Содержание

Михаил Лермонтов — Предсказание: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

В 1830 г. по России прокатилась волна крестьянских волнений, усилившихся в связи с эпидемией холеры. Лермонтов откликнулся на эти события стихотворением «Предсказание». В автографе поэт сделал многозначительную приписку: «Это мечта».

В произведениях юношеского периода, а также в романе «Вадим», поэт признает за народом право на восстание. При этом он не разделяет энтузиазма крайних революционеров и представляет себе это восстание в самых суровых и страшных красках. Выражение «черный год» появилось в России еще во времена восстания Пугачева и стало применяться по отношению к масштабным крестьянским бунтам.

Лермонтов понимал, что насильственное свержение самодержавия, даже оправданное произволом власти, приведет к разгулу самых диких и темных сил. На смену пусть несправедливым, но твердо установленным законам, придет ярость толпы, жаждущей кровавой мести («пища многих будет смерть и кровь»). Поэт изображает ужасную картину абсолютного беззакония. Вместе с убийствами страну захлестнет волна болезней, вызванных разлагающимися телами, и голод.

Во второй части стихотворения Лермонтов изображает появление «мощного человека». Этот образ символизирует беспощадного лидера восстания, вооруженного «булатным ножом». Мрачный и суровый вожак, выдвинутый толпой, будет глух к мольбам и стонам. Он будет руководствоваться только собственными представлениями о справедливости. От личности этого человека будет напрямую зависеть, до каких пор будет бушевать народная стихия. В любом случае, понадобится много времени, пока в стране вновь не установится порядок и спокойствие.

Возвращаясь к авторской приписке, логично предположить, что Лермонтов действительно мечтал о таком развитии событий. Он видел, что законные способы хоть как-то ограничить самодержавие бесполезны. Если выхода нет, то чаша народного терпения все равно когда-нибудь будет переполнена.

«Предсказание» Лермонтова воплотилось в Октябрьской революции. Описание поэта бледнеет по сравнению с событиями 1917-1922 гг. В Гражданской войне, ставшей величайшим бедствием для России, трудно найти правых и виноватых. Людей, взявшихся за оружие во имя какой-то идеи, было меньшинство. Большая часть либо просто была вынуждена это сделать, чтобы сохранить свою жизнь, либо представляла собой «чернь», обрадованную возможностью беззаконных убийств, насилий и грабежей.

rustih.ru

Пророчество Лермонтова. С секундантами и без… [Убийства, которые потрясли Россию. Грибоедов, Пушкин, Лермонтов]

Пророчество Лермонтова

Лермонтов обладал поразительным даром пророчества, не в фигуральном, а в самом прямом смысле этого слова. Тем, кто в этом сомневается, напомню его стихотворное предсказание грядущей революции в России. Лермонтов так его и назвал – «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,

Когда Царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож;

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет всё ужасно, мрачно в нем…

Как известно, через восемьдесят семь лет все это сбылось вплоть до мельчайших подробностей: падение Дома Романовых, кровавая Гражданская война, наступивший затем голод, эпидемии, поджоги храмов и усадеб. И даже политические последствия: кровавая диктатура «мрачного человека». И все это предсказал юноша, почти мальчик, в 1830 году!

Таким же пророчеством, спроецированным на его собственную судьбу, было описание преддуэльных событий и самой дуэли Печорина с Грушницким в «Герое нашего времени». Повесть автобиографична: Лермонтов описывает в ней себя и свое пребывание в Пятигорске летом 1837 г. Курортный городок и его сезонные обитатели списаны буквально с натуры. Многие персонажи узнаваемы: доктор Вернер – доктор Н. В. Майер, Вера – Варя Лопухина и т. д. Узнаваем и главный герой, от лица которого ведется повествование. И вот, это совершенно реалистическое повествование, в основе которого лежат события, действительно происходившие с автором повести в 1837 г., незаметно перетекает в совершенно иное повествование о том, что якобы с ним произошло, но что в действительности произойдет через год или два после того, как повесть была написана.

Собственно, это и называется предвидением или пророчеством.

В этом предсказании Лермонтова о его собственной судьбе меня более всего удивляет не то, что он провидел место своей будущей дуэли – Кавказ, и даже еще точнее – подножие горы Машук. И не то, как точно он сумел обрисовать участников будущей дуэли: двух офицеров – Печорина, собственно, alter ego его самого, Лермонтова, – и Грушницкого, столь разительно похожего на Мартынова. И даже не то, что Лермонтов предвидел нечестную игру со стороны своих противников, которую Печорин, между прочим, сумел разгадать, а Лермонтов (об этом еще речь впереди), увы, не сумел… Что ж, на всякого мудреца довольно простоты.

Меня удивляет, с какой проницательностью, я сказал бы, смелостью, Лермонтов вскрыл глубинные причины, вызвавшие поединок, показав ту пропасть, которая существовала (и, вероятно, существует по сей день) между людьми одаренными, порядочными, с одной стороны, и ничтожно мелкими и бездуховными – с другой. Это одинаково относится к противостоянию как Печорина с Грушницким, так и Лермонтова с Мартыновым.

Мне могут возразить, что автор и его герой – не одно и то же. В большинстве случаев это действительно так. «Всегда я рад заметить разность / Между Онегиным и мной», – заметил по этому поводу еще Пушкин. В случае Лермонтов – Печорин это не так. Печорин – это результат длительного и вдумчивого самоанализа, или, выражаясь научным языком, что будет точнее, – результат аналитической интроспекции собственного характера, как он виделся Лермонтову. Надо сказать, что в своем стремлении к истине Лермонтов был беспощаден к себе: характер Печорина далеко не однозначен и, во всяком случае, не идеален. Но именно таким был Лермонтов.

Подобно своему герою, Лермонтов отлично сознавал свое интеллектуальное и нравственное превосходство над подавляющим большинством современников, что в значительной степени питало его убежденность в своем избранничестве.

Подобно своему герою, Лермонтов в глубине души презирал окружающих его людей, по крайней мере большинство из них. Но если Печорин хранил свое презрительное отношение к людям внутри себя, не слишком выдавая его своим поведением, то Лермонтов не давал себе труда его скрывать, вернее, не всегда сдерживал свой язык. Тем не менее в товарищеской среде Лермонтова в общем любили, уважая в нем очевидный талант и сочувствуя его мятущейся натуре. В училище его даже прозвали «Маешка» от слова маяться. Но было немало и таких, особенно в кавказский период, которые недолюбливали Лермонтова за его задиристость. Мартынов на следствии, уже после гибели Лермонтова, всячески акцентировал именно эту сторону его характера: «С самого приезда своего в Пятигорск Лермонтов не пропускал ни одного случая, где бы мог он сказать мне что-нибудь неприятное. Остроты, колкости, насмешки на мой счет… На вечере в одном частном доме, – за два дня до дуэли, – он вывел меня из терпения, привязываясь к каждому моему слову, – на каждом шагу показывая явное желание мне досадить. – Я решился положить этому конец»[96].

Понятно, защищая себя, Мартынов многое преувеличивал. В действительности остроты и колкости Лермонтова были не столь уж оскорбительны и не выходили за пределы того, что считалось допустимым в обществе (вспомним эпиграммы Пушкина!).

Товарищ Лермонтова по Пятигорску князь А. И. Васильчиков, один из свидетелей ссоры Лермонтова с Мартыновым и секундант на их дуэли, впоследствии вспоминал: «Лермонтов был в душе добрый человек и, видя, что приятель им не на шутку обижен, старался смягчить, а не усиливать обиду». И это при том, что Лермонтов шутил и острил в его адрес не меньше, если не больше, чем в адрес Мартынова. Так, к примеру, посмеиваясь над тем, что Васильчиков не упускал случая украсить свою речь крепким словцом, Лермонтов написал:

Наш князь Василь —

Чиков по батюшке

В речь вводит стиль

Донцов[97] по матушке…

Васильчиков довольно ровно относился к Лермонтову и, скорее, недолюбливал его. Но вызывать его на дуэль за подобные шутки он никогда бы себе не позволил.

Мартынов был самолюбив и обидчив и, как мы видим, воспринимал шутки Лермонтова совершенно по-другому. Этот «мелко самолюбивый и тщеславный человек, коего умственное и нравственное понимание не выходило за пределы общепринятых понятий, давно уже раздражался против Лермонтова, которого он в душе считал ниже себя и по «карьере», и по талантам «салонным». О его поэтическом гении Мартынов, как и многие современники, судил свысока, вроде командира Михаила Юрьевича, который за стихи на смерть Пушкина выговаривал ему: «Ну ваше ли дело писать стихи?!»

Мартынов, находясь в Пятигорске в общем товарищеском кругу с Лермонтовым, да живя с Глебовым, стеснялся, конечно, резко высказывать внутреннее негодование на Михаила Юрьевича, но он не раз просил поэта оставить его в покое своими издевательствами, «особенно в присутствии дам»»[98]

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Пророчества Михаила Юрьевича Лермонтова — ПРОРОЧЕСТВА ПИСАТЕЛЕЙ — 3. ВАВИЛОНСКИЙ ПЛЕН —

Лермонтов Михаил Юрьевич 

    

(родился 3 октября 1814 года в Москве — умер 15 июля 1841 года в Пятигорске) — поэт,  художник, русский офицер.

Пророчески писал о дальнейшем бегстве белоэмигрантов:

 «С дрожащей головы твоей

Ты в бегстве уронил венец…»   (сравни Иер.4:29-30, Плач.4:1-2, Иез.7:19).

«Князь! и три тысячи душ! А есть ли у него своя в придачу?» 

«Когда хвалят глаза, то это значит, что остальное никуда не годится».

«Миллион, да тут не нужно ни лица, ни ума, ни души, ни имени — господин миллион — тут все».

«За каждый светлый миг иль сладкое мгновенье слезами и мольбой заплатишь ты судьбе».

«Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара».

«Храм оставленный — всё храм, кумир поверженный — всё бог!»


«Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего повелителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — по справедливости, он согласен служить — но хочет гордиться рабством, хочет поднимать голову, чтобы смотреть на своего господина, и простит в нем скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей».

«Хороший тон царствует только там, где вы не услышите ничего лишнего, но увы! друзья мои! зато как мало вы там и услышите».

«А у нас?.. объявленный взяточник принимается везде очень хорошо: его оправдывают фразою: и! кто этого не делает!.. Трус обласкан везде, потому что он смирный малый, а замешанный в историю! — о! ему нет пощады: маменьки говорят об нем: «Бог его знает, какой он человек», — и папеньки прибавляют: «Мерзавец!..»

«Женщина, отказавшая миллиону, поздно или рано раскается, и горько раскается. Сколько прелестей в миллионе! наряды, подарки, вся утонченность роскоши, извинение всех слабостей, недостатков, уважение, любовь, дружба…».

«Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться: судьба — женщина!»

Стихотворение «Предсказание» было написано за 87 лет до революции.

«Настанет год, России черный год,

Когда царей корона упадет;

Забудет чернь к ним прежнюю любовь,

И пища многих будет смерть и кровь;

Когда детей, когда невинных жен

Низвергнутый не защитит закон;

Когда чума от смрадных, мертвых тел

Начнет бродить среди печальных сел,

Чтобы платком из хижин вызывать,

И станет глад сей бедный край терзать;

И зарево окрасит волны рек:

В тот день явится мощный человек,

И ты его узнаешь – и поймешь,

Зачем в руке его булатный нож:

И горе для тебя! – твой плач, твой стон

Ему тогда покажется смешон;

И будет все ужасно, мрачно в нем,

Как плащ его с возвышенным челом…».

 

«У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой.

От глада жажды и страданий

Куска лишь хлеба он просил,

И взгляд являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою».

«А вы, надменные потомки

Известной подлостью прославленных отцов.

Пятою рабскою поправшие обломки

Игрою счастия обиженных родов!

Вы, жадною толпой стоящие у трона,

Свободы, Гения и Славы палачи!

Таитесь вы под сению закона.

Пред вами суд и правда — всё молчи!…

Но есть и Божий суд, наперсники разврата!…»


«Натура — дура,

Судьба — индейка,

А жизнь — копейка».

«Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить.

Делить веселье все готовы —

Никто не хочет грусть делить».

«Печально я гляжу на наше поколенье!

 Его грядущее — иль пусто, иль темно,

 Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

 В бездействии состарится оно.

Богаты мы, едва из колыбели,

 Ошибками отцов и поздним их умом,

 И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,

 Как пир на празднике чужом.

 К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

 Перед опасностью позорно-малодушны,

 И перед властию — презренные рабы.

 Так тощий плод, до времени созрелый,

 Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришлец осиротелый,

 И час их красоты — его паденья час!…

Мы жадно бережем в груди остаток чувства —

 Зарытый скупостью и бесполезный клад.

 И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

 И царствует в душе какой-то холод тайный,

 Когда огонь кипит в крови.

 И предков скучны нам роскошные забавы,

 Их добросовестный, ребяческий разврат;

И к гробу мы спешим без счастья и без славы,

 Глядя насмешливо назад» («Дума», 1838 г.).

«Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, — есть тело.

И если маскою черты утаены,

То маску с чувств снимают смело».

«Взгляните-ка, из стариков

Как многие игрой достигли до чинов,

Из грязи

Вошли со знатью в связи,

А все ведь отчего? — умели сохранять

Приличие во всем, блюсти свои законы,

Держались правил… глядь!..

При них и честь и миллионы!»


«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».


«Что ныне женщина? создание без воли,

Игрушка для страстей иль прихотей других!

Имея свет судей и без защиты в свете,

Она должна таить весь пламень чувств своих

Иль удушить их в полном цвете:

Что женщина? Ее от юности самой

В продажу выгодам, как жертву, убирают,

Винят в любви к себе одной,

Любить других не позволяют».

 

«Что женщине в любви?

Победы новые ей нужны ежедневно.

Пожалуй, плачь, терзайся и моли —

Смешон ей вид и голос твой плачевный,

Ты прав — глупец, кто в женщине одной

Мечтал найти свой рай земной».

«Поверь мне — счастье только там,

Где любят нас, где верят нам!»

«Прощай, немытая Россия,

Страна рабов, страна господ,

И вы, мундиры голубые,

И ты, им преданный народ».

vavilon-plen.ru

Стихотворение «Предсказание» Лермонтова М. Ю.: анализ

Одно из самых мрачных стихотворений, который написал гениальный русский поэт Лермонтов, – «Предсказание». Многие считают его пророческим. Оно относится к юношеским стихам поэта, но по уровню, мироощущению, стилю написания и точности образов является очень зрелым для его творчества. В первой половине девятнадцатого века многие литераторы в прозе и рифме обращались к теме революций, а также тех необратимых изменений и ломке человеческих судеб, которые они должны принести.

История написания

Стихотворение «Предсказание» Лермонтова было создано в 1830 году. Некоторые исследователи считают, что поводом для его написания были холерные бунты в России, которые разразились как раз в это время. Поэт говорит о некоем «чёрном годе», когда будет свергнута царская власть, и императорская корона падёт. Он также предсказал появление некоего мощного человека, приход которого полностью изменит жизнь в России, и она уже никогда не будет прежней. А описание бессмысленного и беспощадного народного бунта принадлежит ещё Пушкину. Однако то, что такая революция настанет, не вызывает у поэта никаких сомнений. Для него это представляется непререкаемой истиной. Не стоит забывать, что самому поэту тогда было только 16 лет, и многое в образах и стилистике навеяно юношеским максимализмом. А причиной подобных описаний могла стать казнь декабристов и ужесточение политического режима в стране в целом.

Правители и революция – что опаснее?

По стихотворению Лермонтова «Предсказание» мы можем определить отношение самого поэта к власти в тогдашней Российской империи. Оно очень амбивалентно. С одной стороны, падение царской короны вещуется даже с некоторым долженствованием, словно вбивается гвоздь в крышку гроба. Это очень бунтарская, революционная фраза. Это и не удивительно. Лермонтов с уважением и несомненной поддержкой относился к любым революционным событиям в России, поддерживал декабристов. С другой же приход некоего сверхчеловека с булатным ножом в руках – далеко не радостное событие. Недаром год, в который все это свершится, поэт называет «чёрным».

Почти библейские мотивы

«Предсказание» Лермонтова апокалиптически описывает ужасы, которые наступят после прихода человека, который всё изменит. Он в жутких подробностях показывает нам картину процесса, который вызовут народные восстания. Это и война, и эпидемии, и голод. Поэтому литературоведы полагают, что поэт действительно словно видел грядущее. Но с другой стороны, сама стилистика произведения отсылает нас к «Откровению» Иоанна Богослова. Ведь там в точно таких же, и даже ещё более жутких красках, говорится о Страшном Суде и приходе Христа во славе, который будет судить живых и мёртвых, а «цари и военачальники» будут призывать камни с неба себе на голову.

Политические и литературные версии

Очень распространено мнение, что М. Ю. Лермонтов в «Предсказании» описал события, которые произошли на территории Российской Империи в 1917 году – Февральскую и Октябрьскую революции. И что якобы под «мощным человеком с булатным ножом» он описал Владимира Ленина. Однако литературный анализ показывает нам, что этот персонаж, в котором всё «ужасно» является неким мистическим образом. Недаром его должны узнать и понять, зачем он явился. Демонический плащ, высокий лоб – всё это выдаёт Антихриста, который будет с попущения Божьего править, убивать, властвовать, не обращая внимания на крики, плач и слёзы, и даже смеясь над ними. Конечно, можно вспомнить о выступлении Ленина на броневике, когда на нём был плащ, и о том, что у него был высокий лоб. Но чаще всего это признаки демона, Князя мира сего. Есть и другая «политическая» версия. Что, мол, приход «мощного человека» — это прорицание тридцати лет правления Иосифа Сталина. И строки другого поэта о том, что «мы живём, под собою не чуя страны» слышатся словно отзвуком, эхом к эпитетам «Предсказания» Михаила Юрьевича Лермонтова…

Обобщённый образ?

Стихотворение ясно указывает на то, что речь идет о массовых народных восстаниях. Ведь «чернь», то есть простой народ, забудет любовь и почитание, которым раньше был окружён образ «царя-батюшки». Люди возненавидят власть, прозреют, что она их угнетала, что помазанник Божий на самом деле – это обычный человек из плоти и крови, но вознесённый на верхушку иерархии. Терпение людей иссякнет. Но в ответ они начнут убивать, ломать и крушить всё подряд. В «Предсказании» Лермонтова мы видим мистический образ пищи, которой будут служить «смерть и кровь». Он необычайно точен и страшен. Закона больше не будет, и первыми от этого пострадают женщины и дети, которых некому защитить. Ведь юридическая система падёт вместе с царской короной. Поэтому весьма правдоподобно, что в образе «мощного человека» воплощён сам восставший народ или же какой-нибудь его стихийный предводитель, наподобие Емельяна Пугачёва или Степана Разина.

Тени шотландских баллад

Возможна и ещё одна трактовка стихотворения М.Ю Лермонтова «Предсказание». Как известно, поэт вёл свой род от выходца из Шотландии. Это был Георг Лермонт, взятый в плен во время осады крепости Белой. Мы знаем, что Михаил Юрьевич очень интересовался как своей родословной, так и шотландскими легендами и балладами. Согласно одной из них, некий поэт Томас Лермонт получил от фей в подарок золотую арфу и дар предсказаний. А другие шотландские баллады буквально в тех же словах описывают чёрные годы королевства и падение древнего рода властителей, а также чуму, которая бродит с платком среди хижин.

Поэтическая форма

Размер, которым написано «Предсказание» Лермонтова – это пятистопный ямб. В нём нет разрыва на отдельные предложения, это одна сплошная строфа. При этом поэт иногда обращается к неизвестному собеседнику, словно предупреждая его о грозящей опасности. Ритм и стилистика произведения словно указывают на неизбежность и неразрывность того, что должно наступить. А способ рифмовки, эпитеты и образы создают гнетущую атмосферу, словно предваряя несущихся впереди всадников Апокалипсиса. «Мрачно и ужасно», «смрадные тела», «низвергнутый закон» — все эти выразительные фразы представляют нам в красках эпический приход революции.

Значение в культуре и истории

Мы не знаем, полагал ли поэт, что только через кровавое свержение власти возможна свобода, или же предупреждал о том, что может случиться, если вольность «сверху» так и не наступит. Но это и другие подобные стихотворения объясняют страх царя и российской аристократии перед молодым гением. Недаромот него так хотели избавиться, и в конце концов сослали на Кавказ в надежде на то, что юного поэта там ждёт скорая смерть от пули. А когда он всё-таки погиб, то реакция высшего общества России – по крайней мере, так говорят нам архивные документы – была следующей: «Туда ему и дорога». Но после 1905 года, когда в империи назрели революционные события, разного рода анархисты в своих кружках читали «Предсказание» Михаила Лермонтова и ждали, когда же оно сбудется.

fb.ru

«Предсказание» Лермонтова: myslenkov — LiveJournal

На днях меня пригласили в одно очень интересное место. Хотят, чтобы я сделал экскурсию по нему. Сегодня пойду, если встреча состоится, на что очень надеюсь, ибо место потрясающее, настолько историческое, насколько это вообще в Москве возможно. Оно полно историй. Мне уже очень хочется их рассказать, я сразу загорелся. Вчера весь вечер готовился, читал, набрал много страниц материалов. Фактически, подготовил уже экскурсию. Если всё получится, то расскажу, конечно, и проанонсирую. Но попозже, когда все подтвердится окончательно.
Тем более, что собираюсь там много фотографировать. А пока, для затравки, вот вам один фрагмент из будущей экскурсии.
Собираюсь там продекламировать Лермонтова. Не оставляет он меня в покое, ну никак. Опять я с ним в Москве сталкиваюсь. Уже который раз. Последний был совсем недавно, неделю назад, в среду, когда гулял с киноклубом по Поварской.
Лермонтов он, в этом, краеведческом смысле, как Пушкин — постоянно попадается на глаза, напоминает о себе. Он везде в историческом центре Москвы, на разных улицах.
Для будущей экскурсии, по двум причинам, я выбрал стихотворение Лермонтова «Предсказание»:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Знатоки смогут даже по этому стихотворению догадаться, что за место такое.
Но меня другое интересует. Что думаете, друзья? Видите ли вы то, что вижу я — пророчество революции, 1917 года, большевиков, гражданской войны, голода и тифа. И Ленина.
Причем вовсе не я один. Отнюдь! Нашел в рунете очень любопытный анализ этого стихотворения, подтверждающий гениальность предсказания Лермонтова, его провидение истории России.
Леонид Матвеевич Аринштейн — ученый-лермонтовед, у него в »Лермонтовскую энциклопедию» (а это, пожалуй, образцовое историко-литературное издание) около 90 статей на самые разные темы, автор книг о Лермонтове и Грибоедове, архивист, переводчик, мемуарист, ветеран Великой Отечественной войны, вероятно, более всего известный постоянно переиздающейся »Непричесанной биографией Пушкина».
Вот его беседа с Иваном Толстым на радио «Свобода»: http://www.svoboda.org/content/transcript/24268353.html
Я приведу из начала их разговора часть, посвященную «Предсказанию»:
Аринштейн:
Лермонтов — это человек, который обладал исключительной внутренней силой, внутренней энергетикой, что позволяло ему многие вещи предвидеть, провидеть и выражать в своих стихотворениях. Хотя он прожил очень мало, неполных 27 лет, но за это время он сочинил так много, и сказал так много, что он по праву занимает в негласной иерархии русской классической литературы второе место в поэзии, а, может быть, даже можно сказать, что он разделяет первое и второе место, потому что это очень разные люди, Пушкин и Лермонтов.
… будучи еще юношей, совершенно молодым человеком, почти ребенком, он говорил о вещах, о которых даже взрослые люди и в то время, и гораздо позже, не то, что не имели представления, а не могли себе позволить говорить — о будущем России в историческом плане. Лермонтов это сумел.
… «По сути дела, Лермонтов предсказалпадение династии Романовых, падение Царского Дома, предсказал кровавую революцию, предсказал все то, что этой революции сопутствует, — беззаконие, голод, эпидемии, поджоги, пожары и, прежде всего, кровь, кровь и еще раз кровь. А главное, что сама эта революция не может завершиться ничем иным как диктатурой еще более ужасной, чем то самодержавие, которое не нравилось каким-то слоям общества в то время. Лермонтов пишет об этом в 1830 году, и я особо прошу внимательно понять — ему в это время еще нет 16 лет!

Иван Толстой: Как же так? Это романтическая образность, хочется возразить вам, это не столько взгляд в будущее, сколько взгляд в прошлое, на Великую Французскую революцию 1789 года (хотя »Великой» она тогда еще не называлась), а если посмотреть на год написания этого стихотворения — 1830-й, — то это же год революции во Франции, это, может быть, предвидение европейских революций 1848 года. Но зачем же нам залезать так далеко в будущее, практически на 80 лет, и смотреть на русскую революцию 1917 года, как вы настаиваете?

Аринштейн:
вы правы, по-своему, правы в том смысле, что, конечно, Французская революция помогла Лермонтову на уровне сознания понять те процессы, которые происходят в результате революций. Но надо сказать, что и народы, и их лидеры, и политические деятели мало чему учатся на основании многих революций и требуют еще одну и еще одну. А этот почти ребенок, 16-летний Лермонтов, на основании урока одной революции (об Английской революции он знал очень мало) бросает взгляд именно в будущее. Заметим, что никто из идеологов того времени, из пишущих взрослых людей ничего подобного не сделал — не хотел сделать или не мог сделать. Я могу сослаться на того же Пушкина, который интересовался историей, много писал об истории, его очень интересовало будущее, он понимал, что наступает некий иной век, »век железный», как он его называл сам, но ничего подобного он не предвидел. Талантливейший человек того времени — Чаадаев — очень много о чем говорил, но, опять-таки, он этого не предвидел.
Конечно, можно сказать, что Лермонтов говорит здесь о Европе, бросая взгляд в прошлое, говорит о возможных революциях в будущем. Во-первых, революции в будущем еще в то время абсолютно не стучались в дверь, революции 1848 года в 30-м году никак не ощущались в Европе, это всем хорошо понятно и известно. Может быть, говорить о 90-летнем периоде, когда наступает русская революция , было бы преждевременно. Но сам этот процесс, который уже начинается… Не забудьте, что уже был и декабризм, и было представление у Лермонтова об этом (я позже скажу о резкой деградации страны в политическом смысле и нарастании каких-то разрушительных сил), это уже каким-то образом слегка ощущалось. И для человека его энергетики, его провидения этого было достаточно для того, чтобы построить такую концепцию. Я готов еще раз повторить и посмотреть, насколько это совпадает с западным образцом (вы сами мне это предложили), и насколько это совпадает с российским образцом.
Прежде всего, конечно, падение императорских режимов, падение самодержавных режимов это, может быть, более или менее общее положение. В данном случае он говорит: »царей корона упадет», не будем придираться к слову »цари’, но все-таки речь идет о царях, а не о королях.

Иван Толстой: Это кесарь, царь.

Аринштейн: Но когда Лермонтову хотелось упрекнуть французского короля, то он все-таки находил слово »король», он был достаточно точен в этом отношении, он все-таки учился в университете, у него было неплохое представление о том, что и где бывает.

Иван Толстой: Мне кажется, просодия гораздо важнее политики.

Леонид Аринштейн: Возможно, но он не относился к числу тех поэтов, которые шли за рифмой — рифма шла за его мыслью. Это действительно и для Пушкина, и для Лермонтова. Проблема, что он это сказал, потому что для него была важна просодия, для него была важна рифмовка, это, в данном случае, совершенно не играет…
Пала царская корона, и это когда-то произойдет, сразу за этим наступит гражданская война, кровь, о которой он говорит »и пища многих будет смерть и кровь». Тут без всякой метафоры понятно.
Дальше он говорит о голоде и о беззаконии. Что касается беззакония, действительно, на краткий период революции, и Французской революции, которая, как вы сказали, была в свое время названа Великой, действительно, очень крупное событие было, событие рубежное, но очень быстро там началось восстановление какого-то правопорядка. Вообще дальнейшее развитие французской нации сопровождалось, даже основывалось на том, что создавался определенный правопорядок. Сначала это пытались создать в Конвенте, а потом Наполеон, который в глазах многих, и я считаю, что это было совершенно правильно, был не просто убийцей Французской революции, а ее наследником, он создает Кодекс Наполеона, Гражданский кодекс, который лег в основу дальнейшего развития Франции как правого государства и как государства, которое таким образом, несмотря на очень многие предпосылки не стать демократическим, все-таки стало демократическим. И я не хочу сказать, что Лермонтов это понимал, но во всяком случае он это выразил, он выразил идею полного беззакония, которое настанет в результате падения существующего монархического режима.
Далее — нигде, ни после Французской революции, ни после Революции 1848 года, ни в Венгрии, ни во Франции не было никакого голода, не было никаких эпидемий. Лермонтов говорит здесь о вещах, которые специфичны именно для будущего России, — страшные эпидемии, которые, между прочим, покосили не меньше народа, чем выстрелы Гражданской войны, и голод в России был страшный. Что я буду об этом рассказывать, это совершенно отдельная тема? И он не завершился только первыми послереволюционными годами, это был голод и в эпоху Гражданской войны 20-х годов, когда, если бы не помощь Нансена и целого ряда обществ, мы бы просто погибли. Потом начнется голод в Поволжье, потом начинается Голодомор, о котором до сих пор спорят, в какой степени это намеренное, целенаправленное действие властей или не целенаправленное, можно об этом споить, но это унесло не меньше 6 миллионов жизней. Ничего подобного в Европе не было. Лермонтов жил в России, Лермонтов был русским человеком, и по какому-то наитию представлял себе именно русскую революцию. Поэтому мне кажется, что то, что вы в данном случае говорите, это не вполне верно.
Потом насчет зарева, которое окрасило страну. Ведь жгли подряд, все жгли подряд, крестьяне жгли усадьбы своих помещиков, одну за другой. Ничего подобного не было во Французской революции — все замки на Луаре, которые стояли, они остались стоять, на них никто не посягал. Ну, разрушили Бастилию, но Бастилия была оплотом той монархической власти, против которой выступило тогда Третье сословие. Но у нас же это было совершенно не так, как раз в Петербурге-то почти все осталось на месте, а в деревнях зарево окрашивало берега рек, это по рекам стояли крестьянские деревушки, помещичьи усадьбы, и несколько сот помещичьих усадеб было уничтожено. Прекрасные крестьяне, которые жили в Михайловском, где был пушкинский дом, пришли и тут же сожгли его. Ведь это специфически русское явление.
Поэтому я должен сказать, что такое возражение из зала было бы не вполне корректным, потому что Лермонтов в своем воображении, как это ни интерпретируй, представлял себе русский бунт. Возможно, он опирался при этом еще и на Пугачевское восстание, но я в данном случае не ставлю перед собой задачу искать те истоки, на которые он опирался, я просто хочу сказать, что молодой человек, юноша, почти мальчик, который представляет себе, говорит о будущем, он видит это будущее именно как будущее России, а не как будущее другой страны, и как ужасное будущее России. И он понимает, почему он об этом говорит. Позже, в огромном количестве своих стихотворений он будет говорить о той деградации, которая происходит в России — о политической деградации, о социальной деградации. Именно Лермонтов об этом говорит, не Чаадаев, не Пушкин, не Грибоедов.

Толстой: Но ведь Пушкин тоже говорил: »Ни приведи нам бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Аринштейн: Правильно, Пушкин об этом говорил, но после этого он прекраснейшим образом написал »Капитанскую дочку» и »Историю Пугачевского восстания» (он сам назвал »История пугачевщины», царь предложил »История Пугачевского бунта», он это принял). Но это описание носило характер не такого типа, как это сделал Лермонтов, он стоит как бы посередине.
Пушкин иной, с присущей ему идеей гармонии, с присущей ему идеей какой-то удивительной внутренней толерантности и веры в то, что в мире все происходит абсолютно закономерно, по воле божьей и, в конечном счете, все становится на свои места. У него даже »Пугачевское восстание», даже »Капитанская дочка» — это прекрасная классическая сказка, это прекрасное классическое произведение, где с первой строчки, когда вы читаете о Петруше Гриневе, вы понимаете, что его ждет не трагедия, а хэппи-энд, хотя он может пройти через чистилище пугачевщины. Лермонтов, конечно, мыслил совершенно по-другому. 15 лет, что пролегли между ними, это две совершенно разные эпохи. И вот это мироощущение, которое пришло во времена Лермонтова, которое буквально пронизывает его всего, оно не оставляет места ни для оптимизма, ни для гармонии. Дисгармония — это основа всего, и это основа всех его предсказаний.


Но вот что я подумал. А если «Предсказание» Лермонтова все еще актуально? Сбылось ли оно полностью тогда, в 1917 году? Не обречена ли Россия на повторение? Усвоила ли она уроки истории? Что-то не видно этого, ни от властей, ни от народа. И потому я опасаюсь, что Лермонтов все ще актуален. Как и другие наши классики. К сожалению.

myslenkov.livejournal.com

Анализ стихотворения Предсказание Лермонтова сочинения и текст

Поэты-романтики нередко обращались к теме революции и тех преобразований, которые она должна с собой принести. Не оставался в стороне и Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайший романтический поэт своей эпохи. Одно из его стихотворений, посвященных размышлениям о народном восстании – «Предсказание». Написанное в 1830-м году, оно было вдохновлено чередой крестьянских бунтов.

В «Предсказании» то, что революция свершится, представляется говорящему абсолютной истиной. Время переворота не указывается даже приблизительно, но во всех подробностях описывается сам процесс. Лермонтов создает серию ярких образов ужасов, что произойдут в это время. Он широко использует эпитеты — «чёрный год», «низвергнутый закон», «смрадных тел» — и другие средства художественной выразительности.

По интенсивности развития сюжета стихотворение можно разделить на две части. Первая – до появления «мощного человека» и обращения «ты» — полна развернутых описаний, а действия только дополняют их. Вторая же связана с проявлением трех личностей: личности говорящего, который четко обозначает свою позицию относительно адресата; личности адресата – есть обращение к нему и описание его действий; личности «мощного человека». Последнего в заданном контексте можно понимать либо как предводителя народного восстания, либо как народ, обобщенный до единого образа, в целом.

По форме «Предсказание» — это одно распространённое сложное предложение. Такая форма подчеркивает спонтанность, порывистость авторской мысли, и, в то же время, её единство.

Предсказание

Написал в 1830 году, за 87 лет до революции 1917 года, было Лермонтову тогда всего 16 лет!

Конечно же, это стихотворение юноши—максималиста, после казни декабристов и ссылок сотен участников на каторги. Когда ужесточился царский режим, когда народу уже нечем было дышать.

Уже тогда Юный поэт готовил для себя будущее, полное трагедий и злого рока. Он ничего и никого не боялся, поэтому так смело и открыто высказал презрение к царскому режиму. Конечно ,это не было предвидение, это были фантазии и мечты поэта,но они,по стечению обстоятельств, сбылись,хоть и через 87 лети сбылись самым страшным и кровавым образом.

В первых строках поэт говорит о том, что корона царя упадёт, и народ ,наконец, прозреет,перестанет смотреть на царя как на посланника божьего, и начнёт всё громить и разрушать—терпение народа иссякнет.

Народ поймёт, что законы царские не защищают ни детей ни взрослых, что они против них. Кровью и смрадом будет наполнен воздух и земля, голод охватит людей. Далее поэт верит, что вот тогда и явится народу «мощный человек» соберёт вокруг себя народ, который свергнет ненавистный трон и царя.

Стихотворение это вызывает страх и ужас для того времени, раскрывает нам юного поэта как смелого предсказателя будущего России, что свободу ,говорится в стихотворении, можно добыть только кровавым свержением власти.

Прочитав это стихотворение, нам становится понятен страх царя перед новым явлением преемника убитого Пушкина-поэта Лермонтова. Поэтому царь и постарался скорей избавиться от него, сослав на Кавказ в надежде, то там, на войне с горцами он будет убит.

Порекомендуй этот анализ стихотворения друзьям

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Предсказание» №3

В 1830 году Михаил Юрьевич пишет стихотворение «Предсказание». Он как предсказатель будущего чувствовал, что настанут те времена, когда царская семья будет свергнута. Он верил, что придет человек, который навсегда изменит привычную жизнь. Лермонтов не мог сказать точно, когда это произойдет, но описываемые в стихотворении события произошли в 1917 году.

Это бунтарское стихотворение. В нем поэт показывает свой нрав и отношение к власти. Он описывает некоего мощного человека, в котором все ужасно и мрачно. В руке этого человека булатный нож и с его приходом жизнь изменится до неузнаваемости. Поэт поддерживал декабристов, но считал, что любое восстание, пусть и за правду, приведет народ к тяжелой жизни. Тот год станет для страны черным.

Бытует мнение, что Лермонтов в стихотворении описывал Владимира Ленина. Это он тот самый человек, который все изменит. Поэт предрекал, что страну накроет эпидемия болезней, люди будут умирать не только от болезней, но и от голода. До сих пор неизвестно, как Михаил Юрьевич смог так точно предсказать будущее, события, которые наступили почти спустя век, после написания стихотворения.

«Предсказание» написано пятистопным ямбом. Стихотворение написано одной строфой, как будто автор хотел показать неразрывность всех событий. Смешанная рифмовка еще больше нагнетает атмосферу, заставляя поверить в то, что поэт видел картину приближающегося будущего. Эпитеты и олицетворения подчеркивают мрачность атмосферы.

Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Предсказание»

Читаешь это стихотворение и понимаешь, насколько патриотичным был сей молодой поэт и насколько он оказался прав. Ведь много лет спустя, в грядущем веке случилось именно то, что он описал.

Произошла смена власти. И люди, которые привыкли годами и веками верить в батюшку-царя, вдруг в короткое время забыли о нём. Забыли и о вере в Бога. Забыли, для чего сами-то предназначены. Так бешено увлеклись созданием своего государства, что забыли про землю, которая всегда кормила. Так начался голод. Беззакония начались с самого начала, в безвременье, когда ещё было чётко не понятно, чья власть в России. Стали убивать и грабить, отбирать и сажать в тюрьму без разбора.

А потом появился он. Правда не сразу, прячась за спинами своих товарищей в начале, а позже с мощным давлением на тех же товарищей, по их спинам и головам, он пройдётся до своего «трона». Он станет вождём, отодвинув от власти другого вождя. Им он станет надолго, почти тридцать лет.

И именно как у поэта, он будет смеяться над теми, кто будет просить о пощаде. Он будет смеяться над теми, кто при виде его каменел, а когда он изволил шутить – бледнели и даже падали в обморок. Это был действительно «мощный» человек, которого все увидели и поняли: выше его не прыгнуть! Не даст, задушит, засадит, предаст полному забвению. Это он умел!

Уж как смог предугадать Михаил Юрьевич такую участь для своей родины – неизвестно. Но ведь сбылось! Во времена поэта тоже жилось не совсем нормально. Крестьяне были пока ещё всё в той же кабале и зависели от барина.

Дворяне пытались протиснуться поближе к свите императора. А кто не сумел, тот проиграл и скатывался в нищету. Работать-то господа не умели, привыкли, что за них всё делает крепостные крестьяне. Но даже получив вольную, эти батраки даже не собирались покидать своих хозяев. И тогда все недоумевали: освободили и ведь не уходят, но тогда зачем?

К 1905 возникла первая вспышка недовольства рабочих и крестьян. Это был первый звонок императору и его приближённым – не всё в порядке в государстве российском.

В 1913 году Россия вышла в лидеры по экономике в мире, по основным показателям. Но и это не особо замечали всё тот же рабочий класс. А потом грянула первая мировая, а следом, через пару лет – революция. И вот тогда-то лермонтовское «Предсказание» напомнило о себе. Его читали в литературных кружках и все склонялись к тому, что предсказания поэта всё же сбудутся.

Текст «Предсказание» М.Лермонтов

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;
Забудет чернь к ним прежнюю любовь,
И пища многих будет смерть и кровь;
Когда детей, когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон;
Когда чума от смрадных, мертвых тел
Начнет бродить среди печальных сел,
Чтобы платком из хижин вызывать,
И станет глад сей бедный край терзать;
И зарево окрасит волны рек:
В тот день явится мощный человек,
И ты его узнаешь — и поймешь,
Зачем в руке его булатный нож;
И горе для тебя!- твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон;
И будет все ужасно, мрачно в нем,
Как плащ его с возвышенным челом.

Анализ стихотворения №5

Существует весьма распространенное мнение о том, что поэты могут предсказывать будущее. На этот счет даже есть целая научная теория, утверждающая, что дар ясновидения люди, наделенные литературными способностями, получают свыше именно для того, чтобы донести определенную информацию до своих соплеменников. Можно поддерживать либо опровергать эту теорию, однако факт остается фактом: в произведениях многих русских поэтов можно найти пророческие слова, которые касаются не только их судьбы, но и будущего целых государств.

К таким поэтам, несомненно, относится и Михаил Лермонтов, который знал о том, что ему суждено будет умереть молодым, понимал неизбежность этого и принимал сей факт, как должное. Однако удивительно другое: будучи 16-летним юношей, он сумел предвидеть, как сложится судьба его страны, и в 1830 году написал стихотворение «Предсказание» — мрачное, грозное и поражающее своей беспощадностью.

Сегодня можно уже с уверенностью говорить о том, что оно действительно оказалось пророческим, и автор с точностью до мелочей описал в нем события 1917 года. Историки и исследователи творчества Лермонтова часто спорят о том, что именно натолкнуло автора на мысль создать подобное произведение, и их мнения расходятся. Конечно, можно предположить, что толчком к созданию «Предсказания» послужило восстание декабристов. Но после его подавления в России наступил период жесткой реакции, когда любое вольнодумство пресекалось на корню. В это время царская власть была как никогда сильна, и утверждать, что скоро самодержавию придет конец, мог бы только глупец. Либо – человек, наделенный даром предвидения будущего, которым, судя по всему, и оказался Лермонтов.

С первых строчек стихотворения «Предсказание» становится ясно, что речь в нем идет об Октябрьской революции, до которой – без малого век. Тем не менее, Лермонтов с уверенностью утверждает: «Настанет год, России черный год, когда царей корона упадет». Поддерживая в душе идеи декабристов, юный поэт, тем не менее, утверждает, что для России год революции будет черным. И далее развивает свою мысль, что «пища многих будет смерть и кровь». Эти строки рисуют в воображении картину всеобщего разрушения и хаоса, «когда детей, когда невинных жен низвергнутый не защитит закон». Если проводить параллель с 1917 годом, то становится очевидным – Лермонтов каким-то сверхъестественным образом смог не только увидеть будущее России, но и максимально точно передать его в своем стихотворении. Более того, в его «Пророчестве» содержатся шокирующая своим откровением фраза о том, что «чума от смрадных, мертвых тел начнет бродить среди печальных сел».

Если анализировать последующие строки этого произведения, то становится ясно, что автор не только очень точно описал предстоящую революцию, но и сумел создать словесный портрет ее идеолога Владимира Ленина. Он появляется на авансцене отнюдь не сразу после свержения царя, а спустя полгода после того, как власть переходит к временному правительству, а Россия действительно превращается в обескровленную и изможденную войной страну, где царят голод и эпидемии.

«В тот день явится мощный человек», — предрекает поэт. И далее описывает вождя мирового пролетариата, указывая, что «будет все ужасно, мрачно в нем, как плащ его с возвышенным челом».

Однако самое удивительное не то, что Лермонтову удалось так точно предсказать будущее России, а том, что это стихотворение после революции находилось под запретом – уж слишком точными оказались слова поэта, который вряд ли хотел бы, чтобы его родина заплатила за изменения общественного строя столь высокую цену.

«Предсказание», анализ стихотворения Лермонтова по плану

Юношеские стихотворения М. Ю. Лермонтова рано перестали быть ученическими. Так, стихотворение 1830 года «Предсказание». начинающееся со строк:

Настанет год, России черный год,
Когда царей корона упадет;

поражает тончайшей чуткостью к бегу истории и удивительным ясновидением.

Есть предположение, что на молодого поэта оказали влияние холерные бунты 1830 года. Эта беда напрямую коснулась семьи Лермонтова, дружный и крепкий клан Столыпиных, частью которого он был (бабушка Лермонтова — урожденная Столыпина), оказался в центре трагедии: в Севастополе, где люди были доведены до крайней степени отчаяния, вспыхивает бунт, во время которого убивают Н. А. Столыпина, родного брата Елизаветы Алексеевны.

«Предсказание» — бунтарское стихотворение. В нем максимализм поэта и романтизм как основа мироощущения достигают своего апогея. Гордая, демоническая личность — тщательно разрабатываемый поэтом образ — становится композиционным центром произведения.

В тот день явится мощный человек…

Монументальность, мощь содержания передаются через строфическую организацию лирического пространства. Автор не разделяет стихотворение на части, как бы стремясь показать незыблемость его содержания.

С ужасающим откровением рисует поэт апокалиптические картины, стилистически стихотворение восходит к «Откровению Иоанна Богослова».

Зримая, реальная картина хаоса описывается с перечислительной интонацией, что как бы дистанцирует провидца от его пророчества.

Злой рок, нависший над Россией, грозит трагедией: картины глада, болезней, смертей безвинных людей рисуются в первой части текста, во второй же изображено явление кого-то «мощного», но не менее ужасного.

В произведении идет постоянное обращение к читателю, он выступает в роли собеседника, и ему предстоит познать не только мировую катастрофу, но и испытать на себе жестокость пришедшего незнакомца.

Кем является изображенный Лермонтовым сверхчеловек остается загадкой, но он пришел карать, а не миловать:

Зачем в его руке булатный нож;
И горе для тебя! — твой плач, твой стон
Ему тогда покажется смешон.

Ощущения тревоги, волнения, страха поэт добивается многочисленными повторами и градацией («когда детей, когда невинных жен, когда чума» ), беспокойство и неизбывная скорбь усиливаются с помощью инверсии, пронизывающей весь текст, четко и осязаемо передаются образы погибшего будущего .

Цветопись произведения тоже поразительна: черный и красный цвета показывают доминанту изображаемого. Емкие эпитеты («смрадные тела». «печальные села» ) и мастерски созданные олицетворения («чума начнет бродить среди печальных сел…» ) создают реалистичность поэтического пространства.

Надо заметить, что пророчество М. Ю. Лермонтова, вызванное неприятием русской действительности, отчасти нашло отражение в русской истории.

Слушать стихотворение Лермонтова Предсказание

Темы соседних сочинений

ostihe.ru

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова

Фигура М. Ю. Лермонтова является одной из важнейших страниц в истории отечественной литературы XIX века. Его произведения отличаются практически непреходящей меланхолией, ее пронизывают страх и боль. Именно в своем творчестве Лермонтов без страха перед властями заявлял о происходящем в современной ему России, а также о том, что вполне может произойти.

Пророческий дар Лермонтова

«Предсказание» Лермонтова было написано на том этапе жизни поэта, когда его особенно волновали те вопросы, которые связаны с роль поэзии в жизни общества, смыслом существования человека. Поэт напишет произведение «Пророк», а затем и стихотворение «Сон», точно предсказывающее его гибель. Во многом это стало наводить исследователей творчества поэта на мысль о том, что он обладал провидческим даром. И с этим сложно не согласиться – ведь те краски, с которыми описываются события в его произведениях, поражают читателя своей яркостью.

Дата написания произведения – 1830 год. Михаил Лермонтов обладал удивительно точной жизненной интуицией — видимо, поэтому ему удалось за много десятилетий предсказать события будущего. Он умел замечать все те недостатки и пороки, которые были свойственны окружавшим его людям. И нужно отметить, что они его очень печалили. В строках стихотворения, которое во многих отношениях стало классическим, звучат переживания поэта по поводу будущего родной страны.

Мрачное предвидение классика

Все события, которые описываются поэтом в произведении «Предсказание» Лермонтова, произошли в октябре 1917 года. Именно тогда сбылось значение слов стихотворения «царей корона упадет». Это грозное и мрачное произведение способно захватить читателя, поразить воображение. Политическая тематика стихотворения была навеяна восстаниями крестьян. Точно так же, как и Пушкина, Лермонтова приводила в ужас картина «кровавого пира». По складу своего характера Михаил Юрьевич был очень добрым человеком, который любил родной край. Он боялся и не хотел восстаний, в которых люди захлебнулись бы в собственной крови. И возможно, своим произведением он пытался не допустить той страшной боли, которая обрушилась на страну в XX веке.

Сомнения в истинности «Предсказания» Лермонтова

Особое внимание следует уделить сюжету стихотворения. Несмотря на многочисленные споры о том, действительно ли великий русский поэт предсказал Октябрьское восстание, гипотеза о пророческом характере произведения получила большое распространение.

Сначала считалось, что в «Предсказании» Лермонтова нет никакого пророчества. Некоторые из исследователей, к примеру, Иван Толстой, были убеждены в том, что за основу своего произведения Лермонтов взял события Великой Французской революции. Ведь Лермонтов был очень образованным человеком, знакомым с событиями мировой истории, и всего лишь описал те события, которые имели место в других государствах в прошлом. Однако зачем поэту понадобилось «примерять» эти события России?

Доказательство предсказания поэта

Если даже отложить данный вопрос (так как найти ответ на него очень сложно и проблематично), необходимо уделить внимание некоторым характерным чертам стихотворения и детально их проанализировать. Во-первых, во второй строчке стиха «Предсказание» Лермонтова можно встретить слово «царей». Поэт не упоминает «королей», и было бы глупым считать, что Лермонтов выбрал данный титул только ради просодии.

Помимо этого, поэт пишет о беззаконии. Разумеется, все это было свойственно Франции той эпохи, и будет свойственно послереволюционной России. Однако те слова, которые Лермонтов произносит дальше, превращаются в «железное» доказательство пророческого характера произведения. Поэт пишет: «И станет глад сей бедный край терзать». Еще двумя строками выше поэт говорит о чуме, которая одолеет страну после падения царской власти. Необходимо уточнить, что ни в какой европейской стране после политических перемен той эпохи не было ни серьезных эпидемий, ни голодоморов. А именно эти страшные происшествия выкосили население России не в меньшей степени, чем кровавые события Революции. И произошло это в первую очередь по той причине, что в положениях троцкизма оказалось заявленным истребление интеллигенции как таковой – в том числе и докторов, которые могли бы продумать стратегию смягчения тех последствий, которые принесла Гражданская война.

Страшное видение

Немало литературоведов советской эпохи ссылались на то, что на листке со стихотворением «Предсказание» М. Лермонтова сам поэт сделал приписку: «Это мечта». Однако это совсем не значит, что слово «мечта» имело в те времена то же значение, что и сейчас. Тогда оно употреблялось в смысле «видение», «фантазия». Иными словами, Лермонтов отобразил в своем стихотворении те страшные картины, которые терзали его воображение. Поэт надеялся на то, что современники, которые прочтут его произведение, смогут предотвратить страшные события.

Анализ стихотворения «Предсказание» Лермонтова показывает, что очень живо и ярко поэт изображает страшные картины апокалиптического характера – гибель множества людей, беззакония, голод и страдания. Поэт описывает этот хаос, словно стремясь отделить себя от событий, которые будут происходить. В первой части произведения предрекает приход некоей страшной личности, которая придет карать, и от которой нельзя дождаться пощады.

Средства художественной выразительности

Лермонтов использует однообразную мужскую рифму, которая в отношении интонации звучит жестко и рубяще. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Оно не разделено на строки, чем также подчеркивается неотвратимость описываемых в нем событий. Ощущение мрачности в тексте стихотворения «Предсказание» Лермонтова передается и с помощью описания цветов. Поэт упоминает два основных цвета, которые будут господствовать в эту страшную эпоху. Это черный, цвет зла; и красный – оттенок крови.

Атмосфера стихотворения еще больше нагнетается при помощи эпитетов – «смрадные» тела, «печальные» села. Также воображение читателя поражают используемые классиком олицетворения («чума начнет бродить»). Анализ «Предсказания» Лермонтова показывает: нарастающее чувство страха и тревоги еще больше подчеркивается с помощью приема инверсии.

Можно ли было предотвратить страшное будущее?

В сумме все это дает страшный образ мертвого будущего. И оно действительно будет таковым, если современники не прислушаются к голосу поэта и знамениям времени и ничего не предпримут. Лермонтову была противна идея смерти. «Бессмысленный и беспощадный» бунт соотечественников вызывал у него только лишь ужас. Классик осознавал нежизнеспособность народа, который готов порвать друг друга на части ради идеалов советской эпохи. К сожалению, стихотворение Лермонтова чересчур рано предсказало страшные события, так что ни современники, ни потомки поэта не смогли воспользоваться тем предостережением, которые классик дал в своем произведении.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *