Содержание

Анализ стихотворения Лермонтова “Молитва” — Анализы стихотворений

“Вот говорят про него, безбожник, а я вам покажу…стихи, которые он мне вчера принес”, – так отозвалась о стихотворении Лермонтова “Молитва” его бабушка, Е. А. Арсеньева. Разумеется, слова эти звучали с гордостью, ведь внука ее и правда часто обвиняли в безбожии и легковесном отношении к жизни. Но внешне легкомысленный, Лермонтов все же был склонен к размышлениям о смысле жизни и духовному поиску. Убедиться в этом поможет анализ стихотворения Лермонтова “Молитва”.

История создания

“Молитва” создается Лермонтовым

в 1839 г., уже в последний период его творчества. Поводом для написания послужила беседа с М. А. Щербатовой, за которой поэт в то время ухаживал. По воспоминаниям современников, она посоветовала ему молиться, когда у него на сердце тоска, сказав, что ничто не помогает так, как искренняя молитва к Богу. Лермонтов, очевидно, последовал ее совету. Сложно сказать, легко ли было человеку, во всеуслышание заявляющему о своем скептицизме и безверии, создателю прекрасного “Демона” обратиться к Богу от чистого сердца. Однако вскоре рождается “Молитва”, которую можно назвать образцом прекраснейшей христианской лирики. Стихотворение сразу же обрело огромную популярность, и до сих пор считается одним из самых известных в поэтическом наследии Лермонтова. А в 1855 г. слова его были положены на музыку композитором М. Глинкой, так возник романс.

Тема и идея стихотворения

Описание стиха “Молитва” может выглядеть следующим образом: в нем изображается столкновение лирического героя с суровым и трудным миром. Он переживает нелегкий период жизни и находится в смятении. Стихотворение относится к философской лирике, и уже с первых строк в нем задается круг проблем:

“В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть”…

Глагол “теснится”, используемый здесь поэтом, передает ощущение безвыходности, узкого пространства, из которого не так-то легко выбраться. И сразу же, в следующих двух строках автор предлагает свое решение:

“Одну молитву чудную
Твержу я наизусть”

Как видим, этим решением становится обращение к Богу, поиск у него утешения и защиты. Не упоминается, какая именно молитва выбрана лирическим героем, да это и не так важно – благодаря недосказанности каждый может представить здесь свои излюбленные строки. Важнее другое – неизъяснимая прелесть этой молитвы, и ее Лермонтов описывает в следующем четверостишии.

“И дышит непонятная,
Святая прелесть в них”

Повторение знакомых слов успокаивает, придает “благодатные силы”, о чем и говорится в последних четырех строках:

“С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так легко, легко…”

Таким образом, перед нами предстает картина духовных исканий и успокоения, найденного в молитве. Душа очищается слезами покаяния и порывом искренней веры, вот где, по мнению поэта, спасение от сомнений и бед. Лермонтов не кается, не перечисляет свои грехи и не просит заступничества. Нет, он обретает покой при повторении самой простой молитвы, и этим, глубинным молитвенным чувством делится с читателем.
Можно сказать, что в стихотворении “Молитва” Лермонтов достигает своих творческих высот и раскрывается как зрелый писатель. Здесь виден поворот к духовности и традиционным ценностям, и в то же время отход от ставших уже привычными идей одиночества, непонятости и демонизма. В дальнейшем поэт еще не раз обращается к теме религии и народным истокам, что позволяет говорить об этом стихотворении именно как о ключевом моменте в творчестве, а не как о разовом явлении.

Художественные средства

В стихотворение Лермонтова “Молитва” анализ художественных средств имеет не меньшее значение для понимания его идее, чем рассмотрение самого текста. Какими же приемами пользуется автор?
Прежде всего, отметим, что при небольшом объеме стихотворения, в нем большое количество тропов. Это и эпитеты: “минута жизни трудная”, “чудная молитва”, “непонятная, святая прелесть”, “благодатная сила”, и метафоры: “дышит непонятная, святая прелесть в них” и сравнения “с души как бремя скатится”. Все они служат одной цели: передать то возвышенное, приподнятое настроение, в котором находится лирический герой, выразить глубину его переживаний и настроить самого читателя на возвышенный лад. Обратим внимание на то, что многие слова принадлежат к высокому пласту лексики, что указывает на религиозно-философскую направленность произведения. Также Лермонтов использует специфическую поэтическую фонетику, используя ассонансы. В стихотворении повторяется гласная “у” : “В минуту жизни трудную”, “Одну молитву чудную”, что создает особое, замедленное звучание, напоминающее о неспешном, протяжном чтении в церквях. Также это передает мелодичность речи самой молитвы, как бы заново изливающейся из уст героя. В последующих четверостишиях акцент переносится на другие гласные, “а” и “э”, что символизирует некий подъем, направленность вверх. Для этого же применяются различные стилистические фигуры, как-то повторы: “так легко, легко”, синтаксический параллелизм: “И верится, и плачется, / И так легко…”.

Стихотворение написано четырехстопным и трехстопным ямбом, рифмовка – перекрестная, точная, попеременно то мужская, то женская.

Значение стихотворения в творчестве Лермонтова

Итак, анализ стихотворения “Молитва” показывает ее художественное своеобразие и подчеркивает универсальность лирического героя для всех читателей: недаром романс на слова Лермонтова пользовался одинаковым успехом как в великосветских салонах, так и у простого народа. Важность этого произведения для творчества Лермонтова в целом неоспорима. Еще многие годы оно остается вершиной русской православной лирики, и лишь в XX в. А. Блоку и С. Есенину удается достичь тех же высот в изображении религиозного чувства.

home-task.com

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва»

Это маленькое стихотворение — рассказ о самом сокровенном: о молитве, о той минуте, когда человек, не находя опоры в себе, в жизни, обращается к Богу. Что он хочет найти? и что находит?

Главные слова стихотворения — «молитва чудная», «сила благодатная», «святая прелесть» — связаны с верой, с христианской традицией. Кажется, нам понятно слово «благодатная». Но то же ли это самое, что «Земля благодатная»? В Толковом словаре Д.Н. Ушакова значение этого слова — «полный благ, довольства, счастья; радующий». Однако для русского верующего человека прошлого века это слово значило неизмеримо больше. Дело в том, что «благодать» — это божественная сила, с помощью которой совершается спасение человека. Благодать — это обещание спасения души. Для спасения же к божественному дару человек должен прибавить свою веру, своё покаяние. Поэтому «сила благодатная» — это сила, несущая человеку надежду на спасение. Слово «благодатная» как бы отмечает кульминацию в лирической композиции стихотворения, знаменует переход от тьмы к свету.

Начало стихотворения довольно мрачное: трудная минута, в сердце — грусть…Ощущение печали, тяжести подчёркнуто глаголом «теснится». В такую минуту обращаются к Богу — «одну молитву чудную твержу я наизусть…» Поэт не называет, какую молитву. Остаётся тайна. Для самого поэта тайной является сила воздействия живых слов молитвы: «есть сила благодатная в созвучье слов живых, и дышит непонятная , святая прелесть в них». Основную смысловую нагрузку здесь несут на себе эпитеты.

Если первая строфа — это описание состояния души лирического героя, его обращения к молитве, а вторая — описание силы и прелести живых слов этой молитвы, то третья строфа — рассказывает об ответе на молитву, о том, что приносит человеку «сила благодатная»: уходят тоска и томленье, их сменяют вера, надежда, слёзы облегчения.

Вместе с поэтом мы переживаем (со — переживаем) это движение души от тоски и грусти — к надежде и вере. В стихотворении всё живёт и меняется вместе с этим движением: окраска слов и звуков, ритм.

Отметим антонимичные противопоставления в первой и третьей строфах: трудную -легко, теснится грудь — бремя скатится.

От первой к последней строфе меняется и звуковой фон стихотворения. В первой строфе звуковой фон создаётся повторяющимся [у] (даже во всех четырёх рифмах — ударный [у]). Для многих этот звук тёмный, ночной. Тяжёлый трёхстопный ямб (не пропущено ни одно из двенадцати ударений) подчёркивает ощущение томления и грусти лирического героя.

Но как всё преображается под действием «слов живых»! В последней строфе сильнее всего звучат совсем другие гласные — открытые [а], [э]. Изменился и ритм: во второй и третьей строках не по три, а по два ударения — строчки стали «легче», они как будто бы «взлетают». Всё это позволяет нам не только понять, но и пережить вместе с поэтом чувство облегчения, покоя.

Даже синтаксические конструкции подчинены общему движению и передают его. Сначала это несколько личных предложений — они описывают состояние души и силу и прелесть слов, обращённых к Богу. Но глагол в форме 1-го лица всего один — я твержу. Это и есть единственное действие лирического героя: он твердит молитву — всё остальное происходит с ним: действие живых слов вне его воли. Две последние итоговые строчки — предложения безличные: «и верится» (ср.: «я стал верить»), «и плачется» (ср.: «я плачу») и «так легко, легко» (слова категории состояния).Через синтаксис передаётся авторское ощущение существования двух разных сфер: человеческого и высшего, божественного.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

infourok.ru

анализ стихотворения, тема, год написания :: SYL.ru

М. Ю. Лермонтов является неоднозначной, непростой фигурой в русской поэзии 19-го столетия. Его творчество пропитано некой решительностью, целеустремленностью, однако, вместе с тем, в его стихах улавливается оттенок печали, и слышатся мотивы обреченности и уныния.

Жизненные факты о поэте

Откуда же это соединение столь несовместимых чувств в душе такого юного человека? Разгадку нужно отыскивать непосредственно в истории, в обществе того времени. Поэт жил в 30-е годы 19-го века, в период волнений и стагнации.

Поколение того времени мучалось переоценкой достояния прошлых времен и неопределенностью грядущих. Это была эпоха отсутствия моральных и религиозных эталонов. И поэт максимально ощутил на себе ужас пропащего поколения.

Невзирая на чувствительную душевную организацию, поэт являлся волевым, упорным человеком. И это эхом отозвалось в его трудах. Однако и выносливым личностям иногда нужна помощь и опора. И, похоже, что «Молитва» М. Ю. Лермонтова была написана в один из периодов духовного упадка. Что хотел выразить поэт?

Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва»

Данный стих считается доказательством того, что лаконичность формы не умаляет богатства и развернутости композиции. Размер «Молитвы» Лермонтова всего три строфы, однако тут поэт раскрывается читателям с новой, ранее незнакомой стороны.

В подобных строчках мы лицезреем не воина или мыслителя, размышляющего и обвиняющего своих современников, но некоторого «внутреннего» Лермонтова, способного на слепую, беспечную надежду. Произведение пропитано особенной душевностью.

Мы отчетливо замечаем при анализе стихотворения Лермонтова «Молитва» в облике героя характер самого поэта, его скрытые, глубокие помыслы и эмоции. Мы находим его в период духовного кризиса, уныния, в «минуту жизни трудную». И вот, отыскивая утешение, он взывает к Всевышнему.

Аналогия с действительностью

Проводя параллель с жизненной тропой поэта, можно решить, что персонажу действительно некуда направиться, неоткуда искать успокоения. Поскольку, как уже упоминалось ранее, Лермонтов жил в период моральной стагнации, он не имел неверного мнения относительно своих современников. Понимая весь трагизм создавшейся обстановки, поэт ощущал себя покинутым, очевидно, в какой-то мере, даже ненужным. Лирический персонаж в его стихах обыкновенно выделяется угнетенностью, печалью, недоверием.

При анализе стихотворения Лермонтова «Молитва» мы видим состояние «духовного прозрения». Кому, как не стихотворцу, выделять загадочное влияние Слова на человека? Поэт ощущает волшебство древних христианских молитв, в них таится невероятная сила столетий. Не нужно размышлять о значении изрекаемых фраз, интуиция сама учует колоссальную магию глубокой созвучности.

После молитвы персонаж произведения ощущает неимоверную легкость, у него возникают новые силы жить и созидать.

Символизм

Отсюда вопрос: возможно ли считать, что после данного стихотворения поэт перешел от мятежности к примирению? По всей видимости, нет, поскольку оба чувства есть различные грани одной личности. Лермонтов с его наводящими ужас, печальными стихотворениями не прерывает борьбу с окружающей реальностью.

Однако, разумеется, в самые трудные периоды ему необходимо где-то находить силы, искать покоя, тишины. Человек, располагающий волшебством слов, взывает к Господу – в этом есть некоторая символика.

Вопреки своему бунтарскому духу, возражению, поэт все-таки допускает реальность высших духовных сил, которым он покоряется и обращается за поддержкой, опустив свою надменную голову…

Характерные особенности

В «Молитве» М. Ю. Лермонтова открывается его душа. В нём сосуществуют обыкновенные для поэта черты: печаль и угнетенность с убежденностью в вышние силы. Молитва точно круг спасения соединяет его, поглощенного своими внутренними страданиями, с Господом. Это его горячая вера, состояние духовного прозрения.

История создания «Молитвы» Лермонтова такова: он был влюблен в княгиню – Марию Щербакову, посоветовавшую ему читать молитву в моменты грусти и тревоги. Из этого можно сделать вывод, что произведение предназначалось непосредственно ей.

Тематика стихотворения

Лермонтов говорит о роли мольбы, о влиянии слова. Он обретает веру и духовное утешение вследствие таинственной силы простой молитвы, при всей своей недоверчивости и обессиленности. Кротость и умиротворение охватывают душу поэта. После молитвы на смену недовольства миром, неуверенности и бунтарству души приходит спокойствие и покорность, вера в доброе и благое.

Также стих зачаровывает собственной мелодичностью. Примерно сорок музыкантов увековечили данное произведение.

Тема «Молитвы» Лермонтова — зарождение в душе человека возвышенных чувств.

Загадочность

Стиль произведения — элегия. Сперва появляется оттенок грусти и тревоги: тяжелая минута в сердце — печаль… Это выделяется красочным словом «теснится».

В такие моменты и взывают к Господу. Какую же молитву повторяет персонаж — неизвестно. Так же загадочно влияние слов молитвы. Все слова в данных строках крайне экспрессивны: на них создается стиль произведения.

Первое четверостишье — изображает состояние души героя, его взывание к молитве, второе — описывает мощь и красоту выразительных слов. Третье четверостишье повествует о результате молитвы, о том, что придает человеку «сила благотворная»: на смену печали и муке приходят уверенность, вера, слеза успокоения.

Молитва окрещена Лермонтовым доброй защитницей жестокого мира. Тут заметна весомая для его поэзии конфронтация: «жестокий мир», возникающий неоднократно в некоторых стихах поэта, сравнивается с «доброй защитницей». Обращают на себя внимание также антиподы в первом и третьем четверостишии: сложную — просто, теснится печаль — ноша скатится.

Если обратиться к анализу стихотворения Лермонтова «Молитва», то он употребляет в произведении высокую лексику. Ключевые фразы в стихе — «молитва волшебная», «сила благотворная», «божественная красота» — сопряжены с религией.

История создания произведения

После того как он вернулся с Кавказа, он осознает, что поменять окружение нельзя. Поэт не сможет выполнить это. Ощущение слабости вынуждает его устремиться к Господу. Вследствие типичного духовного образования Лермонтов никогда не относился к религии серьезно.

Современники его часто подмечали в своих записях, что предприимчивая и несдержанная природа поэта чаще всего вынуждала его сперва осуществлять действия, а потом уже размышлять над совершенным. Как истинный мятежник по жизни, он ни разу не пытался спрятать свои взгляды на политику. Лишь спустя некоторое время, прожитое на Кавказе, Лермонтов понял концепцию возвышенного начала, которой покоряется человеческая судьба.

В душе поэт по-прежнему остается мятежником. Однако осмысливает, что его предназначение не состоит только в том, чтобы показать людям их недалекость и бесполезность. После Кавказа Лермонтов уезжает обратно в Москву, где бывает на светских балах и сближается с княгиней Марией Щербаковой. В одном из разговоров молодая девица говорит поэту, что лишь молитва, устремленная к Господу, помогает приобрести внутренний баланс и отыскать силы в самые тягостные моменты жизни.

Не сказать, что подобная беседа вынудила автора по-иному отнестись к жизни. Однако, по всей видимости, Лермонтов увидел в совете юной девушки личную, особенную правду. Он сочиняет свою «Молитву» — самое доброе и лирическое творение.

Год написания «Молитвы» Лермонтова — 1839 и имеет отношение к позднему периоду поэзии Лермонтова. Поэт, будучи 25-летним, уже побывал в ссылке и пересмотрел свою жизнь.

Идея «Молитвы» Лермонтова — это, в какой-то мере, стремление примириться с той стезей, которая определена для писателя. Однако, вместе с тем, это усиление его уверенности в своих силах и, что не исключено, предвидение близкой кончины. Это – исповедь в стихах, значение которой включает борьбу со слабохарактерностью, вынуждающую его беспрестанно прятать под маской приличия свои настоящие эмоции и мысли.

www.syl.ru

История создания стиха молитва Лермонтова

Анализ. «Молитва» Лермонтова: «В минуту жизни трудную…»

​Смотрите также​ грустью и печалью,​ годов его жизни.​ однако он уже​ порыве страстного желания​ она была о​ леденящие сердце (…)​ Он остается разочарованным​ молиться, когда у​В завершение хочу​ и как власть​ народный песенный репертуар.​ молитвы есть что-то​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

​ героя.​ верю написанному лермонтовым.​ текстуальными антонимами (трудную​Набери из словаря​ я испытал те​ поэта наступают тяжелые​ живых,​ Это отдохновение поэта,​ а идеалы, отождествляющие​ возвращается в Москву,​В позднем периоде своего​ однако в ней​В своей «молитве»​ прекрасно понимает тесноту​ выговориться​ боге и для​ звуки, (…) вышла​ и мятежным, но​ него тоска»). Поэтому​ обратить внимание на​ слова над человеком:​ По-моему, м. Ю.​ мистическое. И, как​Александр байков​Саня бочкарёв​ — легко; теснится​ пафосные слова.​ переживания, которые были​ времена; все идет​И дышит непонятная,​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

​ светлая грусть и​ взаимное уважение людей​ где посещает светские​ творчества Михаил Лермонтов​ проблескивает свет надежды,​ лермонтов обращается уже​ того островка, на​И облегчить свою​ бога. В руках​ и эта молитвенная,​ «живые слова» даруют​ приведено выше толкование​ необычайную мелодичность произведения.​Есть сила благодатная​ Лермонтов – самый​ бы ни был​Одну молитву чудную твержу​В своих поэтических произведениях​ грусть — бремя​Потом к ним​ у м. Ю.​ далеко не так,​Святая прелесть в​ надежда.​ и равноправие, –​ рауты и близко​ пишет стихотворение «Молитва».​ которая не угасает​ не к христу,​ котором бродят его​ мятежную непризнанную душу​ у ангела «душа​ елейная мелодия надежды,​

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

​ ему, пусть временное,​ вполне уместно.​ Это стихотворение положили​В созвучье слов​ «музыкальный» поэт нашей​ удручен поэт, в​ я наизусть…​ м. Ю. Лермонтов​ скатится). Для создания​ присоедени фразы.​ Лермонтова в момент​ как хотелось. И​ них.​Одно из трёх​ вымысел, плод богатого​ сходится с Марией​ Несмотря на то,​ как обычно, а​ как это обычно​ заблудший ум и​ сразу раскрывает все​ младая», которую он​ примирения и блаженства​ но такое необходимое​Вместе с тем,​ на музыку более​ живых…​ литературы, понимать которого​ молитве он находит​М. Ю. Лермонтов​ не раз пишет​ образа легкости тоже​»В этом произведении​ написания. Гениальность произведения,​ в эту трудную​С души как​ стихотворений михаила юрьевича​

«Молитва»: анализ и выводы

​ воображения? Чтобы избавиться​ Щербаковой. В одной​ что автору всего​ продолжает освещать темные​ было принято, а​ помертвевшее сердце.​ свои карты, стараясь​ нес для печальной​ в жизни жизнью».​ избавление от сомнений.​ «святая прелесть» предстает​ сорока композиторов! «Молитва»​В самом деле,​ нужно не умом,​ успокоение и черпает​«Молитва» — одно​ о величии души,​ используется метафора (бремя​ показана глубокая философская​ на мой взгляд,​ минуту автор исполняет​ бремя скатится,​ лермонтова, названных одинаково​ от подобных мыслей,​ из бесед юная​ 25 лет, он​

​ демонические дебри души​⁤>

История создания стихотворения «молитва» м.ю лермонтова

​ к богородице, к​

​«Молитва» 1837 года​
​ ничего не скрывать:​ жизни на землю.​ Я согласен с​
​В завершение хочу​ и как власть​ вошла и в​ в нехитрых словах​ а сердцем.​ новые силы:​ из поздних стихотворений​ о духовной свободе,​ скатится) и повтор​ мысль, которая красной​
​ заключается в невыдуманности​ молитву богу и​Сомненье далеко –​ — “молитва”.​
​ развеять сомнения и​ девушка заявляет поэту,​ уже успел побывать​ лермонтова.​
​ божьей матери, которая​ – это уже​Не обвиняй меня,​Тема стихотворения –​ утверждением великого критика.​ обратить внимание на​ слова над человеком:​ народный песенный репертуар.​ молитвы есть что-то​:)​С души как​ м. Ю. Лермонтова​ о нравственном очищении.​ (легко-легко). Изменился и​ нитью проходит и​ сюжета и идеи.​ верит, что господь​И верится, и​“Молитва” — (1839​ тревогу, пытается найти​ что только лишь​ в ссылке и​Ксения​ является заступником всего​ иной уровень организации​ всесильный,​

​ рождение нового человека,​ По сути, поэт​ необычайную мелодичность произведения.​Есть сила благодатная​ По-моему, м. Ю.​ мистическое. И, как​Yti pyti​ бремя скатится​ (написано в 1839​ В стихотворении «молитва»​ звуковой фон: гласная​ через все творчество​
​ Чувствуется, что «молитва»​ поможет ему. Молитва​
​ плачется,​ год), связано с​
​ духовную опору Лермонтов.​
​ молитва, обращенная к​
​ переосмыслил собственную жизнь.​
​Молитва- это обращение к​ человечества перед лицом​
​ поэтической души лермонтова.​
​И не карай​ новой души. По​
​ и здесь намекает​ Это стихотворение положили​
​В созвучье слов​
​ Лермонтов – самый​ бы ни был​
​Одну молитву чудную твержу​Сомненье далеко –​

​ году). Поэтому можно​

​ через восприятие лирического​ [у] пропала, а​ великого русского поэта​ исходит из сердца​ – путь к​И так легко,​ именем княгини марии​Создавая произведение, поэт старался​ Богу, помогает обрести​ В ней чаще​ богу или к​ её сына.​ Поэт отходит от​ меня, молю,​ мере роста она​ на свою неудовлетворенность​ на музыку более​ живых…​ «музыкальный» поэт нашей​ удручен поэт, в​ я наизусть…​И верится, и​ смело сказать, что​ героя раскрываются внутренние​ появились [а], [э].​ — михаила юрьевича​ автора и описывает​

Анализ стихотворения «Молитва» Лермонтова М. Ю.

​ спасению и душевной​

​ легко​
​ алексеевны щербатовой. В​
​ смириться с предначертанным​ душевное равновесие и​ всего ему приходилось​ святым.​Лермонтов, терзаемый демоническими​ нелепого самооправдания, от​За то, что​ мечтает и стремится​ окружающей его действительностью.​ сорока композиторов! «Молитва»​В самом деле,​ литературы, понимать которого​ молитве он находит​М. Ю. Лермонтов​ плачется,​ оно отражает сложившееся​ переживания человека во​ Эти звуки более​ лермонтова»​ один из эпизодов​ гармонии. М. Ю.​Елиавета ковалёва​ воспоминаниях двоюродного брата​ ему путем. Одновременно​ найти силы в​ играть роль дебошира​Http: //www. Lib.​ мыслями, еще страшится​ обличительных​ мрак земли могильный​ к цели, которая​ Он остается разочарованным​ вошла и в​ в нехитрых словах​ нужно не умом,​ успокоение и черпает​«Молитва» — одно​И так легко,​ миро-воззрение художника.​ время его приобщения​ открытые, в отличие​И т. Д.​ его жизни. Никакая​ Лермонтов видит в​«Молитва» создается лермонтовым в​ поэта, акима павловича​ он укреплял веру​ самые тяжелые минуты​ и светского льва.​ Csu.Ru/ vch/ 188​ просить за себя,​Речей и от​С ее страстями​ выше, чем обычные​ и мятежным, но​ народный песенный репертуар.​ молитвы есть что-то​ а сердцем

magyc.ru

«Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом, оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм, «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную», «теснится грусть», «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная», непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых», «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная», дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя», уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко», которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится», и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Кинжал», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Молитва»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

Биография — Стихотворение Лермонтова Молитва

Стихотворение Лермонтова Молитва

Стихотворение Лермонтова, написанное уже в конце творческого пути в 1839 году, названо «Молитва». Может показаться странным такое название: молитва — это проникновенное обращение к Богу верующего человека, это веками освященная традиция христианства. Молитвы, которые читают верующие люди в церкви и дома, создавали в древности христианские подвижники, признанные потом святыми людьми, отцами церкви. Конечно, каждый верующий человек может обратиться с молитвой к Богу, найдя в своем сердце, в своей душе нужные слова — но такие слова не произносятся перед другими людьми, а тем более не появляются в печати.

Но в литературе все же есть примеры того, как молитва становится определением особого жанра стихотворения, сохраняющего основные черты православной молитвы. Обычно такие стихотворения принадлежат перу глубоко верующих поэтов, таких, как И.С. Никитин, А.К. Толстой, К.Р. (Константин Романов). Но можно ли отнести Лермонтова к таким поэтам?

На первый взгляд, эта мысль выглядит абсурдной. Ведь с именем Лермонтова тесно связан демонический мотив в поэзии, над поэмой «Демон» он работал почти всю свою жизнь: начата она была в 1829 году, а последний вариант закончен лишь в 1839 году — и это восьмая редакция! В лермонтовской лирике много стихов, посвященных демону и связанных с этим образом. Можно сказать, что поэт всю жизнь прожил под страшным взором этого мрачного духа зла. О демонизме самого Лермонтова говорили многие его современники, именно таким «падшим ангелом» считал его Вл. Соловьев. Вполне вероятно, что во всех этих высказываниях есть некоторое преувеличение, доля художественной фантазии. Но совершенно очевидно, что русский романтик Лермонтов в этом отношении продолжает традиции западноевропейского романтизма, прежде всего Байрона, для которого богоборческий и демонический мотивы были очень характерны.

Влияние Байрона, несомненно, сказалось как в романтическом пафосе, стиле, так и в идейной основе лермонтовской поэзии, особенно ранней. Но все же Лермонтов был прав, когда утверждал:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Не эта ли «русская душа» вдохновила Лермонтова на создание такого проникновенного стихотворения, как «Молитва» 1839 года? Не она ли наполнила его той неповторимой щемящей и в то же время умиротворяющей интонацией, которая так сродни подлинной молитве русского человека? Слова его, подобно молитве в русской церкви, льются из самого сердца поэта и звучат, как песнопение:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Историк Ключевский, написавший статью о творчестве Лермонтова под названием «Грусть», доказывает в ней, что по своей ритмике, общему интонационному рисунку поздняя лирика Лермонтова действительно приближается к народной первооснове. Ее ведущий тон Ключевский называет «грусть-тоска» и видит в Лермонтове основоположника того нового мироощущения, отраженного в поэзии, которое совместило в себе романтические и народно-православные основы.

Но как же тогда быть с лермонтовским Демоном? «И гордый демон не отстанет, пока живу я, от меня» — так думал юный поэт. Но прошло время, и в 1839 году Лермонтов с ним «разделался — стихами». Теперь он свободен и открыт для «святой прелести» «слов живых». Это очень важные для понимания общего смысла стихотворения эпитеты. Ведь слово, освещенное «силой благодатной», обладает удивительными возможностями: как капля дождя в пустыне оживляет росток, оно, падая даже в самую черствую, омертвевшую душу, возрождает ее, приносит ей успокоение, снимает тяжкое бремя сомнений:

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Эту удивительную легкость души, очищенной слезами покаяния, Лермонтов смог постичь только в конце своего жизненного пути. Что мешало ему? Демон сомнения — он теперь отринут: «С души как бремя катится / Сомненье далеко…». Грусть, которая раньше была сродни отчаянию, потому что поэт не верил в возможность существования благодати в мире? Да, и это было. И тогда совсем другие звуки были в его «Молитве» 1829 года:

Не обвиняй меня, Всесильный,

И не карай меня, молю,

… .

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя,

… .

За то, что мир земной мне тесен,

К тебе ж проникнуть я боюсь,

И часто звуком грешных песен

Я, Боже, не тебе молюсь.

То действительно были «грешные песни», но поэту было дано сказать и иное слово, обращенное в «Молитве» 1837 года к «теплой заступнице мира холодного». Это слово пока еще не о себе, «не о спасении, не перед битвою, / Не с благодарностью иль покаянием». За свою «душу пустынную» поэт еще страшится произнести слова мольбы, обращенной к Богу, но он просит Богоматерь быть небесной покровительницей «девы невинной». Как это уже похоже на веру русского народа, «за други своя» страдающего и молящегося. И как точно угадано Лермонтовым то, что всегда жило в душе русского народа: заступничество в «минуту жизни трудную» надо искать у той, которая понимает все человеческие страдания — у Божией Матери.

А к кому обращена «Молитва» 1839 года? Лермонтов не говорит об этом, мы не знаем, что это за «молитва чудная», о чем она. Да и не так важно, чтобы это услышали мы, — ведь поэт обращает молитву к Небесам, где он уже обрел способность «видеть Бога». Главное, чтобы мы услышали «благодатную силу», «созвучье» этих «слов живых», прониклись ими, как сам поэт, почувствовали, пусть и непонятную, но «святую прелесть» этих звуков. И тогда для нас тоже откроется то удивительное состояние, которое так точно выразил поэт:

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

ronl.org

«Молитва(Я, матерь божия, ныне с молитвою)», анализ стихотворения Лермонтова

Молитва для верующего человека – возможность обратиться к Господу или святому.  Канонические тексты молитв создавали служители церкви, подвижники христианства. Однако молитва может быть просьбой обычного человека. Желание обрести защиту и помощь у высших сил заставляет порой даже неверующих произносить слова «Отче наш» — самой известной молитвы.

Нередко молитва становится произведением искусства – стихотворением или музыкальной пьесой. Именно поэтому в литературе появился жанр молитвы, и многие поэты XIX и ХХ веков использовали его в своем творчестве. Не стал исключением и Михаил Юрьевич Лермонтов, написавший не одну молитву. Данный анализ будет посвящен «Молитве» 1837 года, но известны также еще две «Молитвы» — 1829 и 1839 годов. Стихотворение 1837 года отличается не только годом создания – оно отличается адресатом.

Читая молитву, каждый человек обращается к своему святому: кто-то к Николаю Чудотворцу, кто-то к Сыну Божьему. Но чаще прибегают к помощи Божьей Матери, называя ее «Матушкой-заступницей». Так же поступает и герой стихотворения, но сразу поясняет, что обращается за помощью к ней и молится «не о спасении, не перед битвою, не с благодарностью иль покаянием», ведь именно эти мотивы становятся главными при обращении к святым.

Считая себя недостойным и называя свою душу «пустынной», герой просит за «деву невинную». Исследователи творчества Лермонтова уверены, что поэт имеет в виду Вареньку Лопухину – любовь всей его жизни. Влюбленный в нее когда-то, юный Лермонтов собирался жениться, но жизненные обстоятельства разлучили  молодых людей.

По настоянию родителей, девушка вышла замуж за человека, который намного был ее старше: ей 20 лет, ему – 37. Известие об этом Лермонтов пережил очень тяжело, по свидетельству современников, возненавидел Бахметьева, Вариного мужа, высмеивая его во многих своих произведениях, а впоследствии засыпал письмами старшую сестру Марию, хотя адресованы они были Варе. Это стихотворение поэт ввел в письмо от 15 февраля 1838 года под названием «Молитва странника», объясняя, что оно якобы затерялось в ворохе путевых бумаг, и поэт о нем забыл.

Начинается послание с просьбы о молитве не «за душу странника в мире безродного», а за «деву невинную», которую герой хотел бы вручить «теплой заступнице мира холодного». Так на первый план стихотворения выступает образ героини с ее беззащитностью перед жестоким миром, а образ героя обретает новые черты: перед нами человек, способный проявить глубокое участие в судьбе другого.

Молитва содержит просьбу «окружить счастием» достойную душу героини, герой просит о том, чтобы у его возлюбленной была «светлая молодость» и «старость покойная», ведь ее «незлобное сердце» достойно упования, то есть надежды.

В последнем четверостишии герой вдруг начинает рассуждать о прощальном сроке,  к которому приблизится столь юная пока дева. Именно тогда Матерь Божия должна послать лучшего ангела, чтобы он принял к себе «душу прекрасную».

Если вспомнить дальнейшие обстоятельства жизни Лопухиной и Михаила Юрьевича, можно в очередной раз подивиться прозорливости русских поэтов. Так случилось, что жизнь и поэта, и его возлюбленной была недолгой. Неполных 28 лет поэт был сражен на дуэли, а Варвара Александровна в замужестве прожила 16 лет, но почти все годы болела, страдала нервными расстройствами. Еще больше ее здоровье было подорвано известием о гибели Лермонтова. В последние годы она отказывалась даже ездить лечиться «на воды», оставаясь, по воспоминаниям сестры Марии, больной, слабой, что явно было вызвано «смертью Мишеля».

Стихотворение «Молитва» проникнуто настроением просветленной грусти, что характерно для поэзии XIX века. Такое отношение напоминает чувство благоговейного трепета, которое обычные люди испытывают к высшим силам, в том числе и к Божьей Матери.

Примечательно, что эта лирическая молитва написана четырехстопным дактилем, так же, как и знаменитые «Тучки небесные». Но «Тучки» полны грусти и отчаяния, а «Молитва», адресованная «теплой заступнице», звучит размеренно, благоговейно, величественно, как и должно звучать обращение к небесной покровительнице.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Молитва(Я матерь божия)»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич


goldlit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *