Содержание

Тема одиночества в лирике Лермонтова

Тесная связь биографии Лермонтова с его творчеством

Тема одиночества в лирике Лермонтова является одной из главных, что можно проследить как в небольших стихотворениях поэта, так и в поэмах («Демон», «Мцыри»). Чтобы понять истоки данного мотива в творчестве Михаила Юрьевича, стоит обратиться к его биографии. Поэт воспитывался бабушкой, без матери и отца, болел и много времени проводил в горах, на Кавказе для улучшения здоровья:

«Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов “отец” и “мать”».
(«Мцыри», 1839)

Но поэт говорил, что любит свое угрюмое уединенье, в этом состоянии он находился с детства, и оно было вполне привычным для него. Однако безвременная тоска постоянно давит на душу лирического героя его стихотворений, томит и не уходит. Эту тоску герой испытывает с ранних лет, так 14-летний Лермонтов пишет: «И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит».

(«Монолог», 1829).

Эти настроения проявились и в стихотворении «Жалоба турка» (1829).
Удивительно рано «постаревший душой» Лермонтов прекрасно это понимал:

«Взгляните на мое чело
Всмотритесь в очи, в бледный цвет;
Лицо мое вам не могло
Сказать, что мне 15 лет».
(«Отрывок», 1830)

В стихотворениях 30-ых годов поэт говорит о могильном звуке, видит свой уединенный гроб и много рассуждает о жизни земной и небесной. Осознает он быстротечность жизни, бессмысленность существования: «Года уходят будто сны». («Одиночество»,1830), «Ланит спокойных пламень алый. С собою время уведет» («Когда весной разбитый лед», 1830).
Юность – пора амбиций, жизненности и радости от настоящих и грядущих дней – незнакома Лермонтову. Хотя мечта все-таки часто волнует его, но часто это только усиливает печаль и одиночество юноши. Сначала в творчестве, в мечте и воспоминаниях он видит отраду, но постепенно понимает и их тщетность: «Мечтанье злое грусть лелеет.

В душе неопытной моей…» («Отрывок»), «Но тщетны мечты, бесполезны мольбы. Против строгих законов судьбы» (Желание, 1832), «И все мечты отвергнув, снова. Остался я один» (Как в ночь звезды падучей пламень, 1832). Невозможность высказаться, поделиться наболевшим мучит его, ведь никто не поймет страданий гениального поэта: «Живу как камень меж камней» («Отрывок»).
В отношениях с прекрасным полом поэта также постигла неудача. Безответные чувства, предательство девушек и в конце несостоявшийся брак с любимой женщиной окончательно заставили его разочароваться в любви. Он пишет стихотворение «Пусть я кого-нибудь люблю» (1831), где говорит о губительности для него этого чувства и окончательно смиряется со своим одиночеством. Возможно, в чем-то прав Владимир Соловьев, говоря, что влюбляясь поэт любил не столько объект воздыханий, сколько «собственное любовное состояние», и погружение в себя, сосредоточенность на своей личности мешало поэту извлечь из этого чувства «жизненное наполнение», поэтому он снова был обречен на одиночество и пустынность своей души.

Стихотворение «Смерть поэта» и дуэль явились причиной заключения Лермонтова и его дальнейших ссылок на Кавказ. В «Узнике» описано пребывание в стенах тюрьмы, где отражается восприятие поэтом своего заключения:

«Одинок я — нет отрады: Стены голые кругом»
(«Узник» 1837).

Так, уже из биографии мы видим, что мотив одиночества в лирике Лермонтова неслучаен, один из ведущих, поэтому понимание его природы важно для постижения творчества поэта в целом.

Романтическое избранничество поэта

У Лермонтова были предки из Шотландии. Так, в России родился поэт с западноевропейскими корнями, «близкий по духу к древнему своему предку, вещему и демоническому Фоме Рифмачу (Thomas the Rhymer), с его любовными песнями, мрачными предсказаниями, загадочным двойственным существованием и роковым концом» – как его определял Владимир Соловьев. И этот факт философ связывает с проявлением крайнего субъективизма, и в чем-то даже эгоизма, в лирике Лермонтова на фоне русской безличности.

Романтизм, явление западноевропейское, не мог возникнуть без чувства субъективности. Лермонтов же – поэт-романтик, тот, кто воплощает в себе гениальное, творческое начало. «Один среди людского шума», с гордо зреющей творческой думой поэт понимает свое предназначение и судьбу: «ни счастия, ни славы. Мне в мире не найти» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837). Гений всегда одинок, революционен, он идет в разрез с традицией, обществом, а порой и всем миром: «Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я» (1832). Поэт говорит о своей пустынной душе, о том, что он в свете безродный странник («Молитва», 1837). В чем-то романтическое избранничество, в чем-то образ «лишнего человека», в чем-то философская отрешенность, гениальность и пророческий дар мешают поэту обрести где бы то ни было что-то свое – он избран и обречен на одиночество.

Часто герой его лирики сам призывает страдания и печаль в свою жизнь: «Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?» (1832). Это свидетельствует о понимании Лермонтовым той тяжкой ноши поэта-пророка, поэта-мистика и того, что он ее принимает.

В стихотворениях о природе, «пейзажно-философской» лирике, если ее можно так назвать, также звучат мотивы одиночества: это и грустный утес, и дубовый листок, и пустынные пальмы, пострадавшие от людей, и блуждающие тучки, и свободная волна, вольная жить и умереть, когда захочет («Для чего я не родился. Этой синею волной?», 1832), и мятежный парус или одинокий корабль: «Корабль одинокий несется, Несется на всех парусах» («Воздушный корабль», 1840). В чем-то все они близки поэту, кому-то он сам хочет быть близок: «Зачем я не птица, не ворон степной…» («Желание», 1831).

Стремление к природе, первозданности, экзотике – туда, где нет сложившихся, устоявшихся норм, правил, представлений о мире, человеке – это тоже романтическая черта. Такие места часто бывают пустынны, необжиты, поэтому, испытав несколько мгновений счастья наедине с природой, как в стихотворении «Еще волнуется желтеющая нива», поэт снова приходит к одиночеству. Человек стихии, воспевающий морскую волну, стремящийся к небесному эфиру, сознает недостижимость этих высот: «… мир земной мне тесен, К тебе ж [т.е. к Богу] проникнуть я боюсь» («Молитва», 1829).

Смерть как следствие разочарования в жизни

Наверное, в каждом втором стихотворении Лермонтова встречаются слова гроб/могила, смерть/кончина и т.п.: «Все веселее умереть. Конец как звучно это слово…» (1832).

В стихотворениях «Любовь мертвеца», «Сон» – выражено предчувствие смерти, принятие ее поэтом. Это и неудивительно, ведь он разочаровался в жизни: «И скучно и грустно: и жизнь пустая и глупая шутка», и ждал смерти: «Но я без страха жду довременный конец. Давно пора мне мир увидеть новый» («Не смейся над моей пророческой тоскою», 1837).
А ведь что представляет собой смерть как не одиночество? Позже З.Фрейд скажет: «Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его». А Михаил Юрьевич и жизнь провел одиноко, смерти ждал, как начала чего-то нового, возможно лучшего, а надежду на существование хорошего на земле потерял еще в юности. Как поэт разуверился во всем и стал таким, он напишет в стихотворении «Гляжу на будущность с боязнью», 1838:

«И тьмой и холодом объята

Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишённый сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия».

Разочарование постигает поэта одно за другим. В отношениях с близкими он встречается с непостоянством: в любви его ждет предательство, в дружбе он не находит человека, который бы его понял. Затем он разочаровывается в обществе, его устоях, пошлом времяпровождении света, пустом существовании людей. Он не принимает государственное устройство, политику, которая уничтожает гения, вольнодумца.
То есть поэт разуверяется во всем земном. Лишь природа представляет хоть какой-то очаг гармонии, но и здесь разочарование постигает его после убежденности в бессилии слиться в этой гармонии с природой в человеческом обличье. Однако и в небесном мире пристанища себе он не находит, так как был отравлен ядом своего демона еще с молодых лет: «И часто звуком грешных песен.

Я, боже, не тебе молюсь». («Молитва», 1829). Поэтому демон, обреченный на вечные блуждания и одиночество, сопутствует поэту, не покидая его никогда.

Демон – вечный спутник и Альтер-эго Лермонтова.

Тьма неизменно присутствует в стихах Лермонтова с запахом могил, одинокими гробницами, предчувствием скорой смерти, злостью, презрением, мучившими поэта. Но он, как и его демон, способен проникнутся красотою, испытать любовь лишь на короткое время:

«На мгновенье
Неизъяснимое волненье
В себе почувствовал он вдруг,
Немой души его пустыню
Наполнил благодатный звук —
И вновь постигнул он святыню
Любви, добра и красоты! («Демон»).
В такие мгновения надежда и вера снова возвращаются к нему:
«И входит он, любить готовый,
С душой, открытой для добра,
И мыслит он, что жизни новой
Пришла желанная пора».
(«Демон»).

Велением судьбы эти мгновения обрекают его только на страдания от неразделенности чувств, непостижимости гармонии и единения с природой… Ему остается терзаться в пустыне между мирами, и единственное, что у него есть, это одиночество.

Мы уже увидели, одиночество лирического героя не только мирское – оно проявляется на гораздо более масштабных уровнях:

«Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой».
(«Я не для ангелов и рая…»)

«Сознавая в себе от ранних лет гениальную натуру, задаток сверхчеловека, Лермонтов также рано сознавал и то злое начало, с которым он должен бороться, но которому скоро удалось вместо борьбы, вызвать поэта лишь на идеализацию его» – отмечал Владимир Соловьев. Лирический герой стихотворений Лермонтова не раз ассоциировал себя с падшим ангелом. Если Пушкин отвергает демона, называя злобным гением, язвительные речи которого «вливали в душу хладный яд», а встречи с ним были печальными и губительными, то от Лермонтова этот гордый демон не отстанет и не даст ему «счастья никогда», поэт называет демона своим: «Он недоверчивость вселяет, Он презрел чистую любовь, Он все моленья отвергает» и, в конце концов, демон становится Альтер-эго поэта:

«Я тот, чей взор надежду губит;
Я тот, кого никто не любит;
Я бич рабов моих земных,
Я царь познанья и свободы,
Я враг небес, я зло природы…»
(«Демон»).

Так, даже поверхностно взглянув на лирику поэта, можно заметить, что тема одиночества в творчестве Лермонтова одна из ведущих, и едва ли не самая значительная, определяющая его философию и мировоззрение.

Материалы, размещенные на этой странице, помогут учащимся 6-9 классов при написании реферата или сочинения на тему «Тема одиночества в лирике Лермонтова».

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова Разное Лермонтов М.Ю. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

    На протяжении всей жизни, Лермонтова преследовало непреодолимое чувство одиночества. Ранняя смерть матери, трагедии в личной жизни – всё это оставило неизгладимый след в душе поэта. Кроме того Лермонтов был поэтом-романтиком, а в романтизме мотив одиночества является одним из главных. Неудивительно, что тема одиночества в творчестве Лермонтова считается одной из основных. Её грустный мотив проходит почти через все его произведения.
     В своём знаменитом стихотворении «Смерть поэта», явившееся своеобразным поминальным откликом на трагическую гибель непревзойдённого Пушкина. Лермонтов смело, без двусмысленных намёков высказывает своё мнение о светской «толпе», о её страстях и желаниях; по сути он обвиняет её в убийстве великого поэта:

    А вы, надменные потомки
    Известной подлостью прославленных отцов,
    Пятою рабского поправшие обломки
    Игрою счастия обиженных родов!
    Вы, жадною толпой стоящие у трона,
    Свободы, Гения и Славы палачи!

    В этом и других и других своих стихотворениях Лермонтов как бы отделяет своего лирического героя от светского общества. Ему непонятна и скучна мишура света, его пустые «отточенные» разговоры, балы, обеды, сплетни; среди этой шумной, безмятежной толпы лирический герой Лермонтова не находит никого, кто бы смог понять его, он одинок и непонимаем в свете:

    Но перед идолами света
    Не гну колени я мои;
    Как ты, не знаю в нём предмета
    Ни сильной злобы, ни любви.

    Для лирического героя Лермонтова нет счастья и в любви. Через все его произведения, посвященные этой вечной теме, неразрывно следует мотив одиночества. Лирическому герою поэта в любви сопутствует, по большей части, измена, обман, предательство и горькое разочарование:

    Не ты, но судьба виновата была,
    Что скоро ты мне изменила,
    Она тебе прелести женщин дала,
    Но женское сердце вложила.

    Одиночество не оставляет поэта даже когда он влюблён и его чувство взаимно. В этом заключается его трагедия. Мотив одиночества присутствует и в изображении Лермонтовым окружающего его поколения: «печально я гляжу на наше поколенье!»; так говорит о нём лирический герой поэта. С горечью Лермонтов обнаруживает, что в основном поколение становится продолжателем традиций своих отцов, суть которых заключается в светских «вечеринках», карьеризме, лицемерии и выслуживании. Равнодушие и бездействие – вот то, чем живёт, окружающее поэта молодое поколение. Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому по духу ему человеку.



/ Сочинения / Лермонтов М.Ю. / Разное / Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова


Смотрите также по разным произведениям Лермонтова:


Сочинение «Тема одиночества в творчестве Лермонтова»

Михаил Юрьевич Лермонтов – ярчайший представитель романтизма в русской литературе. Лирический герой почти всех его стихотворений до черточки повторяет романтического героя: непонятый близкими и друзьями, не приемлющий обыденность жизни, пошлость окружения, бунтующий и одинокий.

Одиночество насквозь пронизало не только его поэзию и прозу, но и биографию.
Одиночество в жизни Лермонтова
Потеряв мать, лишенный общения с отцом, он не вынес из детства светлых воспоминаний. Из-за частых болезней он много времени проводил дома, наедине с самим собой. Герой его юношеской повести «привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души». В образе мальчика предстает перед нами сам Лермонтов.

Дальше – пансион и Школа юнкеров, первые неразделенные влюбленности, знакомство  с творчеством Шекспира и Байрона, с которым часто сравнивал себя юный поэт.

Так сложилась судьба Лермонтова, что ему не пришлось встретить ни спутницу жизни, ни по-настоящему близких друзей. Опала, ссылка, ранняя трагическая смерть – все сложилось так, чтобы судьба самого поэта стала в один ряд с судьбами героев его произведений.
Мотив одиночества в поэзии Лермонтова
В произведениях поэта мы постоянно встречаем критику светского общества, мира «приличьем стянутых масок». Он безжалостен к поколению своих ровесников, к самому себе в том числе. Неудивительно, что ищущая душа и пытливый ум отвергают духовную бедность окружающих, карьеризм и лицемерие. Но лермонтовское одиночество – не всегда следствие этих разочарований. Иногда кажется, что его лирический герой одинок, потому что сам выбрал такую участь.

Совсем еще юным он написал незабвенное стихотворение «Парус», в каком-то смысле свое жизненное кредо. Среди лазурного моря и золотых лучей солнца, где трудно желать чего-то лучшего, парус все же одинок и «просит бури».
Та же антитеза в строках:

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом…

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? Жалею ли о чем?»

Лермонтов стал буквально певцом одиночества. «В минуту душевной невзгоды» мы обращаемся именно к творчеству Лермонтова.

Портрет лермонтовского одинокого бунтаря целен. Страдания кристально чисты, потому что порождены исканиями лучшего мира. Почему даже среди спокойной и прекрасной природы мечется его душа? Возможно, оттого, что герой не приемлет себя самого? Ведь от себя никуда не деться. Поэтому мы и любуемся этой вечной тревогой и печалью – она побуждает нас внимательнее всмотреться не только в окружающий мир, но и в самих себя.

Сочинение на тему: «Одиночество в творчестве Лермонтова» ❤️

Одной из ключевых тем во всем творчестве Лермонтова является тема человеческого одиночества. Проследить это можно за тем, как написаны стихи и лирика этого писателя. Будучи поэтом-романтиком, Лермонтов нередко формировал особый, своеобразно романтический образ своих героев. Они были наделены такими качествами как гордость, противопоставление себя окружающему миру, конфликтность. Все это в результате приводило к тому, что лирический герой Лермонтова представлялся одиноким человеком.

Еще в самом начале своей писательской деятельности

Лермонтовым было написано произведение, а именно стих, под названием «Одиночество». Уже это показывало, что тема одиночества для писателя чрезвычайно важна. В этом стихотворении рассказано о человеке, который не может встретить родную душу, а потому обречен на постоянное одиночество. Одиночество в плане близких отношений с девушкой описано поэтом в его произведении «Я не унижусь пред тобою… «, где автор описывает впечатления лирического героя от того, как с ним обращалась возлюбленная. В итоге, герой был лишь отвергнут возлюбленной, что только усугубило его внутреннее чувство одиночества.

Но

человеческое одиночество в творчестве Лермонтова касалось не одной лишь личной жизни человека, в нем также описано, что такое одиночество, переживаемое в обществе, где человека окружают люди. В поэме «Как часто пестрою толпою окружен…» лирический герой оказывается на бал-маскараде, но остро ощущает безразличие толпы к нему, это убеждает его в том, что на этом мероприятии он может быть лишь одинок. В результате герою приходится вспоминать собственное детство, когда мир на казался ему настолько безразличным.

В некоторых случаях причиной острого ощущения одиночества служило то, что лирический герой Лермонтова противопоставлял себя большинству представителей своего поколения, полагая, что он лучше и успешнее, чем они. Тем самым, никто не может сравниться с героем, понять его, что делает его чрезвычайно одиноким и непонятым. В частности, о таком случае идет речь в стихотворении Лермонтова под названием «Дума».
Перечень вышеуказанных произведений не является исчерпывающим. В связи с тем, что тема одиночества является чуть ли не центральной для всего творчества Лермонтова, подобные примеры в разных формах можно отыскать практически во всего произведениях автора. Тема одиночества делает авторские произведения глубокими с философской точки зрения, потому что герои зачастую размышляют о своей судьбе, но в то же время и грустными, печальными, потому что эти размышления зачастую носят негативный характер.

Жизненное одиночество и творческое бессмертие: раритеты Президентской библиотеки исследуют личность и творчество Лермонтова

27 июля — день памяти М. Ю. Лермонтова (1814–1841). В канун этого события фонды Президентской библиотеки пополнились новыми изданиями, посвящёнными жизни и творчеству одного из самых сакральных, не разгаданных до конца поэтов России. Среди них исследование А. П. Георгиевского 1914 года «Лермонтов о цели и смысле жизни», книга  И. Л. Андроникова 1939 года  «Жизнь Лермонтова», биографический очерк М. Ф. Николаевой «М. Лермонтов» и другие раритеты. Они стали украшением коллекции, приуроченной к 200-летнему юбилею поэта, который весь читающий мир отметил в 2014 году. В собрание вошли книги и периодические издания, содержащие тексты произведений Лермонтова, исследования о его жизни и творчестве, а также открытки и фотографии, изображающие памятники поэту, места, связанные с его именем.

Особый интерес представляет книга литературоведа, публициста, критика Н. А. Котляревского «М. Ю. Лермонтов», изданная в 1891 году, в год пятидесятой годовщины со дня кончины поэта, и уже к 1915 году выдержавшая пять изданий. «Из всех людей, стоящих в первых рядах общества, никто не бывает так безоружен перед этическими вопросами жизни, как поэт, этот признанный баловень природы, – проницательно замечает автор. – Ему более чем кому-либо приходится страдать от постоянного разлада идеала и действительности».

 Истоки подмеченной Котляревским «грусти, часто переходящей в форму мрачности и безотрадного пессимизма» исследует и М. Ф. Николаева в биографическом очерке «М. Лермонтов», опираясь на выдержки из неоконченной повести Лермонтова, имеющей, несомненно, автобиографический характер: «Шести лет он уж заглядывался на закат. Саша был преизбалованный, пресвоевольный ребенок. Бог знает, какое направление принял бы его характер, если б не пришла на помощь корь…  Болезнь эта имела важные следствия на ум и характер Саши: он выучился думать. Воображение стало для него новой игрушкой».

Счастливым и шаловливым Миша Лермонтов был лишь до той поры, пока не ушла из жизни не по годам рано мать. Властная бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, бесконечно любившая внука, сделала все, чтобы устранить из его жизни отца, которого считала виновным в несчастии и смерти дочери.  Позже поэт посвятит отцу такие строки: «Ты дал мне жизнь, но счастия не дал; / Ты сам на свете был гоним,. . / Но понимаем был одним».

 Сам Лермонтов нередко бывал не понимаем и одним – настолько претило ему светское окружение, описанное им впоследствии в стихотворениях и прозе. Во многом по этой причине он прервал свое обучение в Московском университете и поступил в Петербургскую школу гвардейских прапорщиков, стал корнетом Лейб-гвардии гусарского полка. В литературных кругах Лермонтов поддерживает отношения с В. А. Жуковским, П. А. Вяземским, В. Ф. Одоевским, А. И. Тургеневым, А. Н. Муравьевым, графом Соллогубом и в особенности с А. А. Краевским, который начал (с 1839 года) издавать «Отечественные записки», где Михаил Юрьевич скоро сделался одним из самых деятельных сотрудников и где были напечатаны два отрывка из «Героя нашего времени». 

«Печорин – это родственник Демона, Арбенина, Радина, Измаила и конечное завершение последних. Полнейшая разочарованность во всем… страстная натура, произвольно осудившая себя на безделье, самовольно отбросившая основные вопросы жизни, отдавшаяся всем встречным течениям», – напишет А. П. Георгиевский в исследовании 1914 года «Лермонтов о цели и смысле жизни».

«Многие русские поэты говорили о своём презрении к «толпе», но ни один лирик, кроме Лермонтова, не отдавал себя целиком выяснению всего неизмеримого трагизма этой неравной борьбы», – читаем в электронной копии книги И. Л. Андроникова «Жизнь Лермонтова» 1939 года.

Стихотворение на смерть Пушкина указало всей России на его настоящего преемника. «Существует распространенное мнение, – писал Андроников, – что вещь, новаторская по существу и по форме, недоступна восприятию современников, что правильно может оценить ее только будущее. «Смерть Поэта» не согласуется с этой концепцией. Лермонтову не пришлось ожидать одобрения потомства. Современники, разделившие с ним скорбь о Пушкине, высоко оценили эти стихи в те самые дни, когда они стали распространяться по городу».

Уже через несколько дней строки из «Смерти Поэта» входят в повседневную речь, экземпляры стихотворения переписываются от руки и пересылаются из Петербурга по городам и весям. Следствием этого явилась ссылка автора запрещенных цензурой строк на Кавказ. «У исследователей нет оснований считать перевод Лермонтова на Кавказ в Нижегородский драгунский полк суровой репрессией, – продолжает свое исследование Андроников. –  Но у нас все основания видеть в истории стихов на смерть Пушкина не только начало поэтической славы Лермонтова, но и начало его конца».

Расплата со стороны общества, которое, по выражению Лермонтова, «останется для меня собранием людей бесчувственных, самолюбивых в высшей степени и полных зависти к тем, в душе которых сохраняется хотя бы малейшая искра небесного огня», не заставила себя ждать.

Ни малейшего присутствия божественной искры не было в душе Николая Мартынова, убившего поэта на дуэли у подножия горы Машук в Пятигорске и бросившего его умирать в одиночестве. Майор Мартынов, стрелявший куда как хуже служившего на Кавказе корнета небывалой смелости, на сей раз не промахнулся…

Тезисный план к сочинению «Тема одиночества в творчестве М.

Ю. Лермонтова»

Тезисный план к сочинению.

«Тема одиночества в творчестве М. Ю. Лермонтова.

I. Чем вызвана тема одиночества в поэзии Лермонтова.

Трагическая с рождения судьба Лермонтова во многом определила настроение его поэзии. Николаевская эпоха наложила свой отпечаток на творчество поэта. Это усугублялось тяжелыми обстоятельствами жизни Лермонтова, особенностями его натуры. Детство его было омрачено сложными отношениями в семье. Непонимание окружающих, отсутствие единомышленников.

II. Одиночество – мотив, пронизывающий все творчество М. Ю. Лермонтова. Герой одинок везде и во всем: в обществе, в любви, в целом мире.

1. Одинокий в толпе.

Лермонтов – отважный боец, остроумный и образованный человек. Но в обществе поэт чувствует себя одиноким. У него нет товарищей и единомышленников. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…» поэт показывает бездушность и черствость людей.

«…При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…».

2. Судьба Лермонтова – жизнь без друзей и близких по духу людей.

а) «И скучно, и грустно»

Поэт совершенно одинок, рядом нет людей, готовых помочь и выразить сочувствие.

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…».

б) «На севере диком».

Лермонтов желал найти в этом мире человека, который бы его понял и поддержал. В стихотворении «На севере диком» поэт рассказывает о сосне, которой снится такая же, как она одинокая пальма.

«Одна и грустна

На утесе горючем

Прекрасная пальма растет…»

3. Страдания любви, ведущие к одиночеству.

а) «Нищий».

Лирический герой сравнивает себя с нищим: лирическому герою так же необходима любовь, как просящему человеку кусок хлеба. В ответ герой получает лишь насмешку, и он, как и нищий, полон горечи и разочарования.

б) «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

Представлен образ простого усталого человека, разочаровавшегося в жизни, обращающегося к прошлому в поисках лучшего. Горечь и воспоминания о прошедших днях.

4. «Пророк».

Скорбь поэта гражданина о том, что высокое учение пророка не признается толпой. Толпа эгоистична и мелочна. Уход в пустыню, одиночество:

«…И вот в пустыне я живу,

Как птицы, даром божьей пищи…».

5. «Прощай, немытая Россия».

Лирический герой обличает деспотизм и бесправие. Закабаленная Россия противопоставляется вольному Кавказу, который всегда мыслился поэтом символом свободы духа .

6. «Выхожу один я на дорогу».

Внутренняя гармония природы противопоставлена душевному состоянию лирического героя. Дорога символизирует нелегкий жизненный путь человека, и поэтому внутренний монолог героя полон неудовлетворенности своим существование.

III. Одиночество – приговор?

Сочинение.Тема одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

 Николай Гумилев когда-то писал:

                           И надо мною одиночество

                           Возносит огненную плеть

                          За то, что древнее пророчество

                          Мне суждено преодолеть.

 

    Как эти строки ярко характеризуют облик поэта М.Ю.Лермонтова и его лирику!  Мятежный  и страстный человек, он жил в обществе среди других людей, но, даже находясь в шумной компании,   был одиноким. Об этом поэт часто писал в своих стихах, в которых тема одиночества представлена многогранно. М.Ю.Лермонтов осмыслил ее как глубоко личную трагедию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всем этом в его стихах нет безнадежности и равнодушия к жизни.

 Так, в стихотворении «Узник» поэт говорит об одиночестве, испытываемом человеком, находящимся в тюрьме. М.Ю.Лермонтов явно описывает свои впечатления о заключении, когда он провел несколько дней под арестом за написание стихотворения «Смерть Поэта». Отсюда и такая точность реальных деталей тюремного быта:

Одинок я — нет отрады;

Стены голые кругом;

Тускло светит луч лампады

Умирающим огнем…

Одиночество в тюрьме – явление понятное… Но почему лирический герой так одинок и среди любимой русской природы? Вспомним стихотворение «Выхожу один я на дорогу», где  красота ночного пейзажа так волнует и притягивает героя, очаровывает торжественной тишиной и покоем. Все здесь полно гармонии. Даже «пустыня внемлет богу, и звезда с звездою говорит». Но нет покоя на душе у лермонтовского героя! Он не жалеет о прошлом и не ждет ничего от будущего:

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!

Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед вселенной. Отчетливо звучат мотивы  странничества, душевной опустошенности, тоскливого отчаянья.И все это оттого, что ему непонятна и скучна мишура света, балы, обеды, сплетни, пустые «отточенные» разговоры. Среди этой толпы, шумной и безмятежной,  лирический герой М.Ю.Лермонтова не находит родственной души, которая смогла бы понять его:

 Но перед идолами света 

 Не гну колени я мои; 

 Как ты, не знаю в нём предмета 

 Ни сильной злобы, ни любви.

Вот почему  одиночество лирического героя навевает светлую грусть, вызывает желание понять причины этой трагической судьбы.

А причины в том, что Лермонтов, следуя Пушкину, с самого начала и до конца творческого пути осознает себя как поэта- пророка, патриота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободы. И в этой борьбе он часто остается один, так как не всегда его понимает и принимает народная толпа…

(367 слов)

 

Добавить комментарий

план состава

Поэзия Лермонтова вдохновляет, завораживает своей глубиной, его произведения поистине шедевральны. Его поэзия бесконечно многогранна: величайший поэт писал на темы природы, любви, отечества. Но мотивы одиночества в лирике Лермонтова непременно проходят через все творчество. План композиции следует составлять, исходя из различных ее эмоционально-литературных оттенков. Лермонтовское одиночество иное, оно несет иную смысловую и психологическую нагрузку, оно существует в нескольких формах параллельно, открывая нам душу поэта.

Поэма «Парус»

При упоминании имени Лермонтова у большинства на ум приходит его знаменитая поэма «Парус». С самого начала читатель словно ныряет в море бескрайнего одиночества поэта. «Белеет одинокий белый парус/ В тумане синего моря…» — такими словами начинается произведение. В глаза сразу бросается емкое по своему значению слово «одинокий». Недаром поэт использует его здесь: он использует прием инверсии, выделяя это слово для читателя, подчеркивая, что оно является ключевым в стихотворении.

Именно с этого произведения следует начать описывать мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Письмо на эту тему обычно начинается с «Паруса», и это неспроста. Лирический герой здесь парус, он же романтический образ, имеющий свой характер и даже свою душу. «А он, мятежный, просит бури, / Как будто в буре покой». На самом деле парус – это душа самого поэта. Именно она, а не парус «счастья не ищет и от счастья не бежит».

Поэма «Скала»

Если в поэме «Парус» лирический герой как бы упивается своим одиночеством, то в другом лирическом произведении он страдает от этого одиночества. «Стоит, одинокий, в задумчивости / И тихонько плачет в пустыне…» — заканчивается грустно-проникновенное стихотворение Лермонтова «Утёс». Читателя вновь привлекает слово «одинокий», говорящее само за себя.

Смысловую нагрузку несет слово «пустыня». В контексте этого стихотворения оно означает место, где нет абсолютно ничего, пустое, одинокое.Одинокий утес страдает, тихо плачет посреди пустыни, как человек, брошенный на произвол судьбы.

Стихотворение «Я ухожу один в дорогу.

..»

Еще одно стихотворение Лермонтова о жизни и смерти и о постоянном одиночестве. Опять же, вышеупомянутый мотив присутствует. С первой же строки герой снова наедине с собой, он в раздумьях отправляется в путь.

Недаром мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Его стихи позволяют заглянуть в душу поэта.Ведь он и сам, как лирический герой, до конца жизни был наедине с собой. Одинокий и гордый, он всегда был верен собственной отрешённости от суетного и несправедливого мира.

Одиночество как гражданская позиция поэта

М.Ю. Лермонтову пришлось жить и творить во времена жесткой политической реакции, имевшей место в России после кровавого подавления восстания декабристов. Картину жестокости и несовершенства мира дополняло то, что поэт рано потерял мать.Это сформировало его как наблюдателя жизни, грустного и философски-мечтательного. Но чаще всего лирический герой в поэзии Лермонтова — личность не замусоренная одиночеством, а гордая, противостоящая несправедливому миру и обществу. Лирика поэта наполнена скрытым протестом против всех форм рабства — внутреннего и внешнего, политического, когда человек не волен прямо, открыто выражать свою позицию.

Лирическому герою, как и самому поэту, время не находит места ни в пестром обществе, ни в любовной жизни, ни в дружбе, ни даже в своем Отечестве.В стихотворении «Дума» очень четко прослеживаются мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Краткое содержание стихотворения таково: поэт честно и открыто говорит, насколько современное молодое поколение отстало в духовном плане, насколько оно малодушно и трусливо. Поэт жалуется, что молодежь просто пугается массовых бунтов деспотии и произвола, это вызывает у него приступ гневного презрения. В то же время Лермонтов не отделяет себя от своего недостойного поколения, говоря не «они», а «мы».Поэт судит и о себе, осуждая его с точки зрения будущих поколений.

С помощью стихотворения «Как часто толпой окружили» очень ярко отразились мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Здесь поэт абсолютно один среди масок, «благопристойно связанный». Ему не нравилось их общество, а также прикосновения к бездушным «городским красавицам». Поэт в гордом одиночестве противостоит всей толпе, он готов «осмелиться бросить им в лицо железный стих», изливая на него «горечь и гнев».

Одиночество поэта в любви и дружбе

В стихотворении Лермонтова «И скучно и грустно» жизнь трактуется как «пустая и глупая шутка». некому пожать руку». В ней отражается не только одиночество Лермонтова среди толпы, но и его отношение к любви и дружбе. Легко проследить его полное неверие в любовь. Ведь любить «до поры до времени — это не стоит того», вечно любить просто невозможно.

Те же мотивы одиночества в лирике Лермонтова прослеживаются и в стихотворении «Благодарность». В ней поэт благодарит возлюбленную за «яд поцелуя», «за горечь слез», даже «за месть врагов, за клевету друзей». Но не воспринимайте это буквально. В такой благодарности кроется упрек в неискренности человеческих чувств, когда даже поцелуй поэт считает «ядом», друзья в его представлении лицемеры, оклеветавшие его.

Одинокий герой лиричен и в стихотворении «Нет, я не люблю тебя так страстно…», где он вспоминает «былые страдания», а юность считает «умершими». Одиночество толкает его к воспоминаниям, он снова видит перед собой «живой рот», горящий «огонь в глазах». стали «давно немыми», что жизненный огонь в его глазах «давно погас». Снова поэт остается наедине с прошлым, он не хочет встречи с настоящим

Одиночество и Страдание

Интересны мотивы одиночества в лирике Лермонтова, в частности в стихотворении «Завещание».Она написана в виде предсмертной исповеди солдата, погибшего на войне. В произведении есть женщина с пустым сердцем. Солдат так говорит о ней: «Не жалей сердца». Он горько восклицает: «Пусть плачет… Это ничего не значит». В лице этого человека автор изобразил всю жестокость и несправедливость, которые испытал боец ​​в своей жизни. Мотив одиночества здесь очень ярок. Хотя у лирического героя есть родители, он не верит в себя и в земную любовь.

Стихотворение «Молитва» написано в форме монологического лирического героя. Он молится о счастье возлюбленной, заботясь о ее душе. Здесь присутствует трагедия глубокого духовного одиночества. Неприятности и невзгоды не уничтожили интерес и участие лирического героя в жизни и судьбе человека, не сумевшего сохранить душевную чистоту. Автор сочувствует даже тому, чья духовность не выдержала испытания, не справилась с влиянием «холодного мира».

Одиночество также показано в поэме «В диком севере». В ней рассказывается о сосне, которая стоит «одинокая на голой вершине» и мечтает о пальме «в пустыне далекой». Пальма тоже стоит «одинокая и грустная». Сосна снится к близкой душе, томящейся где-то в далеких заморских краях.

Тема Родины и одиночества

Другая тема, тесно связанная с мотивом одиночества, также играет важную роль во всей лирике Лермонтова. Это тема Родины.Здесь многие писатели отмечают, насколько схожи в этом контексте мотивы одиночества в лирике Лермонтова и Пушкина:

  • Отношение обоих этих поэтов к России всегда было неоднозначным.
  • Любили русскую природу и восхищались ею, но не принимали самодержавие и законы, царившие в обществе тех времен.

Нельзя не упомянуть стихотворение «Родина», описывающее мотивы одиночества в лирике Лермонтова. Произведение необходимо дополнить его анализом, ведь именно в этом произведении Лермонтов признается, что любит свою родину, но «странной любовью».Автор хочет увидеть Россию, где вспыхивали «дрожащие огни унылых деревень», где был виден «дым сожженной жнивья», где можно было увидеть «пару белеющих берез среди желтых полей».

Заключение

Рассматривая мотивы одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту удалось превосходно раскрыть эту тему. Его лирические герои не просто одиноки, они полны энергии, чистого благородного негодования, они хотят изменить окружающую их действительность.В лирике поэта отразился весь его многогранный духовный мир.

р>

| Тутт’Арт@ | Питтура • Скульптура • Поэзия • Музыка

Архивы 2022 (14)декабрь 2021 (25)ноябрь 2021 (11)октябрь 2021 (13)сентябрь 2021 (16)август 2021 (32)лет 2021 (46)июнь 2021 (47)маджо 2021 (29)апрель 2021 (30) март 2021 г. (41)февраль 2021 г. (30)женнай 2021 г. (36)декабрь 2020 г. (43)ноябрь 2020 г. (32)октябрь 2020 г. (42)сентябрь 2020 г. (40)август 2020 г. (68)август 2020 г. (52)июнь 2020 г. (36) май 2020 г. (55)апрель 2020 г. (66)март 2020 г. (83)февраль 2020 г. (57)женнай 2020 г. (74)декабрь 2019 г. (81)ноябрь 2019 г. (80)октябрь 2019 г. (46)сентябрь 2019 г. (55)август 2019 г. (68) июнь 2019 (77)июнь 2019 (67)маджо 2019 (54)апрель 2019 (88)марцо 2019 (92)февраль 2019 (90)женнай 2019 (70)декабрь 2018 (67)ноябрь 2018 (75)октябрь 2018 (87) Сентябрь 2018 г. (28)Август 2018 г. (23)июнь 2018 г. (38)июнь 2018 г. (45)маджо 2018 г. (19)апрель 2018 г. (32)март 2018 г. (59)февраль 2018 г. (57)женнайо 2018 г. (53)декабрь 2017 г. (63) ноябрь 2017 г. (49)октябрь 2017 г. (48)сентябрь 2017 г. (22)август 2017 г. (40)август 2017 г. (35)июнь 2017 г. (25)март 2017 г. (23)апрель 2017 г. (28)март 2017 г. (38) февраль 2017 г. (48)женнай 2017 г. (38)декабрь 2016 г. (35)ноябрь 2016 г. (39)октябрь 2016 г. (40)сентябрь 2016 г. (47)август 2016 г. (29)август 2016 г. (41)июнь 2016 г. (41)маджо 2016 г. (52) апрель 2016 г. (61)март 2016 г. (60)февраль 2016 г. (69)женнай 2016 г. (44)декабрь 2015 г. (39)ноябрь 2015 г. (55)октябрь 2015 г. (47)сентябрь 2015 г. (41)август 2015 г. (53)август 2015 г. (35) июнь 2015 г. (30)маджо 2015 г. (16)апрель 2015 г. (20)марцо 2015 г. (21)февраль 2015 г. (23)женнай 2015 г. (20)декабрь 2014 г. (15)ноябрь 2014 г. (28)октябрь 2014 г. (11)сентябрь 2014 г. (6) август 2014 г. (12)август 2014 г. (17)июнь 2014 г. (18)маджо 2014 г. (25)апрель 2014 г. (16)март 2014 г. (23)февраль 2014 г. (52)послание 2014 г. (32)декабрь 2013 г. (38)ноябрь 2013 г. (42) октябрь 2013 г. (23)сентябрь 2013 г. (20)август 2013 г. (33)август 2013 г. (21)июнь 2013 г. (17)маджо 2013 г. (34)апрель 2013 г. (13)март 2013 г. (62)февраль 2013 г. (38)женнайо 2013 г. (27) декабрь 2012 г. (36)ноябрь 2012 г. (41)октябрь 2012 г. (38)сентябрь 2012 г. (48)август 2012 г. (42)август 2012 г. (45)июнь 2012 г. (26)маджо 2012 г. (25)апрель 2012 г. (55)марцо 2012 (35)февраль 2012 (35)женнай 2012 (39)декабрь 2011 (46)ноябрь 2011 (39)октябрь 2011 (64)сентябрь 2011 (34)август 2011 (16)люглио 2011 (26)июнь 2011 (12)маджо 2011 (14)апрель 2011 (25)март 2011 (20)февраль 2011 (13)женнай 2011 (12)декабрь 2010 (1)ноябрь 2010 (1)октябрь 2010 (4)сентябрь 2010 (3)

Герой нашего времени

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве 15 октября (по новому стилю) 1814 года.Он был сыном обедневшего помещика и отставного ротмистра и единственной дочери Елизаветы Арсеневой; член богатой семьи Столыпиных и, таким образом, намного выше в социальном отношении отца Михаила. Когда Лермонтову было три года, его мать умерла от чахотки, и он остался полностью на попечении бабушки по материнской линии, которая так заботилась о нем, что заставила его с самого раннего возраста считать собственное эго самым важным в мире. . Однако из-за потери матери и драконовского правления его немецкой гувернантки у него также развилось острое чувство одиночества и глубокая ненависть к любой принудительной власти.

Молодой Лермонтов был хорошо образован по тогдашним меркам, но, возможно, еще более важными в его юношеском развитии были три визита, которые он совершил с бабушкой до двенадцати лет в окрестностях курорта-курорта Пятигорск на Кавказе. Это была территория, которую Лермонтов позже считал страной своего «желания сердца» и которая должна была занять видное место в его литературном творчестве, взрослой жизни и, в конечном итоге, в его смерти.

С четырнадцати лет Лермонтов провел два года в известном «Дворянском пансионе» при Московском университете, где преуспел как в написании, так и в переводе стихов, а также много читал лучших русских, французских и немецких авторов. времени.Важно отметить, что он также достаточно выучил английский, чтобы читать Байрона в оригинале.

В 1830 году Лермонтов поступил в Московский университет, и именно в это время он впервые достиг пика поэтической деятельности, по крайней мере, по количеству, если не по качеству произведений. Он также испытал свою первую любовь, влюбившись в нескольких своих младших кузенов или троюродных братьев, большинство из которых не воспринимали его всерьез. Однако, пожалуй, самой серьезной и, может быть, единственно настоящей любовью в жизни Лермонтова была любовь к Варе Лопухиной, предавшей его чувства в 1835 году, когда она вдруг вышла замуж за гораздо более старшего и бездарного, но богатого Н.Ф. Бахметьев. У Лермонтова в результате этих насмешек выработалось холодное и грубо-ироническое отношение к женщинам, хотя, кажется, он так и не избавился от своей любви к Варе.

В течение двух лет в университете Лермонтов сознательно избегал участия в группах или обществах, которые означали бы необходимость вступать в контакт с другими студентами, предпочитая вместо этого свое собственное общество и общество своего пера и бумаги. Ибо, хотя в это время он не собирался подавать в печать ни одного произведения, между 1828 и 1832 годами он написал около трехсот стихотворений, семнадцать байронических сказок в стихах и три пьесы.И хотя эти работы часто были несколько незрелыми и чрезмерно обязаны Байрону, многие, безусловно, демонстрируют эмоциональную и интеллектуальную раннюю зрелость, которая вскоре в полной мере проявилась в его более зрелых работах.

По неизвестным причинам Лермонтов оставил Московский университет в 1832 году и уехал в Петербург. Узнав, что два года учебы в Москве не будут учтены, если он поступит в университет в Петербурге, он решил совсем отказаться от университета и вместо этого поступил в Школу кавалерийских юнкеров, где в течение двух лет предавался обычный раунд пьянства и непристойного поведения, прежде чем он продолжил почти то же самое после его повышения до прапорщика в гусарском полку, дислоцированном недалеко от Санкт-Петербурга.Петербург в Царском Селе.

Однако все это время Лермонтов все еще возмущался своей безответной любовью к Варе и даже жаловался в письме другу, что не может продолжать нормальные половые отношения с крепостными девушками в своем имении, «потому что они воняют» ! Еще одной сложностью для него в это время было также его двойственное социальное положение, ибо, несмотря на богатство и связи бабушки, отец его был из низших слоев русского дворянства, и поэтому Лермонтов так и не смог войти во внутренние круги высшего света русской знати. которые он так любил, хотя и высмеивал их.

Во время военной подготовки и сразу после нее поэтическая деятельность Лермонтова значительно уменьшилась, но в 1837 году он получил известность и известность благодаря своей поэме «Смерть поэта» , в которой затрагивалась спорная тема смерти поэта Александра Пушкина на дуэли. от рук барона Дантеса, внебрачного сына голландского посла в России. Стихотворение не могло быть напечатано из-за его тематики и того факта, что многие считали, что сам царь был замешан в заговоре с целью убить Пушкина.Тем не менее, он был распространен в тысячах рукописных экземпляров. Однако, когда власти установили личность автора поэмы, Лермонтова арестовали и отправили в пехотный полк, дислоцированный в отдаленной части Кавказа.

Не скучая по своим петербургским друзьям и наслаждаясь временем, отпущенным ему для проявления творческой энергии в этот период, Лермонтов даже писал своему другу Раевскому следующее: «В данный момент у меня нет желаний. Я бы с удовольствием остался на этом месте. и смотреть на его пейзажи до конца моих дней.В это время Лермонтов достиг зрелости как поэт и должен был использовать кавказский пейзаж как фон для двух своих лучших стихотворных сказок: «Послушник» и «Демон », а также для своего прозаического шедевра «Герой нашего времени». .

Однако после больших усилий со стороны бабушки Лермонтову было разрешено осенью того же года покинуть Кавказ, а после недолгой службы в полку, стоявшем в Новгороде, было разрешено воссоединиться со своими гусарами. в Царском Селе в январе 1838 г.По возвращении в Петербург новый популярный поэт был воспет тем же высшим светом, который прежде игнорировал его, и то ли искренне, то ли из-за извращенного снобизма, Лермонтов утверждал, что ему все это наскучило, и вскоре обратился к нарочитой невоспитанности, чтобы самоутверждаться против своего социального превосходства и поэтому считался нежелательным аутсайдером.

В это время Лермонтов регулярно печатался в периодических изданиях, которые в России играли более важную роль, чем где-либо в Европе. В 1840 году он опубликовал свой первый сборник стихов, а также свой роман Герой нашего времени , оба из которых были встречены с большим энтузиазмом выдающимся критиком того времени Белинским, который также был величайшим сторонником Лермонтова. Однако, хотя на литературном уровне Лермонтов теперь был «в безопасности», на более глубоком уровне его собственная раздвоенная личность означала, что люди редко были уверены, что о нем думать. Очень интересно описание его Иваном Тургеневым на балу в 1840 году:

«В облике Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какая-то темная и роковая сила, злобная меланхолия и горячая страсть отпечатались на смуглом лице его, в его большом , темные и неподвижные глаза.Тяжелый взгляд их составлял странный контраст с выражением его слегка выдающихся губ, нежных, как губы ребенка. Его коренастое телосложение, кривые ноги, крупная голова, широкие плечи и слегка сгорбленная фигура производили неприятное впечатление; все же нельзя было не чувствовать в нем некую силу. .. Несомненно, что, следуя тогдашней моде, он принял некий байронический стиль, приправленный еще худшими собственными капризами и капризами. Но он поплатился за них страшным наказанием.Кажется, в глубине души Лермонтов глубоко скучал. Ему было душно в той узкой сфере, в которую он был отнесен судьбой». и историком де Баранте, после чего дрался с ним на дуэли и был легко ранен В результате дуэли, считавшейся несколько скандальной, Лермонтов был вновь арестован и отправлен обратно на Кавказ.

В этот второй период пребывания на Кавказе, видимо, вдохновленный каким-то романтическим желанием смерти, Лермонтов участвовал во многих кровавых стычках с кавказскими горцами и был представлен к медалям и золотой шашке за доблесть. Его бабушка отчаянно пыталась добиться для него помилования, чтобы он мог вернуться из ссылки в Петербург, но царь, читая Герой нашего времени , как говорят, отметил «порочность» его автора, и, таким образом, Лермонтов был в полном отчаянии. позор.Ему было отказано в освобождении от армии, но был предоставлен продолжительный отпуск, позволивший ему провести первые три-четыре месяца 1841 г. в Петербурге и частью в Москве.

Возвращаясь на Кавказ со своим двоюродным братом «Монго» Столыпиным весной, он ненадолго прервал свое путешествие в фешенебельном курортном городе Пятигорске (который занимает видное место в Герой нашего времени ), найдя нескольких старых друзей и знакомые есть. Среди них был некий майор Мартынов.

Мартынов был старым школьным товарищем Лермонтова, сестра которого Надежда влюбилась в писателя во время его недавнего пребывания в Москве и, по-видимому, относилась к нему довольно плохо. По какой-то причине Лермонтов взялся как можно больше высмеивать майора Мартынова; легкая задача, потому что майор был чем-то вроде романтического позера.

Майор Мартынов в свою очередь пытался отговорить Лермонтова от столь излишне вызывающего поведения, но когда Лермонтов оскорбил его однажды в присутствии дам в доме казачьего генерала Верзилина, Мартынов был вынужден вызвать его на дуэль, которая состоялась предместья Пятигорска ранним утром 27 июля 1841 г. Как и подобает поэту и писателю, чья жизнь так близко отражала жизнь одного из его ущербных романтических героев, дуэль произошла во время свирепой бури, и Лермонтов был убит на месте под звуки раскатов грома. Ему было двадцать шесть лет.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова. Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов

Мотив одиночества в лирике Лермонтова проходит рефреном через все произведения.В первую очередь это связано с биографией поэта, наложившего отпечаток на его мировоззрение. Он рано потерял мать, отношения с отцом не сложились. Единственным близким человеком была бабушка — Елизавета Арсеньева, которая очень не любила маленького Мишу. Уже в детстве Лермонтов понял, что отличается от окружающих. Всю свою недолгую жизнь поэт был одинок. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов – это не только предмет его творчества, но и состояние души.

«Поэт совсем другой эпохи»

Так называл поэта Белинского, сравнивая с А.С. Пушкин. Уже в ранней лирике Лермонтова появляются ведущие мотивы его творчества: поэтический выбор, влекущий за собой одинокое существование. Но он понимает, что ничего изменить не может, поэтому принимает своеобразное изгнание добровольно. «Я привык к одиночеству», — признается лирический герой, так похожий на самого Лермонтова.

На характер поэта повлияло время, в котором он жил и работал.Война с Наполеоном, восстание декабристов — эти события отложились в памяти не только Лермонтова, но и всех его современников. Так, в стихотворении «Дума» поэт делает вывод, что пессимистические настроения свойственны всему поколению. Лирический герой – усталый, окруженный толпой, но одинокий человек. Его беспокоит бездействие, равнодушие людей к общественной жизни.

Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов (материал «Парус»)

Знаменитый «Парус» поэт написал в семнадцать лет.Почвой для него стали личные переживания юного Лермонтова. Из-за конфликта с профессором поэту пришлось оставить Московский университет и по настоянию бабушки переехать в Петербург для поступления в юнкерское училище. Переживания поэта о будущем легли в основу поэмы. Образы моря, бури, паруса сопровождают мотивы горя и одиночества в лирике Лермонтова, особенно в раннем творчестве. Лирического героя можно охарактеризовать как мятежного и одинокого.Именно так поступил и сам поэт, всю жизнь искавший бурю.

Один в толпе

Умный и образованный Лермонтов трудно ладил с людьми. Свою непохожесть на других он увидел еще в детстве. По воспоминаниям современников, он был человеком прямым, язвительным, скрытным, поэтому его часто недолюбливали и даже ненавидели. Лермонтов очень страдал от невозможности быть понятым.

Так, в стихотворении «Как часто пестрой толпой окружена…» он рисует общество бездушных людей, лишенных человеческого тепла.Фальшивая, ограниченная толпа угнетает лирического героя, он осознает, что ему здесь не место. Мечтательно он рисует образ возлюбленной. К сожалению, он понимает, что все это розыгрыш, и он по-прежнему один.

Мотив одиночества в лирике Лермонтова звучит в произведении «Выхожу один на дорогу…», которое он написал за три месяца до смерти. В ней поэт философски подводит итог своей жизни, размышляет о смерти. «Чего ждать? / Ты сожалеешь о чем нибудь? — спрашивает лирический герой.Он мечтает сладко уснуть под дубом, наслаждаясь пением любимой.

Поэт предвосхищает свою скорую трагическую смерть в стихотворении «Пророк», написанном за несколько недель до смерти. Лермонтова не покидает чувство горя, он полон отчаяния, он не верит в признание потомков, в ценность своего труда. Он сравнивает себя с пророком, которому суждено быть гонимым и непонимающим других.

Любовные страдания, отраженные в лирике поэта

Известно, что Лермонтову не везло в любви.Сильнейшей привязанностью поэта, образ которой остался жить на страницах произведений и в строках стихов, — очаровательной Варенькой Лопухиной — стала иностранная жена. Сложные отношения связали их со смертью поэта, известие о которой окончательно сломало Варвару. Она пережила своего возлюбленного всего на десять лет. Он искал черты Лопухиной в других женщинах.

Другая муза поэта, Екатерина Сушкова, только играла его чувствами, впрочем, как и Наталья Иванова, которая ему изменяла.Неудивительно, что тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов особенно ярко проявляется в любовных стихах.

«Нас случайно свела судьба» — первое произведение, адресованное Вареньке Лопухиной. Уже в ней звучит мотив разлуки, невозможности счастья и взаимной любви. В стихотворении «Нищий» мотив одиночества в лирике Лермонтова вызван неразделенными чувствами. Произведение написано в 1830 году и относится к раннему творчеству поэта.В стихотворении Лермонтов сравнивает себя с нищим, которому вместо нищенства дали в руку камни. Таковы были отношения поэта с Екатериной Сушковой, которые легли в основу произведения.

Цикл стихов, посвященный Наташе Ивановой, — это история безответной любви и горького разочарования. «Я недостоин, быть может, / Вашей любви», — обращается к ней автор. «Нет, не тебя так горячо я люблю…» — пишет поэт незадолго до смерти. Кому посвящено это стихотворение, до конца не установлено.

Одиночество или свобода?

Мотивы одиночества, тоски по свободе в лирике М.Ю. Лермонтова занимают центральное место в поэме «Облака». Она была написана в 1840 году, накануне второго обращения поэта к Кавказу. Образы облаков, волн и облаков символизируют свободу, которой так не хватает лирическому герою. Он сравнивает себя с облаками, с иронией называет их «изгнанниками». Свобода и одиночество в творчестве поэта не могут существовать друг без друга.Так, в стихотворении «Желание» герой жаждет временной свободы, а в «Узнике» она становится единственной целью.

«На севере дико одиноко…»

Лермонтов никогда не переводил, но зимой 1841 года, незадолго до смерти, он сделал несколько переводов стихотворения немецкого поэта Генриха Гейне, вошедшего в Лирический цикл. Мы знаем это произведение как «На севере одиноко дико…». В ней особенно ярко чувствуется мотив одиночества в лирике Лермонтова. Мы знаем, что из-за тяжелого характера поэта не поняли и не приняли. А ему так хотелось тепла, поддержки близкого человека.

Образ сосны, растущей на крайнем севере, олицетворяет мысли и настроения самого Лермонтова. В одиноком дереве поэт узнал себя. Однако он не терял надежды встретить настоящего друга — в его стихотворении его прототипом была пальма, растущая на юге и такая же одинокая, как сосна.

Вместо заключения

Тема одиночества в лирике М.Ю. Лермонтов заменил яркую поэзию А.С. Пушкин. Поэт всю жизнь боролся с внешним миром и глубоко страдал от того, что его не понимали. Душевные переживания отразились в его творчестве, пронизанном тоской и горем.

Любовь Пушкина — светлое, одухотворенное чувство, а любовь Лермонтова неотделима от печали и боли. Так, писатель и критик Дмитрий Мережковский назвал Александра Сергеевича днем, а Михаила Юрьевича назвал ночную звезду нашей поэзии.

Мысли и взгляды Лермонтова были новыми и непонятными для России, поэтому ему было трудно найти единомышленников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *