Доклад про Ломоносова (5 класс, по литературе)

Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в формирование науки. Он организовывал науку в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей, генеалогией, а также рисованием. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян, хотя и довольно зажиточных. Случилось это 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. Воспитывала ребенка мачеха, так как мать умерла рано. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, находившийся в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

В Германии Михаил Васильевич жил 5 лет, в течение этого времени он женился, родились дети. После возвращения в Россию он служил в физическом классе Академии, а в 1745 году стал профессором химии. До этого ни один русский не получал это звание.

Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. Он добивается чтения публичных лекций на русском языке, до этого они читались исключительно на латыни и немецком. При нем начинается набор студентов из семинарий, строится первая химическая лаборатория для проведения исследований. Он стремится сделать книги более доступными для обычных людей, а естественные науки — применимыми на практике, пишет труды по химии и физике. После открытия в 1755 году Московского университета Михаил Васильевич пытается отстоять право низшего сословия на образование.

Основные достижения были сделаны Ломоносовым в области химии, физики и астрономии. Ученые в Европе смогли достигнуть успехов в этих науках лишь через несколько десятилетий. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп-рефлектор, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Ломоносов кардинально изменил принципы русского стихосложения. До этого стихотворения сочиняли по принципу одинакового количества слогов в каждой строчке, а также добавляли рифму в конце строки. Это не придавало произведениям того времени особого изящества и музыкальности. Михаил Васильевич применил к каждому стихотворному размеру силлабо-тоническую систему, то есть чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке. Он написал большое количество стихотворений и од, в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Он также внес вклад в развитие литературного русского языка, разделив все слова по «трем штилям».

Гений Ломоносова не только сделал огромное количество открытий в самых различных областях знаний, но и кардинально изменил российскую действительность в XVIII веке.

dokladiki.ru

Сообщение Михаил Васильевич Ломоносов 5 класс

Михаил Васильевич Ломоносов.

Сообщение Дмитриевой Н.В.

Михаил Васильевич Ломоносов — гений своего времени, сделавший огромный вклад в науку, которую организовывал в Российской империи. Занимался астрономией, приборостроением, географией, металлургией, геологией, поэзией, филологией, историей. В современной России его имя связано с Московским университетом, проект которого он создал.

Ломоносов всего добивался сам, ведь родился он в семье крестьян 19 ноября 1711 года возле села Холмогоры. В 19 лет он сбежал из дома и поехал в Москву вместе с рыбным обозом. Там Ломоносов стал учеником Славяно-греко-латинской академии, где достиг больших успехов в обучении. Через 5 лет его отправили в университет при Академии Наук, в Санкт-Петербурге, а уже через год он отправился в Германию для изучения математики, физики, химии, философии и металлургии.

После возвращения в Россию он в 1745 году стал профессором химии. Получив звание профессора, Ломоносов стремится сделать науку доступной для русского народа. После 1755 года уже в Московском университете Михаил Васильевич сделал открытия в области химии, физики и астрономии. Он сумел развить науку о стекле, что привело к созданию знаменитой русской мозаики, объяснил причины возникновения северных сияний, создал теорию цветов, открыл наличие атмосферы у Венеры, изобрел уникальный для того времени телескоп, а также внес огромный вклад в развитие русского языка.

Он создал большое количество стихотворений , в которых писал о том, что изучал. Научная деятельность Ломоносова отражалась в его творчестве. Он не только воспевал в своих произведениях Родину, но и посвящал свои строки науке, описывал свое восприятие мира и космоса. Гений Ломоносов абсолютно изменил российскую действительность в XVIII веке.

infourok.ru

Доклад про Ломоносова 3, 4, 5, 7 класс, по литературе

Михаил Васильевич Ломоносов был уроженцем села Денисовка Архангельской губернии. Датой его рождения было 19 ноября 1711 года. Родился мальчик в простой крестьянской семье. Отец являлся зажиточным хозяином. Он увлекался ловлей рыбы. Отец часто брал Михаила с собой в плавания. Именно там мальчик впервые стал всерьез задумываться над законами природы и бытия. Здесь была заложена основа его будущих исследований в различных областях науки и техники. Михаил был весьма наблюдательным и любопытным. Он с детства интересовался такими вопросами, как: откуда появляется северное сияние, каков физический состав льдины, какие факторы влияют на изменение погоды и другие проблемы.

Мама Михаила была довольно образованной женщиной. Она с раннего детства научила его чтению книг, письму. Мальчик с огромным увлечением много читал. С каждым днем у Ломоносова росла жажда знаний. Михаил рано понял, что хочет заниматься именное наукой. В глубинке юноша не мог развиваться дальше и он принимает решение идти в Москву.

Ему едва исполнилось 19 лет, когда он принял окончательное решение добраться до Москвы. Ему предстоял огромный тяжелый путь в несколько тысяч километров. Несмотря на большое расстояние, Ломоносов пережил все невзгоды и препятствия и в 1731 году он поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Не пошло и пяти лет, как Михаил освоил фундамент всех наук и окончательно принял решение посвятить свою жизнь исследованиям и экспериментам. После окончания академии, юношу отправили в качестве лучшего ученика обучаться в Германию.

На протяжении пяти лет в Германии Ломоносов изучал точные и гуманитарные  науки. Старался всегда глубоко познавать дисциплины и внимательно слушать лекции  знаменитых ученых.

Все это позволило в дальнейшем самому выстраивать теории. Когда Михаил после учебы в Германии вернулся на родную землю, то ему предложили занять небольшую должность в Академии наук. В течение следующих четырех лет ученый начинает заниматься со студентами в рамках лекционных занятий. Кроме того, большую часть времени святило науки проводит за исследованиями в области химии и физики.

Михаил Васильевич долгое время работает над исследованиями в различных областях науки и его научные труды были признаны ведущими российскими и зарубежными учеными.

Ломоносов стал основоположником лаборатории в области химии которая была создана по его эскизам. На базе химической лаборатории Ломоносов изучал особенности и характеристику различных минералов и руд. Михаил Васильевич проводил высокоточные опытные эксперименты.

Огромный вклад внес ученый в формирование русского научного языка. Свою деятельность он сосредоточил на систематизации терминологии и разработке новых научных категорий. При этом он старался в основном использовать русский язык и ограничить употребление иностранных терминов с той целью, чтобы развивать в данном направлении родной язык и отечественную науку.

Ломоносов всегда указывал на богатство родного языка и поэтому прежде всего говорил о широком использовании общенародного словарного богатства русского языка на основе придания словам и их сочетаниям новейшие терминологические значения.

Светило науки Михаил Васильевич Ломоносов стал основоположником великого русского научного языка.

Кроме того, ученый заложил фундамент русского литературного и художественного языка. В 1758 году Ломоносов создает великий труд по названием «Российская грамматика». Положения издания освещали все достижения ученого в области развития русского языка. Знаменит ученый еще и своими выдающимися достижениями в области литературы, которые на протяжении многих лет восхищали продолжают восхищать ученых и простых людей. Труды получили признание и в кругу великих поэтов и писателей.

Торжественные оды Ломоносова пользовались огромной популярностью при дворе. Их хвалила сама императрица Елизавета Петровна. Благодаря этому он смог воплотить в жизнь свои самые заветные проекты. Одной из таких заветных идей было желание открыть в России университет, где будут получать образование все достойные молодые люди. При поддержке графа Шувалова этот проект был утвержден императрицей.

Таким образом, следует отметить, что вклад Михаила Васильевича Ломоносова в развитие отечественной науки и литературы бесценен и еще многие и многие века люди буду благодарны ему за те открытия, которые он совершил.

Доклад про Ломоносова сообщение

Поздней осенью 1711года, в деревеньке возле Архангельска, семья Ломоносовых подарила миру сына, который станет впоследствии величайшим человеком страны.

Детство будущего учёного прошло в жестких условиях небольшого острова, где жила их семья. Знавшая грамоту мать Михаила, Елена Ивановна, учила сына читать и писать. Жестокая болезнь рано забрала её из жизни, и мальчик остался без матери.

Василий Дорофеевич, отец Михаила, занимался рыболовным промыслом. Он имел собственное мореходное судно, и часто брал в море своего сына. Мальчишка в таких походах закалялся физически, он становился сильным и здоровым юношей. С детства любознательный, в таких морских путешествиях он с интересом наблюдал за природными явлениями.

После смерти матери, Михаил бегал к соседу Шубину, который занялся его образованием, и уже к двенадцати годам, мальчишка грамотно писал, много читал. Новая жена отца была против увлечения Михаила книгами, она старалась загрузить его домашней работой, парень постоянно должен был что-нибудь делать по хозяйству. Тяга к знаниям заставила Михаила покинуть отчий дом и отправиться в Москву. Учился Ломоносов всегда с охотой и старанием, впитывая в себя знания, как губка. Он изучал различные дисциплины, и во всех них был успешен.

Серьезное отношение к учебе и скрупулезное изучение наук, сделало Михаила Васильевича, простого русского паренька из крестьянской семьи, величайшим человеком эпохи. Ломоносов занимался не только наукой, но и творчеством. Всесторонне развитая личность, он был талантлив абсолютно во всем. Михаил Васильевич сделал много изобретений и открытий. Всю свою жизнь он посвятил науке, и всю жизнь добивался просвещения народа, стремился к тому, чтобы все дети получали образование.

Умер Михаил Ломоносов в возрасте 55 лет.

3, 4, 5, 7, 9 класс, по литературе. Окружающий мир кратко

Ломоносов

Популярные доклады

  • Сообщение-доклад Мама описание 3 класс

    Мамочка… Это слово излучает доброту и нежность. Оно такое теплое, как мягкий плед в холодную пору, как чашечка горячего чая после долгой зимней прогулки. Мамочка — это самый родной мне человечек. Она для меня самая добрая,

  • Доклад О состоянии и использовании земель

    Подготавливая доклад о состояние и использование земель в современном мире, было изучено большое количество различных материалов по данной теме, подняты материалы, которые имеют особое значение и важность. Но, обо всем по порядку.

  • Доклад Фёдора Ивановича Шаляпина 6 класс

    Биография знаменитого певца начала XX века совсем не отличалась от жизни простых людей. В 1873 году в семье маленького служащего он и родился. Все это произошло в Казани. Детские годы прошли в нужде, и поэтому ему пришлось сменить несколько

more-dokladov.ru

Помогите пожалуйста надо составить КРАТКИЙ рассказ о Ломоносове

Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование. Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова. Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения. В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя. Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

No a sizes carder pen the lister lomonosov

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника. 2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына. 3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Следующие интересные факты из жизни Ломоносова. 4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет. 5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику. 6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения. 7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать. 8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году. И последние интересные факты из жизни Ломоносова 9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни: – смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых; – драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно. Ломоносов (400×480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими 10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами. 11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

таран надо надо надо таран ааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааааа кота строфа !

ученик ты дурак

Ломоносов родился в семье рыбака. Он первый использовал слова термометр, поршень манометр, атмосфера, упругость, барометр и др. Родился он в 1711 году в Архангельской губернии. Он выучился и после неудачной попытки поступить в Холмогорское училище, куда ему как крестьянина был запрещен законом, он без ведома отца ушел в Москву пешком. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Он стал баснописцем, он был профессором химии.

1. Родился Михаил Ломоносов 20 ноября 1711 года в Архангельской губернии, село Денисовка. Отец Ломоносова, Василий Дорофеевич, был известным купцом, довольно образованным, так как выучился в Москве на священника. 2. Михаил Ломоносов, когда решил ехать в Москву в 1730 году, был уже грамотным, так как его отец занимался обучением своего сына. 3. Приехав в Москву, Ломоносов, благодаря своей образованности, поступил Московское высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию. Следующие интересные факты из жизни Ломоносова. 4. По инициативе Ломоносова в 1755 году был основан Московский университет. 5. Он писал стихи, был ученым физиком, химиком, астрономом, создал первую русскую грамматику. 6. Ломоносов в 1761 году сделал открытие, что на планете Венера есть атмосфера и это только использовав небольшую трубу для наблюдения. 7. Что интересно, Ломоносов владел в совершенстве двенадцатими языками, а на 19ти еще мог неплохо разговаривать. 8. Предсказал то, что существует Антарктида в 1763 году. И последние интересные факты из жизни Ломоносова 9. Некоторые ученые, которые исследуют жизнь Ломоносова, утверждают, что Михаил Ломоносов является сыном Петра I. Об этом пишет и Василий Карельский. В чем причина такого утверждения? А в том, что так объясняют некоторые факты и поступки из его жизни: – смог выучиться на академика, безнаказанно мог побить палкой своих коллег, тоже академиков, даже иностранных ученых; – драл за уши даже сына Павла Петровича (наследника престола, сын Петра I), что другим было неповадно. Ломоносов (400×480, 70Kb)Интересные факты из жизни Ломоносова можно дополнить еще такими 10. Он был полным, веселым, быстрым, добрым. В определенные моменты его нрав мог превратиться в крутой, яростный. Был такой случай, когда Ломоносова хотели ограбить три человека. Он пришел в ярость и в результате они разбежались в испуге с разбитыми лицами. 11. Женой Михаила Ломоносова была Елизавета-Христина Цильх из Германии. У них было три дочери: Екатерина – Елизавета, Елена, Софья, а также сын Иван. К сожалению, дочь Софья умерла во младенчестве, сын прожил около года и с его смертью род Ломоносовых закончился по линии Михаила Васильевича.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) – русский ученый, химик, физик, художник, поэт. Родился в Денисовке, Архангельская губерния. В биографии Ломоносова грамоте, чтению удалось обучиться еще в детстве. Затем, движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву, где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна, бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения. В числе лучших студентов отправляется учиться в Германию. Для Ломоносова биография тех времен была очень насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости на сочинение стихотворений у Ломоносова остается время. В 1741 году возвращается на родину, с того времени в своей биографии М. Ломоносов назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук. Через 3 года стал профессором химии. Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская» , трагедии «Тамара и Селим» , «Демофонт» , многие стихи Ломоносова. Он в 1754 году разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того в биографии Михаила Васильевича Ломоносова был открыт закон сохранения материи, написаны работы по теории цвета, построено множество оптических приборов.

touch.otvet.mail.ru

Доклад о Ломоносове 5 класс

Ломоносов в русской и российскойистории – Леонардо Да Винчи в европейской. И, если Леонардо Да Винчи был в основном инженером (так бы это сейчасназывалось), то Михайло Васильевич Ломоносов был Ученым. Именно так, с большойбуквы. Сложно одним словом сказать кем он был. Физиком? Да. В период торжестватеплорода именно он отстаивал теорию, что теплота обусловлена движениемкорпускул (молекул-атомов) и продвигал атомно-молекулярные представления остроении вещества. Химик? Да, он открыл закон сохранения материи и движения. Одногоэтого хватило бы, что бы остаться в памяти людей.  Он исключил флогистон из химических агентов изаложил основы физической химии. Он первым начал читать лекции по физическойхимии.  Ребята, он открыл атмосферу на Венере!Он исследовал силу тяжести, проводил опыты с электричеством, выдвинул своеучение о свете и создал новые оптические приборы. Например телескоп-рефрактор,и только через 27 лет подобный прибор создал Гершель, который и считаетсяавтором изобретения. Он создал прибор для «сгущения света» что бы рассматриватьночью удаленные объекты на море «ночезрительную трубу», как он сам этот приборназвал. Он создавал барометры, аппарат для поднятия в воздух метеорологическихприборов, держитесь за что-нибудь, на принципе геликоптера, попросту –вертолета.  Прибор для того, что быглубже видеть дно. Его «горизонтоскоп» — это прообраз перископа.

Он изучал строение Земли, объяснил происхождение многихминералов.

Мало? Он первый начал отстаивать важность для России и мираСеверного морского пути и освоения Сибири – «Могущество России будетпроизрастать Сибирью и Северным океаном».

Он и историк, он обоснованно критиковал норманнскую теориюпроисхождения Руси.

В искусстве возродил производство смальты и создавал с ученикамимозаичные картины, возродив мозаику. Основатель силлабо-тонического стихосложения. Способ, когда безударные иударные слоги чередуются в определенном порядке, неизменном для стихотворения.

Вот образец от Ломоносова:

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастной — случай берегут;

Создатель русской оды и высокого стихосложения. Это он ввелклассицизм в русскую литературу, разделив ее на высокий, средний и низкийстили, что дало возможность упорядочить теорию стихосложения. Занималсяграмматикой русского языка.

Я не пытался перечесть все его дела, хотел показать широтуего интересов и кругозора. Ну как его называть? Только Ученым. Или Гражданином,тоже с большой буквы.

Родился под Архангельском в 1711 году. Сын крестьянина. Отецбыл человек добрый «в крайнем невежестве воспитанный».  Говорят, пешком пришел в Москву (это почти 500километров), что бы учиться. С 19731 по 1734 год учился вСлавяно-греко-латинской академии в Москве. И уже в 1735 году отобран в числе 12учеников для определения в Академию наук. В 1736-39 Марбургский университет вГермании. Был избран членом Академий наук и художеств многих стран. Умер отвоспаления легких в 1765 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Вот такой великий человек наш соотечественник.

Оцени ответ

shkolniku.com

Конспект урока литературы в 5 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

Урок литературы в 5 классе

Тема урока:

«Михаил Васильевич Ломоносов»

Цели:

Учащиеся должны:

  1. Иметь представление о М.В.Ломоносове ученом и поэте;

  2. Уметь выделять главное, обобщать, делать выводы;

  3. Иметь представление и уметь анализировать стихотворение;

  4. Уметь составлять синквейн.

Оборудование: интерактивная доска, портрет М.В.Ломоносова, репродукции картин.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Учитель:

Сегодня на уроке, ребята, мы обратимся с вами к литературе XVIII века.

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия, но звездой первой величины был Михаил Васильевич Ломоносов, потому что такого разностороннего человека Россия до него не знала. И я постараюсь вам это доказать.

Откроем тетради и запишем тему урока:

Михаил Васильевич Ломоносов

( 1711 – 1765)

Все испытал и все проник”

(А.С.Пушкин)

Учитель.

Более 20 лет своей жизни Михаил Васильевич Ломоносов посвятил занятиям различными науками. Какими науками занимался Ломоносов и какой вклад внес в развитие научной мысли России? Об этом моя небольшая лекция.

Ваша задача, ребята, слушать меня внимательно и запоминать то, о чем я буду говорить, потому что после моего рассказа вы должны будете выполнить одно задание. А вот какое задание, об этом вы узнает позже.

Итак, я начинаю.

Любимая наука М.В.Ломоносова – химия. Он создал химическую лабораторию в Петербурге и открыл новый закон. Он поставил 4000 опытов и раскрыл секрет получения стекол всех цветов и оттенков.

Занимаясь физикой, он раскрыл загадку грозы и северного сияния.

Он любил наблюдать за звездами и усовершенствовал телескоп. Наблюдая за Венерой, установил, что у этой планеты есть атмосфера.

Он первый в мире географ-полярник.

Занимался историей древних славян и историей изготовления фарфора.

Его с полным правом можно назвать создателем современного русского языка. Он написал свою «Российскую грамматику» и создал систему норм и правил русского языка. На уроке русского языка, когда мы говорили о пунктуации, я приводила вам пример правила из его учебника: «Знаки ставятся по силе разума и его расположению и союзам», то есть смысл + структура = знаки препинания.

Он открыл новую эпоху в литературе. Сам сочинял стихи, оды, послания.

Возродил производство цветного стекла и сделал мозаичные картины. Например, «Портрет Петра I», «Полтавская битва» (показать на интерактивной доске).

В 1755 году открыл первый российский университет в Москве.

— Как вы думаете, чье имя он носит?

( имя Михаила Васильевича Ломоносова).

Посмотрите на памятник М.В.Ломоносову, который находится перед зданием университета (показать на интерактивной доске памятник).

Памятник М.В. Ломоносову в Москве перед зданием МГУ на Моховой

Михаил Васильевич Ломоносов был таким великим ученым, так много сделал в разных областях науки, что, по словам А.С. Пушкина, «… он сам (Ломоносов) был первым нашим университетом».

Задание.

А теперь, ребята, вспомните все то, о чем я вам сейчас говорила, и постарайтесь назвать и записать напротив каждой стрелочки, которые нарисованы вокруг портрета Ломоносова, названия тех наук, в которых преуспел М.В.Ломоносов.

Если вы затрудняетесь выполнить это задание, что-то забыли, то можете посовещаться с ребятами, сидящими рядом с вами.

Идет проверка выполнения данного задания. У ребят должны быть записаны названия следующих наук: химия, физика, астрономия, география, история, русский язык, литература.

Учитель.

Я думаю, что вам интересно будет узнать, где родился, учился М.В.Ломоносов, кем работал, прежде чем стать великим и знаменитым ученым.

Работа с учебником.

Чтение стр. 51 – вслух или можно предложить кому-то из ребят, заранее подготовленных, рассказать кратко о детстве и юности М.В.Ломоносова.


Подведем итог первой части нашего урока.

— Сегодня на уроке вы тоже сделали небольшое открытие. Попытаемся оформить это открытие (на доске или на интерактивной доске), тем более что слова, которые вы должны записать в эту таблицу, звучали в течение первой части урока.

“Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли.

Вторая часть урока будет посвящена поэтическому дару М.В.Ломоносова. Мы прочитаем и попытаемся понять содержание поэтического текста. Это стихотворение, некоторые называют басней, М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру…».

Перед чтением стихотворение необходимо провести словарную работу, так как в этом произведение встречаются лексические и грамматические архаизмы.

Слова и выражения следует записать на доску, а рядом указать современный вариант или предложить ребятам объяснить значения слов и выражений, а после объяснения дописать современный вариант.

Если это будет интерактивная доска, то напротив слов и выражений следует указать современный вариант, все это закрыть «ширмой», а после того, как ребята попытаются объяснить значения данных слов, открыть вариант, который записан на доске.

Пример записи

Случились вместе – встретились вместе

Астроном – человек, изучающий небесные тела

В пиру — на обеде

Весьма — очень

Спорили …. в жару — горячо спорили

Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит

Слыл — был известным

Как ты о сем сомненье

рассуждаешь? — Что ты думаешь об этом?

Очаг — устройство для разведения и поддержания огня

Жаркое — жареное мясное кушанье

— Кто такие Коперник и Птолемей?

Ребята обращаются к сноскам в учебнике на стр. (учатся работать со сносками) и зачитывают данную там информацию.

Учитель выразительно читает стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…»

Беседа по вопросам:

— Когда жили Коперник и Птолемей?

— Могли ли реально они встретиться друг с другом?

— Чем противоположны взгляды ученых?

Коперник – планеты и Земля вращаются вокруг Солнца

Птолемей – Планеты и Солнце вращаются вокруг Земли

— А как на самом деле?

— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора?

— Как повар решает этот спор?

Вывод:

Ломоносова хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины, что внимательно наблюдая быт, можно находить подтверждение великим научным открытиям.

Учитель помогает ребятам сделать этот вывод.

Домашнее задание:

— Как вы думаете, ребята, что будет задано на дом или что бы вы хотели, чтобы вам задали на дом?

Выразительное чтение стихотворения, кто желает, может выучить его наизусть.

А также, прочитайте стр. учебника

infourok.ru

Биография Ломоносова по литературе 5-11 классы

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния) в зажиточной семье.

С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Учеба и трудовая деятельность

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной.

Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Смерть и наследие

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *