Михаил Ломоносов краткая биография | Kratkoe.com

Михаил Ломоносов краткая биография изложена в єтой статье.

Михаил Ломоносов краткая биография

Михаил Васильевич Ломоносов— первый русскийучёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик

Родился 19 ноября (8 ноября по ст. ст.) 1711 г.  в деревне Мишанинской Куростровской волости Двинского уездаАрхангелогородской губернии (Архангельская область)

Мать Михаила умерла рано, но успела не только обучить сына грамоте, но и воспитала любовь к чтению. В 19 лет он ушел из дома в Москву, где под вымышленным дворянским именем поступил в Славяно-Греко-Латинскую академию.

В числе лучших учеников Ломоносов был направлен для продолжения образования в университет при Петербургской академии наук, а затем за границу, где совершенствовался в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков.

В 1735 г. в числе десятка лучших учеников он был переведен в Санкт-Петербургский Академический университет, а в сентябре 1736 г. его отправили на учебу в Германию, где он пробыл до 1741 г. Пребывание за границей не только позволило ему совершенствоватся в химии, физике, металлургии. В 34 года он стал одним из первых русских академиков..

Возвращение на родину состоялось в 1741 г. После воцарения Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов в 1742 г. становится адъюнктом физики в Академии. В 1745 г. удовлетворяют его прошение об определении профессором химии. В 1746 г. в его исполнении впервые лекции по физике стали звучать на русском языке. При Академии наук в 1748 г. Ломоносов основывает химическую лабораторию — первую в стране. В 1745 г. в Россию приезжает из Германии его супруга (во время пребывания за границей он женился), спустя 4 года на свет появляется их дочь, и в жизни Ломоносова начинается период стабильности, обеспеченности, интенсивной научной деятельности.

Произведшее огромное впечатление «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», зачитанное на торжественном собрании Академии наук в 1749 г., помогло привлечь благосклонное внимание царского двора. У Ломоносова появляется немало недоброжелателей, но влиятельные покровители, в частности Шувалов, помогают ему реализовывать различные проекты. В 1757 г. Ломоносова назначают канцлером, что равнозначно современному вице-президентству в Академии наук. В 1759 г. он отдает немало сил устройству при Академии гимназии, разработке для нее, а также для университета при Академии уставов, при этом являлся страстным защитником беднейших сословий, отстаивал их право на образование.

1757 год в биографии Ломоносова ознаменован выходом собрания сочинений. Являясь почетным членом Болонской и Стокгольмской академий, пользуясь огромным авторитетом у себя на родине, М.В. Ломоносов не изменял давно сложившимся привычкам, мог одинаково радушно принимать и небогатого земляка, и влиятельную персону, перевез в столицу родственников, помогал им до самой смерти.

Умер 15 апреля (4 апреля по ст. стилю) 1765 г.

Николай Ломоносов: вклад в науку

Он вошёл в науку как первый химик, который дал физической химии определение, весьма близкое к современному, и предначертал обширную программу физико-химических исследований; его молекулярно-кинетическая теория тепла во многом предвосхитила современное представление о строении материи и многие фундаментальные законы, в числе которых одно из начал термодинамики; заложил основы науки о стекле.

Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь.

Открыл наличие атмосферы у планеты Венера

kratkoe.com

Краткая биография Ломоносов - Биографии

Михаил Васильевич Ломоносов

Ломоносов, Михаил Васильевич – один из величайших русских поэтов и ученых (1711 – 1765). Это хорошо сознавали уже лучшие его современники. “Он наших стран Малгерб, он – Пиндару подобен!” – писали о его стихах даже его враги; “все научные мемуары Ломоносова – не только хороши, но даже превосходны”, – говорит о его научных работах знаменитый Эйлер. Им, как и Державиным, зачитывались чуть не вплоть до самого Пушкина. “Уважаю в Ломоносове великого человека, но, конечно, не великого поэта”, писал Пушкин; “между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом”. Выдвигая великие заслуги Ломоносов в истории русской науки и русского просвещения, деятельность Ломоносова, как “российского Пиндара”, Пушкин считает ни за что. “Оды его… утомительны и надуты. Его влияние на словесность было вредное и до сих пор в ней отзывается. Высокопарность, изысканность, отвращение от простоты и точности, отсутствие всякой народности и оригинальности – вот следы, оставленные Ломоносовым”. Крайность этого отзыва в другом месте умеряется самим Пушкиным: он говорит о народности языка Ломоносова, о высокой поэтичности его духовных од, которые “останутся вечными памятниками русской


словесности”. Белинский окончательно восстановил поколебленную славу Ломоносова как поэта. Называя взгляд Пушкина на Ломоносова “удивительно верным, но односторонним”, Белинский указывает на великое значение поэзии Ломоносова в общем историческом ходе нашего литературного развития. “Во времена Ломоносова, – говорит Белинский, – нам не нужно было народной поэзии; тогда великий вопрос – быть или не быть – заключался для нас не в народности, а в европеизме… Ломоносов был Петром Великим нашей литературы… Не приписывая не принадлежащего ему титла поэта, нельзя не видеть, что он был превосходный стихотворец, версификатор… Этого мало: в некоторых стихах Ломоносова, несмотря на их декламаторский и напыщенный тон, промелькивает иногда поэтическое чувство – отблеск его поэтической души… Метрика, усвоенная Ломоносовым нашей поэзии, есть большая заслуга с его стороны: она сродна духу русского языка и сама в себе носила свою силу… Ломоносов был первым основателем русской поэзии и первым поэтом Руси”. Действительно, в деле общего духовного – а вместе и литературного – возрождения России Ломоносов был непосредственным продолжателем Петра Великого. Своими разнообразными учеными трудами, как и своими поэтическими произведениями, Ломоносов дал реформам Петра живое, фактическое приложение в области литературы и науки. Сын беломорского крестьянина-рыбака, 20-летним “болваном” кое-как попавший в учебное заведение, Ломоносов в дальнейшей своей деятельности в одно и то же время выступает физиком, химиком, геологом, поэтом, оратором, филологом, историком, даже публицистом. Для осуществления идей Петра в Ломоносове нашлись гигантские силы. О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Он родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской, довольно зажиточной семье. Его отец занимался рыбным промыслом и нередко совершал большие морские поездки. Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Отец, по отзыву сына, был по натуре человек добрый, но “в крайнем невежестве воспитанный”. Из двух мачех Ломоносова вторая была “злая и завистливая”. Лучшими моментами в детстве Ломоносова были, по-видимому, его поездки с отцом в море, оставившие в его душе неизгладимый след. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке Ломоносова, но и в его научных интересах: “вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше – все это уходит далеко вглубь, в первые впечатления молодого помора”… (Вернадский “Ломоносовский Сборник”, II, 144). Его окружали предания о великих делах Петра Великого, которых и доселе не мало сохранилось на севере. Еще от матери Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нем поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости “науки”, знания. “Вратами учености” для него делаются откуда-то добытые им книги: “Грамматика” Смотрицкого, “Арифметика” Магницкого, “Стихотворная Псалтырь” Симеона Полоцкого. В Москву Ломоносов ушел с ведома отца; один из местных крестьян поручился даже во взносе за него податей; но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился “в бегах”. В “Спасские школы”, то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносов вступил в 1731 г. и пробыл там около 5 лет. Из дошедшего до нас письма Ломоносова к И. И. Шувалову видно, какие физические лишения, какую душевную борьбу пришлось выдержать Ломоносову за время пребывания его в академии. В научном отношении оно принесло ему немалую пользу: он не только приобрел вкус вообще к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился и вообще с тогдашней “наукой”, хотя и в обычной для того времени схоластической форме разных “пиитик”, “риторик” и “философий”. Другим счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии Наук 12 способных учеников “Спасских школ”. В 1736 г. трое из них, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля; с год провел он в переездах, был, между прочим, в Голландии. Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии. В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке; в 1746 г. – о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. В то же время Ломоносов усиленно ведет свои занятия в области физики и химии, печатает на латинском языке длинный ряд научных трактатов. В 1748 г. при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. Он представляет ряд записок и проектов с целю “приведения Академии Наук в доброе состояние”, усиленно проводя мысль о “недоброхотстве ученых иноземцев к русскому юношеству”, к его обучению. В 1749 г., в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит “Слово похвальное императрице Елизавете Петровне”, имевшее большой успех; с этого времени Ломоносов начинает пользоваться большим вниманием при Дворе. Он сближается с любимцем Елизаветы И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. При близких отношениях к Шувалову козни Шумахера делаются для Ломоносова не страшными; он приобретает и в Академии большое влияние. Под влиянием Ломоносова совершается в 1755 г. открытие Московского университета, для которого он составляет первоначальный проект, основываясь на “учреждениях, узаконениях, обрядах и обыкновениях” иностранных университетов. Еще раньше, в 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики. В том же году Ломоносов хлопочет об устройстве опытов над электричеством, о пенсии семье несчастного профессора Рихмана, которого “убило громом”; особенно озабочен Ломоносов тем, “чтобы сей случай (смерть Рихмана во время физических опытов) не был протолкован противу приращения наук”. В 1756 г. Ломоносов отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете. В 1759 г. он занят устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, при чем опять всеми силами отстаивает права низших сословий на образование, возражая на раздававшиеся вокруг него голоса: “куда с учеными людьми?”. Ученые люди, – доказывает Ломоносов, – нужны “для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом”. В то же время идут занятия Ломоносова по Географическому Департаменту; под влиянием сочинения его: “О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном” в 1764 г. снаряжается экспедиция в Сибирь… Среди этих неустанных трудов Ломоносов умирает, 4 апреля 1765 г. Незадолго до смерти Ломоносова посетила императрица Екатерина, “чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве” (“Санкт-Петербургские Ведомости”, 1764). В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской и Болонской академий наук. – Ломоносов женился еще за границей, в 1740 г., в Марбурге, на Елизавете Цильх. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной. Из детей после Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне. Ломоносов похоронен в Александро-Невской лавре. Уже Пушкин подчеркнул необычайное разнообразие трудов Ломоносова. “Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”. Трудность положения Ломоносова заключалась в том, что ему, как Петру Великому, разом приходилось делать десять дел, – и “читать лекции”, и “делать опыты новые” (по физике и химии), и “говорить публично речи и диссертации”, и “сочинять разные стихи и проекты (надписи) к торжественным изъявлениям радости (к иллюминациям и фейерверкам)”, и “составлять правила красноречия”, и “историю своего отечества” – и все это в добавок “на срок ставить”. Личные симпатии Ломоносова видимо склонялись к физике и химии; но его “ученый гений” одинаково “блистательно” сказывался и в таких его трактатах, как “Слово о происхождении света” (1756), “Слово о явлениях воздушных, от электрической силы происходящих” (1753), и в “Русской Грамматике” (1755) или в трактатах чисто публицистического характера. Для своих современников Ломоносов был прежде всего поэтом. Первые поэтические произведения Ломоносова были присланы им еще из-за границы, при “Отчетах” в Академию Наук: французский перевод в стихах “Оды Фенелона” (1738) и оригинальная “Ода на взятие Хотина” (1739). В сущности этим начиналась новая русская литература, с новыми размерами стиха, с новым языком, отчасти и с новым содержанием; но современникам первые оды Ломоносова не тотчас напечатанные, долго, по-видимому, не были известны, и среди самих академиков обратили внимание, кажется, лишь одного Тредьяковского. Ко второй оде было приложено Ломоносовым “Письмо о правилах российского стихотворства”, где автор выступает против Тредьяковского. Трядьяковский тотчас написал на “письмо” критический ответ, но последний не был послан по назначению академической конференцией, “чтобы на платеж за почту денег напрасно не терять”. Славу поэта Ломоносов приобретает лишь по возвращении своем из-за границы; оды его с этого времени быстро следуют одна за другой, одновременно с обязательными для него переводами на русском языке различных “приветствий”, писавшихся по-немецки академиком Штелином. В августе 1741 г. посвящает вторую оду, а в декабре того же года он переводит написанную Штелином немецкую оду к новой императрице, где говорится совершенно обратное тому, что сказано в двух предшествовавших одах. Со вступлением на престол Елизаветы Петровны поэтическая деятельность Ломоносова ставится в несравненно более счастливые условия: его похвалы делаются вполне искренними. В 1747 г., после утверждения императрицей Елизаветой нового устава для Академии Наук и Академии Художеств, Ломоносов пишет оду: “Радостные и благодарственные восклицания Муз Российских”, где, по выражению Мерзлякова, “дышит небесная страсть к наукам”; поэт прославляет императрицу за покровительство наукам и искусствам и вместе воспевает Петра Великого и науки, “божественные чистейшего ума плоды”; здесь же он обращается к новому поколению России, призывая его к просвещению, наукам. Одами приветствует Ломоносов и Екатерину II, сравнивая новую императрицу с Елизаветой и выражая надежду, что Екатерина II “златой наукам век восставит и от презрения избавит возлюбленный Российский род”. Он приветствует начинания Екатерины в пользу русского просвещения и воспитания. Кроме торжественных од, Ломоносов уже с 1741 г. поставляет стихотворные надписи на иллюминации и фейерверки, на спуск кораблей, маскарады. Он пишет по заказу даже трагедии (“Тамира и Селим”, 1750; “Демофонт”, 1752), проводя, при каждом случае, свою основную идею: необходимость для России образования, науки. В этом отношении с одами Ломоносова ближайшим образом связаны и так называемые его “Похвальные слова” Петру Великому и Елизавете Петровне. В сущности, это – те же оды, как и другие произведения Ломоносова, где рядом с обычной, обязательной лестью, “мглистым фимиамом”, прославляются “дела Петровы” или вообще доказывается важность образования. Везде мы видим стремление автора выразить так или иначе свои просветительные общественные идеалы, подчеркнуть те задачи, от исполнения которых зависит счастие России. Всюду проглядывает глубокая мысль, часто встречаются реальные указания на то, что действительно нужно было России (Пыпин). В “рифмичестве” Ломоносова нередко сверкали искры истинной, неподдельной поэзии. Чаще всего это случалось тогда, когда Ломоносов “пел” о значении науки и просвещения, о величии явлений природы, о предметах религиозных. Лучшими поэтическими произведениями Ломоносова были духовные оды. Уже к 1743 г. относятся оды: “Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого сияния” и “Утреннее размышление о Божием величестве”, полные религиозного чувства и вместе с тем свидетельствующие о научных интересах автора. “Вечернее размышление”, по словам самого Ломоносова, содержит его “давнейшее мнение, что северное сияние движением эфира произведено быть может”. Истинным поэтом Ломоносов был и в тех случаях, когда в стихах касался “любезного отечества”. Это именно и придавало в его глазах цену его поэтическим произведениям, возвышало их над “бедным рифмичеством”. Вообще Ломоносов смотрел на свои стихотворения, главным образом, с чисто практической, общественной стороны, видел в нем лишь наиболее удобную форму для выражения своих прогрессивных стремлений. Как присяжный песнотворец, Ломоносов считал обязательными для себя и другие формы поэзии: писал эпиграммы, шутливые стихотворные пьесы, произведения сатирические и т. п. При общей бедности тогдашней русской жизни пьесы эти иногда вызывали целые бури, порождали резкую полемику. Такую бурю – которая могла быть небезопасной для автора – вызвало, например, до самого последнего времени остававшееся ненапечатанным стихотворение Ломоносова: “Гимн бороде” (1757) – сатира, направленная не только против раскольников, но и против всех, кто, прикрываясь знаменем церкви, “покровом святости”, на самом деле был врагом знания и прогресса. Стихотворение Ломоносова постановлено было “чрез палача под виселицею сжечь”, а самому автору было поставлено на вид, какие “жестокие кары грозят хулителям закона и веры”… Поэзия Ломоносова стояла всецело на почве пресловутого псевдоклассицизма. С последним Ломоносов познакомился в Германии как с теорией, господствовавшей тогда всюду в Европе. Эту теорию Ломоносов ввел и в нарождавшуюся русскую литературу, где она потом и господствовала во все продолжение XVIII века. Поэзия в то время и на Западе не имела самостоятельного права на существование: она признавалась лишь в качестве развлечения, “отдохновения от дел”, “летом вкусного лимонада”, или должна была нести чисто практическую службу, в буквальном смысле “учить” общество, давать ему мораль, практически нужные советы и указания. К этому присоединялись фактические отношения поэзии ко двору, в котором концентрировалась жизнь страны. С тем же общественным положением, с тем же характером, “литература” явилась и в России. Ломоносов усвоил себе общепринятую тогда манеру писания, надел на себя общепринятый поэтический костюм. В одах Ломоносова не могло не быть той высокопарности, надутости, даже лести, которые вообще были обязательны для тогдашних поэтов. Но в западном псевдоклассицизме была и другая, более важная сторона. Ложноклассические оды и при дворе, и в обществе нравились не только разлитым в них “лилейным фимиамом”, но и “прелестью стиха”. Подобно Малербу и Буало для французской литературы, Готшеду – для немецкой, Ломоносов в сфере русской поэзии является, главным образом, чисто формальным реформатором: преобразователем литературного языка и стиха, вводителем новых литературных форм. Он вполне сознает, что литература не может идти вперед без формальной правильности в языке и стихе, без литературных форм. Сюда направлены и чисто ученые труды Ломоносова, относящиеся к области русского литературного языка и русского стихосложения. Важнейшими трудами этого рода Ломоносова были: “Российская Грамматика” (1755 – 1757), “Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке” (1757) и “Письмо о правилах российского стихотворства”, или “Рассуждение о нашей версификации” (1739). Чтобы вполне оценить значение этих трудов в истории развития и выработки русского литературного языка, необходимо иметь в виду то общее положение, в каком находился наш литературный язык с XI века по конец XVII-го и особенно с эпохи реформ Петра. В древнерусской письменности с самого начала установилось крайне резкое различие между языком литературным, языком “книги” и живым говором народа, разговорной речью. Это различие удерживается до конца XVII века; в продолжение семи столетий собственно русский язык не имеет права гражданства в литературе, “литературным языком” служит язык церковно-славянский. Только изредка, по оплошности писца, живая речь народа ненароком попадает в книгу, как случайная, бессознательная примесь. Чем дальше, тем сильнее выступает условность грамматических форм, оборотов, крайняя искусственность правописания, стиля и выражений. С XV века в литературе быстро развивается характерное “плетение словес”; в XVI – XVII веках к нему присоединяется еще пресловутое московское “добрословие” – крайнее многословие, вычурное и напыщенное. С XVI века в литературном языке московской Руси с особой резкостью начинает обнаруживаться влияние языков западнорусского и польского; к полонизмам и прямо заимствованным западнорусским и польским словам примешивается масса латинизмов, которым особенно покровительствуют обе академии, Киевская и Московская; несколько позднее начинают во множестве проникать слова немецкие, голландские, шведские. С реформами Петра Великого в русском литературном языке наступает самая пестрая хаотическая смесь, бессвязная масса совершенно необработанных элементов. Это была эпоха полного хаотического брожения; новые элементы представляли богатые зачатки дальнейшего развития, но не было ничего сколько-нибудь стройного, органического. Лишь Ломоносов со свойственной ему гениальностью сумел разобраться в груде совершенно сырых, необработанных материалов; подметив главные, основные элементы, он выделил их из хаотической смеси и поставил в те довольно стройные взаимоотношения, которые под его рукой получает наш литературный язык. Его “Российская Грамматика” впервые проводит резкую грань между языками русским и церковно-славянским, между речью разговорной и “славенщизной”; языку церковно-славянскому, языку “церковных книг” впервые противопоставляется язык русский, “гражданский”, живой говор народа, или, как выражается Ломоносов, “простой российский язык”, “слова простонародные”, “обыкновенные российские”. Признавая близкую взаимную связь обоих языков, Ломоносов устанавливает полную самостоятельность каждого из них и впервые подвергает специальному строго научному изучению законы и формы языка собственно русского. В этом и заключается величайшее значение филологических трудов Ломоносова. К изучению русской грамматики Ломоносов впервые применил строгие научные приемы, впервые определенно и точно наметив отношения русского литературного языка к языку церковно-славянскому, с одной стороны, и к языку живой, устной речи, с другой. Этим он положил прочное начало тому преобразованию русского литературного языка, которое круто повернуло его на новую дорогу и обеспечило его дальнейшее развитие. Ломоносов вполне сознает значение так называемой фонетики, необходимость идти в изучении языка от живой речи. Приемы научного исследования, которым следует в своих филологических изучениях русского языка Ломоносов – приемы естествоиспытателя. Выводы свои он основывает на ближайшем, непосредственном обследовании самых фактов языка: он дает длинные списки слов и отдельных выражений русского языка, сравнивает, сопоставляет группы фактов между собой, и лишь на основании таких сличений делает выводы. Вообще в принципе лингвистические приемы Ломоносова те же, которых наука держится и в настоящее время. Изучая живой русский язык, Ломоносов все разнообразие русских наречий и говоров сводит к трем группам или наречиям, “диалектам”: 1) московское, 2) северное или поморское (родное для Ломоносова) и 3) украинское или малороссийское. Решительное предпочтение Ломоносов отдает московскому, “не токмо для важности столичного говора, но и для своей отменной красоты”. Начало, которое должно объединять различные русские говоры, Ломоносов видит в языке церковно-славянском. Язык церковных книг должен служить главнейшим средством очищения русского литературного языка от наплыва слов иностранных, иноземных терминов и выражений, чуждых русскому языку, этих “диких и странных слова нелепостей, входящих к нам из чужих языков”. Вопрос об иностранных словах справедливо кажется Ломоносову особенно важным в виду страшного наплыва в русский язык, за период петровских реформ, иностранных слов. Этим вызывается специальное исследование Ломоносова: “О пользе книг церковных в российском языке”. Оно, главным образом, посвящено вопросу о взаимных отношениях элементов церковно-славянского и русского в языке литературном, – известному учению о “штилях”. От степени влияния на русский литературный язык элемента церковно-славянского получается, по взгляду Ломоносова, тот или другой оттенок в языке, так называемой “слог” или “штиль”. Ломоносов намечает три таких оттенка или “штиля”: “высокий”, “средний” и “низкий”. Введение “штилей” отчасти было практически необходимо. Прямо перейти к живому языку было невозможно не только потому, что это было бы слишком резким нововведением, слишком большой “ересью”, но и потому, – и это главное, – что тогдашний живой русский язык еще не был настолько развит, чтобы стать достаточным орудием для выражения новых понятий. Исход из затруднения Ломоносов нашел в средней мере: в простом соединении славянского и русского элементов, в введении штилей, а также в прямых заимствованиях из иностранных языков. Видимое предпочтение Ломоносов отдал церковно-славянскому языку, как языку уже выработанному, приспособленному и к “высокому” стилю, между тем как в живом русском языке не находилось “средств для передачи отвлеченно научных понятий, какие были необходимы для новой литературы”. Языки русский и церковно-славянский Ломоносов поставил в слишком близкую связь, русский язык даже как бы подчинялся церковно-славянскому; этим была обусловлена реформа в языке, произведенная Карамзиным. – Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. – Развивая, совершенно самостоятельно, мысль Тредьяковского о тоническом стихосложении, Ломоносов внес в это дело поэтическое дарование, которого совершенно был лишен Тредьяковский. “Русская Грамматика” Ломоносова, его “Рассуждение о пользе книг церковных”, “Письмо о правилах российского стихотворства”, вместе с практическим осуществлением этих правил в собственном “стихотворстве” Ломоносова, раз навсегда решили важнейший для нашей литературы вопрос, вопрос, можно сказать, самого ее существования – о средствах к широкому и свободному развитию, тот вопрос, который в итальянской литературе был решен еще в XIV веке, во французской в XV – XVI веках, в английской и немецкой в XVI веке. При всей важности научных трудов Ломоносова в области русского языка, в общей академической деятельности они были для него в известной степени побочными: его главной специальностью было естествознание, и гений Ломоносова здесь проявлялся с еще большей силой и блеском. Со всею очевидностью это обнаружилось лишь в самое последнее время, благодаря многочисленным детальным исследованиям целого ряда специалистов. Сюда относятся, прежде всего, академические издания: “Ломоносовский Сборник. Материалы для истории развития химии в России” ; “Труды Ломоносова в области естественноисторических наук” ; более поздний академический “Ломоносовский Сборник” ; где помещены исследования академика Вальдена, профессора Курилова, Б. Н. Меньшуткина, В. И. Вернадского; речи, прочитанные специалистами-естествоиспытателями в торжественном заседании Академии Наук 8 ноября 1911 г. “Наиболее удачно, – говорит профессор Меньшуткин, – разработаны Ломоносовым два основных вопроса физики: о сущности тепла и о газообразном состоянии тел. Согласно его механической теории теплоты, последняя есть внутреннее невидимое движение тел, именно движение составляющих их частичек; при помощи ее Ломоносов удовлетворительно объяснил все явления, связанные с теплотой, и совершенно отвергал существование тепловой материи или теплотвора, который признавался всеми учеными до 60-х годов XIX века. Лишь через 110 – 120 лет после Ломоносова начинает распространяться ныне общепринятое воззрение на теплоту как на движение частиц тепла. Ломоносов интересовался не только грозами, но и метеорологией в ее целом, вполне сознавал всю важность предсказания погоды и стремился устроить метеорологические станции, пытался при помощи самопишущих инструментов исследовать верхние слои атмосферы: эти мысли были осуществлены только в самом конце XIX столетия. В последние годы жизни он отдается исследованию силы тяжести при помощи маятников; пишет большое руководство ученого мореплавания с многочисленными новыми приборами; составляет диссертацию о ледяных горах, где проходит к совершенно верному выводу, что эти горы могут образоваться только у берегов морей из пресной воды; снаряжает морскую экспедицию для изучения северных морей. Наконец, он делает замечательное открытие даже в астрономии: при прохождении планеты Венеры через солнечный диск в 1761 г. Ломоносов увидел то, чего не заметили десятки астрономов, наблюдавших это явление, а именно, что планета Венера окружена большой атмосферой. И во всех этих работах мы видим, как и в более ранних, богатство новых идей и взгляды, зачастую приближающиеся к теперешним”. Говоря об общих взглядах Ломоносова на изучения в области химии, академик Вальден замечает: “Если мы сравним гигантскую программу физико-химических опытов Ломоносова с современным состоянием физической химии, например, по классическим учебникам Оствальда, то нас прямо поразит общность научного материала задуманной Ломоносовым и созданной в продолжение 150 лет физической химии… Даже новейшая область физикохимии, химия коллоидов, Ломоносова не забывается; им уже предчувствуется связь химии с электричеством… Его взгляды настолько современны, и изложение их настолько свежо, что при чтении их мы забываем, что полтораста лет разделяют нас, современных физико-химиков, от того, кто может быть назван “отцом физической химии”… Особенно нас, химиков, привлекают его взгляды на происхождение янтаря, его гипотезы образования каменного угля, смолы, асфальта и нефти… Мне кажется, Ломоносов еще до времен Лавуазье мог бы легко создать свою эпоху химии. Будь он верный и терпеливый исполнитель всех намеченных им теоретических и экспериментальных планов, он совершил бы перерождение химии не в химию конца XVIII века: его новая химия явилась бы соперницею физической химии конца XIX века”. “Если бы Ломоносов, – пишет профессор Курилов, – не наметил законов постоянства веса, не обосновал первого принципа термодинамики, не прорецензировал основных положений атомической теории, то он, только на основании своих “Элементов математической химии”, должен был бы быть признан провозвестником и родоначальником современной физической химии”. Приведя программу для химических исследований, изложенную Ломоносовым в “Слове о пользе химии”, профессор Курилов замечает: “Эти золотые слова, сказанные 160 лет тому назад, сохраняют свою силу свежесть и для данного момента: они должны служить руководством при составлении учебных планов факультетского преподавания химии; их следует иметь пред собой каждому, кто готовит себя к работам по химической специальности”. Говоря о работах Ломоносова по геологии и минералогии, академии Вернадский замечает: “Среди всех работ Ломоносова в этой области знаний резко выделяется его работа о слоях земных. Она является во всей литературе XVIII века – русской и иностранной – первым блестящим очерком геологической науки. Для нас она интересна не только потому, что связана с научной работой, самостоятельно шедшей во главе человеческой мысли, сделанной в нашей среде, но и потому, что она в значительной мере основана на изучении природы нашей страны; при этом она сделана раньше той огромной работы описания России, которая совершена была натуралистами, связанными с Академией Наук, в течение царствования императрицы Екатерины II…”. Идеи и начинания Ломоносова, как естествоиспытателя, при его жизни были поняты и оценены лишь очень немногими отдельными специалистами, как Эйлер. Насколько исключительно было положение Ломоносова как гениального мыслителя и провозвестника великих идей, настолько печальна была судьба, постигшая плоды его ученого творчества. “Современники Ломоносова, – говорит профессор И. А. Каблуков (“Ломоносовский сборник”), – за исключением немногих отдельных личностей, не понимали и не ценили трудов его по физике и химии. Граф М. Л. Воронцов, например, смотрел на электрическую машину как на “дерзкое испытание тайн природы”; В. А. Нащокин с иронией указывал, что Рихман машиной старался спасти людей от грома и молнии – и сам же был убит. Не понимали и не ценили трудов Ломоносова даже люди, которые стояли близко к науке и просвещению, его ближайшие товарищи по академии, даже его непосредственные заместители по академической кафедре. Заговорили о Ломоносове лишь через 90 лет после его смерти и заговорили впервые в Московском университете, когда пришлось вспомнить, что Ломоносов был его основателем… На труды Ломоносова обратили надлежащее внимание лишь в 1900 г., когда исполнилось 150 лет со дня основания первой русской химической лаборатории, которая создана была опять-таки Ломоносовым” (“Ломоносовский Сборник”). Физико-химические труды Ломоносова появились в коллекции Оствальда: “Klassiker der exakten Wissenschaften” (Љ 178). Из историков химии особенно высоко оценили Ломоносова G. W. Kahlbaum, P. Diergart и M. Speter. Профессор Меньшуткин дает следующую “историческую справку”: “В 1865 г., когда исполнилось столетие со дня кончины Ломоносова, в торжественных заседаниях академии и университетов производилась оценка его трудов учеными того времени. В их речах мы находим мало указаний на то, что сегодня мы выставляем, как наиболее важное в трудах Ломоносова, как-то: механические теория тепла и газов, физическую химию. Эти мысли не казались в 1865 г. особенно выдающимися; хотя и прошло сто лет после смерти Ломоносова, совершенно аналогичные физические теории уже были незадолго до того предложены известными учеными XIX века, но они в то время не получили еще распространения, и понадобилось еще несколько лет, прежде чем они вошли в научный обиход. Расцвет физической химии принадлежит только концу прошлого столетия. Эти факты показывают, насколько гений Ломоносова опередил свой век”. Все научные труды Ломоносова при всей высоте своего теоретического содержания, имели и ближайшее, чисто практическое приложение.
Вариант 2

Михаил Васильевич Ломоносов, 8 ноября 1711 года рождения, был всемирно известный человеком. Свою жизнь он посвятил науке и литературе. Им даже неоднократно восхищался Пушкин. Родом писатель с Холмогорского уезда Архангельской губернии, села Денисовка. Рос в довольно зажиточной крестьянской семье. Его отец был морским рыбаком, а мать – дочерью дьякона, которая очень рано умерла.

В 1731 году Ломоносов поступает в Московскую славяно-греко-латинскую академию, где обучается на протяжении 5 лет. В 1736 отправлен в Академию Наук, Германия, где провел около 5 лет. Его первые поэтические наброски были написаны за границей. Этим он дает начало новой русской литературе. В июне 1741 г. писатель возвращается в Россию и его назначают в Академию адъюнктом химии. В 1755 открывается Московский университет с помощью Михаила Васильевича. Он был автором многих трактат, внес свой непосредственный вклад в развитие науки. Писал под заказ даже трагедии, одни и которых “Демофонт” и “Тамира и Селим”. В 1764 по его трудам и увлечением Сибирским снаряжается экспедиция в Сибирь.

Женился писатель в 1740 году на Елизавете Цильх в Марбурге. Брак был удачным и родилась единственная дочь Елена, которая потом стала женой сына брянского священника Константинова.

Он был основателем русской поэзии и первым поэтом Руси. В обществе Ломоносова укрепился за свои очень важные труды: “Рассуждение о нашей версификации”, “Письмо о правилах российского стихотворства”, “Российская Грамматика”, “Рассуждение о пользе книги церковных в российском языке”, которые сделали непосредственный свой вклад в развитие грамматики и литературы.

Умирает известный поэт и теоретик Михаил Васильевич в 1765 году 4 апреля. Его хоронят в Александро-Невской лавре.

rus-lit.com

Михаил В. Ломоносов - краткая биография.

Михаил Васильевич Ломоносов - выдающийся ученый-естествоиспытатель, первый из русских ученых мирового значения; поэт, чье творчество заложило основы современного русского литературного языка; первый русский академик Петербургской Академии наук; человек, который внес огромный вклад в развитие науки, просвещения, экономики. Появился на свет 19 ноября (8 ноября по ст. ст.) 1711 г. Родиной его была Архангельская губерния, деревня Денисовка.

Михаила Ломоносова обыватели нередко воспринимают как выходца из бедной необразованной крестьянской семьи. На самом деле отец его в свое время учился на священника в Москве, считался в Поморье одним из наиболее образованных, известных людей, был успешным купцом, владел артелью, собрал большую библиотеку. Мать Михаила умерла рано, но успела не только обучить сына грамоте, но и воспитала любовь к чтению. Поэтому отправившийся в 1730 г. в Москву Михаил получил лучшее образование, доступное для тех краев, которое дало ему возможность стать студентом Славяно-греко-латинской академии.

Счастливый случай повлиял на всю его дальнейшую биографию: в 1735 г. в числе десятка лучших учеников он был переведен в Санкт-Петербургский Академический университет, а в сентябре 1736 г. его отправили на учебу в Германию, где он пробыл до 1741 г. Пребывание за границей не только позволило намного лучше изучить различные науки, но и во многом сформировало его мировоззрение. Тогда же он увлекся и стихосложением. Присланные им в 1738 г. в Академию наук «Ода на взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства» стали точкой отсчета для новой поэзии.

Возвращение на родину состоялось в 1741 г. После воцарения Елизаветы Петровны М.В. Ломоносов в 1742 г. становится адъюнктом физики в Академии. В 1745 г. удовлетворяют его прошение об определении профессором химии. В 1746 г. в его исполнении впервые лекции по физике стали звучать на русском языке. При Академии наук в 1748 г. Ломоносов основывает химическую лабораторию - первую в стране. В 1745 г. в Россию приезжает из Германии его супруга (во время пребывания за границей он женился), спустя 4 года на свет появляется их дочь, и в жизни Ломоносова начинается период стабильности, обеспеченности, интенсивной научной деятельности.

Произведшее огромное впечатление «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», зачитанное на торжественном собрании Академии наук в 1749 г., помогло привлечь благосклонное внимание царского двора. У Ломоносова появляется немало недоброжелателей, но влиятельные покровители, в частности Шувалов, помогают ему реализовывать различные проекты. В 1757 г. Ломоносова назначают канцлером, что равнозначно современному вице-президентству в Академии наук. В 1759 г. он отдает немало сил устройству при Академии гимназии, разработке для нее, а также для университета при Академии уставов, при этом являлся страстным защитником беднейших сословий, отстаивал их право на образование.

1757 год в биографии Ломоносова ознаменован выходом собрания сочинений. Являясь почетным членом Болонской и Стокгольмской академий, пользуясь огромным авторитетом у себя на родине, М.В. Ломоносов не изменял давно сложившимся привычкам, мог одинаково радушно принимать и небогатого земляка, и влиятельную персону, перевез в столицу родственников, помогал им до самой смерти. Лишила великого ученого жизни банальная весенняя простуда. Скончавшегося 15 апреля (4 апреля по ст. стилю) 1765 г. М.В, Ломоносова провожали в последний путь с огромными почестями, похороны на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры проходили при большом стечении народа.

Вклад Михаила Васильевича в развитие отечественной науки сколь велик, столь и разнообразен. Хотя излюбленным его увлечением были физика и химия, его блистательный ум обогатил открытиями многие отрасли знаний, которые намного опережали свое время и были по достоинству оценены при жизни ученого лишь немногими. В частности, им было открыто наличие атмосферы на Венере, изобретены некоторые оптические приборы, описано строение Земли, разъяснено происхождение целого ряда минералов, полезных ископаемых, сформулирован принцип сохранения движения и материи, выдвинуто учение о свете, развито представление о атомно-молекулярном строении веществ, возрождено искусство мозаики, заложены основы нового литературного языка и стихосложения и др.

www.wisdoms.one

Краткая Биография Михаила Ломоносова / LibAid.Ru — cайт-энциклопедия литературных произведений

ЛОМОНОСОВ Михаил Васильевич 
    19 ноября 1711 г. – 15 апреля 1765 г.


    Русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов родился в селе Денисовка Архангельской губернии (ныне с. Ломоносово) в семье помора. В 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. – в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736-1739), под руководством известного физика и философа Христиана Вольфа, а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739-1741) у горного советника И. Генкеля, ученика Г. Шталя. После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом Физического класса Петербургской академии наук, а в 1745 г. – профессором химии Петербургской АН. С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории и на основанном им в Усть-Рудицах близ Петербурга стекольном заводе.

    Творческая деятельность Ломоносова отличалась исключительной широтой интересов. До 1748 г. Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в период 1748-1757 гг. его работы посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания. Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения (1741-1750), разрабатывал кинетическую теорию теплоты (1744-1748), обосновал необходимость привлечения физики для для объяснения явлений химии (1747-1752) и предложил для теоретической части химии название «Физическая химия», а для практической части – «техническая химия». Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения вещества в химических реакциях.

    В руководимой Ломоносовым Химической лаборатории Петербургской АН выполнялась широкая программа экспериментальных исследований. Он разрабатывал точные методы взвешивания и объёмные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам "тепловой материи" ошибочно. Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвёл большое количество анализов горных пород. Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря. В своём «Слове о рождении металлов от трясения Земли» (1757) и в работе «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763) он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

    Ломоносов создал в России многие химические производства – неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора. Он изобрёл фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стёкол, которые использовал для создания своих мозаичных картин. Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику «Полтавская баталия» (1762-1764). Мозаичные работы Ломоносова были высоко оценены российской Академией художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

    Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: "Курс физической химии" (1754) и "Первые основания металлургии, или рудных дел" (1763). Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично. Ломоносов создал основы русского химического языка, Он написал также ряд трудов по истории, экономике, филологии; наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий. На протяжении всей жизни учёный был инициатором самых разнообразных научных, технических и культурных мероприятий, направленных на развитие производительных сил России и имевших первостепенное государственное значение.

    Именем Ломоносова названы Московский университет, Московский институт тонкой химической технологии, город в Ленинградской области (бывший Ораниенбаум), течение в Атлантическом океане, горный хребет на Новой Земле, подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген. Академия наук СССР учредила в 1956 г. Золотую медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области химии и других естественных наук.

libaid.ru

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича

Великий русский учёный, химик, физик, художник и поэт Михаил Васильевич Ломоносов был рождён 19-ого ноября 1711-ого года в Архангельской губернии. С раннего детства Михаил Ломоносов тянулся к знаниям. Очень рано ему удалось освоить грамоту. Будущий великий учёный и поэт проживал с отцом и мачехой, которая никогда не любила пасынка. Когда юный Ломоносов узнаёт, что отец хочет его женить, он претворяется больным. После чего, получив паспорт, сбегает из родного дома и идёт пешком в Москву, чтобы продолжить своё дальнейшее образование.

Придя в Москву, Михаил Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Он живёт очень бедно, голодает, мёрзнет. Не смотря на сложившиеся тяжелейшие обстоятельства, ему удаётся преодолевать все преграды при помощи своего трудолюбия, упорства и усидчивости. В результате этого, спустя пять лет, Ломоносов заканчивает курс обучения, который обычно все проходят за двенадцать лет. И заканчивает Славяно-греко-латинскую академию Ломоносов с огромным успехом, благодаря чему его отправляют в Германию, чтобы он мог там продолжить своё образование. Это очень важный поворот в биографии Ломоносова.

Годы обучения в Германии пролетают очень быстро, каждый день, проведённый за границей, был очень насыщенным. Ломоносов много учится, экспериментирует, читает лекции, сочиняет стихи. В 1741-ом году Михаил Васильевич возвращается в Россию. И тут в биографии Ломоносова происходит новый поворот – его назначают адъюнктом физики в академию наук Петербурга. И уже в 1744-ом году он получает звание профессора химических наук. Невозможно оценить тот вклад, который внёс Ломоносов в развитие многих наук – химии, физики, астрономии, географии, геологии и многих других – настолько велики его достижения.

В 1754-ом году происходит, пожалуй, самое важно событие в биографии Ломоносова Михаила Васильевича – он начинает разрабатывать проект Московского университета. Спустя года он станет главным высшим учебным заведением России, и будет назван в честь своего создателя.

Михаил Васильевич Ломоносов умер 15-ого апреля 1765-ого года в Санкт-Петербурге.

www.testsoch.com

Краткая Биография Ломоносова. Ломоносов Михаил Васильевич


М. В. ЛОМОНОСОВ (1711—1765) У истоков новой русской художественной литературы высится исполинская по своей научной, культурной и общественной деятельности фигура Ломоносова. Поразительны были широта, глубина и разнообразие его научных интересов. Он поистине был отцом новой русской науки и культуры. Механика, физика, химия, металлургия, астрономия, география, языковедение, поэзия — вот основные отрасли, в которых он работал. И везде он сказал своё слово, сделал много открытий. Ломоносов был гениальным сыном русского народа, горячо любящим свою страну. В нём воплотились лучшие черты, свойственные русскому народу: необыкновенная энергия и работоспособность, железная сила воли, разносторонняя творческая одарённость, беззаветное служение народу.

Михаил Васильевич Ломоносов был сыном крестьянина-рыбака. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Биография Ломоносова. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) Он родился в ноябре 1711 года.

Его детские и юношеские годы прошли в деревне Денисовке (ныне Ломоносовка), недалеко от Архангельска.

С давних пор и до времён Ломоносова Поморский край находился в более благоприятных условиях по сравнению с остальной Россией. Сюда не дошли татаро-монголы, так сильно разорившие южную, центральную и северо-восточную Русь. Северное Поморье не знало и крепостного права: крестьяне были государственные, помещиков там не было. С середины XVI века, когда стала налаживаться торговля Руси с европейскими странами, Архангельск был единственным русским портом, куда прибывали иностранные корабли. Эта торговля Руси с заграницей вовлекла местных жителей в промышленную и торговую деятельность.

Всё это определяло сравнительно высокий культурный уровень жителей Поморья. У крестьян были книги, иногда имелись даже небольшие библиотеки. Север России, в частности родина Ломоносова, с давних пор был создателем и хранителем былин, сказок и других видов народной поэзии. Богата была родина Ломоносова и замечательными памятниками старинной народной архитектуры, произведениями живописи и резьбы по кости.

Словом, этот край мог многое дать для умственного развития человека наблюдательного, впечатлительного и любознательного. А именно таким и был Ломоносов с детских лет. Он рано начал жить сознательной жизнью. Мать Ломоносова умерла, когда ему было около девяти лет. С её смертью окончились годы его детства. С десятилетнего возраста Ломоносов стал ездить с отцом на промысел в море, плавал с ним в Белом море и Ледовитом океане. Эти трудные и опасные поездки по морю развивали в Ломоносове такие прекрасные черты, как наблюдательность, пытливость мысли, энергию, мужество, отвагу, приучали его к выносливости и упорству в достижении цели.

Примерно к десяти годам Ломоносов овладел грамотой и к двенадцати стал лучшим чтецом в своей приходской церкви. Если чтение церковных книг дало ему основательное знание славянского языка, то народная поэзия познакомила его с богатствами народного поэтического языка и художественными приёмами изображения действительности. Устная поэзия была первой школой поэтического искусства для будущего поэта. Другой такой же школой была «Рифмованная псалтырь»1 Симеона Полоцкого. Эта книга познакомила Ломоносова с силлабическим стихосложением. Книгу Симеона Полоцкого Ломоносов достал у своего односельчанина. У него же он взял и другие две учебные книги: «Арифметику» Магницкого и «Грамматику» Смотрицкого. Это были замечательные по тому времени учебники. «Арифметика» Магницкого не только включала в себя математику, но и давала сведения по физике, астрономии, навигации, географии, а в «Грамматике» Смотрицкого излагались не только грамматика церковнославянского языка, но и теория литературы, включая стихосложение. Ломоносов так прилежно их изучал, что выучил наизусть. Впоследствии он называл эти книги «вратами своей учёности». Однако пробудившаяся в юноше жажда знаний не могла найти себе удовлетворения на его родине: не было школы, где бы он мог учиться. Тогда он решил уйти в Москву.

В декабре 1730 года, когда ему было 19 лет, Ломоносов отправился в Москву. С паспортом, выданным ему на год Холмогорской воеводской канцелярией, и с тремя рублями денег, которые дал ему сосед, Ломоносов пошёл пешком. В Москве он определился сначала в Навигационную школу, но вскоре ушел оттуда, так как в этой школе были только младшие классы (старшие были переведены в Петербург), в которых изучали только «Арифметику» Магницкого, а её Ломоносов знал наизусть Тогда Ломоносов, скрыв свое крестьянское происхождение, поступил в московскую Славяно-греко-латинскую академию. Около пяти лет (с января 1731 по ноябрь 1735 г.) провёл Ломоносов в стенах академии. С жадностью принялся он за учение. Благодаря своим выдающимся способностям и трудолюбию он за первый год прошёл курс трёх классов. С необыкновенной энергией и упорством преодолевал он разные трудности, с которыми встречался. За время пребывания в академии Ломоносов основательно овладел латинским и греческим языками, занимался историей, теорией литературы, прилежно изучал русские летописи.

В конце 1735 года в числе двенадцати лучших студентов Ломоносов был послан в Петербург для учения при Академии наук, а уже осенью следующего года он и ещё два студента были отправлены в Германию для изучения горного дела. В городе Марбурге в течение трёх лет Ломоносов занимался физикой, механикой, химией, математикой, овладевая немецким и французским языками, знакомился с немецкой и французской поэзией, обучался рисованию, изучал теорию языка и литературы.

В 1739 году, закончив занятия в Марбурге, Ломоносов отправился в Фрейберг, где должен был изучить горное дело. Но здесь Ломоносов пробыл недолго, так как не поладил со своим учителем, узким специалистом, не понявшим творческих исканий своего талантливого ученика, Ломоносов возвращается в Марбург и хлопочет о разрешении вернуться на родину; но прошёл почти год, пока он получил из Петербурга приказ вернуться. 8 июня 1741 года Ломоносов возвратился в Петербург.

С января 1742 года Ломоносов начинает работать в Академии наук, сначала в должности адъюнкта (помощника профессора) физики, а с 1745 года — профессора (академика) химии. В течение 23 лет, до самой смерти, работал Ломоносов в Академии наук, развивая необыкновенную кипучую и разностороннюю деятельность, всего себя отдав делу развития русского просвещения, создания национальной культуры. Умер Ломоносов в 1765 году.

www.testsoch.info

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича

Ломоносов и его биография известна многим жителям России, ведь этот человек сделал большой вклад не только в литературу, но и в науку.

Ломоносов биография

Биография жизни Ломоносова начинается с 1711 года. Именно в этот год родился в деревне Денисовка будущий физик, химик, естествознанец, художник, поэт. Очень сильно нравилось Михаилу ходить с отцом на рыбалку, где он любил наблюдать за природой и где закалился его характер. Мальчик уже с детства интересовался учебой, поэтому быстро обучился грамоте, а продолжил свое обучение в Москве, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Вот здесь имеются интересные факты из биографии Ломоносова. Как известно, в Москву Михаил сбежал, ведь отец хотел его женить, но парень еще не булл готовь связать себя узами брака, поэтому он решил лучше отправиться в Москву пешком. Что он и сделал. А чтобы поступить в академию, Ломоносов идет на обман. Он поступает в ВУЗ под выдуманным дворянским именем, и становится лучшим учеником, которого сначала направили дальше грызть науку в Петербург, а затем направили на обучение в Германию. Там он совершенствует такие области, как физика, химия, металлургия. За границей увлекся стихотворением, там и женился.

В 34 года Ломоносов становится академиком, который специализировался на естествознании. Когда он вернулся из-за границы, он стал адъюнктом физики в Академии. Он подает прошение стать профессором химии, которое удовлетворили. При Академии открывает химическую лабораторию.

Интересные факты биографии Ломоносова

В своей жизни Ломоносов больше всего интересовался физикой и химией, однако не только этими науками он занимал свое время. Ломоносов и факты его биографии рассказывают нам о большом вкладе в другие области. Так им были изобретены оптические приборы, он разъяснил происхождение многих минералов, рассказал о строении земли, открыл наличие атмосферы на Венере, выдвинул учение о свете, возродил искусство мозаики. Ломоносов в биографии создал химические производства, изобрел фарфоровую массу, работал над созданием цветных стекол.

В 1754 году стал работать над проектом по созданию университета в Москве, который спустя годы откроется и станет лучшим и престижным ВУЗом города. Университет носит имя Ломоносова.

1757 году выходит его собрание сочинений.

Забрала жизнь этого великого человека банальная простуда, которая перерастет в воспаление легких. Умер Ломоносов в 1765 году в Санкт-Петербурге.

Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича

2.3 (46.67%) 3 votes
На этой странице искали :
  • _some_qunique_referrer_placeholder_
  • ломоносов

sochinyshka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *