Содержание

Русский писатель Александр Иванович Куприн: детство, юность, биография

Куприн Александр Иванович — одна из самых заметных фигур отечественной литературы 1-й половины 20 века. Он является автором таких известных произведений, как «Олеся», «Гранатовый браслет», «Молох», «Поединок», «Юнкера», «Кадеты» и др. Александр Иванович прожил яркую, необычную, достойную жизнь. Судьба порой была к нему сурова. Как детство Александра Куприна, так и зрелые годы отмечены нестабильностью в различных сферах жизни. Ему приходилось в одиночку сражаться за материальную независимость, славу, признание и право называться писателем. Через многие невзгоды прошел Куприн. Детство и юность его были особенно непростыми. Обо всем этом мы подробно поговорим.

Происхождение будущего писателя

Куприн Александр Иванович родился в 1870 г. Его родной город — Наровчат. Сегодня он находится в Пензенской области. Дом, где родился Куприн, в настоящее время является музеем (фото его представлено ниже). Родители Куприна не были состоятельными. Иван Иванович, отец будущего писателя, относился к роду обедневших дворян. Он служил мелким чиновником и часто пил. Когда Александру шел только второй год, от холеры умер Иван Иванович Куприн. Детство будущего писателя, таким образом, прошло без отца. Его единственной опорой была мать, о которой стоит рассказать отдельно.

Мать Александра Куприна

Любовь Алексеевна Куприна (в девичестве — Кулунчакова), мать мальчика, была вынуждена поселиться во Вдовьем доме города Москвы. Именно отсюда текут первые воспоминания, которыми поделился с нами Иван Куприн. Детство его во многом связано с образом матери. Она играла роль высшего существа в жизни мальчика, являлась для будущего писателя целым миром. Александр Иванович вспоминал, что эта женщина была волевой, сильной, строгой, похожей на восточную княжну (Кулунчаковы относились к старинному роду татарских князей). Даже в убогой обстановке Вдовьего дома она оставалась такой. Днем Любовь Алексеевна была строгой, но вечером превращалась в загадочную ворожею и рассказывала своему сыну сказки, которые переделывала на свой лад. Эти интересные рассказы с удовольствием слушал Куприн. Детство его, весьма суровое, скрашивали сказки о дальних странах и неведомых существах. Еще будучи ребенком, Александр Иванович столкнулся с печальной действительностью. Однако трудности не помешали реализоваться в качестве писателя такому талантливому человеку, как Куприн.

Детство, проведенное во Вдовьем доме

Детство Александра Куприна прошло вдали от уюта дворянских поместий, званых обедов, отцовских библиотек, куда можно было прокрадываться втихомолку по ночам, рождественских подарков, которые так упоительно искать под елкой на рассвете. Зато он хорошо знал серость сиротских комнат, скудные гостинцы, выдаваемые по праздникам, запах казенной одежды и затрещины от воспитателей, на которые те не скупились. Безусловно, отпечаток на его личность наложило раннее детство Куприна. Биография его дальнейших лет отмечена новыми трудностями. Следует вкратце рассказать и о них.

Военно-муштровое детство Куприна

Для детей его положения было не так много вариантов дальнейшей судьбы. Один из них — военная карьера. Любовь Алексеевна, заботясь о своем ребенке, приняла решение сделать из своего сына военного. С матерью Александру Ивановичу вскоре пришлось расстаться. В его жизни началась унылая военно-муштровая пора, которой продолжилось детство Куприна. Биография его этой поры отмечена тем, что он несколько лет провел в казенных заведениях города Москвы. Сначала был Разумовский сиротский пансион, через некоторое время — Московский кадетский корпус, а потом Александровское военное училище. Куприн по-своему ненавидел каждое из этих временных пристанищ. Одинаково сильно будущего писателя раздражала тупость начальства, казенная обстановка, испорченные сверстники, недалекость воспитателей и преподавателей, «культ кулака», одинаковая для всех форма и публичная порка.

Вот таким нелегким было детство Куприна. Для детей важно иметь близкого человека, и в этом смысле Александру Ивановичу повезло — его поддерживала любящая мать. Она умерла в 1910 году.

Куприн отправляется в Киев

Куприн Александр, окончив училище, провел еще 4 года на военной службе. Он вышел в отставку при первой же возможности (в 1894 году). Поручик Куприн навсегда снял военный мундир. Он решил перебраться в Киев.

Настоящим испытанием для будущего писателя стал большой город. Куприн Александр Иванович всю свою жизнь провел в казенных заведениях, поэтому был не приспособлен к самостоятельной жизни. По этому поводу он позднее иронизировал, что в Киеве был будто «институтка-смолянка», которую ночью завели в дебри лесов и оставили без компаса, пищи и одежды. Нелегко пришлось в это время такому великому писателю, как Александр Куприн. Интересные факты о нем во время пребывания в Киеве связаны и с тем, чем приходилось заниматься Александру для того, чтобы заработать себе на жизнь.

Как Куприн зарабатывал на жизнь

Для того чтобы выжить, Александр брался почти за любое дело. Он в короткие сроки попробовал себя в качестве продавца махорки, прораба на строительстве, столяра, служащего в конторе, заводского рабочего, помощника кузнеца, псаломщика. Одно время Александр Иванович даже всерьез подумывал о том, чтобы уйти в монастырь. Нелегкое детство Куприна, кратко описанное выше, вероятно, навсегда оставило след в душе будущего писателя, которому с юных лет пришлось столкнуться с суровой действительностью. Поэтому его желание уединиться в монастыре вполне объяснимо. Однако Александру Ивановичу была уготована другая судьба. Вскоре он нашел себя на литературном поприще.

Важным литературным и жизненным опытом стала служба репортером в газетах Киева. Александр Иванович писал обо всем — о политике, убийствах, социально-общественных проблемах. Ему приходилось заполнять также развлекательные рубрики, писать дешевые мелодраматичные рассказы, которые, кстати, пользовались немалым успехом у безыскусного читателя.

Первые серьезные произведения

Из-под пера Куприна мало-помалу начали выходить серьезные произведения. Рассказ «Дознание» (другое название его — «Из отдаленного прошлого») был напечатан в 1894 году. Затем появился сборник «Киевские типы», в который поместил свои очерки Александр Куприн. Творчество его этого периода отмечено и многими другими произведениями. Через некоторое время было опубликовано собрание рассказов под названием «Миниатюры». Повесть «Молох», изданная в 1996 году, сделала имя начинающему писателю. Его славу укрепили вышедшие следом произведения «Олеся» и «Кадеты».

Переезд в Петербург

Антон Павлович Чехов, большой авторитет в литературе, заинтересовался этими успешными публикациями. Он познакомился с Куприным в Одессе и пригласил его работать в «Журнал для всех», выходивший в Петербурге.

В этом городе началась для Александра Ивановича новая, яркая жизнь со множеством встреч, знакомств, кутежей и творческих достижений. Современники вспоминали, что Куприн любил хорошо погулять. В частности, Андрей Седых, русский литератор, отметил, что в молодости он жил буйно, нередко бывал пьян и в это время делался страшен. Александр Иванович мог творить безрассудные вещи и порой даже жестокие. А Надежда Тэффи, писательница, вспоминает, что он был очень сложным человеком, отнюдь не добряком и простачком, каким на первый взгляд мог показаться.

Куприн пояснял, что творческая деятельность отнимала у него много энергии и сил. За каждую удачу, как и за неудачу, приходилось расплачиваться здоровьем, нервами, собственной душой. Но злые языки видели лишь неприглядную мишуру, а затем неизменно шли слухи о том, что Александр Иванович — гуляка, дебошир и пьяница.

Новые произведения

Как бы Куприн ни выплескивал свой пыл, он всегда после очередной пьянки возвращался к письменному столу. Александр Иванович в буйный период жизни в Петербурге написал свою ставшую культовой повесть «Поединок». К этому же периоду относятся его рассказы «Болото», «Белый пудель», «Суламифь», «Штабс-капитан Рыбников», «Река жизни», «Гамбринус». Через некоторое время, уже в Одессе, он завершил «Гранатовый браслет», а также принялся за создание цикла «Листригоны».

Личная жизнь Куприна

В столице он познакомился со своей первой женой, Давыдовой Марией Карловной. От нее у Куприна родилась дочь Лидия. Мария Давыдова подарила миру книгу под названием «Годы молодости». Через некоторое время их брак распался. Александр Куприн женился через 5 лет на Гейнрих Елизавете Морицовне. С этой женщиной он прожил до самой своей смерти. У Куприна от второго брака — две дочери. Первая — Зинаида, которая рано умерла, заболев воспалением легких. Вторая дочь, Ксения, стала известной советской актрисой и моделью.

Переезд в Гатчину

Куприн, устав от напряженной столичной жизни, покинул Петербург в 1911 году. Он переехал в Гатчину (небольшой город, расположенный в 8 км от столицы). Здесь, в своем «зеленом» доме, он поселился вместе с семьей. В Гатчине все располагает к творчеству — тишина дачного городка, тенистый сад с тополями, просторная терраса. Этот город сегодня тесно связан с именем Куприна. Здесь находятся библиотека и улица, названные в его честь, а также мемориальная доска и памятник, посвященный ему.

Эмиграция в Париж

Однако степенному счастью пришел конец в 1919 году. Сначала Куприн был мобилизован в армию на стороне белых, а через год все семейство эмигрировало в Париж. Александр Иванович Куприн вернется на родину лишь через 18 лет, уже в преклонном возрасте.

В разное время по-разному трактовались причины эмиграции писателя. Как утверждали советские биографы, он был едва ли не насильно вывезен белогвардейцами и все последующие долгие годы, до самого возращения, томился на чужбине. Недоброжелатели стремились уколоть его, выставив предателем, променявшим родину и талант на заграничные блага.

Возвращение на родину и смерть писателя

Если верить многочисленным воспоминаниям, письмам, дневникам, ставшим доступными общественности несколько позже, то Куприн объективно не принял революцию и установившуюся власть. Он называл ее фамильярно «совком».

Когда он вернулся на родину уже разбитым стариком, его возили по улицам, чтобы продемонстрировать достижения СССР. Александр Иванович говорил, что большевики — замечательные люди. Одно лишь неясно — откуда у них так много денег.

Тем не менее о возвращении на родину Куприн не жалел. Для него Париж был прекрасным городом, но чужим. Куприн умер 25 августа 1938 г. Он скончался от рака пищевода. На другой день многотысячная толпа окружила Дом писателей в Петербурге. Пришли и знаменитые коллеги Александра Ивановича, и верные поклонники его творчества. Все они собрались для того, чтобы отправить в последний путь Куприна.

Детство писателя А. И. Куприна, в отличие от юных лет многих других деятелей литературы того времени, было весьма непростым. Однако во многом именно благодаря всем этим пережитым трудностям он нашел себя в творчестве. Куприн, детство и юность которого прошли в нищете, приобрел и материальное благополучие, и известность. Сегодня с его творчеством мы знакомимся еще в школьные годы.

fb.ru

Личная жизнь Куприна | Kratkoe.com

Александр Куприн личная жизнь писателя очень интересна и раскроет внутренний мир этого творческого человека.

Александр Куприн личная жизнь

Писатель любил двух обворожительных красавиц в своей жизни — Марию Давыдову и ее подругу Лизу Ротони. Так вышло, что первый брак закончился без «хэппи энда». Мария Давыдовна слыла светской львицей и мечтала из своего мужа сделать модного писателя в костюме от курюр, но Александру Ивановичу такой образ жизни был чуждым из-за гордого нрава и нетерпения лести. У них была дочь Лидия.

Хотя, литературная карьера Куприна — в какой-то части заслуга его первой жены Марии. Писатель больше любил проводить время в кабаках, да прогуливаясь по Невскому проспекту. Но Мария была недовольна таким исходом и выгоняла мужа из дома в гостиницу с требованием не возвращаться, пока не напишет новую главу. Именно таким образом было написано произведение «Поединок», сделавшее Куприна мировым писателем!

Однажды во время болезни дочери Люлюши Мария пригласила присмотреть за ребенком свою подругу Елизавету за небольшое вознаграждение.
Со временем Куприн страстно влюбился в Лизу Ротони, но женщина с гордостью ушла из дома подруги, чтобы не разрушать семью. Только вот Куприн с такой участью не смирился, разошелся с Марией и ударился в пьянство.

Через какое-то время Елизавета все-таки сдалась и тоже призналась в своих чувствах к писателю, так прожили влюбленные всю жизнь. У них было две дочери Ксения и Зинаида.

После Первой мировой войны Куприн увез семью во Францию с надеждой на светлое будущее. Но за границей творчество писателя не пользовалось успехом, заработки были ничтожно малы, от отчаяния Куприн все чаще ударялся в пьянство. Семья вернулась в Россию только через 20 лет, но в родной стране исхудавший от рака писатель не смог прожить и года, умер 25 августа 1938 года в Ленинграде, похоронен возле могилы Тургенева. Жена Куприна Елизавета погибла во время блокады Ленинграда через 5 лет после смерти писателя.

kratkoe.com

детство, юность, биография, творчество :: SYL.ru

Александр Иванович Куприн — известный писатель-реалист, чьи произведения находили отклик в сердцах читателей. Его творчество отличалось тем, что он стремился не только фактически верно отражать события, но и более всего тем, что Куприна внутренний мир человека интересовал куда больше, чем просто достоверное описание. Ниже будет описана краткая биография Куприна: детство, юношеские годы, творческая деятельность.

Детские годы писателя

Детство Куприна нельзя было назвать беззаботным. Родился писатель 26 августа 1870 г. в Пензенской губернии. Родителями Куприна были: потомственный дворянин И. И. Куприн, занимавший должность чиновника, и Л. А. Кулунчакова, происходившая из рода татарских князей. Писатель всегда гордился происхождением со стороны матери, да и в его внешности проглядывали татарские черты.

Спустя год отец Александра Ивановича скончался, а мать писателя осталась с двумя дочерьми и малолетним сыном на руках без какой-либо финансовой поддержки. Тогда гордой Любови Алексеевне пришлось унижаться перед высшими лицами, чтобы пристроить своих дочерей в казенный пансион. Сама же она, взяв с собою сына, переехала в Москву и устроилась на содержание во Вдовий дом, в котором будущий писатель прожил вместе с нею два года.

Позже он был зачислен на казенный счет Московского опекунского совета в сиротское училище. Детство Куприна там было безрадостным, полным скорби и размышлений о том, что в человеке стараются подавить чувство его собственного достоинства. После этого училища Александр поступил в военную гимназию, позднее преобразованную в кадетский корпус. Это были предпосылки к становлению офицерской карьеры.

Юность писателя

Детство Куприна и не было простым, да и учеба в кадетском корпусе тоже была нелегкой. Но именно тогда у него впервые появилось желание заниматься литературой и он начал писать первые стихи. Конечно, строгие условия жизни кадетов, военная муштра закалили характер Александра Ивановича Куприна, укрепили в нем волю. Позже его воспоминания о детских и юношеских годах найдут отражения в произведениях «Кадеты», «Храбрые беглецы», «Юнкера». Ведь не зря писатель всегда подчеркивал, что его творения во многом автобиографичны.

Военная юность Куприна началась с его поступления в Московское Александровское военное училище, по окончании которого он получил чин подпоручика. Затем он пошел служить в пехотный полк и побывал в маленьких провинциальных городках. Куприн не только исполнял свои служебные обязанности, но и изучал все стороны армейской жизни. Постоянная муштра, несправедливость, жестокость — все это нашло отражение в его рассказах, таких, как, например, «Куст сирени», «Поход», повести «Последний поединок», благодаря которой ему пришла всероссийская слава.

Начало литературной карьеры

Его вступление в ряды писателей датируется 1889 г., когда был опубликован его рассказ «Последний дебют». Позднее Куприн говорил о том, что когда он оставил военную службу, самым трудным для него было то, что у него не имелось никаких знаний. Поэтому Александр Иванович стал основательно изучать жизнь и читать книги.

Будущий известный русский писатель Куприн стал ездить по всей стране и попробовал себя во многих профессиях. Но делал он это, не потому что не мог определиться с дальнейшим видом деятельности, а потому что ему было это интересно. Куприн хотел досконально изучить жизнь и быт людей, их характеры, чтобы отразить эти наблюдения в своих рассказах.

Кроме того, что писатель изучал жизнь, он делал свои первые шаги на литературном поприще — печатал статьи, писал фельетоны, очерки. Значительным событием в его жизни стало сотрудничество с авторитетным журналом «Русское богатство». Именно в нем в период с 1893 по 1895 годы были напечатаны «Впотьмах», «Дознание». В этот же период Куприн знакомится с И. А. Буниным, А. П. Чеховым и М. Горьким.

В 1896 г. издается первая книга Куприна — «Киевские типы», собрание его очерков и опубликована повесть «Молох». Спустя год в свет выходит сборник рассказов «Миниатюры», который Куприн преподнес Чехову.

О повести «Молох»

Рассказы Куприна отличались тем, что центральное место здесь отводилось не политике, а душевным переживаниям героев. Но это не значит, что писателя не волновали вопросы бедственного положения простого населения. В повести «Молох», которая принесла молодому писателю известность, рассказывается о тяжелых, даже гибельных, условиях труда для рабочих одного крупного сталелитейного завода.

Произведение получило такое название неслучайно: писатель сравнивает это предприятие с языческим богом, Молохом, требующим постоянные человеческие жертвы. Обострение социального конфликта (бунт рабочих против начальства) не было главным в произведении. Куприна больше интересовало то, как современная буржуазия может пагубно влиять на человека. Уже в этом произведении можно заметить интерес писателя к личности человека, его переживаниям, размышлениям. Куприн хотел показать читателю, что чувствует человек, столкнувшийся с социальной несправедливостью.

Повесть о любви — «Олеся»

Не меньше произведений было написано о любви. В творчестве Куприна любовь занимала особое место. Он всегда писал о ней трогательно, трепетно. Его герои — это люди, способные переживать, испытывать искренние чувства. Одной из таких повестей является «Олеся», написанная в 1898 г.

Все созданные образы имеют поэтичный характер, в особенности образ главной героини Олеси. В произведении рассказывается о трагической любви между девушкой и рассказчиком, Иваном Тимофеевичем, начинающим писателем. Он приехал в глушь, в Полесье, чтобы познакомиться с укладом жизни неизвестных ему жителей, их легендами и преданиями.

Олеся оказалась полесской ведьмой, но ничего общего с привычным образом таких женщин, она не имеет. В ней красота сочетается с внутренней силой, благородством, небольшой наивностью, но в то же время в ней чувствуется твердая воля и и небольшая толика властности. А ее гадания связаны не с картами или другими силами, а с тем, что она сразу распознает характер Ивана Тимофеевича.

Любовь между героями искренняя, всепоглощающая, благородная. Ведь Олеся не соглашается выйти замуж за него, потому что считает себя ему не ровней. Повесть заканчивается печально: Ивану не удалось второй раз увидеть Олесю, а на память о ней у него остались только красные бусы. И все другие произведения на любовную тему отличаются такой же чистотой, искренностью и благородством.

«Поединок»

Произведением, принесшим славу писателю и занявшим важное место в творчестве Куприна, стал «Поединок». Он был опубликован в мае 1905 г., уже в конце Русско-японской войны. А.И. Куприн написал всю правду армейских нравов на примере одного полка, находившегося в захолустном городке. Центральной темой произведения является становление личности, ее духовного пробуждения на примере героя Ромашова.

«Поединок» можно объяснить и как личный бой между писателем и отупляющими буднями царской армии, которые губят все то лучшее, что есть в человеке. Это произведение стало одним из самых известных, несмотря на то, что финал трагичен. Концовка произведения отражает те реалии, которые существовали в то время в царской армии.

Психологическая сторона произведений

В рассказах Куприн выступает как знаток психологического анализа именно благодаря тому, что он всегда стремился понять, что движет человеком, какие чувства им управляют. В 1905 г. писатель отправляется в Балаклаву и оттуда ездит в Севастополь, чтобы сделать заметки о событиях, произошедших на восставшем крейсере «Очаков».

После выхода в свет его очерка «События в Севастополе», его высылают из города и запрещают туда приезжать. Во время своего пребывания там, Куприн создает рассказ «Листригиновы», где главные лица — это простые рыбаки. Писатель описывает их нелегкий труд, характер, которые были близки по духу самому писателю.

В рассказе «Штабс-капитан Рыбников» психологический талант писателя раскрывается полностью. Журналист ведет скрытую борьбу с тайным агентом японской разведки. И не с целью его разоблачения, а для того, чтобы понять, что чувствует человек, что им движет, какая внутренняя борьба в нем происходит. Этот рассказ был высоко оценен читателями и критиками.

Тема любви

Особое место занимали в творчестве писатели произведения на любовную тему. Но это чувство не было страстным и всепоглощающим, скорее, он описывал любовь бескорыстную, самоотверженную, верную. Среди наиболее известных произведений «Суламифь» и «Гранатовый браслет».

Именно такая бескорыстная, возможно, даже жертвенная любовь, воспринимается героями как высшее счастье. То есть, духовная сила человека состоит в том, что нужно уметь ставить выше своего собственного благополучия счастье другого человека. Только такая любовь может принести истинную радость и интерес к жизни.

Личная жизнь писателя

А.И. Куприн был женат дважды. Его первой женой была Мария Давыдова, дочь известного виолончелиста. Но брак продержался всего 5 лет, но за это время у них родилась дочь Лидия. Второй женой Куприна стала Елизавета Морицовна-Гейнрих, с которой он обвенчался в 1909 г., хотя до этого события они уже два года жили вместе. У них родилось двое девочек — Ксения (в будущем — известная модель и артистка) и Зинаида (скончавшаяся в три года.) Супруга пережила Куприна на 4 года и окончила жизнь самоубийством в период блокады Ленинграда.

Эмиграция

Писатель принял участие в войне 1914 г., но из-за болезни ему пришлось вернуться в Гатчину, где он из своего дома сделал лазарет для раненых солдат. Куприн ждал Февральскую революцию, но, как и большинство, он не принял тех методов, которые использовали большевики для утверждения своей власти.

После того, как Белая армия потерпела поражение, семья Куприна отправляется в Эстонию, затем — в Финляндию. В 1920 г. он приезжает в Париж по приглашению И. А. Бунина. Годы, проведенные во время эмиграции, были плодотворными. Написанные им произведения пользовались успехом у публики. Но, несмотря на это, Куприн все сильнее тосковал по России и в 1936 г. писатель принимает решение вернуться на Родину.

Последние годы жизни писателя

Как и детство Куприна было непростым, так и последние годы его жизни были нелегкими. Его возвращение в СССР в 1937 г. наделало много шуму. 31 мая 1937 г. его встречала торжественная процессия, в которую входили известные литераторы и поклонники его творчества. Уже в то время у Куприна были серьезные проблемы со здоровьем, но он наделся, что на Родине сможет восстановить силы и продолжать заниматься литературной деятельностью. Но 25 августа 1938 г. Александра Ивановича Куприна не стало.

А. И. Куприн был не просто писателем, рассказывавшим о различных событиях. Он изучал человеческую природу, стремился познать характер каждого человека, с которым он встречался. Поэтому читая его рассказы, читатели сопереживают героям, грустят и радуются вместе с ними. Творчество А.И. Куприна занимает особое место в русской литературе.

www.syl.ru

Вспоминаем писателя Александра Куприна — Реалии нашей жизни

25 августа 1938 года спустя год после эмиграции, в Ленинграде скончался писатель Александр Куприн, в возрасте 68 лет.

Его известные произведения: «Гранатовый браслет», «Олеся», «Поединок», «Яма»

Александ р Куприн , сын почётного дворянина Ивана Ивановича Куприна (1834—1871). Мать — Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела)

Куприн был человеком верующим, известно, что пять лет пел в корпусном церковном хоре вторым тенором…

Куприн часто бывал в Сергиевом Посаде, бродил возле знаменитой башни, со времен Петра Великого прозванной «Утиная», стоял в толпе возле ракии преподобного Сергия Радонежского. Он любил этот уголок Москвы XVI столетия, эти красные и белые стены с зубцами и бойницами, ернический торг на широкой площади, расписные троичные сани, управляемые ямщиками в поддевках и в круглых шляпах с павлиньими перьями: «Купец, пожалуйте!..» – и блинные ряды, и бесконечное множество толстых, зобастых и сладострастных святых голубей, и монахов с сонными глазами, большим засаленным животом и пальцами, как у новорожденного младенца – огурчиком, и пряничных коней и деревянных кукол – произведения балбешников, и многое другое, пестрое и неповторимое, как старая и бесконечно родная Русь. Куприн купил у монахов несколько маленьких икон – «Нечаянная радость», «Неопалимая купина», «Встреча Авраама с двумя ангелами»…

– Как мало мы ценили старую жизнь, как порой безобразно ругали в наших книгах. Чернили Россию за ее азиатщину и религиозность. Россию, в которой столько милосердного и светлого! (А.Куприн)

Перед возвращением домой из эмиграции уже больной от онкологии Куприн говорил: —– Умирать нужно в России, дома. Так же, как лесной зверь, который уходит умирать в свою берлогу… Скрылись мы от дождя огненного, жизнь свою спасая. Ах! Есть люди, которые по глупости или от отчаяния утверждают, что и без родины можно или что родина там, где ты счастлив… Мне нельзя без России. Я дошел до того, что не могу спокойно письма написать туда… Ком в горле! Знаете, о чем я иногда думаю? Ведь я верю, что вернусь в Россию… И вот как-нибудь ночью в Москве проснусь и вспомню вдруг Париж, вот этот бульвар с его каштанами, осень, и так заноет душа от тоски по этому проклятому и любимому городу!

Александр Куприн очень тосковал по России, меньше, чем кто бы то ни было из нас он был приспособлен для жизни и работы за границей. Политикой он никогда не занимался и мало интересовался ею.

Е. М. Куприна увезла на родину своего больного старого мужа. Она выбивалась из сил, изыскивая средства спасти его от безысходной нищеты. Давно уже слышались крики-призывы: «SOS! Куприн погибает!» Для них собирали, вернее, выпрашивали гроши.

Всеми уважаемый, всеми без исключения любимый, знаменитейший русский писатель не мог больше работать, потому что был очень, очень болен. И он погибал, и все об этом знали…

В Париже, на Северном вокзале перед тем, как сесть с московский поезд, Куприн сказал: – Я готов пойти в Москву пешком.

За возвращение в Москву Куприна проголосовало всё правительство СССР включая Сталина, воздержался только Ворошилов.

Советская пропаганда пыталась создать образ раскаявшегося писателя, вернувшегося, чтобы воспевать счастливую жизнь в СССР.

Куприн умер в ночь на 25 августа 1938 года от рака пищевода. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках Волковского кладбища рядом с могилой И. С. Тургенева.

filaretuos.livejournal.com

Куприн — мой отец — Ксения Куприна

 

Глава I

МАРИЯ МОРИЦОВНА

Во многих семьях есть свои тайны и легенды, которые сильно действуют на воображение детей: то ли дед — капитан дальнего плавания, то ли брат — солдат, погибший героем, то ли прабабка, танцевавшая с самим Пушкиным. Таким романтическим образом в нашей семье была моя тетка, Мария Морицовна Абрамова, умершая задолго до моего рождения.

Я не помню, когда и какими судьбами ее сундук с театральными костюмами попал к нам в Гатчину. Тогда мне было лет семь. Мама позволила мне играть с ними. Для меня это был сундук со сказочными богатствами. Костюм Василисы Мелентьевны с кокошником, богато вышитым жемчугами, голубой атласный сарафан, прозрачные вуали, затканные золотом, костюм пажа из малинового бархата, перья, веера, бутафорские драгоценности.

В Ленинграде, на Волковом кладбище, есть скромный памятник на могиле писателя Мамина-Сибиряка. На барельефе Мамин и его дочь Аленушка. У их ног доска: «Мария Морицовна Абрамова. — 1865–1892 гг.».

Мало кто знает, что Мария Морицовна была гражданской женой Мамина-Сибиряка, матерью Аленушки, интересным человеком, талантливой актрисой с мятущейся творческой душой.

Мария Морицовна родилась в Перми. Ее отцом был осевший в России венгр Мориц Гейнрих Ротони. Говорят, что он был старинного знатного рода, участвовал в восстании мадьяров в 1848 году и был ранен; за его поимку была назначена большая награда.

Сначала он долго жил в Оренбурге, женился на сибирячке, переменив свою фамилию на Гейнрих. Позже он переехал в Пермь, где открыл фотоателье. У него была большая семья. Мария Морицовна была старшей, потом десять мальчиков и, наконец, последняя — девочка Лиза (1882 г.) — моя мать.

В 1880 году в Пермь был сослан на жительство молодой В. Г. Короленко. В свободное время он занимался педагогической деятельностью, был учителем и в многочисленной семье Гейнрихов. К молодому ссыльному потянулась местная молодежь. Сходились по вечерам, читали и обсуждали нелегальщину.

В 1881 году был убит Александр II. Власти потребовали от Владимира Галактионовича подписать присягу Александру III. Он отказался. Его решили сослать в самую глушь Сибири.

11 августа 1881 года в 8 часов вечера на вокзале собрались друзья и местная молодежь, чтобы проводить писателя. Среди них была и шестнадцатилетняя Мария Морицовна.

Мориц Гейнрих Ротони был очень строгим и властным отцом, а у Маруси, несмотря на молодость, характер был гордый и своенравный. Часто между дочерью и отцом происходили ссоры, а однажды он высек Марусю. Глубоко оскорбленная, она уехала в Казань, где поступила на фельдшерские курсы, но вскоре бросила учебу ради театра. Чтобы отец не мог ее вернуть силой, Мария Морицовна вышла замуж за актера Абрамова.

Она много ездила по всяким городам и городишкам. Часто брала с собой свою маленькую сестренку Лизу. Умная, начитанная, красивая, взбалмошная, Мария Морицовна томилась пошлой средой, в которую попала, и тяжкими условиями провинциальных театров конца столетия. Брак с Абрамовым оказался неудачным. Двадцатитрехлетняя молодая женщина пишет Короленко:

«Петербург, 7 марта

Здравствуйте, дорогой Владимир Галактионович!

Давно собиралась я написать Вам, да не знала, где Вы. Вот удивлю-то я Вас своим письмом! Вы, я думаю, и о существовании-то моем позабыли! А я Вас всегда помнила! Ваши хорошие, теплые слова, которые слушала, разиня рот, вместе со своей подружкой (Верой Бородиной) (такой же глупой в то время девчонкой), она уже умерла — через год после того, как Вы тогда уехали из Перми, а я вышла замуж за Абрамова — и очень несчастливо — разошлась с ним — и вот скоро год, как вдовствую. На сцене — я добилась того, к чему так сильно стремилась: „сделалась актрисой заправской“ — с репертуаром, положением (как у нас называется), получаю 200 р. в месяц жалованья и два бенефиса, — а это по провинциальному считается очень хорошо. Теперь в Питер вот приехала пытать счастья. Никогда я не забуду, как — я начинала, разыгрывала в Мулах, помните? И просила Вас смотреть — и сказать по совести, есть ли у меня талант! И Вы сказали мне: Да! и я была ужасно как счастлива! Но мне не для того только хотелость быть актрисой, чтоб получать деньги — занимать положение, а чтобы быть полезным членом общества, приносить добро своим трудом! а вот этого-то и нет, а, напротив, с каждым днем убеждаешься, что и признака никакой пользы нет, а только кривлянье, да ломанье самой себя, своих сил и жизни, на потеху праздной толпы, и так больно, так гадко сделается, что и сказать нельзя!! Хоть в омут головой, а жизнь, которую, поневоле, приходится вести, — такая пошлая, грязная, безобразная, яма помойная! А люди, которые живут этой жизнью, — о них и говорить нечего! Слова человеческого, хорошего, в пять лет ни разу не слыхала! А вне сцены — то же самое! Кто знакомится с актрисами? Перворядники, ловеласы всевозможные, которые смотрят на актрису, как на кокотку высшего разряда. А порядочные-то люди… да бог знает, может, и в самом деле, как говорят, они только в романах бывают, а если и встречаются, то, должно быть, очень, очень редко, должно быть, избранным только на встречу. А нам: „жрецам чистого святого искусства“ (вот насмешка) чести много! Ну, пусть! Да жить-то только очень уж тяжело — с сознанием одной только пошлости и мерзости жизни, без признака идеала! И чувствовать, сознавать, как эта пошлая гадкая жизнь все больше и больше тебя затягивает, — и так незаметно, потихоньку, что совершенно бессознательно поддаешься ей!! А бывает, что и опомнишься! И брыкнешь в сторону — и хочется иначе жить! Иначе чувствовать, быть лучше, честнее!!! И почувствуешь одно… что сил нет!! Ну и ползешь опять по этой грязи до тех пор, пока не толкнет тебя кто-нибудь, — да заставит оглянуться! А оглянешься — огрызнешься только, и опять дальше.

Господи, думаешь, что же это такое? Разве это жизнь? разве можно так жить? Зачем же? Голубчик, родной, научите меня, что мне делать с собой — с своими мыслями? Такой хаос в голове, что и сказать не могу!.. Одно знаю, чувствую, что верить надо, сильней верить во что-нибудь, да не могу! Во что? Научите! Почему я к Вам так пишу — сейчас скажу: помните, когда мы в Перми бегали с Верой посидеть к Вам, послушать Вас! а я была еще совсем, совсем неразумной глупенькой девочкой — с стремлениями к пользе и добру (должно быть, такими же глупыми, какой была и я сама), а Вы так хорошо говорили, что только сильнее хотелось этого добра — и так хорошо делалось на душе от Ваших слов, и верилось во что-то… и потому, что не фразы то были, — это чувствовалось! И смотрела я на Вас тогда, как на что-то высшее, чем обыкновенные люди, и самой хотелось быть такой… Помню я себя такой — и люблю! И не могла я и Вас забыть, потому что Вы невольно действовали на меня так, что заставляли хотеть быть лучше! И до сих пор — я Вас помню, уважаю и люблю! и люблю! потому что это не забывается.

Если бы я была уверена, что Вы не посмеетесь надо мной и моими бреднями, — а отнесетесь так же хорошо, как прежде, — я бы очень много написала Вам о своей жизни. Голубчик! Напишите мне несколько хороших слов! Если бы знали Вы, как мне это нужно! Как жизни, и не фраза это! Ей-богу, нет! Я уверена, что Вы мне напишете! Ведь да? С нетерпением буду ждать Вашего письма! Ради бога, напишите скорей, хотя и 23-летней женщине, но в то же время — ужасно глупой, взбалмошной, неприкаянной девчонке».

Вскоре после этого письма ей удалось осуществить свою давнюю мечту. Она приехала в Москву, где сняла Шалапутинский театр, назвав его театром Абрамовой. Там впервые был поставлен «Леший» Чехова, вскоре разгромленный критикой. Театр этот довольно быстро прогорел из-за административной неурядицы и беспорядочного ведения дела. В 1886 году умерла в Перми мать актрисы. Марии Морицовне пришлось позаботиться о своих младших братьях и сестренке, что в какой-то мере отвлекло ее от скорби о погибшем театре. В 1890 году она подписала договор на гастроли в Екатеринбурге, куда переехала вместе с семьей. Там она встретилась с Маминым-Сибиряком.

О первой встрече с ним Мария Морицовна написала Короленко из Екатеринбурга примерно в августе 1890 года:

«Был у меня сегодня Мамин-Сибиряк. Я говорила в первый день приезда, что хотелось бы с ним познакомиться, — ему передали, и вот он нанес мне визит — и очень понравился, такой симпатичный, простой…»

Мамин-Сибиряк пишет об этой встрече более подробно:

«Первое впечатление от Марии Морицовны получилось совсем не то, к какому я был подготовлен. Она мне не показалась красавицей, а затем в ней не было ничего такого, что присвоено по штату даже маленьким знаменитостям: не ломается, не представляет из себя ничего, а просто такая, какая есть в действительности. Есть такие особенные люди, которые при первой встрече производят такое впечатление, как будто знаешь их хорошо давно. Именно под таким впечатлением я откровенно заметил:

— Я могу только удивляться, Мария Морицовна, что вы забрались в нашу глушь… Думаю, что это печальная ошибка и что вы не выживете у нас даже одного сезона.

— Я постоянно служила в провинции, а затем у меня есть кое-какие дела именно здесь.

Она даже вздохнула, и какая-то больная улыбка осветила это чудное молодое лицо, полное такой чарующей внутренней красоты. Это было одно из тех удивительных лиц, в которые нужно было вглядеться и которые, чем больше в них вглядываетесь, тем больше вам нравятся. Меня поразила красота выражения и та дорогая простота, которая сказывалась в каждом движении.

…Из разговора с Марией Морицовной я убедился, что с другими актрисами она имеет мало общего, как женщина образованная, интересы которой не ограничиваются исключительно театральной сферой. Мы говорили о литературе, писателях, последних книжках, новых журналах, и я еще раз убедился, что имею дело с серьезно образованным человеком, много думавшим и передумавшим».

О первом спектакле, в котором он увидел Марию Морицовну, Мамин-Сибиряк пишет:

«В первый раз я увидел Марию Морицовну в „Нищие духом“, — она играла Кондорову. Как теперь помню этот спектакль. Скажу опять, что я шел в театр с некоторым предубеждением, которое питаю вообще к гастролерам. Видел я их на своем веку достаточно и хорошо знаю, чего стоят стереотипные газетные рецензии. Мария Морицовна хотя и не была патентованной знаменитостью, но о ней знали и в нашем захолустье. В первом же действии, когда я увидел Кондорову, все сомнения рассеялись. На сцене Мария Морицовна была замечательной красавицей. Это была действительно красота, и красота поражающая, колоритная, эффектная… Каждое движение, каждый жест, взгляд — была красота уверенная, спокойная, полная самой собой. И все гармонировало одно с другим».

Надежда Васильевна Остроумова, известная журналистка, уроженка Перми, в своих воспоминаниях о Мамином-Сибиряке пишет:

«Во время гастролей Абрамовой в Екатеринбургском театре я была рецензентом и имела особое место в театре. Каждый раз, когда выступала Абрамова, Мамин приходил в театр. Его место было рядом со мной. В антрактах Дмитрий Наркисович не выходил в фойе, а бывать за кулисами ему было запрещено Абрамовой. Я тоже оставалась на месте, предпочитая беседу с ним прогулке в фойе, и мы подолгу разговаривали… На моих глазах происходило перерождение Мамина в другого человека, вызывавшее сначала мое удивление, а потом глубокое сочувствие. Это уже был совсем не тот человек, которого я знала раньше. Куда девался его желчно-насмешливый вид, печальное выражение глаз и манера цедить сквозь зубы слова, когда он хотел выразить свое пренебрежение к собеседнику. Глаза блестели, отражая полноту внутренней жизни, рот приветливо улыбался. Он на моих глазах помолодел. Когда на сцене появлялась Абрамова, он весь превращался в слух и зрение, не замечая ничего окружающего. В сильных местах роли Абрамова обращалась к нему. Глаза их встречались, и Мамин как-то подавался вперед, загораясь внутренним огнем, и даже румянец выступал на его лице. Когда опускался занавес, Дмитрий Наркисович обращался ко мне и вполголоса говорил: „Хороша?“ Я кивала головой. Затем он, видимо, погружался в мечты. После спектакля он провожал артистку домой».

Мамин не пропускал ни одного спектакля. Смотрел ее в ролях Медеи, Маргариты Готье, Адриенны Лекуврер и Василисы Мелентьевны; последнюю он считал лучшей ролью Марии Морицовны. Очень портила впечатление уездная труппа. Актеры путали выходы, играли исключительно под суфлера. В с

litresp.ru

1. Когда и где родился Александр Иванович Куприн? Семья Куприна вынуждена была переехать в Москву. Где они стали жить и почему?

1. Когда и где родился Александр Иванович Куприн?

2. Семья Куприна вынуждена была переехать в Москву. Где они стали жить и почему?

3. В каком произведении нашли своё отражение события этого периода жизни?

4. Сколько лет Куприн провёл в закрытых учебных заведениях? Назовите их.

5. Когда было опубликовано первое произведение А.И. Куприна? Назовите его.

6. В каком произведении Куприн подробно рассказывает о жизни во Второй Московской военной гимназии? В каком году было написано это произведение?

7. Куда и в каком чине прибыл Куприн для прохождения военной службы после окончания обучения в закрытых учебных заведениях?

8. Какие обстоятельства повлияли на решение Александра Куприна продолжить обучение в Академии Генерального штаба?

9. Что помешало Куприну поступить в Академию Генерального штаба?

10. Сколько лет продолжалась военная служба А.И. Куприна?

11. После выхода в отставку Куприну пришлось скитаться по Руси. Почему?

12. Он перепробовал много профессий. Каких?

13. Под какими псевдонимами печатался Куприн?

14. С каким городом тесно связана писательская молодость А. Куприна? Здесь публикуются его первые книги. Какие?

15. Когда и где А.И. Куприн впервые познакомил публику с будущим чемпионом мира по борьбе Иваном Поддубным?

16. Кому принадлежат слова: «Вечно его [Куприна] мучила жажда исследовать, понять, изучить, как живут и работают люди всевозможных профессий…. Его неутолимое, жадное зрение доставляло ему праздничную радость!»?

17. О каком рассказе Куприна писал А.П. Чехов: «Это свободная, наивная, талантливая вещь, притом написанная, несомненно, знающим человеком»?

18. Какая повесть, опубликованная в 1896 году в народническом журнале «Русское богатство», принесла А.И. Куприну известность?

19. Что стало основой творчества Куприна?

20. Назовите основные темы в творчестве А.И. Куприна.

21. Как сам А.И. Куприн определил свою писательскую судьбу?

22. С каким городом связаны самые значительные годы почти тридцатилетней литературной деятельности А.И. Куприна в России?

23. Что вам известно о семье (личной жизни) А.И. Куприна?

24. Какому русскому писателю принадлежат следующие воспоминания о Куприне: «Среди писателей он выделяется своей непосредственностью, простотой и образом жизни, далёким от обычного писательского существования. Дружа с писателями, Куприн никогда не изменял своим старым друзьям из рабочих, рыбаков, крестьян и матросов, из простонародья и ради общения с ними легко мог поступиться обществом литераторов. В нём не было тщеславия. Он никогда не говорил о себе, как о писателе, – возможно, что он просто забывал об этом. Но он никогда не упускал случая помочь писателю, особенно если он происходил из милой его сердцу простонародной среды»?

25. О каком произведении А.И. Куприна Горький сказал следующие слова: «Великолепная повесть! Я полагаю, что на всех честных, думающих офицеров она должна произвести неотразимое впечатление»?

26. О какой повести сам А.И. Куприн говорил, что она [повесть] «для меня составляет мой главный «девятый вал»»? Каким событиям в истории России посвящено это произведение?

27. За что в 1905 году на А.И. Куприна было заведено судебное дело?

28. В сентябре 1909 г. Куприн совершил полёт на воздушном шаре «Россия», который пилотировал известный в своё время «универсальный спортсмен» С.И. Уточкин. В каком произведении Куприн описал свои переживания и ощущения?

29. Какому событию в жизни Куприна посвящён его очерк «Мой полёт»?

30. Как появилась книга А.И. Куприна «Лазурные берега»?

31. В сентябре 1919 г. Куприн написал рассказ для детей «Волшебный ковёр». О ком этот рассказ?

32. Укажите период, который А.И. Куприн провёл в эмиграции.

33. О чём всё чаще Куприн задумывается в эмиграции? Почему эта мысль кажется писателю «несбыточной мечтой»?

34. Какое произведение считается своеобразным завещанием писателя?

35. Из какого произведения эти строки:

а). «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас»?

б). «Просить милостыню? Он уже попробовал это средство сегодня два раза. Но в первый раз какой–то господин в енотовой шубе прочёл ему наставление, что надо работать, а не клянчить, а во второй – его обещали отправить в полицию».

в). «Однажды она заболела. Вся её болезнь заключалась в том, что она по целым дням безмолвно сидела в тёмном уголку, равнодушная ко всему на свете, тихая и печальная. Когда Бурмин её спрашивал: «Что с тобой, Сашенька?» – она отвечала жалобным голосом: «Ничего, папа, мне просто скучно»…

г). «Этих слов Васька, конечно, не понимает, но он уже успел разглядеть в задних рядах толпы бледное и тревожное лицо Грека. Взгляд, которым эти два человека обмениваются, связывает их на всю жизнь крепкими и нежными узами».

д). «И лицо его как будто бы сразу преобразилось, просветлело и стало почти прекрасным; бледные губы слегка полуоткрылись, а глаза ещё больше увеличились и сделались глубокими, влажными и сияющими».

е). «Ну, постарайтесь её как–нибудь развлечь… Ну, хоть чем–нибудь… Даю вам честное слово, что если вам удастся её рассмешить, развеселить, – то это будет лучшим лекарством. Поймите же, что ваша дочка больна равнодушием к жизни, и больше ничем…»

ж). «Ну, скажи, видала ли ты когда–нибудь ещё такую непоседу и егозу, как ты, Ника? Зачем ты нажимаешь мизинцем на веко? Тебе кажутся две лампы? И они то съезжаются, то разъезжаются? Никогда не трогай глаз руками…»

з). «Назар – хороший старик; от него всегда так уютно пахнет чёрным хлебом и чуть–чуть вином; движения у него неторопливые и мягкие, овёс и сено в его дни кажутся вкуснее, и приятно слушать, когда он, убирая лошадь, разговаривает с ней вполголоса с ласковой укоризной и всё кряхтит».

и). «Было уже совсем темно, когда Арбузов вдруг вскочил и сел на кровати, охваченный чувством дикого ужаса и нестерпимой физической тоски, которая начиналась от сердца, переставшего биться, наполняла всю грудь, подымалась до горла и сжимала его. Лёгким не хватало воздуху, что–то изнутри мешало ему войти».

к). «Благодарю тебя, мой царь, за всё: за твою любовь, за твою красоту, за твою мудрость, к которой ты позволил мне прильнуть устами, как к сладкому источнику. Дай мне поцеловать твои руки, не отнимай их от моего рта до тех пор, пока последнее дыхание не отлетит от меня. Никогда не было и не будет женщины счастливее меня. Благодарю тебя, мой царь, мой возлюбленный, мой прекрасный».

л). «Я близко вглядывался в её бледное, закинутое назад лицо, в её большие чёрные глаза с блестевшими в них яркими лунными бликами, – и смутное предчувствие близкой беды вдруг внезапным холодом заползло в мою душу».

uverenniy.ru

Куприн А.И.

 

 

 

 

 

 

Куприн А.И.

См. в Википедии Куприн, Александр Иванович

Источник — Википедия

Александр Куприн
Дата рождения: 26 августа (7 сентября) 1870
Место рождения: г. Наровчат, Пензенская губерния, Российская Империя
Дата смерти: 25 августа 1938 (67 лет)
Место смерти: Ленинград
Гражданство: Россия, Франция, СССР
Род деятельности: прозаик

Александр Иванович Куприн (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат — 25 августа 1938, Ленинград) — русский писатель.

Родился 26 августа 1870 года в уездном городе Наровчате Пензенской губернии в семье чиновника, потомственного дворянина, Ивана Ивановича Куприна (1834—1871), умершего через год после рождения сына. Мать, Любовь Алексеевна (1838—1910), урождённая Кулунчакова, происходила из рода татарских князей (дворянка, княжеского титула не имела). После смерти мужа она переехала в Москву, где прошло детство и отрочество будущего писателя. В шесть лет мальчик был отдан в Московский Разумовский пансион (сиротский), откуда вышел в 1880 году. В том же году поступил во Второй Московский кадетский корпус.
В 1887 году был выпущен в Александровское военное училище. Впоследствии опишет свою «военную юность» в повестях «На переломе (Кадеты)» и в романе «Юнкера».

Первым литературным опытом Куприна были стихи, оставшиеся неопубликованными. Первое произведение, увидевшее свет, — рассказ «Последний дебют» (1889).

В 1890 году Куприн в чине подпоручика был выпущен в 46-й Днепровский пехотный полк, стоявший в Подольской губернии (в Проскурове). Офицерская жизнь, которую он вёл в течение четырёх лет, дала богатый материал для его будущих произведений.

В 1893—1894 годах в петербургском журнале «Русское богатство» вышли его повесть «Впотьмах», рассказы «Лунной ночью» и «Дознание». На армейскую тему у Куприна несколько рассказов: «Ночлег» (1897), «Ночная смена» (1899), «Поход».

В 1894 году Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, не имея никакой гражданской профессии. В следующие годы много странствовал по России, перепробовав множество профессий, жадно впитывая жизненные впечатления, которые стали основой его будущих произведений.

В 1890-е годы опубликовал очерк «Юзовский завод» и повесть «Молох», рассказ «Лесная глушь», повести «Олеся» и «Кэт» («Прапорщик армейский»), в 1901 году — рассказ «Оборотень».

В эти годы Куприн познакомился с Буниным, Чеховым и Горьким. В 1901 году переехал в Петербург, начал работать секретарём «Журнала для всех». В петербургских журналах появились рассказы Куприна: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).

В 1905 году вышло наиболее значительное его произведение — повесть «Поединок», имевшая большой успех. Выступления писателя с чтением отдельных глав «Поединка» стали событием культурной жизни столицы. Другие его произведения этого времени: рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни», «Гамбринус» (1907), очерк «События в Севастополе» (1905).
Творчество Куприна в годы между двумя революциями противостояло упадочным настроениям тех лет: цикл очерков «Листригоны» (1907—1911), рассказы о животных, рассказы «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911). Его проза стала заметным явлением русской литературы.
В 1915 году Куприн завершает работу над повестью «Яма», в которой рассказывает о жизни проституток в российских публичных домах. Повесть подверглась осуждению за излишний, по мнению критиков, натурализм.

После захвата власти большевиками писатель не принял политику военного коммунизма и сопряжённый с ней террор. В 1918 году ходил к Ленину с предложением издавать газету для деревни — «Земля». Работал в издательстве «Всемирная литература», основанном Горьким. Был арестован, три дня просидел в тюрьме, был выпущен и внесён в список заложников.
Жил в Гатчине. Осенью 1919 года, с приходом белых, поступил в чине поручика в Северо-Западную армию, получил назначение редактором армейской газеты «Приневский край», которую возглавлял генерал П. Н. Краснов.
После поражения Северо-Западной армии эмигрировал за границу.
Семнадцать лет, которые писатель провёл в Париже, вопреки мнению советского литературоведения, были плодотворным периодом.
Согласно версии советского литературоведения, чуть ли не насильно мобилизованный белыми и оказавшийся в эмиграции по недоразумению Куприн не написал за границей ничего стоящего.
На самом деле освобождённый от военной службы по состоянию здоровья пятидесятилетний Куприн пошёл в белую армию добровольцем, об офицерах Северо-Западной армии он писал: «В офицерском составе уживались лишь люди чрезмерно высоких боевых качеств. В этой армии нельзя было услышать про офицера таких определений, как храбрый, смелый, отважный, геройский и так далее. Было два определения: „хороший офицер“ или, изредка, — „да, если в руках“». Видя в борьбе с большевиками свой долг, он гордился службой в этой армии, смог бы — пошёл бы в строй, на позиции. Как дорогую реликвию в эмиграции он хранил полевые погоны поручика и трёхцветный угол на рукав, сшитый Елизаветой Морицевной. После поражения, уже побывавший в тюрьме и в заложниках, он спасал себя и свою семью от террора. Диктатуру как форму власти писатель не принял, Советскую Россию называл Совдепией.

О возвращении Куприна в СССР, 1937 год, «Правда»
В годы эмиграции Куприн пишет три большие повести, много рассказов, статей и эссе. Его проза заметно посветлела. Если «Поединок» сводит образ благородного царского офицера почти до уровня офицера современного, то «Юнкера» наполнены духом русской армии, непобедимым и бессмертным. «Я хотел бы, — говорил Куприн, — чтобы прошлое, которое ушло навсегда, наши училища, наши юнкеры, наша жизнь, обычаи, традиции остались хотя бы на бумаге и не исчезли не только из мира, но даже из памяти людей. „Юнкера“ — это моё завещание русской молодёжи».
В 1937 году по приглашению правительства СССР вернулся на родину. В ночь на 25 августа 1938 года умер после тяжёлой болезни. Похоронен в Ленинграде на Литераторских мостках, рядом с могилой Тургенева.

Библиография
Произведения Александра Куприна

Издания
А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в восьми томах. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в девяти томах. — СПб.: Издание А. Ф. Маркса, 1912.
А. И. Куприн. Рассказы. — Л.: Лениздат, 1951.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 6 тт. — М.: Художественная литература, 1958.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. — М.: Правда, 1964.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 5 тт. — М.: Правда, 1982.
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 11 тт. — М.: Терра-Книжный клуб «Литература», 1998. — ISBN 5-300-01806-6
А. И. Куприн. Париж интимный. — М., 2006. — ISBN 5-699-17615-2
А. И. Куприн. Полное собрание сочинений в 10 тт. — М.: Воскресенье, 2006—2007. — ISBN 5-88528-502-0
А. И. Куприн. Собрание сочинений в 9 тт. — Москва: Книжный Клуб «Книговек» ( Литературное приложение «Огонёк»), 2010. — ISBN 978-5-904656-05-8
А. И. Куприн. Гранатовый браслет. Повести. Сост. И. С. Веселовой. Вступительная статья А. В. Карасёва. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга»; Белгород: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2013. — 416 С.: ил. — (Серия «Великие шедевры мировой классики»). — ISBN 978-5-9910-2265-1[7]
Память
Именем Куприна в России названы 7 населённых пунктов и 35 улиц и переулков в городах и сёлах России[8], 4 из них — в Пензенской области (в Пензе, Наровчате, Нижнем Ломове и Каменке).
В селе Наровчат Пензенской области, на родине Куприна, 8 сентября 1981 года открыт единственный в мире дом-музей Куприна и установлен первый в России памятник писателю (мраморный бюст работы скульптора В. Г. Курдова). В открытии музея и памятника принимала участие дочь писателя — Ксения Александровна Куприна (1908—1981)[9].
В Гатчине имя Куприна носят центральная городская библиотека (с 1959 года)[10] и одна из улиц микрорайона Мариенбург (с 1960 года). Также в 1989 году в городе установлен бюст-памятник Куприну работы скульптора В. В. Шевченко[11].
В Киеве, на доме № 4 по ул. Сагайдачного (Подол, бывшая Александровская), где в 1894—1896 годах жил писатель, в 1958 году была открыта мемориальная доска. Именем Куприна названа улица в Киеве.
В Санкт-Петербурге на месте ресторана «Вена», в котором часто бывал А. И. Куприн, находится мини-отель «Старая Вена»[12], один из номеров которого полностью посвящён писателю. Там же находятся раритетные дореволюционные издания его книг и множество архивных фотографий.
В 1990 году в Балаклаве было установлено мемориальное обозначение в районе дачи Ремизова, на которой дважды жил Куприн. В 1994 году имя писателя получила балаклавская библиотека № 21 на набережной. В мае 2009 года был открыт памятник Куприну скульптора С. А. Чижа.
В Коломне писателю установлена мемориальная доска.
Семья
Давыдова Мария Карловна (25 марта 1881—1960) — первая жена, дочь виолончелиста Карла Юльевича Давыдова и издательницы журнала «Мир Божий» Александры Аркадьевны Горожанской (свадьба состоялась 3 февраля 1902 года, развод в марте 1907 года, однако официально документы о разводе были получены только в 1909 году).
Куприна, Лидия Александровна (3 января 1903—23 ноября 1924) — дочь от первого брака. Окончила гимназию. В шестнадцать лет вышла замуж за некоего Леонтьева, но уже через год развелась. В 1923 году вышла замуж за Бориса Егорова. В начале 1924 года родила сына Алексея (1924—1946) и вскоре разошлась с мужем. Когда сыну было десять месяцев, скончалась. Алексей воспитывался у своего отца.
Гейнрих Елизавета Морицовна (1882—1942) — вторая жена (с 1907 года, обвенчались 16 августа 1909 года). Дочь пермского фотографа Морица Гейнриха, младшая сестра актрисы Марии Абрамовой (Гейнрих). Работала сестрой милосердия. Покончила с собой во время блокады Ленинграда.
Куприна Ксения Александровна (21 апреля 1908—18 ноября 1981) — дочь от второго брака. Модель и актриса. Работала в Доме моды Поля Пуаре. В 1958 году переехала из Франции в СССР. Играла в театре А. С. Пушкина в Москве. Оставила свои воспоминания «Куприн мой отец». Похоронена вместе с родителями.
Куприна Зинаида Александровна (6 октября 1909—1912) — дочь от второго брака, умерла от воспаления легких. Похоронена на Гатчинском кладбище.
    Литература по теме
Юрий Епанчин. Куприн и война. Беспартийный писатель в событиях 1914—1917 гг. // Военно-исторические исследования в Поволжье. Саратов, 2006. Вып. 7. С. 168—175. 
Александр Карасёв. Завещание поручика Куприна // Новый мир. 2010. № 4. 
Олег Михайлов. Куприн. — М.: Молодая гвардия, 1981. — 272 с. — (Жизнь замечательных людей). — 150 000 экз.
Рассказова Л. В. «И во мне течёт пензенская кровь». Музей А. И. Куприна в Наровчате Пензенской области (рус.) // Литературные музеи России: Виртуальные экскурсии. — М.: Либерея-Бибинформа, 2013. — С. 68-74.

Ссылки:
1. Зарайск
2. «КАК С РОГАТИНОЙ НА МЕДВЕДЯ!» (Толстой А.Н., Бунин и Сталин)
3. Грин (Александр Степанович Гриневский, 1880-1932)
4. Издательство «Знание»
5. Горький и Маяковский — дружба бурная и короткая
6. Литературное товарищество «Среда»
7. Горький был трудолюбив и активен
8. Лабораторный семинар Тимофеева-Ресовского в Бухе
9. Давыдова Мария Карловна (1881—1960)
10. Гейнрих Елизавета Морицовна (1882—1942)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.famhist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *