Неолит — это… Эпоха неолита

Что такое неолит? Этот термин произошел от греческих слов “нэос” (новый) и “литос” (камень). Ученые этим термином называют новую эпоху в развитии человечества. Одним словом, неолит — это новокаменный век, то есть конечная стадия каменного века. А он, как известно, имел три периода развития: начальный, средний и новый. Каждому из них присущи какие-то особые элементы. По-научному эти периоды называют палеолит, мезолит и, наконец, неолит. Таблица первобытной истории наглядно показывает характерные особенности каждого.

НазваниеХронологические рамкиВиды деятельности и орудия
Палеолит3 млн — 10 тыс. до н. э.Охота и собирательство. Каменные и деревянные орудия труда и оружие
Мезолит10 тыс. — 5 тыс. до н. э.Строительство примитивных жилищ, изготовление лодок и плотов, изобретение лука и стрел
Неолит5 тыс. — 1 тыс. до н. э.Переход от собирательства к производящему виду хозяйства (скотоводство и земледелие). Появление ремесел. Возникновение керамических изделий. Орудия труда — из шлифованного камня

Знаменитый английский археолог девятнадцатого века Леббок называл неолит оппозицией палеолиту — другому периоду каменного века. Его характерными чертами является наличие шлифованных и просверленных орудий труда.

Когда наступил период неолита?

Конкретной даты начала этой эпохи никто назвать не может, поскольку некоторые культуры вступили в нее раньше, а другие – позже. Первыми народами, которые сделали шаг вперед и поднялись на новую ступень исторического развития, были люди, обитающие на территории Ближнего Востока еще 9,5 тыс. лет до нашей эры. Именно с этим периодом связывают переход от присваивающего типа культуры (собирательство и охота) к производящему (скотоводство, садоводство и земледелие). В истории человечества неолит считается значительным рывком вперед по сравнению с мезолитом и палеолитом. При изучении характерных особенностей каждого из периодов каменного века замечаешь, как много нового произошло за третий, последний период. Однако дальше изобретения каменных орудий, даже очень умело и мастерски сделанных, в данный промежуток времени человечество не пошло. Одним словом, эпоха неолита завершается именно тогда, когда на смену каменным орудиям приходят металлические. После этого, как известно, наступают бронзовый, железный и другие века. Тем не менее до сих пор в мире существуют народы (американские племена и жители островов Океании), которые еще не совсем перешли из неолита в железный век. И если исходить из этого, то можно констатировать, что этот период еще не полностью завершен для человечества в целом. Одним словом, ни железный век, ни неолит – это не хронологические периоды. Что же касается нашего региона, то здесь эта стадия началась примерно в пятом тысячелетии до нашей эры и длилась до третьего, то есть около 2000 лет.

Что дала человечеству эпоха неолита?

Да много чего. Например, орудия труда хоть и были изготовлены из камня, но не были такими примитивными, как при палеолите и мезолите. Их шлифовали, делая края ровнее и острее, по необходимости в них сверлили дырки (примитивный жернов). Люди неолита также занимались ткачеством и изготавливали для себя простейшую одежду и покрывала, те, кто обитал рядом с реками и озерами, занимались ловлей рыбы и других обитателей водоемов. Запасы рыбы, а также мяса, добываемого посредством охоты, наряду с орехами, ягодами и разными кореньями позволяло первобытным людям на некоторое время останавливаться в одной местности, то есть из кочевников превращаться в оседлых. А это, в свою очередь, привело к строительству сначала небольших поселков, а затем и городов. Оседлый образ также способствовал зарождению керамики и гончарного мастерства. Первые попытки использовать глину в качестве материала для изготовления посуды и других предметов утвари делались на территории Ближнего Востока, в селениях Джармо, Чатал-Гуюк и Хаджилар. А вот на Дальнем Востоке передовой была культура Дзёмон. Жители этого района не только стали изготавливать и использовать керамику, но и вывели некоторые сорта садово-овощных растений. Что же касается европейской части, в ранней стадии только в Греции существовали неолитические племена.

Самый древний город мира, зародившийся в эпоху неолита

Как уже было упомянуто, строительство первых городов началось именно в период новокаменного века. Самым древним из них был Иерихон. Это происходило в самом конце мезолита и начале неолита. Город построен на берегу реки Иордан, на территории нынешней Палестины. При строительстве первых городов особый акцент делался на осадных укреплениях. И это говорит о том, что в те далекие времена между городами велись войны. Следовательно, были сформированы регулярные армии, в которых выделялись военные чиновники. Одним словом, неолит — это период, когда зародились первые цивилизации, а также крупные населенные пункты – города-крепости.

Неолитическая революция

Действительно, то, что произошло в этот исторический период, можно назвать революцией. Во-первых, это переход от присваивающего к производящему хозяйству, возникновение керамических изделий (впервые в ранней японской культуре), возникновение городов, формирование профессиональной армии, занятие рыболовством и земледелием и др.

Стадии неолита

Ученые различают три периода развития данной эпохи: ранний, средний и поздний. Как было отмечено выше, к раннему нужно относить области на территории Ближнего и Дальнего Востока, а в европейской части — Грецию. К среднему неолиту относится развитие керамики в Восточной Европе и в Китае. Третий, последний этап – поздний неолит. Очагом развития является местность, расположенная на территории современного Китая.

Особенности быта в эпоху “новокаменного века”

Переход к оседлому образу жизни привел к тому, что люди стали строить более прочные и устойчивые жилища. С развитием керамики и гончарного искусства для строительства своих примитивных домов первобытные люди стали изготавливать глиняные блоки. Эти домики строились друг рядом с другом. Так стали появляться родовые общины. Рядом с поселением стали возделывать землю, для того чтобы иметь запас пищи. Произошло одомашнивание некоторых видов животных, что привело к развитию скотоводства. Еще одна ветвь народного хозяйства, которая зародилась и получила развитие в период неолита, – ремесленничество. Для обитателей вновь зародившихся поселений, которые в дальнейшем превратились в города, было необходимо изготовление различных изделий: предметов домашней утвари, деталей одежды, примитивной мебели, украшений и т. д. Кстати, важной особенностью эпохи неолита является возникновение ткачества. Конечно, это произошло не сразу. Перед этим люди научились плести корзины, а также рыболовные сети.

Обмен

В каждом из племен выделялись ремесленники, которым лучше всего удавалось изготовление каких-то конкретных предметов. То есть они считались мастерами своего дела и стали готовить данные предметы не только для своих соплеменников, но и для соседних племен. Так возникло понятие натурального обмена.

Кремень — главная порода камня в эпоху неолита

Эту породу люди данного исторического периода добывали двумя способами: сбором на поверхности в долинах рек и добычей в шахтах, что стало началом горного дела. Обрабатывали кремень для создания орудий труда несколькими способами: ретушью, двусторонней обивкой, сколом и т. д. Позже мастера разрабатывают новые методы, а именно шлифовку, заточку и спиливание. С помощью этих приемов мастера-оружейники начинают изготавливать холодное оружие. При этом для наконечников используется кость. Ножи сочетают в себе как костяные, так и кремневые детали. Другими предметами, которым дал начало неолит – век новых каменных орудий — являются топор, долото, тесло, стамеска и др. С появлением топора люди смогли строить лодки, плоты, деревянные дома и т. д.

Искусство

Люди эпохи неолита также тяготели к искусству. В изображениях, сделанных в этот период, наблюдается пробуждение мыслительной деятельности человека. К изобразительному искусству можно причислить рисунки, посвященные описанию войн. Наскальная живопись повествуют о событиях, которые происходили в ту эпоху. Особенно интересны рисунки, найденные на территории современной Норвегии. Здесь изображения людей и животных схематичны, что свидетельствует об абстрактном мышлении. Некоторые предметы изображаются в виде геометрических фигур, то есть они подразумевают эти предметы, но не передают их в точности.

Заключение

Неолит – новокаменный век, последний период перед тем, как люди изобрели железные орудия труда и из каменного века перешагнули в бронзовый.

fb.ru

Искусство эпохи неолита

Первобытное искусство. Искусство эпохи неолита.

Следующая ступень развития каменного века — неолит — новокаменный век (8—4 тысячелетия до н.э.). Наступление этой эпохи можно проследить в Передней и Средней Азии, в Европе и в Индии. Процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложняются, что развитие культуры отдельных областей начинает идти разными путями. От охоты и собирательства человечество переходит к производящей хозяйственной деятельности, к умножению продуктов природы. Появляются новые формы производства — скотоводство и земледелие. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Для неолита характерна новая техника обработки каменных орудий. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека. Новые черты общественной жизни людей — усиление родовых общин, укрепление связи между ними, переход от матриархата к патриархату — обусловлены общим подъемом производительных сил. Если до сих пор можно было рассматривать ход развития искусства как всеобщий, имеющий силу для различных областей земного шара, то теперь в искусстве мы видим локальные особенности, позволяющие отличать неолит Египта от неолита Двуречья и неолита Европы. Поэтому теперь принято в науке начинать историю искусства рабовладельческого общества, например Древнего Египта или Эгейского мира, именно с неолита. Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека. Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья. Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран. Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

1 – Искусство неолита – вступление.

Наступила новая эпоха. Европа в ту пору ничем не отличалась по очертаниям от современной, и в ней господствовал нынешний климат. Мамонты вымерли, северные олени переселились ближе к Полярному кругу; верным спутником человека сделалась собака, и он кроме охоты и рыбной ловли занялся скотоводством, а вскоре затем и земледелием; научился также прясть и ткать, лепить руками сосуды из глины и обжигать их на огне, и если кое-где еще жил в пещерах или искусственно вырытых ямах, то все-таки по большей части предпочитал воздвигать для себя хижины из кольев, глины и хвороста и покрывать их ветвями, тростником или соломой. У людей в ту эпоху начинает зарождаться вера в высшие силы, выражающаяся прежде всего в заботах об умерших и в отграничивании священных земельных участков.

 

Временные рамки эпохи неолита.

Когда именно началась неолитическая эпоха, существование которой можно проследить по формированию Земли, нельзя определить с точностью, как нельзя точно установить и начало палеолитической эпохи. Но конец позднейшей каменной эпохи, везде совпадающий с началом эпохи обработки металлов (хотя появление немногих металлических, особенно медных, предметов еще не дает права заключить о том, что переход из одной эпохи в другую уже совершился окончательно), в различных местностях обитаемой земли наступил в весьма разное время. В Египте и Вавилонии металлы употреблялись еще в IV тысячелетии до н. э. Каменная эпоха у североамериканских индейцев, обрабатывавших свою медь только «холодным» способом, как камень, и у островитян Тихого океана, которые еще и теперь знают лишь привозные металлические изделия, продолжается до их соприкосновения с европейцами. Что касается Европы, то можно, средним числом, принять 2000 г. до н. э. за приблизительный конец каменной эпохи, хотя юго-восток этой части света познакомился с обработкой металлов еще двумя-тремя столетиями раньше, а скандинавский север — лишь несколькими столетиями позже.

Рис. 7 – Наскальная живопись. (II тысячелетие до н. э. Сахара).

Арийские племена в эпоху неолита.

Представителями неолитического периода развития Европы считаются народности арийского племени, с течением времени завоевавшего себе преобладающее господство на всем земном шаре. Если сама Европа, как полагают, — родина арийского племени, то искусство новейшей европейской каменной эпохи следует считать первым проявлением художественных стремлений этого племени. Правда, в данном случае мы находимся на очень шаткой почве. В то время как, с одной стороны, выдающиеся ученые, во главе которых стоит Соломон Рейнах, выступают в защиту самостоятельного и независимого возникновения всего доисторического искусства Северной и Средней Европы, другие не менее выдающиеся люди науки, во главе с Максом Гёрнесом, автором объемного сочинения о первобытной истории искусства, держатся того мнения, что все художественные создания Европы ведут свое начало косвенным образом из Месопотамии и Египта, непосредственно же — с островов и берегов восточной части Средиземного моря, так что в неолитических произведениях Средней Европы можно видеть лишь отражение искусства юга и востока.

Признавать безусловно, равно как и безусловно отрицать здесь какое бы то ни было влияние — одинаково легко. Значительную долю незатейливых неолитических форм мы всегда будем считать общим родовым достоянием народов, но вместе с тем должны признавать зависимость редких и сложных, а следовательно, поздних произведений от соседних, более древних и родственных форм. Та ступень культуры и искусства, на какой стояла новейшая каменная эпоха, которую Гёрнес справедливо со своей точки зрения отделил от первой металлической эпохи, именно в Северной и Средней Европе, все-таки сохраняет для нас свой особый культурно-исторический отпечаток.

studfiles.net

Общая характеристика искусства эпохи неолита.

НЕОЛИТ

Историко-культурный фон

В обобщающих трудах и в учебниках по археологии при характеристике эпохи неолита обычно речь идет об изменениях в технологии обработки камня и в хозяйственной деятельности людей. Разнообразные формы охоты, широкое развитие рыболовства и собирательства, первые попытки доместикации животных – все, что зарождалось в эпоху мезолита, создало предпосылки для перехода от присваивающего хозяйства к производящему, т.е. к земледелию и скотоводству. Люди стали получать и накапливать излишки продовольствия. Новые способы обработки камня привели к появлению разнообразных, более совершенных орудий. Наряду с новыми видами каменной индустрии и качественно новыми орудиями охоты и рыбной ловли, люди стали создавать такие новые материалы, каких никогда не было в природе: керамику и ткань. Появилось и стало развиваться ткачество, гончарство, совершенствовалось строительство жилищ. Глиняная посуда способствовала резкому изменению рациона питания, в котором появилась вареная пища, сложные блюда, молочные продукты и т.д. Все эти изменения в культуре В. Гордон Чайлд назвал

«неолитической революцией». Понятие «неолитическая революция» прочно вошло в нашу науку и характеризует не столько темпы, скорость изменений в обществе, сколько их качественную новизну.

Процесс неолитизации шел разными путями. В полном смысле понятие «неолитическая революция» применимо к территории Юго-Западной Азии, где в IX-VI тыс. складывались и развивались производящие формы хозяйства. Раньше переход к неолиту произошел на Переднем и Среднем Востоке (производящее хозяйство и керамика), на территории Египта, Индии, Японии и на территории нынешнего Китая (керамика) и уже затем – на юго-востоке Европы.

В это же время население лесов и тундр – на северо-западе Европы, на Урале и в Сибири – продолжало заниматься охотой, рыболовством и собирательством. Процесс неолитизации, имевший в первом случае характер резкого скачка при переходе к производящему хозяйству, здесь был более медленным и эволюционным.

Культурное собирательство (?). На территориях с менее благоприятным климатом этот переход происходил вплоть до II тыс. до н.э.

В целом неолитическая революция заложила материальные основы древнейших цивилизаций Месопотамии, Ирана, Египта, Индии и Китая.

Преобразив материальные основы жизни, неолитическая революция не могла не коснуться и ее духовной сферы. В этой области также заметны определенные сдвиги, которые частично связаны с изменениями в материальной культуре, но, в основном, самостоятельны и самодостаточны. Переход к производящей экономике совпал по времени или, может быть, частично стал причиной изменений в сознании человека, в его отношении к окружающему миру. Десятки тысячелетий в человеке формировалась психология потребителя, собирателя, для которого окружающая среда это – совокупность весьма конкретных элементов, от которых напрямую зависит его существование.

Он не отделял себя от этой среды. Из опыта и воспитания он знал, что одни элементы, составляющие его среду полезны, например, сородичи; другие – безвредны, например, растения и некоторые животные, третьи – враждебны и опасны (хищники или грозные явления природы).

В эпоху неолита, пожалуй, впервые в истории, у человека начинает вырабатываться сознание того, что он – хозяин той части окружающей среды, в которой он живет. Впервые он хотя бы частично противопоставил себя среде. Только от него и его семьи, рода зависит, насколько эта среда будет доброжелательной для него. Он выводит и выращивает полезные растения, приручает не только собаку, но и животных, дающих молоко, мясо, шерсть и шкуры. Он владыка растений и животных, они принадлежат ему, он ими распоряжается по своему усмотрению. Правда, остается еще значительная область, где он не чувствует себя владельцем – непонятные ему явления природы. Но если он хозяин подвластной ему среды, то и у той, другой, не подвластной ему части окружающего мира тоже должен быть свой хозяин, один или несколько. Так складывались представления о великих не видимых, но сверхъестественных, вездесущих силах, которым не обходимо поклоняться и задабривать их жертвоприношениями.

Переход к производящим формам хозяйства требовал более углубленного познания окружающего материального мира и способствовал дальнейшей реализации интеллектуального потенциала человека, появлению новых аспектов духовной жизни. В сфере изобразительной деятельности это был переход от реалистических образов конкретных животных к обобщенным, схематическим изображениям. Реалистические образы животных в палеолитическом искусстве – это конкретные животные, которые играли в жизни человека-охотника определенную роль. Рисунки животных и людей неолитической эпохи – это уже обобщенные образы. Это уже не конкретный бизон, на рогах которого погиб его сородич (см., например, сцену «корриды» в пещере Ляско), а обобщенный образ бизона, оленя, козла и т.д. Или образ могущественного божества (рис. 1.102), которому нужно поклоняться и просить покровительства, принося ему жертвы. Появление в языке таких обобщенных понятий как небо, земля, огонь, дождь, снег, времена года, поле, стадо и т.д. усиливало символический аспект сознания и породило значительно большее число символических изображений, чем в палеолитическом искусстве.

В искусстве земледельцев и скотоводов эпохи неолита получили ускоренное развитие орнаментальные формы изображения, которые в предшествующее время только зарождались (см. пластину из Мальты). Появилось стремление украсить все виды предметов обихода (керамику, ткани, домашнюю утварь). Эти предметы украшаются стилизованными абстрактными мотивами, которые складываются в законченный орнамент. Отвлеченные формы – крест, спираль, треугольник, ромб – свидетельствуют о существовании достаточно сложных символических представлений. Стилизованные фигуры человека и животных также превращаются в символические знаки.

Таким образом, одной из общих черт всего неолитического искусства разных регионов, отличающих его от искусства предшествующих периодов, стала заметная схематизация образов и усиление символической составляющей. Эта особенность наблюдается везде: и у «передовых» земледельцев южных регионов, и у «отстающих» охотничье-рыболовческих культур севера. Другой общей чертой неолитического искусства можно считать усиление локальных особенностей в изобразительных традициях различных культурно-исторических регионов. Искусство охотников и рыболовов, сохраняющих пережиточные способы хозяйства и быта, а также и типы орудий, отличалось от искусства земледельцев и скотоводов.

Если в искусстве палеолита мы наблюдаем почти невероятное сходство между франко-кантабрийскими изображениями и, например, изображениями из Каповой пещеры, то в эпоху неолита таких совпадений все меньше. Правда, сохраняются еще некоторые общие тенденции. Например, у всех земледельческих культур почти одновременно от Китая до Адриатики появляется внешне очень близкая расписная керамика. Непрофессиональному глазу она кажется одинаковой так же, как образы мамонтов из Каповой пещеры и из пещер южной Франции. Росписи на сосудах, особенно на их обломках, были настолько сходны, что в археологическом жаргоне появилось понятие «афрасиабское триполье».

Сведения о наскальных изображениях Урала были обобщены в работах в. Н. Чернецова (1964, 1971). Сейчас ими занимаются В. Н. Широков, С. Е. Чаиркин, Ю. П. Чемякин (2000) и другие исследователи. Однако внутри круга южных земледельческих культур, как и внутри круга охотничье-рыболовческих культур все более заметными становятся местные отличия. Это, естественно, было связано с различиями в мировоззрении.

Изобразительное творчество населения лесной полосы Евразии эпохи неолита можно подразделить на два вида: пластику и графику. Первый из них включает крупную и мелкую скульптуру из дерева, кости, рога, глины и камня. Второй – образуют наскальные изображения и орнаменты на керамике и других предметах.

Мелкая и крупная пластика. Значительное место в искусстве эпохи неолита занимает мелкая пластика. Фигурки животных, довольно выразительные, выполнялись из глины, дерева, рога и реже – из камня. В связи с недостаточной точностью и большим разбросом датировок (см., например, выше об Оленеостровском могильнике), некоторые изобразительные памятники могут быть в равной мере отнесены и к мезолитическому, и к неолитическому времени. К этой категории относятся уже приводившиеся выше предметы из Шигирского и Горбуновского торфяников. На стоянках долины Оки, Верхнего Поволжья, Валдайской возвышенности, Беломорья, а также в Прибалтике в большом количестве встречаются миниатюрные фигурки людей, птиц и зверей из кремня, обработанного тщательной отжимной ретушью. Гораздо реже встречаются статуэтки из рога и кости. В изображениях животных иногда хорошо прослеживаются реалистические черты, видно стремление передать их особенности. Вспомним упоминавшийся выше жезл в виде лосиной головы, из Оленеостровского могильника на Онежском озере (рис. 1.84). Здесь же найдено еще несколько резных и выбитых из камня головок лося, а также фигурки людей, змей и др. (рис. 1.103)

Излюбленной темой в пластике эпохи неолита продолжает оставаться образ женщины. Антропоморфные, чаще всего женские, фигурки из камня, кости и глины распространены практически на всей территории юга Европы, Средней Азии и Переднего Востока. Многие исследователи считают, что они были символом плодородия. Рассмотрим некоторые изобразительные материалы из наиболее известных памятников.

Лепенский Вир. Перед строительством плотины на Дунае у Железных Ворот, там, где по Дунаю проходила граница между бывшей Югославией и Румынией, на югославском берегу было обнаружено древнейшее в Европе поселение эпохи неолита, жители которого, вероятно, наряду с охотой, рыболовством и собирательством диких плодов, уже знали зачатки земледелия.

Самые ранние жилища Лепенского Вира датированы радиоуглеродным методом 5.800 л. до н.э. Здесь было найдено несколько каменных скульптур (рис. 1.104). Большинство из них – это скульптурные изображения человеческих голов (рис. 1.105) и голов животных, есть и целые идолы (рис. 1.106). Среди жилищ было найдено несколько древних захоронений. В глубокой древности обычай хоронить своих сородичей здесь же, под полами жилищ, был распространен довольно широко. Мы знаем подобные захоронения на многих поселениях в Средней Азии, в Иране, Афганистане. Но в Лепенском Вире была одна любопытная особенность: в отдельных могилах были найдены только черепа, без остального скелета.

Чатал-Хююк. В центральной Анатолии, в долине Конья английский археолог Джеймс Меллаарт раскопал часть одного из самых ранних в мире протогородских поселений Чатал-Хююк. Оно занимало территорию около 13 га, из которых изучено раскопками только около 0,5 га. Сейчас турецкие археологи продолжают на нем раскопки. Здесь оказалось 12 строительных горизонтов, накопившихся примерно за тысячу лет. Серия из 14 радиоуглеродных дат показала возраст от 6500 до 5650 лет до н.э. Пока мы не знаем более древних поселений, жители которых строили бы дома из сырцового кирпича, разводили одомашненный скот, выращивали пшеницу и другие окультуренные растения. Они уже умели обрабатывать медь и свинец. Неподалеку располагаются месторождения обсидиана – вулканического стекла. Из этого материала делали удобные, острые и прочные орудия труда, поэтому в те времена обсидиан был большой ценностью и служил для обитателей Чатал-Хююка главным предметом обмена с жителями Западной Анатолии, Кипра и Леванта.

Дома в Чатал-Хююке строились вплотную один к другому так, что ходить можно было только внутри или по плоским крышам (рис. 1.107). Войти в дом можно было тоже через небольшое световое окно под крышей, которое одновременно служило для освещения и вентиляции помещения. Наружные стены были глухими и массивными. Примыкая одна к другой, они создавали единое ограждение жилой зоны, способное выдержать осаду и нападение извне.

Особый интерес представляют собой остатки домов, условно названных храмами. Их было открыто около 40. Это были помещения с росписями по стенам, с лепными рельефами, в которых использовались черепа и рога быков (рис. 1.108). Внутри жилищ и храмов найдено много каменных и глиняных статуэток (рис. 1.109), на стенах – отпечатки ладоней как в палеолитических пещерах. На внутренних стенах домов сохранились фрагменты многочисленных фресок, в которых угадываются мифологические сюжеты. Одна из них с изображением огромного быка (рис. 1.110) сопоставима с упомянутым выше сюжетом, условно названным «корридой» и с близкими к нему росписями Зараут-Камара.

studfiles.net

2. Происхождение и сущность искусства. Теории происхождения искусства. Миф и ритуал. Развитие изобразительных форм в палеолите, мезолите, неолите.

Вопрос о происхождении искусства был поставлен на научную основу во второй половине ХIX века, когда появилась возможность использования данных, полученных такими науками, как археология, этнография, социология, психология, антропология, лингвистика.

Искусство появляется в определенный период развития общества, когда складываются материальные условия для его возникновения. Это, прежде всего, наличие запасов пищи для того, чтобы некоторые члены общества могли иметь свободное время для занятий искусством, обеспечение общественного разделения труда. Появлению этих условий способствует коллективная охота, распределение обязанностей между членами коллектива в соответствии с их способностями. Этот период приходится на Верхний палеолит (35 – 18 тыс. лет до н.э.), когда ледник отступает на север. Среди ученых нет единого взгляда на вопрос о происхождении искусства. Существует несколько теорий, каждая из которых по-своему права:

1. Социальная теориясчитает, что в искусстве проявляется социальный инстинкт человека. Искусство участвует в различных формах общественной жизни: ритуалах, магических обрядах и др. Оно помогает человеку ощутить свое единство с коллективом, определить свое место в нем.

2.Религиозная теориясчитает искусство “божественным вдохновением”, проявлением божественной благодати. Античные греки считали искусство божественным даром, отдельными видами искусства “заведовали” музы – дочери Зевса. Люди, которые занимались искусством, в древности считались магами, связанными с сакральным миром.

3. Теория игры: искусство появилось из потребности человека выразить себя, почувствовать свою независимость от природы. В игре человек свободно располагает своей энергией, получает ощущение свободы. Искусство – это разновидность игры, где человек избавляется от забот и невзгод, в игре тратится избыток силы, она физиологически полезна.

4. Эротическая теориясчитает, что искусство является проявлением инстинкта украшения ради привлечения противоположного пола, унаследованного человеком от животных предков.

5. Теория подражаниясвязывает появление искусства с инстинктом подражания, развитым как у обезьян, так и у человека. Подражая поведению животных, птиц, явлениям природы, человек творчески осваивал окружающий мир. Имитация первоначально заменяла интеллект.

6. Иллюзионистская концепциясчитает, что у человека есть врожденный художественный инстинкт, состоящий в потребности человека обманываться. Художник создает иллюзорный мир, уводя людей из реальности в свой собственный. Нарушая правдоподобие, изменяя пропорции и внешний вид предметов, художник внушает людям определенные эмоции и чувства.

Как видно из вышесказанного, нет единого взгляда на происхождение искусства, его появление обусловлено одновременно и биопсихическими, и социальными причинами. Необходимо иметь в виду, что жизнь первобытного общества значительно отличалась от жизни современного, и функции искусства тогда были несколько иными.

Для людей первобытности характерен особый тип сознания – мифологическое сознание. Это донаучный способ объяснения и понимания окружающего мира, первобытная форма духовной культуры. Окруженный неведомой и небезопасной природой, человек не знал, как объяснить ее явления, ему было необходимо как-то психологически приспособиться к тяжелым условиям жизни. Единственное, что было известно человеку, это его личная жизнь и жизнь первобытного коллектива, законы, по которым она строится. Поэтому человек переносил знакомые социально-семейные отношения на природу и представлял себе все окружающие предметы и явления в качестве живых существ, подобных ему. Такое одушевление предметов и явлений называется «анимизм» (от латинского слова «anima» — душа). Наделение природных явлений и животных человеческими качествами называется «антропоморфизм».

Анимизм и антропоморфизм, были издревле присущи всем формам народного творчества. Так возникает метафорическое сопоставление природных и социальных явлений, возникают устойчивые одушевленные образы, например, в народных песнях и сказках. В первобытном сознании мышление еще не отделилось от эмоциональной сферы, происходит сплав вещи и ее образа, предмет выдается за его сущность. Мифология включает в себя зачатки религии, философии, политических теорий, различных форм искусства и литературы. Мифология изначально является почвой и арсеналом искусства, источником ярких, емких художественных образов, аллегорий и символов, в ней соединены неразрывно реальное и идеальное.

В мифологиях разных народов мира много общих черт, они, как правило, охватывают несколько общих тем:

  1. Происхождение вселенной, солнца, планет, земли и человека, о конце мира.

  2. Происхождение человека от животных, превращение человека в животное и наоборот (тотемические мифы).

  3. Чудесное рождение героя (вождя) – воплощение идеи о божественном происхождении власти

  4. О рождении, смерти, загробной жизни, судьбе.

  5. Об умирающем и воскресающем боге

  6. О происхождении ремесел, земледелия, о добыче огня, об обычаях и культурных героях (носителях культуры).

  7. О близнецах

Мифологическое сознание развило идею о всесакральности мира: законы управления и правила мироустройства известны только миру богов и духов. Связь между земным и сакральным мирами устанавливалась через ритуалы, в которых участвовали все члены общества. Ритуал психологически поддерживал «участие» человека в универсуме, в сложной жизни Вселенной, определял каждому свое место в нем. Поэтому искусство в первобытном обществе всецело было подчинено ритуалу.

На базе образа предмета возникает символизм – сплав вещи и ее подобия. Символика изображений в первобытном искусстве – это своеобразный «язык» знаков, который позже лег в основу идеографической и пиктографической письменности.

В исторической науке принято делить раннюю стадию развития человечества на несколько эпох, названия которых происходят от названий материалов, из которых изготовлялись орудия труда:

  1. Каменный век – 1,9 млн. лет до н.э.- 4 т.л. до н

  2. Медный век – 4 т.л. до н.э.

  3. Бронзовый век – 3,5 – 1,2 т.л. до н.э.

  4. Железный век – 1,2 т.л. до н.э.-до настоящего времени.

В свою очередь, Каменный век, как наиболее длительная эпоха, делится на такие периоды:

  1. Палеолит (древний каменный век)

А). Нижний – 1.9 млн. лет до н.э. – 38 т.л. до н.э.

Б). Верхний – 38-35 т.л. до н.э. – 10 т.л. до н.э.

Верхний Палеолит подразделяется на такие периоды:

      • Шательперонский — 35-30 т.л. до н.э.

      • Ориньяк — 30-25 т.л. до н.э.

      • Граветтский — 25-18 т.л. до н.э.

      • Солютре — 18-15 т.л. до н.э.

      • Мадлен — 15-10 т.л. до н.э.

  1. Мезолит (средний каменный век) – 10 – 5 т.л. до н.э.

  2. Неолит (новый каменный век) – 5-4 т.л. до н.э.

Это временнóе деление на периоды носит условный характер: на разных территориях и в разных климатических зонах человеческое общество развивалось неравномерно, а многие сообщества до сих пор находятся на стадии первобытности.

В период Верхнего палеолита появляются первые изображения на стенах пещер: отпечатки рук, волнистые линии красного цвета (следы пальцев, так называемые «макароны»), на небольших кусочках камня, кости – гравюры животных и людей. Рисунки наносились с использованием природных красителей: охры, марганца, древесного угля. Наиболее богаты произведениями первобытного искусства периоды Солютре и Мадлен: появляются натуралистические изображения туров, лошадей и других животных на стенах пещер. Некоторые рисунки изображают полулюдей-полуживотных (возможно, колдунов или шаманов). В основе этих изображений лежала охотничья магия или культ плодородия. Символика плодородия воплощена и в фигурках так называемых «Палеолитических Венер» с утрированными признаками женского пола.

В период Мезолита изображения все чаще связаны между собой каким-либо сюжетом, чаще всего изображаются сцены охоты или каких-либо ритуальных действий («вызывание дождя» и др.). И животные, и люди изображаются не объемно, а в виде четко очерченных силуэтов. В это время люди еще занимались в основном охотой и собирательством.

В период Неолита, когда климат в Европе становится значительно теплее, люди постепенно переходят к оседлому образу жизни, появляются зачатки ремесла и торговли. Основные археологические находки, относящиеся к этому периоду: керамические и деревянные сосуды, украшенные орнаментикой бытовые предметы и рукоятки оружия. Начинается строительство жилищ оседлого типа. Изображения приобретают более стилизованный, условный характер, превращаясь постепенно в пиктограммы и идеограммы. Территория, населяемая племенем, фиксировалась при помощи крупных изображений на скалах – петроглифов. Чаще всего в виде петроглифа изображалось стилизованное тотемное животное – мифический «предок» племени. Появляется также геометрическая орнаментика, которая в то время носила не декоративный, а магический или защитный характер.

studfiles.net

Характеристики искусства европы эпохи неолита (поздняя каменная эпоха).

1 – Искусство неолита – вступление.

Наступила новая эпоха. Европа в ту пору ничем не отличалась по очертаниям от современной, и в ней господствовал нынешний климат. Мамонты вымерли, северные олени переселились ближе к Полярному кругу; верным спутником человека сделалась собака, и он кроме охоты и рыбной ловли занялся скотоводством, а вскоре затем и земледелием; научился также прясть и ткать, лепить руками сосуды из глины и обжигать их на огне, и если кое-где еще жил в пещерах или искусственно вырытых ямах, то все-таки по большей части предпочитал воздвигать для себя хижины из кольев, глины и хвороста и покрывать их ветвями, тростником или соломой. У людей в ту эпоху начинает зарождаться вера в высшие силы, выражающаяся прежде всего в заботах об умерших и в отграничивании священных земельных участков.

 

Временные рамки эпохи неолита.

Когда именно началась неолитическая эпоха, существование которой можно проследить по формированию Земли, нельзя определить с точностью, как нельзя точно установить и начало палеолитической эпохи. Но конец позднейшей каменной эпохи, везде совпадающий с началом эпохи обработки металлов (хотя появление немногих металлических, особенно медных, предметов еще не дает права заключить о том, что переход из одной эпохи в другую уже совершился окончательно), в различных местностях обитаемой земли наступил в весьма разное время. В Египте и Вавилонии металлы употреблялись еще в IV тысячелетии до н. э. Каменная эпоха у североамериканских индейцев, обрабатывавших свою медь только «холодным» способом, как камень, и у островитян Тихого океана, которые еще и теперь знают лишь привозные металлические изделия, продолжается до их соприкосновения с европейцами. Что касается Европы, то можно, средним числом, принять 2000 г. до н. э. за приблизительный конец каменной эпохи, хотя юго-восток этой части света познакомился с обработкой металлов еще двумя-тремя столетиями раньше, а скандинавский север — лишь несколькими столетиями позже.


Рис. 7 – Наскальная живопись. (II тысячелетие до н. э. Сахара).

Рис. 7 – Наскальная живопись. (II тысячелетие до н. э. Сахара).

Арийские племена в эпоху неолита.

Представителями неолитического периода развития Европы считаются народности арийского племени, с течением времени завоевавшего себе преобладающее господство на всем земном шаре. Если сама Европа, как полагают, — родина арийского племени, то искусство новейшей европейской каменной эпохи следует считать первым проявлением художественных стремлений этого племени. Правда, в данном случае мы находимся на очень шаткой почве. В то время как, с одной стороны, выдающиеся ученые, во главе которых стоит Соломон Рейнах, выступают в защиту самостоятельного и независимого возникновения всего доисторического искусства Северной и Средней Европы, другие не менее выдающиеся люди науки, во главе с Максом Гёрнесом, автором объемного сочинения о первобытной истории искусства, держатся того мнения, что все художественные создания Европы ведут свое начало косвенным образом из Месопотамии и Египта, непосредственно же — с островов и берегов восточной части Средиземного моря, так что в неолитических произведениях Средней Европы можно видеть лишь отражение искусства юга и востока.

Признавать безусловно, равно как и безусловно отрицать здесь какое бы то ни было влияние — одинаково легко. Значительную долю незатейливых неолитических форм мы всегда будем считать общим родовым достоянием народов, но вместе с тем должны признавать зависимость редких и сложных, а следовательно, поздних произведений от соседних, более древних и родственных форм. Та ступень культуры и искусства, на какой стояла новейшая каменная эпоха, которую Гёрнес справедливо со своей точки зрения отделил от первой металлической эпохи, именно в Северной и Средней Европе, все-таки сохраняет для нас свой особый культурно-исторический отпечаток.

www.verman-art.ru

Искусство неолита. Всемирная история. Том 1. Каменный век

Искусство неолита

Грандиозный пафос росписей древнекаменного века постепенно утрачивает свои позиции. По мере того, как человек продвигался по пути своего развития, перед ним вставали новые задачи.

В новокаменный век первобытные люди научились обжигать глину. Появилась керамика. Керамика имела большое значение в развитии в человеке пока еще неосознанного чувства, которое позже стали называть эстетическим. Украшая замысловатыми узорами изготовленные им сосуды, человек с годами все более совершенствовал искусство орнамента, отмеченное все большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий.

Полны изящества многие образцы прикладного искусства, относящиеся к тому времени. Среди них, например, ложка с головой лебедя из Горбуновского торфяника (Свердловская область), которая поражает грацией в изогнутой лебединой шее и гармонией во всем контуре этой древней работы.

Прекрасна голова лосихи из рога, обнаруженная в приуральском торфянике.

Вообще же, необходимо отметить, что памятники этого древнего искусства чрезвычайно многочисленны и рассеяны на огромных территориях.

То же можно сказать и о живописи, прекрасные образцы которой археологи обнаруживают в Африке, в Европе, в Азии.

Как отмечал российский искусствовед Лев Любимов, «это искусство очень отлично от типичного палеолитического. Реалистический пафос, точно фиксирующий образ зверя как мишень, как заветную цель, сменяется стремлением к некоему гармоническому обобщению, стилизации и, главное, — к передаче движения, к динамизму. И действительно, некоторые сцены загонных охот с лучниками в росписях испанского и африканского циклов (вначале чаще всего одноцветных) — как бы воплощение самого движения, доведенного буквально до предела и сконцентрированного в бурном своем вихре, подобно энергии, готовой вырваться. В этом отношении некоторые сцены производят подлинно неизгладимое впечатление».

Кроме того, необходимо отметить, что в живописи и на скальной графике этого периода четко проявляется стремление к изяществу, которое очень часто нетрудно заметить.

В качестве примера можно привести изображение женщины, собирающей на дереве дикий мед (Аран, Восточная Испания). Одной рукой она держит высокий сосуд, а другая прячется в легком кружащемся облаке пчелиного роя.

Вот что говорит об этой находке Л. Любимов: «Перед нами запечатленное краской на камне подлинно поэтическое видение, гармонически связывающее красоту человека с природой.

В этом шедевре реализм образа сочетается с декоративностью общей композиции. Но этот синтез достигается не всегда и порой утрачивается в поисках все более лаконического обобщения. Так бывает чаще всего, когда в искусстве достигнута определенная вершина и новое кажется возможным только лишь в сугубой стилизации, в насильственном подчинении образа условной схеме, одним словом, когда равновесие между художественной условностью и реализмом нарушается в пользу первой. В наскальной живописи позднего неолита фигуры людей и зверей подчас настолько схематичны, что превращаются просто в знаки, изобразительное происхождение которых распознается с трудом. И все же ритмичность и внутренний динамизм почти всегда воодушевляют и эту живопись, спасая ее от снижения до простой узорчатости».

На границе между Сахарой и Феццаном, на территории Алжира, в горной местности с названием Тассили-Аджер, в пещерах обнаружены удивительные рисунки и живопись — пятнадцать тысяч живописных фрагментов, созданных от VI тысячелетия до н. э. до I тысячелетия н. э.

На этих рисунках мы видим огромные пастбища и тучные стада в сотни голов. Мы видим стройных пастырей, которые стерегут коров. Тела людей и животных удлинены, что придает им особое изящество. Выделяются тона — бурые, черные, желтые с золотистыми переливами и красноватые. На переднем плане — рогатая танцовщица или богиня в богатом уборе. А вот фигуры в масках, которые, возможно, выражают какие-то магические символы. А вот быки, антилопы, жирафы. Луки, стрелы, колесницы, которые несутся на большой скорости. Человекообразные крутоголовые существа — колдуны?

Для этих рисунков характерны грация и изящество, точность в передаче движений и удивительное сочетание форм и тонов.

Необходимо заметить, что искусство, о котором идет речь, у африканских племен сохранило свои неолитические черты до самого проникновения в Южную Африку европейцев. И по своему стилю замечательная наскальная живопись бушменов — тоже неолитическая.

К сожалению, о том, как работали создатели наскальных росписей, мы знаем только благодаря рассказам очевидцев, дошедших до нас с конца прошлого века.

Если верить им, стены в пещере разрисовывали только несколько человек — те, кто умел рисовать. Причем, каждый из них работал отдельно, только над своей картиной. Женщины лишь смотрели на работу мужчин, вполне возможно, что рисовать им вообще не разрешалось. Краска находилась в маленьком горшочке. Горшочков было столько, сколько требовалось красок. Кисти вначале делались из волос антилопы гну, позже их начали изготовлять из конского волоса. Волосы прикрепляли к палочке при помощи сухожилий. Краска разводилась на растопленном жире.

Кстати, перед тем как приступить к росписи стены, бушмены-художники на небольших плоских камнях делали предварительные наброски будущей картины.

Интересный памятник неолитического искусства был обнаружен на восточном берегу Онежского озера. Это часть гранитной скалы, на которой высечены десятки фигур — лоси и олени, утки и лебеди, большие ладьи с гребцами.

Интересные изображения вереницы оленей были обнаружены на скалах при впадении реки Выга в Белое море в урочище Залавруга.

Прекрасны фигуры «лосей» на утесах Лены и Ангары.

Вот что об этом пишет российский академик А. П. Окладников: «Еще двадцать пять тысячелетий тому назад на берегах Ангары жили охотники на мамонтов и носорогов, создавшие свою замечательную культуру, во многом близкую той, которая существовала у их современников в приледниковой зоне Европы, но вместе с тем и во многом оригинальную. Это были не только первые художники Сибири, искусные мастера художественной резьбы и скульптуры из бивня мамонта. Они уже вели счет лунным фазам.

Реалистические традиции древних охотников нашли продолжение в творчестве их потомков, людей новокаменного века, которые покрывали целые скалы на берегах Лены и Ангары образами лосей. Лоси изображались настолько точно и жизненно, что и сейчас кажутся нам одухотворенными, полными чувственной силы.

На Амуре в то время обитали оседлые рыболовы. Они жили уже не в легких шатрах — чумах, а в прочных полуподземных домах целыми деревнями. Около их поселков и в древних жилищах уцелели образцы древнего искусства, оригинального и неповторимого, как и все остальное в жизни этих племен. На огромных валунах у старого нанайского села Сакачи-Алян до сих пор видны загадочные личины — лики неведомых существ, нередко окруженные ореолом или украшенные фантастическими головными уборами. Там же на шершавых глыбах дикого камня выбиты змеи, птицы, звери, стилизованные таким же причудливым и странным образом…

В обрывистом берегу Амура около устья реки Хунгари в остатках поселения каменного века, существовавшего более пяти тысяч лет назад, вместе с каменными топорами и наконечниками стрел из кремня был обнаружен удивительный сосуд. По его ярко-малиновому лощеному фону, блестящему, как на краснолаковых вазах древней Греции, рукой неведомого мастера были выполнены скульптурные личины, почти такие же, как на валунах Сакачи-Аляна. Эта находка показала, что на берегах Амура пять тысячелетий назад жили мастера высокого искусства, люди, создавшие очаг художественной культуры, которая не уступает никакой другой известной нам соседней или далекой культуре того времени».

* * *

Существовавшая сотни тысяч лет древняя первобытная община стала первой формой организации человеческого общества. За весь период ее существования человек расселился почти по всему земному шару, освоил большую часть нашей планеты, пригодную для жизни. Он положил начало и сделал немало для развития материальной и духовной культуры.

Однако, несмотря на большие достижения человечества в период первобытно-общинного строя, развитие общества шло чрезвычайно медленно. Иногда на протяжении жизни многих поколений не происходило сколько-нибудь заметных сдвигов. На протяжении многих тысячелетий для родовых обществ и племенных объединений было характерно неразвитое производство. Человек был бессилен перед природой.

Тем не менее, преодолевая огромные трудности, человечество неустанно продвигалось по пути прогресса.

Период неолита характеризуется таким значительным ростом производительных сил, в результате которого старое родовое общество с материнским родом должно было уступить место новому — патриархально-родовому строю. Это в свою очередь привело к возникновению классового общества, что вскоре и начало наблюдаться в ряде стран земного шара.

Вместе с тем первобытно-общинный строй еще долго продолжал сосуществовать рядом с новым, классовым, рабовладельческим строем.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Живопись эпохи неолита


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Неолит

За мезолитом следовал неолит — новокаменный век, или век отполированного камня. Ледниковый период, а с ним и мегафауна, и видовое разнообразие человечества остались позади. Неандертальцы сошли с исторической сцены, победителями стали наши предки — люди кроманьонского типа. Поэтому с эпохи неолита начинается наша история.

В это время полирование, пиление и сверление повышали качество орудий труда. Расширение источников существования способствовало расселению человека на большей территории. Развитие гончарного производства и строительного дела говорит о более прочной оседлости людей. Совершенствование ткачества и обработки кожи свидетельствует о возросших материальных потребностях человека.

Относительно быстрое наступление неолита наблюдается в странах с благоприятными климатическими условиями: Передней и Средней Азии, в Египте, Индии, несколько позже — в Юго-Восточной Европе. На северо-западе Европы, Урале и в Сибири этот процесс протекал весьма медленно, так как природные условия не позволяли отойти от старых способов добывания пищи. В этих районах эпоха неолита прослеживается вплоть до 2-го тысячелетия до н.э.

Там, где природные условия были благоприятными, человек от собирательства переходит к земледелию и разведению скота. Простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент. В эпоху неолита возникает новое видение мира, иное представление о месте человека в нем. В верованиях земледельца главное внимание уделяется силам природы: дождю, солнцу, ветру, земле, от которых зависит его существование.

Природа становится более податливой для человека, который уже не только что-то выхватывает из неё силой или ухищрением, а медленно, но упорно приступает к её преобразованию. Он сосредоточивается уже не на частном, а на целом, не на отдельном звере, а на стаде, не на случайной находке каких-то злаков и плодов, а на целых участках земли, которую ему надлежит использовать, и, трудясь в коллективе соплеменников, он более широко и организованно охватывает духовным взором видимый мир.

В то время как в у охотничье-рыболовческих племён сохраняется матриархальный строй, у скотоводческих уже складываются предпосылки к появлению патриархального строя. В конце эпохи неолита в некоторых местах наблюдалось уже разложение первобытнообщинного строя и сложение новой формации классового общества в результате выделения вождей племен в верховную касту.

 

Искусство неолита

В эпоху неолита процесс производства, а с ним и духовная жизнь настолько усложнились, что развитие материальной культуры на отдельных территориях имеет свои особенности. Если в более ранние эпохи искусство почти повсеместно развивалось примерно одинаково, то теперь оно приобретало в каждой области свои локальные особенности, по которым можно отличить неолит Египта от неолита Двуречья, неолит Европы от неолита Сибири и т.п.

Но есть и общие для неолитического искусства черты: широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реальны, хотя трактованы обобщенно. Упрощены и схематичны изображения женских фигурок, иногда покрытых орнаментами, воспроизводящими узоры на одежде. Особенно характерно для неолита развитие декоративного искусства; почти всюду видим стремление украсить вещи, находящиеся в повседневном употреблении у человека.
Больше всего до нас дошло глиняной орнаментированной посуды. По формам неолитических сосудов, а особенно по способу и разнообразию их украшения одна область отличалась от другой. Можно проследить развитие орнамента от простейших узоров на сосудах ямочно-гребенчатого типа (Восточная Европа) до превосходно сделанных и богато расписанных сосудов Египта или Триполья.

Ярким и выразительным примером неолитической культуры может служить культура Триполья, широко распространенная в 4—3 тысячелетиях до н.э. на юге Европейской части России и Украины и на территории целого ряда Балканских стран.

Конец Трипольской культуры относится к эпохе энеолита (медный век) и бронзы. Трипольские поселения земледельцев располагались чаще всего по берегам рек. Дома из глины и дерева, прямоугольные в плане, были, вероятно, с внутренней стороны покрыты орнаментальной росписью. В поселениях были найдены модели жилищ и небольшие женские статуэтки. Но особенно богато и широко развернулось творчество трипольцев в украшении керамики. По разнообразию форм и орнаментики трипольская керамика не уступает ни египетской, ни переднеазиатской. Трипольские сосуды были сделаны из ярко-желтой или оранжевой глины; туловище сосуда покрыто разнообразным, но почти всегда состоящим из спиралевидных линий, геометрическим орнаментом, исполненным красной, черной, коричневой, белой красками.

Живопись эпохи неолита

 

В северных лесных областях, где продолжало существовать охотничье хозяйство, сохранялись старые традиции наскального искусства. Но появление новой, более прогрессивной ступени развития можно заметить и здесь: наскальные изображения, исполненные главным образом ударной техникой, иногда нанесённые краской.

Кроме животных, в наскальных изображениях фигурирует и человек, но по силе выразительности образы людей уступают изображениям зверей, хотя всегда понятно, что хотел выразить художник.

Наскальное искусство эпохи неолита обнаружено не только в Передней и Средней Азии, Европе, но и в более южных областях земного шара, например, в некоторых районах Африки (Южная Родезия, Сахара), в Испании.

В этой живописи и наскальной графике впервые в первобытном изобразительном искусстве появляется стремление к изяществу. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на изображение женщины, собирающей дикий мёд (Арана, Испания). В отличие от могучих «венер» палеолита здесь на камне красками запечатлено юное женское тело, грациозное и пленительное.

Или, к примеру, наскальные росписи, обнаруженные на территории Алжира, в Сахаре, в местности, именуемой Тассили-Аджер. Анализ семян, извлечённых при раскопках, показывает, что несколько тысячелетий назад тут была обильная растительность. Цветущий, красочный и загадочный для нас фантастический мир открывается нам в искусстве Тассили-Аджера.

Тучные пастбища и тучные стада в сотни голов. Стройные пастыри, стерегущие столь же стройных коров. Тела людей и животных намеренно удлинены в стремлении к декоративности и изяществу. Симфония тонов — бурых, чёрных, красноватых и жёлтых с золотистыми переливами. Стилизация и фантастика. Торжественно-изысканная рогатая танцовщица или богиня в роскошном уборе. Могучие быки, грациозные антилопы. Дерущиеся, бегущие от охотников или просто прогуливающиеся жирафы; их шеи и ноги образуют гибкий, сказочно-смелый узор. Нитевидные танцующие фигурки. Охотники со звериными ликами. Фигуры в масках, вероятно выражающих какие-то магические символы. Луки и стрелы, чередующиеся в стремительном, захватывающем зрителя ритме. Боевые колесницы, несущиеся во весь дух. Безудержное движение и вдруг снова покой пасущегося стада.

Вспомним росписи пещеры Ласко. Там была монументальность, как бы незыблемость схваченного художником образа. Здесь — живость, текучесть и вольная фантазия, острота и точность рисунка, грация и изящество, гармоническое сочетание форм и тонов, красота людей и животных, изображённых с хорошим знанием их анатомии, стремительность жестов, порывов, общая симфония прекрасного — вот что поражает и очаровывает в грандиозной наскальной «картинной галерее» африканской пустыни, самом большом в мире «музее» доисторического искусства.

Знаменательно, что это искусство, характерное для неолита, ещё долго продолжало существовать у африканских племён, сохранивших первобытнообщинные отношения. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю — неолитическая.

На восточном берегу Онежского озера в окрестностях деревни Бесов Нос обнаружен памятник изобразительного искусства позднего неолита: десятки фигур высечены на ней около 4-х тысяч лет назад. Лоси и олени, гуси и лебеди и большие ладьи с гребцами. Всё это ясно обозначено. Но кроме того — какие-то круги не то с отростками, не то на длинных шестах… Мы не знаем, что они изображают. Культ ли это Солнца? Или Луны? Всё, вместе взятое, очевидно, магическая мистерия, призванная дать человеку победу над зверями, т.е. опять-таки торжество над природой.

studopedya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *