Содержание

Нужно срочно краткое изложение на тему пожар в кистеневке

Бунт крестьян против несправедливости (По роману А.С.Пушкина «Дубровский»)Бунт крестьян против несправедливости (По роману А. С. Пушкина «Дубровский»)В своем романе «Дубровский» А. С. Пушкин описал быт крепостных людей, самодурство помещиков. Он рассказывает о ссоре двух соседей-помещиков Троекурова и Дубровского. Дубровский— воспитанный, интеллигентный человек, который уважает прежде всего человека, а не его титулы и богатство, для него крепостные люди —это не рабы, не животные, а личности. Для Троекурова же крепостные люди не представляют никакой ценности, он с ними груб, своенравен, временами жесток. Когда уездный суд вынес решение о переходе в собственность Троекурова крестьян Дубровского, естественно, что вся дворовая челядь Дубровского возмутилась. Люди знали о самоуправстве Троекурова и не хотели уходить от прежнего хозяина. Дубровский остановил своих людей, когда те хотели расправиться с приказными, привезшими решение из уездного суда. Крестьяне послушались хозяина, но некоторые из них не смирились, они понимали, что решение будет исполнено и в их силах изменить свою судьбу.Ночью молодой барин Владимир Дубровский поджег свой дом, в нем тоже назрел бунт, и крестьяне его поддержали. Дом со спящими приказчиками горел, а на крыше сарая металась кошка. Кузнец Архип, один из самых отважных бунтарей, рискуя жизнью, спас животное. Почему же так сочетается в людях жестокость и мягкосердечие? Я думаю потому, что человек выражает протест против насилия, несправедливости, зла и, когда гуманные доводы не приводят к положительному результату, понимает, что без холодной и расчетливой борьбы ему не победить. А невинных, слабых, забитых, если ты сильнее, нужно защищать. Поэтому те, у кого было сильно развито чувство свободы и справедливости, ушли с Дубровским в лес. После пожара в окрестностях появилась группа разбойников, которая грабила и сжигала помещичьи дома. Во главе этой шайки стоял Дубровский. Те, кто хотел свободы, получал ее, те, кто хотел бороться за свои права, становился лесным разбойником.

obrazovalka.ru

Урок литературы «Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма». Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Урок составлен на основе программы по литературе для 6 класса под редакцией В. Я. Коровиной и учебника по литературе для 6 класса под редакцией В. П. Полухиной, В. Я. Коровиной, М: Просвещение, 2010 г.

Тип урока: Комбинированный урок.

Цели:

  • Обучающие:
    продолжить формировать читательские умения; определять характер героя по его речи и поступкам; вникнуть во взаимоотношения героев; учиться анализировать эпизод прозаического текста, выяснить мотивировку поступков героев. Помочь понять, какую роль играет анализ эпизода «Пожар в Кистеневке» в авторской позиции, и какие средства помогают автору в создании образа Владимира Дубровского.
  • Развивающие: развивать навыки словесного рисования и комментированного чтения;
  • Воспитывающие: формировать качества личности учащихся; развить культуру речи, умения слышать и чувствовать собеседника.

Задачи:

  • Показать столкновения чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимся на богатство и власть.
  • Объяснить зависимость поведения человека от социальной среды («в условиях несвободы и торжества самовластия»).
  • Учиться правильно оценить поведение героев.

Форма проведения: Интегрированный урок литературы, ИЗО, русского языка.

Формы работы с учащимися: Коллективная.

Методы и приемы обучения: Информационно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Внутрипредметные связи: Этап подготовки к восприятию состоялся на уроках 1,2, где ученики знакомились с созданием романа А. С. Пушкина «Дубровский»; историко-культурном контексте времени; изображения русского барства. Центральная проблемная ситуация создается на уроке 3 «Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков произвола и деспотизма».

Межпредметные связи: Уроки истории и живописи.

Средства обучения:

  1. Вербальные средства (учебники, справочная литература, иллюстрации, дидактические материалы, репродукции картин Б. Кустодиева, И. Д. Шмаринова «Пожар усадьбы Дубровского»; Д. Шмаринова «Дубровский»; Е. Лансере «Дубровский»).
  2. Технические средства обучения (ИКТ, художественный фильм «Дубровский», режиссер А. Ивановский. Фонохрестоматия.

Словарная работа: (Словарь Ожегова).

  • Деспотизм – неограниченная власть, произвол;
  • Протест – решительное, активное несогласие с чем-либо.
  • Честь – достойные уважения и гордости моральные качества. Хорошая незапятнанная репутация человека, доброе имя.
  • Бесчестие – поругание чести, оскорбление.

Эпиграф урока:

«Есть достоинство выше знатности рода, именно: достоинство личное»
А.С. Пушкин. «Опровержения на критику».

Ход урока

I. Пояснение.

Перед этим уроком на занятиях, посвященных изучению романа Пушкина «Дубровский», ребята познакомились с особенностями жанра романа, с основным конфликтом, героями.

II. Вступительное слово учителя.

(Слайд 1, Слайд 2)

Сегодня на уроке мы поговорим о нравственной основе романа Пушкина «Дубровский». Эпиграфом к сегодняшней теме я взяла слова самого автора: «Есть достоинства выше знатности рода, именно: достоинство личное». (Слайд 3, Слайд 4)

Наша задача – выяснить, как герои Пушкина понимают слова «честь» и «бесчестие», как они отстаивают свое достоинство и к чему, в конечном счете, приводит столкновение их взглядов на жизнь. (Слайд 5)

В начале выясним значение слов: «честь» и «бесчестие». Посмотрим, какие определения дает Ожегов в своем толковом словаре (на экране). Как видим, у слов «честь» несколько значений, а у слова «бесчестие» лишь одно. Почему так? Чтобы тебя считали человеком чести, необходимо обладать высокими моральными качествами, не порочить дурными поступками своего имени, не нарушать нравственных законов, по которым живет общество, и вызывать уважение окружающих не только речами, но и действиями, поступками, делами.

Но человеку иногда достаточно один раз оступиться (то есть, отказаться от своего слова, предать, оклеветать кого-либо), и вот он уже прослыл бесчестным человеком. Возвратить честь сложно, а порой – невозможно. Поэтому говорят: «Береги честь смолоду», с самого начала жизни.

Идея чести, защита прав человеческой личности лежали в основе взглядов А. С. Пушкина. Он считал, что чистота нравов народа основана именно «на уважении к личной чести гражданина».

В романе «Дубровский», главный герой – Владимир – представлен благородным защитником этой идеи. Но ведь человек не рождается сразу честным или бесчестным?

– От чего зависит, каким будет человек? Какой путь выберет?

(От воспитания, от примера близких людей).

Обратимся к роману Пушкина и посмотрим, каким было старшее поколение, которое повлияло на формирование характера Владимира Дубровского.

III. Проверка домашнего задания.

(Слайд 6)

2 ученика пересказывают 5-6 главы «Прощание Владимира Дубровского с отцом и родным домом (Сжатый пересказ главы «Смерть старого Дубровского»; художественный пересказ эпизода «Владимир в Кистеневской роще»)

Устное рисование сцены «Во дворе дома Дубровских».

Роль эпиграфа: «Где стол был яств, там гроб стоит»

IV. Работа с текстом.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке»

Выразительное чтение (озаглавим ее «Пожар») («Поднялся ветер…»

Какие чувства испытывает Владимир Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные?

(Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено.» Его мучит, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его, но он еще не решил, что делать)

Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом?

(Владимир пришел к решению сжечь «печальный дом» после того, как он по-новому увидел портрет матери, прочитал ее письма к отцу, где она рассказывала о маленьком сыне, и услышал голоса подьячих, которые требовали то одного, то другого, своим присутствием оскверняя светлую память об отце и матери Дубровского. Опомнившись, он, видимо, принял окончательное решение: «положил письма в карман, взял свечку и вышел из кабинета». Эти мысли были самым ценным и дорогим для него, это единственное, что он взял с собой и спас от огня.).

V. Применение ИКТ Просмотр фрагмента фильма «Дубровский», решение проблемы режиссером А. Ивановским

Обратите внимание на игру актеров, их речь, костюмы, музыкальное сопровождение, на сходство – несходство сюжетов текста А.С. Пушкина и эпизода из фильма Ивановского. (Включаю фильм).

VI. Сравнительная работа.

– Фильм наглядно помог представить события, происходившие в Кистеневке.

– Актеры исполнили свои роли интересно.

– Музыкальный фон отсутствовал, так как он заглушил бы речь героев

Костюмы персонажей соответствуют быту, времени.

– Сюжет фильма снят строго по тексту

Замечание учителя:

Антитеза во втором абзаце главы: «мир семейного счастия», в который погрузился Дубровский, читая письма своей матери, противопоставлен реальности, в которой герой видит поруганную честь отца и хамство подьячих.

VII. Чтение в лицах…Владимир узнал Архипа-кузнеца

– Что затевал кузнец Архип?

(Владимир встретил Архипа в темном зале – тот держал в руках топор – хотел зарубить подьячих.)

– Хотел ли Дубровский смерти приказных?

(Нет, он отговаривал Архипа убивать их: «Не приказные виноваты»; он велел Архипу отпереть двери в переднюю, чтобы при пожаре приказные могли спастись. Архип же не послушался барина, запер двери на ключ. Уехав, Дубровский не застал сам пожар и не сразу узнал о гибели приказных.)

– Что побудило крестьян присоединиться к Дубровскому?

(Крестьяне присоединились к Д., потому что возмутились тем, что ими собираются командовать и распоряжаться не природные дворяне (чье право владеть землей и людьми они считали незыблемым), а подьячие, люди неблагородного происхождения. Архип-кузнец говорит «слыхано ли дело, подьячие задумали нами владеть, подьячие гонят наших господ с барского двора…» Оскорбление, нанесенное их господину, крестьяне воспринимали, как собственное оскорбление).

VIII. Выразительное чтение эпизода «Архип спасает кошку»…

– Почему кузнец-Архип губит подьячих, но с риском для собственной жизни спасает кошку?

(Архип «со злобной улыбкой взирал на пожар», ему не жаль было «окаянных» подьячих, в них он видел виновников бедствий господ и всех их крепостных, считал месть справедливой. Архип же спасает кошку – беспомощное существо, оставить погибать кошку – сточки зрения Архипа – грех. Он говорит детям, которые смеются над жалким животным: «Бога вы не боитесь: Божия тварь погибает, а вы с дуру радуетесь…» Архип воспринимает кошку как Божию тварь, спасти которую будет делом, угодным Богу, но подьячих не воспринимает как людей, достойных спасения: в его понимании они нарушили установленный Богом и царем закон, что крепостными могут владеть и распоряжаться только дворяне. Помогая вершить неправедный суд, они нарушили Божьи заповеди: помогли одному человеку украсть у другого имение, лгали и нарушали клятву, по которой обязаны были говорить правду.)

– Обратим внимание на речевую характеристику Архипа-кузнеца в его разговоре с Егоровной:

«– Архипушка, – говорила ему Егоровна, – спаси их, окаянных. Бог тебя наградит.
– Как не так, – отвечал кузнец».

– Где мы уже слышали эти слова?

Вывод: в сцене с приказным (глава 5) «голос из толпы» принадлежал кузнецу.

IX. Слово учителя. Краткое содержание.

Глава 7 рассказывает о появлении шайки разбойников, которые жгли и грабили помещичьи дома. О начальнике шайки Дубровском рассказывали, что он отличался умом, отважностью и великодушием

Озаглавим ее «Появление разбойников», «Благородный разбойник», «Неуловимый разбойник» – обсуждаем варианты заглавий.

– Какие обстоятельства заставили Владимира Дубровского стать разбойником?

(Чувства оскорбленного человеческого достоинства и семейной чести, месть за отца. Дубровским двигало желание возмездия за несправедливость и жестокость, с какой он был лишен всего: семьи, состояния, карьеры, родного дома. Дубровский не призывал крепостных следовать за ним, но люди сказали: «Отец, наш, кормилец, умрем, не оставим тебя, идем с тобою». Владимир назначил местом встречи Кистеневскую рощу и уехал. Таким образом, он взял на себя ответственность за людей, преданных ему. Таким образом, образовалась шайка разбойников.)

– Кому из помещиков страшен Дубровский-разбойник? Сохраняет ли он, став атаманом разбойничьей шайки, благородство поступков?

(Только богатым и именитым дворянам. Он своеобразный русский Робин Гуд, справедливый, бескорыстный и великодушный. Дубровский становится заступником обиженных, превращается в героя для людей всех сословий).

– Все ли в кругу Троекурова согласны с такой оценкой?

(Нет. Для всех он, Дубровский, лишь разбойник, преступивший законы общества.)

Итак, став разбойником, Владимир Андреевич остается справедливым человеком.

– Но почему же он не мстит за отца, за оскорбленную семейную честь? Мало того, почему он отказывается от мести?

(Ради любви к Маше Троекуровой).

– Почему дворовые крестьяне ушли за Дубровским?

(Они были искренне преданы своему барину, уважали его. Кроме того, они понимали, что Троекуров расправится с ними после того, что случилось.)

– Какое представление о предводителе разбойников сложилось в округе?

(Разбойники «распространили ужас по всем окрестностям», они грабили путешественников, почту, помещичьи дома, предавая их огню. Начальник шайки славился умом, отважностью и каким-то великодушием. Все были уверены, что это Дубровский).

– Почему разбойники не трогали дом Троекурова?

(Это остается до времени загадкой. Так Пушкин заинтриговывает читателя, которому не терпится получить ответ на этот вопрос. Читатель понимает, что Троекуров ошибается, приписывая сохранность своих имений «страху, который он сумел внушить всей губернии…и хорошей полиции». Дубровский должен обязательно отомстить Троекурову, считают ученики).

– Сочувствуете ли вы Дубровскому? Оправдываете ли то, что он совершил?

– Почему же роман заканчивается трагически? Почему Дубровский, благородный защитник идеи чести, прав человеческой личности, не добивается успеха?

(Благородные порывы героя постоянно сталкиваются с законами общества, с общепринятыми правилами, которые, при всем желании, Дубровский победить не в состоянии. Достоинство личности ценится меньше достоинства знатности рода).

X. Работа с иллюстрациями.

– Рассмотрим иллюстрации художников Б. Кустодиева и Д.А. Шмаринова «Пожар в усадьбе Дубровского». Слайд 7, Слайд 8

(Необыкновенно динамично изображен пожар в Кистеневке на рисунке Кустодиева. Сноп пламени рвется в ночное небо, выхватывая фигуры бегущих крестьян, мечущиеся силуэты приказных в окнах. Рисунок передает ощущение тревоги и напряжения.

Д. Шмаринов изображает картину пожара иначе. Его манера строго реалистическая.

Опишите оба рисунка, сопоставьте их, ответьте на вопросы:

Чем отличаются эти изображения?

– Какое чувство вызывает каждый из рисунков?

На иллюстрации в центре рисунка изображен молодой барин Владимир Андреевич Дубровский Он как будто бы только что поднес лучину к сену, которое ярко вспыхнуло. Дубровский снял с головы фуражку, прощаясь с родным домом, и смотрит на огонь. Слева от него стоит, опираясь на его руку, няня Арина Егоровна Бузырева, в белом платке и переднике, грустно опустив голову. За ней мы узнаем фигуры крепостных господ Дубровских: это кучер Антон с черными волосами и бородой, светловолосый Гриша, сын Егоровны, и за фигурой Антона – кузнец Архип, который запер на ключ приказных, но с риском для жизни спас кошку с крыши горящего сарая.

Слева мы видим огонь пожара. Языки пламени протягиваются к Дубровского. На заднем плане стоят лошади, наверху, над группой людей, искры от пожара летят к черному небу.

Вся фигура Дубровского выражает гордость и чувство внутреннего достоинства. Фигуры крепостных людей выражают угрюмую решимость идти за своим гордым барином «..умрем, не оставим тебя, идем с тобою».

Вариант 2.

Художник изобразил главного героя романа «Дубровский» в тяжелую минуту прощания с родным домом. В левом углу картины языки пламени уже лижут стены. Дубровский смотрит на огонь, но мыслями находится далеко. Лицо его печально и сосредоточенно. Но он не напуган, а, наоборот, спокоен, словно уже принял для себя какое-то важное для себя решение. Его держит под руку старая нянька Егоровна, которая вырастила несколько поколений господ в этом доме. Будучи не в силах вынести печального зрелища, она скорбно опустила голову. Чуть поодаль стоят крестьяне. Молодой парень с вызовом смотрит на пламя, словно думает: «Что, досталась вам усадьба Дубровских? Как не так!» Бородатые мужики задумчивы. Они размышляют о том, какая несправедливость постигла их барина, и готовы всюду пойти за ним и отомстить. Тем временем лошади уже поданы. Дубровскому пора ехать. Отъезд из усадьбы станет для него началом нового, тяжелого и опасного этапа жизни.

Выводы учащихся: (Слайд 9)

(Владимира Дубровского заставили стать разбойником смерть отца и отсутствие средств к существованию. Но главное в том, что он, зная корыстолюбие и продажность чиновников, потерял надежду на справедливое решение суда и даже не надеялся найти защиту у царя, потому что для этого нужны были деньги, а денег у Дубровского не было).

Назовите сходные черты у Владимира и его отца. (Ненависть к богатству и знатному барству, человеческое достоинство и благо

urok.1sept.ru

А.С.Пушкин. Дубровский. Анализ эпизода Пожар в Кистенёвке. Роль эпизода в повести


Тема урока: А.С.Пушкин. «Дубровский». Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке». Роль эпизода в повести урок.
Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.

Ход урока:
Вступительное слово:
Мы продолжаем следить за сюжетной линией романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Что такое сюжет?
Сюжет эпического произведения складывается из достаточно законченных кусочков, в которых герои вступают в определённые отношения или повествователь рассуждает о чём-то, описывает что-то подробно.
Такие отдельные кусочки целого текста называют эпизодами. Анализируя художественное произведение, мы рассматриваем его полностью, целиком. Но и отдельные эпизоды могут многое сказать и о характере героя, и о замысле автора.
Сегодня мы подробно обратимся к 6-й главе, чтобы выяснить, почему так поступил Дубровский – сжёг родное имение. Запишем тему и проблемный вопрос (слайды №1,2).
Как вы её озаглавили? (Пожар в Кистенёвке).
Выразительно перечитаем её и ответим на вопросы из домашнего задания.
Чтение главы.
Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.
Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
Почему7
Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
Страшные Какие конкретно, можем сказать?
Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
Когда он принял окончательное решение? (положил письма в карман)
Что для него значат эти письма? (самое ценное и дорогое)
Что затевал Архип-кузнец? По тексту.(Держал топор в руках, хотел зарубить подьячих)
Можно по настроению и поступкам Архипа судить о том, как дворовые относятся к Вл.Дубровскому. (Отец наш, умрём, не оставим, идём с тобою). Никто не спит в эту ночь.
А он к ним? Как к ним обращается? («дети». Заботливый, ответственный за людей). Это тоже характеристика героя.
Хотел ли Дубровский смерти приказных? (Нет, стр. 95-96 учебник под редакцией В.Я.Коровиной).
4. Подведём некоторый итог и скажем, какие черты герои проявляют в этой главе. Запишем их в виде таблицы (слайд № 4)

Положительные
Отрицательные

Уважительность, любовь (когда читает письма)

Заботливость, участливость, ответственность (когда думает о крепостных)

Великодушие, милосердие, благородство (когда думает о приказных)

— Как чувства, записанные в 1-м столбике, назвать одним словом? (Благородные чувства, положительные качества).
Видели ли мы в п

univerfiles.com

Срочно. Я читала Дубровского (если что). Помогите составить анализ на тему (ПОЖАР В КИСТЕНЕВКЕ)

Дубровский решил сжечь свой дом, чтобы он не достал­ся чужим людям, и велит вывести свою няню и других оставшихся в доме людей, кроме приказных, во двор.

Когда дворовые по приказу барина подожгли дом. Владимир забеспокоился о приказных: ему показалось, что он запер дверь в их комнату, и тем не удастся выбраться из пожара. Он просит Архипа сходить прове­рить, открыта ли дверь, с наказом отпереть ее, если закрыта. Однако у Архипа свое мнение на этот счет. Он винит в происходящем людей, принесших злую весть, и накрепко запирает дверь. Приказные обречены на смерть. Этот поступок может охарактеризовать кузнеца Архипа как жестокого и безжалостного человека, однако это именно он лезет через некоторое время на крышу, не побоявшись огня, чтобы спасти обезумевшую от страха кошку. Это он укоряет мальчишек, радующихся неожи­данной забаве: «Бога вы не боитесь: божья тварь поги­бает, а вы сдуру радуетесь».

Кузнец Архип — сильный человек, но ему не хватает образованности, чтобы понять всю глубину и серьезность сложившейся ситуации.

Не у всех крепостных хватило решимости и смелости довести начатое дело до конца. Лишь несколько человек исчезли из Кистеневки после пожара: кузнец Архип, няня Егоровна, кузнец Антон и дворовый человек Гри­горий. Ну и, конечно, Владимир Дубровский, который хотел восстановить справедливость и не видел для себя другого выхода.

В окрестностях, наводя страх на помещиков, появились разбойники, которые грабили помещичьи дома и сжигали их. Дубровский стал предводителем разбойников, он «сла­вился умом, отважностью и каким-то великодушием». Про­винившиеся крестьяне и крепостные, замученные жестоко­стью своих хозяев, бежали в лес и также вступали в отряд «народных мстителей».

Таким образом, ссора Троекурова со старым Дубров­ским послужила лишь спичкой, сумевшей зажечь пламя народного недовольства несправедливостью и самодурством помещиков, заставившей крестьян вступить в непримири­мую борьбу со своими угнетателями

otvet.mail.ru

Сочинение на тему Пожар в Кистеневке в романе Дубровский, Пушкин читать бесплатно

­Пожар в Кистеневке

Действие романа-повести А. С. Пушкина «Дубровский» происходит в первой половине XIX века, когда вопрос о крестьянской реформе стоял наиболее остро. Автор прекрасно передал атмосферу тех лет и основные черты крепостнического строя. В центре романа классовый конфликт двух дворянских семей, отразившийся как на их детях, так и на всей челяди. Считается, что перед написанием этого произведения Пушкин, как следует, изучил одно судебное дело, согласно которому подложными доказательствами имение более бедного и менее влиятельного помещика было передано в собственность алчному соседу. Все события он описал в точности, а имена и фамилии изменил.

Кирила Петрович Троекуров всей душой мечтал отомстить «неблагодарному» соседу за нанесенное оскорбление, поэтому подкупил знакомых судей, чтобы те каким-нибудь «законным» путем отобрали имение у Андрея Гавриловича Дубровского, с которым в результате всех этих событий случился удар. Пожар в Кистеневке, устроенный взбунтовавшимися крестьянами, это не просто протест против нового хозяина, а тщательно обдуманный план Владимира — сына умершего Дубровского. Когда он понял, что справедливости законным путем в их уезде не добиться, то разобрал оставшиеся после отца бумаги, письма покойной матери, и приказал кузнецу Архипу поджечь дом, чтобы он не достался их лютому врагу. Однако он просил оставить двери открытыми, чтобы приказные могли выбежать на улицу, но Архип решил поступить иначе.

Чем же вызвана такая ненависть к судебным чиновникам? Возможно, это был просто бунт крестьян против несправедливости или преданность хозяину, который их ни взглядом, ни словом за всю жизнь не обидел. В любом случае этот пожар не обошелся без жертв и не прошел бесследно. Дубровский сразу же пал под подозрение и вынужден был бежать в лес. За ним последовали и верные ему крестьяне, не желавшие переходить под покровительство Трроекурова. Они не любили его за алчность, жестокость и самодурство. Заодно не уважали и чиновников, защищавших его интересы. Со временем Владимиру удалось некоторым из них полноценно отомстить. Безнаказанным остался только Троекуров, потому что, из любви к его дочери Маше, Дубровский не знал, как действовать. В конце концов, он просто решил «зарыть топор войны».

см. также:
Другие сочинения по произведению Дубровский, Пушкин

Характеристики главных героев произведения Дубровский, Пушкин

Краткое содержание Дубровский, Пушкин

Краткая биография Александра Пушкина

www.sdamna5.ru

нужна помощь!!! очень краткий пересказ повести Дубровского!!! срочно!!!

Пушкин: Дубровский

Том первый

Глава 1

В одном из своих поместий живет Кирила Петрович Троекуров, богатый знатный барин, надменный самодур. Соседи во всем ему угождают и боятся. Сам Троекуров уважает только своего бедного соседа Андрея Гавриловича Дубровского, в прошлом своего товарища по службе. Троекуров и Дубровский оба вдовцы. У Дубровского сын Владимир, у Троекурова дочь Маша. Однажды Троекуров показывает гостям, среди которых находится и Дубровский, псарню. Дубровский неодобрительно отзывается об условиях жизни слуг Троекурова по сравнению с собаками. Один из псарей, обидевшись, заявляет, что «иному барину неплохо было бы променять усадьбу на собачью конуру» у Троекурова. Оскорбленный Дубровский уезжает, посылает Троекурову письмо с требованием извинений и наказания псаря. Троекурова не устраивает тон письма. Конфликт усугубляется тем, что Дубровский обнаруживает в своих владениях мужиков Троекурова, ворующих лес. Дубровский отнимает у них лошадей, а крестьян велит высечь. Узнав об этом, Троекуров приходит в бешенство. Воспользовавшись услугами заседателя Шабашкина, Троекуров заявляет свои права (несуществующие) на владение Кистеневкой, имением Дубровских.

Глава 2

Суд присуждает имение Троекурову (бумаги Дубровского сгорели, и подтвердить свое право на владение Кистеневкой он не может). Троекуров подписывает документ на владение Кистеневкой, когда предлагают подписать тот же документ Дубровскому, он сходит с ума. Его отправляют в Кистеневку, которая ему уже не принадлежит.

Глава 3

Дубровский быстро угасает. Нянька Егоровна письмом уведомляет о случившемся Владимира, корнета, выпускника Кадетского корпуса. Владимир получает отпуск и отправляется к отцу в деревню. На станции его встречает кучер Антон, который уверяет молодого барина, что крестьяне будут ему верны, так как не хотят переходить к Троекурову. Владимир находит отца тяжело больным и просит слуг оставить их наедине.

Глава 4

Больной Дубровский не в состоянии дать сыну четких разъяснений относительно дела о передаче имения. Срок подачи апелляции истекает, Троекуров законно вступает во владение Кистенев-кой. Сам Кирила Петрович чувствует себя неудобно, жажда мести его удовлетворена, и он понимает, что поступил с Дубровским не по справедливости. Троекуров отправляется к Дубровскому, решив помириться и вернуть старому другу его законное владение. Когда стоящий у окна Дубровский видит подъезжающего Троекурова, его разбивает паралич. Владимир посылает за врачом и велит выгнать Троекурова. Старый Дубровский умирает.

Глава 5

После похорон отца Владимир застает в кистеневском имении судебных чиновников и заседателя Шабашкина: дом передают Троекурову. Крестьяне отказываются переходить к чужому барину, угрожают чиновникам, наступают на них. Владимир успокаивает крестьян. Чиновники остаются в доме ночевать.

Глава 6

Владимир, не желая, чтобы дом, где он провел свое детство, достался Троекурову, распоряжается сжечь его, полагая, что двери не заперты и чиновники успеют выскочить. Кузнец Архип двери запирает (втайне от хозяина) и поджигает усадьбу, успев, впрочем, спасти из огня кошку. Чиновники погибают.

Глава 7

Троекуров лично проводит дознание, почему сгорело имение. Выясняется, что виновник пожара — Архип, но и на Владимира падает подозрение. Вскоре в окрестностях появляется шайка разбойников, грабящая помещичьи усадьбы и сжигающая их. Все решают, что предводитель разбойников — Владимир Дубровский. Впрочем, поместье Троекурова разбойники почему-то не трогают.

Глава 8

История Маши Троекуровой. Маша выросла в уединении, читая романы. У Кирилы Петровича воспитывается Саша, его сын от гувернантки. Для него Троекуров выписывает молодого учителя-француза Дефоржа. Однажды Троекуров ради забавы вталкивает учителя в комнату с медведем. Француз, не растерявшись, стреляет и

otvet.mail.ru

Пожар в Кистенёвке. Анализ эпизода.(А.С. Пушкин. Дубровский. 6 глава)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №1356

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 6-М КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«ПОЖАР В КИСТЕНЁВКЕ (гл. 6).
АНАЛИЗ ЭПИЗОДА»

учитель русского языка и литературы
высшей категории
КОЗЬМИНА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

г. Москва
2016 г.

Тема урока: Пожар в Кистенёвке (гл.6). Анализ эпизода.
Цель урока: выяснить мотивировку поступков героев; осмыслить место и роль эпизода; повторить понятия: сюжет, кульминация, монолог.
Методические приёмы: аналитическое перечитывание главы 6; беседа по вопросам.

Ход урока:
Вступительное слово:
Мы продолжаем следить за сюжетной линией романа А.С.Пушкина «Дубровский».
Что такое сюжет?
Сюжет эпического произведения складывается из достаточно законченных кусочков, в которых герои вступают в определённые отношения или повествователь рассуждает о чём-то, описывает что-то подробно.
Такие отдельные кусочки целого текста называют эпизодами. Анализируя художественное произведение, мы рассматриваем его полностью, целиком. Но и отдельные эпизоды могут многое сказать и о характере героя, и о замысле автора.
Сегодня мы подробно обратимся к 6-й главе, чтобы выяснить, почему так поступил Дубровский – сжёг родное имение. Запишем тему и проблемный вопрос (слайды №1,2).
Как вы её озаглавили? (Пожар в Кистенёвке).
Выразительно перечитаем её и ответим на вопросы из домашнего задания.
Чтение главы.
Аналитическое перечитывание текста и беседа по прочитанному.
Место эпизода в произведении? ( В середине романа. Важное).
Почему?
Где происходят действия 6-й главы? (Пространство: в Кистенёвке, в доме, в кабинете).
Когда? (Время: ночь в ожидании решения )
Кто из героев участвует в эпизоде? ( Вл. Дубровский и его крестьяне).
Как проявляет себя герой? Прежде всего, какие чувства испытывает Вл. Дубровский в доме своего отца, где хозяйничают приказные. (По тексту: «Всё кончено». Владимир понимает, что жизнь сломана. Его мучает, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он ещё не решил, что делать.)
Страшные Какие конкретно, можем сказать?
Кстати, как вы догадались, какие чувства владеют героем. Кто вам подсказал? (сам Вл. Дубровский в своём внутреннем монологе: «подумал»).
Когда Владимиру пришла мысль сжечь дом? (По тексту. Владимир увидел портрет матери, представил, какая судьба его ждёт при новом хозяине. «Пускай же и ему не достанется печальный дом, из которого он выгоняет меня», — подумал он. Разбирая бумаги, «погрузясь душою в мир семейственного счастья, и не заметил, как прошло время.)
Когда он принял окончательно

educontest.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *