Сколько симфоний, опер и сонат у Моцарта?

23 оперы, более 50 симфоний

Оперы
•«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
•«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст
•«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
•«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
•«Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
•«Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
•Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
•«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
•«Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
•«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
•«Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
•«Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
•«Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006)
•«Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
•«Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
•«Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783
•«Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)
•«Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
•«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
•«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787
•«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
•«Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
•«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

Другие произведения
•17 месс, среди которых:
o«Коронационная» , KV 317 (1779)
o«Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)
o«Реквием» , KV 626 (1791)

Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема

•Более 50 симфоний, в том числе:
o№ 31, KV 297 «Парижская» (1778)
o№ 35, KV 385 «Хаффнер» (1782)
o№ 36, KV 425 «Линцская» (1783)
o№ 38, KV 504 «Пражская» (1786)
o№ 39, KV 543 (1788)
o№ 40, KV 550 (1788)
o№ 41, KV 551 «Юпитер» (1788)
•27 концертов для фортепиано с оркестром
•6 концертов для скрипки с оркестром
•Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
•Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
•2 концерта для флейты с оркестром (1778)
o№ 1 Соль мажор K. 313 (1778)
o№ 2 Ре мажор K. 314
•Концерт для гобоя с оркестром До мажор K. 314 (1777)[23]
•Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791)
•Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774)
•4 концерта для валторны с оркестром:
o№ 1 Ре мажор K. 412 (1791)
o№ 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
o№ 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)
o№ 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
•10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
o«Маленькая ночная серенада» (1787)
•7 дивертисментов для оркестра
•Различные ансамбли духовых инструментов
•Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
•19 сонат для фортепиано
•15 циклов вариаций для фортепиано
•Рондо, фантазии, пьесы
•Более 50 арий
•Ансамбли, хоры, песни

otvet.mail.ru

сколько симфоний и опер написал Моцарт

23 оперы, более 50 симфоний

Оперы
•«Долг первой заповеди» (Die Schuldigkeit des ersten Gebotes), 1767. Театральная оратория
•«Аполлон и Гиацинт» (Apollo et Hyacinthus), 1767 — ученическая музыкальная драма на латинский текст
•«Бастьен и Бастьенна» (Bastien und Bastienne), 1768. Другая ученическая вещь, зингшпиль. Немецкий вариант известной комической оперы Ж. -Ж-Руссо — «Деревенский колдун»
•«Притворная простушка» (La finta semplice), 1768 — упражнение в жанре опера-буффа на либретто Гольдони
•«Митридат, царь Понтийский» (Mitridate, re di Ponto), 1770 — в традициях итальянской оперы-сериа, по трагедии Расина
•«Асканий в Альбе» (Ascanio in Alba), 1771. Опера-серенада (пастораль)
•Betulia Liberata, 1771 — оратория. На сюжет истории Юдифи и Олоферна
•«Сон Сципиона» (Il sogno di Scipione), 1772. Опера-серенада (пастораль)
•«Луций Сулла» (Lucio Silla), 1772. Опера-сериа
•«Тамос, король Египта» (Thamos, König in Ägypten), 1773, 1775. Музыка к драме Геблера
•«Мнимая садовница» (La finta giardiniera), 1774-5 — снова возвращение к традициям оперы-буфф
•«Царь-пастух» (Il Re Pastore), 1775. Опера-серенада (пастораль)
•«Заида» (Zaide), 1779 (реконструирована Х. Черновин, 2006)
•«Идоменей, царь Критский» (Idomeneo), 1781
•«Похищение из сераля» (Die Entführung aus dem Serail), 1782. Зингшпиль
•«Каирский гусь» (L’oca del Cairo), 1783
•«Обманутый супруг» (Lo sposo deluso)
•«Директор театра» (Der Schauspieldirektor), 1786. Музыкальная комедия
•«Свадьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786. Первая из 3 великих опер. В жанре оперы-буфф.
•«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787
•«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
•«Милосердие Тита» (La clemenza di Tito), 1791
•«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль

Другие произведения
•17 месс, среди которых:
o«Коронационная» , KV 317 (1779)
o«Большая месса» C-moll, KV 427 (1782)
o«Реквием» , KV 626 (1791)

Рукопись Моцарта. Dies irae из Реквиема

•Более 50 симфоний, в том числе:
o№ 31, KV 297 «Парижская» (1778)
o№ 35, KV 385 «Хаффнер» (1782)
o№ 36, KV 425 «Линцская» (1783)
o№ 38, KV 504 «Пражская» (1786)
o№ 39, KV 543 (1788)
o№ 40, KV 550 (1788)
o№ 41, KV 551 «Юпитер» (1788)
•27 концертов для фортепиано с оркестром
•6 концертов для скрипки с оркестром
•Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
•Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
•2 концерта для флейты с оркестром (1778)
o№ 1 Соль мажор K. 313 (1778)
o№ 2 Ре мажор K. 314
•Концерт для гобоя с оркестром До мажор K. 314 (1777)[23]
•Концерт для кларнета с оркестром Ля мажор K. 622 (1791)
•Концерт для фагота с оркестром Си-бемоль мажор K. 191 (1774)
•4 концерта для валторны с оркестром:
o№ 1 Ре мажор K. 412 (1791)
o№ 2 Ми-бемоль мажор K. 417 (1783)
o№ 3 Ми-бемоль мажор K. 447 (между 1784 и 1787)
o№ 4 Ми-бемоль мажор K. 495 (1786)
•10 серенад для струнного оркестра, в том числе:
o«Маленькая ночная серенада» (1787)
•7 дивертисментов для оркестра
•Различные ансамбли духовых инструментов
•Сонаты для различных инструментов, трио, дуэты
•19 сонат для фортепиано
•15 циклов вариаций для фортепиано
•Рондо, фантазии, пьесы
•Более 50 арий
•Ансамбли, хоры, песни

otvet.mail.ru

“Осторожно, люди!”: cколько музыки сочинил Моцарт

Как сочиняют музыку? Вы наверняка видели образ: композитор у рояля, перед ним ― партитура. Лоб ― в творческом напряжении, рука с карандашом делает пометки на нотном стане. Процесс таинственный, для посторонних непостижимый. Концерт, симфония или сюита рождаются медленно, с трудом.

Видимо, так сочиняют не все. Вольфганг Амадей Моцарт за свою короткую жизнь написал столько, что потомки долго не могли разобраться.

Начнем с того, что Моцарт не ставил даты на свои произведения, номера либо не писал, либо помечал их беспорядочно. За наследие Моцарта взялся австрийский ученый Людвиг Риттер фон Кохель, он жил с 1800 по 1877 год.

Кохель пользовался списком самого Моцарта, в котором были произведения после 1784 года и ранними каталогами Алоиза Финча от 1837 года и Иоганна Антона Андрэ от 1828 года.

Кохель разделил работы Моцарта на 23 категорий, в зависимости от стиля музыки, почерка самого маэстро и имеющихся дат. Первым с этом списке стоит менуэт для фортепиано К1, 1762 года, завершается Реквиемом 1791 года.

В 1991 году отмечали двухсотлетие смерти Моцарта. Фирма «Филипс Классик», на основе каталогов Кохеля, создала полное собрание моцартовских сочинений.

Сюда вошли 21 театральная и оперная постановка, 15 месс,
более пятидесяти симфоний, 25 фортепианных концертов, 12 скрипичных концертов, 27 концертных арий, 17 фортепианных сонат, 26 струнных квартетов и многое другое.

Всего получилось 180 компактных дисков, 2 599 звуковых дорожек. Общее время звучания ― 7 с половиной суток, 179 часов.

Моцарт умер в 35 лет, сочинял с раннего детства. По моим подсчетам он писал по 6 часов музыки в год, по минуте на каждый день, включая выходные и праздничные дни, а также дни болезней, концертов, переездов и загулов.

Эти 60 секунд оркестровой партитуры, если садиться ее переписывать, хватит на несколько часов, если не на целый день работы.

Сам же Моцарт за один присест сочинил увертюру к опере «Дон Жуан».

Говорят, за рояль не садился. На любимом биллиардном столе писал.

seva-bbc.livejournal.com

В.А. Моцарт Симфония №40: история, видео, содержание, обработки

В.А. Моцарт симфония №40

 

Одно из самых пронзительных и известных инструментальных произведений, сокровище классической музыки – симфония №40 Моцарта. Она входит в симфонический триптих, написанный на одном дыхании летом 1788 года. 39, 40 и 41 («Юпитер») Симфонии воплощают зрелое музыкальное мышление композитора, они одновременно продолжают традиции Баха и Генделя и предвосхищают душевный лиризм романтиков.

Симфония №40 одно из самых непостижимых творений, и в то же время понятна на каком-то личном уровне каждому. Она вмещает глубокую, развитую оперную драматургию и тонкий психологизм, присущий моцартовскому языку, мотив народного чешского танца и утонченный ученый стиль.

Йозеф Гайдн, лучший друг Моцарта, его старший товарищ, поддерживающий во всем, так отзывался об эмоциональности музыки Вольфганга: «Он так просвещен в сфере человеческих чувств, что создается впечатление, будто он – создатель их, а люди потом только освоили чувствование».

 

История создания

История не сохранила документы, из которых можно было бы судить об идее создания всех 3-х симфоний, вышедших из-под пера Моцарта тем летом. Они писались не на заказ. Вероятно, автор планировал исполнять их осенью и зимой во время так называемых «Академий». В этот период жизни композитор уже очень остро испытывал нужду и рассчитывал заработать на концертах «по подписке». Однако мечтам не суждено было сбыться, концерты так и не были даны, а симфонии – исполнены при жизни автора.

Все они были написаны в самые сжатые сроки, примечательно время работы над ними – лето. Ученики разъехались, Констанца в Бадене. Не сдерживаемый рамками заказа, Вольфганг может творить по своему желанию, воплощая любой художественный замысел.

И Моцарт, как истинный новатор, отнесся к этой свободе выбора с должным уважением. Сам по себе жанр симфонии прошел путь от небольшой музыкальной заставки, призванной подсказать слушателям, что опера начинается, и пора перестать разговаривать, до отдельного оркестрового произведения.

Работая над симфонией Соль-минор, Моцарт значительно расширяет драматургические границы жанра. Отец, Леопольд Моцарт, с детства внушал, что в основе любого произведения должен стоять высокий замысел, идея, техника вторична, но без нее и вся концепция не стоит и гроша ломанного. В этой симфонии Вольфганг впервые позволяет себе общаться со слушателем, он искренне повествует «без лишних слов» и даже где-то интимно исповедуется. Такая манера в корне отличалась от холодной концертности и академичности, принятой в то время и понятной тогдашней публике.

По-настоящему эту работу оценили только в XIX веке, когда во всю уже исполнялись симфонии Бетховена и Шумана, когда тонкий романтизм Шопена стал привычным.

Выбор минорной тональности, отказ о медленной вступительной части сразу уводят от развлекательного жанра в область неизведанного. В ней нет торжественности, ощущения праздника (в оркестре нет труб и литавр), «массовости», несмотря на оркестровое звучание. Полная тревожной смены настроений и тем, контрастов и слияний, симфония рассказывает о глубоких личных переживаниях человека, поэтому неизменно находит отклик в душе каждого слушателя. При этом остается общий деликатный и галантный стиль, соответствующий тому веку.

Незадолго до смерти, через 3 года после создания, Моцарт внес в партитуру изменения, введя кларнеты в оркестровый состав и немного отредактировав партию гобоя.

 

    

 

Современные обработки

Наиболее близкими к оригинальной трактовке считают исполнение симфонии g-moll таких дирижеров, как Тревор Пиннок, Кристофер Хогвуд, Марк Минковский, Джон Элиот Гардинер, Роджер Норрингтон, Николаус Арнонкур.

 

Однако существует немало современных обработок этого произведения:

The Swingle Singers — необычное исполнение симфонического произведения известным ансамблем вокалистов. (слушать)

Версия немецкого музыканта, аранжировщика и музыкального продюсера Anthony Ventura. (слушать)

Французский гитарист Nicolas de Angelis (слушать)

Waldo De Los Rios — аргентинский композитор, дирижер и аранжировщик. Его обработка была записана в 1971 году оркестром Мануэля де Фалья и заняла первое место в голландских чартах, а также вошла в лучшую десятку в ряде других европейских стран. (слушать)

 

 

Содержание

Точное количество написанных Моцартом симфоний установить нельзя, многие из них, написанные в юношеские годы, утеряны навсегда (приблизительное число около 50). Но в миноре звучит только Сороковая (и еще одна, №25, в этой же тональности).

Симфония имеет традиционную для того времени 4-х частную форму, однако у нее отсутствует вступление, она начинается сразу с главной партии, что совершенно не характерно для канона того времени. Мелодия главной партии – наиболее популярный мотив во всем мире, своего рода визитная карточка композитора. Побочная партия, вопреки традициям, не выступает резким контрастом, но звучит более томно, загадочно и светло (благодаря мажору). Сонатное allegro первой части получает почти сквозное развитие: солирующие скрипки главной партии, ритмичность связующей, небольшое просветление в исполнении деревянных духовых (гобои, кларнеты) побочной партии, все это получает яркое развитие и к заключительной партии прорисовывается конфликт, который в разработке только усиливается нарастанием напряжения. Реприза не дает разрешения этого конфликта, даже побочная партия приобретает минорный характер главной. Общее звучание становится даже мрачным, напоминания крушение надежд, несбыточность порывов, безутешность страданий.

Вторая часть, словно затишье после бури, исполняется в неторопливом темпе (andante), спокойно-созерцательного характера. Наступает умиротворение, мелодия становится напевной, контрастов уже нет. Звучание символизирует свет и разум. Общая форма части – вновь сонатная, но за счет отсутствия противопоставления ведущих тем ощущается как сквозное развитие. Музыкальная ткань, включая несколько смысловых поворотов, непрерывно развивается, достигая сладостно-мечтательной кульминации в разработке и утверждения в репризе. Некоторые короткие фразы-вдохи похожи на пасторальный рисунок природы.

Несмотря на название 3-й части – Menuetto («Менуэт»), это совсем не танец. Трехдольный размер, скорее, подчеркивает маршевость и суровость звучания. Жесткое настойчивое повторение ритмической фигуры внушает тревогу и страх. Словно непреодолимая сверхсила, холодная и бездушная, грозит карой.

Тема трио уводит от зловещих угроз менуэта, и в даже в какой-то степени приближается по характеру к легкому танцевальному менуэту. Мелодия, звучащая в соль-мажоре, светлая, солнечная, теплая. Ее оттеняют крайние суровые части, придавая еще больше выразительности этим контрастом.

Возврат в соль-минор словно возвращает к настоящему, отрывает от грез, вырывает из упоительного сна и подготавливает драматический финал симфонии.

Финальная 4-я часть («Allegro assai») написана в сонатной форме. Абсолютное преобладание главной темы, исполняемой в быстром темпе, словно сметает на своем пути возникающие тут и там мелодии и фразы связующей, побочной тем. Разработка получает бурное, стремительное развитие. Энергичный характер музыки стремится к драматической кульминации всего произведения. Яркий контраст между темами, полифоническое и гармоническое развитие, переклички между инструментами – все безудержным потоком несется к неминуемому финалу.

Это драматургическое развитие образов на протяжении всего произведения – характерная черта Моцарта, отличающая его симфонизм.

 

Гений Моцарта в этой симфонии воплотился и в то же время стал бессмертным. Поистине не найдется другой симфонии, которая могла бы сравниться в популярности с этой. Подобно улыбке Джоконды, простота ее скрывает слишком много тайн, разгадывать которые человечество может веками. Соприкасаясь с такими произведениями, думаешь, что сам Бог ведет беседу с человеком через талант своего избранника.

 

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

 

Видео: слушать симфонию № 40

 

Мы рады вам предложить симфонический оркестр для исполнения «Симфонии №40» на вашем мероприятии.

soundtimes.ru

Сколько симфоний написал Моцарт? — koshkinsad.ru

Сколько симфоний написал Моцарт?

  • Моцарт Вольфганг Амадей (годы жизни 1756-1791) — это талантливый австрийский композитор. За свою не долгую жизнь он написал более 600 произведений, из них более 50 это симфонии. Способности к музыке у Моцарта начали проявляться в очень раннем возрасте. В пять лет он уже сочинял менуэты.

  • Великий австрийский композитор и виртуоз Вольфганг Амадей Моцартаза свою непродолжительную жизнь (1756-1791 г.г.) успел создать 41 симфонию. Первую свою симфонию он написал с 1964 по 1964 годы. А последнюю закончил 1788 году.

  • Человека с именем quot;Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцартquot;, весь мир знает как величайшего композитора и вертуоза музыки, он прожил всего 35 лет, но за это время он написал много красивых композиций которые исполняют музыканты и в наше время, на его счту около 600 произведений и 50 симфоний.

  • Моцарт — один из великих музыкантов. Полное имя — Вольфганг Амадей Моцарт, родился в январе 1756 г., а умер в декабре 1791 года. В разных источниках разная информация по поводу количества написанных им произведений, в том числе и симфоний. Вообще именно симфониям он уделял больше времени. Если верить каталогу Кехеля (в нем собраны произведения моцарта в порядке их написания), то за всю свою жизнь (а прожил он почти 36 лет) Моцарт написал около 50 симфоний. Кроме них естественно были и струнные квартеты, и сонаты, мессы, гимны и т.п. всего около 600 различных произведений.

    С каталогом Кехеля можно ознакомится здесь

  • Знаменитый австрийский композитор и музыкант-виртуоз Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил Моцарт, жил с 1756 по 1791 год и за это короткое время написал, по некоторым данным 626 различных музыкальных произведений. Причм число симфоний называется — около 50.

  • Моцарт написал чуто больше пятидесяти симфоний, которые по сей день завораживают и восхищают ценителей классической музыки. Мне лично очень нравится вариант музыки Моцарта, которая была адаптирована для детей младшего школьного возраста.

koshkinsad.ru

великие симфонии, которые должен послушать каждый

Кадр из фильма “Амадей”

Дирижеры, композиторы и инструменталисты-солисты рассказывают о жемчужинах симфонической музыки.

“Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности…

Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?”

– писал Чайковский в марте 1878 года своему коллеге Танееву.

Сталкиваясь с симфоническими произведениями, неподготовленный слушатель порой чувствует себя новичком-дешифровальщиком, перед которым возникает задача выявить смыслы, заложенные в закодированном композиторском послании.

Конечно, не имея под рукой ключей, это сделать сложно. Слушатель рискует упустить самое важное. Нужен проводник, который бы помог сориентироваться, прежде чем пускаться в приключение по лабиринтам идей.

Руководствуясь этим, редакция m24.ru попросила дирижеров, композиторов, солистов-инструменталистов рассказать о любимых симфониях.

Конечно, задача сформулирована по-дилетантски. Как можно в саду с самыми красивыми экзотическими цветами выбрать один единственный?

И все же с помощью наших друзей, выдающихся музыкантов, нам удалось собрать целый букет симфонической музыки, которую должен знать каждый уважающий себя культурный человек.

Шуберт – Симфония № 9

Антон Сафронов, композитор

Самая моя любимая из симфоний – Большая симфония Шуберта до мажор.

Мне она особенно дорога тем, как в ней сменяют друг друга самые разные, порой совершенно противоположные настроения, доходя до острейших столкновений между собой.

Антон Сафонов. Фото – facebook.com/mosfilarmonia

Вся симфония построена на одной музыкальной идее – и из нее вытекают все основные события. Они разворачиваются неторопливо и переживаются, как сама жизнь – с ее парадоксальностью, мощными ликующими кульминациями и трагическими срывами.

Это первая в мировой музыке симфония, столь протяженная и эпическая по ощущению времени. Если играть ее в тех темпах, которые указал композитор, и выполнять все предписанные им повторы, то она должна звучать немногим больше часа.

Необычно и ново уже само ее начало: одна-единственная мелодия у солирующих валторн подчеркнуто архаического склада. Настоящее откровение – вторая часть, фаталистическая и щемяще-ностальгическая, с отчаянной трагической кульминацией. В следующих двух частях – скерцо и финале – раскрываются стихии венского вальса и марша, доходя до вселенского масштаба. Заключительный эпизод (кода) финала – самое захватывающее и любимое мое место в симфонии! – звучит как напряженное “взятие барьера за барьером”, всякий раз приводящее ко все большему и большему ликованию.

Я люблю исполнения Большой симфонии Шуберта как “традиционалистами”, так и “аутентистами”. Из первых мои любимые дирижеры – Гюнтер Ванд и Сержу Челибидаке. У Ванда – небывалая по совершенству работа над звуком, благородство и теплота, которой так не хватает многим исполнителям “новой” школы.

У Челибидаке – сильнейшее эпическое прочтение, потрясающая мощь кульминационных волн. У “аутентистов” прозрачнее (и потому богаче) звучит партитура. Кроме того, они опираются на новые уртекстные издания, в которых исправлены многие неточности. Очень люблю Николауса Арнонкура – его запись 1990-х годов с амстердамским Королевским оркестром Консертгебау. Одно время я был просто без ума от Роджера Норрингтона – его исполнения с London Classical Players, очень сильного по энергетике темпов и “аналитичного” по трактовке материала.

Но сейчас меня больше убеждает Марк Минковски с оркестром Les Musiciens du Louvre – запись, сделанная уже в нашем десятилетии (2012).

В упомянутой мной коде финала симфонии он выводит на первый план не столько мелодическую линию духовых, сколько энергию ритмических формул у струнных – и это создаёт потрясающую силу развития (в записи на ютюбе слушать с 43:00).

Тем не менее, ни одно из этих исполнений не идеально в моём понимании того, как должны трактоваться авторские темпы. Ближе всего к нему – исполнение Карло Мария Джулини с Оркестром Парижа (1990). Но оно, увы, несколько однопланово по звучанию. Эх, был бы я дирижером!..

Ф. Шуберт, Симфония №9 до мажор. Оркестр Les Musiciens du Louvre, дирижер Марк Минковски:

Шостакович – Симфония № 10

Александр Сладковский, дирижер

Не могу сказать, что в детстве музыка Шостаковича рождала во мне яркие ощущения. Исключения составляли “Три фантастических танца” для фортепиано, которые я играл в училище, Праздничная увертюра и музыка из кинофильма “Овод”, часто звучавшая в исполнении ансамбля скрипачей Большого театра.

Александр Сладковский. Фото – facebook.com

Но потом я услышал запись, изданную “Мелодией” в начале 70-х: Берлинский филармонический оркестр с Гербертом фон Караяном в Большом зале консерватории исполнял “Десятую симфонию”. И это был шок, первая лобовая встреча с этой великой музыкой. С этого потрясения для меня началось постижение наследия Шостаковича.

Позже, когда я играл Десятую симфонию в составе оркестра (у меня была партия первой трубы), во второй части от электричества, рождаемого этой музыкой, напряжения и движения я разрыдался. Физиологические ощущения подлинного страха смешивались с переживанием счастья. И при этом мне нужно было продолжать играть.

Если говорить о том мировом симфоническом пласте, оказавшем влияние на мое становление как личности, как музыканта, то, конечно, это была Десятая Шостаковича. Законы кульминации таковы, что точка золотого сечения приходится на конец второй трети: Шостакович создал пятнадцать симфонических полотен, и Десятая по всем параметрам – самая совершенная с точки зрения формы, идеи, DSCH-шифровки, космического кода, который он оставил на все времена.

Наверное, и с точки зрения воздействия на слушателя, она превосходит остальные – не зря это самая часто исполняемая симфония Шостаковича. Среди дирижеров, которым удалось поднять на поверхность ее смысловой пласт, я бы выделил Мравинского, Кондрашина, Гергиева, Темирканова (его исполнения я слышал живьем, рос на них), Янсонса.

Я обожаю все симфонии Шостаковича, особенно начиная с Четвертой и по восходящей до конца, и очень рад, что сейчас вместе с Госоркестром Республики Татарстан живу в потоке этой музыки, осуществляя ее запись.

Д. Шостакович, Симфония №10, ми минор. Национальный молодежный оркестр США, дирижер Валерий Гергиев:

Сибелиус – Симфония № 7

Мариус Стравинский, дирижер

Это последнее крупное произведение, созданное Сибелиусом. Он прожил еще 20 лет или около того, но музыка больше не рождалась из-под его пера.

Мариус Стравинский. Фото – paolodalprato.com

Исследователи до сих пор ищут ответ на вопрос почему именно после этой симфонии композитор не написал больше ни одной ноты. Выходя к публике с этой партитурой, я также пытаюсь разгадать эту тайну.

Седьмая симфония необычна по форме и продолжительности: она одночастная и в общей сложности звучит порядка 20 минут. Это еще одна трудность, с которой сталкиваются дирижеры, и которая нуждается в серьезном анализе.

Однако в плане композиторского языка, настроения и образного наполнения в ней – все тот же Сибелиус, чья связь с природой Финляндии неразрывна. Здесь мы вновь встречаем его диссонансы, волновые нарастания, кульминации. Фантастически красивый финал заканчивается в чистом до-мажоре.

Для меня одним из самых убедительных исполнений Седьмой симфонии является версия Лорина Маазеля с Венскими филармониками (выпущена на Decca в 1966 году).

Ян Смбелиус, Симфония №7 до мажор. Венский филармонический оркестр, дирижер Лорин Маазель:

Малер – Симфония № 2

Выбор редакции

“Разговор о музыке Малера вызывает у меня столь же сильное чувство тревоги, как если бы меня попросили рассказать о Ниагарском водопаде”.

Эта фраза принадлежит дирижеру Владимиру Юровскому, которому в минувшем сезоне предстояло исполнить в Лондоне Вторую симфонию с Оркестром эпохи Просвещения (англичане играют на исторических инструментах).

“Впервые я услышал Малера в подростковом возрасте. Для меня это был шок, опыт на всю жизнь”.

Густав Малер. Фото – gustavmahler.com

Каждое из симфонических полотен Малера – философское размышление, поражающее своей глубиной и при этом оказывающее сильнейшее эмоциональное воздействие. Из девяти законченных симфоний нашей редакции хотелось бы выделить Вторую, первоначально имевшую программное название “Воскресение”. Так описывал ее замысел сам композитор:

“Когда создавался замысел произведения, мне важно было передать в деталях не событие, а в лучшем случае ощущение.

Идейная основа сочинения ясно выражена в словах заключительного хора, а неожиданно вступающее контральто соло ярко освещает первые части. Вместе с тем из самого характера музыки легко понять, что за отдельными темами при всем их разнообразии перед моим взором, так сказать, драматически разыгрывалось некое реальное событие. Параллелизм между музыкой и жизнью идет, быть может, глубже и дальше, чем это можно проследить теперь.

Однако я вовсе не требую, чтобы в этом всякий следовал за мной, наоборот, я охотно допускаю, чтобы каждый представлял себе детали в соответствии с собственной силой воображения”.
(“Густав Малер. Письма. Воспоминания”. Изд-во “Музыка”, 1964 год)

Г. Малер, Симфония №2 до минор «Воскресение». Оркестр Люцернского фестиваля, дирижер Клаудио Аббадо:

Моцарт – Симфония № 40

Иван Великанов, дирижер

Я очень люблю Симфонию № 40 соль-минор Вольфганга Амадея Моцарта. Доподлинно определить, сколько симфоний на самом деле он создал за свою жизнь, очень сложно – счет идет на десятки, и все они в мажоре, за исключением Сороковой и более ранней симфонии в той же тональности. У Моцарта мало минора, но тот, который есть – очень сильный.

Иван Великанов. Фото – facebook.com/ivan.velikanov.3

Для меня очень важно, чтобы все части симфонии были одинаково дороги. Часто этот жанр характеризуют как единый организм. На мой взгляд, такое суждение не вполне верно. Многие композиторы переставляли части из одной симфонии в другую.

Поэтому более уместна иная аналогия: несколько частей симфонии как гармоничная семья, в которой прекрасен каждый. Симфонию №40 Моцарта я воспринимаю как раз с этой позиции.

Я полюбил ее в раннем детстве. Тогда мне нравилось слушать первую часть molto allegro, позднее я, конечно, захотел охватить ее целиком. Не так давно мне довелось впервые в жизни продирижировать ее, и это для меня стало большим событием.

Сороковую можно отнести к сравнительно поздней венской классике. Здесь нет присущих романтизму переживаний. Они не так очевидны, как в симфониях Чайковского или Малера. Музыка Моцарта существует еще внутри эпохи, предполагавшей объективную красоту без перехода на личности. В ней нет ощущения, что внутренний мир человека выворачивается наружу через звуки. Композитор не навязывает слушателю свои переживания. Эта музыка гораздо больше, и у Моцарта это сохраняется, хотя романтическое начало, через призму которого мы воспринимаем практически все искусство, уже так или иначе в ней присутствует. Вот эта пограничность создает уникальную притягательность.

По нашим ощущениям Сороковая симфония печальна, но это обстоятельство не мешает ей звучать в качестве рингтонов мобильных телефонов, иметь популярность, которой не удивляет “Кармен” Бизе. У Моцарта была непростая судьба. Насколько это сказалось на самой музыке? На мой взгляд, лишь отчасти.

Наше понимание его наследия имеет границы, так как Моцарт принадлежал другому времени. И от этого еще более велика притягательность его личности и оставленного им музыкального наследия. Мы не знаем причины его смерти, почему его похоронили в общей могиле. Не проливает свет и его переписка, хотя изучать ее очень интересно.

Мы не так далеки от написания и первых прижизненных исполнений симфоний Шостаковича, Малера, чтобы спорить с пеной у рта, кому из дирижеров и оркестров наилучшим образом удалось воплотить замысел композитора. С Моцартом все гораздо сложнее: можно сопоставить две записи одной и той же симфонии, и одна будет длиться в два раза дольше другой.

Сам я тяготею к исторически информированному исполнению, направлению, которое предполагает попытку отрешиться от позднейших и современных интерпретаций. Мы играем на исторических инструментах с соответствующим пониманием музыки, отношением к темпам, артикуляции, фразировке.

Поэтому я бы советовал слушать симфонии Моцарта, в том числе и Сороковую, в исполнении Тревора Пиннока, Кристофера Хогвуда, Марка Минковского, Джона Элиота Гардинера, Роджера Норрингтона. Эталонная Сороковая – у патриарха аутентизма, который инициировал это движение – Николауса Арнонкура (запись с Камерным оркестром Европы).

В. А. Моцарт, Симфония №40 соль минор KV 550. “Concentus musicus Wien”, дирижер Николаус Арнонкур:

Моцарт – Симфония № 25

Филипп Нодель, доцент, преподаватель по классу гобоя в МГК

Это первая из двух минорных симфоний Моцарта. Другая, тоже соль-минорная, знаменитая Сороковая, как часто бывает с хитами, затмила собой предыдущие сорок, большинство из которых редко звучат на концертах.

Филипп Нодель. Фото – facebook.com/PhilipNodel

А между тем, 25-я симфония – настоящий шедевр. Именно эта музыка звучит в самом начале фильма Милоша Формана “Амадей”. Моцарт часто использует минор для выражения скорби или меланхолии, но здесь царит настоящий Sturm und Drang – “Буря и натиск”, отсылающий нас к сентиментализму, “первому Романтизму”, в котором творил К. Ф. Э. Бах.

Синкопы, резкие контрасты нюансов и темпов, тремоло струнных – все это способствует напряженности и драматизму. Примечателен духовой состав оркестра – два гобоя, две пары валторн, два фагота. Последние нежно перекликаются со струнными в безмятежной второй части, написанной в духе Гайдна.

Трио менуэта – яркий пример ранней моцартовской harmoniemusik, отсылающей к его дивертисментам для шести духовых инструментов. Тема финала напоминает не то моравский танец, не то фрейлехс, и снова возвращается бурный драматический характер первой части.

Моцарту было всего всего 17 лет, когда он закончил 25-ю симфонию, каждый раз поражаешься – как можно написать такой шедевр в столь юном возрасте…

В. А. Моцарт, Симфония №25 соль минор KV 183. Оркестр “English Concert”, дирижер Тревор Пиннок:

Шостакович – Симфония № 15

Никита Борисоглебский, скрипач

В разное время моими любимыми симфониями были: “Героическая” и Девятая Бетховена, Вторая и Десятая Малера, Вторая Рахманинова, Вторая и Седьмая Сибелиуса, но сейчас место любимой заняла 15-я Шостаковича. Причем пришел я к ней через версию для фортепианного трио, челесты и ударных Виктора Деревянко.

Никита Борисоглебский. Фото – facebook.com/borisoglebsky

Вообще почти всегда поздние сочинения композиторов притягивают меня больше, чем ранние. Я слышу в них пережитый жизненный опыт, глубоко прочувствованные эмоции, мудрость, знание.

Так и в последней симфонии Шостаковича я поражаюсь сочетанию скупой красоты, простоты и прозрачности музыкального языка (особенно в сравнении с его более ранними симфоническими произведениями) и ее необычайным внутренним наполнением, объемом и глубочайшим психологическим напряжением.

Мне кажется, что обширная партия ударных инструментов здесь также имеет свой смысл: в них мне представляется та же чистота, точность, неумолимость и отстраненность, которая присуща и течению времени, судьбы… И даже заключительный псевдо-ля-мажорный аккорд, звенящий на фоне “пустой” бестерцовой гармонии у струнных, не вызывает и тени веселья, а, скорее, представляет собой некий недостижимый свет в беспросветности человеческого бытия.

Д. Шостакович, Симфония №15 ля мажор. Королевский оркестр Консертгебау, дирижер Бернард Хайтинг:

Бетховен – Симфония № 6

Яков Кацнельсон, пианист

Эта симфония интересна тем, что раскрывает для многих новое лицо Бетховена, не борющегося и героического, а совершенного иного.

Яков Кацнельсон. Фото – Ирина Шымчак

Именно в “Пасторальной” симфонии запечатлена квинтэссенция его второго я: ярко выраженный пантеизм, дионисийское начало, слияние с природой и в меньшей степени развитие конфликтов и коллизий, хотя, конечно, и они присутствуют здесь, как и в любом другом сочинении Бетховена.

Он написал Шестую симфонию уже после “Гейлигенштадского завещания” и моментов жуткого отчаяния в жизни. Первая его симфония была окончена в 1800 году, когда композитору исполнилось 30 лет. “Пасторальная” появилась восемь лет спустя.

Для Бетховена очень несвойственно такое программное сочинение. Каждая часть имеет свой заголовок: первая – “Радостные чувства по прибытии в деревню”, вторая – “Сцена у ручья”, третья – “Веселое сборище поселян”, четвертая – “Гроза. Буря”. Завершает все “Пастушья песня”, где слышатся переклички альпийский горнов. В этой части присутствует особый дух, который сложно описать словами. Музыка же всей симфонии отличается особенной интимностью.

Впервые я услышал ее в записи в исполнении Отто Клемперера. Ну и конечно, Бетховен Вильгельма Фуртвенглера остается самым любимым и непревзойденным по свойственному этому дирижеру особому дыханию и музыкальному времени. Его исполнение рождает во мне удивительное детское ощущение – словно тебя подхватывают на руки и куда-то уносят, в том числе и от самой симфонии Бетховена.

В одиннадцать лет я слушал “Пасторальную” в Барселоне, где играл Лейпцигский оркестр с Куртом Мазуром за дирижерским пультом. Помимо Бетховена в программу была включена и Первая симфония Малера, что тоже произвело меня меня сильное впечатление.

Л. ван Бетховен, Симфония №6 фа мажор, “Пасторальная”. Берлинский филармонический оркестр, дирижер Вильгельм Фуртвенглер:

Юлия Чечикова, M24.ru

Почитайте еще:

www.classicalmusicnews.ru

«Осторожно, люди!»: cколько музыки сочинил Моцарт — Сева Новгородцев Би-би-си, Лондон

Моцарт — это универсальный гений. Говорить о Моцарте — это все равно, что говорить о боге…

Эдвард Григ

Ох, как трудно осилить легкость Моцарта!

Натан Перельман

Я не вполне уверен в том, что ангелы, намереваясь воздать хвалу Господу, играют именно Баха, но я уверен вполне, что друг для друга они играют Моцарта, и господь радуется, слушая их

Карл Барт

Если человеку плохо, надо, пожалуй, слушать Моцарта. Потому что грусть у него очень специфическая. Она всегда с отблеском надежды, а человек не должен ее терять, пока жив.

Владимир Спиваков

Нет ничего более совершенного, чем Моцарт. Высшая точка красоты.

Сергей Танеев

Цитаты из книги: Моцарт в квадрате. — М.: Классика-XXI, 2008.

Моцарта часто называют композитором «чистой музыки», как бы профильтрованной с точки зрения формы, ясности изложения, определённости во всём, в том числе и в воплощении эмоций. Примеряя к нему выверенные оценочные критерии классицизма (такие, как квадратность, симметрия построений, обязательное чередование контрастов, гладкость мелодики и голосоведения), музыковеды прошлых веков в прямом смысле засушили представление о его музыке. Они никак не решались признать за личностью Моцарта романтическую натуру, склонную к крайним проявлениям эмоциональности — экспрессии, демонизму, налётам импрессионизма, сюрреализма, мистицизма. Любые намёки на личностную исповедальность, на связь с жизненными событиями или на программный характер музыки тут же отвергались, как необоснованные. Музыку Моцарта отделили от всех «страданий молодого Вертера»: дескать, он создавал свои творения, ориентируясь лишь на отвлечённые музыкальные образцы, устремлённые к гедонистическому идеалу.
Лишь в конце XX века представление о первоосновах музыкального мышления Моцарта в корне изменилось, что связано с глобальным изменением «музыкального мышления» самих слушателей. Начался новый этап постижения феномена Моцарта, теперь он коснулся и тех сочинений (особенно ранних), которым в прошлом почти не уделяли внимания.

Ирина Якушина,
«Вселенная Моцарта»

В.А. Моцарт — письмо к сестре, Милан, 24 августа 1771 года:
«Над нами живет скрипач, под нами еще один, рядом с нами — учитель пения, который дает уроки, в последней комнате напротив нас гобоист. Это весело, когда сочиняешь! Подает много идей».

Когда бы все так чувствовали силу / Гармонии! Но нет: тогда б не мог / И мир существовать; никто б не стал / Заботиться о нуждах низкой жизни;/ Все предались бы вольному искусству. / Нас мало избранных, счастливцев праздных, / Пренебрегающих презренной пользой, / Единого прекрасного жрецов. / Не правда ль?..

А.С.Пушкин,
«Моцарт и Сальери»,
1830г.

О Моцарте нам известны две вещи: во-первых — его убил Сальери, и во-вторых -он написал потрясающие мелодии для мобильных телефонов.

Б.Тарасенко
«Тот самый Моцарт»,
наши дни.

Имя Моцарта вошло в духовную жизнь человечества как «символ самой музыки»

Б. Асафьев

Последний концерт для клавира — тоже бесспорное порождение гениального мастерства и творческой фантазии, фантазии, отмеченной чертами уже знакомой нам «вторичной наивности». Богатейшие и глубочайшие связи между solo и tutti, прозрачность звучания, полное слияние галантности и учености — все это столь совершенно, что вопрос о стиле здесь несуществен. Таково прощальное утверждение бессмертия.

А. Эйнштейн

Самый трудный композитор? —
Моцарт!

Святослав Рихтер

«Музыка господина Моцарта уже на первом представлении восхитила знатоков. Исключение составили разве что те, кто из любви к себе и тщеславия никогда не признает достоинств за чужими творениями. Музыка Моцарта <…> содержит так много красот и настолько богата разнообразными мыслями, что подобное могло бы быть создано только прирожденным гением.»

Из газеты «Винер реалцайтунг»
от 11 июля 1786 года

Конечно, есть некоторые вещи из ранних 1780-х или поздних 1770-х, которые я выношу – такие произведения как «Сераль», например, – они влетают в одно ухо и вылетают из другого, но как музыку заднего плана я вполне могу ее терпеть.<…> Ну конечно, меня заставляли, и если быть до конца честным, в некоторых случаях мне даже нравилось их играть для своего собственного удовольствия. Они дают некое удовольствие от исполнения, немного более сильное, чем Клементи, и немного более слабое, чем Скарлатти. Но всегда, когда приходило время составлять программу для какого-нибудь выступления, я успешно заменял Моцарта чем-нибудь из позднего Гайдна или раннего Бетховена, и реально я ни разу не исполнял Моцарта публично до двадцати пяти лет.

Гленн Гульд

«Мои дети покорили почти всех»
Леопольд Моцарт,
частное письмо. Декабрь 1763,
Версаль

ru-mozart.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *