Содержание

Ночь перед Рождеством — Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Ночь перед Рождеством (значения).
Ночь перед Рождеством
Жанр повесть-сказка
Автор Николай Васильевич Гоголь
Язык оригинала русский
Предыдущее Пропавшая грамота
Следующее Страшная месть
Текст произведения в Викитеке
Цитаты в Викицитатнике
 Медиафайлы на Викискладе

«Ночь пе́ред Рождество́м» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Содержание

  • 1 История
  • 2 Сюжет
  • 3 Аллюзии
  • 4 Постановки и экранизации
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

История[

ru.wikipedia.org

Краткое содержание Гоголь Ночь перед Рождеством за 2 минуты пересказ сюжета

Зимний снежный вечер перед Рождеством уже подходил к концу. Мороз на улице начал усиливаться, становилось холоднее, чем днем. Неожиданно из трубы одной из изб вылетает ведьма. Она парила над избами и клала себе в рукав звезды с зимнего неба. Ее никто не видел, так как пора колядок еще не наступила. Молодежь в деревне только думала выходить из изб. В небе ведьма встретилась с чертом, желавшим своровать небесное светило — полумесяц.

Бес с самых давних пор был озлоблен на местного мастера — кузнеца Вакулу, лучшего художника на хуторе Диканька. Он был верующим человеком, любившим писать картины. Одна из картин освещала сцену Страшного суда, где прогоняли антихриста из преисподней. С того времени как возник этот рисунок бес принял решение отомстить Вакуле. Это была его последняя ночь, позволявшая ему беспрепятственно передвигаться по белому свету.

Задуманное бесу удалось, и только он украл месяц, и всю землю покрыла темная пелена неба не позволявшая найти, дорогу домой… Даже ведьма, увидевшая себя в полной мгле, крикнула от испуга. Тут к ней подлетел бес и начал шепотом говорить нежные слова, которые очень приятны женщинам, в том числе и ведьме.

Оксана, она была дочкой жалуемого в деревне казака Чуба, осталась в избе одна. Она принаряжалась стоя перед зеркалом, и ждала подружек. За этим занятием и застал ее пришедший кузнец Вакула. Глядя на девушку он не мог налюбоваться ее красотой, но она принимает его отталкивающе и холодно. Разговаривая, они услышали стук в дверь. Вакула рассердился, и хотел выгнать стучащего в дверь, однако на пороге стоял отец его возлюбленной. Чуб, заблудившийся в темноте, принял решение, возвратится домой. Услышав голос Вакулы, он решил, что спутал свою избу с избой казака Левченко. Искаженным тембром голоса, он сказал кузнецу, что решил колядовать, но кузнец отправил хозяина восвояси.

Тогда Чуб принимает решение посетить ведьму Солоху, мать кузнеца. В данное время у нее гостил бес. Во время проникновения, черта к ней в избу, через трубу, то неожиданно обронил украденный им месяц.

Месяц, пользуясь таким прекрасным случаем, взмыл, ввысь осветив всю округу. Сильная непогода, сопровождающаяся снежной бурей утихла. Оживленная праздничная толпа колядующей молодежи вывалились на заснеженные дорожки улиц. Девчата пошли звать с собой и Оксану. Увидав на одной из девушек новенькие башмачки, расшитые золотой нитью в присутствии всех сообщила, что они с Вакулой поженятся, когда он достанет ей башмачки которые королева носит. Услыхав такие слова, кузнец ушел очень огорченный.

Между тем в избе Солохи возникает очередной посетитель, сельский голова. Бес мгновенно исчезает в мешке с углем. Повелительница дома с большим удовольствием принимала почтенных гостей, однако они не могли даже подумать, что у всякого из них имеется конкурент. Непосредственно нежной она была с Чубом, т.к. испытывала желание прибрать к рукам все его состояние. Она беспокоилась, что ее сын первым станет распоряжаться этим богатством, по этой причине она частенько вносила разлад между Вакулой и Чубом.

Не успел голова вытрусить снег со своего наряда, снова раздался стук – стучавшим был дьяк. Так каждый из поклонников в свою очередь очутились в угольных мешках находящихся в углу избы. Они опасались даже шелохнуться. После них домой вернулся Вакула, увидев мешки в углу избы, он предположил, что это сор собранный матерью и его необходимо выкинуть.

По пути он встретился с девчатами, промеж каких была его возлюбленная Оксана. Бросив на снег мешки, которые были побольше. А с меньшим за спиной, настигает надменную прелестницу. Однако она опять высмеяла парня. И он идет к проруби топиться, т.к. исполнить желание любимой он не может. По дороге он заходит к Пацюку, про которого болтали, будто он дружит с бесом. Пацюк ответил, что незачем искать черта тому, у кого он за спиной. Тут Вакула и встретил черта, с которым был подписано соглашение, в котором сказано, что бес везет его к королеве у каковой он выпросит, башмачки для любимой Оксаны.

Долгой была дорога к государыне. Познакомившись с ней и рассказав свою историю, Вакула берет из ее рук долгожданные башмачки и везет их Оксане. На хуторе все решили, что кузнец утопился от безответной любви в эту праздничную ночь. Более всех сожалела Оксана. Она сообразила, что более никто не будет исполнять ее просьбы и прихоти. Она перестает спать по ночам, понимая, что влюбилась в кузнеца Вакулу.

По возвращении в Диканьку Вакула явился в избу Чуба, просить у него руки его дочери. Девушка дала согласие быть его супругой даже без башмачков. Они сыграли свадьбу.

Главная мысль рассказа Ночь перед Рождеством Гоголя

Этот рассказ учит, не сдаваться не перед какими трудностями. Находить пути решения всех проблем. Верить в то, что иногда может произойти даже чудо в решении этих проблем, надо только верить.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Ночь перед Рождеством. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Брэдбери Ветер

    Аллин во время войны в Гималаях попал в ураган, затем в шторм и тайфун. С тех пор у него развилась мания, что его стремится настигнуть ветер – убийца. Хочет лишить его жизни, что было уже неоднократно.

  • Краткое содержание Ефремов На краю Ойкумены

    Стоящий у власти Джедефра, фараон Четвёртой династии Древнего царства Египта, желает оставить память о себе на многих поколения потомков. Великие фараоны прошлого совершали потрясающие открытия

  • Краткое содержание Чуковский Живой как жизнь

    В произведении «Живой как жизнь», созданном Корнеем Ивановичем Чуковским, исследуется русский язык. Текст произведения написан интересным языком, который не даёт читателю заскучать.

  • Гофман

    Знаменитый немецкий писатель, художник, выдающийся композитор, и юрист. Эрнст Теодор Амадей Гофман. Будучи молодым, Вильгельм решил сменить свое имя на Амадей.

  • Краткое содержание Островский Свои люди — сочтёмся

    Главная героиня — Липа беззаботно танцует, хочет наверстать упущенное. Так как считает, что разучилась плавно и грациозно двигаться, и не слушает замечания матери. Мать ругает её за то, что она не следит за своим здоровьем

2minutki.ru

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»: описание, герои, анализ произведения

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» — выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю.  Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» .  Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное  мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой.  Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников.  Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю «Ночь перед Рождеством»)

Сюжет завязан на приключениях главного героя – кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она  смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои – реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула – настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Подробнее: Кузнец Вакула: характеристика и образ героя

Оксана

Черноокая Оксана – главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Подробнее: Оксана: характеристика и образ героя

Солоха

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы – ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Подробнее: Солоха: характеристика и образ героини

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется – это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Невидимая брань. О повести Н.В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”

Кто из нас не читал знаменитые «Вечера на хуторе близ Диканьки»? А уж фильм-то смотрели все. Но смотреть – не значит видеть, вот в чём дело. И читая то или иное произведение литературы, мы всегда способны понять его лишь в той мере, в какой позволяет нам широта нашего культурного горизонта. А если этот самый горизонт не дальше носа? Что тогда? А тогда бедному писателю начинают приписывать смыслы, которых он в виду не имел, и в силу своего мировоззрения, иметь не мог, а то, что на самом деле хотел рассказать читателю автор, не понимают. 

Часто правда произведения, обряженная в пышные и яркие формы (в данном случае – фольклорную), прячется в мелочах. Гоголь роняет слово о посте или святках, о бесе за спиной, или скоромных варениках в сочельник, и человеку, обладающему таким же, как у автора, православным мировоззрением, открываются совсем иные смыслы. Они ложатся в сознании, как свето-тени, придавая плоскому и яркому изображению глубину и объем, меняют перспективу содержания. Конечно, не обязательно принимать Православие, чтобы стать Гоголю-писателю адекватным читателем, но знать и понимать его мировоззрение необходимо. Вы хотите по-новому взглянуть и увидеть любимую гоголевскую повесть? Прочтите этот материал, который мы печатаем в сокращении.

Каждый из нас, вспоминая свое детство, не может отделаться от ощущения, что в те времена, когда и помыслить нельзя было об открытом праздновании Рождества Христова, все же каким-то необыкновенным образом мы знали о том, как справляли этот великий праздник наши славянские предки. Причиной, конечно, было то, что в нашу детскую память навсегда впечаталась гоголевская “Ночь перед Рождеством”.

Это одна из лучших повестей сборника “Вечера на хуторе близ Диканьки” (1831-1832) – книги Гоголя, которая доныне не утратила той свежести, какую почувствовали в ней ее первые читатели. Тайна же обаяния “Ночи перед Рождеством” приводит нас под кров родительского дома Гоголя. Именно здесь, почти двести лет назад, праздник Рождества Христова встречался с такой теплотой, что навсегда оставил в душе будущего писателя светлое чувство.

Одна из сестер Гоголя, Елисавета Васильевна, вспоминала: “Вообще нас не баловали, и одним из самых больших удовольствий бывала очень скромная елка накануне Рождества, но мы бывали в восторге от всего…”. Из других рассказов гоголевских сестер известно, что в молодости, в период обучения в Нежинской гимназии, Гоголь принимал участие и в святочном ряженье. Вероятно, ходил Гоголь в детстве и с колядовщиками в ночь под Рождество – во всяком случае, хорошо знал рождественские колядки и в конце жизни записал по памяти несколько таких стихов. <…>

Ольга Ионайтис. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночи перед Рождеством»

Однако не только атмосфера праздничного веселья определяет содержание “Ночи перед Рождеством”. В доме Гоголей умели не только веселиться. По свидетельству очевидца, на всей семье лежала печать монастырского смирения и послушания. В Васильевке долгое время стоял большой, обитый железом сундук, с проделанным в крышке отверстием, через которое бабушка Татьяна Семеновна опускала деньги, предназначенные на устройство храма. На столе всегда лежало Евангелие, и любимым чтением бабушки, матери и сестер были Четьи-Минеи, в старинных кожаных переплетах.

Вообще с сожалением надо отметить, что христианское воспитание Гоголя в родной семье по-настоящему еще не оценено биографами писателя. Между тем с детства, в родном доме, Гоголя окружал не просто благочестивый, но даже отчасти аскетически настроенный быт. Помимо хождений по монастырям и святым местам, вплоть до Киева, которые традиционно совершались в семье, помимо непосредственного знакомства будущего писателя с аскетическими писаниями святых отцов… Гоголь мог непосредственно видеть примеры аскетического делания среди родных и близких. Как вспоминал позднее о Гоголе один из его школьных приятелей, Василий Любич-Романович, религиозность и склонность к монашеской жизни были заметны в Гоголе “еще с детского возраста, когда он воспитывался у себя на родном хуторе в Миргородском уезде и был окружен людьми богобоязливыми и вполне религиозными…”. Когда впоследствии писатель “готов был заменить свою светскую жизнь монастырем”, он лишь вернулся к этому “первоначальному” своему настроению. “Все это так было понятно для нас, знавших Гоголя со школьной скамейки, но непонятно для тех, кто его знает только по отзывам историков”, – добавлял Любич-Романович. <…>

Вовсе неудивительно, что уже с первого художественного цикла – “Вечеров на хуторе близ Диканьки” – Гоголь вступает в литературу не только как веселый, оригинальный рассказчик, но и как глубокий, связанный с православной отечественной традицией мыслитель. Не только собственно “реалистическая”, бытовая сторона гоголевских повестей, но и сама их “фантастика”, при всей кажущейся произвольности, подчинена глубокому внутреннему смыслу. По словам протопресвитера Василия Зеньковского.., “Гоголь гораздо более, чем Достоевский, ощущал своеобразную полуреальность фантастики, близость чистой фантастики к скрытой сущности вещей. Уже в “Вечерах на хуторе близ Диканьки” это чувствуется очень сильно…”.

Одна из наиболее характерных, обращающих на себя особенное внимание черт большей части повестей “Вечеров…” – пристальный интерес рассказчика к тому участию, какое принимает в судьбах его героев нечистая сила – “обстояние бесовское”, или, говоря словами Гоголя позднейшей эпохи его жизни, “твердое признание незримых сил”, окружающих повсюду человека.

Трезвитесь, бодрствуйте, – говорит апостол Петр в своем Первом послании, – потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить… (1 Петр. 5, 8). Эту заповедь без преувеличения можно назвать ключевой для замысла “Вечеров…”. Но тут же необходима оговорка. Не следует очень-то доверять гоголевским рассказчикам, когда они простодушно повествуют вам о досадных – подчас просто комических – “пакостях” нечистого – существа, согласно их рассказам, весьма недалекого и ограниченного. Герои Гоголя, постоянно толкующие о кознях лукавого, рассказывающие друг другу истории о его проделках, на деле подменяют заповеданное апостолом трезвение мечтательными баснями и сказками и, преданные им, почти всегда недооценивают своего противника. И, напротив, подверженность вполне реальным – уже не сказочным и не фантастическим – искушениям лукавого гоголевские рассказчики в простоте своей считают подчас делом вполне обыкновенным и даже безгрешным, не имеющим ничего общего со злыми духами. Между тем эти воздействия темных сил и представляют собой, по Гоголю, действительную брань добра и зла за души людей…

Нетрудно заметить, что большинство героев ранних повестей Гоголя – вроде кузнеца Вакулы в “Ночи перед Рождеством” – обнаруживают, с одной стороны, вроде бы похвальное бесстрашие перед нечистью, с другой – крайнюю беспечность к своей участи; их бесстрашие оборачивается порой прямым безрассудством. По неведению или духовной лености эти “бесстрашные” герои являют часто отсутствие страха именно там, где бы следовало с содроганием вспомнить о наказании, грозящем им за легкомысленную беззаботность и неосмотрительность в “невидимой брани”. Создавая эти образы, Гоголь во многом следовал простонародному отношению к нечистой силе, нашедшему отражение в фольклоре (как в русском, так и мировом). <…>

Основу замысла “Ночи перед Рождеством” и составляет изображение “невидимой брани” диавола за душу человека – наряду с почти анекдотической видимой. Напомнить о присутствии невидимого мира рядом с беспечными героями призвана самая первая “фантастическая” сцена повести – описание полетов ведьмы Солохи и “проворного франта с хвостом” в ясном ночном небе Диканьки. …Наша брань не против крови и плоти, говорит Апостол Павел в Послании к Ефесянам, но… против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, – против князя, господствующего в воздухе (Еф. 6,12; 2,2). Целые сонмища этих “поднебесных” духов видит далее кузнец Вакула во время полета на бесе в Петербург.

Как и в других повестях “Вечеров…”, брань беса с главным героем “Ночи перед Рождеством” отнюдь не заключается в тех мелких “пакостях”, на которых сосредоточивает внимание рассказчик, когда заводит об этом речь. Содержанием повести является не одно лишь праздничное веселье, как это может показаться на первый взгляд. Подобно тому, как в “Вечере накануне Ивана Купала”, где герой, охваченный любовной страстью, готов на убийство и совершает его, герой “Ночи перед Рождеством”, влюбленный кузнец Вакула, доведенный до отчаяния капризами красавицы Оксаны, тоже не далек от совершения смертного греха – он решается на самоубийство и бежит топиться “в пролубе”: “…Пропадай, душа!…”. По дороге ему, однако, приходит мысль: “ведь душе все же придется пропадать”, пойду к Пузатому Пацюку, он, говорят, связан с нечистой силой, “все сделает, что захочет”.

Герой, таким образом, дважды проявляет пагубное малодушие: сначала помышляет о самоубийстве, затем сознательно обращается к “помощи” нечистого. При этом Гоголь прямо указывает на “автора” тех мыслей, которые приходят отчаявшемуся Вакуле. Бес у Солохи тоже заявляет ей, что если она отвергнет его страсть, “то он готов на все: кинется в воду, а душу отправит прямо в пекло”. Он-то, очевидно (сидящий у Вакулы в мешке за плечами), и доводит героя до отчаянного состояния. “Нет, полно, – говорит себе Вакула, – пора перестать дурачиться”. “Но в самое то время, – прибавляет рассказчик, – когда кузнец готовился быть решительным, какой-то злой дух проносил пред ним смеющийся образ Оксаны, говорившей насмешливо: “Достань, кузнец, царицыны черевики, выйду за тебя замуж!” <…>

Но можно ли считать виной героя то, что неведомо для себя он становится объектом воздействия нечистой силы? Гоголь отвечает в повести и на этот вопрос.

Тут весьма кстати вспомнить, что действие “Ночи перед Рождеством” – в том числе посещение Солохи ее “именитыми” ухажерами (греховное само по себе) – происходит в пост, причем в самый строгий пост, в Рождественский сочельник, когда православные, по обычаю, “до звезды” не едят. Греховным является, конечно, и намерение этих ухажеров отправиться ранее в гости к дьяку “на кутью” – “где, кроме кутьи”, была и водка двух сортов, “и много всякого съестного”. Подобное угощение тоже никак не совместимо со строгими установлениями Рождественского сочельника – носящего даже среди малороссиян название “голодной кутьи”. (“Вы, может быть, не знаете, что последний день перед Рождеством у нас называют голодной кутьей”, – пояснял Гоголь в черновой редакции повести.) “Там теперь будет добрая попойка!” – восклицает в предвкушении обильного угощения казак Чуб, выходя из своей хаты. Отметим попутно, что, оказывается, не так уж неправ был сельский священник отец Осип, говоривший односельчанам, что колядованием в ночь перед Рождеством “народ угождает сатане”, – как бы ни возражал на это замечание наивный рассказчик-пасечник…

Именно о посте и вспоминает кузнец Вакула, оказавшись в рождественский вечер в поисках нечистой силы (готовый и на прямое “угождение” ей) в хате Пузатого Пацюка: “…Ведь сегодня голодная кутья, а он ест вареники, вареники скоромные! Что я, в самом деле… стою тут и греха набираюсь!”.

Ольга Ионайтис. Иллюстрация к повести Н.В. Гоголя «Ночи перед Рождеством»

Можно, однако, заметить, что таких же благочестивых размышлений следовало придерживаться герою и ранее – не только перед тем, как он решился прибегнуть к помощи нечистого, но – еще лучше – пред самым отправлением его в гости, в отсутствие дома отца, на “мед” к красавице Оксане. Юный “кухмистер” Онисько – тоже являющийся на дом к красавице в отсутствие отца – не случайно на ее слова, что “батька нет дома”, “иносказательно” отвечает: “Что бы я был за олух Царя небесного, когда бы стал убирать постную кашу, когда перед самым носом вареники в сметане”.

Изображая похождения своих героев в день строгого поста – “бесящихся” парубков, веселящихся девчат, попадающих в мешки ухажеров Солохи, “подъезжающего” к красавице кузнеца Вакулы, пьяниц кума Панаса и ткача Шапуваленка, – рассказчик “Ночи перед Рождеством”, конечно, не без намерения замечает (в очевидном согласии с автором), что все другие “дворяне оставались дома и, как честные христиане, ели кутью посреди своих домашних” (“имели столько благочестия, что решились остаться дома”, – замечал рассказчик в черновой редакции). “Правда, – добавлял в то же время Гоголь в другом месте, – одни только старухи с “степенными отцами” оставались в избах”.

Соответственно невидимому, но совершенно реальному участию беса в судьбе влюбленного кузнеца изображается в повести и другая, так сказать, бытовая, житейская сторона грехопадения Вакулы. Однажды в разговоре Гоголь, имея в виду поведение прихожан в церкви во время богослужения, заметил: “Женщинам запрещено становиться вперед, и дело; поневоле развлечешься”. Это замечание многое проясняет в замысле “Ночи перед Рождеством”. <…>

Вот как показывает Гоголь в “Ночи перед Рождеством” расположение поселян в церкви: “впереди всех стояли дворяне и простые мужики”, за ними “дворянки”, а “пожилые женщины… крестились у самого входа”. Девчата же – “у которых на головах намотана была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов”, – старались, как подчеркивает Гоголь, вопреки этому порядку, “пробраться… ближе к иконостасу”. Очевидно, что это стремление наряженных девчат объясняется их желанием покрасоваться перед парубками, и тут – “поневоле развлечешься”. В соответствии с этим поведением девушек в церкви Гоголь и создает образ “хорошенькой кокетки” Оксаны: “…Парубки… поглядите на меня… у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове!.. Все это накупил мне отец мой… чтобы на мне женился самый лучший молодец на свете!”.

То, что в “Ночи перед Рождеством” происходит в храме между молодежью, Гоголь показывает и среди взрослых. Вот, например, пожилая Солоха, которой следовало бы, исходя из сказанного, стоять в храме “у самого входа”, “надевши яркую плахту” и “синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы”, становится впереди всех – “прямо близ правого крылоса”, так что дьяк “закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза…” (“из читаемой им книги”, – добавлял Гоголь в черновой редакции…). В самый раз прельщенному дьяку было бы прочесть в это время в богослужебной книге такие строки: “Рассеянный мой ум собери, Господи…” (Триодь Цветная). <…>

Надо отметить, что само желание своенравной красавицы Оксаны иметь “те самые черевики, которые носит царица”, обличает, по замыслу автора, ее изрядное тщеславие. Этим и объясняется ее пренебрежительное отношение к сельскому кузнецу Вакуле. “Ты? – сказала, скоро и надменно поглядев на него, Оксана. – Посмотрю я, где ты достанешь черевики, которые могла бы я надеть на свою ногу”. “Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в каком-нибудь капоте, – замечает чуть ранее о ней рассказчик, – то разогнала бы всех своих девок”. (В черновой редакции эта мысль была выражена Гоголем с еще большей определенностью: “Если бы она ходила не в плахте и запаске, а в атласном с длинным хвостом платье, то… переколотила бы и выгнала десятка три горнишных”.) Следствием “аристократических” замашек Оксаны и становится поездка Вакулы на бесе в Петербург. Петербург (где, кстати, Вакула видит “множество… дам в атласных платьях с длинными хвостами”) – подспудно чаемая (хотя, вероятно, не последняя) инстанция честолюбивых вожделений героини.

<…>

Удивительно единство творческого пути писателя. Еще при жизни Гоголя, в 1847 году, поэт и критик Аполлон Григорьев, называя гоголевские “Вечера…” “светлыми”, “свежими” вдохновениями поэта, проницательно заметил: “… В то же самое время и здесь… выступает ярко особенное свойство таланта нашего поэта – свойство очертить всю пошлость пошлого человека и выставить на вид все мелочи, так что они у него ярко бросаются в глаза… Ни один писатель… не одарен таким полным, гармоническим сочувствием с природою… и по тому самому ни один писатель не обдает вашей души такою тяжелою грустью, как Гоголь, когда он… обливается… негодованием над утраченным образом Божиим в человеке…”.

Безусловно, можно было бы и дальше продолжать перечисление мелких, почти незаметных (но отнюдь не маловажных!) “пошлых” черт героев “Ночи перед Рождеством”. Однако уже очевидно, что перед нами открывается здесь та самая “потрясающая тина мелочей”, опутавших человеческую жизнь, те самые “холодные, раздробленные, повседневные характеры”, которыми “кишит” наша “земная дорога”, – то есть та самая тема “мертвой души” обыкновенного, “пошлого” человека, которой Гоголь посвятит позднее главное свое произведение – поэму “Мертвые души”.

Игорь ВИНОГРАДОВ,
кандидат филологических наук,
старший научный сотрудник
Института мировой литературы РАН

На заставке: Ольга Ионайтис. Иллюстрация к книге Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Изд. «Росмэн», 2010.

pravlogos.ru

краткое содержание. «Ночь перед рождеством»: герои произведения :: SYL.ru

Повесть «Ночь перед Рождеством» — это произведение, написанное Николаем Васильевичем Гоголем. Она входит в цикл под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки». Данное произведение было опубликовано в 1832 году, а действие его относится хронологически к периоду правления Екатерины II, точнее, состоявшейся в 1775 году последней депутации запорожцев. События происходят на Украине, в Диканьке.

Герои произведения

В повести, которую написал Гоголь («Ночь перед Рождеством»), имеется в качестве действующих лиц ряд сказочных персонажей: укравший месяц черт, ведьма Солоха, на своей метле рассекающая небо. Еще один яркий образ — Пацюк, который мог излечивать людей от разных болезней и странно ел вареники, которые сами попадали к нему в рот, обмакнувшись в сметане.

В повести под названием «Ночь перед Рождеством» герои -обычные люди -вступают во взаимодействие со сказочными персонажами. К представителям рода людского в произведении относятся кузнец Вакула, Оксана, ее отец Чуб, голова, дьяк, царица и другие.

Краткое содержание

«Ночь перед Рождеством» начинается следующими событиями. Закончился последний день перед Рождеством, наступила звездная ясная ночь. Через трубу одного из домов на метле поднялась ведьма и принялась собирать звезды. А в это время черт украл месяц.

Это он сделал, так как знал, то Чуб сегодня приглашен на кутью дьяком, а его красавица-дочь останется дома, и в это время к ней придет кузнец. Черт мстил этому кузнецу. Возлюбленный дочери Чуба, кроме того, был хорошим художником. Однажды он написал картину, в которой в день страшного суда святой Петр изгоняет злого духа из ада. Черт всячески мешал работе, но она была закончена, а доска вделана в стену церкви. С этих пор этот представитель нечистой силы поклялся мстить своему врагу.

Украв месяц, он надеялся, что Чуб не пойдет никуда в такую темноту, а кузнец не решится при отце прийти к его дочери. Чуб же, в это время выходивший вместе с Панасом из своей хаты, раздумывал, что же делать: идти к дьяку или остаться дома. В конце концов было решено идти. Вот и отправились в дорогу в ночь перед Рождеством герои произведения — два кума. Чем завершится эта история, вы узнаете чуть позже.

Оксана

Продолжаем описывать краткое содержание. «Ночь перед Рождеством» составляют следующие дальнейшие события. Оксана, дочь Чуба, считалась первой красавицей. Она была избалована, капризна. Парубки толпами гонялись за ней, но уходили потом к другим, не столь избалованным. Лишь кузнец не покидал девушку, хотя ее обращение с ним было ничуть не лучше, чем с другими.

Когда отец Оксаны ушел к дьяку, в его доме появился Вакула. Он признался в любви Оксане, но та лишь издевается над ним, играет с кузнецом. Вдруг в дверь постучали с требованием открыть. Девушка хотела это сделать, но Вакула-кузнец решил, что дверь откроет он сам.

Ведьма Солоха

Продолжает свою повесть Николай Васильевич Гоголь («Ночь перед Рождеством»). Ведьме в это время надоело летать, и она отправилась к себе домой, а черт — за ней следом. Ведьма эта приходилась Вакуле матерью. Звали ее Солоха. Женщине было около 40 лет, она была ни хороша, ни дурна собою, но умела очаровывать казаков так, что многие к ней ходили, не подозревая при этом, что у них имеются соперники. Лучше всех Солоха относилась к Чубу, так как он был богат, и она хотела женить на себе его, чтобы прибрать к рукам состояние. А чтобы сын не опередил ее каким-нибудь образом, женившись на Оксане, ведьма часто ссорила с Вакулой Чуба.

Возвращение Чуба

Следующие дальнейшие события составляют краткое содержание. «Ночь перед Рождеством» продолжается. Когда за Солохой летел черт, он заметил, что отец девушки все-таки решил уйти из дома. Тогда он стал разрывать снег для того, чтобы началась метель. Она и заставила Чуба вернуться. Но поскольку метель была очень сильная, кумовья не могли долго отыскать свою хату. В конце концов Чубу показалось, что он ее нашел. Герой постучал в окно, но решил, услышав голос Вакулы, что пришел не туда. Захотев узнать, чей это дом и к кому кузнец ходит, Чуб притворился колядующим, но Вакула его прогнал, сильно ударив по спине. Чуб, побитый, отправился к Солохе.

Коляда

Повесть «Ночь перед Рождеством» продолжается. У черта выпал месяц и снова поднялся на небо, все вокруг осветив. Вышли колядовать девчата и парубки. Зашли они и к Оксане, которая, увидев на одной черевички, захотела иметь такие же. Вакула пообещал достать самые лучшие, а Оксана поклялась, что выйдет замуж за него, если тот достанет черевики царицы.

Черт в то время целовал руки Солохи, но вдруг послышался голос и стук головы. В дом ее стали приходить один за другим гости — уважаемые казаки. Пришлось спрятаться в мешок из-под угля черту. Затем дьяку и голове пришлось, в свою очередь, залезть в мешки. Вдовый Чуб, самый желанный из гостей для Солохи, влез на дьяка. Последний гость, «грузный телом» казак Свербыгуз, не поместился бы в мешок. Поэтому Солоха решила вывести его в огород и там выслушать, зачем он явился.

Пацюк

Вернувшись домой, Вакула увидел мешки посреди хаты и решил их убрать. Он вышел из дома, взяв тяжелый груз. В веселой толпе на улице ему послышался голос своей возлюбленной. Вакула бросил мешки, отправился к Оксане, но та, напомнив про черевички, убежала. Кузнец в гневе решил было расстаться с жизнью, но, опомнившись, отправился к запорожцу Пацюку за советом. Пузатый Пацюк, по слухам, водил с нечистой силой дружбу. Вакула, отчаявшись, спросил, как попасть к черту, чтобы заручиться его помощью, но тот дал лишь невнятный совет. Благочестивый купец, очнувшись, выбежал из хаты.

Договор с чертом

Сидевший в мешке прямо за спиной Вакулы черт не мог, естественно, упустить эту добычу. Он предложил сделку кузнецу. Вакула согласился, но при этом потребовал закрепления договора и, перекрестив черта, обманом сделал того смирным. Черт теперь был вынужден отвезти Вакулу в Петербург.

Брошенные кузнецом мешки нашли гуляющие девушки. Решив узнать, что наколядовал Вакула, они отправились за санками, чтобы отвести к Оксане в хату находку. Из-за мешка, в котором находился Чуб, между ними разгорелся спор. Думая, что там сидит кабан, кумова жена отбила его у ткача и супруга. К удивлению всех, в этом мешке оказался, кроме Чуба, еще и дьяк, а в другом — голова.

Встреча с царицей

Вакула, прилетев на черте в Петербург, встретил проезжавших через Диканьку ранее запорожцев и отправился на прием к царице вместе с ними. Во время его запорожцы рассказали о своих заботах государыне. Царица спросила, что же нужно казакам. Тут упал на колени Вакула и попросил у нее черевички. Царица, сраженная искренностью молодого купца, велела принести Вакуле башмачки.

Финал

О смерти кузнеца говорил весь хутор. А Вакула пришел к Чубу с подарками сватать девушку, одурачив черта. Дал согласие казак, а Оксана («Ночь перед Рождеством») встретила кузнеца с радостью, готовая и без черевиков выйти за него. В Диканьке позже хвалили дом, чудно расписанный, в котором жило семейство Вакулы, а также церковь, где был искусно изображен в аду черт, в которого все проходившие мимо плевали.

На этом заканчиваем описывать краткое содержание. «Ночь перед Рождеством» завершается на этой оптимистичной ноте. Ведь добро всегда побеждает зло, в том числе и в этом произведении Гоголя. «Ночь перед Рождеством», тема которого — народ, его быт, традиции и обычаи, доказывает это. Произведение наполнено светлой, радостной атмосферой праздника. Читая его, мы как будто становимся его участниками.

www.syl.ru

очень краткое содержание повести Н. В. Гоголь ночь перед рождеством

В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу Вакуле, за искусно расписанную церковную стену. В безлунную ночь казак Чуб, отец красавицы Оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и Вакула не встретится перед праздником со своей любимой.

Пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», Чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье.

В это время, в хату Чуба тихо вошел кузнец. Избалованная Оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. Любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего Вакулу. Сердце кузнеца было полно нежности, а Оксана лишь насмехалась над ним. Стук в дверь прервал их беседу. Кузнец пошел открывать. За дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги Чуб, который потерял попутчика. Казак решил вернуться домой. Увидев свою хату, он постучался. Однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. Вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. Чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать Вакулы дома одна и направился в гости к Солохе.

Черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. Метель стихла. Шумная толпа вломилась в хату Чуба и закружила в веселом хороводе Оксану и кузнеца. На одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. Влюбленный Вакула пообещал достать для желанной Оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж.

В дом приветливой Солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. Черт спрятался в мешок из-под угля. Затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. Самый желанный гость – вдовый Чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам Солоха, влез в мешок на дьяка. Самый последний гость, казак Свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. Поэтому его Солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел.

Вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. Взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. На улице, в веселой толпе, ему послышался голос Оксаны. Вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но Оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. Разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу Пацюку. По слухам, Пузатый Пацюк водил дружбу с нечистой силой. Отчаявшийся Вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него помощь, но Пацюк дал невнятный ответ. Очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты.

Черт, сидевший в мешке за спиной Вакулы, не мог упустить такую добычу. Он предложил кузнецу сделку. Вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. Теперь черт вынужден был везти кузнеца в Петербург.
Гуляющие девушки нашли мешки, брошенные Вакулой. Решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к Оксане в хату. Из-за мешка, в котором сидел Чуб, разгорается спор. Кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у супруга и ткача. К всеобщему удивлению в мешке оказался не только Чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова.

Прилетев в Петербург на черте, Вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через Диканьку, и поехал с ними на прием к царице. Во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. Царица спросила, чего же хотят казаки. Вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. Сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки.

Весь хутор

otvet.mail.ru

Ночь перед Рождеством — это… Что такое Ночь перед Рождеством?

«Ночь перед Рождеством» — повесть, написанная русским писателем Николаем Васильевичем Гоголем. Входит в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки».

История

Время написания «Ночи перед Рождеством» разными исследователями определяется по-разному — хотя и в общих рамках периода с 1830 г. до зимы 1831—1832 гг.[1].

Впервые повесть была опубликована в издании: Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные Пасичником Рудым Паньком. Вторая книжка. Санкт-Петербург. Печатано в типографии А.Плюшара. 1832 (цензурное разрешение — 31 января 1832 г.).

Сюжет

Действие повести хронологически приурочено к эпизоду царствования Екатерины II — последней депутации запорожцев, состоявшейся в 1775 г. и связанной с работой Комиссии по упразднению Запорожской Сечи.

Сюжет пьесы разворачивается в Диканьке, на Украине. Никем не замеченные, в небе кружатся двое: ведьма на метле, которая набирает в рукав звёзды, и чёрт, который прячет месяц в карман, думая, что наступившая тьма удержит дома богатого казака Чуба, приглашенного к дьяку на кутью, и ненавистный чёрту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого чёрта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане.

Чуб с кумом не знают, идти ли в такой темноте к дьячку, однако решаются и уходят. Дома остаётся красавица Оксана. Приходит Вакула. Оксана насмехается над ним. В дверь стучит сбившийся с дороги Чуб, без кума, решивший вернуться из-за устроенной чёртом метели домой. Однако, услышав кузнеца, Чуб решает, что попал в хату хромого Левченка. Чуб отправляется к матери Вакулы, Солохе, которая и есть та самая ведьма, которая крала с неба звёзды.

К Оксане приходят её подруги. Оксана замечает на одной из них расшитые золотом черевички (башмачки). Оксана гордо заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесёт ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем чёрта, с пользой проводящего время у Солохи, испугал голова, не пошедший к дьяку на кутью. Чёрт залезает в мешок, оставленный среди хаты Вакулой, а в другой вскоре лезет и голова, потому что к Солохе пришёл дьяк. Заигрывавшему с Солохой дьяку тоже приходится лезть к мешок, потому что приходит Чуб. Впрочем, вскоре Чуб полезает в тот же мешок, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Пока Солоха разговаривает на огороде с пришедшим вслед кузнецу казаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, объясняя себе их тяжесть своим подавленным состоянием после встречи с Оксаной.

В толпе колядующих кузнец вновь встречает Оксану, которая повторяет своё обещание по поводу черевичек. С горя Вакула решает утопиться, бросает все мешки, кроме самого маленького, и убегает.

Слегка успокоившись, Вакула хочет попробовать ещё одно средство: он приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который «немного сродни чёрту», и получает туманный ответ, что чёрт у него за плечами. Предвкушая славную добычу, чёрт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив чёрта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит чёрту везти себя «в Петембург, прямо к царице»[2].

Оказавшись в Петербурге, кузнец приходит к запорожцам, с которыми познакомился осенью, когда они проезжали через Диканьку. С помощью чёрта он добивается, чтобы его взяли на приём к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи, кузнец оказывается перед царицей и просит у неё царских башмачков. Тронутая таким простодушием, Екатерина обращает на этот пассаж внимание стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки.

В селе в это время диканьские бабы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула. Эти пересуды смущают Оксану, она всю ночь не может заснуть, а к утру «влюбилась по уши в кузнеца». Вернувшийся кузнец вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу с просьбой отдать за него Оксану. Чуб, прельщённый подарками и раздосадованный вероломством Солохи, отвечает согласием. Ему вторит и Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков».

Обзаведшись семьёй, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал чёрта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Постановки и экранизации

  • «Кузнец Вакула» (опера, написана в 1874 году Петром Чайковским)
  • «Ночь перед Рождеством» — опера, написана в 1895 Николаем Римским-Корсаковым)
  • «Ночь перед Рождеством» — немой фильм, 1913 год, режиссёр Владислав Старевич
  • «Черевички» — фильм-опера, 1944 год
  • «Ночь перед Рождеством» — мультипликационный фильм, 1951
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки» — художественный фильм, 1961 год, режиссёр Александр Артурович Роу
  • «Вечера на хуторе близ Диканьки (2002)» — кинокомедия-мюзикл, 2002 год, режиссёр Семён Горов

Примечания

  1. Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том первый. М., Наследие, 2001. С. 767.
  2. «В Петембург…» — не опечатка, а гоголевская речевая характеристика персонажа (такое написание в изданиях: Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том первый. М., Наследие, 2001. С. 169; Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений [в 14 т.]. Том 1. М.; Л. Изд-во АН СССР, 1940. С. 226.

Ссылки

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *