Содержание

Жизнь и творчество Ломоносова Михаила Васильевича

Эпоха XVIII века находилась под влиянием классицизма. Под этим словом понималась социально-культурная практика элиты древнего Рима, которую зарождающаяся буржуазия считала совершенной и к ней стремилась. При этом часто подражание античности уступало рационализму творчества. Этот стиль, с его гражданскими идеалами, мировоззрением, основанный на вере в возможность создания идеального монархического строя, несомненно, влиял на поэтическое творчество Ломоносова.

Но исследователя не устраивал только рационалистический взгляд на действительность.

Особенности творчества М. В. Ломоносова

Литературное творчество Ломоносова было направлено на развитие русских национальных традиций. Он никогда не ставил перед собой цель отражать окружающую действительность. В его произведениях звучит провозглашение великих истин, видение будущего.

Его не устраивал существующий помещичий строй, но в произведениях звучала гордость за победы и величие русской государственности, созданной в петровское время.

Поэтическая жизнь и творчество М. В. Ломоносова

Ода в литературе классицизма получила преимущественное развитие. Этот жанр наиболее отвечал задачам эпохи, когда общие цели поднялись над личными. Интерес к любому поэту появлялся тогда, когда его переживания отражали события государственного и общенационального уровня.

Оды

Творчество Ломоносова не случайно проявилось в написании од. Этот жанр в большей степени соответствовал решению насущных задач, поскольку в этих произведениях автор мог высказаться в поэтической форме по наиболее важным вопросам.
Кроме того, оды в тот период имели особую значимость, и их заказывало правительство к праздничным церемониям. Посвящая их царским особам, Ломоносов выходил за официально-придворные рамки, адресуя свое обращение к решению вопросов государственного значения. В оде императрице Елизавете Ломоносов воспевает ее как хранительницу мира в государстве. С началом ее правления закончилась война со Швецией.

Торжественные оды поэта отличаются выразительностью и красочностью. Особо большое значение он придавал точности и времени исторических событий. Лирический сюжет оды про взятие Хотина включает множество эпических элементов. Главную часть произведения занимает сражение и связанные с ним размышления поэта. Особенно выделяются ключевые моменты боя, где побеждают «орлы российские». В своем восхищении успехом автор находит нужные слова, чтобы воздействовать на патриотические чувства читателей.

Поэтическое творчество Ломоносова, кратко говоря, не было обширным и особенно выдающимся. Но создание им новой системы стихосложения трудно переоценить.

Необходимость реформы русского стихосложения

В России давно существовала проблема стихосложения. Еще с XVI века везде употреблялся силлабический принцип, который не учитывал особенности русского языка. Стихи назывались виршами, представляющими собой двустишия, скрепленные рифмами. Виршевики писали на славянском языке, что создавало разрыв с народной поэзией.

Другой принцип – тонический, больше подходил к латыни и греческому языку, где отсутствовала категория силового ударения. Его основой является чередование долгих и кратких звуков.

Принципы стихосложения Тредиаковского

Преобразование русского стиха начал Тредиаковский. Он выяснил, что здесь лучше подходит тонический принцип, основанный на чередовании ударных слогов с безударными. Он вплотную подошел к понятию новой ритмической единицы – стопы, включающей в себя сочетание ударного слога с безударными. Объединив в стопу тонический и силлабический принципы стихосложения, Тредиаковский не смог полностью отойти от традиций русской силлабики. Он ограничил свои нововведения длинным стихом и выбрал для него единственный ритм хорея. Таким образом, являясь первооткрывателем силлабо-тонического стиха, Тредиаковский создал всего одну его разновидность.

Создание поэтической системы Ломоносовым

Творчество Ломоносова позволило окончательно развить следующий необходимый этап реформы русской поэзии, считая акцентологию основой стихосложения, где существует аналогия между ударностью-безударностью и долготой-краткостью. На этом сходства с теорией Тредиаковского заканчиваются, и вводится понятие двухсложных и трехсложных стоп, а также появляется необходимость разных типов рифмовки. Ломоносов приходит к мысли ограничить стих размером. По сравнению с одним типом стиха, он создает целую систему.

Поэтическое творчество Ломоносова проявилось в его пристрастии к ямбу, который в наибольшей степени соответствовал высокому жанру оды. Он полагал, что ямбический стих умножает великолепие и благородство произведения.

Утверждение нового принципа стихосложения

В результате была поэтапно осуществлена реформа стихосложения, утвердившая силлабо-тонический подход в русской поэзии, который до сих пор является ее основой. Первооткрывателем здесь считается Тредиаковский, предоставивший теоретическое обоснование и начальный опыт применения нового принципа.

Творчество М. В. Ломоносова в этом направлении было направлено на его развитие, систематизацию и распространение на всю стихотворную практику. Поэт ставит на первое место четырехстопный ямб и развивает его в своих одах. По мнению Михаила Васильевича, он в наибольшей степени соответствует благородству и высокому уровню стихотворного жанра. Ломоносов последовательно утверждает и расширяет возможности силлабо-тонического стихосложения, как наиболее соответствующего русскому языку. Его основы нашли воплощение в поэзии Пушкина.

Литературное творчество Ломоносова

Начало XVIII века в России характеризовалось еще средневековым укладом, в то время как в Европе происходили революционные технические и научные преобразования, а также развивалась культура и просвещение.

Творчество Ломоносова в литературе ярко проявилось в создании нового поэтического стиля. Ему также принадлежит теория языка и словесности, изложенная в первой русской грамматике и риторике. После этого она господствовала целое столетие и нашла продолжение в произведениях А. С. Пушкина.

Творческая деятельность Ломоносова была направлена на создание русской литературы. Книги издавались в основном церковные, и в них было множество слов из греческого и других языков, которые большей частью были непонятны читателю. Теория российского слова строилась ученым на основе церковнославянского и простонародного языка, под которым подразумевалось московское наречие. Слова разделялись на 3 штиля:

  • общеупотребительные;
  • книжные, за исключением неупотребительных;
  • простонародные.

Первый из штилей (высокий) был предназначен для написания од и поэм; средний служил для прозы, элегий, сатир, дружеских писем в стихах; низкий – для составления песен, эпиграмм, комедий и написания обычных дел. На этой теории стилей в дальнейшем держался литературный язык XVIII века.

Как патриот и общественный деятель, Ломоносов всячески способствовал развитию русского просвещения. Важным достижением в этом направлении является создание первого русского университета.

Творчество Ломоносова в литературе тесно связано с научными трудами. Стихом и русским языком поэт владел лучше любого его современника. Переводя научные труды с других языков, он сразу же создавал новую терминологию.

Про жизнь и творчество Ломоносова кратко и содержательно сказал С. И. Вавилов, что в одной личности слились научные и художественно-исторические интересы и задатки. При этом они проявлялись не под воздействием нажима извне, а из внутренних потребностей. Сам Михаил Васильевич призывал людей не восторгаться его значимостью, а самим употреблять свой разум.

Необходимость создания новых учебных заведений для россиян

Высшие учебные заведения России начала XVIII века можно было сосчитать на пальцах. Образования не хватало людям высших кругов, а человек низшего сословия мог научиться только чтению и письму. Случай с Ломоносовым был уникальным, и только благоприятное стечение обстоятельств, его талант и настойчивость позволили достичь высот в науке.

Существующие учебные заведения не могли удовлетворить потребности огромной империи. Существовала крайняя необходимость в отечественных специалистах, и классический государственный университет для дворян и разночинцев был необходим.

Создание Московского университета

Жизнь и творчество Ломоносова были прежде всего направлены на развитие науки и просвещения в Отечестве. В 1753 году он разрабатывает проект и структуру Первого национального университета в Москве и через 2 года открывает его вместе с камер-юнкером императрицы Елизаветы И. И. Шуваловым. Это было первое в России высшее учебное заведение, в которое мог поступить любой способный молодой человек, независимо от сословия. Несмотря на то что в Петербурге была Академия наук, иностранцы-академики сохраняли там свое особое положение и не давали возможности развиваться отечественным талантам.

Михаил Васильевич не преподавал в Московском университете, поскольку вся жизнь и творчество Ломоносова проходили в Петербурге.

Но он всячески помогал развиваться российской науке в плане привлечения к работе отечественных специалистов. Через несколько лет на всех факультетах лекции читали русские профессора.

Наиболее отличившиеся в обучении студенты получали дворянское звание. Университет развивался, решая задачи науки и образования. Он стал одним из центров мировой культуры.

Заключение

Жизнь и творчество Ломоносова кратко описать трудно. Его деятельность проявилась во всех областях науки и культуры XVIII века. Он везде успевал, внося новое, привлекательное и прогрессивное. Разносторонность его интересов и деятельности сопоставима в сравнении только с Леонардо да Винчи.

Творчество Михаила Ломоносова и целеустремленная работа ученого были крайне необходимы для развития России и ее выхода из Средневековья. Он добился необходимого развития науки и образования, которое остановить в дальнейшем стало невозможно из-за привлечения к этому людей всех сословий.

По значимости и внесенному вкладу в становление Отечества его ставят в один ряд с самыми выдающимися деятелями страны за всю историю ее развития.

О жизни и творчестве М. В. Ломоносова | доклад, реферат, сочинение, сообщение, отзыв, статья, анализ, характеристика, тест, ГДЗ, книга, пересказ, литература

М. В. Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской акаде­мии, затем была Академия в Киеве, Гимназия при Петербургской академии наук, школа философа Вольфа в Марбурге, Фрейбергский университет (Германия).

Ломоносов был щедро одарён многими талантами. Он был замечательным химиком, исследовал электричество, наблюдал астрономические явления, заново открыл секрет средневековой мозаики, изучал древнерусские летописи и писал исторические труды. Одним из первых активно занялся картографией. Очень много М. В. Ломоносов сделал для становления русского литера­турного языка. Он составил правила стихосложения на русском языке, был автором многих торжественных од и других произве­дений.

В школе проходят такие произведения М. В. Ломоносова: «Случились вместе два астронома в пиру…» (5-й класс), «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день восшествия на всероссийский престол Ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (7-й класс).

Можно назвать такие его художественные произведения: «Ода на взятие Хотина», сопровождённая «Письмом о прави­лах российского стихотворства»; «Утреннее размышление о Божием величестве», «Вечернее размышление о Божием вели­честве при случае великого северного сияния», «Письмо о пользе стекла», «О пользе книг церковных в российском язы­ке», «Разговор с Анакреоном», «Краткое руководство к крас­норечию». Материал с сайта //iEssay.ru

Ломоносов имел мощный ум, наблюдательность, способ­ность к обобщениям, трудолюбие, настойчивость, стремление до­водить дело до конца, искренность, страстность, правдивость. Ломоносов обладал даром красноречия, безусловным педагоги­ческим талантом, он любил Россию и все силы свои приложил к тому, чтобы принести стране и народу как можно больше пользы и добра.

Целью жизни Ломоносова было постижение тайн природы, развитие науки в мире и особенно в России: «утверждение наук в отечестве», как писал сам Ломоносов. Он сделал, казалось бы, невозможное для открытия Московского университета, который сейчас носит имя своего основателя.

На этой странице материал по темам:
  • тест о жизни ломоносова
  • сообщение о жизни ломоносова
  • жизнь и творчество ломоносова краткие сведения
  • монография о творчестве ломоносова
  • сообщение ломоносова о его жизни и творчества

творчество, идеи, концепции : VIKENT.

RU

Один из первых русских просветителей, учёных-естествоиспытателей.

Сын помора. В 1731 году, выдав себя за сына священника, поступил в Московскую славяно-греко-латинскую академию.

Феофан Прокопович, сподвижник Петра Великого, настоял на том, чтобы Михаила Ломоносова

не исключали из Славяно-греко-латинской академии за то, что он выдавал себя за сына священника. Восхищённый любознательностью юноши, его острым умом и глубиной проникновения в суть вещей. Прокопович будто бы сказал тогда: «Не бойся ничего. Когда бы со звоном в большой московский соборный колокол стали публиковать тебя самозванцем, я твой защитник».

Морозов А.А., Михаил Васильевич Ломоносов, 1711-1765, Л., «Ленинградское газетно-журнальное и книжное издательство», 1952 г., с. 177.

 

О своём образовании М.В. Ломоносов писал так: «Обучаясь в Спасских школах, имел я со всех сторон отвращающие от наук пресильные стремления, которые в тогдашние лета почти  непреодоленную силу имели. С одной стороны, отец, никогда детей кроме меня не имея, говорил, что я, будучи один его оставил, оставил всё довольство (по тамошнему состоянию), которое он для меня кровавым потом нажил и которое после его смерти чужие расхитят. С другой стороны, несказанная бедность: имея один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет и наук не оставил. С одной стороны, пишут, что, зная моего отца достатки, хорошие тамошние люди дочерей своих за меня выдадут, которые и в мою там бытность предлагали; с другой стороны, школьники, малые ребята, кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать пришёл латине учиться! После того вскоре взят я в Санктпетербург и послан за море, и жалованье получал против прежнего в сорок раз. Оно меня от наук не отвратило, но по пропорции своей умножило охоту, хотя силы мои предел имеют».

Ломоносов М.В., Письмо графу И. И. Шувалову от 10 мая 1753 г. / Избранная проза, М., «Советская Россия», 1986 г., с. 31.

 

В 1742 году М.В. Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук.

В своей «Риторике», написанной в 1747 году, М.В. Ломоносов рассматривает литературу древнего мира «… как запас образцов для подражания; таковы тексты Овидия, Вергилия, Гомера, Анакреона, Цицерона, Демосфена, а из новых авторов — Хрисостома и Эразма в переводах.
Риторика Ломоносова с её переводными латинскими и греческими exempla должна была продемонстрировать приёмы на языке оригинала и возможность их адаптации к языку усвояющему, который в процессе такой адаптации собственно только и формируется». (Имеется в виду русский язык – Прим. И.Л. Викентьева).

Ренате Лахманн, Память и литература. Интертекстуальность в русской литературе XIX-XX веков, СПб, «Петрополис», 2011 г., с. 229.

 

В 1755 году по инициативе М.

В. Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам». На открытие Университета М.В. Ломоносов приглашён не был.

1764 году в «Предложениях об устройстве и уставе Петербургской Академии» М.В. Ломоносов назвал академическую гимназию «Кормилицей Университета», пояснив, в чём он видит её назначение: «Здесь следует воспитывать более нежный возраст, преподавая школьные предметы так, чтобы вышедшие оттуда были способны к занятиям высшего порядка в Университете». А ранее — в 1754 году в письме И.И. Шувалову об учреждении Московского университета Ломоносов настаивал: «При Университете необходима должна быть гимназия, без которой Университет как пашня без семян»…

 

«Профессорское звание вплоть до начала XIX столетия считалось унизительным для дворянина. А гениальный

М.В. Ломоносов так и не поднялся по табели о рангах выше статского советника».

Садовничий В.А., Россия. Московский университет. Высшая школа: Статьи. Выступления. Интервью 1992-1998, М., Изд-во Московского университета, 1999 г., с. 221.

 

М.В. Ломоносов, высказал конструктивный принцип применительно к поэзии — это: «сближение идей далековатых».

«Я своей чести достиг не слепым счастием, но данным мне от Бога талантом, трудолюбием и терпением крайней бедности добровольно для учения».

Ломоносов М.В., Письмо к И.И. Шувалову / Полное собрание сочинений в 11-и томах, Том 10, М.- Л., Изд-во Академии Наук СССР 1957 г., с. 539.

 

«За Ломоносовым была химия, была великая наука. Но не будь её, он был бы, вероятно, как поэт явлением опальным».

Тынянов Ю.Н., О Хлебникове / Литературная эволюция: избранные труды, М., «Аграф», 2002 г., с. 367.

 

Когда воспитатель Императора Павла I Семён Порошин «… привёз во дворец печальную весть о кончине
М. В. Ломоносова — великого русского учёного, Павел сказал: «Что о дураке жалеть, казну только разорял и ничего не сделал». Слова наследника стали достоянием столицы».

Меерович Г.И., Буданов Ф.В., Суворов в Петербурге, Л., «Лениздат», 1978 г., с. 113.

 

А.С. Пушкин писал о М.В. Ломоносове: «Он создал первый наш университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Служение отечеству — главная идея творчества Михаила Ломоносова ❤️

Вся жизнь Михаила Васильевича Ломоносова — это жизнь труженика, борца за процветание России. С именем этого деятеля связана история открытия первого русского университета в Москве, история развития самых разнообразных отраслей знания и наук. Пришедший в Москву пешком, сносивший насмешки слушателей академии, которые все были гораздо моложе его, Ломоносов уже в юности видел главную цель своей жизни — служить России, поставить ее на один уровень с европейскими государствами. Ломоносов никогда не считал занятия поэзией своей главной целью,

но достигнутые в ней успехи столь значительны, что Белинский назвал его «Петром Великим русской литературы».

Литературное творчество Ломоносова развивается в рамках классицизма, но классицизма русского, который всегда был направлен на насущные вопросы жизни. Одной из основных своих задач Ломоносов считал защиту прогрессивных сторон реформы Петра I.

Сам поэт всем был обязан государству, а потому в центре его произведений стоит монархия. С этим связано появление в его творчестве од, воспевающих императоров, самой показательной из которых является, пожалуй, «Ода Иоанну Антоновичу», в

которой Ломоносов восхваляет свершения члена царской семьи, которому в тот момент было лишь полгода. Дело в том, что эти оды создаются не потому, что Ломоносов заискивает перед двором. В своих произведениях поэт дает некий ориентир, норму, на которую должны равняться все, даже монархи. В творчестве Ломоносова создается образ идеального монарха. В реальности таким идеалом для поэта был Петр, прежде всего не философ, а работник на троне, «в полях, в морях герой». От монарха поэт требует активного служения России. Но при этом даже в торжественных похвальных одах Ломоносов прославляет героев «от земледельца до царя». Произведения поэта содержат упоминания о земледельцах, пастухах, охотниках, воинах, мореплавателях, купцах, ученых.

В поэзии образ утверждал принципы высокой идейности и гражданственности. Наиболее полно эти взгляды выражены в цикле стихотворений «Разговор с Анакреоном». Разумеется, Ломоносов не только выдвигал эти принципы, но и воплощал их в своем творчестве. Центральной темой од поэта становится тема Родины. Он славит величие России, ее необозримые просторы, неисчерпаемое богатство ее недр. В оде 1748 года создается грандиозный образ великой державы: «Сидит и ноги простирает на степь, где Хину отделяет пространная стена от нас…» Но для того чтобы Россия действительно была процветающим государством, необходимо трудиться. Ломоносов воспевает людей труда, говорит о необходимости развития науки и просвещения, создания отечественных кадров ученых. Он не сомневается, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Вообще слово «наука» — одно из самых популярных в лексиконе Ломоносова. Он воспевает науки, которые «юношей питают», «отраду старцам подают». Стихами Ломоносов подтверждает и собственные научные открытия, вспомним, к примеру, стихотворное послание «О пользе стекла».

Нашел отражение в творчестве Ломоносова и основной социальный конфликт России — столкновение помещиков и крепостных крестьян. Ломоносов утверждает ценность человека вообще, призывает к гуманному отношению к крепостным. Больше того, народ в его произведениях может становиться высшим судией:

Есть Божий глас, глас целого народа.

Устами оного всевышний говорит.

Чтобы народ и государство могли пользоваться плодами просвещения и труда, чтобы процветали науки и ремесла, России необходим мир. Прославляя военные триумфы России, Ломоносов в то же время подчеркивает миролюбие русского народа, который обнажает «правдивый меч» лишь для того, чтобы водворить повсюду мир, «возлюбленную тишину».

Идеалы Ломоносова были связаны с образом гражданина и патриота, готового отдать свою жизнь делу служения Отечеству. Трудиться «для пользы общества» — высшая цель стремлений Ломоносова. И осознать важность такого труда он призывал всех русских людей.

Жизнь и творчество Михаила Васильевича Ломоносова

1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА

«Он создал русский университет.
Он, лучше сказать, сам был нашим
первым университетом»
А.С. Пушкин
Годы жизни: 8 ноября 1711 г.
– 4 апреля 1765 г.
Место
рождения:
деревня
Мишанинская
Куростровской
волости
Двинского
(Холмогорского)
уезда
Архангелогородской губернии.
Родители:
Отец, Василий Дорофеевич,
«достаточный»
крестьянин,
судовладелец
и
рыбопромышленник.
Мать, Елена Ивановна, дочь
дьякона.

3. «ВРАТА УЧЁНОСТИ»

«Арифметика» Леонтия Магницкого
Издание 1703 г.
«Грамматика» Мелетия Смотрицкого
Издание 1721 г.

4. «ВРАТА УЧЁНОСТИ»

«Псалтырь в стихах» Симеона Пόлоцкого
Издание 1680 г.

5. ПУТЕШЕСТВИЕ В МОСКВУ (1730 г.)

Н. Кисляков
«Юноша Ломоносов на
пути в Москву»

6. Славяно-греко-латинская академия (1731-1735 гг.)

7. Киево-Могилянская академия (1734 г.)

8. Санкт-Петербургский академический университет (1736 г.)

9. Учёба в Германии: Марбург, Фрайберг (1736-1741 гг.)

Дом в Фрайберге, где жил Ломоносов
1742 г. – адъюнкт
Петербургской
Академии наук
1745 г. – первый
русский академик
(профессор)
Петербургской АН
1755 г. – создан
Московский
университет (по
инициативе
М.В.Ломоносова)
Диплом профессора химии Ломоносова

11. Роль Ломоносова в языкознании и литературе

РОЛЬ ЛОМОНОСОВА
В ЯЗЫКОЗНАНИИ И ЛИТЕРАТУРЕ
«Русскую литературу начинают с Ломоносова, — и
справедливо. Ломоносов действительно был
основателем русской литературы.»
В.Г.Белинский

12. «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739 г.)


«Того, что
весьма несвойственно
русскому языку, из других языков не
вносить».
Углублять «собственное и природное».
«Из других языков ничего неугодного
не внести, а хорошего не оставить».

13. «Российская грамматика» (1755 г.)

«Карл V, римский император, говаривал,
что
ишпанским
языком
с
Богом,
французским с друзьями, немецким с
неприятелями, итальянским с женским
полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то,
конечно, к тому присовокупил бы, что им
со всеми оными говорить пристойно, ибо
нашел бы в нем великолепие ишпанского,
живость
французского,
крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх
того — богатство и сильную в изображении
краткость
греческого
и
латинского
языков…»
«Предисловие о пользе книг церковных
в российском языке» (1758 г. )
Три рода «речений»
Славянороссийские
Употребительные
и в церк.-слав., и
в русском
Бог, слава,
почитаю
Славенские
Церк.-слав.
слова, не
используемые в
разговорной речи
Отверзаю,
взываю,
господень
Российские
простонародные
Слова,
используемые
только в
разговорной речи
Говорю, ручей,
лишь

16. «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758 г.)

Три «штиля»
Высокий
Низкий
Средний
Речения I и II рода
Речения I и III рода
(речения II рода не
допускаются)
Все три рода речений
при условии
стилистического
выравнивания текста

17. Стили и литературные жанры

Высокий
Героические поэмы,
оды, «прозаические
речи о важных
материях»
Низкий
Средний
Комедии, эпиграммы,
песни, описания
«обыкновенных дел»
Все театральные
сочинения,
стихотворные
дружеские письма,
сатиры, эклоги, элегии,
описания «дел
достопамятных и
учений благородных»

18.

Теория трех стилей и произведения Ломоносова (высокий стиль) «Слово похвальное
блаженныя памяти
государю императору
Петру Великому,
говоренное апреля 26
дня 1755 года»
«Ода на день восшествия
на
Всероссийский
престол Ея Величества
Государыни
Императрицы Елисаветы
Петровны» (1747 г.)

19. Теория трех стилей и произведения Ломоносова (низкий стиль)

«Гимн бороде»
(1757 г.)
Памфлет
«Зубницкому»
(1757 г.)

20. Теория трех стилей и произведения Ломоносова (средний стиль)

«Лишь
только
дневной
шум
замолк…» (1747 г.)
«Стихи, сочинённые
на
дороге
в
Петергоф,
куда
сочинитель в 1761
году ехал просить о
подписании
привилегии
для
Академии,
быв
много раз прежде
за тем же»
«Между Ломоносовым и Петром большое сходство:
тот и другой положил начало великому делу,
которое потом пошло другим путем, другим
образом, но которое не пошло бы без них. »
В.Г.Белинский

22. Ода (греч. Ωδή — песня)

Ода – один из главных лирических жанров
классицизма, торжественное стихотворение,
посвященное какому-либо событию или
герою.
Ода – жанр героической, гражданской
лирики
с
обязательным
«высоким»
содержанием
и
торжественным,
«возвышенным» стилем его выражения.

23. Одúческая строфа

Одúческая строфа – в русской поэзии
десятистишие четырехстопного ямба с
рифмовкой ABABCCDEED.

Михаил Ломоносов | Русская культура в достопримечательностях

Не знаю почему, но Александра Сумарокова я всегда любил. Для нерусского исследователя русской литературы Сумароков — один из тех писателей, которых вы набиваете перед устными экзаменами. Вы не изучали его ни на каких классах или семинарах — они были посвящены Пастернакам, Толстым, Достоевским, Пушкиным, Гоголям. Сумароковы и другие писатели XVIII века? Их никто не учил. Но аспиранта там не для того, чтобы его учили. Аспирант должен учиться. Так что вы делаете это по своему усмотрению. Неделю вы читаете Василия Тредиаковского, несколько дней — Михаила Ломоносова.
Студент, воображающий себя неким знатоком драмы и театра, когда-нибудь прочитает все трагедии Владислава Озёрова (на самом деле любящий Fingal ). Вы планируете прочитать все пьесы Екатерины Великой, но в конечном итоге признаете, что вам, вероятно, не нужно. Вы читаете Василия Капниста и абсолютно любите Chicanery , удивляясь, какого черта никто не взялся за это уже 200 лет.Вы более чем знакомы с Яковом Княжниным и Александром Аблесимовым (что окупается спустя десятилетия в Москве, когда вы видите в двух разных театрах постановки по произведениям этих писателей). Вы читаете Михаила Хераскова, но не помните его. Вы любите Дениса Фонвизина, особенно его The Brigadier , хотя все пытаются сказать вам, что его The Minor — его главная пьеса — козля. Вам нравится читать комедии Александра Шаховского, хотя вы и близко не подходите к прочтению всех 100 его пьес — вы, скорее всего, выручитесь, не достигнув отметки в 10%. Но вы восхищаетесь его способностью превращать шуточные фразы.
Другими словами, вы читаете себя глупо, практически без всяких наставлений. О, есть горстка книг, которые на словах намекают на раннюю русскую драму. Вы их читаете, и у вас мало что выходит. Так что этот марафон чтения очень старых пьес, о которых никто не заботился на протяжении веков (за редким исключением, натч), действительно заставляет вас нервничать. Это либо тонуть, либо плыть, и вы никому не признаете, что тонете так же часто, как плаваете.
А вот Александр Сумароков. Этот человек не пользуется большим уважением. Другие писатели смеются над ним. Критики и историки говорят вам, что он не был писателем. Д.С.Мирский, один из тех фундаментальных историков, о которых я упоминал, писал, что «литературная ценность» пьес Сумарокова «мала» и что от них «пахнет переводом». Эх. О народной традиции с Мирским вроде бы никто не говорил. Ну, разве что Сумароков был не из народа…
Во всяком случае, у меня всегда была слабость к Сумарокову. Если ему кто-то не нравился (а он не любил много людей), он садился и писал пьесу, нападая на них, как он это сделал в довольно забавном Tresotinius , который пародировал Тредиаковского. Сумароков не сомневался в собственном месте в истории русской литературы середины XVIII века: он был ее величайшей и самой влиятельной звездой. На самом деле он действительно им был, по крайней мере, до появления Гаврилы Державина, а затем Александра Пушкина. После этого Сумароков как бы упал из-за стола. Но у этого человека был характер, у него было нахальство и немалый талант.Вы просто пытаетесь загнать в угол влияния, стили, надежды и чаяния целой нации, у которой нет литературных традиций, если только вас не зовут Пушкин … Но даже Пушкин, конечно, оттолкнул всех писателей, о которых я уже упоминал. У Сумарокова почти ничего не было. Итак, когда он внес Гамлет и Макбет в русский канон — даже если он и упростил их и превратили в буглер, — он установил вехи для будущего русской культуры. Вдобавок Сумароков был одним из первых крупных российских издателей, будучи редактором влиятельного журнала The Busy Bee или The Industrial Bee , в зависимости от того, как вы его переводите.Он писал стихи, эссе, участвовал в социальных и политических дебатах (в определенной степени) и был разносторонним — давайте будем честными, давайте дадим ему это — Человеком эпохи Возрождения.

Сумароков родился 25 ноября 1717 года и умер 12 октября 1777 года (по современным датам григорианского календаря). Согласно хронологическим, но неполным «Избранным произведениям А.П. Сумарокова», свои первые стихи он написал около 1739 года. Он писал по крайней мере в 25 различных поэтических жанрах, включая баллады, оды, мадригалы, переводы, послания, эклоги, идиллии и т. Д. элегии, сонеты и многое другое.В этом далеко не неполном источнике перечислено 268 работ. (В список включены некоторые трагедии и переводы, но не включены ни его журналистские работы, ни эссе, ни 12 комедий, ни его переработка Шекспира. ) Но существует серьезная проблема с подсчетом и исследованием полной литературной продукции Сумарокова, поскольку весь его архив был утерян. . У нас нет ничего, кроме опубликованных текстов, к которым можно вернуться. Более того, к моменту его смерти он практически никому не нравился. Он был обездоленным, нелюбимым, неуважаемым, о нем даже никто не думал.Похоронен на кладбище Донского монастыря в Москве, но даже его могила со временем утеряна. В его честь в 1951 году был установлен надгробный указатель, но размещение этой плиты (которую я помню и резко остановившуюся, как если бы я видел призрака) не имеет ничего общего с местонахождением его останков. Когда Сумароков умер, у него не осталось денег на погребение, поэтому некоторые московские актеры собрали коллекцию и покрыли расходы. Это был классический случай превращения богатства в лохмотья.
Последний раз, когда я был в Санкт-Петербурге несколько лет назад, я пять дней бродил по городу с огромным списком адресов в руке. Одним из них был Большой проспект 31 на Васильевском острове. Исследования показали, что там была мемориальная доска, посвященная Сумарокову. Действительно, было, и вот что на нем написано: «На этом участке располагался дом, в котором с 1765 по 1769 год проживал писатель, поэт, драматург, великий театральный деятель Александр Петрович Сумароков».
Итак, на что мы смотрим, когда стоим на углу этой улицы и читаем слова на мемориальной доске в честь великого человека? Ничего такого.Практически ничего. Если только мы не заглянем в катакомбы собственных воспоминаний и мыслей. Стоя здесь, я не чувствовал ни холода, ни мистического магнетизма, ни чувства дежавю. Я пытался. Я искал это. Я сочувствовал этому. Его там не было. Стоящее здесь здание не имело ничего общего ни с Сумароковым, ни с его временами — оно появилось намного, намного позже. Улицы здесь, люди, стоящие или проходящие мимо — все это вообще не имеет отношения к Сумарокову. Никто не останавливался, чтобы посмотреть на мемориальную доску, никого не волновало.Даже когда я настроил и начал фотографировать то с одной стороны, то с другой. Обычно этого достаточно, чтобы заинтересовать хотя бы некоторых прохожих. Не здесь. Не в этом месте. Эти местные жители уже знали: нам здесь ничего не нужно знать.
Судьба — индейка, как говорят русские. Понятия не имею, откуда взялась эта фраза. Но это то, к чему вы можете хорошо и тяжело переживать. Особенно, если задуматься о жизни и творчестве Александра Сумарокова, а затем подумать о том, как мир отвернулся от него к моменту его смерти, а потом просто забыл о нем.
Однако, чтобы не утонуть в собственных слезах, будем радоваться тому, что в маленьком Театре Человека в Москве недавно открылся спектакль под названием (Сумарокова) Гамлет . Возможно, это первая постановка некогда великого писателя за 200 лет. Молодец Владимир Скворцов, режиссер. Мужчина по сердцу. Да здравствует память Александра Сумарокова.

Ломоносов Михаил (писатель)

(1711-1765) ученый, поэт, грамматист

Михаил Ломоносов родился недалеко от Холмогор, города на севере России. Его мать Елена была дочерью дьякона, а отец — купцом крестьянского происхождения. Когда Ломоносову исполнилось 10 лет, он стал сопровождать отца по делам, но по-прежнему его больше интересовали ученые. В 1731 году он отправился в Москву и поступил в Славяно-греко-латинскую академию, притворившись дворянским сыном.

Интеллектуальные перспективы Ломоносова быстро стали очевидны. В 1736 году он был одним из 12 студентов, выбранных для поступления в новый университет Св.Петербург. Затем он поступил в университеты в Марбурге и Фрайбурге, где изучал математику, химию, металлургию и смежные предметы. В 1740 году он женился на Елизавете Зильх в Марбурге. Вернувшись в Санкт-Петербург в следующем году, он получил должность в Российской академии наук, где оставался до конца своей карьеры. Ломоносов помог основать Московский университет в 1755 году. Его карьера пошла на спад во время правления Екатерины Великой.

Разносторонняя научная деятельность Ломоносова, как и деятельность его современника Бенджамина Франклина, олицетворяет рационализм эпохи Просвещения. Его научные работы, большинство из которых написано на латинском языке, включают «Размышления о причинах жары и холода» (1744 г.), «Речь о явлениях в воздухе, исходящих из силы электричества» (1753 г.), «Диссертация о большей точности в навигации» (1759 г.) и « Первые основы металлургии (1763 г.). Ломоносов также проводил многочисленные опыты с фарфором и цветным стеклом для мозаик. В 1752 году российский сенат разрешил ему основать стекольный завод, а в следующем году императорским указом он предоставил ему землю и 212 крепостных для работы.Со временем фабрика изготовила ряд изделий из стекла, в том числе большую мозаику для одного из дворцов Екатерины II, хотя Ломоносов изо всех сил пытался сделать предприятие прибыльным.

Ломоносов ворвался на русскую литературную сцену в 1739, , когда он послал «Письмо о правилах русской поэзии» в Академию наук и сопроводил его одой, посвященной военной победе России над турками. В «Письме» Ломоносов настаивает, чтобы русские поэты учитывали не только количество слогов в каждой строке, но и расположение ударных слогов. Ода, написанная ямбическим тетраметром, иллюстрирует его аргументы. Это произвело большое впечатление на членов академии.

Произведение Ломоносова включает исторические произведения, переводов стихов Горация и Руссо, две драмы и ряд од, посвященных особым случаям при русском дворе. Его поэзия полна образов, часто с отсылками к римской и греческой мифологии. Он восхваляет Россию, хорошего правителя (который обычно напоминает Петра I), науку и ученость.

Соперник Ломоносова Александр Сумароков высмеивал его стихи как напыщенные и преувеличенные, но уважал лиризм своего конкурента.Этот лиризм проявляется в двух наиболее значительных стихотворениях Ломоносова — «Утро» и «Вечерние размышления о величии Бога» (1743 г.). В «Вечерней медитации» появление северного сияния заставляет поэта задуматься о его возможных причинах и огромной вселенной, созданной Богом. В «Утренней медитации» Ломоносов пишет, что солнце — это «вечно пылающий океан». Тем не менее, «Это внушающее благоговение чудовище / Это всего лишь искра» перед Богом. В более позднем произведении «Письмо об использовании стекла» (1752 г.) научные интересы Ломоносова сочетаются с религией и поэзией.Поэма начинается со списка различных применений стекла, включая окна, зеркала и украшения. Люди убивали ради золота, но войны из-за стекла не начинались; вместо этого, пишет Ломоносов, стекло в телескопах позволило ученым подтвердить теории Николая Коперника о Солнечной системе. «Через оптику, — восклицает поэт, — стекло ведет нас к [Богу], изгнав из нас глубокую тьму невежества!»

Теоретические работы Ломоносова работ внесли значительный вклад в развитие русского языка.Его «Риторика» (1748) предлагает советы потенциальным поэтам, дополненные примерами из древних, таких как Гомер, Анакреон, Ювенал, Сенека и Марсьяль, а также современного ла фонтена. «Об употреблении церковных книг в русском языке» (1757 г.) регулирует словарный запас русского языка, разделяя слова на «высокие», «средние» или «низкие». Наконец, Грамматика Ломоносова (1757 г.), первая на русском языке, оставалась окончательной до 1831 г.

Александр Пушкин охарактеризовал обширный творческий путь Ломоносова следующими словами:

Сочетая необычную силу воли с необыкновенной способностью понимания, Ломоносов охватил все отрасли знания….Историк, оратор, механик, химик, минералог, художник и поэт — он все тщательно исследовал и постигал.

Английские версии произведений Михаила Ломоносова

Михаил Васильевич Ломоносов о корпускулярной теории. Перевод Генри М. Лестера. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета, 1970. «Михаил В. Ломоносов», в «Литературе России восемнадцатого века», т. 1. Перевод Гарольда Сегеля. Нью-Йорк: Даттон, 1967.

Произведения о Михаиле Ломоносове

Браун, Уильям Эдвард. «Михаил Ломоносов и торжественная ода» в истории русской литературы XVIII века. Анн-Арбор, штат Мичиган: Ардис, 1980.

Меншуткин, Борис Н. Российский Ломоносов: химик, придворный, физик, поэт. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1952 г.

Паволова Галина Евгеньевна. Михаил Васильевич Ломоносов: его жизнь и творчество. Перевод Артура Аксенова. М .: Мир, 1984.

.

Михаил Ломоносов и Академия наук XVIII в.

Михаил Ломоносов и Академия наук XVIII в.-Петербургская Академия наук основана Петром Великим в 1724 году, и одним из первых академиков был русский ученый и энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. Раздел музейной экспозиции в башне Кунсткамеры рассказывает о раннем этапе истории Российской академии наук.

Коллекция включает в себя такие ценные коллекции, как немногочисленные уцелевшие личные вещи Ломоносова, мозаичные портреты, сделанные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты 14 -го -19 -го веков, книги, в том числе многие библиографические раритеты. Интересны произведения искусства, графики и скульптуры, предметы декоративно-прикладного искусства, мебель.

Выставка воссоздает атмосферу научного заведения 18 -го века. Здесь работали также всемирно известные ученые, приглашенные Петром Великим в Петербургскую Академию наук: Н. и Д. Бернулли, Ж.-Н. Де Л’Иль, Г.Ф. Миллер, Л. Эйлер и другие. Первым русским академиком был выдающийся ученый Ломоносов: он был избран членом в 34 года.

Огромный круглый стол для переговоров символизирует масштабность идей и проектов, которые обсуждали первые ученые России. Слова Петра Великого «Слава государства должна искать через искусство и науку» можно рассматривать как эпиграф к этой и ряду других выставок музея.

Вид на М. Ломоносова и экспозицию Академии наук XVIII века

Портрет Михаила Ломоносова. Л. Миропольский. 1787.Холст, масло

Химическая лаборатория Михаила Ломоносова (1748 — 1811). Модель разработана Робертом Каплан-Ингелем. 1948-1949

Портрет Петра I работы Михаила Ломоносова. 1757. Смальта

.

Образцы красителей и литье для стекла из химической лаборатории Михаила Ломоносова

Образцы смальт. 18 век

Линза зажигательного инструмента Эренфрида Вальтера Чирнхауса. Саксония. 1699

М.В. Ломоносов. Краткое руководство к красноречию …. Санкт-Петербург. 1748

В Главархиве предоставлены документы к 310-летию со дня рождения Михаила Ломоносова / Новости / Сайт Москвы

Московский Главархив предоставил документы, рассказывающие о жизни, творческом и научном наследии Михаила Ломоносова. 19 ноября исполняется 310 лет со дня его рождения.

О Ломоносове написаны книги и стихи, созданы его живописные и скульптурные портреты.Он был многогранной личностью — поэт, физик, химик, астроном, металлург и горный специалист, историк и филолог.

Михаил Ломоносов родился в петровскую эпоху, а наиболее плодотворный период его деятельности пришелся на правление Елизаветы Петровны. Он был сыном простого архангельского крестьянина-поморника, стал ученым-академиком. Жизненный путь и открытия Ломоносова долгие годы вдохновляли исследователей, поэтов и прозаиков.

Пример мужества и трудолюбия

Литературный критик и писатель Сергей Андреев-Кривич сохранил в своем фонде произведения, посвященные биографии ученого: «Крестьянский сын Михайло Ломоносов» и «Родить себе платонов…’- произведение, получившее в качестве названия строчку из литературного произведения М.В. Ломоносова «Ода в день восхождения на престол императрицы Елизаветы Петровны». Эти книги были изданы в 60-е годы для широкого круга читателей, особенно для тех, кто только выбирал свой путь. Ведь биография ученого — образец отваги, изобретательности и трудолюбия. Такие важные книги, как стихотворение Алексея Маркова «Михайло Ломоносов», сохранились в фонде переводчика Льва Озерова.

Статьи с размышлениями о Ломоносове и его вкладе в развитие отечественного естествознания хранятся в фонде философа Василия Богатова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *