Содержание

Выхожу один я на дорогу — Лермонтов: Стихотворение, читать текст стиха Михаила Лермонтова

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

Анализ стихотворения «Выхожу один я на дорогу» Лермонтова

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» является одним из последних произведений поэта перед своей трагической гибелью. Многие талантливые люди заранее предчувствовали смерть, что отражалось в их творчестве. Рассматриваемый стих удивительно напоминает предсмертное завещание поэта.

В последние годы жизни Лермонтов часто обращался к философскому анализу своей жизни. Яркий пример – стихотворение «И скучно, и грустно», которое наполнено мрачностью и пессимизмом. «Выхожу один я на дорогу» представляет собой резкий контраст подавленному душевному настроению Лермонтова. В нем преобладает мотив спокойной печали.

Лирический герой предстает в образе одинокого путника, которым считал себя в жизни поэт. Он всегда ощущал свое острое одиночество и независимость. Удаление от людского общества наконец-то внесло в его душу покой и умиротворение. Созерцание природы и звездного неба настраивает на возвышенные мысли. Однако, поэт отмечает, что и в состоянии сна в природе не прекращается пульсация жизни («звезда с звездою говорит»). Он с горечью признается, что так и не может обрести согласия с самим собой. Его продолжают мучить неразрешимые вопросы и сомнения.

Лирический герой вроде бы избавился от всех волнующих сердце желаний, расстался с надеждами и мечтами о будущем. Он без сожаления распрощался с прошлой жизнью. Отныне он хочет только «свободы и покоя!».

Лермонтов понимает, что единственный выход – физическая смерть, но она пугает поэта, так как означает и духовную смерть. Мрачная неизвестность, поджидающая каждого человека в конце жизни, связана с потерей личности. Лирический герой хотел бы сохраниться в бесплотном образе, существующем вечно под сенью зеленеющего дуба.

Стихотворение написано пятистопным хореем с перекрестной рифмой, что придает ему стиль элегии. Лексических выразительных средств немного: эпитеты («торжественно и чудно», «сладкий»), олицетворения («звезда с звездою говорит», «спит земля»), метафора («холодным сном могилы»). Основное настроение придают произведению риторические вопросы, восклицания и многоточия.

Неизвестно, что подразумевал поэт под бессмертием. Он не отличался особой религиозностью, поэтому вряд ли надеялся на райское спасение. Но его надежда оправдалась в том великом литературном наследии, которое он оставил потомкам. Дух Лермонтова всегда будет присутствовать в его знаменитых произведениях.

Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Выхожу один я на дорогу на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Анализ стиха «Выхожу один я на дорогу» (Лермонтов)

«Выхожу один я на дорогу» — одно из самых известных стихотворений М. Ю. Лермонтова. Его значимость в творчестве поэта была признана ещё современниками автора, жаль не при жизни Михаила Юрьевича. По сей день «Выхожу…» привлекает своей образностью, глубиной, лаконичностью и музыкальностью. О последнем стоит сказать отдельно, ведь существует более двух десятков романсовых интерпретаций этого стихотворения. Это произведение по праву можно считать ключевым для понимания творчества автора, ведь оно соединило в себе главные темы, литературные увлечения, и личные переживания творца.

История создания

Последние месяцы своей жизни М. Ю. Лермонтов провёл на Кавказе, на территории Минеральных вод. Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» написано в этот период, в 1841 году. Поэт взял отпуск по службе, он хотел как можно больше времени провести в своих любимых местах. Такие данные позволяют считать произведение в некоторой степени топографическим: образ дороги, «кремнистый путь».

Родилось это произведение незадолго до роковой дуэли с Мартыновым, что многих почитателей Лермонтова заставляет задуматься о предвидении поэтом своей скорой гибели. При жизни автора стихотворение не было напечатано, а увидело свет лишь в 1843 году. Великий критик того времени В. Белинский считал это стихотворение одним из лучших сочинений Михаила Юрьевича.

Жанр и размер

Сам Лермонтов не дал особенного жанрового определения произведению «Выхожу…», но некоторые мотивы стихотворения позволяют относить его к конкретным жанрам.

Можно увидеть здесь черты элегии. Размер стихотворения – пятистопный хорей, но автор наделяет его неподражаемой напевностью. Вторым поводом считать это стихотворение элегией является мотив поиска покоя, может быть, даже вечного.

Стихотворение относится к философской лирике, поскольку автор задаёт ряд риторических вопросов, касающихся его жизни, её смысла.

Искренность, с которой поэт излагает свой монолог, придаёт стихотворению «Выхожу…» исповедальный характер, словно бы это прощание героя с миром, которому он просвещает своё последнее откровение.

Такая полифония жанров делает стихотворение уникальным в своём роде, сложным и многоплановым, что позволяет каждый раз прочитывать его с разной интонацией и разным пониманием.

Композиция

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу» состоит из пяти пронумерованных автором строф. Композиция произведения трёхчастна.

  1. Начинается оно описанием природы, окружающей лирического героя. Автор говорит о её внеземной, космической сущности.
  2. С середины второй строфы автор меняет изобразительный лад на философский: он задаётся вопросом о своей жизни, своих стремлениях.
  3. Пик кульминационного напряжения приходится на центральную – третью – строфу: «Уж не жду от жизни ничего я».
  4. В последних же двух катренах происходит развязка, некоторый спад напряжения. В них автор предаётся мечтам, находит тот необходимый вектор, по которому желает двигаться его душа.

Таким образом, композиция произведения не может не восхищать мастерским, невероятно рациональным и гармоничным изложением мыслей, продиктованных поэту вдохновением.

Направление

«Выхожу один я на дорогу» является одним из характерных стихотворений для позднего романтизма. Можно сказать, здесь поэт подводит итог своего жизненного пути; в произведении отразились и его литературные увлечения, и основные темы эпохи романтизма. Поиск покоя, увядание жизни волнуют и таких поэтов как Гейне, Пушкин. Например, Лермонтов в стихотворении «Выхожу…» вступает в диалог с одним из своих любимых поэтов Г. Гейне. Последняя строфа имеет прямую отсылку к стихотворению «Смерть — это ночь, прохладный сон», где автор мечтает о ложе, с растущим над ним деревом, и пении молодого соловья, слышимом сквозь сон.

Другой романтический чертой является мотив странничества, который Лермонтов разрабатывал ещё в своей поэме «Мцыри». Только герой представлен уже иначе: это не молодой бунтарь, но зрелый мыслитель.

Образ лирического героя

В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» Лермонтов создаёт образ романтического героя. Он предстаёт читателю созерцающим гармоничную, величественную природу. Окружающий мир героя безмятежен, но каков его внутренний? Рассказчик не находит покоя в своей душе. Нет, он не страдает от несбывшихся желаний или невозможности любви. Это всё было свойственно юношеским переживаниям и раннему романтизму. Персонаж Лермонтова же ищет не приключений или новых миров, а «свободы и покоя». Это уже взрослая, полностью сформированная личность, за плечами которой большой жизненный опыт, немало разочарований, но ему теперь хватает мудрости не сожалеть о прошлом. Стихотворение говорит о новом этапе в его жизни: он по-новому смотрит на вещи, не стремится к звёздам, но восторгается их величием, желает постичь их тайну. Он мечтает о сне, который снял бы с его когда-то бунтарской души накопившееся за долгие годы напряжение.

Темы

  • Странничество. Образ дороги, возникающий с первых строк стихотворения, можно трактовать как аллегорию жизненного пути. Куда он приведёт странника? Неизвестность мучает каждого, но самое главное – иметь цель в жизни. Странничество свойственно для романтического героя. Здесь персонаж ищет забвения, приюта для своей одинокой уставшей души.
  • Одиночество. Герой-странник не может быть счастливым семьянином или «душой компании» — он может быть только одиноким. Но он ощущает потребность в любви. Верит ли он в неё? Надеется ли ещё встретить? Да, но теперь это чувство ассоциируется не со страстью и волнениями, а с лаской и покоем.
  • Природа. К объектам, связанным с природой, поэт употребляет эпитеты «торжественно», «чудно». Он осознаёт её достоинство и величие, желает учиться у природы, чтобы такой же внутренний баланс был и в его душе.

Идея

Лермонтова вдохновила популярная мысль эпохи романтизма – близость человека и природы. Порой случаются бури, ураганы, так и человек бывает обеспокоен, испуган. Но часто в вечерний час наступает нерушимая тишина, безоблачность, когда открывается человеческому взгляду целый космос. Вечер: конец дня – конец жизни. Дерево в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» — дуб – жизнь, её развитие и продолжение. Такое сочетание символики даёт читателю понять, что герой осознаёт конечность своего пути, ощущает неизбежность, возможно, скорой смерти, но отчаянно не хочет такого исхода: персонаж мечтает о покое иного рода, но судьба неминуема.

Автор: Александра Барбашова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

literaguru.ru

Выхожу один я на дорогу

Читать стих «Выхожу один я на дорогу…» Лермонтова Михаила Юрьевича нужно с пониманием того, что это одно из последних произведений автора. Главными мотивами являются одиночество, тоска и поиск родственной души, которые красной нитью проходят через творчество поэта. Однако в нем нашли свое место и некая устремленность к положительным идеалам, и умиротворенность. Текст стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» был полностью готов и увидел свет в 1841 году за несколько дней до дуэли, поставившей точку на жизненном пути поэта.

В начале стихотворения дается романтичное описание ночного пейзажа, полного гармонии. В противовес ему, в третьей строфе описываются и чувства лирического героя – беспокойство и отчаяние. Но в конце произведения гармония, представленная в начале, восстанавливается, так как лирический герой желает воссоединения с природой. В какой-то мере его можно назвать пророческим, так как в третьей строфе лирический герой говорит о том, что он хотел бы «забыться и уснуть», что можно сравнить со смертью. Но эта мысль не получает развития, как и в стихотворении «Сон» – здесь это означает покой и гармонию. Нашел ли их поэт? Этот вопрос останется неразгаданным для читателя. Но желания, указанные в произведении, были исполнены – в Тарханах, родном селе поэта, под листьями дуба перед входом в часовню покоится прах Михаила Юрьевича Лермонтова.

При написании стихотворения поэт использовал такие приемы, как метафора («звезда с звездою говорит»), олицетворение («пустыня внемлет»), восклицательное предложение («Я ищу свободы и покоя!», «Я б хотел забыться и уснуть!»), анафора («Чтоб в груди дремали жизни силы», «Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»), ассонансы («но не тем холодным сном могилы») и аллитерации («слух лелея», «Про любовь мне сладкий голос пел», «Уж не жду от жизни ничего я», «И не жаль мне прошлого ничуть»). Тему одиночества можно проследить через риторические вопросы в последних строках второй строфы. Но, несмотря на это, в нем можно заметить некую задушевность, музыкальность и плавность. Эта цель достигается благодаря повторению шипящих звуков и перекрестной рифмовке. Данные качества позволили произведению стать основой для двух десятков романсов. На нашем сайте можно учить стихотворение онлайн, а при необходимости и скачать произведение. Представленный файл может быть использован как дополнительный учебный материал на уроке литературы в 10 классе.

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.

obrazovaka.ru

Е. Шашина и др., М. Лермонтов

Е. Шашина и др., М. Лермонтов — Выхожу один я на дорогу (с нотами) ВЫХОЖУ ОДИН Я НА ДОРОГУ

Слова Михаила Лермонтова

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чем?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.

Май – начало июня 1841

Последняя строка куплетов в романсе повторяется

«Отечественные записки», 1843 г., т. XXVII, № 4

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. — М.: Худож. лит., 1989. — (Классики и современники. Поэтич. б-ка). — без указания автора музыки

Существует несколько вариантов мелодии: музыку к стихотворению писали Петр Булахов (1854), Константин Вильбоа (1857), Елизавета Шашина (1861), Н. Христианович (1875), К. Давыдов, Николай Огарев, Н. Дмитриев и др.

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)

Мелодия Шашиной:

Уноси мое сердце в звенящую даль…: Русские романсы и песни с нотами / Сост. А. Колесникова. – М.: Воскресенье; Евразия +, Полярная звезда +, 1996.

Вариант:

Гори, гори, моя звезда! Сост. и муз. редактор С. В. Пьянкова. — Смоленск: Русич, 2004, с. 97.

НОТЫ ДЛЯ ФОРТЕПИАНО (3 листа):



Кулёв В. В., Такун Ф. И. Золотая коллекция русского романса. В переложении для голоса в сопровождении фортепиано (гитары). М.: Современная музыка, 2003.

a-pesni.org

В. Селиванов — Выхожу один я на дорогу (М.Ю.Лермонтов) текст песни


Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сияньи голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? жалею ли о чём?

Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!

Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь;

Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб вечно зеленея
Тёмный дуб склонялся и шумел.
Другие тексты песен «В. Селиванов»

Другие названия этого текста
  • В. Селиванов — Выхожу один я на дорогу (М.Ю.Лермонтов)
  • Булат Зиганшин — Выхожу один я на дорогу (муз Б.Зиганшина на стихи М.Ю.Лермонтова)
  • Русский Романс Борис Штоколов — Выхожу один я на дорогу (М. Ю. Лермонтов)
  • исп. Александр Малинин — «Выхожу один я на дорогу…»
  • Ансамбль «Братина» — Выхожу один я на дорогу
  • Михаил Лермонтов — «Выхожу один я на дорогу…»
  • Борис Штоколов.Романс — Выхожу один я на дорогу. Сл.М. Лермонтов- Муз. Елизавета Шашина
  • Анна Герман — Выхожу один я на дорогу…(стихи Михаила Лермонтова, музыка Елизаветы Шашиной)
  • Для тебя! — Выхожу Один Я На Дорогу (стихи М.Ю.Лермонтов)
  • Николай Кондратюк — Выхожу один я на дорогу (стихи М. Ю. Лермонтов)
  • +АеSLи+ ст.М.Ю.Лермонтов (1814 — 1841) — Выхожу один я на дорогу [Рэп Revolution]
  • Небо Здесь — Выхожу один я на дорогу (стихи М.Ю.Лермонтов)
  • +АеSLи+ ст.М.Ю.Лермонтов (1814 — 1841) — Выхожу один я на дорогу
  • градация ле. — выхожу один я на дорогу
  • Небо Здесь — Выхожу один я на дорогу (альт.версия) [стихи М.Ю.Лермонтова)
  • Анна Герман — Выхожу один я на дорогу (Е. Шашина — М. Лермонтов)
  • Лермонтов — Выхожу один я на дорогу
  • Небо здесь — Выхожу один я на дорогу
  • Небо Здесь — Выхожу Один Я На Дорогу (стихи М.Ю.Лермонтов)
  • Борис Штоколов — Выхожу один я на дорогу (М. Ю. Лермонтов)
  • Булат Зиганшин — Выхожу один я на дорогу (муз Б.Зиганшина на стихи М.Ю.Лермонтова)
  • Д.А. Хворостовский — Выхожу один я на дорогу
  • Б. Штоколов — Выхожу один я на дорогу (М. Ю. Лермонтов)
  • Дмитрий Хворостовский — Выхожу один я на дорогу(это я буду петь на литературной гостинной…)
  • SET RULES — Выхожу один я на дорогу
  • Владимир Селиванов (Черная Ленточка) — Выхожу Один Я На Дорогу
  • Лермонтов Михаил Юрьевич — Выхожу один я на дорогу..

Как вам текст?

pesni.club

анализ, характеристика и отзывы :: SYL.ru

Когда перечитываешь с детства знакомые строки М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», анализ срабатывает не сразу. Сначала идёт глубокое погружение в мир, созданный поэтом, в его настроение.

Каждая строфа стихотворения глубоко захватывает читателя, рассказывая об одиночестве, красоте мироздания, о боли, желании покоя и любви. Нельзя сказать, что только в последний период творчества поэт размышлял о жизни и смерти. Эти вопросы он ставил перед собой с юных лет. Уже в 1831 году он написал горькую «Чашу жизни». Но мы обратим всё внимание на анализ «Выхожу один я на дорогу…» – стихотворения, созданного за несколько дней до трагической, ранней, бессмысленной гибели гения.

Настроение произведения

Ночь. Глубокая тишина. Один лишь лирический герой находится под огромным бездонным небом, покрытым звёздами. Он вышел на кремнистую дорогу, которая чуть поблёскивает сквозь ночной туман, упавший на неё. Герой не знает, пойдёт ли он по ней дальше или останется стоять, внимая Богу и прислушиваясь к разговору звёзд. Небеса великолепны и торжественны. Земля спит, укрытая их голубым сиянием. От жизни он ничего не ждёт. Прошлого с его суетными желаниями славы, блеска, любви и обожания женщин лирическому герою не жаль. Но на душе лежит такой тяжёлый камень, что он сам себе задаёт вопрос: «Отчего мне так больно и трудно?». И сам себе отвечает, что от постылой жизни он ничего не ждёт. Ему нужны только свобода и покой. А. Пушкин к концу жизни также мечтал о них. Но Александр Сергеевич видел счастье в торжестве искусства и красоты, а лирический герой М. Лермонтова желает только забыться и заснуть.

Проводя анализ «Выхожу один я на дорогу…», нельзя не остановиться на этих строках. Лермонтову было всего 26 лет. Всего за несколько дней до дуэли он пишет эти строки. По мнению друзей в поэте уживались два человека. Один – ласковый и приветливый с друзьями, другой – резкий и язвительный с неприятными ему людьми. С Н. Мартыновым он уже не раз позволял себе неуместные шутки, которые, в конце концов, привели к дуэли. А настроение в это время было фатально спокойное: что будет, того не миновать. Это отразилось в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», анализ которого мы сейчас делаем. Это не гармония души человека с миром, а только ее поиск. Жить он не хочет. Тогда чего же он желает? Заснуть на века, но не умереть при этом, а дышать и слышать днём и ночью песни любви, которые ему, как в колыбели, будет петь сладкий голос под ветвями старого дуба. Лирический герой мечтает о невозможном: о полном растворении в утопической сказке, о безмятежном покое. Их не бывает. Осознаёт ли он это в данный момент? Скорее всего, нет, так как он всецело отдался несбыточной милой мечте, находясь под впечатлением красоты ночи.

Композиция произведения

Стихотворение «Выхожу один я на дорогу…», анализ которого мы делаем, можно разделить на две части. Первая строфа и начало второй передают великолепие и тишину пустынной дороги и ночного огромного неба со звездами. Их покой и безмятежность и желание лирического героя услышать глас Бога. Это прекрасный пейзаж.

Продолжение второй строфы и третья – это кульминация произведения «Выхожу один я на дорогу». Анализ показывает противопоставление чувств картине безмятежной природы. Лирическому герою по непонятной для него причине больно и трудно. Он ничего не ждёт от жизни, прошлого ему не жаль. Оно, как позже у С. Есенина, напрасно растрачено. Зато идет программное заявление с восклицательным знаком, который подчеркивает его важность: он хочет только свободы и покоя.

А далее, в третьей части в четвертой и пятой строфе герой рассказывает, в чем он видит воплощение своей желанной цели. Здесь поэт возвращается к умиротворению. Эта иллюзорная грёза о вечном сне под пышным дубом полностью захватывает его воображение. Сладкоголосая гурия будет петь ему песни любви, а он, тихо дыша, наслаждаться.

Идея и тема

Основной темой стихотворения Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», анализ которого подсказывает это, с первой строки стало одиночество. В звёздную тихую ночь на кремнистой дороге лирический герой один. Он никого не винит в этом. Ни себя, ни общество. Это просто констатация факта. Мятежные искания остались в юности. Хотя он молод, но очень изменился и созрел. Лирический герой принимает свою изоляцию и отчуждение от людей как единение с вечным миром природы. Он слышит, как внемлет богу пустыня, как говорят звезды между собой. Но достаточно ли ему этого? Герой спокойно и задумчиво размышляет о прошлой жизни. Мы, зная биографию поэта, понимаем, что, рано потеряв матушку, он так и остался неприкаянным и недолюбленным, хотя бабушка обожала и боготворила его, но не смогла ему заменить материнскую любовь. Одиночество ощущается в каждой строке: герою не с кем поделиться своими мыслями и сомнениями. А в чудном мире природы он также не находит себе места, хотя и очень хочет гармонии с ним. И что же ему остаётся? Он решает, что ему требуется только вечный покой, но не смерть, а сонное мечтание.

Анализ образов

При анализе произведения «Выхожу один я на дорогу…» становится очевидным, что это сложный, наполненный чувствами монолог. В нем каждая строфа связана с основной темой.

В первой строфе на первый план выходит герой. Его окружает пейзаж: дорога, ночь, пустыня, звёзды. От этих образов исходит умиротворение. Они помогают одинокому путнику стать ближе к Богу. Природа полна гармонии: торжественны небеса, звезда говорит со звездой, земля в голубом сиянии спит. Но душа лирического героя в ней не находит себе места. Он задает в себе вопросы, которые становятся контрастными по отношению к миру: отчего ему и больно, и трудно. Он сам не знает, ждёт ли он чего-то, жалеет ли о чем-то. В третьей строфе дается порывистый ответ: ничего он не ждёт от жизни, и прошлого ему не жаль. Он ищет только покоя и свободы, которые могут быть им приняты как счастье. И в чём же они заключаются? Оказывается, ему хочется навечно забыться и заснуть. Но не умереть, а слушать сладостные песни любви, лежа под громадным дубом, который склонится над ним. Дуб здесь символизирует незыблемость жизни, её вечность.

Художественные средства

При анализе стиха «Выхожу один я на дорогу…» мы видим, что жанром стала философская, лирическая исповедь поэта и элементами медитации. Эпитеты, метафоры, олицетворения в первых строфах показывают всю благодать и величие, которые царят в природе (тиха ночь, земля спит в голубом сиянии, звезда говорит со звездою). Она для него живая, и он не отделяет её от человека. Поэт также использует «высокую» лексику (Богу внемлет пустыня). Но с самого начала появляется мотив дисгармонии (дорога кремнистая). Автор задает риторические вопросы, передавая своё душевное волнение и отчаяние, а, чтобы связать строфы, пользуется лексическими повторами (он ничего не ждет от жизни, прошлого ему не жаль). Это и понятно из его биографии – юность прошла в казармах, любовь была безответной. Продолжая анализ стиха «Выхожу один я на дорогу…», мы встречаем в конечных строфах эпитеты (сон холодный, голос сладкий, дуб тёмный), метафору (сон могилы). В последних строфах присутствуют ассонансы, аллитерации, а повторение шипящего «ж» передаёт особенную задушевность и шёпот ночи.

Рифма и ритм

Поэт избрал для стихотворении пятистопный хорей. Он мелодично звучит и придает ритм, который походит на элегию. Рифмовка – перекрёстная, в ней чередуются мужские и женские рифмы. Нами сделан этот анализ кратко. «Выхожу один я на дорогу…» показывает зрелость поэта, спокойствие, которое воцарилась во всем произведении. Нет мятежности и вызова обществу, характерные для юношеской пламенной лирики.

Место стихотворения в творчестве М. Лермонтова

До конца этого не зная, поэт подводит итоговую черту в своем творчестве. Это видно из проведенного выше анализа стихотворения «Выхожу ли я на дорогу…». Он записывает его в записную книжку, которою перед отъездом на Кавказ ему подарил В. Ф. Одоевский. В нее уже занесены «Дубовый листок», «Сон», «Ночевала тучка…», «Пророк». Всё, что было создано поэтом, согласуется с рассматриваемым нами стихотворением. В нём присутствует мотив одиночества, которое приводит автора к гармонии с природой.

Отзывы любителей поэзии

В издательстве «ЭКСМО» вышла из печати книга «Выхожу один я на дорогу». В ней собраны стихи и поэмы, которые изучаются в средней школе. Родителям удобно вспомнить глубокие произведения, а школьнику – их изучить, не бегая по библиотекам, и часто возвращаться к произведениям М. Ю. Лермонтова, находя в них всё новые оттенки мыслей и чувств.

www.syl.ru

М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ стихотворения

Лирика Лермонтова являет собой особый поэтический дневник, в котором автору удалось во всей полноте отразить свои чувства и переживания. Творчество поэта принято делить на два периода: ранний и поздний. В каждом из них преобладали те или иные мотивы, реализовываясь по-своему. Одно из ярчайших творений, которое создал Лермонтов, — «Выхожу один я на дорогу». Анализ стихотворения показывает, насколько изменилось мироощущение поэта с возрастом (хотя ему было всего 25 лет!), а также как преломляется его поэтическая система.

Тема и идея стихотворения

Основная тема произведения — одиночество. Это можно понять по самой первой строке. Ведь лирический герой «один». Однако, как это ни странно, в данном стихотворении нет упрека обществу. Все упреки и негодование остались в прошлом, в ранней лирике поэта. Здесь же мы видим спокойную задумчивость, размышление о прожитом. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» содержит в себе следующую основную мысль: одинокий герой, подобный лирическому, находит успокоение только наедине с природой. Подобная мысль уже звучала у Лермонтова и раньше, например, в произведении «Когда волнуется желтеющая нива». Чтобы лучше понять смысл стихотворения, необходимо выполнить более подробный его анализ.

Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»: анализ образов

Произведение имеет сложное эмоциональное наполнение. Каждая из строф последовательно проводит главную мысль произведения.

В первой строфе автор выводит своего лирического героя на первый план, показывая, что он отличается от других людей. Картина, которая окружает героя, — ночь, пустыня, звезды. Это образы, которые создают основной фон и настраивают читателя на нужный медитативный лад. В природе все гармонично, тихо и спокойно, в ней «звезда с звездою говорит». А значит, то, что окружает поэта, сочувствует ему. Все явления природы могут воспринимать мысли и переживания человека.

Но что же происходит у героя в душе? Вторая строфа начинает плавно вводить нас во внутренний мир лирического героя. Ему «больно и трудно». В его душе разлад, он с трудом может разобраться в собственных чувствах.

В третьей строфе он сам дает ответы на свои же вопросы. Он ничего более не ждет от жизни, он не жалеет о прошлом. Его угнетает лишь то, что он не испытывает нужного ему покоя. Что же есть для Лермонтова покой? Это еще один значимый во всем творчестве поэта образ. Лермонтов воспринимает покой по-особому. Это не «холодный сон могилы», не постоянное бездействие. Герою нужен душевный покой, в котором, однако, были бы и чувства, и страсти. Можно предположить, что покой для Лермонтова — это синоним слова «счастье».

Средства выразительности

Метафоры, эпитеты, олицетворения и антитезы — это далеко не полный список средств выразительности, которыми пользуется Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу» (анализ это подтверждает) — стихотворение, в котором преобладают синтаксические средства выразительности. Но и лексические мы также можем отыскать.

В первой строфе автор говорит о природе, наделяя ее качествами человека. Звезды говорят друг с другом, сама земля спит. Этот прием отражает мировоззрение поэта. Для него человек и природа неразделимы. Но природа более умна в сравнении с человеком, и, кроме того, он вечна.

Во второй строфе автор задает риторические вопросы. Они действительно не требуют ответов, ведь даже сам лирический герой не может их найти.

В третьей строфе «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтов использует лексический повтор, чтобы связать между собой разные отрезки стихотворения. Присутствует также синтаксический параллелизм.

В предпоследних четырех строках мы находим анафору и параллелизм («Чтоб в груди дремали жизни силы, чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь»).

Из лексических средств (помимо олицетворения) можно назвать эпитеты: «сладкий голос», «темный дуб».

Ритмика и рифмовка

Стихотворный размер — пятистопный хорей. Он придает произведению особый ритм, оно звучит мелодично, чем-то напоминая элегию. Способ рифмовки, который выбирает Лермонтов, — перекрестная. Женская рифма чередуется с мужской.

Такое спокойное, медитативное произведение кажется нехарактерным для творчества Лермонтова. Однако вся поздняя его лирика говорит о том, что поэт повзрослел. В его стихах нет больше юношеского максимализма, неприятия полумер, энергичного отрицания и вызова обществу.

Михаил Лермонтов: «Выхожу один я на дорогу» в контексте творчества писателя

Данный текст можно назвать итоговым, он подводит некую черту под всем тем, что создал Лермонтов. «Выхожу один я на дорогу» (анализ содержания и формы это доказывает) напоминает более раннее «Когда волнуется желтеющая нива». Уже в нем автор говорит о чудодейственной силе природы, о том, насколько она прекрасна. Природа гармонизирует разлад в душе героя, позволяет ему по-другому посмотреть на мир, увидеть Бога в небесах. «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова в целом не является необычным. В нем есть и характерный для всего творчества поэта мотив одиночества, упоминание о разладе с обществом, о том, что он — избранник, а не обычный человек.

Как правильно сделать анализ стихотворения?

Чтобы правильно проанализировать лирический текст, нужно следовать четкому плану. Начинать свое сочинение лучшей всего с формулировки темы и идеи произведения. Затем необходимо сказать об эмоциональном наполнении текста. Если мы говорим о стихотворении «Выхожу один я на дорогу» М. Ю. Лермонтова, то это настроение медитативное, печальное.

Также необходимым пунктом является анализ лексических и синтаксических средств выразительности с приведением примеров из текста. Следует помнить, что каждое использование фигуры речи имеет свое значение, а следовательно, его нужно указать.

Далее нужно охарактеризовать лирического героя. Можно провести сравнение с другими произведениями автора, чтобы показать, что герой является традиционным или, наоборот, необычным.

Последнее, о чем нужно сказать, это настроение, которое вызывает текст, и дать ему собственную оценку.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *