Творчество Лермонтова - лирический герой и темы

Творчество М.Ю. Лермонтова можно разделить на две части – ранняя и зрелая (поздняя) поэзия. Рубеж пройдет примерно по 1837 году, по стихотворениям «Смерть поэта» и «Бородино».

Говоря о поэте, прежде всего стоит вспомнить о двух волнах русского романтизма. Первая волна 1790-1810 годов получила название «мировая скорбь» и являлась  реакцией на Великую Французскую революцию (1789-1790), в то время как в России на самом деле был настоящий эмоциональный подъем с приходом нового либерального императора Александра I. Раннее же творчество же М.Ю. Лермонтова относят ко второй волне романтизма в России (1825-1840гг).
В эти года в Российской империи действительно было о чем скорбеть – жестокость Николая I, его ненависть к любым либеральным идеям и вольнодумству, гибель декабристов, «завинчивание гаек», ужесточении цензуры, постоянные доносы. В обществе поменялась атмосфера, настроение в целом, люди были напуганы. Также колоссальную роль играло Третье отделение (орган политического сыска, созданный Николаем I в 1826 году). Ощущение духоты, невозможности дышать; незнание, куда себя деть… Все это выразилось в раннем творчестве поэта в мотивах тоски, боли, потерянности.

Пожалуй, четче всего лирический герой М.Ю. Лермонтова выражен в стихотворении «Небо и звезды» (1831). Есть идеальный мир: далекий, счастливый, невинный; есть люди – завистливые, ужасные; и есть я. И счастье, гармония того прекрасного мира мне недоступны просто потому, что я человек.

В этом заключается главный конфликт героя на протяжении всего творчества поэта: «я» к звездам не могу, а к людям не хочу.

В его ранней лирике  особенно сильно романтическое начало. Лирический герой — герой протеста, бунтарь, разбойник. В стихотворении «Предсказатель» (1830) особенно ярко видны образы, на которые ориентировался поэт:

«плащ его с возвышенным челом»

— аллегория с Наполеоном,

«булатный нож»

— разбойник наподобие шиллеровского.

В стихотворении «Демон» (1837) мы видим того же героя, но уже открыто протестующего против основ мироздания. В обоих случаях это образ типичного романтического персонажа, мятущегося и противопоставляющего себя толпе. Позже поэт будет постепенно отходить от романтизма – уже в поэме «Мцыри» (1839), несмотря на то, что в ней все-таки много романтических образов и поступков, главный лирический герой поэта противопоставлен байроновским героям: у него нет разочарованности, он стремится к миру, к полноте жизни, к счастью. Однако из языка поэта так и не уйдет романтический стиль, элегические клише и штампы, мелодичность.

Ключевые, переломные произведения  Лермонтова – стихотворения «Смерть поэта» и «Бородино» (оба 1837 года). В них открывается новая тема – ненависть к самодержавию. Поэт открыто идет против правящего общества. В его творчестве появляется такое явление, как инвектива (гневное обличение). «Смерть поэта» можно считать своеобразным политическим манифестом: смерть Пушкина (романтического певца, бросившего вызов обществу) — лишь повод. В роли антагониста поэта выступает толпа, высший свет, власть. Похожая тема видна и в стихотворении «Бородино» — в год написания шумно праздновалось 25-тилетие битвы, восхвалялось командование, а про самих солдат все забыли. Это произведение идет в разрез с концепцией официального празднества: не царь, не Бог, а простой солдат-крепостной выиграл битву. Для усиления эффекта поэт стилизует стихотворение под простую, мужицкую речь.

Отныне инвектива будет видна практически во всех стихах. Например, в стихотворении «Прощай, немытая Россия…» (1837), где покоренный народ предстает узником, который даже не хочет свободы. Или в «Родине» (1841), где оказывается, что любить Россию, как было наказано каждому во время правления Николая I

(«…первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя…»),

в общем-то, не за что. Бесправность власти, идущей против народа, также показана в поэме «Песня про купца Калашникова». Очевидно противопоставление происходящего в поэме и современности; и все-таки автор верит в силу народа, в единство духа. Нельзя не заметить, как блестяще автору удается приблизить стиль повествования к народной песни; вся поэма написана фольклорным языком с соблюдением стилистических особенностей эпической поэзии. Благородная, спокойная сдержанность и внутренняя цельность купца Калашникова присуща также и герою стихотворения «Завещание» (1840).

Среди тем творчества Лермонтова выделяется тема рефлексии нынешнего поколения. В стихотворении «Дума» (1838) противопоставлены поколение отцов-декабристов и поколение самого поэта. У тех людей ещё были иллюзии насчет возможных перемен, сейчас же люди уже знают, что ничего не получится; печальный опыт предыдущего поколения уничтожил в них желание пытаться что-то сделать. В этой стране ничего изменить нельзя. Здесь мы видим ключ к Печорину из романа «Герой нашего времени» — он болен рефлексией, которая приводит к невозможности деятельности, к мысли, что любые действия бессмысленны. Формула поколения — энтузиазм против скепсиса.

«Герои» этого времени слишком умны для всех порывов – этому посвящен роман.

Кроме того, в творчестве Лермонтова  занимает особое место тема поэта и поэзии. В стихотворении «Поэт» (1838) он  с горечью говорит о том, что поэт променял власть над толпой «на злато»; поэзия стала продажной. Тот же мотив виден и в стихотворении «Журналист, читатель и писатель» —

о чем должен писать поэт? Лишь о том, что его тревожит? Или он все-таки должен быть пророком для толпы, обличать пороки и, тем самым, избавлять её от них? Ответа нет.

Таким образом, в литературном наследии поэта нашли отражение многие темы, волнующие общество в то время. Большинство его стихотворений написано с грустью, с болью, но, тем не менее, он никогда не доходит до отчаяния. Напротив, в его стихах виден протест против «изнеженного века» и «угрюмой действительности».

 Попробовать разгадать онлайн кроссворды:

  • о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова можно здесь

  • о романе «Герой нашего времени» — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

velikayakultura.ru

О творчестве М. Ю. Лермонтова | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

Творческий путь М. Лермонтова был короток, но чрезвычайно продуктивен. Вся его литературная деятельность — от ученических проб пера до романа «Герой нашего времени» — продолжалась чуть более 12 лет, но за это время им было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа. Лермонтовское творчество обычно разделяют на ранний и зрелый периоды, проводя границу между ними через 1835—1836 гг. Но следует иметь в виду, что при всех различиях между этими периодами поэт сохранял верность идеям и принципам, сформировавшимся еще на этапе его становления и направившим его лирику в русло так называемой «поэзии мысли».

Два поэта — Байрон и Пушкин — сыграли решающую роль в творческом развитии М. Лермонтова. В ранней лермонтовской лирике проявляется характерное для Байрона тяготение к романтическому индивидуализму, к изображению титанических страстей и экстремальных ситуаций, к лирической экспрессии, к типу героя-бунтаря, находящегося в конфликте с обществом, к «бегству» на «восток» (локализованный у Лермонтова в основном на Кавказе) и в «средневековье» (преимущественно русское у Лермонтова). Со временем поэт преодолел байроновское влияние, что и было им задекларировано в стихотворении «Нет, я не Байрон, я другой…». Пушкин же оставался постоянным спутником Лермонтова и его неизменным ориентиром в продолжение всего творческого пути. Сначала поэт непосредственно подражал Пушкину, а по достижении художественной зрелости последовательно развивал пушкинские традиции, как правило, вступая с ним в творческую полемику.

Логика художественной эволюции Лермонтова определялась внутренним движением от романтизма к кризису романтического индивидуализма и, далее, к реализму с присущим ему психологическим анализом, опиравшемуся, с одной стороны, на критику современного общества, и с другой — на философское осмысление проблем добра и зла, человеческой свободы и власти судьбы, вины и ответственности и т.п. Поздний Лермонтов разоблачал несоответствие романтических представлений действительности; он уже не стремился представлять свой внутренний мир как нечто исключительное, а проявлял интерес к обыденным чувствам. Тем не менее, разрешить сомнения и вопросы, терзавшие его душу с ранней юности, он так и не смог. Материал с сайта //iEssay.ru

Лирика Лермонтова во многом автобиографична: она опирается на подлинные переживания поэта, обусловленные событиями его внутренней жизни и зафиксированные с внешней небрежностью «живых» дневниковых заметок. Однако это — не реальная, а литературная автобиография, т. е. творчески преображенная и интерпретируемая Лермонтовым через призму его восприятия мира и самого себя.

Установка на самоанализ нашла плодотворное воплощение и в лермонтовской прозе, где она трансформировалась в опыт создания обобщенного психологического портрета «героя времени», вбирающего в себя черты всего поколения и вместе с тем сохраняющего как свое индивидуальное лицо, так и экстраординарность своей натуры. Лермонтовская проза вырастает на романтической почве, однако романтические принципы в ней функционально изменены и переподчинены задачам реалистического письма.

iessay.ru

Творческое развитие Лермонтова | Лингвистика и мировая поэзия

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г. (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова, хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня…. про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

С биографией поэта можно ознакомиться здесь.

Материал взят с сайта http://www.netschools.ru/sch518/koridor/rus_lit/lermon2/index3.html

Книги

Полное собрание сочинений в 10 томах

том 1             djvu том 2             djvu

том 3             djvu

том 4             djvu

том 5             djvu

том 6             djvu

том 7             djvu

том 8             djvu

том 9             djvu

том 10            djvu


Собрание сочинений в 7 томах         chm


Полное собрание сочинений в 4 томах

том 1       fb2

том 2       fb2

том 3       fb2

том 4       fb2

Все тома в одном архиве(rar)       fb2

Собрание сочинений в шести томах

том 1 стихи 1828-1831          fb2

том 2 стихи 1832-1841          fb2

том 3 поэмы 1828-1834          fb2

том 4 поэмы 1835-1841          fb2

том 5 драмы          fb2

том 6 проза, письма          fb2

Все тома в одном архиве (rar)          fb2

Лермонтов М.Ю. — Избранные произведения           djvu


Ашик-Кериб

год издания 1938           pdf

Бородино

— год издания 1939         pdf

— год издания 1941         pdf

— год издания 1944         pdf

— год издания 1946         pdf

— год издания 1947         pdf

— год издания 1948         pdf

— год издания 1970         pdf         fb2

— год издания 1977         pdf

— год издания 1982         pdf

— год издания 1983         djv

— год издания 1985         djvu

Азраил          fb2          pdf          rtf

Ангел смерти          fb2          pdf          rtf

Аул Бастунджи          fb2          pdf          rtf

Беглец          fb2          pdf          rtf

Боярин Орша          fb2          pdf          rtf

Вадим          fb2          pdf          rtf

Два брата          fb2          pdf          rtf

Две невольницы          fb2          pdf          rtf

Демон          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)          pdf (1947)          pdf (1910)

Джюлио          fb2          pdf          rtf

Измаил-Бей          fb2          pdf          rtf

Испанцы          fb2          pdf          rtf

Исповедь          fb2          pdf          rtf

Кавказец          fb2          pdf          rtf

Кавказский пленник          fb2          pdf          rtf

Каллы          fb2          pdf          rtf

Княгиня Лиговская          fb2          pdf          rtf

Корсар          fb2          pdf          rtf

Литвинка          fb2          pdf          rtf

Люди и страсти          fb2          pdf          rtf

Маскарад          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (ранняя версия)          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (приложения)          fb2          pdf          rtf

Монго          fb2          pdf          rtf

Моряк(отрывок)          fb2          pdf          rtf

Мцыри          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)

Олег          fb2          pdf          rtf

Панорама Москвы          fb2          pdf          rtf

Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова         fb2          pdf          rtf          pdf (1865)          pdf (1938)          pdf (1943)          pdf (1984)          djvu (1975)

Последний сын вольности          fb2          pdf          rtf

Преступник          fb2          pdf          rtf

Сашка          fb2          pdf          rtf

Странный человек          fb2          pdf          rtf

Тамбовская казначейша          fb2          pdf          rtf

Хажди Абрек          fb2          pdf          rtf

Цыгане          fb2          pdf          rtf

Черкесы          fb2          pdf          rtf

Штосс          fb2          pdf          rtf

Я хочу рассказать вам          fb2          pdf          rtf

Лермонтов М.Ю. Поэмы (иллюстрации Кострова) (1947)       pdf

Лермонтов М.Ю. Стихи (иллюстрации Кострова) (1946)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1935)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1942)       pdf


Библиотека мировой поэзии (том 76 М.Ю. Лермонтов)              djvu

Родзевич С. И. — Лермонтов, как романист (1914)                pdf

Рублевское издание 1891                pdf

Творческий путь Лермонтова          djvu          pdf

Жизнь и творчество        djvu        pdf (1941)

Лермонтов проблемы поэтики        pdf        djvu

Болдаков «Лермонтов» 1895         pdf         djvu

Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции.            pdf

Хаецкая Елена «Лермонтов (Великие исторические персоны)»        pdf        djvu

Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова       pdf       rtf       fb2

Маркович В.М. и др. Pro et contra          pdf

wpoet.ru

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография писателя

Лермонтов Михаил Юрьевич, биография которого до сих пор полностью неизвестна, ознаменовал своим творчеством совершенно новый этап развития русской литературы. В его произведениях гармонично сочетались личные, философские и гражданские мотивы, которые на тот момент как нельзя лучше отвечали духовным потребностям общества. Творчество Лермонтова оказало огромное влияние на следующие поколения поэтов и прозаиков. Многие его произведения были экранизированы, сыграны в театре, отображены в живописи, а стихи стали романсами.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: детство

Родился будущий писатель в октябре 1814 года. Еще до нового года все семейство из Москвы вернулось в Тарханы – имение бабушки в Пензенской области. Миша остался без матери, когда ему не было и трех лет. Отец хотел забрать сына с собой, но бабушка составила завещание таким образом, что все останется внуку только в том случае, если он будет жить с ней до совершеннолетия.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: учеба

В 14 лет Михаил стал воспитанником Благородного пансиона, действующего при Московском университете. В это же время он увлекся поэзией и сам начал писать. Первым его учителем в этом деле был С. Е. Раич. Михаил проучился 2 года, и пансион закрыли. Осенью Лермонтов в этом же университете поступил на нравственно-политический факультет. Ни к какому кружку Михаил не примыкал и вообще держался в стороне от всех студентов. Осенью следующего года, когда Лермонтов перешел на словесный факультет, умер его отец. Лекций на новом отделении Михаил почти не посещал и на испытания в конце года не явился.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: переезд в Петербург

В августе 1832 года Михаил стал учеником Школы гвардейских юнкеров, которая была учреждена для молодых дворян, поступающих в гвардию без какой-либо военной подготовки и образования. С этим событием и был связан его переезд в Петербург. Проучившись в Школе 2 года, он получил первичное офицерское звание. В этот период Михаил не прекращал заниматься литературой.

М. Ю. Лермонтов. Краткая биография: арест и ссылка

В январе 1837 года страну потрясло известие о гибели Пушкина. На это событие Михаил Лермонтов ответил стихотворением «Смерть поэта». Так как стих имел политический характер, поэт был арестован и сослан на Кавказ. С этого дня он прожил всего 4 года. И за этот короткий срок Лермонтов создал те произведения, которые затем стали считать лучшим его поэтическим наследием. Это «Мцыри», «Демон» и множество живописных, музыкальных, разнообразных по воплощению стихотворений, доказывающих безграничную мощь его таланта. В 1839 году Лермонтов закончил работу над романом "Герой нашего времени".

М. Лермонтов. Краткая биография: дуэль

Поэт мечтал в конце концов оставить военную службу и полностью предаться литературе, начать издавать собственный журнал. Но ему позволили лишь некоторое время побыть в Петербурге. И то это стало возможным благодаря прошению влиятельных лиц и Е. А. Арсеньевой, его бабушки. После побывки поэт отправился в последнюю свою поездку на Кавказ, а по существу – в ссылку. Он был полон мрачных предчувствий. Повод к ссоре, приведшей к роковой дуэли, был ничтожным. Сам поэт был почти уверен, что поединок не состоится. Однако Мартынов отказываться от него не собирался. Он нанес М. Ю. Лермонтову смертельную рану во время этой злополучной дуэли в Пятигорске. Произошло это летом 1841 года, а следующей весной прах поэта был отправлен в Тарханы, родовое имение.

fb.ru

Произведения Лермонтова. Лермонтов Михаил Юрьевич: творчество

М. Ю. Лермонтов – известный русский классик, который был одним из самых ярких и одаренных поэтов, прозаиков, драматургов романтического направления. Все художественные произведения Лермонтова необыкновенно лиричны, великолепно сложены и легко воспринимаются читателем. На его литературное творчество очень сильно повлияли такие мировые величины, как Д. Г. Байрон и А. С. Пушкин.

Родословная

Фамилия Лермонтовых имеет свои корни от выходца из Шотландии Георга Лермонта, служившего у польского короля, которого при осаде крепости Белой русские взяли в плен. Он перешел в отряды московских войск. И уже с 1613 года числился на службе у Государя Российского, а за верную службу получил земельные угодья в Галичском уезде (Костромской губернии).

Фамилию Лермонт носил и известный шотландский поэт XIII века - Томас. Фамилия Лерма была и у испанского герцога. Поэт искал связь с родоначальниками-шотландцами, но более всего для него пленительно было родство с испанским герцогом – министром Короля Филиппа III. У Лермонтова есть даже целый «испанский» цикл в изобразительном искусстве, ведь он был еще и отменным художником.

Ко времени рождения поэта род Лермонтовых сильно обеднел. Отец Юрий Петрович был заметным красавцем с отзывчивой и доброй душой, однако крайне несдержанным и порою очень легкомысленным. Его поместье Кропотовка в Ефремовском уезде граничило с имением С. А. Арсеньевой (в девичестве Столыпиной). Ее дочь - романтичная Мария Михайловна - не могла не влюбиться в такого обаятельного соседа и, несмотря на протесты своей матери, вышла за него замуж. Но семейное счастье было недолгим, истощенная чахоткой и нервными срывами из-за постоянных измен мужа, она скончалась весной 1817 года.

Детство Михаила Лермонтова

В Москве 3 октября 1814 г. появился на свет Михаил Лермонтов. В детстве он был болезненным, капризным и нервным мальчиком. Он болел диатезом, золотухой и корью. Долгое время был прикован к постели из-за рахита, который привел к кривизне ног. После ранней кончины матери у Лермонтова остались лишь смутные, но очень дорогие его сердцу образы. Бабушка Елизавета Арсеньева взяла на себя все хлопоты по его воспитанию и до конца его жизни трепетно заботилась о нем. А вот зятя она просто не переносила на дух. Юрий Петрович из-за вражды с тещей был вынужден уехать в свое имение и оставить ей своего сына. Однако он все же несколько раз наведывался к теще с намерением забрать к себе Михаила, но все было тщетно. Мальчик видел вражду, ему было очень тяжело переносить все это. Он постоянно страдал и колебался между бабушкой и отцом. В драме Menschen und Leidenschaften Лермонтов отразил все свои переживания по этому поводу. Потом они с бабушкой переехали в имение под названием Тарханы (Пензенской губернии). Там практически и прошло все детство поэта.

Юность и отрочество

В 1828 году Лермонтов начинает обучаться в Благородном пансионе Московского университета. Потом дальше продолжил обучение на словесном отделении того же учебного заведения. Но в конечном итоге он был вынужден бросить все это из-за крупной ссоры с реакционной профессурой. Его карьера оказалась под вопросом. И бабушка настояла на том, чтобы ее внук поступил в Школу гвардейских прапорщиков и кавалеристских юнкеров. Молодого Лермонтова не очень вдохновляла карьера военного, но в то же время он мечтал о великих подвигах, которые совершали его предки, хотя в душе понимал, что в лучшем случае его ждет война на Кавказе.

В 1834 году он оканчивает Школу и идет служить корнетом в Нижегородский гусарский полк. Первым произведением, которое появилось в печати в 1835 году без его ведома, была поэма «Хаджи Абрек».

Ссылки на Кавказ

Произведения Лермонтова очень часто носили пророческий характер. В 1837 году он посвящает А. С. Пушкину свой роковой стих «Смерть поэта», где обвиняет в смерти всю высокопоставленную власть в России во главе с Царем Николаем I. Тогда его отправляют в ссылку на Кавказ. Через год он возвращается в Петербург, но из-за дуэли с французом Эрнестом де Барантом его снова отправляют на Кавказ в пехотный полк. В бою он проявлял небывалую храбрость и мужество, но царь никакими наградами его так и не отметил. Лермонтову даже прервали отпуск в Петербурге и приказали за двое суток покинуть город.

По возвращении в полк Лермонтов останавливается в Пятигорске, чтобы немного подлечиться, но там у него возникла нелепая ссора из-за его насмешек, предположительно, над Натальей Соломоновной - сестрой Мартынова, однокашника по военной школе, с которым он никогда особо не враждовал. Девушка думала, что Лермонтов был влюблен в нее, и свою героиню Мэри в «Герое нашего времени» он описывал именно с нее. 15 июля 1841 года состоялась дуэль. На ней М. Ю. Лермонтов был моментально убит Н. С. Мартыновым. Пуля навылет прошла через его сердце.

За все это короткое время, отведенное Богом, были созданы такие известные произведения Лермонтова, которые стали поистине шедеврами русской литературы. Это и «Песня про купца Калашникова», и «Мцыри», и «Демон», а также огромное количество лирических стихотворений, драма «Маскарад» и бессмертный роман «Герой нашего времени».

«Ашик-Кериб»

Произведение Лермонтова «Ашик-Кериб» было создано как романтическая восточная сказка о любви. В ее основу легла литературно обработанная азербайджанская народная сказка, услышанная поэтом в ссылке на Кавказе. Это доброе и светлое произведение о любви двух молодых героев бедняка Ашика-Кериба и его возлюбленной - дочки богатого купца Магуль-Мегери. Ашик-Кериб сделает все для того, чтобы разбогатеть и жениться на своей любимой. Но мудрая и находчивая Магуль-Мегери тоже не останется в стороне и поможет ему своей женской хитростью. В итоге все они будут счастливы вместе. Эта красивая сказка еще ни одного читателя не оставила равнодушным.

«Герой нашего времени»

Роман «Герой нашего времени» Лермонтов написал в 25 лет, за год до своей трагической смерти. Этот роман был создан в виде отдельных повестей, новелл, путевых очерков и дневниковых записей. Для автора главным стало раскрытие образа главного персонажа. В романе перемешаны главы, историческая действительность здесь не первостепенна. Произведение осложнено тем, что в нем свои истории повествуют три рассказчика: путешествующий офицер, Максим Максимыч и, наконец, главный герой – Григорий Печорин. Образ Печорина на протяжении всего произведения раскрывается по-разному, со слов постороннего наблюдателя, лично знакомого приятеля и самого героя. Читатель постепенно будет углубляться в психологию Печорина. Сначала будет поверхностный, затем детальный и уже потом самый глубокий психоанализ и самоанализ. «Герой нашего времени» Лермонтова был впервые опубликован в 1840 году в Петербургском издательстве под руководством Ильи Глазунова.

«Парус»

Несмотря на сложный и неуживчивый характер, Лермонтов - нежный романтик в душе и прекрасный творец. Неизгладимые впечатления производят практически все произведения Лермонтова. «Парус» - один из его великих шедевров, оставленных будущему наследию. Написан он его трепетной душой, стоящей на перепутье перед судьбоносными решениями, и в тот момент молодой поэт, кажется, готов на все. Ему было всего 17 лет. Он мог бы стать декабристом или революционером, но судьба уготовила ему другую роль.

Краткая хронологическая таблица Лермонтова

3 октября 1814 г.

Рождение М. Ю. Лермонтова в Москве

Весна 1817 г.

Скоропостижная смерть матери поэта

1818, 1820, 1825 гг.

Отдых в Пятигорске

1828-1830 гг.

Первые произведения Лермонтова. Учеба в Благородном пансионе

1830-1832 гг.

Учеба на нравственно-политическом факультете Московского университета. Однокурсники Лермонтова: И. Гончаров, А. Герцен, В. Белинский

1831 г.

Смерть отца поэта

1832 г.

Поэт бросает Московский университет и отправляет в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалеристских юнкеров. Создание знаменитого «Паруса» и незаконченного романа «Вадим»

1834 г.

Поступает на службу корнетом в гусарский полк

1834-1835 гг.

Написание драмы «Маскарад»

1837 г.

Создание поэмы «Песня про купца Калашникова», реакционного стихотворения «Смерть поэта». Самая первая ссылка поэта на Кавказ. Написание «Бородино» и «Узника»

1838 г.

Возвращение из ссылки в Петербург. Встречи с Карамзиным. Создание романа «Герой нашего времени», а также поэмы «Демон», Мцыри», стихотворения «Поэт»

1839 г.

Написание стихотворения «Три пальмы». В журнале «Отечественные записки» издана повесть «Бэла»

1840 г.

Написаны стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…», «Дума». Дуэль с Эрнестом де Барантом – сыном французского политического деятеля. Отдельное издание произведения «Герой нашего времени». Прощальная встреча с Карамзиным. Создан стих «Тучи». Повторная ссылка на Кавказ. Прижизненное издание сборника стихов Лермонтова

1841 г.

Двухмесячный отпуск в Петербурге. Создание стихов «На севере диком стоит одиноко», «Родина», «Выхожу один я на дорогу». Возвращение на Кавказ

15 июня 1841 г.

Поэт убит на дуэли у горы Машук, в Пятигорске Н. С. Мартыновым

Апрель 1842 г.

Тело перевезено и похоронено в родовом имении в Тарханах, у бабушки Арсеньевой

Детские произведения Лермонтова

Тема детства отразилась в ряде работ и всегда была спутником всего его творчества. Детские стихи знаменитого поэта необыкновенно нежны и лиричны. Они наполнены какой-то особенной добротой и теплотой. Детские произведения Лермонтова включают в себя такие великолепные стихотворения, как «Ребенку», «Казачья колыбельная песня», «Ребенка милого рожденье» и другие.

Непростая получилась жизнь у Лермонтова, но, несмотря на все это, пору детства и все его «золотые денечки» он всегда считал самым прекрасным периодом жизни человека.

Все произведения Лермонтова с точки зрения литературы являются неповторимыми и уникальными. Поэтому они до сих пор интересны любому поколению читателей.

fb.ru

Биография и творчество М.Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов (1814 - 1841)

«Жизнь моя – я сам»

Ослепительна и мгновенна была жизнь поэта, как яркий проблеск молнии на небосклоне. Однако, прожив неполные 27 лет, он уверенно прошел цельный жизненный круг со взлетами и падениями, вдохновением и горечью многочисленных разочарований. Проведенное в Тарханах детство, поместье бабушки Е. А. Арсеньевой, трепетно заботившейся о внуке, но враждовавшей с его отцом, затем бурная учеба в Благородном пансионе в Москве, где пролился свет культуры, поэзии и где юный Мишель начал работу над поэмой «Демон», которую не уставал писать всю жизнь.

Следом шел Московский университет, откуда Лермонтова изгнали за протест против грубого и бездарного профессора. Два страшнейших года поэта прошло в школе гвардейских подпрапорщиков, в которой Лермонтов под стук военных барабанов творит роман «Вадим» о пугачевском восстании, затем была служба в Царском селе в гусарском полку. Именно здесь появляется среди кутежей и проказ, дерзких интриг и легких влюбленностей драма «Маскарад», обличающая искусственность жизни и многообразие масок.

Лермонтов – истинный герой безвременья

После гибели Пушкина пролился яркий свет над жестоким строем и укладом империи, истребляющей гениев, в стихотворении-элегии «Смерть поэта». Мгновенный арест за славу голоса, громко прозвучавшего на всю Россию, а после и ссылка на Кавказ, где под пулями зреет первый реалистический роман, охватывающий психологию русской души, «Герой нашего времени».

В 1838 г. было возвращение из ссылки и невероятная слава при дворе и в свете, а далее дуэль с Барантом (сыном французского посла), посягнувшим на честь русского офицера, и снова, как по заранее спланированному сценарию, ссылка на Кавказ. Здесь была дуэль уже с русским гражданином, некогда бывшим товарищем поэта, Мартыновым, оскорбившим вульгарностью и пошлостью ранимую душу Лермонтова.

Смерть гения в грозу, с громом пронесшуюся над кавказкой горой Машук, на которой и стрелялись дуэлянты, замкнула его жизненный круг, успели только поменяться местами две последние цифры в датах его короткой, но насыщенной свершениями жизни. Однако сколько было испытано чувств и какое противоречие мыслей и убеждений разрывало его душу и светлый ум! Сам он в одном из стихотворений писал: «Так жизнь скучна, когда боренья нет!».

Над миром он прошел с шумом, оставив яркий след…

В гимне любви, стихотворении тонком и вызывающим дрожь по телу «Я не унижусь пред тобой…», юный поэт стыдится разрывающего сердце чувства, отнимающего вдохновение и свободу. Минута счастья в печальной лирике Лермонтова отразилась в «Молитве», где есть надежда на минуту свободного дыхания. «Благодарность» переполнена демоническим сарказмом и взыванием к Господу без нежных благодарений. Да и всегда практически взаимоисключающие чувства. Можно ли найти патриотическое и более страстное признание в отечественной поэзии?

Москва, Москва! Люблю тебя, как сын,

Как русский – сильно, пламенно и нежно…

И словно рукой другого человека написано: «Прощай, немытая Россия».

Как в одном человеке это могло совмещаться? Как сложился гений Лермонтова? С детства будущего поэта окружали противоречия и обнаруживались драматические разлады жизни. Жестокая семейная драма обрушилась на него сразу после рождения: распри отца и бабушки, печальные песни матери у колыбели сына. Большим потрясением стало жестокое унижение крепостных в усадьбе бабушки, где маленький Мишель по-детски удивлялся: «Я запрещаю бить людей!». Порыв к героическому теплится в душе поэта после глубокого знакомства с лирикой Пушкина и Шиллера. Однако становится ясно, что любой порыв будет прихлопнут одним жестом влиятельного императора. Николай I закрывает Благородный пансион.

Борьба всегда была нужна Лермонтову – на протяжении всей жизни: это давало силы утвердиться в своих возможностях, став вровень со стихией. Но это не приносит ему долгожданной гармонии. Читая стихи последних лет, пред нами возникает другой Лермонтов – напрочь отказавшийся от свободы. «Тучи» свидетельствуют о смирении и недоступности обретения свободы.

В одном из писем он писал: «Образчики здешнего общества я видел, среди них встречались воспитанные молодые люди и любезные дамы, однако все они производят впечатление ухоженного сада, просторного и тесного, в котором легко заблудиться, поскольку хозяйские ножницы изничтожили хоть малое различие между деревьями!». Так поэт отзывается об окружающем обществе. Поиски новых впечатлений натолкнули его на мысль о том, что это глупейшее занятие – жить, будучи своим собственным шутом, вынужденным занимать себя.

Лермонтов: зачем я жил?

А. И. Герцев называл поэзию Лермонтова «печалью с безнадежным скепсисом надломленной души», а И.С. Тургенев отмечал, что «вероятно, Лермонтов внутренно глубоко скучал и задыхался в тесной атмосфере безвременья, куда его жестоко втолкнула судьба. На лице его я уловил прелестное выражение поэтического искусства».

Теперь можно понять, отчего глубокомысленный поэт не сумел согласиться со скучным и рабским веком, что позволяло отвечать бунтом на удары судьбы, и почему он даже в последние минуты жизни сумел остаться верен желаниям юности.

strofa.su

Жизнь и творческий путь М. Ю. Лермонтова

М. Ю. Лермонтов родился в Москве, в се­мье офицера. Детство будущего поэта было омрачено ранней смертью матери и постоян­ной тяжбой между бабушкой и отцом. Тяже­лые впечатления детства наложили отпеча­ток на характер юноши, способствовали формированию натуры с весьма ярко выра­женными эмоциональными реакциями.

Уже в детские годы у Лермонтова прояви­лась такая черта характера, как мечтатель­ность, склонность к фантазии. Предметом его пристального внимания становится при­рода. В образах природы будущий поэт ищет и находит соответствия своим душев­ным переживаниям. Особую роль в разви­тии Лермонтова-поэта сыграли поездки на Кавказ, пробуждавшие его поэтическое вдохновение.

Синие  горы   Кавказа,    приветствую  вас!

Вы   взлелеяли детство   мое,

Вы носили  меня  на   своих одичалых хребтах;

Облаками   меня    одевали;

Вы  к небу меня   приучили,

И я с той поры все мечтаю о вас да о небе... -   так писал шестнадцатилетний Лермонтов.

Одна из ранних поэм Лермонтова - «Кав­казский пленник» (1828) - написана под сильным влиянием творчества А. С. Пушкина. Вместе с тем это произведение - своеоб­разный этап в овладении молодым поэтом основами мастерства. Лермонтов переделы­вает сюжет пушкинского «Кавказского плен­ника», иное звучание приобретает в поэме тема природы. Отличительной чертой лер­монтовского пейзажа становится его слит­ность с миром чувств лирического героя, природа наделяется теми же качествами и свойствами. В романтическом мире ранне­го Лермонтова человек и природа равновели­ки. Этот мотив впоследствии будет развит в творчестве Лермонтова и прежде всего в по­эме «Мцыри». Лермонтов не подражал, не ко­пировал, а усваивал в опыте Пушкина и дру­гих поэтов, своих предшественников, то, что могло способствовать выражению его собст­венной творческой индивидуальности.

В 1828 году Лермонтов поступает в пансион при Московском университете, а в 1830 году становится студентом отделения словесно­сти. В 1832 году из-за столкновения с пре­подавателями Лермонтов вынужден был по­кинуть университет. В этом же году он по­ступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков. Его натура, жаждущая бурь и сильных ощущений, не могла удовле­твориться гражданской службой. Лермонто­ва влекли приключения, военная карьера. Два года, проведенные им в школе, пагубно отразились на духовном развитии поэта. Лермонтов в эти годы почти не занимался творчеством. В этот период жизни создано стихотворение «Парус».

В Петербурге Лермонтов знакомится с тек­стом комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». Тогда и было задумано им драматичес­кое произведение, содержащее резкую критику современных нравов. В 1835 году Лер­монтов пишет драму «Маскарад», которой так и не суждено было появиться на сцене при жизни автора. Во время пребывания в Петербурге Лермонтов изучает историю России, знакомится со сборником «Древние российские стихотворения, собранные Кир­шей Даниловым». Лермонтова увлекает ха­рактер и лад русской былины, у него зарож­дается замысел произведения из русской национальной жизни, осуществленный позд­нее, в 1837 году («Песня про царя Ивана Ва­сильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»).

В январе 1837 года роковая весть о смер­тельной ране, полученной Пушкиным на дуэ­ли, потрясла Лермонтова. Он пишет стихо­творение «Смерть поэта» (первоначально в нем не было последних шестнадцати строк). Стихотворение было удостоено высочайшей похвалы великого князя Михаила Павловича. В день смерти Пушкина Лермонтов пишет последние строки, которые сыграли роковую роль в его собственной судьбе. Согласно вы­сочайшему повелению Лермонтов весной 1837 года должен был покинуть Петербург и убыть на Кавказ.

Экспедиция по восточному берегу Черного моря обогатила Лермонтова разнообразны­ми наблюдениями. Особенно поразила по­эта старая Военно-Грузинская дорога. Пре­дания, связанные с ней, были известны ему с детства. Теперь они соединились с впечат­лениями от великолепной природы Кавказа. Так возникла мысль перенести действие по­эмы «Демон» на Кавказ.

Лермонтов возвращается в Петербург дру­гим человеком. Его юношеский оптимизм ус­тупает место тоске и даже отчаянию. Поэт сравнивает свободолюбивых людей, встре­ченных им на Кавказе, с людьми своего кру­га, грядущее которых «иль пусто, иль темно». Поколение 1830-х годов изображает Лер­монтов в «Думе», единственном лирическом произведении, написанном им по возвраще­нии с Кавказа.

Кавказские впечатления нашли отражение и в окончательном варианте поэмы «Демон» (1838) и в романе «Герой нашего времени». В конце 1830-х годов Лермонтов начинает сотрудничество с журналом «Отечественные записки», где печатает повести «Бэла» и «Фаталист», впоследствии вошедшие в ро­ман «Герой нашего времени».

Известность, пришедшая к Лермонтову в конце 1830-х годов, не радует его. Поэта раздражает то, что он «входит в моду». Его положение во многом напоминает положе­ние Пушкина в придворных кругах. Свет не­долюбливал Лермонтова за его дерзость, на­блюдательность и независимость. Лермон­тов осознавал это и предчувствовал, что настанет время, когда его будут «преследо­вать клеветами».

Образ «героя времени», получивший вопло­щение в лирической стихии лермонтовской по­эзии, в романе «Герой нашего времени» {1839) раскрывается не только психологически. Ро­ман Лермонтова — это исследование современного общества, его нравственной атмо­сферы. Печорин — герой своего времени — тем и отличается от всех других персонажей романа, что он — единственный, кто умеет бес­пристрастно судить не только окружающих, но и быть критичным по отношению к себе. Лермонтов представляет читателю возмож­ность изучить различные стороны жизни в их соотношении с судьбой отдельного человека, а судьбу человека рассмотреть на фоне обще­ственно-исторических обстоятельств.

Лермонтов-психолог исследует процессы духовного искажения личности средой, об­ращая внимание на определяющие, пере­ломные в жизни героев события. Это каса­ется и образов простых, «естественных» людей — Казбича, Бэлы, Максима Макси-мыча, «честных контрабандистов», и людей печоринского круга — Грушницкого, Вернера, Мери.

Исследование личности Печорина в «днев­никовых» главах романа построено по принци­пу взаимохарактеристики персонажей. Грушницкий и Вернер не только герои, имеющие свою собственную судьбу и характер, но и сво­еобразные зеркальные отражения личности Печорина. Лермонтовский Печорин познает самого себя, изучая других людей.

Образ главного героя раскрывается не только в действии, поступках, но и в описании внешности. Лермонтов создает удивительно богатый психологический портрет внешности Печорина. Портрет героя создается не только выразительными, но и изобразительными средствами. В описании пластики движений Печорина, его фигуры, выражения глаз чувст­вуется опыт Лермонтова-живописца, пре­красно владевшего кистью.

Композиция романа играет важнейшую роль в формировании художественного за­мысла Лермонтова. Характер Печорина в пер­вых главах романа раскрывается с внешней стороны, его личность проявляется в поступ­ках, в отношении к нему других персонажей. В дневнике представлена исповедь самого героя. Хронологическая последовательность сюжетных событий заменяется психологиче­ской последовательностью «узнавания» ге­роя читателем. В романе «Герой нашего вре­мени» глубокий психологический анализ на­пряженной духовной жизни отдельной личности соединился с аналитическим изоб­ражением эпохи конца 1830-х годов, перио­да нравственных потерь и общественных ра­зочарований.

За дуэль с де Барантом, за непозволитель­ные стихи («Первое января») Лермонтов вто­рично был сослан на Кавказ. В то время как поэт вел жизнь, полную приключений и тре­вог, в Петербурге готовились к изданию его книги — 28 лирических произведений, вы­бранных самим поэтом (1840). Лермонтов страстно мечтает уйти в отставку и заняться литературной деятельностью. Но судьба распорядилась иначе. Трагически нелепая случайность (дуэль с Н. Мартыновым) обо­рвала жизнь поэта 15 июня 1841 года. Ушел из жизни великий поэт России, которому бы­ло всего 27 лет.

lit-helper.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *