[Без аудио] Выхожу один я на дорогу… (1841)
Особое мнение: «Всю жизнь я думал, что наш лучший поэт — Пушкин, а теперь я знаю, что это — Лермонтов» (Иван Бунин) |
Литература. ЕГЭ — М. Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу…». Часть 52
1
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.2
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом...Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?3
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!4
Но не тем холодным сном могилы. ..
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;5
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Темный дуб склонялся и шумел.
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,Стихотворение написано в 1841 году, за несколько дней до дуэли и смерти. Здесь соединены основные темы всей лермонтовской лирики (одиночества, смысла жизни и т. д.). Поэт как бы подводит итог всему своему творчеству. В первой же строке говорится об одиночестве лирического героя. Он выходит в открытый распахнутый мир. Перед ним устремленная вдаль бесконечная дорога, над ним — открытое небо. Полноте и спокойствию природы противопоставлено состояние поэта. Ему «больно» и «трудно», он чувствует глубокое неудовлетворение, ни прошлое, ни будущее не радуют его. Он стремится вырваться из мира одиночества и приобщиться к миру природы. Если в ранней лирике свобода была равнозначна бунту, борьбе и противоположна покою (например, «Парус»), то теперь герой ищет той высшей свободы, которая не противоречит законам природы, не требует бунта, протеста, а подразумевает полноту жизни, гармонию с природой.
Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения
/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Лермонтовская поэзия, выставляя на всеобщее обозрение внутреннюю жизнь человека его эпохи, тем самым проясняла источники его страданий. Она указывала на современную общественную действительность, уродующую и искажающую человеческую личность. Михаил Юрьевич Лермонтов внес в лирику глубокий и сложный психологический анализ внутренних переживаний. Этот анализ и заключил в себе то богатство раскрытия внутреннего мира человека, которое прославило великую русскую литературу.
С особенной выразительностью это раскрывается в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…», принадлежащим к числу наиболее проникновенных созданий лермонтовской лирики. Это стихотворение Лермонтов написал до своей смерти, будто чувствовал, что недолго осталось ждать ее прихода. Стихотворение позже назовут своеобразным завещанием поэта и выполнят изложенную в последних строчках волю Михаила Юрьевича:
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея.
Темный дуб склонялся и шумел.
И сейчас на малой родине Михаила Юрьевича Лермонтова, в селе Тарханы Пензенской области, находится его прах. О вечности и любви шепчутся листья старого дуба, раскинувшего ветви над входом в часовню.
Блаженству умиротворения, которое царствует в природе, тихой беседе звезд, сну земли в «сиянье голубом» Лермонтов противопоставляет взволнованный мир человеческих чувств, муку неустанных вопросов, входящих в противоречие с гармонией вселенной.
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего не я,
И не жаль мне прошлого ничуть… —
придает особую тональность стихотворению. Слова, звучащие, казалось бы, безнадежно, не означают, однако, полного отказа от жизни. При всей тяжести существования, при всех ударах судьбы поэт противится холодному сну могилы. Герой верит в бессмертие души. Его мятежный, неспокойный дух больше не ищет бури, он жаждет спокойствия, отвлечения от земных противоречий:
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…
Что же натолкнуло его на такие безрадостные, трагические мысли? Почему так явно звучит в этом стихотворении мотив смерти? Всю свою жизнь, с трехлетнего возраста, когда судьба отобрала у него возможность слышать любимый и любящий голос матери, напевавшей знакомую песню, поэт прошел в душевном одиночестве.
И сейчас, выйдя прочувствовать невыразимую, истинную красоту южной ночи, Лермонтов снова один. Он наблюдает, как…Сквозь туман кремнистый путь блестит,
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Он понимает всю прелесть и совершенство окружающего мира: «Что же мне так больно и так трудно?». Нет ответа на вопрос, который не раз задавал он себе. Тоска, боль и одиночество. Не нашла тонкая, чувствительная, творческая душа поддержки и понимания в этом мире.
Жанр данного стихотворения — лирический монолог. Автор сам задает вопросы и сам отвечает на них: «Жду ль чего? Жалею ли о чем? Уж не жду от жизни ничего я…». Композицию составляют две части. В первой поэт рисует сказочную красоту южной ночи, используя олицетворения («пустыня внемлет Богу», «звезда с звездою говорит») эпитеты («кремнистый», «торжественно», «чудно»). Во второй части поэт переходит к тяжелым мыслям и тревожным раздумьям.
С исключительной проницательностью, верно поняв творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, великий критик В.Г. Белинский прогнозировал его значение. Он заявлял, что наступит время, когда имя Михаила Юрьевича станет «народным именем и гармонические звуки его поэзии будут слышны в повседневном разговоре толпы, между толками ее о житейских заботах». На мой взгляд, такое время наступило, в наших разговорах нет-нет, да и промелькнут строки гения, уже давно ставшие афоризмами.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. |
/ Сочинения / Лермонтов М. Ю. / Разное / Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ стихотворения
История создания
Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в конце весны – начале лета 1841 года, незадолго до трагической гибели Лермонтова. Он погиб на дуэли, так же, как и обожаемый им Пушкин.
Вероятнее всего, поэта посещало предчувствие скорой смерти. Он размышляет о бессмертии и одиночестве, предчувствуя собственную участь. Создаётся впечатление, что в этом произведении поэт подводит итоги своей короткой жизни.
Стихотворение было впервые опубликовано в «Отечественных записках» в 1843 году.
Система образов
Для данного стихотворения очень значимы образы природы. Они делятся на образы земли (дорога, путь, могила) и образы неба (туман, звёзды, сиянье голубое»).
Душа, вынужденная скитаться между миром грёз и миром телесным, не в силах представить, что ждёт её за порогом земного существования. Поэту необходимо найти нечто, что всегда будет связывать его душу с миром людей.
Это образ тёмного дуба, уходящего мощными корнями в землю и возносящего крону к небу. Дуб соотносится с мировым древом, соединяющим верхний и нижний миры, осью пространства.
Голос, поющий о любви, — мотив, перекликающийся со стихотворением «Ангел». Песня ангела, напоминающая поэту материнскую колыбельную, примиряет его с неизбежностью ухода, сулит избавление от вечного одиночества. Он готов бесконечно слушать её в сладостном забытьи.
Композиция
Лермонтов использует максимально простую последовательную композицию, которая помогает проследить мысль и увидеть, какие переживания обуревают его. Так, в первой строфе лирический герой поднимает мотив одиночества, которое тем более горько, что даже звезды могут поговорить между собой – эта мысль напрямую высказывается и подчеркивается во второй строфе. Третья строфа демонстрирует мечты лирического героя, который ищет свободу и в то же время покой, а четвертая и пятая расшифровывают, что имелось в виду – человек хочет соединиться с природой и спать дивным, спокойным сном под ее покровительством.
«Зима» анализ стихотворения Сурикова по плану кратко – эпитеты, сравнение, метафоры, рифма
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
- эпитеты: «в небесах таинственно и чудно», «холодным сном могилы», «сладкий голос»;
- олицетворения: «спит земля в сиянье голубом», «чтоб в груди дремали жизни силы», «тёмный дуб склонялся и шумел»;
- метафоры: «в сиянье голубом».
С помощью аллитераций («х», «д», «т», «с») поэт передаёт тихие звуки ночи: шорохи шагов, трепет листьев, колыханье воздуха. Постепенно он сводит звонкость к нулю, достигая эффекта тишины, после чего резко переходит к теме смерти.
Во второй части стихотворения звонкие согласные («з», «ж», «г») присутствуют для того, чтобы вновь вернуть звучание мрачной картине вечного сна.
Ассонансы «ы», «о», «у» придают происходящему торжественное звучание, погружают слушателей в космическую акустику.
«Выхожу один я на дорогу»: анализ и содержание стихотворения
Несчастливая жизнь Лермонтова наполнила множество его стихотворений трагизмом и одиночеством. В лирических произведениях просматривается сложное психологическое состояние поэта. Анализируя свои внутренние переживания, Лермонтов в полной мере раскрыл внутренний мир человека, тем самым сыграв важное значение в истории русской литературы.
В своем позднем творчестве Лермонтов пересматривает свои жизненные ценности. На основании проделанной авторской работы подытоживает результаты и делает соответствующие выводы. В записках его коллег упоминается отстраненное состояние поэта накануне смерти. Он как будто предчувствовал дальнейшие события и пытался ускорить свою трагическую гибель. По мнению автора, умереть в достойной схватке, это самый благоприятный исход для его жизни.
В преддверии роковой дуэли, Лермонтовым написано одно из самых известных его произведений «Выхожу один я на дорогу». Лирическое произведение пропитано проникновенным смыслом. Привычное для поэта отчаяние сменяется светлыми сожалениями о несостоявшихся событиях его жизни. Автор в очередной раз подчеркивает свое одиночество, изображая себя печальным потерянным странником. Он плывет по течению жизни не ставя перед собой цели.
Один на дороге
Кроме смыслового содержания, настроение данного произведения передают множество литературных элементов.
- Автор специально поочередно рифмует женский и мужской слог, что придает повествованию плавный размеренный темп. Выразительность слов подчеркивают множественные метафоры и эпитеты.
- Изобилие шипящих звуков создает особую атмосферу при прочтении. Помогает настроиться на интимную душевную беседу.
- Произведение представлено читателю спустя несколько лет после смерти Лермонтова. Критики обозначили это стихотворение, как одно из самых удачных. Поэтические строки написаны в жанре лирического монолога. Герой задает вопросы своему сердцу и пытается сам же на них ответить.
- По содержанию стихотворение можно разделить на две части. В начале стиха акцентируется внимание на сказочно красивой ночи.
- Во второй части ночное спокойствие сменяется душевными терзаниями. Лермонтов оживляет природу, тем самым показывая, что все вокруг находится в гармонии. Он одинок в своих душевных переживаниях и не находит поддержки ни в природе, ни в обществе.
2 части
- Лермонтов подчеркивает эмоциональность своих высказываний восклицательным знаком, таким образом еще больше подчеркивает их отчаянность: «Я б хотел забыться и заснуть!», «Я ищу свободы и покоя!».
- Звезды и небеса подчеркивает высоту стремления автора, дорога указывает на временное пространство, обращение к Богу характеризует глубину его высказываний. Переменчивое настроение стихотворения делает его содержание более глубоким.
- С каждым новым прочтением приходит новое понимание слов автора. Последовательность и рациональность изложения подчеркивает мастерство Лермонтова.
Автор повествует о том, что благодарен судьбе за трудности прожитой жизни, за приобретенный опыт. Он не сожалеет о прошлом, но ему не хватает мудрости, чтобы избежать необдуманной кончины. Размышления Лермонтова придают произведению мировоззренческий смысл.
Стихотворение
В качестве литературного приема, автор дополняет строки произведения описанием окружающего мира. Элементы природы подчеркивают настроение и мысли лирического героя. Гармония в природе противопоставлена его душевным терзаниям. Даже ночная тишина не дарит ему спокойствие. Даже звезды на небе не так одиноки, как наш литературный герой. Ему не с кем поделиться своими мыслями. Рядом с ним нет ни собеседника, ни слушателя.
В романтизме часто использовали взаимосвязь между природой и людьми. Человеческий страх и переживания подкрепляли природными стихиями. Тихая и безоблачная погода открывала перед героями новые возможности.
Автор пытается разобраться в чем причина его боли и грусти. Почему ничего вокруг не радует и не приносит ощущение счастья. Ответы на эти вопросы заключены в самом герое. Он ничего не ждет от жизни, соответственно ничего и не получает. Не жалеет о прошлом и не планирует будущего. Человек погружен в апатичное состояние. Он пытается обрести душевное спокойствие.
Лирический герой мечтает погрузиться в вечный сон. Он больше не видит смысла своего физического существования, но хочет оставить значимый след после своего творчества. Ему важно знать, что о нем будут помнить. Последние строки стихотворения изложены в виде прощального завещания:
- Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
- Про любовь мне сладкий голос пел,
- Надо мной чтоб вечно зеленея
- Темный дуб склонялся и шумел.
Лермонтов притянул к себе желаемые обстоятельства. Он стал участником неоправданной дуэли, что привело к его гибели. Несмотря на одинокий образ жизни, поэт остался в сердцах миллионов людей. Его вечная борьба за справедливость стала примером для подрастающего поколения. Возможно, если бы Лермонтов придавал большую значимость своей жизни, то обрел бы смысл своего существования.
Душевное одиночество сопровождало Лермонтова с малых лет. Мать поэта умерла, когда ему было около трех лет. Он не получил тепло и заботу, в которых нуждается каждый ребенок. Душевная боль стала вечным спутником его жизни. Рядом с ним по жизни нет понимающего и любящего человека. Автор задается вопросом, почему ему так трудно существовать в этом мире. Потому, что ему не с кем было разделить свои чувства, не на кого опереться. Его ранимая творческая душа нуждалась во взаимопонимании. Его трудная судьба отображена в произведении, как «кремнистый путь».
Был душевно одинок
Жизнь лирического героя подытожена в словах, где он ничего не ждет от жизни и не жалеет прошлого ничуть. Такое высказывание говорит о том, что ожидания героя от жизни не воплотились в реальность, поэтому будущее также рисуется перед ним безнадежным.
В начале стихотворения перед читателем предстает образ дороги, которая подразумевает жизненный путь поэта. Герой не знает куда ему идти и что ждет его впереди. Выхожу один я — с первых строк произведения его спутником становится одиночество.
- Он становится странником, идущим в неизвестность. Его потребность в любви и понимании приобретает новую форму. Теперь ему хочется ласки и покоя.
- Он находит близкое душевное состояние в окружающей природе, пытается постигнуть законы природы. Жизнь странника наполнена болью и трудностями, в то время как в природе все «торжественно и чудно».
- Он устал от безнадежных будней и хочет отдохнуть душой, но при этом не желает отказываться от жизни. Герой просит помощи у вселенной постичь ответы на вечные глобальные вопросы и мечтает уснуть под покровительством сил природы.
- Он уверен, что такой сон придаст ему больше счастья и силы, чем реальная жизнь.
Каждый элемент произведения заключает в себе глубокий смысл. Темное время суток и завершение дня подразумевают конец жизни. Дуб в литературе символизирует продолжение и развитие. У героя дуб ассоциируется с живым памятником на могиле. Сочетание противоположных ассоциаций в стихотворении говорит о том, что наш герой предчувствует неизбежный конец своей жизни. Но он пытается найти свое продолжение в творчестве, обретя таким образом бессмертие. Картина сказочного сна, описанная Лермонтовым, переносит героя из реальности в мир мечтаний и надежд.
Глубокий смысл каждого элемента
Несмотря на грусть литературного героя, произведение наполнено светлой печалью. Рассуждения пропитаны спокойствием. Он не боится своей смерти, не испытывает ни робости, ни страха. Автор преподносит смерть не как кончину, а как вечный глубокий сон. Подчеркивает, что его мечты не о «холодном сне могилы».
Своеобразное настроение главного героя является способом преодолеть неудовлетворенность собственной жизнью, исправить несовершенный мир. Он пытается обрести счастье путем изменения условий своего существования. Понимая безысходность действительности он предпринимает отчаянные попытки к достижению идеала.
Философские рассуждения в стихотворении перекликаются с душевной теплотой автора. Такое содержание не осталось без внимания композиторов. Слова стихотворения «Выхожу один я на дорогу» неоднократно использовались для музыкальных произведений. Наибольшую популярность получил романс певицы Елизаветы Шашиной.
М.Ю. Лермонтов умер рано, не дожив даже до 27 лет. Творческий гений его не успел раскрыться полностью и оправдать тех великих надежд, которые возлагала на него русская литература. Однако и то, что осуществил поэт, оставило глубокий след в истории литературы и поставило Лермонтова в один ряд с величайшими русскими писателями. Поэзия Лермонтова поражает глубиной мысли и прелестью формы. Это ее основные свойства и бесценные достоинства. Эти свойства ее были ясны уже современникам и, в частности, великому критику Белинскому, который дает такую оценку поэзии Лермонтова: «…Он всевластный обладатель царства явлений жизни, он воспроизводит их, как истинный художник; он поэт русский в душе — в нем живет прошедшее и настоящее русской жизни; он глубоко знаком и с внутренним миром души…» Через все творчество Лермонтова проходит тема одиночества, которое испытывал поэт. Ну а если Вы все-таки не нашли своё сочинение, воспользуйтесь поиском В нашей базе свыше 20 тысяч сочинений Сохранить сочинение: Сочинение по вашей теме Стихотворение Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…». Поищите еще с сайта похожие. |
Выхожу один на дорогу (слова М.Лермонтова, 1841) (Выхожу один я на дорогу) Трио менеджеров проектов
опубликованоСлова Михаила Лермонтова, 1841 г., английский и французский переводы ниже. Музыка Елизаветы Шашиной, 1880 (?) Вокал Игоря Все инструменты отобраны, семплированы и микшированы Игорем с использованием миди-файла с оркестровкой в традиционном стиле 1940-50-х (?). Нашел в Интернете в виде миди-файла.============================================ М. Лермонтов (перевод Владимира Набокова) Я выхожу один на большую дорогу; Сквозь туман далеко отсвечивает каменный путь. Ночная штиль. Пустыня прислушивается К Господу, и звезда говорит со звездой. На небесах все мрачно и чудесно; Земля спит, сияя голубоватым сиянием. Откуда же тогда это болезненное, надоедливое чувство? Ожидание? Душевная боль? Что это? Но от жизни я теперь ничего не жду И я нисколько не жалею о прошлом.== Все, что я ищу, это свободы и покоя == Все, что я хочу, это наконец сон без сновидений. Но пусть это не будет холодным сном гробницы; Я хотел бы заснуть так мудро Что бы во мне силы жизни дремали, Что моя грудь нежно опускалась и поднималась, что весь день, всю ночь с убаюкивающими акцентами Сладкий голос пел бы мне о любви, что дуб мрачный, вечно зеленеющий, Наклонил бы свои шелестящие сучья выше. ====================================== Выхожу один я на дорогу Сквозь туман кремнистый путь блестит. Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. В небесах торжественно и чудно! Спит земля в сиянье голубом … Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чём? Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть. Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но не тем холодным сном могилы … Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь, Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея, Темный дубался и шумел.1841 г.
- Жанр
- Традиционный
@ddjohn: Большое спасибо, Стеф!
Красивое душевное запоминающееся пение / инструменты !! полностью переносящий во вселенную русского романтизма XIX века :))
@bachianer: Моя глубокая признательность!
Прикосновение . .. уносит меня…. хороший трек.
@heartscore: На самом деле здесь нужно применять гораздо больше вокальных приемов, например, переход от форте к фортепиано и т. Д. Я не вокалист, и большая разница — петь для удовольствия в компании друзей и правильно записывать песню. В любом случае, БОЛЬШОЕ спасибо за вашу признательность. Надеюсь, когда-нибудь у меня все получится 🙂
@attaboy: Спасибо!
В русской народной музыке всегда столько меланхолии, это звучит как спетая со слезой на глазах, очень трогательно Игорь
@eddytimmermansmusic: 🙂 Спасибо, Эдди!
Ну ДА, это сюрприз! Но звучит неплохо…
Лучшее от вас !!! Браво Игорь.
«Все, что я хочу, это наконец сон без сновидений». 🙂
@robynyoulten: да, это был интересный вызов
@robynyoulten: Спасибо, Робин! Спасибо за вашу поддержку. Рад видеть вас на моей странице SC
Вы записали очень традиционный звук с помощью инструментов на ваш выбор, сэры;)
Я думаю оставить вокал таким, какой он есть — ОЧЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ, МОЩНЫЙ.:)))
ВАУ !!! ВЕЛИКОЛЕПНАЯ, БЛАГОРОДНАЯ, СИЛЬНАЯ АНТЕМИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ !! Игорь !! Ваш голос ВЫДАЮЩИЙСЯ Сэр !!! Замечательный текст / поэтырь, и великолепная инструментария !!! Очень сильная песня !! Мир :)) хо обратно в лайк — бух опять не работает !! 🙂 0xo
@ kyoichi-arakane: Спасибо, Кё!
очень эмоционально! нравится!!
Очень запоминающаяся песня, хороший отдых, как описано, держу пари, этот вокал останется !!
@ mountain-songs: Спасибо, Гэри, это немного похоже на музыку для туристов в исполнении хора Советской Армии. Я люблю петь традиционные песни, хотя это не мой настоящий стиль, но для меня это весело.
Игорь, я так рад, что вы решили опубликовать это. Я люблю твой вокал … вообще-то люблю все это. Отлично, друг мой.
Похоже, ни один перевод не может передать всю красоту текста. Этот текст является частью нашей культуры на протяжении поколений.
@ lee-lucas: Большое спасибо за вашу поддержку, друг мой, я был очень неуверен, публиковать это мне или нет.
Ну, это одна очень старая традиционная песня и та песня, которую вы найдете в старых фильмах, я думаю, или в телесериалах о войне и что-то в этом роде, и музыка очень хорошо вальсирует и даже имеет довольно романтическое чувство. это тоже, хотя я не думаю, что тексты это вообще отражают. Инструменты звучат замечательно, и ты очень хорошо сохранил здесь свой стиль, Игорь, и мне очень понравилась старинная песня и потрясающая работа, мой хороший друг.
@ ли-лукас: Да, это я. Люблю имитировать баритон или тенор. Есть планы записать еще одну традиционную песню с партиями баса, баритона и тенора.
Ты говоришь, что этот вокал на самом деле ты Игорь. Если они есть, то они очень молодцы.
Лицензия: все права защищены. С [ело] Фроловское, близ Клина Ваше Императорское Высочество! Душевно благодарю Вас за письмо и за присылку « Севастиана-Мученика », которого я прочитал и спешу, согласно выраженному Вам желанию, сообщить об испытанном мною впечатлении. Оно было в высшей степени приятно. Стихотворение проникнуто тёплым, искренним христианским чувством, с неотразимым обаянием действующим на читателя. Личность Севастиана нарисована Вами необычайно ярко, рельефно и первые вызовейшее сочувствие и любовь. Но я должен признаться, что при первом чтении художественного удовольствия несколько то обстоятельство, что весьма живой образ Вашего Севастиана никак не мог ужиться в моём воображении с Севастианом Гвидо Рени (кажется его , в Трибуне, во Флоренции).На этой чудной картине он изображён слишком юным, и когда читаешь у Вас про «года, промчавшиеся стрелой», про «победные лавры вождя» и т. д., то представляешь себе молодого, но зрелого мужа, а память, между тем, назойливо подставляет давно запечатлевшийся в ней образноши или даже отрока, каким его представил итальянский художник. Только после вторичного прочтения я мог отделаться от Гвидо Рени, и Ваш Севастиан выделился вполне ясно. Я считаю, что картина Колизейского праздника потрялась Вам и что в этом эпизоде проявилось такое поразительное мастерство, какому и первостепенные наши поэты могут позавидовать. Вообще, нисколько не увлекая желанием говорить Вашему Высочеству лестные слова, я искренно поздравляю Вас с достигнутыми Вами успехами; мне кажется, что «Севастианом» Вы шагнули очень далеко вперёд по пути к художественному и технически-стихотворному совершенству. Стихи Ваши (если не ошибаюсь, у меня в этом отношении есть чуткость) необычайно красивы, сочны, роскошны, звучны. Вы избрали пятистопный хорей; это чудный размер. Четырёхстопная 8-я строчка каждого восьмистишия придаёт Вашим стихам особенно оригинальную прелесть.В двух-трёх местах я, однако ж, слегка недоумевал. Мне кажется, что в пятистопном хорее благозвучие требует, чтобы первый слог второй стопы имел всегда ударение. Я просмотрел сейчас стихотворение Лермонтова « Выхожу один я на дорогу ». Соблюдено: « выхожȳ », « сквозь тумāн », « ночь тихā », « и тā » и тā . д. и т. д. Между тем у Вас встречается такой стих: «у прĕтōрйāнцĕв стāв трйбȳнŏм».Это « прĕто » — несколько оскорбляет мой слух. Простите придирчивость, весьма может быть, что я не имею ни малейшего на то права, но я сообщаю мое впечатление. Засим позвольте ещё раз глубже души поблагодарить Ваше Императорское Высочество и за испытанное мною благодаря « Севастиану » художественное наслаждение. Имею честь быть Вашего Императорского Высочества всепокорнейший слуга. П.Чайковский Убедительно прошу извинить скверный почерк, коим это письмо написано, причина сего — нездоровье. | Ваше Императорское Высочество! Сердечно благодарю вас за ваше письмо и за то, что вы прислали мне « Святой Себастьян, », который я сразу прочитал, и, в соответствии с вашей просьбой, сейчас спешу рассказать вам о впечатлении, которое оно произвело на меня [1] . Это было очень приятно. Ваше стихотворение проникнуто теплым и искренним христианским чувством, которое непреодолимо очаровывает читателя.Вы изобразили фигуру Себастьяна необычайно ярко и эффектно, и с первых же строк он пробуждает глубочайшую симпатию и любовь. Однако должен признаться, что при первом чтении полнота моего эстетического удовольствия была несколько подорвана тем фактом, что очень яркий образ вашего Себастьяна просто не совпадал в моем воображении с Себастьяном [2] Гвидо Рени (I думаю, что это его , картина, которая висит в «Трибуне [3] во Флоренции».На этой чудесной картине он изображен слишком молодым, и когда в вашем стихотворении я читаю о «годах, пролетевших, как стрелы», о «победных лаврах воина» и т. Д., Я представляю себе молодого, но зрелого человека, в то время как моя память продолжает заменять это изображение, давным-давно отпечатавшееся на нем, юноши или даже подростка, такого как итальянский художник изобразил его [4] . Только после второго прочтения я смог избавиться от Гвидо Рени, так что ваш Себастьян проявился довольно отчетливо. На мой взгляд, сцена пиршества в Колизее очень удачно отразилась в вашем стихотворении, и действительно, этот эпизод демонстрирует поразительное мастерство, которому могли бы позавидовать даже выдающиеся поэты нашей страны. В общем, ни в коей мере не позволяя себе увлечься желанием сказать Вашему Высочеству лестные слова, хочу искренне поздравить Вас с достигнутыми успехами. Я думаю, что с Себастьяном вы сделали большой шаг вперед по пути художественного и поэтико-технического совершенства.Ваши стихи (если не ошибаюсь, это то, что я чувствую) необычайно красивы, богаты, буйны, звучны. Меня очень радует, что вы выбрали пентаметр хорея: это замечательный метр. Четырехфутовая восьмая строка в каждом октете придает вашим стихам особенно оригинальный шарм. Однако в двух или трех местах я был немного озадачен. Мне кажется, что в хорейном пентаметре благозвучие требует, чтобы первый слог второй ступни всегда имел настоящее ударение.Я только что просмотрел стихотворение Лермонтова « Выхожу в дорогу один ». Там скрупулезно соблюдается это правило (не знаю, правильно ли оно, но это то, о чем просит мое ухо): « выхожу », « через фōг », « ночь еще «,» And a stār «и т.д. и т.п. Однако в вашей поэме мы встречаем следующий стих:» Ā Pratōrān трибуном он стал «. Этот « Praĕto » несколько оскорбляет мое ухо. Простите мою придирчивость — вполне может быть, что я ни в малейшей степени не имею на это права, но я просто делюсь с вами впечатлением, которое у меня осталось. После этого позвольте мне еще раз поблагодарить Ваше Императорское Высочество от всего сердца как за глубоко трогательное внимание, которое вы мне оказали [5] , так и за эстетическое удовольствие, которое я испытал благодаря « Sebastian «. Я имею честь оставаться самым покорным слугой Вашего Императорского Высочества. П. Чайковский Очень прошу простить вам ужасный почерк, которым написано это письмо.Причина — слабое здоровье. |
«Долгой дорогой…».
Оригинальная русская песня, написанная в 1920-х годах Борисом Фоминым на стихи Константина Подревского. Позже он стал известен в США как «Это были дни» на стихи Джина Раскина. Есть и французская версия этой песни «Le Temps Des Fleurs».
Мне не удалось найти переводы оригинальной лирики К. Подревского, поэтому я перевел ее сам (( Это не лирика «Те были дни…» ).
Оригинальный текст на русском языке
ДОРОГОЙ ДЛИННОЮ
Музыка Бориса Фомина
Слова Константина Подревского
Eхали на тройке с бубенцами,
А вдали мелькали огоньки…
Эх, когда бы мне теперь за вами,
Душу бы развеять от тоски!
Припев:
Дорогой длинною, погодой лунною,
Да с песней той, что в даль летит звеня,
Да со старинною, да с семиструнною,
Что по ночам так мучила меня.
Да, выходит, пели мы задаром,
Понапрасну ночь за ночью жгли.
если мы покончили со старым,
Так и ночи эти отошли!
Припев:
Дорогой длинною, погодой лунною,
В даль родную новыми путями
Нам отныне ехать суждено!
… ехали на тройке с бубенцами,
Да теперь проехали давно!
Припев:
Дорогой длинною, погодой лунною,
Автор: Департамент славянских языков
Питтсбургский университет
Источник: http://russmus. net/song/5199
Ты ехал на тройке с бубенчиками,
А вдали мерцали огни..
Если бы я только мог последовать за тобой сейчас
Я бы развеял горе в своей душе!
Припев:
Долгой дорогой, в лунном свете,
И с этой песней, которая улетает, звенящей,
И с этой древней, этой древней семиструнной,
Которая так мучила меня ночью.
Но оказывается, наша песня была бесполезной,
Напрасно мы прожигали ночь напролет.
Если мы покончили со старым,
Тогда и те ночи оставили нас!
Припев:
Долгой дорогой, в лунном свете,
Вон в родную землю и новыми путями,
Нам суждено было идти теперь!
… Ты ехал на тройке с бубенчиками,
[Но] давно уже проехал!
Припев:
Долгой дорогой, в лунном свете,
Отправитель: Фридланд
Вспомните, как мы ездили в карете.
Три коня, звенящие колокола, мигающие огни,
Теперь, когда я разорен, и я разочарован,
Это быстро очистит мой мрак и дух!
Припев:
Я поеду долгой дорогой,
Когда будет яркая луна,
И моя песня улетит далеко и свободно,
Я сыграю на своей старой гитаре,
Семиструнная гитара,
Что каждую ночь так мучительно меня.
Песни, которые мы любили, с тех пор были забыты
Ночи, которые мы сжигали в страсти — все напрасно,
Была ли наша юность такой бессмысленной и гнилой
Что мы никогда больше не будем петь наши песни?
Припев:
Я пойду по длинной дороге,
Когда луна яркая
Мы скучаем по старым добрым временам и дорожим ими.
Мы должны найти новые роли в нашей жизни.
Да, мы еще помним ту старую карету,
Но много лет назад мы проезжали мимо нее!
Припев:
Я пойду по длинной дороге,
Когда луна яркая
Есть еще одна популярная версия двух последних строф:
Оригинальный текст на русском языке
Автор:
Неизвестен (точнее, Я не знаю кто автор).
Помню наши встречи и разлуки,
Навсегда ушедшие года,
И твои серебряные руки
В тройке, улетевшей навсегда.
Припев:
Дорогой длинною, погодой лунною,
Пусть проходит молодость лихая,
Как сквозь пальцы талая вода.
Только наша тройка удалая
Будет с нами мчаться сквозь года.
Припев:
Дорогой длинною, погодой лунною,
Отправитель: Фридланд
Я помню наши встречи и разлуки,
в давно минувшие годы,
И твои серебряные руки,
В повозке, которая улетела навсегда.
Припев:
Долгой дорогой, в лунном свете,
Хоть юность наша буйная угасает,
Как вода из талого снега (течет) сквозь пальцы,
Но наша лихая карета на трех лошадях
Со временем лихая поездка сохранит.
Припев:
Долгой дорогой, в лунном свете,
Отправитель: Фридланд
Я помню времена, когда мы были вместе,
И расстались, чтобы только встретиться снова,
Давно прошедшие времена, которые я всегда буду хранить,
Эта карета и серебро твоих рук…
Припев:
Я пойду по длинной дороге,
Когда луна яркая
Прошли дни нашей бурной юности,
Протекли сквозь пальцы, как тающий снег,
Но эти три лихие лошади и эта повозка
Будет с нами, сколько лет придут…
Припев:
Я пойду по длинной дороге,
Когда луна яркая