жоффруа обратили внимание на то, что земные слои, содержащие в большом количестве останки доисторических животных, перемежаются со слоями, где таких находок оказывается крайне мало. Придерживаясь разных взглядов на причины этого явления, Ж. Кювье и Э. Жоффруа, тем не менее, сходились в том, что в эволюцию жизни периодически вмешивались определенные силы катастрофического характера, игравшие роль революционного ускорителя развития живой материи, на смену которым приходили периоды «неспешной» эволюции.

Наиболее характерным примером такого рода катастрофы является стремительное вымирание динозавров, которых, судя по результатам раскопок, насчитывалось несколько сот видов: от малюток до гигантов. Динозавры, по сути, владевшие сушей, водой и воздухом в течение примерно 150 млн. лет, исчезли с лица Земли за короткий промежуток времени к концу последнего, мелового, периода мезозойской эры
(от 145 до 65 млн. лет назад). Палеонтологи находят целые кладбища динозавров разных видов, что служит свидетельством воздействия на них чрезвычайно мощного фактора, приведшего к тому, что условия окружающей среды стали несовместимыми с их существованием.

Существует немало гипотез о причинах этого явления. Возможно, причиной было резкое похолодание, обусловленное, например, ослаблением солнечной радиации вследствие активной вулканической деятельности, сопровождаемой выбросом в атмосферу большого количества пепла и газов. Возможно, вблизи от Земли произошла вспышка сверхновой звезды, вследствие чего на планету обрушился поток жесткого коротковолнового излучения, воздействие которого оказалось смертельным для этих животных. Не исключается, что причиной катастрофы стало столкновение Земли с астероидом или крупным метеоритом, выброс в сторону Земли гигантского солнечного протуберанца.

Ряд ученых полагают, что катастрофические воздействия на биосферу имеют не космическое, а земное происхождение. К их числу относят, в частности, массовую гибель чрезмерно размножившихся при благоприятных условиях травоядных в результате резкого сокращения зеленой массы. Известен также факт массовой гибели в позднем девонском периоде (около 400 млн. лет назад) морских животных, хотя на суше в это время всё обстояло благополучно.

Одним словом, катастрофические воздействия на биосферу, хотя точные данные об их природе отсутствуют, приводили к кардинальным изменениям в живой природе Земли, причем с ними связываются скачкообразные процессы перехода биосферы на более высокий уровень организации. В частности, несомненный интерес представляет гипотеза, согласно которой около 2 млрд. лет назад на Земле произошла крупнейшая экологическая катастрофа, связанная с началом поступления в атмосферу кислорода вследствие жизнедеятельности анаэробных фотосинтезирующих бактерий, использующих хемиосинтез. После достижения критического содержания кислорода (около 1% от современного) стала возможна аэробная жизнь и растения, образно говоря, приняли эстафету производства атмосферного кислорода. Благодаря растительному фотосинтезу и ограниченному потребленпию кислород накапливался весьма быстро, что привело к возникновению озонового слоя, после чего жизнь стала возможной на мелководье, а затем и на суше. Однако в этих условиях выжила лишь незначительная часть «докислородной» биосферы, а освободившуюся зкологическую нишу заполнили совершенно новые виды организмов. В будущем им предстояло решить проблему утилизации излишнего кислорода, естественно, биологическими средствами.

Живое вещество планеты, т. е. вся совокупность живых организмов, постоянно участвует в геохимических процессах, поставляя для них необходимый материал. Живые организмы получают из окружающей среды химические элементы, из которых строятся их тела, а в процессе жизнедеятельности и по окончании жизненного цикла возвращают их обратно. Таким образом, живое и неживое (косное) вещество непрерывно взаимодействуют, обеспечивая круговорот вещества. При этом именно живое вещество служит системообразующим фактором, связывая биосферу в единое целое. Живые организмы, по природе своей гораздо более динамичные, чем структуры неживой природы, обеспечивают развитие и совершенствование биоценозов, взаимодействие которых, в свою очередь, приводит к установлению равновесия между живыми системами различного уровня.

Движение энергии, необходимой для жизнедеятельности биосферы, в отличие от движения вещества, носит однонаправленный характер. Лучистая энергия Солнца обеспечивает автотрофное питание растений за счет фотосинтеза. Затем энергия передается на гетеротрофный уровень и, в соответствии со вторым началом термодинамики, рассеивается, переходя в тепловую форму. На энтропийном языке это означает, что живые организмы в процессе своей жизнедеятельности производят энтропию, которую отдают в окружающую среду, черпая из нее упорядоченность. Поддержание высокой степени упорядоченности, т. е. собственно жизни, оказывается возможным исключительно благодаря непрерывному поступлению солнечной энергии. Наша звезда будет исправно поставлять свою энергию биосфере еще несколько миллиардов лет. Что же касается биосферного круговорота вещества, то этот процесс всё заметнее нарушается в ходе человеческой деятельности.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

"Как связана живая и неживая природа? Связи внутри живой природы"

Цели:

  • развивать умение отличать живую природу от неживой природы; развивать логическое мышление;
  • познакомить со связями между живой и неживой природой, помочь увидеть, какие связи существуют внутри живой природы;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей нас природе.

Оборудование:

  • учебник-тетрадь;
  • цветные карандаши;
  • интерактивная доска;
  • школьная доска

Ход занятия

I. Организационный момент

– Сегодня мы продолжаем изучать экологию. Проверьте готовность к уроку.

II. Повторение изученного на прошлом уроке.

– На прошлом занятии мы с вами познакомились с живой и неживой природой и узнали, что такое экология.

– Давайте вспомним, что относится к живой природе?

(Ответы детей: Люди, животные, растения – все, что дышит, питается, растет и размножается – живая природа.)

– Что можно отнести к неживой природе?

(Ответы детей: Земля, воздух, вода – неживая природа)

– А, что обозначает пожатие рук на схеме?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Так что же изучает экология?

(Ответы детей: Экология – это наука о связи живых существ со средой обитания)

– Проверим ваши ответы. Давайте все вместе прочитаем то, что написано на слайде.

III. Постановка темы и целей урока.

– Сегодня мы узнаем, какая связь существует между живой и неживой природой, и посмотрим, какие связи существуют внутри живой природы.

– Давайте прочитаем тему сегодняшнего занятия на слайде.


IV. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо все выше, выше!

V. Работа над новой темой.

– Скажите мне, пожалуйста, деревцо относится к живой или неживой природе? И почему?

(Ответы детей: Деревцо – это живая природа, потому, что оно растет, дышит, питается и размножается)

– А ветер, к какой природе относится?

(Ответы детей: Ветер – это неживая природа, потому, что оно не растет, не дышит, не питается и не размножается)

– Скажите, а как связаны между собой деревцо и ветер?

(Ответы детей: Ветер дует и поэтому деревцо наклоняется все ниже и ниже)

VI. Работа с учебником-тетрадью.

– Откройте учебники-тетради на с. 5. Прочитайте, что написано, синим шрифтом. (Читает хорошо читающий ученик) Рассмотрите картинки, подумайте, что на этих картинках относится к живой природе, а, что к неживой, и какая между ними существует связь?

– Что делает девочка на первой картинке?

(Ответы детей: Девочка поливает цветок)

– К какой природе относится цветок, а к какой вода, которой его поливают?

(Ответы детей: Цветок – живая природа, вода – неживая природа)

– Какая связь между цветком и водой?

(Ответы детей: Цветок не может жить без воды)

– На второй картинке мы видим крота показавшегося из-под земли. К какой природе относится крот, а к какой земля?

(Ответы детей: Крот – живая природа, земля – неживая природа)

– Как они связаны между собой?

(Ответы детей: Крот живет под землей)

– Что вы видите на третьей картинке?

(Ответы детей: Медведь пьет воду)

– Какая существует связь?

(Ответы детей: Животные не могут жить без воды)

– Попробуйте сделать вывод, как сосуществует живая и неживая природа?

(Ответы детей: Живая и неживая природа связаны между собой)

– Приведите свои примеры связей живой и неживой природы?

(Ответы детей: Цветок не сможет расти без солнечного света)

– Давайте зарисуем наш ответ на правой страничке под первым заданием.

VII. Физкультурная пауза.

– Все встали, давайте немножечко отдохнем.

Дима шел, шел, шел
Земляничку нашел.
Ах, какая ягода!

VIII. Продолжение изучения темы урока по учебнику-тетради.

– Прочитайте, следующую запись написанную синим шрифтом на с. 5. (Читает хорошо читающий ученик)

– Внутри живой природы также существуют связи. Давайте попробуем установить эти связи по картинкам в ваших учебниках.

– Что изображено на первой картинке?

(Ответы детей: Белочка сидит на дереве и ест орехи)

– К какой природе относятся белочка, дерево и орех?

(Ответы детей: Белочка, дерево и орех относятся к живой природе)

– Какая связь между белочкой и растениями?

(Ответы детей: Белочка живет в дупле и питается растительной пищей)

– Что изображено на второй картинке?

(Ответы детей: Корова ест траву)

– К какой природе относятся корова и трава?

(Ответы детей: Корова и трава относятся к живой природе)

– Какая связь между коровой и травой?

(Ответы детей: Корова питается растительной пищей)

– Что изображено на третьей картинке?

(Ответы детей: Дятел сидит на дереве и клюет личинки)

– К какой природе относятся дятел и личинки?

(Ответы детей: Дятел и личинки относятся к живой природе)

– Какая связь существует здесь?

(Ответы детей: Дятел питается личинками, а значит животной пищей)

– Так можем мы сделать вывод, что внутри живой природы также существуют связи?

(Ответы детей: Да, можем)

– Попробуйте привести свои примеры связей внутри живой природы.

(Ответы детей: Червячок ест яблоко. Куры клюют зерно. Лягушка ловит мошек и т.д)

– Давайте зарисуем наши ответы на правой страничке под вторым заданием.

IX. Итог занятия

– Какие связи мы устанавливали сегодня на занятии?

(Ответы детей: Связи между живой и неживой природой и связи внутри живой природы)

– Можем мы утверждать, что все в природе взаимосвязано?

(Ответы детей: Да, можем)

– А теперь я хочу посмотреть, насколько вам понравилось и запомнится сегодняшнее занятие. Если вам просто понравилось занятие, поднимите одну руку, а если вам очень понравилось и вы запомнили все, о чем мы сегодня говорили, поднимите две руки.

– Молодцы. Вы сегодня хорошо потрудились. На этом наше занятие окончено.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Связь живой и неживой природы. Какие примеры можете привести?

Связь живой и неживой природы. Какие примеры можете привести?

  • На самом деле взаимосвязи живой и неживой природы можно наблюдать повсюду. Вот один яркий пример: солнце, относящееся к неживой природе, греет и светит и посредством этого люди (живая природа) получают урожай на своих огородах в виде растений, которые также относятся к живой природе.

    А также ещ один пример: воздухом (неживая природа) дышит человек, животные (живая природа) - именно воздух обеспечивает их жизнеспособность. Тоже самое можно сказать и про воду.

  • Глотание камней животными для пищеварения, и очищения организма

  • Связей живой и неживой природы довольно много. Мы люди, понятное дело относимся к живой природе и вот мы постоянно контактируем с неживой природой. Например, загораем под солнцем. Также можно привести пример, что мы строим жилье из неживых вещей.

  • Для начала разберемся, что и кто относится к живой природе, и что к неживой. Итак, все, что дышит, питается, растет, развивается, дает потомство и умирает относится к живой природе, а это - животные, растения, грибы и бактерии, следовательно, все, что не обладает перечисленными признаками - относится к неживой природе.

    Как же взаимосвязаны между собой живая и неживая природа? Возможна ли жизнь всего живого без воздуха, воды, солнца? Нет. Все живое нуждается в этих элементах неживой природы. Для того, чтобы собрать хороший урожай зерна, яблок, персиков (живая природа) их необходимо поливать водой (неживая природа). Ласточка использует песок, комочки земли для того, чтобы свить гнездо. Красивый тюльпан может расти только в земле. Человек добывает нефть, уголь, металл из недр земли для жизни и обустройства своего жилья...

  • Одно из первых, что пришло в голову - камни в почках. Причем не только в человеческих, точно знаю, что у собак и кошек они также иногда встречаются.

    Другой пример - образование жемчуга в теле моллюска. Причем контакт живого и неживого начинается еще с момента попадания в раковину инородного тела (чаще всего, песчинки).

    Тутовый шелкопряд известен тем, что способен создавать шелковую нить, из которой люди впоследствии изготавливают шелк. Паук плетет паутину.

    На камнях растут мхи и лишайники.

    На пеньке растут опята (пень - это хоть и бывшее дерево, но он уже относится к неживой природе, т.к. не живет, не растет, не дышит и пр.).

    Птица вьет гнездо из прутьев, муравей строит дом из различного природного quot;мусораquot;.

    Новогодняя тема: на елку (пусть она будет живой, не срубленной, растущей, скажем, во дворе) вешают игрушки и гирлянды.

  • Первоначально наша планета представляла собой безжизненное пространство, состоящее из земной коры, океанов и атмосферы. Миллионы лет ушли на то, чтобы, меняясь, неживая природа дала начало возникновению жизни, в какой-то определенный момент и живая, и неживая природа стали представлять собой единую, тесно связанную систему. Эта система влияет на изменения глобального климата, в результате газы, такие как, например, кислород, метан и углекислый газ производятся и удаляются из атмосферы. В результате климат стал благоприятным для зарождения жизни.

    И растительный, и животный мир оказывают существенное влияние на неживую природу, что проявляется, например, в производстве и поддержании атмосферного кислорода фотосинтезирующих растений. И живая, и неживая природа влияют на эволюцию друг друга.

  • Неживая природа видимо все-таки была первичной, и только потом, спустя долгое время появилась живая природа. Скорее всего из неживой природы. Что само по себе кажется чудом и невольно стирает грань между живой и неживой природой, потому что оказывается, что неживая природа способна рожать жизнь, то есть развиваться или даже размножаться. Правда темпы этой неживой quot;жизниquot; невероятно медленные. На появление настоящей жизни на Земле ушло 1-2 миллиарда лет.

    Сейчас мы легко может назвать различия между живым и неживым, но не можем отрицать их тесную взаимосвязь. Когда весной после холодной зимы мы радуемся солнцу, мы не задумываемся, что это его лучи проникая в нас образуют витамины отвечающие за наше хорошее настроение. Когда те же лучи получают зеленые листья, они образуют органические вещества - пищу для всего живого, и кислород - дыхание для всего живого. По сути все мы питаемся и дышим трансформированным солнечным светом.

    Еще простые примеры:

    Рыбы научились дышать кислородом растворенным в воде

    Тепло песка в южных странах согревает яйца черепах

    Птицы ориентируются в своих перелетах по магнитным силовым линиям

    Подсолнух поворачивает голову цветка вслед за солнцем

    Летучие мыши используют ультразвук и эхолокацию

    Ветер используется многими растениями в качестве переносчика семян.

  • Живая и неживая природа тесно связаны между собой.Примеров здесь множество.

    Возьмем воду - объект неживой природы. В воде обитают морские животные (рыбы, например), растут водоросли. Вода для них является средой обитания. Люди и животные пьют воду, это необходимо для жизни.

    Растения растут в земле, они также употребляют воду.

    Мхи растут на камнях.

    Все живые организмы дышат воздухом.

  • Взаимосвязь существует не только отдельно в живой природе или неживой природе, но и между ими двумя.

    Простой пример: грунтовые воды (неживая природа) - потребление воды из почвы растением - испарение воды растением (живая природа) - тучи - дождик (неживая природа) - грунтовые воды.

    Кислород (неж. природа) - животные дышат (жив. природа) - углекислый газ - растения - кислород.

  • Все в природе взаимосвязано. Деление природы на живую и неживую условно, т.к. объекты изучения их очень многообразны и исторически их разделили на две группы, также разделили вещества по происхождению: на неорганические - вещества неживой природы и на органические, которые первоначально входили в живые организмы, а сейчас получены синтетические вещества, которые не существуют в природе, но их относят к органическим веществам. Основные органические вещества, которые входят в живые организмы и являются пищей для всего живого, это - белки, жиры, углеводы, витамины, нуклеиновые кислоты и др. Но как можно представить жизнь без таких необходимых неорганических веществ - веществ неживой природы - как вода, кислород воздуха,различные соли, кислоты, углекислый газ, необходимый, наряду с водой, для фотосинтеза, в результате которого образуются органические вещества в растениях. Вода - вещество, которое участвует во всех обменных процессах внутри организма, т.к. является универсальным растворителем: растворяет и газы, и жидкости, и твердые вещества. А все живые существа дышат неорганическим веществом - кислородом. Думаю достаточно примеров, чтобы показать в взаимосвязь неживой и живой природы.

  • info-4all.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о