Содержание

Значение романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова

Каково же значение романа «Герой нашего времени» в истории русской литературы и русской общественной мысли очень велико. В романе «Герой нашего времени», который Белинский назвал «грустной думой о нашем времени», широко отразилось общество того времени, показан и объяснен в образе Печорина характерный тип эпохи.

В предисловии к роману автор говорит, что в Печорине он дал «портрет, составленный из пороков» всего «нашего поколения», т.е. того поколения, которое осуждено в «Думе» Лермонтова. Но благодаря глубокому анализу этого образа в романе, особенно в повести «Княжна Мери», мы понимаем, что в «пороках» Печорина повинно общество и общественно-политический строй того времени.

Мы понимаем, что наше возмущение должно быть обращено, прежде всего, против тех общественных условий, которые не давали возможности одаренным людям найти применение своим «необъятным силам», заглушали их хорошие задатки, способствуя развитию дурных.

Плох тот порядок, дурно то общество, которое коверкает, делает «лишними», ненужными наиболее одаренных людей, — так говорит Лермонтов своим романом. Но и Печорин как представитель поколения, заклейменного в «Думе», также осужден в романе. Осуждая Печорина, поэт тем самым указывает, что для России нужны другие люди, люди цельные, здоровые духом, способные действовать, несмотря на тяжкие условия, которые им ставила жизнь.

В романе разоблачена и осмеяна — в образе Грушницкого — модная в то время игра в разочарованность.
Таким образом, в «Герое нашего времени» произнесен приговор порядкам современной поэту России, дворянскому обществу, его представителям.

Большое значение имело появление в романе образа Максима Максимыча. Этот «чисто русский тип» (по выражение Белинского) только намечался в русской литературе. Тщательная разработка этого образа у Лермонтова отражала углубление внимания к простым людям, означала усиление демократической струи в литературе.Образом Максима Максимыча Лермонтов утверждал: именно среди ничем не примечательных, незнатных, невидных, небогатых, простых есть люди духовно здоровые, цельные, достойные глубокого уважения.

«Герой нашего времени» был большим шагом вперед в развитии русской художественной прозы. В сокровищнице русской литературы ко времени его появления уже были такие произведения в прозе, как «Повести Белкина», «Пиковая дама», «Капитанская дочка» Пушкина, «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», «Петербургские повести» Гоголя. Но ни у Пушкина, ни у Гоголя в прозаических произведениях мы не видим еще такого глубокого интереса к психологическому анализу, т.е. к анализу внутренних переживаний героя, какой мы находим в романе Лермонтова.

Высокую оценку дали «Герою нашего времени» замечательные русские писатели прошлого.Гоголь признавался, что до Лермонтова «никто еще не писал у нас такой правильною и благоуханною прозою».Не только художественное мастерство поэта привлекает наше внимание к роману, но и глубокое проникновение Лермонтова в действительность и его дерзновенный порыв в будущее. Именно поэтому значение романа «Герой нашего времени» для русской истории трудно переоценить.

 

biblioman.org

смысл названия романа, черты романтизма

 

Согласно изначальному замыслу Лермонтова, Герой нашего времени должен был выйти в свет не как цельный роман, а как сборник отдельных повестей о Печорине. В 1839-40 годах они публиковались в журнале Отечественные записки, однако в конце 1840 года вышла целая книга, и тогда все поняли, что получилось единое связное произведение. Оценка романа «Герой нашего времени» критиками была глубоко положительная, даже Белинский восхищался художественным талантом Лермонтова.

Смысл названия романа «Герой нашего времени»

В образе главного героя Лермонтов очень ярко показывает, каков он — герой их времени, и чем отличается он от героев предыдущих эпох, Чацкого и Онегина. Это талантливый молодой человек, который по вине жестокого режима и непонимающего его общества не может в полной мере реализовать свои способности. У нет выбора, он вынужден подчиняться приказам. Таким образом, Лермонтов делает вывод: герой нашего времени — это

представитель потерянного поколения, которого томит неинтересная жизнь, который не может оказаться нужным в этом мире.

Черты романтизма в романе

Публике сразу стало понятно, что это произедение принадлежит к течению романтизма. Герой нашего времени содержит множество типично романтических черт:

1) Например, автобиографизм Печорина; многие его мысли — это мысли Лермонтова, многие описанные в романе события происходили на самом деле. Только внешность у героя другая — ее Лермонтов списывал со Столыпина, поскольку сам был некрасив, а Столыпину очень завидовал. 

2) Большое внимание уделяется

внутреннему миру героя: Печорин ведет дневник, где отображаются все его чувства.

3) Сама личность Печорина содержит множество загадок. Непонятно, откуда Печорин с самого начала взялся и из-за чего потом умер.

4) Герой очень яркий, он находится в постоянном конфликте с окружающими и стремится к свободе. Лермонтов раскрывает образ Печорина через второстепенных героев романа.

Путем романтического осмысления своего героя Лермонтова старается описать свою эпоху и свое поколение. Именно об этом и говорит само название романа. Показано, что изначально Печорин — это очень яркая и богатая натура, в нем заложено много хорошего. Но такому человеку сложно выжить в реальном мире, и сверхчеловек постепенно превращается в лишнего человека, который не может реализовать свои задатки, оказавшись в трудной ситуации.

Образы романа «Герой нашего времени»

Образ Печорина является спором с образом Онегина: это два разных героя разных эпох. В пушкинскую эпоху, когда жил Онегин, у героя было гораздо больше возможностей для самосовершенствования и реализации, и в том, что Онегин чувствует себя лишним и скучающим, виноват лишь он сам. С Печорина же автор снимает вину за его неудачную жизнь, в ней виновато общество, поколение и весь свет: у Печорина выбор невелик — либо служба, либо отставка.

Хотя в случае Печорина и отставка невозможна — он штрафной, разжалованный из-за дуэли прапорщик 28 лет. Именно этот факт и усугубляет юнкер Грушницкий. В разговорах с девушками он не хочет признаваться, что еще слишком молод, что он юнкер, поэтому говорит всем, что он разжалован. Таким образом, получается, что Грушницкий хвастается тем фактом, который для Печорина является стыдным и оскорбительным. 

Грушницкий — это пародийный двойник Печорина, следовательно, его необходимо уничтожить. Это и происходит на их с Печориным дуэли. Здесь Лермонтов опять позволяет себе отсылку к Евгению Онегину Пушина, однако параллель неточная: Грушницкий никогда не был другом Печорина, а смерть его — вовсе не случайность, как это было с Ленским, а закономерность. Таким образом Печорин сам творит свою судьбу, уничтожая помехи.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: Размышления Лермонтова о жизни, любви, творчестве в поэзии
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspРоль композиции в раскрытии характера Печорина и главной идеи романа

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Смысл названия «Герой нашего времени». Краткое содержание и герои романа М.Ю. Лермонтова

«Герой нашего времени» — один из самых знаменитых романов. По сей день он пользуется популярностью среди любителей русской классики. Если вы хотите узнать больше об этом произведении, прочитайте статью.

Об авторе

Михаил Юрьевич Лермонтов — известный писатель. Прожил он с 1814 по 1841 год. Его нельзя было назвать необычайно красивым, каким он казался на фотографиях. Современники писателя и поэта утверждали, что он был отнюдь не хорош собой. Причиной его смерти стала дуэль с Николаем Мартыновым. Михаил воспитывался бабушкой, которая, в отличие от отца, могла его обеспечить и дать должное воспитание. Она всегда была против свиданий Михаила с отцом. Несмотря на строгое воспитание, бабушка сильно любила своего маленького Мишу и старалась дать ему все лучшее.

Лермонтов учился на дому, а после два года провел в Московском училище. Затем по неизвестным причинам решил бросить учебу в университете. Будучи писателем, Михаил обожал творчество Шекспира, Байрона и Шиллера. Михаил Юрьевич Лермонтов не только хороший поэт, драматург, прозаик, но и замечательный художник. Кроме этого он прекрасно разбирался в математике.

Известнейший писатель обладал несколько грубоватым и дерзким характером. У Михаила было достаточно специфическое чувство юмора. Он любил колко шутить над другими людьми. Из-за своего пылкого характера и острого языка он и погиб в дуэли с Мартыновым, ибо тот не потерпел неуважительного поведения по отношению к себе.

Из истории создания романа «Герой нашего времени»

Михаил Лермонтов начал писать роман, когда его впервые отправили в ссылку на Кавказ. Именно тогда он вдохновился на написание отрывков, которые впоследствии стали глаавами литературного шедевра. Автор изначально даже не думал о том, что из этого получится что-то столь содержательное. Весь роман писался отрывками и публиковался в местной печати.

Краткое содержание романа

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти частей. В каждой из них описываются события, происходящие в определенное время и в определенном месте.

Первая часть — «Бэла». В этой части рассказывается о похищении и убийстве дочери горского князя. Во второй части — «Максим Максимыч» — рассказывается о задержании автора во Владикавказе и находке дневника Печорина. Третья часть, под названием «Тамань», повествует о трех контрабандистах и покушении на Печорина. Четвертая рассказывает о том, как Печорин, чтобы утешить свое самолюбие, влюбил в себя княжну Мэки. Это стало причиной ссоры с другом. Из пятой части («Фаталист») читатель узнает о том, что судьбу невозможно перехитрить, и все то, что должно случиться, обязательно произойдет.

Что есть время?

Роль времени в романе «Герой нашего времени» имеет огромное значение. Прочитав данный роман, можно понять, что в жизни человека иногда очень важны те несколько минут, которые могли бы полностью исправить ситуацию. Или же, например, что никогда не стоит торопиться и делать поспешных выводов. Это можно понять, проанализировав отношенияя Печорина и Бэлы.

Печорин думал, что с Бэлой ему не будет скучно, ведь он был так сильно в нее влюблен. Но девушка была к нему исключительно холодна. Печорин решил, во что бы то ни стало растопить лед в сердце девушки и добиться взаимной любви, но все попытки Печорина влюбить в себя Бэлу оказались напрасными. Он понял, что она ему наскучила и он испытывает к ней тяготение. Мимолетное влечение Печорина к Бэле стоило жизни несчастной девушке. Какова роль времени в романе «Герой нашего времени»? В пороках главного героя виновен не только он сам, но и общество, в котором он вращался. Во времена, в которые жил Печорин, да и сам автор книги, царили законы, в условиях которых одаренные люди не находили выхода своей энергии. А это способствовало развитию дурных задатков.

Какой смысл несет в себе роман?

У каждого человека своя точка зрения, а значит и смысл романа для всех разный. Для кого-то смысл в том, что не следует торопиться с выводами, для других смысл в том, что судьбу нельзя перехитрить. Смысл названия «Герой нашего времени» не может быть единым для всех. Кто-то не проникнется симпатией к главному герою романа. А кому-то этот персонаж будет близок.

Каков смысл названия «Герой нашего времени»? В романе рассказывается о сложной личности, о человеке, в руках которого судьба целой эпохи. В произведении изображена непростая судьба героя, которому пришлось пережить многое. Но даже после всего того, что он смог пройти, он остается сильным и несломленным. Размышляя о том, в чем смысл названия «Герой нашего времени» несложно понять, что значение названия романа полностью совпадает со смыслом. Данный роман сможет понять не каждый, ведь в нем очень много тем для размышлений.

Проблема романа

В романе автор поднимает актуальную проблему среди всего человечества — поспешность действий. Проблема романа «Герой нашего времени» и его персонажей в том, что они поддавались своим первичным инстинктам и не всегда обдумывали то, что планировали совершить. Вследствие этого происходили ужасные вещи, например, смерть Бэлы. Печорин должен был подумать, прежде чем похищать девушку, о том, взаимна ли любовь. Таким образом, из-за халатности Печорина погибла невинная девушка. Но вот со смертью Вулича все иначе. Здесь главной причиной смерти стала судьба, и это никто не мог предугадать и предотвратить. Мы не всегда можем предотвратить что-то ужасное, что-то, что предначертано судьбой, но мы можем предотвратить то, что в наших руках, то, что зависит только от нас самих.

Что послужило темой для романа?

Тема романа также несколько связана с проблемой, как и смысл названия «Герой нашего времени». Темой романа служило раскрытие всех прекрасных сторон героя. Задача автора была представлена в том, чтобы в течении всех происходящих действий раскрыть всю сущность главного персонажа, представить с совершенно другой стороны. Именно в этом заключалась тема романа «Герой нашего времени». Читатель в процессе чтения должен был постепенно знакомиться с героем, узнавать его с совершенно новых сторон и знакомиться с его лучшими качествами.

В чем же суть?

Суть романа «Герой нашего времени» была несколько иной. Читатель смог понять, что главный герой романа не такой уж и «неправильный», а вполне разумный и положительный персонаж.

Михаил Юрьевич Лермонтов не написал ни единой записки или заметки о том, что именно подтолкнуло мысль написать роман, который и по сей день популярен не только среди старших, но и среди молодежи и даже за рубежом. Конечно же, данный роман может показаться сложным и запутанным, но этот шедевр стоит того, чтобы уделить ему свое драгоценное время. Стоит помнить, что значение названия романа «Герой нашего времени» созвучно с главной идеей. Прочитав этот роман, вы многое осознаете и, возможно, измените свое мировоззрение. Этот роман будет полезен представителям как старшего поколения, так и младшего.

fb.ru

Значение для русской литературы “Героя нашего времени” М. Ю. Лермонтова

В реализме Лермонтова критическое начало проявилось с большой силой. Светская среда, окружавшая Печорина, подвергается в романе резкой критике, нередко принимающей характер сатиры. Строгой критике подвергает автор и своего героя, указывая в предисловии ко второму изданию романа (1841) на необходимость “горьких лекарств” для излечения молодежи от печоринского недуга. Но основное своеобразие лермонтовского реализма было не в этом. В отличие от Гоголя Лермонтов развивал не критические тенденции пушкинского реализма, а психологические, т. е. стремился к раскрытию внутреннего мира персонажей. Лермонтов подготовил почву для глубокого психологического анализа, которым позднее прославили русскую литературу Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский. Критическая направленность лермонтовского художественного метода сказалась в той беспощадности психологического анализа, которая свойственна Лермонтову и которая в еще большей степени характеризует творчество Толстого и Достоевского.
Этот роман также послужил делу утверждения реалистического направления, хотя его автор не отказывался еще от создания романтических произведений, да и в самом “Герое нашего времени” (1840) еще значительны романтические традиции. В своем романе М. Ю. Лермонтов обратился к теме, поставленной А. С. Пушкиным в “Евгении Онегине”,- к теме о молодом поколении, о его общественной

роли, о стоящих перед ним задачах, о его способности эти задачи решить. Следовательно, он обратил художественное внимание на те стороны действительности, которые не нашли отображения в творчестве Н. В. Гоголя. Но и пушкинскую тему Лермонтов развил дальше. В “Герое нашего времени” писатель показал новое поколение дворянской молодежи, новый социальный характер, сложившийся в условиях 30-х годов.

rus-lit.com

Герой нашего времени — это… Что такое Герой нашего времени?

«Герой нашего времени» (написан в 1838—1840) — роман Михаила Юрьевича Лермонтова. Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге, в типографии Ильи Глазунова и Кº, в 1840 г., в 2 книгах. Тираж 1000 экземпляров.[1]

Структура романа

Роман состоит из нескольких частей, хронологический порядок которых нарушен. Такое расположение служит особым художественным задачам: в частности, сначала Печорин показывается глазами Максима Максимыча, а только затем мы видим его изнутри, по записям из дневника

  • Предисловие
  • ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
    • I. Бэла
    • II. Максим Максимыч
  • Журнал Печорина
    • Предисловие
    • I. Тамань
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ (Окончание журнала Печорина)
    • II. Княжна Мери
    • III. Фаталист

Хронологический порядок частей

  1. Тамань
  2. Княжна Мери
  3. Бэла
  4. Фаталист
  5. Максим Максимыч
  6. Предисловие к журналу

Между событиями «Бэлы» и встречей Печорина с Максимом Максимычем на глазах у рассказчика в «Максиме Максимыче» проходит пять лет.

Также в некоторых научных изданиях «Бэла» и «Фаталист» меняются местами.

Сюжет

«Бэла»

Представляет собой вложенный рассказ: повествование ведёт Максим Максимыч, который рассказывает свою историю неназванному офицеру, встретившемуся ему на Кавказе. Скучающий в горной глуши Печорин начинает свою службу с кражи чужого коня и похищения любимой дочери местного князя, что вызывает соответствующую реакцию горцев. Но Печорину нет до этого дела. За неосторожным поступком молодого офицера следует обвал драматических событий: навсегда покидает семью Азамат, от руки Казбича погибают Бэла и её отец.

«Максим Максимыч»

Эта часть примыкает к «Бэле», самостоятельного новеллистического значения не имеет, но для композиции романа целиком важна. С Печориным здесь читатель единственный раз встречается лицом к лицу. Встреча старых приятелей не состоялась: это скорее мимолетный разговор с желанием одного из собеседников поскорее его закончить.

Повествование построено на контрасте двух противоположных персонажей — Печорина и Максима Максимыча. Портрет даётся глазами офицера-рассказчика. В этой главе высказывается попытка разгадать «внутреннего» Печорина через внешние «говорящие» черты.

«Тамань»

Повесть рассказывает не о рефлексии Печорина, а показывает его с активной, деятельной стороны. Здесь Печорин неожиданно для себя становится свидетелем, а позже и в некоторой степени участником бандитской деятельности. Печорин поначалу думает, что человек, приплывший с другого берега, рискует жизнью ради чего-то действительно ценного, но на самом деле это всего лишь контрабандист. Печорин очень разочарован этим. Но всё равно, уезжая, он не жалеет, что побывал в этом месте.

Главный смысл в заключительных словах Печорина: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошёл ко дну!»

«Княжна Мери»

Повесть написана в форме дневника. По жизненному материалу «Княжна Мери» ближе всего к так называемой «светской повести» 1830-х годов, но Лермонтов наполнил её иным смыслом.
Повесть начинается с прибытия Печорина в Пятигорск на лечебные воды, где он знакомится с княгиней Лиговской и её дочерью, называемой на английский манер Мери. Кроме того, здесь он встречает свою бывшую любовь Веру и приятеля Грушницкого. Юнкер Грушницкий, позёр и тайный карьерист, выступает контрастным персонажем к Печорину.

За время своего пребывания в Кисловодске и Пятигорске Печорин влюбляет в себя княжну Мери и ссорится с Грушницким. Он убивает Грушницкого на дуэли и отказывает княжне Мери. По подозрению в дуэли его вновь ссылают, на этот раз в крепость. Там он знакомится с Максимом Максимычем.

«Фаталист»

Дело происходит в казачьей станице, куда приезжает Печорин. Он сидит в гостях, компания играет в карты. Вскоре им это надоедает и завязывается беседа о предопределении и фатализме, в который некоторые верят, некоторые нет. Завязывается спор между Вуличем и Печориным: Печорин говорит, что видит явную смерть на лице у Вулича, в результате спора Вулич берёт пистолет и стреляет в себя, но происходит осечка. Все расходятся по домам. Вскоре Печорин узнаёт о смерти Вулича, его зарезал шашкой пьяный казак. Тогда Печорин решается испытать судьбу и поймать казака. Он прорывается к нему в дом, казак стреляет, но мимо. Печорин хватает казака, приезжает к Максиму Максимычу и всё ему рассказывает.

Основные действующие лица

  • Григорий Александрович Печорин, прапорщик
  • Максим Максимыч, штабс-капитан
  • Бэла, черкешенка, дочь князя
  • Казбич, черкес
  • Азамат, черкес, сын князя
  • княжна Мери Лиговская
  • Вера[2].
  • Грушницкий, юнкер, позже произведен в офицеры.
  • доктор Вернер [3]
  • Вулич, поручик

Печорин

Печорин — петербуржец. Военный, как и по своему чину, так и в душе. В Пятигорск он приезжает из столицы. Его отъезд на Кавказ связан с «какими-то похождениями». В крепость, где происходит действие «Бэлы», он попадает после дуэли с Грушницким, в возрасте 23 лет. Там он находится в чине прапорщика. Вероятно, он был переведен из гвардии в армейскую пехоту или армейские драгуны.

Встреча с Максимом Максимычем происходит через пять лет после истории с Бэлой, когда Печорину уже 28.

Он умирает.

Фамилия Печорина, происходящая от названия реки Печоры, имеет семантическую близость с фамилией Онегина. Печорин является естественным продолжателем Онегина, но Лермонтов идёт дальше: как р. Печора севернее р. Онеги, так и характер Печорина более индивидуалистичен, чем характер Онегина.

Образ Печорина

Образ Печорина — одно из художественных открытий Лермонтова. Печоринский тип поистине эпохален, и прежде всего потому, что в нем получили концентрированное выражение особенности последекабристской эпохи, когда на поверхности «видны были только потери, жестокая реакция», внутри же «совершалась великая работа… глухая и безмолвная, но деятельная и беспрерывная …» (Герцен, VII, 209—11). Печорин — личность неординарная и спорная. Он может жаловаться на сквозняк, а через некоторое время скакать с шашкой наголо на врага. Образ Печорина по главе «Максим Максимыч»: «Он был среднего роста; стройный,тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение,способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов,не побеждённое ни развратом столичной жизни,ни бурями душевными…».

Публикация

Роман появлялся в печати по частям с 1838 г. Первое полное издание вышло в 1840 г.

  • «Бэла» была написана в 1838 г. Первая публикация — в «Отечественных записках», март 1839, т. 2, № 3.
  • «Фаталист» был впервые опубликован в «Отечественных записках» в 1839 г., т. 6, № 11.
  • «Тамань» была впервые напечатана в «Отечественных записках» в 1840 г., т. 8, № 2.
  • «Максим Максимыч» впервые появился в печати в 1-м отдельном издании романа в 1840 г.
  • «Княжна Мери» впервые появилась в 1-м издании романа.
  • «Предисловие» было написано в Санкт-Петербурге весной 1841 г. и впервые появилось во втором издании романа.

Иллюстрации

Книгу многократно иллюстрировали известные художники, в числе которых М. А. Врубель, И. Е. Репин, Е. Е. Лансере, В. А. Серов.

Истоки и предшественники

  • Лермонтов намеренно преодолевал авантюрную романтическую традицию романов на кавказскую тему, заданную Бестужевым-Марлинским.
  • Роман Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века» вышел в 1836 г. и тоже повествует о «болезни», разумея «пороки поколения».
  • Руссоистская традиция и разработка мотива любви европейца к «дикарке». Например, у Байрона, а также пушкинские «Цыганы» и «Кавказский пленник».
  • Пушкинские «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Капитанская дочка» и проч.

Примыкающие произведения Лермонтова

  • «Княгиня Лиговская» (1837) — раннее незаконченное произведение Лермонтова[4]. Место действия романа — Петербург 1830-х годов, высший свет (чиновники, офицеры, дворяне). Судя по тексту, действие романа происходит до описываемых в «Герое нашего времени» событий. В основу романа положены отношения гвардейского офицера Печорина и его бывшей возлюбленной, княгини Лиговской, а также конфликт между Печориным и бедным чиновником из дворян Красинским.
  • «Кавказец» — очерк, написанный Лермонтовым спустя год после окончания романа. Жанр — физиологический очерк. Описанный офицер чрезвычайно напоминает Максима Максимыча, перед читателем предстает типичная история жизни подобного «кавказца».
  • Драма «Два брата», в которой фигурирует Александр Радин, ближайший предшественник Печорина.

География романа

Действие романа происходит на Кавказе. Основное место — Пятигорск.

Кавказские народы в романе

Литературоведческий анализ

Экранизации

  • «Княжна Мери», 1927; «Бэла», 1927; «Максим Максимович», 1927. Режиссёр — В. Барский. В главной роли — Николай Прозоровский. Черно-белый, немой.
  • «Княжна Мери», 1955. Режиссёр — И. Анненский.
  • «Бэла», 1966; «Герой нашего времени», 1966. Режиссёр — С. Ростоцкий. В главной роли — Владимир Ивашов (озвучание — Вячеслав Тихонов).
  • «Страницы журнала Печорина», 1975, фильм-спектакль. Режиссёр — Анатолий Эфрос. В главной роли — Олег Даль.
  • «Герой нашего времени», 2006, сериал. Режиссёр — Александр Котт. В главной роли — Игорь Петренко.

Примечания

Ссылки

  Михаил Юрьевич Лермонтов
ПрозаАшик-Кериб  · Вадим  · Герой нашего времени  · Кавказец (очерк)  · Княгиня Лиговская  · Панорама Москвы  · Штосс  · Я хочу рассказать вам
ПоэмыАзраил  · Ангел смерти  · Аул Бастунджи  · Беглец  · Боярин Орша  · Две невольницы  · Демон  · Джюлио  · Измаил-Бей  · Исповедь  · Последний сын вольности  · Кавказский пленник  · Каллы  · Корсар  · Литвинка  · Монго  · Моряк  · Мцыри  · Олег  · Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова  · Преступник  · Сашка  · Сказка для детей  · Тамбовская казначейша  · Хаджи Абрек  · Черкесы
ПьесыАрбенин  · Два брата  · Испанцы  · Маскарад  · Странный человек  · Цыганы (набросок)  · Menschen und Leidenschaften (люди и страсти)
СтихотворенияАнгел  · Баллада (В избушке позднею порою…)  · Баллада (Над морем красавица-дева…)  · Бартеневой  · Башилову  · Благодарность  · Благодарю!  · Блистая, пробегают облака…  · Бой  · Бородино  · Бухариной  · В альбом  · Валерик  · Венеция  · Весна  · Ветка Палестины  · Вечер после дождя  · Взгляни на этот лик…  · Видение  · Воздушный корабль  · Воля  · Выхожу один я на дорогу…  · Глупой красавице  · Гляжу на будущность с боязнью…  · Графине Ростопчиной  · Гусар  · Дары Терека  · Два великана  · Договор  · Додо  · Дума  · Есть речи — значенье…  · Желанье  · Заблуждение Купидона  · Забудь опять свои надежды…  · Завещание  · Звезда (Вверху одна…)  · Зови надежду сновиденьем…  · И скучно и грустно  · Из Гете (Горные вершины…)  · Из-под таинственной, холодной  · полумаски…  · Исповедь  · Будь со мною, как прежде бывала…  · Мой друг, напрасное старанье!..  · Я не унижусь пред тобою…  · Когда ты холодно внимаешь…  · К портрету  · Казачья колыбельная песня  · Как дух отчаянья и зла…  · Кинжал  · Кладбище  · Когда б в покорности незнанья…  · Когда волнуется желтеющая нива…  · Когда к тебе молвы рассказ…  · Листок  · Любовь мертвеца  · Мартыновой  · Метель шумит, и снег валит…  · Мой демон  · Молитва (Не обвиняй меня…)  · Монолог  · На светские цепи…  · На севере диком стоит одиноко…  · На серебряные шпоры…  · Надежда  · Нарышкиной  · Настанет день — и миром осужденный…  · Не смейся…  · Нередко люди и бранили…  · Нет, не тебя так пылко я люблю…  · Нет, я не Байрон, я другой…  · Нищий  · Один среди людского шума…  · Одиночество  · Он был рожден для счастья…  · Она поет — и звуки тают…  · Они любили друг друга…  · Опасение  · Отрывок  · Отчего  · Парус  · Передо мной лежит листок…  · Посвящение N.N.  · Поэт  · Предсказание  · Прекрасны вы, поля…  · Пророк  · Прощай, немытая Россия…  · Пусть я кого-нибудь люблю…  · Разлука  · Раскаянье  · Расстались мы, но твой портрет…  · Ребенку  · Родина  · Русалка  · Русская мелодия  · Сабуровой  · Свершилось! полно ожидать…  · Сентября 28  · Силуэт  · Слепец, страданьем вдохновенный…  · Слышу ли голос твой…  · Смело верь тому, что вечно…  · Смерть Поэта  · Совет  · Соседка  · Спеша на север издалека…  · Стансы (Взгляни…)  · Стансы (Мгновенно пробежав умом…)  · Счастливый миг  · Тамара  · Три пальмы  · Тростник  · Тучи  · Ты мог быть лучшим королем…  · Уваровой  · Ужасная судьба отца и сына…  · Узник  · Утес  · Щербатовой  · Эпитафия  · Я видел раз ее в веселом вихре бала…  · Я видел тень блаженства; но вполне…  · Я жить хочу! хочу печали..  · Я не для ангелов и рая…  · Я не люблю тебя…  · Как часто, пёстрою толпою окружён

dic.academic.ru

Язык и значение романа Герой нашего времени – художественный анализ. Лермонтов Михаил Юрьевич


«Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— писал Чехов.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах,— по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».

Язык романа отличается точностью в употреблении слова, простотой построения фразы, Лермонтов не употребляет ни архаизмов, ни славянизмов. Крайне редко он прибегает к иностранной речи и местным словам, и только тогда, когда это необходимо для характеристики тех или других героев: представителей светского общества, Максима Максимыча, горцев.

Каждое слово Лермонтова метко и выразительно. Эпитеты и сравнения не усложняют описаний, а лишь оживляют их, делают поэтически выразительными.

Мастерски владея интонацией, Лермонтов самым строем речи искусно передаёт различные настроения.

Язык служит прекрасным средством характеристики героев романа. Каждому из героев романа свойственны определённые особенности речи. Так, речь Максима Максимыча по своему словарю и синтаксису представляет собой образец разговорной речи малообразованного офицера, проведшего долгую жизнь на Кавказе, в глухой крепости. Отсюда у Максима Максимыча «военные» слова и обороты: «Так-с точно…»; «Девки и молодые ребята становятся в две шеренги» и т. п.; подчас срываются с его языка грубоватые слова, вроде «косматый дьявол», «рожа у него была самая разбойничья», характерные разговорные обороты: «животики надорвёшь от смеха», «наделал он (Печорин) мне хлопот, не тем будь помянут».

Речь Грушницкого отражает его страсть к «пышным фразам», к декламации.

Язык Печорина прекрасно характеризует его сложную, противоречивую натуру. Склонность к размышлениям, рассудочность Печорина хорошо выражены в его метких афоризмах. Наоборот, речь его приобретает образный и картинный характер, становится поэтичной, когда он говорит о природе, которую горячо любит.

Язык романа «Герой нашего времени» сыграл большую роль в развитии русского литературного языка. Опираясь на богатства народного языка, Лермонтов использовал достижения стиха и прозы пушкинской эпохи. Сближая литературный’ язык с живой устной речью в зарисовках бытовых сцен, Лермонтов при изображении душевной жизни своих героев применяет слова, выражения и построение фразы, свойственные публицистическим, научным статьям. Таким путём он расширяет рамки языка художественной прозы.

www.testsoch.info

Значение новеллы «Фаталист» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

«Фаталист» – пожалуй, самая загадочная часть романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Многие читатели склонны видеть фаталиста в Вуличе, соглашаясь в этом с Печориным. Примечательно другое: Григорий Александрович предсказывает гибель героя (говоря, что видит печать смерти на его лице).

Одна из главных идей Ф.М. Достоевского – идея двойника – впервые прозвучала именно в знаменитом лермонтовском романе. В Печорине словно живут три человека: Вернер, Вулич и он сам. Интеллектуальный двойник – Вернер. Эмоциональные двойники – Грушницкий и Вулич, но Грушницкий – двойник комический, пародия. Вулич – трагический двойник. Именно идея двойника отличает сюжетное действие «Фаталиста» от других частей романа. Впервые здесь главным героем является не Печорин, не он в центре событий.

Новелла «Фаталист» начинается очень похоже на «Пиковую даму» А.С. Пушкина. Разговор идет о судьбе и предназначении жизни. Некоторые люди думают, что этого предопределения нет и быть не может, иначе зачем даны воля и рассудок?! И поэтому Вулич решается на свой поступок. А ведь это нелегко – поднести к виску заряженный пистолет и выстрелить. Далеко не каждый на подобное способен. Печорин с Вуличем похожи решительностью и прямотой. Подлинный фаталист верит в судьбу безоговорочно, безо всяких сомнений.

Печорин, нимало не задумываясь, бросает вызов Вуличу, не боясь последствий. Он не любит людей, похожих на него самого, зато любит противоречить и доказывать что-либо сам себе. Главный герой романа – натура деятельная, он экспериментатор. Вулич тоже экспериментирует, причем сам на себе. Если бы он был истинным фаталистом, в нем не было бы признаков тайного страха и внутренней борьбы. Едва Печорин говорит ему о смерти, как тот смущается. М.Ю. Лермонтов использует разные формы анализа, чтобы лучше раскрыть характеры героев. Человек в понятии автора в принципе неоднозначен, однако в портрете Вулича мы видим определенное сходство с Печориным. Он, как и Григорий Александрович, мучается отчаянием и усталостью от жизни. Если у человека нет смысла жизни, он не может жить…

Вулич по складу характера – типичный скептик. Позже Л.Н. Толстой докажет, что, как правило, скептиками люди бывают чаще всего в возрасте 13-14 лет. Скептицизм – своего рода форма защиты до тех пор, пока человек не определится со смыслом своей жизни. Видимо, поэтому Вулич и играет, спасаясь от пустоты и жуткого вопроса о необходимости смысла существования. Играть нужно с увеличением риска, а иначе неинтересно. Чем выше ставка, тем выше наслаждение. Так что поступок Вулича – тоже игра, но уже игра со смертью. Герою доставляет неизъяснимое удовольствие как бы выиграть это пари.

Но ключевой момент повествования – пророческое чувство у Печорина. Он видел печать смерти на лице Вулича и, как стало ясно позже, не обманулся в своих предчувствиях. Правда, непонятно, как человек может распознать чувства другого, да еще и предсказать тому неминуемую гибель…

В экстремальных ситуациях (скажем, в сражении) человек покоряется инстинкту самосохранения. Но даже у сильных людей могут быть минуты беспомощности и страха. И тогда человек погибнет, если вовремя не опомнится. Именно это угадал главный герой еще до того, как Вулич решился выстрелить в висок. В минуту той самой слабости Вуличу важно было проверить, есть ли расположение свыше, есть ли роковое предопределение? Печорин четко осознает, что люди, неоднократно рисковавшие жизнью и верящие в судьбу, были счастливы, чувствуя «неизменную» поддержку фортуны. А нынешнее поколение не способно не только реально мыслить, но и просто бороться с судьбой. Нет, Вулич не фаталист. Жажда жизни есть в нем, как и в Печорине, он так же боится смерти. Самодовольство – первый признак поражения лермонтовских героев. Как и в случае с Грушницким, напряжение вокруг Вулича возрастает после слов о его самодовольстве. Один неверный шаг – и смерть. В гибели Вулича можно заметить как трагедию человека, оставшегося без Бога, так и трагедию игры, а не жизни.

Печорин смертельно рискует, даже узнав о смерти Вулича. Возможно, он бросается в окно, руководствуясь жалостью к матери убийцы, так как ему было очень ее жаль. Но что-то, воля ваша, это не укладывается в образ героя… Печорин действовал не из жалости! Это все-таки не то чувство, которое побуждает людей всерьез рисковать своей жизнью. По сути, Печорин, как и Вулич, решает испытать свою судьбу.

Новелла «Фаталист» дает почву для размышлений, в очередной раз подчеркивая неразгаданную философскую суть романа. По окончании «Княжны Мери» некоторые читатели могут назвать Печорина подлецом. А Лермонтову явно не хотелось, чтоб его героя осудили бы так однозначно. Своим мужественным – не сказать «добрым» —  поступком Печорин как бы оправдывает себя за все причиненное зло. Именно таким образом автор хочет снять с Печорина всю личностную ответственность, пытаясь защитить Печорина за счет поколения…

Как следует из рассуждений, изложенных выше, ни герой нашего времени, ни его литературный родитель истинными фаталистами не являются. Печорин неоднократно задумывается о смысле своей жизни, искушая судьбу едва ли не при всяком удобном случае. Да и Лермонтов, при всем своем трагическом мироощущении, неоднократно испытывал расположение госпожи удачи – роковая дуэль была для него последней, но не единственной…

«Неужели, думал я, мое единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? С тех пор, как я живу и действую, судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние!» Своего рода комплекс Бога, видимо… Проверка терпения высших сил.

Каково значение «Журнала Печорина» в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?

Тема судьбы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

 

bacenko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *