Мольер – биография, фото, личная жизнь, комедии, пьесы

Мольер: биография

Жан-Батист Поклен — французский комедиограф XVII века, создатель классической комедии, снискавший популярность под театральным псевдонимом Мольер. Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года, в столице Франции – Париже.

Портрет Мольера

Глава семейства, Жан Поклен, и оба деда драматурга были обойщиками. Судя по тому, что отец писателя купил себе должность королевского обойщика и камердинера короля, проблем с финансами у него не было. Мать, Мари Крессе, умерла от туберкулеза еще в молодости.

Жан Поклен видел в первенце преемника своей придворной должности и даже добился того, чтобы король закрепил за ним место официально. Поскольку это дело не требовало особой образованности, Жан-Батист к четырнадцати годам едва научился читать и писать. Однако дед настоял на том, чтобы внука отдали в Клермонский иезуитский колледж.

Памятник Мольеру

В то время это было лучшее учебное заведение в Париже, в котором преподавались древние языки, естественные науки, философия, а также латинская словесность. Этих знаний будущему автору комедии «Мизантроп» хватило для того, чтобы читать в оригинале Плавта и Теренция и сделать стихотворный перевод поэмы Лукреция «О природе вещей».

Он получил диплом преподавателя, имеющего право читать лекции. Из биографии писателя известно, что в его жизни также присутствовал опыт выступления в суде в роли адвоката. В итоге ни юристом, ни придворным обойщиком Мольер не стал.

Мольер

Отказавшись от прав на отцовскую должность и взяв свою долю из материнского наследства, он пошел на поводу у желания стать трагическим актером и начал осваивать лицедейскую стезю. Как раз в тот период театр переходил с уличных подмостков на сцены роскошных залов, превращался из забавы для простонародья в изысканное развлечение и философское поучение для аристократов, отказываясь от состряпанных на скорую руку фарсов в пользу высокой литературы.

Литература

Вместе с несколькими актерами Жан-Батист создал свой театр, который, не сомневаясь в успехе, назвал «Блистательным», взял себе псевдоним Мольер и начал пробовать себя в трагических ролях. Стоит отметить, что «Блистательный театр» просуществовал недолго, не выдержав соперничества с профессиональными парижскими труппами. Наиболее стойкие энтузиасты вместе с Мольером решили попытать счастья в провинции.

«Блистательный» театр Мольера

За время тринадцатилетних странствий по всей Франции (1646- 1658 год) Мольер переквалифицировался из трагика в комика, поскольку именно фарсовые спектакли нравились тогда провинциальной публике. Кроме того, необходимость постоянно обновлять репертуар заставила Мольера взяться за перо, чтобы самому сочинять пьесы. Так Жан-Батист, мечтавший играть главных героев в спектаклях, поневоле стал комедиографом.

Карта гастролей Мольера

Первой оригинальной пьесой Мольера стала комедия «Смешные жеманницы», поставленная в Париже в ноябре 1659 года. Успех был ошеломляющим и скандальным. Далее вышли комедия «Школа мужей» (1661 год) — о способах воспитания молодых девушек, и произведение «Школа жен» (1662 год). Следующие комедии — «Тартюф, или Обманщик» (1664 год), «Дон Жуан, или Каменный гость» (1665 год) и «Мизантроп» (1666 год) — считаются вершинами творчества Мольера.

Портрет Мольера

В образе главных героев работ выражены три способа миропонимания: святоша Тартюф, полагающий, что для грехов любых есть оправдание в намерениях благих, безбожник Дон Жуан, бросающий вызов небесам и погибающий под сетования от цепкой руки Каменного гостя, а также Альцест, не признающий свои пороки и слабости.

Все эти три комедии, подарившие автору литературное бессмертие, в жизни принесли ему одни неприятности. «Тартюф» после первых постановок был запрещен из-за того, что верующие увидели в осмеянии религиозного лицемерия Тартюфа нападки на церковь.

Книга комедий Мольера

Известно, что архиепископ Парижа даже грозил своей пастве отлучением от церкви за всякую попытку познакомиться с комедией, а пара священников и вовсе предлагали святотатца-автора сжечь на костре. Даже король поостерегся в это дело вмешиваться, предпочитая поддерживать Мольера негласно. Комедия не появлялась на сценах пять лет, пока общественные установления немного не смягчились.

«Мизантропа» публика также не приняла. В Альцесте зрители видели отражение мрачного состояния духа самого автора, которого соотносили с главным героем. Основания для этого были. У Мольера в тот период наступила черная полоса в жизни. Не прожив и года, умер его сын, а с Армандой, поступившей в театр и упоенной первыми сценическими успехами и победами, начались конфликты.

Мольер на встрече с королем Людовиком XIV

«Дон Жуан» был написан Жаном-Батистом после запрещения «Тартюфа», чтобы прокормить труппу, но и с ним произошла неприятная история. После пятнадцатого представления, несмотря на шумный успех у публики, пьеса неожиданно исчезла со сцены.

После «Тартюфа» Мольер вызывал повышенное внимание у ордена иезуитов и, возможно, здесь тоже не обошлось без его вмешательства. Король, чтобы спасти мольеровский театр, повысил его в ранге, дав название «Актеры Короля», и труппе стали выплачивать жалованье из казны.

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мнимый больной»

Следует заметить, что творческая дерзость Мольера (так называемое «новаторство») намного опережала эволюцию эстетических и этических норм, а его художественная раскованность, которую Гете называл «обаятельной естественностью», граничила в то время с нарушением норм морали.

Всего Мольер оставил 29 комедий, часть из них была написана по случаю придворных празднеств — «Принцесса Элиды» (1664 год), «Господин де Пурсоньяк» (1669 год), «Блистательные любовники» (1670 год).

Иллюстрация к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве»

Некоторые творения относятся к жанру семейно-бытовых комедий, как, например, «Жорж Данден, или Одураченный муж», «Брак поневоле», «Скупой», «Плутни Скапена», «Ученые женщины». Последние значительные произведения Мольера — «Мещанин во дворянстве» (1670 год) и «Мнимый больной» (1673) — написаны как комедии-балеты.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой Мольера стала сестра его бывшей любовницы Мадлен Вежар — Арманда, которая была вдвое моложе драматурга. Злые языки утверждали, будто Арманда не сестра, а дочь Мадлен, и осуждали «безнравственность» Жана-Батиста, взявшего в жены своего ребенка.

По воспоминаниям современников, как это часто бывает с писателями комедийного жанра, Мольер был склонен к меланхолии, легко разражался и часто ревновал избранницу. Известно, что в брак автор произведения «Мещанин во дворянстве» вступил уже пожилом возрасте, а Арманда же была юной, очаровательной и кокетливой.

Мольер и его жена Арманда

Помимо прочего, эта простая история усугублялась сплетнями и эдиповыми намеками. Всему положил конец король. Людовик XIV, который в ту пору был влюблен в мадемуазель Луизу де Лавальер, а значит, великодушен и широк во взглядах.

Самодержец взял под защиту пьесы вольнодумца и, кроме того, согласился стать крестным отцом первенца Мольера и Арманды, что было красноречивее любого указа о неприкосновенности творца. Известно, что сын писателя умер спустя год после рождения.

Смерть

Главные роли в спектаклях своей театральной труппы Мольер предпочитал исполнять сам, не доверяя их другим актерам. В свой последний день жизни, 17 февраля 1673 года, Жан-Батист также вышел на сцену, чтобы в четвертый раз сыграть в пьесе «Мнимый больной». Прямо во время спектакля драматургу стало плохо. Родные перенесли кашляющего кровью писателя домой, где он и скончался через пару часов.

Могила Мольера

Известно, что архиепископ Парижа сначала запретил хоронить Мольера, так как артист был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Исправить ситуацию помогло вмешательство короля Людовика XIV.

Церемония захоронения именитого комедиографа состоялась ночью. Могила находилась за оградой кладбища церкви Святого Иосифа, где по традиции хоронили самоубийц и некрещеных детей. Позднее останки Жана-Батиста Мольера были с большим пиететом и пышностью перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. Творческое наследие основоположника комедийного жанра сохранилось в книгах, содержащих собрание его лучших произведений.

В 2007 году режиссер Лоран Тирар снял фильм «Мольер», в основе сюжета которого лежит история жизни Жана-Батиста Поклена. Кроме того, в разное время были экранизированы такие произведения писателя, как «Скупой», «Тартюф, или Обманщик», «Школа жен» и «Дон Жуан, или Каменный пир».

В сентябре 2017-го, в театре «Ленком» состоялась премьера спектакля «Сны господина де Мольера» по пьесе Михаила Булгакова «Кабала святош», прогон которой был еще в июле. Известно, что Жана-Батиста сыграл актер Игорь Миркурбанов.

Библиография

  • 1636 – «Сид»
  • 1660 – «Сганарель, или Мнимый рогоносец»
  • 1662 – «Школа жен»
  • 1664 – «Тартюф, или Обманщик»
  • 1665 – «Дон Жуан, или Каменный пир»
  • 1666 – «Мизантроп»
  • 1666 –«Жорж Данден, или Одураченный муж»
  • 1669 – «Господин де Пурсоньяк»
  • 1670 – «Мещанин во дворянстве»
  • 1671 – «Проделки Скапена»
  • 1673 – «Мнимый больной»

Фото

24smi.org

Жизненный путь Мольера, истоки его творчества — ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж. Б. МОЛЬЕРА

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж. Б. МОЛЬЕРА

 

1. Жизненный путь Мольера, истоки его творчества

 

Имя Мольера известное, пожалуй, каждому и, бесспорно, всему миру. О нем говорили, писали, начиная с XVII века, не угасает интерес к его гения и по сей день, в начале III тысячелетия.

О самого Мольера достоверных фактов немного. «Невиданная вещь! Дорожный сундук с рукописями, черновиками и письмами Мольера исчез через равнодушие потомков. Возможно, его уничтожили, а возможно, он еще покоится под покровом пыли и паутины на каком-то чердаке в Иль-де-Франс. Не сохранилось ни одного дома, где жил Мольер, даже того живописного дома, в котором он родился. В конце концов, от Мольера осталось лишь две расписки… и его пьесы, в которых он, конечно, сказал все самое важное о себе. Вехи его жизни отмечены кон-трактами, квитанциями, а также «Регистром» Лагранжа, куда последний день ответственно заносил события, имевшие место в труппе», — пишет современный французский исследователь Жорж Борданов.

По воспоминаниям современников, внешне Мольер был не очень привлекательным. У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови. Телосложение он имел крепкую, но ноги были коротки для его веса и большого роста. Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция, что нередко приводило к икоты. За это Мольер не мог играть трагические роли, роли любовников. И все же его актерский диапазон был достаточно широк. Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.д. Все это характерно-комические роли, в исполнении которых хотел добиться правдивого изображения чувств, мыслей и поступков персонажей.

Как режиссер Мольер, по воспоминаниям современников — членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым. Впрочем, его гнев и горячность все воспринимали как должное и не обижались. Он не умел быть спокойным, потому что театр всегда требовал от него напряжения. «Он отдавался сцене всем сердцем, потому что только там он и жил», — писал о Мольере М. Булгаков в книге «Жизнь господина де Мольера».

Жан Батист Поклен — великий французский драматург, театральный деятель, известный всему миру под сценическим именем Мольер,родился 13 января 1622 года (15 января его окрестили) в Париже и должен был унаследовать профессию своего отца, придворного обойщика.

Когда мальчику было десять лет, его мать умерла, отец женился во второй раз и вскоре в семье появилось двое девушек, сестер Жана-Батиста.

Опираясь на рассказ Гримере, первого биографа Мольера, дед будущего драматурга по материнской линии частенько водил внука к Бургундского отеля на спектакли трагедии, трагикомедии, и можно предположить, что очарован Жан-Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых никчемных. Актеры были прокляты церковью, их не разрешали хоронить на кладбище, если перед смертью они не отказались от своего занятия. Впоследствии, когда Мольер стал прославленных писателем своего времени, Французская Академия пред ложила-вала ему стать академиком, но при условии, что он покинет театральную деятельность. Мольер остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери Академии для него навсегда остались закрытыми.

Чувствуя глубокое отвращение к делу своего отца, Жан-Батист в возрасте 14 лет был отправлен учиться в Клермонської коллегии, получив предварительно примитивную образование в приходской школе. В семье Покленів были не лучшие времена: умерла вторая жена отца, он должен самостоятельно воспитывать шестерых детей.

В Клермонській коллегии на то время учились выходцы из богатых, аристократических семей. Поклен учился вместе с представителями королевской семьи.

Закончив коллегию, Жан-Батист увлекся театральным искусством. Убедив отца в том, что его интересует юриспруденция, юноша с неудержимым пылом отдавался своему увлечению. В начале января 1643 года Жан-Батист, наконец, открыл отцу тайну и сообщил, что выбирает профессию актера. Отец заставил сына отказаться от звания придворного обойщика и Жан-Батист, ни в коей мере не жалея, сделал это.

Юноша поселился в доме Бежарів. Семья Бежар была необычной тем, что все ее представители были охвачены общей страстью — любовью к театру. Профессиональной и прекрасной актрисой в этой семье была Мадлена, другие дети были любителями. Исследователи биографии драматурга склоняются к мысли, что Мадленою и Поклена связывало не только искусство.

30 июня 1643 года в присутствии адвоката между членами семьи Бежар, По-кленом и актерами — любителями был заключен договор об учреждении театра, названного «Блестящим» (все те, кто входили в его состав называли себя «Детьми Семьи»),

С момента основания театра Жан-Батист Поклен перестал существовать, а вместо него в мире появился Жан-Батист Мольер. М. Булгаков объясняет возникновение этого имени: «Некоторые говорят, что Поклен воспользовался бродячим в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие — что Жан-Батист назвался Мольером по имени какой-то местности… Кто говорит, что он взял эту фамилию у одного писателя, скончавшегося в 1623 году».

«Блистательный театр» славы не нажил, зато нажил долгов. Большинство из них пришлось до конца жизни платить именно Мольеру. Весной 1646 года Блестящий театр прекратил свое существование.

На некоторое время сведения о Мольере потерялись. Его местонахождение было неизвестным. Летом 1647 года следы актера вместе с бывшими участниками Блистательного театра были найдены в Италии. Предполагаем, что после гибели названного теат-ру Мольер из-под его руин вывел участников странствующей труппы. Мольер стал странствующим комедиантом.

Весной 1651 года, посетив Париж, участники труппы были поражены: оказалось, что господин Мольер чувствует склонность не только к игре в пьесах, но и к их созданию лично. Несмотря на то что труппа преимущественно ставила драматургические попытки трагіків, Мольер, не скрывая, предпочитает веселым и развлекательным жанрам, следуя мастеров итальянской импровизированной комедии. Следовательно, руководитель странствующей труппы играл в чужих трагедиях трагические роли, а в своих собственных выступал в роли комика. Отметим, что трагедийные роли не удавались Мольеру так прекрасно, как комедийные.

В 1652 году, когда слава о Мольере и его труппу уверенно продвигалась путями Франции, к путешественникам присоединилась маленькая девочка. Ее появление играет немаловажную роль в жизни драматурга, но в будущем, а сначала она — лишь маленькая сестренка Мадлены Бежар, которой недавно исполнилось десять лет. В составе труппы она получила сценическое фамилия Мену.

Отношения между Мадленой и Мольером уже давно стали достоянием времени, их пути, несмотря на профессиональную близость, разошлись.

В конце октября 1658 года труппа странствующих актеров решила вернуться в Париж и покорить столичную сцену пьесе П. Корнеля «Никомед». Перед глазами парижских знатоков искусства пьеса должна появиться 24 октября, а главную роль в трагедии должен был играть сам комедиограф.

К сожалению, надежды Мольера и его труппы поразить придворную публику и завоевать расположение не оправдались. Единственным спасением был риск представить на усмотрение придворных зрителей собственную комедию — «Влюбленный доктор». Риск превратился в неоспоримую победу.

После такого успеха труппа Мольера получила постоянное помещение для выступлений — зал в Малом Бурбоні и пенсию, назначенную герцогом Орлеанским.

Отныне по этой труппой закрепилось название «Труппа Господина Единственного Брата Короля».

Состоялось примирение Поклена — отца с сыном.

Находясь на должности придворного комедиографа, Мольер вынужден был столкнуться с театральными цензурными запретами и притеснениями. В основном это по-яснювалося попыткой самого комедиографа вместить до своих произведений сатирические, обличительные элементы.

Пьесы Мольера никого не оставляли равнодушным. Иногда их спектакли сопровождались скандалами, как произошло в мае 1660 года с пьесой «Сганарель, или Мнимый рогоносец». Зрители узнавали себя или представителей аристократического среды, что и давало толчок для преследования драматурга.

Интриги и сплетни вокруг комедиографы не утихали. Его труппу лишали помещения и любой возможности работать. Все это подрывало здоровье Мольера. Отовсюду на него караулила измена. Безусловно, это оказало свое влияние на психологическое состояние великого актера.

20 февраля 1662 года состоялось венчание. «Рядом с сутуловатым, покашливающим директором пале-рояльской труппы Жаном-Батистом Мольером стояла под венцом девушка лет двадцати, некрасивая, большеротая, с маленькими глазами, но исполненная невыразимой притягательной силы. Девушка была разодета по последней моде и стояла, горделиво закинул свою голову». Этой девушкой была никто иная как Мену (вспомним годы странствий театральной труппы территорией Франции и соседних стран) или Арманда Бежар.

Женитьба придворного комедиографа стало поводом для распространения одной из самых громких сплетен, якобы Мольер вступил в брак с собственной дочерью. Действительно, следы рождения молодой жены актера стоит искать в 1642 или 1643 году. Причиной таких слухов стало отсутствие каких-либо документов, подтверждающих родственные отношения Арманды с семьей Бежарів. Именно на период 1642 — 1643 годов приходился роман Мадлены с Жаном-Батистом, что еще больше усложнило дело.

Ожидаемого счастья Мольер не почувствовал. Молодожены совсем не подходили друг другу. Арманда не любила своего мужа, и их семейная жизнь вскоре превратилась в настоящий ад.

Ненависть к Мольеру со стороны литераторов росла с каждым днем. На последок его обвинили перед королем в кровозмішуванні. Король не придал этому делу дальнейшего огласку, и большая война между драматургом и его врагами начала стихать. Однако, началась болезнь, проявлениями которой был необычный кашель и странное состояние самочувствия, позже получил в медицине название «ипохондрия».

19 января 1664 года в семье комедиографа родился мальчик. Мольеру удалось добиться исключительной чести: крестным отцом его сына стал сам король Франции. Мальчика назвали, как и полагалось, Людовиком.

В 1664 — 1670 годы приходится период наивысшего расцвета творчества великого драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие комедии: «Тартюф», «Донжуан», «Скупой», « Мизантроп», «Мещанин — шляхтич».

Однако, серьеВНОсть комедий Мольера не вызвала одобрения. Драматург вынужден был соревноваться за право постановки своих пьес, их дальнейшую сценическую судьбу.

Кроме того, силы гениального комедиографа отбирало неудачная супружеская жизнь.

Зимой 1672 года Мольер начал работу над комедией «Мнимый больной». В этой пьесе драматург смеялся над неразумной страстью, которая существует в человеческом сознании постоянно: над страхом смерти и ничтожной доверчивостью. Ненависть комедиографа относительно врачей, наверное, достигла самого высокого уровня: в комедии они были выведены настоящими уродами — полезными, ограниченными дураками.

Пролог, сочиненный Мольером к этой пьесы, подтверждает тот факт, что драматург пытался вернуть утраченную благосклонность короля.

Однако, короля совсем перестала интересовать творчество комедианта, поэтому пролог так и остался не поставленным.

В пятницу 10 февраля 1673 года состоялась премьера «Мнимого больного», которая сопровождалась огромным успехом. Четвертая спектакль была назначена на 17 февраля (годовщина смерти Мадлены). Ссылаясь на книгу М. Булгакова, отметим, что Мольер накануне спектакля чувствовал себя не очень хорошо, а его умом владели пессимистические мысли.

Играя главного героя, он чувствовал себя на сцене плохо, но только некоторые из актеров заметили изменения во внешнем виде актера, вызваны его страданиями. После окончания спектакля драматургу стало очень холодно и его отнесли домой. Через несколько часов у Мольера горлом пошла кровь. Врачи отказывались идти к актеру, держа на него обиду.

К сожалению, смерть знаменитого драматурга, не принесла освобождения от проблем. Поскольку он был комедиантом, церковники не дали разрешения на его погребение. Только вмешательство самого короля несколько исправило положение: «Приняв во внимание обстоятельства, обнаруженные в следствии, произведенном согласно нашему приказанию, мы позволяем священнику церкви святого Евстафия похоронить по церковному обряду тело покойного Мольера, с тем, однако условием, чтобы это погребение было совершено без всякой торжественности, не более как двумя священниками, и не днем, и чтобы за упокой души его не было совершаемо торжественное богослужение ни в вышеуказанной церкви и ни в какой другой».

21 февраля около девяти часов вечера должны были выносить тело Мольера. Толпа, собравшаяся под окнами дома, вел себя достаточно возбужденно, что заставило Арманду бросать тем, кто пришел, деньги, чтобы успокоить.

Мольера принесли на кладбище Святого Жозефа и похоронили в том месте, где свой приют нашли самоубийцы и некрещеные дети. А в церкви Святого Евстафия священник отметил лаконично, что 21 февраля 1673 года, во вторник, был погребен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Поклен.

На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок хвороста, чтобы бездомные имели возможность согреваться холодными ночами. Первую же суровую зиму на этой плите разожгли огромный костер, и вскоре она треснула. Время не пощадило ее, и когда через 119 лет, в период Великой революции, тело драматурга пытались перенести в мавзолей, никто не мог с точностью указать место его захоронения. Хотя чьи-то останки вырыли и перенесли в мавзолей, никто не берется утверждать, что это останки Мольера. Такой оказалась прихоть истории и его величества Времени.

zarlitra.in.ua

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО Ж Б Мольера, Жизненный путь Мольера, истоки его творчества

1. Жизненный путь. Мольера, истоки его творчества

2 Путь к высокой комедии:»Тартюф, или лжец»,»Мизантроп»,»Дон. Жуана»,»Скупой»

3. Мольер-реформатор высокой комедии

1 Жизненный путь Мольера, истоки его творчества

Имя. Мольера известно, пожалуй, каждому и, бесспорно, всему миру. О нем говорили, писали, начиная с XVII века, не угасает интерес к его гения и по сей день, в начале. НЕТ тысячелетия

О самом. Мольера достоверных фактов немного»Невиданная вещь!. Дорожный сундук с рукописями, черновиками и письмами. Мольера исчез из-за равнодушия потомков. Возможно, его уничтожили, а возможно, он еще почил ет под покровом пыли и паутины на каком-то чердаке в. Ильде-Франс. Не сохранилось ни одного дома, где жил. Мольер, даже того живописного дома, в котором он родился конце концов, от. Мольера оставило ся лишь две расписки и. Его пьесы, в которых он, конечно, сказал все самое важное о себе. Вехи его жизни отмечены контрактами, квитанциями, а также»Регистром»Лагранжа, куда последний день в день в идповидально заносил события, имевшие место в труппе», пишет современный французский исследователь. Жорж. БорданоБорданов.

По воспоминаниям современников, внешне. Мольер был не очень привлекательным. У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови фигура в он имел прочную, но ноги были коротки для его веса и большого роста. Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция, что нередко приводит а до икоты. Поэтому. Мольер не мог играть трагические роли, роли любовников 1 все же актерский его диапазон был достаточно широк. Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.п.. В се это характерно-комические роли, в исполнении которых стремился достичь истинного изображения чувств, мыслей и поступков персонажисонажів.

Как режиссер. М., по воспоминаниям современников — членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым. Впрочем гнев и вспыльчивость все воспринимали как должное и не обижались. Он не умел быть спокойным, ибо театр всегда требовал от него напряжения»Он отдавался сцене всем сердцем, ибо только там он и жил», — писал о. Мольере. М. Булгаков в книге»Жизнь господина де. Мольераєра».

Жан. Батист. Поклен — великий французский драматург, театральный деятель, известный всему миру под сценическим именем. Мольер, — родился 13 января 1622 (15 января его окрестили) в. Париже и должен был в унаследовать профессию своего отца, придворного обойщик.

Когда мальчику было десять лет, умерла его мать, отец женился вторично и вскоре в семье появилось двое девушек, сестер. Жана-Батиста

Опираясь на рассказ гримеры, первого биографа. Мольера, дед будущего драматурга по материнской линии частенько водил внука к. Бургундского отеля на представления трагедий, трагикомедий, и можно при ипуститы, что очарован. Жан-Батист мечтал быть похожим на кумира парижан. Но эта профессия считалась одной из самых ничтожных. Актеры были прокляты церковью, их не позволяли хоронить на кладбище, если перед смертью они не отказались от своего занятия. Впоследствии, когда. Мольер стал прославленных писателем своего времени,. Французская. Академия предложила ему стать академиком, но при условии, что он оставит то атральну деятельность. М. остался актером и руководителем своего театра, поэтому двери. Академии для него навсегда остались закрытними.

Чувствуя глубокое отвращение к делу своего отца,. Жан-Батист в возрасте 14 лет был отправлен учиться в. Клермонском коллегии, получив предварительно примитивную образование в приходской школе. В семье. По окленив были не лучшие времена: умер вторая жена отца, он имел самостоятельно воспитывать шестерых детейй.

В. Клермонском коллегии в то время обучались выходцы из зажиточных, аристократических семей возлагаются учился вместе с представителями королевской семьи

Закончив коллегию,. Жан-Батист увлекся театральным искусством. Убедив отца в том, что его интересует юриспруденция, юноша с неудержимым жаром отдавался своему увлечению. В начале января 1643 года. Жан-Батист, наконец, открыл отцу тайну и сообщил, что выбирает профессию актера. Отец заставил сына отказаться от звания придворного обойщика и. Жан-Батист, ни в коей мере не жалея, обр обив ц це.

Юноша поселился в доме. Бежар. Семья. Бежар была необычной тем, что все ее представители были охвачены общей страстью — любовью к театру. Профессиональной и прекрасной актрисой в этой семье была а. Мадлена, другие дети были любителями. Исследователи биографии драматурга склоняются к мнению, что. Мадлену и. Поклена связывало не только искусствтво.

30 июня 1643 в присутствии адвоката между членами семьи. Бежар,. По-кленом и актерами-любителями был заключен договор об учреждении театра, названного»Блестящим»(все те, кто входили в его ст строя называли себя»Детьми. Семьи».

С момента основания театра. Жан-Батист. Поклен перестал существовать, а вместо него в мире появился. Жан-Батист. Мольер. М. Булгаков объясняет возникновение этого имени:»Некоторые говорят, что. Поклен воспользов вался бродячим в театральных и музыкальных кругах псевдонимом, другие-что. Жан-Батист назвался. Мольером по имени какой-то местности. Кто говорит, что он взял эту фамилию у одного писателя, скончавшегос я в 1623 годугоду».

«Блистательный театр»славы не нажил, а взамен нажил долгов. Большинство из них пришлось до конца жизни платить именно. Мольер весной 1646 года блестящий театр прекратил свое существование

На некоторое время сведения о. Мольере потерялись. Его местонахождение было неизвестно летом 1647 года следы актера вместе с бывшими участниками. Блистательного театра были найдены в. Италии. Предполагаем, что после гибели названного театра. Мольер из-под его развалин вывел участников странствующей труппы. Мольер стал странствующие комедиантынтом.

Весной 1651 года, посетив. Париж, участники труппы были поражены: оказалось, что господин. Мольер чувствует склонность не только к игре в пьесах, но и к их созданию лично. Несмотря на то что труппа подавляющая жно ставила драматургические попытки трагиков,. Мольер, не скрывая, предпочитает веселым и развлекательным жанрам, следуя мастеров итальянской импровизированной комедии. Следовательно, руководитель странствующей труппы г рав в чужих трагедиях трагические роли, а в своих собственных выступал в роли комика. Отметим, что трагедийные роли не прибегали. Мольеру так прекрасно, как комедийныййні.

В 1652 году, когда слава о. Мольера и его труппу уверенно продвигалась путями. Франции, к путешественникам присоединилась маленькая девочка ее появление играет большую роль в жизни драматурга, но в будущем ьому, а первоначально она — лишь маленькая сестричка. Мадлен и. Бежар, которой недавно исполнилось десять лет. В составе труппы она получила сценическое фамилия. Мэнну.

Отношения между. Мадлен и. Мольером уже давно стали достоянием времени, их пути, несмотря на профессиональную близость, разошлись

конце октября 1658 трупа странствующих актеров решила вернуться в. Париж и завоевать столичную сцену пьесе. П. Корнеля «Никомед»Перед глазами парижских знатоков искусства пьеса должна была появиться 2 24 октября, а главную роль в трагедии должен был играть сам комедиограаф.

К сожалению, надежды. Мольера и его труппы поразить придворную публику и завоевать расположение не оправдались. Единственным спасением был риск представить на суд придворных зрителей собственную комедию -«За акоханий врач»Риск превратился в несомненное победгу.

После такого успеха труппа. Мольера получила постоянное помещение для выступлений — зал в. Малом. Бурбонов и пенсию, назначенную герцогом. Орлеанским

Теперь по этой труппой закрепилось название»Труппа. Пана. Единого. Брата. Короля»

Состоялось примирение. Поклена-отца с сыном

Находясь в должности придворного комедиографа,. Мольер вынужден столкнуться с театральными запретами и цензурными притеснениями. В основном это объяснялось попыткой самого комедиографа вместить до св воих произведений сатирические, обличительные элементи.

Пьесы. Мольера никого не оставляли равнодушным. Иногда их спектакли сопровождались скандалами, как случилось в мае 1660 с пьесой»Сганарель, или. Мнимый рогоносец»Зрители узнавали себя или в представителей аристократической среды, что и давало толчок для преследования драматургга.

Интриги и сплетни вокруг комедиографы не утихали. Его труппу лишали помещения и любой возможности работать. Все это подрывало здоровье. Мольера. Отовсюду его подстерегало измена. Безусловно, это с произвело свое влияние на психологическое состояние большого актертора.

20 февраля 1662 состоялось венчание»Рядом с сутуловатым, покашливающим директором пале-рояльской труппы. Жаном-Батистом. Мольером стояла под. Венцом девушка лет двадцати, некрасивая, большеротая, с м маленькими глазами, но исполненная невыразимой притягательной силы. Девушка была разодета по последней моде и стояла, горделиво забросил свою голову»Этой девушкой была никто иная как. Мену (вспомним года путешествий театральной труппы территории. Франции и соседних стран) или. Арманда. Бежажар.

Женитьба придворного комедиографа стало поводом для распространения одной из самых громких сплетен, якобы. Мольер женился на собственной дочери. Действительно, следы рождения молодой жены актера следует искать в в 1642 или в 1643 году. Причиной таких сплетен стало отсутствие каких-либо документов, подтверждающих родственные отношения. Арманды с семьей. Бежар. Именно на период 1642-1643 годов приходился роман. Мадл. Ени с. Жаном-Батистом, что еще больше усложнило делаву.

Ожидаемого счастья. Мольер не почувствовал. Молодые совсем не подходили друг другу. Арманда не любила своего мужа, и их супружеская жизнь вскоре превратилось в настоящий ад

Ненависть к. Мольеру со стороны литераторов росла с каждым днем ??В заключение его обвинили перед королем в кровосмешения. Король не придал этому делу дальнейшей огласки, и большая война между драматург ние и его врагами начала стихать. Однако, началась болезнь, проявлениями которой был необычный кашель и странное состояние самочувствия, позже получил в медицине название»ипохондрияія».

19 января 1664 в семье комедиографа родился мальчик. Мольеру удалось добиться исключительной чести: крестным отцом его сына стал сам король. Франции. Мальчика назвали, как полагалось,. Людовиком

На 1664-1670 годы приходится период наивысшего расцвета творчества великого драматурга. Именно в это время он создает лучшие свои комедии:»Тартюф»,»Дон. Жуан»,»Скупой»,»Мизантроп»,»Мещанин — дворянин»

Однако, серьезность комедий. Мольера не вызвала одобрения. Драматург вынужден был бороться за право постановки своих пьес, их дальнейшую сценическую судьбу. Кроме того, силы гениального комедиографа отбирало неудачное супружество. Зимой 1672. Мольер начал работу над комедией»Мнимый больной»В этой пьесе драматург смеялся над неразумной страстью, которая существует в сознании всегда: над с трахом смерти и ничтожной доверчивостью. Ненависть комедиографа отношении врачей, наверное, достигла высокого уровня: в комедии они были выведены настоящими чудовищами — полезными, ограниченными дуракамрнями.

Пролог, написанный. Мольером к этой пьесе, подтверждает тот факт, что драматург пытался вернуть утраченную благосклонность короля

Однако, короля перестала интересовать творчество комедианта, поэтому пролог так и остался поставленной

В пятницу 10 февраля 1673 состоялась премьера»Мнимый больной», которая сопровождалась огромным успехом. Четвертая представление было назначено на 17 февраля (годовщина смерти. Мадлены). Ссылаясь на кни игу. М. Булгакова, отметим, что. Мольер накануне спектакля чувствовал себя не очень хорошо, а его умом владели пессимистические мыслимки.

Играя главного героя, он чувствовал себя на сцене плохо, но только некоторые из актеров заметили изменения во внешнем виде актера, вызванные его страданиями. После окончания спектакля драматургу стало очень холодно и его отнесли домой. Через несколько часов у. Мольера горлом пошла кровь. Врачи отказывались идти к актеру, держа на него образазу.

К сожалению, смерть знаменитого драматурга, не принесла освобождение от проблем. Будучи комедиантом, церковники не дали разрешения на его погребение. Только вмешательство самого короля несколько исправило стано овище:»Приняв во внимание обстоятельства, обнаруженные в следствии, произведенного. Согласно нашему приказанию, мы позволяет священнику церкви святого. Евстафием похоронит по церковному обряду тело поко йного. Мольера, с тем, однако условием,. Чтобы это погребение было совершено без всякой торжественности, не более как двумя священниками, и не. Днем, и. Чтобы за упокой души его не было совершая торжест венное богослужение ни в вышеуказанной церкви и ни в какой другойй».

21 февраля около девяти часов вечера должны были выносить тело. Мольера. Толпа, собравшаяся под окнами дома, вел себя довольно возбужден, что заставило. Арманду бросать пришедшим, деньги, об успокоитьи.

Мольера принесли на кладбище. Святого. Жозефа и похоронили в том месте, где свое пристанище нашли самоубийцы и некрещеные дети. А в церкви. Святого. ЕВС-Тафи священник отметил лаконично, что 21 февраля 1673 3 года, во вторник, был похоронен на кладбище. Святого. Жозефа обойщик и королевский камердинер. Жан-Батист возлагаютсяй.

На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок хвороста, чтобы бездомные могли согреваться холодными ночами первую же суровой зимы на этой плите разожгли и огромный костер, и вскоре она треснула. Время не пощадило ее, и когда через 119 лет, в период. Великой революции, тело драматурга пытались перенести в мавзолей, никто не мог с точностью указать м исце его захоронения. Хотя чьи-то остатки вырыли и перенесли в мавзолей, никто не берется утверждать, что это остатки. Мольера. Такой оказалась прихоть истории и его величества. ВремяЧасу.

uchebnikirus.com

Подробная биография Мольера :: SYL.ru

Биография Мольера (настоящая фамилия Поклен) окутана множеством легенд и тайн. Самые смелые из них – предположения о том, что он не был автором своих пьес. Но в этом грехе обвиняли многих писателей, начиная от Шекспира и заканчивая Шолоховым. И серьезное литературоведение давно смотрит на подобные необоснованные заявления сквозь пальцы. Зато доподлинно известно, что пьесы драматурга повлияли на развитие театрального искусства всей Европы, включая Россию. Поэтому не будем очернять имя великого мастера и сомневаться в его таланте.

Ж. Б. Мольер: биография. Происхождение и ранние годы

Драматург родился 13 января 1622 года в древней буржуазной парижской семье, которая веками славилась своими ремесленниками-драпировщиками. Отец Жана Батиста служил при дворе Людовика XIII камердинером и обойщиком. Место было очень доходным, поэтому семья не бедствовала.

Маленький Мольер был отдан на воспитание в иезуитскую школу, носившую название Клермонский колледж. Это заведение в те годы было крайне популярным. Здесь Жан Батист в совершенстве освоил латынь и довольно неплохо учился по другим дисциплинам.

В 1639 году юноша окончил колледж и выдержал экзамен в Орлеане на звание лиценциата права. Однако никакого стремления делать юридическую карьеру, как и продолжать семейное дело, у него не было. Тогда Жан Батист решил попробовать себя как актер. На этом поприще ему улыбнулась удача, и в 1643 году он уже возглавлял «Блистательный театр». В это же время он взял себе псевдоним Мольер. Но вскоре труппа распалась, и актер решил попытать счастья с бродячими комедиантами.

Первые пьесы

Биография Мольера в годы скитаний по стране (1645-1658) была наполнена невзгодами и опасностями, так как в это время шла гражданская война. С 1650 года Жан Батист становится главой труппы, с которой путешествовал. Актер быстро понял, что его театру необходимы новые пьесы, это и побудило его взяться за перо. Он начал писать фарсовые пьесы, которые практически не дошли до нас. Однако многие тенденции подобных классических комедий сохранились и в зрелых произведениях Мольера.

С этих небольших работ начала расти популярность драматурга. Широкую известность уже в столице ему принесли две комедии: «Любовная досада» и «Шалый». Основной акцент в них был поставлен на интриги и комические положения, а сами характеры персонажей практически не разрабатывались автором.

Внимание короля

24 октября 1658 года дебютировал на сцене Лувра в присутствии Людовика XIV Мольер. Краткая биография и не обошлась без описания этого судьбоносного события. Драматург представил на суд монарха фарс «Возлюбленный доктор», текст которого, к сожалению, не сохранился. Пьеса имела необычайный успех и во многом предопределила судьбу автора и его труппы – Людовик разрешил актерам выступать в придворном театре Пти-Бурбон. Здесь Мольер проработал до 1661 года, пока не ушел в театр Поле-Рояль, верность которому сохранил до конца своих дней.

После невероятного парижского успеха Мольер начинает усердно и напряженно работать. Страсть к писательству не покидала его до самой смерти. Почти 15 лет он ставил свои новые пьесы, которые вызывали восторг публики и критику со стороны коллег и недоброжелателей. Но завистливые нападки не смогли погасить славу драматурга.

Парижский этап творчества

Биография Мольера этого периода сосредоточена на его театральной деятельности. Открывает новый этап творчества комедия «Смешные жеманницы», которая считается первым самобытным произведением писателя. В этой пьесе автор делает выпад против манерности и вычурности речи, которая была популярна в аристократическом обществе. Комедия имела невероятный успех, но серьезно уязвила жеманниц. У драматурга тут же нашлись враги, которые добились двухнедельного запрета на показ пьесы. Это только усилило интерес к произведению. После отмены запрета количество желающих увидеть комедию утроилось.

Мольер, биография которого представлена в этой статье, как видим, еще не отошел от приемов фарса, что придает его пьесам площадную яркость и сочность. Однако это же делало его произведения популярными среди простого народа.

Воспитательная комедия

Однако недолго простым развлекателем толпы пробыл Мольер. Биография писателя говорит о том, что в 1661 году он резко сменил направленность своих произведений. Теперь Жан Батист стал писать социально-психологические комедии воспитания. Он поднимает вопросы брака, любви, проблемы отношения к женщине. Теперь все его внимание сосредотачивается на характере персонажей, они утрачивают свою односложность и становятся психологичными. Мольер (краткая биография является тому подтверждением) делает огромный шаг от примитивного схематизма фарса к пьесе нового уровня. Примерами таких комедий стали «Школа Жен», «Школа Мужей», «Версальский экспромт».

Семейная жизнь

Решение жениться писатель принял в 1622 году. Жан Батист Мольер (биография, дошедшая до нас, сохранила мало сведений о его личной жизни) выбрал себе в жены Аманду Бежар. Эта девушка была сестрой комедиантки Мадлены, с которой драматург познакомился еще в начале своей карьеры. Именно муж этой женщины помог ему стать руководителем театра.

Разница в возрасте между супругами составляла 20 лет. То есть Мольеру на момент заключения брака было сорок, а его возлюбленной всего двадцать. Торжеству не придали большой огласке, и на свадьбе присутствовали только родственники и самые близкие друзья. Родители девушки вообще были против этого брака и до последнего пытались отговорить дочь. Вскоре после замужества Аманда прекратила с ними всякие отношения.

В браке у Мольера родилось трое детей. Однако существует множество свидетельств о том, что в этом союзе несчастливы были оба супруга. Слишком большая была между ними разница. И здесь сказался не только возраст, но и интересы. Мольер буквально «дышал» театром, в то время как Аманда не могла полностью разделить его страсти.

Комедия-балет

Биография Мольера – это история актера и писателя, для которого не было в жизни ничего важнее профессии. Не удивительно, что слава его росла. Немаловажным был и тот факт, что его все чаще приглашали ко двору на праздники и торжества. Именно для таких случаев Мольер и создал уникальный жанр – комедию-балет.

Балет был придворным видом искусства, и в подобных постановках принимали участие даже члены королевской семьи, но долгое время он не менялся. Поэтому задумка немного преобразить привычное действо имела головокружительный успех. Мольер подчинил танцевальные этюды сюжету, обрамляя их небольшими сатирическими стихами. К таким пьесам относятся:

  • «Несносные»;
  • «Брак поневоле»;
  • «Принцесса Элидская»;
  • «Мнимый больной»;
  • «Комическая пастораль»;
  • «Психея» и пр.

При этом драматург не боялся избирать объектом своей сатиры верхушку аристократического общества, включая и духовенство.

Последний этап творчества

С возрастом начинает обращаться к все более серьезным темам Жан Батист Мольер. Краткая биография невозможна без упоминания пьесы «Мизантроп». Комедия оказалась слишком серьезной для зрителей, искавших лишь развлечения, поэтому не имела успеха. Чтобы спасти положение, писатель соединил это произведение с фарсом «Лекарь поневоле». Удивительно, но чем сложнее и серьезнее становились комедии Мольера, тем чаще ему приходилось возвращаться к первоначальной простоте, чтобы привлечь публику. Социально-психологические пьесы были слишком сложны для простого народа, который обычно и посещал театр.

За такое возвращение к буффонаде Жан Батист Мольер (биография доподлинно это подтверждает) был осмеян критиками-современниками, в том числе и Буало, который считал, что нельзя потакать толпе во вред искусству. Тем не менее именно эти «низкие» комедии позднее были очень высоко оценены литературоведами и стали классикой жанра.

Своеобразие

Биография Жана Мольера говорит о нем как об удивительном человеке, который никогда не считал театр простой забавой для плебса. Поэтому он с одинаковой страстью писал как серьезные социальные пьесы, так и фарсы. Это говорит о нем как об одном из самых передовых представителей своей эпохи, который видел смысл жизни в одном – максимально познать действительность, чтобы укрепить господство человека на земле. Мольер был классическим материалистом. Он не признавал бога, но считал, что в мире существует некое сознание материальной действительности, которое и формирует человеческое миропонимание и является для людей источником добра и истины. Тех же, кто считал иначе, он нещадно высмеивал в своих пьесах. Все эти педанты, ученые-буквоеды, жеманницы, врачи-шарлатаны, святоши слишком субъективно смотрят на мир и считают, что познали его. В этом и заключается их комичность.

Художественный метод

Обладал своим уникальным художественным методом Ж. Мольер. Биография писателя убеждает нас в том, что даже человек низкого происхождения и работы (актеры в то время принижались в высшем обществе) может оставить свой след в истории и изменить мир, если он наделен талантом и упорством.

Наша статья подходит к своему завершению, но напоследок хотелось бы перечислить характерные черты художественного метода писателя:

  • Схематизация образов, особенно в ранних пьесах. Эта черта была унаследована Мольером от комедии Dell’arte. Однако в поздних произведениях он все чаще уделяет внимание психологической составляющей своих персонажей.
  • Четкая граница между отрицательными и положительными героями, постоянное противопоставление пороков и добродетели.
  • Конфликт его пьес строился на столкновении активных внешних сил с пассивными внутренними, то есть обстоятельств с моральными принципами героев.
  • Высокий динамизм комедии проявляется только внешне, персонажи остаются неизменны и не способны эволюционировать.

Смерть актера

Биография Мольера (краткое содержание не может этого не помянуть) обрывается 17 февраля 1673 года. Именно в этот день умер великий комедиант. Незадолго до смерти, уже будучи больным, Жан Батист написал комедию «Мнимый больной». И вот, когда пьесу ставили в четвертый раз, а Мольер играл одну из главных ролей, драматургу стало плохо, и он не смог доиграть спектакль.

Родные перенесли больного домой, где он и скончался через несколько часов. Архиепископ Парижа сначала вовсе запретил хоронить Мольера, так как актер был большим грешником и должен был перед смертью покаяться. Только вмешательство короля позволило исправить ситуацию. И то великого писателя погребли ночью за оградой кладбища, как хоронили только самоубийц. Так окончил свою жизнь Жан Батист Мольер. Краткая биография писателя обязательно должна содержать этот момент его жизненной истории.

www.syl.ru

14. Творчество Мольера.

Жан Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого ученые часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии.

Благодаря деду, мальчик рано познакомился с театром. Жан Батист был серьезно им увлечен и мечтал о карьере актера. 

1645–1658 годы – это годы странствований труппы Мольера по французской провинции, обогатившие драматурга незабываемыми впечатлениями и наблюдениями над жизнью. В период путешествия родились первые комедии, написание которых сразу обнаружило талант Мольера как будущего великого комедиографа. Среди его первых удачных опытов «Шалый, или Все невпопад»(1655) и «Любовная досада»(1656).

1658 год – Мольер и его труппа возвращаются в Париж и играют перед королем. Людовик XVI разрешает им остаться в Париже

С 1659 года, с постановки «Смешных жеманниц», собственно и начинается слава драматурга Мольера. Остро против аристократической прециозности. Фабула: буржуазные провинциальные девицы Като и Мадлон жеманятся, отказывают женихам, те в отместку подсылают им слуг («виконт» Жодле (наст имя игравшего его актера) и «маркиз» Маскариль). Девицы в восторге. Хозяева слуг разоблачают и поколачивают их, в этих аристократических нарядах, палками. Вроде бы удар по подражателям, но М. метит в образец. Н-р Като спрашивает Маскариля, обучался ли он музыке, а тот гордо в ответ: «Люди нашего круга знают всё, не будучи ничему обучены». И литературная сатира: пародирует стиль (мадригал, сочиненный Маскарилем) -> негодование аристократов -> Мольер в предисловии смиренно разъяснил, что комедия направлена только против подражательниц. А не против истинных прециозниц; но ясно обратное -> Один из врагов с возмущением писал: «Никогда скромность и наглость так не сливались воедино, как в этом предисловии». Но королю очень понравилось (прециозники – его политическая оппозиция) и понравилось публике. Прециозность навсегда скомпрометирована. Мольер убедился, что комедия может влиять на общественное мнение, ставить большие вопросы. По всем своим внешним признакам это фарс: пьеса 1 актная, в прозе, с грубоватыми шутками, побоями, раздеванием. Тем не менее Мольер предпочитал называть эту пьесу комедией, сознавая всю её значительность. В пьесе – злободневность, осмеяние нравов аристократов-прециозников (прециозного стиля одеваться, говорить, рассуждать, чувствовать свою элитарность и пр.) всё это осмеяно с т.зр. «здравого смысла».

В творчестве Мольера комедия получила дальнейшее развитие как жанр. Сформировались такие ее формы, как «высокая» комедия. Главный принцип эстетики писателя – «поучать, развлекая». Ратуя за правдивое отражение действительности в искусстве, Мольер настаивал на осмысленном восприятии театрального действия, предметом которого он чаще всего избирал наиболее типичные ситуации, явления, характеры. 

В целом в эстетике Мольера важное место занимает понятие «добродетель». Опережая просветителей, драматург поставил вопрос о роли нравственности и морали в организации частной и общественной жизни человека. Чаще всего Мольер объединял оба понятия, требуя изображать нравы, не касаясь личностей. Однако это не противоречило его требованию верно изображать людей, писать «с натуры». Добродетель всегда была отражением нравственности, а мораль выступала обобщенным понятием нравственной парадигмы общества. При этом добродетель как синоним нравственности становилась критерием, если не прекрасного, то хорошего, положительного, примерного, а значит, морального. И смешное у Мольера тоже во многом определялось уровнем развития добродетели и ее составляющих: честь, достоинство, скромность, осторожность, послушание и так далее, то есть тех качеств, которые характеризуют положительного и идеального героя.

Образцы положительного или отрицательного драматург черпал из жизни, показывая на сцене более типичные ситуации, общественные тенденции и характеры, чем его собратья по перу.

Подобно Аристотелю, Мольер считал театр «зеркалом» общества. Спектакль – форма зрелища – представлялся как дидактическое пособие для зрителя. Он должен был пробудить сознание, потребность спорить, а в споре, как известно, рождается истина. Драматург последовательно (но опосредованно) предлагал каждому зрителю «ситуацию зеркало», в которой обычное, привычное и повседневное воспринималось как бы со стороны.

И в «высокой» комедии, и в комедии-«школе» в полной мере реализовался дидактический принцип классицизма. Однако Мольер шел дальше. Обращение в зал в конце пьесы предполагало приглашение к обсуждению. Приглашение «к нам в школу» убирает дидактизм как грань между автором-учителем и зрителем-учеником. Драматург не отделяет себя от зрительного зала. 

1662 – «Школа жен» (за год до неё – «Школа мужей»): теперь о том же, но острее. Идея ценности и свободы человека: никакое притеснение не м.б. на благо

Арнольф (богатый, пожилой буржуа) воспитывает крестьянскую девицу Агнессу себе в жены: поддерживает искусственно её наивность, чтобы не стать рогоносцем. Но агнеса несмотря на всё это встречает настоящую любовь – молодого Ораса. Комизм, что Арнольф оказывается поверенным в любовных делах молодой пары (Орас – сын его старого друга и, не зная нового имени Арнольфа, рассказывает о своей любви к его невесте; и Агнесса всё рассказывает Арнольфу, т.к. воспитана в искренности. Тем самым Мольер отказывается от традиционной интриги комедии, связанной с обманом, игрой случая и пр. Здесь побеждает правота «природы человека»). Арнольф беснуется, но не может противостоять; Агнесса же от любви умнее и обретает человеческое достоинство – внутренние силы души побеждают. Огромный успех – и травля: безнравственность, незнание правил искусства и т.д. Масса критик, клеветы (задевающей даже личную жизнь.

Подводя первые итоги, можем сказать, что уже в творчестве Мольера комедия-«школа» как жанровая форма получила активное развитие. Задача ее – воспитание общества. Однако это воспитание, в отличие от нравоучительной драматургии, лишено открытого дидактизма, оно имеет в своей основе рационалистический анализ, направленный на изменение традиционных представлений зрителя. Воспитание было не только процессом, в ходе которого изменялось мировосприятие зрителя, но и средством воздействия на его сознание и сознание общества в целом.

Герои комедии-«школы» являли собой наиболее характерный образец страсти, характера или явления в общественном бытии. Они проходили через ряд нравственных, мировоззренческих и даже психологических уроков, усваивали определенные навыки общения, что постепенно формировало систему новых этических понятий, заставляющих иначе воспринимать повседневный мир. При этом «урок» в комедии-«школе» раскрывался практически во всех исторически сложившихся лексических значениях – от «задания» до «вывода». Нравственная целесообразность поступков человека начинает определять его полезность в жизни отдельной семьи и даже всего общества.

Главным понятием комедии-«школы» становится «добродетель». Мольер связывает ее прежде всего с нравственностью. Драматург вводит в содержание «добродетели» такие понятия, как «разумность», «доверие», «честь», «свободный выбор». «Добродетель» выступает и как критерий «прекрасного» и «безобразного» в поступках людей, во многом определяя зависимость их поведения от социальной среды. В этом Мольер опережал просветителей.

Ситуация «зеркало» помогала преодолеть догматизм обыденного мировосприятия и через прием «очуждения» достичь желаемого «эффекта обучения». Собственно сценическое действие рисовало лишь модель поведения как наглядный пример для рационалистического анализа зрителем реальной действительности.

Комедия Мольера была тесно связана с жизнью. Поэтому нередко в ней присутствует драматический элемент. Его носителями выступают персонажи, которые, как правило, воплощают в своих характерах те или иные личностные качества, вступающие в противоречие с общепринятыми нормами. Часто на сцене звучат серьезные социальные конфликты. В их решении особое место отводится персонажам простого происхождения – слугам. 

studfiles.net

Краткая биография Жана Батиста Мольера

Настоящая фамилия Жана Батиста Мольера — Поклей. Он родился в Париже 16 января 1622 года. Отец его был придворный обойщик. Он не заботился о том, чтобы дать сыну образование. Трудно поверить, но к четырнадцати годам будущий драматург еде выучился читать и писать. Однако способности мальчика стали довольно заметны. Он не хотел перенимать ремесло отца. Пришлось Поклену-старшему отдать сына в Иезуитский коллеж, где он за пять лет становится одним из лучших учеников. Более того: одним из образованнейших людей своего времени.

По окончании коллежа Жан Батист получил звание юриста и был направлен в Орлеан. Однако любовью и мечтой всей его жизни был театр. Из нескольких друзей организовал молодой человек труппу в Париже и назвал ее «Блистательный театр». Собственных пьес тогда еще в проекте не значилось. Поклен взял себе псевдоним Мольер и решил попробовать себя в амплуа трагического актера.

Новый театр успеха не имел и его пришлось закрыть. Мольер отправляется странствовать по Франции с бродячей труппой. Странствия обогащают жизненным опытом. Мольер изучал жизнь различных сословий. В 1653 году он поставил одну из своих первых пьес «Сумасброд». Автор не мечтал еще о литературной славе. Просто репертуар труппы был беден.

В Париж Мольер возвращается в 1658 году. Это уже опытный актер и зрелый литератор. Выступление труппы в Версале перед королевским двором имело успех. Театр оставляют в Париже. В 1660 году Мольер получает сцену в зале Пале Рояль, построенном еще при кардинале Ришелье.

Всего в столице Франции драматург прожил четырнадцать лет. За это время было создано более тридцати пьес. Известный теоретик литературы Николя Буало в беседе с королем сказал, что его правление прославится благодаря драматургу Мольеру.

Сатирическая направленность правдивых комедий Мольера создали ему множество врагов. Так, например, на комедию «Тартюф», обличающую лицемерных святош, обиделась и знать, и церковники. Комедию то запрещали, то все-таки разрешали к постановке. Всю жизнь Мольера преследовали интриганы. Даже похоронам его они пытались помешать,

Мольер умер 17 февраля 1673 года. Он исполнял главную роль в своей пьесе «Мнимый больной» и на сцене почувствовал себя плохо. Через несколько часов великий драматург скончался. Архиепископ Парижский запретил хоронить по христианским обрядам тело «комедианта» и «не раскаявшегося грешника».

Похоронили его тайно, ночью, на кладбище Сен-Жозеф.

Комедии Мольера «Мизантроп», «Дон Жуан», «Проделки (плутни) Скапена», «Скупой», «Школажен» и другие до сих пор не сходят со сцены мировых театров.

lit-helper.com

Мольер

2) Жан Батист Поклен (Мольер)(1622–1673) первым заставил смотреть на комедию как на жанр, равный трагедии. Он синтезировал лучшие достижения комедии от Аристофана до современной ему комедии классицизма, включая опыт Сирано де Бержерака, которого ученые часто упоминают среди непосредственных создателей первых образцов национальной французской комедии.

Жизнь и творческий путь Мольера достаточно изучены. Известно, что будущий комедиограф родился в семье придворного обойщика. Однако дело отца он не захотел унаследовать, отказавшись от соответствующих привилегий в 1643 году.

Благодаря деду, мальчик рано познакомился с театром. Жан Батист был серьезно им увлечен и мечтал о карьере актера. После окончания школы иезуитов в Клермоне (1639) и получения диплома адвоката в 1641 году в Орлеане он организовал в 1643 году труппу «Блистательный театр», в состав которой вошли его друзья и единомышленники на многие годы – мадемуазель Мадлена Бежар, мадемуазель Дюпари, мадемуазель Дебри и другие. Мечтая о карьере трагического актера, юный Поклен берет имя Мольер как театральный псевдоним. Однако как трагический актер Мольер не состоялся. После ряда неудач осенью 1645 года «Блистательный театр» был закрыт.

1645–1658 годы – это годы странствований труппы Мольера по французской провинции, обогатившие драматурга незабываемыми впечатлениями и наблюдениями над жизнью. В период путешествия родились первые комедии, написание которых сразу обнаружило талант Мольера как будущего великого комедиографа. Среди его первых удачных опытов «Шалый, или Все невпопад»(1655) и «Любовная досада»(1656).

1658 год – Мольер и его труппа возвращаются в Париж и играют перед королем. Людовик XVI разрешает им остаться в Париже и назначает своего брата покровителем труппы. Труппе предоставляется здание Малого Бурбонского дворца.

С 1659 года, с постановки «Смешных жеманниц», собственно и начинается слава драматурга Мольера.

В жизни Мольера-комедиографа были и взлеты, и падения. Несмотря на все споры вокруг его личной жизни и взаимоотношений с двором, до сих пор не увядает интерес к его творениям, ставшим для последующих поколений своеобразным критерием высокого творчества, таким как «Школа мужей»(1661), «Школа жен»(1662), «Тартюф»(1664), «Дон Жуан, или Каменный гость»(1665), «Мизантроп»(1666), «Лекарь поневоле»(1666), «Мещанин во дворянстве»(1670) и другие.

Изучая мольеровские традиции в творчестве писателей других веков, такие ученые, как, например, С. Мокульский, Г. Бояджиев, Ж. Бордонов, Р. Брэ, пытались разгадать феномен Мольера, природу и содержание смешного в его произведениях. Э. Фаге утверждал: «Мольер является апостолом «здравого смысла», то есть тех общепринятых воззрений публики, которую он имел перед глазами и которой он хотел угодить»[42 — Faguet Е.En lisant Moliere. Paris, 1914. P. 123.]. Не ослабевает интерес к Мольеру и в современном литературоведении. В последние годы появились работы, посвященные не только вышеназванным вопросам, но и вопросам романтизации классицистского конфликта (А.Карельский),оценки театра Мольера в концепции М. Булгакова (А.Грубин).

По воспоминаниям современников, внешне Мольер был не очень привлекательным У него была большая голова на короткой шее, маленькие, широко посаженные глаза, толстый плоский нос, большой рот и черные густые брови фигура в он имел прочную, но ноги были коротки для его веса и большого роста Актеры отмечали, что у него был слишком быстрый темп речи, глухой голос и не всегда правильная артикуляция, что нередко приводит а до икоты Поэтому Мольер не мог играть трагические роли, роли любовников 1 все же актерский его диапазон был достаточно широк Он играл слуг, смешных буржуа, придворных шутов, ревнивых мужей и т.п. В се это характерно-комические роли, в исполнении которых стремился достичь истинного изображения чувств, мыслей и поступков персонажей.

Как режиссер М., по воспоминаниям современников — членов его труппы, был очень вспыльчивым и нетерпеливым Впрочем гнев и вспыльчивость все воспринимали как должное и не обижались Он не умел быть спокойным, ибо театр всегда требовал от него напряжения \»Он отдавался сцене всем сердцем, ибо только там он и жил\», — писал о Мольере М Булгаков в книге \»Жизнь господина де Мольера».

На 1664-1670 годы приходится период наивысшего расцвета творчества великого драматурга Именно в это время он создает лучшие свои комедии: \»Тартюф\», \»Дон Жуан\», \»Скупой\», \»Мизантроп\», \»Мещанин — дворянин\»

Однако, серьезность комедий Мольера не вызвала одобрения Драматург вынужден был бороться за право постановки своих пьес, их дальнейшую сценическую судьбу Кроме того, силы гениального комедиографа отбирало неудачное супружество Зимой 1672 Мольер начал работу над комедией \»Мнимый больной\» В этой пьесе драматург смеялся над неразумной страстью, которая существует в сознании всегда: над с трахом смерти и ничтожной доверчивостью Ненависть комедиографа отношении врачей, наверное, достигла высокого уровня: в комедии они были выведены настоящими чудовищами — полезными, ограниченными дураками.

Пролог, написанный Мольером к этой пьесе, подтверждает тот факт, что драматург пытался вернуть утраченную благосклонность короля.

В пятницу 10 февраля 1673 состоялась премьера \»Мнимый больной\», которая сопровождалась огромным успехом Четвертая представление было назначено на 17 февраля (годовщина смерти Мадлены) Ссылаясь на кни игу М Булгакова, отметим, что Мольер накануне спектакля чувствовал себя не очень хорошо, а его умом владели пессимистические мысли.

Играя главного героя, он чувствовал себя на сцене плохо, но только некоторые из актеров заметили изменения во внешнем виде актера, вызванные его страданиями После окончания спектакля драматургу стало очень холодно и его отнесли домой Через несколько часов у Мольера горлом пошла кровь Врачи отказывались идти к актеру, держа на него образа.

21 февраля около девяти часов вечера должны были выносить тело Мольера. Толпа, собравшаяся под окнами дома, вела себя довольно возбуждено, что заставило Арманду бросать пришедшим деньги.

Мольера принесли на кладбище Святого Жозефа и похоронили в том месте, где свое пристанище нашли самоубийцы и некрещеные дети А в церкви Святого ЕВС-Тафи священник отметил лаконично, что 21 февраля 1673 3 года, во вторник, был похоронен на кладбище Святого Жозефа обойщик и королевский камердинер Жан-Батист Мольер.

На его могилу жена положила каменную плиту и велела привезти на кладбище сто вязанок хвороста, чтобы бездомные могли согреваться холодными ночами первую же суровой зимы на этой плите разожгли и огромный костер, и вскоре она треснула Время не пощадило ее, и когда через 119 лет, в период Великой революции, тело драматурга пытались перенести в мавзолей, никто не мог с точностью указать место его захоронения Хотя чьи-то остатки вырыли и перенесли в мавзолей, никто не берется утверждать, что это остатки Мольера. Такой оказалась прихоть истории и его величества Время.

3) Творчество Жана Батиста Мольера (1622—1673), одного из крупнейших писателей-классицистов XVII столетия, в отличие от Корнеля и Расина, создателей классицистической трагедии, было сосредоточено в пределах комедийного жанра. Синтезировав все лучшее, что было достигнуто его предшественниками, Мольер придал французской комедии исключительную идейную насыщенность, социальную остроту и художественное разнообразие.

Драматургию Мольера отличает жанровое многообразие. Мольер создавал замечательные образцы и высокой комедии, и фарса, и комедий-балетов.

Для понимания места Мольера в развитии французской литературы XVII в. чрезвычайно важно должным образом оценить ту роль, которую в его творчестве играют материалистические, жизнеутверждающие традиции культуры Ренессанса.

Психологическое богатство, скрытое в человеке, Мольер раскрывает, вводя в свои комедии образ человека, размышляющего о жизни. Интеллектуальный герой возникает у него в противовес маниакальному характеру, который был показателен, например, для комедий Скаррона и отличался известной бездумностью. У Мольера мы встречаемся с героем нового типа. Это уже не человек, обладающий, подобно вещам, конкретными, как бы заранее предопределенными свойствами; у него есть свое отношение к миру, и в этом его своеобразие.

Интеллектуальному герою Мольера присущ своего рода универсализм отношения к действительности. Он особенно очевиден в отношении Альцеста к миру. Образ интеллектуального героя возникает у Мольера в атмосфере столкновения противоположных взглядов. Вспомним споры Ариста и Сганареля, Кризальда и Арнольфа, Альцеста и Филинта. Мысль, концепция, система воззрений становятся у Мольера объектами изображения. В пьесах Мольера мы имеем дело с фигурой оппонента, который оспаривает неприемлемую для него точку зрения. Наряду с этим мы встречаем у Мольера и личность, активно стремящуюся внушить другим определенные суждения.

Мольера нередко упрекали за героя-резонера, человека, склонного к отвлеченной декламации. Но Мольер вводил в сферу изображаемого не сами по себе декларации и сентенции, а образ мыслящего человека, защищающего продуманное суждение о людях, о вещах. При этом мысли, высказываемые резонером, всегда подавались на фоне враждебного мировоззрения. Уже в образе Ариста («Школа мужей») интересен человек, осуждающий пережитки средневековых предрассудков. Роль Ариста не сводится к произнесению длинных монологов. Он не только говорит, но и действует, воспитывая Леонору уже не в старозаветном духе. Мысли резонера у Мольера — итог многолетних наблюдений. В беседе с Кризальдом Арнольф говорит о разложении современной семьи; это заключение — плод двадцатилетних размышлений героя.

Размышляя над творчеством Мольера, мы не можем игнорировать то новое, по сравнению с эпохой Ренессанса, что отличает мироощущение передовых людей XVII в. Огромное значение для Мольера приобретает противоречивость мира, дисгармоничность человека: Мольер ставит во главу угла «недостатки» человека, его пороки. В этом отношении особенно показательны «Школа жен», «Дон Жуан», «Тартюф». Драматург усиливает в этих пьесах злое начало. Веселое, комическое уступает подчас место мрачному или сосуществует с последним. Арнольф появляется на сцене вовсе не как комическое действующее лицо. Это человек опасный.

Реалистические тенденции в творчестве Мольера тесно связаны с отрицательным отношением драматурга к индивидуалистическим традициям, восходящим к эпохе Ренессанса. Совершенно новый смысл в этой связи приобретает для Мольера самое содержание комического. Объектом насмешки у Мольера оказывается замкнутость человека, его погруженность в себя. Стремясь преодолеть разобщенность людей, драматург изображает совместные действия людей, устремленных к одной цели. Примером может служить «Тартюф». Персонажи пьесы, существующие каждый сам по себе, как бы заражаются одним порывом, образуют против Тартюфа единый, наступательный фронт; фронт этот разрастается по мере развития действия пьесы, захватывая в свою орбиту почти всех действующих лиц пьесы.

Для Мольера характерен перенос внимания с внутреннего мира личности на обстоятельства, определяющие ее судьбу. Мольер близок к другим представителям классицизма в том, что он ищет причины поведения человека в нем самом, устанавливает психологические константы. Но эти константы, свойственные человеку вообще, драматург не отделяет от сословно-социальных категорий. В полном соответствии с поэтикой классицизма характер персонажа изображается у Мольера как внутреннее, психологическое единство. Однако это единство получает дополнительное качество: сословно-классовая принадлежность определяет социальное содержание характера.

Отмечая своеобразие реалистичности Мольера, нельзя обойти важную роль в его творчестве персонажей из народа. У Мольера, придающего большое значение социальной характеристике персонажа, особую роль играет образ человека из низов. Мольер не только изображает существующее, но и намечает возможности, пока еще таящиеся в настоящем. Он наделяет человека из народа независимостью суждений, подчеркивает его предприимчивость. В комедиях Мольера изобретательным оказывается именно слуга, а не господин. Слуга — субъект действия, лицо, руководящее развитием сюжета. Иногда Мольер изымает простого человека из сферы комического и делает его, как показывает образ нищего в «Дон Жуане», объектом сочувствия, отмечая при этом его принципиальность, нежелание отказываться от своих убеждений.

Мольеровский образ человека из народа делает понятным и то предпочтение, которое оказывает драматург старине перед современностью в «Мизантропе» и в «Ученых женщинах» (1672), ибо само по себе это предпочтение как будто никак не вяжется с критическими выпадами писателя против пережитков патриархального прошлого. Мольер предпочитает старину лишь постольку, поскольку она связана с народной культурой и противостоит современной придворной культуре с ее жеманством и фальшью. Так, Альцест ставит выше современного аристократического сонета не просто старинную, а именно народную старинную песенку.

С образами слуг в творчество Мольера входят вера в человека, жизнелюбие, оптимизм. Пьесы Мольера, несмотря на изображенные в них уродливые, отталкивающие стороны жизни, являют собой замечательные образцы жанра комедии, сохраняют исключительную устойчивость атмосферы веселья и радости. Главное в людях из народа — их жизнедеятельность. Превращая слуг в основную активную силу своих комедий, Мольер имеет в виду не столько их позитивную роль в настоящем, сколько гигантские потенциальные возможности простого человека.

Творчество Мольера — это одна из вершин мировой драматургии. Оно не только оказало значительное воздействие на дальнейшее развитие французской комедиографии, но и способствовало утверждению реалистических тенденций в европейском театре последующего времени.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *