Содержание

Поурочный план занятия по литературе на тему: «И.А.Крылов. Биография.Басни.»

План открытого занятия по теме: «И.А.Крылов. Биография. Басни.»

Педагог дополнительного образования Цукаева Хава Руслановна кружок «Юный литератор»

МБУ ДО «Ачхой-Мартановский ДДЮТиЭ »

План открытого занятия по теме:

«И.А.Крылов. Биография. Басни».

Цель: познакомить с биографией И.А.Крылова;

развитие речи и творческого мышления обучающихся;

воспитать чувства доброты, справедливости, честности, привить любовь к

чтению.

Оборудование: басни (раздаточный материал), выставка книг писателя, портрет

И.А.Крылова, иллюстрации басен, тесты, кроссворд,

аудиозапись басни «Волк и Ягненок», шарики с загадками,

листочки, ручки.

Ход занятия

I.Организационный момент

1. Настрой на занятие.

— Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сели прямо, расправили плечи. Руки перед собой. Сегодня на занятии мы познакомимся с новой темой.

2. Артминутка.

— Но вначале мы подготовим к работе, свой речевой аппарат. А для этого мы проговорим скороговорку: Проворонила ворона воронят.

— Работать мы будем в группах.

3. Подведение к теме занятия.

— Тему нашего занятия вы должны отгадать, разгадав кроссворд. Загадки для отгадывания кроссворда находятся в воздушных шариках. Как вы видите, шариков 8, а загадок 6, а 2 из этих 8 шариков пустые. Чтобы лопнуть шарики с каждой команды выходят по одному участнику, каждому участнику нужно лопнуть 2 шарика, в итоге 2 шарика остается. Если вы найдете все 6 загадок, то с легкостью сможете разгадать кроссворд, ну а если, только 4, то ключевое слово кроссворда, вам придется отгадывать наугад.

На всё это вам дается 90 секунд.

Кроссворд:

1.Живут на земле очень древние жители,

Давние предки их мамонтов видели.

Люди не жили, когда…

Уже много лет по планете ходил. (крокодил)


2. Яростно река ревет

И разламывает лед.

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

В небе жаворонка трель.

Кто же к нам пришел?.. (апрель)

3.Чем вкусней он будет, братцы,

Чем в нем больше круглых дыр.

Любит в масле покататься

Этот вкусный желтый… (сыр)

4. На зеленом шнурочке

Белые звоночки. (ландыш)

5. Без пути и без дороги

ходит самый длинноногий.

В тучах прячется,

во мгле, только ноги на земле. (дождь)

6. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу! (вода)

— Время вышло. Ваши варианты ответов.

— Молодцы! Правильно. А теперь, давайте запишем ответы в кроссворд.

— Ребята, посмотрите, какое слово у нас получилось по вертикали в зеленых клетках?

— Правильно. (Крылов)

— А теперь скажите, по какой теме мы будем сегодня заниматься?

— (Крылов И. А. Биография. Басни).

— Правильно, молодцы!

— Запишем тему на доске.

— Ребята, как вы думаете, какова цель нашего занятия на сегодня?

(сегодня мы узнаем о биографии И.А.Крылова, познакомимся с его баснями).

— Молодцы! А сейчас давайте приступим к нашему занятию.

II. Работа по изучению новой темы.

— Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом».

— Посмотрите на портрет И.А.Крылова.

— Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный).

— Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека.

— А теперь давайте послушаем.

Педагог совместно с заранее подготовленным учеником читают о биографии.

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844), обладающий и талантом поэта, и мастерством создавать драматические произведения, издатель и публицист, вошел в историю отечественной литературы как известнейший баснописец. Его творческое наследие составляют трагедии, комедии и 236 басен, собранных в 9-ти книгах. (Дадаева Селима)

Детство и юность (Байсангурова Аминат)

Иван Андреевич родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье военного, которая не отличалась высокими доходами.

Когда Ивану исполнилось 6 лет, его отца Андрея Прохоровича переводят по службе в Тверь, где семья в бедности продолжает свое существование, а вскоре теряет кормильца.

В связи с переездом и малым уровнем доходов Иван Андреевич не смог окончить начатое в Москве образование. Однако это не помешало ему получить немалые знания и стать одним из наиболее просвещенных людей своего времени. Это стало возможным благодаря сильному стремлению юноши к чтению, языкам и наукам, которые будущий публицист и поэт освоил путем самообразования.

Ранее творчество. Драматургия

Еще одной «жизненной школой» Ивана Крылова, биография которого весьма многогранна, стал простой народ. Будущий писатель с удовольствием посещал различные народные гулянья и развлечения, сам нередко принимал участие в уличных боях. Именно там, в толпе простого люда, черпал Иван Андреевич перлы народной мудрости и искрометного мужицкого юмора, емкие просторечные выражения, которые со временем лягут в основу его известных басен.

В 1782 году семья в поисках лучшей жизни переезжает в Петербург. В столице Крылов Иван Андреевич приступил к казенной службе. Однако такая деятельность не удовлетворяла амбиций юноши. Увлекшись модными тогда театральными веяниями, в частности под влиянием пьесы «Мельник» Аблесимова Александра Онисимовича, Крылов проявляет себя в написании драматических произведений: трагедий, комедий, оперных либретто.

Современные автору критики, хотя и не выказали высокой оценки, но все же одобрили его попытки и поощрили к дальнейшему творчеству. По словам друга и биографа Крылова М.Е. Лобанова, сам И.А. Дмитриевский – знаменитый актер того времени – видел в Крылове талант драматурга. С написанием сатирической комедии «Проказники», даже краткое содержание которой дает понять, что в пьесе был высмеян Я.Б. Княжнин, считавшийся ведущим драматургом того времени, автор ссорится не только с самим «мэтром», но и оказывается в поле обид и критики театральной дирекции.

Издательская деятельность (Байсангурова Аминат)

Неудачи на поприще драматургии не остудили, а наоборот, усилили сатирические нотки в таланте будущего баснописца Крылова. Он берется за издательство ежемесячного сатирического журнала «Почта духов». По истечении восьми месяцев журнал, однако, прекращает свое существование. Выйдя в отставку в 1792 году, публицист и поэт приобретает типографию, где начинает выпускать журнал «Зритель», который стал пользоваться большим успехом, нежели «Почта духов». Но после произведенного обыска он был закрыт, а сам издатель посвятил несколько лет путешествиям.

Последние годы

В краткой биографии Крылова стоит упомянуть о периоде, связанном с С.Ф. Голицыным. В 1797 году Крылов поступил на службу к князю в роли домашнего учителя и личного секретаря. В этот период автор не перестает создавать драматические и поэтические произведения. А в 1805 году отправляет на рассмотрение сборник басен известному критику И.И. Дмитриеву. Последний по достоинству оценил творчество автора и сказал, что это его истинное призвание. Так, в историю русской литературы вошел блестящий баснописец, который последние годы жизни посвятил написанию и изданию произведений этого жанра, работая библиотекарем. Его перу принадлежат более двухсот басен для детей, изучаемых в разных классах, а также оригинальные и переводные сатирические произведения для взрослых.

Умер Крылов 9 [21] ноября 1844 от двухстороннего воспаления лёгких.

— Прежде чем познакомиться с баснями, давайте вспомним, что же такое басня?

Басня – небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

III. Практическая часть.

— Вы немножко отдохнули, а сейчас давайте прочитаем басни Ивана Андреевича Крылов.

— Ребята, сегодня мы прочитаем 3 басни «Ворона и Лисица», «Квартет», «Лебедь, щука и рак». Ребята во время чтения басен, внимательно слушайте и делайте себе заметки, в завершении занятия вам придется ответить на тестовые вопросы.

1.Чтение басни «Ворона и лисица».

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

* * *

Вороне где-то Бог послал кусочек сыра;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать было, совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близёхонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрушки! какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина* с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло,—

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во всё воронье горло:

Сыр выпал — с ним была плутовка такова.

— Что нашла ворона утром?

— Что решила ворона сделать?

— Кто « на ту беду» близко пробегала?

— Что остановило лису?

— Что говорила лиса вороне?

— Чем закончилась басня?

2.Чтение басни «Лебедь, щука и рак».

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав — судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Мораль басни Лебедь, щука и рак

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.

— Сколько героев в басне?

— Ребята, почему герои басни не смогли справиться с возом?

— Объясните, как вы понимаете следующие слова:

«И вместе трое все в него впряглись;

Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!»

— Ребята вы, наверное, устали, давайте проведем физкультминутку. Встали все.

IV. Физкультминутка.

Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ!
Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали
Вы резвиться не устали?

— Молодцы!

— А теперь давайте продолжим.

3. Чтение басни «Квартет».

Проказница-Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки —

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

«Стой, братцы, стой! — кричит Мартышка. — Погодите!

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

«Постойте ж, я сыскал секрет, —

Кричит Осел, — мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем».

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

И споры, кому и как сидеть.

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

«Пожалуй, — говорят, — возьми на час терпенье,

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

Скажи лишь, как нам сесть!» —

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

И уши ваших понежней, —

Им отвечает Соловей. —

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

Мораль басни Квартет

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь.

— Скажите, эта басня «Квартет» заканчивается или начинается моралью? (Заканчивается.)

— Прочитайте мораль басни, т.к. это звучит у Крылова.

— Чему учат басни И.А.Крылова? (Скромности, доброте, стремлению к глубоким знаниям.)

— О ком в басне идет речь? (О животных, выступающих в роли музыкантов.)

— Ребята, вы, наверное, устали, давайте посмотрим инсценирование басни нашими девочками, Лезиной и Маликой.

— Вы внимательно слушайте и смотрите, делайте себе заметки.

Инсценирование басни «Волк и Ягненок».

Автор: У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том, как в Баснях говорят.

***

Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться;

И надобно ж беде случиться,

Что около тех мест голодный рыскал Волк.

Ягненка видит он, на добычу стремится;

Но, делу дать, хотя законный вид и толк,

Волк: кричит: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву».—

Ягненок: «Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу».—

Волк: «Поэтому я лгу!

Негодный! слыхана ль такая дерзость в свете!

Да помнится, что ты еще в запрошлом лете

Мне здесь же как-то нагрубил:

Я этого, приятель, не забыл!» —

Ягненок: «Помилуй, мне еще и от роду нет году»,— Ягненок говорит.

Волк: «Так это был твой брат».—

Ягненок: «Нет братьев у меня».—

Волк: «Так это кум иль сват

И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи».—

Ягненок: «Ах, я чем виноват?» —

Волк: «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Автор: Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

— Ребята, скажите, зачем Ягненок пришел к ручейку?

— Кого он там встретил?

— В чем обвинял Волк Ягненка?

V. Закрепление изученного материала.

— Ребята, а сейчас вам дается 3 минуты, чтобы ответить на тестовые вопросы.

Вопросы не сложные.

— Время пошло.

— Ребята, завершаем работу над тестами.

VI. Рефлексия.

— Кто такой И.А.Крылов?

— Каких животных наделил И.А.Крылов человеческими качествами в своих баснях?

— Ребята, продолжите фразы:

Было интересно…

Сегодня на занятии я узнал (а), что…

Больше всего мне понравилось…

Новым для меня стало…

— Молодцы!

— Ребята, а сейчас записываем домашнее задание. Домашнее задание можете выполнить по желанию одно из этих четырех.

VII. Дом. задание

Домашнее задание по выбору:

Чтение басни по ролям;

Инсценировка басни;

Выучить басню наизусть;

Нарисовать иллюстрацию к одной из басен.

До свидания. Занятие окончено. Можете идти домой.

Краткая биография Ивана Крылова для школьников 1-11 класса. Кратко и только самое главное

Главная>Биографии писателей и поэтов

Быстрый переход:

Очень краткая биография (в двух словах)

Краткая биография (подробно)

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

Очень краткая биография (в двух словах)

Родился 13 февраля 1769 года в Москве. Отец — Андрей Прохорович Крылов (1738-1778), военный. Мать — Мария Алексеевна (ок.1750-1788). Нигде не учился, занимался самообразованием. В 1789 году начинает печатать ежемесячный журнал «Почта духов». В 1792 году начинает печатать журнал «Зритель». В 1810 году устраивается помощником библиотекаря в Императорскую публичную библиотеку. Не был женат, официальных детей не было, но вероятно имел внебрачную дочь от кухарки. Умер 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге. Основные произведения: «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мартышка и очки» и другие.

Краткая биография (подробно)

Иван Андреевич Крылов – русский писатель, поэт-баснописец, сатирик, переводчик, Статский Советник, член-академик Императорской АН. Родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье отставного офицера. Ранние годы писателя прошли в разъездах, грамоте учился дома, так как у отца была большая библиотека книг. В 1780 году он начал подрабатывать подканцеляристом. Позже Крылов поступает на службу в казённую палату. В 1789 году начинает печатать сатирический журнал «Почта духов». К тому времени он уже написал немало сочинений и сделал перевод французской оперы. В 1792 году начинает выходить в свет его журнал «Зритель», который также носит сатирический характер.

В 1797 году писатель познакомился с князем Сергеем Голицыным и поступил к нему на работу секретарём и учителем его детей. В качестве баснописца писатель начал себя проявлять в 1805 году, после того, как перевёл на русский язык две басни Лафонтена. Вскоре появились его работы: «Урок дочкам», «Модная лавка», «Илья Богатырь, волшебная опера», «Лентяй» и другие. В 1810 году он поступает на работу в Императорскую публичную библиотеку, где работает вплоть до выхода в отставку в 1841 году. В 1811 году присоединяется к литературному обществу любителей русской словесности. В этом же году становится членом Российской Академии.

Во время войны с Наполеоном поэт выступал патриотом, хотя позднее высмеивал в своих работах пороки светского общества. Он также высмеивал многие людские недостатки, например, гордость, эгоизм, тщеславие, глупость. За свою жизнь Крылов написал около 200 басен, наиболее известными из которых являются «Лебедь, рак и щука», «Стрекоза и муравей», «Квартет», «Ворона и лисица». Его басни были переведены на французский, итальянский, грузинский и прочие языки.

Крылов умер 21 ноября 1844 года в возрасте 75 лет от двустороннего воспаления лёгких. Похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

Видео краткой биографии (для тех, кто предпочитает слушать)

см. также:
Краткие биографии других писателей и поэтов

Урок 9 И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ | Поурочные планы по русской литературе 6 класс

Урок 9 И. А. КРЫЛОВ. БАСНИ