Мягкий знак в словах как показатель мягкости
- Главная
- Справочники
- Справочник по русскому языку для начальной школы
- Орфография и орфограммы 1-4 классов
- Мягкий знак в словах как показатель мягкости
Чтобы обозначить мягкость согласного в словах используется мягкий знак. Он может стоять в конце слова после согласного (пень, конь) или в середине слова между согласными (линька, дольки).
Мягкий знак может стоять в разных морфемах и между ними: в корне слова (пальто, соль), после корня перед суффиксом (деньки) и в суффиксе (сладенький, сладость, показатель).
Для обозначения мягкости согласного звука мягкий знак пишется:
1. На конце слова всегда:
- В неопределенной форме глаголов (что сделать? что делать?) и в неопределенной форме глаголов перед
- В словах — приказах – глаголах в повелительном наклонении (не оканчивающихся на шипящие согласные): зааркань, исправь
2. В середине слова:
- После мягкого [Л’] перед любым твердым или мягким согласным звуком: сальный, кольцо, пыльца. Исключения: толще, иллюстрация, иллюзионист, иллюзия.
- После мягкого согласного перед твердым: весьма, ходьба
- После мягкого согласного перед мягкими [Г’], [К’], [Б’], [М’]: письмена́, серьги
Мягкий знак как показатель мягкости не пишется:
- В сочетаниях ЧК и ЧН: свечка, скворечник, кочка, перечница
- В глаголах 3 лица единственного числа перед –СЯ (если глагол отвечает на вопрос что делает?): слушается, читается, видится.
- В сочетаниях:
СН – весна, песни
СТ – пустяк, крестец
ЗД – гво́здик, звезде
ЗН – размазня, казнил
Поделись с друзьями в социальных сетях:
Советуем посмотреть:
Сочетания ЧК/ЧН, ЩН, СТ/СН, ЗД/ЗН
Употребление заглавных (больших) букв
Безударный гласный в корне слова
Правописание звонких и глухих согласных в корне слова
Проверяемый непроизносимый согласный в корне слова
Правописание слов с чередованием гласных букв в корне
Слова с чередованием согласных букв в корнях
Грамматический мягкий знак после шипящих
Разделительный мягкий и твердый знак
Правописание приставок на -з / -с
Правописание приставок и предлогов
Сочетания — ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в разных частях слова
Буквы И — Ы после Ц
Суффиксы –ЕНЬК-, -ОНЬК- в прилагательных
Гласные Е, И в суффиксах существительных -ЕК-, -ИК-
Правописание суффиксов -О, -А, -Е в наречиях
Гласные О, Ё, Е после шипящих
Слова с двойными (удвоенными) согласными
Правописание безударных окончаний имён существительных
Правописание безударных окончаний прилагательных
Правописание безударных личных окончаний глагола
Правописание -ться/-тся в возвратных глаголах
Правописание «не» с глаголами
Перенос слов
Орфография и орфограммы 1-4 классов
Правило встречается в следующих упражнениях:
1 класс
Упражнение 9, Канакина, Горецкий, Учебник
Упражнение 1, 2, Канакина, Горецкий, УчебникУпражнение 3, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 4, Канакина, Горецкий, Рабочая тетрадь
Упражнение 194, Климанова, Макеева, Учебник
Упражнение 2, Климанова, Рабочая тетрадь
Упражнение 88, Полякова, Учебник
Упражнение 93, Полякова, Учебник
Упражнение 96, Полякова, Учебник
Упражнение 46, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
2 класс
Упражнение 133, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 136, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 63, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 1, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 117, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 132, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 216, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 244, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 80, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник
Упражнение 3, Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь
3 класс
Упражнение 105, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 277, Канакина, Горецкий, Учебник, 1 часть
Упражнение 68, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 97, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 120, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 245, Канакина, Горецкий, Учебник, 2 часть
Упражнение 66, Канакина, Рабочая тетрадь, 2 часть
Упражнение 21, Климанова, Бабушкина, Учебник, 2 часть
Упражнение 170, Полякова, Учебник, 1 часть
Упражнение 62, Песняева, Анащенкова, Рабочая тетрадь, 2 часть
4 класс
Упражнение 40, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 182, Канакина, Рабочая тетрадь, 1 часть
Упражнение 198, Полякова, Учебник, 2 часть
Упражнение 21, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 30, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 1 часть
Упражнение 183, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 6, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 269, Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник, 2 часть
Упражнение 555, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
5 класс
Упражнение 58, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
6 класс
Упражнение 19, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 21, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 33, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 249, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 1 часть
Упражнение 343, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 344, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 349, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 378, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 401, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
Упражнение 426, Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, 2 часть
© 2018 — budu5.com, Буду отличником!
budu5.com
Мягкий знак — правила написания
Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.
Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:
- Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.
Однако есть фонемы, которые всегда:
а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;
б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.
Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.
На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:
а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;
б) Написание следом за ними мягкого знака.
Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.
Существуют три основные позиции:
- На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
- В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
- После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.
Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.
Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:
- Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.
Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:
- Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.
Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.
gramatik.ru
Мягкий знак Ь
Мягкий знак – это особая буква в русском алфавите. Она не обозначает звука.
Этот знак – хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но часто в слово просится.
(Мягкий знак)
Это угол и уголь.
В слове угол последний звук Л звучит твердо.
В слове уголь звук Л’ звучит мягко.
На письме, чтобы показать мягкость согласного звука, пишут мягкий знак, который указывает на то, что согласный мягкий.
Запомните: Ь – показатель мягкости согласного звука, после которого он стоит.
Назовём предметы, определив место Ь знака в словах.
Пальто, тюльпан, коньки – в середине слова.
Соль, тетрадь, пень – на конце слова.
Итак, мы узнали, что мягкий знак – это показатель мягкости согласного звука, встречается в середине слова и на конце.
Мягкий знак не обозначает звука. При фонетическом разборе мы должны это помнить.
Как известно, слова переносятся по слогам.
Запомните: при переносе слов с мягким знаком в середине, мягкий знак нельзя отрывать от согласного, мягкость которого он обозначает.
— Пальчик в слове 2 гласные А, И.
2 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Л.
Делим так: паль-чик.
— Машенька в слове 3 гласные А, Е, А.
3 слога, мягкий знак в середине слова указывает на мягкость согласного звука Н.
Делим так: Ма-шень-ка.
вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>
Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :
Присоединяйтесь к нам в Facebook!
Разговорный русский — Real Language Club
Смотрите также:
Подготовка к экзаменам по русскому языку:
Мы рекомендуем:
Самое необходимое из теории:
Предлагаем пройти тесты онлайн:
Рекомендуемые статьи и видео:
Ещё статьи >>>
reallanguage.club
Мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков.
На конце слова мягкость согласных звуков обычно обозначается ь. Усвоение данного вила учащимися основано на различении мягких и твердых согласных звуков. Поэтому ознакомление с правилом проводится путем сопоставления по смыслу и по звучанию слов с твердым и мягким согласными звуками на конце: угол — уголь, мел — мель и т. п. Отсутствие ъ показывает, что согласный звук твердый; если согласный звук мягкий, то после согласной буквы пишется ь.
Важно, чтобы при записи слова учащиеся опирались на его произношение. Ход их рассуждения может быть таким: в слове уголь на конце мягкий звук л, поэтому пишу ь.
Большую трудность представляет для первоклассников усвоение правила об употреблении ь в середине слова. Известно, что в середине слова мягкость согласного звука, который стоит перед согласным, обозначается ь или совсем не обозначается (коньки, песня). Как отмечается в программе, в I классе учащиеся знакомятся только с некоторыми случаями употребления ь в середине слова: 1) ь пишется после буквы л для обозначения мягкости звука л, например: пальто, стальной, пальцы, мальчик; 2) ь обозначает мягкость согласного звука, который стоит перед твердым, например: письмо, борьба, зорька. Поскольку мягкость согласного звука, который стоит перед мягким, не всегда обозначается на письме ь, подобные случаи в начальных классах не рассматриваются. Первоклассники учатся писать с ь в середине слова типа деньки, зверьки, маленький, опираясь на произношение (слышится мягкий согласный звук). В начальных классах не объясняется, почему в словах песня, червяк, жизнь, есть, болезнь, скатерть, разве и т. п. не пишется в середине ь, хотя и произносится мягкий
Особое место в I классе отводится формированию умения писать слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
Дети узнают уже в букварный период, что звуки ж, ш — всегда твердые. Однако после букв ж, ш пишется буква и и никогда не пишется буква ы. Таким образом, здесь написание не соответствует произношению. Написание сочетаний жи. ши с буквой и является исключением из правила, с которым знакомятся первоклассники: после твердых согласных пишутся буквы а, о, у, э, ы, после мягких — я, ё, ю, е, и.
Нужно обращать внимание детей на то, что после букв ж, ш никогда не пишется буква ы.
Расхождение между написанием и произношением наблюдается также и в сочетаниях ча, ща, чу, щу. Звуки ч, щ всегда мягкие. По традиции сочетания ча, ща пишутся с буквой а, сочетания чу, щу пишутся с буквой у, хотя независимо от написания в данных сочетаниях всегда произносятся мягкие согласные звуки.
В процессе работы над написанием слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу, учитывая характер орфограммы, целесообразно вначале проводить зрительные, а также зрительно-слуховые упражнения, позднее — слуховые.
Звонкие и глухие согласные и их обозначение на письме.
Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие (термин «сонорные» не вводится) и всегда глухие.
Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком: жил — шил, дом — том, гол — кол и т. п.
Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки б—п, в—ф, г—к, д—т, ж—ш, з—с образуют пары звуков из которых один звонкий, другой глухой.
На доске целесообразно иметь запись:
парные звонкие: б, в, г, д, ж, з;
парные глухие: п, ф, к, т, ш, с.
С непарными звонкими и непарными глухими учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения над произношением звуков в разных фонетических условиях и, в частности, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком (например: столик — стол, сомы — сом, слоны — слон, сырок — сыр; грачи — грач, бойцы — боец, орехи — орех).
Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки л, м, н, р произносятся с голосом и шумом, т. е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят и к выводу о том, что согласные х, ц, ч —непарные глухие. Результаты наблюдений оформляются в виде записи:
непарные звонкие: л, м, н,, р
непарные глухие: х, ц, ч.
При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита (мир, сын, дом, стул и т. п.). Такого соответствия между произношением слова и его написанием нет, если на конце слова стоит парный звонкий согласный (груз, зуб и т. п.). Поскольку в русском языке таких слов много, уже в I классе возникает необходимость познакомить учащихся с тем, как проверяется написание подобных слов («столкнуть» с самим фактом несоответствия написания произношению). Согласно программе I класса, проверка осуществляется только на фонетической основе и правило проверки с опорой на морфемный состав слова отрабатывается во II классе. Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание слов с парными согласными следующим образом: «В слове флаг на конце слышу парный согласный звук,— значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук: флаги. В слове флаги звук г, поэтому в слове флаг пишу букву г».
В основе такого рассуждения лежат следующие умения и знания:
1. Умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки.
2. Знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому слова с парным согласным звуком на конце нужно проверять.
3. Знание о том, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком. Слова, в которых после согласного стоит гласный, могут быть проверочными.
4. Умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и в проверяемом слове (флаги — флаг, грибы — гриб, грибки).
От первоклассников не требуется формулировки правила о проверке согласных. Но к осознанию сущности проверки учащиеся I класса уже подводятся практическими действиями, совершаемыми на основе осознания элементов теории и прежде всего знаний фонетики и графики. Так, важно, чтобы ученики понимали, какие слова требуют проверки и почему, какие слова являются проверочными и почему.
Необходимо подчеркнуть, во-первых, что учитель, объясняя, какие слова требуют проверки, проводит наблюдения над словами с парными звонкими и глухими согласными: книга — много книг, руки — мыло для рук, клуб, суп, вяз, нос, еж, ерш, сеть, тетрадь и т. п. Сопоставляя слова, написание которых расходится с произношением, и слова, в которых глухой согласный звук обозначается соответствующей ему буквой, учащиеся убеждаются в том, что все слова с парными согласными звуками на конце требуют проверки. Во-вторых, проверочное слово учащиеся всегда пишут перед проверяемым, что и создает возможность писать с опорой на проверку (сады — сад, грузить — груз и т. п.).
studfiles.net
Мягкий знак — показатель мягкости согласного. — Мои файлы — Каталог файлов
2.Прочитайте. Разделите слова на две группы. Напишите слова в столбик парами. Чем отличаются слова в левом столбике от слов в правом?
Мел, брать, есть, мель, ель, ест, ел, угол, хор, уголь, хорь, брат.Образец: мел – мель.
3.Составьте цепочку слов, в которой каждое последующее слово начинается с последней буквы, обозначающей звук, предыдущего слова. Во всех словах звуков должно быть меньше, чем букв.
Подчеркните все буквы, обозначающие мягкость согласных.Исходные слова: октябрь, олень, тетрадь.
Образец: деталь – лебедь – день – ноль- лошадь – дельфин – нить- тюлень.
4.Прочитайте цепочки слов. Исключите в них лишнее. Ответ обоснуйте. Оставшиеся в цепочках слова напишите по памяти. Орфограммы подчеркните.
дуб, дерево, ольха, тополь, берёза;дождь, снег, осадки, иней, град;секунда, час, год, день, неделя.
6.Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова. Вставьте пропущенные буквы.
Мал..чики ск..л..зят по л..ду на к..н..ках. Белоч..ка скрылас.. в густом ел..нике. На сн..гу в..днелис.. сл..ды мален..кого звер..ка.
Тест «Проверь себя.»
1.В какой строке все слова, в которых ь(мягкий знак) обозначает только мягкость согласных звуков:
а) пень, соловьи, метель, морковь;
б) угольки, зверь, коньки, фасоль;
в) вьюга, счастье, муравьи, жильё.
2. В какой строке все слова пишутся с разделительным мягким знаком:
а) деньки, крыльцо, брать, мельник;
б)воробьи, песня, здесь, ночью;
в) друзья, ручьи, лисья, варенье.
3. Измените слова по данному образцу. Соня – Софья.
Наташа — … Даша — … Таня — … Луша — … Илюша — … Уля — …
4. Поставьте слова во множественное число.
Друг — … брат — … звено — …
Дерево — … сук — … перо — …
Лист — … колос — … прут — …
5. Измените выделенные слова так, чтобы они обозначали признак предмета.
Рога оленя — …
шкурка белки — …
лапа зайца — …
берлога медведя — …
6. Составь и запиши пословицу из данных слов.
Без, учен…я, умен…я, нет.
7. Подбери к данным словам противоположные по значению.
Работа – безделье болезнь — … скука — … враги — … вред — …
8. Подбери к данным словам близкие по значению.
Приятели – друзья метель — … дом — … горе — … вьюга — …
lyuceum7-1a.ucoz.ru
Примеры слов в которых мягкий знак выполняет только смягчающую функцию?
Примеры слов в которых мягкий знак выполняет только смягчающую функцию?
Если в слове имеется мягкий согласный, его мягкость обозначается на письме с помощью мягкого знака, кроме ч, щ.
Примеры слов с мягким знаком, смягчающим согласные:
л- кровельщик, котельщик, стекольщик, король, бандероль, контроль, моль;
з — вскользь, насквозь, мазь, бязь, мразь;
р — букварь, киноварь, якорь;
c — свесь, смесь, отвесь, брось, живопись;
н- тронь, болезнь, жизнь, тень, сирень, сажень, набекрень;
ф — вплавь, любовь, бровь, кровь, морковь;
т- стоять, кричать, сеть, клеть, плеть.
После согласных ч, щ мягкий знак является морфологическим указателем на существительные третьего склонения женского рода, то есть он не смягчает эти по своей природе мягкие согласные, поэтому не отнесем в этом список слова: вещь, речь, ночь, дочь и пр.
Мягкий знак выполняет только смягчающую функцию в том случае, если до него и после него, стоит согласная буква.
Примеры таких слов: Кузьма, косьба, больница, мольберт, зорька, горький, письмо, мальчик, большой, пальма, детьми, людьми, шестьдесят, восемьсот, восьми, восемью, четырьмя, мольба, письмо, резьба, возьму, июльский, октябрьский, ноябрьский, апрельский, банька.
В конце существительных.
Примеры таких слов: конь, моль, роль, фонарь.
Мягкий знак выполняет только смягчающую функцию в том случае, если после него не стоит гласной, например: тюльпан, люлька, корь (для сравнения: в словах кальян, тимьян — после мягкого знака стоит гласная и мягкий знак выполняет разделительную функцию)
Кроме того, чтобы мягкий знак выполнял смягчающую функцию, он должен стоять после согласного, имеющего парные звуки по мягкости-твердости, например: стиль, конь, семь, выпь, гарь — все согласные, после которых стоит мягкий знак, имеют пару по твердости-мягкости: л-л, н-н, м-м, п-п, р-р. Для сравнения: вещь, тишь, блажь — мягкий знак стоит после согласных, не имеющих пар по твердости-мягкости и смягчающей функции не выполняет.
Итак, помимо вышенаписанных примеров слов с мягким знаком, выполняющим смягчающую функцию, можно еще привести такие примеры: даль, дрель, галька, тюлень, олень, пенька, сыпь, насыпь, лось, косьба, резьба, резь, мазь и другие.
Мягкий знак выполняет смягчающую функцию, когда он стоит после согласного звука, имеющего парный по тврдости/мягкости знак.
Примеры слов с мягких знаком, выполняющим смягчающую функцию:
Моль, ноль, лье, колье, подземелье, ожерелье, ущелье, вуаль, резьба, связь, князь, завязь, дань, длань, грань, высь, плоть, рать, мать, рукоять, тьма, участь.
Итак, среди таких слов, в которых мягкий знак играет исключительно смягчающюю функцию, можно выделить следующие:
1) Дождь;
2) Думать;
3) Смотреть;
4) Висеть;
5) Восемь;
6) Семь;
7) Вглубь;
8) Роль;
9) Тюль;
10) Живопись;
11) Взвесь;
12) Любовь.
На самом деле, таких слов в повседневной жизни, есть очень много.
Поэтому, хочу предоставить вам список слов, в которых мягкий знак выполняет смягчающую функцию:
- Висеть;
- Смотреть;
- Семь?
- Пять;
- Просьба;
- Мольба;
- Роль;
- Тюль.
И т. д.
Мягкий знак в словах может писаться как перед гласной, тогда он выполняет разделительную роль, так и перед согласной или в конце слова, тогда он может выполнять как функцию смягчения стоящей впереди согласной, так и просто показывать окончание или существительное женского рода. Например в словах Ночь, Вещь, Рожь мягкий знак не выполняет смягчающую функцию, как и в глаголах Ешь, Носишь, Мажь.
Зато в существительных второго склонения и мужского рода, заканчивающихся на мягкий знак он является смягчающим — Огонь, Якорь, Пень, День, Уголь.
Также мягкий знак используется для смягчения в сочетаниях согласных в середине слова, если после него идет твердая согласная: Молотьба, Свадьба, Нянька, Меньше.
Также мягкий знак показывает мягкость согласной Л перед другой согласной: Львица, Льстить, Пальчик.
Смягчает мягкий знак и согласную в окончании глаголов: Бить, Пить, Молить.
И наконец в конце числительных мягкий знак также смягчает согласную: Семь, Пять, Десять.
Примеры слов с мягким знаком, смягчающим предшествующий парный (по твердости-мягкости) согласный, т.е. с Ь для обозначения мягкости согласных на письме.
существительные:
степь, ширь, конь, сирень, тюлень, сельдь, день, новость, корысть, любовь.
числительные:
шесть, семь, двенадцать, пять, восемь.
наречия:
вдаль, вширь.
глаголы:
брить, замесить, вылепить, забыть, думать, загадать.
info-4all.ru
Мягкий знак | интернет проект BeginnerSchool.ru
В этой статье речь пойдет о мягком знаке. Для чего он нужен и в каких случаях его используют.
Мягкий знак – это буква, которая не имеет звука. А ещё она не может быть заглавной, стоять в начале слова. Так зачем же она нужна?
Ранее мы говорили о твердых и мягких согласных, а также о смягчающих гласных буквах. Вспомним, каким образом согласный звук становится мягким?
В одном случае согласный звук смягчается гласной буквой, а в другом мягкость согласному звуку придает мягкий знак.
Мягкость согласных на письме обозначается гласными буквами е, ё, ю, я, и. Если после парной согласной буквы стоят эти гласные, то получается мягкий согласный звук и гласные звуки [э], [о], [и], [у], [а]. Например, мел, люк.
Если после парной согласной стоят гласные буквы э, о, ы, у, а, то согласный звук будет твердым.
Пример:
ряд | рад |
лисий | лысый |
гнём | гном |
люк | лук |
мила | мыла |
Но вспомним о мягком знаке.
Мягкий знак не имеет собственного звука, но он смягчает согласный звук, стоящий перед ним.
Мягкий знак может выполнять свою функцию, как в середине, так и в конце слова.
В середине слова мягкий знак может стоять между двумя согласными.
Пример: угольки, пеньки, львица, письмо.
Сочетание в словах согласных букв чк, чн, нч, нщ пишутся без мягкого знака.
В конце слова мягкий знак ставится для смягчения согласного звука.
Пример: уголь, пень, огонь, конь.
Давайте теперь изменим слова из этого примера так, чтобы мягкий знак оказался в середине слова.
У нас получилось:
угольки, пеньки, огоньки, коньки.
Сделаем звуко-буквенный (фонетический) разбор слова с мягким знаком в середине:
яблонька [й`а б л а н` к а]
3 гласных, 4 согласных
я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
– [а] – гласный, ударный
б – [б] – согласный, твердый, звонкий, парный
л – [л] – согласный, твердый, звонкий, непарный
о – [а] – гласный, безударный
н -[н`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
ь – без звука
к – [к] – согласный, твердый, глухой, парный
а – [а] – гласный, безударный.
________________________________________
8 букв, 8 звуков 3 слога: яб-лонь-ка
Разделительный мягкий знак пишется внутри слова, после согласных и перед гласными е, ё, ю, и, я, если в словах слышится звук й.
Например: вьюга, деревья, обезьяна, ученье.
Также разделительный мягкий знак пишется в середине слова в некоторых заимствованных (иностранных) словах перед буквой о.
Например: бульон, синьор.
Давайте сделаем фонетический разбор слова с разделительным мягким знаком:
деревья [д` э р` э в` й` а]
3 гласных, 4 согласных
д – [д`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
е – [э] – гласный, безударный
р – [р`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
е – [э] – гласный, ударный
в – [в`] – согласный, мягкий, звонкий, парный
ь – без звука
я – [й`] – согласный, мягкий, звонкий, непарный
– [а] – гласный, безударный.
___________________________________________
7 букв, 7 звуков 3 слога: де-ре-вья
Подробнее о фонетическом разборе здесь.
Итак, сведем в таблицу примеры слов с мягким знаком:
Мягкий знак | ||
В середине слова | В конце слова | Разделительный |
банька | стебель | деревья |
ельник | пень | вьюга |
огоньки | мель | бульон |
яблонька | лошадь | приморье |
Спасибо, что вы с нами.
Понравилась статья — поделитесь с друзьями:
Подпишитесь на новости сайта:
Оставляйте пожалуйста комментарии в форме ниже
beginnerschool.ru