Содержание

Пророк Лермонтов

Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.

В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».

В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.

При жизни он выпустил всего один сборник стихов, включающий и две поэмы. В романе «Герой нашего времени» причинами болезни века назвал он безверие, порочность, равнодушие. 28 июля 1841 года близ Пятигорска поэт был убит на дуэли. Среди последних его стихов «Утёс», «Выхожу один я на дорогу», «Пророк».
«Пророк» — одно из последних произведений, символическое прощание поэта
В стихотворении совершается преображение поэта, обретение им дара прорицания. Донесение божественной правды до народа и общества стало его высшей целью.

Пророк


С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

История написания


Стихотворение «Пророк», одно из последних творений поэта, написано им в год его гибели — 1841. Причиной рождения произведения, возможно, стали споры автора с Одоевским В.Ф. В вопросах поэзии и философии они не могли прийти к общему мнению. Многие считают данное творение поэтическим прощанием автора.

Опубликовано впервые стихотворение было в «Отечественных записках» в 1844 году.
Известный критик Белинский В.Г. считал стихотворение «Пророк» одним из лучших в поэзии Лермонтова, отмечая глубину его мысли и особую энергию выражения.

В монологе героя особо остро прослеживаются отношения поэта, обладающего даром предвидения, с социумом. Людские сердца остаются холодными к попыткам всколыхнуть их поэтом – миссионером. Зависть и злоба становятся ответом на уникальный дар героя.

Речи «О любви и правде» не только натыкаются на глухую стену равнодушия, но и на открытую агрессию. Печально и то, что в общей массе неприятия и непонимания не только чужие и незнакомые люди, но и «все ближние».

Прообраз Лермонтовского пророка — Иеремия


Источником темы страданий из-за пророчеств мог явиться ветхозаветный источник. В нём пророк Иеремия долго призывал к покаянию, избавлению от грехов. За пророчества и призывы он подвергся множеству испытаний. Частые угрозы убийством, заточение в темницу сломили его дух. Не вынеся тяжёлых испытаний судьбы, неприятия и непонимания людского, он усомнился в Боге и сделал шаг назад. Но это был лишь шаг, чтобы собраться с силами. Вновь встав на путь прорицателя, он прошёл по нему до конца.

С путём Иеремии в чём-то схожа судьба лермонтовского персонажа. Однако ему недостаёт силы воли, терпения и целеустремлённости. И он быстро теряет надежду на взаимопонимание с обществом. Стезя отшельничества затягивает его, как болото. Нищета и жизнь по подобию небесных птиц – его удел. В этом путь его сильно отличается от пророка пушкинского, который обращён к людям после преображения.

Признак скорби, потери и неверия


Пророк Лермонтова, отделившись от социума, совершает древний иудейский обряд: посыпает пеплом голову. Это знак потери, скорби, неверия в разум, напоминания о грешной человеческой природе. Разочаровавшись в людях, герой стихотворения проповедует «тварям земным», звёздам. Покорные звери, солнечные лучи, по его мнению, ближе к Богу, чем человеческое общество.

И в финале надежда на изменение общества к лучшему не появляется. Это оттеняется оценками стариков в адрес героя, оскорбительными и самолюбивыми. Презренное отношение подчёркивается их характеристиками: худой, угрюмый, бледный. Своими негативными эмоциями общество отвергает божьего посланника, тем самым обрекая себя на пустое, тёмное будущее без перспектив.

Ключевая идея произведения


Главная мысль — противостояние героя – одиночки враждебному обществу людей. Автор раскрыл суть своего понимания дара пророчества, обосновал собственное трагическое мироощущение. Поэт часто задумывался о жизни и вечности. В стихах он рассуждает о непонимании обществом многих талантливых людей. В подведении жизненного итога (как бы предчувствии его) сквозит сожаление о горьком жребии, о том, что не успел осуществить многого из задуманного.

Два разных пророка


В произведении автор рассуждает на тему предназначения поэтического таланта, так близкую и А.С. Пушкину. Ясно просматривается аналогия с его стихотворением с подобным названием. Пересекаются также изобилующие образы христианства, обращение к церковнославянской лексике. В своём творении Михаил Юрьевич не только развивает идею, поднятую Пушкиным А.С., но и вступает с ним в своеобразный спор, в котором высказывается по отношению к происходящему более пессимистично.

Лермонтовский пророк одинок и затравлен. Его удел – непонимание. Ведь правда его осуждала крепостничество и самодержавие. И финал у Лермонтова трагичен, характеризуется отсутствием надежды на взаимопонимание между поэтом – пророком и обществом.

Всё стихотворение Лермонтова пронизано мотивами гордого одиночества. Спокойствие и самоутверждение ждёт его лишь в пустыне. Тема судьбы обречённого поэта нитью проходит через всё стихотворение. В нём боль, разочарование в ближних людях и обществе в целом.

Особенности поэтического произведения


Написано стихотворение от первого лица. Жанр – лирическая исповедь.
В стихотворении раскрывается внутренний мир героя в процессе его взаимоотношений с природой, людьми, окружающим миром. Это подтверждает уединение поэта в пустыне, рассуждения его о проблемах бытия, греховности, ясность рассуждений и мыслей. Его мучат упрёки, непонимание окружающих. Прослеживается разочарование и неверие в то, что жизнь может стать лучше. Он даже смиряется с возможностью раннего ухода. Библейские мотивы пронизывают всё произведение. Повествование является сюжетным.

Воплощённая идея


Пророк поэта посредством творчества пытается донести до людей идеи любви и истины, но натыкается на стену непонимания и равнодушия. Возникает конфликт, раскрывающий противоборство социума и поэта. Желая улучшить бытие, последний становится изгоем, осыпанным камнями. Став изгнанником в пустыне, он не оставляет творчества и находит собеседников в природных «тварях» и явлениях. Главное для него – нести крест и выполнять миссию, несмотря на преграды.

Основы стихосложения


Размер произведения – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмовкой (кроме финального четверостишья). Опоясывающая рифмовка последней строфы позволяет усилить финальный эффект и делает завершение более глубоким.

Лексика отличается богатством и разнообразием. Произведение изобилует устаревшими словами, например «в очах», «град», «судия», «главу». Это позволяет приобрести схожесть со священным пророческим текстом. Горечь, душевные страдания отражены с помощью часто встречающихся слов обиды: бросали каменья, глупец, злоба. Изобилует библейская лексика: тварь земная, завет. Высокому стилю способствуют торжественные эпитеты.

Приём противопоставления используется в рассказе об общении героя с людьми и природой. Применяются приёмы восклицания, иронии. Использование взрывных согласных способствует прерывистости и напряжённости повествования. Печальная интонация определяется преобладанием гласного звука «у».

Своеобразие композиции


Поэтическое произведение состоит из двух различающихся частей. В первой читатель знакомится с жизнью поэта до удаления в пустыню. Действие в пустыне происходит во второй части. В библейских произведениях пустыня является символом страданий и очищения.

Начало стихотворения является как бы продолжением стихотворения Пушкина с аналогичным названием. Поднятая предшественником тема получает развитие. Пророк Пушкина попадает в пустыню, томимый духовной жаждою. Лермонтовский – по-своему тоже утоляет жажду. Он нашёл истинных и благодарных слушателей в образах земных тварей, звёзд.

У Пушкина иное композиционное решение: из пустыни – к людям. И у Пушкина, и у Лермонтова в произведениях содержатся призывы. Только у первого это Божий глас, посылающий пророка на служение народу, а у второго речь старцев, призывающая детей к отречению и неприятию пророка. Заканчиваются стихи прямой речью.

Одно из последних стихотворений Лермонтова «Пророк», напечатанное уже после его смерти, вошло в число его лучших произведений. В финале отсутствует вера в лучшую жизнь, есть лишь трагизм и разочарование в обществе и близких людях. Лермонтов вместе с Пушкиным предложил особое понимание предназначения искусства и личности поэта. Идею служения истине в дальнейшем поддержали А. Блок, В Маяковский, Ф. Достоевский, Л. Толстой и другие великие литераторы.

gfom.ru

Пророк (Лермонтов) — Викитека

Материал из Викитеки — свободной библиотеки

Перейти к навигации Перейти к поиску

Авторские и издательские редакции текста[править]

ru.wikisource.org

Лермонтов — Пророк (Стих): Читать стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!

Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова

Лермонтов считал себя учеником и последователем великого Пушкина. В своих произведениях он стремился развить и углубить идеи, заложенные своим предшественником. Ярким примером этого является стихотворение «Пророк», написанное поэтом в 1841 г.

В последние годы жизни Лермонтов все чаще испытывает разочарование в достижении своих идеалов. Мотив одиночества и непонимания чрезвычайно усиливается. Неисправимому обществу людей поэт противопоставляет гармоничный мир природы, живущий по высшим законам добра и справедливости.

Пушкинский «Пророк» описывает преображение человека. Чудесный дар он стремится передать людям. Свое высшее предназначение пророк видит в улучшении и исправлении человеческого общества. Ему присущи жизнерадостность и вера в лучшее будущее.

Лермонтов был свидетелем крушения пушкинских идеалов. Даже трагическая смерть великого поэта не затронула людские сердца. Сам Лермонтов постоянно подвергался насмешкам за свои горячие искренние мысли. Его «Пророк» — разочаровавшийся романтик, символизирующий судьбу самого поэта.

Пророк обретает высшее духовное знание и начинает свои благородные проповеди среди людей. Его призывы к добру и справедливости вызывают резко отрицательную реакцию. Погрязшие в пороке люди не только не слушают пророка, но и забрасывают его камнями. Убедившись в том, что его учение не встречает благодарных слушателей, пророк покидает общество и удаляется в пустыню. Только здесь он обретает покой. Природа не отталкивает изгоя, его речи воспринимают даже звезды.

Несмотря на нищету и скудную «божью пищу» пророк по-настоящему счастлив в пустыне. Если он вынужден посетить человеческое общество, то стремится поскорее его покинуть. Отношение к нему людей только усиливается в худшую сторону. Его ставят в пример детям, как символ человеческой гордыни. Общество упрямо держится за свое мнимое благополучие, на фоне которого пророк выглядит нищим, выжившим из ума стариком.

В стихотворении «Пророк» Лермонтов использовал библейский сюжет из Книги пророка Иеремии. Этим он замаскировал подлинный гражданский смысл произведения. Основная мысль поэта – творец обречен на одиночество. Он не сможет скрывать в себе истину, а попытается рассказать о ней людям, которые еще не готовы к пониманию. Идеи творца опережают время и раскрывают тайны будущего. Неизбежный результат – смерть, изгнание или добровольный отказ от общественной жизни. Жребий определил двум величайшим русским поэтам первый вариант.

rustih.ru

Анализ стихотворения Пророк Лермонтова 9 класс

Стихотворение «Пророк» был написано М.Ю.Лермонтовым в 1841 году. Оно принадлежит к последним произведениям поэта, год его написания совпадаем с годом смерти Лермонтова. В стихотворении поэт продолжает тему предназначения поэтического дара, которую несколько ранее задал А.С.Пушкин. Пушкинский и лермонтовский «Пророк» имеют сходство не только в названии, но и в ярких христианских образах и старославянской лексики.

Стихотворения Лермонтова является продолжением истории о провидце Пушкина. После того, как «вечный судия» дал лирическому герою «всеведенье пророка», он оправился к народу, чтобы научить его любви и правде. Но здесь он встречает неприятие моральных принципов, которые безуспешно пытается передать людям. От лирического героя отворачиваются не только незнакомые ему люди, но и ближнее окружение. Поэтому он решается на побег:

Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу…

Именно здесь «завет предвечного храня», он находит своих слушателей. Ими становятся звери и звезды. Человек начинает жить в единении с природой и находит в этом спокойствие и гармонию, к которым стремился. Герой не приемлет иных ценностей, помимо любви и правды.

Иногда пророку приходится «пробираться через шумный град», где старцы ставят его в отрицательный пример детям. Речи пожилого поколения полны оскорбительных и ироничных слов, лирического героя обвиняют в гордости, глупости и неуживчивости. Пророк не задерживается в городе, покидает его «торопливо». Он спешит назад, к своим невольным слушателям, более добрым к человеку, нежели то общество, в котором он жил.

Лермонтовский пророк не наделен терпением. Выполняя добровольную миссионерскую роль, он очень быстро лишается надежды достучатся до сердец людей, и становится отшельником. Посыпание пеплом головы является ярким знаком отречения от общества. Пророк обременен тяжестью непонимания и неприятия людей, Он уходит в пустыню, становится «нищим», живет «как птицы, даром божьей пищи».

Однако пророк не является бедным человеком, его главное богатство – это душа, в которой помещена любовь к жизни и всему живому. Лирический герой духовно очень близок к Богу. Общество же, напротив, отвергнув пророка, обрекло себя на нищее существование души. Таким образом, стихотворение построено на противостоянии одного человека враждебному миру.

Вариант 2

В стихотворении М.Ю. Лермонтов создает образ поэта-пророка, являясь продолжателем идеи о творческом даре, заданным А.С. Пушкиным в одноименном стихотворении. Поэтому стихотворение проникнуто аллюзиями и другими отсылками к творчеству Александра Сергеевича. Еще одной общей чертой является использование славянской лексики, библейских мотивов. Однако у Лермонтова мы видим поэта в момент обретения дара, тогда как у Пушкина на моменте получения дара заканчивается стихотворение.

Основной конфликт стихотворения построен на взаимоотношениях поэта с обществом. И именно этому и посвящено все стихотворение. Став пророком, поэт понес «божественный глагол» людям, но не нашел в них отклика. В ответ он видит злобу, зависть и «порок». Толпа не внемлет призывам поэта к «любви и правде». Более того, не только толпа, но и «ближние» оставляют поэта в одиночестве, либо закидывают его камнями.Такое поведение общества толкает героя Лермонтова уйти от людей и стать отшельником. Герой посыпает голову пеплом, отрекаясь от всего мирского, и уходит в пустыню. Именно здесь он находит тех, кто слушает его речи — это звезды и животные. Звезды подбадривают его, играя лучами, а «твари земные» оказываются покорными ему. Тем, самым он делает вывод о том, что мир природы ближе к Богу, чем мир людей. И именно в нем он находит успокоение.

В конце произведения мы вновь видим поэта, который оказывается в городе. И именно в этих строках автор говорит о том, что надежды на изменение общества нет. Старики, указывая детям на поэта, смеются над ним, презирают и обвиняют его в гордыне, бедности и неспособности ужиться с людьми.

Они вновь отвергают пророка, подвергая его осмеянию, тем самым обрекая себя и своих детей на безрадостное будущее.

Он горд был, не ужился с нами…

Таким образом, используя отсылки к творчеству А.С. Пушкина поэт продолжает тему поэта-пророка и показывает, на его взгляд, наиболее вероятный путь развития дальнейших событий, показав ожесточенное противостояние поэта и социума.

Данное стихотворение мне понравилось своими яркими образами, интересным языком а также оригинальностью раскрытия темы поэта и поэзии, поэта и толпы.

Анализ стихотворения Лермонтова Пророк

Знаменитое стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Пророк», написанное в год его гибели в 1841 году, является одним из последних творений, которые создал поэт перед тем, как уйти с этого мира. Произведение несет в себе глубокий смысл, который обнажает людские сердца и будоражит мысли. Не смотря ни на что, для любого живого на первом месте будут искренние эмоции и то, что человек чувствует. Каждая личность индивидуальна и невозможно угадать то, что творится в голове у другого.

В стихотворении хорошо прослеживается тема противопоставления добра и зла, что человек, утопая в собственном негативе может не видеть и не замечать то хорошее, что может происходить вокруг даже по отношению к нему самому. Пророк старался внести в этот мир добро, понимание, любовь, сочувствие к другим, но в мире, где в каждом живет зло – это довольно таки трудно сделать.

Жанр произведения «Пророк» можно отнести к исповеди, которая плавно перетекает в лирику, также Лермонтов М.Ю. склоняется к библейскому мотиву. Борьба поэта с толпой, вот основная тема стихотворения.

По структуре композиции произведения, «Пророка» можно разделить на три части. В первой описывается жизнь главного героя с людьми, которые пытаются выжить его. Во второй части пророк пребывает в пустыне, где ему комфортно и гармонично живется в отдалении от зла и людей. Третья часть снова возвращает читателя и главного персонажа к чувству ненависти, презрения. В первой и второй части прослеживается противоположность окружающей обстановки, природа противопоставляется с людьми, а третья часть несет поражение пророка в донесении добра до общества.

В произведении используется такое понятие, как четырехстопный ямб, куда поэт вставляет различные средства художественной выразительности.

Несмотря на то, что стихотворение было опубликовано только после смерти поэта, оно дает нам понять, на сколько пронзительны и глубоки мысли поэта, насколько он жил в свободе, не пытаясь ограничивать себя мнением окружающих его людей. «Пророком» Михаил Юрьевич подводит свою жизнь и свое творчество к логическому завершению. Он один из немногих, кто дал понять своему читателю, какова правильная миссия писателя в литературном мире.

Михаил Юрьевич никогда не скрывал своих мыслей и старался раскрывать их в своих произведениях. Именно в этом творении, автор, не скрывая ничего от зрителя, пытается открыть ему глаза на то, каким на самом деле может являться человек. Человек – это завистливое, жадное и злое существо, которое в любом действии ищет выгоду. А образ пророка в стихотворении выступает как лицо, которое пытается творить добро, помочь другим, сделать мир лучше. Но на пути он встречается со злом, негативом, ненавистью и завистью.

Анализ для 9 класса

Хочется начать свой анализ произведения с того, в каком веке жил автор. Лермонтова все больше волнует вопрос вечности, для чего мы здесь все живем. В «пророке» автор, будто желает выделить катастрофичность судеб одаренных личностей, не принятых населением. Лермонтов в своей работе словно подводит итоговую черту в своей судьбе и сильно огорчается, что много что еще не успел сделать. Если сильно вникнуть в каждое слово, написанное поэтом, то можно обнаружить разлад Лермонтова с окружающим миром, ведь он вовсе не идеален. В стихотворении поэт лишний раз приходит к тому, насколько печальна его судьба.

Стихотворение считается, чуть ли не последней работой Лермонтова, он словно чувствует, что ему немного осталось жить. Но поэт не молчит, а пишет и показывает насколько не идеально государство.

Какой смысл таит данное произведение?

В стихотворении хорошо изображена жизнь автора, его обреченность, его скорый уход из жизни. И уже в самом начале произведения чувствуется обида и досада. Лермонтов разочаровался не только как живет население, но так же и в близких своих людях. А то, что ему дано свыше, считается его наказанием. Но, даже не смотря на это, поэт все так же пишет и закладывает в мир, что ему осталось быть на этой земле не так уж и много. По этой причине, что Лермонтов пытается писать правдиво, на его судьбу идут ужасные муки и изгнание. Поэт не может вынести такого негатива со стороны общества и отстраняется, уже живя в своем уединенном мире и продолжая писать все в том же духе.

Данное стихотворение написано в форме лирической проповеди. Четкость увиденного, полученным Лермонтовым в своем уединении, восторгает, но так же и терзает его. Поэта терзают упреки и злые мнения высшего общества. В этом произведении отлично чувствуется не доверия автора, что завтра будет лучше, чем сегодня.

Анализ стихотворения Пророк по плану

Пророк

Возможно вам будет интересно

sochinite.ru

Анализ стихотворения «Пророк» — Михаила Юрьевича Лермонтова

Приступая к анализу произведения, нужно в первую очередь обратить внимание на время его создания. 1841 год, до гибели Лермонтова оставались считанные недели. Несмотря на то, что поэт был достаточно молод, его уже тревожили вечные вопросы бытия, правды и смысла жизни. Возможно, что этим стихотворением он продолжил начатый с кем-либо спор о предназначении поэтов, возможно, ещё раз убедился, что жребий их печален в этом мире.

Горечь в стихотворении ощущается с первой строфы: «в очах людей читаю я страницы злобы и порока». Обобщение «людей» (ведь по размеру строфы вполне можно было написать «иных») показывает, насколько сильно его разочарование в ближних своих. Дар предвиденья, полученный от «вечного судии», может оказаться проклятием.

Зная, что именно должно быть ценимо в земной жизни, пророк не может молчать. Но, говоря об этом знании, о настоящих ценностях, он подвергается гонениям. И проявляет слабость — уходит от людей.

В пустыне лирический герой находит мир: живёт, «как птица, даром Божьей пищи», его слушают звёзды и ему покорны твари земные. Но таков ли удел предназначен тому, кого небеса наделили даром предвиденья? Возможно, пророк понимает, что не таков, иначе зачем бы ему возвращаться в шумный град, пусть он и «пробирается по нему торопливо». Но злобная критика, осмеяние вновь побеждают его.

Из семи строф стихотворения только одна, четвёртая, не проникнута горьким чувством. Во всех остальных есть слова, ударяющие словно плетью: «злоба»,«бросали каменья», «бежал я нищий»,«самолюбиво», «глупец». А последняя строфа полностью состоит из порицания:«угрюм, худ, бледен», «наг и беден»,«презирают все его». Горечь лирического достигает здесь своего апогея, и то, что стихотворение обрывается на высказывании самодовольного старца, не даёт никакой надежды на изменение отношения к пророку. Это же подчёркивается и преемственностью поколений: «старцы детям говорят», то есть из года в год на поэтов (пророков) смотрят и будут смотреть, как на отверженных. Поэтому после прочтения стихотворения остаётся впечатление полной безнадёжности.

Написанное четырёхстопным ямбом, произведение насыщено устаревшими словами и формами: «судия», «в очах»,«главу», «град». Это придаёт словам пророка торжественность, вызывая ассоциации со священными текстами. Тем большее складывается впечатление, что ясновидение не обманывает лирического героя, и жизнь земная останется такой же бездуховной, и пророческий голос не будет услышан людьми.

Лермонтов, и всегда склонный к меланхолии, в этом стихотворении отчётливо выражает неверие в лучший мир на земле. Сравнивая себя с пророком, он приписывает и себе гонения и непонимание окружающих. И остаётся в уверенности, что любого поэта — настоящего поэта — постигнет та же участь.

Стихотворение «Пророк» ( Михаил Юрьевич Лермонтов)

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Узнать больше об этом выдающемся поэте можно, перейдя по ссылке ниже:

www.lermontov.name

Ваша Вера

literature2day.bibliowiki.ru

Надо написать историю создания стихотворения «Пророк». М.Ю.Лермонтов

Перепишите от руки свои словами, думаю бо’льше страницы выйдет.

Лермонтов продолжил здесь пушкинскую тему («Пророк» , 1826 г.) . Возможно, последние строки ст-ния Лермонтова были полемическим ответом на евангельское изречение из Апостола Павла, выписанное В. Ф. Одоевским для Лермонтова перед его отъездом на Кавказ в Зап. книжку: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным да пророчествуете. Любовь же николи отпадает»
Проблему взаимоотношения пророка со всеми людьми, а не только с “мирской властью” решает и М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении “Пророк”, являющемся откликом на пушкинское (написано спустя 15 лет, в 1841 г.) . Лермонтов начинает с того, чем закончил Пушкин:

С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка.. .

Лермонтовский пророк уже не посредник между Богом и людьми. У М. Лермонтова пророк — гонимый людьми гений. Главная мысль стихотворения в том, что “нет пророка в отечестве своем”. Отверженный, не понятый людьми “прорицатель”, “дух изгнанья” Демон, гордый Мцыри — это герой Лермонтова-романтика. Отказываясь от смысловой соотнесенности с “Книгой Исайи”, где высшим долгом пророка является донесение до людей гласа Божьего, М. Лермонтов рисует своего пророка как романтического героя-изгнанника. (Хотя некоторые, возможно не осознанные самим М. Лермонтовым заимствования из “Плача” пророка Иеремии недавно отмечены исследователями. )
Духовная “пустыня мрачная” из пушкинского стихотворения приобретает у М. Лермонтова черты некой романтической пустыни, неведомой экзотической земли, освещенной звездами и противопоставленной “шумному граду”.
Таким образом, сопоставив два стихотворения, мы видим их безусловную связь и общие черты: метафоричность, обращение к библейскому образу. Однако по стилю пушкинское стихотворение более философическое, в нем больше церковнославянизмов, оно ближе к традициям классицизма, хотя ни в коей мере не сводится к ним. М. Лермонтов же раскрывает тему пророка, как тему трагического непонимания людьми свободной творческой личности, намеренно отказываясь от архаизмов и используя глубоко проникновенные печальные разговорные интонации, свойственные романтикам.

otvet.mail.ru

М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Пророк». Текст, анализ, слушать

С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.

Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.

Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;

Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.

Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:

«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!

Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»

Стихотворение «Пророк» читает Николай Бурляев. Давайте послушаем это стихотворение.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Пророк»

Одно из последних произведений М.Ю. Лермонтова было издано уже после его смерти. Стих является символическим завещанием молодого поэта следующим поколениям лириков, которое обогатило тематическое и образное наследие русской поэзии.

Как и одноименное произведение Пушкина, «Пророк» его преемника Лермонтова утверждает высшее предназначение лириков, которым дано вдохновлять человеческие сердца на добрые и светлые поступки и мысли. В произведении так же утверждается тема противостояния талантливого гения и общества, не умеющего принять божественный дар таланта. «Пророк» Лермонтова является продолжением пушкинского сюжета, но лишенного оптимизма. Произведение является своеобразным заветом Лермонтова будущим поколениям лириков.

Композиция и жанр

Жанрово стих можно считать лирикой с элементами библейской легенды, потому что автор в качестве канвы сюжета использовал сюжет из Книги Иеремии, бегство в пустыню и отшельничество лирического героя.

Композиционно произведение разделено условно на три части. В первой герой живет среди людей и пытается принести любовь и истину своим талантом, в ответ получая летящие в него камни.

Вторая часть стиха посвящена бегству героя от людей в заброшенную пустыню. Здесь он живет «даром божьей пищи» в одиночестве среди животных и птиц, которые послушны ему.

В третьей часть произведения герой рассказывает о своих редких встречах с людьми, которые всегда полны насмешек и отторжения к нему. Люди саркастично объясняют детям неудавшуюся долю пророка, упрекая в исхудавшем и бледном виде. Главная претензия общества в том, что герой не ужился с ними, жил вразрез с мнением общества.

Образы и тропы

В главной фигуре стиха – образ миссионера, который пытается нести людям идеалы добра, но становится преследуемым за то, что находится выше толпы и одарен Богом. Вначале лирический герой является такой же частью общества, как и остальные, но его миссия нести истины любви и света людям остается непонятой людьми. Виной тому – человеческая зависть, недоверие, стремление смешать талант с серой массой. Поэтому единственный пусть пророка – бежать и жить в уединении. Трагизм гения – в вечном одиночестве, на которое он обречен из-за божественного таланта, потому что люди не могут принять кого-то выдающегося. Бегство в пустыню только усугубляет конфликт. Люди еще и вменяют ему в вину его отшельничество.

С библейской легендой стих роднит частое употребление слов высокого стиля – «град», «тварь земная», «очи». Этот прием усиливает морализаторское настроение стиха, придает ему торжественное настроение. И подобные слова почти не встречаются в цитате в конце стихотворения, где люди упрекают отшельника и указывают на него своим детям.

Эпитеты ярко дополняют описание: «угрюм», «самолюбивая улыбка», «правды чистые ученья». Особенное место занимают эпитеты высокого стиля: «вечный судия», «божья пища». Метафора «страницы злобы и порока» точно описывает реакцию людей на добро и свет, которые пророк пытается донести до их сознания.

Автор сравнивает лирического героя с птицей, что также присуще библейским текстам. Так Лермонтов хотел выразить частичную принадлежность лириков к божественному миру, в противовес основной массе высшего общества. В этом заключается и непонимание общества и талантливого гения – в их принадлежности к разным мирам. Люди слишком глубоко срослись с материальным миром, что мешает им понять и принять божественный дар от поэта, и на первый план выходят низменные человеческие чувства – зависть, насмешка, упреки, претензии.

Изображая агрессивную толпу, автор использует средства иронии и сатиры.


Поделиться новостью в соцсетях