Содержание

«Тучи», Лермонтов, Михаил Юрьевич — Поэзия


Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Тучи»

Стихотворение «Тучи», созданное Михаилом Лермонтовым в 1840 году, относится к позднему периоду творчества поэта. Написано оно было во время второй кавказской ссылки, когда автор пребывал в разладе не только с окружающим его миром, но и с самим собой. Осознание того, что человек не может управлять собственной жизнью и поступать так, как считает нужным и правильным, вызывало у Лермонтовачувство досады и раздражения. Поэтому на Кавказе он считал себя не только чужестранцем, но и изгнанником, который должен подчиняться воле других и отказываться от собственных принципов.

«Тучи» — произведение, которое построено на очень тонкой аллегории. Именно с ними отождествляет себя поэт, который, как и эти эфемерные «небесные странники», вынужден по чьей-то злой прихоти мчаться «с милого севера в сторону южную». Лермонтовпытается найти ответ на вопрос, является ли его очередная ссылка обычным правительственным решением, или же за ней угадывается воля судьбы, от которой, как известно, еще никому не удавалось уклониться. Однако если понять, что же происходит с его собственной жизнью, поэт не в состоянии, то поведению туч он находит вполне разумное и очень поэтическое объяснение. Лермонтов уверен, что они свободны от страстей и пороков, ко всему равнодушны и безучастны, и им попросту наскучили холодные северные края. «Нет у вас родины, нет вам изгнания», — утверждает поэт, втайне завидуя тучам, которые не подчиняются человеческим законам. Они – вне времени и вне событий. Сторонние наблюдатели, которым нет никакого дела до мелочности и суеты человеческого мира. О, как бы Лермонтов хотел оказаться на их месте и разом решить все свои проблемы!

Однако поэт понимает, что только смерть может освободить его от душевных переживаний и необходимости отстаивать свои взгляды. Видимо, именно этим объясняется конфликтность поэта, который к этому времени уже слывет заядлым дуэлянтом и дебоширом. Современники Лермонтова объясняли это тем, что поэт сознательно искал свою смерть, так как жить в том мире, который его окружает, ему было в тягость. Поэтому неудивительно, что через несколько месяцев после написания стихотворения «Тучи» поэт будет убит на дуэли, разом освободившись от оков, которые угнетали его на протяжении многих лет.

У этого произведения есть свой подтекст, который заключается в том, что люди не умеют жить в гармонии с природой. Они могут лишь с восхищением наблюдать за ее метаморфозами, но никогда не станут единым целым с землей, водой, воздухом и огнем. Именно по этой причине, считает автор, возникают все беды и проблем человечества, которое не может подняться над мирской суетой, как тучи, и отказаться от собственной гордыни, обид, желаний и стремлений. По этой причине в человеческом мире никогда не будет взаимопонимания и любви, так как каждый из индивидуумов представляет собой запутанный клубок пороков и страстей, распутать который подвластно лишь высшим силам.

Лермонтов понимает, что его поколение – особое. На его долю не выпало громких побед и славы воинов Бородинского сражения. А покорение Кавказа является настолько никчемной и пустой затеей, что не в состоянии дать повод солдатам гордиться своей отвагой и доблестью. Не случайно в повести «Герой нашего времени» Лермонтов выводит образ достаточно циничного и беспринципного Печорина, для которого жизнь является игрой. Эта же мысль красной нитью проходит через все стихотворение «Тучи». Свое поколение Лермонтов сравнивает с ними, холодными, безжалостными, безучастными и совершенно никчемными, у которых нет родины и привязанности, целей и желаний, чувств и сострадания.

poesy.site

«Тучи» Лермонтова — анализ стихотворения

Стихотворение

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Краткое содержание

Тучи в этом произведении называют вечными странниками, все время путешествующими по небу. Они торопятся друг за другом в сторону юга. Та же судьба предопределена и для лирического героя.

Он спрашивает себя, что стало причиной такого бегства туч по небу. Возможно, это воля судьбы. Или тучи побудили к побегу злоба и зависть. Появились у лирического героя сомнения в возможности того, что тучи отправились в путешествие по причине совершенного преступления. Но вполне возможно, их побудили к бегству наветы друзей, ранее помогавших во время жизненных трудностей.

Герой самостоятельно нашел ответ на свой вопрос. Оказалось, что тучам стало скучно на бесплодных нивах. Может быть, причиной стало еще что-то, потому что автор поставил многоточие, оставив недоговоренность. Тучи очень холодные. По этой причине они не испытывают страданий и страсти. Они обладают вечной свободой. Возможно, что по этой причине они никогда не будут иметь приюта в чужом краю и собственной родины.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал стихотворение «Тучи» в день отъезда во вторую кавказскую ссылку (12 апреля 1840 г.). Прощальный вечер проходил в доме Карамзиных, где собрались близкие друзья поэта. По воспоминаниям В. А. Соллогуба, Лермонтов наблюдал через окно за пробегавшими по небу тучами и в порыве вдохновения создал новое произведение. При чтении перед собравшимися поэт прослезился.

Жанр произведения

Жанр произведения — пейзажно-философская лирика.

Главная тема стихотворения — невозможность достижения свободы

Лермонтов тяжело переживал свою повторную отправку на Кавказ в виде наказания за дуэль. Точные обстоятельства его ссоры с Эрнестом де Барантом до сих пор не выяснены. По одной из версий, французский посол считал, что в стихотворении «Смерть поэта» Лермонтов оскорбил всю французскую нацию. Это и стало главной причиной дуэли.

В ходе официального расследования было сделано заключение, что поэт «вышел на дуэль… из желания поддержать честь русского офицера». Это должно было служить смягчающим обстоятельством, но по личному указанию Николая I приговор был очень суров: лишение гвардейского звания и перевод в действующую армию. Возмущение Лермонтова ярко проявилось в стихотворении «Тучи».

Автор сравнивает с себя с тучами — «вечными странниками». Этот образ очень близок его собственному положению. Поэт вместе с тучами вынужден сменить «милый север» (Петербург) на «сторону южную» (Кавказ).

В то же время между небесными «изгнанниками» и автором есть существенная разница. Причины бегства могут быть различны: «злоба открытая», «зависть тайная», «клевета ядовитая». Все это сыграло роковую роль в судьбе Лермонтова. Однако «тучки небесные» ничто не связывает с человеческими отношениями. Им просто «наскучили нивы бесплодные».

Лермонтов устал в одиночку противостоять равнодушному высшему обществу. Его сопротивление все равно обречено на поражение. Горячо любящий Россию поэт поставлен в такое положение, что начинает завидовать «вечно свободным» тучам, для которых нет разницы между родиной и изгнанием.

Из стихотворения напрашивается неутешительный вывод: достижение свободы в царской России невозможно. Только отрекшись от всего самого дорогого и близкого сердцу, убив в душе все «страсти» и «страдания», можно сбросить рабские цепи.

Лермонтов еще не готов на такой решительный и бесповоротный шаг. Последний удар по его надеждам будет нанесен через год, когда император отклонит все его настойчивые просьбы об отставке. Пессимистическая мысль, появившаяся в «Тучах», резко выразится в стихотворении «Прощай, немытая Россия» — самом остром политическом произведении поэта.

Размер и композиция

Стихотворение состоит из трех строф, в которых описаны: сравнение «тучек» с судьбой автора, их отличия, неосуществимые мечты о вечной свободе. Размер произведения — четырехстопный дактиль с перекрестной рифмовкой.

Выразительные средства

Лермонтов использует яркие эпитеты в описании движения туч («небесные»,»лазурною», «жемчужною»), противопоставляя им опостылевшую земную жизнь («клевета ядовитая», «нивы бесплодные»). Тучи выступают одушевленными существами благодаря сравнениям («странники», «изгнанники») и олицетворениям («кто же вас гонит», «вам наскучили», «чужды вам»).

Вторая строфа целиком состоит из риторических вопросов. Эмоциональность произведения усиливается в финале за счет лексических повторов («чужды», «вечно», «нет у вас», «нет вам»).

Основная идея произведения

Разочарованный поэт приходит к мысли, что деспотизм царской власти и покорное ему общество превращают честных и справедливых людей в «тучки», которые под давлением вынуждены отрекаться от родины.

spadilo.ru

Анализ стихотворения Лермонтова Тучи 6, 7, 9 класс

Накануне отъезда на Кавказ, в очередное место ссылки, М. Ю. Лермонтова посещают бесконечные размышления о своей жизни под влиянием событий того времени. Думы выливаются в обращение к тучам, которые поэт на тот момент наблюдал в окне. В этих небесных созданиях автор видит сходство в отношении занимаемого ими положения и своего.

В первой строфе односторонний диалог определяет статус изгнанника как для туч, так и для лирического героя. Кроме того, указывает направление движения туч «с милого севера» в южную сторону. Здесь определяется характеристика авторской позиции, который намекает на нежеланное посещение чужбины.

Во второй строфе риторические вопросы о цели перемещения небесных тел раскрывают причины изменений в жизни автора. Он пытается понять, может ли его свободолюбие являться столь серьезной причиной для изгнания. Или это люди, которых он считал друзьями, совершили подлый шаг.

Поэт чувствует безысходность своего положения. Мотив одиночества вытекает из мировоззрения поэта в отношении существующего гнета, вытеснения справедливости, противоборства разных классов. На свои вопросы Лермонтов дает ответ в третьей строфе. Путем сопоставления первого и третьего четверостиший вырисовывается позиция автора, который остается навсегда преданным Родине. Поэтому тучи, свободно перемещающиеся «степью лазурною», не похожи на него. Поэт по опыту знает, что такое страдание, ложь и заточение.

Отсутствие свободы угнетает его, так как автор стремится мыслить, действовать и доносить свои идеи окружающим независимо от мнения окружающих.

С помощью пейзажа М. Ю. Лермонтов выражает боль души, отсутствие покоя. Сливаясь с природой воедино, с одной стороны, он все же отстраняется от них, с другой, так как является человеком мыслящим, с ранимой душой, любящим своих друзей и край родной. Тучи же, поддаваясь потоку ветра, мчатся согласно закону природы.

Восклицание последней строки стихотворения содержит вывод поэта о том, что он счастлив быть единомышленником тех, кто защищает Родину, приносит в жертву свою свободу. Он может по-настоящему проявлять чувства, а не растрачивать силы, плыть по течению. Не скрывая своего отношения к происходящим событиям, поэт придает эмоциональность и положительным, и отрицательным понятиям с помощью ярких эпитетов: «клевета ядовитая», «милый север». В стихотворении имеет место сравнение автора с тучами, хотя в конце его позиция меняется, когда выясняется, что сам поэт и созданный им образ туч можно назвать странниками. Но в отличие от них автор способен переживать, быть изгнанником, его свобода ограничена.

Таким образом, благодаря природе автор подчеркнул свою привязанность, верность Родине.

Анализ стиха Тучи Лермонтова

Стихотворение «Тучи» было написано Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в апреле далекого 1840 года. Случилось это перед отъездом в уже вторую, в его жизни ссылку. 

В те времена, ссыльными чаще всего были поэты, художники и обычные люди которые боролись за справедливость. Для власти такое считалось неприемлемым, а для того, чтобы обезвредит  тех, кто выступали против, не нашли ничего лучше, как ссылать их.

В своем стихотворении поэт сравнивает себя с тучами, которые плывут по небу. Ему было очень грустно от того, что он уедет на долгое время, от привычных мест, своего дома, друзей, коллег, родных и близких.

В первом четверостишии М.Ю.Лермонтов говорит о тучах, считает их изгнанникам, которых выгнали против их воли, и они вечно плывут по небу, не находя себе места.

Во втором четверостишии поэт говорит о людях, об их недостатках, но использует в  лице туч. Используя эпитеты «злоба ль открытая», «зависть ли тайная», «клевета ядовитая» он обосновывает свои слова, о пороках людей. По мнению многих, именно эти строки стали причиной для отправки в ссылку.

В концовке стихотворения – третьем четверостишии, расположение стихотворца изменилось. Он начал показывать свою оппозицию по отношению к тучам, говоря, что  «чужды вам страсти и чужды страдания», в тот момент, когда он недомогает, из-за того, что он будет на Кавказе чужим, будет один. Он будет очень скучать по родным краям.

Для полноты выражения чувств автор использует средства выразительности такие как: эпитет, олицетворение и метафору.

Стихотворный размер произведения – дактиль. Философская лирика является жанром произведения.

Вариант №3

Это стихотворение пришлось практически на конец творчества М. Ю. Лермонтова – апрель 1840 года. Чуть позже писателя отправят уже во вторую ссылку на Кавказ из-за дуэли с де Баранта, который был сыном одного французского посла. Если верить словам очевидцев, то «Тучи» автор написал в свой день отъезда, находясь в кругу близких и родных. Засмотревшись на проплывающие мимо тучи, у него родились замечательные строки, ставшие завершением его сборника.

Само стихотворение посвящено, конечно же, теме одиночества. Именно в этот период Лермонтов всеми силами старался преодолеть грань между собственным душевным состоянием и окружающим его миром. Поэтому его строки отражают всю муку и страдания лирического героя, которого не по собственной воли сделали изгнанником.

«Тучи» состоят из трех строф-четверостиший и построены на композиционном сравнении. «Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники» — автор сравнивает себя с тучами, ощущая внутреннее родство с ними и их одиночеством. Образ туч очень глубоко западает в душу читателям, ведь эти «вечные странники» никогда не останавливают своего движения, вечно двигаясь в собственном изгнании. Вот и Лермонтов видит себя между этих темных рядов, бредущего по жизненному пути и страдающего от одиночества.

Помимо этого можно разглядеть еще одну направленность – «лишние люди». Поэт считал, что его поколение ничем не отличается от темных, холодных туч. Такие же безучастные, не имеющие собственных желаний, каких-либо чувств и привязанности к родному дому.

Злость общества к своей личности Лермонтов показывает такими эпитетами, как «тайная зависть», «открытая злоба» и другие, что только подчеркивает отсутствие у него друзей, он в вечном изгнании.

«Чужды вам страсти и чужды страдания» — здесь можно наблюдать противопоставление душевному состоянию автору. Тучи плывут сами по себе, им нет никакого дела до людских проблем. А вот Лермонтов постоянно страдает, сердце разрывается от тоски и грусти.

Четырехстопный дактиль, трехсложная стопа с постоянным ударением на первый слог и перекрестная рифма добавляют стихотворению лирики и позволяют читателю проникнуться душевными муками писателя. Не мало встречается и эпитетов: милый север, жемчужная цепь, лазурная степь и другие.

Философская мысль этого стихотворения заключается в том, что люди так и не научились жить в единстве с природой. Извечные обиды, неоправданные желания и страсти не позволяют человеку самосовершенствоваться. Человек не способен, подобно туче, отречься от ненужной мирской суеты.

6, 7, 9 класс, по плану кратко

Картинка к стихотворению Тучи

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Маяковского Вам

    Россия стояла на пороге больших испытаний, начиналась Первая мировая война. Буквально никто не остался равнодушным к тяжестям, приготовленным судьбой. В 1915 году российская армия взяла удар на себя, обеспечив своим союзникам небольшую

  • Анализ стихотворения Фета Еще люблю еще томлюсь

    Афанасий Афанасьевич Фет – русский поэт 19 века. Он считал себя последователем Пушкина. Любовная лирика Фета, в основном, олицетворяет яркие и радостные эмоции, счастье первой влюбленности, описывает всю то вдохновение,

  • Анализ стихотворения Пастернака Разлука

    Стихотворение Б. Л. Пастернака «Разлука» вошло в число лирических произведений, автором которых выступает не сам поэт, а герой его романа – Юрий Живаго. Поэтому события поэтического отрывка следует соотносить с жизнью книжного

  • Анализ стихотворения Некрасова Ты всегда хороша несравненно

    Хорошо, когда рядом есть любимая женщина. Она поможет тебе снести тягости и невзгоды жизни, и вылечит лаской душевную боль, если есть таковая. У Некрасова были любимые женщины, но наиболее примечательной можно считать

  • Анализ стихотворения Некрасова Маша

    В стихотворении говорится о двух противоположностях: безграничной любви, готовности к самопожертвованию героя (мужа) и эгоизме, цинизме и высокомерии героини (жены). Разумеется, о любви с ее стороны говорить не приходится

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Тучи»

«Тучи» Михаил Лермонтов

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

 

Анализ стихотворения «Тучи» для школьников

Творчество поэта Золотого века русской поэзии Михаила Юрьевича Лермонтова проникнуто чувствами одиночества и грусти. Многие произведения соотносятся с биографией поэта, в которой были и ссылки на Кавказ, и участие в кавказской войне, и многие печали. В таких стихотворениях как «Тучи», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «На севере диком стоит одиноко..», «Ночь» (1830) автор выражает свои переживания, рассказывает о тоске одинокого сердца.

Вначале проанализируем содержание и смысл произведения.

Стихотворение «Тучи» было написано в 1840 году и представляет собой некоторый итог жизненного пути Михаила Юрьевича Лермонтова. Я думаю, что в нём звучат размышления поэта о своей судьбе, но не прямыми словами, а в виде аллегории. То есть автор сравнивает одинокие тучи, скитающиеся по свету без родины, с тем, какую жизнь прожил он. Это сравнение выражено так: «…Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники…»

Тоска по утраченному и вместе с тем поиск причины жизненных трудностей и неудач заставляют поэта задавать вопросы. Он спрашивает у природы и обращается к небесным тучкам:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?

По этим строкам можно судить о глубине переживаний автора. Он сомневается в решениях судьбы, вспоминает о злобе, клевете друзей. Он также ищет в собственных поступках то, за что терпит наказание. Вопросы правда очень сложные, задаваемые один за другим, они показывают, что беды и страдания совершенно сбили с пути и подорвали доверие поэта к друзьям, окружающим людям, судьбе и, возможно, к самому себе.

В третьем четверостишии автор предлагает один ответ на все эти вопросы. Он размышляет о характере, который побуждает к вечным скитаниям. Михаил Юрьевич так завершает своё стихотворение:

Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.

Из этих строк можно судить о том, что судьба является прямым следствием характера и отношения к жизни. Автор пишет о том, что свобода и отсутствие тепла побуждает его отталкиваться от обычной жизни, скитаться и бороться за свободу, а также за неясные ценности, которые ищет холодная душа поэта.

Стихотворение имеет грустную мелодию и медленный спокойный ритм. Способ рифмовки: перекрёстная рифмовка (АБАБ) — первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвёртой. Дактилическая рифма, при которой ударение падает на третий с конца слог, играет важную роль в создании медленного грустного ритма.

Первое четверостишие — это грустная песня одинокого разбитого сердца, в ней задорный вызов в начале каждой строки и угасающая к концу строки мелодия, которая переходит в грусть и боль. При чтении должны выдерживаться паузы между строками, так как автор грустит после каждой строчки, но вновь возвращаются светлые мысли, которые опять улетучиваются и заставляют снова грустить.

Ритм второго четверостишия несколько отличается. Вопросы звучат интенсивно, напряжённо, с болью в груди. Автор как будто сокрушается о своей недоброй судьбе.

Третье четверостишие звучит тише. Как будто ветер, идущий за тучками уносит слова, и они еле слышны. В эти слова поэт вкладывает свои размышления о причине тягостной неспокойной судьбы.

Таким я вижу стихотворение «Тучи» Михаила Юрьевича Лермонтова. Спасибо.

xn——-c5dc1dj4a.xn--p1ai

История создания и анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова

Произведение «Тучи» является шедевром поэтического творчества Михаила Юрьевича. Предлагаем вам познакомиться с ним подробнее в этой статье. Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, следует рассказать об истории создания данного стихотворения, о его композиционных особенностях, об используемых в тексте образных средствах. Портрет Михаила Юрьевича представлен ниже.

Стихотворный размер

Произведение это состоит из трех четверостиший. Оно написано дактилем, при этом Лермонтов употребил перекрестную рифмовку. Данный стихотворный размер в поэзии Лермонтова встречается довольно часто.

История создания произведения

В 1840 году написал стихотворение «Тучи» Лермонтов. История создания его следующая. Михаил Юрьевич находился Петербурге у своих друзей, которых он решил навестить перед тем как повторно отправиться на Кавказ, в ссылку. Друзья поэта собрались для того, чтобы проводить его в дорогу, на квартире Карамзиных. Подобно Пушкину, Михаил Юрьевич был сторонником справедливости, выступал за свободу слова. Однако такое поведение для власти было неприемлемым. Многих из тех, кто против нее выступал, в то время отправляли в ссылку. Не обошла эта участь и Лермонтова.

Ожидание предстоящей дороги, а также изучение покрытого тучами сумрачного неба Петербурга привело к рождению этого стихотворения. Оно пронизано мотивом поиска пути, изгнания, переживаний чувств тоски и одиночества. Поэт стоял у окна, тронутый вниманием к себе. Он смотрел на тучи, ползущие над Летним садом. Так родилось это стихотворение.

Композиция «Туч», настроение лирического героя

Как показывает анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, оно состоит из трех строф и двух основных частей, которые друг с другом сосуществуют на основе использованного автором развернутого сравнения. Подгоняемые ветром тучи, мчащиеся вперед, сравниваются в произведении с душевным состоянием героя, не знающего, подобно им, куда занесет его судьба. Лирический герой ощущает умиротворение. Вместе с тем он чувствует себя чуждым всему тому, что наблюдает вокруг. Он свободен, одинок и спокоен, однако понимает, что спокойствие это кажущееся и временное.

Тема Родины

Мотив бесприютности и одиночества сочетается в стихотворении с такими мотивами, как тоска и любовь к Родине, не готовой ответить взаимностью лирическому герою. В последней строке поэт говорит: «Нет у вас родины, нет вам изгнания». Лирическим героем она рассматривается как что-то ускользающее, непостоянное. Родина подобна требующей любви женщине, не всегда готовой подарить в ответ свою любовь.

Два мира: человек и природа

Проводя анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова, можно заметить, что два мира присутствуют в нем: идеальный мир красоты и гармонии природы, и человеческий, полный страстей и несовершенства. Лирический герой жаждет вырваться из этого несовершенства в мир природы. Однако он осознает, что сделать это возможно, лишь умерев. Учитывая то, что самому поэту во время создания произведения жить на земле оставалось чуть больше года, стихотворение это приобретает мистический смысл как веха его жизненного и творческого пути.

Эпитеты, инверсии, метафоры и анафоры, которые использует Михаил Лермонтов («Тучи»)

Следует отметить, что множество разнообразных средств выразительности было использовано автором в этом стихотворении. Это в первую очередь эпитеты: «милый север», «степь лазурная», «нивы бесплодные», «клевета ядовитая». В тексте, кроме того, употребляются инверсии. Это придает стихотворению особую образность («цепью жемчужную», «степью лазурную»). Словосочетание «степью лазурною» было употреблено автором в переносном значении. Ведь если вдуматься, это синоним простора неба. Это метафора, поскольку есть сходство между обозначаемыми понятиями — бескрайность степи и просторов неба. «Цепью жемчужною» — еще одна метафора. Нам представляются светлые небольшие облака, светящиеся матово изнутри. Вереницей своей тучки напоминают нитку жемчуга.

Чудесная, практически идиллическая картина нарисована в первой строфе. Лишь одно слово ее нарушает — «изгнанники». Так поэт сопоставляет судьбу туч с собственной незавидной участью. Философский смысл произведения подчеркивается использованием Михаилом Юрьевичем анафор, то есть повторов в начале каждого ряда слова «или» («Или на вас… / Или друзей…»).

Антитеза в произведении

Анализ стихотворения «Тучи» Лермонтова позволяет выявить и другие использованные автором приемы. Михаил Юрьевич, в частности, прибегает к антитезе, характерной для всего его творчества. В «Тучах» противопоставляются, как мы уже отметили, мир природы и мир человеческий. Вечные изгнанники в данном случае — небесные тучи, которые мчатся в неизведанную даль по небу. Они сопоставляются с человеческими исканиями, стремлениями людей познать смысл собственной жизни, найти свой путь.

Прием олицетворения

Усиливает антитезу олицетворение, которое использует в стихотворении «Тучи» Лермонтов. Анализируя его, можно отметить, что Михаил Юрьевич обращается к тучам так, как будто живые существа, а не явления природы находятся перед ним.

Риторические вопросы

Автор использует в обращении к тучам риторические вопросы. То есть, адресуя вопросы им, по сути, обращается к самому себе в произведении «Тучи» Лермонтов. Анализ особенностей этого приема помогает понять, для чего Михаил Юрьевич применяет его. Риторические вопросы, как известно, ответа не требуют. Они употребляются в речи для того, чтобы привлечь внимание, заострить тему. Символом одиночества становится емкий и точный образ небесных туч. Они символизируют неприкаянность, а также вечный поиск смысла жизни. Поэту благодаря данному образу удается точно передать в стихотворении мир собственных переживаний, страстей и сомнений.

На этом завершаем анализ стиха Лермонтова «Тучи». Михаил Юрьевич хотел нам сказать о том, что пороков у природы нет, в отличие от людей, у которых их множество. Тучи плывут над всей мирской суетой. Человеку, к сожалению, не дано стать столь же возвышенным, как они.

fb.ru

анализ стихотворения тучи лермонтова | Моя поэма

Стихотворение М.Ю.Лермонтова относится к апрелю1840 года, позднему периоду творчества. Автор второй раз был сослан на Кавказ, прощался с Санкт-Петербургом, с друзьями. Произошло это в день отъезда из Петербурга (на квартире Карамзиных).

Навеяно стихотворение чувствами тоски о скорой разлуке с северной столицей, с дружеским кругом. Состояние глубокой отчаяния от превратностей судьбы побудило Лермонтова обратить свой взор на небо, где над Летним садом и Невой плыли великолепные путешественницы. Порыв чувств вдохновил изгнанника на новый шедевр. Этим стихотворением завершается последний сборник 1840 года.

Начиная анализ стихотворения тучи, обращаем внимание на особенности данного этапа творчества Лермонтова, отмеченный стремлением писателя к преодолению личностью отчуждения с окружающим внешним миром. С новой силой зазвучали центральные темы лирики писателя: свобода и одиночество. Невероятные страдания испытывает Лермонтов от узничества.

Особенностью композиции является построение текста: произведение делится на три части, равные строфе — четверостишью. Текст строится согласно приему сравнения. Первая строфа посвящена сравнению героя с небесными странниками. Автор проводит линию духовного родства между путешествующими небесными телами, бегущими по небу и собой, называя их изгнанниками.

Чувство пронзительного страдания лирического героя роднит его с вечными космическими путешественниками. Возникший в первой строфе, этот образ становится фоном, на котором объемно показан образ опального поэта, вынужденного покидать родину, друзей по воле рока.

Так же, не останавливаясь, движимые жестокой судьбой, бегут по небу космические странники. Подлунный мир не знает силы, которая сможет противостоять их вечному движению. Лирический герой в диалоге с тучами уподобляет себя судьбе, обреченной влачить существование по одинокой дороге жизни.

Приговором судьбы звучит мотив изгнания для поколения 80-х годов ХIХ столетия. Изображение холодных безучастных туч проецирует этот образ. Большое количество «лишних людей», «умных ненужностей», не способных любить и ненавидеть, не знающих чувства привязанности, люби к Родине порождено эпохой реакции. Безликое, бесчувственное поколение уныло тянется по жизненной дороге, подобно им, холодным и равнодушным.

Вторая строфа рассказывает читателям об обстоятельствах, вынудивших Лермонтова уехать с милого сердцу севера. В ней писатель вскрывает общественные пороки:

  • злобу;
  • преступление;
  • зависть.

Используемые эпитеты указывают на тоску и глубокую трагедию героя: его гонит рок, лишает дружеской поддержки.

Третья строфа посвящена противопоставление человека с живым сердцем, способным чувствовать, испытывать страдания, принадлежащего к миру, полному суеты, холодным небесным путешественникам, далеким от человеческих страданий, не способны «понять» тоски, поскольку лишены пылкого сердца, без которого нельзя любить.

Мотив любви к Родине перекликается с темой одиночества, остро чувствуется, что автор, оторвавшись от Родины, тяжело переживает одиночество из-за тоски по ней. Финал произведения не утешителен: причиной страданий, тоски является отсутствие у поэта личной свободы.

Размер стихотворения – четырехстопный дактиль. Перекрестная рифма способствует созданию яркой поэтической картины природы, на фоне которой развиваются глубокие и безысходные чувства: свободные – бесплодные, ядовитая – открытая, южную – жемчужную. Создавая образ лирического героя, автор использовал в раскрытии различные средства художественной изобразительности.

Одно из средств – анафора. Перевод с греческого языка обозначает единое начало. Литературная анафора обозначает повторение явлений речи в начале строки. Это могут быть обороты, строки, звуки, слова. Поэт использует самый распространенный вид анафоры, лексическую, то есть, такую, где повторяются слова. Он задает риторический вопрос путешественницам о том, что же их гонит: или ядовитая клевета друзей, или тяжесть преступления.

Вот это «или», в начале двух рядом стоящих строк, — анафора, которая, являясь поэтической фигурой с двойным повтором, подчеркивает важность обстоятельств вечного движения туч. Эти причины автор сравнивает с собственными и приходит к выводу, что обстоятельства не сопоставимы: равнодушные путешественники не подвержены клевете друзей и преступлениям. Это причины изгнания автора.

Поэт использует олицетворение, которое является литературным приемом. Используется оно с целью наделения неодушевленных предметов способностями совершать действия, свойственные одушевленным. У Лермонтова тучи – странники, изгнанники.

Поэт обращается к ним с риторическими вопросами, как к живым существам, о том, кто гонит их, размышляет о причинах их гонения, сопоставляя себя с ними и глубже осознавая обстоятельства собственного гонения. Эти слова холодных небесных путешественников делают живыми существами, сознательно отправившимися путешествовать или изгнанные так же, как и писатель, злым роком. Давая им характеристику, автор более глубоко раскрывает внутренний мир героя.

Произведение наполнено метафорами, переносными словами, употребляемыми по сходству с каким-либо предметом. У писателя это метафоры одушевления. Он относит метафоры к небесным путешественникам, рассуждая о том, что им «наскучили нивы», они не чувствуют страданий, страстей и мчатся, гонимые неодолимыми обстоятельствами в чуждые страны.

Текст украшен эпитетами (красочными прилагательными), среди которых используются метафорические. К слову «нивы» он подбирает эпитет бесплодные, небесные путешественники у него неизменно холодные и свободные.

Мысль о разобщенности человека и природы является философской подоплекой произведения;

  • Пламенные страсти изгнанника противопоставляются равнодушному высокомерию небесных странников;
  • К его страданию бесчувственные тучи равнодушны.
  • Свобода природы противопоставлена опальному поэту, изгнанному и зависимому от воли властей.

Человечество не способно стать выше мирской суеты, подобно вечному холодному небу, поскольку не находится в состоянии гармонии с окружающей жизнью, которая не может стать свободным от воздействия обид, страстей и желаний.


www.mypoems.ru

Анализ Стихотворения Лермонтова «Тучи» » Готовые Домашние Задания

Стихотворение «Тучи».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Тучи» было написано М.Ю. Лермонтовым в доме Карамзиных в день отъезда его в кавказскую ссылку в 1840 году. Там собрались друзья поэта, чтобы попрощаться с ним перед разлукой. Лермонтов писал стихотворение, стоя у окна и глядя на тучи, плывшие над Фонтанкой и Летним садом.

Стихотворение построено на сопоставлении судьбы лиричес­кого героя и судьбы «вечных странников» — тучек. Стиль его — романтический, жанр — соединение элегии с романсом. В сти­хотворении присутствует пейзаж, плавно переходящий в фило­софскую медитацию.

В первой строфе поэт обращается к тучам, сравнивая и сбли­жая себя с ними:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

Во второй строфе поэт размышляет о судьбе странника, о том, что стоит за ней. Горестные раздумья облекаются здесь в форму риторических вопросов:

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

И мы понимаем, что здесь поэт говорит о себе, о своей судьбе, о своем одиночестве, о неверных, ненадежных друзьях.

В третьей строфе использован принцип антитезы: тучи про­тивопоставлены поэту. Они бездушны, не имеют Родины, страс­ти и страдания чужды им. Поэт же имеет Родину, в сердце его живет любовь к ней, привязанность, тоска. Он живой человек, обреченный на страдания и страсти. Таким образом, человек здесь противопоставлен миру природы.

Подобные записи

vip-gdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *