Биография И.А.Гончарова — Литература — 10 класс

Презентация на тему: «Биография И.А.Гончаров»

Подготовила ученица 10 класса

Магомедова Халимат.

И.А.Гончаров

  • Иван Александрович Гончаров – великий русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности, автор произведений «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история», критического этюда «Мильон терзаний».

Детство и родители Гончарова.

  • И. А. Гончаров родился 6 (18) июня 1812 года в Симбирске в зажиточной купеческой семье. Кроме Ивана в семье Гончарова было ещё трое детей.
  • Отец – Александр Иванович  был купцом 3-й гильдии, занимался хлеботорговлей и имел небольшой свечной завод. Гончаров практически не помнил своего отца: тот умер, когда писателю было всего семь лет.
  • Мать — Авдотья Матвеевна (в девичестве Шахторина) воспитывала детей одна. В письмах, в очерке «На родине» Иван Александрович Гончаров вспоминал мать с чувством благоговения. Всю жизнь писатель был благодарен матери за любовь и заботу и за разумную, строгую требовательность, в которой Гончаров видел основу нравственного воспитания. Чувство долга, трудолюбие, серьёзное, вдумчивое отношение к жизни, стойкость – все эти качества, которые Авдотья Матвеевна старалась воспитать в своих детях.
  • В воспитании Гончарова и в его духовном развитии важную роль также сыграл его крёстный отец Николай Николаевич Трегубов. Он был отставным моряком, отличался широтой взглядов и критически относился к некоторым явлениям современной жизни.

Родители Гончарова.

Дом Гончаровых.

образование

  • С 1822 – 1830 годы Гончаров учится в Московском коммерческом училище. Эти годы для писателя были трудны и малоинтересны.
  • В августе 1831 года  Иван Александрович Гончаров становится студентом факультета словесности Московского университета. Три года обучения в Московском университете стали важным периодом в биографии Гончарова. Это был период напряжённых раздумий — о жизни, о людях, о себе.
  • Получив диплом, И. А. Гончаров едет в родной Симбирск, устраивается на службу секретарем канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского. Но уже в 1835 году увольняется и приезжает в Петербург. Гончаров быстро находит работу переводчика в Министерстве финансов. Здесь Иван Александрович Гончаров служит до начала пятидесятых годов. В Петербурге Гончаров устраивается преподавателем латыни в семье академика живописи Н. А. Майкова. У писателя появляются знакомства в среде деятелей искусства.

Творчество

  • 40-е годы — начало расцвета творчества Гончарова. В 1838 году Иван Гончаров пишет свое первое произведение «Лихая болесть». В 1839 году – произведение Гончарова «Счастливая ошибка» . Оба произведения были помещены в рукописные альманахи «Лунные ночи» и «Подснежник», издававшиеся в семье Майкова на условиях анонимности.
  • В 1842 году  Гончаров пишет очерк «Иван Саввич Поджабрин».
  • В 1846 году был написан первый роман И. А. Гончарова «Обыкновенная история» . Весной 1847 года «Обыкновенная история» публикуется на страницах «Современника».
  • В 1856 году Иван Александрович Гончаров начинает сотрудничать с газетой «Северная почта» в качестве цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но она была непосредственно связана с литературой.
  • В1859 году Гончаров пишет роман «Обломов».
  • Гончаров стал тяготиться должностью цензора и в 1867 году вышел в отставку. Трудная и хлопотливая служба мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов».
  • В 1869 году написан последний роман И. А. Гончарова «Обрыв». В этом же году произведение опубликовано в «Вестнике Европы», однако успеха у читателей роман не имел.
  • 1870-е годы Гончаров находился в отставке. С этого времени он пишет мало. Самое значимое произведение последнего периода жизни писателя – этюд «Мильон терзаний»,
    посвященная комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». В этот период были написаны рассказы «Литературный вечер», «Заметки о личности Белинского», авторская исповедь «Лучше поздно, чем никогда» и пр.
  • В 1872 году   в «Вестнике Европы» опубликован этюд «Мильон терзаний» Гончарова .
  • Осень 1873 года Иван Александрович Гончаров преподает русскую словесность детям Великого князя Константина Николаевича.
  • 1876 год   Иван Александрович избран русским членом-корреспондентом Общества литераторов Франции.
  • В 1885 году  Гончаров избран почетным членом Общества любителей российской словесности при Московском университете.

Последние годы.

  • Последние годы своей жизни Гончаров живет тихо и замкнуто в Петербурге. Всю жизнь Гончаров провел в одиночестве. Иван Александрович не был женат, у него не осталось потомков. Свою литературную собственность он завещал семье своего старого доверенного слуги.
  • 12 сентября 1891 года писатель простудился. Болезнь развивалась стремительно. В ночь на 15 сентября 1891 года Иван Александрович Гончаров умер от воспаления легких на восьмидесятом году жизни. Похоронен в Александро-Невской лавре.

multiurok.ru

Жизнь и творчество И.А. Гончарова (презентация)

Детство писателя.

Родился 6 (18) июня в Симбирске в состоятельной купеческой семье. Отец, Александр Иванович, много раз выбирался городской головой, вел хлебную торговлю. Скончался, когда Гончарову было 7 лет. Воспитанием занималась мать, Авдотья Матвеевна.

Первоначальное образование получил дома под руководством отставного моряка, помещика Н.Трегубова, человека просвещенного. Уже в детстве Гончаров прочитал произведения Ломоносова, Фонвизина, Жуковского, сочинения Расина, Вольтера и Руссо, описания всевозможных путешествий, исторические труды.

«Чтение было моей школой…».

Первоначальное образование он получил в частном пансионе, где выучил французский и немецкий языки, перечитал все доступные книги — «невообразимую смесь… почти выученную наизусть».

В 1822 его отдали в Московское коммерческое училище, в 1831 он поступил на словесное отделение Московского университета: изучение литературы подстегивало «страсть к чтению» и «формировало перо».

Еще студентом Гончаров перевел и поместил в журнале «Телескоп» две главы из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (1832). По окончании университета (1834) он ненадолго вернулся в Симбирск, затем навсегда переехал в Петербург, где начал службу в Министерстве финансов, продолжая все свободное время заниматься литературой: много переводил, писал романтические стихи и шуточные повести для домашнего чтения в кругу Майковых (в этой семье он преподавал русскую литературу и латинский язык будущему поэту А. Н. Майкову и его брату В. Н. Майкову, впоследствии известному критику). В их доме писатель завязал и первые литературные знакомства.

videouroki.net

Роман Гончарова «Обломов» 10 класс

Презентация на тему: Роман Гончарова «Обломов» 10 класс

Скачать эту презентацию

Скачать эту презентацию

№ слайда 1
Описание слайда:

Роман И.а. Гончарова «Обломов» Выполнила: ученица 10 «А» класса Еремеева Ольга Преподаватель: Бочкарёва Галина Рудольфовна

№ слайда 2 Описание слайда:

«Илья Ильич проснулся против обыкновения, очень рано, часов в восемь. Он чем-то сильно озабочен.» Иллюстрация С. К. Русакова к роману И. А. Гончарова «Обломов»

№ слайда 3 Описание слайда:

«На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него.»

№ слайда 4
Описание слайда:

«Не таков мирный уголок, где вдруг очутился наш герой. Небо там, кажется напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяческих невзгод.»

№ слайда 5 Описание слайда:

«Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчание которых сладко дремлется.»

№ слайда 6
Описание слайда:

«Но главною заботою была кухня и обед… …Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»

№ слайда 7 Описание слайда:

«Потом, надев просторный сюртук или куртку какую-нибудь, обняв жену за талью, углубиться с ней в бесконечную, темную аллею; идти тихо, задумчиво, молча или думать вслух, мечтать, считать минуты счастья, как биение пульса; слушать, как сердце бьется и замирает; искать в природе сочувствия… и незаметно выйти к речке, к полю…»

№ слайда 8 Описание слайда:

«Что он делал дома? Читал? Писал? Учился? Да, если попадется под руки книга, газета, он ее прочтет.»

№ слайда 9 Описание слайда:

Характеристики героев Илья Ильич Обломов Штольц Андрей Иванович Захар Марья Михайловна Мухояров Иван Матвеевич Пшеницына Агафья Матвеевна Ильинская Ольга Сергеевна

№ слайда 10 Описание слайда:

Илья Ильич Обломов -главный герой романа, молодой человек «лет тридцати двух — трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица… мягкость была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки»

№ слайда 11 Описание слайда: № слайда 12 Описание слайда:

Штольц Андрей Иванович -один из главных героев, друг Ильи Ильича Обломова, сын Ивана Богдановича Штольца, обрусевшего немца, управляющего имением в селе Верхлеве, что в пяти верстах от Обломовки. «Штольц был немец только вполовину, по отцу: мать его была русская; веру он исповедовал православную; природная речь его была русская: он учился ей у матери и из книг, в университетской аудитории и в играх с деревенскими мальчишками, в толках с их отцами и на московских базарах. Немецкий же язык он наследовал от отца да из книг»

№ слайда 13 Описание слайда: № слайда 14 Описание слайда:

Захар «У господина в кабинете переломаны или перебиты почти все вещи, особенно мелкие, требующие осторожного обращения с ними, — и все по милости…». «… неопрятен. Он бреется редко и хотя моет руки и лицо, но, кажется, больше делает вид, что моет… Он очень неловок: станет отворять ворота или двери, отворяет одну половинку, другая затворяется, побежит к той, эта затворяется…

№ слайда 15 Описание слайда: № слайда 16 Описание слайда:

Марья Михайловна -«была женщиной очень умной, приличной, одетой всегда прекрасно, всегда в новом шелковом платье, которое сидит на ней отлично, всегда в таких изящных кружевных воротничках; чепец тоже со вкусом сделан, и ленты прибраны кокетливо к ее почти пятидесятилетнему, но еще свежему лицу… Позы, жесты ее исполнены достоинства… ее никогда не увидишь за работой: нагибаться, шить, заниматься мелочью нейдет к ее лицу, важной фигуре. Она и приказания слугам и служанкам отдавала небрежным тоном, коротко и сухо»

№ слайда 17 Описание слайда:

Мухояров Иван Матвеевич -брат Агафьи Матвеевны Пшеницыной, персонаж, на первый взгляд малоприметный, но являющийся важной пружиной в сюжете романа. Читатель узнает о М. от земляка Обломова, Михея Андреевича Тарантьева, аттестующего Обломову своего «кума»: «Это, брат, золотой человек, не чета какому-нибудь выскочке немцу! Коренной, русский служака, тридцать лет на одном стуле сидит, всем присутствием вертит, и деньжонки есть, а извозчика не наймет; фрак не лучше моего; сам тише воды, ниже травы, говорит чуть слышно, по чужим краям не шатается…»

№ слайда 18 Описание слайда:

Пшеницына Агафья Матвеевна -вдова чиновника, оставшаяся с двумя детьми, сестра Ивана Матвеевича Мухоярова, кума Тарантьева. Именно Тарантьев поселяет Обломова, вынужденного искать новую квартиру, в домике П. на Выборгской стороне. «Ей было лет тридцать. Она была очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил».

№ слайда 19 Описание слайда: № слайда 20 Описание слайда:

Ильинская Ольга Сергеевна -одна из главных героинь романа, яркий и сильный характер. «Ольга в строгом смысле не была красавица, то есть не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук, как у пятилетнего ребенка, с пальцами в виде винограда. Но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

№ слайда 21 Описание слайда: № слайда 22 Описание слайда:

Спасибо за внимание!!!

ppt4web.ru

Презентация «Иван Александрович Гончаров. Основные этапы жизни и творчества» 10 класс

Иван Александрович Гончаров (1812-1891) Основные этапы жизни и творчества.

Подготовила учитель русского языка и литературы: МБОУ «ГСОШ»: Дубинина Е.А.

Дом Гончарова. Современный вид

Дом, в котором родился И.А.Гончаров. Фото Г.Степанова. 1890 г

ГОНЧАРОВ Иван Александрович — прозаик, критик. Родился в состоятельной купеческой семье. Отец — Александр Иванович неоднократно избирался городским головой Симбирска. Он скончался, когда Гончарову было 7 лет.

Вспоминая в преклонные годы своё детство и отчий дом, Гончаров писал в автобиографическом очерке «На родине»: «Амбары, погреба, ледники переполнены были запасами муки, разного пшена и всяческой провизии для продовольствия нашего и обширной дворни. Словом, целое имение, деревня».

Детство . Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи отставному морскому офицеру Н.Н.Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства. Купеческие дети получили типично помещичье воспитание.

Николай Николаевич Трегубов – симбирский дворянин, крестный отец детей в семье Гончаровых. Неизв

Авдотья Матвеевна Гончарова — мать писателя. Неизвестный художник. Холст, масло. 1 четв. XIX в

Образование. Гончаров учился в частном пансионе священника Ф. С. Троицкого, где он приобщился к чтению книг западноевропейских и русских авторов и хорошо изучил французский и немецкий языки. В 1822 г. поступил в Московское коммерческое училище, восьмилетнее пребывание в котором оставило у него неблагоприятное впечатление. К счастью, молодой Гончаров компенсировал недостатки казенного обучения активным самообразованием. Не окончив училища, Г. решился на вступительные экзамены в Московский университет. Он успешно выдержал их в 1831 г. (в 1830 г. из-за холеры в Москве в университете занятий не было), став студентом филологического («словесного») отделения. Гончарова интересовали преимущественно вопросы теории и истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самым сильным впечатлением тех лет для него стало посещение А. С. Пушкиным университета, где великий поэт спорил с профессором М. Т. Каченовским по вопросу подлинности «Слова о полку Игореве». Гончаров вспоминал впоследствии: «…для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий («Евгения Онегина», «Полтавы» и др.). Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзиею, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование» Начало литературной деятельности. К литературному творчеству Гончаров обратился в годы университетской учебы. Последовавшая за окончанием университета (1834) служба в канцелярии симбирского губернатора, а затем (с мая 1835 г.) в Петербурге — переводчиком в министерстве финансов. Работа не очень мешала его литературным занятиям. К ним особенно побуждало молодого Гончарова общение с семейством Майковых, художественно одаренных людей: живописцев, поэтов. Литературный салон Майковых был популярен в Петербурге: здесь бывали И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович.

В рукописном журнале «Подснежник», выпускаемом Майковыми, Гончаров впервые публикует свои сочинения. Сначала это были стихотворения подражательные, выспренние, со стереотипными «красотами слога» («тайны роковые», «сумрачные ненастья»), но без оригинальных мыслей и сильных чувств. Однако Гончаров рано освободился от наивно-романтических восторгов.

Фрагмент экспозиции музея — Начало литературной деятельности И.А.Гончарова

«Современник» В «Обыкновенной истории» писатель последовательно отрицает абстрактные, идеалистические обращения главного героя Александра Адуева, к некоему «божественному духу», прекраснодушные мечтания «розового» романтика о любви, не подкрепленные реальным, серьезным чувством. Романтическая мечтательность героя не наполняет живым смыслом ничье существование, даже его собственное. Адуев пишет стихи, но романтизм молодого стихотворца безжизнен, вторичен, заимствован, что насмешливо и констатирует его дядюшка — Петр Иванович Адуев.

В большую литературу Гончаров, однако, вошел романом «Обыкновенная история» (1847), опубликованном в «Современнике».

«Обыкновенная история» получила одобрение В. Г., чья оценка была предметом особой гордости Гончаров в течение всей его жизни. Лидеры демократического направления в литературе той поры приветствовали роман за содержащееся в нем глубокое художественное исследование и резкое отрицание романтики в ее многообразных формах.

И.А.Гончаров.

Худ. К.А.Горбунов. 1847 г

История создания романа «Обломов» В объяснении причин, по которым жизнь Адуева-младшего оказывается, по существу, бессмысленной и бесполезной, Гончаров предвосхищает главный замысел романа «Обломов». Пустопорожние восторженные разглагольствования героя выступают как следствие его барского воспитания. Для писателя идеальная жизнь в гармонии ума и сердца, в естественности, но не стихийной, слепой, а сопряженной с верным пониманием хода вещей. Гончаров начал работу над этим романом еще в 40 гг. В 1849 г. в альманахе «Литературный сборник с иллюстрациями» при журнале «Современник» был напечатан «Сон Обломова». Эпизод Н) неоконченного романа». Критика сразу же высоко оценила этот отрывок из будущего романа, впрочем, имеющий и вполне самостоятельное художественное значение. Но в критических суждениях сказались идейные разногласия. Славянофильская журналистика признала «фламандское» искусство писателя, но отвергла авторскую иронию по отношению к патриархальному быту помещиков. «Современник» признал мастерскими и правдивыми сцены из усадебной жизни и увидел в «Сне Обломова» творческий шаг вперед по сравнению с «Обыкновенной историей». Фрегат «Паллада» В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле — фрегате «Паллада» — в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке — Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество.

С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат «Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь — главные вехи этого путешествия.

Гончаров среди офицеров фрегата Паллада. Фотография. 1852

  • Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно. Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат «Паллада»» (1855-1857) — своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами.

Модель фрегата ПАЛЛАДА

Расцвет творчества
  • Сразу же по завершении очерков Гончаров приступил к продолжению работы над «Обломовым». В 1859 г. писатель публикует роман в журнале «Отечественные записки». По отчетливости проблематики и выводов, цельности и ясности стиля, по композиционной завершенности и стройности роман — вершина творчества писателя. Это центральное произведение во всей русской литературе по эпической масштабности художественного исследования российского дворянского «байбачества». Здесь представлен художественный тип необычайной социальной и психологической емкости.

И.А.Гончаров.

Худ. Н.А.Майков. 1860 г

«Обломов» Итак, в 1859 году впервые в России прозвучало слово «обломовщина». В романе судьба главного героя раскрыта не только как явление социальное («обломовщина»), но и как философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете всепоглощающего «прогресса». Гончаров совершил художественное открытие. Он создал произведение огромной обобщающей силы. Выход в свет «Обломова» и громадный успех его у читателей закрепили за Гончаровым славу одного из самых выдающихся русских писателей. Но Гончаров не оставляет писательскую деятельность и начинает своё новое произведение — «Обрыв». Однако, писателю надо было не только писать, но и зарабатывать деньги.

Страница рукописи романа И.А.Гончарова «ОБЛОМОВ»

Государственная служба писателя. В середине 1862 года его пригласили на должность редактора недавно учреждённой газеты «Северная почта», являвшейся органом министерства внутренних дел. Около года прослужил здесь Гончаров. Затем был назначен на новую должность — члена совета по делам печати — снова началась его цензорская деятельность. Но в нынешних политических условиях она приобрела уже явно консервативный характер. Он причинил много неприятностей «Современнику» Некрасова и писаревскому «Русскому слову», он вёл открытую войну против «нигилизма», писал о «жалких и несамостоятельных доктринах материализма, социализма и коммунизма» — Гончаров защищал правительственные устои. Так продолжалось до конца 1867 года, когда он по собственному прошению вышел в отставку, на пенсию.

С 1855 г. он служил цензором. На первых порах, в период правительственного смягчения контроля над литературой, Гончарову удалось сделать немало хорошего для отечественной словесности. Он помог опубликовать, вызвав неудовольствие своего начальства, некоторые произведения Тургенева, Некрасова, Писемского, Достоевского. Когда вновь стали усиливаться цензурные гонения на литературу, Гончаров подал в отставку (в 1860 г.).

Портрет И.А. Гончарова, работы И. Крамского, 1874г.

«Обрыв» Теперь можно было снова энергично взяться за «Обрыв». К тому времени Гончаров исписал уже много бумаги, а конца романа всё ещё не видел. Надвигавшаяся старость всё более пугала писателя и отвращала его от работы. Гончаров однажды сказал об «Обрыве»: «это дитя моего сердца». Автор трудился над ним целых двадцать лет. Временами, особенно к концу работы, он впадал в апатию, и ему казалось, что не хватит сил завершить это монументальное произведение

Однако же дописал. Гончаров отдавал себе отчёт в том, произведение какого масштаба и художественного значения он создаёт. Ценой огромных усилий, превозмогая физические и нравственные недуги, он довёл роман до конца. «Обрыв» завершил, таким образом, трилогию. Каждый из романов Гончарова отразил определённый этап исторического развития России. Для первого из них типичен Александр Адуев, для второго — Обломов, для третьего — Райский. И все эти образы явились составными элементами одной общей целостной картины угасающей эпохи крепостничества.

Стакан с подстаканником и подсвечник И.А.Гончарова

Последние годы жизни. «Обрыв» стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после конца работы над произведением, жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий, Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время мечталось ему даже взяться за новый роман. Но не приступил к нему. Он всегда писал медленно, натужно. Не раз жаловался, что не может быстро откликаться на события современной жизни. Все три романа Гончарова были посвящены изображению дореформенной России, которую он хорошо знал и понимал. Те процессы, которые происходили в последующие годы, по собственным признаниям писателя, он понимал хуже, и не хватало у него ни физических, ни нравственных сил погрузиться в их изучение. Но Гончаров продолжал жить в атмосфере литературных интересов, интенсивно переписываясь с одними писателями, лично общаясь с другими, не оставляя и творческой деятельности. Он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «По восточной Сибири», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить такие его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», «Лучше поздно, чем никогда», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли. Гончаров оставался в полном одиночестве и 12 (24) сентября 1891 года он простудился. Болезнь развивалась стремительно, и в ночь на 15 сентября он умер от воспаления лёгких на восьмидесятом году жизни. Иван Александрович был похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры (в 1956 году перезахоронен, прах писателя перенесли на Волково кладбище). В некрологе, опубликованном на страницах «Вестника Европы», отмечалось: «Подобно Тургеневу, Герцену, Островскому, Салтыкову, Гончаров всегда будет занимать одно из самых видных мест в нашей литературе» В Ульяновске именем Гончарова названа центральная улица города, существует музей Гончарова, памятник, мемориальная беседка.

Памятник-бюст

И. А. Гончарова

г. Ульяновск

Самое ценное в его романах — объективный призыв к деятельности, одушевленный большими нравственными идеями: свободой от социального и морального рабства, гуманностью и высокой духовностью. Гончаров выступал за нравственную независимость личности, против всех форм деспотизма. Использованные Интернет-ресурсы:
  • http://litmap.uonb.ru/?page_id=218
  • http://lib.rus.ec/a/19044
  • http://www.uokm.ru/200.php
  • http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=1106&op=bio

uchitelya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *