Анализ стихотворения Лермонтова Нет я не байрон я другой
Увлечение Михаила Юрьевича Лермонтова английской литературой и поэзией началось в период его обучения в Московском университетском благородном пансионе, где его преподаватель, англичанин Виндсон, открыл юноше этот новый, доселе неведомый и чудесный мир. Именно там он знакомится с творчеством великого Шекспира, а чуть позже и Байрона.
Стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой» создано в 1832 году в непростой для Лермонтова период жизни. С одной стороны, буквально за год до этого, умер горячо любимый отец поэта – Юрий Петрович — с другой стороны, еще свежи душевные раны от разрыва отношений с юной красавицей Натальей Федоровной Ивановной, которая предпочла пылкому Лермонтову другого. Все это не могло не найти своего эмоционального отражения в творчестве поэта.
Рассматривая данное произведение, я делаю вывод, что поэт ранее отождествлявший свой внутренний мир с байроновским, начинает становление, как истинный славянофил, который ищет свой уникальный жизненный и художественный «с русскою душой» путь. Путь полный высоких переживаний, светлых, но, к сожалению, не сбывшихся надежд, душевных терзаний от неразделенной любви и вынужденной разлуки с отцом и матерью. И вот, как бы делая внутреннюю ревизию, подводя незримый под итог, восемнадцатилетний Лермонтов берет весь этот «груз» в большую, уже взрослую жизнь, так и не насладившись в полной мере радостями детства и отрочества. Уже тогда юный поэт ощущает себя одиноким странником, которого не понимает и не принимает окружающий мир. При этом Михаил Юрьевич верит, что выбранная им стезя является единственно верной, согласуясь с его внутренним и внешним намерением. Он смутно ощущает себя избранником судьбы, как бы предчувствуя будущее всемирное признание своего творчества.
Свою душу в этом стихотворении он сравнивает с безбрежным океаном, полным, как мне кажется, грустных, неизведанных тайн. Задумываясь об этом, Лермонтов задается вопросом, кто может заглянуть в самые потаенные уголки души поэта, прочувствовав всю глубину мыслей и переживаний донести их народу. Осознав невозможность реализации оного, Михаил Юрьевич приходит к выводу, что понять себя во всем многообразии гаммы дум и чувств может только он сам, или Господь Бог.
Несмотря на то, что произведение написано в относительно юном возрасте, по своему эмоциональному и смысловому содержанию, в нем звучат слова «еще не мужа, но мужчины». Удивительным представляется способность автора всего в трех четверостишьях дать оценку пройденному, затронуть вопрос самопознания и ответить на него.
Хочется отметить, что стихотворение носит пророческий характер. Пророческими, к сожалению, оказались и строки о скорой кончине Лермонтова.
9, 10 класс кратко по плану
Картинка к стихотворению Нет я не байрон я другой
Популярные темы анализов
- Анализ стихотворения Блока Родина
Тема России – Родины для Блока была идеей жизни. Он не раз признавался, что это вершина его поэтического пути, в этом он видел своё предназначение. В тяжёлое для страны время, после первой Русской революции и русско-японской войны,
- Анализ стихотворения Есенина Я последний поэт деревни
Стихотворение написано гениальным автором, Есенин написал его в 1919 году. В поэме передается страданье и горе. Поэт сильно вкладывает в него свою душу и проживает каждую минуту. Когда читаешь стихотворение и анализируешь его,
- Анализ стихотворения Есенина Мои мечты
Стихотворение «Мои мечты» поэт написал незадолго до своего отъезда в Москву. В нём автор предпринял попытку сформулировать свои чаяния и надежды относительно новой страницы в собственной биографии.
- Анализ стихотворения Северянина Не завидуй другу
«Не завидуй другу» было создано Игорем Северяниным в начале двадцатого века. Читая первую строчку, сразу можно понять, о чем пойдём речь в дальнейшем. В данном произведении, лирический герой — автор, а читатель — участник, который
- Анализ стихотворения Фета Я долго стоял неподвижно
Говорят, что поэзия – это встреча двух великих собеседников: поэта и читателя. А язык поэзии – это душа одного из них. Наслаждаясь красотой поэтического слова, другой учится думать. Недаром ведь известный английский поэт Уитмен когда-то
analiz-stihov.ru
«Нет, я не Байрон, я другой», анализ стихотворения Лермонтова
Имя английского лорда Джорджа Гордона Байрона — поэта, по сути, ставшего родоначальником романтизма, у многих любителей поэзии ассоциируется с мрачным Чайльд-Гарольдом – главным героем его самой известной поэмы. Этот мрачный молодой человек, мучимый хандрой, стал воплощением непростой судьбы самого Байрона, как известно, от рождения хромого, отверженного женщинами, страдающего от чувства неполноценности с детства (известен факт, что у него едва отняли нож, которым он хотел себя убить).
Однако, благодаря собственному мужеству и стойкости (чтобы пересилить хромоту, Байрон переплыл пролив Дарданеллы), а также появлению поэмы «Путешествие Чайльд-Гарольда» в британской, а впоследствии и во всей европейской литературе, появился новый тип героя – байронический, а байронизмом «переболели» все молодые поэты, включая Александра Сергеевича Пушкина.
Михаил Лермонтов, тоже знакомый с творчеством английского поэта, накануне своего совершеннолетия создает короткое стихотворение «Нет, я не Байрон, я другой», в котором практически предопределяет свою дальнейшую судьбу. Молодой Лермонтов в буквальном смысле сравнивает себя с английским лордом, понимая, что он тоже «гонимый миром странник», но только «с русскою душой».
Ощущение своей ненужности в русском обществе пришло к Михаилу не сразу. Оставшись без матери в трехлетнем возрасте, усилиями бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой он лишился отца и нормального детства. Бабушка посчитала, что лучшим вариантом воспитания для мальчика должно стать военное воспитание. С 13 лет кочуя по казармам, мальчик, тем не менее, был очень привязан к бабушке. Лишенный связи с единственным родным человеком, живущий в атмосфере вечной муштры и дисциплины, творческий ребенок постепенно превращался в угрюмого и замкнутого подростка.
Зная о нелегкой судьбе Байрона, Лермонтов внутренне противится ее повторению: «Нет, я не Байрон, я другой». Ему не хочется быть таким же изгоем, каким долгое время был сам английский поэт-романтик. Широко известен факт, что свою 36-летнюю жизнь Джордж Гордон Байрон завершил в Греции, где, поддерживая повстанцев, заболел лихорадкой, а после умер. Поэту пришлось покинуть родину, где, по мнению Байрона, его все забыли.
Противопоставляя свою судьбу судьбе английского поэта-романтика, Лермонтов подчеркивает, что он пока «неведом» миру, он пока – «неведомый избранник», потому что «с русскою душой». Главное его отличие в том, что он начал раньше (очевидно, творить), и закончит свой путь тоже намного раньше:
Мой ум немного совершит.
Нужно понимать, что в лирическом произведении совсем иная реальность. Когда поэт пишет «Я», то подразумевает некоего лирического героя, чья судьба вполне может быть схожа с автором, но герой приобретает обобщенное значение. И все-таки мотив изгнанничества и одиночества станет ведущим мотивом творчества Михаила Юрьевича Лермонтова.
В заключительной части стихотворения звучит уже знакомый по творчеству Александра Сергеевича Пушкина мотив: противопоставление поэта и толпы. Этот мотив появится в творчестве Лермонтова еще не раз в таких стихотворениях, как «Поэт», «Кинжал», «Пророк». И если в «Пророке» поэт предпочитает удалиться в пустыню, чтобы только не видеть толпу своих гонителей, то в данном произведении герой придерживается другой идеи. Отвечая на вопрос «Кто толпе мои расскажет думы?», сам поэт подчеркивает, что, кроме него и Бога, никто не сможет передать окружающим истины, а это тяжелое испытание, которое не каждый может выдержать.
В стихотворении преобладают романтические средства: сравнение со стихией («в душе моей, как в океане»), метафоры («надежд разбитых груз лежит»). Сама идея произведения, герой которого одинок и противопоставлен всему миру, и есть главная идея романтизма.
Несмотря на небольшой объем, это произведение смело можно отнести к разряду «вечных», так как мысль о собственном предназначении в этом непростом мире тревожит всех, кто неравнодушен к собственной судьбе и судьбе своей страны.
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Нет я не Байрон я другой»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
goldlit.ru
Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой»
Дж. Гордон Байрон — один из самых знаменательных поэтов Великобритании. При жизни он не был понят и принят своими современниками, лишь сейчас, с расстояния в несколько веков, перед нами раскрываются все краски его творчества.
Байрон был человеком скрытным, одновременно заносчивым и тихим, немного угрюмым и несколько меланхоличным. Неудивительно, что Лермонтов в самом начале своего творческого пути невольно сравнивал себя с ним. В возрасте 18 лет, когда к нему пришло осознание того, что жизнь свою он хочет связать с искусством, с литературой, он написал стихотворение, в котором не только противопоставил личности Байрона личность свою, но и сравнил судьбу английского поэта с возможным развитием своего собственного жизненного пути.Так же, как и Байрон, Лермонтов был весьма скромны человеком, с изрядной толикой самоедства. Он никогда не считал себя поэтом особого таланта, не любил славу, а лестные отзывы воспринимал как сигнал для того, чтобы писать еще лучше. В том возрасте, Лермонтов считал себя «еще неведомым избранником», которому только предстоит выбрать свою судьбу. Сравнив себя и Байрона, Лермонтов находит много общего, и, в тоже время,
отказывается подражать ему. Да, у обоих поэтов сложная судьба, но Лермонтов «другой», он начал раньше, позже и закончит. Этими строками он предрекает себе скорый конец, смиряется с тем, что его жизнь как поэта будет весьма скоротечной.Отрицая попытки подражать Байрону в его мрачной, ироничной и циничной манере, Лермонтов дает понять, что готов встретиться с недопониманием, тоской и людской злобой. При этом, он хочет сохранить в своей душе веру в лучшее, веру в людей и в бога. Уже тогда, в столь юном возрасте, Лермонтов понимает, что выбранный им путь сулит лишь одиночество и душевные муки. Но он не в силах, не в праве изменить это.
Обрекая себя на отрешенность от общества, он словно добровольно соглашается на сделку с некими высшими силами. Можно ли назвать это пассивностью, можно ли обвинить Лермонтова в пессимизме? Нет, конечно. Не нам судить, сквозь пелену времен. Но если взглянуть под правильным углом, то станет ясно. Выбор Лермонтова — это самый настоящий стоицизм. Это проявление веры в некие высшие идеалы. Это отказ от жизни по уже проложенному пути.
school-essay.ru