Содержание

Море взволновано или взволнованно: как пишется встревоженный?

Лексическое значение: определение

Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев.

Н и НН. — Говорим и пишем правильно

Пробежимся по их разновидностям:

  • Толковые
  • Энциклопедические
  • Отраслевые
  • Этимологические и заимствований
  • Глоссарии устаревшей лексики
  • Переводческие, иностранные
  • Фразеологический сборник
  • Определение неологизмов
  • Прочие 177+

Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

Как правильно писать: взволновано или взволнованно?

Н.М.  Девятова

Морфология на уроках русского языка:

причастия и отглагольные прилагательные на -нный

При различении частей речи ученики сталкиваются с реальными трудностями. А обращение к морфологии оказывается полезным и при синтаксическом анализе предложения, и при изучении многих орфографических тем. В зависимости от принадлежности слова к той или иной части речи различается, например, написание кратких причастий и кратких прилагательных: в кратких страдательных причастиях пишется -н-(поля засеяны), в кратких прилагательных – столько н, сколько их было в полной форме (ученики рассеянны).

Но даже в том случае, когда морфологическая проблематика не связана с проблемой написания, она может стать самостоятельным и интересным предметом изучения в школе. Особого внимания заслуживает, в частности, такая проблема, как различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный.

Полные формы причастий и прилагательных, образованные от глаголов совершенного вида, орфографически не различаются. Однако проблема «узнавания» части речи остается: одно и то же слово, выступая в том или ином окружении, оказывается то причастием, то отглагольным прилагательным. Ср.: организованный концерт (прич.) – организованный человек (прилаг.). Прилагательное мы узнаем по лексическому признаку: оно приобретает качественное значение и может быть заменено синонимом. К тому же его не всегда удается объяснить через соответствующий глагол.

Работа с таким материалом на уроках русского языка предполагает владение некоторой процедурой различения причастий и прилагательных. Однако сами признаки, на основании которых можно было бы различать такие слова, – величина искомая. Пока это проблема, еще нуждающаяся в лингвометодическом освещении.

Объяснение того, что различение страдательных причастий и отглагольных прилагательных на -нный традиционно относится к разряду трудных проблем, следует искать и в схоластическом понимании некоторых традиционных понятий морфологии.

Известно, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов совершенного вида.

Переходными

считаются глаголы, обозначающие действия, переходящие на объект. Такие глаголы обычно имеют при себе прямое дополнение (существительное в винительном падеже без предлога). Однако не любое существительное может быть употреблено при том или ином глаголе. Каждый из переходных глаголов допускает при себе одни существительные и не допускает других. Это ограничение определяется правилами сочетаемости слов в предложении и словосочетании. Например: построить (дом, отношения), но не *построить человека.

Каждый из переходных глаголов может быть развернут – введен в синтаксическую конструкцию с подлежащим (обычно называющим лицо, реже – орудие действия, отвлеченный признак или отвлеченное действие), сказуемым и прямым дополнением. Например:

Рабочие построили дом.

Они построили свои отношения на доверии.

Волнение утомило мать

.

Причастия, образованные от таких глаголов, сохраняют и глагольную сочетаемость: построенный дом, построенные отношения, утомленная мать.

Появление при слове на -нный каких-то других существительных, которые были невозможны при исходном глаголе, – показатель того, что перед нами уже не причастие, а прилагательное. Ср.:

причастия

(взволновать мать) взволнованная мать
(измучить путника) измученный путник
(утомить человека) утомленный человек

прилагательные

взволнованный голос
изумленный вид
утомленное лицо

Сочетаниям с причастиями могут быть приведены в соответствие синтаксические конструкции (предложения) с подлежащим, переходным глаголом и прямым дополнением. При этом существительным в сочетаниях с причастиями (они являются определяемыми словами) соответствует в предложениях позиция прямого дополнения при переходном глаголе:

 

сочетания с причастиями

мать, взволнованная разговором
путник, измученный дорогой
слушатели, утомленные речью

предложения

разговор взволновал мать.
дорога измучила путника.
речь утомила слушающих.

Соотносительность приводимых конструкций может быть достаточным основанием для того, чтобы считать формы на -нный причастиями. И, наоборот, расширение сочетаемости (по сравнению с исходным глаголом) и отсутствие соотносительности глагольных и именных конструкций может быть объяснением того, что это не причастие. Проанализируем некоторые литературные примеры:

1) И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

(А.Блок)

Слова на -нныйочарованный берег, очарованная даль – выступают в сочетаниях с существительными берег, даль, которые невозможны в качестве прямых дополнений при переходном глаголе совершенного вида. Ср.: очаровать (кого?). Глагол допускает в роли прямого дополнения лишь одушевленное существительное (местоимение), обозначающее лицо. Лишь в сочетании с таким существительным слово очарованный будет причастием: очарованный ребенок (Ребенок, очарованный добрым Дедом Морозом, долго не мог уснуть).

В сочетаниях очарованный берег, очарованная даль прилагательное мотивируется не глаголом, а существительным очарование: очарованный – такой, которому свойственно очарование.

2) Слышно было, как во дворике в ветвях ветлы и липы вели веселый, возбужденный утренний разговор воробьи (М.Булгаков).

Ср.: возбудить (что?) желание идти вперед, но не *возбудить разговор.

3) Давно не спал Митька <…> таким взволнованным сном(Л.Леонов).

Ср.: взволновать (кого?) ребенка, но не *взволновать сон.

В каждом из приводимых сочетаний можно видеть следующее: хотя по форме они могут быть соотнесены с глаголами, смысл их объясняется не через глагол, а через отглагольное существительное.

Изменение частеречной характеристики слова приводит, как отмечалось в литературе (Виноградов, 1947; Пешковский, 1956), к развитию у слова качественных оттенков значения. Однако это скорее следствие процесса, а не его причина. Причины же появления наряду с причастиями омонимичных форм на -нный следует искать в разного рода «отступлениях» от исходной (мотивирующей) синтаксической конструкции. В этой мотивирующей конструкции Подлежащее + Глагол + Прямое дополнение для того, чтобы производное оказалось причастием, должны быть соблюдены еще и некоторые другие условия. Ограничения касаются как прямого дополнения, так и самого глагола.

Глагол в таких конструкциях должен обозначать целенаправленное действие: рабочие построили дом (хотели построить и построили) – дом, построенный рабочими.

Еще В.В.  Виноградов приводил примеры омонимичных форм: сломанная ветка (причастие) – сломанная рука (прилагательное). Оба слова образуются от переходного глагола совершенного вида сломать. Но в первом случае он ведет себя как глагол целенаправленного действия (хотели сломать ветку и сломали), во втором случае – как глагол нецеленаправленного действия (вряд ли ломание рук может быть желательным).

Соотносительность причастий с исходными глагольными конструкциями проявляется в том, что при причастии может быть вставлено дополнение, отвечающее на вопрос кем?

взволнованно или взволновано?

чем?, соответствующее подлежащему в конструкции с глаголом. Ср.: Я сломал ветку – сломанная мной ветка, Я сломал руку – нельзя сказать *сломанная мной рука.

Нельзя подставить слово, отвечающее на вопрос кем?, и в такие сочетания, как растопыренные пальцы, опущенные ресницы, распрямленные плечи, сморщенное лицо и т.п. (*опущенные мной ресницы, *распрямленные мной плечи и др.). Рассмотрим еще примеры.

С сладкой улыбкой на сморщенных губах гулялабарыня по гостиной и подошла к окну (И.Тургенев);

И перья страуса склоненные
В моем качаются мозгу,
И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу.
(А.Блок)

При сравнении таких конструкций с классическими причастиями можно заметить и различия в значении прямого дополнения при исходных переходных глаголах. Глаголы, мотивирующие причастие, имеют при себе дополнения-объекты, обозначающие нечто внешнее по отношению к субъекту (Рабочие отремонтировали дом). В конструкциях Я распрямил плечи, Он опустил ресницы и т.п. объект – это «часть» самого субъекта. Это и объясняет причину неправильности сочетаний *распрямленные мной плечи, *обожженное мной лицо (но обожженное кислотой лицо).

Как подходить к таким словам – считать ли их нормальными причастиями, поскольку они сохраняют временное и видовое значения глагола, или видеть в них прилагательные, поскольку многие из них не проходят тест на причастие – возможную подстановку дополнения в творительном падеже?

На анализе конкретных примеров мы показали, чем могут различаться причастия и отглагольные прилагательные на -нный. При ответе на вопрос, какой частью речи является слово на -нный, полезно обращаться к анализу производящего переходного глагола, восстановив его возможные объекты – прямые дополнения. Глагол в соединении с прямым дополнением и подлежащим мы рассматривали как основу анализа. Причины же, на основании которых слово, образованное от переходного глагола совершенного вида, может считаться не причастием, а прилагательным, мы находили, объясняя разного рода отступления от классических конструкций, мотивирующих страдательные причастия прошедшего времени. У большинства слов морфологическое различие проявляется синтаксически – в расширении сочетаемости слова. Причастие вступает в связь только с теми существительными, с которыми сочетается и производящий переходный глагол, прилагательное – с другими существительными, которые исключались при исходном глаголе. Для ряда слов быть прилагательным означает иметь качественное значение, что отчасти проявляется и в том, что значение их может быть объяснено не через глагол, а через отглагольное существительное (очарованная даль). У некоторых слов морфологическое различие проявляется и орфографически – в потере одного н: конченный проект (прич.) – конченый человек (прил.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Виноградов  В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947.

2. Пешковский  А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956.

1   …   13   14   15   16   17   18   19   20   …   29

I. Опрос.

Проверка домашнего упражнения.

Учащиеся рассказывают о написании не с наречиями на и .
II. Синтаксический разбор предложений. Устно составляются предложения по схемам:

Учащиеся записывают второе предложение, осложнив его деепричастным оборотом; разбирают по членам.
III. Из истории происхождения наречий.
В древнерусском языке существовало слово тло — дно, основание. Наречие дотла образовалось от родительного падежа единственного числа этого слова с помощью предлога до. В значении наречия дотла (до основания, без остатка) сохраняется значение древнего существительного тло.
Семиклассники приводят примеры предложения с данным наречием.
IV. Запись отрицательных местоимений с заданием рядом написать местоимения, употребив их в составе словосочетания или предложения. Например: никого — ни у кого не расспрашивал.
Никем, некем; ничего, нечего; ничьими, никакой, некого, ничьего.
Делается вывод о написании отрицательных местоимений.
^ Чтение и анализ § 37.

Следует обратить внимание учащихся на графическое объяснение орфограммы.
VI. Тренировочно-закрепительные упражнения.

1. Запишите, объясните написание не и ни в наречиях.
1) Никогда Россия ярма не носила. 2) Велика Россия, а отступать некуда. 3) Нигде не дышится так легко, как на родине. 4) На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5) Совершить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6) Отважному все нипочем. 7) Смелый человек нигде не пропадет.

(Пословицы.)
2. Выпишите в составе словосочетаний сначала местоимения, затем наречия.
1) Нигде не видно жилья. 2) Ничем не измерить простора полей. 3) Никогда не предполагал, что ничего не пойму, ни с чем не соглашусь. 4) Никак не удавалось преодолеть эту вершину. 5) «Я тут ни при чем»,— буркнул Сергей. 6) Неоткуда взять воды.
Учащиеся отвечают на вопрос, что общего в написании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях.

3. Упр. 228.

В ходе самостоятельного выполнения упражнения учащиеся объясняют написание не и ни в наречиях, находят предложения, соответствующие указанным в задании схемам.
Домашнее задание: § 37; упр. 229.

У р о к 71. Буквы е и и в приставках не- и ни

отрицательных наречий

(продолжение темы)
Цель урока: формирование навыка написанияне и ни в наречиях и других частях речи.

Работа по развитию речи: составление связного рассказа на лингвистическую тему.

Повторение: написание не с наречиями на и , с различными частями речи: знаки препинания при причастном обороте.
I. Синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся составляют схему предложений «Остановись, пришлец бесчестный!» — кричит Фарлафу неизвестный. (А. Пушкин.) Еще накануне Дерсу говорил мне: «В этих местах бродит много тигров». (В. Арсеньев.)

— Чем осложнена прямая речь в первом предложении?
^. Проверка домашнего задания.
III. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Раскрыть скобки.
(Ни, не)где не встретились, (ни, не)чем не интересовался, (ни, не)с кем не советовался, (ни, не)как не мог понять, (ни, не)чуть не волновался, (ни, не)о ком не рассказывал, (ни, не)когда (ни, не)кому ни в чем не отказывал.
К а р т о ч к а № 2
Раскрыть скобки.
(Ни, не)сколько не удивился, (ни, не)мало не сожалел о своей поездке, (ни, не)когда (ни, не)откуда не получать писем, помощи ждать (ни, не)от кого, (ни, не)с кого спрашивать, (ни, не)когда ни на кого не обижался, (ни, не)сколько не беспокоился, (ни, не)почем не забыть, шагу (ни, не’)где ступить.
К а р т о ч к а № 3

Раскрыть скобки.
(Ни, не)для кого ничего не жалеть, (ни, не)как не мог вспомнить, не имея (ни, не)какой надежды, посоветоваться (ни, не)с кем, (ни, не)о чем не расспрашивать, (ни, не)откуда (ни, не)чего не слышно.
К а р т о ч к а № 4
Раскрыть скобки.
(Ни, не)как не ожидал приезда гостей, торопиться (ни, не)куда, яблоку (ни, не)где упасть, (ни, не)чуть не растерявшись, лежать (ни, не)чком, (ни, не)почем не забыть, (ни, не)когда не улыбался, не терпел (ни, не)какого обмана, (ни, не)кто (ни, не)когда не видел.
^ Закрепление изученного материала.

1. Упр. 230.

Учащиеся заполняют таблицу примерами. Затем составляют связный рассказ о написании не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях.

2. Объяснительный диктант.
1) Мой знакомый, как человек, некогда обучавшийся в университете, любил употреблять выражения ученые. (И. Тургенев.) 2) Я пробежал по всем комнатам, но нигде никого не увидел. (И. Тургенев.) 3) Восточный ветер никогда не приносит дождя. 4) Через рощу протекала та самая речонка, которая несколько ниже огибала деревню. 5) Сейчас мне решительно некогда было вступать с кем-нибудь в дискуссии. 6) План совсем никуда не годится. 7) Я нисколько не удивился его приезду. 8) Склонность ее к чересчур смелым сочетаниям цветов ничуть его не коробила. 9) Мне сегодня никак нельзя опаздывать.
^ Словарная диктовка (с целью повторения написания нес различными частями речи — подготовка к самостоятельной работе).
Неглубокое озеро; не глубокий, а мелкий ручей; проявить нерешительность: неразлучные друзья: некому рассказать: никто ничего не узнал; не думал ни о чем; необъятные поля пшеницы; не исследованная геологами местность; никем не проверенный маршрут; ничуть не волновалась; никак не соглашался; никогда ни с кем не ссорился.
Делается вывод о написании не с различными частями речи.
^ упр. 231; повторить § 21, 22.

У р о к 72. Одна и две буквы н в наречиях

на и
Цель урока: формирование навыка написания одной и двух букв н в наречиях на и -е.

Работа по развитию речи: конструирование предложений по схемам.

Повторение:н и нн в прилагательных и причастиях; знаки препинания при прямой речи.
1. Работа с перфокартой.

II. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Раскрыть скобки.
(Не)говоря ни слова; дома (не)освещены; ничего (не)сделали; (не, ни)к кому (не)подходил; (не)ослабевающий интерес; (ни, не)откуда не получал писем; (не)глубокая речонка; (не)решенные вопросы; (не)сговариваясь; (не)робкий человек; (не)распечатанная мною корреспонденция.
К а р т о ч к а № 2
Вставить пропущенные буквы, поставить ударение.
Н..куда идти, н..когда не думал об этом, н..где искать, н..как не найдет, н..где не видно, н..куда не пойду, н..откуда взять, н..где спросить, н.. с кем поговорить.
III. Составьте предложения с прямой речью по схеме, включив в них наречия. (В это время учитель проверяет перфокарты.)

. . . . . . . . . (посоветовал командир разведчикам). (Девушка задумчиво произнесла) . . . . . .

Разберите по составу глагол посоветовал.
IV. Подведение итогов работы с перфокартой. Делается вывод о написании н и нн в прилагательных и причастиях.
V. Чтение и анализ § 38. Обращается внимание на образец графического объяснения орфограммы.
VI. Закрепительно-тренировочные упражнения.

1. Для закрепления умения применять новое правило на практике и письменно объяснять изученную орфограмму коллективно выполняется упр. 233.

^ Запись примеров с объяснением написания н и нн.

Организованное собрание — собрание прошло организованно, испуганная девочка — вскрикнул испуганно, нечаянный удар — толкнул нечаянно, бешеный темп — мчаться бешено, рассеянный человек — смотрел рассеянно, взволнованный бурей — слушал взволнованно, путаный ответ — говорил путано, интересный рассказ — рассказывал интересно.
^ § 38; упр. 234

У р о к 73. Одна и две буквы н в наречиях

на и

(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. С целью отработки умения разграничивать краткие прилагательные, причастия и наречия и правильно писать в них н или нн учащимся предлагается правило-помощник.

1) Если в предложении обстоятельство образа действия (вопрос к а к?) относится к глаголу — это наречие, в котором всегда пишется столько н, сколько в слове, от которого оно образовано; его можно заменить другим наречием.

2) Если слово — сказуемое, то это может быть краткое причастие или краткое прилагательное. Краткое причастие можно заменить глаголом. Иногда при кратком причастии есть слово, обозначающее производителя действия. В кратком причастии всегда пишется одна буква н.

Краткое прилагательное отвечает на вопрос к а к о в? Его можно заменить полной формой. Краткое прилагательное часто выступает в роли однородных членов. В нем пишется столько н, сколько в полной форме.

Например: ^ (Слушал к а к? — обстоятельство образа действия, относится к глаголу, можно заменить другим наречием — внимательно. Следовательно, это наречие, в котором пишется столько н, сколько в слове сосредоточенный.)

Лица всех были сосредоточенны, серьезны.

(Лица б ы л и к а к о в ы? сосредоточенны — сказуемое, его можно заменить полным прилагательным сосредоточенный, следовательно, это краткое прилагательное, в нем пишется столько н, сколько н в полной форме).

Войска были сосредоточены на равнине.

(Сосредоточены — можно заменить глаголом сосредоточились, следовательно, это краткое причастие, в котором пишется одна буква н.)
III. Учащиеся записывают предложения, используя схему рассуждения.
кр. прич.

1) Мысли сосредоточены (сосредоточились) на докладе (в кратком причастии всегда пишется одна буква н).

кр. прилаг. кр. прилаг.

2) Девочка (к а к о в а?) внимательна и сосредоточенна (внимательнаяи сосредоточенная; в кратком прилагательном пишется столько н, сколько н в полной форме).

нареч.

3) Она слушала (к а к?) сосредоточенно (пишется столько н, сколько н в слове, от которого образовано наречие).

1) Выставка организована спонсорами (организовали спонсоры). 2) Экскурсия прошла (к а к?) организованно (в слове организованный два н). 3) Ученица (к а к о в а?) дисциплинированна и организованна (дисциплинированная и организованная). 4) Собрание взволновано сообщением (собрание взволновало сообщение). 5) Все слушали сообщение (к а к?) взволнованно. 6) Голоса были резки и взволнованны (резкие и взволнованные). 7) Семена рассеяны по полю (семена рассеяли). 8) Она была рассеянна и невнимательна (рассеянная и невнимательная). 9) Вчера он слушал (к а к?) рассеянно.
IV. Объяснительный диктант.

1) Это были настоящие рыцарские доспехи, искусно выклеенные из золотой и серебряной елочной бумаги. (В. Катаев.) 2) Я начал возбужденно рассказывать им бабушкины сказки. (М. Горький.) 3) С крыш капала вода, и унылый звук ее падения странно сливался со звуком часов. (М. Горький.) 4) Поведение ее было странно. 5) Все были уверены, что с работой справятся к сроку. 6) Сейчас он бежал уверенно, почти машинально. 7) Мальчик рассеянно смотрел по сторонам.
^ § 38; упр.

ВЗВОЛНОВАННЫЙ

235.

У р о к 74. Одна и две буквы н в наречиях

на и

(продолжение темы)
I. Проверка домашнего задания.
II. Предупредительный диктант.
Ресурсы изысканы дирекцией; средства вложены в строительство; ее манеры изысканны; поля ограничены рвом; поведение искусственно; люди были подавленны и унылы; вещи утеряны в дороге; девочка рассеянна и невнимательна; тучи рассеяны ветром; поступил обдуманно; ее поведение необдуманно и несерьезно; ответы неуверенны; не уверены в исходе; стремления возвышенны; ученица организованна; рубашка выглажена; дорога длинна; даль туманна.
^ Придумайте и запишите предложения с парами слов сосредоточено — сосредоточенно, воспитана — воспитанна, оживлено — оживленно.
IV. Объяснительный диктант.
1) Однажды поздней осенью отчаянно зазвонил надтреснутый колокольчик около калитки. (К. Паустовский.) 2) Внизу было тихо, безветренно и даже как будто тепло. (К. Паустовский.) 3) К речной ловле рыбы нужно применять несравненно больше ловкости и мастерства, чем к ловле в море. (К. Паустовский.) 4) Все, что случилось со мной, было так странно, так необыкновенно. (И. Тургенев.) 5) Одинокое облако лежало среди необыкновенно ярких звезд. (М. Семенова.) 6) Я очень ветрено, быть может, поступила. (А. Грибоедов.) 7) Его постоянно и неудержимо тянуло в путь. (В. Малов.) 8) Они привыкли относиться к тем, кто появляется в их таежных селениях, настороженно, недоверчиво. (В. Малов.) 9) Сердце его бешено заколотилось. 10) Я даже отдаленно не могла себе представить этого. 11) Выпал первый снег на мгновенно замерзшую землю.
^ упр. 236.

У р о к 75. Развитие речи. Описание действия
Цель урока: формирование умения описывать действия и процессы труда. Работа с материалом § 39 (упр. 237, 238, 239).
Методические рекомендации по проведению урока учитель найдет в пособии: Л а д ы-ж е н с к а я Т. А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе.— М., 2002.

^

на конце наречий
Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора и написания букв о и е после шипящих на конце наречий; формирование навыков написания о и е после шипящих в разных частях слова.

Повторение:о и е после шипящих в корнях, суффиксах и окончаниях.
I. Индивидуальная работа по карточкам.
К а р т о ч к а № 1
Записать, вставить пропущенные н и нн.
1) Мать огорче..о посмотрела на сына. 2) Неожида..о в дверь постучали. 3) Приятно, если твои собеседники воспита..ы. 4) Все оживле..о приходом весны. 5) Любопытство наше было возбужде..о. 6) Ребята говорили возбужде..о, перебивая друг друга. 7) Человек рассея..о поглядывал по сторонам. 8) По лесу было рассея..о несколько десятков палаток туристов. 9) Мальчик растеря..о взглянул на своего обидчика.
К а р т о ч к а № 2
Записать, вставить пропущенные н и нн.
Восторже..о улыбаться, ответить сдержа..о, выполнить аккурат..о, поступить обдума..о, обдума..ое предложение, решение задачи обдума..о, облегче..о вздохнуть, беше..о налетевший порыв ветра, беше..ый зверь, ветре..ый день, лома..ая линия, слома..ая ветка, безветре..ая погода, буй..о разрастаться, слушать рассея..о.

1   …   13   14   15   16   17   18   19   20   …   29

Похожие:

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:

Школьные материалы
shkolnie.ru

Море взволновано…

krasferret.ru

Как правильно писать: «взволновано» или «взволнованно»?

Как правильно писать: «взволновано» или «взволнованно»?

  • Вс зависит от того, какой частью речи выступают данные слова. Например, если предложение будет построено таким образом, что слово является наречием: посмотреть (как?) взволноваННо пишется две буквы quot;нquot;, но общество (каково?) взволноваНо причастие, одна.

  • Обратимся к правилам написания кратких причастий, чтобы ответить на вопрос, сколько согласных Н следует писать в слове Взволновано. Прежде всего заметим, что причастие Взволнованный образовано от инфинитива Взволновать и в его составе сразу выделяется суффикс причастий НН. Так что полное причастие Взволнованный пишется с удвоенной согласной Н. Ну а в кратком причастии, в отличии от краткого прилагательного, мы пишем уже суффикс Н, есть такое правило в русском языке. Следовательно верно будет написать это слово Взволновано.

    Общество было взволновано слухами о грядущей денежной реформе.

    Или цитата из классики:

  • Оба варианта написанные вами в вопросе верны и можно писать и так и так, только в определенных случаях. В правилах русского языка допускается написание обеих вариантов и можно написать слово quot;взволнованоquot; с одной буквой quot;нquot;, так-же как и с двумя и в обоих случаях будет правильно.

  • При выборе написания слова quot;взволнованноquot; (quot;взволнованоquot;) нам следует отталкиваться от того, какой частью речи будет являться в предложении это слово. Нужно ориентироваться только на смысл контекста и, в зависимости от него, выбирать одну quot;Нquot; или две quot;ННquot;.

    • Взволновано: Именно так, с одной буквой quot;Нquot; мы будем писать это слово, если рассмотрим в нм форму среднего рода страдательного причастия.

    Вспомним бессмертного Розенталя, который напоминает нам, что две quot;ННquot; хороши только для полных причастий от глаголов на quot;-атьquot;. А краткие пишутся с одной quot;Нquot;.

    • В справочнике правописания у него есть интересный пример: quot;Демократическая общественность взволнованаquot;. Чем она взволнована — не сказано.

    Взволнованно: Теперь переносимся в мир наречий. quot;Как? — Взволнованноquot;. Например: quot;Розенталь взволнованно писал очередную статью для своего справочникаquot;. Здесь потребуются две quot;ННquot;, так как есть простейшее правило: quot;Сколько quot;Нquot; у нас в полном отглагольном прилагательном, столько же quot;Нquot; и в соответствующем наречии.

  • (1) Краткое причастие: Общество взволновано последними событиями. Море взволновано ветром. Прямое значение действия, обозначен или подразумевается производитель действия (кем/чем).

    (2) Краткое отпричастное прилагательное: Его лицо взволнованно. Переносное значение.

    (3) Наречие: Он говорил взволнованно.

  • Если это слово является глаголом по отношению к существительному среднего рода, то правильно писать с одной quot;нquot;. Что-то трудно мне сейчас придумать живое существо среднего рода, поэтому давайте представим себе фантастический рассказ, и предложение из него quot;Дерево было серьзно взволновано случившимсяquot;.

    P.S. О, придумала. quot;Дитя было очень взволновано долгим отсутствием материquot;

    С двумя quot;нquot; это слово пишется, когда является ответом на вопрос quot;какquot;. Например, quot;Юноша взволнованно рассказывал последние новостиquot;.

    Возможно, с обьяснением правил не очень получилось — я все же училась в украинской школе и многих специфических терминов по-русски не знаю, да и правила почти никогда не учила — надеялась на хорошую зрительную память от частого чтения) Но, думаю, из примеров можно понять, что я имела в виду)

  • Глагол взволновать отвечает на вопрос: что сделать? Это глагол совершенного вида, следовательно, в полной форме прилагательного или причастия пишется с -нн-: взволнованный.

    От слова quot;взволнованныйquot; образуется краткая форма прилагательного, которая пишется так же, как и полная форма, например:

    Его речь взволнованна (какова?).

    От слова quot;взволнованныйquot; может быть образовано краткая форма причастия, которая пишется с -н-, например:

    Озеро так взволновано ветром, что нельзя плыть на лодке. Что сделано? взволновано.

    Вот в этом, что у причастия есть признак действия, и есть отличие между причастием и краткой формой прилагательного, которая обозначает только признак предмета.

    Слово quot;взволнованноquot; может быть наречием, образованным от полной формы причастия. Тогда в нем сохраняется написание -нн- исходного слова.

    Он всех расспрашивал взолнованно об этом случае.

    Расспрашивал как? взволнованно — наречие образа действия.

  • Написание зависит от того, какой частью речи является в контексте данное слово. Если это отглагольное прилагательное, то пишем слово ВЗВОЛНОВАННО с двумя Н:

    Ее лицо взволнованно.

    Также с двумя Н пишется в контексте наречие образа действия, отвечает на вопрос как? каким образом?

    Она дышала взволнованно и часто.

    Если это отглагольное краткое причастие, то пишем одну букву Н:

    Море взволновано порывистым ветром.

  • Как раз вчера мы говорили с вами о роли контекста в русском языке, о том, для чего нужно изучать морфологию, ведь один из е предметов является изучение частей речи. И в очередной раз, увидев вопрос по языку, мы в сем убеждаемся. Приступим к выполнению задания.

    quot;Худощавый пациент взволнованно ( как? ) как говорил доктору о своих бесконечных жалобахquot;.

    В сем предложении наше наречие пишется с двумя буквами quot;нquot;, ибо оно образовалось от прилагательного quot;взволнованныйquot;, у коем имеется как раз —нн—.


    quot;Мама была взволнована ( в каком состоянии? какова? ), так как у е дочурки появился другquot;.

    В этом случае необходимо написать одну буковку quot;нquot;, ибо сие причастие.

  • info-4all.ru

    Как отличить прилагательное от причастия?

    Отличить отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное от одно­ко­рен­но­го при­ча­стия мож­но в кон­тек­сте по мор­фо­ло­ги­че­ским, син­так­си­че­ским и смыс­ло­вым при­зна­кам слов.

    От одно­го и того же гла­го­ла мож­но обра­зо­вать отгла­голь­ное при­ла­га­тель­ное и при­ча­стие, кото­рые сов­па­да­ют пол­но­стью в сво­ем зву­ко­вом оформ­ле­нии, напри­мер:

    • косить — коше­ный луг — кошен­ный утром луг, кошен­ный отцом луг;
    • резать — реза­ный лист — резан­ный ножом лист, вче­ра резан­ный лист.

    Как их отли­чить друг от дру­га? Где при­ла­га­тель­ное? Где при­ча­стие?

    Способы отличить прилагательное от причастия

    Для опре­де­ле­ния части речи, к кото­рой при­над­ле­жат похо­жие фор­мы слов, кото­рые пред­став­ля­ют собой один из видов омо­ни­мии, нужен, во-первых, кон­текст.

    Если эти сло­ва обра­зо­ва­ны от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, то нали­чие зави­си­мых слов с голо­вой выда­дут при­ча­стие, как бы оно ни мас­ки­ро­ва­лось под при­ла­га­тель­ное.

    Слово «коше­ный» в сло­во­со­че­та­нии «коше­ный луг» обо­зна­ча­ет чистый при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопрос: какой?

    Это опре­де­ле­ние, выра­жен­ное оди­ноч­ным отгла­голь­ным при­ла­га­тель­ным, мож­но заме­нить на каче­ствен­ное при­ла­га­тель­ное или сло­во­со­че­та­ние с суще­стви­тель­ным:

    • чистый луг;
    • луг с низ­кой тра­вой.

    Прилагательное, обра­зо­ван­ное от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида, не име­ет при­ста­вок и зави­си­мых слов. Следовательно, пишет­ся с суф­фик­сом -ен—.

    В сло­во­со­че­та­нии у при­ча­стия «кошен­ный», напро­тив,  име­ют­ся зави­си­мые сло­ва, напри­мер:

    • кошен­ный когда? утром;
    • кошен­ный кем? отцом.

    Управлять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем может сло­во, име­ю­щее при­знак дей­ствия, как и сам гла­гол, обо­зна­ча­ю­щий дей­ствие.

    В таком кон­тек­сте сло­во «кошен­ный» обла­да­ет этим при­зна­ком, что мож­но так­же уви­деть, транс­фор­ми­ро­вав это сло­во­со­че­та­ние в кон­струк­цию:

    • луг, кото­рый коси­ли утром;
    • луг, кото­рый косил отец.

    Видим, что его лег­ко мож­но заме­нить сло­вом, обо­зна­ча­ю­щим дей­ствие, — гла­го­лом. Анализируемое сло­во­со­че­та­ние в пред­ло­же­нии мож­но пред­ста­вить в виде при­да­точ­ной кон­струк­ции:

    кото­рый + гла­гол

    Следовательно, это при­ча­стие. Обратим вни­ма­ние, что оно отли­ча­ет­ся по напи­са­нию от при­ла­га­тель­но­го, обра­зо­ван­но­го от гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида: при­ча­стие в пол­ной фор­ме име­ет две бук­вы «н» в суф­фик­се -енн-. Сравним:

    • варить — вареное яйцо, варенное всмят­ку яйцо;
    • носить — ношеный пиджак, ношенный три года пиджак;
    • жарить — жареный окунь, жаренный на мас­ле окунь;
    • кре­стить — кре­щёный ребё­нок, кре­щённый в церк­ви ребе­нок;
    • топить — топлёное моло­ко, топлённое в печ­ке моло­ко.

    Таблица

    ПричастиеОтглагольное при­ла­га­тель­ное
    1. Обозначает при­знак дей­ствия. Образуется от гла­го­ла.
    Рассеянные вет­ром тучи (рас­се­ять)
    1. Обозначает посто­ян­ный при­знак.
    Образуется от при­ча­стия.
    Рассеянный (невни­ма­тель­ный чело­век)
    2. Может иметь при­став­ки.
    Позолоченный рожок
    2. Часто не име­ет при­ста­вок.
    Золоченое коль­цо
    3. Может иметь зави­си­мые (пояс­ни­тель­ные сло­ва).
    Раненный в руку
    3. Не име­ет посто­ян­ных слов.
    Раненый сол­дат
    4. Заменяется при­да­точ­ным опре­де­ли­тель­ным.
    Тучи, кото­рые рас­се­ял ветер
    4. Заменяется сино­ни­мом.
    Рассеянный — невни­ма­тель­ный

    Вывод

    В резуль­та­те ана­ли­за похо­жих отгла­голь­ных слов, одно­ко­рен­ных при­ча­стий и при­ла­га­тель­ных, выяс­не­но:

    Прилагательное име­ет толь­ко при­знак пред­ме­та.

    Причастие обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия пред­ме­та, часто име­ет зави­си­мые сло­ва и может управ­лять обсто­я­тель­ством или допол­не­ни­ем в при­част­ном обо­ро­те.

    Причастия часто могут пере­хо­дить в стан при­ла­га­тель­ных, теряя при этом при­знак дей­ствия. Как отли­чить в этом слу­чае при­ча­стие от при­ла­га­тель­но­го, узна­ем в ста­тье «Переход при­ча­стий в при­ла­га­тель­ные».

    Видеоурок «Как отличить причастие от прилагательного»

    СОХРАНИТЬ В СОЦСЕТЯХ

    russkiiyazyk.ru

    Н и НН. — Говорим и пишем правильно

    Н и НН. 7 окт, 2004 @ 23:06

    Сегодня учительница русского долго и мучительно пыталась воскресить в моем мозгу правило о написании «Н» и «НН» в причастиях и отглагольных прилагательных, в итоге я, кажется, окончательно запуталась. Почему так пишется:
    Эта история так запутанна.
    Шерсть так запутана.
    Море взволновано.
    Лицо девушки было взволнованно.

    И как определить, где краткое причастие, а где — краткое отглагольное прилагательное в этих предложениях? То есть, я правила помню, но как-то мне их толком не применить. Или здесь действительно что-то не так?

    From:sige_vic
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:36 (UTC)
    (Link)

    По смыслу — больше никак. «Клятва сдержана» — тут не подставишь вопрос «какова?», и к тому же понятно, что сдержана она кем-то, но «Девушка (какова?) сдержанна». «Государство образовано в ХХ веке». Но «Она (какова) весьма образованна».

    From:malpa
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:39 (UTC)
    (Link)

    Ну да. Первое — действие, второе же — качество.

    From:brethil
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:59 (UTC)
    (Link)

    Да, понимаю, просто с историей и шерстью, например, не так понятно. Шерсть (какова) запутанна — почему бы нет? Когда нет больше слов в предложении, бывает трудно понять, что имелось ввиду. Ну и вообще, неприятных случаев хватает, бр. Спасибо, буду вникать в смыслы 🙂

    From:n__n
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:38 (UTC)

    прич — прил

    (Link)

    причастие сохраняет связь с глаголом, имеет значение времени и глагольную сочетаемость.

    Шерсть запутал (вчера кот) — Шерсть запутана (вчера котом) — причастие.
    Историю запутал (кто? когда?) — История запутанна (-кем -когда) — прилагательное.

    Море взволновал (с утра ветер) — Море взволновано (с утра ветром) — причастие.
    Лицо девушки взволновал (когда? кто?) — Лицо взволнованно (-кем — когда) — прилагательное.

    — —это минус, отсутствие.

    Но это важно для кратких форм, и то не считая мужского рода. В полных формах другой набор правил.

    From:brethil
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:55 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    Ну а такие дурацкие варианты как, например:
    Лицо девушки взволновал… Кто? Проходивший мимо молодой человек. Хотя, взолновать лицо — это, конечно, довольно безумно.
    Про полные формы я знаю, там понятнее.
    Спасибо большое, кажется, все прояснилось 🙂

    From:eez
    Date:Октябрь, 7, 2004 13:26 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    Как-то нелогично:
    «вчера кот» является ответом на «когда? кто?». Получается, что «Шерсть запутанна».

    From:brethil
    Date:Октябрь, 7, 2004 14:00 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    Ну почему же…
    Это оказывается краткое причастие, а оно пишется с одной н. К краткому прилагательному ответы на вопросы «кто? когда?» не подобрать.

    From:brethil
    Date:Октябрь, 7, 2004 14:01 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    Если бы было причастие в полной форме, было бы..
    Шерсть, запутанная (вчера котом).
    Хм. Не запутаться бы опять 🙂

    From:eez
    Date:Октябрь, 7, 2004 14:26 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    Вот и я о том же 🙂

    From:n__n
    Date:Октябрь, 9, 2004 00:13 (UTC)

    Re: прич — прил

    (Link)

    А здесь различать причастия и прилагательные вообще не надо. Судим по сугубо формальным признакам (приставка).

    скороговорка корректора для полных форм:

    (Link)

    пишется -НН- в случаях:

    есть приставка, кроме НЕ
    есть зависимое слово

    примеры:
    золочёное кольцо (НЕзолочёное кольцо) — ПОзолоченное кольцо — золоченное на прошлой неделе кольцо

    From:brethil
    Date:Октябрь, 7, 2004 12:53 (UTC)

    Re: скороговорка корректора для полных форм:

    (Link)

    Да, это я знаю, но с краткими все запутанней. Брр.

    From:svilar
    Date:Октябрь, 7, 2004 14:40 (UTC)

    По сути Вы глубоко правы —

    (Link)

    — в русской орфографии вообще мало логики, и это один из самых ярких примеров.
    Боюсь, что напишу — хм, запутанно, — но вопрос и правда непрост.
    Имеет значение не только пресловутый «смысл», но и традиция. И это хуже всего.
    Постарайтесь учитывать еще пару факторов.
    1.Степень метафоричности. Причастия, переходя в прилагательные, как правило, получают переносный, метафорический смысл. Поэтому море взволновано, а девичье лицо взволнованно. По этой же причине шерсть все-таки запутана (хотя оттенок качества, Вы правы, тут имеется), а русская орфография чудовищно запутанна.
    2.Наличие субъекта/орудия (в творительном падеже). Иногда от этого зависит смысл. Она избалованна (качество)/Она избалована мужским вниманием (признак по действию). Отличия микроскопические, все решает наличие дополнения.

    Все это — не жесткое правило (правило Вы и сами знаете), а возможность хоть как-то осмыслить и рационализировать орфографическую традицию. Ее глубинный смысл — в данном случае — в том, чтобы орфографически развести слова с разными смысловыми оттенками.

    история запутаННа — потому что запутаННая
    шерсть запутаНа — ее запутали
    море взволновалось
    лицо было взволноваННое

    короче, я правил не помню, но вот как пишу: если в исходном прилагательном было НН, значит, и тут тоже две. если слово от глагола — значит, одна.

    From:brethil
    Date:Октябрь, 8, 2004 03:59 (UTC)
    (Link)

    pishu-pravilno.livejournal.com

    Причастие или прилагательное — Говорим и пишем правильно

    Причастие или прилагательное

    Причастие или прилагательное 24 май, 2013 @ 19:59

    Уже спрашивала здесь насчет «нн» и «н», но поняла, что просто не могу иногда определить, прилагательное это или причастие, отсюда не знаю, два н или одно. Например: «Она казалась растроенной». Или в рецептах: 2 зубчика чеснока, также измельченых, 1 ст. порезаных кабачков, 1 ст. порезаной картошки.
    Или можно и так и так?

    From:goldan
    Date:Май, 25, 2013 03:40 (UTC)
    (Link)

    Причастие — обозначает действие. Прилагательное — свойство.

    Отличить причастие от прилагательного можно довольно простым способом. Попробуйте вставить в предложении слово после предполагаемого причастия или прилагательного, подходящее ему по смыслу. Например, в предложении «Мы увидели летящих птиц» можно вставить подходящее по смыслу слово «по небу». «Мы увидели летящих по небу птиц». Слово «летящих» в данном случае является причастием.

    В предложении «Она подошла к нам летящей походкой» мы не можем вставить подходящего слова к слову «летящая», т.к. это – прилагательное и находится в прямой зависимости от существительного «походка».

    From:epifit
    Date:Май, 25, 2013 06:05 (UTC)
    (Link)

    Расстроенный — два «с», два «н»
    При префиксе в причастии всегда сдвоенное «н»

    Растроенной — если разрывалась между тремя вариантами. А если ее огорчили, то расстроенной.

    From:n__n
    Date:Май, 25, 2013 06:29 (UTC)
    (Link)

    разница между прилагательными и причастиями значима в основном в кратких формах («взволнована — взволнованна), в полных полезней обращать внимание на формальные признаки — наличие приставок, кроме не-, или зависимых слов, или суффикса -ова-. Если есть один из этих признаков — пишите -нн-, не задумываясь: расстроенной, измельченной (приставки рас-, из-).

    Спасибо, значит везде здесь два «н».

    Top of PageРазработано LiveJournal.com

    pishu-pravilno.livejournal.com

    Причастие или прилагательное?

    Приложение 3.

    Игры.

    1. ПРИЧАСТИЕ ИЛИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ?

    Ведущий зачитывает вслух помещенные ниже предложения или словосочетания и, вызывая по порядку участников игры, предлагает объяснить, какой частью речи является выделенное слово (при чтении оно выделяется голосом). Если это прилагательное, играющий должен подобрать сочетание слов, в котором выделенное слово было бы причастием, и наоборот. За удачный пример засчитывается дополнительный балл.
    1. Память у него была блестящая. (Горб.)

    2. Подходящие к перрону поезда.

    3. Резко выдающийся вперед подбородок.

    4. Председатель обратился к следующей подсудимой. (Л. Т.)

    5. Отражённый свет Луны.

    6. Избалованный чрезмерной любовью ребенок.

    7. Смеющиеся лица малышей.

    8. Дребезжащий от волнения голос.

    9. Яркие, кричащие краски.

    10. Всеми уважаемый товарищ.

    11. Бессонов стал в угрожающую позу. (Гарш.)

    12. Искрящийся на солнце снег.

    13. Взволнованный блуждающий взгляд.

    14. Обычные текущие дела. (Б. Пол.)

    15. Раскисшая от дождя дорога.

    16. Спокойный, сдержанный характер.
    ^

    Подберите примеры из художественной литературы, где причастия имеют краткую форму. За каждый правильный пример запишите себе два балла. Подсчитайте в конце игры, у кого больше баллов.

    ^
    Составьте по рисунку рассказ, чтобы в нем было как можно больше причастий различных видов. Оцените работы друг друга. У кого получился самый интересный рассказ?

    ^

    Образуйте от указанных глаголов полные причастия. От всех

    ли полных причастий можно образовать краткие формы?

    Докажите своё мнение.
    Косить, хранить, держать, закрыть, закрываться, умыть, умываться, потерять, решить, выучить, обещать, начать, сказать, написать.
    ^

    Составьте с указанными словосочетаниями предложения, поставив причастия после определяемого слова.

    Например: Поднимающееся солнце — Солнце, поднимающееся из-за гор, осветило поляну.
    Улыбающийся ребёнок. Лопнувшие почки. Мерцающие звёзды. Поющий соловей. Объясняющий правило ученик. Скосивший траву старик. Подрезавший кусты садовник. Любящая мать. Летящая стрела. Потухший костёр. Нарисованная картина. Цветущая яблоня. Протёртые овощи. Пролитое молоко. Удивлённые глаза. Зеленеющий лес. Увядающий сад. Продрогший щенок. Сшитое платье. Изданная книга.
    ^

    1. Вспомните несколько устойчивых словосочетаний (технических терминов, названий художественных произведении), в состав которых входят прилагательные, по происхождению действительные причастия настоящего времени.

    2. Назовите фразеологизмы, в состав которых входят причастия прошедшего времени или образованные от них прилагательные.

    3. Ученик в сочинении написал: Необозримы и необходимы просторы

    нашей страны. Найдите ошибку и исправьте её.

    4. Приведите примеры причастий на -ущ-, -ющ- и однокоренных прилагательных на -уч-, -юч-. Объясните их различия.

    5. В какой известной вам сказке встречается краткая форма страдательного причастия от глаголов любить и хранить?

    6. Объясните глагольное происхождение выделенных прилагательных в предложении Троекуров, надменный в отношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние.

    7. Какие прилагательные отличаются от причастий правописанием?

    8. Укажите, чем характерны выделенные слова в следующем отрывке Н. А. Некрасова:

    От ликующих, праздно болтающих,

    обагряющих руки в крови,

    уведи меня в стан погибающих

    за великое дело любви.

    9. Какие грамматические термины являются по происхождению причастиями?

    10. Определите морфологические признаки выделенных слов и объясните их правописание в следующем отрывке:«В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». (П.)

    11. Из какого известного вам стихотворения взяты слова: родник, ..хранимый под сенью зеленым листов; пылающей грудью; ..цвели мы, колеблемы вихрем и зноем палимы, коврами покрытые вьюки; прыгал, как барс, поражённый стрелой; песок раскалённый? Определите, какие из этих слов являются причастиями и какие – прилагательными.
    ^

    Прочитайте отрывок из стихотворения Слуцкого. Найдите причастия. Укажите их способ образования.
    Цепляюсь за слежавшийся, сложившийся,

    служивший многим людям оборот.

    Я поверну его наоборот,

    и он, привычной тяжести лишившийся,

    ввысь воспарит и ринется вперёд.
    ^

    Подберите за определённое время причастия с теми же суффиксами. Выигрывает тот, у кого оказалось больше всего «своих» причастий.
    1. Ползущий, поющий, летящий, журчащий. 2. Звеневший, несший

    сеянное, умытое, смешанное. 4. Решаемый, гонимый.

    ^

    Распространите предложение, подобрав к причастию как можно больше слов.
    Растаяли висевшие сосульки, расползлись потемневшие сугробы.

    ^

    Играющие садятся полукругом. Играть можно вдвоем, группой, всем классом. Указывая на первого игрока, ведущий произносит сочетание местоимения с глаголом. Задача отвечающего — быстро назвать соответствующее причастие (или отглагольное прилагательное) такого же времени, вида и залога, как и глагол, и такого же рода, числа, как

    местоимение. Для ясности можно иногда уточнять местоимения именами существительными.

    Например: он выполняет — выполняющий. Она выполняла — выполнявшая. Его (план) выполняют — выполняемый. Её (работу) выполнили — выполненная. Её (задачу) нельзя выполнить — невыполнимая.

    Подсчитайте свои баллы.

    В случае задержки ответа ведущий предлагает следующему участнику игры ответить. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
    Ими скопирована, она скопировала, он смеётся, он смеялся, они клеили, ею

    написана, она спускается, они мечтали, они (поля) позеленели, он дремлет,

    он задремал, он (сад) осыпался, его (ребёнка) вымыли, их (окна) покрасили.
    II, Вариантом этой игры может быть замена одних словосочетаний другими с причастиями. Указывая по очереди на участников игры, ведущий произносит, например, словосочетание: работа, которую выполнили добросовестно. Учащийся отвечает: добросовестно выполненная работа.

    Можно и самим составлять и передавать друг другу по цепочке подобные словосочетания. За наиболее удачные из них засчитываются дополнительные баллы.
    ^

    Перестройте словосочетания с отглагольными прилагательными так, чтобы прилагательные в них стали причастиями. Образец: выдающийся учёный — выдающийся вперёд подбородок. Печёная картошка — испеченная в золе картошка. Укажите вид причастия. Каждое удачное словосочетание оценивается в один балл.
    1. Подходящий момент. 2, Следующий раз. 3. Блестящие способности. 4. Сдержанный характер. 5. Текущие дела. 6. Взволнованный голос. 7. Угрожающая поза. 8. Уважаемый товарищ. 9. Дребезжащий голос. 10. Кричащие краски. 11. Избалованный ребёнок. 12. Заслуженный отдых. 13. Крашеная дверь. 14. Гружёные сани. 15. Рубленое мясо. 16. Плетёная корзина. 17. Кипячёная вода. 18. Сушёные грибы.
    ^

    А)Образуйте от перечисленных ниже глаголов действительные причастия настоящего времени. Укажите, с помощью каких суффиксов они образованы.

    Дополнительное задание для «шустриков»: составьте с образованными причастиями словосочетания.

    Выигрывает тот, кто правильно и быстрее всех выполнил задание.
    Бить, блистать, застелить, дремать, задремать, лаять, залаять, одеваться,

    улыбаться, умываться, смеяться, кланяться, наклоняться, обидеть.
    Б)Образуйте страдательные причастия настоящего и прошедшего времени от указанных ниже глаголов. Укажите суффиксы причастий.
    Везти, охранять, писать, греть, бросить, потерять, хранить, закрыть, стричь, обижать.
    ^

    I. Впишите в клетки причастия, образованные от следующих глаголов (форма причастия указана в скобках):

    1. Закопать (прош. вр.).

    2. Засорить (прош. вр.). 3. Хранить (страдательное, наст. вр.).

    4. Скакать (наст. вр.). 5. Сделать (прош. вр.).

    6. Срастись (прош. вр.). 7. Спрятать (прош.

    вр.). 8. Нестись (прош. вр.).

    9. Делать (страдательное, наст.

    вр.).

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    Ь
    11
    12
    13

    II. Образуйте имена прилагательные от глаголов:
    1. Коптить. 2. Жарить. 3. Пилить. 4. Вялить. 5. Красить. 6. Стегать (прошивать стёжкой). 7. Калить (прожаривать). 8. Плести. 9. Печь. 10. Солить. II. Гранить. 12. Мочить (квасить). 13. Клеить (пропитывать клеем).
    Правильно вписав слова, вы прочтете в выделенном столбце название этих слов.

    ^

    Распределите словосочетания в две колонки: в одну — прилагательное + существительное, в другую — причастие + существительное. Укажите, какого вида причастия. Составьте несколько предложений с любыми из этих словосочетаний (с причастиями).
    Дремучий лес, тающий снег, усыпанное звёздами, опавшие листья, пожелтевшие листья, опущенные ресницы, голубое небо, осушенное болото, голубеющая дымка, серебряные ложки, ранние заморозки, деревянная посуда, серебристая лента, светлеющая полоска, деревенеющие ноги, соловьиные трели, утренний туман, непреклонное желание, уступчивый характер, предложенный вариант, соколиная охота, отзвеневший звонок, звенящий голос.

    ^

    Впишите по горизонтали причастия, соответствующие данным ниже определениям, и в выделенном вертикальном столбике вы прочитаете название этой формы глагола.

    1. Который закипает. 2. Которых избрали.3. Который можно различить, 4. Которую заметили. 5. Который отдал. 6. Которая запаслась. 7. Которых испытывают. 8. Которую разлили. 9. Которые зацвели.
    Выигрывает тот, кто первым правильно решил кроссворд.

    Но не торопитесь заглядывать в ответ!

    ^
    Причастие — это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. (В.Даль)

    Как причастия появились…

    Жили-были на свете одинокие суффиксы -УЩ-, -ЮЩ-, -АЩ-,-ЯЩ-, -ВШ-,

    -Ш-. Скучно им было жить на белом свете. И решили они пойти за советом к Глаголу. Рассказали ему о своем житье-бытье.

    Отвечает им Глагол: «Подарю я вам самое дорогое, что у меня есть, — основу».

    — Спасибо! — в голос ответили обрадованные суффиксы и немедленно присоединились к основам — получились некрасивые, неоконченные слова. Опять загрустили суффиксы, чего-то еще им не хватало.

    Вот бредут они по дороге со своими основами, и встречается им добрый волшебник — Прилагательное. Выслушало оно их горе и согласилось помочь несчастным суффиксам.

    — Возьмите мои окончания, они вам очень помогут.

    — Спасибо, доброе Прилагательное!

    И суффиксы, взяв подарки, счастливые отправились на лужайку к речке. Они долго веселились, играли, плясали, рисовали составленные слова. Один из братьев предложил:

    — Давайте жить так, как нам хочется, будем веселиться, никого не будем слушаться.

    Согласились остальные братья, очень уж захотелось побыть беззаботными, свободными. Забыли они, что в их большой стране Грамматике нельзя быть эгоистом, надо думать и заботиться о других. Но не долго им удавалось лентяйничать.

    Возмутились части речи, особенно Глагол и Прилагательное. И решили они наказать не причастных ни к чему бездельников.

    Глагол сказал:

    — Называться теперь вы будете причастиями. А за ваши проказы оставляю вам только два времени: прошедшее и настоящее. И никакого вам будущего. Ну и еще, так и быть, оставлю вам два вида — совершенный и несовершенный.

    — А я наказываю вас тем, что будете вечно склоняться по падежам, изменяться по родам и числам, — сказало Прилагательное.

    С тех пор не забывают причастия о Глаголе и Прилагательном. Погрустили они, погрустили, да делать нечего, надо трудиться. Больше ничего плохого никто за ними не замечал. И части речи простили их. Прощать-то тоже надо уметь.
    ^

    подружились

    Давно это было… Стояла в лесу избушка. И жили в ней прилагательные. А по соседству с ними бродили в лесу причастия. И не было у них ни хлеба, ни крова.

    Вот собрались как-то причастия на совет решать, как дальше жить? Посоветовались и решили проситься на постоянное жительство к прилагательным. Пошли они к избушке, где прилагательные жили, постучали. А в ответ услышали:

    — Кто там?

    — Это мы, причастия.

    — Что вам нужно?

    — Пустите нас к себе в избушку, мы хотим вместе с вами жить. Будем помогать, чем сможем.

    — Идите лучше к глаголам, — отвечают прилагательные, — ведь вы глагольного происхождения.

    — Но ведь мы родня вам, — просят причастия. — И относимся мы всегда, как и вы, к существительным, и по родам по-вашему изменяемся, и по числам, и по падежам. Куда уж ближе! Недаром некоторые ученики нас с вами даже путают.

    — Подождите, мы посоветуемся.

    Посоветовались и ответили такими словами:

    — Мы пустим вас, только отбросьте приставку и одно -н- из суффикса.

    Причастия согласились, хотя и не без колебания. Зато с тех пор стали жить прилагательные и причастия в большой дружбе, вместе ходят на работу.

    Страдания Страдательного Причастия.

    Всеми обиженное, всеми униженное, никем не привеченное, почти не замеченное — бедное, бедное Страдательное Причастие! Теперь оно — причастие прошедшего времени, и все у него в прошлом. А ведь было время… Это и многое другое расскажет вам Страдательное Причастие, если вы внимательно прислушаетесь к нему. Это и многое другое рассказывает оно Существительному, которое находится при нем в качестве дополнения.

    — Ах, не говорите, не говорите! — говорит Страдательное Причастие Существительному, которое вообще молчит. — Одни страдания!

    Существительное пробует кивнуть. Страдательное Причастие не позволяет ему даже этого.

    — Не говорите, не говорите! — развивает оно свою мысль. — Самое дорогое, что у меня есть, — это два Н в суффиксе. И вот, стоит мне появиться в тексте без Приставки или хотя бы без Пояснительного Слова, как я сразу теряю одно Н. Но ведь иногда хочется побыть и одному. Разве это — жизнь, скажите? Нет, нет, не говорите, не говорите…

    Существительное стоит перед Причастием в винительном падеже, словно это оно виновато, что у Причастия все так неудачно складывается. А Страдательное Причастие продолжает:

    — И главное, никакого просвета, никаких надежд… Даже будущего времени у нашего брата, причастия, не бывает. А как прикажете жить — без будущего?

    top-bal.ru

    Причастие и отглагольное прилагательное :: SYL.ru

    В русском языке причастие может переходить в отглагольное прилагательное в связи с ослаблением свойств глагола. Иными словами, причастие постепенно теряет свойства временные и приобретает качества постоянные. Соответственно, при этом изменяется правописание «нн» в причастиях и отглагольных прилагательных. Важно знать, что в причастиях пишется удвоенная «нн», помимо слов: смышленый, названый, а в прилагательных – одна «н», кроме слов: нежданный, негаданный, невиданный, желанный и других.

    Свойства частей речи

    Для того чтобы различать страдательное причастие и отглагольное прилагательное, нужно знать их свойства. Свойства причастия и прилагательного:

    1. Причастие обозначает изменяющийся во времени признак, а отглагольное прилагательное – постоянный.
    2. Причастие обозначает действие, направленное на предмет, а прилагательное – признак этого предмета. Например, плывущие тучи – это тучи, которые плывут, а летящая поступь – легкая походка.
    3. Причастия могут иметь поясняемые слова, вторая часть речи – не может. Сравните: потерянные на бегу вещи и потерянный взор.
    4. Причастие можно заменить глаголом, а сравниваемую часть речи — лишь прилагательным (потерянные вещи – вещи, которые потеряли, потерянный взор – взор неуверенный).

    Прилагательное характеризуется еще двумя признаками:

    1. Оно может входить в ряд однородных членов (воспитанна и застенчива).
    2. Оно может иметь переносное значение (потерянный взор).

    Причастие и отглагольное прилагательное

    У причастия есть свои специфические аффиксы, используемые для образования. К примеру, хлорсоставляющая – не причастие, потому что глагола «хлорсоставлять» не существует, нежданный – не причастие в связи с тем, что слова «неждать» в языке не бывает.

    Для различения данных двух категорий нужно:

    1. Выяснить, какого вида первооснова, от которой произошло нужное вам слова. В случае совершенного вида это причастие (брошенное восходит к слову «бросить», спутанное сознание – к «спутать»), потому что прилагательные могут иметь в качестве первоосновы лишь глаголы, отвечающие на вопрос: что делать? (жареное мясо — к жарить, груженая телега – к грузить).
    2. Выяснить существование поясняемого слова. При положительном ответе перед вами – причастие. Например: мороженная долго рыба и мороженая рыба. В первом случае задаем вопрос: «Мороженная в какой мере?» — Долго. Долго – зависимое слово, следовательно, мороженная – причастие. (Глаженное утюгом платье и глаженое платье).
    3. Выяснить, есть ли в слове приставка, кроме –не. Наличие приставки свидетельствует о принадлежности слова к причастию (пиленые дрова – распиленные дрова, но: непиленые дрова; топленое масло – вытопленное масло). Слова, которые следует запомнить: названый (брат), смышленый (удалец), посаженый (отец).
    4. Посмотреть, заканчивается ли слово на –ованный, -еванный. В этом случае всегда удвоенная –нн (маринованный, зареванный).

    Таким образом, если слово соответствует хотя бы одному из названных пунктов, оно является причастием, значит, нужно писать «нн»; если слово не соответствует ни одному пункту, то это отглагольные прилагательные («н» и «нн» в каких случаях писать, мы уже выяснили), нужно писать одну букву. При необходимости определить частеречную принадлежность написанного слово с двумя буквами будет являться причастием, с одной – нет.

    Зависимость от смыслового значения

    Что касается суффиксов анализируемых частей речи, следует отметить правописание отглагольных прилагательных. Например, такие слова, как масленые блины и масляная краска. Здесь мы разграничиваем причастия и прилагательные не по правилу, а в соответствии со смыслом. В первом словосочетании это отглагольное прилагательное, образованное от глагола «маслить», а во втором – прилагательное, образованное от существительного «масло». А в словосочетании, например, «масленные утром блины» масленные – причастие. Другими словами, когда слово употребляется в значении «сделанный из масла или работающий на масле» — в нем пишется суффикс –ян. Если в значении «пропитанный маслом», то суффикс — -ен.

    Слово раненый имеет двоякое написание. Например, в предложении «Оставаясь раненным, он приступил уже к сборам в поход» в слове раненным – удвоенное «нн», хотя нет приставки и нет зависимого слова, образовано от глагола «ранить» несовершенного вида, слово не оканчивается на –ованный, -еванный. Удвоенное «нн» объясняется тем, что слово несет в себе глагольное значение, то есть обозначает временный признак и является причастием. Отглагольное прилагательное не обозначает действие и отвечает на вопрос: какая? какой?

    Краткая и полная формы

    Наличие одной или двух «н» в слове зависит от формы: полной или краткой. Так, в кратких прилагательных пишется столько «н», сколько в полных. А в кратких причастиях всегда пишется только одна «н». Девушка была избалованна (избалованна – краткое прилагательное, обозначает постоянный признак). Мальчики, наверно, были избалованы жизнью (избалованы – причастие, обозначает временный признак).

    Суффиксы отглагольных прилагательных имеют свои особенности. Следует добавить, что в некоторых сочетаниях повторяющихся слов, таких как: латаный-перелатаный, стираный-перестираный, несмотря на наличие приставки пере- во второй части сочетаний пишется одна. Сочетания имеют значение степени качества и относятся к прилагательным.

    Изменение лексического значения

    В случаях, когда причастие переходит в прилагательное, у него может измениться лексическое значение. Например, причастие «прощенный» в словосочетании «прощенный человек» означает «человек, которого простили», но прилагательное прощеный в словосочетании «прощеное воскресенье» приобретает иной смысл и означает название дня недели перед большим православным постом.

    Сложные отглагольные прилагательные «н» и «нн» типа: малосоленый, гладкобеленый, свежекрашеный, пишутся с одной «н». Но: гладковыбеленный, свеженакрашенный, малозасоленный пишутся с удвоенной «н», так как вторая часть этих слов образуется от глаголов с приставками.

    Суффиксы существительных

    Существительные, образующиеся от причастий страдательного типа и от отглагольных прилагательных, могут писаться и с одной «н», и с двумя «нн». Все зависит от основы слова, от которого оно образовано. Например, ставленник — от прилагательного ставленый, но производящий глагол ставить совершенного вида, поэтому пишем с двумя «нн». Мороженое – от причастия «мороженное», но, так как производящая основа морозить (что делать?) – несовершенного вида, то пишем одну «н». То же самое относится и к правописанию производных наречий.

    Переход причастия в прилагательное

    Если причастие переходит в прилагательное, то оно перенимает его признаки:

    — От него образуется простая сравнительная степень (удивленный, удивленнее).

    — Оно может сочетаться со словами менее и более (менее удивленный).

    У него появляются синонимы и антонимы из прилагательных (воодушевленное настроение, то есть веселое – синоним, грустное – антоним).

    www.syl.ru

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о