Содержание

Урок литературы на тему «Творчество А.И. Куприна». 10‒11-е класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (47,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока:Продолжить знакомство студентов с творчеством А.И. Куприна.

Задачи урока:

  1. Проследить влияние жизненных этапов на творчество писателя;
  2. Исследовать тему любви и проблему взаимоотношений людей на примере повести «Гранатовый браслет» и рассказа «Олеся»;
  3. Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;
  4. Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе.

Оборудование:

  • Произведения «Гранатовый браслет», «Олеся»;
  • Презентация к уроку;
  • Отрывки-клипы из одноименных кинофильмов по произведениям А.И. Куприна;
  • Мультимедийная система;
  • Индивидуальные листочки с кроссвордами по ранее изученным произведениям Куприна школьного курса.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Здравствуйте! Присаживайтесь, начнём наш урок!

II. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы с вами продолжим начатое со школьной программы знакомство с жизнью и творчеством русского писателя Александра Ивановича Куприна, проследим, как жизненные этапы нашли отражение в творчестве писателя; познакомимся с произведениями «Гранатовый браслет» и «Олеся»; определим тему этих произведений; попробуем исследовать любовь и трагедию в судьбе главных героев этих произведений.

Слайд 1.

III. Проверка ранее изученных знаний.

– А теперь вспомним, с какими произведениями Вы познакомились на уроках литературы в школе. Я буду задавать вам

вопросы по изученным произведениям.

Слайд 2.

– В каком произведении одним из главных героев является собака Арто? («Белый пудель»)

– Какое произведение повествует об истории несчастной семьи и счастливой встрече главы семейства в новогоднюю ночь? («Чудесный доктор»)

– Назовите рассказ, в котором автор рассказывает о необычном поведении домашней любимицы? («Ю-ю»)

– В каком произведении главную героиню – девочку вылечил слон? («Слон»)

– В каком рассказе повествуется о жизни скаковой лошади? («Изумруд»)

– В каком произведении главный герой добился успеха благодаря преданной любви жены? («Куст сирени»)

Слайд 3.

– А теперь я предлагаю Вам разгадать кроссворд по этим произведениям.

Слайд 4.

Студентам раздаются листочки с кроссвордами, студенты группируются по 4 человека, разгадывают задания с последующей проверкой ответов.

  1. Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»? (Животные)
  2. Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»? (Серёжа)
  3. Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна? (Томми)
  4. Кто такая Ю-ю? (кошка)
  5. Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор». (Мерцаловы)
  6. Назовите фамилию «чудесного доктора». (Пирогов)
  7. Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени». (Алмазов)
  8. Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»? (Вера)

IV. Работа по теме урока.

– Вспомнили, а теперь перейдём к подробному изучению жизни творчества Александра Ивановича Куприна. Записываем в тетрадь.

Студенты работают в тетради, самостоятельно фиксируя основные этапы жизни и творчества писателя, следя за лекцией преподавателя.

Слайд 5.

– Годы жизни Александра Ивановича Куприна – 1870–1938.

Слайд 6.

– Родился 26 августа (7 сентября н.с.) 1870 года в селе Наровчат Пензенской губернии в семье мелкого чиновника, умершего через год после рождения сына. Мать (из древнего рода татарских князей Куланчаковых) после смерти мужа переехала в Москву, где прошли детство и отрочество будущего писателя. С шести лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В тот же год поступил в Московскую военную гимназию, позже преобразованную в Кадетский корпус.

Слайд 7.

– После окончания учения продолжил военное образование в Александровском военном училище (1888–1890). Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера». Уже тогда мечтал стать «поэтом или романистом».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890, окончив военное училище, Куприн в чине подпоручика был зачислен в пехотный полк, стоявший в Подольской губернии.

В 1893–1894 в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Жизни русской армии посвящена серия рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии и имея малый жизненный опыт. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

Слайд 8.

– В 1890-е опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказы «Лесная глушь», «Оборотень», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»).

В 1905 вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех.

Его произведения этого времени были весьма благонравны: очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907).

Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907–1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь», «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы начала века.

Слайд 9.

– После Октябрьской революции писатель не принял политику военного коммунизма, «красный террор», он испытал страх за судьбу русской культуры.

Осенью 1919, находясь в Гатчине, отрезанной от Петрограда войсками Юденича, эмигрировал за границу. Семнадцать лет, которые писатель провел в Париже, были малоплодотворным периодом.

Слайд 10.

– Постоянная материальная нужда, тоска по родине привели его к решению вернуться в Россию. Весной 1937 тяжело больной Куприн вернулся на родину, тепло встреченный своими почитателями. Опубликовал очерк «Москва родная».

– Новым творческим планам не суждено было осуществиться. В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни (рак языка). Похоронен в Ленинграде, на Литераторских мостках, рядом с могилой Ивана Сергеевича Тургенева.

V. Первичное закрепление изученного материала.

Слайд 11.

– Какое образование получил писатель? (военное)

– В каком звании окончил писатель военное училище? (подпоручик)

– Сколько лет длилась военная карьера писателя? (14 лет)

– Назовите первое произведение писателя. («Последний дебют»)

– Назовите годы расцвета творчества писателя. (1890-е – начало 1900-х)

– Назовите произведение, имевшее успех в 1905 году? («Поединок»)

– По каким причинам писатель покинул родину после Октябрьской революции? (неприятие советского режима, политики Ленина)

– Расскажите о последних годах жизни писателя. (в 1937 году больной Куприн вернулся на родину, творчество замерло, умер от рака языка, похоронен в Ленинграде рядом с могилой Тургенева).

VI. Работа по теме урока.

Слайд 12.

– Для продолжения изучения произведений Куприна программный курс предлагает следующие произведения писателя: «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»

Слайд 13.

– Краткая информация о рассказе «Олеся» (1898).

– Александр Иванович Куприн изобразил в своем произведении искреннюю, чуткую, красивую героиню, выросшую вдали от цивилизации, в гармонии с природой, способную на глубокие чувства.

Основная мысль повести: только вдали от цивилизации, от равнодушного города можно найти человека, способного любить бескорыстно, преданно. Только в единении с природой, в сохранении естественности человек способен достигнуть нравственной чистоты и благородства.

Показ отрывка из кинофильма «Олеся».

Слайд 14.

– Повесть «Поединок». (1905). Это произведение основано на жизненном опыте писателе, впечатления от офицерской жизни легли в его основу.

В повести «Поединок» добрый и простодушный герой погибает из-за расчетливости любимой, так и не познав счастливой любви.

Слайд 15.

– Повесть «Гранатовый браслет». (1910).

Перед началом повествования Александр Иванович Куприн вместо эпиграфа написал название музыкальной композиции L.van Beethoven.2.Son. (op.2.№ 2) Largo Appassionato

Предлагаю вам прослушать отрывок этой мелодии.

– Какие чувства она вам навевает?

В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя, подталкивает его к смерти. Поэтому неслучайно А.И.Куприн использует данную музыкальную композицию – он подготавливает своих читателей к прочтению повести.

Показ отрывка из кинофильма «Гранатовый браслет».

VII. Подведение итога урока.

Слайд 16.

– В произведениях Куприна любовь и трагедия идут рука об руку. В повести «Гранатовый браслет» неразделенное чувство главного героя подталкивает его к смерти; а в рассказе «Олеся» героиня – «ведьма» вынуждена расстаться с любимым и бежать из родного леса, гонимая суеверными жителями.

Слайд 17.

– Хотелось бы закончить наше занятие отрывком из стихотворения монгольского поэта Цэндийна Дамдинсурэна, я прочитаю его в русском переводе

Когда с любимой видишься своею,
Ты расцветаешь как весной цветок,
Когда, увы, расстаться должен с нею,
Ты лист осенний – жёлт и одинок…
Но что ж – пусть лист осенний опадает,
Но дерево распустит почки вновь,

И долгая разлука не пугает
В глубинах сердца скрытую любовь…

– А теперь представьте, если я бы смогла его прочитать на родном языке поэта…

– Вы бы меня поняли?

Слайд 18.

– Ничего странного не заметили? Я помогала прочтению стихотворения жестами. В мире очень много людей, которые по разным причинам не могут говорить, слабо слышат, Вы никогда не задумывались, как они общаются и воспринимают окружающий мир с огромным количеством звуков. Ведь А.И.Куприн в конце своей жизни перенёс тяжёлую болезнь, при которой ему было затруднительно разговаривать….

«Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена…» – И если разлука – смерть…

Слайд 19.

– После перерыва я хочу вам предложить написать эссе – сочинение-размышление на тему: «Любовь не выразишь словами…»

КРОССВОРД.

  1. Какая тема объединяет рассказы «Белый пудель», «Ю-ю», «Изумруд», «Слон»?
  2. Как звали одного из героев из рассказа «Белый пудель»?
  3. Как звали слона из одноименного рассказа А.И. Куприна?
  4. Кто такая Ю-ю?
  5. Назовите фамилию семьи из рассказа «Чудесный доктор».
  6. Назовите фамилию «чудесного доктора».
  7. Назовите фамилию главного героя рассказа «Куст сирени».
  8. Как звали жену главного героя рассказа «Куст сирени»?

5.05.2012

urok.1sept.ru

Цикл уроков по творчеству А.Куприна в 11 классе

Урок №1
Тема: Жизненный и творческий путь А. И. Куприна. (1 час)
Форма урока: урок-объяснение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с основными этапами жизненного и творческого пути писателя, организовать деятельность учащихся по работе с текстами художественных произведений; развивать навыки анализа эпических произведений; продолжить работу по воспитанию эстетического вкуса, культуры личности.
Задачи:
Проследить влияние жизненных этапов на творчество писателя;
Отметить реализм как художественный метод писателя в традициях классической русской литературы;
Развивать любовь к творчеству А.И. Куприна;
Воспитывать чувство уважения к русской классической литературе.
Планируемые результаты: цитатный конспект лекции учителя, активное аргументированное обсуждение.
Техническое обеспечение урока: портрет А.И. Куприна, литературно-профессиональным кодексом А.И.Куприна (В.Афанасьев. Александр Иванович Куприн. М., 1972, с.156-158.) Предварительная подготовка: чтение рассказа «Гранатовый браслет» и повести «Олеся».
Содержание урока
1.Проблемный вопрос: французский писатель Виктор Гюго сказал: «Выразить всего себя в своем творении — существует ли большее торжество для творца?»
Подумайте, можно ли применить эту мысль по отношению к А. Куприну и его творчеству?
Что вы можете сказать о писателе после прочтения рассказа «Гранатовый браслет» и повести «Олеся»?
(учащиеся делятся своими впечатлениями от прочитанного, строят предположения о писателе, его судьбе, талантах)
2. Лекция учителя, обобщающая выступления учеников и расширяющая их познания о писателе и его творчестве.
Примечание: слушая рассказ учителя о жизненном и творческом пути А. И. Куприна, учащиеся составляют краткий конспект лекции в рабочих тетрадях по литературе.
Александра Куприна (1870 — 1938 г.г.) считают не просто писателем, а человеком-легендой. Чему способствовала его бурная жизнь и особая любовь русского читателя. Иван Бунин, ревниво относившийся к своему поколению и редко раздающий похвалы, без сомнения, понимал неравноценность всего написанного Куприным, тем не менее называл его писателем милостью Божией.
Тем, кто хорошо знаком с творчеством А.Куприна, иногда кажется, что по своему характеру Александр Куприн должен был стать не писателем, а скорее одним из своих героев — цирковым силачом, авиатором, предводителем балаклавских рыбаков, конокрадом, или, может быть, усмирил бы свой неистовый нрав где-нибудь в монастыре (кстати, такую попытку он делал) . Культ физической силы, склонность к азарту, риску, буйству отличали молодого Куприна. Да и позже он любил помериться с жизнью силами: в сорок три года вдруг начал учиться стильному плаванию у мирового рекордсмена Романенко, вместе с первым русским летчиком Сергеем Уточкиным поднимался на воздушном шаре, опускался в водолазном костюме на морское дно, со знаменитым борцом и авиатором Иваном Заикиным летал на самолете «Фарман»… Однако искру Божью, как видно, не погасишь.
Родился Куприн в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Отец его, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет. В семье, оставшейся без средств, кроме Александра, было еще двое детей. Мать будущего писателя Любовь Алексеевна, урожденная княжна Кулунчакова, происходила из татарских князей, и Куприн любил вспоминать о своей татарской крови, даже, было время, носил тюбетейку. В романе «Юнкера» он писал о своем автобиографичном герое «…бешеная кровь татарских князей, неудержимых и неукротимых его предков с материнской стороны, толкавшая его на резкие и необдуманные поступки, выделяла его среди дюжинных юнкеров».
В 1874 году Любовь Алексеевна, же

schoolfiles.net

Презентации к урокам литературы. 11 класс

При подготовке урокам по рассказам Бунина о любви я воспользовалась материалами коллег. Конечно, его я здесь публиковать не буду: он не мой. Но видео вырезала сама из замечательного фильма «Посвящение в любовь». Если не смотрели, обязательно посмотрите. Прекрасное чтение стихотворений Бунина И. Смоктуновским, музыка, аура… Первая новелла фильма — «Лёгкое дыхание».

Чтобы подготовить учащихся к ЕГЭ по литературе, я использую задания единого банка заданий с сайта ФИПИ. Их мы разбираем на уроке, их ребята получают в качестве домашних заданий. Ниже вы найдёте файлы с этими заданиями.

Презентация-тест по творчеству и биографии А. Блока.

Темы сочинений

  1. В чем противоречивость отношения А.А. Блока к революции? (По поэме А.А. Блока «Двенадцать».)
  2. Какое развитие в поэме А.А. Блока «Двенадцать» находит мотив «страшного мира», характерный для лирики поэта?
  3. В чём особенность звучания революционной темы в поэзии А.А. Блока?
  4. Какие изменения претерпевает образ возлюбленной в произведениях А.А. Блока разных лет?
  5. Почему в стихах о России А.А. Блок обращается к историческому прошлому Родины?
  6. Какой предстаёт революционная Россия в поэме А.А. Блока «Двенадцать»?

Презентация к уроку-лекции. Презентация дополнена тестовыми заданиями, которые проверяют усвоение лекционного материала в конце урока. Тест — это не элемент контроля в данном случае, а игровой момент.

Художественный мир Н. Гумилёва. Презентация к уроку.

В презентации включена анимация для объяснения своеобразия художественного мира Гумилёва. После неё на уроке рассматриваются два стихотворения: «Жираф»  и «Капитаны» (1 часть). По стихотворениям проводится беседа, создаётся анализ.

Презентация к уроку-лекции.

perova.jimdo.com

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: Презентация «Творческая биография А.И. Куприна»

Слайд 1

Творческая биография А.И. Куприна Презентацию подготовила Чеченева Марина Дмитриевна, учитель русского языка и литературы МКОУ Братковской СОШ

Слайд 2

Мы должны быть благодарны Куприну за всё – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом. К.Г. Паустовский

Слайд 3

Александр Иванович Куприн (1870 —1938)

Слайд 4

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника. Дом-музей Куприна в Наровчате

Слайд 5

Детство и отрочество будущего писателя прошло в Москве. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус. Осенью 1888 года А.И. Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, готовившее пехотных офицеров. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе» («Кадеты») и в романе «Юнкера». Куприн – кадет. 1880 г.

Слайд 6

10 августа 1890 года, окончив «по первому разряду» Александровское военное училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в захолустном городишке Проскурове Подольской губернии. Провинциальный быт, скука, утомительная муштра, грубые нравы – всё это сильно расходилось с его представлениями об офицерской службе. Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна всё более невыносимыми. Вместе с разочарованием в нём зрел протест, который и привёл в конце концов к отставке в 1894 году.

Слайд 7

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889). После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар и получил первое признание. В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»). Жизни русской армии посвящены рассказы «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901). А.И. Куприн в группе сотрудников издательства «Русское богатство»

Слайд 8

В следующие годы Куприн много странствовал по России, впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был поэтом, репортёром, фельетонистом, грузчиком, землемером, певчим, управляющим при постройке дома, выступал на сцене, рыбачил с черноморскими рыбаками, изучал зубоврачебное дело и т.д. Между тем житейская необходимость всё более соединялась у Куприна с желанием глубже познать мир и людей. Им двигали «безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство». А.И. Куприн в водолазном костюме после спуска на морское дно и Е.М. Куприна. Фото 1911

Слайд 9

В 1890-е годы Куприн опубликовал повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» в 1901 году — рассказ «Оборотень». В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903). «Олеся». «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…» Художник П. Пинкисевич

Слайд 10

В 1905 году вышло наиболее значительное произведение Куприна — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. «Поединок». Глава 14. Пикник. Художник П. Пинкисевич

Слайд 11

Рассказы «Суламифь» (1907) и «Гранатовый браслет» (1910). Оба они — о любви. И в них Куприн остался верен себе: он изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». «Суламифь». Художник Ю. Гершкович

Слайд 12

Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном рассказе о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь безнадежно и самоотверженно влюблен в графиню Веру Шеину. «Гранатовый браслет». Желтков. Художник В. Якубич «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна. Худ. В. Якубич

Слайд 13

В 1911 году Куприн со своей семьёй поселился в Гатчине. А.И. Куприн в своем саду в Гатчине. Фото 1911

Слайд 14

В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. А.И.Куприн, мобилизованный в армию. Фото 1914

Слайд 15

Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.). В первые годы сотрудничал с русскоязычными изданиями, описывая послеоктябрьские события в России. Он становится одним из наиболее заклятых врагов Советской России.

Слайд 16

Куприн мучительно переживал разрыв с Россией, ощущал эмиграцию как личную трагедию. «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а всё гуще и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924 году. Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище. Приезд А.И. Куприна на Родину. 1937

Слайд 17

Экранизация произведений Куприна Многие произведения Куприна экранизированы: «Белый пудель» , «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Олеся». «Поединок», «Яма» и др. Вышло два телесериала: «Юнкера» (2007 г.) и «Куприн» (2014 г.). «Поединок», 1957

Слайд 18

«Колдунья» с Мариной Влади по повести «Олеся». 1956 «Гранатовый браслет», 1964

Слайд 19

В историю отечественной литературы А.И. Куприн вошёл как автор повестей и романов, а также как крупный мастер рассказа. Он принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

Список литературы: 1.Вержбицкий Н.К. Встречи с Куприным — Москва: Советская Россия, 1978. 2.Лилин В. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. Пособие для учащихся. — Ленинград: Просвещение, 1975. 3.Михайлов О. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. Интернет-ресурсы: http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=0 http://a-i-kuprin.ru/ www.kuprin.org.ru/ http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-kuprina http://www.a4format.ru/author.bio.php?lt=202&author=42&dtls_bio=1 http://www.kostyor.ru/biography/?n=52 http://bibl10.ucoz.ru/index/imja_biblioteki_a_i_kuprin/0-9

nsportal.ru

А. И. Куприн. Биография. Творчество — УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 11 классе — — Каталог файлов

А. И. КУПРИН. БИОГРАФИЯ. ТВОРЧЕСТВО

АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ КУПРИН (1870—1938)

Жизнелюбивый талант Куприна, одного из «королей» русской прозы нашего века, находил высокую оценку у писателей самых разных, полярных направлений. Л. Н. Толстой, «Лев Великий» нашей словесности, говорил: «Куприн — настоящий художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…» Один из вождей символизма, Константин Бальмонт, вторил, уже в стихах:

Это — мудрость верной силы.
В самой буре — тишина.
Ты — родной и всем нам милый.
Все мы любим Куприна.

Детские годы. Роль матери

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 г. в захолустном городке Наровчате Пензенской губернии. Отца своего, умершего от холеры, когда мальчику шел второй год, Куприн совсем не помнил. В 1874 г. он переезжает с матерью в Москву и поселяется в общей палате вдовьего дома на Кудринской площади. Так начинается для писателя семнадцатилетняя полоса беспрерывного заточения во всякого рода казенных заведениях.
Во вдовьем доме (описанном впоследствии в рассказе «Святая ложь», 1914) он, по крайней мере, не был оторван от матери. Вообще, для детства Куприна и формирования его личности громадную роль сыграла мать, которая в глазах ребенка безраздельно заняла место «верховного существа». Судя по свидетельствам современников, Любовь Алексеевна Куприна, урожденная татарская княжна Куланчакова, «обладала сильным, непреклонным характером и высоким благородством». Это была женщина энергичная, волевая (чего только ей стоило после смерти мужа воспитать, почти без средств к существованию, троих детей!) и даже с оттенком деспотизма в характере. Авторитет Любови Алексеевны оставался неколебимым в течение всей ее долгой жизни. В своем автобиографическом романе «Юнкера» (1928— 1932) он не называет мать главного героя Александрова иначе, как «обожаемая». Мечтательный и одновременно «азиатски» вспыльчивый, нежный и упорный до упрямства, мальчик оказался обязанным матери многими чертами своего характера.

Суровая казарменная школа

В 1877 г. из-за тяжелого материального положения Любовь Алексеевна была вынуждена отдать сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Семилетний Саша надел первую в своей жизни форму — «парусиновые панталоны и парусиновую рубашку, обшитую вокруг ворота и вокруг рукавов форменной кумачовой лентой». Казенная обстановка, злобные старые девы-воспитательницы, наконец, сверстники, которые «были с самого первоначалия исковерканы»,— все это причиняло мальчику страдания. Он совершает побег и, проплутав двое суток по Москве, возвращается с повинной в пансион (рассказ 1917 г. «Храбрые беглецы»).

Однако испытания, ждавшие Куприна, только начинались. В 1880 г. он сдал вступительные экзамены во Вторую московскую военную гимназию, которая два года спустя была преобразована в кадетский корпус. И снова форма: «Черная суконная курточка, без пояса, с синими погонами, восемью медными пуговицами в один ряд и красными петлицами на воротнике». В повести «На переломе» («Кадеты», 1900) Куприн подробно запечатлел калечащие детскую душу нравы, тупость начальства, «всеобщий культ кулака», отдававший слабого на растерзание более сильному, наконец, отчаянную тоску по семье и дому.

«Бывало в раннем детстве вернешься после долгих летних каникул в пансион,— вспоминал Куприн.— Все серо, казарменно, начнет свежей масляной краской и мастикой, товарищи грубы, начальство недоброжелательно. Пока день — еще крепишься кое как… Но когда настанет вечер, и возня в полутемной спальне уляжется,— о, какая нестерпимая скорбь, какое отчаяние овладевают маленькой душой! Грызешь подушку, подавляя рыдания, шепчешь милые имена и плачешь, плачешь жаркими слезами и знаешь, что никогда не насытишь ими своего горя» (очерк 1904 г. «Памяти Чехова»).

Формирование личности и истоки гуманизма

Третье Александровское юнкерское училище в Москве, куда Куприн поступил в сентябре 1888 г., приняло в свои стены уже не «невзрачного, маленького, неуклюжего кадетика», а крепкого юношу, ловкою гимнаста, юнкера, без меры дорожащего честью своего мундира, неутомимого танцора, пылко влюблявшегося в каждую хорошенькую партнершу по вальсу.

Детские и юношеские годы Куприна в известной мере дают материал для отыскания его характерных особенностей как художника. Воспевание героического, мужественного начала, естественной и грубовато-здоровой жизни сочетается в творчестве писателя, как мы увидим, с обостренной чуткостью к чужому страданию, с пристальным вниманием к слабому, «маленькому» человеку, угнетаемому оскорбительно чужой и враждебной ему средой. Вот эта вторая, плодотворнейшая стихия Куприна-художника восходит к впечатлениям маленького Саши, полученным в кадетском корпусе. Нужно было ребенком пройти сквозь ужасы военной бурсы, пережить унизительную публичную порку, чтобы так болезненно остро ощутить, скажем, мучения татарина Байгузина, истязуемого на батальонном плацу («Дознание», 1894), или драму жалкого, забитого солдатика Хлебникова («Поединок», 1905).

Первые литературные опыты. Служба в полку

Несмотря на мрачность быта в кадетском корпусе, именно там родилась настоящая, глубокая любовь будущего писателя к литературе. К этому времени и сам Куприн начинает пробовать свои силы в литературе (сперва в поэзии). Уже будучи в юнкерском училище, он впервые выступил в печати. Познакомившись с поэтом Л. И. Пальминым, Куприн опубликовал в журнале «Русский сатирический листок» весьма посредственный рассказ «Последний дебют» (1889).

Когда 10 августа 1890 г., окончив «по первому разряду» Александровское училище, свежеиспеченный подпоручик отправился в 46-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в городишке Проскурове Подольской губернии, он и сам не относился серьезно к своему «писательству».

Почти четырехлетняя служба впервые столкнула Куприна с тяготами обыденной жизни и армейской действительности. Однако именно эти годы дали возможность Куприну всесторонне познать провинциальный военный быт, а также познакомиться с нищей жизнью белорусской окраины, еврейского местечка, с нравами «заштатной» интеллигенции. Впечатления этой поры явились как бы «запасом» на много лет вперед (материал для ряда рассказов, и в первую очередь повести «Поединок», Куприн почерпнул именно во время своей офицерской службы). В 1893 г. молодой подпоручик заканчивает повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна все более невыносимыми. Вот так же «взрослеет» в «Поединке» подпоручик Ромашов, еще недавно мечтавший о воинской славе, но после напряженных раздумий о бесчеловечности армейской муштры, дикости провинциального офицерского существования решающий выйти в отставку.

Куприн подает прошение об отставке, получает ее и к осени 1894 г. оказывается в Киеве. Он много печатается в местных и провинциальных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки. Итогом этого беспокойного, полуписательского, полурепортерского прозябания были два сборника: очерки «Киевские типы» (1896) и рассказы «Миниатюры» (1897).

Купринские «университеты»

Произведения Куприна 90-х гг. неравноценны, нередко он допускал штампы, мелодраматичность. Пройдет немного времени, и Куприн резко высмеет собственные литературные штампы («По заказу», 1901). Преодолению литературщины, заемных мелодраматических трафаретов и расхожих описаний способствовало подлинное познание жизни. В автобиографии писателя приведен поистине устрашающий список тех занятий, какие он перепробовал, расставшись с военным мундиром: был репортером, управляющим на постройке дома, разводил табак «махорку-серебрянку» в Волынской губернии, служил в технической конторе, был псаломщиком, подвизался на сцене, изучал зубоврачебное дело, хотел было даже постричься в монахи, служил в артели по переноске мебели фирмы некоего Лоскутова, работал по разгрузке арбузов и т. д. Сумбурные, лихорадочные мечтания, смена «специальностей» и должностей, частые разъезды по стране, обилие новых встреч — все это дало Куприну неисчерпаемое богатство впечатлений,— требовалось художественно обобщить их.

И когда в 1896 г., поступив заведующим учетом кузницы и столярной мастерской на один из крупнейших сталелитейных и рельсопрокатных заводов Донецкого бассейна, Куприн пишет цикл очерков о положении рабочих, одновременно с ними складываются контуры первою крупного произведения — повести «Молох».

Это была уже во многом настоящая «купринская» проза с ее, по словам Бунина, «метким и без излишества щедрым языком». Так начинается стремительный творческий расцвет Куприна, создавшего на стыке двух веков большинство самых значительных произведений. Талант Куприна, недавно еще разменивавшийся на ниве дешевой беллетристики, обретает уверенность и силу. Вслед за «Молохом» появляются произведения, выдвинувшие писателя в первые ряды русской литературы,— «Прапорщик армейский» (1897), «Олеся» (1898) и затем, уже в начале XX столетия, — «В цирке» (1901), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (НМЗ) и повесть «Поединок» (1905).

s1literator.ucoz.ru

обзор жизни и творчества. «Молох». Видеоурок. Литература 11 Класс

При помощи данного видеоурока все желающие смогут самостоятельно изучить тему «А.И. Куприн: обзор жизни и творчества. «Молох»», которая входит в школьный курс литературу за 11 класс. В ходе занятия учащиеся смогут узнать основные биографические сведения о жизни Куприна, а также о его творческом пути.

Рис. 1. Куприн Александр Иванович (1870 — 1938) (Источник)

Александр Иванович Куприн — талантливый писатель начала XX века.

Куприн родился в селе Наровчатове Пензенской области в семье канцелярского служащего.

Богатая событиями жизнь Куприна, его многообразное творчество — все это составляло чрезвычайно сложную картину. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство (отец умер, когда мальчику был год), непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13-17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь царской армии, описанную им впоследствии во многих произведениях. В повести «Впотьмах», рассказах «Психея», «Лунной ночью», написанных в эти годы, еще преобладают искусственные сюжеты. Одним из первых произведений, основанных на лично пережитом и увиденном, стал рассказ из армейской жизни «Из отдаленного прошлого» («Дознание») (1894).

В 1890 году молодого подпоручика Куприна по окончании училища отправляют в городок Проскуров Подольской губернии служить в пехотном полку. Казарменные порядки стали тягостным времяпровождением для Александра, и он полностью углубляется в литературу. Началом творческой карьеры Куприна можно считать 1893 год, когда на свет появляются рассказы «Лунной ночью», «Дознание» и повесть «Впотьмах». В 1894 году он возвращается в Киев и полностью проходит «переквалификацию». Местные газеты и журналы печатают его очерки, фельетоны и рассказы, кроме этого Куприн подрабатывает журналистом, печатается в полицейской и судебной хрониках, но это не спасает от нищеты. Он пишет, чтобы заглушить чувство голода. Работает, где придется. Семь лет он лихорадочно ищет себя, зарабатывая копейки. Он как бы коллекционирует профессии. 

Чуковский вспоминает о Куприне: « Вечно его мучила жажда исследовать, изучить и понять как живут и работают люди различных профессий,… жаждал узнать всю подноготную, потому что в изучении быта не терпел полузнайства…» 

Рис. 2.  Корней Чуковский (Источник)

Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры». После увольнения из армии, Куприн пошел работать на самый крупный сталелитейный и рельсопрокатный завод, где с 1896 года трудится в должности заведующим учетом кузницы и столярной мастерской. Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.

Работая на заводе, Куприн не отвлекается по мелочам: теперь его работа по призванию там, дома, где лежит стопка аккуратно сложенных рукописей, там, где мыслям просторно, а словам тесно. С 1896 по 1901 год из-под пера талантливого (его уже стали таковым называть) писателя А. Куприна выходит повесть «Поединок» и рассказы: «Олеся», «Прапорщик армейский», «В цирке», «Конокрады», «Белый пудель». Жизнь преподносит еще один шанс покорить северную столицу, и в 1901 году писатель отправляется вновь в Санкт-Петербург, где перед ним открываются двери самых значимых на то время изданий «Мира Божьего» и «Русского мира». Куприна теперь хорошо знают и в Москве благодаря его знакомству с классиками мировой отечественной литературы: И.А.Буниным, М.Горьким, А.П.Чеховым. В 1903 году к Куприну приходит долгожданный успех вместе с томиком «Купринских» рассказов, которые выпускает «Знание».

Первое десятилетие 20-го века для Куприна – благодатное время, когда его творчество пользуется невероятной популярностью.

В 1909 году писатель вместе с А.Буниным получает Академическую премию им. А.С.Пушкина за три тома своих произведений.

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. На киевских пристанях разгружает баржи с арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году несколько месяцев работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе, работает землемером, сближается с артистами цирка. Запас наблюдений Куприна дополняется упорным самообразованием и чтением. Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах. Один за другим появляются сборники: очерков «Киевские типы» и рассказов «Миниатюры».  Глядя на бесправное положение рабочих, Александр Иванович пишет свое первое крупное произведение «Молох». С него, по заверению литературных критиков, и начинается расцвет Куприна.(09:50) Главная тема этой повести — тема русского капитализма, Молоха, — прозвучала необычно ново и значительно. Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота. Практически до конца повести рабочие показаны как терпеливые жертвы Молоха, очень часто звучит сравнение их с детьми.  И закономерен итог повести — взрыв, черная стена рабочих на фоне пламени. Эти образы призваны были передать идею народного бунта. 

Молох – это божество, которому приносили человеческие жертвы. Сам образ завода, который напоминает древнее чудовище, которое просит человеческих жертв.

Повесть «Молох» стала этапным произведением не только для Куприна, но и для всей русской литературы. Эта повесть была опубликована в журнале «Русское богатство».

Рис. 3. Обложка журнала «Русское богатство» (Источник)

В конце 19 века, когда появляется новая фабричная цивилизация, тема опасности становится актуальной.

Герой у Куприна — человек слабый. В повести появляется сила, которая может сопротивляться Молоху. Это рабочие, они пытаются взорвать котлы. Повесть заканчивается пожаром, и основной цех сгорает. Ежедневно завод гремел, а после пожара он замолчал. С этим Молохом удалось справиться.

В 1898 году печатается повесть «Олеся» — одно из первых произведений, в котором Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека.

«Олеся» является одним из произведений Куприна, в которых раскрылись лучшие черты его писательского таланта: умение создавать характеры своих героев, яркие картины природы, напряженное развитие сюжета и лиризм повествования.

Эта повесть имеет традиционный для писателя сюжет, в котором главную роль играет интеллигент из города, обыкновенный человек средних моральных и нравственных качеств, который попадает в непривычную для него сельскую среду. Непохожей на другие повести «Олесю» делает наличие романтической струи, связанной с образом героини, имя которой и носит повесть.

Олеся — это необычная девушка, человек с сильным и цельным характером, способный любить своим верным и горячим сердцем. Она стала такой потому, что жила всю жизнь вдали от цивилизации, не только городской, но и деревенской. Куприн в лице Олеси восхищается естественными представлениями о мире и осуждает общество мещан, которое несет гибель и разрушение. Только слияние человека с природой могло создать такой характер и яркий внутренний мир, который привлекает Ивана Тимофеевича. Он видит в ней тайну, загадку, и, несмотря на свою доброту и мягкость, причиняет девушке огромное горе. Его пассивности и бездействия оказывается достаточно, чтобы Олеся, избитая до полусмерти деревенскими бабами, была вынуждена бежать из родного края.

На примере Ивана Тимофеевича И.А. Куприн показывает, как мог бы измениться человек, могла бы преобразиться его личность под влиянием настоящей любви, но это не происходит с главным героем. Он не просто совершает зло своей легкомысленностью и бездействием, Иван не видит своей вины и не испытывает угрызений совести.

В 1901году переезжает петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1904) и др. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей.

В 1905 году была опубликована повесть «Поединок», посвященная М. Горькому. Куприн писал Горькому: «Все смелое и буйное в моей повести принадлежит Вам».

Куприн становиться популярным.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907), «Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю». О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), изображая яркую страсть библейской красавицы Суламифи и нежное, безнадежное и самоотверженное  маленького чиновника Желткова.  Для Куприна любовь — трагедия.

Рис. 4. Куприн на воздушном шаре

Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный опыт. Он поднимается на воздушном шаре, в 1910 году совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками. Все это украшает страницы его произведений яркими красками, духом здоровой романтики. Герои повестей и рассказов Куприна — люди самых различных классов и социальных групп царской России, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех»…

Февральскую революцию Куприн встречает с восторгом. Открывает госпиталь.

Октябрьскую революцию не принял, потому что сразу увидел ее жестокость.

Куприн выступает против власти большевиков. В 1919 году покидает Родину.

Писатель долгие годы провел в эмиграции.  Эмигрантская жизнь обрывочна. Куприн в письмах пишет о тоске по Родине. Он тяжко расплатился за эту жизненную ошибку — расплатился жестокой тоской по Родине и творческим спадом. Самое знаменитое произведение этого времени — роман «Юнкера». Но в это время ему не писалось.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», — пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Куприн возвращается в Москву.

Рис. 5. Куприн возвращается на Родину

Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна было подорвано (у него рак), и в августе 1938 года его не стало.

Куприн никогда не писал литературных манифестов. Считается, что он не разработал нового стиля и ничем не обогатил теорию литературы. Но это именно Куприн оставил «десять заповедей» писателя, которых придерживался и сам. Это именно Куприн указал молодому писателю, как организовать свою работу. Конечно, и до, и после Куприна подавались советы и составлялись некие профессиональные кодексы. Но купринский кодекс, сформулированный предельно чётко и кратко, находится вне стилей и направлений. Он универсален, и, чтобы заострить перо, ему могут следовать представители любых литературных течений.

«1. Если хочешь что-нибудь изобразить… сначала представь себе это совершенно ясно: цвет, запах,

interneturok.ru

Презентация к уроку по литературе (11 класс): Творческая биография А.И.Куприна (презентация)

Слайд 1

Творческая биография А.И. Куприна

Слайд 2

Мы должны быть благодарны Куприну за всё – за его глубокую человечность, за его тончайший талант, за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа и, наконец, за никогда не умиравшую в нем способность загораться от самого незначительного соприкосновения с поэзией и свободно и легко писать об этом. К.Г. Паустовский

Слайд 3

Александр Иванович Куприн (1870 —1938)

Слайд 4

Александр Иванович Куприн родился 26 августа (7 сентября) 1870 года в уездном городе Наровчате (ныне Пензенская область) в семье чиновника. Дом-музей Куприна в Наровчате

Слайд 5

Детство и отрочество будущего писателя прошло в Москве. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус. Осенью 1888 года А.И. Куприн поступил в Третье Александровское юнкерское училище в Москве, готовившее пехотных офицеров. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе» («Кадеты») и в романе «Юнкера». Куприн – кадет. 1880 г.

Слайд 6

10 августа 1890 года, окончив «по первому разряду» Александровское военное училище, подпоручик Куприн отправился в 46-й Днепровский пехотный полк, квартировавший в захолустном городишке Проскурове Подольской губернии. Провинциальный быт, скука, утомительная муштра, грубые нравы – всё это сильно расходилось с его представлениями об офицерской службе. Казарменные будни в Днепровском полку становятся для Куприна всё более невыносимыми. Вместе с разочарованием в нём зрел протест, который и привёл в конце концов к отставке в 1894 году.

Слайд 7

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889). После первых публикаций Куприн ощутил в себе писательский дар и получил первое признание. В 1893-1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах» и рассказ «Лунной ночью», готовился к печати рассказ «Из отдалённого прошлого» («Дознание»). Жизни русской армии посвящены рассказы «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход» (1901). А.И. Куприн в группе сотрудников издательства «Русское богатство»

Слайд 8

В следующие годы Куприн много странствовал по России, впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений. В автобиографии Куприн упоминает множество перепробованных им профессий: он был поэтом, репортёром, фельетонистом, грузчиком, землемером, певчим, управляющим при постройке дома, выступал на сцене, рыбачил с черноморскими рыбаками, изучал зубоврачебное дело и т.д. Между тем житейская необходимость всё более соединялась у Куприна с желанием глубже познать мир и людей. Им двигали «безмерная жадность к жизни и нестерпимое любопытство». А.И. Куприн в водолазном костюме после спуска на морское дно и Е.М. Куприна. Фото 1911

Слайд 9

В 1890-е годы Куприн опубликовал повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» в 1901 году — рассказ «Оборотень». В эти годы Куприн познакомился с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903). «Олеся». «Почти целый месяц продолжалась наивная, очаровательная сказка нашей любви…» Художник П. Пинкисевич

Слайд 10

В 1905 году вышло наиболее значительное произведение Куприна — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. «Поединок». Глава 14. Пикник. Художник П. Пинкисевич

Слайд 11

Рассказы «Суламифь» (1907) и «Гранатовый браслет» (1910). Оба они — о любви. И в них Куприн остался верен себе: он изображает истинную любовь как высшую ценность мира, как непостижимую тайну. Для такого всепоглощающего чувства не существует вопроса «быть или не быть?», оно лишено сомнений, а потому часто чревато трагедией. «Любовь всегда трагедия, — писал Куприн, — всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». «Суламифь». Художник Ю. Гершкович

Слайд 12

Куприн был глубоко убежден в том, что даже безответное чувство способно преобразить жизнь человека. Об этом он мудро и трогательно поведал в «Гранатовом браслете», грустном рассказе о скромном телеграфном чиновнике Желткове, который был столь безнадежно и самоотверженно влюблен в графиню Веру Шеину. «Гранатовый браслет». Желтков. Художник В. Якубич «Гранатовый браслет». Княгиня Вера Николаевна. Худ. В. Якубич

Слайд 13

В 1911 году Куприн со своей семьёй поселился в Гатчине. А.И. Куприн в своем саду в Гатчине. Фото 1911

Слайд 14

В начале Первой мировой войны Куприн добровольцем отправился на фронт, а после демобилизации по состоянию здоровья в 1915 г. организовал в собственном доме госпиталь для раненых. А.И.Куприн, мобилизованный в армию. Фото 1914

Слайд 15

Февральскую революцию 1917 г. писатель встретил с радостью, сблизившись с партией эсеров, но события Октября 1917 г. и последовавшая за ними Гражданская война разочаровали его. Куприн примкнул к армии Н. Н. Юденича, а в 1920 г. уехал во Францию. Самым значительным произведением, созданным в эмиграции, стал автобиографический роман «Юнкера» (1928—1932 гг.). В первые годы сотрудничал с русскоязычными изданиями, описывая послеоктябрьские события в России. Он становится одним из наиболее заклятых врагов Советской России.

Слайд 16

Куприн мучительно переживал разрыв с Россией, ощущал эмиграцию как личную трагедию. «Боль и тоска по родине не проходят, не притерпливаются, а всё гуще и глубже», — признавался он в одном из писем в 1924 году. Тоска по родине заставила Куприна в 1937 г. вернуться в СССР, где известного писателя встретили довольно благосклонно. Но прожил он в Советской России недолго. Скончался 25 августа 1938 г. в Ленинграде. Похоронен на Волковом кладбище. Приезд А.И. Куприна на Родину. 1937

Слайд 17

Экранизация произведений Куприна Многие произведения Куприна экранизированы: «Белый пудель» , «Гамбринус», «Гранатовый браслет», «Олеся». «Поединок», «Яма» и др. Вышло два телесериала: «Юнкера» (2007 г.) и «Куприн» (2014 г.). «Поединок», 1957

Слайд 18

«Колдунья» с Мариной Влади по повести «Олеся». 1956 «Гранатовый браслет», 1964

Слайд 19

В историю отечественной литературы А.И. Куприн вошёл как автор повестей и романов, а также как крупный мастер рассказа. Он принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Слайд 21

Список литературы: 1.Вержбицкий Н.К. Встречи с Куприным — Москва: Советская Россия, 1978. 2.Лилин В. Александр Иванович Куприн. Биография писателя. Пособие для учащихся. — Ленинград: Просвещение, 1975. 3.Михайлов О. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. Интернет-ресурсы: http://kuprin.velchel.ru/index.php?cnt=0 http://a-i-kuprin.ru/ www.kuprin.org.ru/ http://citaty.su/kratkaya-biografiya-aleksandra-kuprina http://www.a4format.ru/author.bio.php?lt=202&author=42&dtls_bio=1 http://www.kostyor.ru/biography/?n=52 http://bibl10.ucoz.ru/index/imja_biblioteki_a_i_kuprin/0-9

nsportal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *