Стихи короткие Михаила Лермонтова. Читать стихотворения короткие Михаила Лермонтова на портале «Культура.РФ»
Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: [email protected]
Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
Как предложить событие в «Афишу» портала?
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Если вопросы остались — напишите нам.
Быстро выучить легкие стихи Лермонтова
Для кого-то выучить стихотворение — это дело пяти минут, а для кого-то такое времяпрепровождение может стать тяжким трудом. Не у всех есть хорошая память и любовь к поэзии. Именно такие люди задаются вопросом, какой стих самый легкий в творчестве поэта.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Прежде чем переходить к изучению легких стихов Лермонтова, следует кратко ознакомиться с особенностями его творчества. Годы жизни поэта и писателя 1814-1841, за которые он создал немало громких произведений, таких как «Демон», «Мцыри», «Герой нашего времени» и другие. Его перу принадлежит около 400 стихотворений и 30 поэм. Для творчества характерны:
- эмоциональность речи;
- иносказательность;
- неясность метафор и сравнений;
- контраст в использовании лексики.
Лермонтов писал в оригинальном стиле, совмещая ораторский стиль с напевными лирическими мотивами. Многие из его стихотворений легко запоминаются из-за своей звучности и образности. Лирический герой Лермонтова находится в постоянном становлении и самопознании.
Короткие стихи
Принято считать, что короткие — наиболее легкие стихи Лермонтова. Такое утверждение не совсем верно, поскольку малый объем еще не означает простоту изложения, но у этого поэта действительно есть простые короткие стихи, выучить которые можно спустя несколько прочтений. Короткими считаются те стихотворения, которые состоят из 4-12 строк, выучить их довольно просто, но именно такие варианты нечасто изучаются в рамках школьной программы, поскольку неэффективны в развитии памяти.
Список стихотворений:
- «Когда с дубравы лист слетает пожелтелый…»;
- «Она поет – и звуки тают…»;
- «Когда легковерен и молод я был…»;
- «Нет, я не Байрон, я другой…»;
- «Чаша жизни»;
- «Силуэт»;
- «Из Паткуля»;
- «Плачь! Плачь! Израиля народ…»;
- «Очи N. N.»;
- Для Сушковой (К Сушковой).
Короткие стихи Лермонтова, которые легко учатся, составляют большую часть творчества поэта. Приведенные в пример стихотворения наиболее популярны и легки для восприятия. Минусом коротких стихотворений является быстрая их утрата из памяти, фактически, как быстро выучил, так быстро и забыл.
Стихи из школьной программы
Легко учить стихи Лермонтова можно, если раньше с ними сталкивались в школьной программе. Знакомые строки быстро запомнятся и выстроят образный ряд. Для тех, кто еще не сталкивался с творчеством Михаила Юрьевича, нелишним будет ознакомиться с его наиболее популярными стихотворениями, поскольку так или иначе придется с ними столкнуться в ходе учебной программы в школе или вузе (для филологического отделения).
Примеры стихотворений, которые изучаются в школе:
- «Осень»;
- «Пророк»;
- «Утес»;
- «Тучи»;
- «Из Гете»;
- «Молитва»;
- «Дума»;
- «Расстались мы; но твой портрет…»;
- «Парус»;
- «Бородино»;
- «Синие горы Кавказа, приветствую вас!..»;
- «Ангел»;
- «Кавказ».
Этот примерный список содержит в себе легкие стихи Лермонтова и является основной базой для учеников, некоторые из примеров не заучиваются наизусть, а просто приводятся для ознакомления с творчеством поэта.
Легкие стихи
Многие стремятся найти самый легкий стих и выучить именно его, чтобы облегчить себе задачу, но стоить ли полагаться на мнение окружающих? Ведь в разучивании стихотворения важно понимать его суть, строить цепочку образов и отталкиваться именно от нее, а не просто бездумно заучивать текст. Выбрать наиболее подходящее стихотворение можно, перечитав несколько примеров и соотнеся их между собой. Для многих самым легким стихом Лермонтова является «Парус».
Образность этого стихотворения и простой язык дают возможность для быстрого изучения, также легко строится мысленный образ происходящих событий. Такой вариант идеально подойдет тому, кто хочет в короткий срок выучить произведение. Также можно обратить внимание на:
- «Прощай, немытая Россия…»;
- «Утес»;
- «Она поет — и звуки тают…»;
- «Я жить хочу! Хочу печали…»;
- «Солнце осени»;
- «Зови надежду — сновиденьем…».
Это самые легкие стихи Лермонтова, выучить их не составит большого труда, достаточно придерживаться определенной тактики в запоминании. Сначала необходимо прочитать стихотворение несколько раз, вдуматься в каждую строчку, понять ее смысл, образно выстроить картину событий, выбрать отдельные слова или фразы, за которые можно будет уцепиться для возникновения образов в памяти. После этого следует записать стихотворение вручную или на диктофон, зависит от того, как человек лучше всего воспринимает информацию. Далее нужно повторять стихотворение либо с визуальной, либо со звуковой подсказкой.
Поэзия со вкусом: как писать стихи грамотно
Кто из нас хотя бы раз не пробовал сочинять стихи? Кому из нас потом не бывало смешно или даже стыдно их перечитывать? Киевская поэтесса Лила Перегуда рассказывает, как оставить свой след в поэзии так, чтобы не было мучительно больно.
Абсолютных критериев качества в поэзии нет – в эпоху постмодерна нет ничего невозможного, и любой аспект произведения может быть переосмыслен или разрушен для создания новой образности. Однако есть несколько пунктов, которые условно отделяют стихотворение от просто текста, написанного в столбик.
Выдержанность формы – неважно, классической или авангардной. Намеренная смена рифмовки или размера в конкретном моменте могут быть художественным приемом, подчеркивающим, например, смену темы. Но когда во всем произведении «хромает» ритм, искажены ударения и формы слов, «расхлябаны» рифмы (в духе «весна-пришла») и скачет размер – быть беде:
Вот завод!
Тракторы колхозам дает.
Много тракторов в год
Дает этот завод.
В стихотворении должен быть выдержан сюжет — фактический или эмоциональный. Если произведение бессвязно и сумбурно, не объединено даже общими ассоциациями или духом, не имеет окончания или начала, если его можно прочесть в обратном направлении и ничего не поменяется по смыслу – значит, перед вами не поэзия.
Стихотворение не должно быть банальным. В данном пункте плохо — это:
- Очевидные и частиречные рифмы (рифмуется глагол с глаголом, или прилагательное с прилагательным в одной форме) любимый-хранимый, мрії-надії, сияет-озаряет, любовь-вновь;
- Затасканные сравнения и метафоры: глаза как два океана; рыдает скрипка, танцуют фонтаны, склонилась муза над плечом. Молодые поэты часто грешат целыми букетами образов, избитых до синяков: дождь как символ грусти, одинокая ночная дорога (обычно автостопом), всевозможные волки, вóроны и кошки, олицетворяющие уникальность автора во враждебном мире;
- Тривиальные темы – «я такой особенный», «весна – время любви», «меня бросили», «любите родину», «старость у порога», «поэт и толпа», далее по тексту, тысячи их. Обо всем этом когда-то писали впервые, но сейчас нужен настоящий гений, чтобы хоть как-то оживить все вышеперечисленное. Гении почему-то чаще интересуются другими темами.
В произведении не должно быть фактических, стилистических и других речевых ошибок. Создавая сравнения или новые слова, желательно учитывать законы языка и логики. Иначе получится такое:
Стоят березы, как в строю солдаты,
Одеты в подвенечные наряды.
или:
А власть официоз готовит,
И ты уж вот она стоишь!
Рты раскрыли, воздух ловят,
Ты — озаряешь и светишь!
Последний пример мучительно нагляден: тут есть неправильные ударения, лексическое смешение просторечного и делового стилей, бессвязная конструкция, две глагольные рифмы и пафосная тема.
Никто не хочет специально писать плохие стихи – и все равно год за годом они наводняют редакции журналов, любительские литературные вечера, а то и полные концертные залы. Почему так происходит?
- Причина первая и самая очевидная — отсутствие опыта. Нельзя просто так взять и написать шедевр, если весь предыдущий творческий опыт сводится к сочинению «Как я провел лето». Это поправимо: кто-то учится быстрее, кто-то медленнее, но учатся все.
- Вторая по распространенности проблема – недостаток чтения, особенно в детстве и юности, когда формируется чувство вкуса и словарный запас. При наличии большого таланта такой автор старательно изобретает велосипеды на пути к собственному стилю, при отсутствии – выдает дикую смесь Бальмонта с Лепсом и Ахматовой с Аллегровой:
Я думала – у нас с тобою точка.
Но ты поставил только запятую,
И подрастает незаметно дочка…
И впереди маячит многоточье…
- Отсутствие самокритики. Обидеть поэта может каждый, убежать не каждый сможет. Некоторые ранимые души научились ловко отбиваться от конструктивных замечаний и годами не замечать своего невысокого уровня, обычно при поддержке узкого круга друзей, а иногда и соседей по палате.
- Отсутствие конкуренции. Казалось бы, благоприятная среда для творческой натуры, никто не ткнет носом во вторичную аллюзию или сбитую рифмовку. Но если не с кем себя сравнить и некуда расти, можно и заплесневеть. Увы, частая проблема провинциальных поэтов, как бы высокомерно это ни звучало. Сложно не почить на лаврах, когда ты выше всех вокруг на голову, а дальше только классики.
- Отстутствие совести – назовем это так. Человек понимает, что его уровня хватает, чтобы получать сотни лайков от восторженных школьников, а большего ему и не надо. Массовая литература состоит из таких личностей чуть менее чем полностью.
Бизнес, тигр и искусство: что творится в мире Ивана Вырыпаева
Игра в классику
Начинающим стихотворцам очень полезно читать классику: увидеть, какие темы уже неоднократно поднимались, какие формы и приемы давно использовались, как со временем менялось представление о поэзии. Это поможет не набивать все шишки самостоятельно и не открывать ненужные Америки, а заодно развить чувство вкуса и подучить историю.
У этого метода есть и свой подвох: классика имеет свойство устаревать, а читатель по инерции считает ее непререкаемым авторитетом, что создает трудности при оценке собственных сочинений. К тому же, чем ближе к современности, тем больше споров о том, считать ли конкретного автора классиком, особенно если он еще жив. Из-за этого многие останавливаются на начале-середине ХХ века, поскольку дальше «все сложно».
Чтобы не терять связь с современностью, полезно иногда читать и сегодняшние бестселлеры – далеко не вся массовая литература «страдает» высоким качеством, но кое-чему можно научиться и у нее, главное – не переборщить.
Плюсы: хорошая иллюстрация основ стихосложения, понимание литературного процесса, возможность учиться на чужом опыте.
Минусы: опасность застрять в прошлом веке, большой объем материала, пессимизм («Где они и где я!»).
Метод подражания. Убивать ли пересмешника?
Просто прочитать и чисто теоретически усвоить чужие приемы получится далеко не у каждого. Скорее, наоборот — после прочтения яркого автора в голове будут вертеться строки, удивительно похожие по стилистике и проблематике. И это вовсе не плохо, если рассматривать их как тренировку для освоения нового материала. Главное — вовремя оттолкнуться и полететь дальше. Практически все известные поэты начинали с подражаний, постепенно развивая собственный почерк.
Опасность этого пути состоит в том, что постмодерн потакает игрокам с чужими текстами, убаюкивая тягу к новизне. В наши дни откровенно вторичный поэт может добиться неплохих успехов, только вот будет ли это настоящей поэзией?
Плюсы: помогает привыкнуть к новым приемам, дает опыт и поле для экспериментов в стилизациях.
Минусы: риск вторичности.
Литературоведческий анализ. Горе от ума
Чужую поэзию можно не только копировать, но и разобрать на части и посмотреть, что там у нее внутри. Этим занимается теория литературы. Она предоставляет готовые «запчасти» для творчества – литературные приемы и схемы.
Для продвинутого автора это будет огромным подспорьем: зная все хитрости вроде метафор, аллитераций и инверсий, проще выразить желаемое на бумаге, не повторяя предшественников. Мало того, из этих кирпичиков можно построить стихи не только на родном языке, но и на достаточно знакомом иностранном.
Но многие знания порождают и многие печали. Самая распространенная ошибка теоретиков – излишне перегруженные, неестественные тексты. Некоторые образы и приемы могут входить в моду и кочевать по стихам разных авторов, что выглядит порой комично. И главный парадокс: чем больше вы углубляетесь в детали, тем больше вам их не хватает. Хочется, подобно футуристам, плюнуть на бумагу и расписаться в собственной беспомощности. Приходится заново отыскивать вдохновение под грудой технических нюансов.
Плюсы: самостоятельная разработка стиля и поэтического инструментария, возможность сознательно избежать распространенных ошибок.
Минусы: сложность материала, искусственность конструкций, погоня за модой, творческий застой, впадение в снобизм.
Мультипотенциал: как мегаполис помогает раскрывать таланты
Все на одного. Конкурсы и фестивали
Поэту очень важно слышать мнение других творческих и компетентных людей, сравнивать свои стихи с чужими. Для этого подойдут и сетевые ресурсы, но эффективнее всего живое общение на всевозможных литературно-поэтических мероприятиях. Даже если на фестивале нет жюри, можно попросить более опытных коллег о критике.
Это метод для смелых и здравомыслящих: жюри нередко расходится во мнениях, критики страдают то снобизмом, то вкусовщиной, а собратья по перу могут откровенно завидовать. Но также велик шанс найти того, чье мнение действительно поможет улучшить качество произведений. В творческой изоляции же есть риск не только остановиться в развитии, но и деградировать.
Плюсы: свежий взгляд, опыт выступлений, творческое общение.
Минусы: резкая критика может вообще отбить охоту писать, форматные для конкурсов стихи не всегда являются лучшими; чем выше уровень, тем больше вкусовщины и предвзятости.
Это далеко не все способы улучшить свою поэтическую форму. Существуют литературные школы, мастер-классы и кружки, вузы, в конце концов. Вы можете выбрать себе наставника, чьи стихи вам нравятся, и консультироваться у него, пока не будете довольны результатом. Впрочем, всегда есть одно «но».
Есть ли это в каждом человеке? Возможно.
Есть ли это в вас? Рискните и узнаете.
Подпишись на наш инстаграм prostranstvo.magazine
Читать далее: Уличные музыканты. История, традиции, современность
Текст: Лила Перегуда
Оформление: Елена Зублевич
Стихи Лермонтова о Кавказе(Стихотворения «Кавказ»,»Черкешенка» и др.)
Подобно племени Батыя,Изменит прадедам Кавказ:
Забудет брани вещий глас,
Оставит стрелы боевые… ..
И к тем скалам, где крылись вы,
Подъедет путник без боязни,
И возвестят о вашей казни
Преданья темные молвы!..
А. Пушкин.
Уж в горах солнце исчезает,
В долинах всюду мертвый сон,
Заря, блистая, угасает,
Вдали гудит протяжный звон,
Покрыто мглой туманно поле,
Зарница блещет в небесах,
В долинах стад не видно боле,
Лишь серны скачут на холмах.
И серый волк бежит чрез горы;
Его свирепо блещут взоры.
В тени развесистых дубов
Влезает он в свою берлогу.
За ним бежит через дорогу
С ружьем охотник, пара псов
На сворах рвутся с нетерпенья;
Все тихо; и в глуши лесов
Не слышно жалобного пенья
Пустынной иволги; лишь там
Весенний ветерок играет,
Перелетая по кустам;
В глуши кукушка занывает;
И на дупле как тень сидит
Полночный ворон и кричит.
Меж диких скал крутит, сверкает
Подале Терек за горой;
Высокий берег подмывает,
Крутяся, пеною седой.
Одето небо черной мглою,
В тумане месяц чуть блестит;
Лишь на сухих скалах травою
Полночный ветер шевелит.
На холмах маяки блистают;
Там стражи русские стоят;
Их копья острые блестят;
Друг друга громко окликают:
«Не спи, казак, во тьме ночной;
Чеченцы ходят за рекой!»
Но вот они стрелу пускают,
Взвилась! — и падает казак
С окровавленного кургана;
В очах его смертельный мрак:
Ему не зреть родного Дона,
Ни милых сердцу, ни семью:
Он жизнь окончил здесь свою.
В густом лесу видна поляна,
Чуть освещенная луной,
Мелькают, будто из тумана,
Огни на крепости большой.
Вдруг слышен шорох за кустами,
Въезжают несколько людей;
Обкинув все кругом очами,
Они слезают с лошадей.
На каждом шашка,
за плечами Ружье заряжено висит,
Два пистолета, борзы кони;
По бурке на седле лежит.
Огонь черкесы зажигают,
И все садятся тут кругом;
Привязанные к деревам
В лесу кони траву щипают,
Клубится дым, огонь трещит,
Кругом поляна вся блестит.
Один черкес одет в кольчугу,
Из серебра его наряд,
Уздени вкруг него сидят;
Другие ж все лежат по лугу.
Иные чистят шашки остры
Иль навостряют стрелы быстры.
Кругом все тихо, все молчит.
Восстал вдруг князь и говорит:
«Черкесы, мой народ военный,
Готовы будьте всякий час,
На жертву смерти — смерти славной
Не всяк достоин здесь из вас.
Взгляните: в крепости высокой
В цепях, в тюрьме, мой брат сидит,
В печали, в скорби, одинокой,
Его спасу иль мне не жить.
Вчера я спал под хладной мглой
И вдруг увидел будто брата,
Что он стоял передо мной —
И мне сказал: «Минуты трата,
И я погиб, — спаси меня»;
Но призрак легкий вдруг сокрылся;
С сырой земли поднялся я;
Его спасти я устремился;
И вот ищу и ночь и день;
И призрак легкий не являлся
С тех пор, как брата бледна тень
Меня звала, и я старался
Его избавить от оков;
И я на смерть всегда готов!
Теперь, клянуся Магометом,
Клянусь, клянуся целым светом!..
Настал неизбежимый час,
Для русских смерть или мученье
Иль мне взглянуть в последний раз
На ярко солнце восхожденье».
Умолкнул князь.
И все трикратно Повторили его слова:
«Погибнуть русским невозвратно
Иль с тела свалится глава».
Восток, алея, пламенеет,
И день заботливый светлеет.
Уже в селах кричит петух;
Уж месяц в облаке потух.
Денница, тихо поднимаясь,
Златит холмы и тихий бор;
И юный луч, со тьмой сражаясь,
Вдруг показался из-за гор.
Колосья в поле под серпами
Ложатся желтыми рядами.
Все утром дышит; ветерок
Играет в Тереке на волнах,
Вздымает зыблемый песок.
Свод неба синий тих и чист;
Прохлада с речки повевает,
Прелестный запах юный лист
С весенней свежестью сливает.
Везде, кругом сгустился лес,
Повсюду тихое молчанье;
Струей, сквозь темный свод древес
Прокравшись, дневное сиянье
Верхи и корни золотит.
Лишь ветра тихим дуновеньем
Сорван листок летит, блестит,
Смущая тишину паденьем.
Но вот, приметя свет дневной,
Черкесы на коней садятся,
Быстрее стрел по лесу мчатся,
Как пчел неутомимый рой,
Сокрылися в тени густой.
О, если б ты, прекрасный день,
Гнал так же горесть, страх, смятенья,
Как гонишь ты ночную тень
И снов обманчивых виденья!
Заутрень в граде дальний звон
По роще ветром разнесен;
И на горе стоит высокой
Прекрасный град, там слышен громкий
Стук барабанов, и войска,
Закинув ружья на плеча,
Стоят на площади. И в параде
Народ весь в праздничном наряде
Идет из церкви. Стук карет,
Колясок, дрожек раздается;
На небе стая галок вьется;
Всяк в дом свой завтракать идет;
Там — тихо ставни растворяют;
Там по улице гуляют
Иль идут войско посмотреть
В большую крепость. Но чернеть
Уж стали тучи за горами,
И только яркими лучами
Блистало солнце с высоты;
И ветр бежал через кусты.
Уж войско хочет расходиться ,
В большую крепость на горе;
Но топот слышен в тишине.
Вдали густая пыль клубится.
И видят, кто-то на коне
С оглядкой боязливой мчится.
Но вот он здесь уж, вот слезает;
К начальнику он подбегает
И говорит: «Погибель нам!
Вели готовиться войскам;
Черкесы мчатся за горами,
Нас было двое, и за нами
Они пустились на конях.
Меня объял внезапный страх;
Насилу я от них умчался;
Да конь хорош, а то б попался».
Начальник всем полкам велел
Сбираться к бою, зазвенел
Набатный колокол; толпятся,
Мятутся, строятся, делятся;
Вороты крепости сперлись.
Иные вихрем понеслись
Остановить черкесску силу
Иль с славою вкусить могилу.
И видно зарево кругом;
Черкесы поле покрывают,
Ряды, как львы, перебегают;
Со звоном сшибся меч с мечом;
И разом храброго не стало.
Ядро во мраке прожужжало,
И целый ряд бесстрашных пал;
Но все смешались в дыме черном.
Здесь бурный конь с копьем вонзенным,
Вскочивши на дыбы, заржал,
Сквозь русские ряды несется,
Упал на землю, сильно рвется,
Покрывши всадника собой,
Повсюду слышен стон и вой.
Пушек гром везде грохочет;
А здесь изрубленный герой
Воззвать к дружине верной хочет;
И голос замер на устах.
Другой бежит на поле ратном;
Бежит, глотая пыль и прах;
Трикрат сверкнул мечом булатным,
И в воздухе недвижим меч;
Звеня, падет кольчуга с плеч;
Копье рамена прободает,
И хлещет кровь из них рекой.
Несчастный раны зажимает
Холодной, трепетной рукой.
Еще ружье свое он ищет;
Повсюду стук, и пули свищут;
Повсюду, слышен пушек вой;
Повсюду смерть и ужас мещет
В горах, и в долах, и в лесах;
Во граде жители трепещут;
И гул несется в небесах.
Иный черкеса поражает;
Бесплодно меч его сверкает.
Махнул еще; его рука,
Подъята вверх, окостенела.
Бежать хотел. Его нога
Дрожит недвижима, замлела;
Встает и пал. Но вот несется
На лошади черкес лихой
Сквозь ряд штыков; он сильно рвется
И держит меч над головой;
Он с казаком вступает в бой;
Их сабли остры ярко блещут;
Уж лук звенит, стрела трепещет;
Удар несется роковой.
Стрела блестит, свистит, мелькает
И вмиг казака убивает.
Но вдруг, толпою окружен,
Копьями острыми пронзен,
Князь сам от раны издыхает;
Падет с коня — и все бегут
И бранно поле оставляют.
Лишь ядры русские ревут
Над их, ужасно, головой.
Помалу тихнет шумный бои.
Лишь под горами пыль клубится.
Черкесы побежденны мчатся,
Преследоваемы толпой
Сынов неустрашимых Дона,
Которых Рейн, Лоар и Рона
Видали на своих брегах,
Несут за ними смерть и страх.
Утихло все: лишь изредка
Услышишь выстрел за горою;
Редко видно казака,
Несущегося прямо к бою,
И в стане русском уж покой.
Спасен и град, и над рекой
Маяк блестит, и сторож бродит,
В окружность быстрым оком смотрит
И на плече ружье несет.
Лишь только слышно: «Кто идет»,
Лишь громко «слушай» раздается;
Лишь только редко пронесется
Лихой казак чрез русский стан.
Лишь редко крикнет черный вран
Голодный, трупы пожирая;
Лишь изредка мелькнет, блистая,
Огонь в палатке у солдат.
И редко чуть блеснет булат,
Заржавый от крови в сраженье,
Иль крикнет вдруг в уединенье
Близ стана русский часовой;
Везде господствует покой.
Лирика, небольшие стихотворения Ольги Берггольц для школьников.
Обещание
Ольга Берггольц
…Я недругов смертью своей не утешу,
Чтоб в лживых слезах захлебнуться могли.
Не вбит еще крюк, на котором повешусь.
Не скован. Не вырыт рудой из земли.
Я встану над жизнью бездонной своею,
Над страхом ее, над железной тоскою…
Я знаю о многом. Я помню. Я смею.
Я тоже чего-нибудь страшного стою…
1952
Ни до серебряной и ни до золотой…
Ольга Берггольц
Ни до серебряной и ни до золотой,
Всем ясно, я не доживу с тобой.
Зато у нас железная была —
По кромке смерти на войне прошла.
Всем золотым ее не уступлю:
Всё так же, как в железную, люблю.
1949
Знаю, знаю — в доме каменном…
Ольга Берггольц
Знаю, знаю — в доме каменном
Судят, рядят, говорят
О душе моей о пламенной,
Заточить ее хотят.
За страдание за правое,
За неписаных друзей
Мне окно присудят ржавое,
Часового у дверей…
1938
Взял неласковую, угрюмую…
Ольга Берггольц
Взял неласковую, угрюмую,
С бредом каторжным, с темной думою,
С незажившей тоскою вдовьей,
С непрошедшей старой любовью,
Не на радость взял за себя,
Не по воле взял, а любя.
В Сталинграде
Ольга Берггольц
Здесь даже давний пепел так горяч,
Что опалит — вдохни
Припомни,
Тронь ли…
Но ты, ступая по нему, не плачь
И перед пеплом будущим не дрогни…
Еще редактор книжки не листает…
Ольга Берггольц
…Еще редактор книжки не листаетС унылой и значительною миной,
И расторопный критик не ругает
В статье благонамеренной и длинной,
И я уже не потому печальна:
Нет, всё, что днями трудными сияло,
Нет, всё, что горько плакало ночами,—
Не выплакала я, не рассказала.
Я — не они — одна об этом знаю!
О тайны сердца, зреющего в бури!
Они ревнуют, и они ж взывают
К стихам…
И ждут, чело нахмурив…
1940
Когда ж ты запоешь, когда…
Ольга Берггольц
Когда ж ты запоешь, когда
Откроешь крылья перед всеми?
О, возмести хоть миг труда
В глухонемое наше время!
Я так молю — спеша, скорбя,
Молю невнятно, немо, глухо…
Я так боюсь забыть тебя
Под непрерывной пыткой духа.
Чем хочешь отомсти: тюрьмой,
Безмолвием, подобным казни,
Но дай хоть раз тебя — самой,
Одной —
Прослушать без боязни.
1951
Должно быть, молодости хватает…
Ольга Берггольц
Должно быть, молодости хватает,
Душа, наверно, еще легка —
Если внезапная наступает
На жажду похожая тоска,
Когда становится небо чище,
И тонкая зелень мерцает везде,
И ты пристанища не отыщешь
В любимом городе, полном людей,-
Тоска о любви, еще не бывшей,
О не свершенных еще делах,
О друзьях неизвестных, не приходивших,
Которых задумала и ждала…
1935
К песне
Ольга Берггольц
Очнись, как хочешь, но очнись во мне —В холодной, онемевшей глубине.
Я не мечтаю — вымолить слова.
Но дай мне знак, что ты еще жива.
Я не прошу надолго — хоть на миг.
Хотя б не стих, а только вздох и крик.
Хотя бы шепот только или стон.
Хотя б цепей твоих негромкий звон.
1951
Бессонница
Ольга Берггольц
В предутрии деревня,Лесная сторона.
И слухом самым древним
Бессонница полна.
Пыхтят и мреют кочки
У залежей озер.
Над кладом кличет кочет
В двенадцатый дозор.
А в чаще бродят лоси,
Туман на их рогах,
Глядят, обнюхав росы,
За синие лога.
К осокам тянут утки —
Прохладны крылья всех;
И теплый заяц чутко
Привстал в сыром овсе…
Мой милый где-то дрогнет
За кряквами пошел.
Тревожен пыж у дроби,
И холод словно шелк.
…Предутреннему зверю,
Ночному ковылю,
Тебе и кладу — верю,
Как песне, и люблю…
Во имя лучшего слова…
Ольга Берггольц
Во имя лучшего слова,Одного с тобою у нас,
Ты должен
Влюбиться снова,
Сказать мне об этом сейчас.
Смотри, ты упустишь время!
Тяжелой моей любви
Счастливое, гордое бремя,
Не медля, обратно зови.
Ты лучшей не сыщешь доли,
Высот не найдешь других,
Ибо в ней — последняя воля,
Последний воздух Двоих.
1949
Какая темная зима…
Ольга Берггольц
Какая темная зима,Какие долгие метели!
Проглянет солнце еле-еле —
И снова ночь, и снова тьма…
Какая в сердце немота,
Ни звука в нем, ни стона даже…
Услышит смерть — и то не скажет.
И кто б ответил? Пустота…
О нет, не та зима, не та…
И даже нежности твоей
Возврат нежданный и летучий,
Зачем он мне? Как эти тучи:
Под ними жизнь еще темней,
А мне уже не стать певучей.
Но разве же не я сама
Себе предсказывала это,
Что вот придет совсем без света,
Совсем без радости зима?..
1949
Надежда
Ольга Берггольц
Я все еще верю, что к жизни вернусь,-
Однажды на раннем рассвете проснусь.
На раннем, на легком, в прозрачной росе,
Где каплями ветки унизаны все,
И в чаше росянки стоит озерко,
И в нем отражается бег облаков,
И я, наклоняясь лицом молодым,
Смотрю как на чудо на каплю воды,
И слезы восторга бегут, и легко,
И виден весь мир далеко-далеко…
Я все еще верю, что раннее утро,
Знобя и сверкая, вернется опять
Ко мне — обнищавшей,
Безрадостно-мудрой,
Не смеющей радоваться и рыдать…
1949
Не утаю от Тебя печали…
Ольга Берггольц
Не утаю от Тебя печали,Так же как радости не утаю.
Сердце свое раскрываю вначале,
Как достоверную повесть Твою.
Не в монументах и не в обелисках,
Не в застекленно-бетонных дворцах —
Ты возникаешь невидимо, близко,
В древних и жадных наших сердцах.
Ты возникаешь естественней вздоха,
Крови моей клокотанье и тишь,
И я Тобой становлюсь, Эпоха,
И Ты через сердце мое говоришь.
И я не таю от Тебя печали
И самого тайного не таю:
Сердце свое раскрываю вначале,
Как исповедную повесть Твою…
1937
Вот затихает, затихает…
Ольга Берггольц
Вот затихает, затихаетИ в сумерки ютится день.
Я шепотом перебираю
Названья дальних деревень.
Ты вечереешь, Заручевье,
И не смутит твоих огней
На дикой улице кочевье
Пугливых молодых коней…
Ты знаешь, что за темным полем
Стоит старинный, смуглый Бор
И звездным заводям Заполек
Вручает прясла и забор…
Крепки в Неронове уставы
Старообрядческих годов,
И скобки древние у ставен,
И винный запах у садов.
А заповедные кладбища
Шмурыгой-лесом занесло,
И соглядатай не разыщет
И не прочтет заветных слов.
Ты вечереешь, Заручевье,
Грибами пахнет по дворам…
А ты? Не знаю, где ты, чей ты
И кто с тобой по вечерам…
Октябрь 1927, Ленинград
Вечерняя станция
Ольга Берггольц
Вечерняя станция.
Желтая заря…
По перрону мокрому
Я ходила зря.
Никого не встречу я,
Никого, никого.
Лучшего товарища,
Друга моего…
Никуда не еду я
Никуда, никуда…
Не блеснут мне полночью
Чужие города.
Спутника случайного
Мне не раздобыть,
Легкого, бездомного
Сердца не открыть.
Сумерки сгущаются,
Ноют провода.
Над синими рельсами
Поднялась звезда.
Недавней грозою
Пахнет от дорог.
Малые лягушечки
Скачут из-под ног.
Стихи Сурикова для детей
«Степь да степь кругом», – помните эти строки? Их подарил миру Иван Суриков. И вы наверняка сможете продолжить фразу «Что стоишь, качаясь..». У одаренного поэта-самоучки пела душа – большинство его стихотворений музыкальные. Особенно мелодичны стихи Сурикова для детей. Они увлекут даже ребят младшего дошкольного возраста.
Стихи Сурикова читать
«На старинный лад»
Читая стихотворения Сурикова, так и хочется их пропеть. Секрет в образовании поэта. Сурикова обучали грамоте на «старинный лад», нараспев. Поэтому и стихотворения мальчишка распевал – такой подход остался с ним на всю жизнь. Когда он стал писать, потом еще долго сверял размер стихов пением. Лишь позже окончательно усвоил теорию стихосложения.
Лиричность творчества Сурикова привлекла внимание Чайковского и Римского-Корсакова. Эти знаменитые композиторы написали к некоторым произведениям музыку. Так стихи «Рябина» и «В степи» превратились в народные песни.
Сильные личности в большом городе
Несмотря на музыкальность, Суриков не всегда придерживается мажорных ноток. Среди героев его стихотворений – простые люди, которым приходится выживать в большом городе. Портные, рабочие, швейки, сапожники, бездомные бродяги – поэт изображает их с грустной напевностью.
Но Суриков показывал: даже в беспокойном и грозном мире можно оставаться сильным душой. Упор он делает не на социальный протест и не на упреки миру. Он показывает силу человеческого духа, достойно принимающего страдания и сложности. Недаром «Рябина» Сурикова стала народной песней в период войны. У поэта много стихов, которые стали «голосом» масс.
Часто стихи Сурикова для детей воспевают прекрасные просторы деревни. Сельская местность – прекрасное видение, мечта… Через слова так и льются живописные картины русской природы.
Лучшее – детям
Через свои стихи Суриков «говорил» и с малышами. Недаром произведения поэта читают ребятам в детских садах. Повествуют короткие стихи Сурикова о красоте природы и временах года. Стихотворения образные, яркие и солнечные, полны тепла и свежести. Они прививают любовь к прекрасному. Лирика отличается простотой и мелодичностью. Бытовые зарисовки очень живые.
Дети постарше откроют для себя мотив путешествия в стихах Сурикова. Частый герой его творчества – ямщик. Стихотворения основаны на приключениях и легендах из жизни этих людей. Дорога, просторы, скитальцы – образ дороги занимает значимое место в лирике Сурикова.
Поэта хвалят за умение выразить впечатления детства. Он сумел показать детскую безмятежность в легких и незатейливых, на первый взгляд, строках. Любовь к родным окрестностям, народному творчеству и природе – он все объединил в своем творчестве. Поэтому детям близки его строки – они душевные и простые для восприятия.
Через тернии – к звездам
Сегодня творчество Сурикова вызывает восхищение. Его называют народным поэтом России. Но таланту пришлось пробиваться, словно одуванчику на асфальте. В детстве Суриков тянулся к книжным знаниям, но родители в упор не хотели видеть его дар. Он писал стихи тайком от отца и в свободное время читал Пушкина, Лермонтова, Некрасова. Судьба свела его с нужными людьми, которые помогли ему найти себя в поэзии. Позже Иван Суриков даже организовал литературное сообщество. Так талант пробился к свету.
Потерянные стихи
Первые стихотворения автора всегда самые интересные: чуть неуклюжие, но с особенным колоритом. Но автор не оставил их людям – уничтожил. Ему не понравилась неточность образов, некоторая манерность, пластичность и простота. К сожалению, при жизни поэту почти не досталось аплодисментов. Его упрекали в «болезненном однообразии». Известность пришла уже после смерти.
Стихи со смыслом короткие
Сергей Гандлевский
Стоит одиноко на севере диком
Писатель с обросшею шеей и тиком
Щеки, собирается выть.
Один-одинешенек он на дорогу
Выходит, внимают окраины Богу,
Беседуют звезды; кавычки закрыть.
Олег Григорьев
— Ну, как тебе на ветке? —
Спросила птица в клетке.
— На ветке, как и в клетке,
Только прутья редки.
Николай Гумилев
Это было не раз, это будет не раз
В нашей битве, глухой и упорной:
Как всегда, от меня ты теперь отреклась,
Завтра, знаю, вернешься покорной.
Но зато не дивись, мой враждующий друг,
Враг мой, схваченный темной любовью,
Если стоны любви будут стонами мук,
Поцелуи — окрашены кровью.
Сергей Есенин
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова,
Не грусти и не печаль бровей, —
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
Николай Заболоцкий
Посредине панели
Я заметил у ног
В лепестках акварели
Полумертвый цветок.
Он лежал без движенья
В белом сумраке дня,
Как твое отраженье
На душе у меня.
Рюрик Ивнев
Душу измученную и перепачканную,
Отвратительную, но родную мою,
Господь, укрепи своею подачкою,
Видишь: я на краю.
Может быть, завтра забуду о раскаянии,
Паясничая, как клоун из последнего кабака…
Всё возмутительнее и необычайнее
Моя крестящаяся рука.
Михаил Лермонтов
Моя мольба
Да охранюся я от мушек,
От дев, не знающих любви,
От дружбы слишком нежной и —
От романтических старушек.
Осип Мандельштам
Из полутемной залы, вдруг,
Ты выскользнула в легкой шали —
Мы никому не помешали,
Мы не будили спящих слуг…
Дмитрий Мережковский
Да не будет
Надежды нет, и нет боязни.
Наполнен кубок через край.
Твое прощенье — хуже казни,
Судьба. Казни меня, прощай.
Николай Олейников
Половых излишеств бремя
Тяготеет надо мной.
Но теперь настало время
Для тематики иной.
Моя новая тематика –
Это Вы и математика.
Александр Пушкин
О сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг,
И случай, бог изобретатель…
Давид Самойлов
Вдруг странный стих во мне родится,
Я не могу его поймать.
Какие-то слова и лица.
И время тает или длится.
Нет! Невозможно научиться
Себя и ближних понимать!
Федор Тютчев
Как дымный столп светлеет в вышине! —
Как тень внизу скользит, неуловима!..
«Вот наша жизнь, — промолвила ты мне, —
Не светлый дым, блестящий при луне,
А эта тень, бегущая от дыма…»
Даниил Хармс
Открыв наук зелёный том
Я долго плакал, а потом
Его закрыл и бросил в реку.
Науки вредны человеку.
Науки втянут нас в беду
Возьмёмтесь лучше за еду.
|