Содержание

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Дары Терека»», 4 класс | Материал по чтению (4 класс) на тему:

«Дары Терека» Михаил Лермонтов

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:

«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».

Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:

«Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется чёрною космой».

Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:

«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».

Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.

И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный —
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.

«Утёс»

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

1841

Конспект урока литературного чтения. Тема: М.Ю.Лермонтов. «Дары Терека» | План-конспект урока по чтению (4 класс):

Тема: МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ «ДАРЫ ТЕРЕКА»

Цели: продолжить знакомство учащихся с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова, начатое в третьем классе, показать многогранность таланта М. Ю. Лермонтова; прививать интерес к литературе, расширять кругозор. Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М.Ю. Лермонтова, со стихотворением «Дары Терека».

Задачи урока:

Образовательные: Отрабатывать навыки беглого, выразительного, осознанного чтения;

Развивающие: Развивать память, речь, внимание, творческие возможности детей.

Воспитательные: Воспитывать интерес к художественному произведению, любовь к чтению, к книге.

ПРЕДМЕТНЫЕ: Прогнозировать содержание произведения, исправлять ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

УУД

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – Умение ориентироваться в учебной и художественной книге, умение работать с текстом.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

  • КОММУНИКАТИВНЫЕ — ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре (распределение обязанностей, умение договариваться о совместных действиях).
  • ЛИЧНОСТНЫЕ: формирование системы нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, с которыми учащиеся сталкиваются в жизненных ситуациях.

Средство обучения: учебник, презентация.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво, поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо. Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнём урок, друзья.

II. Проверка домашнего задания.

Ребята,чего бы вы хотели получить от сегодняшнего урока литературного чтения?Сл.2

Начните словами_Сегодня на уроке мне хотелось бы  получить …,узнать    

Ребята,мы нацелили себя на серьёзную работу,пусть у нас с вами всё получится.

-Послушайте пожалуйста отрывок из произведения Анны Ахматовой и скажите о ком эти строки?

Смуглый отрок бродил по аллеям
У озёрных глухих берегов.
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.                                                                              Сл.3

 Для нас Александр Сергеевич Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник.

Почему так говорим? (Он писал сказки в стихах).

Мы с вами прочитали сказку Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и вы Сл.4 приготовили наиболее понравившийся отрывок наизусть.

2. Беседа.

– Как вы думаете, почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

– Что из рассказанного в сказке могло произойти в действительности?

– Что роднит сказку А. С. Пушкина с народными?

– Какие события в сказке – волшебные?

Молодцы, а теперь встаньте и немного отдохнём.

 Физкультминутка Песня «В гостях у сказки»(поём 1 куплет)

III. Изучение нового материала.

-Каждый урок литературного чтения это новая встреча с кем-то и чем-то.

-С кем и чем мы встречаемся на каждом уроке литературного чтения? Сл.5  

– Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством поэта, имя которого стоит рядом именем А. С. Пушкина. Они никогда не встречались при жизни, но на следующий день после гибели А. С. Пушкина, этот человек стал знаменит: так потрясло Петербург и имело огромный успех его стихотворение «Смерть Поэта», написанное на гибель Пушкина. А через четыре года он тоже погиб. Погиб так же, как и Пушкин, на дуэли. Но эти четыре года стали звёздным часом его поэзии, временем Михаила Юрьевича Лермонтова.

 -Как вы думаете какую цель мы поставим перед собой?

1.Знакомство  с жизнью и творчеством М. Ю. Лермонтова.

2.Показать многогранность таланта М. Ю. Лермонтова.

3.Прививать интерес к литературе, расширять кругозор.  

    Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 октября 1814 года в Москве. Сл.6

Детство Лермонтова было счастливо и несчастливо одновременно. Он рано потерял мать, а бабушка ненавидела отца мальчика и не позволяла ему видеть сына. Зато сама бабушка души не чаяла во внуке и окружала его заботой и лаской. Сам Михаил очень тяжело переносил разлуку с отцом, и это сказывалось на состоянии его души.

– Прочитайте в ваших учебниках отрывка из воспоминаний брата поэта А. П. Шан-Гирея о детских годах М. Ю. Лермонтова (с. 96– 97, часть 1-я).

– Какие открытия сделали? (Михаил Юрьевич Лермонтов был очень одарённым человеком: уже в детстве он хорошо рисовал акварелью, лепил из крашеного воска целые картины, из снега лепил фигуры людей в человеческий рост. )                                                     Сл.7-8.

Далее учитель может показать учащимся фотографии некоторых картин, выполненных М. Ю. Лермонтовым в разные годы жизни.

Сл.9–До 14 лет (1828 г.) Лермонтов жил в родовом имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион. Через четыре года (1831 г.) он поступает в Московский университет. Ко времени учёбы в пансионе относятся первые известные стихотворения М. Ю. Лермонтова, а за годы обучения в университете он напишет более половины своих поэтических произведений. Сл.10.

30 января 1837 года после появления стихотворения «Смерть Поэта» Лермонтов стал знаменит. Стихотворение мгновенно разлетелось по Петербургу. Но стихи попали и к императору Николаю, вызвав его гнев. А 18 февраля 1837 года поэта арестовали и он был отправлен в действующую армию на Кавказ. Сл.11

15 июля 1841 года поэта не стало. Сл.12. Он погиб на дуэли от рук своего бывшего однокашника по Школе юнкеров Николая Мартынова. Дуэль состоялась у подножия горы Машук. Лермонтов направил пистолет вверх и выстрелил в воздух. По правилам проведения дуэлей, это – знак примирения, после которого противник не имел права стрелять. Но Мартынов выстрелил прямо в грудь Лермонтова. Тот скончался на месте. Ему было всего 27 лет.Похоронен Лермонтов был в городе Пятигорске ,а затем перезахоронён в родном имении Тарханы. Сл.13

Просмотр видео о реке Терек.

-Как вы думаете о чём будет произведение, с которым мы ознакомимся  на сегодняшнем уроке? Сл.14

 – Сегодня на уроке мы ознакомимся со стихотворением М. Ю. Лермонтова, которое называется «Дары Терека». Терек – бурная горная река на Кавказе. Сл.15

Можем ли мы по названию стихотворения предположить о чём будет данное произведение. 

-А сейчас мы послушаем стихотворение «Дары Терека» в исполнении мастера художественного слова Степана Старчикова. В учебнике дан сокращенный вариант стихотворения ,а мы послушаем его полностью.

– Каким вы представили себе Терек?

– Как нужно читать стихотворение, чтобы передать свирепость Терека? 

Прочитайте  текст и найдите непонятные слова.

Словарная работа.

Какие слова вам были непонятны? (Сл.16)

Казбек, Дарьял, валун.

В этом произведении автор использует  художественные средства:олицетворение, эпитеты, сравнения.Найдите пожалуйста в словаре значение этих слов(работа в группе) Сл.17

 Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.

Сравнение — это сопоставление одних предметов или явлений с другими.

   Работа по содержанию текста.

— С какой интонацией будем читать стихотворение?

 Первые 4 строки нужно читать громко, сердито.

 Следующие 8 строк — с хитрой и ласковой интонацией.

Последние 8 строк – горделиво.

Чтение первых 4 строк.

Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.

Нужно читать громко, сердито.

— Как понимаете выражение «Терек воет, дик и злобен…» (Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит).

— С кем автор сравнивает реку?(  С диким, злым зверем, олицетворяет ее).

— Какие эпитеты он при этом использует? (Дикий, злобный).

— Что такое утесистые громады? (Горы, скалы)

— Как понимаете выражение «Буре плач его подобен, слезы брызгами летят…» ( Грохот падающей воды как буря, капли, которые разлетаются в разные стороны – как слезы.)

— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения? – (Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная).

Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:                “Расступись, о старец море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.

Следующие 8 строк — с хитрой и ласковой интонацией.

— Как меняется характер реки на равнине? (слайд15) Река на равнине становится спокойной, ласковой.

— Какие слова и выражения указывают на это?                     — Что означает слово «лукавый»? Хитрый.         Спрашивает, как учащиеся поняли эти строки? Он притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер.                                                                                    С кем сравнивается море?                                                 Терек впадает в Каспийское море. Здесь он просит. Чтоб море расступилось и приняло его в свои объятья. Море сравнивается со стариком – это олицетворение.

Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить я готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал”.

— Где Терек берет свое начало?(слайд17) Терек берет свое начало у горы Казбек.                                                              С кем сравниваются облака?  С женщиной, которая кормит ребенка грудью – это олицетворение.                   Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»? (Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с ней может погибнуть. Человек никогда не сможет укротить эту реку).                                                                                     Чем является выражение «разорил Дарьял»? (Терек принес в подарок Каспию огромное количество камней, которые захватил с собой, протекая по Дарьяльскому ущелью).

— В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего? ( Звук [р]. Для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь).

 Какой вывод можем сделать о характере реки?( Терек то дикий и злобный, то спокойный и ласковый, что говорит о непостоянстве его характера).

Выразительное чтение стихотворения учащимися(работа в парах)

Несколько учеников выразительно читают текст.  

IV- Какова основная мысль? Терек – река с непостоянным характером, очень опасная и никогда не покорится человеку.

-Как человек должен относиться к такой реке? (С уважением, с восхищением, с опасением).

-Ребята,природа Кавказа очень похожа на природу Крыма.У нас в Крыму 289 рек.Самая большая река Крыма Салгир.

Посмотрите пожалуйста на слайд Сл.22-24. Что вы можете сказать об этом?(Человек наносит большой вред природе.Мы должны беречь и заботиться о природе)

V. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

— Познакомившись со стихотворениями Лермонтова, что можем сказать о нем, как о человеке? (Лермонтов любил природу Кавказа, восхищался ею. Сам он обладал бунтарским, непокорным характером, как и Терек).

— Как называлось стихотворение, которое сделало Лермонтова знаменитым?

— Кому было посвящено?

— В чем заключался смысл стихотворения «Дары Терека»?

VI. Рефлексия учебной деятельности.

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

— Как вы считаете, вы добились того что планировали в начале урока?

Закончите пожалуйста предложения.  Сл.25.

 Сегодня на уроке:

Я   познакомился…

Я понял…

У меня получилось…

VII.Домашнее задание: Сл.26.

С.96-98 выразительное чтение.

Дифференцированное (по выбору учащихся):

1.     Найти другое стихотворение Лермонтова  о Кавказе. Подготовить выразительное чтение.

2.     Выучить стихотворение «Дары Терека» наизусть.

3.     Иллюстрировать стихотворение «Дары Терека».

VIII. Итог урока. Вы прекрасно поработали.Урок закончен. Большое спасибо.   Сл.27.

И тихонько плачет он в пустыне. 

М. Лермонтов долгое время жил на Кавказе. Кто из вас может показать на

карте Кавказ, Кавказские горы? Что вы знаете об этих горах? (Кавказские

горы — самые высокие горы) 

Впервые Лермонтов побывал на Кавказе, будучи еще ребенком, и остался

под огромным впечатлением от мощи и красоты величественных Кавказских

гор. Позднее, он был сослан на Кавказ царем Николаем I и служил там

офицером. Участвовал в боевых действиях, где проявил себя как герой,

смелый и отважный человек. Посмотрите картины Лермонтова, посвященные

Кавказу. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих

стихотворений, одно из которых «Дары Терека».   

Словарная работа.  

А вот город Казбек, Дарьяльское ущелье, валунов. Казбек- вторая по высоте

гора Кавказа. Дарьял- Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с

отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун- большой обломок горной пароды(камень), который под действием

воды и ветра из остроугольного превратился в круглый.  

А сейчас мы прослушаем стихотворение М. Лермонтова «Дары Терека». Вам

понравилось? Какие чувства у вас вызвало это стихотворение? Давайте

прочем стихотворение в полголоса

Кроме валунов Терек предлагал Каспию и другие дары: мертвого война

кабардинца, которого он принес прямо с поля битвы, и прекрасную казачку с

темно-бледными плечами, светло-русую косою.  

Физминука 

Сначала буду маленьким, 

(присесть) 

К коленочкам прижмусь.  

(обнять колени руками) 

Потом я вырасту большим, 

(встать) 

До неба дотянусь. 

(поднять руки вверх, встать на носочки) 

5. Чтен

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» (4 класс)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

Мотивационный этап (2 мин)

Организуется работу по включению учащихся в деятельность на урок

-Здравствуйте, садитесь. 

читает стихотворение:

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.

— Чему учимся на уроках литературного чтения?

— Как будете работать? Почему?

 

Приветствуют учителя

 

 

 

Слушают стихотворение

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Высказывают свои мнения

 

 

Л.: проявляет эмоциональную отзывчивость на слова учителя; проявляет учебно-познавательный интерес к предмету

К: высказывает своё мнение

Актуализация знаний.  Постановка учебной проблемы. (5  мин)

Организует проговаривание чистоговорок, с целью развития речевого аппарата и овладением речевой деятельностью (говорение). (ИКТ)

— Итак, ребята, прежде чем приступить к изучению нового материала, мы должны с вами подготовить наш речевой аппарат, а для этого я вам предлагаю прочитать чистоговорку:

Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж

— Хорошо, теперь наш речевой аппарат

готов к работе.

Актуализирует знание о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова через выполнение интерактивного задания (ИКТ)

Предлагает обучающимся посмотреть на слайд презентации, где изображен ребус

-Перед вами ребус, разгадав который в парах, вы узнаете фамилию поэта.

— Все верно. Ребята, сегодня мы с вами начнем изучение творчества великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. С его произведениями вы уже встречались в 3 классе.

Организует деятельность по постановке к теме урока:

 -Молодцы! А теперь ребята, попытайтесь сформулировать тему нашего урока?

— Какие задачи мы поставим?

 

 

 

 

 

 

 

Читают чистоговорку вслух медленно.

 

 

 

 

 

 

 

Разгадывают ребус

Называют фамилию автора

-Лермонтов

 

 

 

 

 

 

 

 

Соотносят отрывок стихотворения и его название

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют тему и задачи урока.

М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Ставят учебные задачи, используя слова-помощники «Узнать» «Прочитать и проанализировать»:

1) Познакомиться с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова,

2) Прочитать и проанализировать стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П: осуществляет анализ,

ориентируется в способе решения познавательных задач

 

 

 

 

Пр: владеют информацией о творчестве поэта

 

 

 

 

 

 

 

 

Р: принимает и сохраняет учебную задачу

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Решение учебной проблемы. Открытие нового знания (8 мин)

Организует деятельность по знакомству с биографией поэта М.Ю. Лермонтова (ИКТ)

-Как мы будем решать первую задачу?

-Посмотрите на портрет поэта.

Задаёт вопросы:

-Как он выглядит?

-Какой он по характеру?

 

Предлагает внимательно послушать биографию М.Ю. Лермонтова (индивидуальное сообщение)

-Но для начала определим критерии, по которым будем оценивать выступление:

-А остальные внимательно слушают выступление и готовят вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Оцените  выступление

-Над чем нужно еще поработать:

— Итак, ребята, что нового вы узнали о М. Ю. Лермонтове?

-Какуюзадачу мы решили?

-Как мы ее решали?

-Какая следующая задача?

 

 

-Будем слушать биографию поэта.

Рассматривают портрет поэта на слайде и выставку, посвященную творчеству М. Ю. Лермонтова «Мятежный парус вдохновенья»

Отвечают на вопросы

Высказывают свое мнение

 

 

 

 

Называют критерии:

1. Доступность

2. Громкость

3. Владение информацией

Слушают биографию М.Ю. Лермонтова и оценивают по критериям сообщение

Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841 гг.) – великий русский поэт. Родился в Москве в дворянской семье. Детство было счастливым и несчастным одновременно. Он рано потерял мать, зато бабушка окружила его заботой и лаской. В 17 лет он потерял и отца. До 14 лет Лермонтов жил в имении Тарханы Пензенской губернии, а затем бабушка отдала его учиться в Московский благородный университетский пансион.

В 17 лет он поступает в Московский университет. За год учебы в университете он написал более половины своих поэтических произведений. В 18 лет Лермонтов поступает в военное училище в Петербурге. Окончив университет, он становится офицером Гусарского полка. В 20 лет он становится знаменит после появления стихотворения «Смерть поэта». Стихотворение мгновенно разнеслось по Петербургу, но оно не понравилось императору Николаю 1. Через 3 года  поэт был арестован, а позже отправлен в действующую армию Кавказа. Первая ссылка была недолгой. Но в феврале 1840 года его снова арестовывают из-за дуэли и отправляют воевать на Кавказ. Лермонтов навсегда влюбился в Кавказ и посвятил ему много своих стихотворений. Здесь вышли две его книги, которые имели огромный успех. Погиб Лермонтов на Кавказе на дуэли. Ему было всего 27 лет.

Отвечают на вопрос:

 

 

-Познакомиться с биографией Михаила Юрьевича Лермонтова,

-Прочитать и проанализировать стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека»

 

Р: принимает и сохраняет учебную задачу

К: высказывает свое мнение

 

 

 

 

 

 

П: осуществляет анализ

 

 

 

 

 

 

К.: слушает и понимает речь ученика, составляет вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К: строит речевое высказывание

Р: принимает и сохраняет учебную задачу

планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Физминутка (1 мин)

Организует физическую минутку с целью снятия усталости и напряжения у обучающихся

Выполняют и повторяют движения за учителем.

 

Л: проявляет установку на здоровый образ жизни

Решение учебной проблемы. Открытие нового знания (продолжение) (8 мин+6мин)

Работа с текстом до чтения

Организует первичное восприятие стихотворения«Дары Терека» (видеозапись).

Предлагает посмотреть на название стихотворения и предположить, о чём этот текст, по его названию.

Дает установку на прослушивание:

-Какое настроение вызывает у вас это стихотворение?

Организует осмысление эмоционального содержания рассказа при восприятии

Выясняет впечатления обучающихся.

–Понравилось ли вам произведение?

–Что особенно понравилось?

— Какую картину вы представили, прослушав стихотворение М.Ю. Лермонтова?

–  Какой жанр этого произведения?

-Чьи предположения оправдались? (антиципация)

Организует словарную работу, демонстрируя на слайде презентации лексическое значение слов и их иллюстрации (ИКТ)

— Какие незнакомые слова встретились вам в стихотворении?

-На столах лежат конверты со словами и их значениями, вам необходимо работая в парах их соотнести

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организует проверку задания:

-Кто верно выполнил задание?

-У кого были ошибки?

 

Слушают внимательно стихотворение в исполнении мастера художественного слова

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

 

Высказывают впечатления по прослушанному стихотворению

 

 

-Стихотворение

 

 

 

 

Отвечают на вопрос:

 

Соотносят слова и их лексическое значение:

Дары-природные богатства

Лукавый -обманчивый

Казбек – вторая по высоте гора Кавказа.

Дарьял – Дарьяльское ущелье, глубокая горная долина с отвесными, непроходимыми склонами, самая узкая часть русла Терека.

Валун – большой обломок горной породы (камень),

Терек – это река на Северном Кавказе, которая берет свое начало на склоне Кавказского хребта и впадает в Каспийское море.

Оценивают свою работу по листу самооценки

Утверждение

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвовал в обсуждении

 

 

 

Большинство решения принято мной

 

 

 

Мне интереснее и полезнее работать в паре

 

 

 

Если я не согласен, предлагаю другое решение

 

 

 

 

 

 

 

Р: осуществляет прогнозирование

 

 

Пр: определяет жанр текста, составляет краткую аннотацию (автор, название, жанр)

 

 

 

 

 

 

 

К: высказывает свое мнение

Р: осуществляет пошаговый контроль

Работа с текстом во время чтения

Организует чтение  стихотворения  «Дары Терека» по строфам вслух используя прием смыслового чтения «Чтение с остановками»:

1 строфа:

Задает вопросы:

— Как понимаете выражение  «Терек воет, дик и злобен…»

 

— С кем автор сравнивает реку?

— Какие эпитеты он при этом использует?

— Что такое утесистые громады?

— Что можно узнать о характере горной реки из первых строк стихотворения?

2 строфа

— Как меняется характер реки на равнине?

 

— Какие слова и выражения указывают на это?

 

— Можно ли верить Тереку, что он действительно стал спокойным и ласковым?

3 строфа

— Где Терек берет свое начало?

— С кем сравниваются облака?

— Как понимаете выражение «С чуждой властью человека вечно спорить был готов…»?

— В стихотворении очень часто употребляется один звук. Какой? Для чего?

— Какой вывод можем сделать о характере реки?

 

 

Читают стихотворение

 

 

Отвечают на вопросы:

-Река очень быстрая, волны с шумом разбиваются о камни, создается впечатление, что она воет и рычит

— С диким, злым зверем

-Дикий, злобный

— Горы

— Река очень быстрая, шумная, неуправляемая, опасная

 

— Река на равнине становится спокойной, ласковой

— Лукавый принял вид, приветливо ласкаясь, журчит

— Она притворяется. Эта река еще покажет свой суровый характер

 

-Терек берет свое начало у горы Казбек

 

-Терек – река непокорная, очень опасная, человек в схватке с нею может погибнуть

-Звук [p], для того, чтобы ярче показать суровый характер реки, которая рычит как дикий зверь

 

 

 

 

 

 

Пр: читает со скоростью,  позволяющей понимать смысл прочитанного

 

 

 

 

П: осуществляет анализ

 

К: высказывает свое мнение

Работа с текстом после чтения

Организует выразительное чтение произведения М.Ю. Лермонтова (интерпретация)

-Сейчас попробуем прочитать стихотворение выразительно полностью. Внимательно послушаете стихотворение, обратите внимание с какой интонацией читается стихотворение.

Читает выразительно стихотворение

-Кто хочет попробовать?

Оцените выступление ученика.

-Предлагает вернуться задачам  и сказать, какая задача решена?

 

 

 

 

 

 

 

Читают стихотворение выразительно.

 

Оценивают чтение ученика по критериям

-Прочитать и проанализировать стихотворение «Дары Терека»

 

 

Пр: читает стихотворение выразительно

К: высказывает своё мнение

строит речевое высказывание

П: осуществляет анализ

Р: осуществляет пошаговый контроль

принимает и сохраняет учебную задачу.

Рефлексивно-оценочный этап (2 мин )

Организует деятельность обучающихся с целью усвоения нового материала.

— С каким произведением М.Ю. Лермонтова  познакомились на уроке?

-Решили ли  мы задачи урока?

— Что нового вы узнали на уроке?

— Понравился ли вам урок?

— Что было интересным на уроке для вас?

Выскажитесь по рефлексивному экрану.

-Спасибо за урок!

 

 

Отвечают на вопросы учителя

Высказывают свои мнения по пройденному уроку

 

 

 

 

Продолжают предложения по рефлексивному экрану

П: выполняет логические операции, строит цепь рассуждений, подбирает аргументы.

К: участвует в обсуждении

Р: оценивает достигнутые результаты своей деятельности

Лермонтов «Дары Терека» — презентация для 4 класса



М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»



М. Лермонтов, 1825год. 13 июня. На Горячих водах

Лермонтов М. Ю. Вид Пятигорска, 1837

Лермонтов М. Ю. Развалины близ селения Караагач в Кахетии, 1837



Лермонтов М. Ю. Крестовая гора, 1837

Лермонтов М. Ю. Военно-грузинская дорога близ Мцхета. (Кавказский вид с саклей),1837

«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
1841



«Дары Терека» Михаил Лермонтов
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
«Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне.
Я родился у Казбека,
Вскормлен грудью облаков,
С чуждой властью человека
Вечно спорить был готов.
Я, сынам твоим в забаву,
Разорил родной Дарьял
И валунов им, на славу,
Стадо целое пригнал».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий стихнул, будто спит,
И опять, ласкаясь, Терек
Старцу на ухо журчит:
«Я привёз тебе гостинец!
То гостинец не простой:
С поля битвы кабардинец,
Кабардинец удалой.
Он в кольчуге драгоценной,
В налокотниках стальных:
Из Корана стих священный
Писан золотом на них.
Он угрюмо сдвинул брови,
И усов его края
Обагрила знойной крови
Благородная струя;
Взор открытый, безответный,
Полон старою враждой;
По затылку чуб заветный
Вьется чёрною космой».
Но, склонясь на мягкий берег,
Каспий дремлет и молчит;
И, волнуясь, буйный Терек
Старцу снова говорит:
«Слушай, дядя: дар бесценный!
Что другие все дары?
Но его от всей вселенной
Я таил до сей поры.
Я примчу к тебе с волнами
Труп казачки молодой,
С темно-бледными плечами,
С светло-русою косой.
Грустен лик её туманный,
Взор так тихо, сладко спит,
А на грудь из малой раны
Струйка алая бежит.
По красотке-молодице
Не тоскует над рекой
Лишь один во всей станице
Казачина гребенской.
Оседлал он вороного,
И в горах, в ночном бою,
На кинжал чеченца злого
Сложит голову свою».
Замолчал поток сердитый,
И над ним, как снег бела,
Голова с косой размытой,
Колыхаяся, всплыла.
И старик во блеске власти
Встал, могучий, как гроза,
И оделись влагой страсти
Темно-синие глаза.
Он взыграл, веселья полный —
И в объятия свои
Набегающие волны
Принял с ропотом любви.



Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса – всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
В письме к С. Раевскому Лермонтов писал: «Хороших ребят здесь много, особенно в Тифлисе есть люди очень порядочные…». Поэт встречался с ссыльными декабристами – передовыми людьми того времени. Здесь он знакомится с местными легендами и преданиями, своеобразным бытом жителей, это  отражается в его творчестве.

В ладони мерно ударяя,
они поют – и бубен свой
Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой
Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы,
То остановится, глядит –
И влажный взор её блестит
Из-под завитливой ресницы.Лермонтов М. Ю. Тифлис, 1837

М.Ю. Лермонтов«Дары Терека»

Просмотр содержимого документа
«М.Ю. Лермонтов«Дары Терека»»

Тема: М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Урок литературного чтения в 4 классе

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем стараться мы не зевать,

Дружно работать, читать,рассуждать!

Проверка д/з

  • 1. Какой раздел изучаем?
  • 2. Назовите произведения, с которыми уже познакомились?

Угадайте имя поэта.

  • Этот человек в детстве был смуглым, с чёрными блестящими глазками.

Дополним свои знания о детстве поэта. Кто же он?

  • Детство своё мальчик проводил у бабушки. Он получил домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками.

Елизавета Алексеевна Арсеньева

Что любил и не любил в детстве?

  • Любил рисовать акварелью,
  • Любил лепить фигуры из воска,
  • Любил танцевать,
  • Не любил драк и ссор.

В произведениях этого поэта постоянно присутствует тема Кавказа , его природы, обычаев и характеров местных жителей. Впервые Кавказ поразил мальчика еще в детстве.

Лермонтов

Михаил

Юрьевич

1814-1841

Познакомимся со статьёй о его детстве на стр. 94-95.

От чьего имени написана статья?

Вспомним…

  • Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана, Утром в путь она умчалась рано, По лазури весело играя.

Утёс

Тема урока:

  • М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»

Дерево предсказаний

Будем учиться читать… как? стихотворение М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

Словарная работа

  • Терек
  • Громада
  • Лукавый
  • Казбек
  • Гора
  • Хитрый
  • Река
  • Огромный

Словарная работа

  • Забава
  • Дарьял
  • Разорил
  • Валуны
  • Разрушил
  • Огромные камни
  • Развлечение
  • Перевал, ущелье

валуны

Гора Казбек

Дарьял — ущелье

рекаТерек

Знакомимся со стихотворением

М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • Оправдались ли наши предположения?
  • Сколько героев в произведении?
  • Каким представили Терек?

Найдите и прочитайте слова, которые помогают представить Терек.

Что значит прочитать стихотворение выразительно :

Читать ЦЕЛЫМИ словами;

  • Читать без ошибок;
  • Правильно выдерживать

паузы;

  • Правильно ставить

логические ударения;

-Выражать чувства, эмоции при чтении.

Работа в парах

  • 1. Приветствие;
  • 2. Определяем очерёдность;
  • 3. Читает — первый, оценивает — второй;
  • 4. Меняемся ролями;
  • 5. Благодарим за работу.

Презентуем свои умения

Домашнее задание:

  • 1) читать статью, стр.94-95 (можно найти дополнительную информацию)
  • 2) Подготовить выразительное чтение стихотворения, стр.96

Рефлексия

  • Я научил(а)ся…
  • Мне понравилось…
  • Мне было трудно…
  • Я могу похвалить себя за …

Спасибо за работу на уроке!

Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА» | Поурочные планы по литературному чтению 4 класс

Урок 16 МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ. «ДАРЫ ТЕРЕКА»