Просклонять существительное ГОД (изменение по падежам и числам)

год го́ды
года́
го́да лет
годо́в
го́ду года́м
год года́
го́дом года́ми
году́ года́х
в году́ Ø

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно и распространено слово изувер (существительное):

Это слово знает
каждый ребёнок

Достаточно
распространено

Нечасто встретишь
в повседневной ситуации

Узкоспециальный
термин

Что это?
Впервые вижу

Другое
Не знаю

Предложения со словом «год»:

  • В последние
    годы
    она вела почти спартанский образ жизни — ровно до того момента, когда её отчим превзошёл самого себя на свадебной церемонии и приёме.
  • Про крушение корабля и долгие годы рабства у нечестивых, про счастливый побег и мытарства по чужим краям.
  • Давайте и мы будем встречать новый год и провожать старый.
  • (все предложения)

Оставить комментарий

Текст комментария:

Дополнительно:

kartaslov.ru

Склонение слова годы по падежам

На этой странице показано слонение слова годы по падежам в единственном и множественном числе

Склонение слова годы в единственном числе

ПадежВопросСклонение
ИменительныйКто, что?год
РодительныйКого, чего?года
ДательныйКому, чему?году
ВинительныйКого, что?год
Творительный
Кем, чем?годом
ПредложныйО ком, чем?годе

Склонение слова годы в множественном числе

ПадежВопросСклонение
ИменительныйКто, что?года
РодительныйКого, чего?годов
ДательныйКому, чему?годам
ВинительныйКого, что?
года
ТворительныйКем, чем?годами
ПредложныйО ком, чем?годах

Добавьте свои комментарии к склонению слова годы

sklonili.ru

6 слов, во множественном числе которых вы сделаете ошибку

Мы привыкли, что в русском языке всё не так просто, как кажется. Сможете ли без подсказки назвать множественное число от слова «дно?» Дны, днища, дна? Думаете, его не существует? Не совсем так. Разберёмся с трудными формами множественного числа существительных.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Правильно: донья

Даже кандидат филологических наук Марина Королёва признаётся, что не смогла ответить на простейший вопрос: существует ли множественное число у слова «дно». Спешим с вами поделиться: оно существует! Возможно, вы знаете форму множественного числа «дно» в ином контексте, например, из мексиканских мыльных опер: «Добрый день, донья Роза!» Да, испанское обращение к женщинам и множественное число от «дна» будет звучать одинаково — «донья». Так что у Средиземного и Красного моря всё-таки донья, а утром первого января на доньях бутылок можно обнаружить немного недопитого шампанского.


Правильно: брелоки

Ещё совсем недавно в словарях была единственно верная схема склонения слова: брелок, брелока, брелоки, брелоков и так далее. Такое написание (и произношение) обусловлено его французским происхождением. Правда, если на письме, быть может, кто-то ещё и вспоминал про невыпадающую букву «о» в суффиксе, то в речи мы поголовно выслушивали, как друзья привозят из путешествий «брелки», а ключи у них обязательно «с брелком». Однако словари сдаются натиску разговорной речи. Вот уже и в орфографическом словаре Лопатина форма слова «брелки» считается равноправной с «брелоками», хотя остальные словари всё же сделали пометку, что это разговорный и нелитературный вариант.


Правильно: шилья

Надеемся, вы отошли от шока с «доньями». Не будем разглагольствовать и просто скажем, что слово «шило» во множественном числе склоняется по аналогии с «дном»: шилья, шильев, шильями, шильях.


Правильно: доктора

В современном русском языке есть примерно 300 слов, у которых именительный падеж множественного числа, так скажем, вариативен. Окончания на -ы (-и) — более привычны для нас и считаются литературными (редакторы, корректоры, тренеры). Но с годами формы на -а (-я) сумели полноправно занять место некоторых литературных вариантов. Если на рубеже XIX–XX веков были «докторы», то сейчас единственно верный вариант «доктора» с ударением на последнюю букву. А если до сих пор сомневаетесь, всегда можно сказать безошибочное «врачи».


Правильно: договоры

Хотя несколько лет назад современный русский язык претерпел большие изменения, и теперь не считается грубой ошибкой, если сказать «дОговор» с ударением на первый слог (но мы надеемся, что читатели «Мела» всё же придерживаются традиционного и правильного произношения «договОр»). Не меньше раз ошибаются, когда «договоров» несколько: договорЫ или договорА? Правильный вариант только один: «Страны СНГ подписали мирные договоры».


Правильно: кочерёг (род. падеж)

В качестве бонуса возьмём родительный падеж во множественном числе. Надеемся, что в детстве все были знакомы с кочергой, а, может, вам даже доверяли ей попользоваться. А если их несколько, то писать нужно так: две кочерги, пять кочерёг.

Кстати, вот здесь мы писали про «чулок», «носков» и «помидоров».

mel.fm

Единственное и множественное число существительных

В современном русском языке у имён существительных различают два числа: единственное и множественное.

 

Разберём на примере. Назовём предметы.

 

Тетрадь, карандаш, лимон – это существительные, которые называют  один предмет. Это форма единственного числа.

 

Тетради, карандаши, лимоны – это существительные, которые называют несколько предметов. Это форма множественного числа.

 

Имена существительные употребляются в единственном числе, если они называют один предмет, и во множественном числе, если они называют несколько предметов.

 

Обратите внимание на обозначение единственного и множественного числа.

 

Имена существительные изменяются по числам. Это значит, что слово имеет форму как единственного, так и множественного числа.

 

Прочтём имена существительные и определим, в каком числе они стоят. Распределим слова в два столбика: единственное число и множественное число.

 

Муравей, лес, муха, воробьи, день, жуки, кошка, столы, девочка, яблоки.

 

Проверим.

 

Существительные в форме единственного числа называют один предмет. Это слова: муравей, лес, муха, день, кошка, девочка.

 

Существительные в форме множественного числа называют много предметов. Это слова: воробьи, жуки, столы, яблоки.

 

Прочитаем существительные и поставим их во множественное число.

 

Сорока

 

Дом

 

Ёж

 

Пенал

 

Завод

 

Лопата

 

Картина

 

Проверим:

 

Сорока – сороки

 

Дом – дома

 

Ёж – ежи

 

Пенал – пеналы

 

Завод – заводы

 

Лопата – лопаты

 

Картина – картины

 

Особенности употребления существительных во множественном числе

 

Познакомимся с правильным употреблением некоторых имён существительных во множественном числе. 

 

Говорим правильно:

 

Нет сапог, ботинок, валенок.

 

Пара сапог, ботинок, валенок.

 

Много мест, дел, солдат, яблок.

 

Но

 

Нет носков, пара носков.

 

Много килограммов мандаринов, апельсинов, помидоров

 

Особенности постановки ударения существительных во множественном числе

 

А теперь познакомимся с правильной постановкой ударения в некоторых существительных, стоящих в форме множественного числа.

 

Директор –директора

 

Шофёр – шофёры

 

Торт – торты

 

Чтобы узнать, как правильно произносится слово, можно обратиться за помощью к орфоэпическому словарю или словарю ударений.

 

В русском языке встречаются необычные существительные. В чём их секрет?

 

Давайте узнаем.

 

Молоко, мука, мёд, листва.

 

У данных существительных нет формы множественного числа.

 

Рассмотрим другой пример.

 

Назовём предметы.

 

Шахматы, часы, очки, санки, ножницы.

 

У данных существительных нет формы единственного числа.

 

Делаем вывод: в русском языке встречаются существительные, у которых нет формы единственного или множественного числа. Более подробно мы познакомимся с ними в старших классах.

 

вернуться на страницу «Русский язык 2 класс» >>>

 

Если Вам понравилось — поделитесь с друзьями :

 

Присоединяйтесь к нам в Facebook!

Разговорный русский — Real Language Club


Смотрите также:

Подготовка к экзаменам по русскому языку:

Мы рекомендуем:

Самое необходимое из теории:

Предлагаем пройти тесты онлайн:

Рекомендуемые статьи и видео:

Ещё статьи >>>

reallanguage.club

Множественное число существительных

Часто возникает вопрос, как правильно использовать форму множественного числа в именительном и родительном падежах. Формы некоторых слов звучат естественно в двух вариантах: например, килограмм помидор и килограмм помидоров.

Самое правильное что можно сделать — это проверить написание множственного числа слова по словарю. Мы смотрим начальную форму слова и если нет оговорок, то форма множственного числа образуется путем присоединения/изменения окончания на -И, -Ы. Обычно в словарях делается пометка, если форма множественного числа конкретного слова отличается и принимает менее распространенный вид, с окончанием -А.

Паспорт — паспорта.
Директор — директора.

Возможен и такой вариант, что допустимо использовать обе формы слова.

Существуют, однако, некоторые закономерности, позволяющие более-менее точно определить форму множественного числа. Например, у слов среднего рода, заканчивающихся на -КО, окончание во множественном числе будет -И, с небольшим исключением (слова «облако» и «войско»). Прочие существительные среднего рода во множественном числе приобретают окончания -А или -Я.

Стоит помнить о том, что некоторые слова, имеющие две допустимые формы множественного числа, могут означать разные вещи, а иногда разные формы тяготеют к разному контексту.

Вот пример разных значений:

Тоны — музыкальные.
Тона — цветовые.

А здесь формы взаимозаменяеемые, но каждая из них чаще используется в том или ином словосочетании:

Годы — девяностые годы.
Года — многие года.

Теперь рассмотрим форму множественного числа имен существительных в родительном падеже.

Для большинства сущствительных мужского рода, которые оканчиваются на твердый согласный, действует правило окончания -ОВ во множественном числе. В то же время для существительных, имеющих иные окончания, есть множество исключений.

Вот характерный пример общего правила:

Апельсин — килограмм апельсинов.
Носок — пакет носков.

А вот исключения:

Чулок — коллекция чулок.

Как правило, к исключениям относятся названия национальностей (турки-турок), парных предметов (ботинки-ботинок), единиц измерения (глаза-глаз).

www.ruspeach.com

Единственное число – множественное число

Единственное число – множественное число

Мн.ч.

Ед. ч.

Мужской род

Женский род

Твердый согласный

Мягкий согласный,

Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х, Ь

-АЙ

-АИ

————

-ЕЙ

-ЕИ

————

-ИЙ

-ИИ

————

-ИЯ

————

-ИИ

Мужской род

Женский род

Средний род

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Твердый согласный

Твердый согласный

Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х, Й, Ь

Мягкий согласный, Ж, Ш, Ч, Щ, Г, К, Х, Й, Ь

-АЙ

-АИ

-ИЯ

-ИИ

-ИЕ

-ИЯ

-ЕЙ

-ЬИ

-ИЙ

-ИИ

Объяснить, что в русском языке есть много исключений. Дать студентам распечатку.

Исключения

Мужской род

Женский род

Средний род

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Год

Город

Номер

Глаз

Учитель

Повар

Директор

Адрес

Свитер

Лес

Вечер

Поезд

Пояс

Голос

Ребенок

Человек

Сын

Брат

Друг

Стул

Цветок

Военный

Рабочий

Пожарный

День

Рот

Ковер

Года

Города

Номера

Глаза

Учителя

Повара

Директора

Адреса

Свитера

Леса

Вечера

Поезда

Пояса

Голоса

Дети

Люди

Сыновья

Братья

Друзья

Стулья

Цветы

Военные

Рабочие

Пожарные

Дни

Рты

Ковры

Мать

Дочь

Матери

Дочери

Дерево

Ухо

Метро

Фото

Пальто

Имя

Время

Деревья

Уши

Метро

Фото

Пальто

Имена

Времена

Затем необходимо объяснить, что существуют слова только единственного или только множественного числа. Также эти слова должны быть в распечатке.

Только единственное число: масло, мёд, молоко, соль, мясо, вино, чай, сахар, вода, сок, виноград, картофель, картошка, морковь, кефир, редис, еда, пища, шерсть, мел, мебель, транспорт, одежда, обувь, посуда, молодежь, работа, Россия, серебро, золото, железо, смех, скука.

Только множественное число: часы, деньги, брюки, ножницы, очки, шорты, весы, духи, макароны, консервы, каникулы, будни.

Упражнение (распределить по родам и дать множественное число; работать можно и на доске, и в тетради): женщина, мужчина, девушка, мальчик, девочка, голова, лоб, нос, волосы, зуб, губы, ухо, рука, палец, нога, газ, сад, клуб, дуб, зуб, рассказ, автобус, выставка, вход, сок, колбаса, сыр, рыба, огурец, морковь, свекла, капуста, апельсин, яблоко, ананас, конфета, пирожное, торт, булочка, батон, проспект, улица, площадь, магазин, вокзал, музей, ресторан, трамвай, троллейбус, институт, факультет, аудитория, группа, ручка, книга, журнал, конверт, тетрадь, словарь, фирма, предприятие, офис, компьютер, телефон, документ, виза, завод, комната, карта, парк, урок.

Упражнение (студенты делают самостоятельно, затем можно проверить вместе или индивидуально): клуб, цирк, шкаф, школа, лампа, выставка, машина, подруга, космонавт, карандаш, фильм, газета, книга, учебник, вопрос, проблема, ручка, магазин, театр, место, здание, дело, бизнесмен, аудитория, лаборатория, экскурсия, фотография, шкаф, стол, стул, товарищ, друг, сестра, брат, сын, студент, студентка, преподаватель, лекция, буква.

Новые слова. Показать картинку семьи и дать новые слова (параллельно просить студентов определить род этих слов и дать множественное число): семья, муж, жена, мать, мама, отец, папа, ребёнок, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, тётя, дядя.

Количественные и порядковые числительные.

Дать распечатку с количественными и порядковыми числительными (от 1 до 100, дальше только сотни и тысячи). Сначала преподаватель читает сам, затем хором со студентами и в конце несколько студентов самостоятельно читают цифры.

Домашнее задание: учить новые слова и грамматику, писать прописи, упражнение.

Упражнение (распределить по родам и дать множественное число в таблице): друг, брат, дочь, мама, апельсин, нога, пирожное, площадь, кастрюля, люди, дом, завод, метро, трамвай, ухо, такси, мед, кафе, отец, полотенце, потолок, ковёр, нос, кот, мать, море, кровать, кастрюля, скатерть, мыло, ложка, кино, рубль, неделя, свеча, год, месяц, книга, салфетка, щетка, паста, стол, сын, одеяло, простыня, подушка, музей, рынок, цирк, кольцо, день.

Мужской род

Женский род

Средний род

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

Ед. ч.

Мн. ч.

ДЕНЬ 4

Повторить диалоги «Давайте познакомимся» и «Как дела?», алфавит.

Читать (вспоминаем информацию с прошлого урока об оглушении согласных): клуб, араб, прав, готов, здоров, друг, круг, шаг, сад, год, город, муж, нож, гараж, газ, глаз, заказ, ошибка, завтра, ногти, лодка, ложка, сказка, в клуб, в класс, в сад, в парк, в порт.

Фонетика. Учимся произносить Ш, Ж

ша – шо – шу

жа – жо – жу

ша – жа – шо – жо – шу – жу

ше – ши

же – жи

же – ше – жи – ши – жу – шу

шапка, шутка, шарф, шкаф, школа, муж, багаж, гараж

Фонетическая зарядка: Шла Саша по шоссе и сосала сушку (преподаватель произносит медленно, показывая, как надо артикулировать, потом прорабатывает скороговорку хором со всей группой, затем по отдельности).

Чтение. Раздать карточки индивидуального чтения и проверить каждого студента.

Автобус, брат, внучка, дверь, дочь, карандаш, книга, лимон, меня зовут, окно, письмо, рот, сок, тетрадь, университет, человек.

Где автобус? Это брат и внучка. Тут дверь. Дочь там. Это карандаш? Это не книга. Лимон здесь. Это окно. Где письмо? Вот рот. Сок и тетрадь там. Это университет? Там человек.

Адрес, буква, волосы, девочка, друг, карман, колбаса, лук, метро, открытка, площадь, рука, соль, томат, упражнение, шкаф.

Это адрес? Вот буква. Это волосы. Девочка и друг там. Где колбаса? Это метро. Открытка там. Это площадь? Вот рука. Соль там, томат тоже там. Это упражнение. Где шкаф?

Алфавит, булочка, ворон, девушка, женщина, карманчик, комната, магазин, молодой человек, очень приятно, подруга, ручка, спасибо, торт, урок, школа.

Это алфавит? Это не булочка. Вот ворон. Где девушка и женщина? Это карманчик. Комната тут. Магазин тоже тут. Это молодой человек? Это не подруга. Где ручка? Вот торт. Это урок? Школа там.

Ананас, ваза, врач, дедушка, журнал, карта, конфета, мальчик, молоко, папа, пожалуйста, рыба, стол, трамвай, ухо, яблоко.

Где ананас и ваза? Это врач. Дедушка дома. Это журнал? Тут карта и конфета. Вот мальчик. Это молоко? Папа там. Это рыба и стол. Трамвай там? Это ухо. Яблоко тут.

Апельсин, велосипед, газета, диалог, здравствуйте, картина, кот, мама, морковь, парк, преподаватель, сахар, студент, транспорт, учебник, язык.

Апельсин тут. Велосипед тоже тут. Это газета. Это диалог? Вот картина. Это кот и мама. Где морковь? Здесь парк. Это преподаватель. Сахар там. Это студент. Это транспорт? Где учебник? Вот язык.

Бабушка, вешалка, глаз, диван, зуб, картинка, кошка, мандарин, мужчина, пеликан, приз, свёкла, студентка, троллейбус, фото, яйцо.

Бабушка дома. Где вешалка? Вот глаз. Это диван. Тут зуб. Это картина и кошка. Где мандарин? Это мужчина. Это пеликан? Вот приз. Там студентка. Троллейбус тут. Это фото и яйцо.

Баклажан, вещь, голова, диктант, игра, картофель, кресло, марка, мясо, проспект, сестра, стул, трудно, упражнение, фотография.

Баклажан там. Это вещь. Где голова? Это диктант и игра. Вот картофель. Где кресло? Марка тут, мясо тоже тут. Это проспект? Сестра дома. Стул тут. Это упражнение. Фотография там.

Банан, виноград, город, до свидания, извините, квартира, кровать, масло, мужчина, нога, перец, птица, слива, сын, тряпка, чай.

Вот банан и виноград. Это город. Где квартира? Кровать здесь. Это не масло. Мужчина тут. Это нога? Вот перец. Там птица. Это слива. Где сын? Вот тряпка. Чай там.

Батон, вишня, груша, дом, как вас зовут, кефир, кроссворд, машина, нос, персик, работа, словарь, сыр, трамвай, ударение, часы.

Это батон и вишня. Груша там. Где дом? Это кефир. Где кроссворд? Машина тут. Вот нос. Это персик? Это не работа. Словарь там. Сыр тоже там. Где трамвай? Это ударение. Там часы.

Борода, внук, давайте познакомимся, доска, капуста, киви, лампа, мел, огурец, пирожное, преподаватель, Россия, собака, телевизор, улица, чемпион.

Это борода. Внук дома. Это доска? Вот капуста и киви. Там лампа. Где мел? Огурец здесь. Вот пирожное. Это не преподаватель. Здесь Россия. Там собака. Вот телевизор. Улица там? Это чемпион.

Проверить домашнее задание

После проверки домашнего задания нужно проводить буквенные и словарные проверочные работы. Например, буквенный диктант – как на предыдущем занятии, а в словарном, кроме определения рода, добавляется ещё и новое задание – дать множественное число.

Упражнение (делать на доске и в тетради; вызывать студентов по очереди): женщина, мужчина, девушка, мальчик, девочка, ударение, сад, редукция, клуб, дуб, зуб, рассказ, автобус, выставка, вход, сок, колбаса, сыр, рыба, огурец, морковь, свекла, капуста, апельсин, яблоко, ананас, исключение, конфета, пирожное, брюки, торт, булочка, батон, проспект, улица, площадь, магазин, вокзал, музей, ресторан, трамвай, троллейбус, институт, молоко, факультет, существительное, аудитория, группа, ручка, книга, журнал, конверт, тетрадь, словарь, фирма, предприятие, офис, компьютер, телефон, документ, виза, завод, комната, глагол, карта, парк, урок, часы.

Личные местоимения.

Нарисовать на доске таблицу личных местоимений и показать наглядно, что они обозначают (или перевести на английский язык).

Притяжательные местоимения.

Показать наглядно (используя предметы, которые есть в классе) соответствие личных и притяжательных местоимений. В таблицу личных местоимений, которая уже подготовлена на доске, параллельно объясняя, вписывать соответствующие притяжательные местоимения и вопросы к ним («чей?», «чья?», «чье?»).

refdb.ru

Как будет слово «лето» во множественном числе?

лето — собирательное существительное (или как там его правильно: ) — это существительное обозначает обобщенное понятие сезона, определенной поры года, к-я имеет свой цикл вообще за все время существования земли, и еще будет иметь, например, как понятие время. есть отдельное существительное времена, к-е имеет иное лексическое значение. у нас также исторически сложилось, что мы говорим не несколько годов назад, а несколько лет. но это не значит что уместным будет употребление слова лето как время года в множественном числе. также, есть опять-таки слова лета (ударение на последний слог) — что означает также годы: в былые лета, дела давно минувших лет (или времен) так что… если речь о множественном числе и идет, то только у омонимов слова лето:)

согласна.. почти.. потому что мона сказать 2 летА… а много летА нельзя.. поэтому в общем не всегда от слова лето можно образовать множественное число)

Лето — в любом числе, будет летом. А если брать во внимание слово «лета» , то оно и так во множественном числе.

если исходить из фразы: «сколько лет, сколько зим?! «, то во множественном числе будет лет.

лета с ударением на «А» : )

ЛЕТО — среднего рода, и во множественном числе не употребляется

Лето-средний род, во множественном числе не бывает. Но оно склоняется и можно сказать- ЛЕТ.

по-видимому. лета

Предположительно: это слово не имеет множественного числа.

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *