Содержание

Русские писатели и поэты :: Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве и происходил из «обер-офицерских детей», отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Его отец, Андрей Прохорович Крылов, бедный армейский офицер. По обязанности службы часто менял место своего жительства. Когда родился баснописец, он жил в Москве, но вскоре, с началом пугачевского бунта, его со всем семейством отправили в Оренбург. Родители Крылова были не очень образованными, но простыми и честными людьми.

По окончании военных действий против мятежников капитан Крылов перешел на гражданскую службу в чине коллежского асессора и занял в Твери место председателя губернского магистрата. Но в 1778 году он умер, оставив вдову с двумя детьми без средств к существованию. От Андрея Прохоровича Иван Крылов получил в наследство лишь солдатский сундучок с книгами, собранными отцом. При всей бедности это был все-таки человек замечательный.

Вероятно, и грамоте Крылов научился у отца, и любовь к чтению от него унаследовал.

Но получить нормальное образование ему не удалось: отроком он вынужден был определиться на службу подканцеляристом — переписчиком казенных бумаг. Служба дала многое будущему баснописцу, она познакомила его с чиновничьими плутнями, с судейским мздоимством.

По просьбе матери тверской помещик Львов пустил Ивана Крылова в свой дом учиться с его детьми. Этот дом в Твери был «литературным»: хозяева любили поэзию, ставили любительские спектакли. Здесь, по видимому, Крылов приобрел первую страсть к литературному творчеству. В пятнадцать лет он написал комическую оперу стихах и прозе «Кофейница» (1782-1784), получившую одобрение и вселившую первые надежды на успех в литературе.

В 1782 году семья Крыловых перебирается в Петербург: мать хлопочет о пенсии, а старший сын Иван с трудом находит себе службу в казенной палате с нищенским жалованьем. Упорный Крылов занимается самообразованием, завязывает знакомства в литературных и театральных кругах, пишет одну за другой трагедии, комедии, комические оперы — «Клеопатра», «Филомела», «Бедная семья», «Сочинитель в прихожей», «Проказники» и т.

д.

Огорченный неудачами, он порывает с театром и пробует свои силы на поприще журналистики как писатель-сатирик. В 1789 году он издает сатирический журнал «Почта духов», в котором высмеивает французоманию, обличает казнокрадство и плутовство, притеснения крепостных, неправду в судах. Журнал напоминает сатирический сборник, в котором живущие среди людей невидимые «духи» ведут переписку с волшебником Маликульмульком. Такая сатирическая зарисовка предвосхищает гоголевскую «Повесть о капитане Копейкине», из «Мертвых душ». Естественно, что такой журнал не мог существовать долго, он был на подозрении у цензоров, и уже в августе 1789 года Крылов вынужден был его издание прекратить.

В 1792 году он начинает издавать журнал «Зритель», где публикует «Похвальную речь в память моему дедушке» — злую сатиру на крепостников. В мае 1792 года, на пятом месяце издания журнала, по приказу Екатерины II в типографии Крылова был произведен обыск. «Зритель» запретили. Крылов попытался взамен издавать журнал «Санкт-Петербургский Меркурий», но уже к середине 1793 года пришлось отказаться и от этой затеи. Он бросил все и уехал из Петербурга на долгие годы.

Весь период царствования Павла Крылов живет в провинции. Одно время он занимает должность секретаря при С.Ф.Голицыне. Для домашнего театра в его имении он сочиняет «шутотрагедию» «Триумф, Или Подщипа» — злую пародию на трагедии писателей-классицистов и такую едкую сатиру на правительственные верхи, что в России это произведение стало возможным опубликовать только после революции.

С воцарением Александра I Крылов появляется в Петербурге. Он снова пробует силы на драматургическом поприще и на сей раз с успехом. Его комедии «Модная лавка» (1806) и «Урок дочкам» (1807) срывают аплодисменты у театральной публики. Крылов высмеивает в комедиях французоманию дворянского общества, его равнодушие к русской национальной культуре. В эпоху наполеоновских войн этот вопрос приобрел почти политическую остроту.

В этот период пробуждения русского национального самосознания и достигает расцвета реалистический талант Крылова. Но получает он наиболее полнокровное и живое воплощение не в комедии, не в сатире, а в краткой и емкой поэтической миниатюре, название которой — «басня Крылова». В 1809 году выходит первый выпуск его басен, встреченный так тепло и восторженно, что вслед за ним появляются еще восемь книг, объединивших 197 лучших басен писателя.

К басне Крылов пришел в зрелые годы, пройдя сложный путь творческих исканий в русле просветительской идеологии XVIII века и пережив глубокий кризис ее на рубеже веков. Суть этого кризиса нашла отражение в его баснях «Сочинитель и Разбойник», «Водолазы», «Безбожники», «Червонец», «Крестьянин и Лошадь» и другие.

Значение Крылова как национального писателя ярче всего проявилось в эпоху Отечественной войны 1812 года. Именно он с наибольшей последовательностью и силой выразил тогда в баснях о войне народную точку зрения на происходящие события.

В этом же 1812 году директор Публичной библиотеки А.Н.Оленин определяет Крылова на службу заведующим русским отделением, где он служит бессменно до выхода на пенсию в 1841 году. Имя его при жизни становится легендарным.

Иван Андреевич Крылов умер 21 ноября 1844 года. Незадолго до смерти он подготовил к изданию книгу своих басен. Она вышла в день смерти Ивана Андреевича. По сделанному им завещанию, его друзья и знакомые вместе с извещением о похоронах получили экземпляры этого нового издания.


Басни И.А.Крылова
 


Русский баснописец — Иван Андреевич Крылов

Когда один из величайших русских баснописцев, поэт, переводчик и писатель Иван Андреевич Крылов был ещё совсем маленьким, он, конечно, и не догадывался, что будет стоять в самом центре Петербурга, в виде бронзового памятника, украшая ландшафты знаменитого Летнего сада. Крылов родился в Москве 2 (13) февраля в 1769 году, но практически весь период его творчества пришёлся на жизнь в Петербурге, где он и скончался 21 ноября 1844 в году. Крылов, автор более 200 басен. Многие не знают, но множество цитат из басен Крылова стали настолько известными, что вошли в повседневную культуру общения. Произведения Крылова переведены на многие языки мира и переиздаются и по сей день.

Иван Андреевич Крылов родился в семье бедного армейского офицера. Семья очень часто переезжала с места на место, что исследователи так и не смогли точно установить, где именно родился писатель. Есть версия, что где-то в Заволжье.

В 1775 году отец Крылова покинул военную службу и, поселившись в Твери, устроился работать мелким чиновником. Именно тогда у отца будущего баснописца появилась возможность дать сыну неплохое образование — Иван учился вместе с детьми в семье тверского губернатора.

 Дальнейшего образования Крылов так и смог получить, но и тверскому образованию весьма удивлялся сам Пушкин. Отец Крылова умер, когда тому было всего десять лет. Пришлось начать работать, где придётся, чтобы поддерживать семью.

Уже тогда, за малую плату он начал служить писцом при тверском магистрате.

 Когда Крылову исполнилось четырнадцать лет, он переехал в Петербург, поступил на работу в Казенную палату и тогда же он начал пробовать свои силы в литературе — сочинять комедии. С 1789 по 1793 год Крылов издавал со своими друзьями сатирические журналы: «Почта духов», «Зритель», «Санкт-Петербургский Меркурий».

С 1805 года начинается самый плодотворный период творчества Крылова – он начинает писать басни, принесшие Ивану Андреевичу всероссийскую славу. Собрание басен Крылова сам Гоголь оценил как «книга мудрости самого народа».

Живописный язык Крылова

Так в чём же прелесть басен Крылова? Почему его часто цитируют, даже и не вспоминая, что это — Крылов? Прежде всего, в самобытности этого талантливого автора. Как говорил о нем Пушкин, у Крылова «живописный способ выражаться». Его язык настолько простой, но в то же время живой и образный, что его можно сравнивать с живописью.

Богатство художественного языка Крылова сформировалось под влиянием литературных тенденций XVIII века, которые значительно отличаются от языка XIX века, и на основе прекрасного знания писателем тонкостей народной разговорной речи. И впечатления от чтения Крылова, такие, что басни написаны талантливым человеком из простонародья.

И. С. Тургенев, написал выразительный портрет Крылова последних лет, встретив знаменитого баснописца в доме «одного чиновного, но слабого петербургского литератора»: «Он сидел часа три слишком, неподвижно, между двумя окнами — и хоть бы слово промолвил! — вспоминает Тургенев. — Ни сонливости, ни внимания на этом обширном, прямо русском лице,— а только ума палата, да заматерелая лень, да по временам что-то лукавое, словно хочет выступить наружу и не может — или не хочет — пробиться…»

Иван Андреевич Крылов (1769-1844). История русской литературы XIX века. Часть 1. 1800-1830-е годы

Читайте также

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИВАНА.

Крылов

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИВАНА. Крылов В безусловной, широчайшей славе Ивана Андреевича Крылова ощущается привкус второсортности. Эта терпкость – конечно, от оскомины, которую набили за два века крыловские басни. Однако и современники не все были в восторге от его произведений:

Иван Андреевич Крылов (1769-1844)

Иван Андреевич Крылов (1769-1844) Художественный мир Крылова. 2 февраля 1838 года в Петербурге торжественно отмечался юбилей Крылова. Это был, по справедливому замечанию В. А. Жуковского, «праздник национальный; когда можно было пригласить на него всю Россию, она приняла бы в нем

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. По долгу службы семья часто меняла место своего жительства.

Вскоре после рождения сына семья переехала в Оренбург. А когда отец вышел в отставку,

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. По долгу службы семья часто меняла место своего жительства; вскоре после рождения сына переехала в Оренбург. А когда отец вышел в отставку, семья

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) Иван Андреевич Крылов родился зимой 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. По долгу службы семья часто меняла место своего жительства. Вскоре после рождения сына семья переехала в Оренбург. А когда отец вышел в отставку, семья

Иван Андреевич Крылов (1769–1844)

Иван Андреевич Крылов (1769–1844) Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве в семье бедного армейского капитана. По долгу службы семья часто меняла место своего жительства. Вскоре после рождения сына семья переехала в Оренбург. А когда отец вышел в отставку,

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов Имя И. А. Крылова вам, конечно, знакомо. Но до сих пор вы знали его как баснописца, хотя литературная деятельность этого великого русского писателя и поэта гораздо шире. Крылов писал и драматические произведения, и лирические стихотворения, и прозу, и

И. А. Крылов (1768 или 1769–1844)

И. А. Крылов (1768 или 1769–1844) 1. Ворона и Лисица        Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. ~ ~ ~ Вороне где-то бог послал кусочек сыру;        На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИВАНА.

Крылов

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИВАНА. Крылов В безусловной, широчайшей славе Ивана Андреевича Крылова ощущается привкус второсортности. Эта терпкость — конечно, от оскомины, которую набили за два века крыловские басни. Однако и современники не все были в восторге от его произведений:

Творчество В. К. Тредиаковского (1703-1769)

Творчество В. К. Тредиаковского (1703-1769) Метрико-стилевое своеобразие переходной лирики Тредиаковского. Силлабические стихи – Силлабо-тоника индивидуального метра. Стихи ломоносовских метров – Переводы западно-европейской прозы. «Езда в остров Любви» как жанровый

Пародийные жанры в творчестве И. А. Крылова (1769-1844)

Пародийные жанры в творчестве И. А. Крылова (1769-1844) Творчество Ивана Андреевича Крылова четко распадается на две приблизительно равных в хронологическом отношении, но противоположных по своим этико-эстетическим установкам периода. Крылов-писатель XVIII в. – это тотальный

Иван Андреевич Крылов

Иван Андреевич Крылов Трудно представить себе русского человека, который не знал бы имени Ивана Андреевича Крылова, русского писателя начала XIX века. Его перу принадлежат разнообразные произведения, но славу принесли ему его басни (всего им написано свыше 200 басен). И это

14 новых романов о любви ко Дню святого Валентина.

Знаете ли вы, что рождение такого интересного литературного жанра, как басня, относится ни много ни мало к VI-V веку до нашей эры. Тогда древнегреческий поэт-баснописец Эзоп прославился своими аллегорическими сюжетами с поучительным смыслом.
А ровно 250 лет назад, в этот самый день незадолго до весны, родился Иван Андреевич Крылов, басни которого знает теперь стар и млад. Иногда даже не сами басни, а строки из них, которые стали афоризмами и зажили собственной жизнью.
В честь дня рождения литератора вспомним его мудрые крылатые выражения, вновь отыщем дополнительный важный смысл в его произведениях и узнаем интересные факты из жизни классика.
1. Число созданных Крыловым басен известно достоверно – их было 236, объединенных в девять сборников.
2. Иван Крылов родился в бедной семье, положение которой еще ухудшилось со смертью отца. В наследство будущий писатель получил сундук книг.
3. Справедливости ради надо сказать, что горячая любовь к чтению пришла к нему еще в раннем детстве.
4. Денег на обучение в семье не было, но Крылов усердно занимался самообразованием, занимался музыкой и французским (соседи позволили ему присутствовать на уроках своих детей), много читал.
5. Свое первое произведение – комическую оперу «Кофейница» Иван Крылов написал в 15 лет.
6. Первые басни Крылова были опубликованы в журнале без подписи автора и остались практически незамеченными критиками и публикой.
7. Баснописец также был издателем сатирических журналов. «Почта духов» выходил недолго и не имел успеха, как и «Санкт-Петербургский Меркурий», который, впрочем, продержался год.
8. Несмотря на самостоятельное образование, Иван Крылов даже преподавал язык и словесность – он давал уроки детям князя Сергея Голицына.
9. В 1811 году 42-летний Крылов был принят в Императорскую Российскую академию, а впоследствии получил золотую медаль за литературные заслуги.
10. Иван Крылов никогда не был женат. В двадцать с небольшим он собирался жениться на дочери священника, но бедность не дала осуществиться его планам.
Мудрые афоризмы Ивана Крылова и книги, в которых еще больше мудрости:

У сильного всегда бессильный виноват.

Басни И.А.

Крылова Сборник включает давно ставшие классическими басни Ивана Крылова. Издание проиллюстрировано рисунками великолепного русского художника Альфонса Жаба. Его работы к басням Крылова — прекрасный образец книжной графики эпохи модерна. Иллюстрации были выполнены век назад — в 1914 году по заказу знаменитого издательства А. Ф. Девриена, которое выпускало подарочные книги.

За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку.

Басни И.А. Крылова

Басни Крылова знакомы каждому с детства, а его меткие строки давно стали крылатыми выражениями. Написанные с удивительным чувством юмора, они воспитывают в нас честность, смелость, порядочность, трудолюбие. В них не только мораль, но и народная мудрость.

Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Басни. Стихотворения

Творчество классика русской словесности Ивана Крылова охватывает самые разные жанры и направления литературы — среди которых проза, поэзия, драматургия. Басни, получившие мировое признание, вошли в сокровищницу русской литературы, в них сошлись все грани таланта писателя, открылось его редкое поэтическое мастерство. В данном издании представлены не только знаменитые басни, но и подражания псалмам, а также избранные стихотворения.

В ком есть и совесть и закон, Тот не украдет, не обманет, В какой бы нужде ни был он.

Басни. Полное собрание басен, стихов, эпиграмм в одном томе с комментариями

Издание включает все басни, эпиграммы и стихотворения И. А. Крылова; впервые они были опубликованы в Полном собрании его сочинений, выпущенном издательством «Просвещение» в 1905 году. Сборник дополнен примечаниями к басням, заметкой о несбывшихся творческих замыслах поэта; приводится полный список его басен в хронологическом порядке.

Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука.

Басни

Иван Крылов — знаменитый русский баснописец. Мы все выросли на его баснях и часто их вспоминаем, узнавая себя в Стрекозе и Муравье, Лисице с зеленым виноградом, Мартышке с очками и других персонажах. Эти сюжеты не могут устареть, потому что взяты из жизни. Недостатки, присущие человеческой природе, Крылов показывает с добродушной иронией. Благодаря литературному таланту автора эти поучительные истории обязательно понравятся юным читателям.

Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;Да только воз и ныне там.

Басни

В книге собраны басни Ивана Андреевича Крылова, которые были написаны в XIX столетии и навсегда вошли в золотой фонд русской культуры. Многие строки этих басен стали крылатыми выражениями, а сюжеты знакомы всем со школьной скамьи.

Безумный плачет лишь от бедства, А умный ищет средства.

Басни

Николай Гоголь назвал басни Крылова книгой мудрости народа. В сборник вошли самые известные басни, которые каждый знает с детства. Написанные с удивительным юмором, они воспитывают и в детях, и во взрослых смелость, честность, доброту и порядочность.

Кто про свои дела кричит всем без умолку — в том, верно, мало толку.

Басни

В книге собраны басни Ивана Крылова, которые были написаны в XIX столетии и навсегда вошли в золотой фонд русской культуры. Многие строки этих басен стали крылатыми выражениями.

Беда, коль пироги начнет печи сапожник,А сапоги тачать пирожник

Почта духов. Повести

В настоящее издание включена сатирическая проза И. А. Крылова — «Почта духов», выходившая как литературный сатирический журнал, издаваемый писателем в 1789-1790 гг., а затем, после ряда переделок, переизданная как цельный текст, а также повести — «Ночи» и «Каиб». Тексты, вошедшие в сборник, составленный известным российским литературоведом, доктором филологических наук, профессором Д. П. Ивинским, сопровождаются его развернутыми научными комментариями.

И, как открыть его, никак не догадался;А Ларчик просто открывался.

Слон и Моська

В представленный сборник вошли одни из самых известных басен талантливого писателя Ивана Андреевича Крылова: «Слон и Моська», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица», «Лебедь, Щука и Рак», «Мартышка и очки», «Стрекоза и Муравей», «Квартет». Так или иначе, эти произведения остроумно и хлестко высмеивают людские пороки. Книга проиллюстрирована талантливым художником, членом-корреспондентом академии художеств, заслуженным деятелем искусств РСФСР, Алексеем Лаптевым.

А вы, друзья, как ни садитесь,Всё в музыканты не годитесь.

Иван Крылов. Пьесы

Пьесы И. А. Крылова, представленные в настоящем издании («Кофейница», «Сочинитель в прихожей» «Проказники», «Подщипа», «Модная лавка», «Урок дочкам»), занимают особое место не только в литературной деятельности писателя, но и в истории русской драматургии, русского театра. Тексты, вошедшие в сборник, составленный известным российским литературоведом, доктором филологических наук, профессором Д. П. Ивинским, сопровождаются его развернутыми научными комментариями.

Попрыгунья Стрекоза лето красное пропела Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза.

Басни

«Конечно, ни один француз не осмелится кого бы то ни было поставить выше Лафонтена, но мы, кажется, можем предпочитать ему Крылова. Оба они вечно останутся любимцами своих единоземцев», — писал Александр Пушкин. И. Крылов создал 236 басен, значительная часть которых написана на оригинальный сюжет. Басни, включенные автором в 9 книг, представлены в этой книге.

Пой лучше хорошо щегленком,Чем дурно соловьем.

Басни

Иван Андреевич Крылов — русский писатель, публицист, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. Написал более 200 басен, отличающихся сатирической остротой, ярким образным языком. В баснях Крылова обличались общественные и человеческие пороки: грубость, жадность, неблагодарность, хитрость. Н.В. Гоголь назвал басни Крылова «книгой мудрости самого народа».

Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!

Басни Крылова

В эту книгу вошли избранные басни Ивана Андреевича Крылова, которые помогают в познании главных жизненных ценностей – трудолюбия, честности, доброты и так далее. Вместе с тем басни представляют мораль не топорно, а с помощью забавных сюжетов, ярких образов и незабываемых впечатлений.

КАЗАНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. Н. ТУПОЛЕВА

Басни занимают центральное место в творчестве Крылова. По отношению к басням вся многообразная литературная деятельность Крылова как драматурга, сатирика, лирического поэта явилась как бы лишь подготовкой для расцвета его гения величайшего художника-баснописца.

Русский писатель, баснописец и журналист. Родился 13 февраля 1769 г. в Москве, в семье отставного армейского офицера. Служил мелким чиновником в казенной палате. Правильного образования он так и не получил, занимался самообразованием, изучал литературу и математику, французский и итальянский языки. В 1787–1790 гг. молодой чиновник пробует силы на драматическом поприще.

  

В 1789 г. Крылов издает журнал «Почта духов», в котором публикует сатирические послания, обличавшие злоупотребления государственных чиновников. В 1792 г. Крылов выходит в отставку, печатает в купленной им типографии сатирический журнал «Зритель», в том же году выходит в свет его повесть «Каиб». Занимаясь политической сатирой, Крылов продолжает дело Н.И. Новикова. Однако его творчество вызывает недовольство Екатерины II, Крылову приходится на время покинуть Петербург и жить в Москве и Риге. В 1805 г Крылов перевел две басни Лафонтена и с этого началась его деятельность баснописца, которую он продолжал до конца своих дней, несмотря на немалый успех в драматургии («Модная лавка» и «Урок дочкам», «Пирог»). В 1809 г. вышла первая книга басен собственного сочинения. Впервые к нему приходит настоящая слава. В 1812–1841 гг. он служил помощником библиотекаря в императорской Публичной библиотеке.

Умер в Петербурге 21 ноября 1844 г.

 

С литературой И.А. Крылова, вы можете ознакомиться в художественном фонде научно-технической библиотеки им. Н.Г. Четаева КНИТУ-КАИ (1-е зд. КНИТУ-КАИ, К. Маркса, 10, 3-й эт., к. 334).

Крылов, Иван Андреевич. Сочинения: в 2-х т. / И. А. Крылов ; ред. Н. М. Любимов . — М. : Правда.
Т.1. — 1984. — 431 с.
Т.2: Басни. Стихотворения. Пьесы. — 1984. — 511 с.

Аннотация: Особенность Ивана Андреевича Крылова как явления заключается в его идеальной национальной чистоте. Речь не о том, что Крылов был глубоким русофилом, отрицавшим все иноземное. Крылов создал в своих баснях, может быть, единственно соответствующий подлиннику образ русского народа. И создал его истинно по-русски — просто, кратко и точно, без мишуры и суеты Пушкина, без дремучей запутанности Толстого и без страшных провидческих ужасов Достоевского. Крылов велик, непреходящ и самоценен. На протяжении трех тысяч лет в литературе разных народов известны имена многих великих поэтов, писателей, драматургов, историков — по несколько у каждой нации, сумевшей оставить след в умственной истории человека во Вселенной. Но великих баснописцев — только четыре. Один из них — Иван Андреевич Крылов. В настоящее издание вошли все лучшие драматические произведения, басни, сатира и рецензии Ивана Андреевича Крылова.

Крылов, Иван Андреевич. Басни / И. А. Крылов. — М. : Дет. лит., 1973. — 112 с.

Аннотация: В книгу вошли басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Стрекоза и Муравей», «Квартет», «Обоз», «Две собаки» и другие, а также советы режиссера для постановки этих басен

Иван Андреевич Крылов в воспоминаниях современников. — М. : Худож. лит-ра, 1982. — 503 с.

Аннотация: В сборник издаваемый впервые, вошли наиболее значительные воспоминания современников о великом русском баснописце, поэте и драматурге И.А.Крылове. Их авторы: Пушкин, Вяземский, Плетнев, Керн, Тургенев, Белинский, Панаев и многие другие.

Материалы подготовлены: О. А. Кулябиной, главным библиотекарем сектора социокультурных коммуникаций НТБ им. Н.Г. Четаева

интересные факты из жизни, биография 🤓 [Есть ответ]

Интересные факты из биографии известного русского баснописца, И. А. Крылова. Годы жизни: 2 февраля 1769 г – 9 ноября 1844 года.

  • Семья известного баснописца была бедной, поэтому образование маленький Иван получал самостоятельно, из книг.
  • Мальчику пришлось пойти на работу в 11 лет, так как папа умер. Сначала он работал писарем в Тверском суде, потом в канцелярии.
  • В молодые годы Иван Крылов любил кулачные бои и был очень силен физически.
  • Крылов издавал свой журнал «Почта духов», в котором публиковал сатирические произведения.
  • С 1791 года, около 10 лет, Иван Андреевич путешествовал по многим городам России. Там он черпал вдохновение и находил новые сюжеты для произведений.
  • Именно И.А. Крылов открыл жанр басни в русской литературе.
  • Он написал 200 басен, и работал до последнего дня, будучи уже тяжело больным.
  • Первый сборник басен Крылова был опубликован в 1809 году, и уже в 1811 году баснописец стал членом Российской Академии.
  • В 1825. году граф Орлов в Париже опубликовал сборник басен Крылова на трех языках.
  • Многие работы писателя подвергались жесткой цензуре за откровенность и прямолинейность. Однако он продолжал писать.
  • Много раз Екатерина II хотела запретить печатать работы Крылова и даже наказать за его сатиру. И только после смерти императрицы писатель стал чувствовать себя свободно.
  • В Публичной библиотеке он отработал 30 лет. Более того, он жил в здании библиотеки очень долго. Благодаря ему, коллекция библиотеки пополнилась редкими книгами.
  • Крылов работал над редакцией славяно-русского словаря.
  • Писатель никогда не был официально женат и не имел признанных детей. Современники говорят, что в его доме (по слухам) на кухне работала Александра, его предполагаемая дочь.
  • Крылов был прототипом – Ильи Обломова. Крылов тоже любил лежать на диване, сытно поесть. Он абсолютно спокойно относился к замечаниям о его полноте и чрезмерном аппетите.
  • После обеда писатель любил поспать, поэтому двери его дома были закрыты для гостей, пока хозяин почивает.
  • Крылов любил курить, нюхать и жевать табак.
  • Баснописец очень любил смотреть на пожары – при любой возможности ехал на пожар и наблюдал, как всё горит.
  • Он увлекался игрой в карты (обязательно на деньги) и любил петушиные бои.
  • Назло поэту Гнедичу выучил древнегреческий язык.
  • Писатель не ухаживал за собой и редко соблюдал гигиену, за что над ним смеялись многие знакомые. Лишь в старости он стал обращать внимание на свой внешний вид.
  • Больше всего он любил свою басню «Ручей».
  • Баснописец всегда со слезами встречал награду, которую ему вручали.
  • Иван Андреевич жил только сегодняшним днем, поэтому всегда был счастлив.
  • Ему было рекомендовано много гулять каждый день, чтобы похудеть, чего он не делал.
  • Никто не знает, от чего точно умер великий баснописец – от воспаления легких или переедания.
  • Похоронен писатель на Тихвинском кладбище в Петербурге.
  • Похороны писателя были пышными и богатыми. Нести гроб покойного хотел даже граф Орлов.
  • Всё свое состояние писатель завещал мужу той самой Александры, которая, по слухам, была его дочерью.

Иван Крылов – анекдот и человек

К 250-летию со дня рождения Ивана Андреевича Крылова в отделе абонемента Псковской областной библиотеки (ул. Вокзальная, д. 48) представлена книжная выставка «Иван Крылов – анекдот и человек».

Издания знакомят с жизнью и творчеством русского баснописца, с воспоминаниями современников о нем.

     Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней»

                                                              М. Исаковский

К 250-летию со дня рождения русского писателя – баснописца Ивана Андреевича Крылова в отделе абонемента представлена книжная выставка «Иван Крылов – анекдот и человек».

Крылов Иван Андреевич родился — русский поэт, баснописец, переводчик, сотрудник Императорской Публичной библиотеки, Статский Советник, Действительный член Императорской Российской академии (1811), ординарный академик Императорской Академии наук по Отделению Русского языка (1841). Велико и многогранно его творчество. 

Литературную деятельность Иван Андреевич Крылов начал как комедиограф. Сочинял комедии и либретто комических опер: «Кофейница», «Проказники», «Модная лавка». В 1812-1841 гг. служил помощником библиотекаря (с 1816 г. – библиотекарем) в Императорской Публичной библиотеке. В 1809 г. вышла первая книга басен, обозначившая начало пути Крылова-баснописца.

По его басням учились грамоте дети из высших сословий и простых семей. Тиражи произведений Крылова многократно превышали тиражи сочинений современных ему писателей и поэтов. «Книгой мудрости самого народа» назвал Н. В. Гоголь басни Крылова. А. С. Пушкин отмечал «веселое лукавство его ума». Низменные страсти и пороки несовместимы с человеческим образом – вот основная мысль более двухсот басен Крылова, которые В. А. Жуковский называл «поэтическими уроками мудрости».

На выставке представлены произведения великого баснописца, которые стали народным достоянием, а также литература о Крылове.

В книге Аркадия Гордина «Жизнь Ивана Крылова» дана биография замечательного баснописца в художественной форме на широком фоне литературных и исторических связей эпохи.

Валентин Иванов в своей книге «Ларец мудреца» рисует Крылова как журналиста и драматурга, поэта и баснописца.

Свидетельства современников о Крылове, собранные вместе в книге «И. А. Крылов в воспоминаниях современников» дают нам понятие о стиле поведения писателя, его живом облике и образе жизни.

В. Коровин в книге «Поэт и мудрец» говорит о том, что духовный, творческий подвиг Крылова неоценим: баснописец двинул вперед нравственное сознание нации. Русский человек в баснях узнавал себя, свои слабости, недостатки и пороки. И, потому это книга — о поэте и мудреце с его крепким умом, иронической усмешкой и добрым взглядом на окружающий его мир. В книге «И.А. Крылов и православие» собраны сборники статей о творчестве И.А. Крылова.

Когда современники читали у Пушкина в «Евгении Онегине» безобидную строчку «Мой дядя самых честных правил…», они сразу вспоминали начало басни Крылова: «Осел был самых честных правил…» Пушкин очень высоко ценил талант Крылова. Кстати, считается, что из его рассказов о детстве в Оренбурге и об отце, отличившемся при обороне Яицка от войск Пугачева, Пушкин многое почерпнул при написании «Истории Пугачевского бунта» и «Капитанской дочки».

Бытует мнение, что большинство басен Крылова – вольные переводы из Лафонтена, позаимствовавшего, в свою очередь, сюжеты у Эзопа. К таким басням относятся знаменитые «Лиса и виноград» и «Стрекоза и муравей». Однако большинство известных и любимых нами басен оригинальны и созданы на русской почве.

Приглашаем познакомиться с книгами!

Из русской литературы XIX века. Иван Андреевич Крылов

автор Коллектив авторов

Мир и человек в русской литературе ХХ века Октябрьская революция 1917 года не только изменила политический строй в России, но и поставила писателей перед лицом совершенно новой реальности, требующей нового художественного осмысления.

Из книги автора

Сентиментализм в русской литературе XVIII века

В баснях Крылов показал русскую жизнь, русских людей; показал противоречия жизни, ее социальные несовершенства и пороки; показывали людей разного социального статуса; показали характеры в их социальной дифференциации и обусловленности.Ряд басен дает критическое изображение быта, морали, общественной идеологии, отношения дворянства к крестьянам («Лети и дорога», «Обезьяна» и др.). Демократические персонажи появляются и в баснях, нередко выступая выразителями народной морали («Старик и трое молодых», «Крестьянин и смерть» и др.). Особое значение имели те басни Крылова, в которых поднимались вопросы общественно-политического характера.

Социальная значимость басен Крылова станет еще более очевидной, если принять во внимание доступность этого жанра для широкого круга читателей, точность и прозрачность басенных образов и сюжетов в их идейном содержании, в их общественно-политической направленности .За малой формой басни скрывалось, как правило, большое содержание.

Народность и реалистичность басен Крылова глубоко отличают их от баснописного творчества поэта-карамзиниста И.И.Дмитриева, у которого басня часто заимствовалась салонным персонажем … Из предшественников Крылова он был ближе к баснописцу конца 18 века. И.И.Хемницер, из современников — А.Е.Измайлов, но и их нельзя поставить в один ряд с Крыловым.

Все это обеспечило Крыловским басням признание в ведущих общественных и литературных кругах.А. А. Бестужев писал: «И. Крылов возвел русскую басню в самобытное и классическое достоинство. Критик-декабрист восхваляет народность языка Крылова и «русское здравомыслие», проступающее «в каждом его стихе». сатира , чем она сильнее, тем короче и рассказана с видом невинности. А. И. Герцен высоко оценил «оппозиционное значение» басен Крылова.

Скованный жанровыми рамками баснописец не имел возможности в полной мере решить задачи, стоящие перед русской литературой. По самой своей природе басня не могла порвать с аллегоризмом и дидактизмом. Отсюда неизбежный схематизм, вернее, беглость в характеристике. Лаконичность басни не способствовала полноте и разносторонности типирования. Ему же мешала широта сюжетного отображения жизни. По образному выражению Белинского, поэзия Крылова относится к поэзии Пушкина , «Как река, пусть и самая большая, относится к морю, которое принимает в свое необъятное лоно тысячи рек, и больших, и малых.

6. Реализм комедии Грибоедова «Горе от ума»

Содержание «Горя от ума» — строго реалистическая комедия. Грибоедов выявляет типичные черты барских нравов и бесправия крепостного. Итак, образ Лизы в комедии довольно выразительно свидетельствует о крепостническом строе, царящем в мире Фамусовых. Сочувствие к порабощенным массам лежит в основе Грибоедовского изображения жизни: люди, о которых говорит Чацкий, составляют неотъемлемый фон его комедии .В высказываниях Фамусова, Чацкого и др. возникает образ старой Москвы. Русская жизнь воспроизведена с исторической достоверностью в образах и картинах комедии. Герой Грибоедова воспринимается нами как реальный человек в свете его биографии. Известно, каким он был в доме Фамусова в молодости, что с ним случилось в последующие три года. Изменения в характере Софьи тоже есть, но менее заметные. Грибоедов схватывает самые существенные стороны изображаемой действительности.Образ жизни и нравы общества Фама раскрываются не только в их общей помещичье-крепостнической сущности, но и как быт и нравы всего московского дворянского общества. Главной чертой реализма является изображение типичных персонажей в типичных обстоятельствах. Реализм находит свое подтверждение в том, что прототипами многих ее героев послужили живые люди. Персонажи «Горя от ума» раскрываются во многом. Фамусов не только ненавидит образование, но и любящий отец, и важный мастер, покровитель своих родственников.Сентиментально настроенная Софья, в то же время, обладает сильным характером и независима. В комедии изображены черты жизни и человеческих взаимоотношений, вышедшие далеко за пределы начала 19 века. Чацкий был для следующего поколения символом благородства и свободолюбия. Реализм комедии проявляется в искусстве речевой индивидуализации персонажей: каждый персонаж говорит на своем языке, тем самым раскрывая свой неповторимый характер. Правдивость и живость изображения комедии московского дворянского быта 20-х годов XIX века, живость комедийного языка, тонкость и убедительность психологической характеристики — все это говорит о том, что комедия Грибоедова является подлинно реалистическим произведением.

Благодаря басне Крылов получил возможность поговорить с читателем, не вступая с ним в бесплодный спор. Умная, точная, насмешливая басня сама собой достигла своей цели. Например, читателю басни «Волк и ягненок» (1808 г. ) не нужно объяснять ее смысл — он прозрачен и неоспорим. Басни Крылова разнообразны по тематике: большие группы составляют политические, философские, исторические и нравственные небылицы.

Для придания описанным в басне событиям правдоподобности и убедительности Крылов вводит в нее непринужденный и слегка ироничный голос рассказчика, который ведет доверительную беседу с читателем.Если в басню вводится мораль или поучительное изречение (сентенция), то рассказчик обращается к истории, общему мнению, здравому смыслу:

Сильный всегда виноват в слабом:

Мы слышим много примеров этого в истории,

Но мы не пишем Историю;

А примерно как в Баснях говорят.

А хитрые характеристики и эпитеты предполагают и социальный пласт смысла басни: например, ягненок называет волка «самым светлым волком», пытаясь его задобрить, но в то же время в басне появляется намек — самый светлый принц.

Диапазон сюжетов и героев басен Крылова чрезвычайно широк, что объясняется как неиссякаемой творческой фантазией и наблюдательностью автора, так и тщательным соблюдением классических моделей сюжетов Эзопа и Лафонтена, а также Русская сказочная традиция — Сумарокова А. П., И.И. Дмитриев и др. Басни Крылова о животных очень яркие и запоминающиеся, потому что автор мастерски изображает их характеры, передает особенности их речи и поведения.Приобретая в басне многие человеческие качества, животные не теряют своих природных черт. С детства мы сохраняем на всю жизнь впечатление о таких замечательных баснях и персонажах, как «Лисица и виноград» (1808 г.). «Стрекоза и муравей» (1808), «Слон и моська» (1809) и другие. Выразительны басни, в которых действуют животные и люди, благодаря которым раскрываются дурные нравы и неразумное поведение, например, в басне «Кот и повар» (1812). Поучительна мораль басен о людях, в которых обличаются их слабости и пороки; часто философские размышления составляют суть басен о растениях и предметах.

В основе басни всегда лежит рассказ, выраженный в сюжете. Эта особенность басни, несмотря на то, что мы почти всегда встречаемся с баснями в форме стихов, оказывается решающей для определения литературного рода басни — она ​​принадлежит к эпосу. Следующей характеристикой басни является ее аллегоричность, заключающаяся в том, что рассказываемую в ней историю не следует понимать буквально, то есть цель басни не в том, чтобы рассказать об эпизоде, в котором волк съел ягненка, но заклеймить произвол сильным.В басне аллегорический эффект усиливается с помощью аллегорических образов. Никто из читателей не воспринимает действие в басне буквально и видит во льве правителя, а в мышке — субъекта. Наконец, почти обязательным структурным элементом басни является мораль, выполняющая основную функцию басни — служить поучением для людей. Нравственность нужна в басне еще и потому, что она выражает мысль автора, его оценку и мнение, нравственность подчеркивает важное требование, которое необходимо соблюдать в жанре басни: она не должна быть двусмысленной.

Язык и стих басен Крылова уникальны по своей выразительности и гибкости. Крылов выбирает для своих рассказов преимущественно разговорный стиль речи с его гибким синтаксисом, обращениями, риторическими вопросами, восклицаниями. Лексика басен тяготеет к разговорной, общеупотребительной, она близка и понятна каждому читателю. Имена, прозвища, характеристики, определения либо почерпнуты из фольклора, либо имеют устойчивый характер: «крестный лис», «озорная обезьяна», «косолапый медведь», «прыгающая стрекоза»; выражения также разговорные, народные: «лето красное», «зима катится в глаза», «знай, она сильна», «глаза да зубы вспыхнули».В качестве поэтического метра для своих басен Крылов прибегает к свободному дифференциальному ямбу, который может колебаться от одного фута в строке до шести:

.

Непослушная обезьянка,

Осел,

Коза,

Да, косолапый Мишка…

Как звучит музыка? Ведь ты не так сидишь.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта…

Ямбическая разница позволяет Крылову передать живую речь, реальный разговор персонажей, интонацию разговора рассказчика с читателем.

Главной особенностью басен Крылова является их народность. Они жили среди нас, в нашей культуре более двух столетий и, несомненно, будут жить, пока существует наш народ. Всего Крылов написал более двухсот басен, многие из них на сюжеты Эзопа и Лафонтена, а также много оригинальных басен. Однако даже написанные на заимствованные сюжеты басни Крылова воспринимаются как национальные, русские произведения о русской жизни.

Иван Крылов

Фронтиспис издания 1815 года «Басни Ивана Крылова» украшен аллегорической картиной: поэт, достигший парнасских высот, кладет руку на подножье пьедестала, на котором начертаны имена Эзопа и Лафонтена. на нем, а сопровождающая его Муза указывает на фигуру Истины, восседающую на вершине пьедестала.

Долгое время басни оставались факультативным занятием Крылова, драматурга, публициста, журналиста и издателя. На их отдельный сборник (до этого было мало публикаций в журналах «Утро», «Московский зритель» и «Драматический вестник») он отважился лишь в 1809 году, разменяв уже свой пятый десяток. Второе издание сборника, вышедшее в 1811 году, и одновременно новая книга басен прочно закрепили статус Крылова как русского баснописца.

Восхищаясь первыми книгами басен Крылова, современники в то же время пытались понять, каким образом писатель, заимствовавший и «вымысел», и «рассказ» у знаменитого француза Лафонтена, сумел заявить о себе как о совершенно оригинальном авторе, который так ясно выражены русские в его баснях. народный персонаж. В.А. Жуковский в своей статье-рецензии «О баснях и баснях Крылова» («Вестник Европы», 1809, № 9) произнес крылатую фразу, ставшую крылатой: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах — соперник .Позже, выучив древнегреческий язык, Крылов вступит в «соперничество» не только с Лафонтеном, но и непосредственно с основоположником басенного жанра — Эзопом.

Сборник 1815 года, состоящий из трех частей, включал семьдесят басен. Особое место в ней занимала тема Отечественной войны 1812 года. В баснях «Секция», «Волк на конуре», «Кот и кухарка», «Ворона и курица» важные политические читались события: вторжение Наполеона в Россию, распри среди военачальников, назначение М. И. Кутузова на посту главнокомандующего, оставление Москвы русскими войсками. Остроумным завершением всего сборника послужила басня «Демьяновское ухо» с неожиданным финалом:

Писатель, ты счастлив, если у тебя есть прямой дар,
Но если ты не умеешь молчать во время
И не жалеешь ушей ближнего,
То знай, что твоя и проза и поэзия
Все будут болеть
демьянова уха.

«Басни Ивана Крылова» 1815 года, в отличие от двух предыдущих сборников, является иллюстрированным изданием.В ее подготовке принимал активное участие директор Публичной библиотеки, признанный ценитель искусств и собиратель различных «древностей» Алексей Николаевич Оленин. Под его началом Крылов служил в Горном ведомстве в 1808-1809 гг., а с 1813 г. в Публичной библиотеке. Член Оленинского кружка, объединявшего писателей и художников, Крылов часто бывал как в доме Олениных в Петербурге, так и в их имении Приютино под Петербургом.

Заботясь об издании сборника, Оленин составил смету расходов, выручил 4000 рублей государственной субсидии, пригласил художников и граверов, которые под его руководством подготовили одиннадцать гравюр: аллегорию для фронтисписа, две виньетки и восемь иллюстраций для басен.

Все рисунки для гравюр выполнены «подающим надежды живописцем», рисовальщиком и гравером Иваном Алексеевичем Ивановым (1779-1848). С Крыловым и Олениным его связывало многое: совместное участие в собраниях Вольного общества любителей словесности, наук и искусств, служба в Публичной библиотеке и, главное, принадлежность к оленинскому кружку. Помимо «Басен Ивана Крылова», И.А. Иванов иллюстрировал произведения Г.Р. Державин, В.В. Капнист, И.И. Хемницер,

В.А. Озерова, А.С. Пушкин, К.Н. Батюшков. Почти все эти работы, как и работы многих других книжных графиков, созданы «под наблюдением» Оленина, который следил, в частности, за тем, прилично ли представленное в виньетках действие или аллегория… можно’ т писать. »

Часто Оленин сам разрабатывал сюжеты рисунков для художников, стараясь максимально точно следовать тексту книги. Трудно сказать, в какой степени иллюстрации к Крыловскому изданию 1815 г. были «продиктованы» Олениным, во всяком случае они почти дословно передают содержание басен. Пожалуй, единственное отступление от текста сделано в иллюстрации к Квартету, где шум, издаваемый незадачливыми музыкантами, выступает не соловьем, как у Крылова, а Музой, вынужденной заткнуть уши от невообразимой какофонии.

Иллюстрации также гравированы под руководством Оленина. Четыре рисунка: титульный лист, фронтиспис, иллюстрации к басням «Осел и соловей», «Демьянову уху» — гравировал Михаил Андреевич (Афанасьевич) Иванов (1781—1839), неоднократно работавший над рисунками И.А. Иванова. Три гравюры: «Ворона и курица», «Безбожник», «Крестьянин и сапожник» — выполнены известным гравером и литографом Степаном Филипповичем Галактионовым (1779-1854). Три другие гравюры: виньетки «Три амура с маской», «Квартет» и «Орел и паук» — подписаны именем «Кулыбин». Речь здесь идет о гравере с резцом, выпускнике Академии художеств Дмитрии Кулибине (1795-?), о котором известно, что в 1812 году он служил в Министерстве народного просвещения.Одну гравюру — виньетку «Ручей» — выполнил гравер резцом, также учившийся в Академии художеств, Александр Петров.

Все гравюры в книге подписаны. Помимо имен художника и гравера, под каждой картиной имеется вензель «АО». — Алексей Оленин. Обозначая изображения таким образом, Оленин не только указывал на свое непосредственное участие в подготовке иллюстраций, но и как бы давал цензуре разрешение на их публикацию.Кроме того, наличие его монограммы в глазах современников гарантировало качество гравюр. Действительно, «Басни Ивана Крылова 1815 года» признаны специалистами одним из лучших иллюстрированных изданий первой половины XIX века.

«Басни» были изданы тиражом 2000 экземпляров. Сто книг было отпечатано на пергаментной бумаге, небольшая часть на обычной бумаге, но со всеми гравюрами, остальной тираж напечатан на обычной бумаге без гравюр, только с титульной виньеткой.Цена за экземпляр составляла соответственно двадцать пять, пятнадцать и восемь рублей.

Копия, описанная в Bibliohronica, напечатана на обычной бумаге со всеми гравировками. На первом после переплета листе неизвестная рука поставила дату: «5 февраля 1816 года». Возможно, эта дата зафиксировала время, когда все три части коллекции объединились под покровом одного владельца. Ведь первые две части «Басена» поступили в продажу в начале декабря 1815 года, а третья чуть позже — в январе 1816 года.

В 1816 г. «Новые басни И.А. Крылова», указывая, что это четвертая (21 басня) и пятая (23 басни) части, т. е. прямое продолжение сборника 1815 года. Сюда входят классические русские басни «Лебедь, Щука и Рак», «Тришкин Кафтан» , «Любопытный», «Волк и журавль», «Зеркало и обезьяна», «Прочь удачи».

Сборник «Новые басни И.А. Крылова» 1816 года представляет наибольшую ценность. По свидетельству библиофилов, четвертая и пятая части вместе вообще встречаются крайне редко.Наш экземпляр еще более замечателен: его четвертая часть сопровождается портретом Крылова — гравюрой Н.И. Уткина с оригинала О.А. Кипренский. В.А. Верещагина в «Русских иллюстрированных изданиях XVIII-XIX веков» (Санкт-Петербург, 1898), а в таком уникальном собрании, как библиотека Н. П. Смирнова-Сокольского, копии «Басен» с портретом не было.

Крылов Иван Андреевич (1768-1844)

Басни. [В 3-х частях.] СПб.: В типографии Правительствующего Сената, 1815. Гравированный прописной лист, 1 лист. фронтиспис. Часть 1, 47 с. с иллюстрациями. Часть 2. , 41 с. с иллюстрациями. Часть 3. , 41 с. с иллюстрациями; 3 л. иллюстрации. Каждая часть имеет свою нумерацию страниц. Иллюстрации: гравюры М. Иванова, С. Галактионова, А. Петрова и др. с оригиналов И. Иванова. На всех иллюстрациях монограмма А.Н. Оленина. В современном марокканском переплёте. На корешке — тиснение имени автора, титула и орнамента.Рамки с золотым тиснением и геометрическим орнаментом на крышках. Форзацы из зеленой вощеной бумаги. Тройной золотой край. 23х14 см. На обратной стороне свободный лист. помет владельца переднего форзаца «ореховыми» чернилами: «5 февраля 1816 года».

ЦИТАТЫ ИЗ БАСНИ ИВАНА АНДРЕЕВИЧА КРЫЛОВА В РУССКОЙ РЕЧИ (К 250-летию со дня рождения)

Журнал : Журнал языковых исследований, семиотики и семантики РУДН (Том 10, № 2)

Дата публикации : 20. 09.2019

Авторы : Константин Сидоренко;

Страница : 238-255

Ключевые слова : цитата; интертекстуальная единица; интерактивное пространство; крылатые выражения; сегментация; функциональная дисперсия; загрязнение; ассоциативность; полидискурсивность;

Источник : Скачать Найти в : Google Scholar

Реферат

Статья посвящена некоторым вопросам функционирования котировочных единиц И.Басни А. Крылова (собственно цитаты, литературные образы, крылатые выражения и созданные на их основе фразеологизмы). Авторское слово рассматривается с позиций интертекстовой динамики, с учетом сложных проблем интертекстильной деривации, связанных с вариативностью, нормативной подвижностью, частотностью, сегментацией, ассоциативностью, полидискурсивностью, разнообразием и противоречивостью иллюстративных контекстов, типами интертекстильных контаминаций на фон фразеологической контаминации.Интертекстуальная энергия басни, в условиях русской словесной культуры, направлена ​​от истока нравственности в качестве фундамента работ к эксплицитному или имплицитному цитированию фрагментов, соотносимых с повествовательными эскортами, последовательными историческими событиями и развитием сюжета. разнообразия структурно-семантических парадигм и на основе специфической организации используемых единиц. Описание интертекстовых единиц может быть ориентировано на два способа учета и обработки материала. Во-первых, это обращение к «ядерной» части круга словесной культуры.Количество произведений автора обычно относительно невелико, но большое количество самих авторов. В словарях крылатых выражений в целом представлено около 50-60 словарных статей Крылова. Во-вторых, могут быть публикации об интертекстовом потенциале одного автора, при учете почти всего или почти всего, что выходит за рамки исходного текста, значительно увеличивается количество словарных статей, что позволяет определить статус авторских фразеологизмов в интертекстовая картина мира.В этом случае становится возможным понимать цитирование в самом широком смысле как использование авторского слова вне авторского текста. Пересмотренное цитирование разнородное единство: фразеологизмы, собственно цитаты, нередко обыгрывание сегментов этих единств, художественные образы. Интертекстовая динамика является функциональным условием жизни этого материала. Это прежде всего многочисленные изменения, фразеологическое моделирование, сегментация, дисперсия, ассоциативное движение. Показательно, что последние два столетия показали устойчивую преемственность и значительное типологическое сходство в череде бесконечных употреблений баснословного слова Крылов.

Последнее изменение: 2020-08-14 07:47:39

Иван Крылов как читатель и Крыловские читатели Екатерины Ляминой :: SSRN

16 страниц Опубликовано: 19 декабря 2017 г.

Дата написания: 18 декабря 2017 г.

Аннотация

Темы, затронутые в этом очерке, включают читательские практики Ивана Андреевича Крылова в молодые и зрелые годы, реконструированные на основе различных источников.В статье реконтекстуализируется уникальная траектория чтения Крылова, не всегда понятная его современникам. Выявляются также многочисленные связи, ранее не подчеркивавшиеся, между стратегиями Крылова — жизненной, писательской и издательской — и его службой библиотекарем в Императорской публичной библиотеке Санкт-Петербурга. Анализ нескольких ситуаций, показывающих Крылова как блестящего чтеца собственных текстов, ловко работающего с ожиданиями и навязчивыми идеями своей аудитории, позволяет констатировать наличие особой связи его личности, значительно мифологизированной его собственными усилиями, с литературным жанром басня и статус классика Крылов получил к 1830 году.Под видом этой связи представлены трансформации круга читателей Крылова, а также разные способы восприятия его басен детьми.

Ключевые слова: Иван Крылов; чтение в России, 1780—1840-е гг.; национальный канон

JEL Классификация: Z

Рекомендуемое цитирование: Рекомендуемая ссылка